Теория

Паровоз на воде сканворд. Как работает паровоз? Поршень, приводимый в движение паром

Паровоз на воде сканворд. Как работает паровоз? Поршень, приводимый в движение паром

  • Традиция Хоронить невест заживо. Невеста "Неизвестная" или почему на РУСИ оплакивали невест.

    Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в действительности эти гулянья - лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся "Красным Столом". Первая его часть забыта - "Черный Стол" - почти полностью
    . В древности, согласно правилам "Черного Стола", невеста должна была ехать на обряд освещения семейного союза не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны. Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века. Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.

    Договориться с покойными.

    Представления о невесте как о лиминальном (от латинского Limen, Liminis - порог, врата) существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов. Речь идет о рудиментах так называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью которых человек менял свой экзистенциальный статус: рождение - совершеннолетие - брак и смерть (число стадий у разных народов варьировалось. Все эти обряды объединяло одно: они были нужны для удачного контакта с миром мертвых. Так, родившийся младенец в архаическую эпоху воспринимался как существо, пришедшее из мира духов, и нужен был обряд, который разорвал бы его связь с мертвым царством. В противном случае, мертвецы могли причинить через него значительный вред живым. Во время похорон, напротив, было важно, чтобы мертвец навсегда ушел к предкам и не мучил родных своими страшными визитами.

    Но рождение и смерть - это ситуации на границах жизненного цикла, требующие однозначного разделения двух миров. С превращением подростков во взрослых членов племени (совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) - ситуация была более сложная. Дело в том, что представление о духах в ранних обществах всегда амбивалентно: мертвые могут быть одновременно и добры, и злы к живым. Поэтому покойников не только боялись, но и почитали как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта. В частности, считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

    Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных первобытных народов до сих пор считается, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему. Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно умереть, чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу и не став оборотнем. Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы.

    В реальности инициируемый уходил в установленные места, где, как считалось, был возможен контакт с иной реальностью. Там он проводил некоторое время, от нескольких дней до трех месяцев, пока жрецы и шаманы совершали над ним соответствующие обряды и передавали знания, доступные только взрослым членам племени. Ощущение реальности контакта с другим миром, надо полагать, было полным: участники ритуала принимали галлюциногены, входили в транс и забывались в священных танцах. Все это время инициируемый считался живым мертвецом и реальным источником опасности для своих живых соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием христианства - обычно до венчания.

    Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой происходит что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности, которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

    Живые мертвецы.

    По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет - цвет снега и смерти у славян), в других - черные (влияние христианского представления о скорби. В архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: "за три Леса, три Горы и три Реки", то есть в обитель нежити. По крайней мере, так расшифровывает эту формулу Владимир пропп (1895-1970) в своей знаменитой книге "Исторические Корни Волшебной Сказки". Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

    Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово "Невеста" значит "неизвестная" (от "не ведать"), то есть обезличенная, как все покойники.

    Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими "Умершими" дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах рязанской и псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей - прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

    В Рязани невест до сих пор "Русалками называют". Сейчас это метафора, а раньше - нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

    В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды - чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки (мальчишников, кстати, тогда не было.

    Баня всегда считалась самым "Нечистым" местом в деревне или во дворе, кому надо пообщаться с бесами - пожалуйте сюда. Связь очевидна с миром мертвых здесь вполне.

    Замуж за медведя.

    Жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены племени, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях центральной России. Так, в смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли "Волком", а во владимирской - "медведем". Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было "Превратиться" в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

    Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

    Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом.

    В нижегородской губернии "Охранницы" прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда - заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. в архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное ещё в египетской книге мертвых описывалось. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

    Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. В случае если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой - брак не будет крепким.

    Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха.
    Это те, кого пропп называет "Волшебными Помощниками", вроде конька - горбунка. Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты. Отсюда огромное количество свадебных оберегов - более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце - вышитый красным рушник.

    Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
    После благословения родителей невесты свадебный поезд. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник - оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых.

    В костромской и ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

    Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли в дом к жениху.

    Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах. В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка - головной убор замужних женщин.

    После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза "Официально" закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек - и нет. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

    Совсем не страшно.

    За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда окончательно забылся. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром. Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.

    Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в загсе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно в невестин букет превратился. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять. Плакать невесте теперь тоже незачем. Можно разве что с утра перед приездом жениха всплакнуть. Вместо кладбища новобрачные теперь к вечному огню или памятникам заезжают. Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами - это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги. Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией. И ищут её теперь не родственники, а молодой муж - так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит. (c) Павел котов.

    Кто покупает платье невесте на свадьбу по традиции. Традиции и обычаи

    Традиционно обряд бракосочетания и обязательного венчания предусматривал то, что жених способен не только организовать и оплатить празднование торжества, но и содержать семью, заботиться о ней. Однако платье на свадьбу невеста себе шила самостоятельно. Оно расшивалось лентами и бусинками. Что примечательно свадебное платье было красного цвета.

    Жених накануне дня торжества присылал своей невесте венчальную шкатулку. В ней были цветы из воска, которыми украшалась причёска, фата, свечи для обряда венчания, украшения, обручальные кольца.

    Только Екатерина II первая надела на церемонию бракосочетания светлое платье и тем самым привнесла новую моду на подвенечные платья.

    Не смотря на то, что сейчас нет определённых канонов в выборе цвета для наряда невесты, большинство девушек придерживаются традиционного белого цвета. Ведь белый цвет символизирует чистоту и невинность.

    Существовала примета: если невеста получала платье от своей матери, то она в дальнейшем будет очень счастлива в браке.

    Традиция Хоронить в свадебном платье православие. Почему молодых девушек провожают в последний путь в белом платье?

    Если умирает молодая девушка, то ее принято хоронить в свадебном платье. Узнайте, откуда пошла такая традиция и почему наши предки облачали незамужних в белые наряды.

    Красивое белое платье вызывает, скорее, светлые ассоциации: ведь мы чаще всего представляем невесту, облаченную в новый наряд. Однако подвенечное платье одевают не только будущие жены, оно также предназначается девушкам, которым уже не суждено вступить в брак. Почему же свадебное белое платье традиционно является нарядом для юной покойной?

    Корни таких обрядов уходят далеко в прошлое. Раньше люди верили, что если парень или девушка уйдут из жизни, не успев соединиться узами брака, их душам суждено вечно скитаться неуспокоенными, между загробным миром и миром живых. Такие души, как и души самоубийц или некрещеных, могли нанести серьезный вред живущим. И для того, чтобы этого не произошло, славяне проводили стилизацию похорон под свадьбу.

    «Мертвая свадьба»

    Чтобы похороны действительно походили на свадьбу, выбирался парень, который брал на себя роль жениха: его облачали в торжественный наряд и в процессии он занимал место около гроба молодой девушки. Если такого парня не было, то для организации таких похорон люди использовали обычный камень или фруктовое дерево, на которое одевали шляпу.

    Сама девушка была облачена в белое платье и светлые сапожки. Для проводов девушки специально плели венки. Один венок предназначался покойной (сейчас используется фата или вуаль), а второй – юноше-жениху. Как только гроб опускался в могилу, венок «жениха» кидали на него либо весили на крест.

    Часто на похоронах молодой девушки звучала не траурная, а веселая музыка, люди водили хороводы и пекли каравай, угощая им всех присутствующих.

    Другие объяснения

    Конечно, поверье о неуспокоенных душах было далеко не единственной причиной, по которой незамужнюю провожали в последний путь в свадебном платье.

    • Считалось, что если молодые должны были пожениться, но не успели, так как погибли, похороны в свадебных нарядах должны были соединить их души на небесах.
    • Белый цвет всегда являлся символом чистоты и непорочности. И так как до свадьбы считалось, что девушка не познала настоящей любви, она становилась невестой Христа.
    • Каждая девушка мечтала выйти замуж. И, облачая молодую в подвенечный наряд, родители как бы воплощали несбывшуюся мечту их дочери.

    Эта самые распространенные объяснения данной традиции. Конечно, сегодня люди на похоронах незамужней девушки не выбирают жениха и не водят хороводы, но зато по-прежнему облачают молодую в свадебное платье.

    Обряд невесты в гробу. Мертвые невесты. Эхо забытых обрядов.

    Что такое свадьба? И все, наверняка ответят, что это гулянка в несколько дней после регистрации, венчания молодой пары. И будут правы лишь наполовину. Гулянка – это второй акт, «красный стол». А первый акт свадебного обряда назывался – «черный стол». И о нем мы сегодня знаем практически только из сказок. Ведь предупреждали нас: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Все мы слышали, все читали, да не все правду распознали.
    А ведь по русскому обычаю невеста ехала на свадьбу в том, в чем её должны были похоронить. Да это и были её похороны, но похороны ритуальные. Ещё в начале прошлого века можно было встретить в деревнях более детальное соблюдение ритуала. Да и сейчас иной раз чувствуется отголоски печали среди свадебного веселья.

    О покойниках и их влиянии на живых

    Обряды посвящения для перехода человека из одного социального статуса в другой, зародились ещё в доклассовом обществе. Каждый этап жизни: рождение, совершеннолетие, брак, смерть - сопровождался обрядом, который обозначал «смерть» человека в одном статусе и «рождение» его в другом статусе. Обряды были нужны для контакта с миром мертвых. Ведь родившийся младенец в представлении древних приходил из мира духов, а умерший – уходил в мир духов. И если в первом случае нужно было, чтобы духи оставили малыша и не вредили через него живым, то во втором - чтобы покойник ушел в мир духов и не тревожил родных визитами.
    Рождение и смерть - пограничные мира живых и мира мертвых, однозначно требовали разделения двух миров. А вот переход из статуса детей в статус взрослых – вопрос сложней. В представлении древних - мертвые могли быть и добрыми, и злыми к живым. Их не только боялись, но и почитали потому, что только умершие предки могли дать знания необходимые, чтобы человек стал взрослым. И за знаниями юношам нужно было идти в загробный мир. Это не было аллегорией, первобытные народы и сегодня считают, что во время обряда человек действительно умирает. Чтобы покойные предки приняли тебя за своего, нужно было убедительно умереть, а потом ещё и правильно вернуться к жизни, в мир живых, не став при этом зомби или оборотнем. Именно это должны были гарантировать все действия ритуала и надлежащие обереги.
    На практике посвящаемого отводили в священное место, где жрецы или шаманы, в течение определенного времени, совершая определенные обряды, передавали знания необходимые взрослому. Для эффективности воздействия применялись галлюциногены, транс, священные танцы. Испытуемый все время обряда был источником опасности для живых сородичей, как и реальный мертвец. Для невесты обряд начинался с обручения и оканчивался в первую брачную ночь, с приходом христианства – венчанием.
    Изначальный смысл действий был забыт уже сотни лет назад. В точных деталях не воспроизводился весь обряд, но… мрачные тени ещё можно было уловить в крестьянских свадьбах наших бабушек и прабабушек.

    Видео Хоронят заживо

    Самосожжение (или сати) - ритуал, который когда-то был широко распространён в Индии. Безутешная вдова (добровольно!) укладывалась рядом с телом своего умершего супруга на приготовленное для сожжения погребальное ложе и сгорала вместе с ним заживо.

    Ритуал сати просуществовал в Индии несколько столетий, пока в 1829 году оккупировавшие страну британцы не объявили его вне закона. Правда, это не очень помогло - самосожжения продолжаются по сей день. Хотя их запрещали ещё, как минимум, дважды - в 1956 и 1981-ом годах.

    Нетрудно догадаться, что вдовы нередко передумывали, как только огонь до них добирался, и пытались выпрыгнуть из пекла. Такое поведение рассматривалось как самое страшное бесчестие, поэтому наблюдавшие за церемонией друзья и родные покойного считали своим святым долгом загнать вдову обратно в огонь. Для этого использовались специально припасённые бамбуковые палки. А когда палками решить проблему не удавалось, женщин связывали.

    В 18-м веке произошёл инцидент, когда вдова выскочила из пламени и окунулась в речку, на берегу которой проходила церемония. Её выловили и бросили обратно, предварительно переломав для верности руки и ноги.

    Когда-то давно индийские вдовы находились у самого основания социальной лестницы. Всё, что было связано с вдовой, считалось нечистым - от прикосновения и голоса до самого присутствия бедной женщины. Вдов избегали и презирали, так что сразу после смерти жизнь женщины превращалась в настоящий ад. Видимо, считалось, что горя от потери близкого человека недостаточно.

    Традиция Хоронить в белых тапочках. Нужны ли покойнику белые тапочки?

    ТРАДИЦИИ. Настали святки - гадайте… в баньке

    У меня с соседкой вышел спор. Она утверждает, что после похорон в квартире умершего нужно обязательно сделать ремонт. Так ли это?
    Антонина П а н т е л е е в а, Каменка

    ТРАДИЦИЯ хоронить усопших существует у всех народов. Главными распорядителями печальной церемонии всегда считались священнослужители. Но с течением времени многие погребальные обряды покрывались бытовой коростой и первоначальный смысл церемонии утрачивался. Более того, сегодня мало кто знает православные каноны погребения.

    Кое-где укоренилась неверная традиция - омовение покойного осуществляют все, кто угодно, кроме родственников. На самом деле эта церемония - удел самых близких: родителей, детей, родных братьев и сестер. Второе: икону ставят в изголовье гроба, а положено - перед лицом усопшего. Третье: подушечку под голову набивают простыми опилками. Согласно же канонам православия ее положено готовить заранее: наполнять освященными в храме веточками вербы и березы в дни православных праздников - в Вербное воскресенье и на Троицу.

    Далее - все привыкли ставить свечу только в изголовье покойника. Это неправильно. Православный обряд диктует ставить свечи крестообразно, то есть с каждой стороны гроба, что и символизирует переход из темного жития в страну света и блаженства.

    Частенько даже священники нарушают каноны и кладут в гроб с усопшим маленький пузырек с елеем. Это лишнее. А вот зеркала в доме покойника действительно нужно закрывать - чтобы не рассеивать скорбь.

    У многих возникает вопрос: можно ли мыть и подметать пол в квартире умершего. Оказывается, можно. Все запреты являются обычным суеверием. Точно так же заблуждением считается и обязательное проведение ремонта после похорон.

    Существует заблуждение и по поводу одежды, в которой усопшего отправляют в последний путь. Оказывается, цвет и фасон костюма или платья не играет никакой роли. Да и белые тапочки - это также из области суеверий. Не имеет большого значения и набор блюд на поминальном обеде: вполне достаточно два первых, два вторых и обязательно кисель и булочка.

    Православные каноны предписывают попросить у усопшего прощения и самому простить ему все обиды.

    Патриарх всея Руси Алексий II сказал по поводу погребения следующее: "Не считается грехом, если покойного не положили в гроб, равно как если родственники не устроили поминки. Главное, провести обряд с молитвой и чистыми помыслами в сердце".


  • Мне много раз приходилось отвечать на вопрос, почему невеста надевает белое платье, и почему на Руси белые свадебные одежды считались цветом траура. Почему невесты плакали, прощаясь с отчим домом, и что означало покрывало на волосах, оно же венчальная фата. А тут в этой статье даже сам термин "невеста" хорошо объясняется - как "неведающая". Состояние перехода из одного облика в другой - статья нынешнего времени Перехода - Самайнского времени...
    Ну и здорово объяснялось, почему предсвадебный девичник имел место в истории, а мальчишник (пьянка с дружками и голой негритянкой - от авт) - образование последнего времени.
    Спасибо, сохраню этот текст на память.

    Оригинал взят у tigra_olga в Зачем умирают невесты

    От Ольга_Тигра: как-то сразу переосмысливаешь все русские сказки!)))

    Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в действительности эти гулянья — лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «красным столом». Первая его часть — «черный стол» — почти полностью забыта. В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна была ехать на обряд освещения семейного союза не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны. Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века. Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.

    Договориться с покойными

    Представления о невесте как о лиминальном (от латинского limen, liminis — порог, врата) существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов. Речь идет о рудиментах так называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью которых человек менял свой экзистенциальный статус: рождение — совершеннолетие — брак и смерть (число стадий у разных народов варьировалось). Все эти обряды объединяло одно: они были нужны для удачного контакта с миром мертвых. Так, родившийся младенец в архаическую эпоху воспринимался как существо, пришедшее из мира духов, и нужен был обряд, который разорвал бы его связь с мертвым царством. В противном случае, мертвецы могли причинить через него значительный вред живым. Во время похорон, напротив, было важно, чтобы мертвец навсегда ушел к предкам и не мучил родных своими страшными визитами.

    Но рождение и смерть — это ситуации на границах жизненного цикла, требующие однозначного разделения двух миров. С превращением подростков во взрослых членов племени (совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) — ситуация была более сложная. Дело в том, что представление о духах в ранних обществах всегда амбивалентно: мертвые могут быть одновременно и добры, и злы к живым. Поэтому покойников не только боялись, но и почитали как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта. В частности, считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

    Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных первобытных народов до сих пор считается, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему. Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно умереть, чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу и не став оборотнем. Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы.

    Зачем умирают невесты

    В реальности инициируемый уходил в установленные места, где, как считалось, был возможен контакт с иной реальностью. Там он проводил некоторое время, от нескольких дней до трех месяцев, пока жрецы и шаманы совершали над ним соответствующие обряды и передавали знания, доступные только взрослым членам племени. Ощущение реальности контакта с другим миром, надо полагать, было полным: участники ритуала принимали галлюциногены, входили в транс и забывались в священных танцах. Все это время инициируемый считался живым мертвецом и реальным источником опасности для своих живых соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием христианства — обычно до венчания).

    Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой происходит что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности, которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

    Живые мертвецы

    По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. По крайней мере, так расшифровывает эту формулу Владимир Пропп (1895-1970) в своей знаменитой книге «Исторические корни волшебной сказки». Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

    Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы,
    им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

    Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

    В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

    В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки (мальчишников, кстати, тогда не было).

    Зачем умирают невесты

    Алексей Корзухин (1835-1894). «Девичник» (1889).

    Баня всегда считалась самым «нечистым» местом в деревне или во дворе, кому надо пообщаться с бесами — пожалуйте сюда. Связь с миром мертвых здесь вполне очевидна

    Замуж за медведя

    Жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены племени, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

    Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

    Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом.

    В Нижегородской губернии «охранницы» прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т.?п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

    Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

    Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха).
    Это те, кого Пропп называет «волшебными помощниками», вроде Конька-Горбунка. Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник.

    Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
    После благословения родителей невесты свадебный поезд. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых.

    В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

    Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли в дом к жениху.

    Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах. В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка — головной убор замужних женщин.

    После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

    Совсем не страшно

    За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром. Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.

    Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно превратился в невестин букет. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять. Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть можно разве что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища новобрачные теперь заезжают к вечному огню или памятникам. Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами — это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги. Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией. И ищут её теперь не родственники, а молодой муж — так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит.

    Изображение паровоза кликабельно

    Паровоз использует энергию пара высокого давления. Этот перегретый пар толкает ряд поршней, которые с помощью соединительных тяг (рисунок ниже) заставляют вращаться колеса. Относительная простота конструкции и надежность паровоза сделали его самым популярным средством передвижения со времени появления первых локомотивов в начале 1800-х годов и до конца второй мировой войны.

    Хотя паровозы и сейчас широко используются в Индии и Китае. Однако их главным недостатком является низкий коэффициент полезного действия: даже в лучших паровозах не более 6 процентов энергии, выделяющейся при сгорании угля, переходит в энергию движения.

    В современном паровом двигателе уголь на сгорание подается автоматически из тендера в топку. Где он и сгорает при температуре около 2550 градусов по Фаренгейту (что соответствует 1400°С). Холодная вода, запасы которой тоже хранятся в тендере, дважды нагревается в паровом котле и превращается в перегретый пар высокого давления. Этот пар, попадая затем в цилиндры, двигает поршни и заставляет крутиться колеса поезда. Часть пара, остывая, превращается снова в воду и возвращается в паровой котел. Остальной пар выбрасывается наружу через дымовую трубу.

    Сохранение тепла

    Пар, который отработал на поршнях, все еще горячий. В некоторых конструкциях паровозов часть отработанного пара используется для предварительного подогрева холодной воды - перед тем, как эта вода поступает в паровой котел.

    Увеличение температуры

    Теплая вода, находящаяся внутри водотрубного котла, проходит по трубам, окружающим топку, и превращается в пар. Затем этот пар по другим трубам проходит уже внутри топки.

    Поршень, приводимый в движение паром

    Открывается левый поршневой клапан, и пар под высоким давлением входит в цилиндр (как показано на (1) рисунке сверху). Пар заставляет поршень двигаться направо и поворачивает колесо (2.). Затем левый клапан закрывается. Открывается правый клапан, и свежий пар попадает на другую сторону поршня (3). Теперь под действием энергии пара поршень возвращается в первоначальное положение, заставляя колесо к этому времени проделать один оборот (4). Дальше все повторяется сначала.


    Union Pacific «Challenger»
    Паровоз - автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины.

    Паровозы являются одними из уникальных технических средств созданных человеком, они выполняли основной объём перевозок в XIX и первой половине XX века, сыграв существенную роль в подъёме экономики многих стран.

    Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций, в том числе и отличных от классической.

    Классификация паровозов

    По осевой формуле

    Описывает число бегунковых, движущих и поддерживающих осей. Методы записи осевых формул (типов), весьма разнообразны. В русской форме записи учитывают число каждого типа осей, в английской - каждого типа колёс, а в старогерманской учитывают только общее число осей и движущих. Так, осевая формула китайского паровоза QJ в русской записи будет 1-5-1, в английской - 2-10-2, а в старогерманской - 5/7. Помимо этого, за многими типами закрепились названия из американской классификации, например: 2-2-0 - «Америкен», 1-3-1 - «Прери», 1-4-1 - «Микадо», 1-5-0 - «Декапод».

    Бегунковые колёсные пары - свободные (то есть на них не передаются тяговые усилия от тяговых двигателей) колёсные пары, расположенные перед движущими колёсными парами. Служат для разгрузки передней части локомотива, а также для улучшения вписывания локомотива в кривые.
    По условиям вписывания в кривые, бегунковые оси должны иметь значительное отклонение от средней оси локомотива. Их помещают на поворотную тележку, способную перемещаться в поперечном направлении относительно рамы локомотива.

    Движущие колёсные пары - колёсные пары, на которые непосредственно передаются тяговые усилия от двигателей локомотива.

    Поддерживающие колёсные пары - служат для поддержки задней части локомотива и обеспечивают вписывание в кривые.


    По числу цилиндров паровой машины

    Наибольшее распространение получили двухцилиндровые (по одному цилиндру справа и слева) паровозы как более простые и надёжные по конструкции, однако многоцилиндровые имеют лучшие динамические показатели.

    У трёхцилиндровых паровозов 2 цилиндра расположены снаружи рамы, а третий между ними.

    У четырёхцилиндровых паровозов два цилиндра располагаются снаружи рамы, а остальные два могут располагаться либо между половинами рамы, либо снаружи, причём в этом случае 2 цилиндра с каждой стороны в свою очередь могут располагаться либо друг за другом:

    Либо друг над другом:

    На четырёхцилиндровых паровозах применялась машина типа компаунд:

    Компаунд-машина имеет два (или больше) рабочих цилиндра разного диаметра. Свежий пар из котла поступает в меньший цилиндр высокого давления. Отработав там (первое расширение), пар перепускается в больший низкого давления. Такая схема работы позволяет более полно использовать энергию пара и повысить коэффициент полезного действия двигателя.

    Принцип работы:

    Паровозная схема:

    ЦВД - цилиндр высокого давления.
    ЦНД - цилиндр низкого давления.


    По роду применяемого пара

    На насыщенном паре - получившийся после испарения воды пар сразу поступает в цилиндры. Такая схема применялась на первых паровозах, но была весьма неэкономичной и сильно ограничивала мощность.

    На перегретом паре - пар дополнительно нагревается в пароперегревателе до температуры свыше 300 °C, а затем поступает в цилиндры паровой машины. Такая схема позволяет получить значительную экономию в паре (до 1/3), а следовательно в топливе и воде, благодаря чему стала применяться на подавляющем большинстве выпускавшихся мощных паровозов.

    Пароперегреватель представляет собой систему трубчатых каналов, проходящих через топку (см. в разделе «котлы»).

    Схема паровоза

    Специальный вагон прицепляемый к паровозу, предназначен для перевозки запаса топлива для локомотива (дров, угля или нефти) и воды. Для мощных паровозов, которые потребляют большое количество угля, в тендере размещают также механический углеподатчик (стокер).



    2. Будка машиниста

    Описывать назначение всех органов управления и приборов контроля не имеет смысла, так или иначе они связаны с подачей и распределением пара.
    Некоторые из кранов, вентелей и манометров продублированы в целях безопасности или для осуществления ремонта на «горячую».
    Так же есть рычаг реверса для переключения езды вперёд-назад, и рычаг регулятора количества подачи пара в цилиндры, «газ» одним словом.
    Ещё есть рычаг тормоза и привод свистка. Вместо рычагов могут быть вентели.

    Поскольку паровоз штука опасная, в кабине обязательно должно быть два человека, чтоб следить за приборами.

    И да, в кабине таки жарко.



    3. Свисток

    Для подачи сигналов на паровозе установлен не сложный, но весьма важный прибор-паровой свисток, привод которого выведен в кабину машиниста. При неисправном свистке запрещается выпускать локомотив под поезд.
    На современных паровозах установлены многотоннальные свистки.



    4. Тяга от реверса к парораспределительному механизму

    Соединена с рычагом реверса в кабине, с помщью которого переключают движение вперёд-назад. В современных паровозах этим же рычагом регулируют подачу пара в цилиндры.



    Предназначен для защиты от разрушения оборудования и трубопроводов избыточным давлением, путём автоматического выпуска избытка пара.





    7. Песочница

    Ёмкость с песком, устанавливаемая на тяговом подвижном составе (локомотив, трамвай и т. п.). Входит в состав пескоподающей системы, предназначенной для подачи песка под колёса, тем самым повышая коэффициент сцепления колёс с рельсами.

    Для подачи под колёса используется сухой кварцевый песок. С помощью сжатого воздуха песок подаётся из песочницы в специальные форсунки, которые направляют струю песка в зону контакта колёс с рельсами. На паровозах одна или несколько песочниц устанавливались, как правило в верхней части парового котла.

    На котле установлен корпус песочницы заполняемый сухим мелким песком. В корпусе расположены форсунки, которые подают песок в трубы, идущие к колесам паровоза. В будке машиниста установлен кран при помощи которого воздух направляется к форсункам.





    Сухопарник является частью котла и служит для отделения пара от водяных капель и частиц накипи (чтоб в машину не попали).
    Полость справа - это песочница.

    В сухопарнике располагается начало паропровода, отсюда (по толстой трубе) пар через клапан-регулятор поступает в пароперегреватель, а от туда к паровой машине . Регулятор позволяет очень плавно увеличивать подачу пара и тем самым управлять мощностью паровоза. Рукоятка управления этим клапаном расположена в паровозной будке.



    Предназначен для питания тормозной сети поезда сжатым воздухом и для обслуживания различных механизмов, например, песочницы.

    Представляет из себя компрессор (насос), приводящийся в действие, небольшой паровой машинкой питающейся от общего котла.
    Производительность - около 3000 литров воздуха в минуту.



    Расположена в передней части паровоза. В ней собираются газы выходящие из дымогарных и жаровых труб, и выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу.

    Играет важную роль в создании тяги в топке, что в свою очередь позволяет значительно повысить мощность паровоза. (Чем лучше тяга, тем больше воздуха проходит через топку. Чем больше воздуха, тем лучше горит. Чем лучше горит, тем выше температура.)

    Чтобы создать тягу топке, надо в дымовой коробке создать разрежение:

    Отработаный пар из цилиндров машины, устремляется в конус трубы и засасывает с собой газы из топки. Тем самым создаётся разряжение.









    15. Поддерживающая тележка

    Поддерживающие колёсные пары - свободные (то есть на них не передаются тяговые усилия от тяговых двигателей) колёсные пары, расположенные позади движущих колёсных пар. Служат для поддержки задней части локомотива и обеспечивают вписывание в кривые.





















    Устройство, попеременно направляющее поток пара в разные полости цилиндра.

    Поршневой распределитель пара (сверху).

    Схема работы.

    Также бывают золотниковые распределители:

    В зависимости от положения золотника(1), окна(4) и (5) сообщаются с замкнутым пространством(6) окружающим золотник и заполненным паром, или с полостью(7), соединённой с атмосферой.







    Элементы конструкции парового котла, служащие для увеличения площади нагрева.
    Трубы проходят через весь котёл и отдают жар проходящих через них газов воде в котле.

    Тонкие , синии трубы - это дымогарные.

    Толстые трубы - это жаровые , у них внутри проходят трубы пароперегревателя (жёлтые). Белая, толстая труба (сверху) идёт от сухопарника к пароперегревателю.

    Любопытно то, что паровозу как и автомобилю, требуется качественное топливо. Если уголь плохого качества, то дымогарные трубы быстро забиваются сажей. Чистить их, не самая лёгкая задача.

    Со временем трубы прогорают и их меняют на новые.





    Жаровые трубы являются основным компонентом трубчатых пароперегревателей .

    Жаровые - это толстые, синии трубы, внутри которых проходят жёлтые.

    Жёлтые трубы - это часть пароперегревателя.





    В коллекторе (большая жёлтая штука), пар из сухопарника распределяется по тонким трубкам (которые в свою очередь проходят петлёй внутри жаровых) разогревается до ~300гр. и поступает в цилиндры машины по толстой трубе.







    35. Рукав тормозной магистрали

    Каждый вагон оснащён тормозной системой, питающейся сжатым воздухом от локомотива.
    Рукав предназначен для подключения вагонов в общую тормозную систему.







    38. Колосниковая решётка

    Представляет собой чугунную решетку, на ней лежит горящие топливо (уголь, дрова). Колосниковая решётка имеет отверстия или щели, через которые зола просыпается зольник.



    Зольник (поддувало) - бункер, расположенный в нижней части (под колосниковой решёткой) топки паровоза, служащий для сбора золы и шлаков, образовавшихся в результате сгорания топлива. Зольник должен иметь возможность периодической очистки.



    Стальная или чугунная коробка, внутри которой размещены подшипник скольжения, вкладыш, смазочный материал и устройство для подачи смазочного материала к шейке оси, либо подшипник качения и смазочный материал.





    Упругий элемент подвески транспортного средства. Рессора передаёт нагрузку от рамы или кузова на ходовую часть (колёса, опорные катки гусеницы и т. д.) и смягчает удары при прохождении по неровностям пути.











    Теперь, когда читатель познакомился с основными элементами паровоза, пришло время разобраться с тем, как же он работает.

    Принцип работы

    Тревитик построил в Лондоне круговую железную дорогу, по которой локомотив двигался со скоростью 20 км/час без груза и со скоростью 8 км/час с грузом в 10 т.

    Паровоз Тревитика сжигал такое количество угля, что изобретение не давало никаких коммерческих выгод. Из-за своего веса, паровоз быстро приводил в негодность рельсы, рассчитанные на небольшие вагоны с «лошадиным приводом».
    В последующие годы Тревитик сконструировал и построил еще несколько паровозов.

    В 1813 году английский инженер Уильям Брунтон запатентовал, а вскоре и построил, паровоз который получил название «Механический путешественник».

    Паровоз имел две оси, на которые сверху опирался горизонтальный паровой котёл. Сбоку находился один паровой цилиндр, который через рычажную передачу и горизонтальное зубчатое колесо приводил в движение механические «ноги», расположенные сзади локомотива.
    Ноги попеременно цепляясь за путь и толкали паровоз вперёд, за что за локомотивом закрепились прозвища «Шагающий паровоз»

    В 1815 году при испытаниях по повышению давления, котёл взорвался. Паровоз был уничтожен и погибло несколько человек. Этот инцидент считается первой в мире железнодорожной катастрофой .

    «Пыхтящий Билли»
    Возможно, первый паровоз, который оказался действительно практичным. На нём впервые было реализовано вождение поездов лишь за счёт силы сцепления колёс с рельсами, без каких либо дополнительных устройств (вроде зубчатой рейки на путях).

    Построен в 1813-1814 Уильямом Хедли, Джонатоном Фостером и Тимоти Хаквортом для владельца шахт «Wylam» Кристофера Блэкетта.

    Пыхтящий Билли - самый старейший из сохранившихся паровозов

    В 1814 году английский изобретатель спроектировал свой первый локомотив, предназначенный для буксировки вагонеток с углём для рудничной рельсовой дороги.
    Машина получила название «Блюхер» в честь прусского генерала Гебхарда Леберехта фон Блюхера, прославившегося своей победой в битве с Наполеоном при Ватерлоо.

    В ходе испытаний, паровоз провёл состав из восьми гружённых повозок общим весом около 30 тонн со скоростью до 6-7 км/ч.

    Спустя 15 лет , Стевенсон построил паровоз - это был первый в мире паровоз с трубчатым паровым котлом .

    Дирекция транспортной компании Манчестер-Ливерпульской дороги объявила свободный конкурс на лучшую конструкцию локомотива. Стефенсон выставил в Рейнхилле свой новый паровоз «Ракета», построенный на его заводе.
    При собственном весе 4,5 т этот паровоз свободно тянул поезд общим весом 17 т со скоростью 21 км/ ч. По всем показателям «Ракета» оказалась на порядок лучше всех других локомотивов.

    Подлинный паровоз Стевенсона. Science Museum (London)

    Реплика. National Railway Museum . York, England

    С этого времени началась Эра Паровозов.

    Произошло в Париже 22 октября 1895 года. Пассажирский поезд, не сумев затормозить на уклоне, выбил путевой упор, выехал на перрон вокзала, пробил стену здания и рухнул с высоты на улицу.

    В результате крушения , ранения получили пять человек. Единственной погибшей, стала продавщица вечерних газет Мари-Огюстэн Агилар, на киоск которой упала обвалившаяся стена.

    Самый быстрый паравоз

    «Mallard» № 4468, сконструированный Найджелом Грейсли (Англия).
    Длина паровоза 22,4 метра, а вес около 270 тонн.
    В 1938 году установил рекорд скорости для паровых локомотивов - 202.7 км/ч.

    Самый массовый паровоз

    Разработан в 1910 году Луганским заводом. Выпускался вплоть до 1957 года Харьковским, Сормовским, Коломенским и Брянским заводами. Выпущено около 10000 экземпляров.

    Паровоз «Андрей Андреев»

    Единственный в мире локомотив с колесной формулой 4-14-4. У него было семь ведущих осей. Совершил всего одну поездку и после этого пропал.
    Дело в том, что из-за своей длины, он не вписывался в кривые и сходил с рельс.
    Простоял на станции «Щербинка» 25 лет и в 1960 году его отправили на слом.

    Назван в честь вот этого человека.

    Паровоз «Иосиф Сталин»

    Гордость советского паровозостроения – на момент создания это был самый мощный пассажирский паровоз в Европе, и именно ему досталось Гран-при на Всемирной парижской выставке 1937-го года.
    Разгонялся до 155 км/ч.


    Тот самый экспресс, так любимый Агатой Кристи. Сейчас пользуется большой популярностью.

    S1 «Большой Мотор»

    На Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке.

    Крупнейший экспериментальный паровоз с жёсткой рамой из когда-либо построенных. Стал единственным в мире паровозом с осевой формулой 3-2-2-3, однако в отличие от других типов сочленённых паровозов, имел жёсткую раму.

    По первоначальному проекту предполагалось, что паровоз сможет тянуть состав весом до 1000 т и двигаться при этом со скоростью до 160 км/ч, но эта цель не была достигнута.
    Недостаточный сцепной вес локомотива (локомотив мало весил) приводил к довольно частому проскальзыванию колёс, а чрезвычайно большая длина локомотива (42,8 м) ограничивала его полезность, не позволяя ему проходить кривые на большинстве путей Пенсильванских железных дорог.

    Единственный построенный экземпляр находился в эксплуатации до декабря 1945 года, а в 1949 году - отправлен на слом.

    Union Pacific «Big Boy»

    Паровозы «Big Boy» (Американская компания «ALCO») являются самыми крупными серийными паровозами в мире (длина паровоза с тендером - 40,47 метра) и вторыми по величине в истории мирового паровозостроения (после опытного паровоза PRR S1), а также самыми тяжёлыми локомотивами в мире (масса паровоза с тендером - 548,3 тонны).

    Советский «Прери» Паровоз Су, название которого расшифровывается как «Сормовский усиленный», выпускался с 1924 по 1951 год и стал самым массовым советским пассажирским паровозом. Он получил прозвище «Советский Прери», потому что в Америке «Прери» называли паровозы с колесной формулой 1−3-1: с одной бегунковой (направляющей) осью, тремя ведущими осями в  одной жесткой раме и одной поддерживающей осью. Экземпляр, который мы снимали, недавно отреставрирован и экспонируется в Музее железнодорожного транспорта Московской железной дороги на Рижском вокзале.

    1. Регулятор для машиниста — то же самое, что педаль газа для водителя. С его помощью машинист задает количество пара, подаваемого в цилиндры.

    2. Инжекторы В процессе работы паровоз расходует пар, поэтому в котел необходимо добавлять воду, запас которой паровоз везет в тендере. Однако высокое давление в котле не позволяет просто долить в него воды. Для этого существуют питающие устрой­ства, напоминающие по принципу работы пульверизатор. С помощью рычага машинист направляет в инжектор отработавший пар. В корпусе устройства создается разрежение, благодаря которому вода из тендера подается в котел. Прежде чем подать в котел воду, машинист должен открыть запорный клапан инжектора.

    3. Реверс. Прежде чем попасть в цилиндр, пар проходит через золотниковый парораспределительный механизм, поочередно открывающий впускные и выпускные отверстия по разные стороны поршня. Золотник связан с колесами через кулисный механизм. С помощью винта реверса можно менять геометрию кулисного механизма, очередность и время открытия впускных и выпускных отверстий. Так выбирается передний или задний ход и экономно расходуется пар.

    4. Пароразборная колонка распределяет пар на различные вспомогательные устройства: инжекторы (их всегда два на случай поломки), сифон (устройство для создания искусственной тяги в топке во время стоянки), электрический турбогенератор, питающий лобовой прожектор, рацию и лампы для освещения колес и будки в ночное время.

    5. Указатель уровня воды дублируется тремя водопробными кранами, расположенными на разных уровнях. При открытии кранов вода попадает в дренажный лоток и выводится из будки машиниста.

    6. Скоростемер — маршрутный компьютер паровой эры. Прибор показывает машинисту скорость, расстояние, пройденное за сутки, за рейс и за весь срок эксплуатации паровоза, точное время, а также записывает на диаграммную ленту скорость движения, продолжительность пробега и остановок, направление движения и режим торможения. Участок диаграммной ленты виден через смотровое окно. На время рейса прибор запирают и пломбируют.

    7. Тормоза у паровоза пневматические. Паровоздушный насос накачивает сжатый воздух в резервуар, откуда он затем подается в тормозные цилиндры по первому требованию.

    8. Привод песочницы — резервуара с песком, расположенного на котле. По команде машиниста песок по специальным трубам подается прямо под ведущие колеса. Это бывает необходимо для увеличения силы тяги при трогании с места, на подъемах, в мокрую погоду, когда колеса могут забуксовать. Механизм подачи песка пневматический.

    9. Дверца топки всегда должна быть закрыта во избежание потерь тепла. Исключение составляют лишь те моменты, когда в топку подбрасывается свежая порция угля. Кочегар подает уголь из тендера в специальный лоток между тендером и будкой машиниста, и уже из лотка помощник машиниста бросает топливо в огонь.

    10. Паровой свисток Важнейший сигнальный прибор, в случае неисправности которого эксплуатация паровоза запрещается. На паровозе Су установлен мощный многотоновый свисток.

    11. Паровой манометр указывает давление пара в котле. Манометры справа измеряют давление воздуха в тормозных магистралях.