Электрооборудование

Особенности внешнего строения и внутренней организации насекомых. Внутреннее и внешнее строение насекомых

Особенности внешнего строения и внутренней организации насекомых. Внутреннее и внешнее строение насекомых

Задание 1. Заполните таблицу.

Особенности внешнего строения насекомых в зависимости от их типа развития.

Представители групп насекомых : медведка обыкновенная - прямокрылые , яблоневая тля - равнокрылые , постельный клоп - клопы , жук-олень - жесткокрылые , бабочка-крапивница - чешуекрылые , лесная оса, комар-пискун - перепончатокрылые .

Задание 2. Выпишите номера названий насекомых в соответствии с их типом развития.

Названия насекомых:

1. Жук-плавунец

2. Медоносная пчела

3. Комар-пискун

4. Стрекоза-коромысло

5. Бабочка-крапивница

6. Зеленый кузнечик

7. Саранча

Развитие с неполным превращением : 4, 6, 7

Развитие с полным превращением : 1, 2, 3, 5

Задание 3. Выпишите номера правильных утверждений.

Утверждения:

1. У гусениц бабочки-капустницы и взрослых бабочек разные типы ротовых аппаратов.

2. Личинки бабочки-капустницы окукливаются под землей.

3. Куколки насекомых активно питаются и превращаются во взрослых особей.

4. Развитие с полным превращением проходит в такой последовательности: яйцо - личинка - взрослое насекомое.

5. При развитии с неполным превращением отсутствует стадия личинки.

6. Для кузнечиков и саранчи характерно развитие с неполным превращением.

7. Мухи, бабочки, комары и стрекозы развиваются с полным превращением.

8. Личинки саранчи похожи на взрослую саранчу.

Правильные утверждения: 2, 3, 4, 8

Задание 4. Насекомые размножаются фантастически быстро: через пять месяцев потомство одной комнатной мухи могло бы достичь 7,6 млрд особей. Но этого не происходит. Объясните почему.

Многие мухи погибают не достигнув половой зрелости (их съедают или убивают), а значит не могут оставить потомства, но и личинками мух тоже питаются, поэтому мухи не достигают такого большого количества особей.

Задание 5. Заполните схему.

Тип членистоногие:

Класс Насекомые:

1. Группа Прямокрылые. Признаки : 2 пары крыльев; ноги - прыгательные, ротово аппарат - грызущий.

2. Группа Равнокрылые. Признаки : ротовой аппарат - колюще-сосущего типа, крылья складываются домиком.

3. Группа Клопы, или Полужесткокрылые. Признаки : спереди крылья жесткие, а сзади мягкие, ротовой аппарат - колюще-сосущий.

4. Группа Бабочки, или Чешуекрылые. Признаки : на крыльях мягкие хитиновые чешуйки, ротовой аппарат - сосущий.

5. Группа Жуки, или Жесткокрылые. Признаки : жесткие надкрылья, ротовой аппарат грызущий.

6. Группа Двукрылые насекомые. Признаки: одна пара крыльев, ротовой аппарат режуще-сосущий и лижущий.

7. Группа Перепончатокрылые. Признаки : две пары перепончатых крыльев.

1. Особенности внешнего строения насекомых.

Насекомые — самый многочисленный и разнообраз-ный класс типа Членистоногие (описано около 1 млн ви-дов). Большинство освоили наземно-воздушную среду обитания, есть вторично водные. Для насекомых характер-ны следующие особенности внешнего строения:

а) Тело делится на три отдела — голову, грудь и брюшко.

б) На голове находятся органы чувств: одна пара усиков (антенн) очень разнообразных по форме — нитевидные, пе-ристые, булавовидные, гребневидные и др.; пара сложных фасеточных глаз и у большинства 1-3 простых глазка. На голове располагается также ротовой аппарат, в котором вы-деляют 4 части: верхнюю губу, пару верхних челюстей, пару нижних челюстей и нижнюю губу. Верхняя губа является складкой покровов головы, прикрывающей сверху челюсти. Остальные три пары — видоизмененные конечности. В за-висимости от способов питания ротовые аппараты значи-тельно отличаются по строению. Выделяют грызущий, грызуще-лижущий, колюще-сосущий, сосущий и лижущий ротовые аппараты.

г) Брюшко состоит из 4-10 сегментов, лишенных ко-нечностей. Только у некоторых есть рудименты в виде чле-нистых церок или створок яйцеклада.

2. Особенности внутреннего строения насекомых.

Внутреннее строение насекомых имеет характерные черты:

а) Пищеварительная система имеет сложное строение. Передняя кишка дифференцирована на глотку, пищевод, который часто расширяется в зоб, и мускулистый желудок. Имеются слюнные железы, открывающиеся в ротовую по-лость. За желудком следует средняя кишка, от которой в начале отходят слепые выросты, увеличивающие всасы-вающую поверхность. В задней кишке одновременно с об-разованием экскрементов происходит всасывание воды.

б) Выделительная система представлена многочислен-ными мальпигиевыми сосудами, открывающимися в ки-шечник на границе средней и задней кишки. Кроме того, выделительную функцию выполняет жировое тело, в клет-ках которого также накапливаются питательные вещества.

в) Дыхательная система насекомых представлена сильно разветвленной системой трахей. Они представляют собой глубокие впячивания покровов, открывающиеся наружу ды-хальцами. Трахеи имеют хитиновую выстилку, препятст-вующую спаданию стенок. Самые тонкие трубочки — трахеолы доставляют кислород прямо в клетки организма.

г) В связи с сильным развитием трахей, кровеносная система упрощается. Имеется длинное трубчатое сердце с короткой аортой, расположенное на спинной стороне тела. Сердце разделено на сообщающиеся камеры и слепо замк-нуто на заднем конце. Каждая камера имеет пару отверстий (остий) с клапанами, обеспечивающими односторонний ток гемолимфы из полости тела в сердце. Стенки камер, поочередно сокращаясь, способствуют движению гемо-лимфы вперед к аорте.

д) Нервная система насекомых достигает наивысшего развития среди всех членистоногих. Имеется крупный го-ловной мозг, состоящий из переднего, среднего и заднего отделов. В переднем отделе имеются грибовидные тела — важные ассоциативные центры мозга. Они особенно хоро-шо развиты у общественных насекомых со сложным пове-дением (у пчел, муравьев). В брюшной нервной цепочке происходит слияние и укрупнение нервных узлов.

3. Особенности размножения насекомых. Материал с сайта

Размножение насекомых — половое. Насекомые раз-дельнополы, часто наблюдается хорошо выраженный по-ловой диморфизм. Оплодотворение внутреннее. Развитие идет по двум вариантам — с неполным или полным пре-вращением. В первом случае из яйца выходит личинка, по строению в основном похожая на взрослое насекомое, но отличающаяся от него малыми размерами, недоразвитием крыльев и половой системы. Личинка растет, периодиче-ски линяет и постепенно превращается во взрослое насе-комое (имаго). Так развиваются тараканы, кузнечики, са-ранча, тли и др. При развитии с полным превращением из яйца выходит личинка, значительно отличающаяся по строению и образу жизни от взрослой особи. Она растет и после нескольких линек превращается в особую непитаюшуюся стадию — куколку. Под покровом куколки проис-ходит перестройка органов личинки и превращение ее во взрослое насекомое, которое затем покидает куколку. Так развиваются бабочки, жуки, пчелы, осы, мухи и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • особенности размножения насекомое раздельнополое
  • особенности внутреннего строения насекомых
  • размножение насекомых кратко
  • распечатать образцы внешнего строения насекомых
  • внешнее и внутреннее строение насекомых, их развитие и размножение

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни.
  • Познакомить с представителями этого класса.
  • Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Коррекционно-развивающие .

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного,слухового и тактильного восприятия.
  • Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

Словарь: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин, насекомые вредители, одомашненные насекомые.

Оборудование: Презентация (см. приложение)

Ход урока

1. Организационный момент . Подготовка рабочего места.

2. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленноповторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше).

Животные - беспозвоночные – черви – кольчатые черви – дождевой червь.

Прочитайте, что у вас получилось.

К какому классу животных относится дождевой червь?

Кто из животных ещё относится к этому классу?

4 . Сообщение темы и начало показа презентации. Сегодня мы познакомимся с новым классом – классом насекомых. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

(Слайд 1) Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

План урока: (Вывешивается на доске)

  1. Внешнее строение насекомых.
  2. Среда обитания насекомых.
  3. Способ передвижения насекомых.
  4. Способ питания насекомых.
  5. Значение насекомых в природе и жизни человека.

5. Новый материал: (Слайд 2) Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

6. Словарная работа. – Почему мы их так называем? (Слайд 3)

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что каждый класс, вид, животное в науке имеет название на латинском языке. В переводе с него насекомые – это «разделённые на членики», «покрытые насечками». Поэтому русское название класса - насекомые. Тело насекомых состоит из отдельных сегментов, особенно заметных на брюшке.

(Слайд 4) Рассмотрим подробнее строение тела насекомых. У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Голова у них состоит из 6 полностью сросшихся друг с другом сегментов. На первом расположены глаза (у них превосходное зрение. Глаза имеют сложное строение – состоят из многих одинаковых ячеек), на втором – усики (ими насекомые чувствуют запахи на расстоянии нескольких километров), третий слит со вторым, на четвёртом, .пятом и шестом находятся две пары челюстей и нижняя губа. Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся крылья, а у жуков ещё и жесткие надкрылья, для защиты крыльев. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Тело насекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина. Он защищает тело от опасностей на суше и в воздухе, а также служит опорой тела.

(Слайд 5) Глаза насекомых состоят из отдельных ячеек – фасеток. Их может быть более 28 тысяч. Фасетки часто называют простыми глазками. Предметы насекомые видят состоящими как бы из отдельных мелких кусочков. (Человек может видеть 20 сменяющихся картинок в секунду. Если картинки меняются быстрее, то картинки видятся в движении. Медоносные пчёлы видят 300 картинок в секунду.)

(Слайд 6) Кроме этого они удивляют большим разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабжённые «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще – сосущие хоботки – у комаров.

Насекомые питаются самой разнообразной пищей. Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

7. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела насекомого (для детей с более ограниченными возможностями можно дать более крупное изображение насекомого с заданием указать, на какие основные части разделено тело насекомого).

8. Физкультминутка.

Новый материал (продолжение).

У человека среди насекомых есть враги и друзья. (Слайд 7) . Некоторые шестиногие перешли к питанию культурными растениями – например, клоп – черепашка, свекловичный долгоносик, озимая совка, яблоневый цветоед, многие виды тлей. Жуки – короеды питаются корой растений, личинки жуков – усачей опасные вредители леса. Есть муравьи, которые пасут тлей. Они щикотят их своими усиками, стимулируя этим выработку у тлей сладкого «молока», которое муравьи употребляют в пищу. А вот божья коровка приносит большую пользу хозяйству, уничтожая этих самых тлей и других вредителей растений.

(Слайд 9) Приносят пользу пчёлы, муравьи, тутовый шелкопряд и др. насекомые.

Для здоровья человека опасны кровососы – комары, москиты, слепни, блохи и вши. Некоторые из них переносят опаснейшие болезни – чуму, малярию, энцефалит. Бытовым бедствием являются тараканы. Платяная моль и кожееды повреждают одежду.

В лесном хозяйстве ощутимый ущерб наносят жуки – короеды, усачи и златки, непарный и сибирский шелкопряды.

(Слайд 10) Есть насекомые, которых человек одомашнил и успешно использует в хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела, которая собирает нектар с цветков и, превращающая его в мёд, а заодно опыляющая культурные растения. Это и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. За сотни лет выведены различные, не встречающиеся в природе породы этих насекомых.

9. Первичное закрепление пройденного материала.

10. Проверка знаний (в виде викторины «Проверь себя».

  1. Почему их называют насекомыми? (покрытые насечками)
  2. Каких насекомых вы знаете?
  3. На какие части разделено тело насекомых?
  4. Чем питаются насекомые?
  5. Каких одомашненных насекомых вы запомнили?

11. Вывод: Кто относится к насекомым?

Выставление оценок.

12.Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

13. Домашнее задание.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ».

Учитель-практикант: Рахимова Резеда Ильгизовна.

Учебное заведение:

Класс: 7 С.

Программа

Цель: сформировать понятия «членистоногие» и «ракообразные».

Задачи:

Образовательная : познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, их роли в природной среде и жизни человека.

Развивающая : уметь различать особенности строения ракообразных; давать общую характеристику типу Членистоногие; развивать мышление, внимание и речь.

Воспитательная

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный.

Форма организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Класс Ракообразные».

Новые знания: .

Опорные знания: кольчатые черви, подглоточный узел, надглоточный узел, узловой тип нервной системы, незамкнутый тип кровеносной системы.

Этапы урока время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Актуализация На прошлых занятиях вы завершили изучение темы «Иглокожие». Ребята, выполните задания. Какие утверждения верны? (правильные- «+», неправильные- «-»). 1. Иглокожие – обитатели морей. 2. Предками иглокожих являются древние многощетинковые кольчецы. 3. Голотурии относятся к классу морских ежей. 4. тело морских звёзд заключено в известковый панцирь. 5. Органы чувств иглокожих развиты слабо. 6. Иглокожие дышат всей поверхностью тела. 7. Иглокожие не имеют специальных органов выделения. 8. Все иглокожие – гермафродиты. 9. Морские звёзды имеют от 5 до 50 лучей. 10. Тело морских ежей шаровидное или уплощенное. 1. + 2. + 3. – 4. – 5. + 6. – 7. + 8. – 9. + 10. +
Мы приступаем к изучению нового типа животных – типа Членистоногие класс Ракообразные. Открываем тетради, записываем дату и тему сегодняшнего урока. Образовательная задача урока: ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, их роли в природной среде и жизни человека. Учащиеся записывают тему урока.
Изучение нового материала Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию. Тип Членистоногие – самая большая группа животных, населяющих нашу планету. По разным данным, он объединяет от 1,5 до З,5 млн видов насекомых (жуков, бабочек, комаров, мух, пчел, стрекоз, муравьев), раков, пауков и клещей. По видовому многообразию членистоногие намного превышают численность других типов животных, растений, грибов, бактерий. Это обилие видов объясняется хорошо развитыми у членистоногих приспособлениями к всевозможным местообитаниям и разным источникам пищи. Тип членистоногие делится на 3 класса: 1. Ракообразные 2. Паукообразные 3. Насекомые Зарисуйте схему в тетради. Распределите по классам представителей типа членистоногих: креветка, саранча, циклоп, божья коровка, паук-серебрянка, лангуст, тарантул, водомерка, мокрица, комар, каракурт, слепень, клещ, скорпион, муравей, клоп, дафния. Учитель продолжает рассказывать. Считается, что предки членистоногих были похожи на кольчатых многощетинковых червей. Тело и тех и других состоит из сегментов. Каждый сегмент несет пару конечностей, а внутри него имеется нервный узел. Нервная система у членистоногих, как и кольчатых червей, состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Членистоногие отличаются от кольчатых наличием твердой кутикулы. Кутикула содержит твердый хитин, придающий ей прочность. Хитин-легкое и прочное вещество, напоминающее пластмассу. У некоторых животных хитиновые пластины сливаются, образуя единый хитиновый покров. В хитиновом панцире краб или жук напоминает закованного в латы средневекового рыцаря. Его тело прикрыто броней, но она позволяет ему быстро двигаться. Хитиновый покров очень прочен и выполняет многочисленные функции: наружного скелета (к внутренним выростам хитинового покрова крепятся мышцы), защищает тело членистоногих от различных механических и химических повреждений, препятствует излишней потери влаги, защищает от ожогов. Иногда хитин пропитывается известью, поэтому некоторых крабов трудно разбить даже молотком. У хитинового скелета есть недостаток - он не позволяет постоянно расти. Приходится регулярно линять - сбрасывать старые «латы». Линька - процесс непростой, ведь из старой брони приходится вытаскивать даже тончайшие усики. В тот момент, когда старые покровы сброшены, а новые еще не успели затвердеть, происходит увеличение размеров и объема тела. Ребята, скажите какую роль выполняет хитиновый покров у членистоногих? Запишите функции хитинового покрова в тетрадь. Внимательно слушайте рассказ и заполните таблицу. (приложение 2) Тело имеет ракообразных имеет 2 отдела: головогрудь и брюшко. Имеют твердый хитиновый покров, который не способен к растяжению. Периодически линяют. Головогрудь несет в себе фасеточные глаза на стебельках (3000 глазков). Ракообразные не могут поворачивать голову, поэтому для увеличения обзора глаза посажены на стебельки. У всех ракообразных имеется 5 пар конечностей головы. Первые 2 пары представлены членистыми усиками. Они несут на себе органы осязания, обоняния и равновесия. Следующие 3 пары - ротовые конечности - служат для захвата и измельчения пищи. Каждый сегмент груди несет по паре ног, которые участвуют в удерживании пищи, и локомоторные конечности (ходильные ноги). Брюшко у высших раков тоже несет конечности - плавательные ножки. У низших их нет. На самом конце хвостовой плавник, при резком толчке плывет задом наперед. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует). Внутреннее строение речного рака. Пищеварительная система состоит из рта, пищевода, желудка из 2-х частей (жевательная часть с 3 хитиновыми зубцами и жерновками и цедильная часть- система складок с щетинками по краям), средняя кишка (в неё открывается печень; переваривание и всасывание), задняя кишка (открывается анальным отверстием). Дыхательная система представлена жабрами – выростами кожи у основания конечностей, расположены в полостях головогруди. Выделительная система-пара зеленых желез, открывается у основания усиков. Кровеносная система- незамкнутая. Сердце на спинной стороне пятиугольный мешочек. Кровь представлена гемолимфой.У высших раков имеется настоящая кровь, содержащая пигменты, связывающие кислород. Пигмент крови речного рака - гемоцианин - содержит атомы меди и придает крови голубой цвет. Нервная система состоит из надглоточного нервного узла – головной мозг, подглоточного узла, окологлоточное кольцо, пары брюшных нервных стволов с узлами в каждом сегменте. Узловой тип нервной системы Размножение: Раздельнополые. Половой диморфизм. Ракообразными являются: речной рак, краб, креветки, мокрица, бокоплав, криль, циклоп, дафния, морской жёлудь, морской таракан. Зарисовывают схему (приложение 1) Выполняют (устно) соответствие 1.К ракообразным относятся: креветка, циклоп, лангуст, мокрица, скорпион, дафния 2.К паукообразным относятся: паук-серебрянка, тарантул, каракурт, клещ. 3.К насекомым относятся: саранча, божья коровка, водомерка, комар, слепень, муравей, клоп Хитиновый покров у членистоногих выполняет роль: · защиты от механического повреждения; · зашиты от пересыхания; · прикрепления мышц, то есть наружного скелета. Учащиеся записывают в тетради. Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу.
Закрепление материала Повторим основные моменты пройденного материала. Какие из утверждений верны? (правильные- «+», неправильные- «-»). 1. Членистоногие – самый крупный по количеству видов тип животных. 2. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы. 3. Ракообразные имеют 5 пар ходильных ног. 4. Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом. 5. Для ракообразные характерен внекишечный способ пищеварения. 6. Органы дыхания раков - трахеи и легкие. 7. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют. 8. Кровеносная система ракообразных незамкнутая. 9. Кровь ракообразных красного цвета. 10. Зеленые железы относятся к пищеварительной системе. 1. + 2. – 3. + 4. + 5. – 6. – 7. + 8. + 9. – 10. –
Мы сегодня изучили тему «Класс ракообразные» и познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, их роли в природной среде и жизни человека.
Домашнее задание · §14 Тип членистоногие изучить; · Выяснить: какое отношение к ракообразным имеют «морские желуди» и каково их значение? (написать ответ в тетради) · Подготовить сообщение о классах паукообразных: сенокосцы, скорпионы, клещи, пауки. (объяснение) · Выполнить задания 1,3,4 в рабочей тетради. (объяснение) Записывают в тетрадях и дневниках.


Проверил учитель биологии

Краснова Инна Валерьевна:

Приложение 1.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

РАКООБРАЗНЫЕ ПАУКООБРАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ

Приложение 2.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ».

Учитель-практикант: Рахимова Резеда Ильгизовна.

Учебное заведение: МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани

Класс: 7 С.

Программа : Биология. Животные. 7 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 13-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2012.-302, с,:ил.

Цель: сформировать понятие «паукообразные».

Задачи:

Образовательная : познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, их ролью в природе и жизни человека.

Развивающая : уметь различать особенности строения паукообразных; сравнивать с представителями класса ракообразные; развивать мышление, внимание и речь.

Воспитательная : сформировать научное мировоззрение школьников; воспитать самостоятельность и аккуратное ведение тетради.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

Метод организации обучения: индивидуальная, фронтальная.

Оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Класс паукообразные».

Опорные знания: хитин, кутикула, линька, членистоногие, головогрудь, брюшко, мозаичное зрение, фасеточные глаза, сложные глаза, жабры, развитие без превращения, гемолимфа, смешанная полость тела, наружний скелет, жаберный тип дыхания

Новые знания:

Этапы урока время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует. Готовятся к уроку. Приветствуют.
Актуализация На прошлом занятии мы завершили изучение темы «Класс ракообразные». 1) Ответьте на вопросы: 1. Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? 2. С чем связано большое количество линек у молодых раков? 3. Как устроены глаза рака? 2) Какие утверждения верны? (правильные- «+», неправильные- «-»). 1. Рак дышит жабрами. 2. У рака простые глаза. 3. Раки – растительноядные. 4. Рак всегда передвигается, пятясь назад. 5. Для рака характерна регенерация клешней. 6. Кровеносная система рака незамкнутая. 7. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы. 8. Раки являются «санитарами» водоемов. 9. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи. 10. Кровь у рака красная 1. Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера. 2. Твёрдый хитиновый покров не позволяет ракам расти, а во время линьки животные растут и увеличиваются в размерах. 3. Зрение фасеточное, т. к. глаза состоят из большого количества фасеток или глазков. 2) 1. + 2. – 3. – 4. – 5. + 6. + 7. + 8. + 9. + 10. –
Мотивация Я вам расскажу легенду и вы должны понять о каком животном идет речь. В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинства и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. О каком животном говорилось в легенде? В легенде говорилось о пауке.
Сообщение темы и задач урока Сегодня мы продолжаем знакомство с типом Членистоногие класс Паукообразные. Открываем тетради и записываем тему урока. Образовательная задача урока: ознакомление с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, их ролью в природе и жизни человека. Записывают тему урока.
Изучение нового материала Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию. Класс Паукообразные включает до 62 000 видов. К этому классу относится 4 отряда: сенокосцы, скорпионы, клещи и пауки. Внимательно слушаем рассказ и заполняем таблицу. (приложение 1) Тело состоит из двух отделов- головогруди и брюшка. В отличии от ракообразных брюшко не сегментировано. Тело Паукообразных покрыто хитином. Панцирь очень прочный – может выдержать ядерный взрыв. Пауки линяют. Новая кожа нежна, поэтому в период линьки пауки очень уязвимы. За свою жизнь паук может линять более пяти раз. На головогруди имеются 6 пар конечностей: 4 пары ходильных ног и 2 пары ротовых конечностей, участвующих в захвате и измельчении пищи. Первая пара конечностей служат для нападения, для прокусывания добычи, и впрыскивания яда в жертву. Вторая пара конечностей играют вспомогательную роль при захвате и удерживании жертвы. В отличии от Ракообразных Паукообразные не имеют усиков. Органы чувствв основном представлены специальными волосками, которые располагаются на ходильных ногах, ногах и поверхности туловища и реагируют на колебания воздуха. Органы зрения представлены простыми глазами. Количество глаз может быть от 2 до 12. На задней части брюшка имеются 3 пары видоизмененных ножек- паутинные бородавки. Основная функция паутинных бородавок - формирование паутинного волокна: как правило, на их вершинах открываются протоки паутинных желёз. Паутина очень прочная. С помощью паутины, толщина которой равна толщине карандаша, можно остановить Боинг. Паутина очень легкая, например паутина, длина которой совпадет с длиной обхвата экватора Земли, будет весить всего 340 г. Как вы думаете, все ли пауки плетут паутину? Плести паутину – удел не всех пауков. Пауку-скакуну, пауку-рыси, пауку-волку паутина не нужна. Расстояние прыжка паука-скакуна превышает длину его тела в 20-80 раз. Поэтому он предпочитает настигать жертву, совершая прыжки, а не в ожидании возле паутины. А как вы думаете, почему добыча пауков прилипает и запутывается в паутине, а сам паук нет? Вы правы! Паук не касается паутины ходильными ногами, а лишь волосками чем обусловлено меньшая площадь соприкосновения паука с паутиной. Еще одним фактором почему паук не прилипает к паутине в том, что эти волоски пропитаны специальным веществом. Как вы думаете, зачем нужна паукам паутина? Функции паутины: · добывание пищи; · защита; · расселение молодых паучков; · построения яйцевых коконов. Запишите. Пищеварительная система у разных представителей паукообразных сильно варьирует. Глотка снабжена сильными мышцами, которая служит в качестве насоса, втягивающего полужидкую пищу, так как паукообразные не принимают твердую пищу кусками.У большинства паукообразных средняя кишка образует длинные боковые выпячивания, увеличивающие вместимость и всасывающую поверхность кишечника. В брюшной отдел средней кишки открываются протоки парной пищеварительной железы – печени. В клетках печени происходит внутриклеточное пищеварение. В паукообразных очень распространено внутриклеточное пищеварение. Паук вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным. Дыхательная система . Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного. Кровеносная система- незамкнутая. Кровь представлена гемолимфой. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба. Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления). Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел. Узловой тип нервной системы. Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение у одних пауков-наружное, у других-внутреннее. Встречается размножение без оплодотворения, когда самка откладывает неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки. Это явление называется партеногенезом. Есть живородящие пауки. Развитие без превращения. Наблюдается забота о потомстве. Нередко самка паука поедает самца после спаривания. В последнюю графу напишите тех представителей класса Паукообразных, которых вы знаете. Начнем знакомство с классами паукообразных. Вы должны внимательно послушать выступления и заполнить таблицу. (приложение 2) Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу. Да, все пауки плетут паутину. Паук не прилипает к паутине, потому что у него имеются волоски на ходильных ногах. Паутина нужна для добывании пищи, защиты. Записывают в тетради функции паутины. Выступления учащихся: 1. Отряд скорпионы 2. Отряд сенокосцы 3. Отряд клещи 4. Отряд пауки Остальные ученики заполняют таблицу.
Закрепление материала Повторим основные моменты пройденного материала. Выпишите сведения, имеющие отношение к паукообразным: 1.Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. 2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. 3.Брюшко членистое. 4. Брюшко нечленистое. 5. Животные имеют 4 пары ног. 6. На голове есть усики. 7. Усиков нет. 8. Усиков 2 пары – длинные и короткие. 9. Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их. 10. У большинства животных по два сложных фасетчатых глаза. 11. Органы дыхания – жабры. 12. Дыхание трахейно – лёгочное. 13. Кровеносная система незамкнутая. 14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. 15. У животных есть мускульный « сосательный» желудок. 16. Органы выделения – мальпигиевы сосуды. 17. Раздельнополые животные. Учащиеся выписывают правильные ответы: 1,2,4,5,7,12,13, 14, 15, 16,17.
Подведение итогов и оценивание Мы сегодня изучили тему «Класс паукообразные» и познакомились с особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, их роли в природной среде и жизни человека. Выставление оценок
Домашнее задание §14 изучить. Составить кроссворд про паукообразных. Записывают в дневниках домашнее задание

Проверил учитель биологии

Краснова Инна Валерьевна:

Приложение 1.

Особенности строения Членистоногих

Приложение 2.

Характеристика отрядов класса паукообразных

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «КЛАСС НАСЕКОМЫЕ».

Учитель-практикант: Рахимова Резеда Ильгизовна.

Учебное заведение: МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани

Класс: 7 С.

Программа: Биология. Животные. 7 кл.:учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- 13-е изд., стереотип.- М. :Дрофа, 2012.-302, с,:ил.

Цель урока: углубить понятие членистоногие, сформировать понятие насекомые.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с особенностями внешнего строения насекомых, их способами питания, строения ротовых аппаратов, способами передвижения.

Развивающие: уметь различать особенности строения насекомых; сравнивать с представителями класса ракообразные и паукообразные; развивать мышление, внимание, и речь.

Воспитательные: сформировать научное мировоззрение; самостоятельность, аккуратное ведение тетради.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Класс Насекомые», коллекция насекомых.

Опорные знания: хитин, кутикула, линька, членистоногие, головогрудь, брюшко, мозаичное зрение, фасеточные глаза, сложные глаза, жабры, развитие без превращения, гемолимфа, смешанная полость тела, наружний скелет, жаберный тип дыхания

Новые знания: паутина, легочные мешки, трахеи, партеногенез, паутинные бородавки, клещи, лёгочный тип дыхания, трахейный тип дыхания.

Этапы урока время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует. Готовятся к уроку. Приветствуют.
Актуализация Учитель предлагает учащимся графическую работу к теме «Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, паукообразные». Он зачитывает утверждения, если учащиеся с ним согласны, рисуют домик вверх, если нет – домик вниз. (приложение 1). В конце выполняется взаимопроверка. Выполняют графическую работу. Взаимопроверка и обсуждение.
Сообщение темы и задач урока Мы продолжаем знакомство с типом Членистоногие класс насекомые. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока. Образовательная задача урока: ознакомление с особенностями внешнего строения насекомых, их способами питания, строения ротовых аппаратов, способами передвижения. Записывают дату и тему урока.
Изучение нового материала Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию. Мы продолжаем изучать представителей типа Членистоногие. Членистоногие, как мы уже с вами знаем, самый многочисленные тип животных, насчитывает около 1,5 млн. видов. Из них более 1 млн. видов приходится на класс Насекомые. Они освоили все среды обитания и встречаются повсеместно, за исключением морей и океанов. Целый комплекс приспособлений позволил им стать неотъемлемой составной частью экосистем суши и пресных вод. Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам необходимо изучить признаки насекомых. Внимательно слушаем рассказ и заполняем таблицу. (приложение 2) У насекомых есть голова, грудь, брюшко. На голове имеются: 1. Фасеточные глаза У кого еще ранее изученных животных нами были фасеточные глаза? Правильно! Но у насекомых глаза не на стебельках. 2. 1 пара усиков. У кого еще ранее изученных животных нами были усики? Да, правильно. У ракообразных было 2 пары усиков, а у насекомых 1 пара усиков. 3. Две пары челюстей и пара губ. Сравните ротовой аппарат бабочки и пчелы и скажите с чем связано различие их отличия? У насекомых большое разнообразие челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабжённые «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще – сосущие хоботки – у комаров. Почему у насекомых разные ротовые аппараты? С чем это связано? Совершенно верно! Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся 2 пары крыльев. У белянки крылья покрыты волосками, у мухи вторая пара видоизменена в жужжальца. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Рассмотрим какие конечности имеют насекомые. Посмотрите на слайд презентации. Здесь показаны бегательные, прыгательные, роющие и плавательные конечности. Почему так разнообразны конечности насекомых? Правильно! Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Телонасекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина. Как вы думаете, каковы же причины необычайного процветания класса насекомых? Правильно, наличие большого количества эволюционно закрепленных признаков позволило насекомым широко распространиться на Земле. Мы ответили вместе с вами на вопрос, поставленный в начале нашего урока. Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу. Фасеточные глаза ранее встречались у ракообразных. Усики были у ракообразных. Ротовые аппараты отличаются тем, что у бабочки сосущий ротовой аппарат, потому что она сосет нектар, а у комара колюще-сосущий ротовой аппарат, потому что он прокалывает кожу и сосет кровь. Наличие разных типов ротовых аппаратов связано с разнообразием питания насекомых. Разнообразие конечностей насекомых связано со средой обитания. Причинами процветания насекомых являются: · Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных и др.); · Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко; · Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппарат, сосущий, лижущий и др.); · Наличие развитых органов чувств (одна пара усиков, 1 пары сложных глаз); · развитие с метаморфозом. · Небольшие размеры.
Закрепление материала Лабораторная работа. (приложение 3)Учитель объясняет ход работы. Учащиеся работают самостоятельно с инструктивной картой, делают записи в тетради в соответствии с планом.
Подведение итогов и оценивание Мы на сегодняшнем уроке изучили тему «Класс насекомые», сделали лабораторную работу и узнали об особенностях внешнего строения насекомых, их способах питания, строения ротовых аппаратов, способах передвижения. Выставление оценок.
Домашнее задание §15 изучить. Выполнить задания в рабочей тетради (страницы 30-35) Записывают в дневниках и тетрадях.

Проверил учитель биологии

Краснова Инна Валерьевна:

Приложение 1.

Задание к теме «Тип Членистоногие. Классы: ракообразные, паукообразные».

1. Членистоногие - самый крупный по количеству видов тип животных.

2. К членистоногим относятся дождевые черви, слизни, раки, стрекозы.

3. Тело членистоногих членистое; членики у большинства образуют голову, грудь, брюшко или головогрудь и брюшко.

4. Ракообразные имеют 5 пар ходильных ног.

5. Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом.

6. Для ракообразные характерен внекишечный способ пищеварения.

7. Органы дыхания пауков - трахеи и легкие.

8. Речные раки, как и другие ракообразные, в течение своей жизни периодически линяют.

9. Кровеносная система паукообразных незамкнутая.

10. Выделительная система ракообразных представлена мальпигиевыми сосудами.

11. Полость тела Членистоногих – вторичная.

12. Усики имеют и ракообразные и паукообразные.

13. Нервная система у ракообразных узловая.

Ответы: (правильные- «+», неправильные- «-»). 1+, 2-,3+, 4+, 6-, 7+, 8+, 9+, 10-, 11-, 12-,13+.

Приложение 2.

Особенности строения типа Членистоногие

Приложение 3.

Лабораторная работа

Особенности внешнего строения насекомых

Цель работы: углубить и закрепить знания о внешнем строении насекомых.

Ход работы:

1. Из каких отделов состоит тело насекомого?

2. Рассмотрите голову. Какие органы вы на ней обнаружили?

3. Рассмотрите с помощью лупы усики насекомого. Каково количество и форма усиков? Зарисуйте усики насекомого.

Усики насекомых:

1 - щетинковидный;

2 - нитевидный;

3 - четковидный;

4 - пиловидный;

5 - гребневидный;

6 - булавовидный;

7 - веретеновидный;

8 - пластинчатый;

9 - коленчатый;

10 - перистый. Рассмотрите в лупу глаза насекомого. Каково строение глаз насекомых?

4. На нижней стороне головы найдите рот насекомого. Какого он типа? Зарисуйте.
Типы ротовых аппаратов насекомых:

1 - грызущий (таракан);

2 - лижуще-сосущий (пчела);

3 - сосущий (бабочка);

4 - колюще-сосущий (комар);

5 - колюще-сосущий (клоп).

5. Рассмотрите грудь насекомого. Какие органы прикрепляются к груди?

6. Рассмотрите ноги насекомого. Сколько их и к чему они прикрепляются? Рассмотрите ноги с помощью лупы. Какое строение она имеет?
Типы ножек насекомых:

1 - бегательные;

2 - прыгательные;

3 - копательные;

4 - плавательные;

5 - хватательные;

6 – собирательные.

7. К какой части груди прикрепляются крылья? Сколько их? Каковы особенности их строения? Рассмотрите в крылья других насекомого. Нарисуйте.