Электрооборудование

Чистый воздух и его значение. Чистота воздуха и здоровье

Чистый воздух и его значение. Чистота воздуха и здоровье

Естественный обмен веществ в организме - это проявление жизни, основой которой являются кровообращение и газообмен. Эти два процесса продолжаются без перерыва всю нашу жизнь. Мы живем в океане атмосферы, окружающей нас на Земле, и дышим этим воздухом с первого и до последнего мгновения.

Организм человека прекрасно приспособлен к его потреблению. Частота дыхания здорового человека составляет примерно 20-25 вдохов в минуту. Рот, нос и поверхность кожи приспособлены для того, чтобы воздух поступал в организм.

Рассмотрим, для чего может применяться аэротерапия - лечение воздухом, и каково начение свежего воздуха в жизнедеятельности человека.

Аэротерапия: значение чистого воздуха для человека

Кислород поступает в человеческий организм из двух источников - из воздуха и воды. Это естественная аэротерапия, то есть лечение воздухом. При вдохе воздух растягивает легочную ткань, состоящую из множества крошечных ячеек - альвеол, в которых кровь очищается с помощью кислорода, так как здесь происходит процесс обмена газами между воздухом и кровью. Определенное количество кислорода поступает в организм человека через поры кожи из воздуха и с водой, состоящей из водорода и кислорода. Наша кожа приспособлена к осуществлению функции дыхания, как и легкие.

Физиологические процессы в организме организованы так, что отработанная кровь всегда заменяется новой, а для эитого необходима аэротерапия. Состав крови зависит от полноценности и качества продуктов питания, которые поступают в организм. Сердечнососудистая система с кровью получает из воздуха кислород, поставляет его ко всем органам и системам, собирая при этом отработанные и вредные вещества и направляя теперь уже загрязненную кровь в легкие.

Аэротерапия: лечением воздухом

Углекислый газ покидает организм при выдыхании воздуха и через кожу. Кислород из легких поступает в кровь и соединяется там с красными кровяными тельцами, которые разносят животворный газ по всему организму. Одновременно кислород смешивается с углеродом, который попадает в кровь с усвоенными углеводородами - продуктами, содержащими крахмал, жиры, сахара. Кислород и углерод, соединяясь, образуют углекислоту. Таким образом, происходит процесс выделения тепла, благодаря чему организм согревается. То есть без лечения чистым воздухом, или аэротерапии, мы не могли бы согреться. Чем больше кислорода поступает в организм, тем скорее и полнее происходит процесс разложения и удаления из организма отработанных веществ.

Каждый человек постоянно нуждается в чистом и свежем воздухе. Атмосферный воздух состоит из 79 % азота, 21% кислорода и очень небольшого количества угольной кислоты. Также в нем присутствуют определенное количество водяных паров, пыль и примесь аммиака. Он содержит значительно больше кислорода, чем воздух закрытых помещений; летом его количество увеличивается на 0,5-1 %, зимой же разница составляет 10-15 %. Аэротерапия, или лечение воздухом жизненно необходимо человеку.

На количество кислорода в атмосферном воздухе оказывают влияние многие факторы. Так, зимой плотность его намного выше, чем весной или летом. Уменьшается она при наступлении теплого фронта при перемене погоды и приближении циклона. Антициклон вызывает ее повышение. В 7 ч утра количество кислорода в воздухе приближается к максимальному значению, а в 13 ч дня - к минимальному.

Чистый воздух или естественная аэротерапия - это условие, гарантирующее выработку хорошей крови, от качества которой зависит здоровье всего организма.

При недостаточности кислорода в воздухе углерод не полностью выводится из организма. Это может стать причиной отравления, замедления процесса кровообращения, нарушения сердечного ритма и повышения артериального давления.

Чистый воздух не имеет запаха и не виден; он свободен от испарений физиологических и химических процессов; в нем много кислорода, мало пыли и других вредных примесей. Именно такой воздух нужен для аэротерапии. Атмосферный воздух за пределами городов насыщен озоном (особой формой кислорода), фитонцидами (летучими веществами, выделяемыми растениями) и терпенами (углеводородами, содержащимися в растениях), легкими аэроионами (ионами воздуха), которые усиливают окисляющее действие кислорода. Поэтому лечение загородным воздухом или сельская аэротерапия - это оптимальный способ лечения.

Влажность воздуха зависит от времени года и погодных условий: дождь или снег значительно повышают ее. Этот процесс осуществляется при испарениях с поверхностей морей и океанов, рек и озер, растительных и животных организмов.

Целебные свойства воздуха

Лечение воздухом, или аэротерапия - это комплексное воздействие на организм большого количества свежего воздуха.

Оно предусматривает прогулки на свежем воздухе и прием воздушных ванн при разных уровнях температуры и рассеянном солнечном свете. Лечение воздухом (аэротерапию) желательно проводить при умеренном ветровом режиме, чтобы не осложнить лечение простудными заболеваниями. Реакция человеческого организма на воздействие свежего воздуха заключается в усилении кровообращения и повышении интенсивности окислительно-восстановительных процессов на фоне активизации функций почти всех его систем. В первую очередь она связана с воздействием свежего воздуха на нервную и сердечно-сосудистую системы.

Для укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма воздействию неблагоприятной среды большое значение имеет использование естественных физических факторов. Значительную пользу приносит аэротерапия (лечение воздухом) вне города, которое можно и нужно сочетать с физической активностью.

В процессе очищения и восстановления функций организма значительная роль отводится воздуху потому, что он обладает способностью освобождать организм от болезнетворных явлений. Главная составляющая часть аэротерапии - это естественная оксигенотерапия, т. е. воздействие кислородом путем его вдыхания.

Хороший полезный воздух - чистый, свободный от вредных примесей и обогащенный полезными веществами. Он содержит фитонциды - летучие вещества, которые способны уничтожать болезнетворные микроорганизмы и благодаря этому предотвращать развитие заболеваний.

Хороший чистый воздух - это главный фактор жизни и один из способов лечения, основанных на естественных законах природы.

Фитонциды растений значительно улучшают качество воздуха. Так, в 1 м 3 воздуха пригородного леса содержится примерно 5 тыс. микробов, а в городской квартире их в 4 раза больше. Человек, совершающий длительную прогулку по лесу, с радостью вдыхает свежий воздух, а в городе он задыхается от обилия газов, и его просто необходима аэротерапия.

На плоскогорьях и в горах воздух всегда более сухой, чем на низменности. Для профилактики и лечения заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, более полезен горный климат с сухим и чистым воздухом. Особенно это актуально при лечении воздухом хронических заболеваний, так как горный воздух активизирует процесс брожения и разложения вредных и отработанных веществ, скопившихся в организме. Поэтому при отдыхе на таких курортах через некоторое время начинается кризис - застарелое хроническое заболевание начинает активно проявляться. Такое состояние можно считать благом для организма, так как оно способствует выводу токсинов. Часто люди, не зная истинной причины осложнения, прерывают аэротерапию. В этом нет никакого смысла, поскольку на курортах есть много способов для успешного преодоления переломного момента: вода и тепло, диета, движение и покой. После кризиса человек начинает чувствовать несомненное улучшение.

Отдых на климатических курортах может быть чреват и такими явлениями, как «кризис отдохновения». В таком случае внешне здоровый человек ощущает физическую слабость и усталость, моральный дискомфорт, умственное истощение и утомление. Особенно остро он чувствует нежелание заниматься какой-либо деятельностью.

Это является естественной реакцией организма на загрязнение шлаками и токсинами. Ведь именно лечение воздухом (аэротерапия) способствует выведению вредных веществ, которые образовались в процессе жизнедеятельности или были приобретены извне с некачественными или вредными продуктами питания, лекарственными препаратами.

Вдыхание чистого и богатого кислородом воздуха способствует активному обмену веществ, в результате которого процесс сгорания жира в организме ускоряется, происходит удаление избытка жидкости через выделительные органы: почки, кишечник, кожу.

Пребывание человека на чистом воздухе и аэротерапия предполагает вдыхание фитонцидов самых разных растений, что благоприятно сказывается на состоянии здоровья.

усиливают сопротивляемость организма неблагоприятным погодным условиям, стабилизируют деятельность высшей нервной системы, повышают умственную и физическую работоспособность, а также нормализуют деятельность эндокринной системы.

Аэротерапия в медицине

Сочетание длительного пребывания на свежем воздухе с физической активностью положительно действует на восстановление функций дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма.

Через кожу путем испарения из организма выводятся продукты метаболизма (обмена веществ), получаемые в результате тканевого дыхания. Вывод кожей избыточного тепла возможен при достаточном доступе воздуха к ней и наполнении кровью кровеносных сосудов в коже. Капилляры ее непосредственно выполняют функцию обмена веществ в организме и обеспечивают необходимым питанием его системы.

При дыхании они выполняют те же функции, что и капилляры легких. Поэтому аэротерапию (лечение воздухом) желательно проводить в обнаженном или полуобнаженном виде - для непосредственного воздействия на кожу.

При лечении световоздушными ваннами в сочетании с активным воздействием кислорода и рассеянной солнечной радиацией важным фактором можно считать дозированное охлаждение организма.

При проведении аэротерапии воздушные ванны могут быть холодными при температуре воздуха ниже 18 °С, прохладными при температуре воздуха 18-22 °С и индифферентными при температуре воздуха 23-25 °С. Потребление кислорода усиливается при проведении холодных воздушных ванн на 51 %, прохладных ванн - на 39 %, а индифферентных - всего на 27 %.

Изменение влажности воздуха и атмосферного давления, снижение уровня кислорода в воздухе в определенной степени влияют на изменения окислительно-восстановительного потенциала тканей, ферментные процессы, функции внешнего дыхания.

Сочетание аэротерапии тела с вдыханием кислорода ослабляет экссудативные проявления воспалительных процессов, сокращает интенсивность сердечно-сосудистых нарушений, значительно снижает невротические реакции.

При проведении процедур по лечению воздухом (аэротерапии) необходимо учитывать влияние погодных условий на внешнюю среду.

Аэротерапия для беременных женщин

В качестве профилактического средства для укрепления и восстановления здоровья необходимо начинать использование аэротерапии с периода внутриутробного развития.

Беременным женщинам необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе: летом самое полезное время для прогулок - утренние часы (с 9 до 11 ч); зимой их лучше совершать с 11 до 14 ч дня. Именно в это время земля получает наибольшее количество ультрафиолетовых лучей, содержание кислорода в составе воздуха довольно высоко, а количество вредных примесей незначительно.

Рекомендуются также общие воздушные ванны, которые следует принимать в обнаженном или полуобнаженном виде. На открытом воздухе процедуры лечения воздухом (аэротерапии) проводятся при температуре 20-22 °С, в помещениях - при температуре 18-20 °С. Продолжительность проведения процедуры составляет примерно 10-20 мин.

Ежедневная аэротерапия молочных желез у беременных женщин способствуют профилактике трещин сосков и лактационных маститов. Процедура проводится с 6-го месяца беременности путем естественного овевания молочных желез воздухом. Продолжительность лечения воздухом составляет 10-15 мин при температуре 18-20 °С.

Аэротерапия для детей

Воздушные ванны для детей-младенцев желательно проводить по достижении ребенком 2-3-месячного возраста ребенка в комнате при температуре воздуха 20 °С в течение 2-3 мин. Постепенно продолжительность процедуры аэротерапии можно довести до 15-30 мин.

Летом лечение воздухом и воздушыне ванны для детей лучше проводить на открытом воздухе в тени под воздействием рассеянного солнечного света в обнаженном или полуобнаженном виде.

Для детей первого года жизни аэротерапия проводится при температуре воздуха не ниже 23 °С; ее продолжительность может составлять примерно 1-3 мин.

Для детей старшего возраста - при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Продолжительность аэротерапии для детей дошкольного возрас та может составлять 3-5 мин, для школьников - 15-20 мин. Через 2-3 процедуры их продолжительность можно постепенно увеличить до 30-60 мин.

В летнее время дети могут находиться на свежем воздухе без ограничений.

Дети раннего возраста, тепло одетые, могут совершать прогулки в зимнее время года в общей сложности до 3-4 ч при морозе до -10-12 °С.

Аэротерапия для здоровых и больных людей

Лечение воздухом здоровых взрослых людей осуществляется так же, как и детей. Разница состоит в том, что в зимнее время года продолжительность прогулки может быть увеличена, а допустимый уровень температуры снижен.

Воздушные ванны для больных, ослабленных и пожилых людей проводятся согласно консультациям лечащего врача. При отсутствии тяжелых осложнений - при температуре воздуха 20-22 °С, значительно реже 17-20 °С. Продолжительность курса аэротерапии колеблется от 30 мин до 2 ч.

Подобные документы

    Описание оптимальных и допустимых микроклиматических условий, в которых может работать человек. Изучение расчетных параметров внутреннего воздуха. Назначение систем вентиляции, кондиционирования воздуха и отопления. Допустимые параметры влажности воздуха.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Обустройство древними строителями специальных вентиляционных каналов при строительстве пирамиды Хеопса (Хуфу). История разработки вентилятора. Понятие кондиционирования воздуха. Вентиляция производственных зданий, виды оборудования и принцип работы.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    Нормирование содержания вредных веществ в воздухе. Предельная допустимая концентрация загрязняющего вещества. Промышленная вентиляция и кондиционирование. Схема аэрации промышленного здания. Устройство местной вентиляции. Структурная схема кондиционера.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    Признаки поражения людей. Оказание первой медицинской помощи. Индивидуальная защита и меры предупреждения. Цель и методы оценки химической обстановки при разрушении емкостей, содержащих СДЯВ. Определение времени подхода зараженного воздуха к объекту.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2011

    Обзор основных видов и назначения вентиляции - главного элемента в создании благоприятного климата, призванного для подачи свежего воздуха с улицы и удаления загрязненного воздуха из помещений. Естественная, механическая, приточная, вытяжная вентиляция.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Основные причины изменения газового состав атмосферы. Загрязнения бактериальной и химической природы в воздухе закрытых помещений. Накопление газообразных продуктов жизнедеятельности человека. Определение микробного загрязнения воздуха помещения.

    презентация , добавлен 26.11.2014

    Метеорологические условия рабочей среды (микроклимат). Параметры и виды производственного микроклимата. Создание требуемых параметров микроклимата. Системы вентиляции. Кондиционирование воздуха. Системы отопления. Контрольно-измерительные приборы.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Комплекс факторов, которые напрямую влияют на нормальное самочувствие человека и обусловливают его физиологические реакции. Понятие и основные параметры микроклимата помещения. Специфика систем отопления, кондиционирования и вентиляции воздуха.

    реферат , добавлен 08.12.2014

    Воздушная среда как среда обитания и деятельности человека. Потребность человека в воздухе, его основные показатели и состав. Понятие вентиляции, особенности ее видов. Отличительные черты естественной, механической, местной и общеобменной вентиляции.

    презентация , добавлен 04.02.2015

    Правовые и организационные вопросы охраны труда. Микроклимат в производственных помещениях. Система вентиляции и кондиционирования воздуха. Вредное воздействие шума и вибрации на организм человека. Рациональное освещение производственных помещений.

Дата создания: 2013/11/27

Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух - залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды - пять суток, без воздуха - только пять минут.

Человек за день съедает 1,5 кг пищи, выпивает около двух литров воды и вдыхает несколько тысяч литров воздуха. Он может отказаться от недоброкачественной пищи или воды сомнительной чистоты, но вдыхать ему приходится тот воздух, в котором он находится в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья.

Воздух и здоровье человека находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Специалисты уже давно установили, что среди различных факторов внешней среды, влияющих на здоровье населения, особую роль играет загрязнение атмосферного воздуха.

Проблема загрязнения воздуха

До недавнего времени вопросу загрязнения атмосферного воздуха не придавалось особого значения. Но за последние десятилетия в связи с быстрым ростом промышленности и транспорта положение резко изменилось. В настоящее время проблема загрязнения и отравления воздуха касается буквально каждого.

В 1991 году количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу Кировской области, достигло 413,7 тыс. тонн. В последующие годы, к началу 1996 года количество выбросов сократилось в 1,8 раза. Следовательно, на каждый квадратный километр территории выпадает среднем 1,8 тонны загрязняющих веществ, что в 1,2 раза превышает данный показатель по России.

Основную роль в антропогенном загрязнении воздушного бассейна области играют промышленность и транспорт. Деятельность промышленных предприятий является ведущим фактором, оказывающим негативное влияние на качество природной среды. В структуре их выбросов преобладают оксид углерода, сернистый ангидрид, твёрдые вещества, окислы азота. Среди основных промышленных загрязнителей воздуха можно выделить предприятия энергетики, лесопромышленного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, на которые приходится около половины всех выбросов вредных веществ.

Весомый вклад в уровень загрязнения воздушного бассейна вносит автомобильный транспорт, на который приходится 80% всех выбросов. Автомашины при сжигании топлива выделяют в атмосферу вместе с отработанными газами около 300 видов загрязняющих веществ. Один автомобиль поглощает из атмосферы 4 т кислорода, выбрасывая с выхлопными газами 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг углеводородов. Выхлопные газы содержат также соединения свинца, который относится к тяжёлым металлам, накапливается в организме человека и может способствовать образованию различных опухолей.

Воздух и здоровье человека

Богатство любого государства составляют не только материальные и духовные ценности, но и люди, населяющие его и производящие ценности, причём не просто люди, а здоровые люди. Здоровье граждан является национальным достоянием. По некоторым данным, состояние здоровья населения зависит на 50% от образа жизни, на 20% от генетических факторов, на 10% от работы органов здравоохранения и на 20% от состояния окружающей среды. Заметно снижается качество природной среды, особенно воздушного бассейна, а это в свою очередь крайне негативно сказывается на здоровье населения, повышая его заболеваемость.

По данным изучения онкологических заболеваний, в сильно загрязнённых городах Сибири и Дальнего Востока заболеваемость мужчин на 25%, а у женщин на 39% выше, чем в средне- и слабозагрязнённых городах. В целом рост заболеваемости злокачественными новообразованиями отмечается в большинстве стран мира. В России с 1980 по 1990 г. число вновь выявленных больных раком увеличилось на 22%, а число умерших - на 27,3%. Согласно имеющимся данным, около 20% населения проживает в условиях постоянно высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха несколькими вредными веществами, что отражается на здоровье людей.

Общая заболеваемость населения Кировской области по сравнения с 1990 г. увеличилась на 10%, в чём несомненное влияние загрязнённой среды. В связи с загрязнением воздушного бассейна увеличивается ежегодный темп прироста онкологических заболеваний на 2,3%. Чаще всего встречаются опухоли лёгких, молочной железы, кожи и кроветворных органов. В последние годы высокий уровень заболеваемости регистрируется в северо-западных и центральных районах области.

Основные загрязнители окружающей среды и их действие:

  • диоксид серы - раздражающие действия, нарушение обменных процессов в организме, усиливает действие канцерогенных веществ. Вызывает болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, крови, эндокринной системы;
  • оксид углерода - нарушает способность крови доставлять кислород к тканям, вызывает спазмы сосудов, снижает иммунологическую реактивность организма;
  • оксиды азота - снижение сопротивляемости организма к заболеваниям, уменьшение гемоглобина в крови, раздражение дыхательных путей, кислородное голодание тканей, особенно у детей. Усиливает действие канцерогенных веществ. Вызывает болезни органов дыхания, кровообращения, злокачественные новообразования;
  • свинец - влияет на многие органы и системы. Вызывает поражение нервной системы, кроветворной системы, мутагенное воздействие.

Определение чистоты воздуха путем лихеноиндикации

Известны три способа оценки экологического состояния окружающей среды: ощущения человека, возникающие при контакте со средой обитания; биоиндикация; химический анализ проб различных компонентов среды.

Восприятие человека (обоняние) позволяет оценить состояние чистоты воздуха. Не надо быть большим специалистом, чтобы это определить. Однако это восприятие носит индивидуальный характер и позволяет сделать качественную оценку. Но наиболее точные сведения можно определить с помощью биоиндикации - по состоянию растений. Так как в нашей местности одним из главных загрязнителей является диоксид серы, образующийся при сгорании серосодержащего топлива - отопительных печей населения, при работе котельных, а также транспорта, особенно дизельного.

Устойчивость растений к диоксиду серы различна: наименее устойчивы к воздействию диоксида серы лишайники, мятлик однолетний, хвойные, пшеница, ячмень и люцерна. Для ряда растений установлены границы их жизнедеятельности и предельно допустимые концентрации диоксида серы в воздухе. Величина ПДК (мг/куб. м): для тимофеевки луговой и сирени обыкновенной - 0,2; барбариса - 0,5; овсяницы луговой - 1,0; клена - 2,0.

Лишайники - широко распространенные организмы, с достаточно высокой выносливостью к загрязнению окружающей среды. Особая чувствительность лишайников к токсическим веществам объясняется тем, что они не могут выделить в окружающую среду впитанные ими вредные элементы. Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы, который быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Концентрация диоксида серы 0,5 губительна для всех видов лишайников.

По строению слоевища лишайников делят на три типа:

  • накипные лишайники (корковые), имеющие слоевище в виде тонкой корки и сросшееся с субстратом так, что отделить лишайник, не повредив субстрата, невозможно; корка может быть гладкой, зернистой, бугорчатой;
  • листовые, имеющие вид тонких чешуек или пластинок, прикреплённых пучками грибных гриф к субстрату, от которого они легко отделяются;
  • кустистые, имеющие вид тонких нитей или ветвящихся кустиков, прикреплённых к субстрату своим основанием.

Для того, чтобы определить класс загрязненности воздуха по лихеноиндикации нужно выбрать три точки: конец улицы Центральной, район школы и поворот на асфальт. Для проведения исследования выбираются по 3-5 взрослых деревьев в возрасте 30-35 лет и диаметром ствола свыше 15 см. На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что по типу загрязнения воздух в селе относится к I-II классу загрязнения. Сильнее загрязнён воздух в районе поворота на асфальт. Это объясняется тем, что на территории села постоянно в этом районе проезжают машины и тракторы. Анализируя наличие техники в селе можно сделать вывод, что выхлопные газы автомобилей и тракторов наносят большой вред состоянию чистоты воздуха. Загрязняется воздух еще и при топке печей, пылью и сжиганием мусора.

Характеристика состояния здоровья человека

В результате такого качества воздуха на сегодняшний день в данном селе проживает много людей, здоровье которых ухудшилось из-за качества вдыхаемого ими воздуха. В связи с загрязнением окружающей среды за последний год увеличилось количество заболеваний, связанных с чистотой воздуха. Среди них преобладают заболевания аллергического типа и бронхит.

В стране проводится большая борьба с загрязнением воздуха. Принят Закон об охране атмосферного воздуха. За последние годы уменьшилось загрязнение воздуха в городах.Были разработаны меры по предупреждению загрязнения воздуха автомобильным транспортом. Одной их важных мер является улучшение качества моторного топлива, а также запрещение использования в городах бензина, содержащего свинец. Для сокращения вредных выбросов применяют комплекс мероприятий: совершенствование технологий производственных процессов; разработка малоотходных и безотходных технологий; совершенствование способов газоочистки и конструкций пыле- и газоочистных уловителей; герметизация оборудования. Однако создание самых совершенных очистных сооружений не может решить проблему охраны атмосферного воздуха. Истинная борьба за его чистоту - это борьба против необходимости таких сооружений. Улучшить качество атмосферного воздуха можно лишь созданием безотходных производств. Суть заключается в том, что всё исходное сырьё превращается в ту или иную продукцию. Безотходное производство представляет собой практически замкнутую систему, организованную по аналогии с природными системами, в основе функционирования которых лежит биогеохимический круговорот веществ.

Большую роль в охране и поддержании чистоты атмосферного воздуха играют зелёные насаждения: они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, листья задерживают частицы пыли. Например, на деревьях, кустах и траве оседает до 70% пыли. 1 га леса поглощает ежегодно около 15 т углекислого газа и выделяет примерно 11 т кислорода.

С целью сохранения чистоты воздуха в местности необходимо проводить следующие мероприятия:

  • высаживать зеленые насаждения, так как большая часть загрязняющих веществ и пыли оседает на их листьях. Особенно много таких веществ оседает на листьях сирени и тополя;
  • с целью поддержания чистоты воздуха в селе в летнее время поливать улицы для того, чтобы после проезда автомобиля или трактора пыль не поднималась в воздух;
  • запретить сжигание мусора, так как при сжигании в воздух попадает много вредных веществ;
  • использовать автомобили на газовом топливе или использовать автомобили, в бензине которых содержится мало серы.
  • администрации сельского поселения вести контроль за исполнением некоторых рекомендаций.

Воздухом называется смесь природных газов - азота, кислорода, аргона, углекислого газа, воды и водорода. Он является первоисточником энергии всех организмов и залогом здорового роста и долгой жизни. Благодаря воздуху в организмах происходит процесс метаболизма и развития.

Воздух в жизни растений и животных

Воздух играет огромную роль в жизни растений. Основополагающими компонентами необходимыми для роста и жизни растений являются кислород, углекислый газ, водные пары и почвенный воздух. Кислород необходим для дыхания, а углекислый газ для углеродного питания.

Кислород жизненно необходим для всего живого. Растения не могут прорастать без насыщения кислородом. В этом элементе нуждаются и корни и листья, и стебли растений.

Углекислый газ проникает в растение путем внедрения через его устьица в среду листа, попадая в клетки. Чем выше концентрация углекислого газа, тем лучше становится жизнь растений.

Воздух способствует осуществлению микробиологических процессов, происходящих в почве. Благодаря этим процессам в почве образуются элементы, необходимые для питания, роста и жизни растений - азот, фосфор, калий и другие.

Также воздух играет особую роль в формировании механических тканей у наземных растений. Он служит им окружающей средой, защищая от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Движение воздуха немаловажно для благоприятного роста растений. Горизонтальное движение воздуха иссушает растения. А вертикальное способствует распространению пальцы, семян, а также регулирует тепловой режим на различных территориях.

Животные, как и растения, нуждаются в воздухе. Возраст, пол, размер и физическая активность напрямую связаны с потребляемым количеством воздуха.

Организм животных очень чувствителен к недостатку кислорода. Из-за пониженной кислородной концентрации у животных перестают окисляться потребляемые белки, жиры и углеводы. Это приводит к накоплению вредных токсических веществ в организме.

Кислород необходим для насыщения крови и тканей живого существа. Поэтому при нехватке этого элемента у животных учащается дыхание, ускоряется ток крови, снижаются окислительные процессы в организме, животное становится беспокойным. Длительное отсутствие кислородного насыщения вызывает: мышечную утомляемость, отсутствие болевого фактора, понижение температуры тела и смерть.

Воздух в жизни человека

Воздух является жизненно необходимым фактором для человека. Он разносится кровью по телу, насыщая каждый орган и каждую клетку организма.

Именно в воздухе происходит тепловой обмен человеческого организма с окружающей средой. Суть этого обмена заключается в конвекционной отдаче тепла и испарении влаги их легких человека.

Также воздух выполняет защитную для организма функцию: разбавляет химические загрязнители до безопасной концентрации. Это способствует снижению риска отравления организма химикатами.

С помощью дыхания человек насыщает организм энергией. Атмосферный воздух состоит из множества элементов, но его состав может меняться. Причиной этому служит производственная и техногенная деятельность человека.

Во время выдоха человек возвращает на четверть меньше вдыхаемого кислорода и в сто раз больше углекислого газа. Человеку необходимо ежедневно вдыхать 13-14 м3 воздуха. Содержание кислорода в организме здорового человека практически не меняется. Но если этого элемента не хватает, то в организме происходят сбои, учащается пульс.

Углекислый газ также важен для организма, но в определенных количествах. Повышение концентрации газа вызывает головную боль или шум в ушах.

Кислород способствует избавлению человеческого организма от углекислоты, в которой накоплены яды и токсины. Если человек редко выходит на свежий воздух, поверхностно дышит, или в воздухе содержится малая концентрация кислорода, человеческий организм переносит отравление, приводящее к различным заболеваниям.

Загрязнение окружающей среды атмосферы

В мире существует огромное количество веществ, загрязняющих атмосферу. Эти вещества вырабатываются как человеком, так и самой природой. Источниками, загрязнения атмосферы являются: тепловые электростанции и теплоцентрали, автотранспорт, цветная и черная металлургия, химической производство и другие.

Деятельность человека способствует выбросу золы, сажи, пыли. Также в атмосферу попадают минеральные кислоты, органические растворители.

Природные катаклизмы также выбрасывают в атмосферу различные вещества. При извержениях вулканов, пылевых бурях и лесных пожарах выделяются: пыль, диоксид серы, оксиды азота и углерода.

Макеев Александр

Учеьно- исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зиминская средняя общеобразовательная школа»

Крутинского муниципального района Омской области.

Детское объединение «Друг»

Межрегиональный экологический фестиваль детско-юношеского

творчества «Белая береза»

Тема: «Чистота воздуха – залог здоровья»

Учебно – исследовательская работа

Выполнил:

ученик 3 класса

МКОУ «Зиминская СОШ»

Макеев Александр Алексеевич

Руководитель:

учитель начальных классов

МКОУ «Зиминская СОШ»

Исаева Елена Геннадьевна

2013

Введение…………………………………………………………3 - 4……

Основная часть

1.Воздух

1.1. .Воздух и его значение………………………………………5…..

1.2. Загрязнение воздуха ……………………………………… 6….

1.3. Температура и влажность воздуха…………………………7…..

2.Практическая часть

2.1. Методика проведения……………………………………….8 – 9

2.2. Результат исследований…………………………………….10 - 11

Выводы…………………………………………………………… 12

Список литературы……………………………………………… .13.

Приложение 1………………………………………………………14…..

Введение

На уроках окружающего мира мы изучали тему «Воздух». Мы выяснили, что воздух нужен и человеку, и животным, и растениям, чтобы дышать, а значит, жить. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха - самое большое пять минут. Ежедневно, ежеминутно мы вдыхаем огромное количество воздуха. Вот только каким воздухом мы дышим? Насколько он чист и свеж в школьных помещениях, дома и на улице? Во время школьных занятий мы очень много времени проводим в помещениях, поэтому насколько воздух чист и свеж, зависит наше самочувствие и здоровье в целом. Меня заинтересовали эти вопросы, и я решил провести свое маленькое исследование и выяснить состояние воздуха в школьных помещениях, дома и на территории школы. Я думаю, эта тема актуальна для меня и окружающих, так как здоровье – это самое важное и главное для человека. О сохранности здоровья мы говорим на классных часах и на уроках.

Проблема : очень много времени мы проводим в закрытых помещениях. На сколько воздух чист и свеж? Как сохранить своё здоровье?

Цель: определить состояние воздуха внутри здания школы, квартиры и прилегающей территории школы.

Задачи:

1.Изучить научную литературу.

2. Провести исследование состояния воздуха внутри школы, дома и прилегающей территории школы.

3. Сравнить уровень чистоты воздуха в школьных помещениях, дома и на школьной территории.

4.Обработать полученные данные и сделать вывод.

Мы предполагаем : если воздух в помещениях чист и свеж, то это способствует сохранению нашего здоровья.

Из Большой Советской Энциклопедии, энциклопедии Дорохова А., Куценко Т. «Что такое? Кто такой?», толкового словаря Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» и статьи Пименовой О. Г. «Воздух. Свойства воздуха» журнал «Начальная школа» мы узнали, что такое воздух, какое значение он имеет для нашей планеты и о свойствах воздуха.

Детская энциклопедия Чижевский А.Е. «Я познаю мир» рассказывает нам о значении влажности и температуры воздуха для человека, о проблеме загрязнения воздуха, что «квартирный» воздух в 4-6 раз грязнее и в 8-10 токсичнее уличного.

Статья Кропочевой Т.Б. журнал «Начальная школа плюс До и После» помогла нам определить методы исследования, провести свои наблюдения и исследования за состоянием воздуха в помещении и на прилегающей территории.

Место исследования мы определили нашу школу МКОУ «Зиминская средняя общеобразовательная школа».

Срок проведения исследования – февраль.

Методы исследования:

  • анализ;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • сравнение.

Основная часть

1.Воздух

1.1.Воздух и его значение

Вся наша планета окутана прозрачным покрывалом – воздухом. Мы его не видим, но чувствуем. Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – это смесь многих газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Каждый из газов выполняет свою роль. Кислород обеспечивает процессы дыхания и горения

Воздух, окружающий нашу Землю – это удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от Солнца. Кроме того, воздушная оболочка, словно боевая кольчуга, защищает землю от космических снарядов-метеоритов. Они попадают воздушные слои Земли. Здесь они так сильно раскаляются, что, не долетев до земли, сгорают.

Воздушная оболочка защищает нас и от космических лучей - невидимок. Они давно бы уничтожили на Земле всё живоё, да воздух их не пропускает.

Воздух выполняет ещё одну важную работу - следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый – на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы.

Как только не называют воздух, окружающий нашу Землю: воздушная оболочка, воздушный океан, атмосфера. Воздухом дышит всё живое на Земле. Воздух необходим всем. И только благодаря ему на Земле единственной планете во всей солнечной системе, существует жизнь.

1.2. Загрязнение воздуха

Наше здоровье напрямую зависит от окружающей среды, и в первую очередь от воздуха, которым мы дышит. Качество воздуха влияет на нашу жизнь, на работоспособность и общее самочувствие. Очень много времени мы проводит в помещении до 80%. В воздухе закрытого пространства летает огромное количество микроскопических частиц различного происхождения, а так же содержится огромное количество пыли.

Пыль проникает в помещении через двери, окна, образуется в результате нашей деятельности. Она состоит из частиц шерсти и кожи животных и людей, микроорганизмов. Вместе с пылью мы вдыхает пылевых клещей, споры грибков, микрочастицы вредные для здоровья.

Очень модно сейчас украшать квартиры, школьные коридоры и классы и другие помещения цветущими цветами. В воздухе таких помещений содержится пыльца растений. Она тоже может быть опасной для человека. Вызывает различные аллергические реакции.

Экологи определили, что «квартирный» воздух в 4-6 раз грязнее и в 8-10 токсичнее уличного.

1.3. Температура и влажность воздуха.

Качество воздуха зависит от его температуры, чистоты и влажности. Всегда приятно дышать свежим воздухом.

Огромное значение ещё имеет влажность воздуха. Средняя температура свежего воздуха должна быть в пределах 18 – 20 градусов, а влажность должна составлять около 40 – 60 процентов, также в помещении должна быть небольшая вентиляция. Если эти параметры нарушаются, то наш организм немедленно реагирует на эти изменения. Повышается утомляемость, замедляется реакция, наступает сонливость. Если же воздух недостаточно влажный, это приводит к чувству усталости и начинает першить в горле. Чаще всего это происходит в зимний период, так как отопительные приборы очень сушат воздух. Многие не придают этому большого значения, не заботятся об увеличении влажности воздуха.

Итак, мы выяснили, что воздух необходим всему живому на Земле, чтобы дышать, жить. Он следит за климатом, защищает от метеоритов и космических лучей. Благодаря ему существует жизнь на Земле единственной планете во вселенной. Качество воздуха влияет на наше здоровье. Воздух в закрытых помещениях не всегда чист и свеж. В нем содержатся различные микрочастицы, пыль, пыльца. Значит, необходимо заботиться о своем здоровье. Следить за температурой, чистотой и влажностью воздуха.

2. Практическая часть

Исследовательская работа проводилась по направлениям:

1. Определение состояния воздуха в доме, в школе и на прилегающей школьной территории.

2. Наблюдение за температурным режимом в школе и дома.

3. Сравнение результатов.

2.1. Методика проведения.

Эксперимент 1. Изучить состояние воздуха в школе, дома и на улице. 1. Намазали вазелином кусочки ваты, cфотографировали [Приложение 1].

2. Прикрепили кусочки ваты в классе, в коридоре, раздевалке, а так же в своей комнате и на кухне.

3. Через 5-6 дней посмотрел на вату через лупу.

4. Сравнил все кусочки ваты.

Эксперимент 2.

1.Взяли чистый кусочек ваты.

2. Провели в конце рабочего дня по поверхности мебели и подоконников.

3. Рассмотрели кусочки ваты под лупой. На кусочке ваты мы увидели небольшое количество пыль. [Приложение 3]


Эксперимент 3. Изучить степень загрязнение воздуха на прилегающей территории школы.

  1. Собрал снег на разных участках, растопил его.
  2. Рассмотрел на свет. Для сравнения использовал кипячёную воду из-под крана.
  3. Пропустил воду от растаявшего снега через фильтр. В качестве фильтра брал бумажную салфетку белого цвета.
  4. Сравнил салфетки между собой. [Приложение 4]

Наблюдение. Температурный режим.

Каждый день мы измеряли температуру в классе, в коридоре, в комнате и на кухне, данные заносил в таблицу.

Таблица 1.

Помеще-

ния

Дни недели

Класс

Коридор

Комната

Кухня

2.2. Результат исследований

2.1 Сравнение состояния воздуху в доме, в школе и на прилегающей школьной территории.

Взяв, все кусочки ваты, рассмотрев их под лупой, мы увидели различные частички пыли и грязи. Самыми чистыми оказались кусочки ваты в доме. Наверное, потому что количество людей меньше, каждый день мы протираем пыль, проводим влажную уборку и проветриваем комнаты. Средний уровень загрязнения имели кусочки ваты в классе, коридоре и раздевалке.[Приложение 2]. Это объясняется тем, что очень много детей находится в школе, на переменах бегают. Сейчас зимнее время года, нет большой грязи и пыли. Каждый день в школе проводят влажную уборку: 2 раза после второго урока и в конце рабочего дня. И тем не менее пыль в воздухе есть.

В воздухе содержится пыль, она оседает на мебель, стены, подоконники.

Взяв снег, с разных участков территории и сравнив его, мы увидели, что вода оказалась почти чистой во дворе школы. Вода в стакане была светлой, а фильтр – белый, но с мелкими частицами грязи. Наверное, потому что сейчас зимнее время года, транспорта по улицам ездит мало и наша школа расположена внутри двора, достаточно отдалена от дорог. Самой грязной оказалась вода, взятая у дороги, вблизи кочегарки.

2.2 Сравнение температурного режима в школе и дома.

Температурный режим в помещениях Таблица 2.

Помеще-

ния

Дни недели

Класс

Коридор

Комната

Кухня

Сравнив данные в таблице, мы видим, что т емпература в классе и в коридоре соответствует норме, а в доме – превышает нормы. В доме жарко, особенно в кухне. У нас в семье теперь есть маленькая сестрёнка, она сейчас ползает, ходит в «ходунках». Родители беспокоятся о её здоровье, поэтому стараются чтобы в доме было тепло.

Выводы

Для дыхания, для жизни нам необходим воздух. Без него нам не прожить и пяти минут. Для сохранения нашего здоровья необходим чистый и только чистый воздух. Мне небезразлично, каким воздухом дышу я, мои родные, близкие и друзья.

Проведя своё маленькое исследование, я увидел, что воздух в нашей квартире и в школе достаточно чист. Нет большого скопления пыли и грязи. Температурный режим в школе соблюдается, дома превышает норму. Значит, наше здоровье будет сохраняться.

Литература:

1. Большая Советская Энциклопедия.(В 30 томах). Гл.ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М., «Советская Энциклопедия», 1971. Т. Вешин-Газли. 1971. 640 с.

2. Бондаренко А., Гуркова И. «Что это? Кто это?» Толковый словарь для учащихся начальных классов. М. Просвещение. 1996.

3.Дорохов А., Куценко Т. и др. «Что такое? Кто такой?». Энциклопедия, т. 1 М. Педагогика. 1975.

4. Кропочева Т.Б. проведение экологических исследований в начальных классах. Журнал «Начальная школа плюс До и После» №3, 2008 год

5.Пименова О. Г. Воздух. Свойства воздуха. Журнал «Начальная школа», №2, 2003 год.

6. Чижевский А.Е. «Я познаю мир»: Дет. энцикл.: Экология/ М.: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997. – 432 с.

Приложение 1.

Эксперимент 1

Приложение 4

Эксперимент 3.