Цель игры:
- прививать учащимся любовь к русской культуре;
- научить их понимать народную мудрость, заложенную в пословицах и поговорках;
- развивать у учащихся потребность обмениваться знаниями и умениями, а также общаться со своими сверстниками в процессе игры.
Ведущий: многообразно и неисчерпаемо устное народное творчество, приобщающее современного человека к миру художественного мышления.
Величайшее богатство народа – это его язык. Веками накапливаются и вечно живут неисчерпаемые сокровища человеческой мысли и опыта. Наверное, ни в одной из форм языкового творчества не проявляется с такой силой и так многогранно народный ум, мудрость, как в пословицах и поговорках.
В пословицах можно найти ответ на все случаи жизни – когда у тебя горе, и когда радость, на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный ответ. Какой бы короткой пословица не была, все-таки это законченное произведение.
Существует различие между пословицей и поговоркой – в их грамматической и логической форме. Пословицы строятся как законченные предложения, завершенные суждения и применяются к случаю в «готовом» виде. У поговорок такой незавершенности нет – они ее получают только в конкретном разговоре.
«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».
Конкурсы
В игре участвуют две команды (количество игроков от 8 до 15 человек).
«Сходные пословицы».
У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся из каждой команды по очереди называют аналогичные русские. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская
).
Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская
).
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская
).
Язык мой – враг мой. (Русская
).
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская
).
Язык до Киева доведет. (Русская
).
Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская
).
Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская
).
После обеда приходится платить. (Английская
).
Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская
).
Птицу можно узнать по ее песне. (Английская
).
Птицу видно по полету. (Русская
).
«Угадай пословицу».
Участвуют по 4 человека от каждой команды. Ведущий дает им задание – комически изобразить пословицы. Пословицу угадывает команда противника. За правильный ответ – 1 балл.
- «После драки кулаками не машут».
- «Один в поле не воин».
«Аукцион пословиц и поговорок».
Участникам конкурса предлагается вспомнить и записать все известные им поговорки и пословицы на тему рыбалки. Побеждает та команда, у которой их будет больше (каждая пословица – 1 балл).
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Рыбак рыбака видит из далека»
«Не пойманная рыбка всегда большей кажется»
«Поймал карася, поймаешь и щуку»
«Рыба портится с головы»
«На безрыбье и рак рыба»
«Нельзя ловить форелей, не замочив штанов»
«Хочешь поймать рыбу, не взбирайся на дерево»
«Нарисуй и узнай пословицу».
В конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий раздает им тексты пословиц, которые они должны будут нарисовать.
Если команда противника угадает пословицу, то ей зачисляется 1 балл, если не угадает, то балл получает команда, нарисовавшая рисунок.
- «Яйца курицу не учат».
- «Цыплят по осени считают».
«Сочиним пословицу».
Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела новый смысл (содержание). Составившие наиболее интересные варианты должны объяснить их смысл. Например, «Сколько волка не корми, а он ноги на стол», «Любишь кататься – имей 100 рублей». За каждый вариант пословицы – 1 балл.
Дело на всякого найдется, |
коли лень не подкрадется. |
Сделал дело – |
гуляй смело. |
Нечего на зеркало пенять, |
коли рожа крива. |
Семь раз отмерь, |
один раз отрежь. |
За одного битого |
двух небитых дают. |
Не потопаешь – |
не полопаешь. |
В чужом глазу сучок видим, |
в своем и бревна не замечаем. |
Встречают по одежке, |
провожают по уму. |
Не красна изба углами, |
а красна пирогами. |
Доброе слово дом построит, |
горькое слово дом разрушит. |
а дома лучше. |
|
В одно ухо влетает, |
в другое вылетает. |
Одно гнилое яблоко |
может сотню других испортить. |
Гора с горою не сойдется, |
а человек с человеком сойдется. |
Крепкую дружбу |
и топором не разрубить. |
Человек без Родины, |
что соловей без песни. |
Глаза страшатся, |
а руки делают. |
Что на уме, |
то на языке. |
От ласкового слова |
лед растает. |
Не имей 100 рублей, |
а имей 100 друзей. |
Око за око, |
зуб за зуб. |
Дрова рубят, |
щепки летят. |
«Кто отгадает?»
Каждой команде раздается текст пословицы с одинаковым количеством слов (3 человека от каждой команды). Игроки распределяют между собой по одному слову из пословицы и придумывают с этим словом предложение. Затем по очереди говорят предложения, а вторая команда должна по этим предложениям угадать пословицу. За правильный ответ – 1 балл.
- «Дело мастера боится».
- «Хлеб всему голова».
«Составь пословицу».
На листке написаны пары слов из известных пословиц. Нужно составить пословицы, в которых бы встречались эти слова. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием. За каждый правильный ответ – 1 балл.
«Ученье свет, а неученье – тьма»
«Делу – время, потехе – час»
«По лежачий камень вода не течет»
«Доброе слово и кошке приятно»
В конце игры подводятся итоги и объявляется победитель.
Библиографическое описание: Новичков А. В., Овчинникова Н. А. Как самим научиться составлять пословицы // Юный ученый. 2016. №1.1. С. 44-45..03.2019).
Не только я, но и все окружающие, наверное, часто в речи других людей слышат разные пословицы и поговорки. Вот, например, моя бабушка и мама знают много разных пословиц, которые часто используют в общении со мной и моим братом. Однажды я задумался, откуда они их знают, и почему я не могу этим похвастаться. И решил узнать всё о пословицах: что такое пословица, кто и когда их придумал, почему их используют речи, используются ли они людьми моего поколения и можно ли пословицы придумывать самим.
Так же на этапе постановки проблемы я решил выяснить, что ребята моего класса знают о пословицах, применяют ли они их в речи и вообще знают ли, что такое пословица. Для того, чтобы это узнать, я решил провести в классе анкетирование, где попросил ребят ответить, как мне кажется, на самые значимые вопросы о пословицах. В анкетировании участвовали 86 учащихся 2–6 классов, результаты следующие.
1. Выбрать правильное определение термина пословицы смогли 96 %учащихся, 3 человека определили неправильно. Тем самым то, что пословица - это краткое народное изречение с поучительным содержанием знает большинство анкетированных учащихся.
2. Найти пословицу среди загадок и скороговорок смогли 80 учащихся, что составило 93%.
3. Выбрать правильное объяснение пословицы смогли лишь 47 человек, а 39 указали на неверное объяснение.
4. Применяют в своей речи пословицы 70 человек, в то время как16 учащихся не используют их в своей речи.
5. На самый интересный вопрос «сочиняешь ли ты сам пословицы?» только 2 ответили положительно и 84 - отрицательно.
Таким образом, мною было установлено, что большая часть респондентов знают пословицы, имеют представление о них, иногда используют их в речи, но не составляют их сами. Поэтому одной из задач моего исследования стало выделение основных приемов и создание алгоритма составления пословиц.
В толковом словаре Ожегова термин пословица означает - краткое народное изречение с назидательным содержанием. В других источниках пословица - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме (БЭС). Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения. Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь». Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали и такие видные художники слова, как Пушкин, Гоголь, Толстой. Эстетическая ценность заключает в себе четко и предельно кратко выраженную законченную мысль.
На этапе сбора копилки «Всё о пословицах», выяснилось, что пословиц много и соответственно сразу появилась цель: разделить их на группы по содержанию. Вот какая картотека у меня получилась:
Пословицы о труде
Пословицы о здоровье и гигиене
Пословицы о временах года и природных явлениях
Пословицы об учении
Пословицы о войне и мире
Пословицы, в содержании которых используются числа
Пословицы о добре и зле
Пословицы о любви и дружбе
После того, как картотека пословиц была создана, я решил разделить их на группы еще не только по содержанию и тематике, но и по форме их написания. Это сделано для того, чтобы понять, как они сочинялись и создавались. Так я разделил пословицы на три большие группы: рифмованные пословицы («Без труда не выловить и рыбку из пруда»); пословицы, в которых нет рифмы («У семи нянек дитя без глазу»); пословицы, в которых есть противопоставление («Одна голова хорошо - а две лучше»). Разделив пословицы по форме их написания, я попробовал составить алгоритм составления пословиц. За основу я решил взять пословицы, основанные на противопоставлениях.
Алгоритм составления пословиц
- Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
- Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
- К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
- Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
- Поставить в середину союз «а»
Например:
Вот такие пословицы у меня получились.
Голодный хочет есть, а сытый лечь.
Весёлый улыбается, а грустный мается.
Щедрый даёт, а жадный берет.
Красивый наряжается, а страшный обижается.
Умный обещает, а дурак выполняет.
Добрый любит, а злой губит.
Богатый спит, а бедный работает.
Друг помогает, а враг обижает.
Глупый только свистнет, а умный уже мыслит.
С помощью данного алгоритма и картотеки антонимов пословицы может придумать каждый, главное уметь фантазировать и рифмовать.
Работая над своим исследованием, я понял, что пословицы - это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной.