Электрощиток

Икона Преподобный Феодор Студит. Преп

Икона Преподобный Феодор Студит. Преп
(0759 )
  • Константинополь , Византийская империя

Фео́дор Студи́т (Феодор Студийский ; греч. Θεόδωρος ο Στουδίτης ; -) - византийский монах, аскет, церковный деятель и писатель. Канонизирован в лике преподобных . Дни памяти: 26 января (8 февраля) и 11 (24) ноября .

Биография

Сын чиновника, родственник святого Романа Сладкопевца , Феодор получил хорошее образование под руководством матери; под влиянием дяди Платона , игумена монастыря Саккудион, 22 лет от роду постригся в этом монастыре; молодая жена его Анна также приняла монашество .

Ещё при жизни Платона Феодор стал игуменом и стал известен как аскет и проповедник. В 798 году он переселился со своими учениками в Студийский монастырь , сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества; Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии.

Феодор отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни. Считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI , хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Феодора. Он был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель (797). Когда возник вопрос о прощении отрешённого от сана священника, повенчавшего Константина, Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов , где пробыл два года (809-811).

Он был занесён на Русь в 1065 году киево-печерским игуменом, преподобным Феодосием; «от того же монастыря приняли», по словам летописи, «все монастыри устав». Период наиболее плодотворной, колонизационной и просветительной деятельности русских монастырей совпадает со временем господства Студийского устава.

Главным памятником литературной деятельности Феодора, где всего яснее сказались его взгляды на жизнь, являются проповеди . Они были собраны в двух «Катехизисах» - Большом и Малом. Систематичнее Большой, но он был мало известен и пока издан лишь отчасти; Малый же Катехизис , состоящий из 134 поучений к братии, пользовался большой известностью. Источниками для автора являются Священное Писание и жизненный опыт; главной темой служат идеалы аскетической добродетели, деятельной, не созерцательной; но фон для каждой почти проповеди новый.

Малый Катехизис был одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Из отдельных слов особенно выдаются надгробные речи в память матери и игумена Платона. Не менее ценной является обширная переписка Феодора; издано пока около 550 писем. Многие из них весьма важны для истории церковно-политических вопросов VIII-IX в. Переписка Феодора вскрывает пламенную любовь его к свободе церкви и ревность к поддержанию церковного единства Востока и Запада.

Феодор являлся врагом византийского цезарепапизма и защитником первенства римской церкви, как главного оплота против иконоборцев. Из поэтических произведений Феодора изданы лишь каноны «На воздвижение св. Креста» и «На поклонение св. иконам», употребительные доселе в богослужении, а также 18 гимнов в честь различных отцов и святителей церкви. Всего более известны эпиграммы Феодора - краткие стихотворения ямбического размера (всего 123) на различные темы из монастырского обихода.

Сочинения

Сочинения Феодора, вместе с двумя его греческими биографиями, изданы в Греческой Патрологии Миня, т. 99. К этому изданию появились существенные дополнения. Cozza-Luzi издал впервые 277 писем в «Nova Bibliotheca Patrum» (т. VIII , Рим , 1871); в IX т. того же издания (1888) впервые появились греческий текст Малого Катехизиса и отчасти Большого. Лучшее издание Малого Катехизиса принадлежит Anoray (Пар., 1891). Эпиграммы и три редакции устава изданы в Патрологии, а гимны у Pitra, «Analecta sacra» (Пар., 1876). На русском языке появились «Творения преп. Ф. Студита» (изд. спб. дух. академии, СПб., 1867-69). Отдельно вышли «Огласительные поучения» (

Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.

В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741-775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору - ревностному обличителю иконоборческой ереси.

Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество.

Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля), дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе. Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников - Феодора с братьями Иосифом и Евфимием - к иноческой жизни в пустыне. Братья с благодарностью приняли указание опытного в духовной жизни родственника.

Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа. Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон.

Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах. Он строго хранил пост, каждый день исповедовался у своего духовного отца - старца Платона, открывая ему все дела и помыслы, тщательно исполнял его советы и наставления. Ежедневно Феодор уделял время духовным размышлениям, предстоял Богу с душой, не замутненной никаким житейским попечением, совершая как бы некое тайное служение Ему. Преподобный Феодор неопустительно читал Священное Писание и святоотеческие творения, среди которых наиболее близки были ему творения святителя Василия Великого.

Через несколько лет иноческой жизни, по настоянию духовного отца. преподобный Феодор принял сан пресвитера. Когда блаженный Платон ушёл на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря. Склоняясь перед желанием своего духовника, преподобный Феодор принял это избрание, но с ним возложил на себя еще большие подвиги. Братию он вразумлял примером своей добродетельной жизни, а также сердечными отеческими поучениями.

Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780-797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлений о христианском браке. Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь. Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора "пламенным учителем Церкви".

Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.

Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но Преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью.

Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай всё переносили с молитвой и благодарением Господу. В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу - царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершённых злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер.

Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал им хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов "во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси" - преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.

В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: "Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу".

Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, от нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику - преподобному Феодору Студиту.

26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.

Сын чиновника, родственник св. Романа Сладкопевца, Феодор получил хорошее образование под руководством матери; под влиянием дяди Платона, игумена мон. Саккудион, 22 лет от роду постригся в этом монастыре; молодая жена его Анна также приняла монашество.

Игумен и аскет

Ещё при жизни Платона Феодор стал игуменом и стал известен как аскет и проповедник. В 798 г. он переселился со своими учениками в Студийский монастырь, сделавшийся под его руководством светочем тогдашнего монашества; Студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Феодор дал Студию строгий устав, требовавший полного общежития и личного труда братии.

неизвестен , Public Domain

Считая долгом пастыря и монаха идти против всякого беззакония в церковных делах, он выступил против незаконного с канонической точки зрения развода и нового брака императора Константина VI, хотя этот брак был одобрен патриархом и возводил на престол родственницу Феодора. Он был подвергнут истязаниям и изгнан, но скоро по смерти Константина вернулся в свою обитель (797). Когда возник вопрос о прощении отрешенного от сана священника, повенчавшего Константина, Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809–811).

Против иконоборчества

По смерти императора Никифора I, Феодор опять торжественно вернулся в свой монастырь. Не прошло и трёх лет, как ему пришлось вступить в новую борьбу: возобновилось иконоборчество. Когда император Лев V Армянин созывал собор против почитания икон, Феодор сказал ему:

«не нарушай мира Церкви; Бог поставил в церкви иных апостолами, других пастырями и учителями, но не упомянул о царях; оставь церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошёл с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его».

Феодор видел в иконоборстве нарушение свободы церкви, а с догматической стороны усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы, против воли Его, пославшего Авгарю Свой нерукотворный образ. Феодор не был догматиком оригинальным и глубоким, как его предшественник по защите икон, Иоанн Дамаскин; но он был первым борцом современного ему православия.

неизвестен , Public Domain

За устроенный им с иконами Феодор был заключён и сослан; биография, составленная двумя поколениями позже, много говорит о его мучениях и скитаниях. В темнице Феодор продолжал борьбу, апеллируя к патриархам, прежде всего к папе, которому «Христос вручил ключи веры». Новый император прекратил преследования. Феодор встречен был народом как мученик и чудотворец; но монастыря ему император не вернул. В скитаниях он скончался в 826 г., окруженный учениками. Через два года он был канонизован, и на соборе 842 г., когда восторжествовали студиты, его имя было прославлено в числе первых.

Влияние и наследие

Среди современников Феодор пользовался громадным влиянием; завещание его ежегодно читалось во время службы в Студийском монастыре. Для потомства Феодор является одним из главных учителей аскетизма и апологетом иконопочитания.

Главное теоретическое сочинение Феодора - три книги «Опровержений» (Antirrhetica), из коих первые две написаны в форме диалога между православным и еретиком, третья же излагает учение о видимом образе Христа в форме опровержения, по пунктам, доводов, представленных иконоборцами. Устав, данный Фёдором Студийскому монастырю, не был, по-видимому, записан им самим и в первоначальном своём виде до нас не дошёл. Скоро после смерти Феодора, кем-то из братии было составлено «Изображение установления (то есть порядков) обители Студийской».


неизвестен , Public Domain

К началу XI в. существовал уже полный устав, подробно регулировавший жизнь монахов, с определением епитимий за различные проступки. Этот устав получил громадное распространение; например в монастырях Южной Италии, некогда греческих, сохранилось до 9 различных редакций, носящих имя Студийского устава. Для Востока, особенно для Руси, Студийский устав, в редакции Алексия Студита (патриарха Константинопольского) (XI в.), имел такое же значение, как для Запада устав св. Бенедикта.

На Руси

Он был занесён на Русь в 1065 г. киево-печерским игуменом, пр. Феодосием; «от того же монастыря приняли», по словам летописи, «все монастыри устав».


неизвестен , Public Domain

Период наиболее плодотворной, колонизационной и просветительной деятельности русских монастырей совпадает со временем господства Студийского устава.

Проповеди

Главным памятником литературной деятельности Феодора, где всего яснее сказались его взгляды на жизнь, являются проповеди . Они были собраны в двух «Катехизисах» - Большом и Малом. Систематичнее Большой, но он был мало известен и пока издан лишь отчасти; Малый же Катехизис, состоящий из 134 поучений к братии, пользовался большой известностью. Источниками для автора являются св. Писание и жизненный опыт; главной темой служат идеалы аскетической добродетели, деятельной, не созерцательной; но фон для каждой почти проповеди новый. Ф. отзывался на все главные вопросы текущей политической и общественной жизни.

Малый Катехизис был одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Из отдельных слов особенно выдаются надгробные речи в память матери и игумена Платона. Не менее ценной является обширная переписка Феодора; издано пока около 550 писем. Многие из них весьма важны для истории церковно-политических вопросов VIII-IX в. Переписка Ф. вскрывает пламенную любовь его к свободе церкви и ревность к поддержанию церковного единства Востока и Запада.

Феодор является врагом византийского цезарепапизма и защитником первенства римской церкви, как главного оплота против иконоборцев. Из поэтических произведений Феодора изданы лишь каноны «На воздвижение св. Креста» и «На поклонение св. иконам», употребительные доселе в богослужении, а также 18 гимнов в честь различных отцов и святителей церкви. Всего более известны эпиграммы Феодора - краткие стихотворения ямбического размера (всего 123) на различные темы из монастырского обихода.

Фотогалерея

Полезная информация

Фео́дор Студи́т (759-826)
греч. Θεόδωρος ο Στουδίτης

Память

Сочинения

Сочинения Феодора, вместе с двумя его греческими биографиями, изданы в Греческой Патрологии Миня, т. 99. К этому изданию появились существенные дополнения. Cozza-Luzi издал впервые 277 писем в «Nova Bibliotheca Patrum» (т. VIII, Рим, 1871); в IX т. того же издания (1888) впервые появились греческий текст Малого Катехизиса и отчасти Большого.

Лучшее издание Малого Катехизиса принадлежит Anoray (Пар., 1891). Эпиграммы и три редакции устава изданы в Патрологии, а гимны у Pitra, «Analecta sacra» (Пар., 1876).

На русском языке появились «Творения преп. Ф. Студита» (изд. спб. дух. академии, СПб., 1867-69). Отдельно вышли «Огласительные поучения» (Москва, 1853); много выдержек в «Воскресном Чтении» (Киев, 1842, 45, 47 слл.).

Молитвы

Тропарь преподобнаго Феодора Студита

Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ монашествующих богодухновенное удобрение,/ Феодоре премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобнаго Феодора Студита

Постническое и равноангельное житие твое/ страдальческими уяснил еси подвиги/ и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре./ С ними Христу Богу моляся// не престай о всех нас.

Молитвы при болезнях желудка, грыжы

О, святый Феодоре, исповедник Православия, закона Божия ревнитель, наставник правой веры, помози нам и призри на нас, с верою и усердием прибегающих к тебе! От царей иконоборцев за почитание святых икон оковы, изгнание, заточение претерпел ты, преподобный, и множество тяжких ран и жестоких ударов, от которых и болезнь нестерпимую получил.
Великий и досточудный Феодоре, до конца в скорбех претерпевый, и нам, обуреваемым напастями и треволнениями житейскими, подай крепость душевную и телесную для борьбы с бедами и для одоления страстей и козней вражиих.
Моли о нас Милосердаго Господа, верный раб Божий, Феодоре, да избавит Он нас от ожесточения и хладности сердечной, и дарует нам кротость, безгневие, незлобие, смирение и любовь. Видя помощь Твою, прославим мы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и тебя, благодетеля нашего, возблагодарим, с благоговением почитая память твою.
О, всехвальне, преподобие Феодоре, учением и песнями своими церковь Божию напоивший и обрадовавший, и нас, ослепленных умом от соблазнов и суеты мира сего, просвети познанием истины и избавь от заблуждений и сомнений, чтобы не сообразоваться нам веку сему.
О, угодниче Христов, Феодоре, получивший от Бога благодать исцеления недугующих, а наипаче страждущих желудком, уврачуй и нас, одержимых различными недугами и исцели болящих желудком и подай нам здравие, бодрость и мир душевный.
Не отрини нас, притекающих к тебе, но заступи и помози нам. Предстательствуй за нас пред Спасителем нашим, внемли мольбам нашим и исполни прошения наши, да тобою укрепляемы, в трудах и добрых делах совершим мы течение жизни нашей и сподобимся войти в Царствие Небесное, да вместе с тобою, восхвалим и прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу: помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю: не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя: поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Преподобному Феодору Студиту.

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2:

Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Феодор Студит

Преподобный исповедник Феодор, игумен Студийский, и брат его Иосиф, епископ Солунский, были детьми благородных и богатых родителей, живших в Константинополе. Когда Феодору минуло 22 года, он посвятил себя иноческой жизни, склонив к ней и супругу свою Анну. Вместе со своим дядей Романом он подвизался в уединенном месте близ Константинополя. Вскоре Феодор был поставлен в игумены константинопольского Студийского монастыря, основанного в 461 г. вельможей Студием. Собрав в монастырь иноков, преподобный дал им строгий устав, который под именем «Студийского» соблюдается православной церковью до сих пор. Феодор обличал отвергавшего почитание икон и преследовавшего их почитателей императора Льва Армянина, за что был сослан в заточение. Пересылаемый из одной темницы в другую, терпящий страшные истязания, Феодор продолжал обличать иконоборческую ересь посредством писем. В 826 г. мученик скончался. В 845 г. святые мощи его перенесены в Студийский монастырь. Святому Феодору написано много канонов. Память его празднуется 11 ноября; 26 января – перенесение мощей его. Брат святого Феодора, преподобный Иосиф, тоже страдал от иконоборцев и скончался в 830 г. в Студийском монастыре. Святым братьям Феодору и Иосифу приписывается составление «Триоди постной», употребляемой при богослужении Великим постом. Мощи святых почивают в Студийском монастыре в одном гробу.

Молитва преподобному Феодору Студиту

О, священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Феодоре, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак. Глас 2

Постническое и равноангельское житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и Ангелом совсельник, Богоблаженне, явился еси, Феодоре. С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.

Тропарь преподобному. Глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светилъниче, монашествующих Богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, ученьми твоими вся прсветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному. Глас 2

Чистотою душевною Божественно вооружився и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробоя еси бесовская ополчения, Феодоре, моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному

Ублажаем тя, преподобие отче Феодоре, и чтем святую память твою, наставниче монахов и собеседниче Ангелов.

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

4. Православное богословие образов: Теодор Студит и Никифор Феодор Студит (759-826) был одним из главных преобразователей восточнохристианского монашеского движения. В 798 г. он оказался во главе Константинопольского монастыря, основанного в свое время Студием. Монастырь

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

Феодор Студит Феодор в IX в. являл собою как образец строгой монашеской жизни, так и идеолога ригористской монашеской партии, игравшей решающую роль в судьбах византийского христианского мира.В предыдущей главе обсуждался вклад Феодора в богословие образов как аспекта

Из книги Добротолюбие. Том IV автора Коринфский Святитель Макарий

СХИМОНАХ ФЕОДОР Жизнь схимонаха Феодора представляет пример неустанного стремления к нравственному совершенствованию среди постоянной борьбы и множества испытаний.Он родился в 1756 г. в городе Карачеве Орловской губении. Его отец был из купеческого звания, мать из

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

Святой преподобный Феодор Студит

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР Предлежащее умозрительное слово достойно занять место в ряду других аскетических писаний, по мудрому истолкованию внутренних явлений в нашей духовной жизни. и выводу изт, того подобающих уроков для подвизающихся.Кто был автор сего слова неизвестно. В

Из книги Полемические сочинения против монофизитов автора Иерусалимский Леонтий

СВЯТЫЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР СТУДИТ ОЧЕРК ЖИЗНИ СВ. ФЕОДОРА СТУДИТАЖизнь написана монахом Михаилом. См. в patrologiae graecae Migne - t. 99. - Здесь - извлечениеСв. Феодор, сын высокородных и сановитых родителей (отец его заведывал сбором царских податей), воспитан был в добром

Из книги Творения автора Константинопольская Кассия

Св. Феодор Студит (Т. А. Сенина (монахиня Кассия))

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Св. Феодор Студит. Письмо св. Платону Студиту о почитании икон Мы утешаем самих себя, когда говорим со священною главою нашею. Ибо что утешительнее для сына, как не беседовать с отцом, особенно же с таким отцом, и столь великим, добродетель коего прославляют многие

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Св. Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев (фрагменты) Наступает время говорить, а не молчать всякому, кто сколько–нибудь оказывается в состоянии, так как возникла некоторая ересь, восстающая на истину и пустословием внушающая страх душам неутвержденных.

Из книги Православная энциклопедия автора Луковкина Аурика

Феодор Абу-Курра

Из книги автора

Св. Феодор Студит, письмо к св. Кассии И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице. Правда, это не похоже на бывших прежде, ибо мы, нынешние, и мужчины и

Из книги автора

Преподобный Феодор Студит, его церковно-общественная и богословско-литературная деятельность. Исторический очерк Преп. Феодор Студит принадлежал к числу самых замечательных деятелей Православия в VIII и IX веках. Студитом он назван по имени знаменитого в Византии

Из книги автора

Глава четвертая Преподобный Феодор Студит как организатор монастырского общежительного строя Один из древних биографов преп. Феодора, оценивая историческое значение его деятельности и подвигов, говорит, что этот великий отец особенно «приятен и полезен» для тех, кои

Из книги автора

Преподобный Феодор Студит Нравственно-аскетические творения: Великое оглашение Великое оглашение Преподобного отца нашего и исповедника Феодора, игумена Студийского монастыря, Огласительные слова к его

Из книги автора

Поучение 3-е. Преподобный Феодор Студит (Честна пред Господом смерть преподобных Его) I. Преп. Феодор Студит, память коего ныне, жил в VIII веке, когда в греческой империи господствовало гонение на почитателей св. икон, возбужденное императором Константином Копронимом. Как

Из книги автора

Феодор Студит Преподобный исповедник Феодор, игумен Студийский, и брат его Иосиф, епископ Солунский, были детьми благородных и богатых родителей, живших в Константинополе. Когда Феодору минуло 22 года, он посвятил себя иноческой жизни, склонив к ней и супругу свою Анну.