Бытовые электроприборы

Гвоздь - фунда­ментальное изобретение человечества! Гвоздь - термин -энциклопедический фонд.

Гвоздь - фунда­ментальное изобретение человечества! Гвоздь - термин -энциклопедический фонд.

Нехитрый предмет, а необходим в каждом хозяйстве. Помните у Маршака: "Лошадь захромала и командир убит. Конница разбита, армия бежит. Враг вступает в город пленных не щадя, всё оттого что в кузнице не было гвоздя". Казалось бы, поэтическое преувеличение. Ничуть! История донесла до нас случаи, когда такого рода неурядицы становились причиной неудач великих полководцев, к примеру, Наполеона и Александра Македонского. Да и в обычной, повседневной жизни легко убедиться, что этот нехитрый предмет необходим в каж­дом хозяйстве. Получается, что гвоздь - одно из фундаментальных изобретений человечества.
А появились гвозди ещё у древних людей. Ведь и тог­да надо было как-то скреплять части построек, лодок, укреплять шкуры на каркасе жилища, защищаясь от ветра и снега... Гвозди, понятно, были не металличес­кие. Древние люди использовали острые кости круп­ных рыб, щепки, шипы деревьев и кустов.
Между прочим, деревянные гвозди использовали во все века. Спросите у своих дедушек, они вспомнят, как сапожники ловко заколачивали в подошвы острые ма­ленькие берёзовые стерженьки размером с полспички. Дерево разбухало от влаги, прочно держало подмётки.
Первые металлические гвозди были медными. Оно и понятно, ведь медь - первый металл, который начал ис­пользовать человек. Это произошло очень-очень давно - в V тысячелетии до нашей эры.
При плавке меди люди заметили, что, если к ней доба­вить немного олова, изделие получается более твёрдым, лег­коплавким и красивым. Таким образом был открыт сплав бронзы. И с III - II тысячелетия до нашей эры гвозди стали бронзовыми, а затем и же­лезными.
Особенно в те времена процветало кузнечное дело. Вам, может, кажется, что выковать гвоздь - дело нехитрое. Но конечно же всё не так легко и просто. Сначала надо отформовать заготовку нужного размера, вытянуть остриё, наконец, сформировать шляпку.
Особое мастерство требовалось при изготовлении специальных - подковных - гвоздей. Их исхитрялись делать такими, что, входя в копыто, они изгибались. Поэтому до живого тела не доходили, и при этом прочно держали подкову.
Вплоть до начала XX века, когда придумали машины для изго­товления кованых гвоздей, их делали вручную. Сейчас гвозди из­готавливают из проволоки на специальной машине. Сначала проволока определённым образом режется. Потом один конец отрезанного кусочка приминается, образуя шляпку, а другой, наоборот, заостряется. Такие машины производят до нескольких сотен гвоздей в минуту.
Некоторые гвозди выбиваются из стальных листов. Поэтому они не круглые в сечении, а прямоугольные.
Вообще-то гвозди бывают самыми разными, поскольку применяются они для самых разных целей. У отделочных гвоздей, используемых в производстве мебели, шляпки очень маленькие - их же не должно быть видно.
Кровельные, наоборот, отличаются очень большой шляпкой. С помощью таких гвоздей крышу покрывают толем. Большие шляпки плотно прижимают толь, чтобы его не унесло ветром. У некоторых не одна, а сразу две шляпки: друг над другом. Такой гвоздь вбивается до первой шляпки, а вторая выступает наружу, чтобы легче было потом его выдернуть. Двухшляпковые гвозди удобны для строительства лесов и других временных сооружений.
Бывают специальные обойные гвозди, штукатурные, шиферные, обувные, корабельные и даже отдельно - баржевые. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, длиной и толщиной. Самые маленькие - пять миллиметров, но бывают и гиганты в полметра! Их ещё называют костыльными.
Про обыкновенные на первый взгляд гвозди можно рассказывать долго. Слышали, например, что моряки изобрели такой особенный гвоздь, который забивают раз и навсегда - вытащить его невозможно. И дали ему специальное название: ёрш. Ершами крепят палубные доски.
Для прочного соединения вибрирующих деталей применяют гвозди с заострёнными стальными пружинками. При забивании пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями.
Почти все гвозди делают из стали. И даже из особо прочной стали - для бетонных строений и каменных кладок. А корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни. Кровельные гвозди оцинковывают, чтобы не ржавели. В Германии выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одёжке». Они удобны для изготовления мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из... стеклопластика и оказалось, что по прочности они не уступают металлическим. Используют их тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живёт» в сырости.
Вот уже много лет японская фирма «Котоко» выпускает гвозди из пластмассы. Они легко входят не только в дерево, даже в дубовые доски. А вот вытащить забитый пластмассовый гвоздь сложнее, чем такой же по размеру железный.
Эти гвозди не испортят пилу или лобзик, поскольку отлично распиливаются вместе с досками, в которые забиты. Любопытно и то, что их шляпки трудно заметить на готовом изделии: гвозди из пластика легко окрашиваются в любой цвет.
А о солёных гвоздях вам что-нибудь известно?
Оказывается, если самый обыкновенный гвоздь выдержать в солёной воде, а после забить в стену, он будет куда прочнее сидеть в штукатурке.
Перед нами сегодня большой выбор крепежа. Шурупы и болты с гайками, многообразие клеев... Но если приходит время починить табурет или деревянную раму, и мы без сомнения берёмся за гвоздь и молоток.

Помните, какая кутерьма начиналась в доме, когда один из персонажей повести Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)» - дядюшка Поджер брался сделать что-нибудь по хозяйству? Как-то он решил повесить картину. С чего же начал? С гвоздей... «Он посылает горничную купить на шесть пенсов гвоздей, а за нею следом - одного из мальчиков, чтобы передать ей, какого размера должны быть гвозди».

Наверное, не будет преувеличением сказать, что одним из самых популярных хозяйственных товаров является самый обычный гвоздь. Да и в любом доме наверняка найдутся гвозди. А как же иначе? Ведь без них ни ремонта сделать, ни повесить на стену картину, да зачастую и обувь они помогают починить домашнему мастеру. Но гвоздь нужен не только в быту. Без больших гвоздей - костылей не проложить железную дорогу, без гвоздя не обходятся ни мебельная, ни обувная, ни другие фабрики. Нужен он и в строительстве, и в судостроении, - словом, не перечислить все области применения этого скромного труженика.

А появились гвозди еще у первобытного человека. Тогда они представляли собой заостренные рыбьи кости, шипы деревьев и кустарников, щепки. С их помощью скрепляли части построек, лодок, прибивали шкуры, служившие защитой от ветра и снега.

С открытием металла научились ковать, а затем и отливать гвозди. Поначалу их делали из бронзы, но ценились они буквально на вес золота, поэтому и пользоваться ими могли только очень богатые люди. Но уже в древних Египте, Греции и Риме были широко распространены железные и медные гвозди. Археологи при раскопках древних построек во множестве находят такие гвозди и по ним иногда даже определяют время сооружения зданий.

На Руси гвозди ковали с X-XIII веков. Причем это занятие считалось настолько почетным, что о мастерах-гвоздарях упоминали даже летописцы. Вплоть до начала прошлого века, когда придумали машины для изготовления кованых гвоздей, их делали вручную. Примерно в ту же пору появились проволочные гвозди, материалом для них служила специальная проволока.

Гвоздей существует великое множество - и строительные, и кровельные, и толевые, и отделочные. А еще обойные, декоративные, штукатурные, шиферные, обувные, подковные, корабельные, наконец, баржевые. Все они отличаются друг от друга формой стержня и головки, толщиной, длиной. Рост самых маленьких - 5 миллиметров, но есть и гиганты - высотой в полметра! В основном гвозди делают из мягкой стали. Корабельные и баржевые, которые соприкасаются с водой, - из меди и латуни. Обувные бывают металлическими или деревянными (деревянные изнашиваются примерно с той же скоростью, что и подошва).

Во все времена людям хотелось как-то усовершенствовать гвоздь. Так появились «конструкции» с поперечными и продольными насечками (как у напильников - чтобы лучше держались), с винтовыми нарезками (как у шурупов). Вот еще одна оригинальная идея - у гвоздя сначала срезают бока, чтобы получилось квадратное сечение, а затем его скручивают. В результате получается винтовая линия на поверхности.

Для прочного и длительного соединения сильно вибрирующих деталей стали обвивать стержень гвоздя заостренными стальными пружинками. При забивании такого гвоздя пружинки-усики расходятся в стороны и служат как бы удерживающими якорями. Есть усовершенствованная модель железнодорожного костыля, которым крепят рельсы. Изобретатели предложили просверлить в костыле изогнутое отверстие и вставить в него гвоздь. При забивании костыля этот гвоздь, искривляясь, влезает в шпалу наподобие крюка.

Мастер, изготовляющий гвозди. Гравюра конца XV в.

Не обошла гвозди своим вниманием и химия. В Германии, например, выпускают металлические гвозди в тонкой полимерной «одежде». Они очень кстати в производстве мебели - не портят ржавчиной дорогую древесину. А в Англии решили делать гвозди из... стеклопластика. Оказывается, они не уступают в прочности металлическим. Где они используются? Тоже для производства мебели, только судовой, поскольку она постоянно «живет» в сырости.

Деревянный собор в Кижах, построенный без единого гвоздя.

Но пожалуй, самым оригинальным можно признать гвоздь, изобретенный в 1972 году одним англичанином. Все знают: труднее всего забивать гвоздь в самом начале, когда приходится удерживать его пальцами и стараться ударами молотка верно направить, насадить. После этого работать куда легче. Так вот, этот гвоздь пустотелый: сквозь отверстие в острие ходит, как поршень, дополнительный тонкий «насадочный» гвоздь, а сквозь отверстие в шляпке - боек. Центральная же часть гвоздя заполнена... взрывчаткой! При ударе по шляпке, а точнее - по бойку, взрывчатка воспламеняется, и тонкий гвоздь выстреливается в дерево. Основной гвоздь насажен, и теперь, пожалуйста, заколачивайте, не боясь повредить пальцы. Такой гвоздь можно сравнить с патроном, и подобное «военное» сопоставление не будет единственным. Ведь сейчас производство тары поставлено на поток, где каждый гвоздезабивочный агрегат «заряжен» лентой с гвоздями, уложенной параллельно или закрученной в спираль, ну ни дать ни взять - боевой пулемет!

Можно делать гвозди из металлической стружки. Обычно ее отправляют в переплавку. Инженеры нашли ей применение: в специальных прессах стружка превращается в плотную, почти неотличимую от сплошного металла массу. Из этой массы получают довольно неплохие гвозди. Тот же результат, если взять старые консервные банки.

А как вы думаете, можно ли продавать гвозди в качестве сувениров? Именно такое применение нашел один предприимчивый делец древнеримским гвоздям, обнаруженным в наши дни в Шотландии. В I веке до нашей эры здесь стояла древнеримская крепость. Однажды легионерам пришлось срочно покинуть укрепления. И поскольку они не хотели оставлять врагу ценности, то зарыли имевшийся у них запас гвоздей (ни много ни мало - 7 тонн) на глубину 3 метров. Вот этот «клад» и откопали строители. Велико было их удивление, а потом и ученых, когда они увидели, что гвозди сохранились в идеальном состоянии, без единого пятнышка ржавчины, хотя все ящики давно сгнили. И тогда эти гвозди разложили в целлофановые мешочки с надписью: «Гвоздь, аналогичный тем, которыми был распят Иисус Христос» - и пустили в продажу.

Но вернемся к дядюшке Поджеру. Ему все же удалось повесить картину (правда, криво и ненадежно), и «стена на несколько ярдов вокруг выглядит так, будто по ней палили картечью». Но дело сделано, а ведь все началось с обыкновенного гвоздя...

Возьми на заметку

Гвоздь можно забить, не повредив пальцы, придерживая его с помощью бельевой прищепки, гребенки, пластилина, узкой полоски бумаги, сложенной вдвое.

В пружинящую планку гвоздь можно вдавить струбцинкой.

— это крепежный инструмент, без которого не обходится ни один ремонт, ни одна стройка. Зачастую люди даже не задумываются над тем откуда берутся вещи, которые настолько сильно вошли в нашу жизнь.
Первые «гвозди» появились ещё у первобытных людей, они конечно мало были похожи на то, к чему мы привыкли, но свою крепежную функцию все-таки выполняли. Первыми подобиями крепежа в то время выступали колючки разных растений, рыбьи рёбра и мелкие косточки животных и птиц. На смену им пришёл деревянный, впрочем и он мало походил на нашего современника, больше напоминая небольшие колышки из щепы твёрдых сортов. Такие гвозди были в обиходе очень долгое время. В основном их использовали в судостроении и в сапожном ремесле. Для продления сроков эксплуатации таких инструментов их покрывали смолой. Интересно, что в производстве элитной обуви деревянные гвозди используются до сих пор, считается что они более качественно удерживают детали вместе, а изнашиваются наравне с подошвой.

Появление металлических гвоздей

Металлические гвозди, очень сильно похожие на те, что мы используем сейчас, появились примерно пять тысяч лет назад, когда люди научились работать с металлом. В бронзовом веке. Их находили на местах раскопок древней Месопотамии, древнего Египта и Рима. Изготавливались они как правило двумя способами: либо отливались, либо ковались. Они были четырехгранной формы, так как это было более удобно и значительно проще. Самыми сложными считались гвозди для подковки лошадей, так как во-первых они должны были быть маленькими, а во-вторых они должны были загибаться и не доходить до тела животного. Далеко не каждый кузнец-гвоздарь мог сделать такие гвозди, а тем более подковать ими лошадь.

Гвозди настолько ценили, что в I веке до н. э. на территории современной Шотландии стоял древний римский замок, который был брошен во время осады. Для того чтобы захватчикам ничего ценного не досталось, прежде чем убежать, были зарыты все ценности на глубине более 3 метров. Во время раскопок клад был отрыт и поразил всех своим размахом — там было 7 тонн превосходных гвоздей, которые не тронуло время, ни одного пятна ржавчины не коснулось их.

Гвозди на Руси

Отдельно стоит обратить внимание на появление гвоздей на Руси. Их изготавливали гвоздари начиная с X века. Ремесленники, чья работа была одной из самых почётных и уважаемых. В то время считалось высшей степенью умения выковать два гвоздя пока остывал металлический прут. Но при этом несмотря на такую распространенность данного крепежного материала в мире, на Руси очень ценились здания, которые возводились без использования гвоздей.

Наша современность

Гвозди ковали и отливали очень долго, вплоть до XX века, когда наконец была изобретена машина для их изготовления.
Стоит отметить англичанина, который смог побить все рекорды скорости и вывести своё умение на самый несравненный уровень, Джеймс Лейстон выковал 17 тысяч гвоздей за две недели своей работы. Он работал без подсобных и подмастерье.
Сейчас их производят из специальной металлической проволоки, один конец которой заостряют, а другой загибают в форме шляпки. Интересно, что первые гвозди изготовленные не ручным способом назывались «резальными» по аналогии с «резальным аппаратом», используемом для их изготовления. Такая машина была запатентована только лишь в 1790 году, она значительно упрощала работу.

Сейчас гвозди изготавливают не только из железа, а также из латуни, меди, некоторые одевают в «одежду» из полимеров — это как правило при производстве дорогой элитной мебели, чтобы со временем ржавчина не портила дорогостоящие материалы. А в Японии изготовили гвоздь из стеклопластика, он не уступает своему железному собрату в прочности, а вот по эстетичности значительно выигрывает, так как его можно окрасить в любой цвет вместе с материалом, в который он забит.

Гвоздь - крепёжно-соединительное изделие, представляющее собой цилиндр, конус, параллелепипед, пирамиду или винт, заострённый с одного конца и имеющий на втором, тупом конце плоскую рифлёную или декоративную шляпку. Используется для скрепления различных материалов (в основном деревянных) посредством забивания.

История
В древности человек изготавливал гвозди из костей рыб, шипов растений, из древесины твёрдых пород. В эпоху бронзовой культуры появились первые металлические гвозди - литые и кованые. Известно, что в античные времена греки и римляне для строительства кораблей применяли довольно длинные, выкованные из медного сплава, гвозди. Эти гвозди имели четырехгранную форму в сечении и коническую от шляпки к острому концу. Позднее гвозди стали изготовлять из медной и железной проволоки. В России специалисты гвоздари известны с XIII в. Изначально, производство гвоздей было ручным и дорогостоящим - в ту пору за горсть гвоздей давали целого барана. До конца XIX в. кованные гвозди составляли предмет обширной кустарной промышленности. Производство, как правило, заключалось в следующем: рабочий брал железный прут, накаливал в горне, ударами молота оттягивал его на наковальне, заостряя на конце и оставляя утолщение на месте будущей головки. Затем прут у головки отсекался и вставлялся в брусок с дырой (гвоздильню), после чего головка гвоздя расплющивалась молотком. В других случаях гвозди нарезались из железной полосы (костыльки). Производство гвоздей оставалось ручным до начала XIX в., когда были созданы первые машины для изготовления кованых гвоздей. Примерно в то же время стали применять станки для получения гвоздей из проволоки.

Типы гвоздей
Гвоздь строительный - спектр применения строительных гвоздей настолько широк, что простое перечисление может занять несколько страниц. Обычно, строительные гвозди выпускают размерами от 10мм до 350 мм диаметром от 0,8мм до 10 мм.
Гвоздь шиферный - как видно из названия, применяется для крепления шифера и схожих с ним кровельных материалов. Шиферный гвоздь по сути тот же строительный, НО есть одно важное отличие- у него увеличенная шляпка из оцинкованной стали.
Гвоздь кровельный (толевый) - размеры такого гвоздя варьируются от 2х20мм до 4х40мм, у кровельного гвоздя шляпка увеличена по сравнению со строительными гвоздями, а сами они немного толще и короче.
Ершеный (гребенчатый) гвоздь - этот гвоздь не так легко вытащить, после того как Вы его забили, благодаря насечкам на гвозде, обеспечивается надежное соединение деревянных деталей.
Винтовой гвоздь - ещё одна разновидность специальных гвоздей. При забивании он как бы ввинчивается в дерево, что также обеспечивает надежное соединение сколоченных деталей.
Гвоздь финишный - предназначен для прибивания вагонки, тонких реек и других подобных деталей. Финишный гвоздь имеет небольшую овальную шляпку, что позволяет сделать такой гвоздь почти невидимым после того как его забили.
Дюбель-гвоздь - предназначен для забивания в бетон или кирпич при помощи специального монтажного пистолета.
Скоба - гвозди для сеток, проволоки и колючей проволоки.

Технология производства
Гвозди изготавливаются из проволоки. Проволока для изготовления гвоздей годится не любая. Обычно используется низкоуглеродистая стальная проволока общего назначения ГОСТ 3282-74 не обработанная термически. Марки стали, используемые для изготовления проволоки: Ст 1 КП, Ст 2 КП, Ст 3 КП, Ст3 ПС. Поставляется проволока в бухтах различных размеров и весов. Так, например, бухта проволоки для изготовления гвоздей диаметром 5 мм весит от 800 до 1200 кг.
С бухты проволоку направляют в выпрямляющее устройство. Далее проволока поступает в подающий механизм, с помощью которого регулируют длину гвоздя и подают проволоку в рабочую зону.
Подающий механизм представляет собой пару зубильц, которые при движении в сторону рабочей зоны захватывает проволоку и продвигают ее вперед. Захват проволоки происходит благодаря тому, что поворачиваются вокруг своей оси оправки, в которых закреплены зубильца. При обратном движении зубильца освобождают проволоку и скользят вдоль нее, при этом проволока не движется и удерживается в нужном положении специальной удерживающей втулкой. Важно, что бы первоначально проволока продвинулась до упора в ударное устройство, которое находится в крайнем правом положении. В этом положении проволока зажимается зажимным механизмом. Затем, проволока откусывается кусачками. После откусывания кусачки расходятся в стороны с тем, что бы ударное устройство могло своим ударом по торцу проволоки сформировать шляпку гвоздя. После формирования шляпки гвоздя ударное устройство возвращается в исходное положение. Зажимное устройство отпускает проволоку и процесс повторяется.
Необходимо заметить, что зажимное устройство - оно же устройство формирования шляпки гвоздя, состоит из двух дисков. На цилиндрической образующей этих дисков выфрезерованны полукруглые канавки, параллельные оси дисков и углубления под формовку шляпки гвоздя. В канавках делаются насечки, которые удерживают проволоку, когда зажимной механизм зажат. Полукруглые канавки в зажимном устройстве выставляются напротив друг друга. Таким образом они образуют отверстие, в которое и проходит проволока.На готовом гвозде у его шляпки видны насечки, которые образуются благодаря насечкам в полукруглых канавках.Кусачки выполнены таким образом, что они не только откусывают проволоку, но и формируют острый конец гвоздя. Угол конусности острого конца гвоздя должен быть не более 40 градусов (условия ГОСТ).
Реально в гвоздильных автоматах кинематика привода основных технических приспособлений может отличаться друг от друга, но основные технические элементы формирования гвоздя остаются аналогичными.

Используемые источники
1. stroymetizi.ru.
2. ru.wikipedia.org/wiki.
3. zmi2.ru.

Материал из ЭНЭ

Гвозди (Clous, Nägel, nails ) - с незапамятных времен люди выучились скреплять части своих сооружений помощью стержней из твердого вещества, слегка клинообразных, заостренных с одного конца и снабженных головкой с другого. Первые такого рода гвозди были, конечно, деревянные; ими, вероятно, служили твердые шипы некоторых растений. Так, жители островов Таити , еще не знавшие ни одного металла , пробовали сажать в землю гвозди, привезенные к ним капитаном Куком в надежде, что они прорастут. Бронзовые гвозди с более или менее изукрашенными головками находят как между остатками свайных построек, так и между древностями Египта и других культурных народов. В наше время гвозди делаются главным образом из железа и частью из мягкой стали ; из латуни и бронзы делают гвозди орнаментальные, из красной меди - гвозди для корабельных обшивок, а из цинка - гвозди для цинковых кровель, потому что в прикосновении с медью и водой железные гвозди очень скоро разрушаются, а цинк сам разрушается в прикосновении с ними под влиянием влаги и воздуха. По способу изготовления гвозди делятся на кованые, проволочные (см. Проволочные изделия) и литые. Кованый гвоздь всегда имеет вид удлиненной пирамиды или клина; при вколачивании его острие раздвигает частицы упругого или пористого материала, в который он проникает; возникает значительное давление на соприкасающиеся поверхности, вследствие чего является значительное трение и усилие, стремящееся расколоть сколачиваемый предмет, все более и более возрастающие по мере углубления гвоздя. Этого возрастания нет для гвоздей проволочных, сечение которых по всей длине одинаково: всю работу раздвигания частиц производит здесь одно острие. Поэтому-то проволочные гвозди почти вытеснили гвозди кованые, для которых необходимо было просверливать дырки буравчиком . Зато проволочные гвозди держат гораздо слабее, в особенности в неупругом материале, например, в кирпичной стене, без посредства деревянной пробки.

До конца прошлого столетия кованые гвозди изготовлялись без помощи машин и составляли предмет обширной кустарной промышленности в Англии , Швеции , Бельгии , Франции , Германии и России ; в настоящее время эта промышленность сильно упала (см. Кустарная промышленность). Обычно около одного небольшого кузнечного горна работают не менее трех человек, и каждый держит в огне по несколько прутков железа. Вынув пруток , уже нагревшийся на своем конце добела, гвоздарь оттягивает его молотком на своей наковальне , затем кладет на нее только ту часть, которая должна образовать самый стержень гвоздя, и ударяет по ней молотком над самым краем, чтобы получить резкий уступ на месте будущей головки. Рядом с наковальней укреплена отсечка, обращенная острием кверху; на ней подготовленный гвоздь отсекается ударом молотка немного выше уступа, вставляется в «гвоздильню» и только тогда совсем отламывается от остальной части прутка. Гвоздильня состоит из железного бруска, около одного конца которого наварено утолщение из стали, снабженное отверстием, соответствующим форме головки изготовляемого гвоздя. Во время работы гвоздильня опирается одним концом на наковальню, а другим заклинивается в особый столбик, укрепленный рядом, так что дыра приходится на весу. Работа идет так быстро, что железо не успевает остыть и головка формуется немногими ударами молотка без нового подогревания. Искусные гвоздари работают с изумительной быстротой: прежде чем нагретый пруток остынет, обычно успевают выковать два небольших Г. или один побольше. В Бирмингаме некто Джемс Лейстон выковал в две недели 17000 гвоздей, по 2000 штук на пуд . Однако производительность обыкновенного работника раза в три меньше.

Другой прием употребляется для изготовления гвоздей «резных», т. называемых костыльков. Для них железо прокатывается в виде широких полос и разрезается в горячем состоянии ножницами сначала на поперечные полоски такой ширины, как длина предполагаемых гвоздей, а потом опять вдоль, чтобы в гвоздях волокна были продольные. Для получения клинообразных, заостренных кусочков рабочий подставляет полоску к ножницам несколько наклонно и переворачивает ее на пол-оборота после каждого разреза: таким способом вся полоска без обрезков превращается в удлиненные треугольные кусочки. Их снабжают маленькими головками, загнутыми в одну сторону в плоскости самого гвоздя ударом молотка в особой гвоздильне . Костыльки употребляются в столярной работе, потому что головок у них почти не видно. Их вколачивают так, чтобы ширина приходилась вдоль волокон дерева, тогда оно не колется. Сортов Г. в продаже очень много. Перечислим только главнейшие. Самые большие и толстые Г. назыв. корабельными; они бывают от 6 до 15 дюймов длиной, и их приходится от 150 до 35 штук на пуд. Для укрепления полов служат брусковые гвозди с толстыми четырехугольными головками; они бывают от 4 до 7 дюймов, и их приходится от 1200 до 400 шт. на пуд. Для обшивки тесом и для крыш идет однотес, двоетес и троетес с круглыми, выпуклыми головками от 2 до 5 дюймов, от 5000 до 800 шт. на пуд. Костыльки от 1 до 3 дюймов, от 16000 до 2000 шт. на пуд. Штукатурные гвозди для прибивки драни под штукатурку бывают около 1 дюйма; их приходится около 13000 шт. на пуд. Еще мельче гвозди обойные, в 1 / 4 дюйма длиной и даже меньше.

В наше время только большие и средние кованые гвозди еще изготавливаются и ручным способом, в сравнительно небольшом количестве; большая же часть вырабатывается с помощью машин. Патент на первую машину для выделки гвоздей получил в Англии в году сэр Давис Бульмер; но она не произвела никакого влияния на практику. Только в г. Перкинс придумал действительно годную машину, которая после усовершенствований Одиорна получила большое распространение уже к первым годам XIX столетия. Сущность устройства этого рода машин следующее: они изготавливают разные Г. из холодного железа; полосы подставляются к ножницам или вручную, или же особым механизмом, изменяющим наклон после каждого разреза. Особая пружина придерживает гвоздь во время отрезания; затем другой механизм передвигает его в сторону и вдвигает в тиски , а молоток , нажимаемый пружиной, образует с одного удара головку. Готовые гвозди подвергаются слабому отжигу, чтобы возвратить им должную степень мягкости. Такие машины делают от 100 до 1000 гвоздей в минуту. Существуют и машины, перерабатывающие накаленное железо в гвозди с помощью многократного вальцования или штампования. В Англии изготовляют очень хорошие мелкие сапожные и обойные гвозди из ковкого чугуна. Их формуют обыкновенным образом, в песке (см. Литейное дело), причем модель имеет вид грабли и заключает в себе и лишники, по которым металл притекает в форму каждого гвоздя. По охлаждении лишники отламывают, а Г. подвергают отжигу с окисью железа для обезуглероживания чугуна. Отливают подобным образом и бронзовые гвозди, и кнопки, но их головки потом отделывают на токарном станке. Иногда в форму вставляют железные Г. и отливают одни головки из латуни; при застывании металл достаточно крепко охватывает железное острие.

В настоящее время почти все употребляемые в России гвозди выделываются на русских заводах: по сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С. Кулибиным в г.) в г. гвоздей выделано было всего 608000 пудов. Из этого числа 225000 пудов выделано СПб. общ. железоделательных заводов, 135700 пудов Кагинским заводом в Оренбургской губернии, 144900 пудов на 4 заводах в Финляндии и 89000 пудов в Радомской губернии, тоже на 4 заводах. Количество гвоздей, выделываемых кустарями, стало теперь незначительным (см. Кустарная промышленность ). По изданию департамента тамож. сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», в г. ввезено Г. разных всего на 19000 руб. золотом в количестве около 2000 пудов и получено за них пошлины 6421 руб. золотом (по 2 руб. 70 коп.). Ввозятся, как видно, Г. дорогие, стоящие в среднем почти по 10 руб. за пуд; это все или очень мелкие сапожные и обойные Г., машинные или литые, или же Г. с изукрашенными головками, для обойщиков.

Гвозди деревянные: 1) Корабельные, или нагели, служащие для скрепления частей морских судов; у нас они изготавливаются из дубовых и сосновых коротеньких отрубков толщиной около 2-3 дюймов, но за границей предпочтительнее употребляют лжеакацию , древесина которой доставляется из Америки , и ясень . 2) Барочные или речные судовые - днищевые, втесневики (Архангельская губерния), сколотьни, шпигорья, шпигори или шпиголы, - идущие при постройке барок на прикрепление барочных досок к стойкам и кокорам ; они длиной 12-16 вершков при толщине по окружности до 8 вершков. Модельку, по которой изготавливаются судовые деревянные гвозди, называют (на Каме) матрёнкой. 3) Плотники и стекольщики употребляют преимущественно гвозди дубовые или из хвойных пород. 4) Сапожные - шпили, шпильки, штифты, колки - изготавливаются машинным способом из клена (вообще), березы (у нас в России) и отчасти граба (за границей и в Привислянских губерниях). Они правильной четырехугольной формы и различной длины и толщины, сообразно с чем различают в торговле до 80 их нумеров. Шпильки с одного конца остро срезаны в две или в четыре грани; весь ход действий при выделке шпилек состоит в распиловке круглой пилой или различными пилами древесных отрубков (чураков длиной в саженей 6) на отрезки или стволовые кружки, толщина которых равняется длине шпилек. Отрезки при помощи колольной машины превращаются в пластинки большей или меньшей толщины и различной длины. У отсортированных наиболее пригодных пластинок заостряется один край на особых машинах-рубанках, и затем они раскалываются на гвозди, или шпильки; последние поступают в железные барабаны для просушки и потом просеиваются для отсортировки на ситах. При хорошем устройстве машин можно получить в течение 12 часов шпилек 10-15 пудов. Процент отбросов древесины при изготовлении шпилек до 50-70 %. Продажа производится по весу [Килограмм шпилек равен по объему 3 1 / 2 литрам.]. По официальным данным за