Проводка

Неисправности советских фенов и как их устранить. Фен большие обороты ремонт своими руками

Неисправности советских фенов и как их устранить. Фен большие обороты ремонт своими руками

Ремонт любого фена начинается, с его полной или частичной разборки, но прежде чем приступим к этому процессу, давай те найдем ответ на выше заданный вопрос.

Абсолютно любой фен можно разделить на два основных элемента - нагревательный элемент и электродвигатель. Нагревательным элементом служит обычно нихромовая спираль, именно она нагревает воздух. А электродвигатели постоянного тока, создает теплый направленный воздушный поток.


Электродвигатели в фенах бывают 12, 24 и 36 Вольтовые, но иногда в очень дешевых китайских моделях встречаются электродвигатели на 220 Вольт. К ротору двигателя крепится пропеллер, который обеспечивает отвод теплого воздуха со спирали. Мощность фена варьируется от толщины спирали и мощности электродвигателя.

Рассмотрим конструкцию фена более подробно:

1 - насадка-диффузор, 2 - корпус, 3 - воздуховод, 4 - ручка, 5 - предохранитель от перекручивания шнура, 6 - кнопка режима "Холодный воздух", 7 - переключатель температуры потока воздуха, 8 - переключатель скорости потока воздуха, 9 - кнопка режима "Турбо" - максимальный поток воздуха, 10 - петля для подвешивания фена.

Корпус фена состоит из двух пластмассовых половинок, переднего и заднего кольца и сетки. Сеточная полусфера демонтируется легким поворотом против часовой стрелки. Сложней всего вытащить заднее кольцо там где сетевой провод входит в основание. У этого кольца есть ушки с отверстиями и с фиксаторами. Переднее кольцо снимается, хоть и немного легче но также имеет два фиксатора на половинках корпуса и углубления в кольце (на фото ниже хорошо виден только один выступ и кольцо одето до него).

основные элементы фена и схема на фотографиях ниже:


Фен Rowenta cv8525 работает, но не греет воздух

Фен Rowenta ремонт и разборка : Сначала снимается переднее металлическое кольцо, затем задняя сетка под ней скрываются два самореза, отвинчиваем их и снимаем заднюю накладку с ручки (на защелках). Под накладкой располагаются пять саморезов отвинчиваем их.

Осмотр выявил классическое нарушение контакта в кнопке отключающей нагрев воздуха. Контакт немного отошел и перестал замыкать цепь нагрева спирали. Ремонт свелся к правильной установки положения контакта и приплавлении верха пластиковой стойки обычным паяльником

Разборка и ремонт фена Remington

Нестабильность работы. Периодически фен выключался. Сначала требуется вытащить заглушки на ручке фена. Удалить заглушки можно швейной иголкой или острым концом тонкого ножа.

Под заглушками расположены винты под специальную U-образную отвертку. После разборки ручки, видим – выключатель подачи теплого воздуха (синий), переключатель мощности фена (красный). Тут надо все очень внимательно осмотеть на случай вполне вероятного обрыва проводников или оплавления на переключателях.


Этот электроприбор очень популярен и часто незаменим в быту. Когда фен ломается, вы можете обратиться в сервисный центр, а можете попытаться починить фен самостоятельно. Накопленный опыт ремонта свидетельствует о том, что поломки чаще всего устраняются без серьёзных денежных затрат. Чтобы отремонтировать фен для волос своими руками, нужно знать, как он устроен и правильно разобрать.

Как устроен аппарат

Любой фен имеет двигатель с крыльчаткой и нагреватель. Крыльчатка засасывает воздух с одной стороны фена, после чего он обдувает нагреватель и выходит уже горячим с другой стороны. Также фен имеет переключатель режимов работы и элементы для защиты нагревателя от перегрева.

1 - крыльчатка; 2 - электродвигатель; 3 - нагреватель; 4 - термозащита; 5 - переключатель режимов; 6 - кабель питания

У бытовых фенов вентилятор собран на коллекторном электродвигателе постоянного тока, рассчитанном на напряжение 12, 18, 24 или 36 вольт (иногда встречаются электродвигатели, работающие на переменном напряжении 220 вольт). Для питания электродвигателя используется отдельная спираль. Постоянное напряжение получают с диодного моста, смонтированного на выводах электродвигателя.

Нагреватель фена представляет собой каркас, собранный из негорючих и непроводящих ток пластин, на котором намотана нихромовая спираль. Спираль состоит из нескольких участков, в зависимости от того, сколько режимов работы имеет фен.

Вот так он выглядит:

Спираль намотана на термостойком каркасе

Горячий нагреватель должен постоянно охлаждаться проходящим потоком воздуха. Если спираль перегревается, она может перегореть или может случиться пожар. Поэтому фен сконструирован так, чтобы автоматически отключаться при перегреве. Для этого используется термостат. Это пара нормально замкнутых контактов, размещённых на биметаллической пластине. Термостат находится на нагревателе ближе к выходному отверстию фена и постоянно обдувается горячим воздухом. Если температура воздуха превышает допустимую, биметаллическая пластинка размыкает контакты и нагрев прекращается. Через несколько минут термостат остывает и снова замыкает цепь.

Термостат выделен красным кругом

Иногда в качестве дополнительной защиты используется ещё и термопредохранитель. Он одноразовый и при превышении определённой температуры перегорает, после чего его нужно менять.

Термопредохранитель, внешний вид

Чтобы лучше понять принцип работы фена, можете посмотреть эти два видео (смотрите первое видео с 6-й минуты):

Видео: как устроен фен

Видео: что внутри фена

Принципиальная схема

Схема бытового фена

Схема большинства бытовых фенов близка к вышеприведённой. Рассмотрим её подробнее. Нагреватель представляет собой три спирали: Н1, Н2 и Н3. Через спираль Н1 подаётся питание на двигатель, спирали Н2, Н3 служат только для нагрева. В данном случае у фена есть три режима работы. В верхнем положении SW1 схема обесточена. В положении <<1>> фен работает на минимальной мощности: питание подаётся через диод VD5, который отсекает одну полуволну переменного напряжения, включена только одна нагревательная спираль Н2(не на полную мощность), мотор вращается на низких оборотах. В положении <<2>> фен работает на средней мощности: диод VD5 закорочен, в схему поступают обе полуволны переменного напряжения, спираль Н2 работает на полную мощность, мотор вращается на номинальных оборотах. В положении <<3>> фен работает на максимально возможной мощности, так как подключается спираль Н3. При нажатии кнопки <> нагревательные спирали Н2, Н3 отключаются, а мотор продолжает работать. Диоды VD1-VD4 представляют собой двухполупериодный выпрямитель. Катушки индуктивности L1, L2 и конденсаторы С2, С3 снижают уровень помех, которые неизбежно возникают при работе коллекторного электродвигателя. F1, F2 - это термопредохранитель и термостат.

Как разобрать фен для волос

Внимание! Перед разборкой вытащите вилку фена из розетки!

Части корпуса фена крепятся друг к другу с помощью винтов (шурупов) и специальных защёлок. Головки винтов часто имеют нестандартную форму: звёздочка, плюсик, вилы. Поэтому вам могут понадобиться соответствующие биты для отвёртки. Защёлки, в свою очередь, иногда очень сложно отсоединить и даже бывалые мастера порой их просто отламывают. Иногда углубления под крепёжные винты бывают закрыты наклейками, пластиковыми накладками или пластиковыми заглушками. Заглушки извлекаются с помощью острого предмета - например, ножа или иголки. При этом высока вероятность немного помять корпус и заглушки. Правда, фен от этого работать хуже не станет. Иногда половинки корпуса склеивают вместе. В таком случае приходится их разрезать ножом или скальпелем, а после ремонта склеить (например, эпоксидным клеем).

Пример разборки фена вы можете посмотреть в этом видео:

Видео: как разобрать и отремонтировать фен Scarlet

Типичные неисправности: ремонт своими руками

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности фена:

Гонит холодный воздух

Возможные неисправности: перегорела спираль

Что делать:

Как правило, обрыв виден невооружённым глазом, даже без мультиметра. Есть несколько способов ремонта спирали:

  1. Можно поместить оборванные концы спирали в тонкую латунную или медную трубочку и обжать плоскогубцами.
  2. Спираль держится на каркасе из термостойких, не проводящих ток пластин. В такой пластине следует осторожно острым предметом сделать круглое отверстие диаметром примерно 2–3 миллиметра, вставить туда короткий болтик с шайбой, заправить под шайбу оборванные концы спирали и затянуть.
  3. Набросить один оборванный конец на другой.
  4. Оборванные концы можно просто скрутить вместе. Следует заметить, что третий и четвёртый способы менее надёжны, чем первые два. Дело в том, что при соединении оборванных концов набросом и скруткой отремонтированный участок спирали имеет повышенное сопротивление и поэтому перегревается и достаточно скоро перегорает в том же месте.
  5. Разобрать фен-донор (понятное дело, если он у вас есть) и взять оттуда.
  6. (не для каждого): можно намотать спираль самому. Где взять нихром? Например, заказать в Китае.
  7. можно купить уже готовую спираль. Чтобы найти нужную, введите в строке поиска вашего браузера <<спираль электрическая для бытовых электроприборов купить>>. Спирали бывают разной мощности и продаются в пакетиках по несколько штук.

Посмотреть примеры ремонта спирали можно в этих видео:

Видео: ремонт фена Viconte VC-372 (перегорела спираль)

Видео: где можно купить нихром

Не включается, т. е. не греется и не крутится вентилятор

Возможные неисправности: не подаётся напряжение, то есть проблема с кабелем питания

Как отремонтировать:

Сначала внимательно просмотрите кабель от сетевой вилки до корпуса: нет ли явных повреждений. Если есть, удалите повреждённый участок и спаяйте концы кабеля. Возможно, это все неисправности и фен заработает. Пример ремонта кабеля есть в вышеприведённом видео: Как разобрать и отремонтировать фен Scarlet .

Крыльчатка не крутится или крутится на низких оборотах

Возможные неисправности: неисправен двигатель или на его вал намотались волосы.

Если на ось электродвигателя намотались волосы, чтобы их убрать, придётся демонтировать крыльчатку. Также вам нужно будет снять крыльчатку, если вы собираетесь смазать вал двигателя или заменить его. Как это сделать, можно посмотреть в этих двух видео:

Видео: снимаем крыльчатку с фена

Видео: как снять вентилятор с моторчика фена

Также в некоторых случаях можно ухватиться пальцами за основание крыльчатки и, потянув, снять её.

Относительно проверки электродвигателя, автор считает, что лучшим способом - с точки зрения безопасности - является демонтаж двигателя и подключение его к подходящему блоку питания с защитой от короткого замыкания. Если двигатель не вращается, нужно проверить целостность обмоток мультиметром. При обрыве обмотки придётся покупать новый двигатель (хотя вы можете перемотать старый, но это, пожалуй, имеет смысл только в качестве развлечения). Если двигатель сильно искрит, вам также придётся покупать новый. Протирание спиртом в этом случае если и поможет, то ненадолго. Один из вариантов, где вы можете приобрести новый двигатель: заказать в Китае (ищите <>).

Фены с функцией ионизации воздуха и инфракрасные аппараты

Фены с ионизацией - при включении этого режима - выделяют много отрицательных ионов, нейтрализуя положительный заряд на волосах, отчего они становятся гладкими и не пересушиваются. Для создания отрицательных ионов используется спецмодуль, размещённый в ручке фена. Провод, выходящий из этого модуля, расположен в области нагревателя. Воздух ионизируется, соприкасаясь с этим проводником.

Диагностировать исправность модуля ионизации без специальных приборов можно по косвенным признакам. Если вы перестали ощущать разницу при включённом и отключённом модуле ионизации - и вы убедились, что на модуль поступает нормальное напряжение питания - следовательно, модуль неисправен. Далее вам потребуется найти модуль на нужное напряжение и подходящий по габаритам. Ищите, опять-таки, в Китае.

Фотогалерея: примерный вид модулей ионизации

Инфракрасные фены сушат волосы не горячим воздухом, а инфракрасным излучением. Они довольно дорогие, относятся к категории профессиональных и сушат волосы значительно быстрее обычных фенов. Вместо нихромовой спирали в них используется инфракрасный нагревательный элемент (как в инфракрасных обогревателях). В остальном их конструкция сходная с конструкцией обычного фена.

Видео: инфракрасный фен h2d

Чтобы разобрать и починить фен, не нужно быть дипломированным специалистом. Достаточно знаний курса физики средней школы и наличия прямых рук, растущих из правильного места. Дерзайте и все у вас получится!

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему \рис.1\ строительного фена:

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя \управление скоростью обдува\ — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя \вентилятора\ — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — R\ТЭН\;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему \одной диагонали моста\ выпрямленный ток двух потенциалов \+,-\ поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается \в связи с падением напряжения\.

Количество ТЭНов \нагревателей\ в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

Следующая электрическая схема строительного фена \рис.3\, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа \ТЭН2\.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа \ТЭН1\ для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

  1. диодов;
  2. конденсаторов.

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя \перегорание обмотки\.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки \отсутствие контакта\.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

  • пылесоса;
  • строительного фена,

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя \рис.5\ выглядит следующим образом:

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания \нулевое значение сопротивления\. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее \нулевое\ значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

Электрическая схема \рис.7\ состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования \рис.7\ — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Фен состоит из мотора, вентилятора, нагревательных элементов, электрической схемы, заставляющей элементы работать согласованно. В зависимости от количества режимов, фирмы-изготовителя, элементная база, внешний вид, состав переключателей разные. Но ничего сложнее полупроводникового тиристора, внутри не окажется. Поэтому осуществим домашний ремонт фенов для волос своими руками.

Корпус держится на шурупах. Головки часто нестандартного образца. Это - плюсик, звездочка, вилы. Следовательно, в первую очередь перед исправлением фена позаботимся об инструменте, способном справиться с такой задачей. Благо, набор бит стоит сегодня 600 рублей.

Иногда створки корпуса дополнительно крепятся вместе специальными защелками. Это отдельная проблема: опытные мастера часто ломают пластмассу, отчаявшись справиться цивилизованными методами. Никаких премудростей нет, придумывают скрытые шурупы, спрятавшиеся под наклейками, пластмассовыми вставками, съемными крышечками регуляторов. Крепеж фиктивный. Полезные функции отсутствуют.

Мотор фена питается постоянным током 12, 24, 36 В. Для выпрямления сетевого напряжения используется диодный мост, в дешевых моделях - одиночный диод. Фильтрация гармоник питания проводится конденсатором, включенным параллельно обмоткам двигателя или входящим в состав более сложного фильтра. Индуктивности ввиду непомерной массы в фенах применяются редко. Поэтому знаний принципов сглаживания пульсаций RC-цепочками хватит, чтобы справиться с построением принципиальной схемы ремонтируемого фена. Иногда фильтрующим элементом используется одна спираль (индуктивность).

Выключатель фена одновременно замыкает цепь, через которую будут питаться спирали, запускает мотор. Дальнейшая схематика вмешательства определена сложностью:

  • регулируются только скорость вращения или только температура;
  • возможность по отдельности выбирать обогрев и интенсивность воздушного потока.

В большинстве моделей фенов параллельно стоит защита от включения нагревателей при бездействующем моторе. Уберегает спираль.

Опционально наличествующий термостат в виде специального сопротивления или другого чувствительного элемента. Опишем встречающиеся поломки у верных помощников прекрасной половины человечества.

Типичный порядок осмотра

Если прибор лишен признаков жизни, работает нестабильно, осмотр начинается цепью питания. Ниже схематично описан ремонт фенов Rowenta.

Внимание! Описанные виды работ требуют навыков обращения с электрическими приборами. Авторы сбрасывают ответственность за ущерб здоровью, имуществу, возникший при попытках следовать приведенным рекомендациям по ремонту фенов.

Шнур

Осмотр силового провода начинается розеткой. Там кроется часть неисправностей: нет напряжения - фен не работает. Если вольтаж в розетке присутствует, осмотр шнура начинается местом входа в корпус, идите по направлению к вилке. Работы выполняются на обесточенном приборе. Ведется визуальный поиск изломов и нерегулярных образований - горелостей, повреждений изоляции, изломов.

Затем разбирается корпус фена. Внутри имеете шанс увидеть варианты электрического сопротивления:

  1. Пара разъемных контактов.
  2. Пайка.
  3. Проводка заделана в пластиковые колпачки.

Неразъемное соединение

Последний элемент списка характеризует неразборное соединение, следовательно, архисложен случай для тестирования. Умелые руки, а точнее, умные головы, украинских братьев по разуму советуют использовать для ремонта фена обыкновенную иголку. Сразу уловившие ход мысли следующий абзац пропустят, непосредственно начинайте тестирование.

Ремонт фена своими руками начинается прозвонкой проводки. Подойдут китайский тестер, лампочка, индикатор. К одной клемме прикрепляется иголка, втыкаемая затем в жилу питания в районе колпачка сквозь изоляцию до меди. Вторая клемма ощупывает ножки вилки. Звонок проходит для обеих жил. Свыше 1 прокола на жилу при починке фена делать не стоит (некоторые попытаются искать еще и место обрыва), поскольку характер эксплуатации предусматривает попадание влаги с мокрых волос.

Контактная площадка

Прозвонить провод, имея перед глазами визуально различимые места стыковки, сможет даже ребенок. Обнаружив повреждения, рекомендуется купить новый шнур, снабженный вилкой неразборной конструкции. Вероятность попадания влаги обкладывает ограничениями выбор изоляции токопроводящих частей, используемую в целях ремонта фена.

Распространены случаи: первый взгляд выявляет место повреждения входа шнура в корпус. Оплывы, нагар, черная изоляция указывают локализацию неисправности.

На стыке с корпусом фена приютилась уязвимая точка проводки. Хозяйка берет нежный прибор за шнур, мотает из стороны в сторону, накручивает кабель на ручку. Жила с трещиной искрит, изоляция греется, сгорает, медь плавится. Таков механизм повреждения медных жил.

Выключатель и переключатель

При подновлении полезно замкнуть накоротко выключатель, проверить: изменит фен в ответ на незамысловатый шаг поведение коренным образом. Встречаются трехпозиционные переключатели, каждое положение в короткозамкнутом состоянии проверяется отдельно. Запомните, зарисуйте исходную раскладку проводов перед началом починки фена.

Проверка переключателей скорости, температуры использует аналогичную схему.

Выявленный в ходе реставрации фена дефектный элемент осмотрите. Нагар счищается надфилем, шкуркой, ластиком. Контакты протираются спиртом. Неисправные комплектующие заменяются эквивалентами. Радикальный метод - замкнуть кнопку включения накоротко на время поиска подходящих комплектующих.

Вентилятор

Сравнительно часто у фена забивается воздуховод. Необходимо снять фильтр, если таковой имеется, и тщательно прочистить. Мягкой кисточкой удалить пыль из щелей.

Отсутствие вращения лопастей или низкие обороты часто наблюдаются, когда волосы намотаны на ось двигателя. Пропеллер необходимо аккуратно снять с вала, всячески избегая при этом лишних усилий и перекосов. После этого посторонние предметы удаляются.

Спирали

У фена нагревательных элементов обычно несколько. Визуально все они должны выглядеть однородно. В этом убедитесь при исправлении фена, вскрыв корпус. Обнаруженные разрывы устраняются скруткой концов, пайкой и лужением. Можно также раздобыть тонкие медные трубочки и обжать концы разорванной спирали внутрь.

Дефекты нагревательных элементов при ремонте наблюдаем визуально. Внимательный осмотр подскажет, как починить фен. Эффективна замена спиралей аналогичными покупными или самодельными изделиями из нихромовой проволоки.

Двигатель

Электрический двигатель фена может питаться как постоянным током, так и переменным. Если диодный мост сгорел, повреждены обмотки, нормальное функционирование нарушается. Ужасный треск и искры при включении указывают неисправность мотора.

Обмотки двигателя выпаиваются при ремонтировании фена из электрической схемы. У каждого провода найдите пару, которая звонится. Выводы соединяются тройками, ни один не должен висеть в воздухе. Замена обмотки при ремонте фена производится только в мастерской. Впрочем, народные мастера мотают не хуже станков. Желающие попробуют.

При исправности обмоток осматриваются щетки, медная поверхность под ними зачищается, оценивается плотность прилегания.

Ось должна свободно крутиться. При починке фена не помешает смазать трущиеся поверхности, вручную приработать проблемные места.

Микросхема

Подложка из гетинакса иногда трескается, разрывая дорожку. Поврежденный участок залудите, негусто покройте припоем.

Испорченные конденсаторы чуть раздуваются. Верхняя грань цилиндра содержит неглубокие прорези, когда изделие ломается, боковина раздувается, выгибаясь наружу. Такой конденсатор замените в первую очередь, обнаружив характерный дефект.

Выгоревшие резисторы темнеют. Некоторые сохраняют работоспособность, желательно такой радиоэлемент заменить.

Термостат

Некоторые фены снабжены саморегуляцией. Эффект достигается использованием резистивного делителя, одним плечом которого выступает элемент, реагирующий на температуру. Дальнейшие действия определены схемой реализации контроля параметра. Порекомендуем:

  • исключить датчик вовсе, разорвав цепь, испробовать реакцию прибора;
  • замкнуть после этого провода накоротко, включить, посмотреть, что будет.

Велик шанс неудачи, если прибор обучен реагировать только на фиксированное значение сопротивления. Остается поискать принципиальную схему в интернете или нарисовать самостоятельно.

Ремонтирование профессиональных фенов отличается большей сложностью. Элементы конструкции часто дополняются плавными регуляторами и дополнительными опциями наподобие кнопки Care. Спирали изготавливаются из специальных сплавов, создающих при нагревании отрицательные ионы, благотворно влияющие на волосы. Методика остается прежней:

  • шнур;
  • выключатели и кнопки;
  • очистка от пыли;
  • спирали;
  • мотор;
  • визуальный контроль конденсаторов, резисторов.

Перед починкой желательно раздобыть принципиальную схему.

Промышленные модели мало чем отличаются от бытовых. Но сушить волосы не рекомендуется. Отличаются такие изделия повышенной стойкостью к пыли, ударам, вибрациям, влажности, прочим климатическим факторам. Домашняя реставрация промышленных фенов закончится не лучшим образом.

Электрорадиоизделия, применяющиеся в бытовых моделях, не подходят для эксплуатации в тяжелых условиях. Требования предъявляются к проводам, шнуру питания, мотору и спиралям.

Фен для сушки волос – это электрический прибор, представляющий собой отрезок трубы, через которую с высокой скоростью в заданном направлении подается поток воздуха, нагретого до 60°C. Зачастую для удобства использования трубу оснащают пистолетной ручкой.

На фотографии представлен фен марки Melissa Magic мощностью 1600 Вт. На рукоятке размещен переключатель режимов работы, с помощью которого можно включать фен и ступенчато изменять температуру исходящего из его сопла воздуха.


Строительный фен по внешнему виду, принципу работы, устройству и электрической схеме практически не отличается от фена для сушки волос. Только в нем воздушный поток нагревается до 600°C.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.


На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.


При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.


Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Как отремонтировать фен своими руками

Внимание! При ремонте электрического фена следует соблюдать осторожность. Прикосновение к оголенным проводам и деталям, находящимся под напряжением может нанести серьезный урон здоровью. Не забывайте вынимать вилку фена при ремонте из розетки!

Если к Вам в ремонт попал сломанный фен, то в первую очередь надо выяснить по каким внешним признакам фен был признан неисправным. По ним можно, воспользовавшись ниже приведенной таблицей, сразу предположить в каком месте искать неисправность.

Внешнее проявление, причины и способы устранения неисправностей фена
Внешнее проявление Вероятная причина Способ устранения
При сушке волос фен периодически отключается Перетерся шнур питания в месте выхода из корпуса фена или вилки Отремонтировать или заменить сетевой шнур или вилку
Воздух из фена идет горячий с запахом гари Недостаточная скорость вращения крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом
Фен после недолгой работы отключается Срабатывает термозащита из-за недостаточной скорости вращения или остановки крыльчатки в результате навивки на вал мотора волос между крыльчаткой и его корпусом Удалить острым инструментом волосы с вала
Фен не включается В обрыве сетевой шнур или неисправен переключатель режимов Отремонтировать или заменить сетевой шнур или выключатель
Из фена идет холодный воздух Неисправна кнопка отключения нагрева, обрыв спирали, окислились контакты в элементе термозащиты Прозвонить детали мультиметром, неисправные отремонтировать или заменить
Фен работает только в одном из положений переключателя режимов Неисправен переключатель режимов, в обрыве одна из спиралей или диод VD1 Прозвонить мультиметром переключатель, диод и спираль, неисправные детали отремонтировать или заменить

Как разобрать фен

Разобрать фен бывает сложнее, чем его отремонтировать, так как части корпуса обычно внутри соединяются с помощью защелок, расположение которых с внешней стороны не видно.


Но всегда на рукоятке в области входа в корпус сетевого шнура имеется саморез, обычно закрытый декоративной заглушкой или заклеенный этикеткой. Благодаря разному цвету частей корпуса фена Braun, показанного на фотографии, видно по какой линии его разбирать.


Вот так выглядит декоративная пластиковая заглушка в корпусе фена. Так как она одного цвета с рукояткой, то ее сложно заметить. Для извлечения заглушки нужно острым предметом, например, шилом или ножом с острым концом лезвия поддеть ее за край.


После изъятия заглушки головка самореза стала видна, но оказалось, что шлиц на ней треугольный, при этом грани его выполнены таким образом, что саморез можно винтить только по часовой стрелке. Производитель предусмотрел, чтобы в домашних условиях фен для ремонта разобрать без поломки корпуса было невозможно.


Для вывинчивания винта с такой головкой сначала с помощь жала разогретого электрического паяльника он был нагрет. Для этого достаточно прижать жало паяльника к головке и удерживать в течение пары минут. От нагрева самореза пластмасса вокруг резьбы размягчилась. Далее, пока пластмасса не остыла, с помощью отвертки с плоским жалом шириной равной длине грани треугольника шлица саморез без трудностей был выкручен.

Во избежание трудностей при следящем ремонте фена при сборке саморез был заменен таким же по размерам, но со шлицом в головке под крестовую биту.


Съемная часть корпуса дополнительно держалась еще на четырех защелках. Две из них находились по бокам трубы. Для разборки пришлось одновременно с разведением деталей отжать их через образующуюся щель с помощью плоской отвертки.


После расцепления боковых защелок верхние освободились сами. Защелки были неглубокими, поэтому удалось разобрать фен без их поломки.


В данном фене неисправен был сетевой шнур, и поэтому дальнейшей его разборки не понадобилось, так как место подключения шнура к электрической схеме стало доступным.

Примеры ремонта фена

Наиболее часто фены ломаются по причине перетирания сетевого шнура или нарушения работы электродвигателя с крыльчаткой. В современных фенах, благодаря наличию тепловой защиты и использования толстой проволоки для намотки спирали она перегорает очень редко. Из десятка отремонтированных мною фенов с перегоревшей спиралью не встречалось.

Ремонт сетевого шнура фена

При сушке волос фен интенсивно перемещается и сетевой шнур постоянно изгибается. Хотя провода в шнуре медные и многожильные, но от многократных перегибов со временем обламываются. Признаком начала обрыва проводов является периодическое временное прекращение работы фена во время сушки волос.

Поэтому половина поломок связана с перетиранием сетевого шнура в месте выхода из корпуса, реже у вилки. Первым признаком такой поломки является перебои в работе фена во время сушки волос. На этом этапе легко узнать место дефекта шнура. Достаточно зафиксировать его посередине и пошевелить шнур сначала у входа в корпус вилки, а затем у входа в корпус фена. Если фен при этом будет работать стабильно, значит, шнур в порядке и неисправность надо искать в другом месте.

Если провода в шнуре перетерлись в месте выхода из вилки, то можно выполнить ремонт фена без его разборки. О том, как заменить вилку, описано в статье «Электрическая вилка, как подключить, отремонтировать» .


Обычно провода шнура внутри фена припаивается к печатной плате или присоединяются с помощью накидных клемм, как на приведенной фотографии.

Для проверки шнура нужно прозвонить провода, прикоснувшись одним щупом тестера или мультиметра к одному из штырей вилки. Вторым щупом мультиметра поочередно прикоснуться к концам проводов. Один из проводов должен показать нулевое сопротивление. Между оставшимся проводом и вторым штырем вилки должно быть тоже нулевое сопротивление.


Если провода прозваниваются, то шевеля шнур в это время можно точно определить, в каком месте провод перетерся. В ремонтируемом изделии шнур был оборван в месте ввода в фен.

Если провода шнура припаяны к печатной плате, то прозвонить их можно не отпаивая, присоединив щупы прибора к штырям вилки. Переключатель работы фена должен быть установлен в режим максимальной мощности. Нагревательная спираль имеет сопротивление около 30 Ом. Поэтому, если провода шнура исправны, то мультиметр должен показать такое же сопротивление.

С помощью онлайн калькулятора Вы можете точно рассчитать величину сопротивления нихромовой спирали фена, исходя из его максимальной мощности.


В ремонтируемом фене обрыв шнура оказался в месте ввода его в корпус. Для восстановления работы нужно дефектный участок провода отрезать и перемонтировать накидные клеммы. Для снятия клемм с проводов сначала нужно с помощью ножа разогнуть в стороны усики, фиксирующие провода, как показано на фотографии.



На следующем шаге перетертый участок провода отрезается и со шнура и проводов снимается изоляция . Длина шнура уменьшиться на десяток сантиметров, что не повлияет на эксплуатационные характеристики.


Осталось залудить провода и клеммы с помощью припоя электрическим паяльником и спаять их вместе. После надевания клемм, сборки и проверки работы фена ремонт его можно считать законченным.

Если нет под рукой паяльника, то в таком случае провода отрезаются на расстоянии 3-5 см. от места подключения к электрической схеме фена и удаляется отрезок дефектного шнура. Затем провода соединяются одним из механических способов, в зависимости от внутреннего свободного пространства в рукоятке фена.

Ремонт цепи питания двигателя

Попал в ремонт фен Melissa-1600, с жалобой на то, что воздушный поток из него стал слабым с запахом гари. При проверке оказалось, что крыльчатка вращалась с недостаточной скоростью. Сразу предположил, что на вал мотора между крыльчаткой и корпусом навились волосы. Обычно в большинстве случаев при таких признаках это и случается.


Но после разборки фена выяснилось, что один из выпрямительных диодов, установленных на моторе, разорвало пополам. Прозвонка остальных диодов показала их исправность. Поэтому двигатель и работал, но на него подавалась только одна полуволна выпрямленного напряжения.


Неисправный диод был выпаян и на его место, с соблюдением полярности, запаян первый попавшийся типа КД105. Напряжение питания двигателя обычно составляет 9-12 В при токе не более 0,5 А. Такие параметры обеспечит практически любой выпрямительный диод.

Заодно с вала мотора были удалены навитые волосы и смазаны подшипники машинным маслом. Для этого достаточно нанести каплю масла в точку фиксации вала в корпусе мотора и провернуть несколько раз вал за крыльчатку.


Перед установкой двигателя в фен его желательно проверить. Для работы мотора необходимо постоянное напряжение величиной 9-12 В. Но так как напряжение подается на диодный мост, то запитать двигатель можно как от постоянного, так и переменного источника тока. Подойдет даже простейший адаптер от любого устройства, выдающий соответствующее напряжение и ток до 0,5 А.

Подавать напряжение нужно на вход диодного моста, точки его припайки к электрической схеме фена. Если двигатель подключается к источнику постоянного напряжения, то нужно проверку провести сначала при одной полярности подключения, а потом поменять подключаемые провода местами. Это нужно чтобы проверить все диоды моста.


Испытания двигателя после профилактики и ремонта показали, что его крыльчатка при прокрутке рукой вращалась легко и при подаче напряжения от внешнего источника напряжения с достаточной скоростью.

Проверка фена после сборки показала, что работоспособность его полностью восстановлена. Крыльчатка вращалась с большой скоростью, и запах гари исчез.

Ремонт переключателя и кнопки включения холодного воздуха

Если фен невозможно включить, и сетевой шнур исправен, то причиной, как правило, является нарушение контактов в переключателе режимов. А если все режимы фена, но воздух не нагревается, то неисправна кнопка отключения нагрева, теплозащита или перегорела спираль.


Переключатели режимов работы в фене обычно впаиваются в небольшую печатную плату, которая фиксируется в направляющих или прикручена саморезами. На фотографии показаны выводы переключателя, впаянные в печатную плату. С левой стороны виден выключатель подачи горячего воздуха.


Если переключатель режимов не звониться, то можно попытаться тонким инструментом зачистить внутренние контакты через отверстие, расположенное рядом с его движком. Бывает, что выгорел только контакт одного из режимов работы, а остальные в рабочем состоянии. В таком случае можно пожертвовать редко используемым режимом работы фена и переключить коммутацию на исправный контакт.

Бывает, что из-за подгоревших контактов в результате нагрева корпус переключателя деформируется и движок заклинивается. В случае отсутствия переключателя на замену можно провода соединить напрямую, оставив только один режим работы фена. Включать в таком случае фен придется подключением его вилки к розетке.

Если неисправна кнопка отключения подачи теплого воздушного потока, и нечем ее заменить, то достаточно закоротить ее выводы. В таком случае эта функция работать больше не будет, а в остальном фен будет работать, как и прежде.

Ремонт тепловой защиты

Тепловая защита представляет собой два соприкасаемые контакта, один из которых закреплен на биметаллической пластине. При нагревании пластины свыше заданной температуры она изгибается вверх, как показывает стрелка на фотографии. В результате контакты размыкаются, и цепь питания нагревательной спирали разрывается.


Если кнопка отключения подачи горячего воздуха в порядке и спираль целая, то очевидно, что окислились контакты в реле тепловой защиты. Для восстановления достаточно в зазор между контактами ввести сложенную вдвое мелкозернистую наждачную бумагу и прижав биметаллическую пластину сверху пальцем несколько раз протянуть бумагу.

Неисправности нагревательного элемента - спирали

Если воздушный поток из фена идет холодным при работающем двигателе, исправной кнопке отключения и тепловой защиты, то поломка связана с нихромовой спиралью.

Обрыв спирали легко обнаружить внешним осмотром. А нарушение контакта в соединениях в виде полых заклепок на каркасе фена концов нихромовой проволоки с проводами, идущими от переключателя режимов работы, не всегда можно определить по внешнему виду. Если заклепки не имеют почернений, то в таком случае поможет только прозвонка мультиметром.


Для восстановления контакта в заклепочном соединении нужно с помощью плоскогубцев ее дополнительно обжать. Работу надо делать аккуратно, чтобы не поломать хрупкий слюдяной или керамический каркас.

Перегорание или обрыв спирали в современных фенах практически не происходит, но если такой отказ случился, то спираль необходимо будет заменить новой. Сращивание проволоки спирали скруткой или обжатием в отрезке алюминиевой или латунной трубки не приведет к долговременному успеху. Если спираль износилась, то после такого ремонта вскоре перегорит в другом месте.

Нихромовую спираль, с учетом мощности фена можно приобрести новую или намотать самостоятельно из нихромовой проволоки, рассчитав ее диаметр и длину по таблице .

Удаление волос и смазка вала двигателя фена

Еще одна распространенная неисправность фена, которую можно устранить самостоятельно, имея под руками только стандартный набор инструмента, это когда фен работает, но струя исходящего воздуха сильно горячая с запахом гари из-за намотки на вал двигателя волос или плохой смазки подшипников двигателя.

Удаление волос с вала двигателя фена BaByliss

Попал мне в ремонт фен BaByliss, показанный на фотографии, с жалобой, что исходящая струя воздуха стала слабой и очень горячей.


При проверке, по звуку работы вентилятора стало понятно, что частота его оборотов занижена, и причина неисправности кроется в работе двигателя. Для устранения неисправности пришлось фен разбирать.

Для того чтобы разобрать фен BaByliss сначала нужно снять насадку, открутив два самореза. Далее с помощью отвертки с плоским жалом снимается фиксирующее кольцо, установленное со стороны выхода подогретого воздуха. Поддается оно легко.

Осталось разъединить половинки корпуса, которые удерживаются на двух защелках с каждой боковой стороны. На фотографии, благодаря полупрозрачности пластика защелки хорошо просматриваются, как на фотографии в виде светлых полосок.


Фен разобран и осталось добраться до места вала, где намотались волосы. Двигатель закреплен внутри пластмассового корпуса, представляющего собой трубу таким образом, что для извлечения его нужно снять крыльчатку вентилятора. А крыльчатка, как правило, насажена на вал плотно и тут обычно возникают большие трудности, так как захватится за крыльчатку стандартным инструментом невозможно, и поломать ее легко.

Для решения подобных задач у меня сделан из китайских утконосов специальный инструмент – утконос с загнутыми под прямым углом концами губок. С помощью тисков концы легко загнулись, так как небыли закалены.

Этим утконосом я также с успехом ремонтирую бегунки змеек и молний, в случае если звенья перестают смыкаться. Обычными плоскогубцами зачастую не добраться. А благодаря загнутым концам губок в любых случаях легко сжать смыкающую звенья часть бегунка.

В дополнение модернизированными плоскогубцами-утконосами удобно удерживать оси и валы, гайки и другие предметы разных форм – не выскальзывают, как из плоскогубец с плоскими губками.

После снятия с вала двигателя крыльчатки появился доступ к накрученным волосам. В этой модели фена на вал двигателя насажена латунная втулка, а уже на нее надета крыльчатка. Обычно она насаживается непосредственно на вал двигателя.

Осталось только острым предметом, например ножом, шилом или иголкой, удалить волосы и собрать фен в обратном порядке. Чтобы не возникло трудностей при сборке фена, при разборке советую сделать несколько фотографий.

Удаление волос и смазка вала двигателя фена Viconte

У фена Viconte внешнее проявление неисправности было такое же, как и у BaByliss, но в дополнение воздух исходил с запахом гари и вентилятор работал со скрежетом. Это свидетельствовало, что выработалась смазка подшипников двигателя.


Последовательность и технология разборки фена аналогичная как фена BaByliss, поэтому описывать ее нет необходимости.


Питающее напряжение с помощью двух проводов подавалось на диодный мост, распаянный на выводах двигателя. Для удобства ремонта провода были отпаяны с помощью паяльника. Цвета проводов можно не запоминать, так как на мост подается переменное напряжение, и порядок соединения проводов значения не имеет.

Попытка снять крыльчатку с вала двигателя с помощью выше описанных утконосов не увенчалась успехом, даже при приложении большой мышечной силы. Пришлось придумывать, как удалить волосы и смазать подшипник, не снимая крыльчатку.

Пришла идея, что можно не мучатся со снятием крыльчатки, а просверлить отверстие в корпусе держателя двигателя, что и было сделано.

Место сверления отверстия нужно вымерять, чтобы не попасть в корпус двигателя или основание крыльчатки. Сначала было просверлено отверстие диаметром в три миллиметра, а затем рассверлено до пяти. Пластик корпуса мягкий и тонкий, поэтому отверстие можно сделать и концом остроконечного ножа.

Для удаления волос с вала двигателя из канцелярской скрепки был изготовлен крючок. Чтобы изготовить такой инструмент нужно отогнуть конец скрепки, на наждачной бумаге его заострить и самый кончик загнуть на длину два миллиметра. За минуту все волосинки были удалены.

Для смазки подшипника пришлось воспользоваться медицинским шприцом. Достаточно одну каплю масла подать в точку входа вала в двигатель. Для того чтобы масло попало в подшипник, нужно взявшись за крыльчатку, подвигать несколько раз вал вдоль оси, прокручивая его.

Смазать нужно и подшипник с противоположной стороны вала. Для смазки подойдет любое машинное масло, например для заливки в двигатель автомобиля. Если масла под рукой нет, то можно вынуть щуп уровня масла из двигателя, с которого взять несколько капающих капель.

Для проверки работы вентилятора, на диодный мост было подано напряжение величиной 10 В с блока питания постоянного тока. Работать двигатель будет при напряжении от 5 до 12 В, поэтому подойдет даже зарядное устройство от любого телефона. Такую проверку делать не обязательно, но при возможности лучше убедиться, что вентилятора заработал как положено.

Проверка показала нормальную работу двигателя, без посторонних шумов и достаточный напор воздушного потока. Сделанное отверстие можно и не закрывать, так как оно плотно прилегает к корпусу фена. Если не так, то можно его заклеить скотчем.

Как видите, наиболее часто встречающиеся поломки фена устранить совсем не сложно и такая работа по силам при желании любому домашнему мастеру. В любом случае стоит перед покупкой нового фена попробовать отремонтировать отказавший фен.