Осветительные приборы

Индивидуальное развитие цветкового растения презентация.

Индивидуальное развитие цветкового растения презентация.

ОПИСАНИЕ ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … ПРИЗНАК 1 + ПРИЗНАК 2 + ПРИЗНАК 3 + … В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. В описательных жанрах признаки предмета перечисляются без их развития, без изменения. статичностью. Описание = перечисление одновременных или постоянных признаков предмета; противопоставлено повествованию и отличается статичностью.


Описание В семи верстах от Ларса находится Дариальский пост. Ущелье носит то же имя. Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко, так узко, пишет один путешественник, что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба, как лента, синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге в виде плотины навалены каменья. Недалеко от поста мостик смело переброшен через речку. На нём стоишь, как на мельнице. Мостик весь так и трясётся, и Терек шумит, как колёса, движущие жернова. (А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум»)


ПОВЕСТВОВАНИЕ СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3 + … Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Произведения повествовательного типа строятся, как правило, по одной универсальной схеме: начало события (завязка) – развитие события – кульминация – конец события (развязка). Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии. Событие может передаваться а) в прямой хронологической последовательности и б) обратной, когда сообщается сначала развязка, а потом рассказывается о самом действии.


ПОВЕСТВОВАНИЕ действия, движения Изобразительная и выразительная сила повествования – в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени Особая роль в этом отводится глаголам, особенно совершенного вида в форме прошедшего времени. Такие глаголы обозначают последовательно сменяющие друг друга события и помогают развёртыванию повествованию.


ПОВЕСТВОВАНИЕ разновременный план В повествовании может быть разновременный план, то есть последовательность может выражена разными временными формами глаголов: За семь лет я объехал весь север, а теперь объезжаю Великолукскую область. Я даю концерты по сёлам и маленьким городам… (К.Паустовский. «Беглые встречи»).


ПОВЕСТВОВАНИЕ третьего лица Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование, когда образ рассказчика отсутствует. первого лица Может также идти от первого лица, и в этом случае повествователь назван или обозначен местоимением «я» и первым лицом глагольных форм.


ПОВЕСТВОВАНИЕ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ СЮЖЕТ ПОВЕСТВОВАНИЯ – цепочка событий, составляющая содержание действия литературного произведения. ФАБУЛА ФАБУЛА – последовательность, цепочка главных выделенных и изображаемых событий. М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Пример несовпадения фабулы и сюжета – роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Фабула: Фабула: «Тамань» (4) > «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4). «Княжна Мери» (3) > «Бэла» (2) > «Фаталист» (5) > «Максим Максимыч» (1). Сюжет: Сюжет: «Максим Максимыч» (5) > Бэла» > (3) «Княжна Мери» (2) > «Тамань» (1) > «Фаталист» (4).">




СР.: ОПИСАНИЕ (ГЛАГОЛЫ НЕСОВ. В.): Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные баржи под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки, столь выразительно прозванные душегубками. За рекой тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность. Здесь представлено так называемое динамическое описание. ПОВЕСТВОВАНИЕ (ГЛАГОЛЫ СОВ. В.) … по ней прошли нагруженные баржи под натянутыми парусами и промелькнули рыбачьи лодки. За рекою потянулись холмы и поля, несколько деревень оживило окрестность.


РАССУЖДЕНИЕ СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3 + … Композиционные элементы рассуждения: Композиционные элементы рассуждения: 1) тезис – высказывание мысли; 1) тезис – высказывание мысли; 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 2) доказательство или опровержение этой мысли (аргументация); 3) вывод, итог, заключение. 3) вывод, итог, заключение.


Рассуждение Когда произносится имя Ивана Сергеевича Тургенева, сразу возникают в сознании не только «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», не только «Стихотворения в прозе» и «Вешние воды», не только Спасское-Лутовиново, но сразу возникают также Париж и Полина Виардо. Можно подсчитать, сколько лет в общей сложности провёл русский писатель за границей. Говорят, чуть ли не полжизни. Возможно, возможно… Однако я смею утверждать, что Тургенев не уезжал от России ни на один день. Из России уезжал, а от России – нет. Если человек сидит за рабочим столом над листом бумаги и пишет «Записки охотника», позволительно спросить, где же он находится на самом деле – в Париже, на улице Дуэ, или около костра с крестьянскими детьми, среди ночного бежина луга?... (В.Солоухин «Уроки Тургенева»).


ОПИСАНИЕ Характеристика Татьяны Лариной 1. Татьяна в детстве печальна, молчалива, она не ласкается к родителям, не играет с детьми, целыми днями просиживает молча у окна. 2. Татьяна в юности много читает, она любит природу; она искренна в своих чувствах, не легкомысленна, как ее сестра Ольга и другие «уездные барышни». РАССУЖДЕНИЕ Рассуждение о Татьяне Лариной 1. Татьяна в детстве – необычный ребенок, так как она печальна, молчалива, не ласкается к родителям, не играет с детьми. 2. Татьяна в юности не похожа на уездных барышень- кокеток, потому что она много читает, близка к народу, любит уединение в природе, искренна в своих чувствах.


3. 3. Татьяна – жена богатого и влиятельного генерала. Она светская дама в Петербурге. Однако светскую жизнь она называет «ветошью маскарада» и мечтает о полке книг, о диком саде в поместье, она не изменяет и своим чувствам. Здесь описательный жанр монологического высказывания, так как в характеристике перечисляются внутренние черты человека, но не устанавливается причинно-следственная связь между явлениями. 3. Татьяна самобытна и в период жизни в петербургском светском обществе. Она не подверглась чуждым влияниям и осталась верна мечтам о полке книг. 4. Татьяна – идеал русских женщин 1-й трети 19 в. в изображении Пушкина, потому что она необычна с самого детства, не похожа на светских барышень. Здесь выявляются причинно-следственные связи между явлениями и присутствует вывод, что свойственно рассуждению.


ЗАДАНИЕ Определите ФСТР: Определите ФСТР: 1. «Знойный душный полдень. На небе ни облачка» (А.П. Чехов «Егерь»). 2. «Утро. Бьёт одиннадцать» (М.Е. Салтыков- Щедрин «Господа Головлёвы»). 3. «Зима. Что делать нам в деревне?» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»). 4. Двенадцать… Сейчас, наверно, прошёл он через пост… (К.Симонов «Сын артиллериста). 5. «Сибирь… Она в Сибирь… Приехала сама, вызвалась добровольно… (Г.Марков «Сибирь»).




ЗАДАНИЕ (продолжение) 1. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух (А.С.Пушкин). 2. Максим Максимыч один ушёл на охоту. Я один сижу у окна. Стану продолжать свой журнал, прерванный столькими странными событиями (М.Ю.Лермонтов). 3. Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожку, встрепенувшись, рогожка рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом пронёсся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум (А.П.Чехов).


ЗАДАНИЕ 4. Музыка притихла, старички улетели, куропаток не видно. Над поблеклой травой носятся грачи (А.П.Чехов). 5. Ночью первым из колонны, обломав у края лёд, погрузился на понтоны первый взвод. Погрузился, оттолкнулся и пошёл. Второй за ним (А.Т.Твардовский). 6. На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студёно, как в сенях (А.Н.Толстой).


ОТВЕТ 1-е пример 1-е пример – описание (статическое); 2-й пример 2-й пример – повествование; 3-й пример 3-й пример – повествование; 4-й пример 4-й пример – описание (динамическое); 5-й пример 5-й пример – повествование; 6-й пример 6-й пример – описание (динамическое).


ЗАДАНИЕ (продолжение) Мы приехали туда в сумерки. Северное море шумело у широкой дамбы. Тусклый туман расползался под водой. Из этого тумана доносился печальный звон колоколов на плавучих бакенах. В тесной гавани на рыболовных ботах были развернуты для просушки разноцветные паруса, штабелями лежали пустые бочки из-под рыбы…(К Паустовский. Уснувший мальчик). Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование) Ответ: смешанный тип речи (описание и повествование)



План-конспект урока русского языка в 10 классе
Поповой Л.Ю., учителя русского языка и литературы

Тема: Характеристика функционально-смысловых типов речи. Структура. Лингвостилистические особенности. Функция. Смысловая основа типа речи.

Цели занятия: углубление знаний о функционально-смысловых типах речи, структуре, лингвостилистических особенностях, функции, смысловой основе типов речи. Закрепление навыков анализа текстов разных стилей и типов речи, навыков анализа текста с разными типами речи в одном тексте.
Методы и приемы: углубление ранее изученного материала, анализ текстов; словесный, наглядный, практический. Применение компьютерных технологий.
Тип занятия: урок-исследование, стилистический эксперимент.
Оборудование: мультимедийная установка, таблица «Как определить тип речи (памятка).

Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы занятия, знакомство с дополнительной литературой по данной теме, раздаточным материалом, таблицей.
Проверка домашнего задания. Анализ образных средств языка в предложенном тексте (По Белову). Блиц-опрос по теме, изученной на предыдущем занятии «Изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры. Стилистическая окраска слова (стилистические коннотации).
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Итог занятия.
-Наша речь (тема, композиционное и языковое оформление и т.п.) зависит как от цели, мотива, обстоятельств общения, так и от описываемой ситуации. Все разнообразие содержания наших высказываний в конечном счете может быть сведено к трем видам:
мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно;
мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени;
мир в причинно-следственных связях.
В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором – в форме повествования; в третьем – в форме рассуждения.
Рассмотрим характерные черты этих функционально-смысловых типов речи.
(Учащиеся составляют конспект)

ОПИСАНИЕ

Описание - функционально-смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов или событий, которые необходимо представить себе одновременно.
Мир в статике. К тексту можно задать вопрос - каков объект?
Основа описания – перечень, перечисление признаков, свойств предмета, явления. Цель описания состоит в том, чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Структура описания:
общее представление о предмете;
перечень отличительных признаков предмета;
авторская оценка, вывод, заключение.
Основные виды описаний
Чаще всего говорят о научном, деловом и художественном описаниях. Научное, деловое описание – это описания, в которых дается перечень существенных признаков предмета, понятие о его свойствах. В описаниях научного характера главное – точность, логическая последовательность. Деловые описания – это инструкции, объявления Художественное – описание, где преобладают изображения образов, впечатлений. Главное здесь – дать яркое представление о предмете, при этом вовсе не обязательно исчерпывающее, полное.
Функции описания
Описания могут быть портретными, пейзажными, событийными. Важная функция описания – создание образных картин: обстановки, атмосферы событий, что достигается нередко подбором ярких деталей, длинным перечислением их.
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале – первое предложение или абзац в качестве исходного пункта. Все остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Эти предложения между собой связаны менее тесно или вовсе не связаны грамматически. Каждое предложение относительно самостоятельно.
Свойственно единство видовременных форм глаголов-сказуемых. Глаголы чаще всего в форме несовершенного вида, чаще прошедшего времени, а для особой наглядности – в форме настоящего времени. В описании глаголы обозначают не последовательную смену событий, а одновременность происходящего. Если глаголы совершенного вида, то обычно со значением признака, а не активного действия. Характерен синтаксический параллелизм. Частотно употребление именных сказуемых, назывных и безличных предложений. В описании больше используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Широко используются синонимы, определения, неполные предложения.
Примером художественного описания может служить отрывок из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи описание)
Сад у тетки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветки лип обнимали его, - был невелик и приземист, но казалось, что ему и веку не будет, - так основательно глядел он из-под своей необыкновенно высокой и толстой соломенной крыши, почерневшей и затвердевшей от времени. Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стеклами. А по бокам этих глаз были крыльца, - два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби, между тем как тысячи воробьев дождем пересыпались с крыши на крышу И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом.
М.Пришвин «Первый мороз». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа описания.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности.
Мир в динамике – рассказывается о действиях и событиях в определенной временной последовательности. Повествовательный текст развивается во времени, имеет сюжет, действующих лиц. К тексту можно задать вопрос – что произошло?
Основа повествования – рассказ о событиях, действиях, поступках. Повествовать – значит рассказывать о происходящем, сообщать о событиях в определенной последовательности.

Структура текста:
Завязка – начало противоречия (конфликта), составляющего основу сюжета, исходный эпизод, момент, определяющий последовательное развертывание действия.
Основная часть: развитие действия, кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия.
Развязка – исход событий, решение противоречий (конфликта).
Функции повествования разнообразны, связаны с индивидуальным стилем, жанром, предметом изображения.
Лингвостилистические особенности повествования
Связь между предложениями - цепная. Предложения максимально зависимы друг от друга, особенно рядом стоящие: связаны друг с другом на основе либо лексического повтора, либо с помощью указательных и других местоимений, либо синонимической замены.
Рассказ может вестись как от первого лица, так и от третьего.
Авторское повествование мы находим, например, в повести А.И.Куприна «Олеся». Работа с данным текстом. Необходимо доказать, что текст типа повествования.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи повествование)
Я однажды писал письмо и вдруг почувствовал, что кто-то стоит за моей спиной. Обернувшись, я увидел Ярмолу, подошедшего, как и всегда, беззвучно в своих мягких лаптях.
- Что тебе, Ярмола? – спросил я.
- Да вот удивляюсь, как вы пишете. Вот бы мне Нет, нетне так, как вы, - смущенно заторопился он, видя, что я улыбаюсь. – Мне бы только мое фамилие
-Зачем это тебе? – удивился я-Для чего же тебе надо уметь писать фамилию?
А видите, какое дело, паныч, - ответил Ярмола необыкновенно мягко, - ни одного грамотного нет у нас в деревне. Когда гумагу какую надо надо подписать, или в волости дело, или чтоникто не можетСтароста печать только кладет, а сам не знает, что в ней напечатаноТо хорошо было бы для всех, если бы кто умел расписаться.
Такая заботливость Ярмолы – заведомого браконьера, беспечного бродяги, с мнением которого никогда даже не подумал бы считаться сельский сход, - такая заботливость его об общественном интересе родного села почему-то растрогала меня. Я сам предложил давать еу уроки. И что же это была за тяжкая работа – все мои попытки выучить его сознательному чтению и письму.

РАССУЖДЕНИЕ

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли; имеет целью выяснить какое-нибудь понятие; развить, доказать или опровергнуть какую-нибудь мысль.
Мир в причинно-следственных связях – излагаются причины явлений и событий. В целом доказывается или опровергается какой-либо тезис, делается вывод, обобщение. К тексту можно задать вопрос – почему?
Основа рассуждения - перечисление фактов, аргументов, обосновывающих вывод, к которому стремится привести читателя автор.
Структура рассуждения:
тезис – основная мысль.
доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождающиеся примерами.
вывод, или заключение.
Основная сфера использования рассуждений – научная, научно-популярная речь. Однако широко встречается рассуждение и в художественной литературе, особенно в интеллектуальной, психологической прозе. Рассуждение может быть построено как доказательство истинности или, наоборот, ложности выдвинутого тезиса. В рассуждении могут быть все элементы (тезис, доказательство, вывод), а может отсутствовать вывод, который уже содержится в тезисе.
Лингвостилистические особенности рассуждения
В тексте между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами устанавливается логическая и грамматическая связь. Все приводимые факты должны быть убедительными и подтверждающими выдвинутый тезис.
Связь между предложениями – смешанная. Характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, возможно, присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.
Примером рассуждения может служить отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»). Работа с текстом, необходимо доказать, что текст типа рассуждения.
(В процессе совместного анализа текста с учащимися делаем вывод – текст типа речи рассуждение)
Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии.
Поэзия обладает удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую силу). А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является по существу, подлинной поэзией.

Учитель: Следует заметить, что рассмотренные типы речи редко встречаются в изолированном виде. Чаще всего в тексте фрагменты разных типов речи представлены в соединении, причем иногда в таком тесном, что трудно их отграничить. Рассмотрим отрывок из рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином».
Задание: Необходимо определить тип речи данного текста. Работа с текстом.
(Контекст начинается повествовательным предложением и сразу переходит в описание).

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею.
(Далее снова следует повествование):
Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

(Затем снова описание):
Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей.

Работа по таблице «Как определить тип речи» (памятка), используем мультимедийную установку.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТИП РЕЧИ (ПАМЯТКА)

Функция речи (описание – описать; повествование – рассказать; рассуждение – доказать).
Смысловая основа типа речи (одновременность явлений, признаков - в описании; последовательность явлений, действий – в повествовании; причинно-следственная связь – в рассуждении).
Характер сообщения (перечисление одновременных, постоянных признаков, явлений – в описании; сообщение об изменяющихся, сменяющих друг друга действий – в повествовании; сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении).
Характерные черты типа речи:
статичность – в описании;
динамизм – в повествовании;
наличие положения, которое нуждается в доказательстве.
Языковые признаки:
глаголы в одной форме времени, определения - в описании;
глаголы разных форм времени, наклонений - в повествовании;
вводные слова, союзы, безличные глаголы - в рассуждении.
Описание – ЧТО ТАКОЕ?
Повествование – ЧТО ПРОИСХОДИТ?
Рассуждение – ТЕЗИС-ОБОСНОВАНИЕ-ВЫВОД

Итог занятия. Обобщение изученного материала.
Домашнее задание: определить тип речи текста (По Белову).

Исходный текст для домашнего задания

(1) Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбами темнеющие в небесах облака. (4) Неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.
(5) Страшная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые признаки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает. (15) Да не будет конца свободе и радости!.. (По Белову)