Осветительные приборы

Почему азалии желтеют цветы. Как быстро и эффективно реанимировать азалию

Почему азалии желтеют цветы. Как быстро и эффективно реанимировать азалию

Причины агрессивного поведения

Актуальными в наши дни остаются поиски причин и наиболее эффективных средств контроля агрессивного поведения. Большое место занимают также вопросы, связанные с анализом природы тех факторов, которые способствуют агрессии. При этом можно выделить два основных направления поисков:

Внешние факторы, способствующие проявлениям агрессии.

Выявление внутренних факторов, способствующих агрессии .

Сторонники первого подхода стремятся раскрыть природу действия внешних факторов, оказывающих существенное влияние на проявления агрессивности. Речь в данном случае идет о негативных факторах окружающей человека среды, таких как влияние шума, загрязнения воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д. Определенное место в исследованиях этого направления находят также вопросы о выяснении роли алкоголя и наркотиков.

В исследованиях ученых определенное место занимает изучение специфики влияния на агрессию окружающей человека среды. В работах Р. Барона, Д. Зильманна, Дж. Карлсмита, Ч. Мюллера и других проводится идея о том, что агрессия никогда не возникает в вакууме и что ее существование во многом обусловлено некоторыми аспектами окружающей естественной среды, которые провоцируют ее возникновение и влияют на форму и направление ее проявлений .

Среди таких стрессоров они выделяют физические, к которым относят шум, жару, загрязнение воздуха и т.д., и межличностные, включающие в себя территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства, высокую плотность проживания людей.

Однако лабораторные эксперименты, а также многочисленные социальные наблюдения показывают, что эти стрессоры не всегда производят одни и те же эффекты. В результате западные ученые приходят к следующим выводам:

стрессоры среды не увеличивают прямо и однозначно степень агрессивности;

они могут влиять на нее лишь в том случае, когда: а) возбужденный таким образом индивид как бы заранее был предрасположен к нападению, б) нарушается способность личности к адекватной переработке получаемой ею информации, в) прерывается осуществляемое в данный момент поведение;

физические стрессоры увеличивают степень враждебности лишь до определенного предела, после которого она резко падает по мере того, как замещающие ее инструментальные акты устраняют негативные последствия действий стрессора .

Еще менее изученным является вопрос о влиянии на агрессию межличностных стрессоров, к которым относят территориальное вмешательство, нарушение персонального пространства и высокую плотность населения.

Работ по этой проблематике пока немного, да и в тех, которые имеются, постоянно проводится мысль о необычайной сложности установления прямой зависимости между агрессией и этими факторами.

В своем стремлении связать ряд внешних факторов с проявлениями агрессивности западные исследователи обращаются к изучению последствий употребления алкоголя и наркотиков.

В работах, главным образом американских, а также ряда западноевропейских ученых выявлены некоторые особенности действия марихуаны, барбитуратов, амфетамина и кокаина. Более тщательно рассмотрены отрицательные последствия принятия алкоголя, особенно для выяснения влияния его на агрессивное поведение личности. При этом учитывается подобное же воздействие на человеческий организм и наркотиков.

Согласно итогам многочисленных экспериментов современные исследователи отводят большую роль в возникновении агрессивного поведения различного рода сигналам среды, с которыми так или иначе вынуждены взаимодействовать субъекты. Непосредственное социальное окружение, в котором они находятся, во многом приобретает роль и значение опосредствующего фактора, который, взаимодействуя с индивидами, побуждает их (или сдерживает) к агрессивным действиям.

В рамках второго направления, изучающего влияние внутренних факторов на проявления агрессивности, ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. О"Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое внимание расовой принадлежности индивида .

Резкое обострение расовых конфликтов побудило ученых США к активному изучению влияния расовых признаков на проявление агрессивности. Западные исследователи концентрируют свое внимание на выяснении истоков различного рода этнических предубеждений и их влияние на агрессию.

Данные Р. Барона, Э. Доннерштейна и других ученых показали, что во многих случаях представители белых проявляют гораздо меньше прямой враждебности по отношению к потенциальным жертвам среди негров, чем к согражданам своего цвета кожи. Что же касается последних, то они оказываются более агрессивны в отношении белых.

Опираясь в целом на основные принципы социального научения, Э. Доннерштейн, С. Прентис-Дунн, Л. Уилсон и другие ученые считают, что враждебные акты могут быть нейтрализованы либо ожиданием общественного осуждения, либо опасением расплаты. Все, что уменьшает этот риск, растормаживает агрессию. Одним из таких условий Э. Доннерштейн считает, в частности, анонимность в отношениях с предполагаемой жертвой.

Среди внутренних факторов, влияющих на степень агрессивности и особенности ее проявления, ученые выделяют генетическую обусловленность индивида. Как отмечают Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, близнецовые и семейные исследования позволяют заключить, что индивидуальные различия агрессивности в существенной степени (почти на 50 %) обусловлены генетическими факторами. Часть генов, влияющих на различия в данной психологической характеристике, является общей для разных типов агрессивного поведения и некоторых черт темперамента (эмоциональности и импульсивности) .

По мнению этих авторов, повышенная агрессивность у лиц с различными хромосомными аномалиями является во многих случаях частью общего дезадаптационного синдрома, в формирование которого существенный вклад вносят собственно психологические факторы.

Но, не смотря на великое множество исследований причин агрессивного поведения, большинство современных психологов считают правомерным выделение теории социального научения, как одной из наиболее правдоподобно объясняющих причины агрессии. В современной психологии эта теория подразумевает определенную роль наследственности и влияния процесса социализации. Авторы, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала вывод, что в тех сообществах, где ребенок получает суровое воспитание, частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу, не вызывающая у взрослых осуждения, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Проведя обширное обследование, Эрон выявил черты жестоких и озлобленных детей. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют в свою очередь склонность к агрессивности по отношению к своим детям.

А.А.Бодалев считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетных для ребенка взрослых. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Опираясь на результаты исследований, можно заключить, что на развитие агрессии оказывают влияние два основных фактора:

Образец отношений и поведения родителей;

Характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

В исследованиях И.А. Фурманова была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников.

Р.Бэрон, Д.Ричардсон говорят о зависимости между практикой семейного воспитания и агрессивным поведением у детей, которая выражается в характере и строгости наказаний, а также в контроле поведения детей. В целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К.Левин выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

1. Снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;

2. Строгость наказания родителями.

Авторы исследования отмечают, что наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция - в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.

В работах Бандура отмечено, что, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Как отмечают Перри и Бассей, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину наказания, что мешает усвоению правил приемлемого поведения. В этом случае дети, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями, т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

Многие специалисты считают одной из основных причин агрессивности недостатки семейного воспитания :

1. Гиперопека/ гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Хочется отметить, что возраст родителей так же влияет на выбор стиля воспитания. Наиболее часто гипоопека встречается в неполных семьях молодых (а точнее юных) родителей. Дети, таких родителей чаще других детей, попадают в поле зрения администрации школы за агрессивное поведение (драки со сверстниками, эпизодический или системный вандализм).

Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку или по отношению к одному из членов семьи, свидетелем которого стал ребенок. В данном случае агрессивного поведения ребенка может рассматриваться как механизм психологической защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное влияние сибсов (отвержение, соперничество, ревность и жестокость с их стороны). По данным Фельсон (Felson, 1983), дети более агрессивны в отношении единственного брата или сестры, чем против большого количества детей, с которыми они общаются. Паттерсон (Patterson, 1984) обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных детей.

4. Материнская депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических семейных традиций, может стать причиной агрессивности ребенка. Речь идет об искаженных моделях воспитания, специфическом поведении родителей, и культивировании этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

6. Неполные семьи. По данным Геттинг (Geotting, 1989) малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения у детей и подростков:

1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:

1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка;

2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;

3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка;

4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье, способствующие формированию агрессивного и в целом отклоняющегося поведенияормированию агрессивного и в целом грессивного поведения у детей и подростапример,

1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность;

3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;

4) ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

По данным исследования Горьковой И.А. 92 из 100 обследованных делинквентных подростков (СпецПТУ, г.Колпино) росли в крайне неблагополучной обстановке: 40% росли в неполных семьях, у 11% оба родителя лишены родительских прав, у 19% ближайшие родственники на момент обследования находились в местах лишения свободы. В 88% родительских семей воспитанников отмечалось злоупотребление спиртными напитками хотя бы одним из родителей. Полная безнадзорность, бесконтрольность поведения со стороны родителей, безразличие в дальнейшей судьбе подростка отмечено в 76% случаев.

В целом агрессивное поведение в семье формируется по трем механизмам, пишет Н.М. Платонова:

1) подражание и идентификация с агрессором;

2) защитная реакция в случае агрессии, направленной на ребенка;

3) протестная реакция на фрустрирацию базовых потребностей .

Таким образом, существуют различные мнения о причинах агрессивного поведения, но многие ученые считают, что в каждом случае свои причины, и часто их бывает не одна, а сразу несколько.

Факты насилия, при которых причиняется вред конкретным лицам, называются агрессией. Каждый день человек либо лично, либо слышит от других о том, как с ними плохо поступили.

Если говорить о нравственной стороне данного вопроса, тогда агрессивное поведение считается плохим, злым, неприемлемым. Но почему человек позволяет себе злиться и причинять боль себе или окружающим?

Что такое Агрессия?

Что такое агрессия? Существует множество мнений о том, что такое агрессия. Одни говорят о том, что агрессия является инстинктивной реакцией и проявлением человека. Другие утверждают, что агрессия обусловлена фрустрацией – желанием разрядиться. Третьи указывают на то, что агрессия является социальным явлением, когда человек перенимает ее от других или подвержен влиянию негативного прошлого опыта.

В психологии под агрессией понимается деструктивное поведение, при котором человек причиняет физический вред или создает психологический дискомфорт другим людям. Психиатрия рассматривает агрессию как желание человека защитить себя от неприятной и травмирующей ситуации. Еще под агрессией понимают способ самоутверждения.

Агрессивное поведение считается направленным на живого объекта. Однако сайт психологической помощи сайт утверждает, что битье посуды или стены может вскоре перерасти в насилие над живыми существами. Зачастую агрессию приравнивают к ярости, злости или гневу. Однако не всегда агрессивный человек испытывает эмоции. Бывают хладнокровные люди, которые становятся агрессивными под влиянием своих предрассудков, убеждений или взглядов.

Какие причины толкают человека на подобное поведение? Злость ведь может быть направлена как на других людей, так и на себя. Причины могут быть разные, как и формы проявления агрессии. Каждый случай индивидуальный. Психологи отмечают другое: важно уметь справляться с собственной агрессией, которая проявляется в каждом человеке. Если кому-то нужна помощь, то он может ее получить. Этим и занимается сайт психологической помощи сайт, где человек может не только прочитать полезную информацию, но и проработать свои негативные стороны, которые часто мешают строить благоприятные отношения с окружающими.

Проявление агрессии

Агрессия проявляется по-разному. В зависимости от цели, которая достигается агрессивными действиями, и методов совершенных поступков, агрессия бывает доброкачественной и злокачественной:

  1. Под доброкачественной агрессией понимается отвага, мужество, амбиции, настойчивость, храбрость.
  2. Под злокачественной агрессией понимается насилие, хамство, жестокость.

Каждое живое существо бывает агрессивным. В каждом организме заложены гены, которые позволяют проявлять агрессию ради выживания, спасения себя от смерти. Так, выделяют оборонительную агрессию, которая возникает в момент опасности. Она имеется у всех живых существ. Когда живому организму грозит опасность, он становится решительным, убегает, нападает, защищается.

В противовес данной агрессии существует деструктивная, которая присуща только человеку. В ней нет ни смысла, ни цели. Она возникает только на основе эмоций, чувств, мыслей человека, которому просто что-то не понравилось.

Выделяют еще одно проявление агрессии – псевдоагрессия. Она возникает в ситуациях, где человек должен приложить максимум усилий ради достижения цели. Например, во время соревнования спортсмены становятся агрессивными, чтобы придать себе энергии и мотивации.

Особым проявлением агрессии, которое присуще всем живым существам, является стремление к выживанию. Когда не хватает еды, не достается интима, отсутствует защита, тогда организм становится агрессивным. Все направлено на выживание, что часто сопряжено с ущемлением границ и свободы других живых существ.

Агрессивным может стать любой человек. Часто сильные провоцируют слабых, которые потом тоже ищут более слабых личностей, чтобы отыграться на них. От агрессии нет защиты. У каждого она проявляется как реакция на внешний раздражитель. Стать жертвой агрессии может как тот, кто ее вызвал, так и тот, кто просто попался под руку.

Проявление агрессии – это выражение недовольства и неудовлетворенности. Она может быть как открытой, когда человек стучит по столу или постоянно «пилит», так и скрытой – периодические придирки.

Виды агрессии

По мере рассмотрения агрессии можно выделить ее виды:

  • Физическая, когда применяется сила и причиняется конкретный вред организму.
  • Косвенная, когда выражается раздражение в адрес другого лица.
  • Сопротивление установленным законам и морали.
  • Вербальная, когда человек на словах проявляет агрессию: кричит, угрожает, шантажирует и т. д.
  • Зависть, ненависть, обида за несбывшиеся мечты.
  • Подозрительность, которая проявляется в недоверии к лицам, когда кажется, что они замышляют что-то плохое.
  • Чувство вины, возникающее из-за мысли о том, что человек плохой.
  • Прямая – распространение сплетен.
  • Направленная (имеется цель) и неупорядоченная (жертвами становятся случайные прохожие).
  • Активная или пассивная («вставлять палки в колеса»).
  • Аутоагрессия – ненависть по отношению к себе.
  • Гетероагрессия – злость направлена в отношении окружающих: насилие, угрозы, убийства и т. д.
  • Инструментальная, когда агрессия используется как метод достижения цели.
  • Реактивная, когда проявляется как реакция на некий внешний раздражитель.
  • Спонтанная, когда проявляется без веских причин. Часто возникает как следствие внутренних явлений, например, психических заболеваний.
  • Мотивационная (целевая), которая совершается осознанно ради намеренного нанесения ущерба и причинения боли.
  • Экспрессивная, когда она проявляется в мимике, жестах, голосе человека. Его слова и действия не выражают агрессии, однако его положение тела и тон голоса говорят об обратном.

Человеку свойственно злиться. И самый главный вопрос, который волнует каждого, кто стал жертвой чужой агрессии, — почему на него накричали, избили и т. д.? Всех волнуют причины агрессивного поведения, особенно если агрессор ничего не пояснил. А насколько агрессия бывает разной, уже рассмотрено.

Причины агрессии

Для агрессивного поведения существует множество причин. Агрессия бывает разной и случается в разных ситуациях, поэтому часто следует смотреть на комплекс всего происходящего, чтобы понять мотивы поступков человека.

  1. Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками и т. д.). Под действием препаратов человек не может адекватно реагировать на конкретную ситуацию.
  2. Личностные проблемы, которые связаны с неудовлетворенностью в личных отношениях, интиме, одиночеством и т. д. Любое упоминание о данной проблеме вызывает негативную реакцию.
  3. Психические травмы детства. Развитый невроз на фоне неблагополучных отношений с родителями.
  4. Авторитарное и строгое воспитание, которое развивает внутреннюю агрессию.
  5. Просмотр фильмов и передач, где активно обсуждается тема насилия.
  6. Неполноценный отдых, переутомление.

Агрессия может быть симптомом серьезной болезни, которая часто связана с повреждениями в головном мозге:

  • Шизофрения.
  • Энцефалит.
  • Неврастения.
  • Менингит.
  • Эпилептоидная психопатия и т. д.

Не следует исключать влияния общественности. Религиозные течения, пропаганда, расовая ненависть, мораль, образы политиков или сильных личностей, которые являются агрессивными, развивают у наблюдателей подобное качество.

Часто люди, причинившие вред, ссылаются на плохое настроение или даже психическое расстройство. На самом деле только 12% из всех агрессивных людей являются психически больными. Остальные личности проявляют свои негативные эмоции в результате неправильной реакции на происходящее, а также отсутствия самоконтроля.

Агрессия отмечается как неудовлетворенность человека на жизнь в целом или конкретный случай в частности. Соответственно, главной причиной является неудовлетворенность, которую человек не устраняет благоприятными действиями.

Вербальная агрессия

Практически каждый сталкивался с такой формой агрессии. Вербальная агрессия является самой распространенной и явной. Во-первых, меняется тональность голоса говорящего: он переходит на крик, повышает голос, делает его более грубым. Во-вторых, меняется контекст того, что произносится.

Психологи отмечают многие формы вербальной агрессии. Человек же в повседневной жизни сталкивается с такими ее проявлениями:

  1. Оскорбления, угрозы, шантаж.
  2. Клевета, распускание сплетен.
  3. Молчание в ответ на вопросы человека, отказ от общения, игнорирование реплик.
  4. Отказ от защиты другого человека, которого критикуют.

До сих пор остается вопрос, является ли молчание способом агрессии. Здесь нет однозначного ответа. Все зависит от причин молчания того человека, который совершает данное действие. Если молчание происходит с сопутствующими агрессивными эмоциями, злостью, нежеланием говорить, поскольку может нагрубить, тогда речь идет о вербальной агрессии пассивного характера. Однако если человек молчит, потому что не услышал либо не заинтересован в теме беседы, поэтому желает ее перевести на другую тему, сохраняет спокойствие и доброжелательное расположение духа, тогда ни о какой агрессии речи не идет.

В силу социального строя и морали, которая наказывает всех, кто проявляет физическую агрессию, люди вынуждены пользоваться единственным способом ее проявления – словами. Открыто агрессия выражается в конкретных угрозах, оскорблениях и унижении личности другого. Скрытно агрессия проявляется путем гонения и давления на человека, например, распусканием сплетен. Хоть данные виды словесной агрессии являются неприемлемыми, однако за них человека не лишают свободы. Вот почему люди продолжают использовать данный вид как способ коммуницирования с теми, кем они недовольны.

Речевая агрессия

Остановимся непосредственно на словесной форме проявления агрессии, которая является самой распространенной в обществе. Речевая агрессия проявляется в ругательствах, отрицательных оценках (критике), оскорбительных словах, нецензурной речи, насмешливой интонации, грубой иронии, неприличных намеках, повышенном голосе.

То, что делает агрессор, вызывает раздражение и возмущение. Агрессия как первого, так и второго собеседника возникает на основе отрицательных эмоций, которые возникают сразу либо по истечении некоторого времени. Одни люди сразу говорят о том, что их возмущает, другие лишь через некоторое время начинают различными способами проявлять свою агрессию к тем, кто их унизил или оскорбил.

Нередко речевая агрессия является следствием неприязни человека к определенной группе лиц. Например, низкий социальный статус может спровоцировать недоброжелательное отношение индивида к тому, с кем он общается. Подобное противостояние возможно как по восходящей иерархии, так и по нисходящей. К примеру, часто скрытая агрессия проявляется у подчиненных в отношении начальника и у начальника в отношении подчиненных. Подчиненные часто испытывают зависть к высокому посту руководства, а также его командному тону. Начальник может ненавидеть подчиненных из-за того, что считает их глупыми, слабыми, низшими существами.

Редко причинами речевой агрессии является воспитание, психические особенности, срыв.

Несомненно, общество рассматривает вопрос не только гашения негативных эмоций у себя, когда они возникают, но и предотвращения конфликтов с людьми, которые проявляют злость. Следует понимать, что иногда агрессия приемлема, поскольку помогает в достижении определенных целей, например, подавлении противника. Однако все же данный метод не должен использоваться как универсальный.

Подходы к агрессии

Ученые из различных областей наук рассматривают подходы к агрессии. Для каждого представителя она означает что-то свое. Нормативный подход воспринимает агрессию как деструктивное поведение, которое не соответствует нормам морали и этики общества. Криминальный подход также рассматривает агрессию как акт противоправного поступка, который нацелен на причинение физического и морального вреда живому объекту.

  • Глубинно-психологический подход воспринимает агрессивное поведение как инстинктивное, присущее всем живым существам.
  • Целевой подход воспринимает агрессию как целенаправленное действие. С точки зрения достижения цели, эволюции, адаптации, присвоения важных ресурсов, доминирования.
  • Шваб и Коэроглоу рассматривают агрессивное поведение как стремление человека к установлению целостности своей жизни. Когда она нарушается, человек становится агрессивным.
  • Кауфма рассматривает агрессию как способ приобретения нужных для жизни ресурсов, что продиктовано естественной потребностью выживания.
  • Эрих Фромм рассматривал агрессивное поведение как желание доминировать и господствовать над живыми существами.
  • Уилсон характеризовал агрессивную природу человека как желание устранить действия другого субъекта, который своими поступками ущемляет его свободу или генетическую выживаемость.
  • Мацумото отмечал агрессию как поступок, который причиняет боль и вред физического или психического плана другому индивиду.
  • Щербина характеризовала словесную агрессию как речевое проявление чувств, намерений и желаний в отношении другого человека.
  • Когнитивная теория рассматривает агрессию как способ научения контактирования человека с внешними факторами.
  • Прочие теории комбинируют выше приведенные понятия для понимания природы агрессивного поведения.

Формы агрессии

Эрих Фромм выделял такие формы агрессии:

  • Реактивная. Когда человек понимает, что его свободе, жизни, достоинству или имуществу угрожает опасность, он проявляет агрессию. Здесь он может защищаться, мстить, ревновать, завидовать, разочаровываться и т. д.
  • Архаическая жажда крови.
  • Игровая. Человек иногда желает просто проявить свою ловкость и умения. Именно в этот момент он может прибегать к злобным шуткам, издевательству, сарказму. Здесь нет ни ненависти, ни злости. Человек просто играется в то, что может раздражать его собеседника.
  • Компенсаторная (злокачественная). Является проявлением деструктивности, насилия, жестокости, что помогает человеку делать свою жизнь полноценной, нескучной, наполненной.

Человек, который становится склонным к агрессии, обладает следующими характеристиками:

  1. Восприимчивость, ранимость, острое переживание дискомфорта.
  2. Импульсивность.
  3. Рассеянность, которая приводит к эмоциональной агрессивности, и вдумчивость, что провоцирует инструментальную агрессивность.
  4. Враждебная интерпретация происходящего.

Человек не способен полностью избавиться от своей агрессии, поскольку иногда она является полезной и нужной. Именно здесь он позволяет себе проявлять свое естество. Только человек, который умеет контролировать свои эмоции (не подавляя их), способен полноценно жить. Агрессия лишь в редких случаях становится конструктивной по сравнению с теми эпизодами, когда она применяется в полную силу.

Агрессия подростков

Достаточно часто психологи отмечают агрессию в детском возрасте. Очень яркой она становится в подростковый период. Именно данный этап становится самым эмоциональным. Агрессия подростков может проявляться в отношении кого угодно: сверстников, родителей, животных, младших детей. Частой причиной агрессии является самоутверждение. Проявление силы в агрессивной форме кажется признаком величия и власти.

Агрессия подростков – это намеренное действие, направленное на причинение вреда. Остаточно частыми являются случаи, когда в этом принимают участие три стороны:

  1. Агрессор – сам подросток.
  2. Жертва — человек, на которого направлена агрессия подростка.
  3. Зрители – люди, которые могут стать случайными свидетелями либо провокаторами, вызвавшими агрессию у подростка. В процессе проявления агрессии они не участвуют, а лишь наблюдают за тем, что делает агрессор и его жертва.

Подростки разных полов проявляют агрессию следующими способами:

  • Мальчики дразнятся, делают подножки, дерутся, пинают.
  • Девочки бойкотируют, сплетничают, обижаются.

Не имеет значения место и возраст агрессора, поскольку данная эмоция проявляется в любое время уже с малых лет.

Подростковая агрессия объясняется психологами теми изменениями, которые происходят в период полового созревания. Бывший ребенок, который еще не стал взрослым, боится будущего, не готов к ответственности и самостоятельности, не умеет контролировать свои эмоциональные переживания. Немалую роль здесь играют взаимоотношения с родителями, а также влияние СМИ.

Здесь выделяют такие типы агрессивных подростков:

  1. Гиперактивный, который рос в семье, где все ему позволялось.
  2. Обидчивый, которому свойственна ранимость, раздражительность.
  3. Оппозиционно-вызывающий, который демонстративно выступает против людей, которых не считает своим авторитетом.
  4. Агрессивно-боязливый, в котором проявляются страхи и подозрительность.
  5. Агрессивно-бесчувственный, которому не свойственны сочувствие, сопереживание.

Агрессия мужчин

Мужчины часто являются эталонами агрессии. Кажется, что женщины не должны быть настолько агрессивны, как мужчины. Однако данное чувство присуще всем. Агрессия мужчин часто проявляется в открытой форме. При этом сильный пол не испытывает чувства вины и тревоги. Для них данная эмоция является своеобразным спутником, который помогает достигать целей и формировать особую модель поведения.

Ученые выдвигают теорию о том, что мужская агрессия является генетическим фактором. Во все века мужчины должны были завоевывать территории и земли, вести войны, защищать свои семьи и т. д. При этом представительницы слабого пола отмечают данное качество, которое проявляется в доминировании и лидерстве, как привлекательное для себя.

Современный мужчина имеет множество причин того, почему в нем проявляется агрессия:

  • Неудовлетворенность своим социальным и материальным положением.
  • Отсутствие культуры поведения.
  • Отсутствие уверенности в себе.
  • Отсутствие других форм проявления своей независимости и силы.

В нынешнем положении, когда от мужчины требуется материальная состоятельность и успех, при этом практически отсутствуют все возможности для достижения данных статусов, у сильного пола имеется высокий уровень тревожности. Каждый раз общество различными способами напоминает мужчине о том, насколько он несостоятельный. Нередко это подкрепляется неустроенностью личной жизни или отсутствием сексуальных отношений с женщинами.

Свои переживания мужчины приучены держать в себе. Однако наружу выходит агрессия, которая является следствием неустроенности жизни. Мужчине сложно использовать все свои возможности в условиях мира, где он должен быть культурным и доброжелательным, поскольку злость и ярость часто оказываются наказуемыми.

Агрессия женщин

Агрессивность часто ассоциируется с мужским поведением. Однако женщины тоже склонны к недовольству, которое просто проявляется немного в других формах. Являясь более слабым существом, нежели мужчина, женщина старается немного мягко выражать свою агрессию. Если жертва кажется сильной или равной по силе, тогда агрессия женщины умеренная. Если речь идет о ребенке, на которого направлена агрессия, тогда женщина может не сдерживать себя.

Являясь существом более эмоциональным и социальным, женщина склонна к проявлению мягкой или скрытой агрессии. Более агрессивными женщины становятся в пожилом возрасте. Это психологи связывают с деменцией и ухудшением характера в отрицательную сторону. При этом немаловажным остается удовлетворенность женщины собственной жизнью. Если она недовольна, несчастна, тогда ее внутреннее напряжение возрастает.

Часто агрессивность женщины связана с внутренним напряжением и эмоциональными всплесками. Женщина не меньше мужчины подвержена различным ограничениям и обязательствам. Она должна создать семью и родить детей, быть всегда красивой и доброй. Если у женщины нет веских оснований для доброты, мужчины для создания семьи и рождения детей, физиологических данных для обретения красоты, это ее значительным образом угнетает.

Причиной женской агрессии часто является:

  • Гормональный дисбаланс.
  • Психические нарушения.
  • Детские травмы, враждебное отношение к матери.
  • Негативный опыт контактов с противоположным полом.

Женщину с самого детства делают зависимой от мужчины. Она должна быть «за-мужем». А когда отношения с противоположным полом не складываются, что является распространенным в современном обществе, это вызывает внутреннее напряжение и неудовлетворенность.

Агрессия у пожилых людей

Самым неприятным и порой непонятным явлением является агрессия у пожилых людей. Детей воспитывают в духе «уважения старших», поскольку они являются более умными и мудрыми. Их знания помогают миру становиться лучше. Однако пожилые люди практически ничем не отличаются от более младших собратьев. Проявление агрессии пожилыми людьми становится слабым качеством, которое не вызывает уважения.

Причиной агрессивности пожилых людей является изменение жизни в результате социальной деградации. Выходя на пенсию, человек теряет прежнюю активность. Здесь снижается память, ухудшается здоровье, теряется смысл жизни. Пожилой человек чувствует себя забытым, ненужным, одиноким. Если это подкрепляется бедным существованием и отсутствием интересов и хобби, тогда пожилой человек либо впадает в депрессию, либо становится агрессивным.

Можно назвать агрессию пожилых людей способом коммуникации с окружающими, методом привлечения к себе внимания. Здесь проявляются такие формы агрессии:

  1. Сварливость.
  2. Раздражительность.
  3. Противостояние всему новому.
  4. Протестное отношение.
  5. Беспочвенные обвинения и оскорбления.
  6. Высокая склонность к конфликтам.

Основной проблемой пожилых людей является одиночество, особенно после смерти одного из супругов. Если при этом дети не уделяют большого количества внимания пожилому человеку, тогда он ощущает острое одиночество.

Дегенерация или инфицирование клеток головного мозга также влияют на изменение поведения человека в любом возрасте. Поскольку данные явления случаются в большинстве своем в пожилом возрасте, врачи сначала исключают болезни головного мозга как причины агрессии.

Агрессия мужа

В любовных отношениях самой обсуждаемой темой является агрессивность мужей. Поскольку женщины иначе проявляют свой деспотизм, яркое проявление мужской агрессии становится распространенным явлением. Причинами конфликтов и ссоры в семье являются:

  1. Неравноправное распределение обязанностей.
  2. Неудовлетворенность интимными отношениями.
  3. Разное понимание прав и обязанностей супругов.
  4. Неудовлетворение своих потребностей в отношениях.
  5. Неравный вклад обеих сторон в отношения.
  6. Отсутствие значимости и ценности человека партнером.
  7. Финансовые проблемы.
  8. Неспособность решить все возникающие проблемы, их накопление и периодические споры из-за них.

Многие проблемы могут вызывать у мужа агрессию, но самыми важными становятся социальный статус, материальная состоятельность и сексуальное удовлетворение. Если мужчина не удовлетворен во всех планах, тогда он привычным образом ищет виноватого – жену. Она не настолько сексуальна, чтобы ее хотеть, не вдохновляет его на заработок денег, не становится его опорой и т. д.

Неудовлетворенный и неуверенный в себе мужчина начинает придираться, ссориться, указывать, командовать женщиной. Таким образом он старается нормализировать свою неполноценную жизнь. Если проанализировать ситуацию, то окажется, что агрессия у мужей возникает на основе их комплексов и несостоятельности, а не из-за жен.

Ошибкой женщин с агрессивными мужьями является то, что они пытаются наладить отношения. Это мужья должны исправлять ситуацию, а не женщины. Здесь жены совершают следующие ошибки:

  • Рассказывают о своих надеждах и страхах, чем еще больше убеждают мужей в том, что они слабы.
  • Делятся своими планами, что дает еще один повод мужьям покритиковать их.
  • Делятся своими успехами, ожидая, что мужья порадуются им.
  • Пытаются найти общие темы для разговоров, а сталкиваются с молчанием и холодностью.

Лечение агрессии

Под лечением агрессии понимается не медикаментозное устранение проблемы, а психологическое. Лишь в редких случаях используются транквилизаторы и антидепрессанты, которые способны успокоить нервную систему. Однако от агрессивного поведения человек полностью не избавится никогда. Поэтому под лечением агрессии понимается наработка навыков по ее контролю и пониманию происходящей ситуации.

Если агрессия проявляется в ваш адрес, вы должны понимать, что не обязаны терпеть нападок. Даже если речь идет о вашем муже/жене или о детях, все равно вы остаетесь личностью, которая имеет право на доброжелательное и бережное к себе отношение. Особенно болезненной становится ситуация, если речь идет об агрессивном поведении родителей в отношении детей. Это та ситуация, в которой жертва практически никогда не способна противостоять напору.

Никто не обязан терпеть чужие нападки. Поэтому если вы стали объектом чьей-либо агрессии, можете смело любыми способами давать отпор. Если же вы сами являетесь агрессором, тогда данная проблема является лично вашей. Здесь необходимо проводить упражнения по устранению собственной агрессивности.

Во-первых, следует распознать причины возникшей агрессии. Ничто не происходит просто так. Даже у психически больных людей есть причины для агрессивности. Какой момент стал тем пусковым механизмом, после которого вы почувствовали себя злыми? После осознания причины своих негативных эмоций следует предпринять шаги по изменению отношения к ситуации.

Второй момент – причина должна быть обесценена либо устранена. Если необходимо изменить личное отношение к ситуации, тогда следует это сделать; если необходимо решить проблему (например, устранить неудовлетворенность), тогда следует приложить усилия и немного потерпеть.

Следует не бороться с собственной агрессией, а понимать причины ее появления, поскольку устранение данных причин позволяет справиться с любыми негативными эмоциями.

Прогноз

Итогом любой эмоции является некое событие, которое становится решающим. Прогнозом следствия агрессии может стать все что угодно:

  1. Потеря связей с хорошими людьми.
  2. Развод или расставание с любимым человеком.
  3. Увольнение с работы.
  4. Неустроенность в жизни.
  5. Отсутствие поддержки со стороны важных людей.
  6. Отсутствие понимания.
  7. Одиночество и т. д.

В некоторых случаях даже встает вопрос о продолжительности жизни человека, который вступает в конфликт. При проявлении физического насилия в семье или в компании хулиганов речь может идти о смертельных исходах.

Если человек не старается контролировать свои агрессивные порывы, он столкнется с различными негативными последствиями. Его окружение будет состоять только из людей, которым не следует доверять. Только агрессивный человек может находиться рядом с таким же агрессором.

Последствия контроля собственной агрессии могут быть успешными. Во-первых, человек не будет портить отношения с теми, кто ему дорог. Так хочется выплеснуть свои эмоции и показать свой характер. Однако если понимать, какими могут быть последствия, лучше предотвратить нежелательный исход.

Во-вторых, человек может направить агрессию в конструктивное русло. От данной эмоции не избавиться, однако можно ее подчинить себе. Например, агрессия хороша, когда человек недоволен недостигнутой целью. В таком случае он желает приложить максимум усилий, чтобы все-таки воплотить свои планы.

Если человеку не удается самостоятельно справиться со своей агрессией, тогда он должен обратиться к психологу. Он поможет в нахождении правильных ответов на свои вопросы, а также в разработке стратегии поведения, которая поможет и агрессию усмирить, и поступки в нужных ситуациях совершать правильные.

Все более увеличивающаяся напряженность общества, рост национальных и этнических конфликтов, многочисленные локальные войны порождают в людях неуверенность в будущем. И все же, обладая наивысшими адаптационными возможностями, человек приспосабливается почти к любым изменениям внешней среды, включая и социальные перемены – войны, реформы, революции, природные и антропогенные катастрофы и т.д. Однако, безусловно, и то, что жизненные трудности не позволяют многим людям конструктивно справляться с ними, и механизмы психологической защиты направляются на уход от существующих проблем. Среди этих механизмов – алкоголизация, наркотизация, зависимость от чего угодно, преступность. Все это сужает круг интересов и увлечений, снижает уровень требований и критики к себе, то есть наблюдается постепенная деградация личности. Это и есть дисфункциональность личности, приводящая к саморазрушающему поведению (Попов Ю.В., 1997). Говоря словами Г. Аммона (1994), происходит изменения идентичности, под которым он понимает процесс, как постепенное развитие, оставляющее после себя след. Она (идентичность) не бывает окончательной, а растет благодаря социальной энергии. Социальная энергия – это крепость и сила, которые даются людям среди людей. В одних случаях эта социальная энергия означает умение развивать понимание и интерес к другому человеку, вступать с ним в продуктивный контакт, принимать его всерьез в его бытии. Это есть конструктивная социальная энергия. В других, - социальная энергия (деструктивная), хотя и отражает все еще контакт и связь, но действует разрушительно, как в экстремальном случае. В третьих, - это дефицитарная, отклоненная социальная энергия – игнорирование людей.

Мне представляется уместным, прежде чем приступить к анализу поведения людей и связанных с этим проблемам агрессивности, рассмотреть некоторые аспекты поведения животных, поскольку здесь аналогии и сравнения, сопоставления и противопоставления являются необходимостью. Хотя бы лишь потому, что человек по своей природе является биосоциальным животным, и во многих проявлениях обнаруживает поразительное сходство с поведением животных, и не только высокоорганизованных.

Один из основных положений современной этологии – это принцип иерархической организации поведения животных (Новицкий Б., 1981). Согласно этому принципу выделяют ряд уровней поведения, отличающихся сложностью входящих в них элементов. В зависимости от сложности и значимости этих элементов, Hafer E.S. (1969) выделяет девять основных типов поведения: пищевое, выделительное, исследовательское, агрессивное (конкурирующее). Очень важно, что соотношение элементов низшего уровня в более высоком не фиксировано. Они могут использоваться в разном составе и последовательности. Часть элементов может быть врожденной, другие – могут возникать в результате научения, причем это не связано с их численностью. Доказательством генетической обусловленности некоторых форм поведения животных является эффективность селекции по данному поведенческому признаку. Porzig E. et al. (1973), анализируя результаты исследований генетического влияния на поведение, поддерживает мнение о возможном влиянии на общую поведенческую активность животных трех генов: активности, страха и дикости, а также инстинкта попрошайничества. Большинство исследователей подтверждают, что поведение животных, которое предопределяет их социальное положение в стаде (охватывающее такие явления, как агрессивность, стремление к конфликтам или уклонение от конфликтных ситуаций, а также поведение в драке), обусловлено наследственными факторами.

В контексте человеческого поведения, на мой взгляд, уместно сравнение домашних и диких животных в том аспекте, что, как утверждает Sambraus H.H. (1968), домашние животные сохраняют этологические признаки раннего возраста на протяжении всей жизни. Зато у диких животных через определенное время они исчезают. По мере одомашнивания изменяется также реактивность животных. Проводимый человеком искусственный отбор привел к ослаблению адаптационных способностей (выживаемости) домашних животных в тяжелых условиях.

Аналогичные тенденции и соотношения можно наблюдать и среди людей: погибают наиболее строптивые, храбрые, непокорные; выживают «мягкие», податливые. «Парниковые», по сравнению с прошлым, условия жизни современного человека приводят к снижению его адаптационных возможностей. Это проявляется в нарастании заболеваемости, особенно, некоторых болезней.

Человек, фактически, сам производит свою селекцию. Селекция, направленная на выведение животных (можно сказать и людей) со спокойным темпераментом способствовала улучшению большинства полезных признаков, так как животные спокойного нрава обладают обычно и лучшей продуктивностью, чем беспокойные. Прямые параллели между человеком и животными здесь не уместны, однако вся история цивилизации свидетельствует о том, что активные, деятельные, целеустремленные, агрессивные (в прямом и переносном смысле этого слова) люди всегда или практически всегда не имели потомков или ограничивались одним-двумя детьми. Чаще, конечно, они не успевали обзавестись семьей, будучи одержимыми какой-либо целью, и всю свою жизнь (чаще короткую) отдавали своей цели. Спокойный и податливый же обыватель, придерживающийся принципа «моя хата с краю», успевал за свою долгую жизнь наплодить себе потомство.

У сельскохозяйственных животных, находящихся в стаде, на пастбище или в просторных загонах, наблюдается много поведенческих реакций, которые характерны для их диких предков или сородичей. Например, такие как, стадность, установление иерархических отношений, доминирование самцов над самками и многие другие. Здесь напрашиваются аналогии с человеком. Человек, будучи коллективным (стадным) существом (животным) дает нам яркие примеры проявления «синдрома толпы». Но поведение одомашненных животных все же отличается от поведения их диких предков. Так же и у людей. Современный человек далеко не тот по психобиологическим параметрам, что был многие и многие тысячи лет назад. Это, прежде всего, результат целенаправленного отбора со стороны человека в желательном для него направлении, а также изменений внешней среды. В ходе своей многовековой истории человек проходил именно такой искусственный отбор – человека человеком, более сильного более слабым. Сильным мира сего были нужны покорные и исполнительные подданные.

Социальное поведение людей подчиняется не только тем закономерностям, которые присущи любому филогенетически возникшему поведению, но и диктуется его биологией, разумом и культурной традицией. Установлена связь между телосложением и поведением (Sheldom et al., 1940, 1942). Выделяя эндоформный, мезоформный и экзоформный типы телосложения, они указывают на четкую связь между последними и темпераментом: эндоформный – висцеротония – добродетельность, общительность, малоподвижность; мезоформный – соматотония – агрессивность, активность, потребность в нагрузках; экзоформный – церебротония – сдержанность, заторможенность, скрытность.

Говоря о «культурном» отборе, К. Лоренц (1994) указывает на историческое поведение народов, основанного на разумной природе человека. Именно эта природа заставляет две нации состязаться и бороться друг с другом, даже когда их не вынуждает к этому никакая экономическая причина. Она подталкивает к ожесточенной борьбе две политические партии или религии. Она заставляет какого-нибудь «Александра» или «Наполеона» жертвовать миллионами своих подданных ради страсти объединить под своей властью весь мир. Нас же еще в школе учили относиться к этим людям с уважением; даже почитать их как великих. А чем хуже, скажем, «идеи мировой пролетарской революции Ленина-Сталина» или «коричневые идеи великого рейхсканцлера» Гитлера?

В том же историческом аспекте поведение человека проявляется в двух моделях – кооперация и распределение. Э. Фромм (1994) связывает эти модели с прошлой охотничьей жизнью человека. И если согласиться с утверждением, что охотничья жизнь привела к генетическим изменениям, то придется сделать вывод, что у современного человека скорее надо искать врожденный рефлекс к кооперации и распределению (всем поровну), чем к убийству и жестокости. То есть, по логике автора коммунизм является неизбежным результатом эволюции человеческого общества?! К сожалению, история цивилизации свидетельствует, что склонность к сотрудничеству и справедливому распределению проявляется нерегулярно. Это говорит о том, что охотничья жизнь не оставила в человеке генетических следов и доминирует «рефлекс безмерного эгоизма», особенно в современной цивилизации.

Для совершения самых низменных или самых высокоморальных поступков на индивидуальном уровне человеку необходимо воодушевление, что представляет собой проявление внутривидовой агрессии. А для этого нужны враг, массы и вождь. Тогда уже снимаются инстинктивные запреты убивать и калечить сородичей, препятствия теряют свою важность, идет переоценка ценностей. То есть, фактически имеют место формирование групп, группировок, фракций, шаек, банд, объединений и т.д., которые подчиняются закономерностям образования анонимных стай у животных. Воодушевление представляется как настоящий автономный инстинкт человека, наподобие инстинкта триумфального крика у серых гусей (Лоренц К., 1994).

Кого он (человек) относит к врагам? Кого он признает вождем?

С точки зрения Бойко В.В. (1994) в своем общении с себе подобными, человек проявляет три типа отношений: 1) отношение к конкретному другому человеку; 2) отношение личности с собирательным типом, встречающимися в сфере профессиональной (или какой-либо другой) деятельности; 3) отношение к людям вообще. Его коммуникативность проявляется в виде поведенческих характеристик, представляющих, так называемый, низкий общий уровень коммуникативной толерантности, среди которых: а) человек не хочет понимать индивидуальность другого; б) человек рассматривает в качестве эталона себя; в) человек категоричен или консервативен в оценках людей; г) человек не умеет скрывать или сглаживать неприятные чувства; д) человек стремится переделать, перевоспитать партнера; е) человек хочет подогнать партнера под себя; ж) человек не умеет прощать другому его ошибки; з) человек нетерпим к физическому или психическому дискомфорту партнера; и) человек плохо приспосабливается к характерам окружающих. Соответственно о высоком уровне коммуникативной толерантности свидетельствуют противоположные признаки.

Поведение человека, в частности, саморазрушающее поведение, Попов Ю.В. (1994) пытается классифицировать выделением нескольких осей. Первая ось – это собственно тип поведения, угроза для жизни, ущерб для физического здоровья, ущерб для нравственного и духовного развития, ущерб для будущего социального статуса. Вторая ось – это уровень дисфункции личности: акцентуация, непсихотическое и психотическое расстройства личности. По третьей оси автор отмечает тип личностной акцентуации или стигмы – гипертимный, циклоидный, психастенический, эпилептоидный, эмоционально-лабильный, сенситивный, шизоидный и т.д. Четвертая ось отражает степень социальной адаптации, которая определяется уровнем социального функционирования и степенью ее конструктивной направленности – устойчивая, парциальная, неустойчивая адаптация и дезадаптация. Все человеческое поведение диктуется осознанной ответственностью.

Апофеозом поведенческих расстройств и проявления агрессии на уровне общества является война. Будучи специфически человеческим феноменом, война наиболее ярко высвечивает нюансы человеческой агрессивности. Она всегда сопровождала социализированного человека, являясь своего рода инструментом решения многих проблем. Филогенетически человек в своей агрессивности всегда отличался от хищников. Только у него встречается особая агрессивность в виде склонности к убийству как самоцели. И как отмечалось, в отличие от всех млекопитающих, человек – единственный, кто способен испытывать удовольствие от убийства и созерцания страданий себе подобных, да и не только подобных.

Э. Фромм (1994) рассматривает войну, как проявление инструментальной агрессии человека. Но причины ее видит не в деструктивных инстинктах человека, как считают психоаналитики и инстинктивисты. С точки зрения Э. Фромма деструктивность не является ни врожденным элементом, ни структурным компонентом «человеческой натуры». Если бы причины войн коренились во врожденных деструктивных импульсах, то все в истории человечества было бы наоборот. В древних обществах первые охотники, собиратели и земледельцы не отличались ни воинственностью, ни кровожадностью, ни разрушительностью и другими агрессивными тенденциями. Как было показано выше, среди современных племен, живущих на первобытном уровне и являющихся, фактически, моделью исследования, наблюдается разная направленность и интенсивность агрессивности, вплоть до практически полного отсутствия ее. Точно так же, как и мало агрессивны все животные, живущие на воле. В зоопарке же или в загоне агрессивность у них резко увеличивается – у самок в 9, у самцов в 17,5 раз (Kummer H., Bucy P.C., 1951). Причина такого явления заключается в заметном и реальном уменьшении «жилплощади». Это же вызывается изменением социальной структуры стада. Словом, причина - в социальных условиях.

Человек создал себе искусственную среду обитания, в которой и проживает в стесненных условиях. Он сделал эти условия нормой жизни, что и сделало его психологию более деструктивной. Поэтому повышенную агрессивность человека следует объяснить не только более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания. Поэтому по мере развития цивилизации неуклонно возрастало не только число захватнических, агрессивных войн, но и их жестокость. Причем каждая война имела в качестве основной причины целый комплекс проблем. Это и экономические, и политические, и территориальные, и религиозные, и мировоззренческие причины; кроме того, - тщеславие одних вождей, отсутствие гипкости других, глупость третьих. И если в начале любой войны имеются сторонники и противники ее разжигания в силу особенностей первопричины и целей, преследуемых каждой войной, то по ходу ее, особенно в период максимального разжигания, она приобретает характер «религиозного» феномена. Фетишируется все – государство, народ, вожди, идеи, история, символы, и все превращается в идолов, перед которыми уже не может устоять ничто и никто. Как отмечает Э. Фромм (1994), все приносится в жертву, даже свои дети; идолопоклонничество оказывается сильнее любви к собственным детям. Но, в конце концов, любая война несет с собой серьезную переоценку всех ценностей, и человек снова становится человеком.

Если исходить с позиций З. Фрейда, утверждающего врожденную деструктивность человека, то его предок должен был быть хищником, наделенным агрессивными рефлексами в отношении всех живых существ, включая человека. Однако, нет никаких оснований считать, что ответственность за «хищнические» наклонности человека можно возложить на гены его предка – австралопитека. На сегодня не доказан ни тот факт, что у него самого (австралопитека) были инстинкты хищника, ни тот факт, что именно он является предком человека. В то же время некоторые антропологические исследования (Freeman D., 1964) показывает, что натура человека и вся человеческая цивилизация своим существованием обязаны необходимости приспосабливаться к хищникам, как это имело место в период плейстоцена с австралопитеком – мясоедом в Южной Африке. Анатомически и физиологически Homo Sapiens не отличается от современного человека, что позволяет нам проводить исследование агрессивности на современных примитивных племенах. Это позволит прояснить проблему влияния «охотничьего поведения» на социальную организацию и личность. Однако данные палеонтологии нельзя считать достоверными. Примерно 30 – 300 тыс. лет тому назад в Европе и Западной Азии обитали гоминиды, которых сегодня называют неандертальцами. Их прямыми потомками сегодня являются современные люди – вид Homo Sapiens. Очень долго (десятки тысяч лет) неандерталец сосуществовал (как показывают палеонтологические данные) с кроманьонцем – человеком современного типа. Одновременно высказываются смелые, но пока еще не подтвержденные предположения о генезе человека. Результаты молекулярно-генетических исследований современного человека показали, что неандерталец дальнейшей эволюции не претерпел и бесследно вымер. Анализ последовательности ДНК костных останков неандертальцев показал наличие 27 отличий в ДНК современного человека и неандертальца. Аналогичные исследования были проведены и среди представителей различных рас людей, которые установили, что ДНК неандертальца и современного человека, независимо от расовой принадлежности, имеют примерно в два раза меньше различий, чем человек и шимпанзе. То есть можно предположить, что неандерталец не оказался тупиковой ветвью в эволюции человека, а, возможно, был вытеснен, а затем и поглощен нашим общим предком, обладающим более существенными признаками, такими как более развитые лобные доли головного мозга, членораздельная речь и т.д. Произошло это примерно 120 – 150 тыс. лет назад. Можно предположить, что они обеспечивали биологическую эволюцию человека, особенно на ранних этапах его становления. В последующем биологические факторы эволюции человека отступили на второй план, уступая первенство социальным фактором. «Неандерталец» как носитель комплекса эволюционно незначимых признаков и сегодня живет рядом с нами. Но по ряду формальных признаков и критериев социально-экономического статуса он, хотя и превосходит своих собратьев по биологическому типу, однако, его поступки, поведение, ценностные ориентиры и установки, оставленное им потомство, не вносят существенного вклада в социальную эволюцию человека1. Продолжая эту довольно крамольную и спекулятивную мысль, можно предположить, что современное человечество состоит, по крайней мере, из трех видов человека: неандертальца, кроманьонца и их перекрестного потомка.