Электрооборудование

Предложения по типу высказывания примеры. Конспект урока "Виды предложений по цели высказывания

Предложения по типу высказывания примеры. Конспект урока
На этом уроке вы поймёте, почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания. Узнаете о типах предложений по цели высказывания и по интонации, познакомитесь с характеристикой каждого предложения по двум параметрам.

Почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания

Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Объясняем, с какой целью люди вели диалог

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. – что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! – сразу успокоившись, ответил я. –Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу – и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу – и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения.

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение – вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?! (3 схема: вопросительное , восклицательное)

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Находим в тексте вопросительные, повествовательные, побудительные предложения

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка .

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я – повелитель птиц. Захочу – и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Заключение

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1) по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное – это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

Известно, что, в зависимости от того, как произносит или какую цель преследует говоривший, предложения в русском языке способны передавать совершенно разный смысл. Например, интонация и цель высказывания в синтаксической конструкции «что это такое» могут означать:

  • возмущение - «что это такое!», передающее негодование говорившего по поводу происходящего;
  • вопрос - «что это такое?», требующий пояснения.

В зависимости от того, какие есть цели высказывания, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Понятие предложения

Предложение - это синтаксическая единица, отличающаяся завершенностью. В письменном виде последняя передается с помощью точки, вопросительного или а в устной - интонацией. Обычно к концу высказывания она понижается.

Слова, входящие в предложения, связаны между собой грамматически с помощью предлогов и окончаний, а также смыслом. В каждой законченной синтаксической конструкции есть основа, представленная его главными членами или одним из них - подлежащим и сказуемым, независимо от того, каковы

  • Мама читает дочке книгу. "Мама" - это подлежащее, а "читает" - сказуемое, передающее его действие.
  • На улице светает. В данном предложении присутствует только сказуемое - "светает".
  • Зима. Данная конструкция состоит только из подлежащего.

В зависимости от того, какими должны быть высказывания, цель их может состоять в передаче сообщения, вопроса или побуждения.

Повествовательные предложения

Это наиболее распространенный вид синтаксических конструкций, хотя следует помнить, что повествовательное предложение, сказанное с другой интонацией, может перейти в категорию побуждения или вопроса.

Эти виды синтаксических конструкций представляют собой сообщения о происходящих явлениях, фактах или событиях, как утверждаемых, так и отрицаемых. Например:

  • Прошедший день оставил о себе тягостные воспоминания. В данном примере высказывания цель информации - это передача отрицательного отношения к событию.

  • Сестра ждала на скамейке, пока я энергично делал зарядку после долгой пробежки. В данной конструкции передача информации происходит в двух связанных друг с другом по смыслу предложениях, сообщающих о происходящих действиях и имеющих нейтрально-положительную окраску.

Обычно высказывания, цель которых подача информации, в письменной форме оканчиваются точкой, а в устной - понижением интонации голоса.

Побудительные выражения

В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания использует автор, они могут либо побуждать к действию, либо передавать совет или рекомендацию, и в этом случае будут называться побудительными.

В подобных синтаксических конструкциях побуждение к действию осуществляется с помощью глаголов в повелительном наклонении или специальных частиц, таких как «пусть, пускай», «давай», «ну-ка» и другие.

По цели высказывания (примеры ниже) могут в конце иметь как так и точку. В зависимости от интонации они выражают:

  • Мольбу - «Прошу, пусти меня».
  • Просьбу - «Дай мне воды».

  • Приказ - «Уйди отсюда!».
  • Пожелание - «Будь здоров!».
  • Совет - «Заведи себе собаку».

Произнося подобные высказывания, цель которых - подтолкнуть к действию, автор влияет на дальнейшее совершение действий и развитие событий.

Вопросительные предложения

Когда человек хочет что-либо уточнить или узнать, он задает вопрос. В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания при этом используются и какой будет предполагаемый ответ, их разделяют на:

  • Общевопросительные синтаксические конструкции, задача которых - получить отрицательный (нет), положительный (да) или нейтральный (не знаю, может быть) ответ по какой-либо информации. Например: «Ты уже обедал?», «В этом саду растет сирень?»
  • Частновопросительные предложения, которые направлены определенному лицу для получения о нем дополнительной информации, характера объекта или обстоятельств действий, например: «Во сколько ты должен быть на месте?», «Когда уже потеплеет?».

В этих всегда есть вопрос, требующий конкретного ответа.

Виды вопросительных предложений

Данные виды конструкций также могут отличаться по своему характеру, например быть:

  • собственно вопросительными и обязательно требовать ответа, так как при этом уточняется неизвестная автору информация: «Куда едет этот трамвай?»;

  • утвердительными вопросами, требующими подтвердить данные, уже указанные в нем: «Он ведь не специально?»;
  • отрицательными конструкциями, в которых выражают отрицание, уже заложенное в вопросе: «И зачем мне это было нужно?»;
  • побудительные, задача которых подтолкнуть собеседника или себя к действию: «Может, посмотрим перед сном кино?»;
  • риторические вопросы, не требующие обязательного ответа: «Кто же не пойдет окунуться в воду в жаркую пору?».

В зависимости от того, какие бывают цели высказывания вопросительных предложений, на письме они передаются с помощью а в устной речи - с помощью интонации. В подобных синтаксических конструкциях часто применяют слова с вопросительным значением, например «зачем», «почему», «чем», «как» и другие.

Восклицательные предложения

Этот вид синтаксических конструкций зависит от интонации, с которой произносятся высказывания. Цель - передать чувства, которые вызывают те или иные события или действия. Они делятся на:

  • например «Выпал первый снег - как же красиво на улице!»;

  • вопросительно-восклицательные - «Неужели ты не понял с первого раза?!»;
  • побудительно-восклицательные конструкции - «Верни мне мою книгу!».

От того, какова цель высказывания и интонация, зависят знаки препинания в них.

Выделение предложений в письменной речи

Если в устной речи в подобных конструкциях интонация указывает на их цель, то на письме это точка, вопросительный или восклицательный знак.

  • В повествовательных невосклицательных предложениях в конце всегда ставится точка: «Я пришла домой уставшей».
  • Если высказывание повествовательное, побудительное или вопросительное, но с интонацией восклицания, то в нем ставится восклицательный знак, иногда их 3, или он может стоять после вопросительного. Например: «И пошел Иван-Царевич куда глаза глядят!», «Берегись!!!», «Ты с ума сошел?!»

  • Когда побудительное предложение имеет невосклицательный характер, то в конце него ставится точка: «Иди домой».
  • Если высказывание с оттенком незавершенности, то оно заканчивается многоточием: "Я вернулся из дальнего плавания, и что дальше?..", "Грусть-печаль меня заела..."

Чтобы поставить правильно знаки препинания, следует определить, к какому типу по цели высказывания относится предложение и какова его интонация.

Задачи урока:

  1. познакомить с видами предложения по цели высказывания;
  2. отрабатывать умения определять цель предложения;
  3. развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.
  4. воспитывать умение слушать других;

Оборудование:

  1. Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).
  2. Раздаточный материал: рабочий лист
  3. Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент (слайд 1, приложение 1)

Здравствуйте, дети. Я рада встрече с вами. Меня зовут Светлана Владимировна. На каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я надеюсь, вы поделитесь со мною своими открытиями, которые вы сделали на предыдущих уроках и сделаете еще маленькое, но важное открытие.

II. Минутка чистописания + «вхождение» в тему урока:

Перед вами на партах лежат рабочие листы, на которых вы сегодня будете работать. Подпишите каждый свой лист в правом верхнем уголке. Прежде чем начнем писать, давайте сделаем зарядку нашим пальчикам: (Бабочка просыпается) Итак, минутка чистописания: (слайд 2, приложение 1).

Ой, что-то случилось с моим компьютером, все буквы рассыпались. Ребята, я прошу о помощи. Соберите слово, ставя буквы начиная от маленькой к большой.

Что получилось? (Предложение.) Я вам предлагаю прописать это слово, составив, из букв слова узор.

Пропишите этот узор один раз:

Тетрадь с наклоном положу
Ручку правильно держу
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь

III. Актуализация знаний:

На рабочем листе найдите № 2. Прочитайте задание и самостоятельно выполните. Давайте проверим. (слайд 11, приложение 1)

  1. Расскажите, что вызнаете о предложении.
  2. Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Предложения и по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня мы должны узнать, какие предложения бывают по цели высказывания.

IV. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились. (слайд 3, приложение 1)

Кузнечик, унеси меня домой.

А где ты живешь?

В муравейнике.

  1. Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)
  2. Какая это речь? (Разговорная)
  3. Сколько героев участвует в разговоре? (2)
  4. Кто они? (Кузнечик и муравей)
  5. Как называется такой текст? (диалог)
  6. С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)
  7. Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)
  8. Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное) Откройте учебник на стр.106, абзац 4
  9. Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)
  10. Какой знак стоит в конце предложения? (?)
  11. На странице 106 абзац 3
  12. Что сообщается в последнем предложении?
  13. Какой знак стоит в конце предложения?
  14. Как называются такие предложения?
  15. Страница 106 абзац 2.

V. Обобщение (выводы):

А теперь подведем итог и запишем то что узнали в виде схемы: (слайд 4, приложение 1)

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение.

Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VI. Физкультминутка (слайд 5, приложение 1)

VII. Самостоятельная работа: приложение 2

На рабочем листе упр. 3.

Составьте из каждой группы слов предложение:

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 6, приложение 1)

На рабочем листе упр. 4

Определите вид предложения по цели высказывания и соедините стрелочкой предложения с облачками.

Давайте проверим, как справились с заданием. (слайд 7, приложение 1)

VIII. Проверка усвоения темы.

  1. Что вы узнали о предложении? (слайд 4, приложение 1)
  2. Прочитайте предложение (Сидите тихо.) с разной целью высказывания (повествовательно, побудительно, вопросительно).

    Даже по формулировке понятно, что различие - в эмоциональной окраске. В конце восклицательного предложения всегда стоит восклицательный знак.

    Если фраза говорится с повышением интонации к концу предложения, то это первый вариант, если в конце предложения ставится точка или вопросительный знак, то имеет место невосклицательная форма.

    По цели высказывания предложения делятся на три группы:

    • повествовательные;
    • вопросительные;
    • побудительные.

    Все они могут быть или не быть восклицательными.

    Повествовательные по цели (примеры невосклицательных и восклицательных вариантов):

    • Январь - холодный месяц.
    • Насколько же сильный мороз в январе!

    Вопросительные:

    • Когда тебя ждать?
    • Сколько можно тебя ждать?!

    Побудительные:

    • Ешь кашу.
    • Ешь, а то гулять не пойдем!
  • Восклицательными и невосклицательными бывают предложения по интонации.

    • Вс хорошо.
    • Как хорошо!

    Повествовательными, побудительными или вопросительными они бывают по цели высказывания.

    Они любят мороженое (повеств.)

    Расскажи новости (побуд.)

    Покажешь мне город? (вопросит.)

    Предложения определяют по интонации и знакам препинания в конце предложения. Когда от удивления в конце предложения интонация повышается, явно предложение относится к восклицательным. Если человек спрашивает, то предложение относится к вопросительным. После вопросительного знака иногда стоит восклицательный знак, поэтому предложения по типу интонации делятся на восклицательные предложения и предложения не восклицательные.

    По цели высказывания предложения бывают повествовательными, когда тон ровный, вопросительным, когда спрашивают и побудительным, когда что-то просят или приказывают. В помощь две таблицы по материалам начальной школы.

    Синтаксический разбор предложения начинается с определения, простое предложение или сложное. Если перед нами простое предложение, следующим шагом в его характеристике является определение вида высказывания по цели :

    повествовательное, вопросительное или побудительное.

    В предложении, сообщающем о факте существования или отсутствия чего-либо, наблюдаем повествовательную интонацию, например:

    Наступила золотая осень. Короткими стали осенние денчки. Все чаще дует северный ветер.

    Предложение, с помощью которого мы хотим узнать о чем-то, задаем вопрос, является вопросительным:

    Скоро ли выпадет снег? Когда наступит зима?

    Если предложение выражает побуждение к действию, приказ, то его классифицируем как побудительное, например:

    Сядь, отдохни от забот!

    Вторым параметром общей характеристики простого преддожения является его интонация . С этой точки зрения различают восклицательное и невосклицательное предложения.

    Невосклицательное предложение произносится без особой выразительности и экспрессии, то есть довольно спокойным тоном:

    Восклицательными могут быть все три вида предложений по цели высказывания, например, повествовательное:

    А вот восклицательное побудительное предложение:

    Восклицательным по интонации может быть и вопросительное предложение:

    Ну разве можно было бросаться в ледяную воду?

    Предложения разделяются по цели высказывания на:

    1) Повествовательные - цель рассказать о чм либо, без каких-либо эмоций. Например, У нас есть 100 тарелок .

    2) Вопросительные - цель узнать/спросить что-либо. Например, Нам хватит этого пирога на всех гостей?

    3) Побудительные - цель привлечь объект к какому-либо действию. Например, Покажи, что ты привз мне из Красноярска .

    Предложения разделяются по интонации на:

    1) Невосклицательные - без цели передать чувства или эмоции. Например, Зима наступила .

    2) Восклицательные - с целью передать чувства или эмоции говорящего. Например, Как же тут холодно!

    Также бывают предложения, одновременно имеющие признаки обеих групп.

    Побудительно-восклицательные : Например, Прекрати немедленно!

    или Вопросительно-восклицательные : Например, Разве можно такое говорить?!

    или Повествовательно-восклицательные : Например, Как я замрз сегодня утром!

    По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные. По цели высказывания же предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. На этом сайте Вы можете посмотреть обучающее видео, посвященное Вашему вопросу: ; -po-tseli-vyskazyvaniya.

    Как видно, все очень просто: предложения бывают невосклицательными и восклицательными, т.е. эмоционально более выраженными. Это деление по интонации.

    Цель высказывания может быть также разной:

    • о чем-то рассказать - повествовательное предложение;
    • о чем-то спросить - вопросительное предложение;
    • что-то приказать или о чем-то попросить - побудительное предложение.
  • Относительно интонации запомнить вообще несложно, так как группы подразделений всего две - это восклицательные предложения, а так же не восклицательные.

    А относительно цели высказывания предложение может быть побудительным или же повествовательным или же вопросительным.

    По интонации предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

    Пример Восклицательного - Пришла весна!

    Невосклицательное предложение будет звучать также, правда без восторга - Пришла весна.

    По цели высказывания предложения бывают трех видов: Повествовательные, побудительные и вопросительные.

    Повествовательные - это самые обычные предложения, в которых о чем ли о ком-то рассказывается - Мы любим ходить на прогулки.

    Вопросительные задают вопрос, о чем-то спрашивают - А ты пойдешь с нами гулять?

    Побудительные - предложения, которые заставляют что-то делать - Давай быстрей делай уроки, а то гулять не пойдешь?

    Со школы в память врезалось- предложения по интонации делятся на 2 вида-восклицательные(в конце всегда стоит восклицательный знак и произносится такое предложение с явной повышенной интонацией) и не восклицательные(в конце такого предложения стоит любой знак кроме восклицательного), при синтаксическом разборе для краткости просто писали ! или не!.А по цели высказывания предложения бывают:

    Вопросительные(естественно,предложения в которых есть вопросительный знак)

    Повествовательные(предложения, в которых обычно в конце ставится точка либо многоточие)

    Побудительные(предложения, с помощью которых заставляют(побуждают) сделать что-либо.В конце таких предложений обычно всегда восклицательный знак)

Повествовательные предложения содержат сообщение или описание, выражают относительно законченную мысль, в основе которой лежит суждение: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Пушкин). Повествовательные предложения отличаются законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове и спокойным понижением тона в конце предложения.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос о чем-либо неизвестном говорящему: Далеко ли вы отсюда живете? А что ты делал в моем саду? (Пушкин); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Лермонтов); Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья? (Бунин) Средствами выражения вопросительности являются: особая вопросительная интонация, вопросительные слова (местоимения и наречия), вопросительные частицы (разве, неужели, ли ), порядок слов.

Побудительные предложения выражают желание заставить действовать других людей (реже намерение самого говорящего совершить какое-либо действие). В них содержатся различные оттенки волеизъявлениея: приказ, совет, запрещение, предостережение, угроза, просьба, мольба, призыв, пожелание и т.д.: Воротить, воротить его! (Горький); Угости отца-то табачком, – шепнула на ухо Анисья (Леонов); Тираны мира! Трепещите! (Пушкин); «Берегись», – сказал Казбеку седовласый Шат (Лермонтов); Раззудись, плечо! Размахнись, рука! Ты пахни в лицо, ветер с полудня! (Кольцов). Грамматическими средствами оформления побуждения являются: побудительная интонация, различные глагольные формы, частицы, междометия и т. д.: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин); Ты бы ушла, Настя (Леонов).

Восклицательными называютсяпредложения, в которых выражение содержания сопровождается выражением чувства говорящего.Восклицательным может стать любое из предложений по цели высказывания: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное: Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу! (Лермонтов); Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало! (Некрасов); Кума-то, видно, басурманка! Постой, голубушка моя! (Пушкин). Конструктивными грамматическими средствами оформления восклицательныхпредложений являются: особая интонация, передающая разнообразные чувства (гнев, радость, досада, огорчение, удивление, ласка, любовь, жалоба, ужас, восхищение), эмоциональные частицы, междометия, восклицательные частицы (ну, о, ну и, куда как, какой, что за ): Фу ты, какая! Слова ей не скажи! (Горький).