Альтернативные источники энергии

Зарядка ni mh акб импульсным током схема. Отличия между Ni-Cd и Ni-Mh аккмуляторами

Зарядка ni mh акб импульсным током схема. Отличия между Ni-Cd и Ni-Mh аккмуляторами

Началось все с того, что моя фотомыльница наотрез отказалась работать со свежевынутыми из зарядного устройства аккумуляторами - четырьмя NiMH размера АА. Их бы взять, как обычно, да выбросить. Но почему-то в этот раз любопытство возобладало над здравым смыслом (или это может жаба подала голос), и захотелось понять - а нельзя ли из этих батарей выдавить еще хоть чего-нибудь. Фотоаппарат весьма охоч до энергии, но ведь есть и более скромные потребители - мышки беспроводные или клавиатуры, например.

Собственно параметров, интересных потребителю, два - емкость батареи и ее внутреннее сопротивление. Возможных манипуляций тоже немного - разрядить да зарядить. Измеряя в процессе разряда ток и время можно оценить емкость аккумулятора. По разнице напряжения аккумулятора на холостом ходу и под нагрузкой можно оценить внутреннее сопротивление. Повторив цикл разряд-заряд (т. е. выполнив «тренировку») несколько раз, можно понять имеет ли вообще это действо смысл.

Соответственно сформировался такой план - делаем управляемые разрядник и зарядник с возможностью непрерывного измерения параметров процесса, производим над измеренными величинами простые арифметические действия, повторяем процесс нужное число раз. Сравниваем, делаем выводы, выбрасываем наконец аккумуляторы.

Измерительный стенд
Сплошной сборник велосипедов. Состоит из аналоговой части (на схеме ниже) и микроконтроллера. В моем случае интеллектуальной частью был ардуино, хотя это совершенно не принципиально - лишь бы был необходимый набор входов/выходов.


Сделан стенд был из того, что нашлось в радиусе трех метров. Если кому-то захочется повторить, то вовсе не обязательно в точности следовать схеме. Выбор параметров элементов может быть весьма широким, далее я это немного прокомментирую.

Блок разряда представляет собой управляемый стабилизатор тока на ОУ IC1B (LM324N) и полевом транзисторе Q1. Транзистор практически любой, лишь бы хватило допустимых напряжений, токов и рассеиваемой мощности. А они тут все небольшие. Резистор обратной связи и одновременно часть нагрузки (вместе с Q1 и R20) для аккумулятора - R1. Его максимальная величина должна быть такой, чтобы обеспечить требуемый максимальный ток разряда. Если исходить из того, что разряжать аккумулятор можно до 1 В, то для обеспечения тока разряда, например, в 500 мА резистор R1 не должен быть больше 2 Ом. Управляется стабилизатор трехбитным резистивным ЦАП (R12-R17). Тут расчет такой - напряжение на прямом входе ОУ равно напряжению на R1 (которое пропорционально току разряда). Меняем напряжение на прямом входе - меняется ток разряда. Для масштабирования выхода ЦАП к нужному диапазону имеется подстроечный резистор R3. Лучше, чтобы он был многооборотный. Номиналы R12-R17 могут быть любыми (в районе десятков килоом), главное, чтобы выполнялось соотношение их величин 1/2. Особой точности от ЦАП не требуется, поскольку ток разряда (напряжение на R1) в процессе измеряется непосредственно инструментальным усилителем IC1D. Его коэффициент усиления равен K=R11/R10=R9/R8. Выход подается на АЦП микроконтроллера (А1). Изменением номиналов R8-R11 усиление можно подогнать к желаемому. Напряжение на батарее измеряется вторым усилителем IC1C, K=R5/R4=R7/R6. Зачем управление током разряда? Дело тут в основном вот в чем. Если разряжать постоянным большим током, то ввиду большого внутреннего сопротивления у изношенных батарей минимально допустимое напряжение 1 В (а другого ориентира для прекращения разряда нет) будет достигнуто раньше, чем аккумулятор на самом деле разрядится. Если разряжать постоянным малым током, то процесс растянется слишком надолго. Поэтому разряд ведется ступенчато. Восьми ступеней мне показалось достаточно. Если охота больше/меньше, то можно изменить разрядность ЦАП. Кроме того, включая-выключая нагрузку, можно прикинуть внутреннее сопротивление аккумулятора. Думаю, что дальнейших пояснений алгоритм работы контроллера при разряде не требует. По окончании процесса Q1 оказывается заперт, батарея полностью отключается от нагрузки, а контроллер включает блок заряда.

Блок заряда. Тоже стабилизатор тока, только неуправляемый, зато отключаемый. Ток задается источником опорного напряжения на IC2 (2.5 В, точность 1% согласно даташиту) и резистором R21. В моем случае ток заряда был классическим - 1/10 от номинальной емкости аккумулятора. Резистор обратной связи - R20. Источник опорного напряжения можно использовать любой другой - на ваш вкус и наличие деталей. Транзистор Q2 работает в более жестком режиме, чем Q1. Ввиду заметной разницы между напряжением Vcc и напряжением батареи на нем рассеивается заметная мощность. Это плата за простоту схемы. Но радиатор спасает положение. Транзистор Q3 служит для принудительного запирания Q2, т. е. для отключения блока заряда. Управляется сигналом 12 микроконтроллера. Еще один источник опорного напряжения (IC3) нужен для работы АЦП контроллера. От его параметров зависит точность измерений нашего стенда. Светодиод LED1 - для индикации состояния процесса. В моем случае он не горит в процессе разряда, горит при заряде и мигает, когда цикл закончен.
Напряжение питания выбирается таким, чтобы обеспечить открытие транзисторов и работу их в нужных диапазонах. В данном случае у обоих транзисторов напряжение отпирания затвора довольно велико - порядка 2-4 В. Кроме того, Q2 «подперт» напряжением батареи и R20, поэтому отпирающее напряжение на затворе стартует примерно от 3,5-5,5 В. В свою очередь LM323 не может поднять напряжение на выходе выше Vcc минус 1,5 В. Поэтому Vcc должно быть достаточно велико и в моем случае равно 9 В.

Алгоритм управления зарядом ориентировался на классический вариант контроля момента начала падения напряжения на батарее. Однако на деле оказалось все не совсем так, но об этом позже.
Все измеряемые величины в процессе «исследований» писались в файл, потом производились расчеты и строились графики.

Думаю, что с измерительным стендом все ясно, поэтому перейдем к результатам.

Результаты измерений
Итак, имеем заряженные (но неработающие) батареи, которые разряжаем и измеряем запасенную емкость, а заодно и внутреннее сопротивление. Выглядит это примерно так.


Графики в осях время, часы (X) и мощность, Вт (Y) для лучшей и худшей из батарей. Видно, что запасенная энергия (площадь под графиками) существенно разная. В числовом выражении измеренная емкость аккумуляторов составила 1196, 739, 1237 и 1007 мА*ч. Не густо, учитывая, что номинальная емкость (которая указана на корпусе) - 2700 мА*ч. И разброс весьма велик. А что же внутреннее сопротивление? Оно составило 0.39, 0.43, 0.32 и 0.64 Ом соответственно. Ужасно. Понятно почему мыльница отказывалась работать - батареи просто не в состоянии отдать большой ток. Ну что ж, приступим к тренировке.

Цикл первый. Опять отдаваемые мощности лучшей и худшей батареи.


Прогресс виден невооруженным глазом! Числа это подтверждают: 1715, 1444, 1762 и 1634 мА*ч. Внутреннему сопротивлению тоже похорошело, но очень неравномерно - 0.23, 0.40, 0.1, 0.43 Ом. Казалось бы есть шанс. Но увы - дальнейшие циклы разряда/заряда ничего не дали. Значения емкости, как и внутреннего сопротивления, изменялись от цикла к циклу в пределах около 10%. Что лежит где-то недалеко от пределов точности измерений. Т.е. длительная тренировка, во всяком случае для моих аккумуляторов, ничего на дала. Но зато стало ясно, что батареи сохранили больше половины емкости и вполне еще поработают на малом токе. Хоть какая-то экономия в хозяйстве.

Теперь хочу немножко остановиться на процессе заряда. Возможно мои наблюдения будут полезны кому-то, кто соберется конструировать интеллектуальное зарядное устройство.
Вот типичный график заряда (слева шкала напряжения на аккумуляторе в вольтах).


После начала заряда наблюдается провал напряжения. В разных циклах он может быть больше или меньше по глубине, немного разной длительности, иногда отсутствует. Далее в течение примерно 10 часов идет равномерный рост и затем выход почти на горизонтальное плато. Теория гласит, что при малом токе заряда не наблюдается падение напряжения в конце заряда. Я набрался терпения и все-таки дождался этого падения. Оно мало (на графике на глаз почти и не заметно), ждать его нужно очень долго, но оно всегда есть. После десяти часов заряда и до спада напряжение на батарее хоть и растет, но крайне незначительно. На итоговом заряде это почти не сказывается, каких-то неприятных явлений типа нагрева батареи не наблюдается. Таким образом при конструировании слаботочных зарядных устройств снабжать их интеллектом никакого смысла нет. Достаточно таймера на 10-12 часов, причем никакой особой точности при этом не требуется.

Однако такая идиллия была нарушена одним из элементов. Примерно через 5-6 часов заряда возникали весьма заметные колебания напряжения.


Сначала я было списал это на конструктивный недостаток моего стенда. На фото видно, что собрано все было навесным монтажом, а контроллер подключен довольно длинными проводами. Однако повторные эксперименты показали, что такая ерунда стабильно возникает с одним и тем же аккумулятором и никогда не возникает с другими. К своему стыду причину такого поведения я не нашел. Тем не менее (и на графике это хорошо видно) среднее значение напряжение растет так, как надо.

Эпилог

В итоге имеем четыре аккумулятора, которым точными научными методами найдена экологическая ниша. Имеем разочарование в возможностях процесса тренировки. И имеем один необъясненный эффект, возникающий при заряде.
На очереди батарейка побольше - автомобильный аккумулятор. Но там нагрузочные резисторы на пару порядков мощнее надо. Где-то едут по просторам Евразии.

На этом все. Спасибо за внимание.

Основное отличие Ni-Cd аккумуляторов и Ni-Mh аккумуляторов — это состав. Основа аккумулятора одинаковая — это никель, он является катодом, а аноды разные. У Ni-Cd аккумулятора анодом является металлический кадмий, у Ni-Mh аккумулятора анодом является водородный металлогидридный электрод.

У каждого типа аккумулятора есть свои плюсы и минусы, зная их вы, сможете более точно подобрать необходимый вам аккумулятор.

Плюсы Минусы
Ni-Cd
  • Низкая цена.
  • Возможность отдавать большой ток нагрузки.
  • Широкий диапазон рабочих температур от -50°C до +40°C. Ni-Cd аккумуляторы даже могут заряжаться при отрицательной температуре.
  • До 1000 циклов заряда-разряда, при правильной эксплуатации.
  • Относительно высокий уровень саморазряда (примерно 8-10%% в первый месяц хранения)
  • После длительного хранения требуется 3-4 цикла полного заряда-разряда для полного восстановления аккумулятора.
  • Обязательно полный разряд аккумулятора перед зарядкой, для предотвращения «эффекта памяти»
  • Больший вес относительно Ni-Mh аккумулятора одинаковых габаритах и ёмкости.
Ni-Mh
  • Большая удельная емкость относительно Ni-Cd аккумулятора (т.е. меньший вес при той же емкости).
  • Практически отсутствует «эффект памяти».
  • Хорошая работоспособность при низких температурах, хотя и уступает Ni-Cd аккумулятору.
  • Более дорогие аккумуляторы в сравнении с Ni-Cd.
  • Большее время зарядки.
  • Меньший рабочий ток.
  • Меньшее количество циклов заряда-разряда (до 500).
  • Уровень саморазряда в 1,5-2 раза выше, чем у Ni-Cd.

Подойдёт ли старое зарядное устройство к новому аккумулятору если я поменяю Ni-Cd на Ni-Mh аккумулятор или наоборот?

Принцип заряда у обоих аккумуляторов абсолютно одинаковый, поэтому зарядное устройство можно использовать от предыдущего аккумулятора. Основное правило зарядки данных аккумуляторов заключается в том, что заряжать их можно только после полной разрядки. Это требование является следствием того, что оба типа аккумулятора подвержены «эффекту памяти», хотя у Ni-Mh аккумуляторов эта проблема сведена к минимуму.

Как правильно хранить Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторы?

Лучшее место для хранения аккумулятора — сухое прохладное помещение, так как чем выше температура хранения, тем быстрее происходит саморазряд аккумулятора. Хранить батарею можно в любом состоянии кроме полного разряда или полного заряда. Оптимальный заряд — 40-60%%. Раз в 2-3 месяца следует проводить дозаряд (по причине присутствующего саморазряда), разряд и снова заряд до 40-60%% ёмкости. Допустимо хранение сроком до пяти лет. После хранения батарею следует разрядить, зарядить и после этого использовать в обычном режиме.

Можно ли использовать аккумуляторы большей или меньшей ёмкости чем аккумулятор из первоначального комплекта?

Ёмкость аккумулятора — это время работы вашего электроинструмента от аккумулятора. Соответственно для электроинструмента нет абсолютно никакой разницы по ёмкости аккумулятора. Фактическая разница будет только во времени зарядки аккумулятора, и времени работы электроинструмента от аккумулятора. При выборе ёмкости аккумулятора следует отталкиваться от ваших требований, если требуется дольше работать, используя один аккумулятор — выбор в пользу более ёмких аккумуляторов, если комплектные аккумуляторы полностью устраивали, то следует остановиться на аккумуляторах равных или близких по ёмкости.

Правильный уход и эксплуатация быстрозарядных
никель-металлгидридных аккумуляторов для моделизма

Качество никель-металл-гидридных аккумуляторов типоразмера Sub С (L 43 мм 0 23 мм) (далее - Ni-MH аккумуляторов), применяемых в моделизме, постоянно возрастает. Низкое внутреннее сопротивление делает возможным увеличение тока разряда аккумуляторов. Длительный опыт эксплуатации Ni-MH аккумуляторов нашими пилотами на различных соревнованиях привел нас к оптимизации опыта, накопленного в лабораторных исследованиях и на соревнованиях. На сегодняшний день ведущими производителями интересующих нас аккумуляторов являются фирмы SANYO и GP.

Типовая емкость лучших Ni-MH аккумуляторов, продаваемых этими фирмами, лежит в пределах 3700 mAh, это указано на этикетках, однако фирмы, занимающиеся селекцией аккумуляторов, находят аккумуляторы, имеющие емкость до 3800 mAh!

Хранение

Хранить Ni-MH аккумуляторы допускается только полностью заряженными. Никогда не храните Ваши NiMH аккумуляторы разряженными длительное время (5 дней и более). Такое длительное хранение в разряженном виде увеличивает внутреннее сопротивление и. соответственно, уменьшает емкость аккумуляторов.

Уравнительный разряд

Аккумуляторы, и особенно новые Ni-MH аккумуляторы, необходимо по возможности чаще подвергать уравнительному разряду. Уравнительный, или балансировочный, разряд дает возможность уменьшить так называемый производственный разброс Ni-MH аккумуляторов. Производственный разброс Ni-MH аккумуляторов означает изготовление одним производителем одних и тех же аккумуляторов, с небольшим (±2-5%) разбросом в электрических параметрах аккумуляторов (емкость, внутреннее сопротивление, напряжение разряда). Этот разброс является допустимым для производства, однако нежелателен и даже смертельно вреден для Ni-MH аккумуляторов при длительной эксплуатации, так как при покупке "россыпью", к примеру, блока из шести Ni-MH аккумуляторов для авиамодели, мы покупаем не абсолютно одинаковые по емкости "банки", а сталкиваемся с этим вот технологическим разбросом, при котором "Ni-MH аккумуляторы емкостью 3000 mAh. по данным на этикетках, имеют на самом деле реальную емкость от 3300 до 3000 mAh в одном блоке. Это как повезет! Обычно разброс составляет 100-150 mAh. И вот при заряде такого блока большим током (4-6 ампер, что является обычным и как рекомендуют производители аккумуляторов) с помощью автоматического зарядного устройства "банки" с меньшей емкостью немного перезаряжаются, а те, что имеют большую емкость - немного недозаряжаются.

При разряде происходит обратный процесс - "банки" с меньшей емкостью немного переразряжаются, а те, что имеют большую емкость, - немного недоразряжаются.

От разряда к разряду эта разница становится все заметнее, и обычно после 35-40 циклов заряд-разряд происходит заметное уменьшение емкости и напряжения блока аккумуляторов по причине перезаряда и переразряда самого "малоемкого" аккумулятора в блоке.

Уравнительный разряд не исключает вышеописанный эффект, однако позволяет продлить срок нормальной эксплуатации аккумуляторов примерно до 50-70 циклов до начала проявления этого эффекта.

В чем суть уравнительного разряда: необходимо разрядить заряженные аккумуляторы, каждую "банку" отдельно, своим разрядным резистором номиналом от 2 до 5 Ом и мощностью 0,25-0,5 Вт, в течение 15-24 часов. Номинал всех используемых сопротивлений для всех резисторов должен быть одинаковым. Разряд происходит почти до нулевого напряжения на аккумуляторах, однако не стоит беспокоиться, поскольку этот режим вполне допустим для Ni-MH аккумуляторов, вопреки распространенному мнению. Разряженные таким образом аккумуляторы имеют одинаковую остаточную емкость.

Если Вы не имеете возможности сделать уравнительный разряд, существует другой метод продления жизни Ваших источников тока. Это так называемый уравнительный заряд.

Суть метода: разряженные обычными способами аккумуляторы заряжают при помощи обычного "ночного" зарядного устройства или иным, без автоматической отсечки заряда, током, равным 1/10 емкости аккумуляторов. Пример: при емкости аккумуляторов 3000 mAh ток заряда составляет 300 тА. Время заряда составляет 16-22 часа. При этом все ""банки" блока набирают свою максимальную емкость, и самое главное, что при таком небольшом токе заряда аккумуляторы не перезаряжаются, так как для них это приемлемый режим. Через 12-14 часов заряда аккумуляторы немного нагреваются, однако это нормально. Заряженные таким образом аккумуляторы набирают максимальную существующую емкость. В таком состоянии их можно оставить на хранение.

Есть и третий путь - использование аккумуляторов, отобранных (селектированных) фирмами.

В чем суть селекции? Фирма закупает у производителя большое количество аккумуляторов россыпью, после чего каждый аккумулятор заряжается и разряжается в специальных многоканальных зарядных устройствах, подключенных к компьютеру для считывания электрических параметров заряда-разряда.

Компьютер фиксирует:

  • Ток заряда (обычно он равен 4-6 ампер).
  • Время заряда, ток разряда (обычно его величина 20 или 30 ампер).
  • Время разряда до напряжения 1, 0,9, 0,85 или 0.75 В. Напряжение зависит от тока разряда, используемого фирмой в процессе селекции и типа аккумулятора.

Высчитывается емкость аккумулятора при достижении соответствующих напряжений разряда. Определяется среднее напряжение разряда. Швейцарская фирма ORION сообщает нам еще и величину отданной энергии в джоулях. Полученные данные распечатываются на маленькие этикетки, которые клеятся на свой аккумулятор. Компьютер отбирает аккумуляторы по их параметрам в блоки по заданному количеству "банок" в блоке. Основной критерий селекции - емкость и среднее напряжение разряда.

Последние несколько лет все уважающие себя фирмы применяют в дополнение к селекции разработанный в 1995 г. фирмой GM RACING так блок Ni-MH аккумуляторов 6 штук - 7,2 V называемый VIS-процесс (Voltage Increasing System) - система повышения напряжения. В чем суть этого процесса? Новый аккумулятор зажимают между двумя мощными контактами и прошивают одним импульсным разрядом, имеющим напряжение 60-80 вольт и ток в сотни ампер. После такого шокового электрического удара немного уменьшается (на 3-5%) внутреннее сопротивление аккумулятора и соответственно на столько же возрастает напряжение разряда и емкость. После чего проходит обычная процедура селекции. На срок жизни аккумулятора этот процесс практически не влияет, однако этих трех-пяти процентов бывает достаточно для получения преимущества в гонке.

К сожалению,VIS-обработка работает до 5 первых циклов, после чего сходит на нет и ее необходимо повторять. Для рядовых моделистов это, как правило, невозможно, однако для особо упорных в продаже есть индивидуальные VIS-устройства стоимостью S 350-400. Обычно фирмы разделяют отобранные в процессе селекции блоки аккумуляторов на три категории, отличающиеся по емкости и напряжению. Их обычные торговые названия: самая базовая – SPORT, RACING, CLUB, затем - TEAM и лучшая - FACTORY TEAM, WORLD TEAM или CHAMPION. Названия придумывают фирмы. Нужно отдать должное фирмам-"селекционерам": к примеру, для отбора одного блока из шести штук аккумуляторов самой простой селекции необходимо "перелопатить" около 1000 (!!!) аккумуляторов!

"Банки", не прошедшие отбор, собирают в блоки для неответственного применения (любители, начинающие, стартовое оборудование, тестовые и прикаточные блоки). Цена селектированных аккумуляторов может отличаться о г "россыпи" в два-три раза, однако здесь есть за что платить больше.

Обычно хорошо отобранные аккумуляторы изнашиваются в блоке практически равномерно. Это, однако, не исключает необходимость уравнительных разрядов, но делать это можно через 10-12 циклов. И в завершение темы селекции хочется отметить, что для своих фирменных гонщиков, задача которых - победа на соревнованиях именно на данных аккумуляторах данной фирмы (реклама - двигатель торговли), отбираются лучшие блоки из лучшей селекции, а там, поверьте, еще есть разница в блоках. То же самое касается и электродвигателей и резины, но это уже другая тема.

Условия заряда

За один - два дня до соревнований аккумуляторы необходимо по возможности разрядить током 5-10 ампер. В крайнем случае, сделайте уравнительный разряд. В таком состоянии их можно брать с собой на соревнования. По возможности заряжайте ваш аккумулятор непосредственно перед использованием. Оптимальная температура аккумулятора перед использованием - 40°-50°С. Ni-MH аккумуляторы имеют высокий саморазряд и теряют 2-5% заряженной емкости за несколько часов хранения. Помните, что внутреннее сопротивление аккумуляторов растет при их остывании. Использовать аккумуляторы желательно один раз в день, это идеальные условия их эксплуатации. Однако такую возможность имеют не многие, поэтому желательно использовать аккумуляторы хотя бы с 3-4-часовым перерывом.

В любом случае Вы должны знать, что первый за день цикл - самый лучший и по отдаче тока, и по величине напряжения. Как говорится: если Вас интересует результат.

Мы рекомендуем заряжать неселектированные (купленные "россыпью") аккумуляторы током, равным емкости. Пример: при емкости аккумулятора 3000 мАп ток заряда 3 ампера. Селектированные аккумуляторы могут заряжаться током в 1.5-2 раза больше емкости аккумулятора. Пример: при емкости аккумулятора 3000 мАп ток заряда 4,5-6 А. Температура заряжаемых аккумуляторов никогда не должна превышать 60°. при температуре от 45° и выше резко сокращается срок жизни аккумулятора.

Никогда не начинайте процесс заряда, если аккумулятор еще горячий или теплый!

Очень важно применять при заряде Ваших аккумуляторов большими токами (3-6 А) автоматические зарядные устройства, которые прекращают процесс заряда аккумуляторов, используя так называемый дельта-пик-эффект (Delta Peack). В чем суть этого метода? Ni-MH и Ni-Cd аккумуляторы необходимо заряжать только стабильным током, одинаковым по своей величине, на протяжении всего заряда. При этом, по мере заряда, напряжение на аккумуляторах будет расти. Когда процесс заряда подходит к концу, химическая реакция восстановления, проходящая внутри аккумуляторов, будет проходить с постоянным увеличением выхода газов, образуемых в процессе хим. реакции заряда. Одновременно увеличивается и внутреннее сопротивление в аккумуляторах. А поскольку ток заряда неизменен, а сопротивление возрастает, то напряжение аккумулятора, следуя закону Ома начинает уменьшаться. Вот этот самый момент уменьшения напряжения и называют дельта-пик, и зарядные устройства отключают заряд, отследив своим пик-детектором именно падение напряжения на аккумуляторах.

Эта величина очень незначительная - 8-12 милливольт для NiMH аккумулятора и 15-25 милливольт для Ni-Cd аккумулятора. Бывают случаи (особенно при заряде на дешевых зарядных устройствах), когда пик-детектор срабатывает и прекращает заряд уже через 1-2 минуты после начала заряда. Это объясняется специфическим эффектом, возникающим при заряде большим током, полностью разряженных аккумуляторов. При этом в начале заряда напряжение на аккумуляторах падает, а не растет! Это происходит первые 1-4 минуты и наблюдается у аккумуляторов, применявшихся уже большое количество циклов. Вам нужно только лерестартовать Bаше зарядное устройство.

Силовые Ni-MH аккумуляторы можно разряжать током от 6 до 13 раз большим, чем емкость аккумулятора. Пример: при емкости аккумулятора 3000 мАп ток разряда может быть 18-40 А. Помните: чем большим током Вы разряжаете аккумулятор, тем сильнее сокращаете срок его жизни. В любом случае Вы должны знать, что первые незначительные признаки ухудшения разрядных характеристик аккумуляторов (уменьшение напряжения при разряде, "вялый" разгон модели) наступают уже к 20-му циклу заряд-разряд. Для тех режимов эксплуатации, которые необходимы в моделизме, это неизбежно. Однако эта информация касается скорее профессионалов или тех, кто одержим идеей победы. Для остальных же эти изменения будут незаметны, поверьте!

Силовые аккумуляторы можно безбоязненно паять. Мощность паяльника должна быть не менее 50 Вт. Естественно, не грейте на них паяльники, но медные перемычки можно смело паять.

Кстати: при использовании на модели силовых проводов сечением 2,5-4 мм" было бы неразумным применение в качестве перемычек полоски меди с большим сечением. Однако применяемые в моделизме перемычки производства ведущих фирм имеют сечение 6-10 мм. Видимо, это делается для увеличения конструкционной прочности блока спаиваемых аккумуляторов. Для пайки применяйте паяльную кислоту, так как канифоль не дает необходимого качества и скорости (лишнее время нагрева) пайки. Естественно, после пайки кислотой места пайки необходимо промыть каким-нибудь растворителем или хотя бы хорошенько протереть.

Использованные материалы: инструкция в каталоге GM RACING, материалы журнала КС CAR ACTION, инструкции к аккумуляторам фирм KEIL, ORION, TRINITY.

Эксплуатация NiMH аккумуляторов

NiMH аккумуляторы (далее АКБ) несколько лет назад пришли на замену NiCd и изначально были попыткой преодоления недостатков никель-кадмиевых АКБ, среди которых: так называемый «эффект памяти», быстрый заряд, медленный разряд - свойства затрудняющие использование их в модельных целях.

Несмотря на активное освоение модельного рынка АКБ литий-полимерными и литий-феррофосфатными батареями, NiMH всё ещё популярны, в основном благодаря сочетанию неплохих характеристик и доступной цены.

NiMH аккумуляторы: типоразмера АА, бортовой аккумулятор для моделей с ДВС, силовой аккумулятор

Начнём с того, что NiMH АКБ можно разделить на две основные группы: обычные (те, что используются повсеместно во многих электроприборах) и силовые (специально предназначенные для применения в качестве источника питания для моделей). Способы их обслуживания отличаются.

Наработка (число разрядно-зарядных циклов) и срок службы Ni-MH аккумулятора в значительной мере определяются условиями эксплуатации. Наработка зависит от глубины и скорости разряда, скорости заряда и способа контроля его окончания. В зависимости от режима работы и условий эксплуатации, они обеспечивают от 500 до 1000 разрядно-зарядных циклов при глубине разряда 80% и имеют срок службы от 3 до 5 лет, правда, для модельных АКБ это время заметно меньше.

Эффект памяти:

NiMH аккумуляторы в меньшей степени, чем NiCd, но всё же обладают «эффектом памяти». Практический смысл его в том, что аккумулятор «привыкает» отдавать в процессе разряда ту емкость, которую он получил при последних зарядах. Если заряжать полуразряженный аккумулятор, просто «добивая» его до максимума, то со временем он начинает отдавать только эту половину, теряя емкость. Для продления жизни никелевых аккумуляторов их следует для предотвращения появления этого эффекта циклировать (достаточно хотя бы один раз в месяц). Процесс циклирования заключается в полном разряде аккумулятора с последующим его зарядом. Если аккумулятор уже старый и уже имеет уменьшенную емкость из-за эффекта памяти, то его характеристики можно реанимировать в пределах 10-20%. Для такой процедуры достаточно сделать 3 цикла, все последующие обычно уже не дают положительного результата.

При разряде есть два основных параметра: ток разряда и напряжение, до которого следует разряжать аккумулятор. С током всё просто - чем меньше ток разряда, тем полнее разряд и эффективнее процесс - ток 0.1А будет правильным выбором.

С напряжением, до которого разряжать аккумулятор, дело обстоит немного сложнее. Смысл в том, чтобы не допустить полного разряда хотя бы одной банки в батарее. Например, имеем последовательную батарею, состоящую из 4 банок, причем одна из банок имеет несколько меньшую емкость (что встречается очень часто). При разряде эта банка первая разрядится, и напряжение на ней начнет падать вплоть до нуля, в то время как на остальных банках напряжение будет номинальным. Если в этот момент не остановить процесс разряда батареи, то по банке, на которой напряжение равно нулю, будет всё также протекать ток разряда остальных банок, перезаряжая ее в обратной полярности. Такой процесс является губительным для «самого слабого звена» батареи.

О хранении:

Перед хранением NiMH батареи, разрядите ее, как это было описано выше, а затем зарядите. Если вы планируете не использовать ее более недели, зарядите ее примерно на 30-50% перед хранением. Если вы планируете не использовать ее более месяца, тогда зарядите полностью. Когда вы берете NiMH батарею после хранения, сначала полностью разрядите ее, а затем зарядите для использования. Отдохнувший NiMH элемент может быть описан, как немного "не в форме", он требует некоторой тренировки перед тем, как будет обеспечивать полную емкость и отдачу. Если вы разрядите остаточный заряд в батареях, перед тем как зарядите их, это поможет им лучше работать при первом запуске после хранения. Разрядите батарею, дайте ей отдохнуть около часа и затем зарядите ее.

Многие опытные автомоделисты считают, что NiMH батареи работают лучше при их использовании более одного раза в день, поэтому не бойтесь использовать батарею 2-3 раза, просто убедитесь, что дали ей остыть перед следующим зарядом.

Процесс зарядки для «обычных» и «силовых» NiMH АКБ отличается:

Важно, что для достижения наилучших результатов вы должны использовать только зарядные устройства, специально предназначенные для заряда NiMH батарей. Дельта-пик (если вы можете его регулировать) должен быть установлен в 3-5 mV на элемент, если вы не можете установить его настолько точно, тогда 25 mV на 6 элементов и 30 mV на 7 элементов).


Зарядные устройства: простейшее (ночное), специальное ЗУ для NIMH, многофункциональное ЗУ

NiMH аккумуляторы очень плохо относятся к перезаряду! По этой причине их нельзя подпитывать слабым током по окончании заряда (режим "trickle charge"). Дешевые зарядники переходят в этот режим автоматически, когда быстрая зарядка закончилась - долго держать батареи в таких зарядных устройствах нельзя: сразу после окончания зарядки аккумуляторы необходимо вынуть, но лучше использовать более серьезные зарядные устройства, где такая ситуация исключена.

Обычные аккумуляторы (к обычным стоит относить и аккумуляторы бортового питания моделей с ДВС) в большинстве случаев рекомендуется заряжать током 0.1С (где С - ёмкость в А*ч). Более высокие токи заряда, чем указано выше, могут дать только временное улучшение характеристик, и будут сокращать срок службы батарей!

Зарядка модельных силовых NiMH АКБ обычно проводится током от 3 до 5 ампер. Как правило, 5 амперами можно заряжать любые подобные элементы, если нет особых замечаний производителя. Проводить зарядку NiMH следует в обычном "линейном" режиме, когда ток заряда остается постоянным на протяжении всего процесса. "Линейный" режим установлен по умолчанию во многих дорогих зарядниках, и является единственным во всех дешевых.

Верхняя граница зарядного тока определяется не только типоисполнением, но и условиями охлаждения конкретного аккумулятора. Как известно, в процессе заряда NiMh аккумуляторы разогреваются тем сильнее, чем больше зарядный ток. Максимальная допустимая температура при заряде для большинства аккумуляторов равна 55-60 градусам, при этом батареям скверного качества свойственно нагреваться сильнее.

Силовые NiMH батареи можно "добивать" в заряднике повторно, непосредственно за несколько минут до использования. Это позволит максимально полно использовать энергию аккумулятора, но не стоит впадать в крайности - NiMH аккумуляторы очень не любят перезаряда! Помните, что добивку стоит проводить только на хороших зарядниках.

Из всего вышесказанного можно сделать несколько простых выводов для тех, кто хочет максимально продлить срок службы NiMH АКБ и сохранить их характеристики:

1. Используйте качественные зарядные устройства для NiMH АКБ с разрядником!

2. Регулярно полностью разряжайте АКБ.

3. Следите за температурой батареи в процессе зарядки и давайте ей остыть перед повторным использованием.

4. Храните аккумуляторы заряженными.

После приобретения зарядного устройства определенного типа многие сталкиваются с проблемой, как правильно осуществлять его подзарядку? Одним из основных видов являются никель-металлгидридные (NiMh) аккумуляторы. Они имеют свои особенности того, как их заряжать.

Как правильно заряжать NiMh аккумулятор?

Особенностью NiMh аккумуляторов считается их чувствительность к нагреву и перегрузке. Это может привести к отрицательным последствиям, которые сказываются на способности устройства держать и выдавать заряд.

Практически все батареи такого типа используют метод «дельта пик» (определение пика напряжения зарядки). Он позволяет обозначить момент окончания заряда. Свойство никелевых зарядных устройств состоит в том, что напряжение заряженного NiMh аккумулятора начинает снижаться на некоторую незначительную величину.

Каким током заряжать NiMh аккумулятор?

Метод «дельта пик» способен хорошо работать при токах заряда, составляющих от 0,3С и выше. Величина С применяется для обозначения номинальной емкости заряжаемого аа ni NiMh аккумулятора.

Так, для зарядного устройства с емкостью 1500 мАч метод «дельта пик» будет уверенно работать при минимальном токе заряда, равном 0,3х1500=450 мА (0,5 А). Если ток будет с меньшим значением, велика опасность того, что в конце заряда напряжение на батарее не начнет снижаться, а произойдет его зависание на определенном уровне. Это приведет к тому, что зарядное устройство не определит момент окончания заряда. Как следствие, не произойдет его отключение и продолжится перезаряд. Емкость аккумулятора будет уменьшаться, что отрицательно скажется на его работе.

В настоящее время практически все могут заряжаться током до 1С. При этом условием, которое должно соблюдаться, является нормальное воздушное охлаждение. Оптимальной считается комнатная температура (около 20⁰С). Осуществление заряда при температуре меньше 5⁰С и больше 50⁰С в значительной степени уменьшит срок работы аккумулятора.

Для продления срока эксплуатации никель-металлгидридного зарядного устройства можно порекомендовать хранить его с незначительным количеством заряда (30-50 %).

Таким образом, правильное проведение подзарядки никель-металлгидридного аккумулятора благоприятно отразится на его работе и поможет ему нормально функционировать.