Измерительные

Ремонт мотоциклетных коммутаторов зажигания

 Ремонт мотоциклетных коммутаторов зажигания

Недавно у меня на мотоцикле отказался работать коммутатор, типа КЭТ – 1А. Этот коммутатор используется в старых мотоциклах Минск и Восход. Он относится только к зажиганию и никакого отношения к остальной электроники мотоциклов не имеет.

В общем, то коммутаторы этого типа не отличаются высокой надёжностью, по этой причине у меня скопилось уже с десяток данных устройств. Среди поломок в коммутаторе бывают разные, могут сгореть диоды, стабилитроны, тиристор, конденсатор. Это самые первые места поиска. Резисторы редко перегорают. Часто может быть отпаивания контактов.У меня в каждом из коммутаторов поломки были разные, но чаще всего, из – за не герметичного корпуса окислялись дорожки платы или выводы некоторых компонентов. Когда очередной коммутатор накрылся, я решил не покупать новый, а собрать его из имеющихся у меня деталей от старых подобных устройств.

Пошарив немного в Интернете, нашёл схему и перерисовал её в .



Пояснения к разметке:
К – катод тиристора КУ201
U –управляемый электрод тиристора КУ201
А – анод тиристора ку202
К2 – катод диода D4

Готовую печатную плату необходимо покрыть защитным лаком, для предотвращения окисления дорожек.

Необходимые компоненты:
- 2 стабилитрона Д817В
- тиристор КУ201В
- 3 диода КД105В
- 2 конденсатора 1мкФ 160В
- 1 конденсатор 1мкФ 250В
- резистор 1К
- резистор 100

Устройство собирается в стандартном алюминиевом корпусе коммутатора.
При установки крышки коммутатора необходимо промазать все стыковочные швы герметикам, чтобы исключить попадание влаги во внутрь.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
T1 Тиристор & Симистор

КУ201И

1 Поиск в Чип и Дип В блокнот
D1-D3 Диод

КД105Б

3 Поиск в Чип и Дип В блокнот
D4, D5 Стабилитрон

Д817В

2 Поиск в Чип и Дип В блокнот
C1 1 мкФ 250 В 1 Поиск в Чип и Дип В блокнот
C2, C3 Электролитический конденсатор 1 мкФ 160 В 2

Электрооборудовение мотоцикла восход-2м.

В электрооборудование мотоцикла восход-2м входит генератор Г-427, коммутатор КЭТ-1, высоковольтный трансформатор, фара, центральный и другие переключатели.
Генератор Г-427 переменного тока с возбуждением от постоянного магнита с индуктивным датчиком электронной системы зажигания. В пазах статора, набранного из штампованных пластин электротехнической стали, помещены восемь катушек, которые образуют четыре самостоятельные цепи:
-питание накопительного конденсатора;
-освещение и звукового сигнала;
-указателей поворота;
-сигнала торможения.
Регулировка напряжения в цепях осветительных нагрузок осуществляется по принципу параметрического регулирования, т.е.обмоточные данные генератора выбраны с таким расчетом, чтобы с увеличением скорости вращения ротора напряжение на клеммах генератора изменялось в определенных пределах на определенную нагрузку. Крепление статора генератора к картеру двигателя обеспечивает регулировку угла опережения зажигания.
На крышке статора генератора расположены выводы:
-зарядных катушек цепи питания накопительного конденсатора;
-указателей поворотов;
-сигнала торможения;
-освещения;
-датчика,
которые соответственно маркированы: <<З>>. <<У>>. <<Т>>. <<О>> и, <<Д>>.
Датчик крепится на крышке статора генератора при помощи винтов.
Ротор генератора с расположенным на нем ротором датчика крепится на правой полуоси коленчатого вала двигателя болтом и от поворота фиксируется шпонкой. Уход за генератором в основном сводится к подтягиванию резьбовых креплений статора и ротора генератора, а также клемм проводов. Все провода генератора должны быть надежно закреплены и изолированы друг от друга.

Генератор переменного тока Г-427.

Момент зажигания устанавливается поворотом статора генератора после предварительного ослабления трех винтов, крепящих статор к картеру.
Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы момент искрообразования (на генераторе этот момент определяется совпадением паза ротора датчика с выступом на каркасе катушки датчика. рис) совпал с моментом, когда поршень не дошел до верхней мертвой точки 2,5-3,0мм (при работе двигателя на бензине с октановым числом 93).

Зазор между ротором и сердечником катушки датчика должен быть в пределах 0,3±0,05мм. Установку зазора следует производить следующим образом:
-ослабить винты крепления статора датчика к крышке статора генератора
-перемещая статор датчика в пазах крышки статора генератора установить требуемый зазор, после чего затянуть винты крепления.
Для более точной установки зажигания рекомендуется положение поршня определить при снятой головке цилиндра.
Высоковольтный трансформатор Б-300Б
Высоковольтный трансформатор расположен под топливным баком и служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Трансформатор состоит из сердечника,первичной и вторичной обмоток, корпуса и крышки с клеммами. В процессе эксплуатации ухода не требует и ремонту не подлежит.

Коммутатор электронный КЭТ-1 предназначен для работы в системе зажигания в комплекте с генератором Г-427 и высоковольтным трансформатором Б-300Б. Позволяет получить вторичное напряжение до 18кв, при частоте вращения ротора генератора от 250 до7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике. Основание коммутатора соединено с массой мотоцикла. При выходе из строя коммутатор можно разобрать и отремонтировать
Коммутатор электронный имеет три выходные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе <<Г>>,<<К>>и<<Д>>. Массовой клеммой служит основание коммутатора.
Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится в основном к подтягиванию резьбовых соединений, не допуская при этом срыва резьбы. Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь него и на клеммы влаги от резких ударов и воздействия высоких температур. Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с <<массой>>, т.к. при нарушении этого условия прекращается искрообразование на свече.
Принципиальная схема электронного коммутатора

Д1-Д226Б, Д2-Д226Б, Д3-Д226Б, Д4-Д817В, Д5-Д817Б, Д6-КУ201Л.
С1-1мкф250в, С2-1мкф160в, С3-1мкф160в.
R1-100ом, R2-1ком.
Точка Г-45вольт, Точка- К -150вольт, Точка-Д-0,65вольт.
Дроссель типа ДР-100
Установлен в правом инструментальном ящике. От цепи сигнала торможения генератора через дроссель, который является устройством, дополняющим параметрическое регулирование генератора, питается цепь ламп подсвета спидометра, городской езды и освещения номерного знака.
Свеча искровая зажигания типа А-23
В процессе эксплуатации свечу периодически нужно очищать от нагара и регулировать зазор между электродами, который должен быть в пределах 0,6-0,7мм, что обеспечивается подгибанием внешнего электрода. Для уплотнения между свечой и головкой цилиндра ставится медноасбестовая прокладка. Для устранения радиопомех, создаваемых системой зажигания, на свечу надевается экранированный наконечник типа А-4.
Фара ФГ-133
В процессе эксплуатации специального ухода не требует.В основном уход за фарой сводится к удалению пыли с внутренне полости оптического элемента путем продувки воздухом.
Центральный переключатель
В качестве центрального программного переключателя, обеспечивающего необходимую коммутацию осветительной аппаратуры на мотоцикле, применен переключатель 124005490201,
Переключатель имеет три рабочих положения:<<0>>.<<1>>.<<2>> в соответствии со следующими режимами работы:
-в положении <<0>>-цепь датчика генератора замкнута на массу, что обеспечивает остановку двигателя.
-в положении<<1>>(езда днем) - включается цепь зажигания, работает цепь указателей поворотов (при включенном переключателе указателей поворотов) и цепь сигнала торможения (при нажатии на педаль тормоза);
-в положении <<2>>(езда ночью) включаются две цепи:
а) цепь ламп подсветки спидометра, освещения номерного знака и городской езды (через дроссель, служащий устройством, дополняющим параметрическое регулирование генератора);
б) цепь лампы головного света А6-32+32(через переключатель света на руле).

Уход за центральным переключателем сводится к периодической проверке надежности крепления переключателя в фаре и очищению подвижных и неподвижных контактов от пыли и грязи путем промывки их в бензине.

Переключатель света с кнопкой звукового сигнала (расположен на руле с левой стороны). Для коммутации цепи ближнего и дальнего света используется переключатель типа П-200 со встроенным кнопочным включателем звукового сигнала на три рабочих положения:
-нейтральное - лампа головного света выключена;
-крайнее правое - включен ближний свет;
-крайнее левое - включен дальний свет.
Кнопка звукового сигнала имеет подвижный контакт, подсоединенный к массе, и неподвижный, соединенный с одним из проводов, идущим от клеммы звукового сигнала. При нажатии на кнопку контакты замыкаются, и замыкается цепь сигнала.

Системы зажигания

В мотоциклах Ковровского завода применялись контактные и бесконтактные (электронные) системы зажигания, состоящие из различных комбинаций приборов (табл. 5.5).

Контактная система зажигания

На Ковровских мотоциклах, начиная с "Ковровца-175А" до "Восхода-3" включительно, использовалась контактная система зажигания с применением 6-ти вольтовых генераторов переменного тока (Г-401, Г-411, Г-421, Г-421А, Г-421Б) и катушек зажигания КМ-01, ИЖ-56 или Б-300.

Система зажигания состоит из обмотки зажигания генератора, прерывателя, конденсатора, индукционной катушки, провода высокого напряжения, радиопомехозащитного устройства, свечи зажигания, центрального переключателя и проводов низкого напряжения (рис. 5.20).

Когда контакты прерывателя замкнуты, обмотка зажигания закорочена на массу и ток идет по цепи 1: масса - обмотка генератора - прерыватель - масса. Когда контакты размыкаются, ток идет по цепи 2; масса -обмотка генератора - клемма А - красный провод - клемма Н - первичная обмотка индукционной катушки - масса. Если зажигание выключено, то в центральном переключателе клемма 4 соединена с клеммой 3 и ток, минуя первичную обмотку катушки, имеющую сопротивление, через клеммы 4 и 3 переключателя идет на массу.

Приборы системы зажигания . Индукционная катушка Б-300 состоит из сердечника, первичной и вторичной обмоток, корпуса, крышки, стяжных винтов и клемм.

Катушка установлена на металлическом кронштейне, который крепится двумя болтами к раме. К одному из этих болтов подсоединяется клемма массы, поэтому кронштейн рамы должен быть хорошо очищен от краски в месте соединения с кронштейном катушки. Провод высокого напряжения закреплен на выводной клемме катушки с помощью резиновой уплотнительной муфты и гайки.

Неисправная катушка не ремонтируется и подлежит замене. Исключение составляет лишь обрыв провода от клеммы низкого напряжения внутри катушки, что можно устранить пайкой. Не допускается попадание воды на катушку, так как это может вызвать перебои или отказ в ее работе. В случае, если вода все же попала, катушку следует просушить на солнце или в теплом помещении в течение нескольких часов.

К неисправностям провода высокого напряжения можно отнести повреждение изоляции и разрушение центрального проводника, особенно па концах. При повреждении конца провода его следует аккуратно отрезать ножом.

Свеча зажигания (рис. 5.21) состоит из корпуса, изолятора и электродов.

Для бесперебойной работы свечи температура нижней части изолятора (юбки) должна быть в пределах 500 - 600°С. В этом случае происходит сгорание нагара на изоляторе (самоочищение), а цвет изолятора изменяется от светло-серого до светло-коричневого. Если температура юбки ниже 500°С, то на ней отлагается нагар, вызывающий утечку тока на массу (нагар - проводник) и перебои в работе. Если же температура превышает 700°С, то происходит преждевременное воспламенение смеси от раскаленного изолятора - калильное зажигание.

Правильный подбор свечи улучшает работу двигателя, облегчает его запуск и увеличивает мощность. Удачно подобранная свеча, снятая с работавшего под нагрузкой двигателя (не менее 2 км езды со скоростью 80 - 85 км/ч), должна быть сухой и иметь цвет юбки от светло-серого до светло-коричневого.

К неисправностям свечи относится сильное отложение нагара и копоти на юбке, замыкание электродов нагаром или оплавленным металлом (мостик), увеличение зазора из-за выгорания электрода, качка или трещины изолятора. Устраняя мостик или копоть на изоляторе, следует одновременно устранить и причины, вызывающие неисправность, При наличии трещин или качки изолятора свеча заменяется новой, Иногда трещины в изоляторе могут быть незаметными и без нагрузки (при проверке на массу) такая свеча может давать нормальную искру, однако под нагрузкой (в цилиндре) она будет работать с перебоями. Если есть сомнение в исправности свечи, между ее электродам и необходимо установить резиновую пластинку и проверить на искру. У исправной свечи искра будет проскакивать между центральным электродом и корпусом, а у неисправной - через изолятор снаружи или внутри свечи.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Бесконтактная электронная система зажигания (БЭСЗ) впервые появилась на модели ""Восходам", Этот мотоцикл, как и "Восход-3", оснащался 6-вольтовым генератором Г-427, БЭСЗ с коммутатором КЭТ-1А и катушкой зажигания Б-300Б.

У мотоцикла "Восход-3М" также электронная система зажигания, но обеспечиваемая уже 12-вольтовым генератором 43.3701 мощностью 65 Вт, с блок коммутатором-стабилизатором БКС 261.3734 или 262.3734. Примененная вначале катушка зажигания Б-300Б, постепенно была заменена более совершенной 2102.3705. А с 1990 года на мотоциклы стали устанавливаться более мощные 90-ваттные генераторы 80.3701, работающие в паре с БКС 70.3734 или БКС 1МК-211.

Принцип действия электронной системы зажигания состоит в том, что при вращении ротора в индукционном датчике создаются электрические импульсы, которые при помощи специального коммутатора и высоковольтного трансформатора преобразуются в импульсный ток напряжением до 18 кВ, который подается на контакты свечи зажигания в строго определенные моменты работы двигателя.

Бесконтактная электронная система зажигания обладает хорошими характеристиками в режиме запуска двигателя, мало чувствительна к загрязнению свечи зажигания и обеспечивает надежную работу в диапазоне 300-7500 об/мин. Отсутствие контактов, а также сложных регулировок в процессе эксплуатации сказывается не только на надежности системы, но и значительно упрощает ее техническое обслуживание.

Система БЭСЗ (рис. 5.22) состоит из катушек генератора переменного тока, индукционного датчика, электронного коммутатора (КЭТ-1), высоковольтного трансформатора (катушки зажигания), провода высокого напряжения (вторичная обмотка), подавительного резистора, свечи зажигания, центрального переключателя и проводов низкого напряжения (первичная обмотка).

Электронный коммутатор КЭТ-1 представляет собой тиристорную схему (рис. 5.22) с накоплением энергии в конденсаторе. Схема собрана па печатной плате и размещена в металлическом корпусе, который крепится к кронштейну рамы под седлом.

Рассмотрим принцип действия электронного зажигания на примере электронного коммутатора КЭТ-1. При вращении ротора в обмотке зажигания генератора индуцируется ток, который идёт по цепи: масса - обмотка зажигания - клемма 3 - желтый провод - клемма Г - диод О, - резистор К, - диод Ц - конденсатор С, - клеммы К и Н - первичная обмотка катушки зажигания - масса. (При этом конденсатор С, заряжается). Диод D и конденсатор С, служат для выпрямления и сглаживания переменного тока, а резистор R создает необходимую нагрузку в цепи. Стабилитроны D и D. ограничивают напряжение в цели 150 вольтами - более высокое напряжение пропускается ими па массу. Управляемый диод D (тиристор) не пропускает ток на массу до тех пор, пока на его ключ не будет подан положительный сигнал определенной силы и формы отдатчика.

При прохождении магнита под датчиком в его обмотке возбуждается электрический ток, который идет по цепи: масса - обмотка датчика - клемма Д генератора - зеленый провод - клемма D коммутатора -ключ тиристора D - масса. (Если зажигание выключено, то ток от датчика по фиолетовому проводу поступает через клеммы 4 и 3 центрального переключатели на массу). Как только на ключ тиристора D поступает заданный сигнал от датчика, он открывается и конденсатор мгновенно разряжается на массу через тиристор D. В результате через первичную обмотку проходит короткий и сильный электрический импульс, который индуцирует во вторичной обмотке ток высокого напряжения. Диод D, при разрядке конденсатора С, запирает цепь первую, не давая возможности конденсатору разряжаться через резистор Rг Диод D и резистор R2 предохраняют тиристор D от преждевременного открытия случайными импульсами.

Регулировка

После ремонта двигателя, установки нового генератора регулировку зажигания следует производить в таком порядке: установить поршень в в.м.т.; опустить поршень на 3,0 - 3,5 мм, вращая коленчатый вал за болт крепления ротора против часовой стрелки; ослабить болты крепления статора генератора; повернуть статор в такое положение, при котором паз на роторе совпадает со стержнем сердечника датчика; затянуть болты крепления статора; установить зазор (0,3±0,05) мм между ротором и стержнем сердечника датчика.

Особое внимание следует обращать на тщательную зачистку металла в местах присоединения массы коммутатора и индукционной катушки и на недопустимость биения правой цапфы коленчатого вала. Электронный коммутатор не ремонтируется и в случае отказа подлежит замене.

Порядок проверки электронной системы зажигания

Прежде чем заняться системой зажигания надо убедиться, что неполадки в работе двигателя вызваны именно ею, Поэтому сначала проверяют регулировку карбюратора, состояние воздушного фильтра, выпускной системы, правильность установки момента зажигания.

Неисправность системы зажигания, в конечном итоге, проявляется в том, что на свече нет искры, или она очень слаба, или возникает произвольно.

Поиски начинаются со свечи. Вывертывают ее из цилиндра, надевают наконечник и прикладывают к двигателю ("массе"). Включив зажигание, поворачивают коленчатый вал кикстартером, как при пуске двигателя. Если искра проскакивает между электродами, можно предположить что свеча исправна. Когда электрический разряд идет через корпус свечи на "массу", свеча подлежит замене.

Оценивая качество искры на свече, надо иметь в виду, что мощность ее будет достаточна для поджигания смеси, если разряд образуется между "массой" и высоковольтным проводом (без наконечника), отнесенным от нес на 5-7 мм.

Когда искры нет вообще, или она появляется только при зазоре 1-2 мм между корпусом свечи и "массой" следует заменить высоковольтный провод вместе с наконечником. Если эта замена не восстановит нормальное новообразование, приступают к проверке электрических параметров приборов зажигания.

Для измерения удобнее всего универсальный или автомобильный тестер. Один провод его соедините с указанной в таблице клеммой, другой - с клеммой М (массой).

Следующий этап - проверка зазора между ротором и статором датчика, который должен быть в пределах 0,3-0,5 мм и наличия электрического сигнала на нем. Для этого подсоедините тестер, настроенный на предел измерения 2,5 В, к клемме Д генератора и к "массе". Проверните кикстартером коленчатый вал, наблюдая за показанием прибора. Его стрелка должна кратковременно отклониться до величины 0,5-0,6 В. Если сигнала нет, проверьте надежность контакта между выводом и катушкой датчика. Настроив тестер на предел измерения 10 В, таким же образом определите наличие напряжения на клемме 3 генератора, которое должно составлять 1-2 В. При отсутствии его проверьте контакт между выводами и обмотками зажигания генератора и попутно посмотрите не замыкают ли они па "массу". В таких местах обычно видны черные следы обгорания.

Если здесь все в порядке, проверяются следующие участки и цепи Проверяют наличие сигнала непосредственно на клеммах Д м Г коммутатора КЭТ-1А или клеммах Д и 3 блока Б КС. При исправной электропроводке величины напряжения должны быть такими же, как и на генераторе, Здесь же надо удостовериться в надежности контакта коммутатора с "массой", отсутствие которого вызывает, перебои в работе двигателя. Наконец проверяют катушку зажигания Б-300Б, измеряя честером сопротивление ее первичной и вторичной обмоток. Они должны быть равны - 0,9-1,2 Ом и 5,8-6,2 Ом соответственно. Параметры выходного сигнала на клеммах К коммутаторов КЭТ-1А и БКС 251.3734 можно измерить при помощи специального стенда. В случае, когда все предыдущие проверки показали исправность генератора, датчика и катушки, остается заменить коммутатор.

КОММУТАТОР

Электронный коммутатор КЭТ-1 представляет собой тиристорную систему зажигания, при которой энергия накапливается в конденсаторе. Схема собрана на печатной плате и размещена в металлическом корпусе (рис. 5.27).

Коммутатор предназначен для работы в системе зажигания в комплексе с генератором Г-427 м высоковольтным трансформатором Б-300Б и для получения вторичною напряжения на свече зажигания до 18 кВ при частоте вращения ротора генератора от 300 до 7500 об/мин. Коммутатор установлен в правом инструментальном ящике, причем обеспечено электрическое соединение основание коммутатора с "массой" мотоцикла. Коммутатор имеет три выходные клеммы с буквенной маркировкой на корпусе Г, К и Д. "Массовой" клеммой служит основание коммутатора. Уход за коммутатором в процессе эксплуатации сводится к подтягиванию резьбовых соединений, Необходимо оберегать коммутатор от попадания внутрь него и на клеммы влаги, от резких ударов и воздействия высоких температур, Следует также систематически проверять надежность электрического соединения основания коммутатора с "массой", так как при нарушении этого условия прекращается новообразование на свече. При эксплуатации коммутатора необходимо соблюдать правила техники безопасности, так как напряжение на его клеммах может достигнуть 500 В.

Чтобы проверить коммутатор, надо: отсоединить провода от проверяемого коммутатора, заведомо исправный коммутатор соединить согласно схеме электрооборудования мотоцикла с этими проводами; основание коммутатора соединить с корпусом мотоцикла (создать контакт с "массой"); ключ центрального переключателя 50 поставить в положение 1. Нажатием на рычаг кикстартера (при вывернутой свече) провернуть коленчатый нал двигателя, наблюдая за появлением искры. При нормальной работе системы зажигания с подставным коммутатором неисправный коммутатор надо заменить. Проверка приборов коммутатора может быть произведена только с применением соответствующих приборов. Клеммы электронного коммутатора КЭТ-1 запрещается соединять с корпусом (массой), а клемму Д генератора - с другими клеммами.

Система электрооборудования.

На всех мотоциклах "Восход" установлен генератор переменного тока.
Основное преимущество системы электорооборудования с генератором постоянного тока заключается в том, что при этой ситеме не требуется аккумулятор. Зажигание рабочей смеси осуществляется так же, как и при зажигании от магнето. Лампы фары и заднего фонаря получают питание (только при работе двигателя) непосредственно от генератора, напряжение которого в приемлемых приделах стабилизируется. Система электрообордования с генератором переменного тока более надежна, так как в ней упрощена электропроводка и отсутствуют коллектор со щетками и реле-регулятор. Кроме того стоимость этой системы несколько ниже.
Схема электрооборудования имеет четыре независимые друг от друга электрические цепи:

  1. Электрическая цепь системы зажигания.
  2. Электрическая цепь лампы фары переднего света и звукового сигала.
  3. Электрическая цепь указателей поворота.
  4. Электрическая цепь ламп сигнала "стоп", подсветки спидометра, ламп городской езды и освещения номерного знака.

Генератор.

На мотоциклах "Восход2м" и "Восход3" установлен генератор Г-427.Этот генератор имеет мощность 65 Вт, напряжение цепи освещения с полной нагрузкой 6-8 вольт при частоте вращения двигателя 2000-6000 об\мин.
Генаратор сотоит из ротора, статора и передней крышки с катушкой датчика.Он представляет собой восмиполюсный магнит, отлитый из специального железоникельалюминевого сплава и снабженный полюсными наконечниками из малоуглеродистой стали. На передней части ротора расположен ротор датчика. Во втулке ротора генератора имеются два посадочных конуса и прямой шпоночный паз для фиксации ротора от проворачивания на валу двигателя.
Ротор датчика собран на специальной латунной втулке, несущей две полюсные пластины с "клювами" из листовой стали, между которыми заключен кольцевойкобальтовый магнит.Ротор залит алюминиевм сплавом. В торец его втулки запресован штифт, который входит в шпоночный паз ротора генератора, что предотвращает проворачивание ротора датчика.
Напряжение на цепях осветительных нагрузок регулируют по принципу параметрического регулирования, т.е. обмоточные данные генератора расчитаны так, чтобы с увеличением чатоты вращения его ротора напряжение на зажимах изменялось в пределах установленной нагрузки.
Установка момента опережения зажигания.
Поскольку рабочая смесь сгорает не мгновенно, и этот процесс растянут во времени, нужно так подготовить условия сгорания, чтобы над поршнем создовалось максимальное давление в момент, когда он приходит в ВМТ и только-только начнает движение вниз.Добиться этого можно за счет установки момента опережения зажигания. Иными словами, искра в свеце должна возникать цуть ранше чем поршень прийдет в ВМТ.Правильность выставеления зажигания сказывается на мощности двигателя и легкости его пуска. Для каждого типа движка она индивидуальна. Каждый байкер должен уметь выставить зажигание на своем железном дружбане.

Опережение зажигания составляет по поршню 3.5-4.0 мм до ВМТ. Моменту искрообразования соответствует совпадение паза ротора датчика с выступом на каркасе катушки датчика. Зазор между сердечником катушки и магнитом датчика нужно установить в пределах 0.3+-0.05 мм.

  1. Ослабьте винты, крепящие статор датчика в пазах крышки.
  2. Установите требуемый зазор.
  3. Затяните винты крепления.

Бесконтактная электронная система зажигания с генератором 43.3701

На мотоциклах "Восход 3М" и более поздних моделях устанавливается бесконтактная электронная система зажигания (БЭСЗ) с новым генератором 43.3701 (12 В). Для выравнивания напряжения в систему введен стабилизатор, конструктивно объединенный с электронным коммутатором (все вместе БКС).
К основным узлам и деталям бесконтактной системы зажигания относятся: генератор переменного тока, блок "коммутатор-стабилизатор" (БКС), катушка зажигания (высоковольтный трансформатор), высоковольтный провод (бронепровод), свечной колпачек, свеча зажигания.


I - блок системы зажигания; II - стабилизатор напряжения и выпрямитель; 1 - обмотка зажигания; 2 - обмотка освещения; 3 - обмотка датчика; 4 - первичная обмотка катушки зажигания; 5 - вторичная обмотка катушки зажигания;
*R4 - регулировачный резистор 33-200 Ом.
**V7 - КС147А для БКС 251.3734, Д814А для БКС 261.3734

Генератор вырабатывает энергию для питания светосигнальной аппаратуры и системы зажигания. В него встроен датчик момента искрообразования на свече. На полюсах статора расположены обмотка питания бесконтактной системы зажигания (1) и обмотка питания светосигнальной аппаратуры (2). Выводы этих обмоток и обмотки датчика (3) соединены винтовыми клеймами на металлической крышке генератора. При вращении ротора в обмотках статора наводится ЭДС, которая подается на вход БКС. За один оборот ротора в обмотке датчика наводится один импульс ЭДС, который вызывает образование искры на свече. Генераторы 26.3701 и 43.3701 имеют одинаковую конструкцию, но различаются габаритными и посадочными размерами, а также напряжением светосигнальной цепи. Катушка зажигания - двух типов: Б300Б в пластмассовом (из карболита) корпусе и 2102.3705, обмотки которой опессованы морозостойким полипропиленом. По параметрам катушки идентичны и взаимозаменяемы. Они имеют первичную обмотку (4) и вторичную (5), соединенные по автотрансформаторной схеме. Блок "коммутатор-стабилизатор" (БКС) содержит электронный блок системы зажигания (I), стабилизатор напряжения с выпрямителем (II) для питания звукового сигнала и светосигнальных приборов. Система зажигания работает следующим оюразом. Импульсами ЭДС, возникающими при вращении ротора генератора в обмотке (1), через диоды V1, V5 и ограничительный резистор R1 заряжается накопительный конденсатор С1. Сигнал с обмотки датчика (3) поступает через диод V6 на управляющий электрод тиристора V4, который открывается, в результате чего предварительно заряженный конденсатор С1 разряжается на первичную обмотку катушки зажигания (4). Во вторичной обмотке индуцируется импульс ЭДС высокого напряжения, который через высоковольтный провод и свечной колпачек попадает на центральный электрод свечи зажигания.
Электронный стабилизатор напряжения содержит тиристор V5 и измерительный орган, состоящий из двухполупериодного выпрямительного моста V6, делителя напряжения из резисторов R3, R4, R5, конденсатора С3, стабилитрона V7 и диода V8. Тиристор V5 подключен параллельно обмотке (2). Когда величина напряжения, снимаего с делителя, достигает напряжения стабилитрона V7, начинает протекать ток через управляющий электрод тиристора. Когда ток достигнет определенной величины, тиристор открывается и шунтирует обмотку (2). При смене полярности ЭДС тиристор закрывается. В зависимости от нагрузки, приложенной к обмотке (2), момент отпирания тиристора будет возникать в разное время, а при большой нагрузке тиристор может вообще не открываться. Чем больше нагрузка на генератор, тем меньшая часть энергии шунтируется тиристором V5. Таким образом, действуещее напряжение поддерживается на заданном уровне. Электронный блок системы зажигания и стабилизатор помещены в один корпус, имеющий 2 штекерных разъема. Весь монтаж с целью герметизации и повышения надежности залит пенополиуретаном. БКС 251.3734 работает в комплекте с генератором 26.3701 и обеспечивает напряжение светосигнальной цепи 6-8 В; БКС 261.3734 в паре с генератором 43.3701 дают 11,5-14,5 В.

Таким образом, в системе зажигания мотоциклов по уровню напряжения различать три цепи: высоковольтную цепь (катушка зажигани, бронепровод, колпачек и свеча), цепь заряда накопительного конденсатора (зарядная обмотка, соединительные провода и штекерные разъемы, БКС, первичную обмотку катушки зажигания), цепь датчика (обмотка датчика, соединительные провода и штекерные разъем). Неисправности в системе зажигания

Приступать к поиску неисправности в системе зажигания следует лишь убедившись, что топливоподающая система, карбюратор, воздушный фильтр и выпускная система в порядке.
Внешнее проявление неисправности Причина Способы устранения
Двигатель не пускается Неисправна свеча Заменить
Пробит свечной наконечник Заменить
Неисправна катушка зажигания Заменить
Неисправен БКС Заменить
Нет напряжения на обмотке зажигания Проверить исправность обмотки омметром и устранить нарушение контакта или замыкание
Нет напряжения на обмотке датчика Проверить целостность обмотки и устранить обрыв или замыкани
Двигатель пускается с трудом Неисправна свеча Заменить
Пробивает свечной наконечник Заменить
Мал сигнал с датчика Отрегулировать зазор между ротором и статором датчика
Двигатель работает с перебоями Неисправна свеча Заменить
Неисправен свечной наконечни Заменить
Пробивает высоковольтный провод Заменить
Неисправность соединительного провода Найти и устранить
Сбился угол опережения зажигания Проверить совпадение меток на картере двигателя и статоре генератора

Коммутаторы КЭТ-1А, БКС 251.3734, БКС 261.3734, БКС 1МК211, БКС 70.3734, БКС 94.3434 предназначены для работы с генераторами 26.3701 (6В 45Вт), Г-427 (6В 65Вт), 43.3701 (12В 65Вт), 80.3701 (12В 90Вт), ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702М-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 .

Схема работает следующим образом. Переменное напряжение генератора с обмотки зажигания L1 поступает на выпрямительный диод V1. Выпрямленное напряжение через цепочку R6 V5 и катушку зажигания заряжает батарею конденсаторов C2 C3. Через некоторое время после зарядки конденсаторо в поступает сигнал с датчика генератора L2 на управляющий электрод тиристора V6. Тиристор V6 замкнет батарею конденсаторов C2 C3, что вызовет резкое изменение индукции в катушке зажигания и искрообразование на электродах свечи (напряжение на вторичной обмотке зажигания достигает несколько десятков киловольт ). Токоограничивающий резистор R6 и сглаживающий конденсатор C1 используются для ограничения тока обмотки зажигания L1 и более плавной зарядке батареи конденсаторов C2 C3. Стабилитроны V3 V4 обеспечивают стабилизацию напряжения на уровне 150 В. Стабилизация напряжения необходима чтобы батарея конденсаторов C2 C3 и тиристор V6 не вышли из строя из-за перенапряжения. Цепочка V2 R2 необходима для выпрямления и согласования сигнала с датчика L2 с управляющим электродом тиристора V6. Данный коммутатор имеет ряд недостатков и слабых мест :

  • Максимальное рабочее напряжение конденсаторов C2 C3 составляет 160 В, а поскольку напряжение стабилизировано стабилитронами V2 V4 на уровне 150 В, конденсаторы работают на грани своих возможностей. Стабилитроны серии Д817 имеют погрешность 10%, поэтому риск выхода из строя конденсаторов C2 C3 довольно велик.
  • При длительной работе коммутатора сопротивление R6 сильно нагревается. В результате может оплавиться пайка или выгореть сам резистор.
  • Цепь между датчиком генератора и управляющим электродом тиристора V6 не содержит фильтра от помех и наводок, а так же защиты от перенапряжения (стабилизатора). В итоге – неустойчивая работа и вероятность отказа тиристора V6 на высоких оборотах.
  • На высоких оборотах двигателя емкость С2 С3 не успеет зарядиться – резистор R6 ограничит ток заряда конденсаторов .

Схема коммутаторов БКС 251.3734, БКС 261.3734 представлена на рисунке.

Все коммутаторы БКС содержат в себе две схемы: зажигания и освещения. Схема зажигания аналогична коммутатору КЭТ-1А, поэтому имеет те же недостатки . Правда в коммутаторах более поздних выпусков (начиная с конца 80-х) емкость С1 составляет 2,2 мкФ 250 В (как в 2МК211). Рассмотрим принцип действия схемы стабилизатора освещения . С обмотки освещения генератора L3 переменное напряжение напрямую поступает на контакт 02 выхода коммутатора (по схеме справа). Тиристор V5 закрыт. В момент когда напряжение обмотки L3 превысит заданное значение (14 В или 7 В ), тиристор V5 откроется замкнет обмотку L3 на землю. Это произойдет только при положительном полупериоде (относительно массы) на клемме 02. Цепь управления тиристором работает следующим образом: переменное напряжение выпрямляется диодным мостом V9 и подается на делитель напряжения R2 R3 R4. Соотношение R2 и R3+R4 определяет коэффициент деления. Сглаживающий конденсатор C3 обеспечивает стабильную работу схемы. Когда напряжение на участке R2 R3 превысит определенное значение, стабилитрон откроется, подав напряжение управляющий электрод тиристора . Для 12 В цепи освещения стабилитрон V7 Д814А (порог открытия 7,7 В), а для 6 В соответственно КС147А (порог открытия 4,7 В). Стабилитроны подобраны таким образом, чтобы напряжение на управляющем электроде не превышало 3 вольт , иначе тиристор быстро выйдет из строя. Поэтому при переделки коммутатора под другое напряжение необходимо заменить стабилитрон. Подбором резистора R3 выполняется подстройка напряжения на выходе коммутатора. Достоинством схемы является то, что напряжение с обмотки L3 не уменьшается когда тиристор V5 закрыт, поскольку он включен параллельно обмотке освещения. Это важно при работе двигателя на холостых оборотах .

Коммутатор БКС94.3734 предназначен для работы с генераторами ГМ-02.02, ГМ-03.02, Р71, 92.3702 . Основная особенность коммутатора — отсутствие искрообразование при реверсе генератора . ЦепочкаV2 R5 VT1 шунтирует сигнал с датчика L2 при вращении ротора в обратную сторону и при наличии ложного сигнала (датчики расположены внутри генератора ).

Блок БКС 70.3734 предшественник ковроского 2МК211. Блоки предназначены для генераторов с внутренним датчиком и практически не отличаются. Ниже представлены схемы коммутаторов БКС 1МК211 и БКС 70.3734.


Устройство блока БКС 70.3734 а так же топология печатной платы .



Схема зажигания немного отличается от КЭТ-1А. Указанные выше недостатки устранены . Цепь датчика содержит выпрямитель V6, фильтр R1 C4 С5, а так же стабилизатор напряжения R1 V3. Такой коммутатор более устойчив к наводкам и помехам в цепи датчика. Однако для форсированных моторов он не подойдет. Цепь освещения коммутатора аналогична БКС 261.3734.


Как повысить (лампы светят тускло) или понизить (лампы перегорают) напряжение из коммутатора. Если речь не идет о переделке 6В под 12В или наоборот, то необходимо подобрать сопротивление R3. Для начала нужно вскрыть корпус коммутатора, а именно удалить монтажную пену . Процесс довольно нудный, может занять 30-40 минут. Это легче сделать если предварительно нагреть корпус – облить кипятком из чайника или поставить в теплое место (например, на батарею). Далее нужно найти резистор R3 (на фото он выделен красным цветом).


Обратите внимание, что этот резистор припаян сверху к плате. Отпаяйте этот резистор и припаяйте переменный резистор (реостат) номиналом 200…1000 Ом с проводами 20…30 см. После чего поставьте коммутатор на мотоцикл и заведите его. Подстраивая переменный резистор, найдите его оптимальное положение – свет в фаре на холостых оборотах двигателя не должен мерцать а на высоких гореть не слишком ярко (перегорают лампы ) . После подстройки замерьте сопротивление мультиметром и подберите номинал резистора. Если значение получилось некратное номиналам, можно взять несколько резисторов, включив их последовательной цепочкой (сопротивления суммируются). Впаяйте сопротивления и залейте корпус монтажной пеной.

Как переделать 6 В коммутатор под 12В и наоборот. Для этой переделке потребуется полностью очистить корпус от пены и вытащить плату.

Удалите пену с обратной стороны платы.


Замените стабилитрон V7: для 12 В цепи Д814А (подойдет любой стабилитрон на 7…9 В), а для 6 В КС147А (подойдет любой стабилитрон на 4…5 В). На фото стабилитрон Д814А-1 выделен красным цветом.


Далее необходимо проделать все операции по подбору сопротивления R3 (см. выше). При желании можно вместо R3 впаять переменный резистор и вывести наружу подвижную часть рукоятки сопротивления, чтобы сразу залить коммутатор пеной и осуществлять регулировку «по месту».

Убедившись в надежной работе моего творения, коллеги решились на подобное усовершенствование своей мототехники. Однако появились вопросы типа «Я собрал по твоей схеме - объясни, почему у меня не работает».

Вот некоторые типичные неисправности:
- нет искры вообще;
- мотор хорошо работает на холостых, но сбоит на оборотах выше средних;
- мотор хорошо пускается, но работает в основном какой-то один цилиндр, второй подхватывает изредка, вспышки следуют неравномерно;
- искры нет только при установке в схему мотоцикла «Иж»
- на мотоцикле «Восход» искра есть, при замене блока коммутатора-стабилизатора (БКС) аналогичным, другого типа (251.3734 на КЭТ 1-А) неисправность исчезает.

Все перечисленные неприятности указывают на дефект БКС. Рассмотрим заводскую схему блока (рис 2). Она скопирована с блока КЭТ 1-А выпуска 1980-х годов. В части коммутаторов стабилитрон VD2 представлен КС650 (или двумя последовательно включенными Д817Б).

Обозначение элемента на схемах КЭТ-А 251.3734
C1 МБМ-1,0х250 В МБМ-1,0х250 В
C2, C3 МБМ-1,0х160 В МБМ-1,0х160 В
VD2 2хД817Б КС650А, КС680А
VD1, VD3, VD4 КД105Г КД208Б, КД2091
VS1 КУ201И(М) КУ2211
R2 100м исключен

Последние исполнения БКС - 251.3734, 261.3734, 262.3734 схематически не различаются. Изменились лишь внешность и тип некоторых деталей.

Принцип работы устройств одинаков, конденсатор С2 заряжается от высоковольтной обмотки генератора по цепи VD1, С1, VD2, VD4, R2. Положительным импульсом напряжения отдатчика, через VD3 открывается тринистор VS1, который разряжает С2 на обмотку катушки зажигания TV1, формируя искру на свече F1. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на C2-VS1 на уровне 130-160 В. Однако на работающем коммутаторе вольтметр показал 194 В - явное перенапряжение, влияние разброса параметров стабилитрона. Хочется отметить интересную деталь - в качестве С2 применены два конденсатора типа МБМ. Такие конденсаторы могут долго работать в импульсном режиме. Являясь «самовосстанавливающимися», они легко переносят кратковременные перенапряжения.

Места пробоя обкладок заполняет парафиновая пропитка диэлектрика. К сожалению, это не проходит бесследно - со временем фольга обкладок начинает напоминать решето, емкость прибора падает. Пробои диэлектрика приводят к увеличению проводимости и появлению утечек. Работая в коммутаторе, такой конденсатор просто не успевает накапливать заряд за время между двумя импульсами датчика. Вот почему нормально работающий на мотоцикле «Восход» («Минск») блок барахлит в схеме , где частота импульсов запуска в два раза больше.

Конденсатор с утечкой выявляется по простой схеме (рис 3). С соблюдением мер безопасности (схема гальванически связана с бытовой сетью) подключаем проверяемый конденсатор в цепь. Электролампа-индикатор светиться не должна - свечение указывает на наличие утечки. Время проверки 15-30 минут (в сомнительных случаях - до 1 часа). Несмотря на несколько варварский способ проверки, для конденсатора он практически безопасен. В процессе эксплуатации он подвергается большим нагрузкам. Таким образом мною были выявлены тринадцать конденсаторов с явной утечкой, причем четыре из них в блоках, нормально работавших на одноцилиндровых моторах, но сбоивших в схеме «Ижа».

Заменить конденсаторы в КЭТ-1А несложно - блок легко разбирается. Такая же замена в исполнении 252.3734 - труднее. Для начала удаляем заполняющую корпус пористую массу, проварив коммутатор в кипящей воде 15-20 минут. Затем аккуратно «выщипываем» заполнитель пинцетом. Потянув за разъемы, вынимаем плату и получаем доступ к печатному монтажу. Можно, конечно, заменить неисправный прибор аналогичным, но нет гарантии, что новый вскоре тоже не выйдет из строя (причину см. выше), поэтому рекомендую менять на конденсаторы типа К73-17 1,0 мкФ/400 В (а еще лучше 4х0,47 мкФ/630 В). Два конденсатора нормально располагаются на плате. Герметизацию блока выполняем заливкой его строительной пеной или вырезанной по размеру пластиной резины. Предостерегу от применения различных автогерметиков - их активные компоненты со временем разрушат медные дорожки платы. В целях обеспечения максимальной надежности устройства «безальтернативным» вариантом я считаю металлобумажные конденсаторы типа МБГ, МБГП, МБГЧ (буква Г указывает на конструктивное исполнение прибора), рассчитанные на напряжение 400-630 В. Единственная проблема в этом случае - габариты. Возможен компромиссный вариант - в схеме для мотоцикла «Иж-Юпитер» величину С2 уменьшаем до 1 мкФ. Это обеспечит гарантированный его заряд за пол-оборота коленчатого вала.

Остальные элементы устройства особых нареканий обычно не вызывают. С1 (К73-15) достаточно надежен. Диоды VD1, VD4 советую заменить на КД226Г (с желтым кольцом). VD3 практически «неубиваем». Случается, что тринистор VS1 сменяет свои характеристики (двигатель начинает запускаться в обратную сторону) - это можно устранить заменой его на КУ202Н или (что еще лучше) на Т122-20-10. Крайне редко выходит из строя КУ221Г (КУ240А1). Замена тринистора сопряжена с подбором по минимальному току управления. Данная схема зажигания весьма требовательна к этому параметру. Я провожу отбор при помощи схемы, изображенной на рисунке 4.

Перемещая движок R1 снизу вверх, отмечаем по миллиамперметру РА1 величину тока открывания исследуемого тринистора VS1 по началу свечения лампы EL1. Для использования отбираем экземпляры с током управления I = 1-8 mA. К сожалению, встречаются тринисторы с увеличенным током утечки. Проверка этого параметра производится по схеме, приведенной на рисунке 3. Свечение лампы будет указывать на неисправность прибора.

Восстановленный таким образом БКС пригоден к дальнейшей эксплуатации в системе зажигания как одно-, так и двухцилиндрового мотоцикла.