Осветительные приборы

Интересные факты об александре даргомыжском. "учитель! перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!» (н.а.некрасов) Склоне лет даргомыжский воскликнул

Интересные факты об александре даргомыжском.

Предварительный просмотр:

А. С. Даргомыжский

«Великий учитель музыкальной правды – так называл Даргомыжского Мусоргский. Младший современник Глинки, в молодости испытавший его сильное влияние, Даргомыжский избрал в музыке свой путь. Он обладал способностью улавливать тончайшие оттенки душевного состояния людей. Девизом его творчества стало известное высказывание: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды.» Даргомыжский вслед за Глинкой – один из основоположников русской классической музыки. Композитор, пианист, блестящий учитель пения, сотрудник журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Императорского Русского Музыкального Общества…

Начало жизненного пути Даргомыжского вовсе не предвещало такой будущности.

14 февраля 1813 года. В семье Сергея Николаевича и Марии Борисовны Даргомыжских родился второй сын Александр. Они жили тогда в Тульской губернии у родственников, а когда армия Наполеона была изгнана из России, вернулись в свое имение Юхновского уезда Смоленской губернии.

В 1817 году семья переехала в Петербург, где отец вскоре занял место чиновника особых поручений при Министерстве императорского двора.

В раннем детстве Саша очень беспокоил родителей: он не разговаривал до 4 лет, опасались, что ребенок так и останется немым, но обошлось. К воспитанию детей в семье Даргомыжских относились очень ревностно. Не богатство и знатность ценились в ней, а нравственные качества, образованность, любовь к искусствам. Все дети получили только домашнее, но серьезное образование.

Музыкальному развитию в семье уделялось самое серьезное внимание. Сашу с шестилетнего возраста обучали игре на фортепиано. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке. Поощряемый Шоберлехнером, Даргомыжский стал сочинять и в начале 30-х годов создал по его словам, «множество сочинений для фортепиано и скрипки, а также множество романсов.

  1. сл. М. Лермонтова «Мне грустно» (И. Грищенко)

Казалось бы, растущие успехи Александра на музыкальном поприще не оставляли сомнений в выборе будущей деятельности. Однако, в дворянской среде профессия музыканта не поощрялась.

В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов. Именно Глинка убедил Даргомыжского серьезно изучить теорию и передал ему привезенные из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовал расширению знаний в области гармонии и контрапункта; тогда же Даргомыжский принялся и за изучение оркестровки. "Одинаковое образование, одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас, - вспоминал Даргомыжский. - Мы в течение 22 лет были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях".

  1. Вальс (П.Манахов)

В конце 30-х годов Даргомыжский задумывает написать оперу на сюжет романа В.Гюго «Собор парижской богоматери». Тогда же композитор сочиняет кантату «Торжество Вакха» на стихи Пушкина, которую он вскоре переделал в оперу. Работа над оперой «Эсмеральда» продолжалась 3 года и была завершена в 1841 году. Поставлена была "Эсмеральда" только в 1847 году в Москве и в 1851 году в Петербурге. "Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие годы жизни легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность", - пишет Даргомыжский. Неудача с "Эсмеральдой" приостановила оперное творчество Даргомыжского. Он занялся сочинением романсов. В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

3. «Юноша и дева» (И. Грищенко)

В 1844-1845 годах Даргомыжский совершил большое путешествие по странам Европы (Берлин, Брюссель, Париж, Вена), где познакомился с Дж. Мейербером, Ж.Ф. Галеви и Г.Доницетти. Личное знакомство с европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербург гораздо большим, чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

Вместе с тем он занялся преподаванием пения. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривал: «Не будь на свете певиц - не стоило бы быть и композитором».

4 . Даргомыжский сл. А. Кольцова. «Не скажу никому». Уже в 1843 г. задумал Даргомыжский третью оперу, «Русалку», на текст Пушкина, но сочинение подвигалось чрезвычайно медленно, и даже одобрения друзей не ускоряли ход работы.

Новый импульс творчеству Даргомыжского дал шумный успех грандиозного концерта из его сочинений, устроенного в Петербурге в зале Дворянского собрания 9 апреля 1853 г., по мысли князя В.Ф. Одоевского и А.Н. Карамзина. Принявшись вновь за «Русалку», Даргомыжский закончил ее в 1855 г. Первое представление "Русалки" в мае 1856 года в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, не подходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К.Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело. Опера выдержала всего 26 представлений, но возобновленная в 1865 году с Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

  1. «Сватушка»

Первоначальный провал «Русалки» подействовал на Даргомыжского удручающе; по рассказу его приятеля, В.П. Энгельгардта, он намеревался сжечь партитуры «Эсмеральды» и «Русалки», и только формальный отказ дирекции выдать эти партитуры автору, якобы для исправления, спас их от уничтожения.

Работая над оперой «Русалка», Даргомыжский продолжал писать романсы, и эти два основных вида его творчества находились в постоянной взаимосвязи. Романс стал для композитора настоящей творческой лабораторией. Здесь возникали новые темы, новые образы, оттачивалось мастерство, проходил активный поиск музыкальных средств. Появляется ряд оригинальных вокальных пьес: "Титулярный советник", "Старый капрал", "Паладин", "Червяк", замечательных по силе и правде вокальной выразительности. Цель своей работы Даргомыжский сформулировал так: « Я не намерен снизводить...музыку до забавы . Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Даргомыжский

Место рождения. Выдающийся русский композитор А.С. Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Белевского уезда Тульской губернии в старинной дворянской семье.

Мария Борисовна Козловская. Мать Даргомыжского, урожденная княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была хорошо образована; ее стихи печатались в альманахах и журналах. Некоторые стихотворения, написанные ею для своих детей, большей частью наставительного характера, вошли в сборник: «Подарок моей дочери».

Сергей Николаевич. Отец его, Сергей Николаевич, был небогатым дворянином, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

Детство. В 1817 году семья Даргомыжских переехала в Петербург, где и прошло детство будущего композитора.

Образование. Александр Сергеевич получил основательное домашнее образование, в котором главное место занимала музыка. Под руководством учителя Данилевского, а затем Шоберлехнера, Даргомыжский достиг заметных успехов в фортепианной игре. Помимо этого Саша брал уроки игры на скрипке.

Первые произведения. Тем не менее, к семнадцати-восемнадцати годам Даргомыжский был автором многих сочинений в различных жанрах. Самые ранние его сочинения - рондо, вариации для фортепиано, романсы на слова Жуковского и Пушкина - не найдены в его бумагах, но еще при его жизни изданы в 1824-1828 годах.

А. Даргомыжский сл. М. Лермонтова «Мне грустно»

Служба. В 1831 году Даргомыжский поступает на государственную службу в министерстве Императорского двора, но не оставляет занятий музыкой.

Знакомство с М. И. Глинкой. Решающую роль в выборе жизненного пути для Даргомыжского сыграло знакомство с М.И. Глинкой. Они познакомились в 1834 году, когда Глинка работал над "Иваном Сусаниным", дальнейшее их сближение произошло в конце 1830-х годов.

А.Даргомыжский Вальс

Опера «Эсмеральда» Оценив талант Глинки, Даргомыжский для первой своей оперы "Эсмеральда" выбрал, однако, французское либретто, составленное Виктором Гюго из его романа " Notre Damе de Paris " и лишь по окончании оперы (в 1839) перевел его на русский язык.

Опера «Торжество Вакха». В 1840-х годах он написал большую кантату с хорами на текст Пушкина "Торжество Вакха". Она была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в 1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г. (см. "Автобиография"), автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.) она была поставлена в Москве.

Романсы В 1830-40-е годы им написано множество песен и романсов, среди них - целый ряд романсов на стихи А.С. Пушкина: "Я вас любил", "Свадьба", "Ночной зефир", "Юноша и дева", "Слеза", "В крови горит огонь желанья", которые у публики имели большой успех, так что в 1843 году были выпущены отдельным собранием.

А. Даргомыжский сл. А. Пушкина «Юноша и дева»

А.Даргомыжский сл. А. Кольцова «Не скажу никому».

Гастроли. В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее развитие.

Опера «Русалка» Уже в 1843 году Даргомыжский задумал третью оперу, "Русалку", на текст Пушкина. Р абота над лирико-драматической оперой "Русалка" началась только в 1848 году и продолжалась 8 лет. Это произведение открыло новую страницу в истории русской музыки.

Опера «Русалка» хор «Сватушка»

А. Даргомыжский Сл.Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»

Меланхолический вальс

опера «Каменный гость». Опера написана не на специально составленное либретто, а на подлинный текст Пушкина.

Даргомыжский умер 5 (17) января 1869 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь мастеров искусств).


/1813-1869/

Дело Глинки продолжил Даргомыжский, его младший современник, друг и последователь, страстный почитатель Пушкина. Подобно своим великим учителям, он был убежденным поборником национально-самобытного, подлинно народного и глубоко человечного по содержанию искусства. Но он принадлежал уже другому поколению и другой эпохе.

Он был сверстником Лермонтова, Герцена, Белинского. Сознательная жизнь его началась в условиях николаевской реакции, последовавшей за восстанием декабристов. «Разбуженные этим великим днем, мы увидели только казни и изгнания, - писал о своем поколении Герцен. - Принужденные к молчанию… мы выучились сосредоточиваться, вынашивать свои думы - и какие думы!.. то были сомнения, отрицания, злобные мысли». И хотя Даргомыжский, особенно в молодости, был далек от политики, новые веяния не могли не коснуться и его. Во всяком случае, его мироощущению были чужды глинкйнская стройность, ясность, уравновешенность.

Творческая зрелость наступила в 40-х годах. В это время передовая литература, как и раньше, чутко отражала сдвиги общественного сознания. Все больше появлялось произведений, ведущих свою родословную от «Станционного смотрителя» Пушкина, «Шинели» и «Ревизора» Гоголя. Уже были написаны «Мертвые души» Гоголя, «Сорока-воровка» и «Кто виноват?» Герцена, «Записки охотника» Тургенева, «Бедные люди» Достоевского. При всех различиях, существующих между этими произведениями, многое объединяет их, прежде всего - горячее сочувствие к представителям низших слоев общества и ненависть к их угнетателям.

В эту пору и определилось главное направление в творчестве Даргомыжского. Оно связано с обнажением разлада внутри современного общества между миром власть имущих и миром обездоленных, со страстным протестом против угнетения человеческой личности. Вслед за Пушкиным любимым поэтом Даргомыжского становится Лермонтов, вскрывший лживость и лицемерие высшего света. Верный призыву Белинского воспроизводить действительность во всей ее истине, без прикрас, «извлекая поэзию из самой прозы жизни», Даргомыжский посвятил себя показу судеб «маленьких» людей, лишенных в условиях царской России права на счастье.

Огромная любовь и уважение к человеку сказались в том, как бережно и чутко раскрывал композитор духовный мир своих скромных героев. Людей, затравленных обществом, он изображал не только жалкими и забитыми. Он любил раскрывать живущее в них чувство человеческого достоинства, их гордость, способность горячо и страстно любить и противопоставлял их как носителей высоких душевных качеств слабовольным и эгоистичным представителям высшего света.

Даргомыжский - создатель сатирического романса и сатирической песни. Подобно Гоголю в литературе, Федотову в живописи, композитор использовал смех как орудие обличения общественных пороков и социальной несправедливости. Он едко высмеивал подобострастие чиновников, пресмыкающихся перед, влиятельными особами, и клеймил высокомерие, чванство и бездушие представителей высших кругов.

Новые задачи вызвали к жизни и новые художественные принципы. Даргомыжский не пошел по пути Глинки, представившего в своих операх народ как монолитное целое и воплотившего идею Родины в образе эпических, полулегендарных героев. Даргомыжский стремился к тому, чтобы показать глубокие различия между людьми, стоящими на разных социальных ступенях, и тем самым дать правдивую картину современной жизни. Он находил убедительные музыкальные средства для того, чтобы создать яркие, социально точные характеристики, представить своих героев как лиц определенного сословия, определенной жизненной среды (крестьянин, князь, чиновник, солдат, деревенская или городская девушка).

Герои Даргомыжского нередко являются носителями сложных душевных конфликтов, переживают борьбу противоположных чувств. Характеры некоторых из них представляют своеобразное сочетание трагических и комических, привлекательных и отталкивающих черт.

Своей проницательностью, умением раскрыть наиболее яркие черты каждого характера, а также тонкостью и глубиной психологического анализа Даргомыжский завоевал заслуженную славу выдающегося музыкального портретиста.

От Глинки он унаследовал горячую любовь к народной песне. Он часто вводил в свои произведения подлинные народные напевы и умел сохранять близость к народной музыке в оригинальных, самостоятельно сочиненных мелодиях. При этом, воплощая образы окружавших его людей, он пользовался преимущественно интонациями современной "городской песни и бытового романса; песни, восходящие к древности", например обрядовые, почти совсем не нашли отражения в его творчестве.

Стремление сделать свои произведения доступными самым широким массам заставляли его нередко обращаться к наиболее демократическим видам городской бытовой музыки - например, к цыганской песне, водевильному куплету и т. п.

Однако всего этого было недостаточно для тех целей, которые ставил перед собой композитор, например - для воссоздания многообразия встречающихся в жизни характеров или для передачи тонких, капризных изгибов чувств и мгновенных смен настроений.

Наблюдая за людьми, Даргомыжский замечал, что характер человека, его принадлежность к тому или иному общественному кругу, так же как его душевное состояние, можно определить по самому звучанию его речи, по манере произносить, «интонировать» слова. Речь человека замкнутого, угрюмого звучит иначе, чем речь человека живого, общительного. Говор крестьянина можно на слух отличить от говора городского жителя. Радостное возбуждение окрашивает речь в иные тона, чем скорбная подавленность.

И композитор нашел средства сделать свои музыкальные портреты еще более яркими и. убедительными, а обрисовку психологических состояний еще более тонкой: он стал вводить в свою музыку мелодические и ритмические обороты, воспроизводящие характерные особенности различных типов человеческой речи. Этим объясняется частое обращение к речитативу и введение речевого, декламационного элемента в песенную мелодию.

Бережно сохранял он замечательные традиции глинкинского речитатива - его песенность, связь с народной мелодикой. Однако речитатив Глинки отвечает в основном величаво-эпическому строю его опер. Речитативы же Даргомыжского более разнообразны и, вдобавок, изменчивы. Они отражают внутреннюю суть разных характеров и типов и следуют чутко за малейшими изменениями психологических состояний. Они бывают бытовыми, комедийными, драматичными, ироническими, полными горечи или сарказма. И всегда они гибки и изменчивы.

Творчество Даргомыжского не столь многогранно, как творчество Глинки. Далеко не все произведения его несут на себе печать такого же высокого совершенства. Но то, что он обратился к новым темам, образам, воплотил в звуках веяние нового времени, сделало его вклад в русскую музыку неоценимым. Даргомыжского мы чтим как сподвижника Глинки, как основоположника, наряду с Глинкой, ряда важнейших течений в музыке XIX века.

Деятельность Даргомыжского имела огромное значение также для дальнейшего развития русской вокальной исполнительской культуры. Подобно Глинке, Даргомыжский был выдающимся исполнителем вокальной музыки, хотя и не обладал певческим голосом. Он так же постоянно работал с вокалистами - любителями и профессионалами, упрочивая тем самым основы русской исполнительской школы. Он передавал своим ученикам умение «играть» голосом, то есть создавать яркие, живые характеры даже без помощи сцены и костюма. Он требовал от исполнителя простоты и искренности в передаче человеческого чувства, решительно борясь против бессодержательной виртуозности. «Для нашего брата нужна музыка, а не певцы», - говорил он при этом.

При жизни Даргомыжского особенно обострились столь тяжело сказавшиеся на судьбе Глинки противоречия между вкусами аристократической публики и стремлением передовых русских композиторов к большому идейному искусству. Некритическому увлечению «верхов» низкопробной иностранщиной и модными виртуозами Даргомыжский противопоставлял стремление к правде и веру в великое будущее русской музыки. Он боролся против распространенного среди петербургской аристократии взгляда на музыку как на легкое, бездумное развлечение. Он писал: «Я не намерен снизводить для них музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

В последнее десятилетие своей жизни Даргомыжский получил; возможность увидеть плоды того дела, которому Глинка и он безраздельно отдали свои душевные силы. Он стал свидетелем еще невиданного расцвета русской национальной школы в музыке, представленной композиторами Могучей кучки и Чайковским. В этот период он и сам пережил новый взлет творческих сил и совершил дальнейший шаг по пути музыкального прогресса.

Таким и вошел он в историю: смелым новатором, живым связующим звеном между эпохой Глинки - Пушкина и 60-ми годами - эпохой великого подъема демократических сил России.

Жизненный и творческий путь

Детство и юность. Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Тульской губернии, в имении родителей. В четырехлетнем возрасте будущий композитор был перевезен в Петербург, где и протекала вся его дальнейшая жизнь.

Отец Даргомыжского, побочный сын екатерининского вельможи, служил чиновником. Мать пользовалась известностью как поэтесса: ее стихи появлялись в некоторых журналах того времени. В доме Даргомыжского очень любили искусство. Дети обучались музыке и постоянно участвовали в музыкальных вечерах, устраиваемых по инициативе отца. Шести лет мальчик начал брать уроки фортепиано у приходящих на дом учителей, а когда ему исполнилось девять лет, скрипач одного из крепостных оркестров стал обучать его игре на скрипке. Пианистическое образование завершилось в конце 20-х годов. Одновременно Даргомыжский брал уроки пения.

Как композитор Даргомыжский был, по существу, самоучкой (в чем разделял судьбу многих замечательных русских композиторов XIX в.). Профессиональное мастерство он приобрел годами упорной, напряженной самостоятельной работы. Искусство его оттачивалось в общении с выдающимися музыкальными деятелями (в первую очередь с Глинкой) и через не прекращающееся на протяжении всей жизни творческое изучение образцов народной музыки и классического наследия.

Тяга к сочинению обнаружилась очень рано - с детства. В ранней юности Даргомыжским было написано большое количество музыкальных произведений. Но в эти годы он еще мало задумывался над серьезными творческими вопросами. В аристократических салонах, где процветало любительское музицирование, он снискал себе заслуженную славу отличного пианиста и превосходного исполнителя романсов.

Первый период творчества. Знаменательной датой в творческом пути Даргомыжского явился 1834 год - год встречи с Глинкой. Любовь к искусству помогла быстрому сближению обоих музыкантов, несмотря на разницу в возрасте. Сближение произошло в тот период, когда Глинка, только что вернувшись из-за границы, создавал своего «Ивана Сусанина». Эта опера рождалась, таким образом, на глазах у Даргомыжского. Пробуя отдельные сцены с домашним (крепостным) оркестром графа Юсупова, Глинка привлекал Даргомыжского в качестве своего ближайшего помощника.

Творческому росту Даргомыжского содействовала также работа по устройству под руководством Глинки многочисленных благотворительных концертов, в связи с чем приходилось разучивать партии с певцами, делать оркестровые переложения, дирижировать оркестром. По совету Глинки Даргомыжский взялся за изучение теории музыки. Но еще важнее было то, что, общаясь с Глинкой, Даргомыжский начинал все яснее сознавать высокие задачи, стоящие перед русским искусством.

К этому времени относится также начало увлечения творчеством Пушкина. С именем великого поэта связан ряд замечательных произведений композитора. Творчество Пушкина сыграло огромную роль в его художественном формировании.

В эти годы Даргомыжский много пишет. 30-е и начало 40-х годов - первый период его творчества. В ту пору еще не выявляются полностью все характерные особенности композиторского стиля, однако из-под его пера уже тогда выходит ряд произведений, имеющих большую художественную ценность (главным образом, в области романсов, песен и вокальных ансамблей).

Вершиной камерно-вокального творчества первого периода является группа произведений на слова Пушкина («Я вас любил», «Ночной зефир», «Юноша и дева», «Вертоград», «Слеза», «В крови горит огонь желанья» и др.)- Лучшие из них, созданные на рубеже 30-40-х годов, вероятно, как дань памяти безвременно погибшего поэта, свидетельствуют о том, что к этому времени Даргомыжский уже достиг высокого художественного мастерства. С именем Пушкина связано и одно из крупных произведений этого периода. Это кантата «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра, написанная на текст одноименного стихотворения поэта (позднее к уже написанным номерам были добавлены новые и кантата превращена в оперу - балет).

Первой оперой Даргомыжского была «Эсмеральда» - на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». При всей юношеской незрелости и сравнительно малой самостоятельности музыки, эта опера все же показательна для будущего автора «Русалки». Характерно, в частности, стремление к подчеркиванию остро драматических положений, к правдивому воплощению сильных и глубоких чувств, а также общая направленность произведения: сочувствие слушателя вызывает трогательный образ маленькой уличной танцовщицы, становящейся жертвой диких, необузданных страстей и чудовищных предрассудков, царивших в средневековом обществе.

История постановки «Эсмеральды» может служить примером того, с какими трудностями приходилось в то время сталкиваться русскому композитору, пытавшемуся продвинуть свою оперу на сцену. Из-за пренебрежительного отношения руководителей императорских театров к отечественному искусству Даргомыжский восемь лет тщетно пытался добиться постановки оперы. Лишь в 1847 году благодаря содействию Верстовского она была исполнена в Москве и только в 50-х годах впервые показана в Петербурге.

Эта неудача явилась тяжелым испытанием на пути молодого композитора. Она была первым признаком того расхождения между устремлениями передового музыканта и вкусами официальных законодателей русской театральной жизни, которому суждено было непрерывно углубляться по мере того, как идеи демократизма и народности получали все более отчетливое выражение в творчестве Даргомыжского.

В 1844-1845 годах композитор совершил свое первое заграничное путешествие. Он посетил Вену, несколько немецких городов, Брюссель, Париж. Поездка позволила ему близко познакомиться с жизнью, бытом и искусством зарубежных стран, сблизила его с рядом выдающихся художественных деятелей.

Содержательные письма, которые молодой композитор посылал отцу, дают яркое представление о его заграничных впечатлениях. Они характеризуют его как человека, обладающего уже к тому времени самостоятельностью взглядов. К некоторым из явлений зарубежной художественной культуры он подошел критически, оценивая их с позиций требования правды в искусстве. Так, он отрицательно расценивал погоню за внешней эффектностью, характерную, по его мнению, для так называемой большой французской оперы.

Путешествие содействовало также известности Даргомыжского: ряд иностранных газет поместил сочувственные статьи о творчестве русского музыканта.

Период творческой зрелости. Возвращением на родину в 1845 году открывается зрелый период творчества Даргомыжского.

Со второй половины 40-х годов композитор работает над оперой «Русалка». Характерно, что, вновь обращаясь теперь, на новом этапе, к Пушкину, он останавливает свой выбор на произведении, полном социально-обличительного пафоса и яркого драматизма. После «Руслана» Глинки это было открытием для музыки новых сторон в творчестве великого поэта.

Во время работы над «Русалкой» Даргомыжский пишет большое количество романсов. В них по-прежнему отводится почетное место пушкинской лирике. Вместе с тем и в области малых форм Даргомыжский находит теперь у Пушкина новые темы, еще не затронутые никем из музыкантов. Наряду с лирическими романсами он создает народно-комедийную сценку «Мельник», суровый, мужественный монолог «Бог помочь вам» (у Пушкина это обращение к декабристам, сосланным в сибирские рудники).

Однако лирика Пушкина все же не могла полностью ответить потребности Даргомыжского в выражении типичных для нового времени остро критических мыслей и настроений.

Его влекла к себе поэзия Лермонтова, насыщенная протестом против насилия над человеком и ненавистью к коварному и бездушному высшему свету. Романс «И скучно, и грустно» (1847) явился первым провозвестником критического направления в творчестве Даргомыжского. За ним вскоре последовал романс «Мне грустно» на слова того же поэта. Скорбные размышления о ничтожестве современного общества Даргомыжский облек в форму проникновенных лирических монологов.

В начале 50-х годов он обращается к творчеству Кольцова, народного поэта-песенника. В своих песнях на слова Кольцова Даргомыжский дал правдивые картины народной жизни, показал простых людей с их горем и нуждой, с их искренними, бесхитростными чувствами, мастерски использовав при этом интонации и форму простой бытовой песни. И в творчестве ряда второстепенных поэтов своего времени Даргомыжский сумел найти близкие для себя, действенные для своего времени образы, приобретшие новую силу и яркость в его музыкальном воплощении.

Многие из романсов этого периода рисуют трагедию одинокой, покинутой женщины. Они явились как бы отголоском работы композитора над центральным образом оперы «Русалка».

«Русалка» была окончена в 1855 году, поставлена в Петербурге в мае 1856 года. Сравнительная легкость, с которой Даргомыжскому удалось на этот раз добиться постановки, объясняется сильно возросшей популярностью его имени, что затрудняло враждебные действия театральной дирекции. Однако дирекция не сочла нужным сделать на нее какие-либо затраты. Если на постановку итальянских опер тратились огромные денежные средства, то «Русалка» давалась в сборных декорациях, а костюмы и бутафория были взяты из спектакля «Русская свадьба», выдержавшего уже свыше 60 представлений.

Опера шла со значительными купюрами, искажавшими некоторые из самых существенных и ярких по музыке сцен. Постановку спасало только замечательное исполнение партии Мельника вдохновенным мастером сцены, другом Глинки - Петровым.

Отношение публики к «Русалке» было двойственным. Аристократия сочла признаком хорошего тона презрительное отношение к новой русской опере. Демократически настроенные посетители театра принимали оперу восторженно, но их в те годы было еще очень мало.

Резко разделились и мнения критиков. Реакционная часть их, хоть и вынуждена была признать несомненные достоинства оперы, нападала на Даргомыжского за «чрезмерное» увлечение национальным, народным элементом, что, по ее мнению, приводило к однообразию музыки.

На защиту Даргомыжского с большой статьей о «Русалке» выступил Серов. Он горячо отстаивал право национальной русской оперной школы на существование и приветствовал «Русалку» как яркое достижение. Отличительными чертами этой школы он считал своеобразие мелодии, ритмики, гармонии, обусловленное глубокой интонационной связью с народной музыкой, и «постоянное стремление к правде в выражении, не допускающее (кроме весьма редких исключений) служения целям виртуозным и, по серьезности направления, далекое от всех плоских и мишурных эффектов».

В своей статье Серов подверг обстоятельному анализу музыку и либретто «Русалки». Эта статья остается вплоть до наших дней лучшим исследованием об опере Даргомыжского.

Низкое качество постановки и холодное отношение к опере большинства публики тяжело подействовали на композитора. Горькое чувство разочарования особенно усилилось после того, как в 1857 году, после одиннадцати представлений опера была снята с репертуара.

К этому периоду становятся особенно заметными резкие изменения, происшедшие в характере и образе жизни Даргомыжского со времен его юности. Неудачи на оперном поприще, удары, постоянно наносимые его артистическому самолюбию официальными руководителями театральной жизни, - все это, казалось, преждевременно состарило его, вселило в него неверие в возможность когда-либо добиться признания на родине.

Резко изменился и круг знакомств Даргомыжского. В прошлом завсегдатай петербургских салонов, он теперь совершенно прекращает посещение светских сборищ. В обществе за ним закрепляется слава нелюдима и домоседа. Он замыкается в узком кругу друзей и единомышленников Это были, прежде всего, постоянные посетители его домашних вечеров, в основном - певцы-любители, пользовавшиеся его уроками и советами. Регулярно собираясь на квартире композитора для музицирования, они исполняли камерную музыку, и в частности - произведения Глинки и самого Даргомыжского. Здесь-то и выработался реалистический стиль исполнения, чуждый внешней эффектности, отвечающий духу новой русской музыки.

Но вскоре деятельности Даргомыжского суждено было принять более широкий общественный размах.

Конец 50-х годов был периодом, когда в общественной жизни России подготавливались глубокие и значительные сдвиги. Эти годы были ознаменованы резким обострением кризиса крепостнической системы и мощным нарастанием освободительного движения крестьян. Угроза революционного взрыва вырвала у правительства крестьянскую реформу 1861 года. Россия вступила в новую, капиталистическую фазу своего развития. Начинался разночинно-демократический этап освободительной борьбы русского народа.

В эти годы невиданно возросла роль передовой русской литературы как обличительницы пороков старого строя и горячей поборницы интересов угнетенного народа. Рядом с органом революционной демократии - «Современником» Некрасова и Чернышевского - возникали и другие журналы передового направления. В деятельности одного из них довелось принять участие и Даргомыжскому.

Через мужа своей сестры, известного карикатуриста Николая Степанова, он познакомился с талантливым поэтом и переводчиком Василием Курочкиным. Когда в 1859 году Курочкин и Степанов основали сатирический журнал «Искра», они привлекли Даргомыжского к участию в работе редакции.

На протяжении четырех-пяти лет композитор принимал деятельное участие в отделах «Искры», посвященных вопросам искусства и особенно музыки. Он идейно направлял эти отделы и поставлял темы и сюжеты для многочисленных карикатур, фельетонов и рассказов из области современной музыкально-театральной жизни. Он получил, таким образом, возможность вести открытую борьбу против косных представлений об искусстве, царивших в аристократическом обществе, за утверждение прав демократической национальной музыкальной культуры.

Общение с Курочкиным и его окружением вызвало в Даргомыжском новый подъем творческих сил.

Еще в 1858 году он написал драматическую песню «Старый капрал» на стихи Беранже в переводе Курочкина - одно из лучших своих произведений, направленное против угнетения человеческой личности. Образ старого мужественного солдата, оскорбленного офицером и безвинно приговоренного к расстрелу, является одним из самых впечатляющих во всем творчестве композитора.

В годы сотрудничества в «Искре» особенно ярко расцветал обличительный дар Даргомыжского, и им были написаны его бессмертные музыкальные сатиры: «Червяк» на слова Курочкина (из Беранже) и «Титулярный советник» на слова «искровца» Петра Вейнберга.

Свою работу в «Искре» Даргомыжский прекратил, по-видимому, в 1864 году, когда произошел разрыв между Степановым и Курочкиным.

Продолжая по-прежнему тяготиться своим одиночеством среди музыкальных деятелей и все еще не веря в возможность успеха на оперном поприще, Даргомыжский решил предпринять новое заграничное путешествие. Он стремился также рассеяться после тяжелых переживаний, вызванных смертью отца. Его поездка продолжалась с ноября 1864 года по май 1865 года. На этот раз он посетил Варшаву, Лейпциг, Брюссель, Париж и ряд других европейских городов.

В Брюсселе Даргомыжскому суждено было пережить подлинный артистический триумф. Концертное исполнение его произведений вызвало бурный восторг бельгийской публики. Газеты были полны восторженными отзывами о его музыке.

Последние годы жизни. Окрыленный заграничным успехом, Даргомыжский вернулся на родину. И здесь на склоне лет он наконец обрел радость широкого общественного признания и испытал новый могучий взлет творческих сил.

60-е годы были ознаменованы высоким расцветом передовой русской культуры, отразившей мощный подъем демократических сил.

На музыкальном поприще в эти годы выступила блестящая плеяда великих талантов, поведших активное наступление на обветшалые нормы дворянско-аристократического искусства. В Петербурге, в авангарде прогрессивных сил, выдвинулось боевое содружество молодых композиторов, вошедшее в историю под названием «Могучей кучки». Его членами были: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков, Бородин; идеологом этой группы был замечательный русский критик Стасов. Ко времени возвращения Даргомыжского молодые музыканты начали выступать с яркими, самобытными произведениями.

Новые веяния сказывались во всех областях музыкальнообщественной жизни. Властно заявил о своих правах новый, разночинный слушатель. Хлынувшая в залы императорских театров демократическая публика выносила свою, самостоятельную оценку идущим на сцене произведениям, содействовала распространению славы отечественных композиторов. И хотя решающее влияние на репертуар по-прежнему имели представители дворянско-аристократической и придворно-бюрократической верхушки, художественные требования разночинной интеллигенции становились силой, с которой уже трудно было не считаться.

В 1865 году дирекция императорских театров не могла противостоять требованиям музыкальной общественности и согласилась на возобновление «Русалки». На этот раз успех превзошел все ожидания. Новые слушатели восторженно приветствовали замечательную русскую оперу. Успеху значительно содействовали великолепное исполнение партии Мельника О. А. Петровым и выступление в роли Наташи талантливой Ю. Ф. Платоновой, сумевшей передать глубокий драматизм центрального образа оперы.

Вслед за «Русалкой» состоялось возобновление на петербургской и московской сценах ранних произведений Даргомыжского - «Эсмеральды» и «Торжества Вакха». Представления неизменно тепло принимались публикой. Даже враги уже более не могли мешать растущей славе Даргомыжского и должны были признать в нем крупнейшего музыкального деятеля своего времени.

В 1867 году он был выдвинут в состав дирекции петербургского отделения Русского музыкального общества, а вскоре после этого избран председателем петербургского отделения.

Работать пришлось в трудных условиях. РМО находилось в зависимости от придворных кругов, которые ненавидели новую русскую музыку и всячески старались тормозить ее развитие. Даргомыжский вступил на путь тонкой дипломатической борьбы с титулованным начальством и добился перелома в деятельности общества.

В течение сезона 1868/69 года в концертах РМО был исполнен ряд произведений русских композиторов - Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина и самого Даргомыжского.

Выйти из состояния прежней замкнутости и отдать на склоне жизни все силы большому общественному делу Даргомыжскому помог не только душевный подъем, явившийся результатом больших артистических успехов. Силы для борьбы он мог черпать из нового источника, ранее ему неведомого: он больше не был одинок. В молодой смене прогрессивно мыслящих русских композиторов он нашел товарищей и единомышленников.

Даргомыжский обратился к новому для него виду творчества. С 1861 по 1867 год им были написаны последовательно три симфонические увертюры-фантазии: «Баба-Яга», «Украинский казачок» и «Фантазия на финские темы» («Чухонская фантазия»). Опираясь на пример Глинки в «Камаринской», Даргомыжский положил в основу этих произведений подлинные народно-песенные темы национального происхождения и создал на этом материале яркие жанровые картинки.

Симфонические фантазии Даргомыжского привлекают богатством выдумки, юмором и светлым, жизнеутверждающим характером.

Однако вершиной творчества 60-х годов явилась опера «Каменный гость», над которой композитор работал в последние годы жизни, окрыленный сочувствием балакиревцев и друзей из передовой артистической среды, испытывая необычайный прилив творческих сил. Эта опера, которую сам Даргомыжский назвал своей лебединой песнью, поразила современников смелой новизной и необычностью замысла.

Композитор оставил в неприкосновенности текст маленькой трагедии и, не сочиняя специального либретто, целиком переложил произведение Пушкина на музыку. Таким образом, он создал оперу, основанную на одних речитативных диалогах.

Работа началась в конце 1867 года. Через год она уже настолько продвинулась, что на квартире композитора стали исполняться отдельные эпизоды под рояль. Исполнителями были сам Даргомыжский, Мусоргский и сестры Пургольд: Александра Николаевна - певица, ученица Даргомыжского, и Надежда Николаевна - пианистка.

Продолжать сочинение Даргомыжскому пришлось уже тяжело больным. Однако его не покидало творческое горение. Предчувствуя близкую смерть и стремясь закончить «Каменного гостя», он спешил и не прекращал работы, несмотря на тяжкие физические страдания. И все же он не успел полностью завершить свое дело.

Согласно желанию покойного, «Каменный гость» был закончен Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым. В 1872 году, верные памяти своего старшего друга, балакиревцы добились постановки оперы на сцене Мариинского театра в Петербурге.

Так назвал композитор Мусоргский своего предшественника и учителя, замечательного русского композитора А. С. Даргомыжского. Александр Сергеевич Даргомыжский (родился он в 1813-м, умер в 1869 году) был ближайшим последователем и продолжателем Глинки. Впрочем, назвать его только «продолжателем» — наверное, несправедливо. Он, конечно, продолжал, и очень талантливо, глинкинские традиции, но он и развивал их, внося свое слово в историю русской музыки. Он был подлинным новатором во всех жанрах, и в первую очередь в жанре русского романса.
Можно ли стать новатором, будучи в отрыве от реальной жизни, от тех или иных исторических условий? Конечно, нет! Тому подтверждением вся история развития культуры, литературы и.искусства в РОССИИ.
Трудно вообразить сейчас, с каким трудом пробивала себе дорогу и завоевывала право на самостоятельность русская музыка в XIX веке. Итальянская опера, французские оперные актеры, немецкие учителя музыки — вот кто представлял музыкальное искусство России в то время. Иностранные труппы, отдельных исполнителей выписывали из-за границы придворные театры. Они-то и создавали барьер, подчас непреодолимый, для тех, кто пытался бороться за национальное русское искусство. - Известный русский композитор и музыковед Александр Николаевич Серов писал в 1844 году Стасову: «.До тех пор, пока не надоедят итальянцы, Гедеонов ни за что на свете не примет ни от кого никакой оперы. По этому самому наотрез было отказано Даргомыжскому». (Гедеонов был директором императорских театров.)

Итальянцы не надоедали — они находились под высоким покровительством, а вот первая опера Даргомыжского «Эсмеральда», пролежав без движения 8 лет и, наконец, поставленная, вызвала такие горькие сетования автора: «Так как здешнее общество глубоко презирает русскую оперу, го слушателей и любопытных собралось очень немного».
Правда, иногда в концертах итальянских и других гастролеров принимали участие и русские исполнители. Это были певцы и певицы, учившиеся у итальянских педагогов, воспринявшие их манеру пения, репертуар. Эти талантливые любители нередко встречались с русскими композиторами и охотно становились их учениками. В их репертуаре, естественно, появлялись произведения учителей и русские песни. Возникла и новая манера исполнения, дававшая повод говорить об особенном характере русского пения — его задушевности и сердечности.
Вот что писал Даргомыжский одной из своих наиболее талантливых учениц — Л. И. Беленицыной:
«.Радуюсь Вашим успехам. Ежели Вы при дивном своем таланте сохранили в пении направление, данное Вам русскими композиторами, то и не удивляюсь Вашим успехам. Естественность и благородство пения русской школы не могут не произвести отрадного впечатления посреди вычур нынешней итальянской, криков французской и манерности немецкой школ».

Создание групп учеников-любителей было одним из способов борьбы наших композиторов за русскую школу, русскую музыку (занятия с этими любителями велись, например Даргомыжским, бесплатно).
В условиях помещичьего, крепостнического государства, которое препятствовало росту музыкального просвещения и культуры, борьба была трудной и тяжелой. Но были и другие обстоятельства, помогавшие победе передовых идей в музыкальной культуре. Немалую роль здесь играли те глубокие перемены, которые происходили в литературе и искусстве на рубеже 30—40-х годов прошлого века.
На смену романтизму, пустившему корни довольно глубоко, но оторванному от реальной жизни, от общественных интересов, шла, преодолевая все препятствия, новая, «натуральная» школа. В литературе она сказала свое слово в «Ревизоре» Гоголя, в музыке появилась в облике простого крестьянина Ивана Сусанина. С новой школой пришла и новая тематика, появилась более глубокая связь с современной жизнью России.
Вот что писал по этому поводу писатель и журналист Иван Панаев, соратник Некрасова: «В обществе неопределенно и смутно уже чувствовалась потребность нового слова и обнаруживалось желание, чтобы литература снизошла со своих художественных изолированных высот к действительной жизни и приняла бы хоть какое-нибудь участие в общественных интересах. Художники и герои с риторическими фразами всем страшно прискучили. Нам хотелось видеть человека, а в особенности русского человека».
Начавшийся процесс «снисхождения» к жизни, пристальное вглядывание в те ее стороны, которые казались раньше мелкими и обыденными, привели к появлению новых народных тем в художественном творчестве. Вспомним хотя бы «Записки охотника» Тургенева.
Этот процесс происходил не только в литературе. Основателем демократического, обличительного жанра в русской живописи был П. Федотов. А иллюстрации Боклевского к произведениям Гоголя! Это целая галерея сатирических образов помещиков, чиновников.
Такие же явления происходили и в музыке — я уже говорил об Иване Сусанине, герое оперы Глинки. Композитором, заложившим вслед за Глинкой основы «натуральной» школы в музыке, был Даргомыжский.
Человек с врожденным художественным вкусом, он постоянно развивал его, чутко прислушиваясь к жизни, критически воспринимая все, до него доходившее.
Как и Глинка, Даргомыжский начинал с сочинения романсов и песен. Именно в вокальной лирике выявился прежде всего самобытный талант Даргомыжского.
Я остановлюсь здесь на тех его романсах и песнях, которые ярче всего характеризуют композитора как новатора, ответившего своим творчеством на запросы нового времени. Еще до начала творческой зрелости (40-е годы XIX века) черты будущего Даргомыжского отчетливо выступают в некоторых его ранних произведениях.
Даргомыжский первым запечатлел в музыке темы большой социальной остроты. Будучи тонким психологом, обладая острой наблюдательностью, композитор создал в своих произведениях разнообразную галерею человеческих образов, среди которых значительное место занимают новые герои — «маленькие», забитые и униженные люди. Даргомыжский был зачинателем и создателем новых жанров — сатирико-комического и пародийного.
Важнейшая сторона реалистического метода Даргомыжского — воспроизведение живых, выразительных интонаций человеческой речи. В одном из писем композитор жалуется: «Артистическое положение мое в Петербурге незавидное. Большинство наших любителей музыки. не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен снизводить для них музыку до забавы».
И дальше Даргомыжский излагает свое кредо в нескольких словах, ставших хрестоматийными, когда речь заходит о его художественных принципах:
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
.Выходила в те годы газета «Северная пчела». Нас она интересует сейчас только тем, что в одном из майских номеров 1844 года было помещено следующее объявление: «Любители пения могут запастись при отъезде на дачу или в деревню тремя полновесными тетрадями под заглавием «Романсы и песни А. Даргомыжского».
В этих тетрадях была напечатана большая часть вокальных произведений, написанных Даргомыжским на протяжении 30-х и начала 40-х годов. Тут были и салонные романсы и песни на широко распространенные темы восторженно-любовных излияний и застольных пирушек. Но, перелистывая эти тетради Даргомыжского, мы обнаружим и такие произведения, которые уже таят в себе черты нового. Вот, например, песня, написанная на текст А. Тимофеева:

Каюсь, дядя, черт попутал. Хоть сердись, хоть не сердись,
Я влюблен, да ведь уж как же! Хоть сейчас же в петлю лезь!
Не в красавицу, бог с ними! Что в красавицах за прок!
Не в ученую, будь проклят весь ученый женский род!
Я влюбился, дядя, в чудо.

Послушав мелодию этой песни, написанной в быстром темпе, в плясовом ритме, требующей почти «скороговорочного» исполнения, мы поймем, что перед нами пародия на любовную лирику альбомно-сентиментального характера. Мы поймем, что слушаем песню комическую.
Познакомимся еще с одним пародийным произведением Даргомыжского. Это комическая баллада «Ведьма».
Поэты и композиторы 20-х и 30-х годов XIX века увлекались жанром баллады, полным фантастики, таинственности, нередко — образов «нечистой силы»,
В «Ведьме» Даргомыжского действуют леший, ведьма, бес. Но в этой балладе нет и в помине никакой романтики: это иронический рассказ о лешем, влюбившемся в ведьму и обманутом ею. Хоть и с опозданием, но спохватился пострадавший леший и, воротясь в чисто поле, сам решился ведьмам «спуску не давать».
Музыка Даргомыжского выдержана в духе популярной в то время «русской песни». И хоть названа" «Ведьма» балладой, но по тексту и по музыке это,* несомненно, пародия на жанр, широко распространенный в то время в литературе и музыке.
Так уже в первые годы творчества Даргомыжский проявил склонность к созданию произведений сатирических. Саркастичность натуры Даргомыжский унаследовал от отца, воспитавшего в своих детях любовь к язвительному словцу. (Известно, что он даже платил им по двадцать копеек за каждую удачную остроту!)
Однако не будем делать поспешных выводов о направлении творчества молодого Даргомыжского. В те же 30-е годы он создал замечательный романс-фантазию «Свадьба» на слова А. Тимофеева.
Веками брак освящался церковью. И вдруг. «Нас венчали не в церкви, не в венцах, не с свечами.» Кто же совершает в «Свадьбе» эту торжественную церемонию? Резкая смена темпа (с медленного на быстрый) и размера усиливает эмоциональное напряжение, связанное с тем, что «венчала нас полночь средь мрачного бора, свидетели были: туманное небо да тусклые звезды», а «венки нам сплетали любовь да свобода».
Даргомыжский дважды повторяет эту строчку, подчеркивая в музыке оба слова: «любовь да свобода». А после возвращения к медленному темпу в музыке, переходящей в минорную тональность, начинается новый эпизод в очень быстром темпе. «Всю ночь бушевали гроза и ненастье, всю ночь пировали земля с небесами.», «.Гроза веселилась до позднего утра.» И после ночной бури, после Музыкального проигрыша и повторного возвращения к исходному мажору, темпу и размеру в музыке рисуется чудесное утро, которое будит новобрачных: «Природа в восторге, вздохнув, улыбнулась!.»
Этот романс-фантазия, где композитор затронул злободневную тему, был очень популярен, особенно среди студенческой молодежи. Помню, что в 10-х годах нашего века я не раз разучивал ее с певцами-любителями в Московском университете.
Д. И. Ульянов в своих воспоминаниях писал о том, что это произведение в молодости любил Владимир Ильич Ленин.
Большую роль в романсном творчестве Даргомыжского сыграла поэзия Пушкина. «Опять тезка!. Что делать, не могу шагнуть без него!» — признавался композитор в одном из писем. На слова Пушкина он написал две оперы — «Русалка» и «Каменный гость», оперу-балет «Торжество Вакха», 18 романсов, 5 вокальных ансамблей.
Многие из этих романсов заслуживают нашего внимания, особенно такие, как «Вертоград», «О, дева-роза, я в оковах», «Бог помочь вам, друзья мои».
Первые два романса характеризуют оригинальную «восточную» линию в творчестве Даргомыжского.
«Вертоград» — один из совершенных образцов лирики Даргомыжского.
Прислушаемся к фортепьянному сопровождению «Вертограда». В сущности, это не «сопровождение»: партия фортепьяно тут на равных правах с голосом.
Необычайно красив и оригинален романс «О, дева-роза, я в оковах». Даргомыжский, в то время уже зрелый художник, тонко передал в музыке этого «восточного» романса, в его оригинальной гармонизации страсть и томительную негу:
Так соловей в кустах лавровых, Пернатый царь лесных певцов, Близ розы гордой и прекрасной В неволе сладостной живет И нежно песни ей поет.
Резко отличен от этих двух — романс «Бог помочь вам, друзья мои». Пушкин написал эти стихи в 1827 году, обращаясь к своим друзьям, в том числе и декабристам, сосланным в Сибирь:
Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли!
Романс Даргомыжского написан в 1851 году — вскоре после драматического завершения на Западе революционных бурь 1848 года. Создание такого романса в период обострения реакции нужно рассматривать как проявление большого гражданского мужества со стороны композитора. Вообще, хотя Даргомыжский и назвал это произведение романсом, оно ближе к жанру гражданских песен. Все оно пронизано суровым маршевым движением: фактура сопровождения построена на аккордах тяжелых, размеренных.
Даргомыжский написал больше ста романсов н песен. Среди них особенно хороши романс «И скучно и грустно» (на слова Лермонтова), «Шестнадцать лет» (на слова Дельвига) и, конечно, «Свадьба» и жизнерадостный романс «Влюблен я, дева-красота», «Расстались гордо мы» (этот романс — одна из вершин «говорящей» мелодии, характерной для зрелого Даргомыжского). Трудно все перечислить! А «Старый капрал»? А «Червяк»?. Но об этих двух пьесах я еще скажу подробней в дальнейшем.
Много внимания уделяет Даргомыжский в конце 40-х годов русской песне (примечательно здесь его увлечение поэзией Алексея Кольцова). Иногда он пользуется народным текстом, и тогда появляется надпись — «слова крестьянские». Отходя от традиций первой половины XIX века, Даргомыжский стремится наполнить русскую песню жизненной правдой, яркой характерностью.
Это особенно удалось ему в песнях: «Лихорадушка», «Без ума, без разума», в кольцовской «Ох, тих, тих, тих, тих!», где звучат и горький смех, ирония, и беспросветное отчаяние.
Привлекает Даргомыжского и цыганская песня. В романсах «Не скажу никому», «Я сказала, зачем», «Кудри» композитор создает интересный сплав русской песни с романсом, скрепленный цыганской песенной традицией. Интимная задушевность прекрасно сочетается тут с патетической экспрессией. Полное представление о том, какую роль сыграла характерная для цыганских песен приподнятость чувств в некоторых романсах Даргомыжского, дает романс «Я все еще его люблю» (на слова Ю. Жадовской).
Вершиной вокального творчества Даргомыжского являются его драматические и сатирико-комические произведения. Две драматические пьесы создал Даргомыжский: «Паладин» (текст Жуковского) и «Старый капрал» (текст Курочкина).
«Паладин» — это романтическая баллада, повествующая об убийстве странствующего рыцаря его завистливым слугой. Однако Даргомыжский не был бы Даргомыжским, если бы точно следовал традициям старого романтического жанра. Конечно же, он идет по своему, новому пути. Лишь некоторые стилистические приемы сохраняются в «Паладине» от старого. Это звукописное изображение скачки коня — после того, как «и шпоры и латы убийца надел», а затем падение тела убийцы («конь бешеный сбросил В реку седока»). Но в балладе Даргомыжского пет присущей этому жанру традиционной нарочитой приподнятости, условности. Композитор блестяще добивается драматического напряжения, требуя взволнованной стремительности декламации текста. Прибавим к этому необычную скупость фортепьянного сопровождения.
Даргомыжского называют открывателем новых земель в русской музыке, великим учителем музыкальной правды, блестящим портретистом, тонким психологом. Все эти характеристики точно определяют облик композитора, который чутко всматривался и вслушивался в окружающую его жизнь, улавливал происходившие в ней перемены и, глубоко осмыслив их, отражал в своем творчестве.
В 60-х годах XIX века выходил в Петербурге под редакцией поэта В. Курочкина сатирический журнал «Искра», близкий к революционно-демократическому движению. Кроме Курочкина, редактировал журнал художник-карикатурист Н. Степанов — родственник Даргомыжского. Через него композитор и сблизился с искровцами. Сторонники «натуральной» школы — искровцы откликались на все злободневные проблемы, выдвигавшиеся эпохой, бичевали уродливые явления в общественной жизни и смело поднимали вопросы социального характера. Все это как нельзя более отвечало художественным и гражданским убеждениям Даргомыжского.
В конце 50-х годов проникновенный слух композитора улавливает оживленные отклики на песенки Беранже, появившиеся в отличном переводе В. Курочкина. И вот впервые в истории русской музыки композитор обращается к изображению «повседневного»: героями вокальных произведений становятся забитые, униженные мелкие чиновники, «маленькие» люди. Возникает несколько гениальных, разных по своему характеру вокальных шедевров. И среди них драматизированная песня «Старый капрал».
Прототипом ей послужил «Ночной смотр» Глинки. Но как различны эти произведения!
Глинка написал балладу об императоре Наполеоне I, о его маршалах, о событиях, свершающихся в таинственное время —«в двенадцать часов по ночам», когда герой встает из гроба. Короче, в балладе
Глинки использованы все атрибуты традиционной романтики.
Иное у Даргомыжского. Он рассказал трагическую историю простого капрала. Слушаешь эту потрясающую трагедию в пяти куплетах-эпизодах, и перед тобой возникает суровая быль, образ гордого наполеоновского солдата, с высоко поднятой головой командующего своими «ребятами», которые ведут его на расстрел.
Пять куплетов одинаковы по своему построению, по темпам. И после каждого — неумолимая по ритму команда: «В ногу, ребята! раз! два!»
Только один раз темп этой команды замедляется; после куплета с воспоминаниями о жене. Впрочем, тут же, как бы спохватившись, капрал командует громче и в более быстром темпе: «Грудью подайся! Не хнычь, равняйся! Раз! два! раз! два!»
Образ простого человека, обладающего большой силой воли, композитор создал с явной симпатией к нему. Глубокое волнение звучит в последнем куплете, в котором так выразительны паузы: «Близко, ребята, за дело!. Прочь, не завязывать глаз! Целься вернее! Не гнуться! Слушать команды слова!» И медленно: «Дай бог домой вам вернуться!.» Снова пауза и два аккорда: первый очень громкий, сухой, как выстрел, второй — тихий и скорбный.
У Курочкина стихотворение заканчивается полным рефреном — старый капрал расстрелян, но символически остается живым.
Даргомыжский, следуя своим принципам, создает финал для хора, который тихо и медленно поет заключительные слова припева: «В ногу, ребята! раз!
два!», и после паузы снова: «Раз! два!.», и на этом заканчивает песню.
Выступая как мастер нового стиля, Даргомыжский создает свои сатирические произведения. Расскажу здесь о двух: «Червяке» (на текст Курочкина—по Беранже) и «Титулярном советнике» (на слова поэ-та-«искровца» Петра Вейнберга). Тесное творческое соприкосновение с бытом тогдашнего Петербурга, острая наблюдательность, врожденная саркастичность — все это привело к появлению этих гениальных сатирических зарисовок с натуры.
«Червяк» назван «комической песнью». Но, конечно, это сатира! Мы слышим музыкальную характеристику мелкого мещанина, беспомощного человека— «червяка», извивающегося перед «его сиятельством самим».
И в другом шедевре Даргомыжского — в песне «Титулярный советник» — музыка правдиво передает образы живых людей. В песне всего двадцать восемь тактов, и все они призваны нарисовать яркий портрет, воспроизвести печальную повесть о маленьком человеке, каком-то чиновнике, имеющем всего-то чин титулярного советника, который «посмел» влюбиться в генеральскую дочь и даже объясниться ей в любви!. «Возмездие» наступило немедленно: генеральская дочь прогнала его. И звучит потрясающая своей правдивой изобразительностью музыкальная картина, рисующая героя-неудачника, который пошел и с горя пропьянствовал всю ночь.
Песня эта насквозь проникнута гуманистическим отношением автора к" незадачливому влюбленному.
Когда я слушаю романсы Даргомыжского ярко декламационного характера, в которых интонационно изображаются героями простые люди, я чувствую, что слуховое восприятие музыки переходит в зримое ощущение этих образов.
Много новых путей проложил своим творчеством Даргомыжский. И вот о чем еще следует здесь сказать: о его исторически важной попытке ввести наряду с общепринятой итальянской музыкальной терминологией в определении темпов, динамических оттенков, нюансов — терминологию русскую.
В жанровой сценке-песне «Мельник» (на стихи Пушкина) все авторские ремарки даны, как обычно, на итальянском языке. Кроме одной. Повторение заключительных слов «.на ведрах медных шпор!» Даргомыжский снабдил ремаркой на русском языке — «с раздумьем».
Открыв ноты «Старого капрала», «Титулярного советника», «Червяка», мы увидим, что в них все указания автора — на русском языке. Причем это не перевод с итальянского, а именно русские обозначения темпов и нюансов. Даргомыжский пишет: «Темп весьма умеренный», «немного скорее», «поскорее», «не очень скоро», «удерживая». И характерно, что такие термины встречаются в тех романсах и песнях, в которых затронуты новые темы, даны новые образы.
Кроме обычных темповых обозначений, Даргомыжский— первоклассный педагог-вокалист — дает в тех же произведениях указания психологического и чисто сценического характера: «вздохнув», «скромно», «очень скромно», «с полным уважением», «улыбаясь и заминаясь», «серьезно», «прищурив глаз».
Введение русской музыкальной терминологий было очень важно для развития национальной музыкальной культуры.

Русский композитор и критик Цезарь Кюи, заканчивая разбор вокальных произведений Даргомыжского, писал: «Романсы Даргомыжского так же забыты, как и романсы Глинки.»
А вот как закончил одну из своих статей о Даргомыжском наш современник, музыковед М. Пекелис: «Значение вокального творчества Даргомыжского исключительно велико. Это живая, звучащая сейчас, сохранившая всю силу своего воздействия репертуарная музыка и вместе с тем величайшая историческая ценность, раскрывающая сложную и богатую картину развития русской музыки в 30—60-х годах XIX века».
Думаю, что комментировать эти две цитаты нет нужды. Прав оказался —. к счастью! — советский исследователь.

"УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ "Сельская школа", 1872 год

"УЧИТЕЛЬ!

ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ

ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»

(Н.А.НЕКРАСОВ)

О равенстве, о братстве, о свободе.

Еще добром должны мы помянуть

Тогдашнюю литературу,

У ней была задача:

как-нибудь Намеком

натолкнуть на честный путь

К развитию способную натуру.. .

Хорошая задача!

Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,

Отметивших то время роковое:

Белинский жил тогда,

Грановский, Гоголь жил,

Еще найдется славных двое-трое

У них тогда училось всё живое.. .

Белинский был особенно любим..

Молясь твоей многострадальной тени,

Учитель! перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени!

В те дни, как всё коснело на Руси,

Дремля и раболепствуя позорно,

Твой ум кипел - и новые стези

Прокладывал, работая упорно.

Ты не гнушался никаким трудом:

"Чернорабочий я - не белоручка! "

Говаривал ты нам - и напролом

Шел к истине, великий самоучка!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил об народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе..

Недаром ты, мужая по часам,

На взгляд глупцов казался переменчив,

Но пред врагом заносчив и упрям,

С друзьями был ты кроток и застенчив.

Не думал ты, что стоишь ты венца,

И разум твой горел не угасая,

Самим собой и жизнью до конца

Святое недовольство сохраняя,

То недовольство, при котором нет

Ни самообольщенья, ни застоя,

С которым и на склоне наших лет

Постыдно мы не убежим из строя,

То недовольство, что душе живой

Не даст восстать противу новой силы

За то, что заслоняет нас собой

И старцам говорит: "Пора в могилы! "

В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно "преклонял колени".

Поэт встретился с В. Г. Белинским в 1843 году, когда "неистовый Виссарион", как его называли друзья, был увлечен утопическим социализмом и клеймил существующее в России общественное неравенство: "Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможности? . .

Горе, тяжелое горе овладевает мною при виде босоногих мальчишек, играющих на улице в бабки, и оборванных нищих, и пьяного извозчика, и идущего с развода солдата, и бегущего с портфелем под мышкою чиновника.. .

" Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: "петербургские мытарства" научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить "золотое народное сердце".

Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.

Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении "Памяти Белинского", в поэме "В. Г. Белинский", в сценах из лирической комедии "Медвежья охота":

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе. . .

Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.

Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова "В дороге" (1845).

Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:

"Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!"

Непризнанными гениями себя считают многие из тех, кому не улыбнулась творческая удача. Но истинное значение таланта знает только время – кого-то оно покрывает забвением, а кого-то одаривает бессмертием. Необычное дарование Александра Сергеевича Даргомыжского не было оценено по достоинству современниками, но именно его вклад в русскую музыку оказался наиболее значимым для нескольких следующих поколений русских композиторов.

Краткую биографию Александра Даргомыжского и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Даргомыжского

2 февраля 1813 года появился на свет Александр Даргомыжский. О месте его рождения доподлинно известно, что это была деревня в Тульской губернии, но о ее точном наименовании историки спорят по сей день. Однако значительную роль в судьбе композитора сыграла не она, а имение Твердуново, принадлежащее его матери, в которое маленького Сашу привезли нескольких месяцев от роду. Имение находилось в Смоленской губернии, неподалеку от села Новоспасское, родового гнезда первого русского классического композитора М.И. Глинки , с которым Даргомыжский будет очень дружен. В детстве Саша не так много времени провел в усадьбе – в 1817 семья переехала в Санкт-Петербург. Но впоследствии неоднократно приезжал туда за вдохновением и изучением народного творчества.


Согласно биографии Даргомыжского, в столице семилетний мальчик начал учиться играть на фортепиано, которым овладел филигранно. Но настоящий страстью его стало сочинительство, в 10 лет он уже был автором нескольких пьес и романсов. Всерьез к этому увлечению не отнеслись ни педагоги Саши, ни родители. И уже в 14 лет он поступил на службу в только что созданный Контроль Министерства императорского двора. В работе он отличался усердием и быстро продвигался по должностной лестнице. Не переставая, вместе с тем, писать музыку. Романсы, сочиненные в тот период, начали завоевывать петербургские салоны и вскоре исполнялись буквально в каждой гостиной. Познакомившись с М.И. Глинкой, Даргомыжский самостоятельно изучил основы композиции и контрапункта по привезенным им из Германии рукописям профессора З. Дена.


В 1843 году Александр Сергеевич подал в отставку и два последующих года провел за границей, общаясь с видными композиторами и музыкальными деятелями своей эпохи. По возвращению он принялся за изучение русского фольклора, особенно на примере песен Смоленской губернии. Одним из результатов этого стало создание оперы «Русалка ». В конце 50-х Даргомыжский сближается с кругом начинающих композиторов, который впоследствии назовут «Могучей кучкой ». В 1859 году он вошел в состав консультантов Русского музыкального общества.

В 1861 после отмены крепостного права Александр Сергеевич стал одним из первых помещиков, освободивших крестьян, оставив за ними землю без взимания денежной выплаты. Увы, человеческое великодушие не сделало его творческую судьбу хоть сколько-нибудь успешнее. На этом фоне здоровье его стало неуклонно ухудшаться, и 5 января 1869 года композитора не стало.


Интересные факты о Даргомыжском

  • Даргомыжский был маленького роста, худой, с высоким лбом и мелкими чертами лица. Современные ему острословы окрестили его «заспанным котенком». От перенесенной в детстве болезни он поздно заговорил и его голос на всю жизнь остался непривычно для мужчины высоким. При этом он великолепно пел, с таким чувством исполняя собственные романсы, что однажды, слушая его, прослезился даже Л.Н. Толстой. На женщин он производил впечатление своим обаянием, чувством юмора и безупречным обхождением.
  • Отец композитора, Сергей Николаевич, был незаконнорожденным сыном помещика А.П. Ладыженского, а свою фамилию получил по названию имения отчима Даргомыж. Мать композитора, Мария Борисовна Козловская, происходила из дворянского рода, берущего свое начало от Рюриковичей. Ее родители отказали мелкому чиновнику в руке дочери, поэтому они обвенчались тайно. В браке родилось 6 детей, Александр был третьим. Сергею Николаевичу довелось похоронить и любимую супругу, и четверых своих детей, и даже двоих внучек. Из всей большой семьи Александра Сергеевича пережила единственная сестра, Софья Сергеевна Степанова. Она воспитала и двух дочерей младшей сестры Эрминии, скончавшейся в 1860. Ее сын, Сергей Николаевич Степанов, и две племянницы стали единственными потомками Даргомыжских.
  • Сергей Николаевич Даргомыжский высоко ценил в людях чувство юмора и поощрял развитие этого качества в своих детях, за удачную остроту или ловкую фразу награждая их 20 копейками.
  • Биография Даргомыжского гласит, что Александр Сергеевич никогда не был женат. Ходили слухи о его романтических отношениях с Любовью Миллер, которую он обучал пению. Много лет его связывала нежная дружба со своей ученицей Любовью Беленицыной (в замужестве Кармалиной), о которой свидетельствует сохранившаяся обширная переписка. Последней были посвящены несколько его романсов.
  • Всю свою жизнь композитор жил вместе с родителями. После кончины отца он несколько лет прожил в семье своей сестры Софьи Сергеевны, а затем – снял квартиру в том же доме.
  • В 1827 году была напечатана книга детских стихов и пьес М.Б. Даргомыжской «Подарок моей дочери». Поэзия была посвящена младшей сестре композитора Людмиле.


  • В семье Даргомыжских музыка звучала постоянно. Кроме Марии Борисовны и Александра, игравших на фортепиано, брат Эраст владел скрипкой , а сестра Эрминия – арфой .
  • Опера «Эсмеральда» была написана на либретто В. Гюго, переведенное на русский самим Даргомыжским.
  • Композитор в течение нескольких лет преподавал пение любительским певицам без взимания платы за обучение. Одной из его учениц была и А.Н. Пургольд, сестра супруги Н.А. Римского-Корсакова .
  • Даргомыжский был великолепным чутким концертмейстером, читая ноты как книгу. Он разучивал с певцами партии из собственных опер. Как композитор он всегда следил за тем, чтобы фортепианный аккомпанемент арий или романсов был предельно прост для исполнения и не затмевал голос исполнителя.
  • В 1859 году сгорел петербургский оперный театр, в котором хранились клавиры опер русских композиторов. «Русалка » была в их числе. И только благодаря случаю партитура не была безвозвратно утеряна – за две недели до пожара ее скопировали перед отправкой в Москву для исполнения на бенефисе певицы Семеновой.
  • Партия Мельника была одной из самых любимых у Ф.И. Шаляпина, он часто исполнял арии из «Русалки» на концертах. В 1910 году на одном из спектаклей дирижер затянул темпы, из-за чего певцу пришлось самому отбивать их ногой, чтобы не задыхаться в ариях. В антракте, видя одобрение режиссером действий дирижера, он в гневе уехал домой. Его вернули в театр, и он допел спектакль, но в прессе разразился большой скандал, в Москву для исправления ситуации пришлось срочно выехать директору императорских театров. В качестве разрешения конфликта Шаляпину было позволено самому режиссировать те спектакли, в которых он участвовал. Так «Русалка» дала искусству Шаляпина-режиссера.
  • Некоторые пушкинисты считают, что «Русалку» поэт изначально задумывал как оперное либретто.


  • Деньги на постановку «Каменного гостя» собирали всем Петербургом. Композитор назначил цену своей оперы в 3000 рублей. Такие деньги русским авторам императорские театры не платили, лимит исчерпывался 1143 рублями. Ц.А. Кюи и В.В. Стасов выступили в печати с освещением этого факта. Читатели «Санкт-Петербургских ведомостей» начали присылать деньги на покупку оперы. Таким образом она была поставлена в 1872 году.
  • Сегодня композитора изредка исполняют на родине и почти не знают в мире. На западе есть своя «Русалка» А. Дворжака , имеющая популярные арии. «Каменный гость» сложен для восприятия, кроме того, при переводе во многом теряется связь музыки и пушкинского стиха, а значит, и сама идея необычной оперы. Ежегодно в мире оперы Даргомыжского исполняются всего около 30 раз.

Творчество Александра Даргомыжского


Первые произведения Саши Даргомыжского датированы 1820-ми годами – это пять разнохарактерных фортепианных пьес. Из биографии Даргомыжского мы узнаём, что к 19 годам композитор уже имел несколько изданий камерных произведений и романсов, и был популярен в салонных кругах. В его творческую судьбу вмешался случай – сближение с М.И. Глинкой . Помощь в подготовке к постановке «Жизни за царя » разожгло в Даргомыжском желание самому написать оперу. Но в фокусе его внимания были не эпические или героические темы, а личная драма. Вначале он обратился к истории Лукреции Борджиа, составив план оперы и написав несколько номеров. Однако по советам ближайшего окружения расстался с этим замыслом. Другой сюжет ему дал самый популярный роман того времени «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Свою оперу композитор назвал «Эсмеральда », она была закончена к 1839 году, но увидела сцену только в 1847. В течение 8 лет опера лежала в Дирекции императорских театров без движения, не получая ни одобрения, ни отказа. Премьера в Москве прошла очень успешно. В 1851 году «Эсмеральда» была показана и в столичном Александринском театре, выдержав всего 3 представления. Музыкальные круги восприняли оперу благосклонно, но критики и публика приняли ее прохладно. Этому в большой степени поспособствовали и небрежная постановка, и слабое исполнение.


Даргомыжский пишет романсы, в их числе – уникальные произведения комического жанра, и кантату «Торжество Вакха » на стихи Пушкина. Она была исполнена лишь однажды, затем переработана в оперу-балет, но в таком виде около 20 лет пролежала в нотах, не получив одобрения на постановку. Удрученный такой судьбой своих больших сочинений, композитор с трудом взялся за написание новой оперы, также на пушкинский сюжет. «Русалка » создавалась в течение 7 лет. Творческий импульс Александр Сергеевич получил от концерта 1853 года, на котором публика грандиозно приняла его произведения, а сам он был награжден серебряным капельмейстерским жезлом, украшенным драгоценными камнями. «Русалка» была довольно скоро поставлена – в 1856, через год после окончания. Но так же быстро и сошла со сцены – всего через 11 спектаклей, хотя в целом и понравилась зрителям. Постановка опять была из рук вон плоха, со старыми костюмами и декорациями из подбора. Мариинский театр обратился к ней вновь в 1865 году, очень успешным возобновлением руководил Э.Ф. Направник.


1860-е принесли в творчество композитора новый виток. Были созданы несколько симфонических произведений, с которыми он отправился в Европу. Тепло принимались исполненные в Бельгии увертюра из «Русалки» и симфоническая фантазия «Казачок ». Вернувшись в Петербург, Даргомыжский вновь обращается к сюжету своего великого тезки - Пушкина. В «Каменном госте » нет собственного либретто, музыка написана прямо на текст поэта. Дополнительно добавлены две песни Лауры, одна из которых также – на стихи Пушкина. Это сочинение композитор так и не успел закончить, завещав дописать свою последнюю работу Ц. Кюи, а оркестровать – Н. Римскому-Корсакову . Премьера «Каменного гостя» состоялась через три года после смерти Александра Сергеевича. Как это уже неоднократно бывало, мнения об этом новаторском произведении разошлись. В первую очередь потому, что мало кто мог разглядеть за необычной формой речитативов, заменивших арии и ансамбли, точное соответствие музыки ритму пушкинского стиха и драме его героев.


Кинематограф обратился к творчеству Александра Сергеевича лишь дважды. В 1966 году Владимиром Гориккером был снят одноименный фильм по опере «Каменный гость». В главных ролях снимались В. Атлантов, И. Печерникова (поет Т. Милашкина), Е. Лебедев (поет А. Ведерников), Л. Трембовельская (поет Т.Синявская). В 1971 году вышел на экраны фильм-опера «Русалка» с Е. Супоневым (поет И.Козловский), О. Новак, А. Кривченей, Г. Королевой.

Не первый, как Глинка, не гениальный, как Мусоргский , не плодовитый, как Римский-Корсаков ... Огорченный и разочарованный трудностями, с которыми он сталкивался при попытках представить свои оперы на суд зрителей. Чем же главным значим Даргомыжский для отечественной музыки? Тем, что отстранившись от мощного влияния итальянской и французской композиторских школ, пошел в искусстве уникальным путем, следуя одним только собственным эстетическим вкусам, не потакая публике. Тем, что сделал звук и слово неразрывно связанными. Пройдет совсем немного времени, и свое видение этого направления дадут и Мусоргский, и Рихард Вагнер . Он был честен и не изменял своим идеалам, а значение его творчества показало время, поставив имя Даргомыжского в ряд лучших русских композиторов.

Видео: