Электрооборудование

Клумбы из плетеной лозы. Как сохранить красоту любимых цветников: делаем ограждения для клумб своими руками из подручных материалов

Клумбы из плетеной лозы. Как сохранить красоту любимых цветников: делаем ограждения для клумб своими руками из подручных материалов

Жизненный путь – штука сложная. Он изобилует успехами, неудачами и неожиданными поворотами. И высока вероятность, что, когда вы будете брести по этой дороге, вашим “попутчиком” станет кризис личности. Сейчас, читая об этом, вы наверняка представляете его как огромного монстра, которого не обойти и не побороть. Но вспомните слова великого Фридриха Ницше: “То, что не убивает нас, делает нас сильнее”. Оказывается, ваш кризис может быть вам полезен!

Но как и чем, спросите вы? Об этом мы и поговорим.

Что такое кризис?

Кризис – это столкновение между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между той, кто ты есть сейчас и той, кем ты могла бы стать. То, что раньше было хорошим и эффективным, более таковым не является. Поставленные цели не достигаются старыми средствами, а новых еще нет. Очень часто в кризисе находят свое проявление скрытые конфликты и нестыковки.

Психологические кризисы личности отличаются тем, что в такие условия помещается человек – он больше не может вести себя по-старому, его поведение больше не приносит нужных ему результатов. Именно поэтому, попадая в кризис, вы чаще всего испытываете ощущение тупика и пытаетесь найти из него выход. А выход все не находится…

Кризис также переживается многими людьми как период тревог, страхов, неопределенности, иногда пустоты, бессмысленности существования, остановки в пути – каждый человек придумывает свою метафору. Вот что отмечают разные люди, говоря о своих переживаниях и ощущениях во время кризиса:

  • “Я будто бы застывала одна в каком-то пространстве и не шевелилась”.
  • “Никого не было рядом, и было ощущение, что мне никто не поможет, а весь мир вокруг рушится”.
  • “Я испытывала дрожь, слабость, тяжесть, напряжение и скованность”.
  • “Это было похоже на погружение – оно охватывало меня целиком, и я никуда не могла от него спрятаться”.
  • “Я как будто бы находилась в прозрачном воздушном шаре, и невидимая пленка отделяла меня от других людей”.
  • “Я очень хотела, чтобы кто-то другой мне помог”.
  • “Мне ничего не хотелось, вообще ничего!”.
  • “Мне казалось, что весь мир будто бы замкнулся вокруг меня и вот-вот раздавит”.
  • “Я была истощена, и у меня ни на что не хватало сил”.
  • “Моя жизнь больше не принадлежала мне, я уже не была ее “автором”.
  • “Время внутри меня будто остановилось, а снаружи что-то происходило и происходило…”.
  • “Я хотела как можно быстрее найти выход из этой непроглядной тьмы”.

Все это о нем, о психологическом кризисе. По отдельности слова каждой из женщин ничего не значат и могут означать все что угодно, однако все вместе они составляют картину личностного кризиса. Согласитесь, тяжелая и неприятная выходит картина. Все-таки не случайно это состояние является одной из наиболее частых причин обращения к психологу.

Какие бывают кризисы?

Их вообще-то много. На самом деле кризисы в развитии личности бывают трех видов: возрастной кризис, ситуативный кризис и непосредственно личностный. Как правило, когда люди говорят: “У меня кризис!”, то речь идет о третьем варианте. Но мы рассмотрим все – чтобы знать, когда ждать и набираться и терпения, а когда – спрашивать совета у подруг или искать выход в литературных источниках.

Итак, возрастные кризисы. Это вообще фактически норма жизни. Они бывают практически у каждого человека, причем в более или менее одинаковом формате. Возрастной кризис – это когда человек уже чего-то хочет, а среда ему еще этого не дает. Таких кризисов достаточно много, и возникают они почти с младенчества. Детские кризисы бывают в конце первого года, в три года, в семь лет и в течение всего подросткового возраста. Они все связаны с обретением ребенком независимости и новых навыков. Например, в три года ребенок уже хочет одеваться сам, но мама ему пока не разрешает, так как на это уходит слишком много времени. И ребенок начинает бузить. В данной ситуации маме необходимо принять взросление ребенка и специально выкраивать время для того, чтобы ребенок сам одевался – иначе он никогда не научится это делать, и его взросление приостановится.

Больший интерес для нас представляют возрастные кризисы взрослой жизни. Первый такой кризис – это 17-18 лет. В этот период происходит первая встреча со взрослостью. Человек начинает самоопределяться и ищет свое место в мире. Второй кризис возникает на промежутке от 30 до 40 лет – так называемый кризис середины жизни. Человек окидывает взглядом свою жизнь и отвечает для себя на вопрос: все ли я сделал, что хотел? Следующий кризис – предпенсионный – случается в 50-60 лет и связан с выходом на пенсию и сменой динамичного образа жизни на более спокойный. И последний возрастной кризис – это кризис конца жизни – у всех случается в разном возрасте. Он связан с общей оценкой прожитой жизни – положительной или отрицательной.

Другой тип психологических кризисов – ситуативные кризисы. У них есть своя вполне осознаваемая человеком причина. Например, хочется мужа – и богатого, и доброго, и заботливого, и умного, и веселого – в общем, и рыбку съесть, и на сосну взобраться. Но все вместе не получается, и женщина оказываетесь один на один с этим “не получается”. Или, например, вы хотите и карьеру успеть построить, и очаг идеальный создать, а времени и сил на все не хватает. Все эти “тупики” вполне прозрачны. Все, что вам нужно – расставить приоритеты, развернуться и выйти вон из этой западни. Ну, может быть немного порасстраиваетесь, но жить с этим вполне возможно.

И последний тип – собственно личностные кризисы. Именно они отличаются сложностью и сумбурностью переживаний,именно из них вам так сложно бывает найти выход. У них могут быть абсолютно разные причины. Все мы знаем о кризисах, связанных с печальными событиями: горе, утрата, одиночество, ощущение бессмысленности. Но немногие знают о том, что кризисные переживания могут быть вызваны чем-то по сути радостным – рождением ребенка, свадьбой или долгожданным повышением. Итог всегда один: человек чувствует, что внутри что-то изменилось, и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера. Он становится другим. Об этих кризисах и пойдет речь далее.

Что вас ожидает: этапы переживания

Слава богу, кризис личности развивается постепенно, так как никто не выдержит такой внезапно свалившейся тяжести. Есть ряд этапов, которые проходит человек, и можете обрадоваться – кризис всегда заканчивается выходом. Просто для каждого этот выход свой. Сильная и здоровая личность всегда способна найти вариант, который ей подойдет. А ведь вы являетесь именно такой личностью?

Итак, этапы переживания кризиса:

1. Этап погружения. Как правило, в самом начале кризиса человека беспокоят неприятные ощущения в теле. Но вы еще не понимаете, что у вас личностный кризис – вы просто плохо себя чувствуете. Вы напряжены и скованны, испытываете чувство слабости и тяжесть. Поскольку что-то надо делать, вы делаете, но эти телодвижения весьма суетливы и бессмысленны.

Ваши мысли напоминают вязкую кашу, и вы бесконечно долго ее пережевываете. Когда вы думаете о чем-то одном, это сразу же вытаскивает из вашей памяти еще более неприятную мысль. Вы уязвимы и ничем не защищены от этих и других неприятных чувств. Это похоже на огромную черную яму, и вы в нее проваливаетесь. Это и есть первый этап кризиса.

2. Этап тупика. Он сопровождается чувством одиночества и отсутствия поддержки. Вы погружаетесь в мысли и бесконечный самоанализ – перебираете события, задаете себе вопросы о причинах кризиса и не можете найти ответов. Однако ваши мысли и чувства больше не сцеплены в один неприятный комок – они все больше переживаются вами по отдельности.

Ваше прошлое больше не помогает, вам страшно быть “здесь и сейчас”, и вы постепенно начинаете строить прогнозы на будущее. Ощущение истощения и отсутствия сил пронизывают вас. Вы понимаете, что помощь извне не придет, и у вас все больше и больше нарастает желание найти выход из этого тупика. Но уходить от этих чувств нельзя – их обязательно надо переживать, и тогда впервые появляется свет в конце тоннеля.

3. Этап перелома. На фоне полного морального упадка вы начинаете выводить себя из пространства кризиса. Сначала этот выход проявляется буквально – вы прячетесь под одеялом и отгораживаетесь от всего – а потом и психологически. Как будто бы есть “вы” и “вы в кризисе. Ваше сознание освобождается от старых неработающих мыслей и установок. Кризисные переживания все реже и реже посещают вас, и всегда по одиночке. Происходит перестройка личности и возникает готовность к новому опыту.

Мир вокруг вас как будто бы заново открывается, и вы находитесь в гармонии с ним. Вы свободны и ощущаете легкость в своем теле. Вас не покидает жажда новых ощущений и впечатлений – иногда вам даже хочется сорваться и пуститься в путешествие. У вас наконец-то появляются свои желания, и вы чувствуете силы и возможности для их удовлетворения. Ощущение счастья не покидает вас, и вы наконец-то можете сказать самой себе: “Я сделала это! Я пережила личностный кризис!”

К сожалению, кризис не всегда заканчивается так радужно – иногда происходит наоборот. К плохим вариантам развития событий психологи относят нервно-психические и психосоматические расстройства, суицид, уход от общества, посттравматический стресс, различные преступления, алкогольную или иную другую зависимость и т.д…

Как мы видим, кризис не просто испытывает личность на прочность – он может ее и разрушить.

Как пережить кризис?

Прочитав все, что написано, вы, наверное, ужаснулись при мысли о том, что вам придется пережить. Но не стоит сильно волноваться. Личностный кризис может настигнуть не каждого, и если с вами это случилось – радуйтесь, поскольку это означает очень высокий уровень психического развития. Ну а если нет – тогда тем более радуйтесь, ведь мы уже отметили, что это одно из самых тяжелых и неприятных состояний в жизни.

К глубочайшему сожалению, выход из кризиса нельзя обойти или ускорить. Запомните – кризис надо пережить, и только тогда появиться возможность выхода. “И что, нельзя по-другому? Наверное, существует какое-нибудь волшебное психологическое средство?” – с надеждой спросите вы. И мы вынуждены будем вас огорчить: “Нет, не существует”. Волшебных средств действительно нет. Но есть ваша личность и ваши собственные ресурсы. Их использовать вам сам бог велел.

Итак, как облегчить себе проживание кризиса?

1. Найдите поддержку. Да-да, вы не ослышались. Как бы вам не хотелось иногда отстраниться от этого мира, поддержка и сочувствие будут вам очень кстати. Даже в кризисе вы остаетесь человеком, которому необходимы общение, любовь и забота, так не лучше ли их получить от человека, который в курсе происходящего? Это могут быть близкая подруга, ваш супруг, дальний родственник или даже случайный человек на каком-нибудь форуме. Главное – он должен быть вам симпатичен и приятен, а также искренне заинтересован в происходящем с вами. Договоритесь о том, что вы будете делиться с ним самым сокровенным и важным для вас. Необходимо чтобы он слушал вас и не осуждал. Ваше общение должно быть честным, и залогом этого является искреннее выражение чувств.
2. Заведите личный дневник. Записывайте туда все то, что касается важных для вас событий, переживаний, телесных ощущений, мыслей и отношения к происходящему, а также те образы и метафоры, которые всплывают у вас в голове. Ведение дневника поможет вам лучше осознавать, что с вами происходит, а также отделять одно переживание от другого. Через эти записи вы как бы разделите с другим свои переживания.
3. Найдите внутреннюю опору. Мир вокруг вас рушится, все переворачивается с ног на голову, и, чтобы это пережить, вам необходимо найти островок стабильности в этом мире хаоса. Таким островком стабильности и опорой может быть ваша убежденность в справедливости мира, в его доброжелательности и правильном устройстве. Вы представляете из себя важную частичку этого мира и можете контролировать свою жизнь. Подобные установки позволяют переживать отчаяние и одиночество, не разрушаясь, сохраняя веру в будущее. Благодаря им ваша жизнь вновь обретает смысл, основанный на опыте всего человечества.
4. Переживайте все, что с вами происходит. Не убегайте никуда, осознавайте свои чувства. Отделяйте их друг от друга и распутывайте этот ком отчаяния. Погружайтесь в них – все это бесценный опыт, без которого вы не сможете стать той, кем вы можете стать. На это вам потребуются все ваши усилия и ресурсы.
5. Не сдавайтесь, будьте стойкой. Особенно в те моменты, когда хочется сбежать, улететь на другую планету или просто отключиться. Держитесь! В этом ваша сила. Когда будет совсем худо, опирайтесь на важных для вас людей и на ваш дневник. Кстати, потом будет интересно перечитать все то, что с вами происходило в этот темный период вашей жизни.
6. Будьте готовы к неожиданным открытиям. Например, что вы совсем не такая добрая, как вы думали о себе. Или что вам иногда бывает настолько лень чем-то заниматься, что вы можете упустить из виду нечто особенное. Важно не просто делать эти открытия, а принимать их для себя. Постепенно к вам придет осознание, что мир не черно-белый – в нем есть серый и еще куча цветов и промежуточных оттенков. Видеть их – это принимать вещи такими, какие они есть.
7. Поймайте ритм своей жизни. Не секрет, что у каждой из нас есть свой собственный ритм существования. Во время кризиса он сбивается, и вам необходимо его восстановить. Есть три способа, которыми можно воспользоваться. Первый – это присоединение к природным ритмам (мерцание огня, шум льющейся воды, звук дождя), второй – к механическим (звук колес в поезде, тиканье часов), а третий – это включение в ритмы, создаваемые другими людьми (ритмичное пение, танцы, хороводы, песни и пляски).
8. Поговорите с людьми, уже пережившими личностный кризис. Во-первых, это подарит вам ощущение того, что вы не одна на этой планете (ведь именно одиночества мы зачастую больше всего боимся), а, во-вторых, чужой опыт будет вам полезен в плане открытия новых средств переживания кризиса. Каждый человек уникален и, приспосабливаясь к трудной ситуации, изобретает что-то свое. А вдруг его “свое” будет полезно и вам? Попробовать не мешает.
9. Пробуйте новое. Прямо продолжение предыдущего пункта! А если серьезно, то новое надо пробовать тогда, когда вы будете к этому готовы. Если вы решите прыгнуть с парашютом в состоянии тупика – ваше состояние может ухудшиться. Прислушивайтесь к себе, и, если чувствуете внутри маленькие потребности в новых ощущениях и глобальных переменах – не забудьте их удовлетворить.
10. Помните о том, что кризис конечен. Иногда на вас может накатить безысходность. Вам будет казаться, что конца и края не видно всему черному омуту, затянувшему вас. В эти минуты не забывайте о том, что конец обязательно будет, и он будет хорошим. Все зависит только от вас. Сохраняйте в себе оптимизм даже в самые трудные минуты.

Это все, что вы хотели узнать о кризисе личности, но боялись спросить. Ну, может и не боялись, но теперь так или иначе вы все знаете. Самое главное, что следует запомнить – кризис переживаем и конечен, и его итогом является ваша новая, блестящая и зрелая личность.

Личностный кризис похож на прорезывание зубов: больно, трудно, можно попытаться облегчить, но пропустить этот период (например, доставая зубы из десны специальным аппаратом) нельзя. И именно благодаря прорезавшимся зубам вы наконец сможете кусать и жевать.

Также и с личностью – пройдя через кризис, вы приобретете новый опыт, может быть, даже какие-то знания и навыки. После кризиса многие ситуации, казавшиеся вам трудными, будут восприниматься как элементарные: “И из-за этого я переживала?!” Вообще, в глобальном смысле, кризис – это добро и польза. Так что не бойтесь, дерзайте, и все у вас получится!

Вторая глава нашей работы будет посвящена основным видам кризиса личности. В психологической науке представлены различные подходы и взгляды на понимание сущности кризисных явлений и их типологизации. На наш взгляд, все кризисы личности, которые встречаются на жизненном пути, можно разделить на две большие группы, а именно «Кризисы материального и социального «Я» » и «Кризисы духовного «Я» »

Кризисы материального и социального «Я» мы рассмотрим через:

· профессиональные кризисы

А кризисы духовного «Я» мы будем рассматривать через:

· критически смысловые кризисы

· жизненные кризисы

По силе воздействия на психику можно условно выделить три ступени кризиса: этажное, углубленной и глубокое.

· Этажный кризис проявляется в росте беспокойства, тревоги, раздражения, несдержанности, недовольства собой, своими действиями, планами, взаимоотношениями с окружающими. Чувствуется растерянность, напряженность ожидания злополучного развития событий. Возникает безразличие ко всему, что волновало, теряются некогда устойчивые интересы, сужается их спектр. Апатия непосредственно влияет на снижение работоспособности.

· Углубленный кризис проявляется в чувстве бессилия перед тем, что происходит. Все падает из рук, теряется возможность контролировать события. Все вокруг только раздражает, особенно ближайшие, которые должны терпеть вспышки гнева и раскаяния. Деятельность, которая всегда была легкой, теперь требует значительных усилий. Человек устает, становится печальной, пессимистично воспринимает мир. В ней нарушаются сон, аппетит. В зависимости от индивидуальных особенностей могут возникнуть агрессивные реакции. Все эти симптомы усложняют контакты, сужают круг общения, способствуют росту отчужденности. Собственное будущее вызывает все более серьезные опасения, человек не знает, как ей жить дальше.

· Глубинный кризис сопровождается чувством безнадежности, разочарование в себе и других. Человек остро переживает собственную неполноценность, никчемности, ненужности. Впадает в состояние отчаяния, которое сменяется апатией или чувством враждебности. Поведение теряет гибкость, становится ригидностью. Человек уже не в состоянии спонтанно проявлять свои чувства, быть непосредственным и креативной. Она углубляется в себя, изолируется от родных и знакомых. Все, что ее окружает, кажется нереальным, ненастоящим. Смысл существования теряется.

Наша задача в данной главе заключается в рассмотрении и изучении основных видов «кризиса личности» встречающихся у человека.

Кризисы в материальном и социальном «Я»

Как говорилось ранее к кризисам материального и духовного «Я» мы относим такие кризисы как:

· кризисы психического развития

· профессиональные кризисы

Кризисы в материальном и социальном «Я» мы будем рассматривать через кризисы психологического развития.

Кризис развития -- это следующий основной элемент механизма развития человека. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Источником возникновения кризиса выступает противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таких кризисов.

В отечественной психологии термин «кризисы возрастные» был введён Л.С. Выготским. Сам Л.С. Выготский под возрастным кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка. Кризис -- это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным...»

В нашей работе мы выделяем следующие кризисы:

Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими - кризис социальных отношений».

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию.

Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов, ребенок впервые может поступать вопреки своим желаниям.

Кризис 7 лет. Выделение этого кризиса в развитии ребенка связано с именем Л. С. Выготского. Он отметил, что старшего дошкольника характеризуют манерничание, капризность, нарочно вычурное, искусственное поведение, вертлявость и паясничание. И в целом его отличают общая немотивированность поведения, упрямство, негативизм.

Анализируя эти проявления, Л. С. Выготский объяснил их утратой детской непосредственности, непроизвольности поведения, которая исчезает как результат начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Другой отличительной особенностью этого критического периода Л. С. Выготский считал возникновение осмысленной ориентировки в собственных переживаниях: ребенок вдруг сам открывает факт наличия собственных переживаний, открывает их принадлежность ему и только ему, и сами переживания приобретают для него смысл.

Л. И. Божевич писал, что у ребенка этого возраста появляется осознание своего «социального "Я"». Именно в это время появляются игры "в школу" и имитация "работы" взрослых. По мнению Л. И. Божович, в основе кризиса 6--7 лет лежит конфликт, возникающий в результате столкновения образовавшихся в процессе развития качественно новых потребностей с неизменившимся образом жизни ребенка и отношения к нему взрослых. Последнее препятствует удовлетворению возникающих у ребенка потребностей и вызывает у него явления фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются возникающими к этому времени психическими новообразованиями.

Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка - половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки. Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

Появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток стремится к эмансипации.

Так же этом возрасте формируется «Я- Концепция». Она включает в себя «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-идеальное» это некий «идеальный образ», с которым себя ассоциирует подросток.«Я-реальное» это то, кем на самом деле является подросток в социальной среде.Несоответствие «Я-реального» и «Я-идеального» приводит к пубертатному кризису.

Ведущей Деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения.

Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Может сместиться на 15 лет. В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие - на поиски работы. Ценность образования - большое благо, но в то же время достижение поставленной цели сложно, и в конце 11 класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, характерны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Резкая смена образа жизни, включение в новые виды Деятельности, общение с новыми людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адаптироваться в основном два фактора: поддержка семьи и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность в будущее. Период стабилизации Личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем - мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.

Кризис середины жизни. (30 до 55 лет).

Кризис середины жизни - это особый возрастной этап в структуре жизненного пути человека, который может быть успешно преодолен лишь при условии осмысленного отношения к личностно значимым мотивам или потребностям, которые определены каждым как ведущие или основные. Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис «середины жизни» возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит «переоценка ценностей» и «пересмотр собственной Личности», то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность «к определенной Деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям» не ограничивает, а, наоборот, развивает его Личность.

Кризис «середины жизни» нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Человек остро переживает неудовлетворенность своей жизнью, расхождение между жизненными планами и их реализацией. А.В. Толстых отмечает, что к этому добавляется изменение отношения со стороны коллег по работе: время, когда можно было считаться «подающим надежды», «перспективным», проходит, и человек чувствует необходимость «оплаты векселей».

Помимо проблем, связанных с профессиональной Деятельностью, кризис «середины жизни» нередко вызывается и обострением семейных отношений. Потеря некоторых близких людей, утрата очень важной общей стороны жизни супругов - непосредственного участия в жизни детей, каждодневной заботы о них - способствует окончательному осознанию характера супружеских отношений. И если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться.

В случае возникновения кризиса «середины жизни» человеку приходится еще раз перестраивать свой жизненный замысел, вырабатывать во многом новую «Я-концепцию». С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис старения и смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности.

Актуализация танатологических размышлений обусловлена не только патологическими изменениями, ведущими к ухудшению здоровья и повышению вероятности смерти, но и особенностями образа жизни старого человека. К последним можно отнести определенную монументальность внутренней субъективности, дистанцированность от сиюминутных социальных раздражителей, существенное ослабление мотивов достижения успеха, комфорта, карьеры. Человек, освободившийся от всего тривиального и поверхностного, может сконцентрироваться на сфере глубинного и существенного.

Старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Религия, способная быть значительной поддержкой для умирающего, в значительной степени утратила смысл для среднего человека. Западные религии низведены до уровня формализованных обрядов и утративших внутренний смысл церемоний. Взгляд на мир, выработанный наукой, базирующейся на материалистической философии, усиливает тяжесть положения умирающего. Ведь согласно такому подходу за пределами материального мира ничего не существует. Физическое уничтожение тела и мозга есть необратимый конец человеческой жизни.

Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

Личностный кризис в последнее время - довольно распространенное явление. В статье описаны факторы его появления, разновидности и способы, как от него избавиться.

Содержание статьи:

Личностный кризис - это особое душевное состояние, вызванное недовольством собой, окружающими, работой и даже миром, в котором живет человек. Такое психическое явление может появиться в любом возрасте, в любое время года и при любых обстоятельствах. Какая бы ни была жизненная ситуация, это всегда дается крайне тяжело, а в некоторых случаях возникают даже негативные последствия, которые может устранить только профессиональный психолог.

Причины появления личностного кризиса


Большинство людей хотя бы раз в жизни сталкивалось с ощущением, что их существование не имеет никакого смысла, и все действия абсолютно пусты. Это внутреннее ощущение имеет сильное воздействие на психику. И чаще всего определить причину и понять, как преодолеть личностный кризис, достаточно сложно.

Выделяют несколько ключевых факторов, которые способны подтолкнуть к столь сложному эмоциональному состоянию:

  • Недовольство собой . Достаточно распространенная причина, с которой сталкивается каждый второй человек. Дело в том, что масс-медиа активно навязывают определенные стандарты внешности, уровня достатка. В жизни добиться аналогичных показателей получается далеко не у всех.
  • Проблемы на работе . Человек может быть лучшим работником, но его труды остаются незамеченными. Или же, наоборот, он понимает, что его знания устарели, его услуги больше никому не нужны, а возраст и страх уже не позволяют начать что-либо новое. Не меньше повлияет на состояние и потеря хорошо оплачиваемой работы.
  • Восприятие себя . Обычно с кризисом сталкиваются люди среднего возраста. Это связанно с угнетением себя мыслями, что большая часть жизни прошла, что еще многое не успели из того, что хотелось, а время неумолимо бежит.
  • Проблемы в семье . Уход одного из пары к новому партнеру больно бьет не только по самолюбию, но и заставляет начать процесс самоугнетения. Ведь быть в роли брошенного очень непросто.
  • Сложности в школе . Кризис зачастую свойственен подростковому возрасту. Особенно ярко он проявляется у детей, которые «не такие, как все». Они становятся изгоями, их не принимает общество, а реализовать себя в других направлениях и с другими людьми они еще не могут или не умеют.
Кризис личностного роста способен перерасти в состояние глубокой эмоциональной депрессии, из которой выйти без помощи психологов просто не получится. Родным крайне важно своевременно заметить симптомы и помочь человеку справиться с ситуацией.

Основные симптомы личностного кризиса


То, что у человека начался кризис, можно заметить невооруженным глазом. Его признаками являются:
  1. Изменения эмоционального состояния . Такие люди крайне апатичны ко всему происходящему и не выражают чувств. У них очень сложно вызвать улыбку или услышать искренний смех.
  2. Отрешенность . Кризис личностного роста у людей, столкнувшихся с ним, вызывает абсолютное равнодушие ко всему происходящему. Их не волнуют заботы и проблемы вокруг, они полностью погружены в себя. В некоторых случаях наблюдается раздражительность, нервность и даже агрессивность при попытках родных и близких вывести их из этого состояния.
  3. Нарушения сна . Личности с подобной проблемой очень плохо спят, регулярно встают ночью, а утром не могут проснуться.
  4. Физиологические изменения . При кризисе человек начинает отказываться от пищи или есть ее в очень малых количествах, что становится причиной быстрой утомляемости. Из-за недостатка сна меняется цвет и состояние кожи. Психическое расстройство может негативно повлиять на физическое самочувствие. Такие люди часто болеют из-за ослабленного иммунитета.
Начать работу по выходу из состояния придется с корректировки поведения, ведь проблема всегда сказывается на нем в первую очередь.

Особенности преодоления личностного кризиса

Угнетенное состояние обязательно отразится как на самом человеке, так и на его взаимоотношениях с окружающими. Он может полностью погрузиться в себя, не ища помощи. Когда же он понял, что необходимо что-то менять, то пришло время действовать. Если разобраться, то преодоление личностного кризиса по силам каждому человеку. Главное, не терять контроль и добиваться постепенно своей цели.

Оценка ситуации и составление плана для выхода из личностного кризиса


Чтобы понять глубину проблемы, необходимо трезво посмотреть на происходящее, отключить чувства. Если самостоятельно сделать это сложно, то можно попросить помощи у близкого человека.

Некоторые психологи рекомендуют написать список того, что вызывает недовольство. Описать, какая именно сфера жизни находится на критической точке. В некоторых случаях проблема абсолютно очевидна. Это может быть потеря работы, смерть близкого человека, болезнь или что-либо другое.

В любой ситуации нужно попытаться отделить эмоции от фактов и составить себе план действий. Выход из личностного кризиса в большей мере зависит от грамотно продуманного поэтапного списка работы. Чтобы вернуть себя прежнего, важно понять, что же делать дальше и куда стоит идти.

План будет эффективен только в том случае, если:

  • Четко поставить цель . Необходимо выбрать себе реальную и достижимую цель, которая хоть немного исправит всю плачевность ситуации: найти работу, выучить английский язык, поступить в институт, встретить вторую половинку, завести друзей, путешествовать. Сделать все, что поможет выйти из кризиса и доставит положительные эмоции.
  • Найти основной мотив . Стоит отметить, что их может быть несколько, но важно определить главный. К примеру, новая работа - это путь к хорошему материальному положению. То есть ставить себе цель и объяснять, что она даст.
  • Определить параметры поиска . Какую конкретно работу необходимо найти, что там делать, кем быть? Как должны воспринимать окружающие, коллеги, друзья? Как должен выглядеть рабочий день? Какой уровень дохода будет устраивать? Чем можно пожертвовать, чтобы добиться поставленной цели? На все эти вопросы придется ответить. Так можно грамотно определить потенциальную цель и не отступать от нее.
  • Написать список дел, которые необходимы на пути для достижения цели . Чтобы найти новую работу, нужно зарегистрироваться на бирже труда и заниматься поиском вакансий самостоятельно. Также можно обзвонить друзей и знакомых, ведь очень часто работа появляется неожиданным образом. Чтобы достичь больших высот, рекомендуется пойти на курсы повышения квалификации, подтянуть иностранные языки и уделить время своему самообразованию. Если главная цель - это найти друзей, то важно посещать общественные места, больше общаться и проявлять интерес.
  • Не отступать от плана . После его составления ни в коем случае нельзя давать слабину и отступать даже на один пункт. И, несмотря на то, что сразу результата не видно, это не значит, что зря приняты действия. Иногда для получения желанного «плода» нужно подождать.
  • Не опускать руки . Даже если какой-то пункт плана не поддается с первого раза, то это не повод сомневаться в своих силах. Многие успешные люди в начале своего пути по несколько раз сталкивались с неудачами. Легкий путь не ведет к чему-то великому и светлому.
Помните, что из любой ситуации всегда есть два выхода: остаться в том же положении и все время жаловаться или же начать что-то предпринимать. Активно действовать может не каждый, но важно заставить себе не оставаться на мертвой точке. Не стоит стесняться пользоваться помощью других людей, тем более, если они сами проявляют желание в этом поучаствовать.

Изменение поведения для преодоления личностного кризиса


Своеобразная инфантильность в поведении может привести к образованию проблемы. Справиться с ней поможет смена манеры поведения, переосмысливание ценностей и взглядов на жизнь.

В этом случае план действий дополнится следующими советами:

  1. Возьмите ответственность на себя . Каждый должен отвечать как за поражение, так и за победу. Невозможно пройти длинный путь без этих двух составляющих. При поражении нельзя падать духом, нужно просто сделать вывод и не повторять свои ошибки в будущем. Не стоит искать виновных при поражении - это очень плохой спутник успеха.
  2. Перестаньте смотреть по сторонам . Очень многие современные люди находятся под влиянием социальных сетей, где одноклассники, друзья и знакомые выкладывают свои фотографии с ярких путешествий, счастливых моментов или удачных покупок. Коллеги также хвастаются поездками, приобретениями в дом. Никогда не нужно сравнивать свою жизнь с другими. Также молодые люди часто смотрят на своих школьных друзей и видят, как прекрасно сложилась их семейная жизнь и карьера. Человек может начать паниковать из-за того, что чего-то не имеет. Если регулярно сравнивать свою жизнь с более состоятельными людьми, то это прямой путь к личностному кризису.
  3. Избавьтесь от постоянных ожиданий . В большинстве случаев жизнь идет не по плану, и это нужно признать как неоспоримый факт. Некоторые ожидания оправдываются, а другие проходят мимо. В любом случае нет повода огорчаться и, тем более, погружаться в депрессию. Следует научиться избавляться от постоянных ожиданий, а если что-то не получилось, то смириться с этим и попробовать достигнуть цели еще раз.
  4. Прекратите надеяться на кого-то . Также не стоит возлагать большие ожидания на других людей. Это особенно актуально в том случае, если человек хочет завести отношения и семью.

Важно! Не бывает идеальных людей, а большие ожидания поражают лишь большие разочарования. Запомните одну простую истину: всегда будут лучше и хуже вас, не стоит гоняться и соревноваться с кем-то, лучше бороться с самим собой и каждый день покорять собственные вершины.

Работа над собой для выхода из личностного кризиса


Для людей очень важно чувствовать себя красивыми и успешными. Это придает уверенности, смелости и любви к себе. Поэтому огромное значение в борьбе с личностным кризисом играет усовершенствование личности, например:
  • Осуществление реальной мечты . Практически у каждого человека есть маленькая мечта, на которую не хватало сил или времени. Возможно, всегда хотелось научиться вязать, заняться флористикой или вкусно печь, отправиться на рыбалку в неизведанные места или покорить гору. Не ограничивайте себя, вдохновляйте свою натуру и занимайтесь тем, что приносит душевное удовольствие. Люди, которые уделяют время такому занятию, никогда не будут погружены в личностный кризис.
  • Занятия спортом . Это может быть не просто тренажерный зал, современная сфера позволяет найти занятие по душе. Для девушек прекрасным вариантом могут стать танцы, ведь они не только усовершенствуют фигуру, но и добавляют женственности. Если наблюдается личностный кризис у мужчин, то можно выбрать какие-то боевые виды искусства или бассейн. У некоторых людей нет времени посещать отдельные занятия, в таком случае идеальным вариантом станет утренняя пробежка. Плюс ко всему такое времяпровождение позитивно влияет на мозговую деятельность. Стоит отметить, что во время занятий спортом стимулируется выработка гормона, который отвечает за наше ощущение счастья.
  • Уход за собой . Как показывает статистка, личностный кризис у женщин очень часто появляется из-за недовольства своим внешним видом. Но и мужчины также подвержены этому фактору, хоть и в меньшей степени. Если не нравится отражение в зеркале, то нужно попытаться сделать из себя того человека, которого хотите видеть каждое утро. Конечно, для этого придется приложить немало усилий, но результат стоит того. Изменить прическу, стиль одежды, манеру разговора, цвет волос - это под силу каждому. Все, что угодно, лишь бы внешний вид вдохновлял выйти из дома и начать делать важные поступки.

Бывает и так, что все меры оказываются практически бесполезными. Зачастую с этим сталкиваются люди, которые ставят нереальные требования к себе и своей мечте. Поэтому неизбежным становится срыв.

Как избежать психического срыва во время личностного кризиса


Любой кризис доходит до своего апогея, и в этот момент крайне важно предотвратить психический срыв. В противном случае справиться с проблемой поможет только профессиональный психолог.
  1. Больше танцуйте . Психологи выяснили, что во время стресса человек сам себя помещает в так называемый панцирь, ему сложно раскрепоститься и выплеснуть негативные эмоции. Очень важно уметь эмоционально расслабиться. Чтобы не позволить негативу взять верх, нужно танцевать каждый день до тех пор, пока не появится расслабленность в мышцах. Тело должно двигаться легко, непринужденно, без лишней скованности. Для этого обязательно необходимо подобрать свою любимую динамическую музыку. Психологи считают, что если танцевать не менее пяти минут в день, то тело станет более гибким, а значит, у него начнет вырабатываться устойчивость к стрессу.
  2. Научитесь быстро «выдыхать» и расслабляться . Кризис - это именно то состояние, которое заставляет быть в постоянном напряжении. Поэтому важно научиться расслабляться и оставлять негатив позади. К тому же к решению любой проблемы лучше приступать после того, как полностью избавился от прошлого опыта. Напряжение - это болезнь, стресс, кризис и страх. Расслабление - это успех, радость, творчество и легкость. Сегодня можно найти огромное количество методов релаксации, которые помогут добиться поставленной цели. Если стресс застал врасплох, то есть один простой и действенный способ: максимально напрячь все мышцы тела и задержать дыхание на пять-десять секунд, а затем резко выдохнуть. Постарайтесь подышать глубоко хотя бы пару минут.
  3. Сосредоточьтесь на позитивных мыслях . Даже в кризисе есть позитивная сторона, и стоит думать только про нее. К примеру, в большинстве случаев заставляет начать действовать какой-то негативный момент. Он подталкивает на саморазвитие и усовершенствование своего внешнего вида. Поэтому кризис может заставить стать лучше. Необходимо настроить себя исключительно на положительные мысли. Даже если все это не помогает думать в позитивном ключе, стоит сочинить какую-либо историю с хорошим финалом и поверить в нее. Например, в то, что реально добились своей конечной цели и полностью счастливы. Многие психологи утверждают, что вера в себя - это половина пройденного пути.
  4. Хвалить себя обязательно ! Если концентрировать внимание исключительно на негативных моментах, то можно полностью потерять контроль над ситуацией. Плюс ко всему, это помещает достигнуть будущей поставленной цели. Каждый раз, когда маленькая цель будет успешно завершена, хвалите себя. Сосредоточьтесь и действуйте.
Как преодолеть личностный кризис - смотрите на видео:


Во время стресса важно сфокусироваться на конечном результате. Это позволит избежать всех неудач и добиться своего. Не обращайте внимания на внешние обстоятельства, а просто действуйте. Во время кризиса необходимо быстро расставить себе цели и добиваться их. Каждая покоренная вершина постепенно будет выводить из депрессивного состояния. Если вы начнете долго продумывать все плюсы и минусы конкретной ситуации, к примеру, смены работы, то принять решение будет крайне сложно. Поэтому действуйте быстро и думайте только о хорошем.

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис . Как представляется, в некоторых случаях можно выявить события, которые служат пусковым механизмом для кризиса, такие как несчастный случай, операция, полученное в результате травмы увечье. Это могут быть также ситуации, связанные со смертью любимого человека, переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, неизлечимой болезнью, изменением социального статуса и др.

Однако природа кризиса такова, что среди пусковых механизмов могут быть не только печальные или травматичные переживания. Причиной кризиса могут быть и радостные, позитивные события - например, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению.

Говоря о пусковых механизмах, надо учесть еще и тот факт, что возникновение кризисов могут провоцировать не только события личной истории человека, но и экстремальные ситуации глобального уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. И если рассматривать нашу планету и то, что на ней происходит, как контекст для биологического, психологического и духовного развития всего человечества и отдельных людей, то связь между личностным и глобальными уровнями становится более очевидной. Как пишет Э. Йоманс, "те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном" и в тоже время они являются "частью общей мировой ситуации" . В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

Иногда за кризисами закрепляются определенные названия - например, "первая любовь", "прощание с отчим домом", "кризис середины жизни", "кризис выхода на пенсию". Однако многие из подобных кризисов остаются безымянными и не привязываются к каким-либо внешним событиям, хотя и представляют собой серьезные личностные сдвиги, отражающиеся на всех сторонах жизни человека.

Мы видим, что внешние характеристики кризиса могут отличаться друг от друга: пусковые механизмы могут иметь совершенно различный характер, да и реакции на кризисные ситуации будут специфичными для каждого человека. Поэтому для понимания кризиса важно знать его внутреннюю суть, то есть психологический механизм возникновения. Как считает Дж. Якобсон, кризис возникает если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами" . Итак, суть личностного кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.

Кризис перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - еще нет. Это состояние "между небом и землей", "промежуточный период", о котором Э. Йоманс пишет, что это "время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения" . О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.

Таким образом, кризис - это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных - становлению личности. Итак, кризис - это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста и любой кризис уже заложен в основном свойстве личности - стремлении развиваться и самосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться.

Это выглядит так, как будто есть кто-то, кто очень хочет, чтобы человек обрел уверенность и силу, стал более открытым и терпимым, впустил в свое сердце любовь и глубокое понимание жизни. И он терпеливо учит его этому. Но, увы, человек слишком занят сегодня и ему не до личностного роста. И этот кто-то после нескольких неудачных попыток обратить человека к самому себе, принимает более смелое решение. И в этот самый момент человек попадает в ситуацию, которая разрушает все его привычные устои и создает такую жизненную проблему, " от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами". Человек запутан и смущен, он воспринимает эту ситуацию как нестерпимое зло, как темноту, обрушившуюся на его жизнь, как полное и непоправимое крушение, "момент погружения к последним глубинам" (К.Г. Юнг). А для того, кто его учит, это - всего лишь урок, очередная попытка помочь человеку посмотреть себе в душу и не отпрянуть. Потому что, как пишет К.Г. Юнг, "когда рушатся все основания и подпоры, нет ни малейшего укрытия, страховки, только тогда возникает возможность переживания архетипа смысла" .

Здесь вспоминается великая мудрость, пришедшая к нам из буддизма: "Нет добра и зла, - есть благо". Она говорит о том, что при освобождении любых событий, происходящих с человеком, от оценок в категориях "хорошо - плохо", они становятся просто опытом , очередным шагом в самопостижении. Как пишет Т. Йоманс, "проблема состоит в том, чтобы, встречаясь с болью, страданием, близостью смерти, не стараться отвернуться от них, избежать их или смягчить, а научиться их принимать. Если мы научаемся включать страдание в духовный контекст, это меняет как переживание само по себе, так и значение страдания" .

Большинство психологов, как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, В.Ф. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Р. Ассаджиоли, Т. и Э. Йоманс, К. и С. Гроф, Д. Тайарст, К.Г. Юнг, Дж. Якобсон и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным, разъединяющим).

Отсюда следует, что в разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода. Один состоит в том, что человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений. Тем самым он реализует, по словам Р. Ассаджиоли, "базовое стремление к росту" или, как называл это Ф. Харониан, "откликается на зов Высшего" . Тогда человек переходит на следующую ступень своего развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе.

Другой выход заключается в сохранении существующего порядка. Как пишет Ф. Харониан, "существует множество способов, к которым люди прибегают, чтобы уклониться от зова Высшего. Мы боимся его, потому что он предполагает отказ от знакомого во имя неизвестного, а это всегда связано с риском" . В тех случаях, когда речь идет о кардинальных и далеко идущих переменах, они обязательно вызывают тревогу. Практически все серьезные исследователи, изучавшие тревогу, придерживаются мнения, что личностный рост и тревога неразделимы. Поэтому часто, выбирая потребность в безопасности и стремление к сохранению существующего порядка, человек приостанавливается в своем развитии, при этом ограничивая или даже разрушая себя.

Таким образом, чтобы развиваться, актуализировать свои потенциальные возможности, а иногда и просто выжить, личности необходимо учиться справляться с различными критическими ситуациями, что определяет важность, актуальность и социальную востребованность психологической помощи людям, находящимся в кризисных ситуациях.

Однако суть кризиса такова, что заставляет человека усомниться в возможности его преодоления. Понимание кризиса как перехода от одного способа бытия к другому обычно существует у человека вне кризисной ситуации. Когда же он оказывается погружен в мрачные глубины жизненных перипетий, у него появляется чувство, что это никогда не кончится и ему не удастся выйти из этого состояния. В этом случае кризис воспринимается как окончательное крушение жизни .

Поэтому для клиента, переживающего кризис, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как "тупика". В этот период человек остро чувствует отсутствие внутренней опоры, теряются связи с миром и с другими людьми; прежние жизненные цели разрушаются, смыслы теряют свою ценность. Давление этого состояния толкает человека к действиям, которые могли бы разрешить проблему немедленно. Среди разрушительных для личности способов выхода из кризиса могут оказаться суицид, нервно-психические и психосоматические расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость и др. Таким образом, если кризис не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития.

Но кризис - это не только "угроза катастрофы", но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы. И в этом его позитивный аспект. Кризис в данном случае может стать для личности возможностью изменить что-то в себе и в своей жизни, научиться чему-то новому, переосмыслить, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям.

Адекватное разрешение кризиса дает клиенту возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. К. и С. Гроф отмечают, что "если правильно понять кризис и относиться к нему как к трудному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием" . Подобных идей придерживались в своих работах К.Г. Юнг и Р. Ассаджиоли.

Итак, мы видим, что ситуация переживается как кризисная тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы, но в тоже время в период кризиса клиент открыт новому для нового опыта, а это значит, что кризис может служить основанием для положительных перемен и стать важным личным опытом. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков и, как следствие, на дальнейшее развитие. Таким образом, характер кризиса можно описать и как трансформирующий, так как он одновременно несет не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых, более прогрессивных.

Можно предположить, что позитивный или деструктивный выход из кризиса определяется не только соотношением созидательных и разрушительных тенденций в личности и способом решения экзистенциальных проблем, но и отношением человека к самой кризисной ситуации. На основании данных, полученных нами в исследовании, можно выделить два типа такого отношения : мы назвали их "Кризисная ситуация как возможность роста" и "Кризисная ситуация как мученичество".

В первом случае кризис воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия. Этот подход характеризуется также принятием своей судьбы, чувством онтологической защищенности (по ), которое можно описать как переживание тесной эмоциональной связи с родительской семьей и собственным детством, принятием духовного и телесного аспекта своей личности, стремлением к росту. Среди экзистенциальных ценностей, присутствующих в этом отношении к кризису, можно отметить осмысленность жизни, терпимость к ее изменчивости, высокий уровень ответственности за себя, а также принятие собственных чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

Во втором варианте кризисная ситуация воспринимается как наказание или мучение и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхах, зле, беспомощности и одиночестве. Этот подход не предполагает принятия ответственности за выход из кризиса, а олицетворяет, скорее, пассивное, "страдальческое ничегонеделание". Интересно, что такое отношение к собственной жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней.

Примечательно, что в кризисе выбор личностью стратегии его преодоления связан с принятием или отвержением смысла в происходящих событиях, а также с отношением к таким базовым экзистенциальным проблемам как жизнь и смерть. Кризисная ситуация, таким образом, как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями, предоставляет для личности возможности как для роста, так и для "ухода в болезнь". Выбор в данном случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально - гуманистического направления в психологии и определяет основные направления в оказании психологической помощи в кризисных ситуациях. К таким направлениям ("опорным пунктам") можно отнести помощь клиенту в: поиске смысла жизни и смысла переживаемого кризиса, где важнейшим элементом является "эскиз будущего"; осознании и принятии ответственности за свою жизнь, чувства и действия; интеграции духовного и телесного аспекта своей личности; понимании постоянной изменчивости жизни и терпимости к ней; соприкосновении с внутренним ребенком; высвобождении психологических травм и страхов; стремлении к личностному росту, а также в осознании рациональных и эмоциональных компонентов отношения к смерти как к символу неизбежности изменений.

Говоря о возможностях психологической помощи в кризисных ситуациях, нельзя не остановится на основной методике - кризисной интервенции, которая базируется на теории кризиса Э. Линдеманна и концепции стадий жизненного цикла и кризиса идентичности Э. Эриксона . Основная идея, положенная в основу кризисной интервенции - это концентрация консультирования на актуальной ситуации, то есть работа с возникшей при кризисе проблемой и чувствами клиента по отношению к ней. В кризисной интервенции важно оставаться "здесь и сейчас", не углубляясь в историю клиента и другие, прошлые проблемы, даже если они и связаны с актуальной. Цель интервенции заключается не столько в том, чтобы решить проблему, сколько сделать возможной работу над ней, так как многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить немедленно. Понятно, что приведенные выше направления психологической помощи людям, переживающим кризис, - лишь некоторые маячки в бушующем море человеческих переживаний, ведь каждый обратившейся за помощью - ни на кого непохож и проживает свою, - единственную и неповторимую, жизнь, а значит - и свой, чем-то особенный, кризис.

В заключение хотелось бы остановиться еще на одном виде кризиса, который К. и С. Гроф выделили в многообразии состояний, переживаемых человеком в связи с какой-либо кризисной ситуацией. В своих работах, посвященных данной теме, они связывают этот вид кризиса с измененными состояниями сознания и называют его духовным (также кризисом эволюции сознания или трансформации личности) . Вспоминая работы Р. Ассаджиоли, можно воспользоваться его идеей о том, что термин "духовный" "...отражает не только те переживания, которые традиционно считаются религиозными, но и все, что касается восприятия и познания, всю человеческую активность и все функции, у которых один общий знаменатель - обладание ценностями, более высокими, чем общепринятые - такими как этические, эстетические, героические, гуманистические и альтруистические" .

Начиная с работ Р. Ассаджиоли и К.Г. Юнга, в психологии весьма активно развивается идея о том, что многие эпизоды необычного состояния разума (экстраординарные эмоциональные и физические ощущения, видения, необыкновенные мыслительные процессы и т.д.) не обязательно являются симптомами болезни в медицинском смысле. Их можно рассматривать как проявления эволюции сознания и сравнить с состояниями, описанными в различных мистических учениях мира.

Любой духовный кризис в терминологии С. и К. Гроф может быть наполнен различными переживаниями, которые они разделяют на три основных категории:
1. биографическая категория - переживание травматических событий, тесно связанных с историей жизни индивида;
2. перинатальная - переживания, обращенные к теме умирания и вторичного рождения;
3. трансперсональная - переживания, выходящие за пределы жизненного опыта обычного человека, так как в них участвуют образы и мотивы, источники которых находятся вне личной истории индивида .

Все, что выше мы говорили о личностном кризисе, будет справедливо и для духовного. Он также может быть спровоцирован различными жизненными ситуациями - драматическими или обыденными; его течение также весьма индивидуально - и по силе, и по длительности и точно также изменения в личности, переживающей духовный кризис, могут быть как созидательными, так и разрушительными. Духовный кризис, как и личностный, наполнен интенсивными эмоциями и переживаниями, затрагивающими глубинные основы человеческого бытия, а значит личность, находящаяся в духовном кризисе, также нуждается в психологической помощи и поддержке.

Для человека, переживающего кризис трансформации личности, могут быть характерны следующие переживания: непонимание происходящего с ними и вызванная этим паника; страх сойти с ума или оказаться психически нездоровым; переживание своей одинокости в этом процессе и амбивалентные чувства - с одной стороны, желание получить поддержку, а с другой, - стремление уединиться, побыть одному; повышенная чувствительность к словам, поступкам и даже внутренним состояниям других людей. Этот кризис может вновь возродить к жизни старые обиды, захлестывающие человека своей болью и несправедливостью; могут актуализироваться страхи, в том числе связанные со смертью. Человек в этот период заново переоценивает свою жизнь, в результате чего им овладевают различные переживания за сделанное - чувство вины, раскаяния, скорби, злости и др.; меняются цели, смыслы, ценности и отношения, в частности, с близкими людьми.

Очень часто все эти духовные искания происходят на фоне необычных физических ощущений или психических состояний, что может заметно усложнить процесс выхода из кризиса и повышает требования к компетентности психологической помощи. Однако каких-то принципиальных отличий в оказании психологической помощи при духовном кризисе нет, так как все известные принципы и методы консультирования и психотерапии, описанные в экзистенциально-гуманистическом подходе, можно использовать при работе с подобными клиентами. Единственное, по-видимому, принципиальное отличие психологической помощи в этих случаях будет определятся степенью нашего невежества относительно природы духовной жизни человека, силой собственного страха перед неизвестными глубинами психики и косностью традиционных верований в "материальное, измеримое, ощутимое".

Самая важная задача в работе с людьми, переживающими подобный кризис, - создать благоприятную, доверительную атмосферу и рассказать им о процессе, через который им предстоит пройти. Здесь очень важно показать, что трудности, через которые они проходят, - "не проявления болезни, а выражение целительного и трансформирующего процесса" . Как пишут К. и С. Гроф, "все, в чем они нуждаются, это доступ к правильной информации, поддерживающие беседы и хороший контекст для духовной практики" .

И, наконец, еще один важный момент, о котором хотелось бы сказать в свете психологической помощи людям, находящимся в кризисе. Выше мы говорили, что кризис - это одновременно опасность и возможность, разрушение и созидание, потеря и приобретение, смерть старого и рождение нового. Любое явление в этом мире заключает в себе свою противоположность; это то, что В. Жикаренцев назвал дуальностью мира: "... наш мир двойственен, иначе, дуален и состоит всего из двух начал. Одна половина, одна противоположность существует только потому, что существует другая, - это как одна сторона монеты существует только потому, что существует другая" . Поэтому при работе с кризисом очень важно помнить самим и говорить с клиентами о том, что в нем заключен не только период разрушения, но и период созидания, и оба эти периода являются естественными составляющими процесса роста и развития. Нельзя что-то приобрести, ничего не потеряв при этом; точно также невозможно постоянно терять, ничего не получая взамен.

Одна из особенностей состояний разрушения и созидания заключается в том, что, находясь в одном из них, другое остается скрытым. Это не значит, что его нет; это значит, что мы можем не замечать его. Другой особенностью является наличие закономерностей каждого из процессов - как разрушения, так и созидания. Иногда это кажется невероятным, но оба эти процесса развертываются по определенным законам и все события в них логически связаны друг с другом. Проблема состоит в том, что, находясь, например, внутри процесса разрушения, клиенту сложно увидеть это и лишь пройдя его и осмысливая, он может понять, что приобрел еще и позитивный опыт, несмотря на то, что во время кризиса его переживания были негативными, лишенными всякого смысла и абсолютно не связывались в единый сюжетный ряд.

В силу нашего восприятия жизни, процесс созидания привлекает нас больше, поэтому мы лучше знаем его сильные стороны. Период же разрушения сопряжен с болью, что заставляет людей создавать массу защит, чтобы избежать его, а также обходить стороной переживания других людей, находящихся в этом состоянии. Однако, как пишет Э. Йоманс, "понимающее и уважительное отношение к процессу разрушения как к необходимому этапу личностного и общественного развития - это дар, который мы можем преподнести самим себе, нашим семьям и нашим пациентам, если действительно научимся видеть деструктивную фазу развития" . Разрушение - это дар, так как оно содержит в себе еще непроявленное созидание и наша роль как консультанта состоит в том, чтобы помнить об этом и стараться видеть то, что пока еще скрыто. Как писал Рам Дасс, "ведь что-то в вас умирает, когда вы выносите невыносимое. И только в этой темной ночи души вы можете приготовить себя к тому, чтобы видеть так, как видит Бог, и любить так, как любит Бог" [цит. по 7, с. 115].

В этой связи можно вспомнить известную притчу о том, как человек попал на небеса и рассказывает Богу о своей жизни. "Благодарю Тебя за помощь, что Ты оказывал мне", - говорит он, окидывает взором расстилающийся внизу мир и видит две пары следов в тех местах, где он и Бог шли бок о бок друг с другом. Но тут ему вспоминаются мрачные периоды его жизни, он снова глядит вниз и замечает лишь одну пару следов. "Но где же Ты был, - вопрошает он, - когда я нуждался в Тебе больше всего? Ведь на песке отпечатки только одних ног". И Бог отвечает: "Именно тогда я нес тебя на руках". Эта притча говорит о том, что процесс разрушения может также сильно поддержать нас, как и процесс созидания, если мы позволим себе увидеть это, потому что эти два процесса - суть один.

Подводя итоги, можно сказать, что кризис - это время пребывания в коконе, иногда в полной темноте и одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью. Это время прощания, печали и отверженности; время нескончаемых вопросов и бесконечного непонимания. Это время поиска той тонкой грани, которая отделяет смирение и преодоление, волю к жизни и безнадежность, препятствие и награду, движение вперед и безмолвный покой. Это время, которое укрепляет наш дух верой и открывает сердце любви; время, позволяющее учиться понимать и принимать изменчивость жизни и саму жизнь. Кризис - это время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку.

Постскриптум
Мы принимает эту идею как основополагающую при работе с кризисом, но в то же время мы понимаем, что у тех людей, которые обращаются за психологической помощью, может быть другое представление о том, что с ними происходит. Помимо этого, у каждого из них есть свобода выбора и они вольны принимать решения, которые могут быть с нашей точки зрения неверны, достойны сожаления, печальны и даже трагичны. Как в свое время заметил К.Г. Юнг, "...судьба человека часто зависит от переживаемой трансформации" . Мы знаем, что не у всех людей хватает терпения, сил и веры для того, чтобы кризис помог им "превратиться в бабочку". В какой-то степени это становится и нашей болью, ибо "...никогда не спрашивай, по ком звонит колокол". В этом случае помогает осознание того, что каждый из нас, не только приходящий за помощью, но и оказывающий ее, делает свое дело. И в этом наша свобода. Но в то же время каждый из нас отвечает только за свое дело. И в этом наша ответственность - глубокая, неделимая и непреходящая.

Используемая литература:

  1. Ассаджиоли Р. Постижение Высшего Я и психологические расстройства // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С.40 - 69.
  2. Баканова А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситациях. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н. СПб., 2000.
  3. Гроф С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
  4. Гроф С., Гроф К. Помощь при духовном кризисе // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
  5. Жикаренцев В. Путь к Свободе: добро и зло. Игра в дуальность. СПб., 1996.
  6. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 154 - 196.
  7. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - С. 108-136.
  8. Левин С. Кто умирает? Киев, 1996.
  9. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб., 1998.
  10. Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В.Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с. С. 92 - 107.
  11. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1994.
  12. Yacobson G. Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y., 1974. 825 p.

Баканова А.А. ,

Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. Этюд IV. Психологическая помощь в особых случаях. Фрагмент 1. Личностный кризис Опубликовано: Баканова А.А. Личностный кризис //Кораблина Е.П., Акинди-нова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 167-181.

Человек, столкнувшийся с критической жизненной ситуацией, встает перед необходимостью ее как-то разрешить, внутренне перестроиться, учитывая новые обстоятельства, чтобы восстановить утраченное равновесие и жить дальше (т.е. такая критическая ситуация, которая требует от личности быть другой, измениться, предъявляя к ней требования, выступает «ситуацией невозможности», и может быть названа личностным кризисом).

Такие критические точки на жизненном пути рассматриваются во многих теориях.

Психоаналитики большинство человеческих проблем склонны связывать с внутренними конфликтами, бихевиористы и психогигиенисты - со стрессами, психологи, занимающиеся проблемами развития личности, - с кризисами, а те, кто специализируется на изучении мотивации, - с фрустрациями. Василюк ввел объединяющее подобные явления понятие - критическая жизненная ситуация. Данное понятие Василюк определил как невозможность жить дальше без определенной внутренней перестройки личности, которая происходит, когда человек переживает возникшую ситуацию.

В переводе с греческого кризис означает «поворотный пункт». Кризис часто знаменует конец одного отрезка жизненного пути и начало другого, он происходит как бы на стыке двух биографических эпох.

Нередко кризис начинается с тех или иных внешних событий, но иногда он возникает как событие внутреннего плана. Это могут быть знаменитые возрастные кризисы (подростковый кризис, кризис среднего возраста), а могут выступать в виде духовного (мировоззренческого) кризиса, не совпадающего ни по времени, ни по симптоматике с нормативными возрастными изменениями. Кризис сопряжен с глубокими изменениями в душе, пересмотром прежних ценностей и смыслов, совершенствованием личности в целом. Как правило, кризис сопровождают сильные переживания. Человек начинает совсем по-другому относится к себе и к другим, к жизни в целом. Кризис редко обходится без депрессии, отчаяния, тоски. Временами человек испытывает апатию - равнодушие ко всему окружающему. Может возникнуть ощущение бессмысленности жизни, собственного существования, душевный хаос и даже желание покончить с собой. Каждому человеку в состоянии личностного кризиса нужна адекватная помощь других. Эта помощь возможна только на основе понимания переживающего кризис человека. Но не совсем правы те сочувствующие, которые говорят: «Не переживай!», «Не думай об этом» или «Забудь!». Как раз наоборот, для того, чтобы пережить кризис, нужно переживать.

Человек должен знать, что происходящее с ним не является признаком его слабости, неполноценности, «сдвинутости» и т.п. Личностный кризис - это своеобразный творческий процесс зарождения обновленного самосознания и понимания мира. Если не бежать от собственных переживаний, не заглушать их, не отвергать, а довести «кризисную перестройку» до конца, то пережитое испытание обогатит личность, сделает ее более зрелой.