Инструменты

Эти удивительные насекомые занятие в старшей группе. «Эти удивительные насекомые»

Эти удивительные насекомые занятие в старшей группе. «Эти удивительные насекомые»

25 ноября исполнится 20 лет с того дня, когда был вбит последний гвоздь в гроб Чехословакии (или Чехо-Словакии, как она называлась в 1992 году). "Развод" чехов и словаков до сих пор считается образцовым — и на фоне СССР, и тем более на фоне Югославии. Однако распада единой страны в данном случае могло не случиться. Этого не хотели ни чешский, ни словацкий народы. Но политики пренебрегли их мнением.

Переговоры о разделении Чехо-Словакии начались летом 1992 года, их главными действующими лицами были премьеры двух республик — Вацлав Клаус и Владимир Мечьяр. Им в заслугу можно поставить то, что процесс распада единого государства был мирным и управляемым. Прежде чем разойтись, Чехия и Словакия договорились о границе и разделе имущества. Крупного словацкого меньшинства в Чехии и чешского в Словакии не существовало, так что договорились политики довольно быстро.

В итоге 25 ноября 1992 года депутаты Федерального собрания утвердили закон, в соответствии с которым, с 1 января 1993 года федерация прекратила свое существование. Однако в демократических государствах для таких случаев обычно предусмотрен референдум. А его итоги наверняка были бы для политиков неблагоприятными. Опросы показывали, что более 60 процентов населения и Чехии, и Словакии желали сохранить единство страны. Но политики, не сумев договориться, решили поступиться волей чешского и словацкого народов.

С тех пор прошло 20 лет. Сегодня опросы показывают, что чехи и словаки смирились с раздельным существованием. Однако до сих пор и политики, и политологи, и историки задаются вопросом: а можно ли вообще было обойтись без разделения Чехо-Словакии? Чаще всего звучит утвердительный ответ, причем чехи и словаки склонны обвинять в кончине единого государства другую сторону.

Как и в случаях с другими многонациональными странами, есть факторы, которые сделали возможным ее создание, а есть обстоятельства, которые, в конечном счете, поспособствовали его развалу. Начнем со сходства. В отличие от СССР и Югославии, возникшая в 1918 году Чехословакия стала союзом двух народов, чьи языки взаимопонимаемы. И среди чехов, и среди словаков большую часть составляли католики, меньшую — протестанты. Эти два народа куда ближе друг другу, чем сербы и хорваты, не говоря уже о русских, узбеках, грузинах, латышах…

Однако чехи и словаки до 1918 года не жили вместе. Государство их общих предков, Великая Моравия, распалось еще в Х веке. У чехов почти 700 лет было свое королевство, Словакия же тысячу лет являлась частью Венгрии. Два народа вроде бы объединились в рамках Австрийской империи и Австро-Венгрии, однако и в ее составе они входили в разные административные образования. Так что чешская и словацкая нация, несмотря на близость, все же формировались независимо друг от друга.

Разным были и уровень их экономического развития. Чехия еще 100 лет назад была развитой промышленной областью, Словакия же до середины ХХ века оставалась территорией, где преобладало сельское население. Однако различие не было столь огромным, как в бывшем СССР, где были Таджикистан и Эстония, или как в Югославии, где на разных полюсах находились край Косово и Словения. Да и к 1989 году, когда в результате "бархатной революции" социализм в Чехословакии пал, разница в уровне развития Чехии и Словакии сократилась.

И в "буржуазной" Чехословакии 1918-1938 и 1945-1948 годов, и в социалистической республике 1948-1989 годов ведущую роль в политике и экономике играли чехи. В то же время и словаков в руководстве страны хватало. Это и премьер середины 1930-х Милан Годжа, и лицо "Пражской весны" Александр Дубчек, и правивший Чехословакией в 1968-1989 годов Густав Гусак. Так что считать Чехословакию исключительно чешским государством нельзя, да и в Словакии с этим не спорят.

Но видение того, как должна быть устроена страна, у чехов и значительной части словацкой элиты было разным. Вплоть до "Пражской весны" 1968 года с подачи чехов страна была унитарным государством, где все решения принимались в Праге. Большинство словацких политиков такое положение вещей не устраивало. Они требовали федерации, создания в Братиславе достаточно независимых от центра органов власти. Наконец, они настаивали, чтобы название страны писалось не в одно слово, а через дефис — Чехо-Словакия.

Отношение к крупнейшим историческим событиям ХХ века также не разделяли чехов и словаков. И "Пражскую весну" 1968 года, и "Бархатную революцию" 1989-го приветствовало большинство населения обеих республик. Сложнее с годами Второй мировой войны, когда Чехию оккупировал Третий рейх, а в Словакии с его подачи провозгласили союзное ему государство. Однако в фашистской Словакии существовало подполье, ориентированное на воссоздание Чехословакии, да и такой независимостью словаки до сих пор не особенно гордятся.

Едва социализм в 1989 году пал и страна вступила на демократические рельсы, в Словакии набрали силу политики, требовавшие предоставления ей больших полномочий. В результате весной 1990 года они добились того, чтобы название страны писалось как Чехо-Словакия. В течение 1990-1992 годов федерация ослабела. Постепенно словацкие политики, которым (по их собственному признанию) казалось, что Прага их ущемляет, стали настаивать на превращении страны в конфедерацию. Чехи возражали — им не хотелось дотировать более бедную Словакию, не имея политических рычагов влияния на нее.

Многие люди боятся насекомых, вероятно, потому, что они жуткие, отвратительные, странные и страшные. Однако, несмотря на свою странную внешность, многие насекомые обладают невероятными способностями, которые способны дать фору другим животным и даже нам, людям. Несмотря на их крохотные размеры и простые мозги, эти непритязательные существа играют ключевую роль в решении одних из величайших проблем человечества. Например...

10. Тараканы

Тараканы являются, пожалуй, самыми нелюбимыми существами во всём мире. Несмотря на это, они также являются самыми могущественными. Само по себе присутствие одного таракана в доме может заставить самых сильных, самых властных людей прыгать, бегать, и кричать, как девчонки.

Однако большинство людей не знают, что тараканы обладают большим значением в медицинском мире. Ряд исследователей в настоящее время изучает тараканов на предмет их способности в лечении одних из самых страшных заболеваний человека. Учёные обнаружили, что мозг тараканов содержит «девять молекул антибиотика... которые защищают их от прожорливых, смертоносных бактерий». Так какое же это имеет отношение к современной медицине? Дело в том, что антибактериальные молекулы, находящиеся в мозге тараканов являются более мощными, чем антибиотики, которые мы используем сегодня. На самом деле, антибактериальные свойства этих отвратительных насекомых являются гораздо более эффективными, чем некоторые из наших современных лекарств, они заставляют «отпускаемые по рецепту лекарства выглядеть сахарными пилюлями». Лабораторные тесты показали, что с помощью антибактериальных молекул, находящихся в тараканах можно легко вылечить метициллин-резистентный стафилококк - бактериальную инфекцию, которая является более смертельной, чем СПИД и кишечная палочка.

Помимо их удивительной исцеляющей силы, тараканы также обладают невероятной способностью выживать при ядерных взрывах. Когда Хиросима и Нагасаки были уничтожены атомными бомбами, единственными выжившими были тараканы. Однако важно отметить, что эта удивительная способность имеет свои ограничения. Под воздействием 100000 единиц радона, тараканы всё-таки умирают.

9. Пчёлы


Пчёлы являются одними из самых разумных насекомых в животном мире. Помимо того, что у них есть свои собственные сложные средства коммуникации, они также обладают экстраординарными навигационными навыками, несмотря на то, что их зрение ограничено.

Общеизвестно, что медоносные пчёлы могут общаться друг с другом. Они совершают ряд движений под названием «виляющий танец», чтобы рассказать, друг другу, где находится пища или какое место лучше всего подойдёт для строительства новой колонии. Однако многие люди не знают, что танец является очень сложным и невероятно развитым для таких крохотных существ. Медоносные пчелы знают, что Земля круглая, и они принимают этот факт во внимание, когда они узнают местоположение определенного источника пищи. Помимо этого, они также могут очень легко рассчитывать углы, просто прочитав данные своего виляющего танца. Например, если пчела танцует по направлению с 12 до 6 часов, это означает, что пища или дом расположены непосредственно от солнца. В отличие от этого, движение в направлении от 6 до 12 часов означает, что пчёлам надо «лететь прямо к солнцу». Движение по направлению от 7 к 1 часу означает, что пчёлам нужно лететь «направо от солнца».

Помимо общения друг с другом, медоносные пчёлы также ориентируются в своём окружении с помощью других средств, таких как запоминание визуальных ориентиров, учёт положения Солнца, и использование электромагнитного поля Земли.

8. Саранча


Саранча является одним из самых эффективных пилотов в мире насекомых. Эти крылатые существа, которых многие люди считают угрозой, могут летать на большие расстояния без использования слишком большого количества энергии. На протяжении многих лет, учёные изучали их, и узнали, что даже если эти насекомые не совершают частые толчки и взмахи, они способны поддерживать устойчивые темпы полёта. Их способность поддерживать устойчивые темпы полета не меняется, даже если ветры и температура воздуха становятся неблагоприятными. Эта удивительная способность позволяет им путешествовать на огромные расстояния, не тратя большого количества энергии.

Ещё более удивительно то, что саранча обладает способностью крутить свои крылья во время полёта. Поступая таким образом, они могут сохранять и даже контролировать количество взмахов, которые они делают. Это, в свою очередь, помогает в поддержании их полёта с постоянной скоростью. Эта дополнительная функция позволяет им пролетать до 80 километров за один день без необходимости отдыха.

7. Светлячки


Удивительная способность светлячков производить свой собственный свет, является чудом в животном мире, и источником вдохновения и радости для многих из нас. Будучи ребенком, вы, вероятно, испытали то волшебное чувство, которое появляется при виде сумеречного мерцания этих удивительных созданий.

Ещё одной вещью, которой мы, люди, можем поучиться от светлячков, является то, как эффективно использовать энергию. Светлячки были спроектированы природой так, чтобы использовать энергию, не теряя большую её часть через тепло. Лампочки, которые установлены в наших домах, используют лишь 10 процентов от своей общей энергии для производства света. Остальные 90 процентов становятся потраченной впустую тепловой энергией. С другой стороны, удивительные тела светлячков устроены так, что они могут использовать 100 процентов энергии для выработки света. Если бы светлячки были как лампочки, в том, что они использовали бы лишь 10 процентов для выработки света и остальные 90 процентов выделяли в виде тепловой энергии, они почти наверняка сгорели бы до смерти.

Кроме того, так же, как пчёлы, светлячки также могут общаться друг с другом. Светлячки используют свою способность производить свет для сигнализации друг другу о том, что они готовы к спариванию. Самцы светлячков испускают разные виды мерцаний (каждый вид обладает своими собственными уникальными комбинациями), которые сигнализируют самкам светлячков, что они «холосты». В то же время, если самка светлячка заинтересована в спаривании, она тоже отвечает с помощью мерцания.

6. Блохи


Блохи вредны не только для ваших домашних животных, но и для вас и вашей семьи. Несмотря на это, в них есть кое-что, что заслуживает человеческого восхищения: эти насекомые способны прыгать на высоту, превышающую их собственный рост в 150 раз! Это может показаться не очень удивительным, если вы рассматриваете эту возможность в плане насекомых, но если вы рассмотрите её в плане человека, то вы обнаружите, что блохи, преследующие ваших домашних животных, на самом деле являются невероятными существами.

Возьмём следующий пример: рост определённого человека, назовём его Билл, равен 175 сантиметрам. Если бы он был блохой, то он смог бы подпрыгнуть на 263 метра в воздух, и ему, таким образом, удалось бы, по сути, преодолеть гравитацию. Только представьте, насколько другим был бы наш мир, если бы мы обладали этой удивительной способностью блох. Было бы меньше машин, меньше загрязнения, меньше расходов и т.д. Поэтому в следующий раз, когда вы раздавите блоху, подумайте о том, что она умеет сделать.

5. Навозные жуки


Существуют две причины того, почему навозные жуки были включены в этот список: фекалии и астрономия. Это может вас удивить, но эти два, казалось бы, не связанных между собой предмета были связаны этими невероятными существами.

Навозные жуки ведут очень отвратительный образ жизни. Они собирают фекалии животных, скатывают их в шар, и используют его для различных целей. Они могут использовать шар в качестве своего дома, откладывать в нём яйца, или если они голодны, закусывать им. Тем не менее, удивительно то, что навозные жуки обладают невероятной способностью катить свои «шарики навоза» по прямой линии даже ночью! Заинтригованная этой занимательной способностью, Мари Дэйк (Marie Dacke), биолог из Лундского университета (Lund University) в Швеции, провела эксперимент. Она положила навозных жуков в планетарий, и наблюдала за тем, как насекомые могли успешно катить свой навозный шар по прямой линии с помощью «всего звёздного неба».

Чтобы эксперимент более интересным, Дэйк решила показать только Галактику Млечного Пути. Удивительно, но навозные жуки всё равно смогли катить свои драгоценные навозные шары по прямой линии. Вывод: навозные жуки являются замечательными переработчиками и невероятными астрономами.

4. Стрекозы


Мы, люди, обладаем удивительной способностью выборочного внимания. Прямо сейчас, вы используете эту способность, чтобы устранить различные отвлекающие факторы и сосредоточиться на чтении и понимании этого списка. На протяжении многих лет учёные полагали, что только приматы обладают этой удивительной способностью. Тем не менее, новое исследование показало, что определённое крылатое существо в мире насекомых также обладает выборочным вниманием - стрекоза.

Стрекозы обладают очень маленьким мозгом, и всё же во время охоты они полагаются на избирательное внимание. Если стрекоза видит рой крошечных насекомых, она сосредотачивает своё внимание лишь на одной особи. Посредством выборочного внимания, она устраняет другую потенциальную добычу в рою и сосредотачивается исключительно на своей цели. Стрекозы очень точны, когда дело доходит до ловли своей добычи. Их вероятность успеха очень высока - 97 процентов!

3. Муравьи


Муравьи обладают удивительной способностью всегда находить дорогу домой, даже если они блуждали далеко от дома в поисках пищи. Учёным уже давно известно, что муравьи используют различные визуальные подсказки, которые напоминают им о том, где расположена их колония. Тем не менее, интересно то, как муравьям удаётся найти свою дорогу домой в некоторых местах, таких как пустыни, где нет чётких ориентиров? На этот вопрос с помощью простого эксперимента попытались ответить доктор Маркус Кнаден (Markus Knaden), доктор Кэтрин Стек (Kathrin Steck) и профессор Билл Хэнсон (Bill Hanson) из Института химической экологии Макса Планка (Max-Planck Institute for Chemical Ecology) в Германии.

Для своего эксперимента учёные использовали тунисских пустынных муравьёв. Они разместили четыре различных запаха вокруг входа в муравейник, и убедились в том, что вход был едва виден. Предоставив муравьям, достаточно времени на то, чтобы связать запахи с их домом, они удалили запахи, а затем поместили их в другое место, причём самих по себе, без гнезда и без входа. На новом месте были только четыре запаха, которые использовались ранее на прежнем месте.

Удивительно, но муравьи пошли на то место, где были расположены запахи (на то же месте, где должен был быть вход в гнездо)! Этот эксперимент доказал, что муравьи могут чувствовать запахи в стерео, то есть они обладают способностью одновременно ощущать два разных запаха, исходящих из двух уникальных направлений. Кроме того, эксперимент также доказал, что в таких местах, как пустыни, муравьи не полагаются на визуальные подсказки. Они создают «карту запахов» своей среды обитания, используя своё «стерео обоняние». Пока присутствует запах, они всегда найдут дорогу домой.

2. Осы-наездники


Осы-наездники называются так благодаря их «волшебной» способности превращать свою добычу или врагов в «зомби». Это может звучать как что-то из фантастического фильма, тем не менее, учёные доказали, что осы-наездники действительно способны индуцировать других насекомых в состояние, похожее на состояние зомби. Ещё более жутким является тот факт, что, как только насекомые становятся зомби, осы-наездники могут их контролировать.

Осы-наездники откладывают свои яйца внутри тел молодых гусениц пядениц. Личинки внутри гусениц выживают, питаясь жидкостями организма хозяина. После того, как личинки полностью развиваются, они выбираются из тела гусеницы, проедая её кожу. Затем они создают кокон и прикрепляются к листу или ветке. Но вот в чём заключается немного жуткая, но не менее интересная часть. Гусеница-носитель яиц осы-наездника не покидает кокон, вместо того, чтобы заниматься своими собственными делами, гусеница действует как телохранитель кокона, защищая его от различных хищников.

Исследователи провели эксперимент, который показал, что инфицированные гусеницы действительно становятся «зомби телохранителями» ос-наездников, поставив их лицом к лицу с жуками щитниками. Гусеницы, которые не были заражены, ничего не делали, чтобы остановить жуков щитников, проходивших рядом с коконом. В отличие от них инфицированные гусеницы защищали кокон, сбивая жука с ветки. Учёные не знают, почему заражённые гусеницы защищали кокон. Тем не менее, они узнали, что эта невероятная способность ос-наездников играет решающую роль в их выживании.

1. Жук-бомбардир


Когда дело доходит до оборонительных стратегий в мире насекомых, ничто не сравнится с жуком бомбардиром. Это существо обладает невероятной способностью выстреливать горячей смесью химического раствора достаточно сильно, чтобы нанести увечья своим врагам. Токсическая смесь, распыляемая жуком, может достигать впечатляющей температуры в 100 градусов по Цельсию.

Однако ещё более увлекательной является сложная конструкция тела жука бомбардира. Дело в том, что оба химических вещества, перекись водорода и гидрохинон, которые это насекомое использует, чтобы изувечить своих врагов, опасны и приводят к летальному исходу. Если их не хранить и не смешивать должным образом, эти химические вещества приведут к тому, что жук бомбардир взорвётся! Если бы не их хорошо спроектированные тела, жуков-бомбардиров бы не существовало. В конце брюшной полости этого насекомого есть две железы. Они отделяют пероксид водорода с гидрохиноном. Если жук бомбардир чувствует угрозу, его мышцы сфинктера выжимают нужное количество химических веществ в определенную часть тела, где они смешиваются вместе с другими токсичными веществами. В результате получается горячая смесь токсичных химических веществ, способных нанести увечья врагам жука бомбардира.

НОД по ознакомлению с миром природы

«Эти удивительные насекомые» (старшая группа).

Цели: познакомить детей с разнообразным миром насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, к стремлению сохранения его многообразия.

Ход НОД

1.Вводное слово воспитателя.

Отгадайте загадку:

Утром бабочка проснулась, Два – изящно покружилась

Улыбнулась, потянулась, Три – нагнулась и присела,

Раз – росой она умылась, На четыре – улетела.

К какой группе относится бабочка? (К насекомым)

Подумайте и скажите, о чём или о ком мы будем говорить с вами сегодня.

Да, мы сегодня будем закреплять знания о насекомых. Насекомые – это самая многочисленная группа живых существ. Зоологам известно более 1 миллиона видов насекомых, и каждый год открываются тысячи новых.

2.Ознакомление с различными насекомыми.

Сядьте поудобнее, и давайте начнём с вами наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зелёной полянке луга. Кого же мы встретили первым? Послушайте стихотворение.

На цветок пахучий Все четыре лепестка.

Сел цветок летучий, Я сорвать его хотел,-

Шевелились у цветка Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое? (Бабочка)

Посмотрите на бабочку на рисунке. С чем сравниваются крылья бабочки? (С цветком)

Какие крылья у бабочки? (Яркие, воздушные, лёгкие, большие)

А сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

Прослушав и выполнив упражнение, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.

На лужайке, на ромашке Не хочу держать в руках-

Жук лета в цветной рубашке. Пусть летит в ромашки

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Дети паказывают)

Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.

Низко, низко наклоняюсь. Улетел зелёный жук,

Я нашла себе жука Улетел на крыльях

На большой ромашке (Дети машут руками)

О каком насекомом это стихотворение?

Посмотрите на жука на рисунке. Сколько ножек у жука? (Шесть)

Отгадайте загадку:

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? Какие? Сколько у неё ножек? Посчитайте.

Ребята, а почему эти насекомые могут летать? Что у них есть? (Крылышки)

Наше путешествие продолжается, с цветочной поляны мы перешли на просторную травянистую лужайку.

Мы встречаем нового насекомого.

Кто изображён на картине? (Паук)

Этот паучок гуляет по траве, а где ещё можно встретить паучков и больших пауков?

А где они живут, какой у них домик? (В паутине)

А пауки летают? Почему нет?

Это насекомое ползающее.

Отгадайте ещё одну загадку:

На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа::

Без работы, хоть убей,

Жить не может (воробей)

В лесу у пня беготня, суетня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

Посмотрите на муравьёв на картинке, почему они быстро бегают, что у них есть? (Есть много ножек)

А крылышки у них есть?

Могут ли они летать? (Нет)

Вот на зелёную лужайку к нам кто-то неожиданно подскочил:

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскач.

Отгадайте, кто этот скрипач? (Это кузнечик.)

Рассмотрите кузнечика на рисунке. Сколько ножек у кузнечика? Какие они? (Длинные)

Как прыгают кузнечики?

Поднимайте плечики, Тишину послушаем.

Прыгайте, кузнечики, Тише, тише, высоко,

Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай на носках легко

Сели, травушку покушаем, (Надо оттолкнуться одной

ногой и мягко приземлиться на другую)

Ребята, бабочки, пчёлы, майские жуки, муравьи, прауки, кузнечики –это насекомые.

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью которых они передвигаются. (Дать изображение насекомых: мухи -без крыла, жука -без ножки, стрекозы -без крылышка и т.д.)

Как передвигаются муравьи, пауки? (Они ползают)

Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (Они летают)

Как передвигаются кузнечики? (Они прыгают)

Отгадайте следующие загадки и расскажите, как передвигается это насекомое.

Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,

Крылья у мошки, ножки –у блошки. (Кузнечик)

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий и охотник настоящий.

Дом из хвои собирает, лес от гусениц спасает. (Муравей)

Посмотрите на картинку и назовите насекомых, которые летают (ползают, прыгают).

Молодцы! Справились с заданием!

Рефлексия.

    Что нового узнали о насекомых?

    Можно ли убивать насекомых? Почему?

    Какую пользу приносят муравьи, жуки, пчёлы…?

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

На тему: «Эти удивительные насекомые»

Цель:

Закрепление знаний детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о разнообразном мире насекомых. Расширить представление детей о жизни насекомых; Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида; Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики);

Развивающие: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде; Развивать познавательные способности детей (развитие памяти, мышления, внимания);

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Материалы:

цветы, макеты насекомых, письмо с загадками, схема развития бабочки, модуль строения насекомых, подарки, увеличительное стекло.

Ход занятия:

Ребята мы сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы поедем на поезде. Занимайте места в вагонах. А впереди вагонов - паровоз. Поехали! (Воспитатель впереди, дети держатся друг за друга). Чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз, он маленьких деток на полянку повез!

Ребята, посмотрите, куда же мы приехали на нашем паровозике? Мы на лесной полянке (воспитатель с детьми подходит к столу, накрытым зеленой тканью и украшен цветами)

Посмотрите, сколько на ней много цветов, какие они красивые, но почему-то на полянке больше никого нет.

Ой, а что это такое лежит на полянке?

Это конверт с письмом.

Кто-то нам оставил письмо, давай те его прочитаем.

Помогите! Помогите!

Нас заколдовала злая фея и мы теперь в опасности.

Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки.

(подпись) Насекомые.

Ну что, ребята, мы будем спасать насекомых из беды? (да)

(воспитатель выкладывает на стол макеты угаданных насекомых)

У нас четыре крыла.

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза,

Называют её (стрекоза)

Погляди на молодцов,

Веселы и бойки.

Волокут со всех сторон

Материал для стройки,

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может…. (муравей)

Этот маленький скрипач,

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он (кузнечик)

Всех жуков она милей,

Спинка алая у ней,

На спине кружочки,

Черненькие точки (божья коровка)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок,

Пьёт коготком душистый сок (бабочка)

Вот, сколько маленьких жителей полянки вы расколдовали.

Какие вы молодцы!

А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые)

Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения)

Давайте сядем на стульчики.

А вот знаете, что с некоторыми насекомыми происходят чудеса. А чудеса проявляются в том, что мухи, бабочки, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот, например, бабочка.

(показываю схему развития бабочки )

Она отложила яйца, часть яиц склюют птицы или унесут муравьи, но некоторая часть останется. Из оставшихся яиц вылупляются гусеницы. Пройдет время и превратятся гусеницы в куколок.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка.

Вот так, ребята, появляется бабочка!

А теперь чуть-чуть отдохнем.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка к нам залетела в гости. Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней.

Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, лапки.

Посмотрите на рисунок , это общие признаки насекомых.

У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 лапок.

(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)

Молодцы!

Теперь мы поиграем в игру «Кого не стало?»

Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. А вы должны мне сказать, кого же я убрала, кого не стало?

Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)

А как можно их назвать одним словом? (насекомые)

А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.

Дидактическая игра «Найди насекомое».

Пройдите на лужайку, и посмотрите, кто спрятался под цветочком.

(На ковре лежат цветы, под ними по одному насекомому ).

Кого из насекомых вам удалось найти?

(Ответы детей)

Ребята, насекомые очень мелкие и их очень трудно рассмотреть, я предлагаю вам рассмотреть их с помощью увеличительного стекла . Дети рассматривают 2 насекомых. Называют насекомое и его части.

Молодцы! Справились заданием.

Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).

У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).

Гусеница ползает, а бабочка (летает).

Пчёлы летают, а паук (ползает).

Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).

Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике).

Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами).

Молодцы, ребята.

Вот и подошло наше путешествие к концу, пора в д/с возвращаться, садимся в вагоны и едем назад. Чу-чу, чу-чу-чу-чу, бежит паровоз, он маленьких деток в садик повез!

Рефлексия:

Где мы с вами были? Кого видели? Из кого появляется бабочка?


Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют, Все это насекомые, они и там, и тут. Отрядов очень много, нам все не перечесть, Но все-таки особенности основные есть: У насекомых тело состоит из трех отделов, На голове два усика и сложные глаза, Особенно большие имеет стрекоза. А как же насекомые по свету расселились? Да дело в том, что крылья у многих появились. Они отходят от груди, внимательнее посмотри. Три пары ног еще у них отходят от груди, Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи. Огромное значение имеют насекомые: Вредят и помогают, и служат человеку.


Насекомые (Класс Insecta) - главная группа членистоногих и самая разнообразная группа живых существ на Земле, с более чем миллионом описанных видов, - больше, чем составляют все другие группы животных вместе взятые. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Насекомые обнаружены почти везде на планете. Распространение насекомых очень неравномерно. Так, например, в Индии живет примерно 40 тыс. видов, а в Гренландии – всего около 450 видов. Насекомые водятся в полярных зонах Арктики и Антарктики, которые активны на короткий срок полярного лета. Некоторые виды встречаются в океанах, где преобладают ракообразные. Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50. У насекомых температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые настоящие дети солнца. Если солнце греет они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой ХАРАКТЕРИСТИКА


Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого» 1 – Рассмотрите тело жука-плавунца, определив его размеры, окраску тела. 2 – Найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко. 3 – Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики – органы осязания, обоняния, глаза – органы зрения и ротовые органы. 4 – Обратите внимание на особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются. 5 – На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару – перепончатые крылья. 6 – Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помощью лупы дыхальца. 7 – Заполните схему «Особенности внешнего строения насекомого».








Признаки насекомых, обусловливающие их широкое распространение в природе: Наличие крыльев и трех пар ног (бегательных, плавательных, прыгательных); Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко; Разнообразное строение ротовых органов (грызущий ротовой аппа­рат, сосущий, лижущий); Наличие развитых органов чувств: органов зрения, слуха, обоняния, осязания и др.; Небольшие размеры; Трахейное дыхание.