Теория

Гигиеническая ванна новорожденному ребенку. Техника проведения гигиенической ванны для грудного ребенка

Гигиеническая ванна новорожденному ребенку. Техника проведения гигиенической ванны для грудного ребенка

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Оснащени е: водный термометр, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку и 0,5% хлорамин.

Алгоритм действия:

1. Вымыть ванну щеткой мылом или чистящим средством, ополоснуть раствором хлорамина.

2. Закрыть форточки, около ванны поместить деревянную решетку.

3. Наполнить ванну сначала 1/3 холодной водой и на 2/3 – горячей.

4. Измерить температуру воды, опустив термометр в ванну (должна быть 37ºС).

5. Помогите больному раздеться и:

а). удобно расположиться в ванне так, чтобы вода доходила до мечевидного отростка.

б.) вымыться мочалкой с мылом (сначала голову, потом туловище) и вытереться.

в). выйти из ванны, переодеться в чистое белье.

Примечание

1. Продолжительность ванны 15-30 минут.

2. Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием больного, его внешним видом и пульсом.

3. Для приема гигиенического душа в ванну поставить табурет, на который будет садиться больной.

Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно, не менее 2 раз, обтирать.

Обтирание

Оснащение : перчатки, таз с теплой водой, рукавичка или ватный тампон, полотенце.

Алгоритм действия :

1. Вымойте руки, наденьте перчатки.

2. Смочите рукавичку или ватный тампон (можно воспользоваться концом полотенца) в теплой воде.

3. Оботрите последовательно грудь и живот пациента.

4. Затем насухо промокните кожу полотенцем. Особенно тщательно протрите и высушите складки кожи под молочными железами у женщин (особенно у тучных), подмышечные впадины.

5. Поверните пациента на бок и оботрите спину, делая при этом легкий массаж. Затем высушите.

6. Уложите удобно пациента, накройте одеялом.

7. Снимите перчатки, вымойте руки.

Запомните! Особенно тщательного ухода требуют естественные складки кожи и места возможного образования пролежней.

Гигиенический душ

Гигиенический душ – компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7-10 дней.

Оснащение : термометр для измерения температуры воздуха, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетка, 0,5% раствор хлорной извести.

Алгоритм действия:

1.Вымойте ванну;

2.Поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

3.Включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

4.Помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Занятие №7. Уход за лихорадящими больными.

Цели занятия:

Студент должен знать:

· Физиологические механизмы поддержания температуры внутренней среды организма;

· Виды медицинских термометров; устройство ртутного термометра;

· Правила хранения термометров;

· Правила пользования термометром;

· Способы обработки термометров после их использования;

· Области тела, используемые для измерения температуры;

· Виды температур, показания к их регистрации;

· Время измерения температуры тела, суточные колебания;

· Правила построения температурной кривой;

· Лихорадка: понятие, виды;

· Периоды лихорадки;

· Клинические проявления в 1-м, 2-м, 3-м периодах лихорадки;

· Особенности ухода за больными на разных периодах лихорадки;

Студент должен уметь:

· Измерить температуру тела;

· Регистрировать результаты измерения температуры в температурном листе;

· Оказывать помощь пациенту в 1-м, 2-м и 3-м периодах лихорадки;

· Обработать термометры после использования;

Этико-деонтологический аспект темы. Если у вас возникают сомнения в правдивости пациента в отношении его температуры, повторите измерение температуры в своем присутствии, ссылаясь на возможную неисправность термометра.

Меры предосторожности . При работе с термометром мел-сестра может нечаянно его разбить. Пары ртути опасны для здоровья человека. Попросите пациентов выйти из помещения. Соберите ртуть и поместите ее в герметически закрытый сосуд, после чего вымойте руки.

Терморегуляция

Терморегуляцией называют совокупность процессов регуляции теплообразования и теплоотдачи. Поддержание определенного равновесия между этими процессами обеспечивает у здорового человека относительно постоянную температуру тела.

Теплообразование осуществляется за счет окислительных процессов в мышцах и внутренних органах: чем выше интенсивность метаболизма, тем оно больше.

Теплоотдача осуществляется путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения (потоотделение).

При повышении температуры окружающей среды кровеносные сосуды кожи расширяются, увеличивается ее теплопроводность и теплоизлучение, усиливается потоотделение, что приводит к повышению теплоотдачи и предотвращает перегревание.

При снижении температуры окружающей среды уменьшается теплоотдача за счет уменьшения теплопроводности кожи и сужения ее кровеносных сосудов, повышается теплопродукция вследствие усиления сократительной активности скелетных мышц (мышечная дрожь), что предотвращает снижение температуры тела и переохлаждение.

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия:

Оснащение:

Подготовка к манипуляции:

Примечание:

Выполнение манипуляции:

Завершение манипуляции:

4. Вымыть, осушить руки.

ТЕХНИКА КОНТРОЛЬНОГО ВЗВЕШИВАНИЯ

Обязательное условие: Контрольное кормление проводить в спокойной обстановке.

Оснащение: Чашечные весы, история развития ребенка ф.112, контейнер для отходов класса «В», ветошь для обработки весов, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход процедуры, получить информированное согласие.

2. Установить весы на неподвижную тумбочку.

3. Чашу весов обработать дезинфицирующим раствором, постелить пелёнку.

4. Уравновесить весы (установив гири на отметку «О») при помощи гирь противовеса при открытом затворе.

5. Закрыть затвор.

Выполнение манипуляции:

1. Положить ребёнка на чашу весов головой на широкую часть.

2. Открыть затвор, взвесить ребёнка в одежде, передвигая гири вправо.

3. Зафиксировать в Ф.112-(вес № 1).

4. Закрыть затвор. Снять ребёнка с весов.

5. Маме кормить ребёнка 20-30 минут.

6. Взвесить ребёнка в этой же одежде.

7. Вес № 2 - зафиксировать в ф.112. Разница в весе № 2 и № 1 – количество высосанного молока.

Завершение манипуляции:

1. Сравнить количество высосанного молока с возрастной нормой.

2. Обработать весы дезинфицирующим раствором, снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Примечание:

Если во время кормления ребенок помочился и оправился, пелёнку не менять, взвесить пелёнку или подгузник;

Объяснить маме, что контрольное кормление в течение суток проводиться несколько раз (не менее 3-х).

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ВАННЫ НОВОРОЖДЕННОМУ РЕБЕНКУ

В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Обязательные условия: не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22-24 гр.

Оснащение: Детская ванночка для купания, кувшин, 2 кастрюли с кипяченой холодной и горячей водой, водный термометр, детское мыло, ветошь, флакон с 5% раствором перманганата калия, стерильное растительное масло, мешок для грязного белья, большое махровое полотенце, чистый набор для пеленания.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход и цель процедуры, получить согласие.

2. Помыть ванночку горячей водой с мылом, ополоснуть ее кипятком, поставить в устойчивое положение.

3. Положить на дно ванны пеленку, сложенную в несколько раз.

4. Наполнить ванночку водой температуры 37-38°С.

5. Набрать воду в кувшин для ополаскивания (Т 36,5 - 37,0°С).

6. Провести санитарную обработку рук.

Примечание: Определить температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Выполнение манипуляции:

1. Взять ребенка так, чтобы голова и туловище пациента находилась на левом предплечье, а затем погрузить все тело ребенка до линии сосков.

2. Левой рукой поддерживать голову ребенка над поверхностью воды.

3. Помыть голову детским мылом.

4. Помыть все тело, используя ветошь (особенно тщательно промывать складки на шее, в подмышечных и паховых областях, между ягодицами).

5. Перевернуть ребенка кверху спиной.

6. Облить чистой водой из кувшина (за время купания вода для ополаскивания остывает до 34-35°С).

Завершение манипуляции:

1. Завернуть ребенка в мягкую теплую пеленку (махровое полотенце) и обсушить промокательными движениями.

2. Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом.

3. Одеть ребенка, запеленать и уложить в кроватку.

4. Вымыть, осушить руки.

Цель: профилактическая: профилактика заболеваний кожи

Показания: ежедневное купание здорового ребёнка.

Противопоказания: острые заболевания ребенка, гнойничковые заболевания кожи.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка,

Техника безопасности:

Не оставлять ребенка без присмотра,

Устойчивое положение детской ванны для купания

Температура воды не должна быть выше 38,5 0 С

Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 0 С

Уровень воды в ванне должен доходить примерно до мечевидного отростка грудины ребёнка.

Не мыть лицо ребенка водой из ванны.

Мыть ребенка с мылом необходимо не чаще 1 раза в неделю.

Купать ребенка первого месяца жизни необходимо в кипяченой воде.

Продолжительность купания не более 5-10 минут.

Купание ребёнка лучше осуществлять вдвоём.

Подготовка пациента:

Раздеть ребёнка в кровати

При необходимости подмыть ребёнка

Оснащение:

Детская ванна для купания ребёнка

Водный термометр

Махровая рукавичка или мягкая тряпочка или губка

Детское мыло, детский шампунь

Чистая пелёнка или подставка в ванну

Фланелевая пеленка или мягкое полотенце

Комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья: подгузник (памперс), ползунки, распашонки, кофточка

- Ёмкость со стерильным вазелиновым или растительным маслом

Стерильные ватные шарики и стерильный пинцет в крафт-пакете или биксе.

Лоток для сброса, использованных шариков материала

- Ёмкость для сброса, использованного белья.

- Ёмкость с дез раствором и чистая ветошь, ёмкость для сброса ветоши.

- Ёмкость для сброса, использованной рукавички (мягкой тряпочки или губки).

Последовательность действий:

Получите согласие родителей ребёнка на проведение манипуляции.

  1. Приготовьте на пеленальном столе, (обработанном ветошью, смоченной дез. раствором), комплект для пеленания или комплект чистого нательного белья
  2. Вымойте ванну горячей водой.
  3. Наполните ванну сначала холодной водой, затем горячей.
  4. Измерьте водяным термометром температуру воды в ванне (38-38,5 о С).
  5. Наполните кувшин водой на 1 о С ниже, чем вода в ванной и поставьте его рядом с ванной
  6. Постелите на дно ванны чистую пеленку или специальную подставку
  7. Осторожно погрузите ребенка в ванну, придерживая левой рукой голову и плечи, так, чтобы вода в ванне доходила до мечевидного отростка грудины ребёнка.
  8. Вымойте ребенка правой рукой с помощью махровой рукавички (тряпочки или губки), начиная с волосистой части головы. Сбросьте использованную рукавичку (тряпочку или губку) в специальную ёмкость для их сброса.
  9. Выньте ребенка из ванны двумя руками, таким образом, чтобы его лицо было обращено к вам, ладонями обхватите грудную клетку ребёнка в области подмышечных впадин, фиксируя пальцами его спину и заднюю поверхность шеи.
  10. Положите ребёнка к себе на левое предплечье, лицом вниз.
  11. Возьмите кувшин правой рукой и облейте ребенка чистой водой. Верните кувшин на прежнее место.
  12. Возьмите правой рукой чистую фланелевую пеленку (полотенце) и накройте ею ребенка
  13. Просушите кожу ребенка осторожными промокательными движениями.
  14. Перенесите ребёнка на пеленальный стол, снимите с него мокрую фланелевую пеленку (полотенце) и сбросьте пеленку (полотенце) в ёмкость, для сброса, использованного белья
  15. Обработайте естественные кожные складки, согласно алгоритму
  16. Запеленайте ребёнка согласно алгоритму или оденьте его.
  17. Дайте попить ребёнку.
  18. Положите ребёнка в кровать, на бок.

Примечание:

  1. После проведения гигиенической ванны в детском учреждении детскую ванну для купания дезинфицируют.

Манипуляция №14

Техника измерения температуры тела у детей различного возраста.

Графическая запись

Цель: диагностическая.

Показания: измерить температуру тела по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребенка, чувство тревоги и страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра, проверить целостность термометра.

Подготовка пациента:

Оснащение:

  • Медицинский термометр
  • Лоток с дез. раствором
  • Температурный лист, ручка.

Последовательность действий:

1. Просушить кожу в месте постановки термометра (детям старшего возраста термометр ставить в подмышечную впадину, малышам – в паховую).

2. Стряхнуть ртутный столбик, если он выше 35°С.

3. Поместить ртутный резервуар термометра в подмышечную (паховую) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельём.

4. Фиксировать руку (плечо прижать к грудной клетке) или ногу ребёнка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе)

5. Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания.

6. Зафиксировать температуру в температурном листе (каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2°С. Точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки)

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар.

8. Полностью погрузить термометр в лоток с дез.раствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дез.раствора)

9. Вынуть термометр из дез.раствора, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой.

10. Поместить термометр в футляр или в стеклянную банку, на дно которой уложена вата.

Примечание.

  1. Возможно измерение температуры в прямой кишке (по показаниям). Перед этим ребёнку предварительно ставят очистительную клизму. Ребенка укладывают на бок, левой рукой раздвигают ягодицы, а правой вводят в прямую кишку смазанный вазелином ртутный резервуар на глубину 2 сантиметра. Затем ягодицы ребенка сжимают и удерживают в течение 5 минут. Нужно помнить, что температура в прямой кишке на 0,5 градуса выше, чем в подмышечной впадине. Противопоказаниями являются заболевания прямой кишки, запоры, поносы.
  2. В стационаре измерение температуры проводят два раза в день: в 7-8 утра и в 17-18 вечера. По показаниям иногда температуру измеряют каждые 2-3 часа.
  3. В домашних условиях можно измерять температуру тела пероральным и внутриушным электронными термометрами, не забывая их обрабатывать. Желательно, чтобы такой термометр был индивидуальным.
  4. Без особой необходимости нельзя будить ребёнка в утренние часы или в другое время суток, чтобы измерить у него температуру.
  5. Не следует обсуждать результаты термометрии в присутствии детей дошкольного и школьного возраста.
  6. Не рекомендуется измерять температуру у детей через короткое время после психоэмоционального возбуждения, приёма пищи, значительных мышечных нагрузок, физиотерапевтических процедур.

Манипуляция № 15

Определение частоты дыхательных движений,

Измерение артериального давления.

Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания: согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента: успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1: 2,5-3

у более старших 1: 3,5-4

у взрослых 1: 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

  • II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).
  • II.3. Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
  • III. Организация проведения технического освидетельствования
  • Цель:

    Соблюдение гигиены тела;

    Обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

    Формирование навыков чистоплотности;

    Закаливание ребенка.

    Показания:

    Правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

    Противопоказания:

    Повышение температуры тела;

    Заболевания ребёнка;

    Нарушение целостности кожных покровов.

    Оснащение:

    Ванночка для купания;

    Пеленка для ванны;

    Кувшин для воды;

    Водный термометр;

    Махровая или фланелевая рукавичка;

    Детское мыло

    Флакон с 5% раствором перманганата калия*;

    Большое махровое полотенце;

    Чистый набор для пеленания или одежда, распо­ложенные на пеленальном столике;

    Стерильное растительное масло или детский крем;

    Резиновые перчатки;

    Дезинфицирующий раствор, ветошь;

    Мешок для грязного белья.

    Обязательные условия:

    Первую гигиеническую ванну проводить после за­живления пупочной ранки;

    Не купать сразу после кормления;

    При купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

    Определять температуру воды для купания толь­ко с помощью термометра

    (не допускается определе­ние температуры воды путем погружения локтя в воду).

    Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

    Обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

    * вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды

    Этапы Обоснование
    Подготовка к манипуляции
    1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
    2. Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
    3. Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности проведения процедуры
    4. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки Обеспечение инфекционной безопасности
    5.Обработать внутреннюю поверх­ность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополос­нуть кипятком Обеспечение инфекционной безопасности
    6. Протереть пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и поло­жить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка
    7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на бо­ковые стенки ванночки) Создание комфортных условий Сохранение правильного поло­жения пеленки в ванночке
    8.Положить в ванну водный термо­метр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37 о C Примечание: а) при заполнении ванны водой че­редовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раство­ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды Профилактика ожогов у ребен­ка Обеспечение безопасности ребенка Исключение образования водя­ного пара в большом количестве
    9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кув­шине остывает на 1-2" С и обес­печивает закаливающий эффект
    10.Раздеть ребенка (при необходи­мости подмыть под проточной во­дой) Подготовка ребенка к процеду­ре
    11.Сбросить одежду в мешок для гряз­ного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды
    Выполнение манипуляции
    1. Взять ребенка на руки, поддержи­вая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра Наиболее удобная фиксация ребенка
    2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, за­тем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии со­сков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продол­жая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребен­ка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ре­бенка Наиболее удобная фиксация ма­лыша при проведении процеду­ры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка
    3. Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намы­лить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затыл­ку) – шея – туловище – конечнос­ти (особенно тщательно промыть ес­тественные складки кожи). Послед­ними обмыть половые органы и межъягодичную область Исключение травмирования кожи Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса ин­фекции из наиболее загрязнен­ных участков кожи на другие ее поверхности
    4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кув­шина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника Достижение инфекционной бе­зопасности Уменьшение вероятности попа­дания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта
    5.Накинув полотенце, положить ре­бенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промо­кательными движени-ями Предупреждение переохлажде­ния Обеспечение безопасности ре­бенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка
    Завершение манипуляции
    1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой Предупреждение появления оп­релостей
    2. Одеть ребенка и уложить в кро­ватку Обеспечение комфортного со­стояния
    3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обя­зательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполос­нуть ее Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

    Примечание: - первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;


    В первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

    Продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

    Мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

    Гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

    Предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

    Температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

    При необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

    Первое купание новорожденного ребенка в ванночке следует проводить после отпадения остатка пуповины и заживления пупочной ранки. Обычно, это происходит на 2-ой неделе жизни. Для купания ребенка Вам понадобятся: ванночка (лучше эмалированная, но можно и пластмассовую), детское мыло, мягкая губка, водяной термометр, кувшин или другая емкость с теплой водой для ополаскивания ребенка, пеленка и полотенце.

    Частота купания детей:

    В течение первых 6-ти месяцев - ежедневно;
    - с 6 мес до 1,5 лет - через день;
    - до 3-х лет - 2 раза в неделю;
    - старше 3-х лет - не реже 1-го раза в неделю.

    Температура воды в ванной:

    В течении первого месяца жизни - 37,5-37 0 С. При этом, новорожденного купают в кипяченой воде, которую остужают до нужной температуры.
    - до 6 мес.- 36,5-37 С;
    - с 6 мес. до 12 мес. 36,0-36,5 С.

    Продолжительность принятия ванны:

    До 12 месяцев - 5-10 минут
    - с 12 месяцев до 2-х лет - 8-10 минут
    - после 2-х лет - 10-15 минут

    Продолжительность ванны наращивают постепенно, начинают от нескольких минут и с каждым последующим приемом увеличивают время.

    Поэтапность процедуры:

    1. Перед купанием ванночку тщательно промывают с мылом и щеткой, затем ополаскивают горячей водой;

    2. Положение ребенка в ванной. Голову и верхнюю часть туловища поддерживают одной рукой, другой рукой фиксируют ягодицы и бедра. Поддерживая ноги ребенка, его осторожно помещают в воду.

    В этом положении обеспечивается наибольшее расслабление мышц ребенка. Для купания так же можно использовать специальную подставку. До 6 месяцев, положение ребенка в ванне - лежа. Так,чтобы голова была несколько выше туловища (вода не должна попадать в наружные слуховые проходы). Для этого нужно придерживать голову ребенка на своей руке. Вода должна быть на уровне сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой. После 6 месяцев - дети могут сидеть в ванночке, свободно, без напряжения, погруженные до уровня сосков.

    3. Итак, одной рукой поддерживают голову и спинку ребенка, другой намыливают шею, туловище, ягодицы. Особое внимание уделите складкам в области шеи, в локтевых сгибах, паховой области, за ушами, под коленными сгибами и между ягодицами;

    4. Затем ребенка приподнимают над водой, поворачивают спинкой кверху и обливают чистой водой из отдельной посуды;

    5. В согретую пеленку заворачивают ребенка и легкими промокательными движениями обсушивают кожу ребенка;

    7. Запеленать (или одеть) ребенка и уложить в кроватку.

    Следует помнить, что:

    Ванну проводят в определенные, желательно в одни и те же, часы. Не раньше чем через час после кормления или за 40-45 мин до него, а так же за 1-1,5 часа до сна;

    После ванны ребенку необходим отдых в течение 20-30 минут;

    Мыло при купании новорожденного используют не чаще 2 раз в неделю.

    Возможные проблемы:

    У некоторых детей ежедневные купания могут вызвать раздражение кожи (особенно если жесткая вода).
    Рекомендации: искупать ребенка с добавлением крахмала - 100-150 гр крахмала развести теплой водой и влить в ванную полученную взвесь;

    Иногда после частого мытья с мылом волосы становятся сухими.
    Рекомендации: смазать волосы после купания растительным маслом. После обработки маслом волосы протирают сухи ватным тампоном;

    Если на коже малыша появились элементы потницы.
    Рекомендации: в ванну добавить настой череды или ромашки. Для приготовления настоя берется 1 столовая ложка травы на стакан воды (200 мл) - настаивать 10 минут.