Электрощиток

Конспект теме насекомые в подготовительной группе. План – конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе “Насекомые”

Конспект теме насекомые в подготовительной группе. План – конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе “Насекомые”

Цель урока:

— познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

Сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

— использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

— воспитывать бережное отношение к окружающей природе;

— развивать творческое воображение учащихся.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийная презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых: пчела, бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, божья коровка; шесть кружков коричневого цвета, пять зеленых, пять синих; наборы для аппликации (круг из бумаги черного цвета, два полукруга из бумаги красного и белого цветов, шесть маленьких кружков черного цвета, лист зеленого картона, ножницы, клей, цветная бумага, фломастер черного цвета).

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Вступительная беседа (4-5 мин). «Вхождение» в тему урока.
  3. Раскрытие темы урока. (10-12 мин)
  4. Работа с учебником (7-8 мин)
  5. Выполнение аппликации (8-10 мин)
  6. Итог урока (2 мин)

На проведение физкультминуток отводится 2-3 минуты в течение урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихонько садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа.

— Дорогие ребята, какое сейчас время года (осень), а совсем недавно было … (ответы детей — лето). (СЛАЙД 1) Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.

— Но кто же они? Догадайтесь!

— В эту пору здесь очень весело. Как много пчел летает возле цветущих трав (СЛАЙД 2). Пахнет медом. Над цветами летают бабочки (СЛАЙД 3), гудят шмели (СЛАЙД 4), жуки (СЛАЙД 5), а в траве стрекочут кузнечики (СЛАЙД 6).

Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей — пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

— Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

— Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)

— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)

— Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

(Бабочка)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

3. Раскрытие темы урока.

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого-то они мохнатые, у кого-то совсем коротенькие, а у кого-то тоненькие как ниточка! (СЛАЙД 7) Длинные усики помогают насекомым вокруг себя ощупывать предметы. Рот у насекомых тоже у всех разный и зависит от пищи, которой они питаются. У бабочки, которая любит полакомиться сладеньким нектаром, — длинный хоботок. Очень острые и зазубренные челюсти у жука. (СЛАЙД 8) Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из огромного множества глазков, каждый из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не поворачивая головы, хватает добычу своими длинными лапками! (СЛАЙДЫ 9, 10) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет). Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

4. Работа с учебником. (с.20)

Откройте свои учебники на странице 20.

Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

— Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

— Сколько мы видим? (Два) Почему?

— Сколько ног у бабочки? (Шесть)

— Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка)

Учитель вывешивает на доску соответствующие картины. Дети рассматривают стрекозу и божью коровку, находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него — челюсти потому что эти насекомые питаются другой пищей.

— Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать? (Их по шесть)

— Обратите внимание на правую страницу (с.21). Каких насекомых вы видите?

— Сосчитайте ножки у насекомых.

ВЫВОД (дети делают самостоятельно): что у всех насекомых по 6 ног.

— Что объясняет Черепаха Муравьишке (с.20)? (У всех насекомых по шесть ног. Муравьишка считает ноги. Он – насекомое.)

— Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

Межпредметная связь с уроком математики:

— Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

— Найдите рисунок вверху левой страницы. Назовите животных, которые не являются насекомыми. (Сороконожка, рак, паук.)

— Почему? (Ответы детей: потому что у них не по шесть ножек)

— Кто знает, как называется это насекомое? (Учитель показывает рисунок богомола в учебнике). И обращает внимание на доску (СЛАЙД 11)

— Сейчас я вам расскажу об этом интересном насекомом

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол - насекомое юга, многие из вас его встречали. Представляете, древние греки богомола в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке? (СЛАЙД 12)

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию. Потревоженный муравей принимает оборонительную позу и выстреливает из железы вещество тревоги. Почувствовав его запах, то же делают другие муравьи.
Известны семьи рыжих лесных муравьёв, которые оставались на одном месте свыше 100 лет, тогда как одна самка живёт в среднем около 10 лет. Вот что даёт этим насекомым жизнь в обществе или семье. Есть очень много разных видов муравьёв.

Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет) Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

— Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).

IV. Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (СЛАЙД 13)

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,

Упасть не боится? (Муха)(СЛАЙД 14)

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (СЛАЙД 15)

А сейчас прикройте название кружочками и назовите насекомых еще раз.

Дети работают по учебнику (с.21)

— Рассмотрите рисунок ниже. Каких насекомых вы узнали? (Кузнечик, шмель.)

— Мудрая Черепаха предлагает раскрасить рисунок. Какой цвет нужно выбрать для кузнечика?

— А для шмеля?

— Прочитайте вопрос Мудрой Черепахи. Почему кузнечик зеленый, а шмель пестрый?

— Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Дети раскрашивают рисунок.

Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз — росой она умылась,

Два изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

  1. Выполнение аппликации

А мы с вами сегодня сделаем своими руками одно очень красивое насекомое, которое называется – божья коровка. (СЛАЙД 16) Этого почти круглого жучка с красными или оранжевыми надкрыльями и черными точками зовут в украинских селах солнышком. Маленький, как будто безобидный жучок, который медленно ползает по листьям и стволам деревьев, привлекая внимание своей яркой окраской. Природа не зря наградила его такой броской внешностью. Это предостерегающий знак для птиц, чтоб им не вздумалось полакомиться жучком. Если на него надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой.
Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

  1. Итак, возьмите лист зеленого картона. Переверните его цветной стороной вниз. Обведите по шаблону контуры листочка. Вырежьте.
  2. Наклейте в середине листочка круг черного цвета.
  3. Наклейте два полуовала белого цвета, разведите их немного в стороны.
  4. Сверху на белые полуовалы приклейте красные, тоже разведите их немного в стороны.
  5. На крылышки приклейте маленькие кружочки черного цвета.
  6. Фломастером дорисуйте лапки. Кто из вас помнит, сколько их должно быть (6), голову и усики.

6. Итог урока.

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног) Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых.

Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы!

Конспект итоговой непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Насекомые»

Конспект предназначен для воспитателей, которые проводят итоговые, открытые занятия с детьми для родителей, коллег; включает итог образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по теме насекомые; построено с учетом задач по ознакомлению с окружающим и развитию речи; элементы обучению грамоте, может по –желанию педагога сокращаться и заменяться своими заданиями. Проведено, апробировано, примерная длительность 45 минут.
Интеграция образовательных областей: Познание, Речевое развитие, социально – коммуникативное.
Цель : показать уровень сформированности знаний, умений детей 6-7 лет по теме насекомые.
Задачи:
1.Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о насекомых, об их многообразии и многочисленности; их строении, питании, передвижении; закрепить характерные особенности данного вида живых организмов; узнавать насекомых по внешнему виду, называть части тела, определение; продолжать осмысление зависимости строения насекомых от, среды обитания, способа питания; воспитание экологического отношения ко всему живому. Понимание пользы для человека. Подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на Земле. Сообщить (элементарные) интересные факты из жизни разных насекомых: стрекоза, жужелица, хрущ, паук-сенокосец, гусеница – землемерка, жучок - блошачок, Ваня – комарок. Продолжать учить отгадывать загадки. Активизировать словарь: жужелица, хрущ, Ваня – комарок, бабочка, комар, пчела; уточнить отличия паука и насекомого
2.Совершенствовать умения строить предложения разных видов. Отвечать на вопросы полным предложением. Показать способность проводить звукобуквенный анализ в слове «бабочка»; считать слоги в слове, характеризовать звуки гласные, согласные; знать их цветовое обозначение; различать мягкость и твердость согласного, звонкий или он глухой;
закрепить умение строить правильно звукобуквенную схему слова
Закрепить произнесение звуков К-Кь, Ч-Ть в физкультминутке, одновременно координируя речь и движения под музыку.
3.Воспитывать умение не перебивать друг друга, совершенствовать любознательность и внимательность.
Предшествующая работа: чтение сказки В. В. Бианки «Как Муравьишко домой спешил», чтение детской энциклопедии «Насекомые»;
НОД в течении года по ФЭМП, ознакомлению с окружающем;
Материал к занятию:
Картинки насекомых, Кроссворд, перфокарты - с заданиями, предметные картинки насекомых, схема-правило обращения с насекомыми, конверты с заданиями от коротышек из Цветочного города, карандаши простые,задания на моторику «Доведи насекомое до цветка», магнитофон.
Организационный момент:
Приветствие гостей.
Психогимнастика:
Дружно за руки возьмёмся
Повернёмся, улыбнёмся
Мы пожмём друг другу руки
побежит тепло по кругу
дети рассаживаются на стулья полукругом у доски, где картинки разных видов насекомыхВоспитатель: Тает снежок, ожил лужок
Вода прибывает, когда это бывает? (Весной)
- Назовите весенние месяцы
Какие заклички о весне вы знаете?
Перед весной какое время года прошло? –Зима
-Назовите зимние месяцы
- После весны какое время года наступит? (Лето)
-За летом придет? (Осень)
-Назовите осенние месяцы
-Сколько месяцев в году?
-Почему весной прилетают перелётные птицы? (появляется корм -насекомые)
-Кто такие насекомые
-почему так называются – есть насечки
-из каких частей состоит тело насекомого
-Голова, грудь, брюшко
Сколько отделов -3
Раздаётся стук в дверь, вбегает в припрыжку Незнайка под звукозапись
Незнайка: Привет, ребятишки, и девчонки и мальчишки! Я приехал к Вам из Цветочного города по просьбе моих друзей: Знайки, Ромашки, Пончика, Тюбика, Мули, Кнопочки ну и других товарищей. В нашем городе нет цветов, они просто не цветут. Все насекомые перепутались и действуют неправильно. Мы не поймём, что случилось? Помогите, пожалуйста, разобраться. Поможете?
Воспитатель: Ребята, поможем?
Дети: Да! (хором)
Незнайка: Знайка и мои друзья передали Вам конверты, где есть задания, когда Вы их выполните у нас в Цветочном городе жизнь наладится, только я не знаю какое задание нужно выполнить первым.
Конверты перепутались нужно выложить их по – порядку. Выложить ряд из конвертов от 1-10
Воспитатель: Незнайка, правильно ли разложил Ваня по порядку конверты
Незнайка по – моему правильно!
Воспитатель: Вызывает ребенка выбрать 1 конверт, он говорит от кого задание, например, от Тюбика и предполагает содержание задания по эмблеме на конверте.
№1

«Разные насекомые»

Назови насекомое по - цепочке (полукругом у доски) – 2 раза
Незнайка: Ребята как вы знаете много названий насекомых!
Воспитатель: Насекомых огромное количество 80 тыс видов:
-Какие условия нужны для жизни насекомых?
Тепло, свет, вода, питание
Воспитатель: Вызывает другого ребенка выбрать

2 конверт, он говорит от кого задание от Винтика и Шпунтика; предполагает что за задание дали коротышки-схема строения насекомого

№2 Часть и целое

(показ картинки)
Воспитатель: Вызывает ребенка выбрать третий конверт, он говорит от кого задание от Знайки

№3 «Польза и вред»

Польза и вред (+, -)
На доске рисуют два знака + и -
В столбик с "+" записывают пользу, а в столбик с "-" записывают вред, сравнивают чего больше Незнайка ставит + и -
"+" - положительное,польза:
Опыляют растения
Собирают мед
Борятся с вредными насекомыми
Переносят семена трав, цветов
Являются кормом для птиц,
едой для человека в некоторых странах
Дают нитки - тутовый шелкопряд
Радуют глаз мы ими восхищаемся
Рыхлят почву
Являются санитарами леса
"-" - отрицательное, вред:
Одни насекомые поедают других
Распространяют микробы
Есть ядовитые: скорпион, фаланга
Уничтожают посевы и огородные овощи, леса
Кусают и есть кровососущие
Пугают людей
Дети подсчитывают количество + и -. Решают проблемную ситуацию, в ходе которой педагог подводит к выводу, что в природе должно быть всё в равновесии.
Воспитатель - Можно ли истребить всех вредных насекомых?
-Почему? Показ схемы – знака запрещено брать в руки.
Вывод: В природе всё взаимосвязано исчезновение тли приведет к исчезновению Вани - комарков, гусениц – птицы будут голадать, и по цепочке дойдет до человека. Природа погибнет не станет человека.
Незнайка: А я, кажется, понял почему цветы в нашем городе не цветут - Насекомые действуют не правильно.
Вызывает следующего ребенка выбрать
4 конверт, ребёнок говорит от кого задание -от Ромашки;
№ 4 Путаница.
-Бабочка плетёт паутину
-Паук порхает от цветка к цветку;
-Комар собирает мёд;
- Васю ужалила стрекоза;
-Муха тащит ветку в муравейник;
-Таракан жужжит
-Шмель шевелит усами
Незнайка проводит физкультминутку «Кузнечики» 2 раза под музыку.
Поднимайте плечики.
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Прыгать на носках легко.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгать на носках легко.
Незнайка: вызывает ребёнка показать конверт и сказать его порядковый номер, на конверте: шляпа Незнайки и подарок После определения ребёнком содержания следующего задания, дети берут стулья и рассаживаются за круглые столы по 7 человек, на которых индивидуальные перфокарты насекомые дарят подарки незнайке нужно выяснить кто, что подарил и запомнить их как можно больше.
№ 5 «Подарок» для Незнайки перфокарты (за столами)
№6 Задание Незнайке . Звукобуквенный анализ
Незнайка: Меня недавно научили читать, я тоже собираюсь в школу, поможете разобраться с моим заданием. Нужно построить схему слова, а какое это слово нужно угадать, прочитав его по первым буквам
На магнитной доске; картинки на магнитах:
банан, автобус, бусы, очки, часы, комар, аист
Внизу - кружки красного и квадратики синего, зелёного цветов для построения схемы
№ 7 Моторика. «Проведи к цветку» Соединить сплошной линией насекомое и цветок. Назвать и то и другое. Самоконтроль, выбор ребёнком самого аккуратного и правильного задания
Гимнастика для глаз «Бабочка»
Воспитатель предлагает встать с карточкой полукругом и выполнить 8 задание, а Незнайке присесть и послушать правильно ли дети выполнят следующее задание.
№ 8 «4 лишний » Перечислить всех на полоске и сказать, что или кто лишний и почему.
Дети садятся на стульчики для выполнения 9 задания, о котором говорит 1 из детей, определяя от кого оно из коротышек
№9 «Это интересно», Ваня – комарок, стрекоза, муравей. Задачки - шутки для Незнайки на смекалку;
№ 10 Кроссворд

Отгадываем загадку, а Незнайка вписывает в клеточки правильно отгаданные слова, после угадывания всех загадок - в центре получится спрятанное искомое слово. Оно выделено красным мелком
1.Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …кузнечик…

2. Он в траве, своей дорогой,
Носит «хворост» понемногу.
Ты ответь нам поскорей:
- Кто трудяга? …муравей.

3.Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я … оса

4.Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? …пчела

5.Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский …жук

6.Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
нектар собирает. (Бабочка)

7.Когда летит, громко пищит,
Но сядет тихо и молчит.
Кровь ему, как нам нектар
Скажите кто это? ...комар

8.Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо …стрекоза
Воспитатель: Незнайка вписал буквы по – горизонтали – в ряд, если мы правильно отгадали- в центре заполнится выделенное слово. Вот оно. Читаем, что получится!
Н А С Е К О М О Е
Незнайка: Ребята вы молодцы, я рад, что вы выполнили все сложные задания, рассказали много нового о насекомых их строении, жизни, пользе, защите. Я понял, что делать в Цветочном городе, чтобы цвели цветы и насекомые действовали правильно, побегу быстрее -там меня ждут друзья с новостями.
Воспитатель: До свидания Незнайка, дети прощаются. Воспитатель Хвалит детей за знания и смекалку

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:
«Насекомые».

Платнова Марина Михайловна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы « Школа №285 имени В.А. Молодцова» структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых.
Задачи: - Уточнить знания детей о насекомых (внешний вид, поведение в природе).
- Развивать диалогическую монологическую речь детей.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Материал к занятию: картинки с изображением насекомых.

Ход занятия

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай».
- Отгадайте загадки. (На доску выставляются картинки-отгадки).
-С ветки на тропинку, с тропинки на травинку.
Прыгает пружинка, зелененькая спинка? (Кузнечик)
-У этого Ивашки красная рубашка.
На спине сорочки- черненькие точки? (Божья коровка)


- Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик? (Стрекоза)


-Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)


- Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
шесть ног, да все без копыт? (Жук)


- Над столом жужжит, летает, очень всем надоедает? (Муха)


- В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий целый день хлопочет? (Муравей)


- Жу- жу-жу! Над цветами я жужжу! Потружусь я над цветком- Вас порадую медком? (Пчела)


Как можно назвать всех одним словом?
Правильно,насекомые.
Насекомые – самый многочисленный и многообразный класс животного мира. На суше они живут на всех материках, за исключением Арктики и Антарктики. Одно из характерных отличий всех насекомых- три пары ног (их еще называют шестиногими), поэтому пауки, например не принадлежат к классу насекомых.
- В какое время года, мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).
- Зачем нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц, животных)
- Ребята, апокажите части тела насекомых.


(Головка, усики, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки)
- Расскажите о том, какую пользу приносят насекомые.
- Людям: пчелы дают мед, воск.
- Лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых.
- Птицам и животным: насекомые служат кормом.
- Расскажите о том, какой вред наносят насекомые.
- Людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни.
- Лесу: жуки – короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений.
- Животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
- А теперь поиграем в игру «Назови ласково»
Комар- комарик.
Стрекоза-…
Таракан-…
Жук-…
Пчела-…
Муха-…
Объясняю детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик).
Например: стрекоза питается комарами и мошками, которых хватают, как ласточки, на лету. Крупные стрекозы могут нападать на головастиков и мальков рыб.
- Самые красивые насекомые – бабочки. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают большие, даже гигантские, размером с птицу, и маленькие с ноготок.
- Жуки – обитают не только на суше. Плавунец – хищный жук, которого можно встретить почти в каждом водоеме. Плавунцы нападают на насекомых которые живут в воде, головастиков и даже мальков мелких рыб. Их личинки тоже хищники. Вцепившись в головастика или рыбку, они постепенно съедают часть тела своей жертвы, которая повсюду таскает за собой прожорливого жучка.
- Мухи и комары питаются только жидкой пищей. Личинки комаров живут в воде, а взрослые комары – в воздухе. Комар – самец совершенно безобиден, он кормится соком растений и сладким нектаром. Кусают нас только самки. Чтобы отложить яйца, они должны напиться крови.
- Пчелы – живут большими семьями. Пчелиная семья состоит из одной матки, которая откладывает яйца, и несколько тысяч рабочих пчел. Каждый член семьи выполняет свои обязанности: молодые пчелы чистят улей, строят соты, заботятся о личинках, а затем начинают вылетать из улья в поисках пыльцы и нектара.
- Муравьи также живут семьями в сложных гнездах в земле, под камнями и в наземных муравейниках, которые они сооружают из сухих веток и хвои. В состав семьи входят бескрылые рабочие самки, крылатые самцы и самки – основательницы (царицы), которые откладывают яйца и живут очень долго, до 20 лет. Основной пищей муравьям служат другие насекомые, семена растений.
- Ребята, давайте поиграем в игру « Подскажи словечко».
- У стрекозы не глаза, а глазищи.
- У муравья не ножки, а …
- У таракана не усы, а …
- У бабочки не крыло, а …
- Наше занятие подошло к концу?
- Какие виды насекомых вы запомнили?
- Молодцы, ребята.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПООЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: « Насекомые»

ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки по теме: « Насекомые» (Бабочка, жук, комар, муха), игрушки « Насекомые», карточки с недорисованными насекомыми, слайдшоу « Мир насекомых»

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых)

Дети: (называют) Бабочка, кузнечик, жук.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: Выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

2 Пальчиковая игра « Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом

(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое?

Дети: Бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети: с цветком.

Воспитатель: Какие крылья у бабочки?

Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.

Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром цветов.

Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)

Воспитатель: А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,

Дети: Шесть.

Воспитатель: А есть ли крылышки?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

4 Физкультминутка « Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим,(гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?

Дети: Да!

Воспитатель: А ножки? Сколько их?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети: Муравей.

Воспитатель: А как называется дом муравьёв?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

А вот ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети: Длинные, три пары.

Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)

Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?

Дети: Две.

Воспитатель: А ног?

Дети: Три.

Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?

Дети: Потому что у неё две пары крыльев.

Воспитатель: Правильно, а теперь, давайте посмотрим, какой он мир насекомых? (Воспитатель показывает слайды с фотографиями бабочек на цветах, муравьёв у муравейника, жуков, ночных мотыльков) Надеюсь, ребята, после просмотра фотографий, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!

Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем!

5 Дидактическая игра:« Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.

6 Дидактическая игра «Назови правильно»

Под зелёным листком спрятались насекомые. Дети достают насекомых и называют.

Воспитатель: Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.

О, ком мы сегодня разговаривали?

Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

Чем питаются насекомые?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.


Конспект НОД по экологии в подготовительной группе

«Насекомые»

Воспитатель

муниципального бюджетного

дошкольного образовательного

учреждения детский сад

общеразвивающего вида № 50

Программное содержание:

Образовательные задачи - учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения; отвечать на вопросы; активизировать память;

Развивающие задачи: развивать творческую активность, воображение, речь;

Воспитательные задачи - воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Художественное творчество».

Методы и приемы: наблюдение (показ образца, способов действий), демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога (вопросы, пояснение), беседа, дидактическая игра, воображаемая ситуация с соответствующим игровым оборудованием.

Оборудование и материалы: картинки с изображением леса; предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов; дидактическая игра «Четвёртый лишний», цветная бумага, ниточки, волшебный обруч.

Средства ИКТ: презентация, экран, проектор.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе, рассматривание иллюстраций с насекомыми, знакомство с моделями существующих признаков насекомых; динамической моделью «бабочка, складывающая крылья», экскурсия в парк, по территории детского сада.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня мы отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых. Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето.

Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц. Ребята, чтобы попасть нам на поляну, нужно пройти через этот волшебный обруч. Когда будете проходить через волшебный обруч, не забудьте назвать своё имя, вот так, как я. Прохожу через обруч называю своё имя. Я, Мария Владимировна.

Дети проходят, называя свои имена, тихо звучит музыка.

Воспитатель: - Ребята! Как хорошо в лесу! В прекрасном мире веток и теней. Всё то, что живо, Музыкою дышит! Здесь всё поёт и даже муравей. Ползёт, поёт, и сам себя не слышит.

Музыка звучит громче.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, сколько здесь цветов!

Назовите, какие цветы вы здесь видите? (колокольчик, ромашка, василёк, ландыш) . А ещё, какие луговые цветы вы знаете? (одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка). Ах, какой аромат я чувствую. Да это же ландыш! А кого привлекают луговые цветы? (людей, насекомых). Для чего нужны цветам насекомые? (опылять цветы) .

Воспитатель: - Каких насекомых можем встретить на поляне? Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья. А как ты думаешь? (вопросы детям) .

По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

Воспитатель: - Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки. Давайте поближе познакомимся с жителями нашей планеты насекомыми. Отгадайте загадки:

· У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называем её...(стрекоза)

· Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела)

· Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (жук)

· Не, не птица, нос как спица; летит - кричит, сядет - молчит, кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

· Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей)

· Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок. (бабочка)

· Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (божья коровка)

Воспитатель: - Молодцы ребята! В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы, но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли вы, что есть животное, которое летает? Какое это животное?

(летучая мышь) Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»:

· Заяц, ёж, лиса, шмель.

· Трясогузка, паук, скворец, сорока.

· Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

Воспитатель: - А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами: «Игра в слова». Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

· Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.

· Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

· Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам.

· Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Физкультминутка:

Танец « В траве сидел кузнечик»

Воспитатель: - Ребята, а почему нельзя рвать цветы? (ответы детей) Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (ответы) Как нужно вести себя в лесу, на поляне? Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Нам пора возвращаться, но нас ждут интересные дела. Проходите через волшебный обруч и садитесь за столы. Мне так понравилось, как вы сегодня показывали, как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую. (показать образец)

Ручной труд: Изготовление бабочек.

Воспитатель: - У вас в конверте лежат два квадратика: один большой, другой поменьше. Возьмите большой квадратик и сложите его гармошкой. (показываю) Получилось вот такое крылышко.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: - Теперь возьмите квадратик поменьше и также сложите гармошкой. У вас получилось два крылышка. Возьмите ниточку и перевяжите два крылышка вместе. У вас получилась бабочка, сложившая крылышки. Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (расправить крылья)

Воспитатель: - Ребята выходите из-за столов, и покажите своим друзьям и мне своих бабочек. Вы так старались, у вас получились красивые бабочки. Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего? А тебе Оля? (ответ) А что нового узнали? (ответ) Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли, и делали из бумаги бабочку. Пусть эти бабочки напоминают нам о лете и о нашем занятии. Занятие закончено. Всем, большое спасибо. До свидания!