Электрооборудование

Типы плавких вставок предохранителей. Предохранители - электрические аппараты

Типы плавких вставок предохранителей.  Предохранители - электрические аппараты

Плавкий предохранитель состоит из плавкой вставки и патрона, в который устанавливается плавкая вставка, которая может заменяться при перегорании (у предохранителей на малые токи плавкая вставка не сменная, конструкция является одноразовой и при срабатывании производится замена целиком предохранителя в держателе).

Плавкая вставка внутри патрона помещается в специальную дугогогасящую среду (например кварцевый песок), которая при срабатывании интенсивно охлаждает и деионизирует электрическую дугу, не давая выйти в наружу через корпус. В некоторых типах предохранителей имеется корпус из газогенерирующего материала (например фибры), при термическом действии дуги происходит интенсивное газовыделение с гашением внутри корпуса. В предохранителях на малые токи плавки вставки могут находится в среде инертных газов (для исключения окисления плавкой вставки со временем: находящаяся под током плавкая вставка нагревается и интенсивнее происходит процесс окисления).

Пакеты с предохранителями могут включать в себя функцию отбраковки, такую ​​как штифт, паз или язычок, что предотвращает обмен другими аналогичными предохранителями. Предохранители могут быть изготовлены с корпусами разного размера, чтобы предотвратить обмен различными номиналами или типами предохранителей. Например, предохранители типа «Бутылка» различают рейтинги с разными диаметрами колпачка. Автомобильные стеклянные плавкие предохранители изготавливались разной длины, чтобы предотвратить использование высоконадежных предохранителей в цепи, предназначенной для более низкого номинала.

Предохранители для защиты полупроводниковых элементов (быстродействующие) имеют дополнительные элементы конструкции для ускорения срабатывания: при этом перерыв электрической цепи внутри предохранителя производится электродинамическими силами и натянутыми пружинами. Ускорение срабатывания предохранителя производится также использованием металлургического эффекта.

Стеклянные картриджи и штепсельные плавкие предохранители позволяют напрямую проверять плавкий элемент. Другие предохранители имеют другие методы индикации, включая. Указательный штифт или нажимной штифт - выходит из крышки предохранителя, когда элемент взорван. Окно элемента - маленькое окно, встроенное в корпус плавкого предохранителя, чтобы обеспечить визуальную индикацию выдуваемого элемента. Внешний индикатор отключения - аналогичная функция для штыря ударника, но может быть внешне прикреплена к совместимому предохранителю. Индикатор диска - цветной диск выпадает при раздутии элемента. . Некоторые предохранители позволяют устанавливать специальный микропереключатель или релейный блок на корпус плавкого предохранителя.

Различается номинальный ток плавкой вставки и номинальный ток патрона (для одного патрона выпускаются несколько номиналов вставок одинакового габарита и на разный ток).

Разновидности плавких предохранителей

Различные бытовые предохранители в керамическом корпусе.

Разрущающийся защитный элемент плавкого предохранителя или некоторую сменную конструкцию с этим элементом обычно называют вставкой . Вставка сменная, заменяется на новую после акта срабатывания.

Когда элемент предохранителя дует, индикаторный штырь расширяется, чтобы активировать микропереключатель или реле, что, в свою очередь, вызывает событие. Некоторые предохранители для приложений среднего напряжения используют два отдельных ствола и два плавких предохранителя параллельно.

Стандарт представлен в четырех томах, в которых описываются общие требования, предохранители для промышленного и коммерческого применения, предохранители для бытовых применений и предохранители для защиты полупроводниковых приборов. В североамериканских стандартах «плавкий предохранитель» представляет собой заменяемую часть сборки, а «плавкая вставка» - это голый металлический элемент для установки в предохранитель.

Для защиты электрических цепей устройствами неоднократной защиты, экономически целесообразно применять автоматические выключатели - восстанавливающие электрическую цепь манипуляцией (автоматические выключатели).

В слаботочных низковольтных цепях применяются самовосстанавливающиеся предохранители.

Плавкий предохранитель для маломощных приборов

Автомобильные предохранители используются для защиты электропроводки и электрооборудования для транспортных средств. Существует несколько различных типов автомобильных предохранителей, и их использование зависит от конкретных требований применения, напряжения и тока электрической цепи. Автомобильные предохранители могут быть установлены в блоках предохранителей, встроенных держателях предохранителей или зажимах для предохранителей. Некоторые автомобильные предохранители иногда используются в неавтомобильных электрических приложениях.

В электрической цепи плавкий предохранитель является слабым участком электрической цепи, сгорающим при превышении силой тока относительно номинального, тем самым разрывая цепь, и, предотвращая последующее развитие аварии . По типам плавкие предохранители классифицируются на следующие типы:

слаботочные вставки (для защиты электроприборов с не высоким потреблением - до 6 ампер)

Автомобильные предохранители можно разделить на четыре категории. Высоковольтные предохранители используются для защиты измерительных трансформаторов, используемых для учета электроэнергии, или для небольших силовых трансформаторов, где расход автоматического выключателя не оправдан. Например, в системах распределения предохранитель питания может использоваться для защиты трансформатора, обслуживающего 1-3 дома. Автоматический выключатель на 115 кВ может стоить в пять раз больше, чем набор предохранителей, поэтому экономия в результате может составлять десятки тысяч долларов.

Также, плавкие предохранители различаются по временны́м характеристикам срабатывания при превышении номинального тока .

Из-за инертности срабатывания плавких предохранителей, в профессиональной среде электриков они довольно часто используются в качестве селективной защиты в паре с автоматическими выключателями. Селективности между самими плавкими вставками добиваются соотношением 1:1,6 [там же], время-токовая характеристика плавких предохранителей устанавливается зависимостью соответственно I²t ; ПУЭ регулирует защиту воздушных проводящих линий таким образом, чтобы предохранитель срабатывал за 15 секунд (ток короткого замыкания в конце линии должен быть равен трём номинальным токам предохранителя). Существенной величиной является время, за которое происходит разрушение проводника при превышении установленного тока. С целью уменьшения этого времени некоторые плавкие предохранители содержат пружину предварительного натяжения. Эта пружина также разводит концы разрушенного проводника, предотвращая возникновение дуги.

Трансформаторы, установленные на полюсе, почти всегда защищены плавким вырезом, который может заменить элемент плавкого предохранителя, используя инструменты обслуживания в режиме реального времени. Большие предохранители мощности используют плавкие элементы из серебра, меди или олова для обеспечения стабильной и предсказуемой производительности. Высоковольтные предохранители вытеснения окружают плавкую связь с газообразующими веществами, такими как борная кислота. Когда плавкий предохранитель дует, тепло от дуги заставляет борную кислоту вырабатывать большие объемы газов.

Конструкция плавкого предохранителя

40-амперные предохранители с характеристикой срабатывания «gG», равносильные советской характеристике «ППН»

плавкая вставка - элемент содержащий разрывную часть электрической цепи (например проволоку, перегорающую при превышении определённого уровня тока)

механизм крепления плавкой вставки к контактам, обеспечивающим включение предохранителя в электрическую цепь и монтаж предохранителя в целом.

Соответствующие высоконапорные и охлаждающие газы быстро гасят полученную дугу. Горячие газы затем взрывоопасно вытесняются из конца предохранителя. Такие предохранители могут использоваться только на открытом воздухе. Высоковольтные предохранители высокого напряжения представляют собой автономные защитные коммутационные устройства, используемые для 115 кВ. Они используются в сетях электропитания и для использования в целях распределения. Наиболее частое применение в трансформаторных цепях, с дальнейшим использованием в цепях двигателей и на конденсаторных батареях.

Исполнительный механизм плавкого предохранителя

Плавкие вставки (в керамическом корпусе) предохранителя

Разъединитель предохранителей для монтажа на DIN-рейку

Плавкая вставка предохранителя обычно представляет собой стеклянную или фарфоровую оболочку, на основаниях которой располагаются контакты, а внутри находится тонкий проводник из относительно легкоплавкого металла. Определённой силе тока срабатывания соответствует определённое поперечное сечение проводника. Если сила тока в цепи превысит максимально допустимое значение, то легкоплавкий проводник перегревается и расплавляется, защищая цепь со всеми её элементами от перегрева и возгорания.

Эти типы предохранителей могут иметь контактный штырь для управления механизмом переключения, так что все три фазы прерываются, если какой-либо предохранитель срабатывает. «Мощный предохранитель» означает, что эти предохранители могут прервать несколько килоампер. Некоторые производители протестировали свои предохранители на ток отключения до 63 кА.

Предохранители по сравнению с автоматическими выключателями

Предохранители имеют преимущества часто быть менее дорогостоящими и более простыми, чем автоматический выключатель для аналогичных рейтингов. Перегоревший предохранитель следует заменить новым устройством, которое менее удобно, чем просто сброс выключателя и, следовательно, может препятствовать людям игнорировать ошибки. С другой стороны, замена плавкого предохранителя без изоляции цепи может быть опасна сама по себе, особенно если неисправность представляет собой короткое замыкание.

Плавкие вставки используемых в домашнем хозяйстве пробковых предохранителей имеют следующую маркировку (DIN 18015-1):

Наибольшее распространение получили кварцевые и газогенерирующие предохранители.

В кварцевых предохранителях (ПК) патрон заполнен кварцевым песком, и дуга гасится путем удлинения, дробления и соприкосновения с твердым диэлектриком.

Специальные специальные ограничители тока применяются перед некоторыми прерывателями с формованным корпусом для защиты выключателей в низковольтных силовых цепях с высоким уровнем короткого замыкания. «Предохранители, ограничивающие ток» работают так быстро, что ограничивают общую «пропущенную» энергию, которая проходит в цепь, помогая защитить оборудование ниже по течению от повреждений.

Некоторые типы автоматических выключателей должны поддерживаться на регулярной основе, чтобы обеспечить их механическую работу во время перерыва. Это не относится к предохранителям, которые основаны на процессах плавления, когда механическая работа не требуется для срабатывания предохранителя в условиях сбоя.

В газогенерирующих предохранителях для гашения дуги используются твердые газогенерирующие материалы (фибра, винипласт и др.). Газогенерирующие предохранители выполняются с выхлопом и без выхлопа газа из патрона при срабатывании. Предохранители с выхлопом газа из патрона называют также стреляющими (ПСН-10 и ПС-35), поскольку срабатывание их сопровождается звуком, похожим на оружейный выстрел. Предохранители напряжением выше 1 кВ выполняются как для внутренней, так и для наружной установки.

В многофазной силовой цепи, если открывается только один предохранитель, оставшиеся фазы будут превышать нормальные токи и несимметричные напряжения с возможным повреждением двигателей. Предохранители воспринимают только максимальную токовую температуру или, в определенной степени, перегрев, и обычно не могут использоваться независимо с защитным ретранслятором для обеспечения более сложных защитных функций, например, обнаружения замыкания на землю.

Некоторые производители предохранителей среднего напряжения объединяют характеристики максимальной токовой защиты плавкого элемента с гибкостью релейной защиты, добавляя пиротехническое устройство к предохранителю, управляемому реле внешней защиты. Возобновляемые предохранители позволяют пользователю заменять, но это может быть опасно, так как легко вставить в держатель более высокий номинальный или двойной плавкий предохранитель или просто подгонять его медным проводом или даже совершенно другим типом проводящего объекта к существующей несущей.

Защита в лампах накаливания

Лампы накаливания снабжают плавкими предохранителями для предотвращения перегрузки питающей цепи в случае возникновения электрической дуги в момент перегорания лампы. Предохранителем в лампе служит участок одного из вводных проводников, расположенных в цоколе лампы. Этот участок имеет меньшее сечение по сравнению с остальной длиной провода; в лампах с прозрачной колбой это можно заметить, рассматривая лампу на просвет. Для 220-вольтовых бытовых ламп предохранитель обычно рассчитан на ток 7 А.

Такое вмешательство не будет видно без полного осмотра плавкого предохранителя. По этой причине проволока для предохранителей никогда не использовалась в Северной Америке, хотя для распределительных щитов продолжают использоваться возобновляемые предохранители.

Существует два типа плавких вставок, которые можно вкрутить в эти устройства - один предназначен для надежных несущих флюзеров и один предназначен для держателей плавких предохранителей. В обоих случаях носители с более высоким рейтингом имели более широкие контакты, поэтому перевозчик не мог быть изменен для более высокого номинала без изменения базы. Чтобы предотвратить установку предохранителей с чрезмерным номинальным током, более поздние блоки предохранителей включали функции отбраковки в гнезде предохранителя.

Устройство автоматического предохранителя
1 - тумблерный вкл/выключатель
2 - механический привод
3 - контактная система
4 - разъёмы (2 шт)
5 - тепловой расцепитель
6 - калибровочный винт
7 - электромагнитный расцепитель
8 - дугогасительная камера

Автоматический предохранитель (правильное название: Автоматический выключатель , также называется «автомат защиты», «защитный автомат» или же просто «автомат») состоит из диэлектрического корпуса, внутри которого располагаются подвижный и неподвижный контакты. Подвижный контакт подпружинен, пружина обеспечивает усилие для быстрого расцепления контактов. Механизм расцепления приводится в действие одним из двух расцепителей: тепловым или электромагнитным.

В некоторых установках используются перезагружаемые миниатюрные тепловые выключатели, которые вставляются в гнездо предохранителя. Одна из форм злоупотребления плавким предохранителем заключалась в том, чтобы положить копейку в розетку, которая нанесла ущерб сверхтоковой защите и привела к опасному состоянию.

Согласование последовательностей предохранителей

Когда несколько предохранителей соединены последовательно на разных уровнях системы распределения мощности, желательно продувать только предохранитель, наиболее близкий к неисправности. Этот процесс называется «координацией» и может потребовать, чтобы временные характеристики двух предохранителей были построены на общей текущей основе. Предохранители выбираются так, чтобы минор, ветвь, плавкий предохранитель разъединили свою цепь задолго до того, как источник питания, основной предохранитель начнет плавиться.

Конструкция автоматического предохранителя

Тепловой расцепитель представляет собой биметаллическую пластину, нагреваемую протекающим током. При протекании тока выше допустимого значения биметаллическая пластина изгибается и приводит в действие пружину, отводящую подвижный контакт, разрывая тем самым электрическую цепь. Время срабатывания зависит от тока (время-токовая характеристика) и может изменяться от секунд до часа. Минимальный ток, при котором должен срабатывать тепловой расцепитель, составляет 1,3 от номинального тока предохранителя до 63 ампер и свыше 63 ампер 1,45 от номинального тока предохранителя. В отличие от плавкого предохранителя, автоматический предохранитель готов к следующему использованию после остывания пластины.

Таким образом, прерывается только неисправная цепь с минимальным возмущением к другим цепям, питаемым общим предохранителем питания. Если предохранители в системе имеют одинаковые типы, можно использовать простые соотношения между знаками предохранителя, наиболее близкого к нагрузке, и следующего плавкого предохранителя к источнику.

Так называемые «самовосстанавливающиеся» предохранители используют термопластичный проводящий элемент, известный как термистор с положительным температурным коэффициентом полимера, который препятствует контуру во время сверхтокового режима. «Термальный предохранитель» часто встречается в потребительском оборудовании, таком как кофеварки или фены, или трансформаторы, питающие небольшие устройства бытовой электроники. Они содержат плавкий, чувствительный к температуре сплав, который удерживает пружинный контактный механизм, нормально закрытый.

Тем не менее, параметры автоматического предохранителя могут изменяться при каждом срабатывании из-за обгорания контактов . Эту особенность следует учитывать в промышленных установках.

Магнитный (мгновенный) расцепитель представляет собой соленоид, подвижный сердечник которого приводит в действие пружину, отводящую подвижный контакт. Ток, проходящий через автоматический выключатель, течет по обмотке соленоида и вызывает втягивание сердечника при превышении заданного порога. Мгновенный расцепитель, в отличие от теплового, срабатывает очень быстро (доли секунды), но при значительно большем превышении тока: в 6 и более раз от номинального тока, в зависимости от типа (автоматические выключатели делятся на типы A, B, C, D, E и K в зависимости от характеристики срабатывания расцепителей).

Когда окружающая температура становится слишком высокой, сплав расплавляется и позволяет механизму пружинного контакта разрушать контур. Устройство может использоваться для предотвращения пожара в феном, например, путем отключения источника питания нагревательных элементов при прерывании потока воздуха. Термальные предохранители - это «одноразовые», несбрасываемые устройства, которые необходимо заменить после их активации.

Предохранители имеют определенное значение электрического сопротивления. При воздействии тока их температура будет возрастать в зависимости от нагрузки. Результаты испытаний для повышения температуры могут значительно варьироваться в зависимости от типа используемого соединителя или плавкого предохранителя, и поэтому производительность предохранителей измеряется с помощью стандартного приспособления. Поскольку измерения температуры повышаются в лаборатории, будут отличаться от данных, полученных во время фактического вождения, общий подход заключается в проведении второй оценки на основе тестов надежности для каждой модели транспортного средства.

Во время расцепления контактов может возникнуть электрическая дуга, поэтому контакты имеют особую форму и находятся в дугогасительной камере.

Расчёт необходимого предела срабатывания

Расчёт предохранителя ведётся с учётом тока короткого замыкания в конце линии, допустимого нагрева проводников, допустимого уменьшения напряжения (не более 4-5 %), а также с учётом потребностей самого потребителя. Выделенная в ходе протекания электрического тока через проводники теплота должна рассеиваться в окружающую среду, не повреждая при этом каких-либо частей и/или составляющих проводящих частей электрооборудования.

Расчёт нужд потребителя рассчитывается по формуле: , где

I nom - номинальный ток срабатывания предохранителя, А;

P max - максимальная мощность нагрузки, Вт (с запасом примерно 20 %);

U - напряжение сети, В.

Предохранитель выбирается из стандартного ряда, с ближайшим номинальным током срабатывания, превышающим полученное значение. Так же должны учитываться пусковые токи нагрузки потребителя при выборе характеристики.

Условия выбора предохранителя в трёхфазных цепях (нагрузки):

Для трёхфазного эл. приёмника без пусковых токов (нагреватель и др.)

Iвст. ≥ Iдл.расч. ,

Для трёхфазного эл. приёмника c пусковым током (Электрический двигатель)

Iвст. =Кп∙Iном/α.
где: Кп =5…8 (обычно 7) - коэффициент пуска ЭД (Iпуска =Кп∙Iном),
α - коэффициент тяжести пуска: 1,6 - тяжёлый, 2 - средний, 2,5 - лёгкий пуск.

При этом должно выполняться неравенство: IК. З. ≥ 3∙Iвст. Где: IК. З. - ток короткого замыкания (в защищаемом участке цепи)

Техника безопасности

Ножевые предохранители, представляющие потенциальную опасность электротравм при замене.

Каждый тип предохранителей требует свой подход к обслуживанию и замене.

Некоторые типы предохранителей (особенно для больших токов) могут представлять опасность для простого потребителя и требуют обслуживания со стороны квалифицированного персонала.

Самовольное увеличение номиналов может повлечь за собой повреждение электропроводки высокой температурой вплоть до пожара.

Замена предохранителей

Замена предохранителей бытовым пользователем может производиться только при снятом напряжении и нагрузке. Замена предохранителя под нагрузкой может привести к возникновению электрической дуги и, как следствие, - повреждению глаз, ожогам рук, порче держателя предохранителя. Однако конструкция многих советских потребительских щитов не предусматривает предварительного отключения перед заменой предохранителя; это объясняется тем, что при откручивании пробки в момент отсоединения корпус находится всё ещё в патроне и, следовательно, потребитель не имеет доступа к дуге. Однако, после снятия предохранителя потребитель имеет доступ к находящимся под опасным напряжением токоведущим частям. В странах Европы для устранения этого недостатка используется более безопасный разъединитель предохранителей с номиналами пробковых предохранителей.

В электроустановках до 1000 вольт замена предохранителей с открытыми токоведущими частями должна производиться квалифицированным персоналом с использованием средств защиты лица и глаз, специальными клещами, рука меняющего работника должна быть защищена диэлектрической перчаткой. Также применяется комбинированное устройство в виде диэлектрической перчатки со вшитыми клещами для замены предохранителей.

Замена высоковольтных предохранителей может производиться только при отключённой и заземлённой установке (с помощью штатных заземляющих ножей или специального переносного заземления - ПЗ).

Использование предохранителя в качестве коммутационного аппарата

Принципиальная схема защиты от случайного возвращения напряжения

Почти всегда при работах в электроустановке существует необходимость снять напряжение для безопасного проведения тех или иных работ в электроустановке. Часто в щитах производственных электроустановок коммутационные аппараты имеют комплектные заземляющие ножи со штатным приводом, то аппараты в щитах бытовых потребителей ограничиваются более простыми конструкциями, всего лишь разрывающими цепь в случае аварийной ситуации. Зачастую, при проведении электроработ в жилом секторе ограничиваются только отключением предохранителя, причём отключенный на время проведения электроработ предохранитель никак не помечается - при случайном включении кем-то посторонним, производящие в отключённом участке линии электроработы люди окажутся под опасным напряжением. Для этого при проведении работ в бытовых однофазных сетях необходимо отключать обе вводные линии - фазную и нулевую (защитный нулевой проводник, если сеть трёхпроводная, коммутационного аппарата не имеет и подключается к корпусам глухо).

17. Неисправности в работе асинхронного двигателя и способы устранения (дать определение, устройство асинхронного двигателя, неисправности, конструкция, принцип работы, сопротивление изоляции, организационные и технические мероприятия, статор и ротор)

Устройство асинхронного двигателя



1. Крышки двигателя 2. Подшипники 3. Ротор 4. Статор 5. Крыльчатка охлаждения Рис.2 Устройство асинхронного двигателя
Асинхронный двигатель имеет в своём составе две основные детали: статор и ротор, разделённые воздушным зазором. Статор (от латинского-стою) - неподвижная часть двигателя, взаимодействующая с подвижной частью-ротором. Активными частями статора являются обмотки и магнитопровод (сердечник). Обмотка статора в общем случае представляет собой многофазную обмотку, проводники которой равномерно уложены по окружности в пазы сердечника. Асинхронные двигатели для стиральных машин имеют две скорости вращения. В режиме стирки частота вращения на роторе двигателя составляет около 300 об/мин, а в режиме отжима (центрифугирования) 2800 об/мин. Поэтому, такие двигатели называют двухскоростные и для каждого режима работы применяется своя обмотка. Статор в рассматриваемом двигателе является электромагнитом, который создаёт магнитное поле.
Ротор- подвижная часть двигателя (Рис.3) В асинхронных двигателях это короткозамкнутая обмотка, которую часто называют "беличьей клеткой" из-за схожести конструкции. Алюминиевые или медные стержни статора замкнуты накоротко с торцов кольцами и как правило заливаются сплавом алюминия.Сердечник (вал ротора) имеет зубчатую структуру, который жестко скреплён с "беличьей клеткой". Вал ротора вращается на двух подшипниках, опорами которого являются крышки двигателя. Для лучшего охлаждения обмоток статора, на роторе устанавливаются крыльчатки с лопастями. 1. Сердечник из штампованных листов стали или залитый сплавом алюминия 2. Стальной вал с зубцами 3.Короткозамкнутая обмотка в виде "беличьей клетки" Рис.3Устройство ротора асинхронного двигателя
Двигатель при пуске не разворачивается или скорость его вращения ненормальная. Причинами указанной неисправности могут быть механические и электрические неполадки. К электрическим неполадкам относятся: внутренние обрывы в обмотке статора или ротора, обрыв в питающей сети, нарушения нормальных соединений в пусковой аппаратуре. При обрыве обмотки статора в нем не будет создаваться вращающееся магнитное поле, а при обрыве в двух фазах ротора в обмотке последнего не будет тока, взаимодействующего с вращающимся полем статора, и двигатель не сможет работать. Если обрыв обмотки произошел во время работы двигателя, он может продолжать работать с номинальным вращающим моментом, но скорость вращения сильно понизится, а сила тока настолько увеличится, что при отсутствии максимальной защиты может перегореть обмотка статора или ротора. В случае соединения обмоток двигателя в треугольник и обрыва одной из его фаз двигатель начнет разворачиваться, так как его обмотки окажутся соединенными в открытый треугольник, при котором образуется вращающееся магнитное поле, сила тока в фазах будет неравномерной, а скорость вращения - ниже номинальной. При этой неисправности ток в одной из фаз в случае номинальной нагрузки двигателя будет в 1,73 раза больше, чем в двух других. Когда у двигателя выведены все шесть концов его обмоток, обрыв в фазах определяют мегаомметром. Обмотку разъединяют и измеряют сопротивление каждой фазы. Скорость вращения двигателя при полной нагрузке ниже номинальной может быть из-за пониженного напряжения сети, плохих контактов в обмотке ротора, а также из-за большого сопротивления в цепи ротора у двигателя с фазным ротором. При большом сопротивлении в цепи ротора возрастает скольжение двигателя и уменьшается скорость его вращения. Сопротивление в цепи ротора увеличивают плохие контакты в щеточном устройстве ротора, пусковом реостате, соединениях обмотки с контактными кольцами, пайках лобовых частей обмотки, а также недостаточное сечение кабелей и проводов между контактными кольцами и пусковым реостатом. Плохие контакты в обмотке ротора можно выявить, если в статор двигателя подать напряжение, равное 20-25% номинального. Заторможенный ротор медленно поворачивают вручную и проверяют силу тока во всех трех фазах статора. Если ротор исправен, то при всех его положениях сила тока в статоре одинакова, а при обрыве или плохом контакте будет изменяться в зависимости от положения ротора. Плохие контакты в пайках лобовых частей обмотки фазного ротора определяют методом падения напряжения. Метод основан на увеличении падения напряжения в местах недоброкачественной пайки. При этом замеряют величины падения напряжения во всех местах соединений, после чего результаты измерений сравнивают. Пайки считаются удовлетворительными, если падение напряжения в них превышает падение напряжения в пайках с минимальными показателями не более чем на 10%. У роторов с глубокими пазами может также происходить разрыв стержней из-за механических перенапряжений материала. Разрыв стержней в пазовой части короткозамкнутого ротора определяют следующим образом. Ротор выдвигают из статора и в зазор между ними забивают несколько деревянных клиньев, чтобы ротор не мог повернуться. К статору подводят пониженное напряжение не более 0,25 Uном. На каждый паз выступающей части ротора поочередно накладывают стальную пластину, которая должна перекрывать два зубца ротора. Если стержни целые, пластина будет притягиваться к ротору и дребезжать. При наличии разрыва притяжение и дребезжание пластины исчезают. Двигатель разворачивается при разомкнутой цепи фазного ротора.Причина неисправности - короткое замыкание в обмотке ротора. При включении двигатель медленно разворачивается, а его обмотки сильно нагреваются, так как в замкнутых накоротко витках вращающимся полем статора наводится ток большой величины. Короткие замыкания возникают между хомутиками лобовых частей, а также между стержнями при пробое или ослаблении изоляции в обмотке ротора. Это повреждение определяют тщательным внешним осмотром и измерением сопротивления изоляции обмотки ротора. Если при осмотре не удается обнаружить повреждение, то его определяют по неравномерному нагреву обмотки ротора на ощупь, для чего ротор затормаживают, а к статору подводят пониженное напряжение. Равномерный нагрев всего двигателя выше допустимой нормы может получиться в результате длительной перегрузки и ухудшения условий охлаждения. Повышенный нагрев вызывает преждевременный износ изоляции обмоток. Местный нагрев обмотки статора, который обычно сопровождается сильным гудением, уменьшением скорости вращения двигателя и неравномерными токами в его фазах, а также запахом перегретой изоляции. Эта неисправность может возникнуть в результате неправильного соединения между собой катушек в одной из фаз, замыкания обмотки на корпус в двух местах, замыкания между двумя фазами, короткого замыкания между витками в одной из фаз обмотки статора. При замыканиях в обмотках двигателя вращающимся магнитным полем в короткозамкнутом контуре будет наводиться э. д. с, которая создаст ток большой величины, зависящий от сопротивления замкнутого контура. Поврежденная обмотка может быть найдена по величине измеренного сопротивления, при этом поврежденная фаза будет иметь меньшее сопротивление, чем исправные. Сопротивление измеряют мостом или методом амперметра - вольтметра. Поврежденную фазу можно также определить методом измерения тока в фазах, если к двигателю подвести пониженное напряжение. При соединении обмоток в звезду ток в поврежденной фазе будет больше, чем в других. Если обмотки соединены в треугольник, линейный ток в двух проводах, к которым присоединена поврежденная фаза, будет больше, чем в третьем проводе. При определении указанного повреждения у двигателя с короткозамкнутым ротором последний может быть заторможенным или вращаться, а у двигателей с фазным ротором обмотка ротора может быть разомкнута. Поврежденные катушки определяют по падению напряжения на их концах: на поврежденных катушках падение напряжения будет меньше, чем на исправных. Местный нагрев активной стали статора происходит из-за выгорания и оплавления стали при коротких замыканиях в обмотке статора, а также при замыкании листов стали вследствие задевания ротора о статор во время работы двигателя или вследствие разрушения изоляции между отдельными листами стали. Признаками задевания ротора о статор являются дым, искры и запах гари; активная сталь в местах задевания приобретает вид полированной поверхности; появляется гудение, сопровождающееся вибрацией двигателя. Причиной задевания служит нарушение нормального зазора между ротором и статором в результате износа подшипников, неправильной их установки, большого изгиб вала, деформации стали статора или ротора, одностороннего притяжения ротора к статору из-за витковых замыканий в обмотке статора, сильной вибрации ро-тора, который определяют щупом. Ненормальный шум в двигателе. Нормально работающий двигатель издает равномерное гудение, которое характерно для всех машин переменного тока. Возрастание гудения и появление в двигателе ненормальных шумов могут явиться следствием ослабления запрессовки активной стали, пакеты которой будут периодически сжиматься и ослабляться под воздействием магнитного потока. Для устранения дефекта необходимо перепрессовать пакеты стали. Сильное гудение и шумы в машине могут быть также результатом неравномерности зазора между ротором и статором. Повреждения изоляции обмоток могут произойти от длительного перегрева двигателя, увлажнения и загрязнения обмоток, попадания на них металлической пыли, стружек, а также в результате естественного старения изоляции. Повреждения изоляции могут вызвать замыкания между фазами и витками отдельных катушек обмоток, а также замыкание обмоток на корпус двигателя. Увлажнение обмоток происходит в случае длительных перерывов в работе двигателя, при непосредственном попадании в него воды или пара в результате хранения двигателя в сыром неотапливаемом помещении и т. д. Металлическая пыль, попавшая внутрь машины, создает токопроводящие мостики, которые постепенно могут вызвать замыкания между фазами обмоток и на корпус. Необходимо строго соблюдать сроки осмотров и планово-предупредительных ремонтов двигателей. Сопротивление изоляции обмоток двигателя напряжением до 1000 в не нормируется, изоляция считается удовлетворительной при сопротивлении 1000 ом на 1 в номинального напряжения, но не менее 0,5 Мом при рабочей температуре обмоток. Замыкание обмотки на корпус двигателя обнаруживают мегаомметром, а место замыкания - способом «прожигания» обмотки или методом питания ее постоянным током. Способ «прожигания» заключается в том, что один конец поврежденной фазы обмотки присоединяют к сети, а другой - к корпусу. При прохождении тока в месте замыкания обмотки на корпус образуется «прожог», появляются дым и запах горелой изоляции. Двигатель не идет в ход в результате перегорания предохранителей в обмотке якоря, обрыва обмотки сопротивления в пусковом реостате или нарушения контакта в подводящих проводах. Обрыв обмотки сопротивления в пусковом реостате обнаруживают контрольной лампой или мегомметром.

Преимущества и недостатки однофазных асинхронных двигателей
К преимуществам можно отнести: простоту конструкции, относительно высокий ресурс двигателя, низкий уровень шума по сравнению с коллекторными двигателями (речь о которых идёт в другой главе), практически не требует профилактического обслуживания, максимум требуется смазывание, либо замена подшипников.
К недостаткам можно отнести: большие габариты и массу двигателя, большой пусковой ток, применение нескольких обмоток для каждого режима работы двигателя, низкий КПД (коэффициент полезного действия), при неизменном габарите невозможно увеличить мощность двигателя, этим и объясняется его применение в стиральных машинах с низким числом оборотов барабана при отжиме, плохая управляемость электронными схемами.

Режимы работы предохранителя Работа предохранителя протекает в двух резко различающихся режимах: в нормальных условиях; в условиях перегрузок и коротких замыканий. Первый этап - работа в штатном режиме сети. В нормальных условиях нагрев плавкого элемента имеет характер установившегося процесса, при котором все выделяемое в нем количество теплоты отдается в окружающую среду. При этом, кроме элемента, нагреваются до установившейся темпера­ туры и все другие детали предохранителя. Эта температура не должна превышать допустимых значений. Силу тока, на которую рассчитан плавкий элемент для длительной рабо­ ты, называют номинальной силой тока плавкого элемента (1 Н ом)- Она может быть отлична от номинальной силы тока самого предохранителя. Обычно в один и тот же предохранитель можно вставлять плавкие элементы на раз­ личные номинальные значения силы тока. Номинальная сила тока предохранителя, указанная на нем, равна наи­ большему значению тока плавкого элемента, предназначенного для данной конструкции предохранителя. При номинальной силе тока избыточное ко­ личество теплоты вследствие теплопроводности материала элемента успева­ ет распространиться к более широким частям, и весь элемент практически нагревается до одной температуры. Второй этап - возрастание силы тока в сети. Чтобы значительно сокра­ тить время плавления вставки при возрастании силы тока, элемент выпол­няют в виде пластинки с вырезами, уменьшающими ее сечение на отдель­ ных участках. На этих суженных участках выделяется большее количество теплоты, чем на широких. При коротком замыкании нагревание суженных участков происходит на­столько интенсивно, что отводом количества теплоты практически можно пренебречь Плавкий элемент расплавляется («перегорает») одновременно во всех или в нескольких суженных местах, причем сила тока в цепи при коротком замыкании не успевает достичь установившегося значения. В момент расплавления элемента в месте разрыва цепи возникает электри­ ческая дуга. Гашение дуги в современных предохранителях происходит в ограни­ ченном объеме патрона предохранителя. При этом плавкие предохранители делают такими, чтобы жидкий металл не мог повредить окружающие предметы. Общее устройство и конструкция В общем случае современный предохрани­ тель состоит из двух основных частей: фарфо­ рового основания с металлической резьбой; сменной плавкой вставки (рис. 21.1). Плавкая вставка такого предохранителя рас­считана на номинальные токи 10, 16, 20 А. По своей конструкции предохранители могут быть резьбового типа (пробочные) или трубчатые. На рис. 21.2 представлен предохранитель ППТ-10 с плавкой вставкой ВТФ (вставка трубчатая фар­форовая) на 6 или 10 А для установок до 250 В. Основание пластмассовое, крепится к несущей конструкции винтом. Внутри трубки (ВТФ) на­ ходится сухой кварцевый песок. Трубка уста­ навливается в отверстие крышки предохраните­ ля. К основным параметрам предохранителей относятся: номинальный ток; номинальное на­ пряжение; предельно отключаемый ток. Принцип действия Плавкая вставка при протекании по ней тока нагревается. Во время протекания через нее боль­ шого тока за счет перегрузки или короткого за­ мыкания она перегорает. Время перегораний пре­ дохранителей зависит от силы тока, проходящего через нить. Так, при коротком замыкании, пре дохранители перегорают достаточно быстро, и в этом наиболее опасном случае служат простой, дешевой и надежной защитой. Чтобы при перегора­нии плавкой вставки в предохранителе не проявилось опасное явление элек­ трической дуги, вставка помещается в фарфоровую трубку. Пример. Введем в цепь на рис. 21.3 предохраняющий участок длиной 30 мм из медной проволочки диаметром 0,2 мм. Площадь ее поперечного сечения; S = π r 2 = π /4 d 2 = 3,14 0,2 2: 4 = 0,0031 мм 2 . Сопротивление предохраняющего участка составляет 0,029 Ом. Затем мысленно выделим участок такой же длины, сопротивление рабочего алюминиевого провода сече­ нием 2,5 мм 2 такой же длины равно 0,00063 Ом. Так как при равных условиях количество теплоты пропорционально сопротивлению, в проволочке предохранителя вы­ делится в 0,029: 0,00063 = 46 раз больше теплоты. Выводы. При длительно допустимом для данного провода токе, он нагревается умерен­ но, а температура проволочки значительно выше, но она при этом не перегорает. При коротком замыкании проволочка настолько быстро нагревается, что перегорает. За это время рабочий провод не успевает нагреться до температуры, опасной для его изоляции. Важнейшая характеристика предохраните­ ля - зависимость времени перегорания плав­кого элемента от силы тока - времятоковая характеристика представлена на рис. 21.4. Достоинства плавких предохранителей 1. Время перегорания предохранителей зави­ сит от силы тока, проходящего через нить. Так, при коротком замыкании, когда ток очень велик, предохранители перегорают достаточно быстро, и в этом наиболее опасном случае служат простой, дешевой и надежной зашитой. 2. В большинстве плавках предохранителей предусмотрена возможность безопасной заме­ ны плавкой вставки под напряжением. Недостатки плавких предохранителей 1. Если ток в цепи незначительно превышает допустимый, плавкие предохранители плохо выполняют защитную роль. Примеры. При перегрузках до 30% срок службы проводки заметно сокращается, а предохранители не перегорают. При больших величинах перегрузок (до 50...70%) время перегорания предохранителей составляет от минуты до десятков минут. За это время изоляция перегруженных проводов успевает сильно перегреться. 2. Другим недостатком предохранителей является их повреждаемость. После перегорания пробку нужно заменять новой (перезаряжать). Для про­ стоты восстановления в конструкции плавких предохранителей применяют­ ся сменные калиброванные плавкие вставки.