Измерительные

Аппликация насекомые старшая. Интегрированное занятие «Насекомые и цветы

Аппликация насекомые старшая. Интегрированное занятие «Насекомые и цветы

Е.И. Чарушин-художник и писатель. Пластика внешнего вида и зоопсихологизм в рисунках и рассказах Чарушина. Анализ иллюстраций.

Творчество Евгения Ивановича Чарушина эмоционально и многозначно. Оно трогательно и восхитительно, как улыбка ребенка. Художник и писатель, он дарит ребенку с ранних лет его жизни неповторимое чувство красоты родной природы, родного края, Родины. Оно живет в памяти, обращенной к первым годам жизни, первым впечатлениям, и сопричастно всему земному, что окружает человека с момента рождения. Поэтому творчество Чарушина близко не только детям, но и взрослым. Оно не позволяет забыть, что все взрослые «родом из детства», а детям дает понять, как прекрасен мир.

На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но, прочитав или прослушав их, ребенок начинает понимать, что доброта и любовь должны править миром, что красота — это, прежде всего отсутствие эгоизма, что сохранность жизни и бережное отношение ко всему живому — первый показатель нравственности человека. Произведения Чарушина сильны тем, что, как бы исподволь, учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких.

Истоки искусства Евгения Ивановича Чарушина в его детских впечатлениях, в красоте родной природы, окружавшей его с детства, в добром и заботливом отношении к животным, которое он наблюдал, будучи ребенком. Приглядимся к любой из его книжек. Предмет и образ существуют у него в неразрывной слитности. Он отталкивается от натуры, по-художественному преобразует ее и уже через образ снова как бы возвращается к натуре.

Его творческая интуиция всегда на страже такого преображения натуры, которое не нарушает, а, наоборот, подчеркивает ее живую достоверность фактурой оперения и шкурки, пластики зверя или птицы. Это слова исследователя творчества писателя В. Механикова. Сам же Чарушин так писал о себе: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т. п. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Техника письма, манера передачи образа у Чарушина действительно соответствуют реалистической направленности, стремлению передать и движение, и настроение животного, которого так и тянет погладить. Вглядитесь в его по-детски растерянного, беспомощного, одинокого медвежонка — «героя» рассказа Нины Смирновой «Как мишка большим медведем стал», оставшегося без мамы-медведицы. Так и хочется его пожалеть, защитить. Еще один наглядный пример — иллюстрации к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке». Удивительное слияние стихотворного текста и иллюстраций. Детеныши животных на обложке книги, на первом развороте... Как живые! И два медвежонка, со всех ног убегающие от маленькой зебры; и львенок, смотрящий прямо на читателя, как бы спрашивающий нас о чем-то. На развороте все заняты своим делом — бегают, играют, с любопытством смотрят друг на друга, но у каждого свой характер, свои повадки, увлечения. Каждый живет своей детской жизнью. И нет сомнения, какой восторг они вызывают у детей — чувство радости, добра и... стремление защитить малыша. Обратите внимание, как реалистичны звери в обрисовке. Да, цветовая гамма иллюстраций достаточно скупа, однако удивительно выразительна — тонко сочетающиеся черные, коричневые, желтые, белые мазки, пятна; иногда желтый цвет становится золотисто-охристым; очень точны детали изображений.

Совсем иные оттенки просматриваются в книге «Птенцы». И текст, и иллюстрации рыже-коричневые, желтые, синие, черного цвета совсем немного — только для того, чтобы подчеркнуть отдельные перышки, выделить клювик, лапки птенцов. Особенно запоминается иллюстрация на развороте (Чарушин вообще мастер композиции в развороте), третья часть которого — толстый кряжистый ствол. Левую часть занимает обозначенное черно-рыжими штрихами гнездо и в нем — орущие воронята.

Очень скупы, но живописны пейзажные изображения. Не поленитесь, найдите иллюстрации Евгения Чарушина к рассказу Н. Смирновой «Мишка один» (из книги «Как мишка большим медведем стал»). По диагонали через белую страницу (снег) — тонкое деревце, на котором сидит мишка. Или мишка в весеннем лесу: в середине белой страницы сам мишка, а вокруг него лес — две елочки, обозначенные несколькими штрихами, кустик и четыре лаконичных цветка. И все представлено черным цветом на белом снегу. Этот пейзаж: и ограниченность цветового решения как нельзя более выразительно подчеркивают тоску одиночества маленького медвежонка...

Вспоминая сегодня Евгения Ивановича Чарушина — талантливого мастера кисти и слова, мы не можем не отметить еще одну сторону его таланта — педагогическую. Художник-педагог, непосредственно работавший с дошкольниками, придавал огромное значение руководству детским творчеством, предлагая взрослому направлять содержание детского рисунка, оказывать помощь в формировании образа, в поисках средств выразительности. Особую заботу составляла техника работы детей карандашами и красками. Техническую легкость процесса рисования Чарушин считал одним из побудителей создания образа. В статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной во втором номере журнала «Дошкольное воспитание» за 1943 год, он писал: «Если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, процесс изображения затрудняется, и ребенок лишается радости творчества».

С той поры прошли годы... Однако художественный дар волшебника слова и графики, замечательного педагога и по сей день зрим и для детей, и для взрослых.

Все истории, о которых поведал нам Е.И. Чарушин, будь то смешные или грустные, забавные или героические, всегда имеют большое воспитательное значение. Оно состоит в том, что вызывает у ребенка добрые чувства: чуткость, желание заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к юным читателям и зрителям, Е. И. Чарушин пишет: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».


Список использованной литературы

1. Костров Н. [Воспоминания о Е. Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.

2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987

4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.-Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»

Обучение детей технике рисования штрихами. Рисование - один из основных видов продуктивной деятельности детей. Осваивая технику рисования, ребёнок развивает мелкую моторику рук, готовит их к письму. Рисование штрихом - это более сложный способ изображения. Он требует от ребенка более высокого уровня изобразительных навыков и умений. Техника штриха предусматривает овладение линией. С помощью системы различных линий (штрихов) предается объём, фактура предмета, его характер и даже отношение художника к изображаемому объекту. Рисование штрихом развивает творческое видение мира, образное, логическое мышление. Понятие "штрих" я даю детям, когда знакомлю их с работами детских художников - графиков Е.И. Чарушина, В.Г. Сутеева и др. Я считаю, что обучение детей технике рисования штрихом имеет большое значение для их умственного и физического развития. А знакомство с работами художников - графиков (на примере которых, дети осваивают технику штриха) развивает детей эстетически и нравственно. Система занятий по обучению детей рисованию штрихом начинается со старшей группы детского сада, когда дети уже овладевают карандашом, фломастером, восковым мелком, гелевой ручкой. С помощью этих материалов дети учатся рисовать различные линии. Овладевают силой нажима. Учатся соблюдать при штриховке определённый ритм, размер, наклон. Вначале дети просто штрихуют всю поверхность объекта, стремясь передать лишь его цвет. Но после первых занятий по ознакомлению со штрихом, дети замечают, что с помощью различных линий можно передать не только цвет объекта, но и из какого материала он сделан, какой он по форме и т.п. И не обязательно заштриховывать всю поверхность, а можно провести лишь несколько линий, чтоб создать выразительный образ. Для познания секрета этих "выразительных" линий работу провожу в несколько этапов.

    -- Графика- вид изобразительного искусства. -- Детские художники - графики: Е. Чарушин, В.Сутеев. -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха. -- Игры упражнения на развитие техники штриховки. -- Занятия.
    -- Беседа: Графика- вид изобразительного искусства.
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства -- графикой, объяснить, чем она отличается от живописи. Материал : Картина, написанная масляными красками, несколько книг с иллюстрациями известных детям художников: Ю.Васнецо-ва, Е.Рачева, В.Сутеева и Е.Чарушина; изобразительный ма-териал: уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др.; ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки, выполненные штрихами, гравюры Гурия Захарова или др.; Ход: Воспитатель показывает картину, написанную масляными красками на холсте, и два-три графических произведения. -- Вспомните, дети, как называют художников, которые пишут свои картины масляными красками на холсте (живо-писцами). Вы знаете некоторые произведения художников- живописцев. Это пейзажи И.Левитана, Саврасова, это кар-тины "Три богатыря", "Аленушка" художника В.Васнецова и многие другие. Эти картины художники написали очень давно, и они хранятся в Третьяковской галерее в Москве. А мы рассматривали с вами репродукции -- цветные фотогра-фии, напечатанные на бумаге, которые сделаны с этих кар-тин. Посмотрите, как выглядит живописная картина. Воспитатель предлагает детям потрогать картину пальцами с двух сторон, чтобы ощутить слои краски и холст с обратной стороны. Продолжает: Но многие художники рисуют не масляными красками на холсте, дереве, картоне, а другими изобразительными ма-териалами: карандашами, красками гуашь и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются уголь, пастель, сангина, восковые мел-ки (показывает), а также создают свои рисунки пером, рисуя их жидкой тушью. Рисуют эти художники на бумаге. Все зна-комые вам художники-иллюстраторы нарисовали свои кар-тинки к детским книжкам на бумаге. Кто рисовал красками гуашь, как художник Ю.Васнецов (показать), кто -- акварель-ными красками, как художник Е.Рачев, кто -- карандаша-ми, как художники В.Сутеев и Е.Чарушин. А потом их рисун-ки отпечатали в типографии и поместили в тысячи одинако-вых книжек. Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками-графиками. Художники-графики рисуют не только иллюстрации к книгам, но и создают отдель-ные картины-гравюры. (Показывает несколько гравюр Гурия Захарова или др.; -- из книг.) Многие художники-графики делают свои картины од-ноцветными. Это те, которые любят работать тушью, углем или карандашами. Далее дети рассматривают изобразительный материал, которым были созданы картины гравюры:уголь, восковые мелки, тушь, ручка с пером и др. и ил-люстрации из книжек-раскрасок и рисунки. 2. Детский художник - график: Е. Чарушин Евгений Иванович Чарушин в своих рисунках и рассказах показал волшебный живой мир зверей и птиц.
Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка -- 18.02.1965, Ленинград) -- российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы.

Всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко. Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.
Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны

Главное -- крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими.

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя, и "ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности"

"Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь"

"Я приучился с детства понимать животное -- понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное", -- говорил художник

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали. К иллюстрациям Чарушина близки по духу и его эстампы.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
    -- Знакомство с понятием "штрих" и видами штриха
Воспитатель показывает детям книжные иллюстрации и рисунки. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти рисунки? Красками или какими-то другими изобразительными мате-риалами? Почему вы считаете, что рисунки выполнены пе-ром или карандашом? (Растения, животные или другие пред-меты нарисованы короткими линиями.) Эти линии называются штрихами. Штрихами хорошо изображать пушистых или лохматых зве-рей, оперения птиц, колючую хвою елей и многое другое. Воспитатель по-казывает рисунки, выполненные штрихом. Обращает внима-ние детей на разное направление штрихов на частях тела зверюшек, на разную длину штрихов, на то, что одни штрихи расположены густо, а другие редко. Помещает перед детьми таблицу с разным расположением штрихов и показывает приемы их изображения, давая назва-ния каждому виду штрихов: короткие равномерно расположен-ные штрихи (вертикальные и горизонтальные) отрывные и безотрывные, дуги и др.
В ИДЫ ШТРИХОВ


Короткие прямые штрихи

Длинные вертикальные и горизонтальные штрихи

Наклонные отрывные и неотрывн ые штрихи

Удлиняющиеся штрихи

Штрихи-зигзаг

Штрихи, расходящиеся от центра по кругу, отрывные и неотрывные

Затем предлагает детям нарисовать на своих листках бумаги разные штрихи. Когда дети закончат рисование штрихов разного характера, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и най-ти в изображениях предметов те или иные штрихи.






В заключение говорит, что на следующих занятиях дети будут учиться изображать разные растения и животных штрихами. Упражнения на развитие силы нажима на карандаш. "Редеющий заборчик" Предложить ребёнку нарисовать заборчик из вертикальных линий. Вначале сильно нажимать на карандаш, но с каждой следующей линией нажим ослаблять всё тише и тише. Получатся первый столбик самый толстый и яркий, а последний тоненький и еле виден. Можно обыграть рисунок - где можно спрятаться за забором справа или слева? "Морская даль" Проводить горизонтальные штрихи. Верхний - слабым нажимом. Далее нажим постепенно усиливать. Нижние штрихи - самые толстые - сильным нажимом. Обратить внимание, что получилось впечатление, как- будто нижний край рисунка ближе. Упражнения на развитие чувства ритма. "Широкие просторы" Разными оттенками зелёного и жёлтого карандашей рисовать ряды штрихов разных по высоте, с разным расстоянием между штрихами. Получится картина создающая впечатление, что перед тобой равнина с разными полями. "Морские волны" Неотрывные штрихи "зиг-заг" нарастающие о убывающие по длине создают впечатление волны. "Стакан воды" Лист бумаги в форме стакана. Сначала весь стакан заштриховать редкими вертикальными штрихами. Затем нижнюю часть заштриховать горизонтальными штрихами часто. Создаётся впечатление, что стакан наполовину наполнен водой. Упражнения на развитие образного воображения. "Пять кругов" Пять одинаковых кругов заштриховать разными штрихами:

    -- Прямыми в одном направлении. - получилась плоская пуговица, если дорисовать в центре две точки. -- Прямыми отрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился пушистый комочек (может это головка какой -нибудь птички, дорисуйте глаз и клюв) -- Прямыми неотрывными по кругу из центра можно в несколько рядов- получился колючий комочек (может это ёжик). -- Дугами отрывными из центра - вот вам и розочка или другой цветочек. -- Длинными дугами, расположенными радиально, по краю - колесо или баранка.
Занятия:
    -- Ёжик под ёлочкой. -- Цыплёнок. -- Рыбка. -- Совушка - сова. -- Котик на коврике.
(Смотри иллюстрации выше)

Программные задачи:

  • Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина.
  • Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
  • Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.
  • Познакомить детей со словом «анималист» и его значением.
  • Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.
  • Развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.

Интеграция :

Худ. литература, познавательная, физкультура.

Материал:

Рассказ «Волчишко» Е.И.Чарушина; портрет Е.И.Чарушина; иллюстрации Е.И.Чарушина - волчонок, медвежата, лисенок, олененок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е.И.Чарушина «Волчишко», не называя его.

Из какого произведения вы услышали отрывок?

Легко ли пришлось волчонку, живя в доме у человека?

Почему не легко? (волк-животное дикое, ему нужна свобода, ему нужно охотиться, т.д.)

Какие еще произведения о животных Е.И.Чарушина вы знаете? О ком они? / «Медвежата», «Олешки», «Друзья», «Кот Епифан», «Верный Трой»,

«Про Томку» /

Правильно. Ребята Е.И.Чарушин был не только детским писателем, но еще и художником.

Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации.

Давайте рассмотрим иллюстрации Е.И.Чарушина к уже знакомым вам рассказам.

Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он? (маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышленый, и т.д.)

Хорошо. Кто же изображен на следующей иллюстрации? (медвежата)

Чем заняты медвежата? (Один медвежонок смешно обхватил лапами бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не дает медвежонок свою бутылочку.)

Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите. (маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышленые, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками)

Молодцы. Перейдем к следующей иллюстрации. Кто нарисован на ней?

Из какого рассказа этот зверек? (лисенок – «Друзья»)

Каким изобразил Чарушин лисенка? (маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным,и т.д.)

Как художник изобразил испуг лисенка? (ушки прижаты к спине, глазки сужены, рот открыт, хвост опущен и поджат, шерсть вздыблена)

Так и кажется лисенок кричит, зовет маму на помощь. Страшно ему в лесу одному. Жалко лисенка.

Давайте посмотрим следующую иллюстрацию. Кого вы на ней видите? (олененок)

Каким олененок изображен на картине? (беззащитный, маленький, слабенький, рябенький с белыми пятнышками, с большими внимательными глазами, длинноногим и т.д.)

Обратите внимание, ребята, художник нарисовал олененка маленьким, только родившимся. Он еще не может долго стоять на длинных тонких ножках, потому что они у него еще слабенькие.

Мы рассмотрели с вами иллюстрации Е.И.Чарушина. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных?

(натуральные – серые, белые, коричневые,др.)

Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.

Каким планом изображал художник своих животных на иллюстрациях?

Почему? (Крупным планом. Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты) Да. Обратите внимание зверята у Чарушина изображены всегда в движении: бегают, прыгают, играют, и т.д.

Рисовал Е.И.Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.

Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.

Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е.И.Чарушина только звери и птицы? Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е.И.Чарушина можно назвать художником-анималистом.

Как называют художников рисующих только зверей и птиц? (инд. и кол. ответы)

Хорошо. А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.

/Физкультминутка/

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька – трусишка,

И как серый волк – волчишко,

Посидим, как олененок,

И продолжим путь.

Молодцы. Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е.И.Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками, и нарисовать маленьких, пушистых зверьков. А из ваших рисунков мы сделаем свою книжку-альбом о животных. И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся тычками.

Выберите, какое животное вы будете рисовать.

Подумайте, какую краску нужно взять.

Вспомните, как правильно рисовать тычком. /Воспитатель напоминает технику рисования тычком./

О том, как Евгений Чарушин животных рисовал - страница №1/1

Конспект интегрированного занятия

для детей средней группы на тему:

«О том, как Евгений Чарушин животных рисовал»

Интеграция образовательных областей:


  • познание (развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей);

  • коммуникация (развитие устной речи);

  • чтение художественной литературы (формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, развитие эстетического вкуса;

  • художественное творчество (формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие продуктивной деятельности – рисования, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.
Программное содержание:

  1. Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина, его добрым и внимательным отношением ко всему живому.

  2. Обратить внимание детей на своеобразие художественной манеры в изображении животных.

  3. Учить различать особенности творческой манеры художников-иллюстраторов: Е.Чарушина и Ю.Васнецова.

  4. Научить детей изображать животных в манере Е.Чарушина (рисование щетинкой).

  5. Продолжать развивать у детей художественное восприятие.

  6. Воспитывать доброе отношение к миру животных.
Предварительная работа:

  1. Занятие «О том, как Юрий Васнецов животных рисовал».

  2. Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова. Выставки иллюстраций.

  3. Игра: «Кто бежит, кто сидит» (иллюстрации животных в разных позах, в движении, статике).

  4. Чтение книг Е.Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.
Материал:

Портрет Е.И.Чарушина, его книга «Вот они какие», иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам; бумага для рисования, гуашь, кисти№2 и №5; кисть для клея (щетинка), тряпочки, стаканчики для воды, палитра.

Организация:


  1. Дети сидят полукругом на стульчиках (на мольберте перед ними портрет художника).

  2. Дети садятся за столы, где все подготовлено для рисования (столы буквой «П»), на мольберте перед столами стоит книга с иллюстрациями Е.И.Чарушина.
Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель: - Дети, сегодня я хочу вам рассказать об очень интересном человеке – Евгении Ивановиче Чарушине. Посмотрите на портрет. Это писатель и художник – большой друг зверей. Он очень любил их и всю жизнь писал и рисовал к ним рисунки.

Когда Евгений Иванович был еще маленьким мальчиком, он часто бывал в лесу, наблюдал повадки зверей и птиц. А вы знаете сколько животных у него жило дома и во дворе?! Очень много! Это были кошки, собаки, кролики, утки, гуси, рыбки. А как вы думаете, кто из них жил дома, а кто во дворе?

Ответы детей:

Восп.: - Молодцы, ребятки! Маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Мальчик внимательно наблюдал за их поведением, привычками. Все в их жизни было ему интересно. Он стал рисовать их движения, позы, настроение, учился понимать животных и птиц.

Позднее, когда он вырос и стал художником, то начал сам писать рассказы о животных и рисовать иллюстрации к ним.

А вы знаете, что Евгений Иванович Чарушин родился в городе Вятке? А какой еще удивительный художник-сказочник родился в Вятке?

Ответы детей:

Восп.: - Да, Юрий Алексеевич Васнецов. Давайте вспомним рисунки Васнецова к потешкам. К какой потешке нарисована эта картинка?

Ответы детей: - «Котинька-коток».

Восп. : - «А эта?»

Ответы детей: - «Конь».

Восп.: - А вот эта картинка?»

Ответы детей: - «Заинька, выйди в сад…»

Восп.: - Ребята, давайте с вами вспомним потешку «Котинька-коток».

Дети и воспитатель (рассказывают и показывают):

- «Котя котинька – коток,

Котя – серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать».

Воспит.: - Очень хорошо! Вспомнили потешку! А давайте еще вспомним с вами каких животных рисовал Юрий Алексеевич Васнецов? И как он их рисовал?

Ответы детей:

Восп.: - Правильно! Он рисовал сказочных животных. Звери у него в нарядной одежде, среди сказочных ягод и цветов, живут в избушках, разговаривают, поют и даже могут смеяться.

А теперь давайте посмотрим на рисунки Евгения Ивановича Чарушина. Они удивительны! Их не спутаешь ни с чьими другими. У Васнецова звери сказочные, а у Чарушина нарисованы как живые. Давайте посмотрим, как художник рисует малышей – детенышей животных. Посмотрите, кого изобразил художник?

Ответы детей:

Восп.: - Да, зайчат. А какие они?

Ответы детей:

Воспитатель: - Да, похожи на маленькие пушистые комочки. А как вы догадались, что они пушистые?

Ответы детей:

Восп.: - Как интересно нарисовал художник шерстку. А какие зайчата по цвету?

Ответы детей:

Восп.: - Коричневато-серенькие. Да, дело-то летом происходит, Вот они в травке спрятались, цветочки кругом, Притаились зайчата, чего-то бояться, даже ушки прижали, тихо-тихо сидят, только глазки блестят.

Посмотрите, еще один зверек. Кто же это: волчонок. Он похож на щенка, но это будущий волк, Он грызет кость, зубы у него крепкие. Расскажите о нем. Какой он?

Ответы детей:

Воспитатель: - А вот еще один из малышей. Кто же это? Олененок. А как художник нарисовал его шерстку?

Ответы детей:

Восп.: - Да, она короткая, торчит в разные стороны. Но какие красивые белые пятнышки на его красно-коричневой шкурке и черная полосочка на спинке. Очень красивый будет олень, когда вырастет.

Ребятки, похожи звери Чарушина на сказочных?

Ответы детей:

Воспитатель: - Правильно, нет. Звери нарисованы как живые. Они находятся в настоящем лесу, в настоящей траве. И шерстка у них как настоящая.

2 часть:

Восп.: - Мы посмотрели, как художник Чарушин рисует зверей. А сейчас вы будете художниками и нарисуете зайчат или котят так, как рисовал Е.И.Чарушин. А я вам помогу. Покажу, как можно нарисовать пушистых животных.

Дети садятся за столы.

Восп.: - Давайте еще раз посмотрим на этих зайчат. Какого они цвета? (коричневато-серые). А у нас на столе нет серой краски, а есть черная и белая. Что же нам надо сделать?

Ответы детей: - Смешать на палитре черную и белую краски (смешивают).

Восп.: - Как вы думаете, с чего мы начинаем рисовать?

Ответы детей: - С туловища.

Восп.: - А какой оно формы?

Ответы детей: - Овальной (рисуем пальчиком в воздухе).

Показ воспитателя: Рисует овал серого цвета. – Теперь рисуем… (голову). Круг серого цвета. Пока изображение подсыхает – физкультминутка : «Изобрази зайчонка, который… (сидит, прыгает, веселый, напуганный, прислушивается)».

Сели на свои места.

Восп.: - А теперь превращаем наши фигуры в пушистиков.

Показ воспитателя: Обмакнув кончик щетинной кисти в коричневую или черную краску, немного отжав ее о край баночки, делает несколько отрывистых движений по нарисованному контуру (точечный удар кистью).

Затем дети рисуют сами, придумывая детали (глазки, лапки, хвостики, травку, грибы и т.д.).

3 часть:

Анализ детских работ: дети рассматривают рисунки; воспитатель одобряет работы детей (- Очень красиво нарисовали малышей – пушистые, забавные – совсем как у Евгения Ивановича Чарушина).

Ольга Иванова

Конспект по аппликации в старшей группе

Ивановой Ольги Алексеевны, воспитателя ГБОУ СОШ 1246 корпус 605 г. Москва

Тема: Насекомые на лесной полянке.

Цели: Продолжить знакомство детей с миром насекомых. Вызывать интерес к окружающему миру, воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.

Учить создавать выразительные образы насекомых разными аппликативными способами на основе разных исходных форм (прямоугольника, квадрата, полоски). Учить самостоятельно работать с планами выполнения аппликации. Учить оформлять коллективную композицию.

Материалы и оборудование: Конверты с исходными формами, наглядно-методические пособия (схемы, ножницы, клей. Наглядность в виде лесной поляны.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети сидят по группам (3-4 человека). На столах у каждой группы конверты с разными исходными формами (бумажные заготовки): прямоугольники, квадраты, полоски. А также наглядно-методические пособия (схемы) для художественного творчества по опорному плану. Работа строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии каждого ребенка. В подгруппы объединены дети с учетом этих особенностей.

2. Актуализация знаний

2.1 Беседа

Когда присядешь отдохнуть на согретый весенним солнышком лесной пригорок, то невольно диву даешься, какая интересная и разнообразная жизнь кипит кругом!

Когда в душистом сосняке

Весной присядешь в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

О чем и о ком это стихотворение?

Давайте сегодня, ребята отправимся на полянку в один из лесных парков Москвы. Звери и птицы разбегутся и разлетятся при нашем появлении, ведь они очень осторожны и не доверяют человеку. Но есть такие обитатели на этой полянке, которые нас не испугаются. Их много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые).

А вот и наша полянка (на доске – плакат с аппликацией цветов).

Мы с вами поможем насекомым появиться здесь.

3. Новая тема

3.1 Объяснение последовательности выполнения аппликации .

Первая группа будет сегодня помогать появляться бабочкам, вторая – пчелам, третья – божьим коровкам, четвертая – гусеницам.

Перед вами конверты с заготовками цветной бумаги. Откройте их.

(Воспитатель помогает разделить заготовки).

Перед вами схемы с планом выполнения работы. Вы должны строить свою работу строго по плану. Вы работаете в группах, поэтому помогайте своим товарищам по группе.

Итак, теперь все мы приступаем к работе.

3.2. Практическая самостоятельная работа

(Воспитатель контролирует понимание и правильное выполнение работы).

Физминутка

Я - веселый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужжу.

(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими).

3.3 Коллективная работа.

Коллективное оформление композиции

Поселим наших замечательных насекомых на полянку.

4. Итог занятия (прим: анализ отдельных работ и общей картины).

Сегодня мы совершили путешествие на лесную полянку. Мы потрудились и с нашей помощью полянка ожила. Давайте всегда внимательно относиться к нашим маленьким друзьям насекомым, чтобы лесные полянки не опустели без них.

Публикации по теме:

Интегрированное музыкально - коррекционное развлечение Тема: «На лесной полянке» Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный Дом ребенка Интегрированное музыкально – коррекционное развлечение с.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке» Цель: Расширять представления о приметах весны. Задачи: Образовательные: Учить замечать изменения в природе.

Конспект НОД по математике во второй младшей группе «На лесной полянке» автор Жогина Марина Викторовна Программное содержание: - упражнять детей в счёте до 5. - закреплять основные цвета и форму предметов..

Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Виноград» Конспект занятия по аппликации в старшей группе Тема: «Виноград» Цель: Учить создавать яркую красочную аппликацию в технике квиллинга, вырезании.

Конспект занятия по лепке «Ежата на лесной полянке» Задачи: 1. Развить мелкую моторику; 2. Расширить представления об осени, о подготовке животных к зиме; 3. Закреплять понятия «большой-маленький»;.

Программное содержание: Образовательная область «Речевое развитие»: - преодолеть речевые нарушения у детей путем развития, воспитания и.