Поршневые насосыК поршневым насоса относят возвратнопоступательные насосы, у которых рабочие органы
выполнены в виде поршней. Весьма
распространенной разновидностью поршневых
насосов являются насосы плунжерного типа,
применяемые в двигателях внутреннего сгорания.
Поршневые насосы классифицируют:
- По числу поршней: 1-, 2-, 3-х и много поршневые;
- По организации процессов всасывания и
нагнетания – одно- или двухстороннего действия;
- По кинематике приводного механизма: приводные
насосы с кривошипно-шатунным механизмом,
прямодействующие, с ручным приводом.
разрежение, нижний клапан открыт, а верхний клапан закрыт, -
происходит всасывание жидкости. При движении в обратном
направлении в рабочей камере создаётся избыточное давление, и уже
открыт верхний клапан, а нижний закрыт, - происходит нагнетание
жидкости.Насос двухстороннего действияМгновенная подача насоса является
величиной переменной и изменяется
по синусоидальному закону. На
рисунке приведены для примеры
графики подачи поршневых насосов:
а) одностороннего действия;
б) двухстороннего действия;
в) трехпоршневого одностороннего
действия со смещением фаз
рабочих циклов на 120°. Достоинства:
o большая высота всасывания (6...7,5
м);
o достаточно высокий коэффициент
полезного действия при перекачке
высоковязких жидкостей;
o высокое давление.
Недостатки:
o конструктивно сложны, дóроги,
малопроизводительны;
o подача неравномерна.
Роторные насосы
Роторным называется объемныйнасос с вращательным и возвратнопоступательным движением рабочих
органов независимо от характера
движения ведущего звена насоса. К
ним относятся зубчатые
(шестеренные), винтовые,
шиберные, роторно-поршневые и
другие насосы.Характерные свойства:
Обратимость – возможность переводить
насос в режим гидромотора;
Значительная быстроходность (до 50007000 об/мин);
Высокая равномерность подачи,
обусловленная большим количеством
рабочих камер;
Сравнительно малая подача и высокое
давление;
Самовсасывание – способность
создавать вакуум.
Шестеренные насосы
Шестеренным называют зубчатый насосс рабочими органами в виде шестерен,
обеспечивающих геометрическое
замыкание рабочей камеры и
передающих крутящий момент.Ведущая шестерня находится в постоянном
зацеплении с ведомой и приводит её во
вращательное движение. При вращении шестерён
насоса в противоположные стороны в полости
всасывания зубья, выходя из зацепления,
образуют разрежение (вакуум). За счёт этого из
гидробака в полость всасывания поступает
рабочая жидкость, которая, заполняя впадины
между зубьями обеих шестерён, перемещается
зубьями вдоль цилиндрических стенок колодцев в
корпусе и переносится из полости всасывания в
полость нагнетания, где зубья шестерён, входя в
зацепление, выталкивают жидкость из впадин в
нагнетательный трубопровод.При этом между зубьями образуется
плотный контакт, вследствие чего обратный
перенос жидкости из полости нагнетания в
полость всасывания ничтожен. Смазка
движущихся элементов насоса
производится перекачиваемой жидкостью
(масло, расплав полимера и др.), для
поступления смазывающей жидкости к
зонам трения конструкцией насоса
предусматриваются специальные каналы
в корпусных деталях насоса.
Винтовые насосы
Винтовой или шнековый насос - насос, вкотором создание напора нагнетаемой
жидкости осуществляется за счёт
вытеснения жидкости одним или
несколькими винтовыми металлическими
роторами, вращающимся внутри
статора соответствующей формы.
Винтовые насосы являются разновидностью
роторно-зубчатых насосов и легко
получаются из шестеренных путём
уменьшения числа зубьев шестерён и
увеличения угла наклона зубьев.Перекачивание жидкости происходит за
счёт перемещения её вдоль оси винта в
камере, образованной винтовыми
канавками и поверхностью корпуса.
Винты, входя винтовыми выступами в
канавки смежного винта, создают
замкнутое пространство, не позволяя
жидкости перемещаться назад
Тема урока: “ ”
Цель урока : Приобретение знаний о конкретных технических устройствах, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей на основе открытых законов.
Задачи урока:
Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач.
Закрепить знания на расчет числовых значений физических величин в конкретных ситуациях.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: Учащиеся владеют:
регулятивными УУД:
–
познавательными УУД:
–
–
–
коммуникативными УУД:
–
личностными УУД:
– .
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, мобильный компьютерный класс, наушники, электронные приложения «Дрофа» 7 класс
Демонстрации:
Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Повторение изученного. Фронтальный опрос-беседа (10 минут).
коммуникативными УУД:
– участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Учитель : Отгадайте загадки (учитель читает загадки, а на экране демонстрируются слайды из презентации):
1 слайд (мужчина на скале)
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
(отв. барометр)
смена слайда
2 слайд (изображение барометра)
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(отв. барометр)
Учитель: Что же такое барометр?
Ученик: Барометр-это прибор для измерения атмосферного давления.
смена слайда
3 слайд (водяной барометр Паскаля)
Учитель: Чему равно нормальное атмосферном давлении?
Ученик: р =760 мм.рт.ст. = 101,3кПа
Учитель: Какие барометры чаще всего применяют на практике для измерения атмосферного давления?
Ученик: На практике чаще всего используют барометр-анероид (от греческого слова “анерос” - безжидкостный), т.к. такие барометры портативны, надежны и в них отсутствует жидкость.
Учитель: Расскажите внутреннее устройство этого прибора.
смена слайда
4 слайд (внутреннее устройство барометра-анероида)
Ученик: (Показывая на слайде) Главная часть барометра - гофрированная металлическая коробочка, из которой откачен воздух, а чтобы атмосферное давление ее не раздавило, крышку пружиной оттягивают вверх. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка, которая передвигается вдоль шкалы при изменении давления.
Учитель: Для чего используют манометры и где их применяют?
Ученик: Манометры используют для измерения давлений жидкости или газов. (от греческого слова “манос” - редкий, не плотный). Их применяют в технике, медицине (изм. давл. человеку, давления воздуха в акваланге, определение давления в газовых баллонах и т.п.)
Учитель: Какие разновидности манометров вы знаете?
Ученик: Существуют различные конструкции манометров. Наиболее простые: металлический или трубчатый и жидкостные U-образный манометр.
смена слайда
5 слайд, 6 слайд
Учитель: Какие сосуды называют сообщающимися. Приведите примеры.
Ученик: Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой. Это самовар, чайник, сифон под раковиной, водомерное стекло, водопровод, артезианские колодцы.
Учитель : Сформулируйте закон сообщающихся сосудов
Ученик: В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне
смена слайда
7 слайд (Судно в шлюзе)
Учитель: Внимательно рассмотрите схему шлюза и ответьте на вопрос: “Поднимается или опускается судно в шлюзе и почему?” Хорошо. Молодцы.
2. Новый материал (20 минут)
регулятивными УУД:
– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями;
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя;
– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя;
– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями;
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу .
8- 12 слайд (использование воды)
Учитель: Развитие жизни неразрывно связано с гидросферой.
Вода явилась той основой, благодаря которой возникла жизнь. Без воды человек не может жить.
Воду человек использует (учитель демонстрирует слайды и дает к ним пояснения): в орошении, на транспорте, энергетике, бытовых целях и приготовлении воды питьевого качества
Ребята, как вы думаете, а каким же образом, вода из рек, озер, водохранилищ и из-под земли подается нам в квартиры, на заводы, т.е. потребителям?
Ученик: Вода, взятая из источника, подается потребителям по (водопроводу). Как поднимается?(насосами)
Учитель: Верно. В промышленных масштабах используют для забора воды электронасосы. 13 слайд
смена слайда
14 слайд
Рано или поздно каждый автомобилист сталкивается с проблемой замены пробитых колес. Масса легкового автомобиля приблизительно 1,5 т. Как поменять пробитое колесо?
Ученик: (гидравлический пресс)
Вид доски:
Учитель: Давайте теперь подведем итог и сформулируем тему нашего урока:
Ученик: “ Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс ”
Учитель: Запишите число и тему урока в тетради. 15 слайд
Мы рассмотрим с вами наиболее простую конструкцию ручного насоса и гидравлического пресса, их принцип действия и области применения.
Перед вами находятся ноутбуки с наушниками, откройте на рабочих столах папку электронные приложения (физика 7 класс, давление, поршневые жидкостные насосы).
Вы сейчас просматриваете материал из приложения и мы с вами выясним как же работает насос?
Ученик: работают с ноутбуками . После просмотра анимации возвращаемся на схему (интерактивная доска проектируется рис. 142 учебника) обсуждаем принцип работы поршневого жидкостного насоса. (При движении поршня вверх вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр поднимает нижний клапан и движется за поршнем
При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем давит на нижний клапан и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан и вода переходит в пространство над поршнем.
При следующем движении поршня вверх клапан в поршне закрывается. Вода над поршнем поднимается вместе с ним при этом нижний клапан вновь открывается и вода под действием атмосферного давления заполняет нижнюю часть насоса под поршнем.
Количество воды над поршнем при каждом следующем его опускании увеличивается. При поднятии поршня вода, поднимаясь вместе с ним выливается через сливной патрубок наружу. Такой процесс повторяется циклически.)
Учитель: А где такой насос применяют? Примеры использования: Этот насос используется для откачивания воды из спасательных шлюпок судов, на колонке в деревнях, где воду берут из скважин.
Переходим к следующему приложению. Работа с ноутбуками. Гидравлический пресс.
Механизмы, работающие при помощи какой-нибудь жидкости, называются гидравлическими (греч. "гидор" - вода, жидкость).
Гидравлическая машина принцип действия. Записать соотношение сил и площадей по закону Паскаля. Стр. 141.
При работе гидравлического пресса создается выигрыш в силе, равный отношению площади большего поршня к площади меньшего
Для чего применяют? 16-18 слайд.
Вывод: Гидравлические механизмы необходимы в жизни человека. Они позволяют добиваться выигрыша в силе.
3. Закрепление и повторение (10 минут).
личностными УУД:
– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу .
познавательными УУД:
– определять способы решения проблем под руководством учителя;
Учитель: А сейчас решим несколько практических задач.
Работаем с листочками.
Задание 48.3 листочки.
Задание 49.1- 49.2 листочки. ( рабочая тетрадь )
4. Итог урока.
Учитель: Ребята оцените сами себя, на сколько вы усвоили материал?
Мне было трудно.
Я узнал…
Мне понравилось…
Я все усвоил.
Спасибо за урок! Запишите домашние задания. Слайд 19.
Класс: 7
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока : Приобретение знаний о конкретных технических устройствах, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей на основе открытых законов.
Задачи урока:
- Изучитьустройство, назначение водопровода и поршневого жидкостного насоса.
- Закрепить знания на расчет числовых значений физических величин в конкретных ситуациях.
Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска или экран, СД диск “Библиотека наглядных пособий по физике” 7-11 кл. от “1С:Образование 3.0” (Дрофа, Формоза) и презентация (с набором слайдов, подготовленных к уроку).
Демонстрации:
- Презентация.
- Компъютерная анимация “Принцип действия насоса” (СД-диск “Библиотека наглядных пособий по физике” 7-11 кл. от “1С:Образование 3.0”).
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин).
2. Повторение изученного. Фронтальный опрос-беседа (10-15 минут).
Учитель: Отгадайте две загадки (учитель читает загадки, а на экране демонстрируются слайды из презентации):
1 слайд (мужчина на скале)
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
(отв. барометр)
смена слайда
2 слайд (изображение барометра)
На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает.
(отв. барометр)
Учитель: Что же такое барометр?
Ученик: Барометр-это прибор для измерения атмосферного давления.
смена слайда
3 слайд (водяной барометр Паскаля)
Учитель: (учитель вызывает ученика к доске)
На рис. изображен водяной барометр Паскаля. Чему равна высота столба воды в этом барометре при нормальном атмосферном давлении?
)
Учитель: Сверим решение задачи.(открывает 2 часть слайда кликом мыши). Какие барометры чаще всего применяют на практике и почему?
Ученик: На практике чаще всего используют барометр-анероид (от греческого слова “анерос” - безжидкостный), т.к. такие барометры портативны, надежны и в них отсутствует жидкость.
Учитель: Расскажите внутреннее устройство этого прибора.
смена слайда
4 слайд (внутреннее устройство барометра-анероида)
Ученик: (Показывая на слайде) Главная часть барометра - гофрированная металлическая коробочка, из которой откачен воздух, а чтобы атмосферное давление ее не раздавило, крышку пружиной оттягивают вверх. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка, которая передвигается вдоль шкалы при изменении давления.
Учитель: Для чего используют манометры и где их применяют?
Ученик: Манометры используют для измерения давлений жидкости или газов. (от греческого слова “манос” - редкий, не плотный). Их применяют в технике, медицине (изм. давл. человеку, давления воздуха в акваланге, определение давления в газовых баллонах и т.п.)
Учитель: Какие разновидности манометров вы знаете?
Ученик: Существуют различные конструкции манометров. Наиболее простые: металлический или трубчатый
смена слайда
Учитель: Расскажите устройство металлического манометра, используя слайд, который перед вами.
смена слайда
6 слайд (устройство металлического / трубчатого манометра
Ученик: (Показывая на слайде) Основной частью трубчатого манометра является согнутая в дугу полая металлическая трубка. Один конец которой запаян и при помощи механических звеньев соединен со стрелкой, а другой с помощью крана соединяется с сосудом, в котором измеряют давление.
Учитель: Какие еще манометры бывают? Расскажите устройство такого манометра.
Ученик: Еще существует жидкостной U-образный манометр
смена слайда
7 слайд (устройство жидкостногоU-образного манометра)
Ученик: (Показывая на слайде) Жидкостный U-образный манометр. Его основной частью является двухколенная стеклянная трубка, имеющая форму латинской буквы “U”, в которой налита жидкость (например, вода или спирт). Работа такого манометра основана на сравнении давления в закрытом колене с внешнем давлением в открытом колене. По разности высот жидкости в коленах судят об измеряемом давлении.
Учитель: Какие сосуды называют сообщающимися. Приведите примеры.
Ученик: Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой. Это самовар, чайник, сифон под раковиной, водомерное стекло, водопровод, артезианские колодцы.
Учитель: Сформулируйте закон сообщающихся сосудов
Ученик: В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне
смена слайда
8 слайд (Судно в шлюзе)
Учитель: Внимательно рассмотрите схему шлюза и ответьте на вопрос: “Поднимается или опускается судно в шлюзе и почему?” (запустить анимацию, нажав стрелку -> можно ускорить просмотр)
смена слайда
9 слайд (тема урока)
2. Новый материал (20 минут)
Вид доски:
Число Тема: “Водопровод. Поршневой жидкостный насос” | ||
Дано: 1000 кг/м 3 |
Решение:“Си”
h = 101325Па/1000(кг/м 3) * 10Н/кг=10,13(м) Ответ:10,13м |
Д/З: параграф 44, вопросы к параграфу, задача № 97 |
h? |
Учитель: Запишите с доски в тетрадь тему урока:
“Водопровод. Поршневой жидкостный насос”
Учитель: Развитие жизни неразрывно связано с гидросферой.
10 слайд (ель на берегу горного озера)
Вода явилась той основой, благодаря которой возникла жизнь. Вода – основной элемент нашей пищи. Без воды человек не может жить.
Воду человек использует (учитель демонстрирует слайды и дает к ним пояснения): в орошении
смена слайда
11 слайд (орошение с/х земель)
на транспорте
смена слайда
12 слайд (транспорт)
смена слайда
энергетике
13 слайд (станция)
бытовых целях и приготовлении воды питьевого качества
смена слайда
14 слайд (вода и соленья)
Учитель: Ребята, как вы думаете, а каким же образом, вода из рек, озер, водохранилищ и из-под земли подается нам в квартиры, на заводы, т.е. потребителям?
смена слайда
15 слайд (поселок на берегу реки)
Ученик: Вода, взятая из источника, подается потребителям по водопроводу.
Учитель: Верно.
Первые водопроводные сооружения – колодцы, оросительные каналы и акведуки появились в местах развития древнейших цивилизаций в период их расцвета и явились условием этого расцвета.
Послушаем историческую справку, которою подготовил(а) (учитель называет фамилию, имя ученика).
смена слайда
16 слайд (фото римского акведука, сохранившегося до наших дней)
Ученик: Акведук - сооружение для передачи воды на большие расстояния (от лат.aqua – вода, duco – веду). Это своеобразный водный канал, поднятый над землей и перекрытый сверху для предохранения от испарения и загрязнения воды. В местах понижения земной поверхности акведук поддерживают арки. Вода по нему двигалась самотеком по слегка наклоненному желобу. Акведуки строились уже в Ассирии в начале 7 века до н.э.
Особенно знамениты римские акведуки. Первый из них был построен в 312 году до н.э. и имел длину 16,5 км. Самый длинный акведук 132 км был построен в городе Карфагене императором Адрианом. Почти 100 городов Римской империи снабжались водой с помощью акведуков.
Учитель: Исторически сложилось так, что водопроводом называют не только акведуки или каналы для подачи воды, но и всю систему сооружений, предназначенных для добычи, транспортирования, обработки и распределения воды. Можно сделать вывод:
Водопровод – это система инженерных сооружений, служащих для снабжения водой населения, заводов и фабрик (записать в тетр.)
смена слайда
17 слайд (схема современного водопровода)
Рассмотрим простую схему современного водопровода, которая предполагает наличие водонапорной башни. (объяснение по слайду)
Воду из источника (1) забирают насосами (2), которые приводятся в действие электродвигателями (3). Вода под напором через трубу (4) поступает в большой бак с водой, находящийся в водонапорной башне (5), которая служит для создания напора воды, а также для ее запаса. От этой башни на глубине порядка 2 м проложены трубы, от которых в каждый дом идут ответвления и дальше вода поступает в водопроводную сеть (6). За счет естественного гидравлического давления вода может по трубам подниматься на высоту примерно равную высоте, на которой находиться бак с водой.
Такой водопровод, к примеру, применяют для механизированного водоснабжения фермы. Чтобы напоить животных, приготовить корма, промыть оборудование на фермах, нужно много воды.
В промышленных масштабах используют для забора воды электронасосы.
Мы рассмотрим с вами наиболее простую конструкцию ручного насоса, с помощью которого можно подавать воду.
смена слайда
18 слайд - (поршневой жидкостный насос)
Перед вами поршневой жидкостный насос (учитель объясняет устройство насоса и демонстрирует его элементы)
Насос состоит из цилиндра и плотно прилегающего к стенкам цилиндра поршня, который может ходить вверх вниз.
В самом поршне установлен клапан, открывающийся только вверх. Такой же клапан имеется в нижней части корпуса. Рассмотрим принцип работы насоса.
Учитель запускает анимацию на СД диске “Библиотека наглядных пособий по физике” 7-11 кл. от “1С:Образование 3.0”
После просмотра анимации возвращаемся на 18 слайд и еще раз обсуждаем принцип работы поршневого жидкостного насоса.
При движении поршня вверх вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр поднимает нижний клапан и движется за поршнем
При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем давит на нижний клапан и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан и вода переходит в пространство над поршнем.
При следующем движении поршня вверх клапан в поршне закрывается. Вода над поршнем поднимается вместе с ним при этом нижний клапан вновь открывается и вода под действием атмосферного давления заполняет нижнюю часть насоса под поршнем.
Количество воды над поршнем при каждом следующем его опускании увеличивается. При поднятии поршня вода, поднимаясь вместе с ним выливается через сливной патрубок наружу. Такой процесс повторяется циклически.
Посмотрим второй раз. (повторный запуск анимации)
Этот насос используется для откачивания воды из спасательных шлюпок судов, на колонке в деревнях, где воду берут из скважин.
3. Закрепление и повторение (10 -15 минут)
18 слайд (поршневой жидкостный насос)
Учитель: Почему при подъеме поршня открывается нижний клапан, и вода движется за поршнем?
Ученик: Из-за перепада давления. Давление под поршнем меньше атмосферного и вода под действием атмосферного давления входит в цилиндр.
Учитель: Почему нижний клапан закрывается при движении поршня вниз
Ученик: При движении поршня вниз вода, находящаяся под поршнем давит на нижний клапан и он закрывается. При этом давление воды в пространстве под поршнем возрастает и открывается верхний клапан и вода переходит в пространство над поршнем.
Учитель: Переходим к решению задач.
Учитель: (учитель вызывает ученика к доске и зачитывает задание)
Какова высота водонапорной башни (в метрах), если воду в нее приходится поднимать, создавая насосом давление в 500 кПа? Плотность воды 1г/см 3 . Коэффициент g считать 10 Н/кг.
(ученикрешает задачу, делая необходимые записи на доске и давая необходимые пояснения)
Дано:
p= 500кПа |
“ CИ” | Решение: “Си”
h=500000Па/1000кг/м 3 * 10Н/кг = 50 м Ответ: 50м |
h-? | м |
учитель проверяет решение задачи и выставляет оценку.
Учитель: (учитель вызывает 2-го ученика к доске и зачитывает условие задачи)
Какое минимальное давление должен развивать насос, подающий воду на высоту 55м? (Ответ запишите в атм.)
Ученик: (решает задачу, делая необходимые записи на доске и давая необходимые пояснения)
Дано: | Решение:“Си”
р= 1000кг/м 3 * 10 Н/кг * 55м=550000Па 1атм = 101325Па р = 550000Па: 101325 Па =5,4 атм Ответ: 5,4 атм. |
р-? |
[Если время осталось, то можно решить задачи № 583-585 (493-495) из сборника задач по физике для 7 - 9 классов общеобразовательных учреждений авторов В.И. Лукашик, Е.В. Иванова]
4. Домашнее задание: параграф 44, вопросы к параграфу; задача № 97
Список литературы.
- Учебник физики С. В. Громов, Н. А. Родина 7 кл. М.: “Просвещение”, 2010г.
- Школьная энциклопедия. Том “История Древнего Мира” М.: “Ольма – Пресс Образование”, 2003г.
- Элементарный учебник физики. Том I под редакцией академика Г. С. Ландсберга, М.: “Наука”, 1985 г. Главная редакция физико-математической литературы.
- Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. М.: “Просвещение”, 2009г.
Водопровод. Поршневой жидкостный насос.
Урок физики в 7 классе
Цели урока
- Повторить тему атмосферное давление, опыт Торричелли, измерение атмосферного давления
- Познакомиться с устройством и назначением поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса.
- Научиться решать задачи по теме.
- Содействовать овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.
Повторение…
- Почему Земля не теряет свою воздушную оболочку?
- Почему молекулы газов, составляющих атмосферу, не упадут все на ее поверхность?
- Выразите в Па давление 1 мм рт. ст. Каково устройство ртутного барометра? Где они применяются?
- Расскажите об устройстве жидкостного и металлического манометров. Для чего они применяются?
Решите задачу
- При глубоком вдохе в легкие взрослого человека входит около 4 дм 3 воздуха. Определите массу и вес этого воздуха.
- Ответ: m=5, 16 г; Р=0,0516Н=51,6 мН.
Решите задачу
- Высокое или низкое сегодня атмосферное давление, если уровень ртути в барометре Торричелли стоит на высоте
Решите задачу
- Верно ли, что на одну поверхность тетрадного листа, размеры которого 16Х20 см атмосферный воздух давит с силой более 3 кН?
- Ответ: да, с силой около 3,3 кН.
Решите задачу
- Достаточно ли 1,5 кг ртути для устройства барометра Торричелли из трубки с внутренним диаметром 8 мм?
- Ответ: да, достаточно.
Решите задачу
- Колбу частично откачали и давление в ней стало 100 мм рт. ст. Колбу закрыли пробкой диаметром 3 см и перевернули горлышком вниз. Гирю какой массы нужно подвесить к пробке, чтобы вытащить ее? (Трением пробки о горлышко колбы для простоты можно пренебречь)
- Ответ: более 6,2 кг
Это как водопровод
В дом к нам воду подает?
Почему вода из крана
Не всегда у нас течет?
А на пятом этаже
Нет воды давно уже.
Водоснабжение
- Водоснабжение – совокупность мероприятий по обеспечению водой различных потребителей: населения, промышленных предприятий и др. Комплекс инженерных сооружений и устройств, осуществляющих водоснабжение (в том числе и получение воды из природных источников, ее очистку, транспортирование и подачу потребителям), называется водопроводом.
- Почему водопроводные краны в домах не делают выше уровня воды в баке водонапорной башни?
- Одинаковое ли давление существует в водопроводных кранах на разных этажах? От чего оно зависит?
Поршневой жидкостный насос
- В бак водопроводной башни вода подается насосами. Это как правило центробежные насосы с электрическим приводом. Мы рассмотри принцип действия другого насоса – так называемого поршневого жидкостного насоса
Схема устройства поршневого жидкостного насоса
Основные части:
поршень, снабженный клапаном 1;
цилиндр с клапаном 2;
труба 3 (по ней нака-чивается вода, например, в бак водонапорной башни) ;
труба 4 (через нее вода поступает в насос и заполняет цилиндр).
Ответьте на вопросы
- Можно ли считать шприц насосом?
Ответ: нельзя. Насос имеет систему клапанов, которых у шприца нет. Движение жидкости в насосе все время идет в одном направлении, в шприце оно идет в одном, затем в противоположном. Действие шприца схоже с действием пипетки.
Ответьте на вопросы
- Где расположены и как устроены клапаны, которые позволяют накачивать воздух насосом в велосипедную камеру?
- Ответ: одним клапаном является сама кожаная манжетка-поршень, другим – ниппель в камере.
В чем отличие?
- Для действия всасывающего водяного (или воздушного) насоса требуется меньшее усилие, чем для нагнетательного. Почему?
- Ответ: при работе всасывающего насоса, находящегося у верха колодца, подъем воды совершается действием силы атмосферного давления; у нагнетательного насоса, подъем воды производится силой мышц человека
Техника немыслима без них,
Хоть требуют они большой сноровки.
Повсеместно применяют их –
В прессовании, штамповке, ковке…
(А. Каменовский)
Определение
- – это машина для обработки материалов давлением, приводимая в действие сдавливаемой жидкостью
Немного лирики…
У древних были камень да дубина
А у нас на жидкости машина.
Два цилиндра с поршнем у нее,
Каждый поршень делает свое.
Малым мы на жидкость надавили,
На большом такое же давленье сообщили,
Ну а так как много больше S,
То большой и в силе перевес.
По данному тексту стихотворения составить вопросы
- Одинаковы ли цилиндры и поршни? Чем они отличаются?
- Что означает: каждый поршень делает свое?
- На каком законе основано действие гидравлического пресса?
- Жидкость в цилиндрах будет находиться в равновесии лишь тогда, когда сила, действующая на больший поршень, во столько же раз превышает силу, действующую на меньший поршень, во сколько раз площадь большего поршня превышает площадь меньшего поршня.
- Отношение характеризует выигрыш в силе, получаемый в данной машине. Согласно полученной формуле выигрыш в силе определяется отношением площадей.
- Поэтому, чем больше отношение площадей поршней, тем больше выигрыш в силе.
Решите задачу
- Площадь малого поршня S 1 =5 см 2 , а площадь большего поршня S 2 =500 см 2 . определите выигрыш в силе.
- Правильно, он будет составлять 100 раз! Удивительно!
Применение гидравлического пресса
- Впервые гидравлические прессы стали применяться на практике в конце XVIII – начале XIX века. Современная техника уже немыслима без них. Они используются в металлообработке для ковки слитков, листовой штамповки, выдавливании труб и профилей, прессования порошковых материалов.
- С помощью гидравлических прессов получают фанеру, картон и искусственные алмазы.
- Изменится ли производимое при помощи гидравлического пресса давление, если воду заменить более тяжелой жидкостью – глицерином?
- Ответ: нет
- Будет ли разница в действии гидравлического пресса на Земле и на Луне?
- Ответ: разницы не будет
- Приподнять грузовой автомобиль, ухватившись за его колес, не смогут даже несколько человек. Почему же одному шоферу удается немного приподнять машину, наполняя ручным насосом баллон колеса воздухом?
- Ответ: насос совместно с баллоном образует пневматическую машину, дающую определенный выигрыш в силе.
- Из ванны, стоящей на полу, не имеющей в дне сливного отверстия, требуется вылить воду, не перевертывая самой ванны. Можно ли слить воду из ванны сифоном?
- Ответ: вода будет выливаться из ванны до тех пор, пока уровень воды в ней будет выше, чем уровень жидкости в в сосуде, куда вода переливается.
Рефлексия
- 1.Что узнали нового? 2. Чему научились? 3. С какими трудностями встретились?
Итог урока
- Решать загадки можно вечно.
- Вселенная ведь бесконечна.
- Спасибо всем нам за урок,
- А главное, чтоб был он впрок!
- Мне очень нравиться с вами работать!
Домашнее задание
- §44, 45 учить
- Индивидуальные задачи каждому на карточках.
Виды гидронасосов По характеру силового воздействия, а следовательно, и по виду рабочей камеры различают насосы динамические и объемные. В динамическом насосе силовое воздействие на жидкость осуществляется в проточной камере, постоянно сообщающейся со входом и выходом насоса. В объемном насосе силовое воздействие на жидкость происходит в рабочей камере, периодически изменяющей свой объем и попеременно сообщающейся со входом и выходом насоса. К динамическим насосам относятся: 1) лопастные:а) центробежные; б) осевые; 2) электромагнитные; 3) насосы трения: а) вихревые; б) шнековые; в) дисковые; г) струйные и др К объемным насосам относятся: 1) возвратно-поступательные: а) поршневые и плунжерные; б) диафрагменные; 2) крыльчатые; 3) роторные: а) роторно-вращательные; б) роторно-поступательные. Агрегат, состоящий из насоса (или нескольких насосов) и приводящего двигателя, соединенных друг с другом, называется насосным агрегатом.
Шестеренные насосы с наружным зацеплением - очень широкий диапазон частот вращения приводного вала - широкий диапазон рабочих давлений до 30МПа, объем до 16,6 л/с - очень широкий диапазон вязкостей рабочей жидкости - высокий уровень шума - средний срок службы - низкая цена
Лопастные гидронасосы Рис Лопастный (шиберный) насос серии МГ-16: 1 лопасть; 2 отверстия; 3 статор; 4 вал; 5 манжета; 6 шарикоподшипники; 7 дренажное отверстие; 8 полости под лопастями; 9 резиновое кольцо} 10 сливное отверстие; 11 сливная полость; 12 кольцевой выступ; 13 крышка); 14 пружина; 15 золотник; 16 задний диск; 17 коробка; 18 полость; 19 отверстие для подвода жидкости с высоким давлением; 20 отверстие в заднем диске 21 ротор; 22 передний диск; 23 кольцевой канал; 24 подводящее отверстие; 25 корпус - средний диапазон частот вращения приводного вала - средний диапазон рабочих давлений до 10 Мпа, подача до 4 л/с - средний диапазон вязкостей рабочей жидкости - низкий уровень шума - очень большой срок службы - средняя цена
Радиально-поршневой гидронасос Схема радиально-поршневого насоса: 1 - ротор; 2 - поршень; 3 - барабан (статор); 4 - цапфа; 5 - полость всасывания; 6 - полость нагнетания - средний диапазон частот вращения приводного вала - широкий диапазон рабочих давлений до 50 МПа, подача до 15 л/с - средний диапазон вязкостей рабочей жидкости - низкий уровень шума -очень большой срок службы
Аксиально-поршневые гидронасосы наклонные 1 -в приводной вал; 2, 3 шарикоподшипники; 4 поворотная шайба; 5 шатунз 6 -э поршень; 7 ротор; 8 сферический распределитель; 9 крышка; 10 центральный шип; 11 корпус - широкий диапазон частот вращения приводного вала - очень широкий диапазон рабочих давлений до 40МПа, подача до 15 л/с - очень широкий диапазон вязкостей рабочей жидкости - высокий уровень шума - большой срок службы - высокая цена
Гидрораспределители При эксплуатации гидросистем возникает необходимость изменения направления потока рабочей жидкости на отдельных ее участках с целью изменения направления движения исполнительных механизмов машины, требуется обеспечивать нужную последовательность включения в работу этих механизмов, производить разгрузку насоса и гидросистемы от давления и т.п.