Электрооборудование

Месопотамия. Древние цивилизации Месопотамии

Месопотамия. Древние цивилизации Месопотамии

Адад, бог бурь, в Шумере был известен под именем Ишкур, арамеи называли его Хадад. Как божество грозы обычно изображался с молнией в руке. Поскольку земледелие в Месопотамии было орошаемым, Адад, распоряжавшийся дождями и ежегодными разливами, занимал важное место в шумеро-аккадском пантеоне. Он и его супруга Шала особенно почитались в Ассирии. Храмы Адада существовали во многих крупных городах Вавилонии.

Адапа, главный персонаж мифа о смертности человека. Адапа –полубог-получеловек, создание бога Эа, однажды во время ловли рыбы был застигнут бурей. Его лодка опрокинулась, и он оказался в воде. Разгневавшись, Адапа проклял бога бурь, в результате чего море в течение семи дней было спокойным. Для объяснения своего поведения он должен был предстать перед верховным богом Ану, но смог с помощью Эа умерить его гнев, заручившись поддержкой двух божественных заступников, Таммуза и Гильгамеша. По совету Эа Адапа отказался от предложенных ему Ану еды и питья. Ану же таким образом хотел превратить его полностью в божество и лишить Эа такого удивительного создания. Из отказа Адапы Ану заключил, что тот в конечном счете – только глупый смертный и отправил его на землю, однако решил, что он будет защищен от всех болезней.

Ану(м), аккадская форма имени шумерского бога Ана, означающая «небо». Верховное божество шумеро-аккадского пантеона. Он – «отец богов», его владение – небо. Согласно вавилонскому гимну творения «Энума элиш», Ану произошел от Апсу (первоначальной пресной воды) и Тиамат (моря). Хотя Ану поклонялись во всей Месопотамии, его особенно почитали в Уруке (библейском Эрехе) и Дере. Супругой Ану была богиня Анту. Его священное число – 6.

Ашшур, главный бог Ассирии, как Мардук – главный бог Вавилонии. Ашшур был божеством города, с древнейших времен носившего его имя, и считался главным богом Ассирийской империи. Храмы Ашшура назывались, в частности, Э-шара («Дом всемогущества») и Э-хурсаг-галь-куркура («Дом великой горы земли »). «Великая гора» – один из эпитетов Энлиля, перешедший к Ашшуру, когда он превратился в главного бога Ассирии.

Даган, по происхождению немесопотамское божество. Вошел в пантеоны Вавилонии и Ассирии во время массового проникновения западных семитов в Месопотамию ок. 2000 до н.э. Главный бог города Мари на Среднем Евфрате. В Шумере в его честь был назван город Пузриш-Даган. Имена царей севера Вавилонии династии Иссина Ишме-Даган («Даган услышал») и Иддин-Даган («данный Даганом») свидетельствуют о распространенности его культа в Вавилонии. Один из сыновей царя Ассирии Шамши-Адада (современника Хаммурапи) был назван Ишме-Даганом. Этот бог почитался филистимлянами под именем Дагон. Храм Дагана раскопан в Рас-Шамре (древнем Угарите) в Финикии. Супругой Дагана считалась Шала.

Эа, один из трех великих шумерских богов (два других – Ану и Энлиль). Первоначальное его имя – Энки («господин земли»), но, чтобы избежать путаницы с Энлилем, чьим владением также была земля, его стали называть Эа (шумер. «е» – «дом», а «э» – «вода»). Эа тесно связан с Апсу, олицетворением пресных вод. Из-за важности пресной воды в религиозных ритуалах Месопотамии Эа считался также богом магии и мудрости. В «Энума элиш» он – создатель человека. Культ Эа и его супруги Дамкины процветал в Эриду, Уре, Ларсе, Уруке и Шуруппаке. Его священное число – 40.

Энлиль, вместе с Ану и Энки, один из богов главной триады шумерского пантеона. Первоначально он – бог бурь (шумер. «ен» – «господин»; «лиль» – «буря»). По-аккадски он назывался Белом («господин»). Как «господин бурь» он тесно связан с горами, а значит и с землей. В шумеро-вавилонской теологии Вселенная делилась на четыре главных части – небо, землю, воды и подземное царство. Боги, властвовавшие над ними, – соответственно Ану, Энлиль, Эа и Нергал. Энлиля и его супругу Нинлиль («нин» – «госпожа») особенно почитали в религиозном центре Шумера Ниппуре. Его священное число – 50.

Энмеркар, легендарный царь Урука и герой шумерского мифа. Желая завоевать богатую страну Аратту, обратился за помощью к богине Инанне. Следуя ее совету, послал вестника правителю этой страны, требуя его подчинения. Основная часть мифа посвящена отношениям между двумя правителями. В конце концов Аратта дала Энмеркару сокровища и драгоценные камни для храма богини Инанны.

Этана, легендарный тринадцатый царь города Киша. Не имея наследника престола, пытался добыть «траву рождения», произраставшую на небесах. Этата спас орла от напавшей на него змеи, и в благодарность орел предложил донести его на его своей спине до неба. Конец этого мифа утрачен.

Гильгамеш, мифический правитель города Урука и один из самых популярных героев месопотамского фольклора, сын богини Нинсун и демона. Его приключения описаны в длинном сказании на двенадцати табличках; некоторые из них, к сожалению, полностью не сохранились. Буйный правитель Урука и грубое создание богини Аруру, Энкиду, созданный, чтобы противостоять Гильгамешу, стал его другом после того, как поддался чарам одной из урукских блудниц. Гильгамеш и Энкиду совершили поход против чудовища Хумбабы, хранителя кедрового леса на западе, и победили его с помощью солнечного бога Шамаша. Богиня любви и войны Иштар обиделась на Гильгамеша, после того как тот отверг ее любовные притязания, и попросила своего отца, верховного бога Ану, наслать на двух друзей огромного быка. Гильгамеш и Энкиду сразили быка, после чего стали насмехаться над Иштар. В результате святотатства Энкиду умер. Впав в отчаянье из-за потери друга, Гильгамеш отправился на поиски «тайны жизни». После долгих скитаний он нашел растение, возвращающее жизнь, но в момент, когда Гильгамеш отвлекся, его похитила змея. В одиннадцатой табличке излагается история Утнапиштима, вавилонского Ноя.

Иштар, богиня любви и войны, самая значительная богиня шумеро-аккадского пантеона. Ее шумерское имя – Инанна («госпожа небес»). Она – сестра бога Солнца Шамаша и дочь бога Луны Сина. Отождествлялась с планетой Венера. Ее символ – звезда в круге. Как богиня войны часто изображалась сидящей на льве. В качестве богини физической любви была покровительницей храмовых блудниц. Ее считали также милосердной матерью, заступающейся за людей перед богами. В истории Месопотамии в различных городах ее почитали под разными именами. Одним из главных центров культа Иштар был Урук.

Мардук, главный бог Вавилона. Храм Мардука назывался Э-саг-ил. Храмовая башня, зиккурат, послужила основой для создания библейской легенды о Вавилонской башне. В действительности она называлась Э-темен-ан-ки («Дом основания небес и земли»). Мардук был богом планеты Юпитер и главным богом Вавилона, в связи с чем он вобрал в себя признаки и функции других богов шумеро-аккадского пантеона. В нововавилонское время в связи с развитием монотеистических идей другие божества стали рассматриваться как проявления различных сторон «характера» Мардука. Супруга Мардука – Царпаниту.

Набу, бог планеты Меркурий, сын Мардука и божественный покровитель писцов. Его символом был «стиль», тростниковый стержень, использовавшийся для нанесения клинописных значков на таблички из необожженной глины для написания текстов. В старовавилонское время он был известен под именем Набиум; его почитание достигло наивысшей точки в нововавилонской (халдейской) империи. Имена Набопаласар (Набу-апла-ушур), Навуходоносор (Набу-кудурри-ушур) и Набонид (Набу-на"ид) содержат имя бога Набу. Главным городом его культа была Борсиппа близ Вавилона, где находился его храм Э-зида («Дом твердости»). Его супругой была богиня Ташметум.

Нергал, в шумеро-аккадском пантеоне бог планеты Марс и подземного мира. Имя Не-ири-гал по-шумерски означает «Мощь великой обители». Наргал воспринял также функции Эрры, первоначально бога чумы. Согласно вавилонской мифологии, Нергал сошел в Мир мертвых и отнял власть над ним у его царицы Эрешкигаль. Центром культа Нергала был город Кута близ Киша.

Нингирсу, бог шумерского города Лагаша. Многие из его атрибутов – те же, что у общешумерского бога Нинурты. Он явился правителю Лагаша Гудеа и повелел ему построить храм Э-нинну. Его супруга – богиня Баба (или Бау).

Нинхурсаг, богиня-мать в шумерской мифологии, известная также как Нинмах («Великая госпожа») и Нинту («Госпожа, дающая рождение»). Под именем Ки («Земля») она первоначально была супругой Ана («Неба»); от этой божественной четы родились все боги. Согласно одному мифу, Нинмах помогла Энки создать из глины первого человека. В другом мифе она прокляла Энки за то, что он съел созданные ею растения, но затем раскаялась и вылечила его от болезней, явившихся следствием проклятия.

Нинурта, шумерский бог урагана, а также войны и охоты. Его эмблема – скипетр, увенчанный двумя львиными головами. Супруга – богиня Гула. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. Его культ особенно процветал в городе Кальху.

Шамаш, шумеро-аккадский бог солнца, по-аккадски его имя означает «солнце». Шумерское имя бога – Уту. Символ – крылатый диск. Шамаш – источник света и жизни, но также и бог справедливости, чьи лучи высвечивают в человеке все зло. На стеле Хаммурапи он изображен передающим царю законы. Главными центрами культа Шамаша и его супруги Айи были Ларса и Сиппар. Его священное число – 20.

Син, шумеро-аккадское божество Луны. Его символ – полумесяц. Поскольку Луна была связана с измерением времени, он был известен как «Господин месяца». Син считался отцом Шамаша (бога солнца) и Иштар, именовавшейся также Инанной или Нинсианной, богини планеты Венера. Популярность бога Сина на протяжении всей истории Месопотамии засвидетельствована большим числом имен собственных, элементом которых является его имя. Главным центром культа Сина и его супруги Нингаль («Великой госпожи») был город Ур. Священное число Сина – 30.

Таммуз, шумеро-аккадский бог растительности. Его шумерское имя – Думузи-абзу («Истинный сын Апсу») или Думузи, от которого происходит еврейская форма имени Таммуз. Культ Таммуза, почитавшегося под западносемитским именем Адонай («Мой господин») или под греческим Адонис, был широко распространен в Средиземноморье. Согласно сохранившимся мифам, Таммуз умер, сошел в Мир мертвых, был воскрешен и поднялся на землю, а затем вознесся на небо. Во время его отсутствия земля оставалась бесплодной, а стада пали. Из-за близости этого бога с миром природы, полями и животными его называли также «Пастухом».

Найти "МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ " на

Природа и население Южной Месопотамии

Название Месопотамия (греч. mesos - средний, potamos - река) было дано стране греческими переводчиками Ветхого Завета, его можно перевести буквально как «Междуречье», т. е. долина между двух рек - Тигра и Евфрата. Также эту страну называют Двуречье. Двуречье делят на две части: северная называется Ассирия, южная - Вавилония. В свою очередь, Вавилония делилась на северную (Центральную) часть - Аккад - и южную - Шумер.

В Южной Месопотамии были сравнительно плодородные земли. Однако из-за сухого климата использовать эти почвы можно было, только регулируя воду рек Тигр и Евфрат. Орошение давало возможность получать большие урожаи. Весной под влиянием таяния снегов в горах Армении уровень воды в обеих реках поднимается до максимума, и они затопляют равнины. Вода начинает спадать в июне и достигает минимального уровня осенью. Поскольку разлив рек в Месопотамии наступал поздно, возникла необходимость строить дамбы и плотины для защиты всходов от затопления, рыть каналы, чтобы накапливать воду и своевременно подавать ее туда, где появлялась в этом потребность. Из-за того, что реки разливались во время жары, происходило быстрое испарение воды, а это усиливало засоление почв и приводило к снижению урожаев. Через какое-то время земля становилась вообще непригодной для посевов, и приходилось осваивать новые пашни, а жителям - переселяться. Ил к тому же засорял каналы, снабжавшие водой внутренние части страны, мешал нормальному течению рек. Каждый правитель был вынужден заботиться об исправности плотин, очищении каналов и рытье новых, а также заниматься расселением жителей на новых землях.

Определите климатогеографические особенности появления первых цивилизаций (государств) в Египте и Месопотамии. Какое влияние они оказывали на экономику и каковы были политические последствия?

Другими природными богатствами Южная Месопотамия была бедна. Здесь было мало камня и дерева, только заросли гигантского тростника на болотах и неисчерпаемые запасы речной глины. Металлы были привозными.

Жители выращивали разные зерновые культуры, но особенно популярен был ячмень, из которого также делали ячменное пиво. Из семян кунжута (сезама) получали масло с острым привкусом. Широко употреблялись лук и чеснок. Для получения волокон выращивали лен, а масло из льняных семян применяли как лекарство.

Настоящим деревом жизни была финиковая пальма - одно из первых культурных растений в Южной Вавилонии; ни одного дикого вида ее не обнаружено. Высококалорийные финики использовались как основная сладость. Мед был редкостью, по-видимому, его собирали только от диких пчел. Важно и то, что в условиях жаркого климата финики долго хранились. В I тыс. до н. э. из них готовили алкогольный напиток, заменявший пиво. Для получения высоких урожаев фиников требуется искусственное опыление. Вероятнее всего, этим занимались профессиональные садоводы.

С целью иметь постоянный источник свежего мяса разводили домашних животных. Козы, овцы и свиньи легко приручались и давали не только мясо, но и шерсть (овцы) и пух (козы). Коз и овец содержали под присмотром пастухов большими стадами, принадлежавшими храму или дворцу. Если скот был собственностью частных владельцев, то им полагалась определенная часть дохода, получаемого от стада. Крупный рогатый скот первоначально использовали как тягловую силу при обработке земли и молотьбе. Из молока делали сыры и масло. Мясо крупных животных было невыгодно использовать повседневно. Его надо было съедать все сразу, так как создавать запасы мяса в жарком климате было невозможно. Основным вьючным животным были ослы.

В Южной Месопотамии жили два народа: шумеры и аккадцы. Шумеры - особенный народ, родственные связи его до сих пор неясны. Они не были исконными жителями Месопотамии. Выдвигалось предположение, что шумеры пришли сюда как воинственные кочевые пастухи, навязав себя оседлым народам в качестве правящей касты. Другие ученые полагают, что шумеры сами были крестьянами, возможно, вытесненными из родных мест в Центральной Азии изменениями климата. Убедительных доказательств ни той, ни другой точки зрения нет. Место шумерского языка в лингвистической системе также пока не установлено. Когда шумеры пришли в Южную Месопотамию, там уже существовали процветающие селения, и некоторые из них стали основой для более поздних шумерских городов.

Аккадцы принадлежали к семитам. Родиной древних семитов были внутренние районы Аравийского полуострова. Расширяющиеся пустыни вынуждали людей уходить с полуострова. Постепенно шумеры растворились среди аккадцев. Образовался один народ - вавилоняне.

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Географическое положение. «Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В целом этот регион совпадает с территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли. См. также ИРАК.

Археологические памятники. Первые сведения европейцев о Месопотамии восходят к таким классическим авторам древности, как историк Геродот (5 в. до н.э.) и географ Страбон (рубеж н.э.). Позднее Библия способствовала интересу к местонахождению райского сада, к Вавилонской башне и самым знаменитым городам Месопотамии. В средние века появились записки о путешествии Беньямина Тудельского (12 в.), содержащие описание местонахождения древней Ниневии на берегу Тигра напротив процветавшего в те времена Мосула. В 17 в. предпринимаются первые попытки скопировать таблички с текстами (как позднее выяснилось, из Ура и Вавилона), написанными клинообразными знаками, которые впоследствии получили название клинописи. Но систематические широкомасштабные исследования с тщательными измерениями и описаниями сохранившихся фрагментов памятников приходятся на начало 19 в.; в частности, такие работы были предприняты английским путешественником и политиком Клодисом Джеймсом Ричем. Вскоре визуальное обследование поверхности памятников уступило место раскопкам городов.

Во время раскопок, проведенных в середине 19 в. неподалеку от Мосула, были обнаружены изумительные ассирийские памятники. Французская экспедиция под руководством Поля Эмиля Ботта после неудачных раскопок в 1842 на холме Куюнджик (часть древней Ниневии) в 1843 продолжала работы в Хорсабаде (древний Дур-Шаррукин), величественной, но недолговечной столице Ассирии при Саргоне II. Большие успехи были достигнуты британской экспедицией под руководством сэра Остина Генри Лейарда, раскапывавшей с 1845 две другие ассирийские столицы – Ниневию и Калаха (современный Нимруд).

Раскопки вызвали рост интереса к археологии Месопотамии и, что особенно важно, привели к окончательной расшифровке аккадской (вавилонской и ассирийской) клинописи. Начало было положено в 1802 немецким ученым Георгом Фридрихом Гротефендом, пытавшимся прочесть древнеиранский текст на трехъязычной надписи из Ирана. Это было алфавитное клинописное письмо с относительно небольшим числом знаков, а язык был диалектом хорошо известного древнеперсидского языка. Вторая колонка текста была написана на эламском языке слоговым письмом, содержавшим 111 знаков. Система письма в третьей колонке, была еще более трудной для понимания, поскольку содержала несколько сотен знаков, обозначавших как слоги, так и слова. Язык совпадал с языком надписей, обнаруженных в Месопотамии, т.е. с ассиро-вавилонским (аккадским). Многочисленные трудности, возникавшие при попытках прочесть эти надписи, не остановили британского дипломата сэра Генри Роулинсона, пытавшегося расшифровать знаки. Находки новых надписей в Дур-Шаррукине, Ниневии и других местах обеспечили успех его исследований. В 1857 четыре ассириолога, собравшиеся в Лондоне (среди них был и Роулинсон), получили копии недавно найденного аккадского текста. Когда сравнили их переводы, оказалось, что они совпадали во всех основных позициях.

Первый успех в расшифровке аккадской системы письма – самой распространенной, просуществовавшей многие века и сложной из всех клинописных систем, – вызвал к жизни предположение, что эти тексты могут удостоверить правдивость библейских текстов. Из-за этого сильно возрос интерес к табличкам. Главной целью стало не обнаружение вещей, художественных или письменных памятников, а восстановление облика ушедших цивилизаций во всех их связях и деталях. Многое в этом отношении сделано немецкой археологической школой, главными достижениями которой были раскопки под руководством Роберта Кольдевея в Вавилоне (1899–1917) и Вальтера Андре в Ашшуре (1903–1914). Тем временем французы вели аналогичные работы на юге, в первую очередь в Телло (древний Лагаш), в сердце древнего Шумера, а американцы – в Ниппуре.

В 20 в., в период между мировыми войнами, было исследовано множество новых памятников. Среди главных открытий этого периода – англо-американские раскопки в Уре, получившие, вероятно, особую известность благодаря находкам в так называемом Царском некрополе, с его невероятно богатыми, хотя зачастую жестокими свидетельствами жизни шумеров в III тыс. до н.э.; немецкие раскопки в Варке (древний Урук, библейский Эрех); начало французских раскопок в Мари на Среднем Евфрате; работы Восточного института Чикагского университета в Телль Асмаре (древняя Эшнунна), а также в Хафадже и Хорсабаде, где почти столетием раньше французы начали раскопки; раскопки Американской школы восточных исследований (Багдад) в Нузи (совместно с Гарвардским университетом), а также в Тепе Гавре (совместно с Пенсильванским университетом). После Второй мировой войны правительство Ирака приступило к самостоятельным раскопкам, в основном на юге страны.
Этнические группы. Месопотамия с глубокой древности должна была привлекать как временных, так и постоянных поселенцев – с гор на северо-востоке и севере, из степей на западе и юге, с моря на юго-востоке.

До появления письменности ок. 3000 до н.э. об этнической карте района судить трудно, хотя археология дает многочисленные свидетельства того, что вся Месопотамия, включая аллювиальную долину юга, была заселена задолго до того, как возникла письменность. Свидетельства о более ранних культурных этапах являются отрывочными, а и их доказательность по мере погружения в древность становится все более сомнительной. Археологические находки не позволяют определить их принадлежность той или иной этнической группе. Костные останки, скульптурные или живописные изображения не могут служить надежными источниками идентификации населения Месопотамии в дописьменную эпоху.

Мы знаем, что в историческое время вся Месопотамия была заселена народами, говорившими на языках семитской семьи. На этих языках говорили аккадцы в III тыс. до н.э., наследовавшие им вавилоняне (две группы, обитавшие первоначально в Нижней Месопотамии), а также ассирийцы Центральной Месопотамии. Все эти три народа объединяются по лингвистическому принципу (который оказался наиболее приемлемым) под названием «аккадцы». Аккадский элемент играл важную роль на протяжении всей долгой истории Месопотамии.

Другим семитским народом, оставившим заметный след в этой стране, были амориты, которые стали постепенно проникать в Месопотамию в начале III тыс. до н.э. Вскоре они создали несколько сильных династий, среди них – I Вавилонская, наиболее знаменитым правителем которой был Хаммурапи. В конце II тыс. до н.э. появился другой семитский народ, арамеи, которые в течение пяти веков представляли постоянную угрозу для западных границ Ассирии. Одна из ветвей арамеев, халдеи, стали играть столь важную роль на юге, что Халдея стала синонимом поздней Вавилонии. В конце концов арамейский язык в качестве общеупотребительного распространился по всему древнему Ближнему Востоку, от Персии и Анатолии до Сирии, Палестины и даже Египта. Именно арамейский стал языком администрации и торговли.

Арамеи, подобно аморитам, пришли в Месопотамию через Сирию, происходили же они, по всей вероятности, из Северной Аравии. Возможно также, что этот путь прежде использовали аккадцы, первый из известных народов Месопотамии. Среди автохтонного населения долины семитов не было, что установлено для Нижней Месопотамии, где предшественниками аккадцев были шумеры. За пределами Шумера, в Центральной Месопотамии и далее к северу, обнаружены следы других этнических групп.

Шумеры представляют во многих отношениях один из самых значительных и одновременно таинственных народов в истории человечества. Они заложили фундамент цивилизации Месопотамии. Шумеры оставили важнейший след в культуре Междуречья – в религии и литературе, законодательстве и управлении, науке и технике. Именно шумерам мир обязан изобретением письменности. К концу III тыс. до н.э. шумеры потеряли свое этническое и политическое значение.

Среди наиболее известных народов, игравших важную роль в древней истории Месопотамии, самыми древними и в то же время постоянными соседями шумеров были эламитяне. Они обитали на юго-западе Ирана, главным их городом были Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии. Однако маловероятно, что они смогли проникнуть далеко в Междуречье, поскольку признаки их обитания не обнаружены даже в Центральной Месопотамии.

Касситы – следующая важная этническая группа, выходцы из Ирана, основатели династии, сменившей I Вавилонскую. Они обитали на юге до последней четверти II тыс. до н.э., но в текстах III тыс. до н.э. не упоминаются. Классические авторы упоминают их под именем коссеев, в то время они уже проживали в Иране, откуда когда-то, по-видимому, пришли в Вавилонию. Сохранившиеся следы касситского языка слишком скудны для того, чтобы его можно было отнести к какой-либо языковой семье.

Важную роль в межрегиональных отношениях сыграли хурриты. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине. Первоначально эта этническая группа, вероятно, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Из центральной части Верхней Месопотамии хурриты в глубокой древности легко могли проникнуть в соседние области долины. Возможно, хурриты – главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии.

Далее к западу проживали различные анатолийские этносы; некоторые из них, такие как хатты, вероятно, были автохтонным населением, другие, в частности лувийцы и хетты, представляли собой остатки миграционной волны индоевропейцев. См. также АККАДСКИЙ ЯЗЫК; АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК; ШУМЕРЫ.

Доисторические культуры. Наиболее важная особенность сведений о доисторической Месопотамии и окружающих ее землях заключается в том, что они основываются на непрерывной последовательности свидетельств, которые, слой за слоем, приводят к началу письменной истории. Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. На смену периоду охоты и собирательства пришло регулярное производство продуктов питания. На смену временным поселениям, особенно в плодородных долинах, пришли долговременные поселения, в которых их обитатели жили поколениями. Такие поселения, которые можно раскапывать слой за слоем, позволяют реконструировать динамику развития в доисторическое время и шаг за шагом проследить прогресс в области материальной культуры.

Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука – пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой.

На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата. Искусство производства глиняной посуды достигло высокого уровня развития по разнообразию форм, качеству обжига сосудов, тщательности отделки и изощренности многоцветного орнамента. Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, – от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука.

К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура – обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности. Все это были провозвестники начала новой исторической эпохи.

Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них – названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова «плотник» и «стул», употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений – кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других – восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

Исторический период. Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

Однако письменность не стала единственным определяющим фактором начала новой эпохи. Важнейшим достижением было развитие металлургии до того уровня, когда общество для продолжения своего существования должно было создавать новые технологии. Залежи медных руд находились далеко, поэтому потребность в получении этого ставшего жизненно необходимым металла привела к расширению географических горизонтов и изменению самого темпа жизни.

Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.
Эпоха преобладания шумеров. В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты, хотя здесь находят следы и более ранних поселенцев. Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Центром Аккада стал город Киш. Борьба за господство приобрела форму соперничества между Кишем и другими шумерскими городами. Решающая победа Урука над Кишем, подвиг, приписываемый полулегендарному правителю Гильгамешу, знаменует становление шумеров как главной политической силы и решающего культурного фактора в регионе.

Позже центр власти перемещался в Ур, Лагаш и другие места. В этот период, называемый Раннединастическим, сформировались основные элементы цивилизации Месопотамии.

Династия Аккада. Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало «законный царь». Чтобы порвать с прошлым, Саргон перенес свою столицу из Киша в Аккад. Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского; он продолжал существовать в форме вавилонского и ассирийского диалектов как государственный на протяжении всей дальнейшей истории Месопотамии.

Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации.

Роль аморитов. Аккадская империя прекратила существование к концу III тыс. до н.э., став жертвой безудержной экспансии и вторжений варваров с севера и запада. Примерно через столетие вакуум был заполнен, и при Гудеа Лагашском и правителях III династии Ура наступила эпоха возрождения. Но попытка восстановления былого величия Шумера была обречена на неудачу. Тем временем на горизонте появились новые группы, которые вскоре смешались с местным населением, чтобы создать на месте Шумера и Аккада Вавилонию, а на севере – новое государственное образование, Ассирию. Эти широко распространившиеся пришельцы известны под именем аморитов.

Где бы ни поселялись амориты, они становились преданными последователями и защитниками местных традиций. После того, как эламитяне положили конец III династии Ура (20 в. до н.э.), амориты постепенно стали набирать силу в государствах Исcина, Ларса, Эшнунна. Они смогли основать собственную династию в центральной части Аккада со столицей в прежде малоизвестном городе Вавилоне. Эта столица стала культурным центром региона на все время существования месопотамской цивилизации. Первая династия Вавилона, определяемая с достаточными основаниями как Аморитская, правила ровно триста лет, с 19 по 16 вв. до н.э. Шестым царем был знаменитый Хаммурапи, постепенно завоевавший контроль над всей территорией Месопотамии. См. также ВАВИЛОН И АССИРИЯ.

Вторжение чужеземцев. Аморитская династия потеряла власть над Вавилонией, которую она удерживала в течение длительного времени, после того как столица около середины II тыс. до н.э. была разграблена хеттским царем Мурсилисом I. Это послужило сигналом для других захватчиков, касситов. В это время Ассирия подпала под власть Митанни, государства, основанного арийцами, но населенного в основном хурритами. Вторжения чужеземцев были следствием обширных этнических перемещений, возникших в Анатолии, Сирии и Палестине. Месопотамия пострадала от них в наименьшей степени. Касситы сохраняли власть в течение нескольких столетий, но вскоре восприняли вавилонский язык и традиции. Возрождение Ассирии было еще более стремительным и полным. С 14 в. до н.э. Ассирия переживала спад. Уже давно Ашшур чувствовал в себе силы вступить в соперничество с Вавилоном. Ярчайшим событием в драматическом правлении ассирийского царя Тукульти-Нинурты I (конец 13 в. до н.э.) стало завоевание им южной столицы.

Это означало начало жестокой и долгой борьбы между двумя мощными государствами Месопотамии. Вавилония не могла соперничать с Ассирией в военной области, но чувствовала свое культурное превосходство над «северными выскочками». Ассирия, со своей стороны, глубоко возмущалась этими обвинениями в варварстве. Нет сомнений, что исторические и культурные традиции Вавилонии всегда были мощным резервом в борьбе, которую вело это государство. Так, захватив Вавилон, Тукульти-Нинурта незамедлительно принял древний титул царя Шумера и Аккада – через тысячу лет после того, как он был учрежден. В этом был свой расчет – добавить блеска традиционному титулу царя Ассирии.

Взлет и падение Ассирии. Центр тяжести дальнейшего исторического развития Месопотамии, за исключением последних десятилетий ее самостоятельной истории, находился в Ассирии. Самым первым знаком этого процесса была экспансия, сначала в Иран и Армению, затем в Анатолию, Сирию и Палестину и наконец в Египет. Ассирийская столица переместилась из Ашура в Калах, затем в Дур-Шаррукин (современный Хорсабад), и, наконец, в Ниневию. Среди выдающихся правителей Ассирии – Ашурнацирапал II (ок. 883–859 до н.э.), Тиглапаласар III (ок. 745–727 до н.э.), возможно, самый могущественный из них, и славные сменявшие друг друга правители – Саргон II (ок. 721–705 до н.э.), Синахериб (ок. 704–681 до н.э.), Ассаргадон (ок. 680–669 до н.э.) и Ашшурбанипал (ок. 668–626 до н.э.). На жизнь трех последних царей большое влияние оказала жена Синахериба – Накийя-Закуту, вероятно, одна из самых влиятельных цариц в истории.

Могучее политическое и военное государство возникло в результате военных походов в отдаленные горные районы Ирана и Армении и в результате борьбы против упорно сопротивлявшихся городов арамеев, финикийцев, израильтян, иудеев, египтян и многих других народов. Все это требовало не только больших военных усилий, но и экономической и политической организации, наконец, способности контролировать постоянно растущее число разнородных подданных. С этой целью ассирийцы практиковали депортацию завоеванного населения. Так, после завоевания израильского города Самарии в 722–721 до н.э. его население было переселено в самые отдаленные провинции Ассирии, а его место заняли люди, также пригнанные из различных областей и не имеющие здесь этнических корней.

Вавилония долго изнывала под ассирийским игом, не в силах сбросить его, но никогда не теряла надежды на освобождение. В таком же положении находился соседний Элам. В это время мидийцы после долгого периода формирования своего государства покорили Элам и установили власть над Ираном. Они предложили помощь Вавилонии в борьбе с Ассирией, ослабленной постоянными нападениями с севера. Ниневия пала в 612 до н.э., и победители поделили поверженную империю. Северные провинции отошли к мидийцам, южные – к вавилонянам, которых к тому времени стали называли халдеями.

Халдеи, наследники традиций юга, достигли кратковременного процветания, особенно при Навуходоносоре II (ок. 605–562 до н.э.). Главная же опасность исходила от Египта, видевшего в халдеях, укрепившихся в Сирии и Палестине, постоянную угрозу для своих границ. В ходе соперничества двух мощных империй независимая крошечная Иудея (южное царство евреев) неожиданно приобрела важное стратегическое значение. Исход схватки оказался благоприятным для Навуходоносора, который вторично взял Иерусалим в 587 до н.э.

Однако царству халдеев не суждена была долгая жизнь. Персидские армии Кира Великого в это время вырвали власть над Ираном у мидийцев, захватили Вавилон в 539 до н.э. и тем самым открыли новую главу мировой истории. Сам Кир остро ощущал неоплатный долг, которым была обязана Месопотамии его страна. Позже, когда на смену эпохе господства персов пришла эпоха эллинизма, Александр Великий, вождь македонских завоевателей, хотел сделать Вавилон столицей своей новой империи.

Одно из самых удивительных на земле мест, это место где возникли первые государства, а следом и первые империи. Греки называли эту область Месопотамией , то есть «Междуречьем «, у нас же более принято говорить «Двуречье» — гигантская речная долина в передней Азии, ограниченная по краям течением рек Тигр и Евфрат.

Область называемая Междуречье, тянется от гор Армении на севере и до Персидского залива на юге. На западе она граничит с сирийско-месопотамской степью, а на востоке - с горными кряжами Западного Ирана.

Средняя и южная части Месопотамии представляют собой равнину, созданную наносными отложениями рек Тигр и Евфрат , которые, периодически разливаясь, удобряют и орошают землю.

Тигр берёт своё начало в горах Армении, к югу от Ванского озера. Истоки Евфрата лежат к востоку от Эрзерума на высоте 2 тысячи метров над уровнем моря. Течение Тигра отличается большой быстротой, и несмотря на то, что эта река на 750 км короче Евфрата, она несёт вдвое больше воды, чем медленно текущий Евфрат, длина которого достигает 2 600 км.

Берега Евфрата ниже берегов Тигра, поэтому Евфрат затопляет значительно большую территорию и разлив его длится дольше, чем разлив Тигра, продолжаясь с середины марта до сентября.

Нынешнее Междуречье сильно отличается от того, как выглядела эта местность тысячи лет назад, в эпоху Шумеро-Аккадского царства, ведь за прошедшие пять тысячелетий русла обеих рек значительно изменились. Древние города Шумера и Аккада, как, например, Сиппар, Киш, Ниппур, Шуруп-пак, Урук и Ларса , были расположены на берегах Евфрата, как на то указывают сохранившиеся надписи. Ныне же развалины этих городов лежат к востоку от современного русла реки. Тигр также переместил своё русло. Его течение отклонилось к северо-востоку.

Таким образом, обе реки были ближе друг к другу, чем ныне. Тем самым и территория равнины, доступная орошению, была несколько меньше.

Реки Тигр и Евфрат были главными не только оросительными, но и транспортными магистралями страны; обе реки связывали Месопотамию с соседними странами, с древней Арменией (Урарту), Ираном, Малой Азией, Сирией.

Территория Междуречья — речной долины рек Тигр и Евфрат на Ближнем Востоке

Природные условия и ресурсы Междуречья

Периодические разливы Тигра и Евфрата, обусловленные таянием снегов в горах Армении, имели определённое значение для развития земледельческого хозяйства, основанного на искусственном орошении. Шумер, расположенный на юге Двуречья, и Аккад, занимавший среднюю часть страны, несколько отличались друг от друга в климатическом отношении.

В Шумере зима была сравнительно мягкой, здесь могла расти в диком виде финиковая пальма. По климатическим условиям Аккад ближе к Ассирии, где зимой выпадает снег, и финиковая пальма в диком виде не растёт.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии не велики. Разве только жирная и вязкая глина — илистые речные наносы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов.

Небогат и растительный мир Двуречья. Древнейшее население этой страны акклиматизировало зерновые злаки, ячмень и пшеницу. Большое значение в хозяйственной жизни страны имели финиковая пальма и тростник, которые росли в южной части Двуречья в диком виде. Очевидно, к местным растениям принадлежали сезам (кунжут), служивший для изготовления масла, а также тамариск, из которого добывали сладкую смолу.

Древнейшие надписи и изображения указывают на то, что жителям Месопотамии были известны различные породы диких и домашних животных. В восточных горах водились овцы (муфлоны) и козы, а в болотистых зарослях юга - дикие свиньи, которые были приручены уже в глубокой древности. Реки были богаты рыбой и птицей. Различные виды домашней птицы были известны как в Шумере, так и в Аккаде.

Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.

Заселение Междуречья людьми

Древнейшие поселения на территории средней части Месопотамии появились в эпоху позднего цеолита. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях.

Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями. Эти племена, возможно, принадлежали к древнейшему этническому слою Передней Азии.

Месопотамия – это территория между реками Евфрат и Тигр (иные названия: Двуречье, Междуречье – это, буквально, «местность, находящаяся между двумя реками»). На ней в 3 тысячелетии до н. э. были образованы Лагаш, Урук, Ур и другие города-государства, жители которых проживали в глиняных домах. Только глина являлась доступным материалом на территории Месопотамии, поскольку леса и горы отсутствовали.

Вконтакте

Для постройки глиняные кирпичи высушивались под солнечными лучами. Стены возводились толстыми, поскольку это предотвращало разрушение строений. Так, по городской стене могла проехать повозка – такой была ее ширина. Найденные древние захоронения являются подтверждением того, что ремесло в данных городах находилось на высоком уровне.

Двуречье – древняя цивилизация, и население ее городов насчитывало до 40 тысяч человек. Тигр и Евфрат поспособствовали появлению и формированию земледельческой цивилизации на этих территориях: после разливов рек по береговым линиям оставался плодоносный ил – основное богатство Месопотамии.

Внимание! Разливы были такими бурными, что людям пришлось возводить по берегам специальные насыпи, иначе воды сносили загоны для животных, смывали на полях многочисленные посевы, затопляли не только пастбища, но и жилые селения. Для орошения земель были вырыты каналы.

Культура Междуречья

В 3 тысячелетии до н. э. в городах возникла клинопись. Данная письменность представляла собой нанесение черточек в виде клиньев на каменную или глиняную поверхность посредством заостренной палочки. Поначалу клинопись в городах появилась как ребусное идеографическое письмо , а через некоторое время – как словесно-слоговое.

Особенно известно письменностью государство Ассирия в период своего культурного расцвета. Ее правитель создал город Ниневию (сохранился до наших дней в разрушенном состоянии), на территории которого ученые обнаружили архив царя, состоящий из 30 тысяч глиняных табличек того периода. Они содержали различные тексты, относящиеся к древним областям знаний, которые были на тот период актуальны.

При этом обучение письму и чтению было доступно только детям из обеспеченных семей. Впервые школы на территории древних городов появились на свет в 3 тысячелетии до н. э., и за обучение в них приходилось платить. Для того чтобы изучить непростую письменную систему, требовалось учиться в школе писцов в течение долгих лет.

В мифологии жителей преобладали такие боги, как:

  • Шамаш (бог Солнца);
  • Син (Бог Луны);
  • Эа (бог Воды);
  • Иштар (богиня плодородия и любви).

Среди мифов выделяются два – об Утнапиштиме и Гильгамеше . Сказание об Утнапиштиме повествует о том, как боги собрались и задумали уничтожить людей, однако один из них спас своего любимца, Утнапиштима, и наказал ему построить корабль. Тот послушался, нагрузил на него свое имущество, а также семью, родных, мастеров, зверей и птиц.

На следующий день возникли бури, и страшный потоп напугал даже богов, которые раскаялись в своем решении. На седьмой день потоп прекратился, и Утнапиштим со своей женой, получив от богов бессмертие, были поселены у истока Евфрата и Тигра.

Сказания о Гильгамеше – это одно из наиболее древних литературных произведений, которые дошли до наших дней. Сказания относятся к величайшим произведениям древневосточной литературы, в них отражены философские взгляды на жизнь и окружающий мир, судьбу людей и их место. Они повествуют о конфликтах главного героя с царем, о его походах, борьбой с разгневанной богиней, о Подземном мире, смерти Гильгамеша, потопе.

В центральной части городов находился зиккурат. Это ступенчатая башня большой высоты , а на ее верху строился храм божества, являющегося покровителем города. Сегодня зиккураты являются археологическими памятниками, которыми может похвастаться территория Месопотамии. Достопримечательности также содержат некрополи, остатки дворцового ансамбля.

Подниматься на самую вершину башни могли исключительно жрецы – в этом святилище они наблюдали за тем, как движутся Луна и , два небесных божества. Жрецами составлялись календари, предсказывалось будущее по . Были и ученые, тоже жрецы – они занимались математикой. Для них число 60 представлялось священным, поэтому в современном мире каждый час состоит из 60 минут, а окружность составляют 360 градусов. Так культура Месопотамии оказала значительное влияние на весь мир.

Древние города Междуречья

Месопотамия на карте доказывает, что ее территория была богата на государства. На смену шумерским городам пришли царства:

  • Аккадское;
  • Шумеро-Аккадское;
  • Старовавилонское.

В 16 веке до н. э. и позднее в Древней Месопотамии государственность отсутствовала достаточно долго. Были только отдельные довольно крупные города, которые долго сохраняли и приумножали культурное единство – Ассирия, древнее Нововавилонское царство. В 4 веке до н. э. персы завоевали Вавилон .

Шумерские города-государства

По мнению ученых, города Междуречья стали появляться в период 4–5 тысячелетия до н. э. в южной области Месопотамии. Они были небольшими и немногочисленными, а их жители назывались шумерами. Ур, Урук, Лагаш и другие города этой территории на данный момент хорошо изучены. Шумеры возводили зиккураты и другие археологические памятники.

Аккадское царство

Территорию шумер в конце 24 века до н. э. завоевал аккадский царь Саргон. Шумерские города-государства оказались под его властью и стали частью империи. Чтобы состыковать значительно различающиеся обычаи и нормы аккадцев и шумер, было составлено аккадское законодательство , являющееся одним из самых древних.

Вскоре государство, основанное Саргоном, распалось на несколько частей. К ним примкнулся город Аккад и ряд похожих поселений. Властители региона, не зависящие от решений друг друга, реализовывали свою власть.

В данный период были составлены законы Уруинимгины. Они дошли до наших дней в виде фрагментов и являются первым памятником законодательного значения.

Старовавилонское царство

В 20 веке до н. э. началось возвышение Вавилона (в переводе – «ворота Бога»). Данный город был расположен в центре Месопотамии, а на его территории сходилось множество каналов, жизненно важных для каждого жителя региона, будь то аккадцы, шумеры или иные народы.

В процессе развития и обретения власти Вавилона важную роль сыграла его политика, направленная на завоевания . В период правления царя Хаммурапи под началом этого города была объединена значительная территория Древней Месопотамии. А сам Хаммурапи разработал восточные законы, которые стали всемирно известны и дошли до наших дней.

Вместе с захватом Вавилона хеттскими племенами началось падение Древнего Междуречья, и цивилизация Месопотамии оказалась под угрозой. Этот период был тяжелым и продолжительным, информация о нем скудная и была найдена вследствие сохранившейся до наших дней переписки с фараонами и нахождения археологических артефактов.

Ассирия

Ассирии принадлежит значительная роль при объединении Месопотамии. В 8 веке до н. э. жители Ассирии впервые создали на своей территории имперское централизованное государство . Так началась постепенная смена ранней древности поздней. Наблюдалось техническое развитие, а открытия в технике помогли прокармливать не только чиновников, но и крупную армию. Появилась возможность для проведения масштабных завоеваний и производства товаров для обмена.

Сравнение ранней и поздней древности

Ранняя древность Месопотамии Поздняя древность Месопотамии
Экономика Коллективное использование земельных территорий и община играли основополагающую роль С позволения государства на земельные территории распространялась частная собственность, появился индивидуализм, значение общины стало снижаться, общинная собственность земли начала постепенно распадаться
Формы государственного устройства Территориальное царствование, номовое государство, в состав которого входили общины Империя – государство, отличающееся крупными размерами, централизованное, характеризующееся интенсивной внешней политикой
Религиозные особенности Родоплеменные религии были децентрализованы, наблюдалось многобожие, или политеизм Возникли мировые религии, религиозное мировоззрение носило этический характер, наблюдалось единобожие, или монотеизм
Рабовладение К рабам относились, как к людям, их работа была временной К рабам относились, как к вещам

В период существования Ассирии наблюдалось возвышение данного государства на территории Месопотамии. Была сформирована крупная и мощная армия , имевшая все необходимое военное снаряжение. Ассирийцы дважды отправлялись в поход на Египет. Государству отводилась значительная территория современного Ближнего Востока.