Электрощиток

Как правильно купить саженцы плодовых деревьев. Лучший возраст для саженца

Как правильно купить саженцы плодовых деревьев. Лучший возраст для саженца

Крещение - личное и общегосударственное - было обязательным условием договора князя Владимира с василевсом Василием II, который был заключен в 987 г.

Принятые решения были таковы:
Василий II выражал готовность возобновить действие прежних русско-византийских договоров. Но отныне военно-политический союз Руси и Византии должен был получить совершенно другую основу. Больше не могло быть речи об опасливых отношениях соседей поневоле, разнствующих между собой во всем и прежде всего в вопросах веры. Новому соглашению предстояло скрепить навечно дружественные узы между двумя христианскими государями и двумя христианскими народами. С этой целью Владимиру предлагалось принять личное крещение по греческому обряду и содействовать быстрейшему обращению в христианство «бояр», «руси» и «всех людей Русской земли».

В случае выполнения этого условия международный ранг крещеной «Росии» подлежал коренному пересмотру. Ей предстояло войти в византийское сообщество народов на правах ближайшего союзника василевсов и защитника христианства в «скифских» (причерноморских) землях. Вслед за духовным усыновлением Владимира василевс обязывался даровать ему кесарское достоинство. В этом качестве Владимир мог рассчитывать и на вполне земное родство с Василием II через вступление в брак с его сестрой - багрянородной принцессой Анной. Светское величие царственной четы следовало подкрепить основанием в Киеве митрополичьей кафедры.

Взамен от Владимира ожидали скорейшей отправки в Константинополь крупного русского отряда.

Намечавшееся родство с византийским императорским домом было чрезвычайно выгодно и почетно для русского князя, прекрасно сознававшего необходимость приобщения созданного им обширного государства к христианскому миру. Благодаря браку с багрянородной царевной Владимир входил в семью европейских правителей, становясь на равную ногу с могущественнейшими государями, многие из которых не могли даже мечтать о столь тесном родстве с византийскими василевсами.

Но решение князя Владимира креститься нельзя сводить к одним политическим резонам. Обращение его было непритворным, он не лицемерил и не вел беспринципную политическую игру ради того, чтобы любой ценой заполучить в жены сестру василевсов. Политика и религия сплелись здесь настолько тесно, что их просто невозможно отделить друг от друга.

Крещение киевлян

Возвратившись в Киев из победного похода на Херсонес, Владимир, по известию древнерусского писателя XI в. Иакова Мниха, приобщил к вере всех ближних и дальних родственников: «Крестился же сам князь Владимир, и детей своих, и весь дом свой святым крещением просветил и освободил всякую душу, мужской пол и женский, святого ради крещения». Тогда же крестилась и княжеская дружина. Всех своих бывших жен и наложниц он отпустил, а некоторых выдал замуж за своих дружинников, дав за ними богатое приданное.

Теперь, когда главное условие договора с василевсом Василием II было выполнено, Владимиру оставалось сделать последнее - крестить киевлян и стать государем христианского народа. Князю было на кого опереться. Христиане еще со времен Ярополка составляли немалую часть населения Киева. Но Владимиру предстояло убедить в своей правоте городское вече, для которого княжеское слово отнюдь не являлось непреложным законом.

В первую очередь Владимир постарался заручиться поддержкой городской знати - старцев градских. Им принадлежало право предварительного совещания, без чего ни один вопрос вообще не мог быть вынесен на обсуждение веча. Старейшины вняли уговорам князя и изъявили готовность креститься. После этого исход дела был предрешен: организованного отпора религиозному нововведению быть уже не могло. Представители знатных родов пользовались у славян особенным почитанием. В «Жизнеописании Оттона Бамбергского» (начало XII в.) есть схожий эпизод, когда один поморский князь, решивший по совету германского миссионера обратить в христианство свой народ, говорит ему: «Будь покоен, отец мой и господин, никто не станет тебе противиться, коль скоро старцы и знатные приняли христианскую веру».

По замыслу Владимира, язычники должны были своими глазами убедиться в ничтожности старой религии и неотвратимости предстоящей перемены веры. Для этого Владимир повелел разрушить святилище Перуна - то самое, которое несколькими годами раньше сам же распорядился устроить «на холме вне двора теремного». Княжеским слугам было приказано сбросить статую Перуна на землю, привязать ее к хвосту коня и волочить с «горы» до берега Днепра, колотя поверженного идола жезлами - «не потому, что дерево чувствует, но для поругания беса, который прельщал нас в этом образе». Сбросив истукана в воду, слуги сопроводили его до днепровских порогов, а там - пустили его по течению. Так Русь распрощалась с языческими идолами, требовавшими кровавых жертвоприношений.

Надругательство над поверженными богами было в обычае при подобных обстоятельствах. Например, когда в 1168 г. датчане взяли город Аркону (на острове Рюген), где находилось наиболее почитаемое в славянском Поморье святилище Святовита, датский король Вальдемар I велел «вытащить этот древний идол Святовита, который почитается всем народом славянским, и приказал накинуть ему на шею веревку и тащить его посреди войска на глазах славян и, разломав на куски, бросить в огонь» (сообщение германского хрониста Гельмольда).

Вслед за тем Владимир разослал по городу христианских священников, которые «ходили по граду, уча людей вере Христовой». Роль проповедников взяло на себя немногочисленное духовенство киевских храмов и прибывшие вместе с Владимиром «попы корсунские». Иоакимовская летопись сообщает также об участии в крещении киевлян нескольких болгарских священников, привезенных Владимиром в Киев с согласия Константинопольского патриарха.

Перед ними стояла сложная задача: за несколько месяцев, к лету подготовить всех киевлян к таинству. Только летом можно было крестить множество горожан в водах Днепра, ведь храмов с приспособленными для этого крещальнями в Киеве еще не было. Священники без устали объясняли молодым и старым основы христианской веры. В их руках было Евангелие на славянском языке - труд равноапостольных Кирилла и Мефодия. Благодаря солунским братьям славянский язык стал четвертым языком (после еврейского, греческого и латыни), на котором зазвучали слова о Сыне Божием, посланном в мир, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,15).

Князь Владимир терпеливо ждал добровольного выбора киевлян. К середине лета стало очевидным, что большинство жителей Киева желает принять крещение, часть еще колеблются в выборе, а некоторые упорствуют в язычестве.

Видя это, Владимир собрал городское вече и объявил свою волю:
- Наутро пускай каждый придет к реке креститься. Если же кто из некрещеных завтра не явится, будь то богатый или нищий, вельможа или раб, тот будет считаться ослушником моего повеления.

Вече рассудило: «Если бы новая вера не была лучше старой, то князь и бояре ее бы не приняли» - и одобрило призыв князя всем миром поменять веру.

На следующий день поутру (в одной рукописи XVI в. из Московской синодальной библиотеки сказано: «Крестися князь великий Володимер Кыевский и вся Русь августа 1»), на берегу Днепра сошлось множество людей обоего пола и всех возрастов. Священники разделили их на группы и велели по очереди заходить в реку, которая заменила собою купель. Чтобы вся толпа могла разместиться на мелководье, первым рядам приходилось заходить в воду по шею, следующие за ними стояли в воде по грудь, а тем, кто оказывался ближе всего к берегу, вода доходила до колена. Священники читали положенные молитвы, а потом давали каждой купе крестившихся христианские имена: одно мужское - общее для всех мужчин, другое женское - всем женщинам. Никакого бытового неудобства от этого не возникало, так как и после крещения в повседневном обиходе все равно использовались только мирские имена. Пробовали сосчитать новообращенных, да сбились со счету.

Тех же, кто не захотел принять легкое бремя Христово (Мф. 11,30), вече постановило изгнать их из города в «пустыни и леса». Общество того времени, существовавшее в условиях постоянной военной опасности, не могло позволить себе роскоши разногласия и оппозиции. Вечевой порядок требовал от участников сходки единодушного приговора. Несогласных с мнением большинства поначалу уговаривали всем миром. «Жизнеописание Оттона Бамбергского» сообщает о крещении поморских славян: «В таком огромном городе, как Щетин, не нашлось ни единого человека, который бы, после общего согласия народа на принятие крещения, думал укрыться от Евангельской истины, кроме одного жреца… Но к нему однажды приступили все и стали его премного упрашивать». С теми же, кто, несмотря ни на что, продолжал упрямиться, поступали как с преступниками, подвергая их тяжелым наказаниям - побоям, грабежу имущества или крупному денежному взысканию. Так, немецкий хронист XI в. Титмар Мерзебургский сообщает о порядке вечевых собраний у славянского племени лютичей: «Единодушным советом обсуживая все необходимое по своему усмотрению, они соглашаются все в решении дел. Если же кто из находящихся в одной с ними провинции не согласен с общим собранием в решении дела, то его бьют палками; а если он противоречит публично, то или все свое имущество теряет от пожара и грабительства, или в присутствии всех, смотря по значению своему, платит известное количество денег».

Этапы христианизации при князе Владимире

Крещение Киева и династический союз с Византией обеспечили Русской земле de jure место в ряду христианских стран Европы. Однако de facto ее официальный статус христианской державы находился в разительном несоответствии с реальным положением вещей. Вне Киева языческая стихия господствовала повсюду, решительно и безраздельно, и Владимиру предстояло обеспечить христианству если не количественный, то, по крайней мере, качественный перевес над «поганьством». С этого времени дальнейшее становление древнерусской государственности было поставлено в самую тесную связь с миссионерскими усилиями Русской Церкви и княжеской власти по обращению в христианство основных этнических групп древнерусского населения - руси, словен и «языков» (финно-угорских и балтских народностей).

К великому сожалению, сохранившиеся письменные памятники проливают весьма слабый свет на раннюю историю христианизации восточнославянских земель. Примечательнее всего молчание Повести временных лет, которая лишь одними своими заметками о построении храмов в периферийных русских городах дает понять о свершившемся факте крещения. В этой ситуации особую важность приобретают результаты археологических наблюдений над эволюцией погребальной обрядности (переход от языческой кремации к христианской ингумации) на различных племенных территориях - зачастую только так можно получить более или менее объективную картину смены верований у жителей той или иной местности. В целом исторические и археологические свидетельства не оставляют сомнений в широком размахе миссионерской деятельности во времена Владимира, как, впрочем, и в том, что далеко не везде ей сопутствовал быстрый и ощутимый успех - слишком разным был тот этнографический материал, которому христианство стремилось придать единую культурную форму.

После крещения киевлян Владимир совершил миссионерские поездки в Суздальскую и Смоленскую земли, где положил начало обращению населявших эти края славянских и финно-угорских племен. Но затем нашествия печенегов и другие внешние угрозы надолго отвлекли Владимира от непосредственного участия в деле христианского просвещения Русской земли.

Сохранив за собой общее руководство миссионерской деятельностью, Владимир перепоручил ее осуществление высшему духовенству образованных епархий и ближайшему дружинному окружению - воеводам и посадникам. «Сии [епископы], - говорит Иоакимовская летопись, - ходили по земле с вельможами и воинами Владимировыми, учили людей и крестили всюду сотнями и тысячами…».

Дальнейшим распространением христианства занимались уже подросшие сыновья Владимира, посаженные отцом на городские княжения. Благодаря их стараниям христианская проповедь зазвучала на окраинных славянских землях - Древлянской, Туровской, Полоцкой, Смоленской, Ростовской, Муромской, Северской и других.

По слову митрополита Илариона, «труба апостольская и гром евангельский огласили все города». Христианизация каждой области начиналась с крещения городского населения, причем раньше других в новую веру обращали жителей того города, который на данной территории играл роль «стольного града». В этом прослеживается осознанное стремление опереться на правовую традицию славян, обязывавшую «меньшие» города беспрекословно повиноваться вечевому собранию «старейшего» города земли или волости. Повеление «быть христианами» касалось всех - «незнатных и знатных, рабов и свободных…» («Слово о законе и благодати»). Поэтому вместе с горожанами крещение принимала их домашняя прислуга.
Черед сельской округи наступил много позже, когда у Русской Церкви появилась возможность поставления священников в сельские приходы.

Христианизация Среднего Поднепровья и Прикарпатья

Но даже и в таком виде перемены были столь внушительны, что следующему поколению русских христиан сложный четвертьвековой процесс христианизации различных областей Русской земли при князе Владимире уже представлялся одним повсеместным и почти единовременным триумфом. «В одно время вся наша земля восславила Христа с Отцом и со Святым Духом…» - ликует митрополит Иларион. Иаков Мних с воодушевлением вторит ему: «крести же [Владимир] и всю землю Рускую от конца и до конца».

Конечно, это говорилось и писалось в порыве риторического увлечения. Без чрезмерного преувеличения слова обоих южнорусских писателей приложимы только к Русской земле в узком значении этого термина, которое преимущественно и было в ходу в XI в. По данным археологии, областями наибольшего распространения христианства к концу княжения Владимира и в самом деле были Киевская земля, Волынь и Западное Прикарпатье, где не позднее последнего десятилетия Х в. христианский обряд погребения (в ямах, с ориентацией тела покойного головой на запад) окончательно вытеснил языческое трупосожжение (Седов В.В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982. С. 97, 110.). Важной особенностью многих могил (в Киевской земле они численно преобладают) является полный разрыв с языческой обрядностью - над ними нет курганных насыпей, отсутствует и обязательный для язычества культово-бытовой инвентарь (амулеты, оружие, посуда и проч.). Здесь, безусловно, сказалось достаточно длительное влияние христианской традиции. В Киевской земле ей к тому времени насчитывалось не менее ста тридцати лет.

Что касается Прикарпатья, то там христианство было известно по крайней мере со времен проповеди Кирилла и Мефодия. Древнечешское государство в краткий период обладания Червенскими городами, кажется, довольно активно занималось обращением местного населения, о чем свидетельствует архитектура здешних христианских памятников, близкая по стилю церковным сооружениям на территории Чехии и Моравии (Моця А.П . Погребальные памятники южнорусских земель IX – XIII вв. Киев, 1990. С. 97, 99–101). Глубокие корни христианства в Южной и Западной Руси, несомненно, способствовали быстрому и беспрепятственному крещению этих областей в течение нескольких ближайших лет после провозглашения христианства государственной религией.

Крещение Новгорода

Несколько иной была ситуация в новых поселениях на степной границе, заселенных выходцами со славяно-финского севера, для которых христианство если и было ведомо, то разве что понаслышке. Однако и здесь переход от язычества к христианству не встретил особенных затруднений, по-видимому, благодаря тому, что переселенцы были оторваны от родных общин, а общая угроза со стороны степи требовала от них морально-духовной сплоченности, которую христианство обеспечивало несравненно лучше старых верований.

На севере, в Новгороде, события, напротив, развивались в драматическом ключе. В связи с нехваткой лиц высшего духовного звания поставление новгородского епископа состоялось только в 991 или 992 г. - им стал простой корсунский священник Иоаким. Но еще в 990 г. из Киева в Новгород были отправлены священники под охраной Добрыни, Владимирова дяди. Миссия имела целью подготовить почву для массового крещения новгородцев. Поэтому проповедники ограничились тем, что обратились к горожанам с вероучительным словом, подкрепленным для вящего вразумления принародным зрелищем «сокрушения идолов» (вероятно, тех, что стояли на княжем дворе, так как главное святилище новгородцев - Перынь – пока не тронули). Итогом стараний киевских учителей было крещение некоторого числа новгородцев и возведение в Неревском конце, несколько севернее кремля, деревянного храма во имя Преображения Господня.

Дальнейшее известно благодаря сохраненному В.Н. Татищевым фрагменту Иоакимовской летописи, в основу которого легли воспоминания неизвестного очевидца крещения Новгорода - может быть, самого епископа Иоакима, как думал А.А. Шахматов, или какого-то духовного лица из его свиты. У большинства новгородцев проповедь новой религии не вызвала сочувствия. Ко времени прибытия в Новгород епископа Иоакима обстановка там была накалена до предела. Противники христианства сумели организоваться и взяли верх в Неревском и Людином концах (в западной части города), захватив в заложники жену и «неких сородников» Добрыни, которые не успели перебраться на другую сторону Волхова; Добрыня удержал за собой только Славенский конец на восточной (Торговой) стороне. Язычники были настроены весьма решительно - «учиниша вече и закляшася вси не пустити [Добрыню] во град и не дати идолы опровергнути». Напрасно Добрыня увещевал их «лагодными словами» - его не хотели слушать. Чтобы не дать отряду Добрыни проникнуть на городское левобережье, новгородцы разметали волховский мост и поставили на берегу два «порока» (камнемета), «яко на сущия враги своя».

Положение княжеской стороны осложнялось тем, что городская знать и жрецы примкнули к народу. В их лице восстание приобрело авторитетных вождей. Иоакимовская летопись называет два имени: главного городского волхва («высшего над жрецами славян») Богомила и новгородского тысяцкого Угоняя. За первым закрепилось прозвище Соловей - по его редкому «сладкоречию», которое он с успехом пускал в ход, «вельми претя народу покоритися». Угоняй не отставал от него и, «ездя всюду, вопил: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание».

Наслушавшись таких речей, рассвирепевшая толпа повалила на Добрынин двор, где содержались под стражей жена и родственники воеводы, и убила всех, кто там находился. После этого все пути к примирению были отрезаны, чего, видимо, и добивались речистые предводители язычников.

Добрыне не оставалось ничего другого, как применить силу. Разработанная им операция по захвату новгородского левобережья может украсить учебник военного искусства любой эпохи. Ночью несколько сот человек под началом княжего тысяцкого Путяты были посажены в ладьи. Никем не замеченные, они тихо спустились вниз по Волхову, высадились на левом берегу, немного выше города, и вступили в Новгород со стороны Неревского конца. В Новгороде со дня на день ожидали прибытия подкрепления – земского ополчения из новгородских «пригородов», и в стане Добрыни, очевидно, прознали об этом.

Расчет воеводы полностью оправдался: никто не забил тревогу, «вси бо видевши чаяху своих воев быти». Под приветственные крики городской стражи Путята устремился прямиком ко двору Угоняя. Здесь он застал не только самого новгородского тысяцкого, но и других главарей восстания. Все они были схвачены и под охраной переправлены на правый берег. Сам Путята с большей частью своих ратников затворился на Угоняевом дворе.

Тем временем стражники наконец сообразили, что происходит, и подняли на ноги новгородцев. Огромная толпа окружила двор Угоняя. Но арест городских старшин сделал свое дело, лишив язычников единого руководства. Толпа разделилась на две части: одна беспорядочно пыталась овладеть двором новгородского тысяцкого, другая занялась погромами - «церковь Преображения Господня разметаша и дома христиан грабляху». Береговая линия временно была оставлена без присмотра. Воспользовавшись этим, Добрыня с войском на рассвете переплыл Волхов. Оказать непосредственную помощь отряду Путяты было, по-видимому, все-таки непросто, и Добрыня, чтобы отвлечь внимание новгородцев от осады Угоняева двора, приказал зажечь несколько домов на берегу. Для деревянного города пожар был хуже войны. Новгородцы, позабыв обо всем, бросились тушить огонь. Добрыня без помех вызволил Путяту из осады, а вскоре к воеводе явились новгородские послы с просьбой о мире.

Сломив сопротивление язычников, Добрыня приступил к крещению Новгорода. Все совершилось по киевскому образцу. Новгородские святилища были разорены ратниками Добрыни на глазах у новгородцев, которые с «воплем великим и слезами» смотрели на поругание своих богов. Затем Добрыня повелел, «чтоб шли ко крещению» на Волхов. Однако дух протеста был еще жив, поэтому вече упорно отказывалось узаконить перемену веры. Добрыне пришлось опять прибегнуть к силе. Не хотевших креститься воины «влачаху и крещаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Многие язычники хитрили, выдавая себя за крестившихся. По преданию, именно с крещением новгородцев связан обычай ношения русскими людьми нательных крестов: их будто бы выдали всем крестившимся, чтобы выявить тех, кто только притворялся крещеным.

Позже киевляне, гордившиеся тем, что введение христианства прошло у них более или менее гладко, злорадно напоминали новгородцам, в поруху их благочестию: «Путята крестил вас мечем, а Добрыня огнем».

Вслед за Новгородом христианство утвердилось в Ладоге и других городах Словенской земли. В начале XI в. в Приильменье, а также в бассейнах Луги, Шексны и Мологи распространился христианский обычай погребения.

Сопротивление христианству в других восточнославянских землях

В последние годы Х - начале XI вв. состоялось распределение волостных городов между сыновьями Владимира. Это позволило значительно расширить область миссионерской активности княжеской власти, так как молодые княжичи стремились превратить свои удельные «столицы» в центры христианского просвещения. Благодаря их стараниям христианство проникло далеко за пределы Русской земли в узком географическом понятии, хотя во многих восточнославянских землях княжеским резиденциям суждено было надолго остаться одинокими форпостами новой веры посреди языческого окружения.

Приобщение к христианству славян Верхнего Поднепровья происходило в целом мирным путем. Лишь в преданиях дреговичей сохранился глухой намек на какое-то кровавое побоище крестителей Туровской земли с местными язычниками. Одна легенда говорит, что когда знаменитые каменные кресты, которые и сегодня являются достопримечательностью Турова, приплыли по Припяти к городу и встали на берегу, речная вода окрасилась кровью.

Впрочем, вне зависимости от того, какими средствами христианские миссионеры добивались торжества над язычеством, им нигде не удалось достичь быстрого результата – христианизация днепровских славян растянулась на долгие годы. В одной старинной рукописи крещение Смоленской земли помечено 1013 г., и эта дата довольно точно соответствует материалам археологических исследований кривичских курганов, согласно которым первые немногочисленные захоронения по христианскому обряду появились в верховьях Днепра еще около середины Х в., но заметное преобладание они получили только в первой четверти XI в. Примерно та же картина наблюдается на племенных территориях древлян, радимичей, дреговичей и северян, где замена языческой кремации на христианскую ингумацию произошла в последней четверти Х - первой трети XI вв.

В землях, прилегавших к Поднепровью с северо-запада и северо-востока, христианство приживалось с еще большим трудом.

Первыми просветителями Полоцкой земли народное предание называет Рогнеду и ее старшего сына Изяслава. Поселившись после изгнания из Киева в Изяславле - городе, который построил для них Владимир, - они будто бы основали в его окрестностях монастырь, ставший рассадником христианства в земле полочан. Несмотря на свое позднее происхождение (рассказ о пострижении Рогнеды в «мнишескый образ» включен в Тверскую летопись XV в.), легенда довольно точно указывает на первоначальную область распространения христианства в Полоцкой земле. Подавляющее большинство местных христианских могильников конца Х - начала XI вв. действительно сосредоточено на юге, по берегам Свислочи (в районе Менеска и Изяславля), тогда как севернее, в окрестностях Полоцка, Друцка, Витебска, всецело господствует языческая погребальная обрядность (Алексеев Л.В . Полоцкая земля (Очерки истории северной Белоруссии в IX–XIII вв.). М., 1966. С. 227). Ожесточенное сопротивление полочан насаждению христианства засвидетельствовано также здешним сказанием о некоем безымянном богатыре, «который разрушил множество церквей» (Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. СПб., 1893. Т. II. С. 424). Возможно, полоцкие кривичи, тяжело переживавшие недавний разгром Владимиром их племенного княжения, длительное время расценивали попытки привить им христианскую веру как политику духовного порабощения, усугублявшую их зависимость от Киева.

О раннем этапе христианизации Волго-Клязьминского междуречья повествует сравнительно большой корпус письменных памятников. Однако в основном это поздние источники сомнительного качества, обязанные своим возникновением стремлению книжников Владимиро-Суздальского и Московского княжеств создать собственную «священную историю».

В XII–XV вв. постепенно оформилось несколько самостоятельных традиций, каждая из которых опиралась на отдельный цикл сказаний, со своим главным героем. Одним из них был Добрыня, якобы ходивший с епископами «по Русской земле и до Ростова», «и учаше… веровати в единого Бога в Троице славимого, и научи и показа богоразумию и благочестию многих, и крести без числа людей, и многиа церкви воздвиже, и презвитеры и диаконы постави, и клиросы устрои, и уставы благочестне устави. И бысть радость велия в людех, и множашеся верующеи, и повсюду прославляшеся имя Христа Бога» (Никоновская летопись, под 991 г.).

Другим крестителем местных жителей почитался сам Владимир, который «ходи в Суздалскую землю, и тамо крести всех…» (там же, под 992 г.).

В Холмогорской летописи под 988 г. находим известие еще об одном крещении ростовцев и суздальцев. Здесь эта заслуга приписана легендарному епископу Федору, о котором сказано, что он «бысть первый епископ в Ростове и крести всю землю Ростовскую и Суздальскую»; с его именем также было связано предание о построении в Ростове великолепной дубовой церкви Успения Богородицы, простоявшей будто бы больше ста шестидесяти лет и уничтоженной пожаром около 1160 г.

Ряд летописей упоминают о миссионерской деятельности в Ростове князя Бориса (сына Владимира) и епископа Илариона, соперничавшего с Федором в праве считаться первым ростовским святителем и создателем Успенского храма.

Знаменательно, однако, то, что, несмотря на преизбыток крещений Ростово-Суздальской земли, в летописании так и не сложилось «канонического» рассказа о крещении жителей Ростова, подобного повестям о крещении киевлян и новгородцев, и, например, Ростовский (Хлебниковский) летописец, говоря об обращении своих соотечественников, почти дословно повторяет статью Повести временных лет под 988 г. о крещении киевлян.

Более того, бодрые заявления летописей о триумфальном шествии христианства по Ростово-Суздальской земле и «радости велией», царящей в сердцах туземцев, очень плохо вяжутся с мрачными оценками положения вещей в этом крае, имеющимися в житийной литературе. Составители житий первых ростовских чудотворцев - епископа Леонтия (60-е - начало 70-х гг. XI в.) и монаха Авраамия (XII в.?) - не скрывают, что их предшественники, епископы Федор и Иларион, весьма мало преуспели («ничтоже успе») в деле просвещения язычников и вскоре после прибытия в Ростов вынуждены были оставить кафедру по причине крайней враждебности местного населения: «не терпяще неверия и досаждения людей, избегоша».

То же противоречие наблюдаем в известиях о христианизации Муромской земли. Если Воскресенская и Никоновская летописи сообщают о крещении муромцев князем Владимиром (статья под 1471 г.), то Житие Константина Муромского говорит о полном провале христианской миссии, которую, согласно этому источнику, возглавил князь Глеб Владимирович. Получив от отца благословение на княжение в Муроме, Глеб «поиде… ко граду Мурому и став под градом, и в Муроме граде неверные люди многие исполчишася и укрепишася, и стояв под градом Муромом и отиде. И невернии людие князю Глебу не здашася, и благоверный князь Глеб тех неверных людей не одолев, от града Мурома отиде 12 поприщ и жит ту… в пределех муромских два лета», то есть до своей мученической кончины в 1015 г. Безусловно, именно такой прием и встречали христианские просветители Ростово-Суздальской и Муромской земель во времена Владимира.

«Сказание о построении града Ярославля»

Любопытным памятником, живописующим непростую обстановку, в которой приходилось действовать княжеской власти на этой окраине восточнославянского мира, является «Сказание о построении града Ярославля». В его основе лежит достаточно древнее предание, более или менее различимое сквозь поздние наслоения.

Из него мы узнаем, что некогда, неподалеку от места слияния Волги и Которосли, где суждено было возникнуть новому городу, было селище, называемое Медвежий угол. Живущие в нем язычники поклонялись Волосу, скотьему богу. В честь его было возведено святилище, при котором находился волхв, который поддерживал священный огонь и приносил идолу жертвы. Он также занимался прорицаниями и за это был весьма почитаем среди местных жителей. Однако, если с его стороны случался недогляд, и священный огонь гас, то волхва «люто истязали», после чего убивали и сжигали труп.

Жители Медвежьего угла помаленьку занимались скотоводством, однако основным их занятием был разбойный промысел на волжском торговом пути.

Так продолжалось до тех пор, пока в Ростов не приехал Ярослав (начало его ростовского княжения летописи датируют концом 80-х гг. Х в.). Желая положить конец грабежам, он нагрянул с дружиной в Медвежий угол. Язычники ополчились против него, но были разбиты, после чего «клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки ему даяти». Тем не менее они решительно воспротивились крещению, на котором настаивал Ярослав.

Князь ушел в Ростов, однако через какое-то время вернулся в Медвежий угол. Теперь, наряду с дружиной, его сопровождали епископ, священники, дьяконы и церковные мастера. На этот раз язычники не осмелились сами вступить в бой с княжеским войском, но выпустили на них из клети «люта зверя и псов». Храбрость Ярослава спасла его спутников: князь поразил секирой «лютого зверя» (речь, очевидно, идет о медведе - священном животном Велеса), а псы, струсив, убежали.

Растерявшиеся обитатели Медвежьего угла запросили пощады. На следующее утро Ярослав заложил рядом с их селищем город, который назвал «во свое имя» Ярославлем. На месте, окропленном святой водой, князь лично водрузил деревянный крест, ознаменовав начало строительства храма пророка Илии, так как его победа над «хищным и лютым зверем» состоялась в день памяти этого святого (20 июля). Новый город был заселен христианами, а к церкви Илии Пророка Ярослав приставил священников и дьяконов. Однако и после всего этого язычники продолжали упорствовать - «жили особо от горожан и поклонялись Волосу».

Их обращение произошло много позднее, в год, когда Ростовская область подверглась сильной засухе. Молитвы Волосу о дожде не помогали. Тогда священник Ильинской церкви спросил язычников, уверуют ли они, если заступничеством Пресвятой Богородицы и пророка Илии на землю изольется дождь. Те ответили утвердительно. В их присутствии был отслужен молебен, после которого небо заволокло тучами, и начался ливень. Потрясенные могуществом христианского Бога, жители Медвежьего угла сами сожгли идол Волоса и все поголовно крестились.

Само собой разумеется, что «Сказание…», даже с большими оговорками, не может быть отнесено к полноценным историческим свидетельствам. Но кое в чем оно, несомненно, отразило истину. Обращает на себя внимание политическая осторожность, если не сказать деликатность, в обхождении с язычниками, совершенно несвойственная действиям княжеской власти в других восточнославянских землях: хотя Ярослав и строит в Медвежьем углу крепость - оплот христианства, но вместе с тем он явно не склонен пускать в ход насильственные средства, вроде «низвержения кумиров» и т. п. Не менее показателен контраст между неустанной миссионерской заботой земных властей и конечной тщетностью их усилий, подчеркнутый концовкой «Сказания…», где главная роль в обращении идолопоклонников отведена чудесному вмешательству свыше. В этом позволительно видеть не просто характерный для церковных преданий сюжетный шаблон, а отложившееся в памяти русских людей устойчивое представление о трудностях, с которыми сталкивалась княжеская администрация при христианизации Ярославского Поволжья.

Материалы археологических раскопок показывают, что ингумационные захоронения появляются здесь в конце Х в., но их широкое распространение приходится на XI–XII столетия.

Приблизительно такими же темпами эволюционировала погребальная обрядность в земле вятичей. Сказать больше о проникновении христианства в Приокский бассейн в конце Х – начале XI в. невозможно из-за отсутствия в древнерусской литературе и фольклоре каких-либо известий на этот счет.

Миссионерство среди «языков»

Важно помнить, что миссионерская деятельность княжеской власти на окраинах в течение длительного времени была направлена на обращение главным образом славянского населения. Инородческие племена Русской земли вовлекались в этот процесс лишь там, где их ассимиляция протекала достаточно активно. В целом княжеская власть не проявляла особенной заинтересованности в христианизации финно-угорского мира, который пока еще оставался по преимуществу объектом внешней колонизации, обеспечивавшей приток военной добычи, рабов и т. д.

Порубежные кочевые народы и вовсе выпадали из поля зрения киевских просветителей и не только по причине нехватки миссионеров – сказывалась этническая неприязнь славян к враждебному населению Великой степи. Немецкий епископ Бруно Кверфуртский, отправившийся в начале XI в. проповедовать слово Божие печенегам и завернувший по дороге в Киев, был вынужден надолго задержаться при дворе Владимира, так как, по его словам, «государь Руси… в течение месяца удерживал меня против [моей] воли, как будто я по собственному почину хотел погубить себя, и постоянно убеждал меня не ходить к столь безумному народу, где, по его словам, я не обрел бы новых душ, но одну только смерть, да и то постыднейшую».

Бруно в конце концов все-таки настоял на своем. Владимир проводил его до южной границы Русской земли и там снова попытался отговорить полюбившегося ему немца от его безумного намерения: «именем Господа прошу тебя, не губи к моему позору своей молодой жизни». Впрочем, когда Бруно, «обратив в христианство примерно тридцать душ» (вероятно, знатных людей), вернулся в Киев, князь принял живейшее участие в устройстве новой Печенежской епархии. «Мы, - пишет Бруно, - посвятили в епископы одного из наших, которого затем государь [Владимир] вместе с сыном поместил в середине земли печенегов».

Церковный чин рукоположения в епископы предусматривает сослужение двух или трех архиереев, поэтому в поставлении главы Печенежской епископии должны были принять участие, помимо Бруно, еще два русских епископа.

Возможно, к этой странице русско-печенежских отношений относятся помещенные под 988 и 991 гг. сообщения Никоновской летописи о печенежских ханах Метигае и Кучюге, которые «прииде… к Володимеру, в Киев, и приат веру греческую, и крестися во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служаше Володимеру чистым сердцем, и много на поганых одоление показа».

Однако, если строго следовать духу текста, то и тут вполне очевидно, что крещение Метигая и Кучюга не было результатом предварительной миссионерской работы; своим переходом в христианство ханы просто закрепили служебные отношения с новым господином.

Итоги «крещения Руси» при князе Владимире

В итоге мы видим, что историческое явление, получившее в историографии название «крещение Руси», по своим географическим, этническим и социальным характеристикам предстает далеко не столь всеохватным, как это подразумевается. Историк должен поправить Иакова Мниха: Владимир не то чтобы крестил Русскую землю «из конца в конец», скорее при нем христианство было занесено во все концы Русской земли. «Володимер [землю] взора [вспахал] и умягчи рекше крещеньем просветив… а мы пожинаем ученье приемлюще книжное», - говорит летописец. Другими словами, в княжение Владимира был заложен фундамент христианской Руси, достаточно прочный, чтобы в будущем понести не колеблясь величественное здание русской цивилизации.

Вместе с тем рассматривать принятие Русью христианства в одном только местном, узконациональном аспекте – значит крайне обеднить (и, следовательно, исказить) историческое значение этого события, поскольку крещение Руси было лишь частью неизмеримо более широкого процесса христианизации варварских народов Европы, преимущественно германцев и славян, собственно и обеспечившего Христовой церкви всемирно-историческую победу. В Х столетии многовековой период распространения христианства in barbaros (среди варваров) подходил к концу. Языческие боги еще сохраняли свою власть над многими племенами и народцами, скрывавшимися в лесных дебрях и других труднодоступных местах на окраинах европейского севера и востока, но вожди последних крупных племенных объединений, претендовавших на государственное бытие, один за другим склонялись перед всепобеждающим Крестом. В 930-х гг. христианство окончательно укореняется в Чехии, благодаря святому князю Вячеславу (Вацлаву); в 960 г. польский князь Мешко I сдается на увещания своей чешской жены Домбровки и принимает крещение по римскому обряду; в 974 г. немецкие миссионеры обращают в христианство датского короля Харальда Синезубого; примерно тогда же крестится Геза Венгерский, а в середине 990-х гг. норвежский король Олав Трюггвасон познает в Царьграде истинного Бога.

Но только с крещением Русской земли европейский христианский мир приобрел более или менее законченное этногеографическое оформление, позволив наконец Европе заявить о себе как о едином культурно-цивилизационном целом.

9.02.2016 | 9763

Как выбрать саженец яблони в питомнике, чтобы не жалеть потраченный впустую денег? Вооружиться нашими рекомендациями!

Каждый садовод стремится обзавестись постепенно все новыми сортами кустарников и плодовых деревьев у себя на даче. Однако при выборе тех или иных саженцев очень легко запутаться и приобрести вовсе не то, что хотелось бы. К тому же, многих продавцов, увы, нельзя считать добросовестными и часто они продают пораженные болезнями кустики, путают сорта намеренно или специально. А в итоге дачник через несколько лет ухода за деревцем понимает, что выросло вовсе не то, что хотелось бы видеть на участке.

Знакомая ситуация? С таким сталкивались многие, поэтому сегодня мы рассмотрим, как правильно выбрать саженец яблони и не обзавестись ненужной покупкой.

Основные правила подбора

Когда сорт уже выбран и дачник мысленно знает, какой будет получен урожай, выбор перед ним предстает другой - грамотно подобрать посадочный материал. И здесь нужно отталкиваться от того уровня грунтовых вод , который преобладает на участке. Если они будут находиться ниже 3 метров , тогда можно подбирать любой подвой и яблони могут быть сильнорослые, полукарликовые и карликовые.

Если уровень грунтовых вод выше 2,5 метров , тогда для участка не подойдут семенные (они же сильнорослые) подвои, так как дерево в данном случае достигает до 8 метров в высоту (без формировки), а укореняться такому "гиганту" придется прямо в воду. В этом случае вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Снижением урожая;
  • Потерей зимостойкости и постепенным или даже полным вымерзанием;
  • Появлением большого количества болезней из-за ослабления дерева;
  • Увяданием кроны.

В конце концов, дерево просто погибнет, поэтому изначально следует подбирать те виды, которые не будут иметь сильно разветвленную, но неглубокую корневую систему.

Полукарликовые сорта очень хорошо подходят для таких участков, но в некоторых климатических условиях плохо развиваются. Так, для Подмосковья подходят лишь некоторые из них. Например, 54-118. Поэтому перед покупкой заранее постарайтесь наметить выбираемые виды и сорта заранее, чтобы точно приобрести то, что будет выгодно.

При расположенных близко грунтовых водах (более 1,5 метров ) подойдут лишь карликовые подвои, а так же появившийся не так давно колоновидный сорт .

Колоновидные яблони имеют поверхностную корневую систему, что одновременно является и достоинством, и недостатком, так как эти растения очень восприимчивы к промерзаемому грунту и большим морозам. Урожай они дают гораздо меньший по сравнению с первыми двумя видами подвоев, но зато их можно сажать достаточно плотно друг к другу (например, по схеме 1х1 м).

Требуют они и очень тщательного внимания со стороны садовода, а именно полива и постоянных подкормок, поэтому выбирать подобный посадочный материал не стоит, если вы не можете или не хотите проявлять за ними должного ухода.

Подбор по сроку плодоношения

Важно правильно выбирать саженцы яблони по сроку созревания сорта. Например, если осенняя яблоня предназначена для южного региона, в северных широтах плоды на ней не успеют полностью вызреть. К тому же, от места посадки всегда зависит и то, какими дополнительными качествами будет обладать дерево. Например, в южных широтах нет необходимости подбирать сорта с морозостойкими свойствами, а в средних и ближних к северу нет необходимости в том, чтобы они обладали повышенной устойчивостью к болезням, присущим югу.


По срокам созревания можно выделить 3 основных типа саженцев:

Летние яблони дают урожай в августе, поэтому сроки хранения обычно не превышают месяца. Эти виды обычно обладают отличными вкусовыми качествами. Самые распространенные сорта - Белый налив , Медуница и Грушовка , - могут подбираться для посадки в средних широтах;

Осенние яблони плодоносят с сентября, а сохранить фрукты возможно целыми на протяжении месяца. Коричное полосатое, Мельба, Боровинка - это самые известные представители;

Зимние яблони урожай дают в самом конце сентября или иногда начале октября. Такие яблоки отличаются самыми высокими сроками хранения (обычно до полугода) благодаря плотности плода и его вкусовым качествам. Такие типы подбирать стоит для местностей с жарким летом и теплой осенью. Известностью на данный момент обладают следующие виды сортов: Московское зимнее, Антоновка, Богатырь, Апорт, Уэлси .

На что обращать внимание при покупке?

Так как правильно подобранный саженец немаловажную роль играет для получения здорового и крепкого дерева, то основное внимание стоит уделить все же его состоянию.

В первую очередь обратите внимание на состояние корней приобретаемого растения, ведь они - это самая важная часть всего дерева. Поскольку они наименее всего защищены, в отличие от стеблей, то рассказать о качестве яблони они могут многое. Так, если они выглядят вялыми и пересохшими , значит, растения плохо хранились, а это не будет способствовать приживаемости купленного посадочного материала. Да и станет ли хороший продавец так относиться к своему товару? Значит, он недобросовестный, и лучше избегать приобретения у него каких-либо покупок.

Обратите так же внимание, оголены ли корни , убраны в почву, какую-либо влажную среду или хотя бы притенены. В первом случае лучше сразу поискать другого продавца, ведь корешки хорошего саженца всегда должны находиться в питательной и прохладной среде.

Кроме этого, хороший саженец всегда должен отвечать следующим требованиям.

Он должен быть районированным , то есть произрастать в той же широте, где покупается и иметь для этого все соответствующие признаки (такие, например, как морозостойкость, устойчивость к влиянию той или иной болезни и другое).

Штамб не должен иметь никаких повреждений и малейших ран, должен быть ровным и прямым.

Саженец должен быть качественно привит . Если веточки располагаются под прямым углом к основному стеблю и при этом имеют шипы, значит, перед вами дичок и приобретать его не стоит. Плоды у такого экземпляра будут мелкие, урожай маленьким, а вкусовые качества - плохими. Распознать не прижившуюся прививку можно еще по тому, что побег начинает расти прямо из подвоя.

Корни в разрезе должны обладать белым цветом - это значит, что они живые. Подмерзшие и засохшие будут бурого оттенка. Обратите внимание, насколько они разветвлены и достигают ли в размере до 30 см , ведь это напрямую говорит об отличной их приживаемости.

Корешки так же не должны быть подсушенными, и покупать такой саженец не стоит, особенно если продавец делает скидку. Это говорит лишь о желании сбыть залежавшийся некачественный товар.

Корни нужно внимательно осмотреть на наличие у них каких-либо неровностей , вздутий, а так же наростов, так как этот признак говорит о резвившемся у яблони корневом раке. Стебель, как и корни, обладать наростами не должен, даже если они расположены под корой. Конечно, некоторые бугристости могут встречаться. Чтобы убедиться, что растение здоровое. Под ней стебель должен обладать ярко-зеленым цветом .

Возраст посадочного материала играет немаловажную роль, ведь чем меньше он будет, тем лучшими свойствами приживаемости он обладает. Лучше всего, если ему исполнится не более 2 лет.

Определяется возраст просто: однолетние растения не имеют хорошо развитых ответвлений, двухлетняя яблонька будет обладать несколькими дополнительными ветвями, расположенными под разными углами.

Осторожно возьмите корень в одну руку, а другой рукой потяните легонько за штамб. Если он держится плотно , значит, с прививкой все в порядке, но если он отстанет от ствола, значит, она сгнила.

Корешки должны быть увлажненными, однако, не подгнившими. Так же проверяйте их эластичность , так как если они ломкие - это плохой признак.

Если вы хотите, чтобы саженец обладал лучшей приживаемостью, то подбирайте те экземпляры, которые продаются в контейнерах . Давно доказано, что если растение находилось в земле, то есть имело закрытую корневую систему, то имеется стопроцентный успех приживаемости после посадки.

Не стоит покупать саженцы, которые уже выпустили листочки , одним из самых важных правил. При посадке в землю они будут часто болеть и неизвестно, примутся ли вообще, поэтому лучше поискать экземпляры, почки на которых еще не распустились.

Здоровые саженцы: где найти?

Где купить саженец яблони? Некоторые дачники предпочитают не тратить время на его поиски и приобретают растения на рынках или даже на обочинах трасс. Но в таком случае предприимчивые мошенники спокойно могут выдать за другой сорт непригодное для выращивания в этой широте растение или вовсе дичок. А уж если при этом маленькое деревце будет заражено какой-либо вирусной болезнью, то уже через несколько лет она распространится на весь сад.

Постарайтесь приобретать любые виды, в том числе карликовые и полукарликовые, лишь в специальных питомниках . Там вам действительно продадут нужный тип яблони, который не только привит по всем правилам, но и прошел санитарный контроль.

Если вы хотите приобрести саженец на рынке, то обязательно поинтересуйтесь сертификатом, так как многие питомники в осенние и весенние периоды могут вывозить свою продукцию на продажу. Не покупайте ничего у тех людей, которые не могут подтвердить ничем качество продаваемого саженца, иначе вы получите кота в мешке.

  • Как выбирать и покупать саженцы плодовых деревьев.
  • Как выбирать саженцы смородины и крыжовника.
  • Как выбрать саженцы малины.

    Как здесь выбрать и купить хороший саженец?

  • Выбор саженцев плодовых деревьев — дело ответственное, т. к. выбирается многолетнее растение, которое вступит в плодоношение через 3 — 7 лет, а расти на участке может более 30 лет. Что бы не купить вместо желаемого сорта какой — то иной, либо слабый, плохого качества, зараженный возбудителями заболеваний и вредителями посадочный материал, нужно знать несколько нехитрых правил.

    Как выбирать и покупать саженцы плодовых деревьев

    При выборе и покупке саженцев очень важным моментом является возраст, мощность корневой системы, диаметр штамба, сколько боковых побегов на стволе и их длинна.

    Возраст. Прежде всего обращайте внимание на возраст саженцев. Многие начинающие садоводы выбирают наиболее рослые деревца в надежде, что они быстрее вырастут и быстрее начнут плодоносить. Но это не совсем правильно, таким образом можно купить растения трех а то и четырехлетнего возраста, которые не были проданы в прошлом сезоне.


    Такие экземпляры не только не начнут плодоносить раньше, но и будут отставать в развитии от более молодых растений. Все дело в том, что у взрослых саженцев уже образуется мощная корневая система и ее не возможно выкопать из земли не повредив.

    У трехлетних растений в земле остается не менее 80% корней, на которых находится большая часть всасывающих корешков — мочки. Оставшаяся часть корневой системы не в состоянии полноценно питать молодое деревце.

    Толщина штамба. При выборе саженца надо обращать внимание на толщину штамба. Есть даже определенные нормативы толщины ствола у саженцев:

    • Семечковые культуры не менее 12 мм.
    • Косточковые культуры не менее 15 мм.
    • Для слаборослых подвоев не менее 10 мм.

    Ветвление ствола . Для покупки лучше выбирать саженцы с ровным штамбом, без видимых повреждений и без множества боковых ветвей.

    Однолетки могут быть вообще без ветвления, особенно слаборослые подвои, а так же многие сорта слив и черешни. На двулетних саженцах должно быть три боковые ветви длинной 30 — 40 см.


    При покупке надо выбирать саженцы с хорошо развитой корневой системой.

    Корневая система. Самое пристальное внимание надо обратить на состояние корневой системы. Следует выбирать посадочный материал с хорошо развитой, мочковатой корневой системой. Длинна корней должна быть не меньше 25 — 30 см, они не должны быть сухими и иметь механические повреждения.

    Выбирайте и покупайте только молодые саженцы, имеющие здоровый вид. Без трещин на коре и без грибковых инфекций, с хорошо развитыми корнями. Лучше покупать районированные сорта, которые продаются в местных питомниках. Такие растения быстро приживутся и будут дольше плодоносить.

    Саженцы с закрытой корневой системой. В продажу в последние годы стали часто поступать саженцы с закрытой корневой системой — в контейнерах или мешковине. Выбрать растение с хорошими корнями в таком случае довольно сложно.

    Такие саженцы, как впрочем, и другой посадочный материал лучше покупать в сертифицированных питомниках или специализированных магазинах, где продается сертифицированный товар и к кому можно обратиться с претензией.


    При выборе саженцев в контейнерах, трудно оценить состояние корней.

    Если будете приобретать растение в контейнере, учитывайте, что их обычно выращивают в теплице и высаживать на участке их можно весной, когда минует угроза заморозков или ранней осенью.

    Какие бывают болезни саженцев.

    Иногда саженцы семечковых и косточковых пород бывают поражены корневым раком, или зобоватостью корней, вызываемыми бактериями. Бактерии выделяют токсины, вызывающие активное давление клеток, в результате которого на корнях и корневой шейке образуются наросты различной величины, плотной деревянистой консистенции.

    Так выглядит рак корней.

    Деревца с такими наростами хуже принимаются и часто гибнут, особенно в условиях сухого и жаркого климата. Покупать такие растения нельзя, они не только погибнут сами, но и заразят почву.

    Когда выбираете посадочный материал, обращайте внимание на кору растений. Иногда кора побегов, особенно у груши, из — за сильного поражения паршой растрескивается и сморщивается, что ослабляет растения.

    Типичные симптомы заболевания появляются на листьях (округлые черно — оливковые пятна), которые к моменту реализации, как правило удаляют. При покупке саженцев важно обращать внимание на засохшие однолетние побеги, причиной чего могли быть монилиальный ожог или сильное развитие кластероспориоза на косточковых породах.

    Молодые саженцы косточковых пород подвержены вертициллезному усыханию, при котором на поперечном срезе пораженной ветви хорошо заметно сплошное или прерывистое потемнение сосудов сердцевины. Лечение таких пораженных деревьев практически не возможно, через несколько лет они погибают.

    Из питомников южной зоны могут поступать саженцы груши пораженные буроватостью листьев, или энтомоспориозом (на листьях мелкие бурые некрозы, побеги змеевидно изгибаются и плохо развиваются).

    Как выбирать саженцы смородины и крыжовника

    Саженец крыжовника

    Выбирать посадочный материал крыжовника и смородины надо так же тщательно, как и саженцы плодовых деревьев. Покупать следует молодые растения, т. к. они хорошо приживаются и лучше растут.

    Прежде всего осмотрите корневую систему, она должна быть разветвленной, здоровой, имеющей много мелких корешков и длину 20 — 25 см. Надземная часть должна иметь одну — две ветви длиной от 30 до 40 см, с гладкой без трещин корой и живыми, здоровыми почками.

    Так как смородина при наличии полива легко приживается, ее продают с набухшими, распустившимися почками. Выбирая саженец вы должны убедиться, что почки нормально вытянутые, а не шарообразные (как при поражении смородинным почковым клещом — переносчиком вируса махровости), что возле почек и в трещинах коры нет яиц и личинок побеговой крыжовниковой и красносмородинной тлей, а так же щитовок (щитки серые, грушевидной формы, 3 — 4 мм, легко снимаются).

    Древесина на срезе должна быть светлой, без следов повреждения гусеницами стеклянниц (ходы — червоточины) или вертициллезом.

    Как выбрать саженцы малины

    Не стоит выбирать для покупки большие кусты малины с большим количеством побегов. Такие кусты стоят дорого, а приживаются плохо. Лучше приобретайте кустики с двумя — тремя вызревшими побегами средней толщины.

    Внимательно осмотрите корни, они должны быть хорошо развитыми, без признаков рака (деревянистые наросты на корнях и корневой шейке), без шелушения и некрозов кору. На корнях не должно быть признаков корневых гнилей на срезе.

    Не допускается пребывание корней саженцев малины на солнце, особенно в жаркую погоду. Корневая система малины гибнет в таких условиях в течении нескольких часов!

    Перед посадкой побег малины обрезают оставляя 30 см.

    Корни малины обязательно надо прикрывать мокрой тряпкой, а при первой же возможности прикапывать. Однако долгое пребывание мокрых корней в полиэтиленовых пакетах может быть так же губительным для них.

    Перед посадкой стебли малины обрезают оставляя 30 — 35 см. Поэтому нет смысла выбирать высокие саженцы.

    Нельзя покупать саженцы которые имеют признаки поражения грибными болезнями: дидимеллы, или пурпурная пятнистость, когда на побегах имеются красно — фиолетовые расплывчатые пятна. Они располагаются главным образом около места прикрепления листьев, а на побегах второго года жизни — растрескивание коры и серые пятна или поражение септориозом (серые, расплывчатые, малозаметные пятна, с черными точками — пикнидами, шелушение коры), или признаков антракноза (сероватые с пурпурным окаймлением язвы).

    Если на листьях и молодых побегах плодовых и ягодных культур увидите серовато — белый налет (это признаки мучнистой росы), такие саженцы также не следует приобретать.

    Как выбирать саженцы плодовых деревьев и ягодных кустов

    Как выбирать саженцы

    Выбор здорового саженца во многом определяет будущий успех в выращивании плодового дерева и ягодного куста. «От худого семени не жди доброго племени», — гласит народная мудрость. В маленьком деревце изначально заложены все качества взрослого растения: быстрота роста, устойчивость к болезням и неблагоприятным условиям, урожайность, внешний вид и вкус плодов, долговечность дерева и другие его особенности. (Обсуждаем проблему выбора саженца на форуме )

    Здоровый саженец должен соответствовать следующим требованиям:

      Приобретаемый саженец должен быть районированным ,

      Покупать саженцы лучше в специальных питомниках, а не вдоль дорог и на рынках, чтобы не было сомнений в сорте.

      Корни здорового саженца должны быть свежими, неподсушенными, неподмороженными, желательно не короче 30 см. Чем больше длинных и разветвленных корней, тем лучше приживется дерево.

      На разрезе корни должны иметь белый цвет (если цвет среза бурый — корень подмерз или засох).

      При выборе саженца нужно внимательно осмотреть корни, нет ли на них вздутий и наростов, что свидетельствует о корневом раке саженца.

      Штамб (ствол) саженца должен быть прямой, без ран и повреждений коры.

    Приобретенные саженцы нужно хранить в защищенном от солнца и ветра месте, чтобы корни не пересыхали и не обветривались.

    Листья лучше сразу аккуратно (не повреждая пазушной почки) оборвать, чтобы предотвратить испарение влаги.

    При транспортировке саженцы с открытой корневой системой необходимо уложить так, чтобы они не получили механических повреждений (в результате трения) и не сломались.

    Корни можно переложить влажным мхом или мешковиной и обернуть все в несколько слоев бумаги.

    Если саженцы не могут быть сразу высажены на постоянное место, их можно временно прикопать на любой грядке.

    Если корни саженца все-таки подсохли, их можно на сутки опустить в ведро с водой.

    Если подсушена даже надземная часть деревца (кора ветвей и штамба сморщенная), в воду на 1-2 суток погружают саженец целиком, пока кора не приобретет нормальный вид (кора гладкая, блестящая).

    Некоторые опытные садоводы рекомендуют концы всех самых толстых корней подрезать так, чтобы плоскость среза была направлена к дну посадочной ямы. Делать это нужно острым садовым ножом, т. к. срез от секатора менее выражен и слегка сминает ткани. В местах срезов образуются новые ткани — каллюс, на котором, в свою очередь, появляются новые корешки. Если место среза измочалено и смято при неправильной обрезке, на таких корнях каллюс не образуется и они загнивают.

    Меньше хлопот со сроками посадки и приживаемостью доставляют саженцы с закрытой корневой системой, т. е. которые продаются растущими в некой емкости. Они несколько дороже, зато успех при их посадке практически стопроцентный. Некоторые недобросовестные продавцы предлагают саженцы с якобы закрытой корневой системой, высадив их в горшки незадолго до вашего прихода. Проверить, сколько времени растение провело в земле, можно аккуратно взяв за нижнюю часть стволика (у самой поверхности земли) и приподняв его. Если саженец поднимается без нарушения земляного кома вместе с горшком, значит он обитает там уже долгое время (нередко корни давно растущего в ограниченной емкости растения «вылезают» сквозь дренажные отверстия на дне). Только что прикопанный саженец не держится за почву так крепко и легко выскользнет из земли. Растения с закрытой корневой системой высаживают аккуратно, не нарушая земляного кома.

    Если осенью сроки посадки были пропущены, необходимо прикопать саженцы на зиму. Для этого на самом высоком месте участка (где не застаивается вода и не будет скапливаться холодный воздух) выкапывают канавку (см. рисунок). Северную стенку канавы делают более отвесной высотой 50-60 см, почти вертикальной, южную — пологой. Саженцы укладывают в канавку кроной к югу (чтобы не было солнечных ожогов), присыпают корни рыхлой землей или песком, основательно поливают для уплотнения почвы, при необходимости, добавляют еще земли. При наступлении морозов вс растение присыпают землей, оставив торчать лишь кончики веток саженца. Для защиты от мышей всё укрывают лапником. Весной прикопанные саженцы высаживают в подготовленные ямы пока не распустились почки.

    Как правильно посадить дерево или куст?

    Правила удачного сада

    Саженцы плодовых деревьев когда лучше сажать весной или осенью чем подкормить

    Пересадка для растения — травматическая операция, которую лучше производить в период естественного покоя, тогда она происходит практически «под наркозом». Особенно это относится к саженцам с оголенными корнями.

    Большинство плодовых деревьев лучше высаживать на постоянное место после завершения вегетационных процессов — осенью . Ориентировочно, это месяц до промерзания верхнего слоя почвы. Некоторые деревья лучше сажать весной. Давайте подробнее поговорим о сроках высадки саженцев плодовых деревьев, как удобрять и правильно за ними ухаживать.

    • Как выбрать саженец для посадки в Подмосковье и других регионах
      • Выбираем саженец в контейнере
      • Как не ошибиться
    • Правила посадки саженца на садовом участке в разное время года?
      • Подготовительные мероприятия
      • Подготовки посадочной ямы
      • Корневая шейка — это где?
    • Заключение

    Когда лучше сажать плодовые деревья — весной или осенью?

    Определить, что дерево готово к пересадке, очень просто. Основной критерий — дерево сбросило половину листьев . Им руководствуются при посадке зимостойких сортов груш и яблонь, а также всех ягодных кустов.

    Корни кустов и деревьев не имеют периода покоя, продолжают расти и зимой. Оптимальная температура для укоренения +4оС и выше. Учитывая, что земля промерзает не так скоро, рост корней продолжается почти без зимнего перерыва.

    Сорта яблонь и груш с недостаточной морозоустойчивостью, а также все косточковые (вишню, черешню, сливу, абрикос и персик), лучше высаживать весной. Причем, необходимо это сделать как можно раньше — пока еще не ушла влага и не распустились почки.

    Посадка саженцев плодовых деревьев весной

    В любом случае, посадочные ямы готовят заранее — для весенней посадки, например, с осени (август — сентябрь). Крайний минимальный срок для подготовки ям — 2 недели .

    Как выбрать саженец для посадки в Подмосковье и других регионах

    Чтобы не выбросить деньги на ветер и вырастить действительно урожайное фруктовое дерево, к выбору саженца следует подойти с пониманием и ответственно.

    Выбираем саженец с открытой корневой системой

    Саженцы плодовых деревьев лучше всего приобретать в питомнике

  • Прежде всего, Сорт должен быть районированным .
  • Чтобы повысить вероятность покупки желаемого сорта, Приобретайте их в специализированном питомнике , а не «с рук» у дороги.
  • Корни должны быть не короче 25 сантиметров , свежие и неповрежденные. Чем больше разветвленных тонких корешков, тем выше вероятность успеха.
  • На корнях не должно быть никаких наростов — это симптом корневого рака. Срез корня должен быть белым.
  • Внимательно Осмотрите ствол на предмет повреждений коры.
  • При покупке саженца с листьями, аккуратно оборвите их — саженец не будет терять влагу.

    Корни оберните влажной мешковиной или газетами в несколько слоев. Если саженец таки подсох, погружаете его в воду на сутки-двое, пока кора не вернет себе свежий вид.

    Можно перед самой посадкой обработать корни стимуляторами (Корневин или Гетероауксин) по инструкции.

    Особенно проследите, чтобы корни не были измочалены. Эти участки наверняка загниют — их необходимо аккуратно удалить до здоровой части.

    Выбираем саженец в контейнере

    Такой посадочный материал дороже. Если его правильно выбрать, можно высаживать в любое удобное для вас время. Приживаемость гарантирована…

    Как не ошибиться

    Проще всего проверить, как давно растет деревце в посудине, — аккуратно поднять растение за прикорневую часть. Если земляной ком вынимается вместе с корнями, нужно покупать — саженец «живет» в контейнере долго.

    Саженцы плодовых деревьев выращенные в контейнере

    Дополнительно поможет вам убедиться в правильности выбора Корешок, проросший через отверстие в донышке контейнера .

    Выбирая контейнерный саженец, из двух — берите более молодой по возрасту. Его корни наверняка не обрезаны перед посадкой в горшок для продажи.

    Дерево устанавливают в подготовленную посадочную яму, не нарушая целостность кома земли. Поливают и засыпают подготовленной почвосмесью без заглубления саженца.

    Правила посадки саженца на садовом участке в разное время года?

    Выбор места для посадки плодового дерева — его производят раз и навсегда, от этого выбора зависит успех или разочарование. Если место окажется непригодным для плодового дерева, через несколько лет исправить ошибку уже будет невозможно.

    Выбираете для посадки солнечное место, защищенное от ветра . Близкое расположение грунтовых вод недопустимо — дерево может успешно развиваться лет 5-7, а когда его корни достигнут водоносного пласта — оно погибнет от загнивания. В таком возрасте пересадить дерево уже невероятно сложно.

    Подготовительные мероприятия

    Даже выбор почвы не столь критическое условие для посадки плодового дерева. Путем улучшения структуры грунта и правильных подкормок практически любой участок пригоден для садоводства.

    Подготовки посадочной ямы

    Даже в случае плодородного чернозема, Необходимо посадку дерева начать с подготовки посадочной ямы . Ее необходимо выкопать хотя-бы за месяц до посадки саженца. За это время вскопанная земля успеет слежаться. Это фактор необычайной важности — не возникнет проблем с правильным заглублением корневой шейки саженца.

    Корневая шейка — это где?

    Определяем глубину посадки саженца

    Нелишним будет уточнить, что такое эта “корневая шейка”. Часто, неопытные садоводы за корневую шейку принимают место прививки, и в результате заглубляют саженец на лишних 10 сантиметров. На самом деле, Это участок, где ствол переходит в корень . На этом месте темная окраска корня переходит в более светлую кору штамба.

    Самая распространенная ошибка — посадка в свежую яму. Собственно говоря, не в самой яме дело. Пока земля не просядет, очень сложно правильно заглубить корневую шейку саженца. Известно, что что ее нельзя ни заглублять, ни оголять — развиваться дерево нормально не сможет в обоих случаях.

    После посадки саженец не должен испытывать недостаток питательных веществ, хотя-бы до тех пор, пока не приживется. На этом этапе очень часто из лучших побуждений садоводы “перекармливают” саженцы удобрениями.

    Особо опасно для молодых растений добавлять в яму свежую органику и слишком большое количество минеральных удобрений . Эти две крайности действуют одинаково угнетающе на почвенные микроорганизмы, а именно они помогают корням саженца усваивать питательные вещества из почвы и воздуха.

  • Для кондиционного саженца 1-2 летнего возраста необходимо Выкопать яму размером примерно 80х80 сантиметров и такой же глубины. В процессе копания ямы верхний более плодородный слой складываете отдельно от нижнего. Все камни и корни многолетних сорняков убираете. Дно ямы необходимо перекопать на штык лопаты.
  • На дно ямы для улучшения водного баланса желательно Насыпать прошлогодних листьев, домового мусора, древесной золы . Это будет не только хороший дренаж, но и отличная дополнительная подкормка дереву.
  • В яму добавляете 2 ведра компоста или перегноя , причем поступают следующим образом.
  • Одно ведро смешивают с более плодородной землей верхнего слоя и насыпают на дно ямы. На этот холмик устанавливаете саженец, Расправляете его корни и засыпаете вторую часть компоста непосредственно на корни. При этом потряхиваете саженец, чтобы не оставалось воздушных пустот, не заполненных почвой.
  • Хорошо поливаю Т (минимум, 2 ведра воды).
  • Яму засыпают доверху . Для этого используют только верхний плодородный слой.
  • Из нижнего слоя земли Образуют корневую лунку вокруг приствольного круга.
  • Поливают еще раз в образованную лунку и Засыпают ее мульчей (торф, прелые опилки, листва, щепа), это не только сохранит воду, но и не даст образоваться плотной корке.
  • При посадке корневую шейку лучше заглубить недостаточно. Этот вариант легко исправить, подсыпав земли в приствольный круг.

    Схема посадки фруктовых деревьев и кустарников

    Плотность посадки деревьев зависит не только от вида, но и от :

    • Типа корневого подвоя саженца,
    • Способа дальнейшей формировки,
    • Особенностей планировки участка.

    Самая распространенная ошибка начинающих садоводов, слишком плотная посадка . Очень тяжело в прутиках саженцев-однолеток разглядеть деревья минимум 2,5 метровой высоты через 10 лет. Рекомендуемая схема посадки кустарников и деревьев приведена ниже.

    План посадок плодово-ягодных деревьев на даче

    Саженцы яблонь и груш на сильнорослых подвоях располагают на расстоянии 5 метров, среднерослых — 3.5-4 метров, карликовых — 2,5-3 метра . Колоновидные формы можно высаживать даже через 0,5 метра в ряду.

    Не меньшее расстояние следует закладывать при посадке саженцев около дома, особенно это относится к высокорослым формам плодовых, а особенно Внимательно отнеситесь к месту расположения грецкого ореха — со временем это будет 10-метровое раскидистое дерево.

    Чтобы рационально использовать площадь между саженцами, посадите пока между рядами кусты смородины (через 10 лет ее все равно придется выкорчевать — куст состарится) или садовую землянику.

    Уход за только что посаженным деревом в весенне-осенний период

    После посадки молодого деревца кроме того что нужно подкормить саженец, за ним должен быть надлежащий последующий уход. Первое время после посадки больше всего саженцы нуждаются в поливе. Среди опытных садоводов старой школы есть мнение, что саженцы нуждаются в поливах в течение 2 лет, даже если прижились они успешно. Поливать нужно даже посаженные осенью деревья до самых морозов . Только тогда дерево вырастет крепким и здоровым.

    Как ни велико желание попробовать урожай с молодого дерева, первые цветы необходимо удалить. Особенно это относится к первому году после посадки, иначе дерево отдаст все силы на первые несколько плодов, а корневую систему и развитую крону отрастить не сможет.

    Кроме поливов молодое дерево требует профилактических мероприятий для защиты от вредителей и грибковых болезней . Не обходите их вниманием во время каждой обработки сада. Потеря ветвей и листьев от нашествия вредителей или какой-либо болезни может оказаться критической для молодого дерева.

    Подготовка молодых деревьев к зиме включает:

    • Мульчирование приствольного круга,
    • Побелка штамба для профилактики солнечных и морозных зимних ожогов,
    • Защиты от грызунов и зайцев.

    Защита молодых деревьев от грызунов и зайцев

    Мульчирующий слой обязательно должен укрывать приствольный круг не только в летний период для сохранения влаги в зоне корней. Особенно необходима мульча в осенне-зимний период. Даже в условиях Средней полосы и Подмосковья, корни саженца дерева или кустарника могут пострадать от вымерзания , особенно если снеговой покров незначительный.

    Удобрения и подкормка для плодового дерева

    Хорошо заправленная посадочная яма обеспечивает питание посаженного деревца в течение 2 лет. Практически, оно нуждается только в поливах.

    Подкормки сада проводятся по устоявшемуся правилу :

  • Весной — азотные и органические удобрения,
  • Осенью — калийные и фосфорные.
  • Внесение удобрений обычно производят в приствольные круги рано весной (1) или осенью (2).

    В прикорневую зону удобрения вносят из расчета на 1 сотку сада :

    • Органические 300-500 кг (раз в 2-3 года),
    • Неорганические N:P:K в пропорциях 1,5:1:0,6 (в перерасчете на кг химически чистого вещества).

    Удобрять плодовые деревья следует весной и осенью

    Кроме корневых подкормок садоводы часто практикуют листовые. Используют при этом, так называемые, “баковые смеси” — совместные растворы химических препаратов, например, против вредителей и комплекс листовых подкормок.

    Листовые подкормки, в отличие от корневых, оказывают действие практически мгновенно. Через поверхность листьев они впитываются садовым растением уже через 4 часа. Особенно активно этот процесс протекает на нижней стороне листа.

    Еще один “плюс” такой обработки — расход удобрений минимальный. Например, для азотных подкормок готовят раствор 1 столовая ложка селитры на 1 ведро воды.

    Единственное неудобство, нельзя обрабатывать непосредственно перед дождем.

    Еще один важный момент, любыми удобрениями сад лучше “недокормить”…

    Заключение

    Оптимальный срок посадки плодовых деревьев зависит от множества факторов:

    • От климатических условий вашего региона.
    • От зимостойкости саженца.
    • От типа саженца — контейнерный или с “голым корнем”.

    Чтобы не запутаться, у садоводов Украины есть старинное правило, которое тем более обязательно для более холодных регионов — все косточковые садят весной, семечковые — осенью.