Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания
Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».
Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.
Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»
А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».
Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.
Объясняем, с какой целью люди вели диалог
Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с говорились эти предложения.
-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.
-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.
-Что ты кричишь? Что случилось?
-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.
-Кто дразнится?
-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!
-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.
-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)
Мама задаёт сыну вопросы:
-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?
Это вопросительные предложения.
Мальчик сообщает ей:
- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!
Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.
Что тут у вас происходит?!
3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!
1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.
Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)
Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)
2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.
Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)
Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)
3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)
Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)
Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.
Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.
Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.
- Какой шум!
- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.
- Что ты такой шум поднял?!
- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)
- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)
- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)
Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
- Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное , восклицательное)
- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)
Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)
Находим в тексте вопросительные, повествовательные, побудительные предложения
Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.
Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка .
Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)
Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?
Повествовательные : Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.
Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.
Заключение
Теперь вы знаете, что предложение бывает
1) по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;
2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.
Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.
Вопросительное предложение задаёт вопрос.
Побудительное предложение побуждает к действию.
Известно, что, в зависимости от того, как произносит или какую цель преследует говоривший, предложения в русском языке способны передавать совершенно разный смысл. Например, интонация и цель высказывания в синтаксической конструкции «что это такое» могут означать:
- возмущение - «что это такое!», передающее негодование говорившего по поводу происходящего;
- вопрос - «что это такое?», требующий пояснения.
В зависимости от того, какие есть цели высказывания, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Понятие предложения
Предложение - это синтаксическая единица, отличающаяся завершенностью. В письменном виде последняя передается с помощью точки, вопросительного или а в устной - интонацией. Обычно к концу высказывания она понижается.
Слова, входящие в предложения, связаны между собой грамматически с помощью предлогов и окончаний, а также смыслом. В каждой законченной синтаксической конструкции есть основа, представленная его главными членами или одним из них - подлежащим и сказуемым, независимо от того, каковы
- Мама читает дочке книгу. "Мама" - это подлежащее, а "читает" - сказуемое, передающее его действие.
- На улице светает. В данном предложении присутствует только сказуемое - "светает".
- Зима. Данная конструкция состоит только из подлежащего.
В зависимости от того, какими должны быть высказывания, цель их может состоять в передаче сообщения, вопроса или побуждения.
Повествовательные предложения
Это наиболее распространенный вид синтаксических конструкций, хотя следует помнить, что повествовательное предложение, сказанное с другой интонацией, может перейти в категорию побуждения или вопроса.
Эти виды синтаксических конструкций представляют собой сообщения о происходящих явлениях, фактах или событиях, как утверждаемых, так и отрицаемых. Например:
- Прошедший день оставил о себе тягостные воспоминания. В данном примере высказывания цель информации - это передача отрицательного отношения к событию.
- Сестра ждала на скамейке, пока я энергично делал зарядку после долгой пробежки. В данной конструкции передача информации происходит в двух связанных друг с другом по смыслу предложениях, сообщающих о происходящих действиях и имеющих нейтрально-положительную окраску.
Обычно высказывания, цель которых подача информации, в письменной форме оканчиваются точкой, а в устной - понижением интонации голоса.
Побудительные выражения
В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания использует автор, они могут либо побуждать к действию, либо передавать совет или рекомендацию, и в этом случае будут называться побудительными.
В подобных синтаксических конструкциях побуждение к действию осуществляется с помощью глаголов в повелительном наклонении или специальных частиц, таких как «пусть, пускай», «давай», «ну-ка» и другие.
По цели высказывания (примеры ниже) могут в конце иметь как так и точку. В зависимости от интонации они выражают:
- Мольбу - «Прошу, пусти меня».
- Просьбу - «Дай мне воды».
- Приказ - «Уйди отсюда!».
- Пожелание - «Будь здоров!».
- Совет - «Заведи себе собаку».
Произнося подобные высказывания, цель которых - подтолкнуть к действию, автор влияет на дальнейшее совершение действий и развитие событий.
Вопросительные предложения
Когда человек хочет что-либо уточнить или узнать, он задает вопрос. В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания при этом используются и какой будет предполагаемый ответ, их разделяют на:
- Общевопросительные синтаксические конструкции, задача которых - получить отрицательный (нет), положительный (да) или нейтральный (не знаю, может быть) ответ по какой-либо информации. Например: «Ты уже обедал?», «В этом саду растет сирень?»
- Частновопросительные предложения, которые направлены определенному лицу для получения о нем дополнительной информации, характера объекта или обстоятельств действий, например: «Во сколько ты должен быть на месте?», «Когда уже потеплеет?».
В этих всегда есть вопрос, требующий конкретного ответа.
Виды вопросительных предложений
Данные виды конструкций также могут отличаться по своему характеру, например быть:
- собственно вопросительными и обязательно требовать ответа, так как при этом уточняется неизвестная автору информация: «Куда едет этот трамвай?»;
- утвердительными вопросами, требующими подтвердить данные, уже указанные в нем: «Он ведь не специально?»;
- отрицательными конструкциями, в которых выражают отрицание, уже заложенное в вопросе: «И зачем мне это было нужно?»;
- побудительные, задача которых подтолкнуть собеседника или себя к действию: «Может, посмотрим перед сном кино?»;
- риторические вопросы, не требующие обязательного ответа: «Кто же не пойдет окунуться в воду в жаркую пору?».
В зависимости от того, какие бывают цели высказывания вопросительных предложений, на письме они передаются с помощью а в устной речи - с помощью интонации. В подобных синтаксических конструкциях часто применяют слова с вопросительным значением, например «зачем», «почему», «чем», «как» и другие.
Восклицательные предложения
Этот вид синтаксических конструкций зависит от интонации, с которой произносятся высказывания. Цель - передать чувства, которые вызывают те или иные события или действия. Они делятся на:
- например «Выпал первый снег - как же красиво на улице!»;
- вопросительно-восклицательные - «Неужели ты не понял с первого раза?!»;
- побудительно-восклицательные конструкции - «Верни мне мою книгу!».
От того, какова цель высказывания и интонация, зависят знаки препинания в них.
Выделение предложений в письменной речи
Если в устной речи в подобных конструкциях интонация указывает на их цель, то на письме это точка, вопросительный или восклицательный знак.
- В повествовательных невосклицательных предложениях в конце всегда ставится точка: «Я пришла домой уставшей».
- Если высказывание повествовательное, побудительное или вопросительное, но с интонацией восклицания, то в нем ставится восклицательный знак, иногда их 3, или он может стоять после вопросительного. Например: «И пошел Иван-Царевич куда глаза глядят!», «Берегись!!!», «Ты с ума сошел?!»
- Когда побудительное предложение имеет невосклицательный характер, то в конце него ставится точка: «Иди домой».
- Если высказывание с оттенком незавершенности, то оно заканчивается многоточием: "Я вернулся из дальнего плавания, и что дальше?..", "Грусть-печаль меня заела..."
Чтобы поставить правильно знаки препинания, следует определить, к какому типу по цели высказывания относится предложение и какова его интонация.
Задачи урока:
- познакомить с видами предложения по цели высказывания;
- отрабатывать умения определять цель предложения;
- развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
- воспитывать умение слушать других;
Оборудование:
- Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
- Раздаточный материал: рабочий лист
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)
Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.
II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:
Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).
Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.
Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.
Пропишите этот узор один раз:
Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь
III. Актуализация знаний:
На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)
- Расскажите, что вызнаете о предложении.
- Чем могут отличаться предложения друг от друга?
Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.
IV. Раскрытие темы урока:
Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)
Кузнечик, унеси меня домой.
А где ты живешь?
В муравейнике.
- Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
- Какая это речь? (Разговорная)
- Сколько героев участвует в разговоре? (2)
- Кто они? (Кузнечик и муравей)
- Как называется такой текст? (диалог)
- С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
- Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
- Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
- Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
- Какой знак стоит в конце предложения? (?)
- На странице 106 абзац 3
- Что сообщается в последнем предложении?
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Как называются такие предложения?
- Страница 106 абзац 2.
V. Обобщение (выводы):
А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)
Приведите на каждый вид свои примеры.
По цели всегда различай предложения.
В повествовательном – сообщение.
Вопрос в вопросительном (даешь ответ).
А в побудительном – просьба, совет.
VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)
VII. Самостоятельная работа: приложение 2
На рабочем листе упр. 3.
Составьте из каждой группы слов предложение:
Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)
На рабочем листе упр. 4
Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.
Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)
VIII. Проверка усвоения темы.
- Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
- Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
- Январь - холодный месяц.
- Насколько же сильный мороз в январе!
- Когда тебя ждать?
- Сколько можно тебя ждать?!
- Ешь кашу.
- Ешь, а то гулять не пойдем!
Восклицательными и невосклицательными бывают предложения по интонации.
- Вс хорошо.
- Как хорошо!
Повествовательными, побудительными или вопросительными они бывают по цели высказывания.
Они любят мороженое (повеств.)
Расскажи новости (побуд.)
Покажешь мне город? (вопросит.)
Предложения определяют по интонации и знакам препинания в конце предложения. Когда от удивления в конце предложения интонация повышается, явно предложение относится к восклицательным. Если человек спрашивает, то предложение относится к вопросительным. После вопросительного знака иногда стоит восклицательный знак, поэтому предложения по типу интонации делятся на восклицательные предложения и предложения не восклицательные.
По цели высказывания предложения бывают повествовательными, когда тон ровный, вопросительным, когда спрашивают и побудительным, когда что-то просят или приказывают. В помощь две таблицы по материалам начальной школы.
Синтаксический разбор предложения начинается с определения, простое предложение или сложное. Если перед нами простое предложение, следующим шагом в его характеристике является определение вида высказывания по цели :
повествовательное, вопросительное или побудительное.
В предложении, сообщающем о факте существования или отсутствия чего-либо, наблюдаем повествовательную интонацию, например:
Наступила золотая осень. Короткими стали осенние денчки. Все чаще дует северный ветер.
Предложение, с помощью которого мы хотим узнать о чем-то, задаем вопрос, является вопросительным:
Скоро ли выпадет снег? Когда наступит зима?
Если предложение выражает побуждение к действию, приказ, то его классифицируем как побудительное, например:
Сядь, отдохни от забот!
Вторым параметром общей характеристики простого преддожения является его интонация . С этой точки зрения различают восклицательное и невосклицательное предложения.
Невосклицательное предложение произносится без особой выразительности и экспрессии, то есть довольно спокойным тоном:
Восклицательными могут быть все три вида предложений по цели высказывания, например, повествовательное:
А вот восклицательное побудительное предложение:
Восклицательным по интонации может быть и вопросительное предложение:
Ну разве можно было бросаться в ледяную воду?
Предложения разделяются по цели высказывания на:
1) Повествовательные - цель рассказать о чм либо, без каких-либо эмоций. Например, У нас есть 100 тарелок .
2) Вопросительные - цель узнать/спросить что-либо. Например, Нам хватит этого пирога на всех гостей?
3) Побудительные - цель привлечь объект к какому-либо действию. Например, Покажи, что ты привз мне из Красноярска .
Предложения разделяются по интонации на:
1) Невосклицательные - без цели передать чувства или эмоции. Например, Зима наступила .
2) Восклицательные - с целью передать чувства или эмоции говорящего. Например, Как же тут холодно!
Также бывают предложения, одновременно имеющие признаки обеих групп.
Побудительно-восклицательные : Например, Прекрати немедленно!
или Вопросительно-восклицательные : Например, Разве можно такое говорить?!
или Повествовательно-восклицательные : Например, Как я замрз сегодня утром!
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания же предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. На этом сайте Вы можете посмотреть обучающее видео, посвященное Вашему вопросу: ; -po-tseli-vyskazyvaniya.
Как видно, все очень просто: предложения бывают невосклицательными и восклицательными, т.е. эмоционально более выраженными. Это деление по интонации.
Цель высказывания может быть также разной:
- о чем-то рассказать - повествовательное предложение;
- о чем-то спросить - вопросительное предложение;
- что-то приказать или о чем-то попросить - побудительное предложение.
Относительно интонации запомнить вообще несложно, так как группы подразделений всего две - это восклицательные предложения, а так же не восклицательные.
А относительно цели высказывания предложение может быть побудительным или же повествовательным или же вопросительным.
По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Пример Восклицательного - Пришла весна!
Невосклицательное предложение будет звучать также, правда без восторга - Пришла весна.
По цели высказывания предложения бывают трех видов: Повествовательные, побудительные и вопросительные.
Повествовательные - это самые обычные предложения, в которых о чем ли о ком-то рассказывается - Мы любим ходить на прогулки.
Вопросительные задают вопрос, о чем-то спрашивают - А ты пойдешь с нами гулять?
Побудительные - предложения, которые заставляют что-то делать - Давай быстрей делай уроки, а то гулять не пойдешь?
Со школы в память врезалось- предложения по интонации делятся на 2 вида-восклицательные(в конце всегда стоит восклицательный знак и произносится такое предложение с явной повышенной интонацией) и не восклицательные(в конце такого предложения стоит любой знак кроме восклицательного), при синтаксическом разборе для краткости просто писали ! или не!.А по цели высказывания предложения бывают:
Вопросительные(естественно,предложения в которых есть вопросительный знак)
Повествовательные(предложения, в которых обычно в конце ставится точка либо многоточие)
Побудительные(предложения, с помощью которых заставляют(побуждают) сделать что-либо.В конце таких предложений обычно всегда восклицательный знак)
Даже по формулировке понятно, что различие - в эмоциональной окраске. В конце восклицательного предложения всегда стоит восклицательный знак.
Если фраза говорится с повышением интонации к концу предложения, то это первый вариант, если в конце предложения ставится точка или вопросительный знак, то имеет место невосклицательная форма.
По цели высказывания предложения делятся на три группы:
Все они могут быть или не быть восклицательными.
Повествовательные по цели (примеры невосклицательных и восклицательных вариантов):
Вопросительные:
Побудительные:
Повествовательные предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Пушкин). Повествовательные предложения отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения.
Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко ли вы отсюда живете? А что ты делал в моем саду? (Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Лермонтов); Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? (Бунин) Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (разве, неужели, ли ), порядок слов.
Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей (реже намерение самого говорящего совершить какое-либо действие). В них содержатся различные оттенки волеизъявлениея: приказ, совет, запрещение, предостережение, угроза, просьба, мольба, призыв, пожелание и т.д.: Воротить, воротить его! (Горький); Угости отца-то табачком, – шепнула на ухо Анисья (Леонов); Тираны мира! Трепещите! (Пушкин); «Берегись», – сказал Казбеку седовласый Шат (Лермонтов); Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). Грамматическими средствами оформления побуждения являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д.: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин); Ты бы ушла, Настя (Леонов).
Восклицательными называютсяпредложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего.Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Лермонтов); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя! (Пушкин). Конструктивными грамматическими средствами оформления восклицательныхпредложений являются: особая интонация, передающая разнообразные чувства (гнев, радость, досада, огорчение, удивление, ласка, любовь, жалоба, ужас, восхищение), эмоциональные частицы, междометия, восклицательные частицы (ну, о, ну и, куда как, какой, что за ): Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (Горький).