Выключатели

Карточки с заданиями по черчению. Уроки рисования и черчения для начинающих

Карточки с заданиями по черчению. Уроки рисования и черчения для начинающих

Для развития чертёжной смекалки, пространственного мышления и для закрепления пройденного материала предлагаются занимательные задачи по технике черчения и задания по шрифтам:

Задание 1.
Хорошему оформлению чертежей способствует знание своего инструмента, приспособлений, знание чертежного шрифта и др. (рис. 5):

Рис. 5. Подготовка циркуля и карандаша к черчению.

а) Найдите изображение ножек циркуля, правильно подготовленного к работе.
б) Скажите, какой из карандашей очинён неправильно. Почему? Почему все чертежные карандаши бывают только гранеными, в то время как карандаши другого назначения бывают и гранеными и круглыми?
в) Как проверить, действительно ли прямой угол у этого треугольника?

Задание 2.
Продолжим предыдущее задание (рис. 6):


Рис. 6. а) правильная заточка карандаша; б) твердость карандаша в) как пользоваться циркулем

а) Найдите изображение карандаша, правильно подготовленного к работе.
б) Какими двумя карандашами по их твердости вы бы воспользовались для черчения?
в) Как пользоваться циркулем: как показано на рисунке слева или как справа?

Задание 3.
Вам уже известно, что чертежи выполняют линиями разной толщины. Но толщина «внутри» линии должна быть одинаковой на всем протяжении. Добиться этого можно только тренировкой.

Проверьте, насколько хорошо вы можете выполнить работу, заключающуюся в проведении различных линий чертежа (рис. 7).


Рис. 7. Упражнение для тренировки толщины линии.

Наметьте границы трех квадратов и нанесите в них вертикальные (1), наклонные (2) и горизонтальные (3) линии в указанных на рисунке сочетаниях. Опишите ряд концентрических окружностей: убывающей толщины (4), прерывающихся (5) и тонких (6).

Задача 4.
Найдите ошибки в словах, написанных стандартным шрифтом (рис. 8).

Рис. 8. Ошибки в словах.

Задача 5.
Если вам придется писать объявление о школьном вечере, то чертежный шрифт для этой цели будет слишком «сухим». Лучше применить какой-либо «вольный» шрифт. Но и в его конструкции должна быть определенная закономерность, почерк.

На рисунке 9 начато написание слов «бал-маскарад». Сумеете ли вы закончить это предложение, не нарушив своеобразия данного шрифта?


Рис. 9. Художественный шрифт «бал-маскарад».

Задание 6.
Приведены образцы букв некоторых художественных шрифтов (рис. 10).


Рис. 10. Примеры художественных шрифтов

Сконструируйте какую-либо отсутствующую букву в них, не нарушая, разумеется, своеобразия стиля письма.

Каким шрифтом вы написали бы слова: школа, азбука, море?

Задание 7.
На рисунке 11 даны шрифты. Рассмотрите их и охарактеризуйте.


Рис. 11. Охарактеризовать художественные шрифты

Задача 8.
На рисунке 12 показаны арки - конструкции, перекрывающие проемы в стенах,- лучковая (1), полуциркульная (2), подковообразная (3), стрельчатая (4), овальная (5), ползучая (6).


Рис. 12. Чертежи различных видов арочных конструкций

Начертите на бумаге одну из арок на выбор.

Задание 9.
На рисунке 12 показаны: московская телебашня (1), телевизионная опора в Виннице (2), мачта релейной связи в Чехословакии (3), башня Эйфеля в Париже (4), телебашня в Токио (5), телебашня в Берлине (6), здание в Нью-Йорке (7), телебашня в Торонто (8).


Рис. 12. Конструкции телебашень и сооружений.

Определите высоты сооружений, если высота телебашни в Москве 540 м. Можете ли вы предложить свой проект башни? Пофантазируйте на эту тему.

Задание 10.
Проверьте свое искусство копировать простые чертежи, требующие знаний, умений и навыков геометрических построений - проведения параллельных и перпендикулярных линий, дуг окружностей, деления окружностей, построения углов, нанесения размеров.

Вычертите стойку и фланец (рис. 13).


Рис. 13. Чертеж "стойка и фланец".

Задача 11.
Какое наименьшее количество размеров нужно знать, чтобы изготовить детали, показанные на рисунке 14?


Рис. 14. Проставить размеры на деталях.

Перечертите изображение на отдельный лист бумаги и проставьте размеры.

Задание 12.
Пятиконечная звезда (а, б), плашка (в), кухонная подставка (г) - примеры с использованием деления окружности на пять равных частей (рис. 15).


Рис. 15. Упражнение - деление окружности на части.

Вычертите фигуры в рабочей тетради, сохранив линии построения. Проследите, чтобы контурные линии были четкими, особенно места их пересечений.

Задание 13.
Чертеж, как известно, читают от его основной надписи. Оценить по достоинству это простое, но мудрое правило позволяет шуточный пример на рисунке 16. Что изображено на чертеже слева, справа и какая цифра проставлена там?


Рис. 16. Чтение чертежа.

Задание 14.
Французский ученый Шампольон, разгадывая египетские иероглифы, пришел к выводу, что слово, которое ему встретилось в рамке, означает имя фараона Птоломея (Птолмеес). Поэтому, когда совсем в другом месте был найдет обелиск, ученый сразу же узнал на нем знакомые буквы.


Рис. 17. Обелиск с египетскими иероглифами.

Догадайтесь, какое слово прочитал ученый на обелиске (рис. 17).

Задание 15.
На рисунке 18 представлены знаки современного пиктографического (картинного) письма, встречающегося на международных выставках, упаковочной таре различных грузов, вокзалах аэрофлота, на автомобильных дорогах, туристских тропах. В одном случае объектом изображения служит сам человек, в другом - окружающие его предметы, в третьем - это абстрактные символы.


Рис. 18. Знаки современного пиктографического письма.

Что, по-вашему, означает каждый из знаков? Какому выражению он соответствует?
а)

  • А - не сидеть;
  • Б - просвечивание грудной клетки;
  • В - служба скорой помощи детям;
  • Г - туристская тропа;
  • Д - комната для интервью;
  • Е - кабинет истории;
  • Ж - руками не трогать;
  • З - пресс-центр;
  • И - обращаться осторожно;
  • К - место для курения;
  • Л - место для умывания;
  • М - просим предъявлять билет;
  • А - хрупкий предмет,
  • Б - боится сырости,
  • В - держать в замороженном виде,
  • Г - кабинет черчения,
  • Д - кабинет химии,
  • Е - кабинет географии,
  • Ж - палаточный городок,
  • 3 - открытая эстрада,
  • И - пешеходная тропа,
  • К - гардероб,
  • Л - камера хранения,
  • М - упаковка посылок;
  • А - поворот направо запрещен,
  • Б - разворот запрещен,
  • В - извилистая дорога,
  • Г - вход,
  • Д - выход,
  • Е - пристань,
  • Ж - направление объезда,
  • 3 - круговое движение,
  • И - двигаться прямо,
  • К - двигаться направо,
  • Л - верх (например, ящика),
  • М - двигаться прямо или налево.

Задание 16.
Даны пиктограммы с характерными изображениями тех видов спорта, которые они представляют (рис. 19).


Рис. 19. Пиктограммы "спорт" (белым по черному).

Узнайте, какая пиктограмма что обозначает.


Рис. 20. Пиктограммы "спорт" (черным по белому).

Карточки-задания по черчению 8 класс. №1.

Упор

сталь

Рис.2.

Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №2.

Опора

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №3.

Стойка

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №4.

Опора

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №5.

Корпус

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №6.

Опора

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №7.

Рис.2.

Стойка

сталь

Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №8.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №9.

Рис.1.

Рис.2.

Ползун

сталь

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №10.

Ползун

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №11.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №12.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №13.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №14.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №15.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №16.

Стойка

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №17.

Стойка

сталь

Рис.2.

Стойка

сталь

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №18.

Ползун

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №19.

Серьга

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №20.

Вилка

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №21.

Опора

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №22.

Кронштеин

сталь

Рис.2.

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №23.

Корпус

сталь

Рис.1.

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №24.

Серьга

сталь

Рис.2.

Рис.1.

Отверстия сквозные.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №25.

Рис.1.

Угольник

сталь

Рис.2.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Карточки-задания по черчению 8 класс. №26.

Рис.2.

Крышка

сталь

Рис.1.

По наглядному изображению детали выполните чертёж в трёх проекциях. На чертеже нанесите размеры. Рис.1.

По двум данным видам постройте третий вид детали. На чертеже нанесите размеры. Рис.2.


Отопление - система нагревания помещений, а также устройство для такого

Нагревания. Ожегов.

Тепло – нагретое, теплое состояние чего-нибудь.Нагретость воздуха его

температура выше о градусов. Теплое, нагретое место помещения

Билет № 1

1. Перечислите основные линии чертежа. Укажите особенности их начертания в соответствии с государственным стандартом. Расскажите, каково их назначение.

2. Выполните аксонометрические изображения плоских фигур (равнобедренный треугольник с основанием а=30 мм и высотой h=50 мм).

Билет № 2

1. Назовите правила оформления чертежа (формат, рамка, основная надпись на чертежах).

2. Перечислите простейшие геометрические тела. Выполните аксонометрические изображения геометрических тел (цилиндр: радиус основания 30 мм, высота 50 мм).

3. По наглядному изображению предмета определите главный вид детали и выполните чертеж в 3-х видах в масштабе 1:1. Выделите цветным карандашом на чертеже все ребра, перпендикулярные фронтальной плоскости проекций.

Билет № 3

1. Шрифты чертежные. Какие размеры стандарт определяет для шрифта? Размер шрифта.

2. Выполните аксонометрические изображения плоских фигур (правильный шестиугольник: сторона равна радиусу = 40 мм).

Билет № 4

1. Назовите виды чертежа и соответствующие им проекции. Как располагаются виды на чертежах? Какой вид называется главным и почему?

2. Выполните аксонометрические изображения плоских фигур (прямоугольник со сторонами а=30 мм, в=40 мм).

3. По наглядному изображению предмета определите главный вид детали и выполните чертеж в 3-х видах в масштабе 1:1. Выделите цветным карандашом на чертеже все ребра, перпендикулярные фронтальной плоскости проекций.

Билет № 5

1. Дайте определение местного вида. Каково его назначение? Как на чертеже ограничивают местный вид? Где на чертеже располагают местный вид?

2. Постройте овал, соответствующий изометрической проекции окружности

с радиусом R= 60 мм по осям XY.

3. Постройте фронтальную диметрическую проекцию детали по заданным на чертеже размерам. Нанесите размеры.

Билет №6

1. Изометрические проекции окружностей. Назовите этапы построения овала.

2. Выполните аксонометрические изображения плоских фигур (равнобедренный треугольник с основанием а=40 мм и высотой h=40 мм).

3. Постройте изометрическую проекцию детали по заданным на чертеже размерам. Нанесите размеры..

Билет № 7

1. Перечислите основные правила нанесения размеров на чертежах (выносная линия, размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, расположение размерных чисел и т.д.).

2. Перечислите простейшие геометрические тела. Выполните аксонометрические изображения геометрических тел (конус: радиус основания 30 мм, высота 40 мм).

Билет № 8

1. Расскажите об особенностях выполнения технического рисунка. Чем он отличается от аксонометрического изображения?

2. Выполните аксонометрические изображения плоских фигур (прямоугольник со сторонами а=40 мм, в=60 мм).

3. По наглядному изображению предмета определите главный вид детали и выполните чертеж в 3-х видах в масштабе 1:1. Выделите цветным карандашом на чертеже все грани, наклонные горизонтальной плоскости проекций.

Билет № 9

1. Назовите основные способы проецирования. Как называются проекции, полученные при проецировании предмета на три плоскости проекций? Как располагают эти проекции относительно друг друга.

2. Выполните построения изометрической проекции круга по осям XY.

3. По наглядному изображению предмета определите главный вид детали и выполните чертеж в 3-х видах в масштабе 1:1. Выделите цветным карандашом на чертеже все грани, наклонные горизонтальной плоскости проекций.


Билет № 11

1. Аксонометрические проекции. Определения, виды, положение осей, определение размеров.

2. Выполните изометрическую проекцию правильной пирамиды (в основании квадрат со стороной а= 30 мм, высота 40 мм).

3. По наглядному изображению предмета определите главный вид детали и выполните чертеж в 3-х видах в масштабе 1:1. Выделите цветным карандашом на чертеже все грани, параллельные фронтальной плоскости проекций.


Вопросы к зачету по ЧЕРЧЕНИЮ по темам билетов

Тема 1 «Правила оформления чертежей» (билет 2)

1. Какие размеры имеет лист формата А4?

2. Какие ещё форматы вы знаете?

3. На каком расстоянии от внешней рамки надо проводить линии рамки чертежа?

4. Какой линией проводят линии рамки чертежа?

5. Где помещают основную надпись на чертеже? Назовите ее размеры.

Тема 2 «Линии чертежа» (билет 1)

1. Какой документ устанавливает начертание линий и указывает их основное назначение для всех чертежей промышленности и строительства?

2. Какую линию принимают за основную в черчении? Почему?

3. Сплошная толстая основная линия. Ее назначение, толщина?

4. Сплошная тонкая линия. Ее назначение, толщина?

5. Штриховая линия. Ее назначение, толщина?

6. Штрихпунктирная тонкая линия. Ее назначение, толщина?

7. Штрихпунктирная с 2-мя точками тонкая линия. Ее назначение, толщина?

8. Сплошная волнистая линия. Ее назначение, толщина?

Тема 3 «Шрифты чертежные». (билет 3)

1. Какой документ устанавливает начертание букв и цифр?

2. Какие размеры определяет для шрифта стандарт?

3. Виды шрифта.

4. Чему соответствует размер шрифта?

5. Назовите минимальный размер высоты букв и цифр на чертежах (3,5 мм)

6. Чему равна высота строчных букв?

Тема 4 «Нанесение размеров на чертежах» (билет 7)

1. Какие размеры наносят на чертежах? (линейные и угловые)

2. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?

3. Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?

4. Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями?

5. Какой размер наносят ближе к изображению, если на чертеже несколько размерных линий параллельных друг другу? (больший или меньший)

6. Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?

7. Какой знак наносят перед размерным числом при указании величины квадратного элемента?

8. Как указывается толщина детали при изображении плоских деталей в одной проекции?

9. Как на чертеже наносят размер нескольких одинаковых элементов?

Тема 5 «Проецирование» (билет 9)

1. Что называют проецированием?

2. Назовите способы проецирования.

3. Какое проецирование называется центральным, параллельным, прямоугольным, косоугольным?

4. Какой способ проецирования используется при построении чертежа?

5. Как называются плоскости проекций? Какими буквами они обозначаются?

6. Как называются проекции, полученные при проецировании предмета на три плоскости проекций? Как должны располагаться эти плоскости относительно друг друга?

Тема 6 «Расположение видов на чертежах» (билет 4)

1. Дайте определение вида.

2. Назовите виды чертежа и соответствующие им проекции.

3. Как располагаются виды на чертежах? Что это значит?

4. Какой вид называется главным и почему?

Тема 7 «Местный вид» (билет 5)

1. Какой вид называется местным?

2. С какой целью используется местный вид? Что дает применение местного вида?

3. Как на чертеже ограничивают местный вид?

4. Где на чертеже располагают местный вид?

Тема 8 «Аксонометрические проекции» (билет 11)

1. Какие виды аксонометрических проекций вы знаете?

2. Как с греческого переводятся понятия «аксонометрия», «диметрия», «изометрия»?

3. Как располагаются оси фронтальной диметрической и изометрической проекции?

4. Как в тетради в клетку отложить углы в 30 и 45 градусов?

5. Какие размеры откладывают при выполнении чертежа вдоль аксонометрических осей и параллельно им в изометрической и фронтальной диметрической проекциях?

6. Как проводят выносные линии при нанесении размеров на аксонометрических проекциях предмета?

Тема 9 «Изометрические проекции окружностей» (билет 6)

1. Какая геометрическая фигура является изометрической проекцией окружности?

2. Какую фигуру строят в практике черчения вместо эллипса?

3. В какую фигуру вписывают овал при построении изометрической проекции окружности?

4. Назовите этапы построения овала.

Тема 10 «Анализ геометрической формы предмета» (билет 12)

1. Какие геометрические тела вам известны?

2. Как называется процесс мысленного расчленения предмета на геометрические тела, образующие его поверхность?

3. Для чего нужен анализ геометрической формы предмета?

4. Определите, поверхности каких геометрических тел образуют форму предмета, изображенного на рисунке?

Тема 11 «Проекции вершин, ребер и граней предмета» (билет 10)

1. К чему сводится изображение любого предмета?

2. Покажите на кубе вершины, ребра и грани.

3. Какая из двух точек, проекции которых на горизонтальной плоскости совпадают, будет видимой?

4. Как обозначают на чертеже проекции точек на плоскости проекций?

5. Как на чертеже обозначают невидимые точки?

6. К каком случае отрезок прямой (ребро) и плоскость (грань) проецируются в истинную величину?

7. В каком случае ребро проецируется в точку, а грань в отрезок прямой?

8. Как проецируются ребро или грань, если они наклонны к плоскости проекций?

Тема 12 «Технический рисунок» (билет 8)

1. Какое изображение называют техническим рисунком?

2. Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?

3. Как можно выявить объем предмета на техническом рисунке?

Практические задания к зачету по черчению

1. Вычертить рамку чертежа и основную надпись. Заполнить основную надпись.

2. Построить аксонометрические проекции (фронтальную диметрическую и изометрическую) простых фигур: треугольник, куб, прямоугольник

3. Построить аксонометрические проекции геометрических тел (призма, пирамида, конус, цилиндр).

4. Построить изометрическую проекцию окружности.

5. По наглядному изображению предмета определите главный вид детали и выполните чертеж в 3-х видах в масштабе 1:1. Выделите цветными карандашами на чертеже грани, перпендикулярные, параллельные, наклонные к плоскостям проекций.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черчения

История возникновения графических способов изображений и чертежа

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана І V .

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

    Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

    Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

Разновидности графических изображений

Задание: подпишите названия изображений.

Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

Из истории

Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей.

В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в Новгороде Великом.

Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара – черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали «кохинор» - «не имеющие равных».

Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы.

Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля.

Слово ластик , оказывается, произошло от сокращенного слова «гуммиэластик», что переводится как каучук.

Готовальня – набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.

Закрепление материала:

По заданию учителя учащиеся в рабочей тетради, пользуясь чертежными инструментами, проводят вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.

Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, оформить фА4 (без шрифта)

Усвоить:

Представления о ГОСТах, ЕСКД, форматах, основной надписи

Уметь:

Определять толщину, начертание, тип линий при выполнении графических изображений, оформить формат.

Задание 1

Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 20, принадлежности, фА4

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, миллиметровка.

Усвоить:

Правила оформления чертежа, поэтапность работы над чертежом.

Уметь:

Аккуратно и рационально вести работу чертежными инструментами. Соблюдать правила оформления чертежа, начертание линий.

Примеры выполнения работы

Тестовые задания к графической работе №1

Вариант №1.

    Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, миллиметровка.

Д/З:

Тетрадь, учебник §2.4 стр. 23-24, миллиметровка.

Усвоить:

Чертежный шрифт, основную надпись чертежа.

Уметь:

Использовать шрифт при оформлении чертежа

Типы шрифтов:

Размеры шрифтов:

Практические задания:

Расчеты параметров чертежных шрифтов

Относит.

размер

Размер в мм

3.5

Высота

прописных букв

3.5

Высота

строчных букв

0.7 һ

2.5

3.5

Расстояние между буквами

0.2 һ

0.7

0.1

1.4

2.0

2.8

Минимальное расстояние между основаниями строк

1.7 һ

6.0

8.5

12.0

17.0

24.0

Минимальное расстояние между словами

0.6 һ

2.1

3.0

4.2

6.0

8.4

Толщина букв

0.1 һ

0.35

0.5

0.7

0.1

1.4

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

Нанесение размеров. Масштабы

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности.

Д/З:

Тетрадь, учебник §2.5-2.6, фА4 (по вертикали)

Усвоить:

Правила нанесения размеров

    Линейные

    Угловые

    Числа на чертежах

    Знаки R, диаметр, квадрат

Уметь:

Применять правила нанесения размеров. Читать размеры на чертежах. Правильно использовать масштаб

Размеры бывают:

Знаки, которые применяют при нанесении размеров:

L –

R –

Ǿ -

Задание:

Нанести размеры

Масштаб

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какую длину предмета надо указать на чертеже, если она равна 1250 мм, а масштаб изображения 1:10:

а) 125: б) 1250; в) 12.5?

2. Какую букву следует нанести перед размерным числом при указании толщины детали:

а) R; б) L ; в) S ?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    На чертеже задан масштаб 2:1. Как будут соотноситься линейные размеры изображения с линейными размерами спроецированного предмета:

    а) изображение больше действительной величины предмета; б) изображение соответствует действительной величине предмета; в) изображение меньше действительной величины предмета?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какой масштаб предпочтителен для выполнения чертежа детали:

а) увеличения; б) уменьшения; в) натуральный?

2. Что обозначает знак R, нанесенный перед размерным числом:

а) длину окружности; б) диаметр окружности; в) радиус окружности?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какой из вариантов соответствует масштабу уменьшения:

а) М 1:2; б) М 1:1; в) М 2:1?

2. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:

а) 5 мм; б) 7 мм; в) 10 мм?

Упражнение на закрепление материала

(работа цветным карандашом)

Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4 (по вертикали)

Д/З:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль)

Усвоить:

Правила нанесения размеров, оформление чертежа (шрифты, линии).

Уметь:

Выполнять чертеж, применять правила нанесения размеров, пользоваться чертежными инструментами.

Карточки – задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Сопряжения. Геометрические построения

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль).

Д/З:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль),фА4, §15.2 -15.3 рис.137

Усвоить:

Правила построения параллельных и перпендикулярных прямых, сопряжений углов, двух параллельных прямых, прямой и окружности и деления окружности на равные части, построения правильных многоугольников.

Уметь:

Выполнять геометрические построения с помощью чертежных инструментов. Читать чертеж.

Сопряжение –

Закрепление изученного материала:

Выполнить чертеж дверного ключа

Сопряжение тупого, острого и прямого углов

Геометрические построения

Деление окружности на 5 и 10 частей

Деление окружности на 4 и 8 частей

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

Деление отрезка на 9 частей

Проецирование. Метод проецирования. Проецирование на одну плоскость проекции

Д/З:

Принадлежности, 2 спичечные коробки, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 31-34 прочитать.

Усвоить:

Основы проецирования. Понятия: центр, перпендикуляр, параллельно

Уметь:

Анализировать форму предмета, отображение на плоскости.

Получение изображений на 2 плоскости проекции.

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §4 стр. 37-38.

Усвоить:

Правила изображения фигуры на взаимно перпендикулярной плоскости. Основы метода прямоугольного проецирования.

Уметь:

Уметь строить проекции на 2 плоскости проекции.

Упражнение:

Составьте модели из спичечных коробок, как показано на рис. 56 а. Сравните выполненные вами чертежи моделей с их наглядными изображениями. Составьте самостоятельно еще одну – две модели из двух или трех коробок и выполните их чертежи.

Практическое задание:

Используя наглядное изображение, постройте горизонтальную проекцию. Нанесите размеры.

Задание на повторение:

Получение изображений на 3 плоскости проекции

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §4 -5 стр.37-38 рис. 51.

Усвоить:

Порядок проецирования на 3 плоскости. Число видов используемых на технических чертежах. Принципы выбора главного вида.

Уметь:

Выполнить чертеж простой формы. Выбрать количество видов. Читать чертеж простой формы.

Устная работа:

Фронтально на классной доске построить третий вид детали

Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Расположение видов. Местные виды. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь, калька.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §5 рис. 55-56, ножницы, клей, проволока, спичечные коробки, цветная бумага.

Усвоить:

Порядок проецирования на плоскости. Число видов используемых на технических чертежах. Принципы выбора главного вида.

Уметь:

Выполнить чертеж простой формы, выбирая необходимое количество видов в соответствии с ГОСТами. Читать чертеж простой формы.

Вид

Что называется местным видом ?

Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:

Вариант №1

Вариант №2

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, проволока или картон, спичечные коробки, клей и т. п.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова

Усвоить:

Способы моделирования по чертежу.

Уметь:

Указания к работе

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

Порядок построения изображений на чертежах

инструменты, учебник, тетрадь, калька

Д/З:

§13, ф А4, цветные карандаши, принадлежности.

Усвоить:

Уметь:

Строить вырезы и срезы, выполнять технический рисунок элементов.

Закрепление материала

Задание:

Вариант №1 Вариант №2

Закрепление материала

Задание:

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

Вариант №3 Вариант №4

Анализ геометрической формы предметов. Тела вращения. Группа геометрических тел

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §10, 11, 16, цветные карандаши.

Усвоить:

    Правила выполнения чертежей геометрических тел.

    Последовательность чтения группы геометрических тел.

Уметь:

Закрепление материала

Работа по карточкам

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

Анализом геометрической формы-

Чертеж детали по двум данным видам

инструменты,

Д/З:

ф А4, инструменты

Усвоить:

Уметь:

Анализировать чертежи, давать точную словесную характеристику изображенного на чертеже предмета.

Получение аксонометрических проекций плоских фигур

Домашнее задание:

Повторить п. 7-7.2; завершить построение таблицы 1.

Оборудование для учеников:

учебник «Черчение» под ред. Ботвинникова А. Д., рабочая тетрадь, чертежные принадлежности.

Квадрат в диметрической проекции

Задание:

Построить квадрат в изометрической проекции

Треугольник в диметрии Треугольник в изометрии


Шестиугольник в диметрии и в изометрии

Задание:

Построить шестиугольник в изометрической проекции

Задание:

Аксонометрические проекции объемных тел

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, тетрадь, инструменты.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 49 таблица №2, §7-8.

Усвоить:

Правила построения аксонометрических проекций. Способы построения объемной детали в изометрии.

Уметь:

Строить изображения в аксонометрии начиная с плоских фигур, лежащих в основании детали. Учить анализировать полученные изображения.

Задание на повторение:

Построить на горизонтальной плоскости проекции геометрическую фигуру.

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Аксонометрическая проекция детали с цилиндрическими элементами

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 7-8.

Усвоить:

Правила построения детали с кривой поверхностью. Общее понятие «аксонометрия детали».

Уметь:

Анализировать форму детали, полученное изображение.

Эллипс –

Овал -


Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба ( D ) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D 4, который будет равен радиусу дуги R .

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4 .

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D 4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R 1 , которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление нового материала

! работа в рабочей тетради

Задание:

Выполнить изометрические проекции окружности параллельные фронтальной и профильной плоскостей проекции.

Чертеж и наглядное изображение детали

Ф А4, инструменты, учебник

Д/З:

§12, калька

Усвоить:

ЗУН

Уметь:

Анализировать форму детали, построить 3 вида детали и нанести размеры.

Технический рисунок

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова§9 , принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 9

Усвоить:

Правила выполнения технического рисунка и приемы выполнения детали.

Уметь:

Выполнять аксонометрические проекции с изображением плоских фигур. Выполнять технический рисунок.

Технический рисунок

Способы штриховки:

Закрепление материала

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь, цветные карандаши.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §12, фА4, цветные карандаши.

Усвоить:

Способы выделения точки на плоскости. Принципы построения ребер и граней.

Уметь:

Строить проекции точки и грани.

? Проблема

Что такое ребро?

Что называется вершиной предмета?

Что такое грань предмета?

Проекция точки

Практическая работа:

Расставьте буквенные обозначения проекций

точек на чертеже детали, отмеченных на наглядном изображении.

В)

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

Д/З:

Инструменты, миллиметровка, фА4, § 18

Усвоить:

Что такое эскиз. Правила выполнения эскиза

Уметь:

Выполнить эскиз в необходимом количестве видов. По эскизу выполнить чертеж.

    Что называется эскизом ?

Закрепление материала

Задания для упражнений

Нанесение размеров с учетом формы предмета

инструменты, учебник, тетрадь, калька.

Д/З:

Рис. 113 (1, 2, 3, 5, 8, 9)

Усвоить:

Общее правило нанесения размеров на чертеже.

Уметь:

Повторение и закрепление пройденного материала.

Устное упражнение

Практическая работа:

Вырезы и срезы на геометрических телах

Элементы деталей

    ШЛИЦ – паз в виде прорези или канавки на деталях машин. Например, прорезь в головке винта или шурупа, в которую вставляется конец отвертки при их завинчивании.

    ПАЗ – продолговатое углубление или отверстие на поверхности детали, ограниченное с боков параллельными плоскостями.

    ЛЫСКА – плоский срез с одной или с двух сторон цилиндрических, конических или сферических участков детали. Лыски предназначены для захвата гаечным ключом и др.

    ПРОТОЧКА - это кольцевая канавка на стержне, технологически необходимая для выхода резьбонарезанного инструмента при изготовлении детали или других целей.

    ПАЗ ШПОНОЧНЫЙ – прорезь в виде канавки, служащая для установки шпонки, которая передает вращение от вала к втулке и наоборот.

    ОТВЕРСТИЕ ЦЕНТРОВОЕ – элемент детали, служащий для уменьшения ее массы, подачи смазки к трущимся поверхностям, соединения деталей и др. Отверстия могут быть сквозными и глухими.

    ФАСКА – обточка на усеченный конус цилиндрической кромки детали.

Задание: Вместо цифр напишите названия элементов детали

Задание: Выполнить аксонометрическую проекцию детали

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Учебник, тетрадь, лист.

Д/З:

Миллиметровка, §17

Усвоить:

Усвоить способы построения 3-х видов, анализ геометрической формы предмета, знать названия элементов детали.

Уметь:

Анализировать чертеж, определять размеры, давать точную словесную характеристику

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Формат (тетрадь), инструменты

Д/З:

Инструменты, миллиметровка.

Усвоить:

Правила выполнения эскизов

Уметь:

Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

Примечание:

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

Формат А3, инструменты

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник.

Задание:

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.


Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

инструменты, учебник, миллиметровка

Д/З:

Инструменты, миллиметровка.

Усвоить:

Правила выполнения эскиза

Уметь:

Выполнить эскиз, правильно проставлять размеры

Задание:

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

инструменты, фА4, учебник

Д/З:

Инструменты, миллиметровка.

Усвоить:

Уметь:

Выполнить чертеж

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Учебник, тетрадь, миллиметровка, принадлежности

Д/З:

Учебник рис. 151 (познакомиться), фА4

Усвоить:

Уметь:

Анализировать форму. Выполнить чертеж в ортогональном прямоугольном проецировании.

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Задание:

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.

Задание на логическое мышление

Тема «Оформление чертежей»

Тема «Чертежные инструменты и принадлежности»

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

Ребус

Тема «Развертки геометрических тел»

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

    В переводе с французского языка «вид спереди».

    Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

    Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

    Геометрическое тело.

    Чертежный инструмент.

    В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

    Геометрическое тело.

    Наука о графических изображениях.

    Единица измерения.

    В переводе с греческого языка «двойное измерение».

    В переводе с французского языка «вид сбоку».

    На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

Технический словарь черчения

Аксонометрия

Алгоритм

Анализ геометрической формы предмета

Бобышка

Буртик

Вал

Вершина

Вид

Вид главный

Вид дополнительный

Вид местный

Винт

Втулка

Габарит

Гайка

Галтель

Геометрическое тело

Горизонталь

Готовальня

Грань

Деление окружности

Деление отрезка

Диаметр

ЕСКД

Инструменты чертежные

Калька

Карандаш

Компоновка чертежа

Конструирование

Контур

Конус

Кривые лекальные

Кривые циркульные

Лекало

Линейки

Линия – выноска

Линия выносная

Линия перехода

Линия размерная

Линия сплошная

Линия штриховая

Линия штрихпунктирная

Лыска

Масштаб

Метод Монжа

Многогранник

Многоугольник

Моделирование

Надпись основная

Нанесение размеров

Обводка чертежа

Обрыв

Овал

Овоид

Окружность

Окружность в аксонометрической проекции

Орнамент

Оси аксонометрические

Ось вращения

Ось проекций

Ось симметрии

Отверстие

Паз

Паз шпоночный

Параллелепипед

Пирамида

Плоскость проекций

Призма

Проекции аксонометрические

Проекция

Проекция изометрическая прямоугольная

Проекция фронтальная диметрическая косоугольная

Проецирование

Проточка

Развертка

Размер

Размеры габаритные

Размеры конструктивные

Размеры координирующие

Размеры элемента детали

Разрыв

Рамка чертежа

Ребро

Рисунок технический

Симметрия

Сопряжение

Стандарт

Стандартизация

Стрелки

Схема

Тор

Точка сопряжения

Транспортир

Угольники

Упрощения и условности

Фаска

Форматы чертежей

Фронталь

Центр проецирования

Центр сопряжения

Цилиндр

Циркуль

Чертеж

Чертеж рабочий

Черчение

Число размерное

Чтение чертежа

Шайба

Шар

Шлиц

Шраффировка

Шрифт

Штриховка

Штриховка в аксонометрии

Эллипс

Эскиз

2. Выполните аксонометрические изображения плоских фигур (по выбору).

БИЛЕТ №2

1. Назовите правила оформления чертежа (формат, рамка, основная надпись на чертежах).

2. Перечислите простейшие геометрические тела.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №З

1. Перечислите основные правила нанесения размеров на чертежах (выносная линия, размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, расположения размерных чисел).

2. Что такое сечение? Каковы правила выполнения наложенных и вынесенных сечений?

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №4

1. Расскажите об особенностях применения и обозначениях масштаба на машиностроительных и строительных чертежах.

2. Дайте определение местного вида, расскажите о его назначении.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №5

1. Расскажите об особенностях чертежного шрифта.

2. Что называется разрезом? Чем он отличается от сечения? Перечислите виды разрезов.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №6

1. Покажите приемы деления окружности на 3, 6, 12 частей с помощью циркуля, линейки, угольника.

2. Виды обозначений сечений на чертеже.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №7

1. Покажите приемы построения пятиугольника и десятиугольника.

2. Назовите особенности выявления разреза на аксонометрическом изображении.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №8

1. Выполните сопряжение тупого, прямого и острого углов.

2. Что такое разъемные и неразъемные соединения. Виды разъемных соединений.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №9

1. Назовите основные способы проецирования. Приведите примеры центрального и прямоугольного проецирования из жизненной практи­ки.

2. Перечислите правила изображения резьбы на чертежах (на стрежне и в отверстии).

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №10

1. Назовите виды чертежа и соответствующие им проекции.

2. Расскажите о сходстве и различии сборочных и рабочих чертежах.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №11

1. Что называется аксонометрической проекцией? Какие виды аксонометрической проекции используются для наглядного изображения объекта.

2. Выявите отличие машиностроительного чертежа от строительного.

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

БИЛЕТ №12

1. Расскажите об особенностях выполнения технического рисунка.

2. Перечислите основные требования к выбору способов изображения деталей на чертеже. (Выбор главного вида. Определение необ­ходимого и достаточного количества

изображений для выявления конструктивной формы детали).

3. По двум заданным видам постройте третий вид, применив необходимые разрезы. На чертеже нанесите размеры. По чертежу выполните аксонометрическое изображение детали с вырезом ¼ части детали. На наглядном изображении нанесите размеры.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Задание 10

Задание 11