Альтернативные источники энергии

Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки? Зачем, когда, чем и как мыть руки. Инструкция

Беседа с детьми «Почему нужно мыть руки? Зачем, когда, чем и как мыть руки. Инструкция

Мытье рук – банальная гигиеническая процедура, знакомая нам с детства. Мы совершаем это элементарное действие по несколько раз в день по привычке, не задумываясь о его значении и важности. А ведь по статистике причина каждого третьего случая заболевания желудочно-кишечными инфекциями – грязные руки. От того, как и чем мы моем руки, во многом зависит эффективность этой процедуры.

В чем опасность грязных рук? В течение всего дня мы прикасаемся к множеству разнообразных поверхностей – дверные ручки, кнопки лифта, поручни, перила, деньги. Таким образом, тысячи микроорганизмов переносятся на наши руки. Дальнейшее проникновение бактерий в организм может привести к возникновению таких опасных заболеваний, как дизентерия, холера, сальмонеллез, гепатит, брюшной тиф, гельминтозы (болезни, вызванные глистами), ротовирусные инфекции. Эти недуги получили название «болезни грязных рук». Многие из них протекают тяжело и приводят к осложнениям. Несмотря на то, что острые респираторные вирусные инфекции и грипп передаются в основном воздушно-капельным путем, 20% людей заражаются ОРВИ именно через руки. Например, достаточно после рукопожатия с больным человеком потереть рукой свой нос. Когда нужно обязательно мыть руки:
  • Перед едой или сервировкой стола;
  • После посещения туалета, общественных мест, после контакта с сильно загрязненными предметами, животными;
  • Перед обработкой ран, проведением медицинских и гигиенических процедур, надеванием или сниманием контактных линз;
  • После ухода за больным человеком;
  • После контакта с денежными знаками.
Как правильно мыть руки? Многие люди относятся к процессу мытья рук формально. Но некачественно проведенная процедура не приведет к нужному эффекту. Вот как это делать правильно:
  • откройте кран – оптимально использовать теплую воду;
  • намочите руки;
  • намыливайте руки, вспенивайте мыло трением руки об руку;
  • тщательно разотрите мыльной пеной кисти, пальцы, ногти, под ногтям, запястья, время растирания – 15-20 секунд;
  • тщательно смойте мыло;
  • закройте кран – в общественных местах закрывайте краны и прикасайтесь к дверным ручкам салфеткой или бумажным полотенцем;
  • после мытья вытирайте руки чистым полотенцем или бумажной салфеткой.
Какое мыло лучше использовать? Сегодня существует огромный ассортимент мыла для мытья рук – дорогое и дешевое, синтетическое и натуральное, жидкое и твердое, антибактериальное, увлажняющее, с различными ароматами и в разнообразных упаковках. При выборе мыла нужно знать:
  • Единственное свойство, которым должно обладать мыло для эффективного очищения рук – активное пенообразование. Все остальные свойства мыла на качество выполнения очищающей функции не влияют.
  • Ежедневное использование антибактериального мыла нежелательно, поскольку дезинфицирующие вещества, входящие в его состав, разрушают природные барьерные свойства кожи. Кроме того, клинические исследования подтверждают негативное влияние компонентов антибактериального мыла на организм человека. Обычное мыло, при условии правильного мытья рук, справляется с задачей очищения кожи ничуть не хуже антибактериального.
  • Для сухой, чувствительной кожи лучше использовать натуральные, увлажняющие сорта мыла – они не пересушивают кожу, не вызывают раздражения.
Что делать, если помыть руки нет возможности:
  • Протирайте руки влажной антибактериальной салфеткой. Такие салфетки пропитаны антисептическим раствором, что позволяет очистить кожу от загрязнений и болезнетворных бактерий.
  • Используйте антисептический гель – небольшое количество геля нанести на ладони и пальцы и разотрите по всей поверхности до полного высыхания.


Ученные из Мичиганского университета установили, что мытье рук также способствует нормализации психологического состояния человека, поскольку позволяет освободиться от негативной энергии, смыть невезение, чувство вины, сомнения, настроиться на правильное, позитивное поведение.

Всем нам нравится красиво одеваться, быть опрятными и аккуратными, чтобы внешний вид ни в коем случае не испортил нашу репутацию. А так ли тщательно Вы подходите к чистоте Вашей кожи? Если Вы подумали, что сейчас речь пойдет о необходимости регулярного мытья тела, то не совсем правы. Хочется обсудить вопрос регулярного мытья рук , потому что от того, насколько тщательно Вы подходите к вопросу гигиены зависит во многом общее состояние Вашего здоровья.

Заболевания от грязных рук

Существует множество заболеваний, которых можно избежать, если вовремя помыть руки (или хотя бы протереть влажной дезинфицирующей салфеткой). Одно из таких заболеваний в простонародье называется «болезнью грязных рук», а в медицине – дизентерией. Брюшной тиф, гепатит, холера – все эти болезни также являются результатом плохого мытья рук. Множество людей попадают в больницы именно из-за своей халатности, забывая вовремя помыть руки перед приемом пищи.

Почему нужно мыть руки

Вопрос гигиены не может быть проблемой одного человека. Помимо его желания он может стать распространителем тяжелых заболеваний в кругу семьи, близкие и родные находятся вблизи «грязнули» в опасности. Кишечные инфекции способны поразить сразу все семейство, а не одного человека. Вопрос гигиены рук стоит особо остро в предприятиях общественного питания, детских учреждениях. К работникам данных заведений применяются повышенные требования, ведь от того насколько сотрудники соблюдают правила мытья рук во многом зависит здоровье сотни детей.

Во время эпидемий множество людей избежали заболеваний именно потому, что вовремя и регулярно мыли руки. Нам известны достоверные сведения относительно того, какое эффект производит на микробов простое действие – мытье рук. Только представьте себе, что микробы погибают в течение 10 минут, если их поместить на чистую кожу рук. А теперь внимание тем, кто не любит мыть руки! Микробы на коже грязных рук сохраняются и продолжают жить в 95% из всех случаев.

Не нужно ставить себе напоминание на мобильном телефоне для того, чтобы не забыть помыть руки. Постарайтесь сделать так, чтобы этот процесс был естественным, без лишних напоминаний. Выработайте у себя и своих близких привычку, навык. Если у Вас в семье растет ребенок, постарайтесь привить ему с малолетства навыки личной гигиены рук и объясните, что перед тем как сесть за стол необходимо тщательно вымыть руки.

Гигиена рук у детей: навыки правильной гигиены рук

Давайте выясним, как обстоят дела с гигиеной в наших школах. Здесь ребенок проводит большую часть времени, зачастую даже больше чем в кругу семьи. Если посмотреть на возможности, которыми располагают учебные заведения, то картина вырисовывается весьма интересная. Часть школ имеет все необходимые условия для того чтобы дети содержали свои руки в чистоте. В таких учебных заведениях на входе в столовую стоит ряд умывальников и электрических полотенец, здесь каждый учащийся имеет возможность помыть руки перед едой. Но есть и другие учебные заведения, где дети садятся за стол с грязными руками по причине плохого технического обеспечения школы. В таких школах столовая располагает всего 1-2 умывальниками на несколько классов, о мыле и полотенцах здесь и речи не идет.

Если в детском саду детей обучили мыть руки перед едой, то в школе эти навыки будут утеряны безвозвратно. В данном случае государственным учреждениям, а также органам, контролирующим работу учебных учреждений, стоит позаботиться о детях заранее, а не решать проблему тогда, когда будет уже поздно и случится эпидемия кишечных заболеваний.


Точно такая же картина обстоит и с базами отдыха, где дети проводят свои летние каникулы. Плохое техническое обеспечение, безалаберность, а иногда и халатность сотрудников создают все предпосылки для роста числа кишечных заболеваний.

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук

Как обучить и привить навыки правильной гигиены рук ? Следует пошагово объяснить весь процесс, для этого приведем пример того, как правильно вымыть руки. Необходимо сделать следующее:

Как правильно мыть руки

  • Повыше закатать рукава;
  • Подставить руки под струю воды и намочить их;
  • Взять мыло в руки и намылить их до появления пены;
  • Потереть руку об руку;
  • Смыть большим количеством воды пену;
  • Проверить то, насколько качественно вымыты руки;
  • Обмакнуть сухим и чистым полотенцем;
  • Прижать руки к щекам тыльной стороной для проверки сухости ладоней.

Многие дети знают об этих правилах, но часть пунктов все же упускают из вида. Такие процессы, как - намыливание, вытирание рук осуществляется детьми без особой тщательности, наспех.

Процесс обучения гигиене рук

Процесс обучения гигиене рук должен вестись последовательно, начиная с самого раннего детства. Годовалый малыш уже должен иметь сложившееся представление о пользе воды, мыла и чистоте. Умывая малыша, моя ему руки, нужно проговаривать то, что Вы делаете. Ребенок помимо своей воли поймет всю пользу гигиены рук.


По достижении малыша годовалого возраста он сам в состоянии стоять и в этот момент необходимо научить его мыть правильно руки, при этом родители помогают в тех ситуациях, когда ему сложно.

После двух лет ребенок будет уже сам в состоянии помыть себе руки. При мытье рук нужно находиться рядом с малышом и следить за процессом, при необходимости помогая помыть руки мылом в труднодоступных для него местах (тыльная сторона ладони и запястья). Когда ребенку исполнилось три года можно контроль и родительскую бдительность ослабить, пусть малыш самостоятельно занимается мытьем рук. Время от времени достаточно проверять его успехи.

Важно не только научить мыть руки малыша, но и сделать так, чтобы он сам задумался о всей важности процесса гигиены. Не стоит ребенка пугать страшными историями о том, что он может заболеть, если пропустит один раз мытье рук. Дети умнее взрослых и они делают быстро свои собственные выводы. После того как ребенок один раз не сходит помыть руки и не заболеет, он решит, что все эти истории выдуманные и мыть руки вовсе не обязательно.

Мытье рук должно быть также естественно для ребенка, как все то, что он выполняет ежедневно (одевание, причесывание и т.д.). Напоминайте каждый раз после игры, прогулки, посещения туалета, что необходимо зайти в ванную комнату и помыть руки. Помимо всего прочего скажите ребенку, что некрасиво ходить с грязными руками. Показывайте на своем примере, что мыть руки нужно и важно.

Среди «стандартных» обвинений Библии в абсурдности заметное место занимает недоумение по поводу приёма Иисусом и апостолами пищи «неумытыми» руками (Евангелие от Матфея 15:1-20, Евангелие от Марка 7:1-8, Евангелие от Луки 11:38-39) . Дополнительно библейские критики обвиняют Иисуса в словоблудии и грубости, т.к. в ответ на замечание фарисеев и книжников - учителей Израилевых! (Иоанн 3:10) - Он, вместо того, чтобы поблагодарить за справедливое замечание и подчиниться общепринятым правилам, устроил нелицеприятную распрю на тему лицемерия фарисеев.

Возражая своим оппонентам, христианские апологеты, как правило, сами того не замечая, подтверждают и «грязные» руки, и «передёргивание» темы Иисусом, а затем начинают искать оправдания Его девиантному поведению. Оказывается, нарушать правила гигиены - не грех; назвать человека слепым вождём, лицемером, исполненным хищения и лукавства - вовсе не значит его оскорбить и т.д. К сожалению, такой плоский, поверхностный подход к библейским текстам не редок.

На самом деле вопрос фарисеев был вовсе даже не о необходимости дезинфекции рук перед едой. Тщательное мытьё рук перед едой и вообще соблюдение санитарных норм - это не просто соответствует библейским положениям, это и есть требования Библии. Правила личной гигиены и прочие рекомендации по сохранению здоровья содержатся в обилии и в Ветхом, и в Новом Заветах. Иисус не мог их оспаривать и выступать против Закона.

У Иисуса было очень мало времени. Сейчас и мы об этом знаем. Всё Его служение, начиная от Каны Галилейской и заканчивая крестом на Голгофе - это непрерывная, до предела сконцентрированная череда важнейших событий, определивших ход всей последующей истории человечества. Идеи, переданные человечеству Иисусом, применимы в любом времени, в любой географии, при любых обстоятельствах, в любой социальной и культурной среде. Каждое Его слово или поступок - золото, экстракт, квинтэссенция Божьего откровения, все они многогранны и многоаспектны. Чтобы сделать так много за такой короткий срок, Иисус отказался от всего постороннего. Ради проповеди Божьих заповедей Он отверг «все царства мира и славу их» (Матфей 4:8-10, а также Лука 4:5-8) , отказался от дома, от семьи (Матфей 12:49; Марк 3:34) , запретил ученикам отвлекаться даже ради похорон родственников: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лука 9:60, а также Матфей 8:22) .

Будучи пророком, самим Словом Божьим, существуя «от начала мира» (Евреям 9:26) , Иисус наверняка знал, что не только фарисеи, все поколения христиан и их противников каждое Его слово и каждый поступок будут рассматривать под микроскопом. Он не мог не осознавать Своей значимости и ответственности.

Иисус не мог себе позволить пустой болтовни. В данном эпизоде на прямой вопрос «зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Матфей 15:2, а также Марк 7:5) Он, как всегда, дал прямой, лаконичный и предельно точный ответ: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Матфей 15:3, Марк 7:8) .

Изрядную долю Моисеева закона составляют рекомендации по сохранению физического здоровья как каждого человека в отдельности, так и целого народа.

Это закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21) , запрет на употребление в пищу животного жира и субпродуктов(Левит 3:3-5, 9-11, 14-17; 7:23) , повеления отказаться от удавленины и растерзанного зверем (Исход 22:31; Левит 7:24; 17:15-16) , категорический запрет на употребление в пищу крови животных (Левит 3:17; 7:26-27; 17:10-14; 19:26; Второзаконие 12:16) и другие наставления о правильном питании. Это указания о семидневном трудовом ритме с шестью рабочими днями и одним обязательным выходным (Исход 16:23-30; 20:8-11; 31:13-17; 35:2-3; Левит 23:3-4; Второзаконие 5:12-15 и др.) , «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Второзаконие 5:14) . Это целый комплекс диагностических, профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, свод правил личной гигиены (Левит 12:1 - 15:33; 17:15-16; Числа 19:1-22; 31:19-42; Второзаконие 23:12-13 и др.) , а также указания для священников и левитов по ритуальной гигиене (Исход 30:18-38; Левит 22:3-8) . Это строгая регламентация сексуальной жизни: запрет браков между близкими родственниками (Левит 18:6-17) , разрешение половых контактов только в законном браке, запрет секса во время менструации, запрет гомосексуализма, скотоложства (Левит 20:10-21 и др.) и т.д.

Ветхозаветные пророки обогатили Моисеев закон массой новых рекомендаций и предостережений. Например: «Благо тебе, земля, когда... князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Екклесиаст 10:17) ; «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи 23:31-32) ; «мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, ... ноги её нисходят к смерти» (Притчи 5:3-5) .

В Новом Завете большинство правил здорового образа жизни подтверждены и прямо, и косвенно. Первый апостольский собор рекомендовал«воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деяния 15:29, а также 15:20) . Апостол Павел в своих посланиях призывал воздерживаться и от прочей сомнительной пищи: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римлянам 14:21, а также 1-е Коринфянам 8:7-13) . Павел заявил также, что «... для народа Божия еще остаётся субботство» (Евреям 4:9) . Многочисленные случаи исцелений в субботу (Матфей 12:10-15; Марк 3:2-5; 6:2-6; Лука 4:31-35; 6:7-10; 13:10-13; 14:1-4; Иоанн 5:5-9; 9:6-14) - красноречивые комментарии к словам Павла и к лозунгу Иисуса «суббота для человека» (Марк 2:27) . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20) .«Ибо воля Божия, ... чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1-е Фессалоникийцам 4:3-4) . Вклад Нового Завета в дело пропаганды здорового образа жизни трудно переоценить.

В то же время евангелисты Матфей и Марк рассказывают о случае, когда апостолы не умыли рук перед едой (Матфей 15:1-20; Марк 7:1-8) . В одном из эпизодов Евангелия от Луки сам Иисус принимал пищу неумытыми руками (Лука 11:38-39) . Во всех случаях это не было ошибкой. В ответ на упрёки фарисеев Иисус доказывал, что Он и апостолы поступают правильно. В чём же дело?

Давайте обратим внимание не лексику, которую использовали евангелисты. Я подчеркнул слова, на которые хочу обратить внимание, и привёл их греческие оригиналы.

1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают {3538 -νίπτω} рук своих, когда едят хлеб.
3 Он же сказал им в ответ: ...
11 не то, что входит в уста, оскверняет {2840 - κοινόω} человека, но то, что выходит из уст, оскверняет {2840 - κοινόω} человека. ...
17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет {2840 - κοινόω} человека,
19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
20 это оскверняет {2840 - κοινόω} человека; а есть неумытыми {449 - άνιπτος} руками - не оскверняет {2840 - κοινόω} человека.
(© Евангелие от Матфея, глава 15)

1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима,
2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми {2839 - κοινος}, то есть неумытыми {449 - άνιπτος}, руками, укоряли.
3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв {3538 -νίπτω} тщательно рук;
4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись {907 - βαπτίζω}. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение {908 - βάπτισμα} чаш, кружек, котлов и скамей.
5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми {449 - άνιπτος}руками едят хлеб?
6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня,
7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения {909 - βαπτισμός} - кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное.
(© Евангелие от Марка, глава 7)

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл {907 - βαπτίζω} [рук] перед обедом.
39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете {2511 - καθαρίζω}, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.
(© Евангелие от Луки, глава 11)

24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл {0633 - άπονίπτω} руки перед народом ...
(© Евангелие от Матфея 27:24)

10 Иисус говорит ему: омытому {3068 - λούω} нужно только ноги умыть {3538 - νίπτω}, потому что чист весь; и вы чисты, но не все ...
(© Евангелие от Иоанна 13:10)

0169 - άκαθαρτος - нечистый, неочищенный
0449 - άνιπτος - неумытый
0595 - άποθεσις - оставление, удаление, устранение
0633 - άπονίπτω - мыть, умывать, смывать
0907 - βαπτίζω - погружать, крестить, омывать (о церемониальном омовении), окунать
0908 - βάπτισμα - погружение, крещение
0909 - βαπτισμός - омовение, окунание, крещение
2511 - καθαρίζω - очищать
2839 - κοινος - общий, общественный; обычный, обыкновенный, скверный, нечистый
2840 - κοινόω - осквернять, делать или почитать нечистым
3068 - λούω - купать, мыть, омывать
3538 - νίπτω - мыть, умывать
4509 - ρύπος - грязь, нечистота
(© Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 г.)

Для обозначения омытия рук евангелисты используют слова «νίπτω», «βαπτίζω», «λούω» и образованные от них. Понятие «нечистый» передаётся с помощью отрицательных предлога «ού» или приставки «ά» перед этими словами, а также словом «κοινος».

Пожалуй, проще всего начать со слова «βαπτίζω» («баптидзо»). Этот глагол означает церемониальное омовение и гораздо чаще в Синодальной Библии переводится как «крестить». Однокоренные слова «βάπτισμα» («баптисма») и «βαπτισμός» («баптисмос») означают «крещение» - ритуал очищения перед последующей службой Богу. Слово «βαπτιστής» («баптистэс») переводится как «Креститель» и используется исключительно в качестве имени Иоанна Предтечи (Матфей 3:1; 11:11; Марк 6:24-25; Лука 7:28 и др.) . Лучше всего о том, что за понятие обозначают слова этой группы, пожалуй, сказал апостол Пётр: «подобное сему образу крещение {908 - βάπτισμα}, не плотской нечистоты {4509 - ρύπος} омытие {595 - άποθεσις}, но обещание Богу доброй совести» (1-е Петра 3:21) . Примечательна антитеза, противопоставление апостолом омовения как гигиенической процедуры («ρύπος άποθεσις» дословно переводится как «грязи устранение») и ритуального омовения.

Понятия ритуальной чистоты и ритуальных омовений в иудаизме имеют древнюю историю. Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных(Бытие 7:2) в отличие от всех остальных. Очиститься призывал свой народ Иаков (Бытие 35:2) . Моисей посвятил обрядам очищения значительную часть своего Пятикнижия, в особенности книги Левит. «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» - молил Бога израильский царь Давид (Псалтирь 50:4, а также 18:13, 64:4 и др.) . «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» - оглашал волю Бога пророк Исаия (Исаия 1:16-17) .

К омовению и очищению призывали практически все библейские пророки. Причём речь шла вовсе не о личной гигиене, не о дезинфекции рук перед едой. «Кто может сказать: “я очистил моё сердце, я чист от греха моего?”» (Притчи 20:9) ; «... окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иезекииль 36:25) - все приведённые выше цитаты красноречиво говорят о том, что пророки имеют в виду: избавление от греха. Еврейское слово «כּפר » («кипур»), использованное в книге «Левит» при описании обрядов очищения, означает «искупить, загладить, аннулировать вину». В Синодальной Библии есть несколько вариантов перевода этого глагола на русский язык: «очистить», «умилостивить», «простить», «освятить» и другие. Главный библейский праздник, сердцевина богослужения - это «יום כּפר » («Йом Кипур»). Его часто называют «Судный День», но дословно «יום כּפר » означает «день очищения (искупления, избавления) от греха». Именно так этот праздник называется в православной традиции.

«умилостивлю его дарами» (Бытие 32:20) ;
«жертву за грех совершай» (Исход 29:36) ;
«для выкупа душ ваших» (Исход 30:15) ;
«для искупления душ ваших» (Исход 30:16) ;
«загладит священник проступок его» (Левит 5:18) ;
«Господь благий да простит каждого» (2-я Паралипоменон 30:19) ;

Вот что обозначает ветхозаветная идиома «очиститься». Этому понятию больше всего соответствует греческое слово «ίλάσκομαι»: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления {5162 - ίλάσκομαι} за грехи народа» (Евреям 2:17) .

В рассматриваемом нами эпизоде используется другая лексика. Со временем фарисеи и книжники нивелировали смысл обряда очищения и свели его к ритуальному омовению. Ко времени Христа в иудейской традиции прочно укоренилось множество ритуальных предписаний, не имеющих ничего общего с положениями Танаха. В разных случаях по разным поводам омовению подлежали лицо, руки, ноги, всё тело человека, а также различные предметы, одежда, посуда и т.д. (Марк 7:4) . Ритуально нечистого человека не допускали в Храм; не умыв руки, нельзя было сесть за стол.

Для обозначения процедур омовения евангелисты использовали разные термины. Слово «νίπτω» («нипто», возможно, напомнит читателям слово «Нептун») означает омовение рук (Матфей 15:2; Марк 7:3) , ног (Иоанн 13:10) и других частей тела. Слово «λούω» означает омытие тела целиком(Иоанн 13:10) . Полное погружение, окунание целиком человеческого тела или какого-либо предмета может обозначать уже рассмотренное нами слово «βάπτισμα». Омовение неживых предметов обозначается также словом «πλύνω».

Когда-то греческий язык имел множество диалектов. По мере объединения греческих городов-государств и последующей греческой экспансии сформировался единый, общий для всех язык. На нём самом он называется «κοινή» («койне»), что значит «общий». Родственное слово «κοινος», использованное евангелистами, означает «обычный, обыкновенный, обыденный, повседневный, для общего случая, для всех, то, что не прошло специальный обряд». Это определение может относиться к чему угодно: к предметам, одежде, еде, людям, народам, обрядам и т.д. (Марк 7:4) . По навязанным фарисеями представлениям, человек, использующий «общие, обычные» предметы, сам становится «обычным, как все, ритуально нечистым». Соответствующий глагол «κοινόω» означает «делать или полагать ритуально нечистым, обыденным, повседневным». Авторы синодального перевода пытались передать семантику этой идиомы с помощью слов «скверный» и «осквернять».

«Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Это делалось не ради соблюдения чистоты; омовение рук перед едой имело обрядовый характер. В законе сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом.»
(© Комментарий Баркли к Новому Завету)

Для омовений существовали специальные ёмкости - «מִקְוָה » («миква»). Миквы могли быть в виде чаши (как, например, в случае с умыванием рук Понтием Пилатом), ванны, бассейна и даже специально созданного водоёма. Миквы были в частных домах и в общественных местах. Для того, чтобы паломники могли очиститься перед посещением Храма, в Иерусалиме были устроены несколько купален, например Вифезда (Иоанн 5:2) и Силоам (Иоанн 9:7, 11) . В водах Вифезды «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн 5:3-4) .

Израильтяне очень активно ведут раскопки и реставрации мест Священного Писания. В этом им помогают археологи и меценаты всего мира.

Купальня Силоам. Этот водоём был обустроен царём Езекией, вода в него поступала по специально пробитому в скале Силоамскому туннелю из реки Гихон (4-я Царств 20:20, 2-я Паралипоменон 32:30) . Целью этого строительства было снабжение Иерусалима питьевой водой. Но к новозаветному времени Силоам стал ритуальным водоёмом. Для тех, кто не мог самостоятельно войти в бассейн, на берегу были размещены миквы в виде ванн и больших чаш.

Для совершения любого обряда ритуального омовения существовало обязательное предварительное условие - быть чистым. Далеко не во всех общественных миквах была проточная вода. Да и даже при этом условии одновременные гигиенические процедуры огромных масс (больных!) людей просто невозможны. Они чреваты эпидемиями, а подвергать опасности людей, рискуя их здоровьем, - противоречит положениям Священного Писания.

Невозможно себе представить, чтобы наместник Рима, представитель легата Сирии, прокуратор Иудеи Понтий Пилат ходил с грязными руками. Очевидно, что омывание им рук - политическое шоу, ритуал, символ открещивания от участия в грязном деле. Нет никаких сомнений и в том, что Иисус и апостолы соблюдали все правила гигиены, равно как и все остальные наставления Танаха.

Когда фарисеи и книжники спросили у Иисуса, почему Он и его ученики не выполняют предписанный ими же ритуал, Иисус ответил, что этот обряд, как и многие другие, придуман людьми, не является Божьей заповедью и не обязателен для правоверного иудея. Более того, следование какой бы то ни было традиции вместо положений Закона, прикрывающееся благими лозунгами и святым именем Божьим, - лицемерно. Оно удаляет человека от Бога, обкрадывает и Бога, и человека. Поэтому Иисус назвал фарисеев лицемерами (Марк 7:6) , исполненными хищения и лукавства(Лука 11:39) .

Иисус напомнил ветхозаветный смысл понятия «очищение»: это осознание греха, его исповедание и искупление вины. Оно не имеет никакого сакрального смысла, не несёт в себе никакого таинства. Просто-напросто человек должен воздерживаться от беззакония, любить ближних, иметь добрую совесть и чистое сердце. Всё предельно ясно, просто и понятно: «Омойтесь, очиститесь; ... перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Исаия 1:16-17) .

Фарисейская обрядовость, деление предметов и людей на «чистые» и «нечистые» лишено смысла. Никакие ритуалы над предметами, едой и частями тела не способны заставить человека раскаяться и удалиться от греха. И, наоборот, использование «неосвящённых» предметов не может сделать сердце доброго человека чёрствым, не может породить порочные желания в истинно праведной душе.

P.S. Когда Пётр гостил в Иоппии у Симона кожевника, ему было видение. С неба опустилось полотно с разнообразными нечистыми животными. «И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного {2839 - κοινος} или нечистого {169 - άκαθαρτος}. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил {2511 - καθαρίζω}, того ты не почитай нечистым {2840 - κοινόω}» (Деяния 10:9-16) . Видение повторилось трижды.

Некоторые христиане считают, что этим Бог отменил ветхозаветный закон о чистой и нечистой пище и разрешил употреблять любое непотребство. Но это тоже примитивное, поверхностное толкование.
Вот вывод, к которому пришёл сам Пётр после долгих раздумий (Деяния 10:17, 19) над видением: «мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным {2839 - κοινος} или нечистым {169 - άκαθαρτος}» (Деяния 10:28) .

Так же, как и рассказы евангелистов о неумытых руках апостолов, этот фрагмент Писания не имеет никакого отношения к вопросу о здоровом образе жизни. Это «процедурный» вопрос, здесь говорится о неспособности каких-либо обрядов и ритуалов очистить или осквернить человека, о неправомочности деления людей на «чистых» и «нечистых». «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деяния 10:44-47) .

В 1896 году учёные из Оксфорда Бернард Гренфелл и Артур Хант начали раскопки в районе древнеегипетского города Оксиринх (греч. Οξυρρυνχος - «город остроносой рыбы», на коптском языке город называется Пемдже). Со времением там было найдено огромное количество папирусов, в том числе содержащих раннехристианские тексты («оксиринхские евангелия»). Эти папирусы относят к периоду от I в. до н.э. до VII в. н.э.
Полагаю, для понимания слов и поступков Иисуса было бы полезно знать, как их понимали Его современники. Ведь они принадлежали одному с Ним культурному слою, знали все тогдашние обычаи, говорили на одном языке, использовали одни и те же идиомы и фразеологизмы, пользовались единым категорийным аппаратом. Благодаря археологической находке столетней давности у нас есть счастливая возможность узнать, как воспринимали тему немытых рук первые христиане.

3 И он взял их (учеников) с собой в место, предназначенное для чистых, и вошел во двор Храма.
4 И главный жрец из фарисеев по имени Леви встретился им и сказал Спасителю: Кто позволил тебе войти в это чистое место и смотреть на эти святыни без омовения, и даже твои ученики не вымыли ног своих?
5 Нечистыми вы вошли во двор Храма, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить и созерцать эти святыни.
6 И Спаситель остановился со своими учениками и спросил его: А как же ты, который находишься здесь во дворе Храма, ты чист?
7 И он сказал Ему: Я чист, ибо я омылся в источнике Давида и спустился по одной лестнице и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды.
8 И только тогда я вошел и созерцал эти святыни.
9 Тогда Спаситель сказал ему: Ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются (благовониями) и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков.
10 Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, Мы омылись в живой воде, которая нисходит (с небес).
© Папирус из Оксиринха, автор и точное время написания неизвестны

В этом эпизоде никто не употребляет пищу, но претензия у фарисея та же самая: неисполнение предписанного ритуала омовения. Тот же и ответ Спасителя: в понимании автора текста, установленные обряды омовения бесполезны. Гигиенические процедуры сравниваются с make-up проституток. Оксиринхский папирус, по-моему, - убедительное подтверждение выводов моей работы. Рассматриваемые эпизоды Евангелий не имеют отношения ни к еде, ни к гигиене, они показывают отношение Иисуса к обрядовости (как и Матфея 23:25-28).
Спасибо!

© Игорь Шиповский, июль-октябрь 2008 года

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

На кухне моей бабушки: еврейская поваренная книга Люкимсон Петр Ефимович

«Мойте руки перед едой!»

«Мойте руки перед едой!»

Знакомый призыв, не правда ли?! Кажется, не было в бывшем СССР ни одной столовой, ни одной поликлиники, где не висел бы плакат, напоминающий об этом самом важном правиле личной гигиены. Трудно поверить, что всего каких-то три с половиной столетия назад мытье рук вообще и перед едой в частности считалось «чисто еврейским предрассудком». Вспомним, как в середине XIV века Европа была буквально опустошена эпидемиями чумы и холеры. Не было на континенте страны, которую не посетили бы эти страшные гостьи, а вслед за ними начинались… массовые еврейские погромы. Причина их известна: европейцы заметили, что эпидемии почему-то обходят стороной еврейские кварталы. Во всяком случае, число заболевших и умерших среди евреев было значительно меньше, чем среди их соседей. Все это немедленно породило слухи о том, что именно евреи являются разносчиками этих страшных заболеваний, что это они отравили колодцы и пищу.

К чести папы Климента IV, он немедленно опубликовал буллу, в которой подробно объяснил, что нет никаких оснований обвинять в распространении болезни евреев, что эпидемия свирепствовала и в тех краях, где они вообще не живут, и что евреи умирали от чумы и холеры точно так же, как и христиане.

Но помогло это мало: тот факт, что евреи страдали от этих страшных болезней меньше, чем остальные, был налицо, и массовые убийства евреев продолжались…

Между тем – но это, увы, было понято слишком поздно! – секрет выживания евреев в очагах пандемии объяснялся просто: наша традиция предписывает каждому еврею совершать омовение рук после каждого посещения туалета и перед каждой трапезой, чтобы смыть «тумъу» – ритуальную нечистоту, не видимую ни под одним микроскопом. Но перед таким ритуальным омовением еврей должен просто тщательно помыть руки, то есть смыть с них те самые болезнетворные микроорганизмы, которые и являются возбудителями инфекционных болезней.

Прошли столетия, пока некоторые врачи не сообразили, что когда они делают операции и принимают роды с чистыми руками, смертность среди их пациентов резко снижается. И им пришлось долго терпеть насмешки за эти «нелепые домыслы» от своих коллег, прежде чем те признали их правоту и сначала хирурги, потом другие врачи, а затем уже и простые обыватели начали следовать этому простому, но важному правилу: «Мойте руки перед едой!».

Ну, а мы… Мы продолжаем выполнять предписанные Торой правила омовения рук, как следовали им священнослужители-коэны во времена существования Храма, как это делали на протяжении тысячелетий простые евреи – уже после того, как Храм был разрушен и каждый еврейский стол по указанию наших мудрецов стал приравниваться к храмовому жертвеннику.

Кстати, не случайно заповедь эта называется не «рехицат ядаим» (мытье рук), а именно «нетилат ядаим» (то есть омовение, а в буквальном переводе – вознесение рук). Во все времена выдающиеся знатоки Торы подчеркивали, что выполнение этой заповеди необходимо не только для очищения тела, но и для очищения души, и что она исполнена множества мистических смыслов и высокой символики. «Когда еврей, собираясь сесть за стол и принять пищу, омывает чистые руки и приподнимает их кверху, он словно свидетельствует о себе: все мои дела, вся работа, которую делали мои руки ради этой трапезы, чисты, нет в них ни грабежа, ни мошенничества; я не буду есть руками, запачканными грабительством и разбоем; я не буду есть и руками скупыми – я не отворачивался от бедного, но кормил его своим хлебом; чисты мои руки еще раньше, чем собираюсь есть, – моим трудом, трудом моих рук я кормлюсь!» – так объясняет символику этой заповеди рав Элиягу Ки-Тов.

Для того чтобы исполнить заповедь омовения рук, сначала их вымывают дочиста (пока на них есть хоть какое-то пятнышко, омовение делать нельзя; исключение из этого правила составляют только руки людей тех профессий, которые постоянно имеют дело с глубоко въедающейся в кожу краской или чернилами). Перед омовением следует также вычистить ногти, а женщина должна снять кольца.

Затем берут в руки «натлю» – специальную кружку с двумя ручками. Сначала кружку берут в правую руку, наполняют ее водой и передают в левую. Затем трижды обливают водой кисть правой руки, включая пальцы, которые для этого следует слегка развести. После этого кружку передают в правую руку и трижды обливают кисть левой руки.

Дотрагиваться неомытой рукой до омытой запрещено. Если это все же случайно произошло, надо тщательно вытереть руки и повторить омовение заново.

Омыв левую руку в третий раз, поворачивают ее ладонью вверх, слегка сгибают пальцы и потирают одну руку о другую. Сразу после этого произносят благословение:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, который освятил нас Своими заповедями и повелел совершать омовение рук.

Стоит заметить, что еврейская традиция предписывает совершать омовение рук только перед трапезой, во время которой вы будете есть хлеб или какую-либо другую пищу, которую принято есть руками, а также пищу, вымоченную в вине, меду, оливковом масле, молоке или воде. Если, к примеру, на стол поданы только соки и кондитерские изделия, то совершать омовение рук перед едой не нужно, а вот вымыть их, само собой, надо.

Из книги Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни автора Куликова Вера Николаевна

Молитвы перед вкушением пищи Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждьнам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во

Из книги Чудодейственный имбирь против 100 болезней автора Поленова Татьяна Петровна

Из книги Кулинарная книга жизни. 100 рецептов живой растительной пищи автора Гладков Сергей Михайлович

Соки перед едой Соки лучше всего пить утром, за полчаса до еды. Они пробуждают аппетит и быстро усваиваются, особенно если в них мало мякоти (фильтруйте их с помощью ткани).Если вы долго не ели и готовы наброситься на пищу, лучше сначала выпить пару стаканов овощного сока и

Из книги Умное сыроедение. Пища для тела, души и духа автора Гладков Сергей Михайлович

Из книги Православный пост. Рецепты постных блюд автора Прокопенко Иоланта

Человек – глаза и руки Природы Объясняя, почему человек является способным самостоятельно разрабатывать и изготавливать себе идеальную пищу, я сейчас мимоходом раскрою великую тайну и разгадаю загадку, над которой бьются многие поколения учёных и мыслителей. Ответ на

Из книги Еда под контролем мозга автора Ингвар Мартин

Из книги Энергия питания. Сыроедение в Системе здоровья автора Кацудзо Ниши

Из книги Консервирование и лучшие кулинарные рецепты опытных садоводов и огородников автора

Из книги Консервирование для лентяек. Вкусные и надежные заготовки по-быстрому автора Кизима Галина Александровна

Из книги Энциклопедия умного сыроедения: победа разума над привычкой автора Гладков Сергей Михайлович

Из книги автора

Холодные руки и ноги Это явление говорит о замедлении движения крови по сосудам и повышении ее вязкости. В результате понижается температура конечностей, наступает их переохлаждение, замедляются все химические процессы. Из-за этого в организме накапливаются яды,

Из книги автора

Перед сбором Незадолго до сбора урожая дожди нежелательны, и специально поливать деревья и огородные гряды ни в коем случае не следует, так как поливы снижают лежкость плодов. Овощи и фрукты, предназначенные для хранения, стараются убирать в сухую погоду. Нельзя убирать

Из книги автора

Как отмыть руки, окрашенные соком свеклы, вишни и др. фруктов? Взять горсточку ягод красной или белой смородины и хорошо растереть в руках. Потом руки сполоснуть водой.Другой способ – протереть руки размятым кусочком черенка ревеня. После этого руки можно не мыть.Можно

Из книги автора

Перед сбором Незадолго до сбора урожая дожди нежелательны, и специально поливать деревья и огородные гряды ни в коем случае не следует, так как поливы снижают лежкость плодов. Овощи и фрукты, предназначенные для хранения, стараются убирать в сухую погоду. Нельзя

Из книги автора

Как отпмытпъ руки, окрашенные соком свеклы, вишни и др. фруктов? Взять горсточку ягод красной или белой смородины и хорошо растереть в руках. Потом руки сполоснуть водой.Другой способ – протереть руки размятым кусочком черенка ревеня. После этого руки можно

С раннего детства нам все говорили, что нужно обязательно мыть руки перед едой. На бесконечные вопросы «Почему?» следовал в большинстве случаев один ответ: чтобы убить всех микробов, которые накапливаются на руках в течение нескольких часов.

Мытье рук уже давно вошло в привычку, но вряд ли кто-то задумывается о том, как важно несколько раз в день дезинфицировать их. Как показывает статистика, невымытые руки довольно часто являются причиной желудочно-кишечной инфекции. На протяжении целого дня мы прикасаемся к различным вещам в общественных местах: ручкам дверей, кнопкам лифтов, продуктам в магазине, перилам, деньгам и т.д. Общественные места являются скоплением огромного количества микробов, из-за которых могут развиваться такие болезни, как дизентерия, сальмонеллез, брюшной тиф, а так же различные ротавирусные инфекции, способные привести к осложнениям, если не начать вовремя лечиться. Конечно, большинство этих болезней передаются воздушным путем, но все же какая-то доля приходит и на заражение через прикосновения. Например, можно заболеть, потерев грязной рукой свой нос.

Мыть руки не просто водой, а с мылом – гарантия того, что большинство микроорганизмов будут уничтожены. Сейчас в магазинах представлен огромный ассортимент различных видов мыла, но главное, о чем стоит знать – мыло должно очень хорошо пениться. Все остальные свойства не так важны, потому что именно обильное пенообразование убивает микробы. Не стоит слишком часто использовать антибактериальное мыло, потому что со временем кожа рук привыкнет, и оно потеряет свои свойства. Тем более, клинические исследования показали, что некоторые компоненты могут отрицательно влиять на организм. Простое мыло, если им правильно мыть руки, справится даже лучше антибактериального.

Что же делать, если нет возможности помыть руки с мылом? Наверное, каждый оказывался в подобной ситуации. Ни в коем случае нельзя брать пищу грязными руками, потому что существует альтернатива мылу, которая должна быть под рукой у каждого человека:

1. Влажные антибактериальные салфетки

Это универсальное средство, которое можно носить как в сумке или кошельке, так и в карманах джинсов. Обычно салфетки находятся в небольшом закрытом пакете, который можно несколько раз открывать без какой-либо деформации, поэтому их очень удобно брать с собой. Влажные салфетки пропитаны специальным раствором, который способен хорошо очистить кожу рук от грязи и вредных микроорганизмов. Не стоит забывать, что со временем кожа привыкнет к компонентам, поэтому постоянно пользоваться салфетками не стоит.

2. Антисептический гель

Еще одна очень хорошая альтернатива мылу, которую очень удобно брать с собой. После того, как вы прикоснулись к грязной дверной ручке или перилам, возникает желание поскорее избавить от бактерий. Антисептический гель в этом плане очень удобен, потому что стоит всего лишь выдавить на руку небольшое количество геля и растереть его до полного впитывания в кожу. Гель так же обладает антибактериальным эффектом, который с успехом справляется с большинством микроорганизмов, но опять же, не стоит забывать, что кожа имеет свойство привыкать к компонентам.