Бытовые электроприборы

Твердая пища комаровский. Ребёнок не хочет жевать твёрдую пищу

Твердая пища комаровский. Ребёнок не хочет жевать твёрдую пищу

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Многие мамы, при переводе малыша на твёрдую пищу, жалуются на то, что он совершенно ничего не жуёт.

Одни говорят, что у их ребёнка не получается это делать, другие – что он умеет, но просто не хочет и ленится, а третьих беспокоит то, что малыш очень непоседливый и не может проявить даже чуточку терпения, чтобы как следует всё прожевать.

Как бы то ни было, эта проблема может встречаться даже у детей 4-5 лет и в более старшем возрасте.

Приведём основные способы того, как научить ребёнка жевать твёрдую пищу.

Под навыком жевания подразумевают умение малыша самостоятельно измельчать твёрдую пищу во рту и глотать её. Считается, что чем раньше сформируется этот навык, тем лучше.

Когда у грудничка начинают чесаться дёсны и он тянет всё в рот, пытается кусать и грызть – это и есть период для развития умения жевать.

Родителям важно не пропустить это время и, ещё до появления первых зубов, давать малышу прорезыватели, сушки, чтобы он, с помощью твёрдых предметов, понемногу привыкал прилагать усилия для жевания, напрягая нужные мышцы.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

  • Позднее введение прикорма;

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

  • Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик >>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу ?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

  • Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
  • Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
  • Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить ?>>>);
  • Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

Способы приучения ребёнка к жеванию

  1. Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку >>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

Людмила Шарова, консультант по прикорму и исправлению нарушений в питании детей.

Своевременное формирование жевательного рефлекса у ребенка – важное условие нормального развития детского организма. Но часто бывает, что родители слишком рано или, наоборот, слишком поздно знакомят свое чадо с твердой пищей. В первом случае попытка, скорее всего, закончится неудачей, и обучение придется отложить на какое-то время. А во втором взрослым придется решать вопрос о том, как научить ребенка жевать, если это не было сделано вовремя.

Необходимость жевания

Формирование жевательного рефлекса и употребление твердой пищи способствуют:

  • Здоровью зубов . Твердая пища улучшает кровоснабжение десен и дает нужную нагрузку зубам. Если кроха питается исключительно мягкой едой, не требующей жевания, есть риск возникновения стоматологических проблем. Зубы могут вырасти недостаточно крепкими, что приведет к формированию неправильного прикуса.
  • Нормальной деятельности ЖКТ . В желудок подросшего малыша должна попадать пища, пропитанная слюной, что способствует выработке желудочного сока и необходимых пищеварительных ферментов. Это невозможно, если ребенок не жует еду, а просто проглатывает ее.
  • Развитию речи . Развиваются мышцы языка, что способствует формированию правильного произношения звуков речи.

Когда приучать малыша к твердой пище

Возраст становления жевательного рефлекса зависит, в первую очередь, от роста зубов у ребенка. Примерно в возрасте 6 месяцев малыш начинает тащить в рот все, до чего способен дотянуться. Он старательно мусолит предметы деснами, через которые начинают пробиваться первые зубы.

В зависимости от индивидуальных особенностей одни дети к году уже способны грызть такие фрукты и овощи, как яблоки, груши или морковь. Другим количество зубов пока не позволяет есть твердую пищу, в этом возрасте и даже позже они продолжают употреблять любые продукты в виде пюре.

Прорезывание первых зубов является показателем того, что ребенок готов к переходу на новый рацион. Но родителям необходимо объективно оценивать способности своего чада к пережевыванию пищи. Не следует давать крохе твердую еду (такую, как баранки или яблоки), когда у него выросли только два первых зуба. С их помощью малыш способен откусить, но для того, чтобы разжевать этот кусочек, двух зубов однозначно не хватит, и ребенок может подавиться.

Причины отказа от твердой пищи

Некоторые мамы и папы вместо того, чтобы стимулировать жевание, продолжают кормить свое чадо протертыми супами и пюре в надежде на то, что процесс наладится сам собой. Если ребенку слишком долгое время дают пищу, которая по своей консистенции уже не подходит для его возраста, в дальнейшем он может отказаться пережевывать твердые кусочки. И виноваты в этом будут только родители.

При употреблении еды исключительно в виде пюре желудочно-кишечный тракт крохи не получает возможности научиться переваривать твердую пищу. Ребенок, не умеющий нормально жевать, будет пытаться заглотить целые кусочки. Это может привести к тому, что кроха поперхнется. Кроме того, такое питание может спровоцировать рвоту, что вызовет отвращение к твердой пище.

Помощники в формировании жевательного рефлекса

Для своевременного формирования у малыша жевательного рефлекса родителям могут помочь специальные приспособления.

  • Использование прорезывателей . Месяцев с трех родителям необходимо обеспечить кроху безопасными прорезывателями для зубов. Такие приспособления способствуют приливу крови к деснам, что облегчает прохождение зуба через мягкие ткани.

    Прорезыватели требуются ребенку не только для того, чтобы массировать десны, но и для формирования жевательного рефлекса. С их помощью малыш приобретет первоначальные навыки жевания задолго до момента появления первых зубов.

  • Применение ниблера . Начиная с момента введения прикорма можно использовать ниблер – сетчатый контейнер, в который закладываются кусочки твердой пищи. С его помощью можно предлагать малышу овощи, фрукты, хлебные изделия. Сеточка препятствует попаданию крошек в рот младенца, и он не сможет подавиться. Жевание ниблера – отличная тренировка для десен, способствующая развитию здоровой зубной системы.

Создание условий для закрепления рефлекса

Для правильного развития и закрепления у ребенка жевательного рефлекса необходимо создать определенные условия.

  • Выбор подходящего времени . Для того чтобы предложить малышу еду новой для него консистенции, нужно правильно выбрать время. Если кроха проголодался и требует смесь или кашку из бутылочки, не нужно настаивать на кормлении с ложки. Лучше выбрать для этого другой момент, иначе процесс привыкания к твердой пище отложится на неопределенное время.

    Не следует пытаться накормить малыша с ложечки и в завершении приема пищи, когда он сыт. Лучшим решением будет предложить ему кашу с ложки через несколько минут после того, как кроха утолил сильный голод, например при помощи молока. Затем можно дать ребенку запить еду оставшимся молоком.

  • Использование детской ложечки . При первых кормлениях обычная чайная ложка будет слишком велика для крохи. Лучше всего использовать специальную детскую ложечку из пластика. Еду следует набирать понемногу, чтобы малыш смог отправить пищу в рот привычными сосательными движениями. Нельзя пытаться засунуть ложку глубоко в ротик ребенка, от этого он может подавиться и закашляться.
  • Соблюдение правильной консистенции . При кормлении ребенка растворимыми кашами необходимо точно придерживаться дозировки, установленной производителем, поскольку для каждого возраста подходит определенная консистенция. Можно продолжать некоторое время кормить ребенка любимой готовой кашкой, но со временем она должна становиться все гуще.
  • Добавление кусочков . Чтобы ребенок привык жевать твердую пищу, нужно постепенно добавлять в рацион блюда с крупными кусочками. Например, можно добавить в суп мякиш хлеба, так малыш сможет ощутить на языке кусочки еды. Кормить кроху следует небольшими порциями, внимательно следя за тем, чтобы он не подавился.
  • Постепенный переход к твердой пище . Важно действовать постепенно, не вынуждая ребенка резко переходить на новую для него пищу. Это может вызвать стресс, и развитие рефлекса затормозится.

    Удобно составлять рацион малыша, ориентируясь на консистенцию пищи, которую предлагают производители готового детского питания. Постепенно однородное пюре заменяется на пюре с небольшими кусочками, далее предлагается однородная густая пища, заключительный этап – густая пища с твердыми кусочками.

Маленькие хитрости для маленьких упрямцев

Когда ребенок категорически отказывается есть пищу, консистенция которой отличается от привычного для него пюре, родители могут применить маленькие хитрости. Это поможет подтолкнуть малыша к освоению процесса жевания.

  • Когда мама использует блендер для измельчения пищи и ребенок об этом прекрасно знает, можно в какой-то момент заявить, что прибор сломался, поэтому супчик сегодня будет с небольшими кусочками. Если за этим не последует слишком громкий протест и малыш согласен, можно дать ему безопасную пластиковую вилочку и предложить самостоятельно размять себе еду в тарелке. Крохе легче будет положить кусочек в рот, чем пытаться раздавить его с помощью вилки.
  • Дети любят подражать, и этим можно воспользоваться, чтобы научить ребенка жевать. Можно пригласить к себе семью с детьми, а можно повести малыша в детское кафе. Наблюдая за тем, как активно едят другие дети, крохе наверняка тоже захочется попробовать «взрослую» пищу с ложки.
  • За семейным обедом или ужином можно показать ребенку, что кушать ложкой или вилкой твердые кусочки – очень увлекательно. Вся семья садится за стол, но малыша к столу не зовут. Взрослые начинают с аппетитом есть, восхищаясь вслух очень вкусной едой. Это наверняка вызовет у ребенка интерес к процессу приема пищи. Если он подойдет к столу, не нужно сразу сажать его рядом и предлагать еду. Наоборот, можно сказать, чтобы он шел поиграть, так как у взрослых очень важное и интересное дело. Родители должны вести себя таким образом, чтобы малыш понял: он упускает что-то, что, оказывается, очень интересно.
  • Можно предложить ребенку детское печенье, которое ему наверняка понравится. Даже если сначала он по привычке будет его сосать, потом кроха наверняка попробует погрызть.

Переход от пюреобразной пищи к твердой, которую необходимо пережевывать, – естественный физиологический процесс. Пищеварительная система малыша постепенно адаптируется к такой еде и учится ее переваривать. При нормальном развитии двухлетний ребенок умеет хорошо жевать и нормально глотать твердую пищу. С отдельными новыми блюдами у малыша могут возникнуть незначительные затруднения, но в целом с процессом жевания он должен отлично справляться.

Как научить ребёнка жевать твёрдую пищу? Нужно обязательно позаботиться о том, чтобы навык жевания у ребёнка был сформирован правильно и в нужное время. Для этого следует знать основные причины отсутствия у детей умения жевать и методы развития этой способности. Об этом вы можете прочесть в данной статье.

Когда следует волноваться?

Жевательный рефлекс появляется у ребёнка приблизительно в возрасте 6-8 месяцев, когда начинают прорезываться молочные зубки. Именно в этом возрасте малыш делает первые попытки кусать, когда тянет в рот твёрдые предметы. Это сигнал для родителей, что стоит постепенно приучать кроху к твёрдой пище. Начать лучше с пюре и жидких каш.

К 1 году малыш уже способен самостоятельно измельчать небольшие кусочки пищи.

К 2 годам нормально развивающийся ребёнок уже пережевывает и глотает твёрдую пищу.

Если в возрасте 2 лет у ребёнка ещё не сформировалась способность пережевывать твёрдую пищу, родителям следует обратиться за консультацией к врачу.

Причины проблем с формированием навыка

Существует несколько причин, которые препятствуют формированию навыка жевания у ребёнка. Большинство из них субъективные и могут быть устранены при должном внимании со стороны родителей.

Основные причины затруднений в возникновении навыка жевания следующие:

  1. Дефицит терпения у родителей. Приучение малыша к твёрдой пище – достаточно долгий и трудоёмкий процесс. Некоторым родителям быстро надоедает заниматься с ребёнком, и они дают ему ту еду, к которой он привык.
  2. Страх, что ребёнок может . Родители поздно начинают приучать ребёнка к твёрдой пище, поскольку опасаются, что он может подавиться. В дальнейшем это приводит к ещё большим трудностям в формировании навыка.
  3. Неудобная ложка. Не используйте для кормления малыша ту же ложку, которой пользуетесь сами. Возьмите лёгкую и удобную ложечку с ярким рисунком.
  4. Повышенная активность ребёнка. Малышам с гиперактивностью труднее сосредоточиться на процессах жевания и глотания. Они и требуют пищу, потребление которой не стоит особых усилий.
  5. Отсутствия приспособлений, облегчающих прорезывания зубов. Без прорезывателей ребёнку труднее в дальнейшем обучиться жеванию. Также есть угроза формирования неправильного прикуса.
  6. Несоблюдение графика приучения малыша к твёрдой пище. Приучать ребёнка необходимо постепенно. Если резко перевести малыша на твёрдую пищу, это приведёт только к капризам и стрессу для него.

Способы научить жевать

Врачи рекомендуют начинать формирование навыка жевания у ребёнка ещё в достаточно раннем возрасте, чтобы не упустить момент, когда приучить малыша к твёрдой пище будет уже сложно.

Ниже представлены способы, помогающие облегчить процесс научения:

  1. Использования ниблера. Начинать приучать ребёнка к употреблению твёрдой пищи можно в возрасте около полугода. Лучше всего использовать для этого ниблер. Это специальное ситечко, в которое вставляется кусочек фрукта или овоща. Малыш может безопасно посасывать пищу, пробовать её жевать и привыкать к вкусу без угрозы подавиться.
  2. Терпение и спокойствие. Не нервничайте и не ругайте малыша, если у него что-то не получается. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнку было комфортно и интересно, а кормление оставляло только положительные впечатления.
  3. Покупка прорезывателей. Как только у ребёнка начнут прорезываться зубки, родителям нужно позаботиться о том, чтобы у него было специальное резиновое колечко. Желание «почесать» десна поможет в науке жевания.
  4. Постепенный переход на твёрдую пищу. Сперва нужно приучить ребенка к пюре, со временем делать его более густым и добавлять мелкие кусочки.


Разминайте пюре не блендером, а вилкой. Так пища будет менее однородной, с небольшими кусочками, что способствует научению.


С 12 месяцев уже можно давать малышу небольшие кусочки фруктов или овощей в руку, обогащая рацион по мере укрепления навыка.
  1. Помощь малыша в приготовлении пищи. Предложите ребёнку самому размять себе пюре с помощью вилочки, мотивируя это тем, что «блендер сломался, а маме слишком тяжело». Ребёнку вскоре надоест процесс приготовления, и он попробует самостоятельно съесть кусочек пищи вместо того, чтобы долго его разминать.
  2. Положительный пример. Посадите ребёнка за стол и продемонстрируйте ему, как здорово есть пищу кусочками. Заинтересуйте малыша твёрдой пищей, расскажите ему, как это вкусно.
На видео показано, как правильно научить ребёнка жевать. Перечисляются основные приёмы, помогающие малышу в развитии этого навыка.


Что делать, если нет аппетита?

Бывает, что малыш отказывается есть твёрдую пищу не из-за трудностей в развитии навыка жевания, а просто из-за отсутствия аппетита. Тогда основной задачей родителей становится не только приучение малыша к жеванию, но и стимуляция интереса к самому процессу потребления пищи.

Есть несколько способов пробудить интерес ребёнка:

  1. Уделяйте больше времени физической активности малыша. Ребёнок быстрее проголодается и попробует предлагаемую пищу.
  2. Замените соки отваром шиповника. Шиповник способствует усилению аппетита.
  3. Уберите перекусы. Кормите ребёнка только во время, отведённое для приёма пищи.
  4. Стимулируйте интерес ребёнка. Подавайте еду на яркой посуде, украшенной кусочками фруктов или овощей.
  5. Будьте настойчивы, но справедливы. Не потакайте капризам ребёнка, требующего вернуть ему привычную пищу. Но и не кричите на малыша, не ругайте его за неповиновение. Любой процесс обучения требует времени и терпения.
Евгений Комаровский, известный педиатр, имеет своё мнение насчёт того, как следует формировать жевательный навык у ребёнка:
  • Чтобы объяснить ребёнку, почему он вынужден переходить на твёрдую пищу, нужно проявить фантазию. К примеру, сказать, что перестали продавать детское пюре и теперь его нужно делать самим.
  • На этапе прорезывания зубов можно дать ребёнку сушку. Он сможет помять её дёснами, попробовать вкус. Это станет предпосылкой развития навыка жевания.
  • Нужно выбрать момент, чтобы ребёнок начал есть твёрдую пищу. Ненавязчиво подсунуть ему ложечку с едой или кусочек фрукта.
  • Заинтересовать ребёнка примером других детей. Сводить малыша в кафе развлекательного центра и показать, с каким интересом другие дети принимаются за еду.
  • Сперва дать ребёнку вкусное лакомство. Например, кусочек мармелада или банана.


Комаровский считает, что основная причина проблем с употреблением твёрдой пищи ребёнком – родители. Только от желания и терпения родителей зависит успешность формирования навыка.

Как научить жевать детей с особенностями?

Отдельное внимание следует уделить формированию умения жевать твёрдую пищу у детей с особенностями развития. К ним относятся: дети с синдромом Дауна, дети с ДЦП, умственно отсталые, дети с другими аномалиями развития.

Прежде всего, для того, чтобы сформировать навык жевания у детей с особенностями, следует обратиться за советами к специалисту.


Но существует также несколько общих рекомендаций:
  • Не следует зацикливаться на болезни ребёнка. Некоторые родители считают, что таких детей невозможно чему-либо научить из-за состояния здоровья. Это не так. Если приложить больше усилий и терпения, можно помочь ребёнку с особенностями в развитии навыка.
  • Начать с мягких продуктов. В первую очередь давайте ребёнку продукты, которые легко раскусить, например, бананы.
  • Показывать и рассказывать. Нужно комментировать весь процесс приёма пищи, демонстрировать как нужно есть. Позволять ребёнку трогать еду, рассматривать её.
  • Обеспечить удобство. Приём пищи должен быть физически удобен для ребёнка. Нужна правильная мебель и правильная посуда.
  • Поощрять любую инициативу. Если ребёнок проявил интерес к ложке, нужно показать, как ею пользоваться.
Чтобы помочь малышу научиться жевать твёрдую пищу, родителям следует запастись терпением, позаботиться об удобстве малыша, наличии у него аппетита и интереса к кормлению. Быть настойчивыми и последовательными, соблюдая режим и не потакая капризам крохи. Необходимо помнить - правильное формирование навыка жевания у малыша зависит от родителей.

Переводя ребенка на новый тип пищи, некоторые мамы иногда сталкиваются с затруднениями. Малыши, привыкшие получать грудное молоко, молочные смеси и пюреобразные продукты, пытаются проглотить кусочки твердой пищи целиком или же совсем отказываются от нее. Жевать пищу не всегда означает измельчать ее зубами. Ребенок должен приобрести навык различать твердые кусочки в полужидкой пище и формировать во рту пищевой комок без желания выплюнуть его.

Почему дети отказываются жевать

  • Неправильное кормление. Одной из причин, по которой современные детки долго отказываются жевать самостоятельно, можно считать большое разнообразие готового детского питания. Такие кашки и пюре очень удобны для родителей, так как всегда под рукой и не требуют усилий по приготовлению. При покупке подобных продуктов рекомендуется обращать внимание на указания по употреблению. Как правило, вся продукция имеет свою возрастную группу, причем отличие содержимого заключается в консистенции готовой смеси. Для совсем маленьких детей первый прикорм имеет жидкую пюреобразную форму. Для детей постарше смесь может быть более плотной и содержать в составе кусочки твердых продуктов.
  • Лень. Иногда дети уже в раннем возрасте достаточно избалованы и ленивы – им просто не хочется пережевывать пищу. К тому же по первому капризу заботливая мама заменит непонравившийся продукт любимым пюре.
  • Гиперактивность. Дети, страдающие гиперактивностью, часто отказываются жевать, потому что на это нужно затрачивать определенное время. Для таких малышей достаточно трудно усидеть на месте и сосредоточиться на еде.

Развитие навыков жевания у ребенка

  • 6 месяцев. Жевательный рефлекс формируется, начиная с полугода. Очень важно не пропустить момент, когда у ребенка начинают прорезаться первые зубки. Именно в этот период формируется жевательный инстинкт малыша, поэтому вместо резинового прорезывателя лучше дать ребенку сушку, сухарик или детское печенье. Таким образом, малыш не просто чешет десны, а учится делать первые жевательные движения.
  • 12 месяцев. В этот период у деток во рту уже 6-8 зубов, поэтому они могут пробовать пережевывать твердую пищу. Под контролем мамы ребенок должен еще до годовалого возраста (с 8-10 месяцев) получать более густую пищу – предложите малышу порезанные кусочками отварные овощи, ломтики фруктов, крупные сухарики.
  • 2 года. К двум годам малыш должен уметь активно жевать. Именно в этот период употребление твердой пищи помогает правильному развитию зубочелюстной системы, нормальной функции слюноотделения и формированию деятельности пищеварительной системы. Если к этому возрасту ребенок испытывает трудности, следует принимать меры.


Как помочь ребенку научиться жевать

Несколько полезных советов для родителей, которые переживают по поводу того, как научить ребенка есть твердую пищу:

  • Устройте небольшой спектакль для вашего малыша – скажите, что блендер сломался, а в магазине не оказалось любимого пюре. Предложите ребенку самому размять вилкой еду. Конечно, в результате пища может оказаться далеко за пределами тарелки – отнеситесь к этому совершенно спокойно. Важно заинтересовать малыша и обратить его внимание на изменения. Затем предложите ему попробовать то, что он сам приготовил.
  • Побалуйте ребенка чем-то особенно вкусным – сладкими фруктами, мармеладом, зефиром. Пригласите в гости других деток. Устройте для детей отдельный красивый стол. За компанию с другими малышами, с удовольствием уплетающими вкусности, ваш ребенок тоже захочет попробовать кусочек.
  • Перестаньте измельчать пищу – предлагайте малышу только продукты в своем естественном виде. Если ребенок отказывается – не раздражайтесь, отставьте в сторону и повторите прием пищи через полчаса.
  • Попробуйте есть с малышом в общественном месте. Объясните ему, что он уже совсем взрослый и не должен есть только «детскую» еду. Смена обстановки и присутствие других людей могут помочь ребенку.

Конечно, преодолеть стойкое нежелание ребенка будет достаточно трудно. Главное, проявить терпение и стойкость. Помните, что в первую очередь вы заботитесь о здоровье своего малыша. Если вы не будет реагировать на капризы и переживать по поводу того, что ребенок голоден, постепенно ребенок привыкнет к обычному рациону.