Электрощиток

Черчение для новичков. «Чертеж плоской детали»

Черчение для новичков. «Чертеж плоской детали»
  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Черчение – на первый взгляд сложный и совершенно непонятный предмет с такими же сложными и непонятными чертежами. Но это только на первый взгляд. Достаточно выполнения трех-четырех работ и многое станет понятным и простым. Напомню, все чертежи выполняются простым карандашом (также тушью, но это намного сложнее) на листах А3 (420 на 297 мм); а все размеры указываются в миллиметрах.

Итак, у нас есть желание чертить; либо его нет, но преподаватели в ваших учебных заведениях уже дали задание, которое придется выполнить. С чего начнем? Для начала, конечно, нам нужны чертежные инструменты. Нам понадобится: Несколько разных простых карандашей (хотя бы один твердый и один мягкий), набор линеек, циркуль, ластик и, собственно, листы формата А3. Как отличить твердый карандаш от мягкого и чем они различаются, да и зачем вообще несколько карандашей? Твердый карандаш оставляет за собой тонкую линию, которая легко стирается. Мягкий же оставляет за собой более толстую линию, которую сложнее вытереть. Именно поэтому сначала чертеж выполняется твердым и потом обводится мягким карандашами.

Теперь пару слов о циркуле: не скупитесь и купите хороший циркуль. При выборе инструмента обращайте внимание на: массу (чем тяжелее, тем лучше), материал (желательно выбрать металлический), количество сменных грифелей (опять же должны быть твердый и мягкий грифели), остроту иголки (в моем циркуле острая игла, но если Вы не хотите дырявить бумагу, возьмите с затупленной иглой). Давайте разберемся, почему же не стоит покупать самый дешевый циркуль. Одна из основных причин – качество инструмента, вряд ли пластмассовый циркуль выдержит несколько падений. Ну а тяжесть циркуля нам нужна для того, чтобы инструмент не «ездил» по бумаге и не скользил по ней. При желании можно также купить различные лекало, книги с теорией и другие инструменты на Ваш выбор.

Далее, нам нужно выбрать рабочее место. Помещение должно освещаться естественным светом, либо хорошим искусственным. С выбором стола не все так сложно: подойдет обычный письменный стол. Конечно, есть специальные столы для черчения, на которых рабочая поверхность располагается под определенным углом, на которых есть специальные места для инструментов. Но такие столы отнюдь недешевы и большого смысла их покупки для любителей нет.
Теперь можно приступать непосредственно к работе. Расположите инструменты так, чтобы они были под рукой, но в тоже время абсолютно не мешали Вам. Это значительно сократит время выполнения чертежа. Совет студентам и школьникам: не откладывайте работу на последние день-два. Будучи абсолютным новичком, на свой первый чертеж (состоящий всего из трехсот девяти букв) я потратил четыре дня, а общее время выполнения составило около 15-16 часов. В то время как сейчас я потрачу на тот же чертеж 1-2 часа. Все дело в практике: чем больше и чаще чертишь, тем меньше времени уйдет на выполнение работы.

Итак, любой чертеж (кроме титульного листа) начинается с двух вещей: рамки и штампа (в титульном штамп не нужен). Рамка нужна для того, чтобы ограничить рабочую поверхность с целью использования пространства вне рамки для некоторых нужд (например, с левой стороны два и более чертежа могут сшиваться между собой, без рамки это могло бы испортить важную часть чертежа). Размеры рамки: сверху, снизу, справа – 5 мм, слева – 20мм. Штамп – поле для заполнения основных надписей, таких как: разработчик, проверяющий, дата, подпись, название, количество листов, масса и многое другое. Штамп располагают в правом нижнем углу, вплотную к рамке. А вот его размеры бывают трех видов: 55 на 185 мм, 40 на 185 мм и 15 на 185 мм – всё зависит от типа выполняемой работы.

Только теперь можно приступать непосредственно к работе. Что получится в итоге – зависит только от Вас. Но помните: даже минимальная ошибка в 1-2 мм может привести к искривлению и нечитабельности всего чертежа. Удачи в начинаниях!

14.08.2017 / от https://сайт/best/wp-content/uploads/2017/08/CHerchenie-dlya-novichkov-2.jpg 553 1000 DeSigner https://сайт/art/wp-content/uploads/2017/05/aero2.png DeSigner 2017-08-14 09:05:11 2017-08-14 09:05:11 Черчение для новичков. Основы и первые шаги + несколько советов.

И т. д.) докумен-ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со-став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

Для того чтобы изготовить детали и собрать из них сборочную единицу, необходимо тщательно разработать конструкторскую документацию. Она должна однозначно определять, что должно быть изготовлено: наименование изделия, величина, форма, внешний вид, материалы, способы изготовления и др. Конструкторская документация должна обеспечить идентичность одноименных изделий при их изготовлении и в случае необходимости - их взаимозаменяемость.

Чертежи, схемы и другие конструкторские документы выполняют по единым правилам и нормам, установленным государственными стандартами - . Государственные стандарты сведены в единую систему конструкторской документации (ЕСКД).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД ) - комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями, предприятиями и учебными заведениями. ЕСКД учитывает рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО), постоянной комиссии по стандартизации.

Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех отраслей промышленности, проектных организаций, научных учреждений и т. д. Все чертежи должны выполняться в соответствии со стандартами ЕСКД, отличаться четким и аккуратным оформлением.

Стандарт имеет буквенное и цифровое обозначение.

Форматы

Чертежи выполняют на листах бумаги определен-ного размера, называемых форматами .

Размеры формата и его обозначения установлены (рис. 1, 2).

Рис. 1. Вертикальные форматы


Рис. 2. Горизонтальные форматы

Площадь формата А0 примерно равна 1 м 2 . Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата А0 на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. На уроках черчения используют , размеры ко-торого равны 210 x 297 мм. Размер формата А4 (210х297) принят за единицу измерения остальных форматов.

В таблице 1 представлены размеры форматов:

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

А0

841 × 1189

А1

594 × 841

А2

420 × 594

А3

297 × 420

А4

210 × 297

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу. Проводят её сплошной толстой основной линией. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки принимают равными - 5 мм. С левой стороны для подшивки и брошюровки чертежей оставляют полосу шириной 20 мм (рис. 3). Это облегчает их хранение, создаёт другие удобства.


Рис. 3. Оформление формата

Основная надпись чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.

В правом нижнем углу распола-гается основная надпись чертежа, содержащая сведения об изображённом изделии. В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой (рис. 4).

Рис. 4. Расположение рамки и основной надписи на чертеже.

ГОСТ 2.104—68 устанавлива-ет форму и размеры основной надписи. На учебных школьных чертежах основную надпись выполняют в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Каждая графа надписи имеет определенные размеры. В основной надписи указывают название изображенной детали, материал, из которого она сделана, масштаб, кто чертил, кто проверил чертеж, когда выполнена работа (дата), название школы, класс и номер чертежа.

Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 5.


Рис. 5. Основная надпись учебного чертежа

Каждый чертёжно-графический документ необходимо выполнять технически грамотно и графически чётко. Чертёж должен соответствовать требованиям стандартов, и содержать все подробно описанные сведения, необходимые для изготовления деталей.

Рабочая тетрадь

Введение в предмет черчения

История возникновения графических способов изображений и чертежа

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана ІV.

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

Разновидности графических изображений

Задание: подпишите названия изображений.

Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

Задание 1

Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Примеры выполнения работы

Тестовые задания к графической работе №1



Вариант №1.

1. Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)



Типы шрифтов:

Размеры шрифтов:

Практические задания:

Расчеты параметров чертежных шрифтов

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Карточки – задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Геометрические построения

Деление окружности на 5 и 10 частей

Деление окружности на 4 и 8 частей

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

Деление отрезка на 9 частей

Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:

Вариант №1

Вариант №2

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».

Указания к работе

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

Закрепление материала

Вариант №1 Вариант №2

Закрепление материала

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

Вариант №3 Вариант №4

Закрепление материала

Работа по карточкам

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Овал -

Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба (D) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D4, который будет равен радиусу дуги R.

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4.

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R1, которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление материала

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

1. Что называется эскизом ?

Закрепление материала

Задания для упражнений

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

Примечание:

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.

Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.


Задание на логическое мышление

Тема «Оформление чертежей»

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

Ребус

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

1. В переводе с французского языка «вид спереди».

2. Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

3. Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

4. Геометрическое тело.

5. Чертежный инструмент.

6. В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

7. Геометрическое тело.

8. Наука о графических изображениях.

9. Единица измерения.

10. В переводе с греческого языка «двойное измерение».

11. В переводе с французского языка «вид сбоку».

12. На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

Технический словарь черчения

Термин Определение термина или понятия
Аксонометрия
Алгоритм
Анализ геометрической формы предмета
Бобышка
Буртик
Вал
Вершина
Вид
Вид главный
Вид дополнительный
Вид местный
Винт
Втулка
Габарит
Гайка
Галтель
Геометрическое тело
Горизонталь
Готовальня
Грань
Деление окружности
Деление отрезка
Диаметр
ЕСКД
Инструменты чертежные
Калька
Карандаш
Компоновка чертежа
Конструирование
Контур
Конус
Кривые лекальные
Кривые циркульные
Лекало
Линейки
Линия – выноска
Линия выносная
Линия перехода
Линия размерная
Линия сплошная
Линия штриховая
Линия штрихпунктирная
Лыска
Масштаб
Метод Монжа
Многогранник
Многоугольник
Моделирование
Надпись основная
Нанесение размеров
Обводка чертежа
Обрыв
Овал
Овоид
Окружность
Окружность в аксонометрической проекции
Орнамент
Оси аксонометрические
Ось вращения
Ось проекций
Ось симметрии
Отверстие
Паз
Паз шпоночный
Параллелепипед
Пирамида
Плоскость проекций
Призма
Проекции аксонометрические
Проекция
Проекция изометрическая прямоугольная
Проекция фронтальная диметрическая косоугольная
Проецирование
Проточка
Развертка
Размер
Размеры габаритные
Размеры конструктивные
Размеры координирующие
Размеры элемента детали
Разрыв
Рамка чертежа
Ребро
Рисунок технический
Симметрия
Сопряжение
Стандарт
Стандартизация
Стрелки
Схема
Тор
Точка сопряжения
Транспортир
Угольники
Упрощения и условности
Фаска
Форматы чертежей
Фронталь
Центр проецирования
Центр сопряжения
Цилиндр
Циркуль
Чертеж
Чертеж рабочий
Черчение
Число размерное
Чтение чертежа
Шайба
Шар
Шлиц
Шраффировка
Шрифт
Штриховка Штриховка в аксонометрии
Эллипс
Эскиз

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черчения
Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

В российских школах черчение вводится в курс обязательного изучения уже с 7 класса. На первых уроках ребята изучают основные правила, знакомятся с различными графическими способами передачи объекта на поверхность чистого листа и выполняют несложные чертежи. Этот урок характерно воздействует на мышление подростка, расширяет его кругозор и внимание. В будущем, основы черчения обязательно пригодятся при желании стать профессиональным инженером, архитектором, конструктором, строителем, дизайнером или специалистом любой другой технической профессии.

С чего начинается черчение?

Черчение для начинающих изучается с простых материалов, которые являются основой и порождают навык умения производить точный чертеж, согласно заданным параметрам. На первом этапе необходимо научится выполнять самые элементарные задания, связанные с делением прямых линий на равные части. Также к данной науке относится детальное изучение разномасштабных геометрических фигур и узоров симметричного типа. Чтобы выполнять чертеж на «отлично», нужны не только знания, но и точное зрение, а также удобные специальные инструменты для произведения чертежа.

Более сложный уровень черчения начинается на втором этапе изучения данного предмета. Его основой является умение в точности изображать топографические и географические карты, с максимально точным соблюдением масштаба, цветовых условий и специальных знаков. Такое сложное черчение, как правило, изучается в специализированных учебных заведениях, при выбранной специальности, требующей умений и навыков в этой сфере.

Чтобы соответствовать современным требованиям выбранной специальности, которая предусматривает обязательные знания данной науки, многие молодые люди интересуются возможностью изучения предмета самостоятельно. Как правило, такая проблема возникает при желании отучиться на техническую профессию, где умение правильно рисовать чертежи, схемы и эскизы просто необходимо!

Основной целью обучения черчению для начинающих является закрепление или получение знаний в области данного предмета, которые в свое время были получены на по черчению.

Навыки чертежного мастерства можно получить несколькими способами:

    Платные курсы по черчению;

    Индивидуальные занятия с профессиональным репетитором по данному предмету;

    Самостоятельное изучение черчения с помощью компьютерных программ. В интернете также есть специальные сайты для начального изучения предмета, поэтому каждый желающий пользователь может без привлечения педагога, изучить черчение для начинающих в комфортном для себя режиме.