Выключатели

Оформление люстры своими руками. Уникальные светильники,люстры,абажуры своими рукам

Оформление люстры своими руками. Уникальные светильники,люстры,абажуры своими рукам

Люстра предмет достаточно дорогостоящий, но технологически не столь уж сложный. Во всяком случае, производственных процессов, которые невозможно было бы осуществить в домашних условиях, для изготовления люстры почти не потребуется, или их можно заменить аналогичными ручными, зрительно и по надежности дающими тот же эффект.

Любители своими руками сделали и делают множество потолочных светильников общего освещения (а это и есть люстры), аналогов в широкой продаже не имеющих и порой весьма экстравагантного облика, см., напр., рис. Выдумки и читателю, надеемся, не занимать. Однако, к сожалению, в россыпи изображений самодельных люстр в интернете образцы, удовлетворяющие требованиям техники безопасности и светотехники жилых помещений, встречаются нечасто . Скорее даже, очень редко.

В данной статье рассматривается прежде всего, как правильно самому сделать люстру технологически и светотехнически . Ничего особо сложного тут нет; это нечто вроде мольеровского персонажа, который, оказывается, всю жизнь говорил прозой. Но некоторые основы знать никак не помешает. Тем более, что оригинальный гармоничный дизайн (речь о котором отнюдь не оставлена) также требует надежной основы, иначе на чем красоте держаться?

Примечание: например, как можно собственноручно в домашних условиях изготовить люстру в гостиную, см. видео ниже. По дизайну она пойдет в интерьер любого стиля, приемлющего четкие формы, а это очень широкий диапазон, от китайского мандаринского до фьюжн.

Видео: люстра своими руками из подручных материалов


Поэтому тонкости дизайна и конструкции основных светотехнических и в то же время декоративных элементов люстры – ; каркаса/опоры светильников, которые тоже важны как части общего дизайна – . Об общем светодизайне жилых помещений также не лишним будет узнать . А в этой статье займемся тем, что для них всех общее, плюс электрическая часть:

  • Светотехника и конструкция – самые начала для бытовых помещений;
  • Электроарматура, в основном с точки зрения техники безопасности;
  • Из чего делать светоарматуру, с упором на возможности изготовления из подручных материалов;
  • Особенности люстр для жилых помещений различного назначения;
  • Выбор источников света для той или иной люстры.

Примечание: тем, кто усомнится, к чему тут какие-то глубины, да будет известно – самодельные светильники прочно держатся в 1-м десятке по бытовому электротравматизму , пожарной опасности и как причина порчи зрения, особенно у детей.

Чего не надо бояться?

Дерева и работ по дереву. Глядя на фигурные деревянные детали люстр промышленного изготовления, кажется, что воспроизвести их дома невозможно. Между тем совершенно вычурный каркас люстры из дерева может быть изготовлен за день-два своими руками в кухне или на балконе.

Дело в том, что древесина при нагревании по всей массе до 150-250 градусов размягчается и гнется, а остыв, сохраняет приданную ей форму. Нагреть деревяшку до такой температуры не обугливая можно строительным феном. Только нужно не забыть предварительно просверлить осевые отверстия (скажем, для проводки электрокабеля), в уже изогнутой детали это будет невозможно.

Примечание: легче всего гнется разогретой древесина легкая или средней плотности мелкослойная – береза, клен, ясень, липа. Бамбук и некоторые породы тропического дерева гнутся вообще нагретыми до 90-100 градусов методом пропаривания в парах воды. МДФ вследствие однородности своей структуры гнется очень хорошо и точно, но требует большего нагрева.

Наконец, вполне элегантная деревянная люстра может быть выполнена из не гнутых деталей: современные источники света позволяют реализовать и такое решение. Тогда потолочный светильник делается в виде люстры-плафона, см. далее.

На что обратить внимание?

На старые советские люстры и вообще бытовые светильники. СССР, как известно, был явлением весьма неоднозначным, что особенно явственно выражалось в советском ширпотребе. Если у вас в кладовке завалялась старая домашняя люстра «совкового» производства, то ее светорассеивающие/светопропускающие детали наверняка выполнены из высококачественного стекла, а фарфоровые/фаянсовые декоративные из такого же качественного материала. Пусть 1 «рожок» из 4-5 разбит, оставшихся на новую самодельную люстру хватит. Краска облупилась? Сейчас в продаже есть любые смывки и отличные акриловые эмали. Часть «висюлек» потерялась? Из прочих тоже можно соорудить нечто очень красивое, была бы выдумка и вкус.

Светотехника и зрение

Примерно лет 10 тому назад была достаточно точно измерена пропускная способность по информации зрительного нерва. Она оказалась раз в 5-6 меньше количества информации в картинке, которую оптическая система глаза рисует на сетчатке, и ученым пришлось признать наконец-то как факт: где-то в глазу таится нечто вроде видеопроцессора . Подозрения о его наличии возникли еще лет 200 тому назад, т.к. определенные зрительные иллюзии никак не зависят от физического и психического состояния субъекта. Приходилось допускать, а теперь это уверенность, что картинка в мозг поступает не сырая, но каким-то образом обработанная. С точки зрения светотехники и влияния характера освещения на здоровье и самочувствие этот факт тоже немаловажен: хороший светильник должен давать свет не только достаточно яркий, но и ровный, мягкий, позволяющий четко различать детали разных цветов и не утомляющий глаз.

Примечание: напомним читателю, что картинку на сетчатке снимают фоторецепторы 2-х типов – палочки и колбочки. Первые наиболее чувствительны, но воспринимают только общую яркость, поэтому ночью все кошки серы. Колбочки 3-х видов, воспринимают отдельно красный (R), зеленый (G) и синий (B) участки цветового спектра. Также напомним, что глаз наиболее чувствителен к зеленым лучам, несколько меньше к красным и менее всего к синим.

Спектры источников света

Наименее утомителен для глаза свет со сплошным спектром, поз. 1 на рис : все видимые детали объекта более-менее равномерно освещены. Если спектр ограниченный, то те, которые в него не попадают, просто не видны. Процессору глаза не нужно ничего «дорисовывать», а именно это более всего утомляет зрение и портит его.

Дело в том, что для «дорисовки» плохо различимого оптика глаза должна все время и часто перефокусироваться, а фотоприемная система менять свою аккомодацию, т.е. общий уровень чувствительности. Эта процедура в некотором роде аналогична проработке деталей в фотошопе с помощью нормализации уровней и «подтягивания» тонкривых, но, кто умеет это делать, знают: очень вялая изначально картинка, если непременно нужно «вытянуть» детали, грубеет до «рвани». А если речь идет о собственном зрении, мозг в конце концов начинает понимать «рвань» как норму, соответственно перенастраивает мускулатуру глаза и алгоритмы работы зрительного процессора, что и приводит к расстройствам зрения.

К сожалению, из пригодных по требованиям безопасности для бытовых условий источников света сплошной спектр дают только лампы накаливания, обычные и галогенные . Они, во-первых, по современным требованиям неэкономичны. Во-вторых, их спектры тепловые и поэтому имеют сильный завал в синей области. Т.е., правильного цветоощущения при таком освещении добиться невозможно.

Тем не менее, лампы накаливания в бытовых светильниках вполне применимы: за миллионы лет эволюции человеческий глаз привык сам давать поправку на желтизну, и расстройства зрения при таком освещении возможны только от его недостаточной или избыточной яркости. Что до натриевых ламп, светящих только в желтой области, то для зрения их свет также безвреден, но о сколько-нибудь адекватном цветовосприятии тут говорить не приходится.

Почти идеальной цветопередачи позволяет при минимально возможной утомляемости зрения достичь синтетический, или аддитивный спектр, поз. 2 . Процессору глаза нет нужды перенапрягаться: верхушки зон R, G и B выходят за оптимальный при данной общей яркости уровень освещенности чуть-чуть, а на их стыках восстановление полной деталировки требует простого сложения парциальных (частных) картинок в соответствующих цветах. В итоге общий уровень белого выходит почти линейным и детали любого цвета четко видны, а серые тона плавно переходят друг в друга.

И снова к сожалению: аддитивный спектр дают только экраны хороших электронно-лучевых трубок (кинескопов). К нему медленно, но уверенно подобраются люминесцентные лампы (экономки) с 3-4 слойным люминофором, отдельные образцы светодиодных осветителей и экраны TFT-дисплеев, однако до полного решения проблемы еще далековато. Поэтому опытные и пекущиеся о своем зрении (которое в данном случае еще и основной рабочий инструмент) графические дизайнеры, фотографы и художники, работающие за компьютером, упорно держатся за «трубочные» дисплеи, покупая по бешеным ценам профессиональные или выискивая б/у с еще не севшей трубкой.

Примечание: свет от источников с аддитивным спектром принято называть предельно мягким. В природе предельно мягкое освещение – утреннее при легкой облачности, когда сквозь облака немного просвечивает диск Солнца.

В быту приемлемой мягкости света позволяют добиться его источники с островным спектром, поз. 3 . Выглядит он как 3 сплошных ограниченных, но это тот случай, когда количество переходит в качество: узрев 3 зоны основных цветов, глаз обязательно постарается рассмотреть, а что же между ними. В провалах между островами что-то еще видно, хоть и на уровне освещенности существенно меньшем оптимального при данной аккомодации. Пики островов тоже довольно сильно задраны вверх, но также в пределах допустимого.

Островной спектр дают большинство экономок и хороших светодиодных ламп; как их отличить сразу при покупке от, скажем так, не очень хороших, см. далее, в разделе об осветителях. Заниматься при таком свете работой, требующей напряжения зрения, нежелательно, но читать/писать по 3-4 часа в день можно.

У островного спектра есть 2 важные для бытовой светотехники особенности. Первая – его можно существенно смягчить с помощью светоформирующих устройств, см. далее. Вторая – «хвосты» красного и синего не уходят в ИК (инфракрасную) и УФ (ультрафиолетовую) области, а к границам видимого спектра спадают до черного. Поэтому, если детали какого-то цвета в островном освещении плохо видны, наращивать общую яркость – только вредить зрению. В таком случае необходимо использовать местное освещение лампами накаливания или экономками/светодиодными другой цветовой температуры, у них острова спектра будут расположены по-иному.

Самый вредный для зрения спектр – линейчатый, поз. 4 . В нем, во-первых, очень узкие зоны основных цветов не перекрываются. Во-вторых, для создания достаточной общей яркости приходится «задирать» пики линий, особенно синей, выше предельно допустимого. Свет вроде бы и не очень яркий, а глаза режет. Все в общем видно вроде бы и хорошо, но детали где-то теряются и никак не разглядишь, хоть глаза лопни.

Такой свет называется предельно жестким. Его дают дешевые светодиодные лампы и отдельные модели экономок с 1-слойным люминофором. Смягчить его светоформирователями никак не возможно, т.к. в провалах между линиями вообще ничего не освещено. При длительном пользовании таким светом возможно развитие не только близорукости/дальнозоркости, но и различных нарушений цветовосприятия (процессор глаза перенапрягается без толку, пытаясь разглядеть невидимое), и даже отслоение сетчатки.

Электроарматура

Грубое и наиболее часто влекущее за собой нежелательные последствия нарушение правил ТБ при самостоятельном изготовлении люстр – подвешивание их за электрокабель : его конец пропускают в патрон лампочки, завязывают узлом, так все и держится на весу. Люстру, даже легчайшую, нужно подвешивать на отдельной тяге, жесткой или гибкой.

Жесткий подвес люстры всем известен: это трубка, в которую протянут кабель . Традиционный гибкий подвес – цепочка; кабель в данном случае проходит сквозь звенья. Сейчас в продаже имеются и специальные кабели для люстр, в них кроме 3-х проводов под общей оболочкой еще и прочный канатик для подвеса. Его нужно выводить наружу и крепить в 2-х местах: вверху к крюку и внизу к каркасу люстры, иначе канатик со временем может выползти и люстра повиснет на проводах. При подвешивании на отдельном шнуре кабель необходимо обвести вокруг него несколькими витками (а не наоборот!) и закрепить концы «змейки» скотчем или, не натуго, мягкой ниткой.

Нештатные ситуации с люстрами чаще всего возникают в месте ввода проводов в патрон лампочки , поэтому патроны также нужно закреплять на каркасе отдельно. Наиболее удобен для этого патрон Е17 под лампу-миньон (лампу-свечку) с винтовым зажимом для крепежной ламели (показан стрелкой на поз. 1 рис.). Если каркас из трубок, ламели получают, сплющив их концы. К деревянному каркасу ламели из полоски стали толщиной 1-1,5 мм и шириной 10 мм можно прикрепить мелкими саморезами.

Патроны Е17 с концевым хомутом (хвостовиком), поз. 2, для домашнего мастера менее удобны, т.к. хомут закрепляется парой гаек, под которые на трубке нужно нарезать резьбу. Если места в люстре хватает, в таком случае лучше использовать патрон Е27 (обычный, «толстенький») с боковым хомутом, поз. 4. Хомуты, для получения желательной ориентации ламп, можно осторожно подгибать. И, наконец, в люстрах с единственной лампочкой удобнее может оказаться патрон Е17 или Е10 (суперминьон) с проушинами под крепление, поз. 5, но места присоединения проводов к такому следует тщательно заизолировать.

Примечание: обычные бакелитовые патроны Е27 тоже можно крепить жестко, для этого во вводных штуцерах их крышек есть специальная резьба. Но такую же резьбу нужно иметь на трубке, к которой крепится патрон, а ручных метчиков под нее в продаже нет.

О монтаже и подключении

Запитывать от сети люстру общей мощности до 60 Вт можно кабелем с сечением токопроводящих жил 0,35 кв. мм; до 120 Вт – 0,5 кв. мм; до 300 Вт – 0,75 кв. мм. Используют 3-жильный кабель с двойной изоляцией. К нулевому проводу сети подключают «земляной» (желтый с продольной зеленой полосой) провод, а к идущим от выключателей секций люстры фазным проводам – остальные 2.

Примечание: искать фазу с помощью контрольной лампочки, щелкая выключателями, недопустимо! Нужно пользоваться индикатором-фазоуказателем!

Подключение проводов к клеммникам патронов ламп и вообще электромонтаж люстры производится внизу пошагово в следующем порядке:

  1. Удостоверяются с помощью фазоуказателя, что напряжения на проводах нет и никто случайно щелкнуть выключателем не может. Для этого их рычажки можно временно заклеить скотчем.
  2. От потолочных концов кабеля пробрасывают до пола времянку из кабеля с жилами не меньшего, чем у штатного, сечения.
  3. Зачищают концы штатных проводов люстры, подключают ее общий ввод к времянке. Не забудьте заизолировать соеинения!
  4. Разбирают патрон.
  5. Вводят конец кабеля в крышку патрона сквозь штатное отверстие.
  6. Надевают на него стопорную шайбу, предотвращающую случайное выдергивание из патрона. В крайнем случае – завязывают кабель в узел.
  7. Заделывают оголенные концы проводов в клеммы. Многожильные провода перед заделкой скручивают и, желательно, лудят, чтобы вылезшие жилки не устроили КЗ (короткое замыкание),
  8. Вставляют клеммник в крышку, посадив его выемками на соответствующие выступы в ней.
  9. Проверяют, если ли небольшая петля кабеля под крышкой и не выдергивается ли она.
  10. Придерживая клеммник, чтобы не соскочил, навинчивают на крышку корпус патрона.
  11. По окончании монтажа секции винчивают лампы, проверяют, включив соотв. выключатель, горят ли ровно.
  12. Снова блокируют выключатели от случайного включения, убирают времянку.
  13. , подключают ее ввод к потолочным концам.
  14. Проверяют: горит ровно, не мигает – монтаж окончен, можно пользоваться.

Светоарматура

Световая арматура люстры (светоформирующая система) во-первых, направляет свет должным для данного типа помещения образом. Во-вторых, смягчает его за счет уменьшения поверхностной яркости осветителя. А для источников света с островным спектром проявляется еще одно благоприятное обстоятельство.

В школьных и даже общих университетских курсах оптики, чтобы слишком не запутывать студентов, считается, что при рассеянии, отражении и преломлении света его частота остается неизменной; это дает возможность наглядно вывести основные их законы. На самом деле абсолютно линейных сред не бывает и некоторая доля световых квантов в этих процессах переизлучается, благодаря чему меняет свою частоту и, следовательно, цвет. Т.е., «хвосты» спектральных островов получают небольшую яркостную «подпитку», что облегчает работу процессора глаза; это равносильно дополнительному смягчению света.

Рабочие процессы

В светоарматуре бытовых светильников используется в основном диффузное отражение и рассеяние света. Зеркальное отражение находит малое применение, т.к. само по себе не уменьшает поверхностную яркость и не смягчает свет. Достаточно широко используется преломление в прозрачных средах: хрустальные подвески не только дают приятную игру света, но и существенно смягчают его без значительных потерь светового потока. И, наконец, в отдельных случаях, напр. в абажурах из ниток, в формировании светового потока имеет место заметная доля дифракции.

Примечание: с дифракцией и тенями вообще-то надо поосторожнее. Свет в комнате, что слева на рис., может вызвать нервное расстройство и у взрослого, а колючие лучики от светильника справа там же на пользу зрению никак не пойдут. Здесь имеет место то обстоятельство, что в пиках дифракционной картины интенсивность света может быть много выше, чем на первично излучающей поверхности.

Формирующие элементы и системы

Смягчение света и формирование необходимой его диаграммы направленности (ДН), см. ниже, с помощью преломления в прозрачных средах и/или зеркального/полного внутреннего отражения требует большого количества таких оптических актов: в каждом из них светопотери малы, но мала и степень преобразования светового потока, т.к. прозрачные среды потому и прозрачны, что их нелинейность проявляется в ничтожной степени. Традиционно для этого нужно много преломляющих элементов с высокими оптическими свойствами; следовательно, дорогих или доступных от случая к случаю. Сейчас мастеров-любителей выручают пластики: оригинальная люстра на преломлении и переотражениях может быть изготовлена вообще из бросового материала, см. далее. Облик у таких люстр «воздушный»; срок эксплуатации – 1-3 года.

Если нет в распоряжении хрустальных подвесок, придется использовать рассеяние и диффузное отражение. Светопотери будут больше, но в таком случае возможно обойтись подручными материалами: достаточно получить всего 1-3% нелинейных оптических актов во всей светотехнической системе. Обычный люксметр с набором светофильтров такого количества «левых» квантов не улавливает, но его хватит, чтобы освещенность провалов между островами спектра поднялась выше «дна» диапазона аккомодации и глаз работал не переутомляясь.

В основе светоформирователей на диффузных оптических процессах лежат 3 элемента: плафон, абажур и диффузный рефлектор. Плафон, поз. 1 на рис. – колпак из матового стекла или аналогичного ему по оптическим свойствам материала. Наружу свет из него может выйти, только претерпев рассеяние. Для дальнейшего формирования светового потока оптические свойства помещения значения не имеют или имеют очень малое.

Абажур, поз. 2, часть первичного света выпускает наружу без преобразования; не обязательно вниз. Смягчение первичного светового пятна достигается за счет его подсветки отраженным от стен и потолка рассеянным светом, поэтому оптические свойства помещения в данном случае существенны. Определяющими они становятся для диффузного рефлектора, поз. 3, однако эта светотехническая система при помощи изменения степени прозрачности рефлектора(-ов), их размеров, конфигурации и расположения позволяет формировать различные ДН.

Световые системы люстр строятся, как правило, путем комбинирования элементарных формирователей. Напр., на поз. 4 – хорошо известная люстра из расположенных ступенчато концентрических абажуров, дополненных небольшим почти плоским плафоном. На первый взгляд, светопотери в ней должны быть велики, но вспомним: для освещения школьного спортзала площадью ок. 400 кв. м и с высотой потолка под 6 м хватало неэкономичных ламп накаливания на общую мощность 800-1200 Вт.

Среди новых световых систем выделяются люстры-плафоны, поз. 3. Названы они так потому, что являются одновременно плафонами и осветительными, и архитектурными потолочными, см. фото. Суть оптики данного типа в том, что в камере-ловушке первичные кванты испытывают многократные переотражения и наружу свет выходит сильно смягченным.

Материалы для световых систем

О покупных элементах люстр из стекла или специальных пластиков можно заметить, что:

  • Стекло нужно выбирать зеркальное, на сломе бесцветное или чисто белое.
  • Под любые источники света, кроме ламп накаливания, лучше брать оптические части, матированные не с поверхности, а в массе, т. наз. молочные, желаемой степени прозрачности.
  • Акриловые компьютерные диски в световых системах использовать нежелательно: полупрозрачный слой металла в них только без толку поглощает свет, а почти совершенно прозрачный и бесцветный оптический акрил сколько-нибудь заметно не преобразует световой поток.

Хорошие самодельные люстры получаются из пищевых ПЭТ-бутылок . Коэффициент преломления и прозрачность ПЭТ (полиэтилентерефталата) довольно высоки, что дает возможность при небольших светопотерях добиться значительного смягчения света. ПЭТ-бутылки выпускаются различных цветовых оттенков и полупрозрачными, благодаря чему люстру можно строить на основе как преломления и переоражений, так и диффузных процессов.

Помимо дешевизны и доступности существенное преимущество ПЭТ – легкость обработки в домашних условиях и, в умелых руках, неплохие декоративные качества. Напр., как делать цветы из бутылок, см. мастер класс по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8TXXoiTLhVA

Цветочный декор не только украсит люстру, но и, благодаря увеличению числа преломляющих поверхностей, существенно улучшит ее светотехнику. Возможны и другие варианты оптически полезного и красивого декора из пластиковых бутылок, но мы их оставим для статьи об абажурах.

Прочие пластики для люстр с лампами-экономками тоже годятся, в качестве отражателей. Для них нужно брать материал как можно белее и слегка шероховатый или с сатиновым глянцем. Полупрозрачные детали из бытовых пластиков не очень-то хороши, т.к. в качестве наполнителя используется чаще всего мел или тальк с красящими присадками. Светопотери в таких будут велики, а смягчение света – только за счет падения поверхностной яркости. Использовать предпочтительнее пропилен, т.к. ПВХ от света довольно скоро желтеет и становится хрупким.

Второй очень хороший и доступный материал для оптической системы люстры – бумага . Если лампа светодиодная, то люстра из бумаги с ней прослужит несколько лет: бумага желтеет и теряет светопропускание от нагрева и воздействия УФ, которых светодиодные лампы почти или совсем не дают.

Светопропускание бумажных компонент люстры подбирают, выбирая материал соответствующей плотности, от 20 до 220 г/кв. м. Отражательные свойства современной писчей бумаги практически безупречны: с коэффициентом белизны ниже 0,8-0,85 она просто не выпускается. Кстати, некоторые ушлые производители оперируют коэффициентами белизны 1,05 и даже 1,15. По какой методике измерений они выходят на сверхединичные значения величины, которая в принципе не может быть больше 1, кто знает. Но с точки зрения физики это смешной абсурд: поставил такой листик перед зеркалом, между ними – солнечную батарею, раз посветил фонариком, вот тебе и вечный двигатель II рода. Или благодатная тема дискуссий на форумах техномистиков. А что тут такого? Раз КБ>1, то листик света и, соответственно, его энергии излучает больше, чем принимает.

Примечание: колба лампы накаливания мощностью 60 Вт может нагреваться более чем до 100 градусов Цельсия. Поэтому для люстр с плафонами, абажурами и отражателями из пластика, ткани, текстиля и ниток нужно применять лампы накаливания не более чем на 40 Вт, а галогенные – до 15-20 Вт.

Видео: мастер-класс по изготовлению люстры из веревки или ниток

Люстра в комнате

Основные типы ДН для освещения бытовых помещений показаны на рис. Кардиоиду формирует плафон, это свет для небольших спален, детских, прихожих. Провал вверху образуется за счет тени от цоколя. Детская люстра должна быть снабжена сферическим плафоном, сильно, но без чрезмерных светопотерь, рассеивающим свет. Особенно мягкое и, весьма желательно, бестеневое освещение в детской необходимо, чтобы не навредить еще не окрепшему зрению. Поэтому плафон детской люстры лучше всего делать из бумаги, а преломляющих материалов для нее избегать.

Восьмерочную ДН получают с помощью нескольких диффузных рефлекторов и хорошо беленого потолка, напр. гипсокартонного. Такой свет необходим в достаточно большой гостиной со свободным пространством в центре, кабинете и др. помещениях, где зоны освещаются локальными источниками света.

Веерную ДН дает простой абажур, а лепестковую он же, направленный апертурой (раструбом) вверх. Лепестковые ДН характерны для бра, которые здесь не совсем в теме, а вот люстры с веерной ДН подходят в небольшую гостиную с обеденным столом в центре или на кухню. Особенно для последней: свет способствует осаждению паров органических веществ и битуминизации их в жидкой фазе, так что потолок здесь особо освещать ни к чему, пусть лучше потенциальная копоть уйдет в вытяжку.

Примечание: наиболее равномерное освещение площади пола при минимальном расходе электричества на освещение дает т. наз. косеканс-квадратная ДН. Однако получается она с помощью весьма сложных осветительных приборов, стены и потолок нужно освещать отдельно. Применяется в основном для освещения больших производственных помещений, открытых площадей, спортивных сооружений и т.п.

Лампы для люстр

Далеко не все производители бытовых ламп освещения дают на сайтах и в спецификациях их спектральные характеристики, поэтому и продавцы чаще всего их не знают. Что касается ламп-экономок, тут несведущему покупателю проще: спектр неизвестен – берем на цветовую температуру 4300 К. В худшем случае получим сплошной ограниченный спектр. Рассмотреть во всей красе цветную открытку или иллюстрацию в книге он не даст, но зрению не повредит. Зрительно такой свет почти белый с легкой желтизной. Норма электрической мощности таких ламп – 1,8-3,4 Вт на 1 кв. м освещаемой площади в зависимости от конфигурации и общего тона дизайна комнаты.

Примечание: фитолампы для полок с цветами, парников/теплиц и аквариумов использовать для общего освещения нельзя. Их спектр резко линейчатый, он полезен растениям для фотосинтеза, но никак не человеку для зрения.

Светодиодные лампы выбираются, во-первых, на цветовую температуру 2800-3300 К , желтенькие. У белых спектр, как правило, линейчатый, что заметно сразу: их свет режет глаза и в хорошо освещенным естественным образом торговом зале. По видимым конструктивным признакам следует выбирать лампы-глобы с матовой колбой и глубоким ее хвостовиком, поз. 1 на рис. Если приглянулась лампа-«кукуруза», то руководствоваться нужно следующими признаками поз. 2:

  • Светодиодная сборка должна быть прикрыта полупрозрачной колбой, это гарантирует прежде всего долговечность лампы. «Голая кукуруза», со светящими структурами под защитной пленкой, чувствительна в загрязнениям и вообще внешним воздействиям.
  • Количество отдельных излучающих структур должно быть не менее 15-20.
  • «Кочан», т.е. обечайка-держатель излучающих структур, должен быть прозрачным. В сочетании с пред. условием это даст большее количество переотражений внутри колбы, большую равномерность первичного света и лучшие возможности формирования светового потока.

Чтобы не «попасть» на линейчатый спектр, следует также избегать имитаций под глобы и «кукурузы» в виде лампочек с прозрачной колбой, сидящей прямо на цоколе, и небольшим количеством излучающих структур, поз. 3. Освещенность от них в небольшой комнате и зрительно окажется неравномерной, а спектр чаще всего линейчатый. Также для освещения жилых помещений непригодны светодиодные лампы направленного света, поз. 4. Они предназначены для вспомогательного/служебного освещения и при длительном пользовании глазам вредны.

Мысль, сделать светильник своими руками, пришла в голову, когда после укладки линолеума в доме, осталась картонная труба (на которую был намотан линолеум).

Для изготовления светильника своими руками, осталось докупить самую малость по 2 метра черного и красного провода, 2 метра светодиодной ленты на клейкой основе, блок питания на 12В 1А, краска спрей в баллончике. Светодиодная лента конечно обошлась дороговато, но с ней легче работать. Можно было использовать отдельно сверх яркие светодиоды, но с ними много мороки в плане распайки между собой и креплении внутри трубы.


Изготовление светильника своими руками, было начато с нанесения предварительных эскизов на бумагу. Было желание, чтобы светильник не только был изогнут в плоскости, но и в пространстве, и имел причудливую форму 3d волны.

После того как эскиз на бумаге удовлетворял моим желаниям, приступил к изготовлению светильника. Была измерена каждая труба на рисунке, и по этим размерам производилась резка труб. Чтобы получить необходимые углы, из бумаги вырезались шаблоны и крепились скотчем на трубе.


Все трубы были выложены на столе, и сделана подгонка относительно формы волны.


Пропилы делались на стационарной циркулярке. Таким образом получается ровные пропилы без задиров шириной 2 мм.


Теперь нужно соединить все трубы в одно целое. Главная задача сделать плавные изгибы, для этого не помешает применить шаблон (лист ДВП) на столе. Поскольку трубы картонные, то соответственно соединять их можно при помощи клея ПВА, но я бы рекомендовал использовать клеи которые по крепче и быстрее застывают (момент, суперклей).

С обратной стороны на саморезы были привинчены деревянные планки, чтобы самодельный светильник можно было повесить на стену. И в каждой трубе были просверлены отверстия для вывода проводов от светодиодных лент.


Окраска труб производилась обычной краской в баллончике. Использовался красный цвет, поскольку стена, на которой должен быть расположен светильник, была белой, то хотелось получить некий контраст.


Краска высыхает очень быстро, по этому можно приступать к монтажу светодиодов. Главное запомните, что разрезать светодиодную ленту можно только в специально отмеченных местах. Ленту заранее необходимо разметить, чтобы ее хватило на все 12 труб.

Припаиваем к “+” контакту красные провода, а к “-” черные, чтобы в последствии не перепутать полярность.


Светодиодные полоски размещаем внутри труб и фиксируем клейкой стороной к стенке трубы, а провода выводим через заранее проделанные отверстия. Остается только параллельно соединить все провода (красные содинить с красными, а чертные с черными) и подключить к блоку питания.


Узнайте, как сделать светильник из проволоки, строительной сетки, чтобы внутри него росли цветы. Как корягу превратить в лампу, а ветви дерева - в торшер?

Как сделать оригинальный светильник?


Очень интересная дизайнерская вещь получается из самых простых материалов, большая часть которых остается от пикника. Если вы выехали с друзьями, родными на природу, мусор за собой обязательно нужно убрать. Эта не всегда желанная работа станет приятнее, если вы попросите складывать пластиковые ложки отдельно. Если с вами поехали дети, устройте соревнование, кто больше и быстрее закинет ложек в отдельный мешок для мусора или пакет.

Канистры из-под воды вам также понадобятся. После веселого пикника, приехав домой, через какое-то время, вы сможете сделать оригинальные светильники из тары, оставшейся после пиршества. Вручите их друзьям, оставьте себе, чтобы повесить в коридоре, на кухне или на даче.

Итак, вот как такая люстра своими руками или с помощью домашних создается. Сначала положите рядышком:

  • 5-литровую пластиковую бутылку овальной формы;
  • одноразовые пластиковые ложки;
  • кабель с патроном и вилкой;
  • светодиодную лампочку небольшой мощности;
  • плоскогубцы;
  • клеевой пистолет;
  • отвертку;
  • канцелярский нож.

Чтобы такие оригинальные светильники не привели к возгоранию, берите светодиодную, а не обычную лампочку «Ильича».


Для сведения: 4–5 Вт светодиодных лампочек соответствуют 40 Вт, а 8–10 Вт - 60 Вт обычных электрических.


Осторожно, чтобы не порезаться, удалите у канистры дно ножом.


Также, соблюдая технику безопасности, чтобы не пораниться, обрежьте у каждой пластиковой ложки ручки полностью. Нанося немного горячего клея из пистолета на срезы «лопаток», приклейте их на нижний ярус бутылки. Обычно сюда уходит 17 штук. Затем, внахлест, прикрепите второй и последующие ряды, располагая элементы в шахматном порядке.


Чтобы прикрыть горлышко, склейте вместе 10–12 лопаток ложек, сформировав их в виде кольца.


Через прорезанное нижнее отверстие в бутылке проденьте патрон с лампочкой и кабелем. Если эта «электрическая» часть вызовет у женщин затруднение, позовите мужа. Если такового не имеется, купите в хозяйственном магазине кабель с уже прикрученными к нему патроном и вилкой. Можно позаимствовать эту рабочую часть светильника у старого.


Наденьте на верх канистры «кольцо» из ложек, закрутите крышкой. Для этого пусть муж просверлит в ней отверстие дрелью, а вы сами сможете сделать сию манипуляцию горячим гвоздем или саморезом, держа плоскогубцами. Оригинальный светильник готов.

3 модели дизайнерских абажуров своими руками

Идеи витают прямо в воздухе. Если вы находитесь на даче и там нет этого предмета интерьера, его легко смастерить самими из того, что имеется под рукой. Возьмите:

  • полую посуду;
  • проволоку;
  • монтажную пену;
  • перчатки;
  • краску;
  • кисть;
  • плоскогубцы.

В качестве основы можно использовать неожиданные вещи: старую кастрюлю, кашпо, уже ненужный детский горшок.


Переверните любой из этих вспомогательных предметов, положите на плоскость вверх дном. Намотайте проволоку, ее витки повторяют форму будущего изделия, должны быть такими, каким будет абажур. Своими руками, но в перчатках, возьмите в руки баллончик, выдавливайте из него понемногу пену на каркас, закрыв проволоку, дайте высохнуть.

После этого сделайте ножом контуры более ровными, отрезав лишнее. Покрасьте в любимый цвет, белый смотрится воздушно и нарядно. Такой абажур, своими руками сделанный, украсит дачную беседку. Можно смастерить несколько и развесить их здесь. Избежав больших трат, таким образом вы декорируете пространство.


Этот абажур смотрится стильно и современно, а следующий имеет классический вид. Для него используйте:
  • толстую проволоку;
  • плоскогубцы;
  • маленькую пластиковую бутылку с водой.
Начнем делать абажур своими руками с того, что изготовим верхний центральный элемент. Для этого накрутите 1 виток проволоки на бутылку, снимите его, отрежьте лишнее, закрутите концы, чтобы получилось кольцо. Диаметр его должен быть таким, чтобы снизу продеть патрон, и он держался на кольце, не выходил бы через верх.

Теперь из проволоки сверните большое наружное кольцо. Будем его крепить. Для этого нарежьте плоскогубцами 4 одинаковых отрезка проволоки, первый конец каждого закрепите на малом, а второй край - на большом кольце. Верхняя часть светильника готова.

Размеры абажура зависят от того, делается ли он для подвешивания к потолку или для настольной лампы. Первый - больше второго.


Сверните из проволоки нижнее кольцо, оно - самое крупное. Соедините его со вторым верхним пятью отрезками проволоки, распределив те равномерно. Осталось украсить каркас абажура. Чтобы сделать это, через второе кольцо пропустите проволоку, сворачивая ее волнообразно и перекручивая через основание. Также оформите и второе кольцо.


Осталось обшить его тканью. Приложите лоскут от второго верхнего к нижнему кольцу, отрежьте по размеру, прибавив на шов. Подрубите большие стороны получившегося прямоугольника. Стачайте полотно сбоку прямо на каркасе, декорировав это место тесьмой. Всё, вы сделали чудесный абажур своими руками.

Если хотите ознакомиться с самими современными идеями по данной теме - пожалуйста! В умелых руках и строительная сетка превратится в стильный абажур.


Своими руками или, призвав мужчину, отрежьте от нее прямоугольник ножницами по металлу. Для закрепления патрона скрутите из проволоки круг, закрепите его сверху на светильнике четырьмя отрезками проволоки.

Если у вас нет крупноячеистой сетки, плоскогубцами обрежьте лишние секции, чтобы расстояние между полосками проволоки стало больше. Покрасьте абажур, и его каркас готов.

А вот теперь начинается волшебство. Вы сможете сделать оригинальный светильник, от которого будет польза не только людям, но и растениям. Прикрепите внизу абажура кашпо с цветком. Можно привязать, сплетенное при помощи техники макраме, за нижние витки проволоки толстой веревкой. Проверьте, чтобы крепление было надежным.

Если в доме есть мужчина и сварочный аппарат, призовите этот тандем изготовить металлическое кольцо с «лучами», которые нужно приварить к низу светильника.


Если у вас домашнее вьющееся растение, например плющ, пропустите его плети между ячеек решетки. Оригинальный светильник станет домиком для цветка. Лучше не использовать обычные электрические лампочки, так как они сильно греют и могут обжечь листья растений. К тому же, воздух вокруг цветов будет слишком жарким. Вкрутите светодиодную или люминесцентную лампочку.

Для такого оригинального светильника, вам потребовались:

  • строительная сетка или прочная проволока;
  • кисть и краска (по желанию);
  • плоскогубцы;
  • лампочка с патроном;
  • цветок.

Вы можете хорошо закрепить на таком абажуре стаканчики с рассадой, тем самым, найдя дополнительное место для ее выращивания и условия для освещения в вечернее время.

Мастерим своими руками торшер, настольную лампу

Гуляя в лесу, не проходите мимо валяющейся витиеватой коряги. Положите ее в пакет, возьмите с собой. Дома вымойте, если есть кора, счистите ножом. Пройдитесь по поверхности мелкой шкуркой, если это требуется. Покройте лаком для дерева.


Чтобы настольная лампа хорошо держалась, корягу нужно прикрутить саморезами к прочному постаменту. Он должен быть достаточно тяжелым. Для него подойдет дуб. Если вы в том же лесу найдете сломанную ветку этого дерева, отпилите от толстой части кружок толщиной 5–7 см.

Его нужно будет также ошкурить и покрасить лаком. Когда эти деревянные заготовки высохнут, соедините их саморезами достаточной длины, пропустив те сначала через подставку из дуба, а затем, вонзив в корягу. Можно использовать и болты с гайками.

Как сделать абажур своими руками, вы уже знаете. Поэтому изготовьте его и прикрепите к коряге, примотав проволокой.

Если старая стойка торшера уже не радует или вы просто хотите декорировать ее, также используйте для этого дерево. Посмотрите, как хорошо смотрятся стойки из березы. Прикрепите ветку этого дерева к светильнику и посмотрите, какой торшер своими руками вы смогли сделать.

Как связать абажур крючком?

Если вам поднадоел старый торшер, своими руками вы можете преобразить его, придав «изюминку». Возьмите ажурную тесьму, пришейте ее на верхнюю и нижнюю часть тканевого абажура. Можно декорировать блесками, приклеив те в виде узора, равномерно или произвольно.

Торшер или люстра получатся неповторимыми, если вы свяжете для них абажур своими руками. Это можно делать крючком или тонкими спицами. Для первого варианта, вам понадобятся:

  • крючок;
  • х/б нитки;
  • узор для вязания салфетки;
  • вода;
  • крахмал;
  • ленточки.
Можно использовать, например, такой узор для салфетки.


Обмерьте верхнюю окружность абажура, нам нужен его диаметр. Из воздушных петель свяжите цепочку. Далее, вяжите по кругу, опираясь на схему салфетки. Измерьте высоту абажура и диаметр его нижнего круга. Опираясь на эти данные, начертите трапецию или прямоугольник (зависит от формы абажура). Вывяжите данную фигуру крючком. Сшейте сбоку.

Столбиками без накида свяжите верхний круг светильника и данную трапециевидную или прямоугольную часть.

Вскипятите стакан воды, помешивая, влейте сюда 200 мл холодной воды, в которой разведено 1,5 ст. л крахмала. Прокипятите 1 мин., снимите с огня, остудите. Опустите сюда вязаный абажур, хорошо промочите, затем отожмите, пусть вода стечет, и полотно высохнет, но останется чуть влажным.

Наденьте его на плафон. Чтобы вязаный абажур хорошо держался, можно пропустить между петлями несколько тесемочек или лент, завязать их.


Очень красиво смотрятся плафоны, если их украшают цветы, связанные крючком.


Придать форму вязаному абажуру поможет раствор крахмала или ПВА. Наденьте его на каркас, нанесите клей, дайте высохнуть.


Во втором случае (когда используют спицы), вам нужно сделать расчеты для вязания, по меркам светильника нарисовать выкройку, связать трапециевидный или прямоугольный абажур. Подобные модели подойдут для торшеров, люстр строгой формы. Если нужно связать крючком полукруглый абажур, выполните сначала клинья, а затем соедините их столбиками без накида.


Вот еще одна ажурная люстра. Своими руками приятно делать кисеи и украшать низ изделия по кругу. Но прежде нужно создать сам абажур. Схема вязания крючком этой красивой вещи представлена тут же.


На прикроватной тумбочке будет изумительно смотреться настольная лампа, если на ней стоит вот такой абажур, схема вязания которого также дана.


Если закончить работу вам не дает сын или дочка, требуя внимания, предложите детям тоже сделать абажур, пусть они своими руками скрутят полоски бумаги в трубочки. Лучше наматывать их на тонкий карандаш иди на деревянную палочку для суши, а затем приклеить свободный край, чтобы он не развернулся.


Теперь нужно приклеить получившиеся заготовки, используя в качестве каркаса предмет подходящей формы, например, 5-литровую канистру. Сделав первый внутренний слой, пусть ребенок переходит ко второму. Их должно быть несколько, чтобы закрыть просветы. Когда ПВА высохнет, накройте этим абажуром настольную лампу или подвесьте его к потолку. Смотрится оригинально и экстравагантно.


Если вас интересуют и другие идеи по этой теме, посмотрите видео:

Очень интересный вариант светильника из дисков:

От освещения зависит уют и комфорт в комнате. Сделать домашнюю атмосферу полной тепла можно, изготовив светильник своими руками. Идеи, которые помогут собственноручно и при минимальных затратах сделать эксклюзивный и модный абажур, можно почерпнуть из этой статьи.

Подвесной светильник в интерьере

Подготовка

Что нужно знать перед изготовлением светильника:

  1. Рекомендуется применять светодиодные или энергосберегающие лампочки, создавая собственный дизайнерский светильник. Стандартные лампы накаливания слишком сильно нагреваются и могут повредить его конструкцию.
  2. Если разбирается готовая лампа, нужно быть крайне осторожным с проводами, а после окончания убедиться в их целостности.
  3. Бывают лампочки нескольких цветовых температур. При создании подвесного светильника для дома стоит остановить выбор на «тёплом» оттенке.

Наглядный пример для различения цветовой температуры: чем большее число на коробке, тем выше её температура, и тем более холодным оттенком света она обладает.

Цветовые температуры лампочек

Выбор каркаса

Перед тем, как сделать светильник, нужно подготовить основу. Чаще всего она представляет собой пару колец, к которым прикреплена подложка из картона или пластика для придания формы.

Следующие идеи помогут решить вопрос с поиском основы будущего абажура:

  • Каркас такого типа можно сделать самому, имея под рукой лишь проволоку и плоскогубцы.
  • Каркасы продают в строительных магазинах или в лавках для рукоделия.
  • Нередко на блошином рынке встречаются старые лампы, откуда можно достать каркас.
  • Вместо каркасной конструкции, патрон лампы может держать горлышко 5-литровой пластиковой бутылки. Поэтому существует решение на рисунке ниже.

Абажур своими руками

Идеи светильников

В собственноручном декорировании подвесной или настольной лампы нет ничего сложного. Но лучше прежде, чем приступить к работе, нарисовать эскиз на бумаге. Процесс будет простым и быстрым, по ходу можно будет вносить изменения.

«Живая» лампа

Этот дизайнерский абажур носит название «Фотосинтез». Его спроектировал и воплотил в реальность автор из Тель-Авива. Каркас здесь представлен металлической сеткой, в основании которого размещено комнатное растение. По мере своего разрастания, цветок заполняет собой всё внутреннее пространство лампы и делает дизайн помещения летним и свежим. Здесь не обязательно использовать подойдёт обычная светодиодная. Создание такой подвесной лампы не является слишком хлопотным. Можно внести разнообразие в её декор, учитывая то, какая фурнитура и инструменты будут в наличии.

Подвесная «живая» лампа

Изготавливая такой светильник своими руками, нельзя использовать чересчур тяжелый горшок с растением. Особое внимание нужно уделить изоляции проводки и пустить её по поддерживающей проволоке.

Смастерить светильник своими руками из ткани – отличное решение, ведь большой выбор цветов и фактур позволяет реализовать многие креативные идеи и создавать декоративные абажуры для комнаты с любым интерьером. Прежде всего, надо подготовить необходимые материалы:

  • ткань;
  • скотч или самоклеящаяся плёнка;
  • линейка или сантиметр;
  • ножницы;
  • простой карандаш;
  • металлические кольца для каркаса;
  • биндеры;
  • кисточка;
  • клей;
  • полоска бумаги.

Последовательность действий:

  • Перед тем, как сделать светильник, нужно определить его форму. Для тканевого изделия идеально подойдёт цилиндрическая основа.

Определяясь с высотой и шириной, стоит позаботиться о том, чтобы основа не находилась слишком близко к лампочке.

  • Нужно вырезать из клейкой плёнки прямоугольник и лоскут из ткани, края которого больше на 5 см. Прикрепить плёнкой ткань к столу, лицевой стороной вниз.
  • Найти на ткани самый красивый узор, который должен быть на светильнике и с помощью линейки начертить углы и пунктирную линию.
  • Выровнять ткань и наклеить на неё плёнку.
  • С помощью скрепок-биндеров зафиксировать абажур на поверхности каркаса снизу и сверху.
  • Карандашом пометить края и сторону, которая будет сверху. Приклеить части абажура друг к другу, дать им просохнуть.
  • Перевернуть конструкцию, нанести на край клей и вставить кольцо из проволоки. Скрепить биндерами, дать просохнуть. Повторить процедуру на другом конце.
  • С краёв приклеить полоску из бумаги. После того, как она высохнет, сверху приклеить тканевую полоску. Сделать то же самое на шве сбоку светильника.

Тканевый абажур своими руками

Если делать маленькие треугольные надрезы на бумаге во время её приклеивания, она будет лучше сгибаться.

Существуют и другие идеи, как сделать светильник своими руками. Используя различные материалы и фурнитуру, можно создавать не менее впечатляющие декоративные абажуры из ниток, бумаги и других подручных средств.

Фотоколлаж

Чтобы сделать такой дизайнерский абажур-фоторамку, понадобятся:

  • каркас, как в предыдущем примере, или готовая купленная лампа с чистым белым абажуром;
  • несколько листов кальки;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • простой карандаш;
  • принтер (рекомендуется использовать струйный).

Выбрав самые любимые и красивые фотографии, с помощью фоторедакторов нужно сделать коллаж. Сколлажировать изображения можно, вырезав их из бумаги. Этот метод оставляет много пространства для творческой идеи: на светильник можно нанести любой декор, а не только фото: рисунок ребёнка, мотивирующий афоризм или карту любимой местности.

Настольная лампа-фотоколлаж своими руками

До того, как сделать светильник из фотографий, стоит проследить, чтобы высохла краска. Категорически не следует перегибать бумажные листы кальки, потому что место изгиба всегда будет бросаться в глаза.

Солнце из верёвок

Создать такой подвесной дизайнерский светильник намного проще, чем кажется. Необходимый инструментарий:

  • нитки;
  • клей (для обоев или ПВА);
  • вазелин;
  • воздушный шарик.

Изначально уже надутый шарик смазывают вазелином. Это необходимо для того, чтобы к нему не приставали нити. Нитки смачивают в клее и обматывают ими шар. После того, как изделие высыхает, его сдувают и убирают. Изготовление верёвочного солнца завершено.

Что нужно сделать, чтобы декор светильника был максимально успешным: во-первых, сначала стоит «набить руку» и сделать пару небольших светильников для пробы. Во-вторых, до наматывания ниток на шарике нужно отметить место, где не должно быть ниток. Через это отверстие будет извлекаться шарик, и вставляться лампочка.

Изготовление светильника

Осуществить декор светильника – половина дела. Главное – качественно выполненная работа без грустных последствий. Поэтому непременно надо учитывать такие факторы:

  1. Если подключается светильник, свисающий с потолка, место соединения проводов и самого изделия должно быть покрыто защитным колпаком.
  2. Если в процессе работы, лампочка сильно нагревается, окружающий её дизайнерский абажур не должен находиться слишком близко. Вот поэтому стоит использовать лампочки малого накаливания.
  3. Если изделие имеет большой вес, категорически запрещено вешать его на провода. Для этого специально предусмотрены специальные стержни, тросы или кронштейны для крепления на стенах или потолке.
  4. Для освещения комнаты с повышенной влажностью: ванной, сауны или бани лучше не реализовывать свои идеи по изготовлению светильника своими руками, а купить и установить специальное изделие, в котором присутствует защита от влаги.
  5. Во время монтажа светильника проводка должна быть изолирована, чтобы исключить вероятность травматизации мастера и его близких.

Своими руками. Видео

Как создать светодиодный светильник своими руками из подручных материалов, расскажет это видео.

Декор из бумаги, фотографий, ниток, ткани и любых других средств обладает своими преимуществами перед готовыми изделиями, купленными в магазине. При минимуме затрат и времени, декоративные светильники не только украшают жилье, но и подчёркивают неординарность своего владельца. Собственноручное моделирование осветительных приборов – это возможность реализовать свою креативность, украсить интерьер и сблизить родственников за совместной работой.