Проводка

Дизайн зала в лаундж стиле. Интерьер в стиле лаунж: описание, фото

Дизайн зала в лаундж стиле. Интерьер в стиле лаунж: описание, фото

Множество самых ортодоксальных евреев, хасидов, приезжает встречать еврейский Новый Год в украинский город Умань, потому что там находится могила одного из основателей хасидизма. Для города это становится серьёзным испытанием...

Особенности национального еврейского нового года


На время иудейских религиозных праздников жизнь маленького украинского городка Умани превращается в ад…


Как уже сообщала РЛ, в среду 28 сентября в Умани начались празднования Рош Ха-Шана - еврейского нового года. 25 тысяч иудеев со всего мира съехались на могилу основателя браславского хасидизма Рабби Нахмана. Закончатся праздники в шабат - в субботу, 1 октября. На это время улица Пушкина, где находится могила Нахмана и главная синагога превратилась в хасидский квартал . Со всех сторон выставлены милицейские посты. На улице звучит оглушительно громкая музыка. Хасиды танцуют и поют.



Поведение многих паломников вызывает нарекания даже в Израиле. Например, прошлой осенью был сорван авиарейс Тель-Авив-Киев. В самолёте перевозили свитки Торы для уманских торжеств. Сначала на посадке пассажиров хасиды устроили ритуальные танцы и пляски вокруг раввина, который нёс свитки. Торопить процесс было нельзя, и воздушный коридор для этого борта закрыли.


Затем хасиды принялись рассаживаться, и выяснилось, что свиткам Торы не позволено лететь в одном салоне с «неправоверными», которые тотчас были переведены в другой салон самолёта, или отправлены не без скандалов другими рейсами , сообщает портал Свободная пресса.


В Умани жилья на всех уже не хватает. Хасиды обустраивают ночлег на улице, перед подъездами. Евреи-паломники подстригают пейсы прямо на улицах. Большой удачей считается обосноваться в палаточном городке у могилы Рабби Нахмана. Паломники уверены: чем ближе человек к могиле «цадика», тем счастливее будет. Здесь, на улице Пушкина, они устраивают бурные танцы.


Гости заняли лучшие кварталы Умани. Специальные КПП и милицейские кордоны отделили «иудейскую» зону от остального города. В оцеплении стоит милиция и внутренние войска. Местным жителям без паспорта сюда вход закрыт.


За квартиры даже в удалённом от могилы районе легко дают по 500 долларов в сутки. Украинцы из окрестных сёл рванулись на городские базары, чтобы продать овощи в два раза дороже обычного. При этом все торговые места завешены частыми сетками. Продавцы утверждают, что приезжие из Израиля, которых большинство, склонны к мелкому воровству .


Паломники не желают обращаться в обменники и охотно расплачиваются валютой. Средняя цена за сданную койку - 50 долларов. Хасиды селятся в квартире по 5-7 человек, настаивая, чтобы хозяева покинули помещение.


Коренные жители Умани очень часто недовольны специфическим поведением гостей. Иудейские ортодоксы требуют, чтобы в округе не было женщин, а в домах - телевизоров, радио, картин и портретов. Согласно хасидской вере, женщина - существо грязное и после наступления Рош Ха-Шаны на неё нельзя даже смотреть.


Были случаи вооружённого нападения особо ревностных «верующих» на молодых уманчанок, которые подвергались избиениям только за факт нахождения в родном городе.


Перед праздничными днями хасиды включают свет во всех комнатах и водопроводную воду. Гасят электричество и закручивают краны только по окончании новогодних торжеств. Свет должен гореть круглосуточно, вода из кранов льётся постоянно, даже в холодильниках не должна включаться и выключаться электролампочка…


«Не все хасиды приезжают к нам, чтобы помолиться», - говорит уроженец Умани депутат Верховной Рады Пётр Цюрко. - Некоторые провоцируют местное население, ведут себя по-хамски. Например, после отъезда практически всё жильё приходится основательно ремонтировать. В праздники хасидам, последователям мистического направления в иудаизме, запрещена любая работа. Нельзя мыть посуду, выносить мусор и даже смывать воду в туалете. За месяц квартиры превращаются в полный кошмар .


Молодёжь устраивает в домах настоящие погромы - бьют стёкла, ломают кровати, холодильники и газовые плиты, рвут и жгут обои. На улицах оскорбляют прохожих. Украинскую милицию еврейские подростковые банды не боятся.


На охрану правопорядка в Умань уже стянуты полтысячи сотрудников управления МВД Черкасской области. Узловые точки города заняли тяжеловооружённые бойцы роты особого назначения «Беркут» и спецподразделения «Грифон».


Для спецподразделений уже есть работа - здесь начались бурные столкновения милиции с местными жителями, которые проводили акцию против паломников-хасидов. Протест возглавила партия «Свобода». Активисты партии провели массовый сход жителей Умани, где люди жаловались на «брутальное поведение заезжих туристов из Израиля», «хамское отношение к местным украинцам». Жители города развернули плакаты «Умань - украинский город» .


Как уже сообщала РЛ, в воскресенье участники схода подверглись жестокому нападению. «После схода его участников окружил "Беркут" и без предупреждения начал бить всех без разбора - людей пожилого возраста, детей и женщин», - сообщают очевидцы. Депутат горсовета Умани от «Свободы» Богдан Черномаз заявил, что рассматривает хасидов как «чужеземную секту» , последователи которой привозят в город «непокой и агрессию».


Милиция приводит другую версию - силовые задержания начались после того, как националисты попытались выстроиться в колонну и пройти маршем по городским улицам. 50 человек увезли на автозаках. Среди задержанных оказался один из главных спикеров партии Андрей Ильенко.


Марш «Умань без хасидов» был остановлен, однако молодёжная организация «Сокол» объявила о начале бессрочной народной акции против хасидского произвола. Черкасская оппозиция планирует обратиться к Януковичу с предложением отдать хасидам прах «цадика» Нахмана, чтобы они забрали его в Израиль или США.


Хасидам не помешала «Свобода»



Вчера в Умани (Черкасская область) брацлавские хасиды начали праздновать наступление 5772 года по иудейскому календарю - Рош-а-Шаны. Для этого в Умань прибыло рекордное количество паломников - около 30 тыс. человек. Их встретили представители Всеукраинского объединения «Свобода», протестовавшие против нарушения приезжими общественного порядка в городе. Митинг закончился потасовкой с милицией. За празднованием наблюдал корреспондент «Ъ» Артём Скоропадский.


Для празднования нового 5772 года по иудейскому календарю в Умань из разных стран прибыло рекордное количество хасидов - около 30 тыс. человек. Вчера с самого утра они заполнили центр города. Прямо на улицах паломники, большинство из которых были облачены в белые одежды, читали молитвы, пели и обнимались. К главной святыне брацлавских хасидов - могиле раби Нахмана - тянулись многолюдные очереди. Сама могила, накрытая чем-то наподобие рыночного павильона, была полностью окружена паломниками, которые молились и пели песни.


А здесь есть ещё один фоторепортаж о ежегодном хасидском нашествии в Умань - http://chistoprudov.livejournal.com/49002.html

Еврейский новый год в Умани: Хасиды ищут девственниц и жарят шашлыки



Рыночные торговцы перевели цены в доллары, пожарные пришли в повышенную боеготовность, а «ночные бабочки» открыли на паломников сезон охоты. Подготовка к Рош-а-Шана в Умани в разгаре. Правда, пыл паломников, которые съехались на могилу цадика Нахмана со всего света, слегка охладил дождь, посыпавшийся с неба в самое начало еврейского Нового года - в среду вечером. Дождь временами продолжался в четверг, поэтому хасиды слегка потанцевали - так как обычай обязывает выказывать радость - и отправились в места ночлега отогреваться едой и питьём.


Куриная грудка по 5 долларов


Вместо гривен - доллары, вместо мелочи - шекели. Такова сейчас ситуация на рынках в Умани, куда совершают набеги паломники из относительно бедных стран - Израиля, Марокко и Туниса. Продавцы отреагировали моментально: хлеб в ларьках - по доллару, яйца - 2-3 доллара, огурцы и перец болгарский - 1,5-2 доллара, килограмм куриной грудинки - 5 долларов. Местные жители в панике оккупировали супермаркеты, где цены остаются прежними.


Будь неладны эти паломники, цены так подскочили, - жалуется 64-летняя пенсионерка Людмила Шевчук. - Мне до супермаркета далеко, а на базар хоть не ходи. Лук, яйца, курятину они, как саранча, выметают. У них деньги есть, а нам что делать?


У пожарных и санврачей - повышенная боевая готовность. Оказывается, хасиды любят шашлыки (из любого мяса, кроме свинины) и готовят их, не смущаясь, на лестничных клетках, балконах и даже в квартирах.


Приходилось выезжать на разные вызовы, где хасиды готовили дома мясо на огне, - рассказала главный санитарный врач города Лариса Качанова. - Вот недавно пожаловались жители 9-этажки. Мы приехали вместе с пожарниками. И действительно, хасиды на балконе разожгли костёр и жарили баранину.


Самый ходовой товар - здоровье


В этом году поведение некоторых паломников удивляет даже видавших виды уманчан. Продавцы рынка стали невольными свидетелями, как хасиды покупают… здоровье.


Я сначала не понял, что от меня хотят, - делится впечатлением Александр Дунь, крепкий мужик килограмм под 120. - Пристал ко мне малый худой хасид и начал что-то лепетать по-своему. Потом мне перевели, что хочет купить у меня здоровье . Ну, я тоже не растерялся. Сначала он назвал цену «ван доллар», но я набивать начал. Сторговались на 50 долларах. Он отдал мне деньги, крепко обнял и довольный ушёл.


Поступают от паломников и другие интересные предложения.


Стою на рабочем месте, товар отпускаю, - рассказывает 20-летняя продавщица детских игрушек Ирина. - Вдруг ко мне в магазин заходит толпа молодых хасидов - лет по 19-20. И стали предлагать, мол, заплатят доллар, чтобы я разрешила им потрогать свою грудь . Я отказалась. Они стали предлагать 5, потом 10 долларов. Еле вытурила их из магазина.


Студентки Умани рассказывают, что в парке «Софиевка» к ним часто подходят паломники и спрашивают, девственницы ли они. Есть поверье, что если иудей переспит с девственницей другой веры, то все свои грехи оставит в ней . Иногда предлагали до тысячи долларов за ночь!


А местные барышни ищут миллионеров


Справедливости ради скажем, что набожные хасиды ходят по улицам, опустив глаза, чтобы не заглядываться на местных красавиц. В канун еврейского Нового года общение с женщинами запрещено. А вот с его наступлением, когда все начинают веселиться и петь, всяко бывает... Поэтому уже много лет в Умань слетаются «ночные бабочки» едва ли не со всей Украины. Даже горячие одесситки не ленятся оставить свою работу у моря, чтобы поохотиться на денежных паломников.


Не прочь поискать себе жертв среди хасидов и добропорядочные уманчанки. Но только не ради продажного секса. Девушки ищут себе мужей. И не простых, а очень зажиточных - из американцев или европейцев. Каждый год количество браков между хасидами и уманчанками возрастает - барышни выходят замуж, рожают детей и обращаются в их веру. А недавно в Умани появились свои миллионеры - несколько хасидов так влюбились в местных девушек, что остались со своими избранницами здесь навсегда.


Украинки очень красивы, у них интересный характер, - поделился с «Комсомолкой» один из хасидов - гражданин США. - А ещё ваши девушки очень вкусно готовят и с ними не скучно.


Само веселье Рош-а-Шана должно начаться в ночь с пятницы на субботу, когда Новый год наконец-то наступит, и хасиды будут пить, плясать и веселиться в полную силу.


Хасиды в Умани пускали в ход ножи



Из Умани Черкасской области массово уезжают паломники-хасиды , которые 8-9 сентября 2010 года отпраздновали здесь иудейский 5771-й Новый год. В этом году праздник получился как никогда бурным - дошло даже до поножовщины.


В этом году исполняется 200 лет со дня смерти Рабби, поэтому в Умань прибыло рекордное количество паломников - около 30 тысяч (обычно приезжает 15-20 тысяч). Возможно, именно поэтому паломники набедокурили больше, чем обычно. Как рассказали нам местные правоохранители, в одном из конфликтов дело дошло до поножовщины. А такого никогда не было!


«ЧП произошло вечером на улице Пушкина (вблизи могилы Нахмана. - Авт.), - сообщила пресс-служба черкасской облмилиции. - Местная жительница пришла проверить состояние сдаваемой хасидам в аренду квартиры и сделала им замечание, мол, слишком шумят. Началась ссора. На шум из другой квартиры вышел сосед и попытался вызвать милицию. Хасиды стали бить мужчину. Тот выбежал на улицу, где за него вступился случайный прохожий, за что получил несколько ножевых ударов». В итоге трое причастных к драке паломников находятся под следствием, а десятерых их товарищей депортировали без права въезда в Украину на 5 лет.


Другой конфликт, о котором официально рассказывают в милиции, произошёл между евреями из Одессы и хасидами: первые затеяли со вторыми религиозные споры. «Была словесная перепалка, без драки. Мы объяснили одесским гостям, что они появились не в то время и не в том месте», - рассказал «Сегодня» замначальника уманского горотдела милиции Александр Стрембицкий.


По неофициальной информации, в Умани произошло ещё несколько ЧП. Якобы одного из уманчан поймали на краже имущества паломников, после чего пьяный гражданин Израиля ранил его ножом в живот. А в массовой драке, которая возникла по ходу этого конфликта, якобы были ранены и двое милиционеров. Во втором ЧП сотни паломников атаковали двух украинцев с криками: «Воры! Воры!». Те закрылись в машине, а милиции пришлось утихомиривать хасидов с помощью собак и слезоточивого газа. Но начальник пресс-службы черкасской облмилиции Наталья Таран не подтвердила нам эту информацию…



Кстати, а почему евреи имеют сегодня 5772 год, а мы только 2011 ? Они что, и правда, древнее всех? Конечно, нет! Просто нам календарь подменили и сделали так, что якобы до рождества христова почти ничего не было. А у евреев якобы было… На самом деле история Человечества на этой планете насчитывает тысячи веков ! А евреи действительно были созданы около 6 тысяч лет назад. Об этом можно прочесть на сайте Пища Ра

Умань - один из старейших городов Украины. Первое письменное упоминание о нем встречается в документах 1616 года; тогда местечко Гумань входило в состав Речи Посполитой и принадлежало брацлавскому, винницкому и каменецкому старосте Валентию Александру Калиновскому, построившему здесь мощный замок. В 1652 году, после гибели последнего наследника Калиновских в битве под Батогом, Умань переходит во владение другого знатного польского рода - Потоцких. В конце 17 века здесь начали селиться и евреи.

В 1749 г. произошло нападение гайдамаков, которые сожгли почти весь город. Новый владелец Умани граф Францишек Салезий Потоцкий отстраивает заново замок, получает у короля разрешение на проведение ежегодной ярмарки и приглашает в город турецких, сербских и еврейских купцов. В 1760 году Умань получает Магдебургское право. За несколько лет еврейское население города выросло до 450 человек.

Умань. Наполеон Орда, сер. 19 в.

В июне 1768 года произошло событие, печально известное в истории как "уманьская резня". Во время очередного восстания гайдамаков за стенами Умани пытались найти убежище несколько тысяч еврейских семей из соседних местечек. Когда повстанцы во главе с Максимом Железняком подошли к городу, евреи собрали значительную сумму денег, чтобы укрепить боевой дух защитников замка. Однако это не помогло. Комендант крепости Рафаил Младанович отправил против осаждавших отряд во главе с сотником Иваном Гонтой, но Гонта, спокойно взявший деньги у евреев, перешел со своими казаками на сторону гайдамаков. Оставшийся гарнизон сдержать значительно превосходящего по количеству и силам противника не смог, а может, и не захотел. Объединенные отряды Гонты и Железняка ворвались в Умань и устроили кровавый погром. Часть евреев под руководством Лейбы Шаргородского и Моше Менакера укрылась в синагоге и успешно защищалась до тех пор, пока гайдамаки не подтащили пушки и полностью не разрушили здание. Все защитники погибли.

Всего по разным данным в Умани было убито около 20 тысяч человек - в основном, евреи, а также поляки и украинцы-грекокатолики. Также был убит и комендант Младанович. Существует легенда о том, что якобы Младанович впустил в город повстанцев в обмен на обещание не трогать поляков. Когда он перед смертью напомнил об этом Гонте, тот якобы ответил: "Ты же тоже обещал евреям не выдавать их, и изменил своему слову". Насколько эта история правдива, сказать трудно, ибо точно такую же рассказывают о резне в Тульчине во время хмельниччины, только имена у действующих персонажей другие.

Гонта кончил плохо - поляки его поймали и казнили с особым садизмом. А совсем недавно в Умани был установлен памятник народным "героям" Гонте и Железняку - прямо напротив синагоги, которую они так и не смогли захватить...

В память об Уманской трагедии во многих общинах Правобережья в день 5 Тамуза произносились специальные кинот (поминальные молитвы) и соблюдался пост. Эта традиция существовала вплоть до Холокоста.


Памятник Гонте и Железняку

В 1773 году Умань унаследовал Станислав "Щенсный" Потоцкий. Спустя 3 года он закладывает здесь парк "Софиевка", сегодня являющийся одним из главных туристических объектов Украины. Образцом послужил парк "Аркадия" князя Радзивила в городке Неборов, руководил строительством польский военный инженер Людвиг Метцель. В 1802 году граф дарит парк на день рождения своей супруге, Софии Витт-Потоцкой, в честь которой он и был назван. В свою очередь, в честь парка в 1985 году была названа Софиевкой одна из вновь открытых планет.

В 1793 году Умань по второму разделу Польши перешла в состав Российской империи. По состоянию на 1801 год в городе проживало 1895 евреев (58% всего населения), в т.ч. 6 купцов.


Парк "Софиевка"



В 1808 году в Умань из (совр. пгт Брацлав) приезжает основатель бреславского хасидизма рабби , внук . По словам рабби Нахмана, он услышал зов душ тысяч людей, убитых во время "уманьской резни", и посчитал, что сможет помочь им, будучи похороненным рядом. умирает в праздник всего два года спустя, в возрасте 38 лет. Перед этим он завещал своим последователям посещать его могилу хотя бы раз в году - и если хасид после смерти попадет в ад, то рабби Нахман за волосы вытащит его оттуда. Бреславские хасиды обязательно носят пейсы - по-видимому, чтоб цадику было удобней ухватиться. Последний урок, который рабби дал своим ученикам, был на тему , и традиционно именно в этот праздник приезжает в Умань основная часть паломников со всего мира. Однако, и в другие дни на могиле рабби Нахмана многолюдно. По еврейской традиции, молитва у могилы праведника имеет особую силу, поэтому не только хасиды, но и нерелигиозные евреи, и даже неевреи приезжают сюда попросить благословения у Всевышнего.

Памятная табличка на месте дома рабби Нахмана

В 1990-е годы поднялся вопрос о перезахоронении праха рабби Нахмана в Израиле; была даже достигнута соответствующая договоренность между украинским и израильским руководством. Но бреславские резко воспротивились этому: такие действия противоречат главному поводу, по которому рабби попросил похоронить его именно в этом месте. Тем не менее, двое молодых хасидов, не разобравшись в сути завещания своего учителя (а может, и по другим причинам) как-то попытались тайком выкрасть останки, но украинская милиция вовремя обнаружила горе-гробокопателей.

В Умани также жил ближайших ученик Нахмана - Натан Штернгарц, который подробно записывал его мысли и учение. Сам Браславер не оставил после себя никаких письменных трудов, все систематизировал и сохранил рабби Натан. Главным образом благодаря рабби Натану Штернгарцу бреславский хасидизм сегодня - одно из крупнейших хасидских течений в мире. Похоронен ближайший ученик рабби Нахмана в месте, ставшем колыбелью этого течения - поселке Брацлав Винницкой области.


Огель и синагога на могиле рабби Нахмана



В первой четверти 19 века Умань становится одним из важнейших центров Гаскалы в Украине. Местный маскил лесоторговец Хаим Гурвич перевел на идиш и издал в бердичевской типографии книгу Кампе "Открытие Америки", позже он перевел ее и на иврит. Для уманьских евреев это была первая еврейская книга, не связанная с религиозными текстами; она приобрела огромную популярность. Другой маскил, поэт Авраам Готлобер в своих "Воспоминаниях" писал: "Книга Гурвича была настолько популярна, что не было почти еврея, который бы не зачитывался ею... До появления этой книги весьма немногие из евреев знали о том, что существует в мире какая-то Америка ". Хаим Гурвич также поддерживал тесный контакт с видным караимским ученым Исааком. Хасиды настолько сильно не любили Гурвича, что после его смерти создали легенду, согласно которой его грешная душа вечно странствует по миру и не находит покоя...

В 1822 году сын Хаима Гурвича Гирш-Бер (он же Герман Бернард) попытался открыть в городе общеобразовательную еврейскую школу, "основанную на принципах Моше Мендельсона". Эта школа уже некоторое время подпольно существовала и была первой такого рода в Российской империи. Но местные власти наложили запрет: в тюрьме в это время сидел еврей по фамилии Мендельсон, и они, видимо, посчитали, что связанная с такой фамилией школа ничему хорошему детей не научит. Все же, через некоторое время школу открыть смогли (наверное, Мендельсона выпустили), но проработала она недолго из-за сильного противодействия ортодоксов, особенно хасидов. В 1835 году известный врач и общественный деятель Бернард Абрагамсон, проживавший в тот период в Умани, предпринял третью попытку открытия школы, но также потерпел неудачу.


Бы вшая еврейская школа


Бывший хедер

В начале 20 века большинство уманьских евреев занималось ремеслами, особенно - шитьем, и мелкой торговлей. Были и крупные магазины, принадлежавшие семьям Файнштейн, Шварцман и Пхор, канцелярский магазин Шапиро, магазины ювелирных изделий Фраермана и Краснянского, продовольственный магазин Лернера, оружейный магазин содержал Вернер.

Евреи также владели разнообразными предприятиями. В Умани был банк М.Раппопорта, пивоваренный завод Аврума Альтмана, табачная фабрика Хаима Марьяновского и Мордко Краинского, махорочная фабрика Хаима Спектора, 2 гильзовые фабрики семьи Лейциных. Заведения шипучих вод (производство минералки) принадлежали Пейсаху Иоришу, Авруму Бараку, Шейве Туницкой, Срулю Сафре, Шмулю Ширжике; мельницы - Науму Зусьману, Янкелю Жорницкому, Срулю Тульчинскуму; мыловаренные заводы - Хаве Тверской, Хаиму Житомирскому, Берко Аксельруду, Авруму Бармату; завод колесной мази - Лейбе Мазуру; фабрика масляных красок и масловаренный завод - Фроиму Линдину; каретные заведения (можно сказать, таксопарки) - Элю Срулевичу Спиваку и Мордко Калехману. Традиционно евреи содержали фотоателье - А.Юрковская, С.Рабинович, Ф.Лесницкий, а также типографии - Иосиф Баран, Лейба Шапира, Двойра Вайнштейн, И.Цейтлин, Аврум Тарадаш, Вольф Айхенбойм. Сруль Мошкович Зоненберг заведовал земской почтой.

Еврейские магазины и заведения располагалось, в основном, в центральной части города. Здесь же находилось и большинство уманьских синагог.

Центральная городская синагога была сооружена при помощи купцов братьев Файнштейн на улице, носившей говорящее название - Кагальная. При ее строительстве властями было поставлено распространенное условие - перед синагогой возвести дом, который заслонял бы ее с улицы Дворцовой (совр. ул. Независимости) и располагавшегося на ней Военного собора. Интересно, что сегодня улица носит имя Спинозы, но уточнить, имеется ли в виду известный философ еврейского происхождения или какой-то его однофамилец, пока не удалось.


Место Центральной синагоги


Улица еврейского квартала


Второй еврейский квартал под названием Раковка размещался на окраине Умани. Проживала здесь, в основном, местная беднота. Центром района была Хоральная синагога (она же Старобазарная, она же синагога "Шомрим ла бокер" - "Стражи утра"), располагавшаяся на вершине высокого холма над рекой, на улице с не менее говорящим названием - Верхнееврейская (сегодня - улица Шолом-Алейхема). От синагоги и до самого низа холм со всех сторон был облеплен деревянными лачугами и мазанками, отчего район получил еще одно название - Нижний еврейский. Под холмом находился базар (он и сегодня никуда не делся), вокруг которого размещались традиционные еврейские "мотели" - заезды.

После смерти рабби Нахмана рядом с Хоральной синагогой была построена хасидская синагога. Первоначально хасиды планировали молиться во дворе дома, где жил их учитель, но рабби Натан помнил - цадик хотел, чтоб все уманьские евреи молились вместе. Он стал приходить на молитвы в Хоральную синагогу, и хасиды последовали его примеру. Тем не менее, сепаратистские настроения в бреславской среде крепчали. Спустя некоторое время рабби Натан вынужден был поддаться давлению своего окружения и инициировать строительство отдельного молитвенного дома для хасидов. Сегодня обе синагоги - хасидская и Старобазарная - расположены на закрытой территории завода "Мегаомметр", свободного доступа к ним нет.


Раковка, нач. 20 века


Хоральная (Старобазарная) синагога, 1950-е гг.


Бывшая Хоральная синагога на территории завода


Бывшая синагога бреславских хасидов

В 1910 году в городе действовали три частные мужские училища и талмуд-тора. По ревизии 1914 года в Умани проживало 28 267 евреев (56,2% всего населения).

В 1919 году в Умани произошло несколько еврейских погромов. Во время одного из них было убито около 350 человек. Погромами отметились и войска Директории, и крестьянские банды, и Красная армия; не осталось в стороне и местное население.

После установления советской власти многие евреи начали переселяться в областной центр и другие крупные города. К 1939 году в Умани оставалось осталось 13 233 еврея, что составляло около 30% от всего населения города.

Братская могила жертв погрома 1919 года.

На памятнике указано количество - 3 тысячи человек

В августе 1941 года Умань заняли немецкие войска. В этот момент в городе находилось около 15 000 евреев - местных и беженцев из ранее оккупированных мест. Сразу же нацисты расстреляли 80 человек из еврейской интеллигенции. В сентябре, по воспоминанию уцелевшей во время Холокоста Мани Файнгольц, около 1000 человек были заперты в подвале старой тюрьмы и удушены газом; после этого было расстреляно еще 1412 евреев.


Здание бывшей тюрьмы

Мемориальная табличка на здании

1 октября всех евреев переселили в район Раковки. Практически все имущество при этом у них было отобрано. В грабеже еврейского населения самое активное участие принимали их бывшие соседи. Спустя всего лишь неделю нацисты и полицаи устроили первую "акцию", в ходе которой уничтожили 5400 уманьских евреев и 600 евреев-военнопленных. Также были убиты те украинцы, которые пытались прятать евреев. Еще через 2 недели в урочище Сухой яр нацисты и их пособники во время второй "акции" расстреляли около 10 000 евреев из Умани и соседних местечек.

Оставшихся евреев-специалистов с семьями (около 1800 человек) поместили в гетто, которое было ликвидировано в апреле 1942 года. Всего по разным данным во время оккупации в Умани было уничтожено от 20 до 25 тысяч евреев.


Памятник на месте расстрела в урочище Сухой яр

После войны часть евреев вернулась в Умань из эвакуации. Территорию самого старого еврейского кладбища советские власти застроили жилыми домами, огель рабби Нахмана был разрушен. В 1957 году во время острой антирелигиозной компании в числе сотен синагог по всей Украине была закрыта и последняя уманьская синагога.

В 1959 г. в городе проживало около 2200 евреев - 5% всего населения.


Одна из бывших синагог в центре Умани


Бывший дом раввина

Во время независимой Украины паломники вновь вернулись в Умань, в последние годы их количество превышает 30 000 человек в год - и это все на протяжении одного короткого периода. В остальное время их намного меньше. На могиле рабби Нахмана построена синагога, а весь квартал вокруг превратился в настоящий филиал Израиля в Украине: надписи на всех магазинах на иврите, кошерные рестораны, сувенирная продукция соответствующего направления. Особенно впечатляет построенный недавно 9-этажный отель "Шаарей Цион" (Врата Сиона). Интересно, что в сувенирных лавках продаются портреты цадиков из других хасидских династий - например, был замечен портрет , основателя ХаБаДа, конкурирующей, так сказать, фирмы. А вот изображений самого Нахмана, по-видимому, не существует (кстати, по поводу изображения рабби Шнеура Залмана также высказываются сомнения, соответствует ли оно действительности).


Современный еврейский квартал Умани




Сувенирная лавка

В Умани родились известный еврейский писатель Григорий Полянкер, поэты Эзра Фининберг и Раиса Троянкер.

Сегодня в Умани есть 2 еврейские общины: небольшая местная, и постоянно проживающие здесь бреславские хасиды, которые присматривают за огелем, синагогой и гостиницей.

Использован материал:

  • Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона;
  • Александр Вишневецкий. Умань, город еврейских страданий и погромов ;
  • Ежевика-публикации. Шломо Шварцман. Старая Умань ;
  • Євген Черненко. Умань - рiдне мiсто ;
  • Анатолий Подольский. Геноцид еврейского населения в Среднем Поднeпровье ;
  • Илья Альтман. Холокост на территории СССР. Энциклопедия.
  • Евгений Шнайдер;
  • Виталий Буряк;
  • Википедия. Умань