Выключатели

Изготовление доспехов своими руками. Как сделать доспехи из картона

Изготовление доспехов своими руками. Как сделать доспехи из картона

Работы древних мастеров можно повторить и самим изготовить кожаный доспех, подобный скифскому. Сначала нужно заготовить некоторое количество кожи. Старая кожаная одежда или куртки, купленные в секонд-хэнде - любой, удобный для вас вариант. Подготовленную кожу кипятим при 90 градусах, отжимаем, высушиваем.

Отбираем два самые больших куска и вырезаем контур жилета. Длина кожаных доспехов может быть произвольной. На передней половине шейный вырез делаем более глубоким, а боковые стороны удлиняем, наклеивая слой за слоем остальные кожаные куски, которые остались от изделия так, чтобы они заходили за спину. Неплохо, если последний слой будет из цельного куска. Количество слоев может быть каким угодно, хотя 3-4 вполне достаточно. Затем к кожаной основе изнутри наклепываем металлические пластинки размером около 5x10 см толщиной от 0,8 до 1 мм.

Пластинки крепим четырьмя заклепками по одной в каждом углу. После этого изнутри нашиваем еще один слой кожи. Можно использовать не такой толстый и прочный, как внешний. Делаем это так. Крупным шилом пробиваем в коже отверстия шва, сначала вдоль краев, а потом каким-нибудь рисунком всю площадь пластин. Оба слоя кожи сшиваем толстой и прочной нитью. На передней половине по бокам нашиваем не менее трех крепежных ремней с надежными замками с каждой стороны, на задней - посередине - пряжки для их крепления.

На готовый кожаный доспех можно также наклепать несколько металлических пластин (рис. 1). Лучше всего -три-четыре ряда не очень длинных пластин шириной от 5 до 10 см. Крепим их к основе двумя заклепками по верхним углам пластинки для большей подвижности. Расстояние между пластинами одного ряда не должно превышать 1,5 см, а расстояние между двумя вертикальными рядами - 3-4 см. Можно сделать и такой вариант доспеха, когда крепежные ремни будут соединять переднюю и заднюю часть по бокам. Тогда эти части должны перекрывать друг друга. Если же нет больших цельных кусков кожи, переднюю и заднюю части делаем составными - из четырех кусков (рис. 2).

Рис. 1. Кожаные доспехи (вид спереди).

Кожаные панцири типа кирас

Кожаные панцири типа кирас, использовавшиеся самыми бедными воинами, представляли собой простые кожаные безрукавки или кожаные двубортные куртки из толстой сыромятной кожи. Верхняя пола заходила за нижнюю, соединяясь с ней ремнями.

Края разрезов и оплечий обшивались тесьмой, образующей валик. Концы ремней снабжались ворварками.

Рис. 2. Кожаные доспехи (вид сзади).

Вид панцирей

Второй вид панцирей имел кожаную же основу, усиленную металлическими пластинами. Иногда такие панцири состояли из нагрудника и наспинника, соединяющихся на боках. В передней их части имелся продольный разрез. На груди размещалась пара продолговатых железных позолоченных пластин, в центре каждой -два рельефных концентрических круга.

По краю округлого выреза нашивали узкую железную дуговидную пластинку, состоящую из двух половин и украшенную приклепанными бронзовыми треугольными бляшками.

Зачастую на такие панцири для защиты верхней части груди и шеи нашивали 1-2 пластины.

Например, на кожаной рубахе с боковым разрезом в верхней части имелась широкая полулунная пластина (21x13,5 см). Края верхнего выреза были отогнуты наружу, образуя бортик высотой 0,5 см, вдоль бортика располагались до 13 отверстий диаметром 0,3-0,4 см, в верхних углах пластины - по одному крупному отверстию, вдоль нижнего края пластины - ряд небольших отверстий - для крепления к панцирю кожаным шнурком. Иногда панцири дополняли бронзовыми бляхами воронкообразной формы диаметром 3,5 см с небольшим круглым отверстием в центре.

К панцирю они крепились с помощью заклепок с широкими шляпками. Но чаще всего использовались панцири, усиленные пластинчатым набором. Такой панцирь имел нагрудно-наспинную часть в виде прямоугольного полотнища с ровными боковыми краями, двумя противолежащими вырезами (большой - сверху, меньший - снизу). Сверху имелся небольшой округленный вырез-горловина. Панцирь кроился в виде куртки с разрезом на правом боку, разрезами и завязками на плечах. На левом боку имелась пройма для свободного движения ног при езде верхом.

Основой служили кожа или толстая ткань. Чаще всего это была кожа крупного рогатого скота с верхней спинной части, обработанная природными дубителями. На основе в горизонтальном положении нашивали кожаные полосы шириной 1 -3 см, с интервалом в 1 см. На полосах крепили набор. Иногда на кожаную основу нашивали кожаные пластины той же формы и размера, что и пластины набора, а на каждой кожаной пластинке крепилась металлическая бляха. Для изготовления пластин набора использовались железо, бронза и кость.

Очертания и размеры пластин не зависят от материала

По форме они делятся на три основных типа. 1. Продолговатые и округлые нижние. Из такого набора состоит абсолютное большинство панцирей, начиная с конца VII - начала VI в. до н.э. 2. Пластины с прямоугольным или близким к прямоугольному верхним краем, заостренным нижним краем. 3. Прямоугольные продолговатые пластины. Особенностью их является срезанный верхний угол. Панцири с таким набором использовались в V-III вв. до н,э.

Размеры пластин панцирных наборов чрезвычайно разнообразны

Установлено 17 основных размеров чешуй. Длина их менялась от 6,2 до 1, 7 см, ширина - от 2,6 до 0,7 см. Даже пластины, имеющие одинаковую длину (2,2 см), были разной ширины (1,7, 1,2, 1 см). Для крепления набора на основе использовались тонкие кожаные ремешки или жилы. При наборе пластин использовались два способа - правый и левый (правый край одной пластины закрывал левый край другой; второй способ - наоборот).

Подол панциря набирался из пластин двух видов: массивных продолговатых, со слегка закругленными нижними углами (кроме основных пробивались еще одно-два дополнительных отверстия вдоль одного из краев) и узких длинных, сильно выгнутых, имевших S-образный профиль. Набор рукавов состоял либо из таких же пластин, что и набор панциря, либо из узких длинных, изогнутых дугой пластин (размеры - 8x1 см, 5,7x18 см), вдоль длинных краев было пробито по три отверстия.

Существовало три типа панцирей с пластинчатым набором

Нагрудники- короткая рубаха с невысоким воротом, дополненная широким боевым поясом, набором покрывалась только грудь. Панцири с длинными рукавами- рубаха с длинными рукавами и невысоким воротом. Набор - на всей площади. Панцири с оплечьем - поверх одежды с длинными рукавами надевалась длинная безрукавная рубаха из толстой кожи. На спине имелся глубокий округлый вырез ворота, разделяющий плечевые части, которые и образовывали длинные оплечья, обшитые по краям кожаной тесьмой.

В углах оплечий помещался вырез. По краю на кожаной основе нашивались четыре ряда пластин по семь в каждом. На уровне нижнего ряда оплечий к панцирю пришивались металлические кольца, которые с помощью шнурков через кольца оплечья крепились к панцирю. Кирасы- последний вид скифских панцирей. Это панцири из двух кованых пластин (нагрудной и наспинной). Чаще всего изготовлялись из листов бронзы с кожаной подкладкой. Толщина листа - до 0,1 см. В нижней части обычно крепились полосы металла, заменяющие боевой пояс.

Греческие поножи

Иногда скифы применяли греческие поножи, или кнемиды - металлические щитки, прикрывающие ноги от щиколоток до колен. Самые ранние скифские кнемиды относятся к середине V в. до н.э., однако и более поздние образцы не отличаются от ранних. Все поножи делятся на две кнемиды из одной пластины, наголенники, собранные из отдельных металлических пластин. В качестве примера типичных скифских поножий может служить доспех из Кекуватского кургана. Они изготовлены из золотистой бронзы, поверхность их тщательно отполирована.

На поверхности кнемид рельефно выделены колени и мощная мускулатура голени. Вдоль нее проходит рельефное ребро, придающее доспеху дополнительную жесткость. Нижний край слегка утолщен и отогнут наружу. По периметру прочерчены три неглубокие параллельные линии и пробиты мелкие отверстия для закрепления подкладки. Ряд таких же отверстий сделан ниже коленной части доспеха. Вероятно, последние предназначались для крепления мягкой подушечки, защищавшей колено от повреждения доспеха металлом. Острые края пробитых изнутри отверстий тщательно сглажены.

Общая высота поножий - 41 см. Великолепные парадные поножи найдены в Керчи. Наколенная часть этих кнемид украшена рельефной маской Медузы Горгоны. Рельефно выделенные длинные мышцы заканчиваются у колена головами змей. По бокам поножи украшены розетками и волютами. Нижний край их слегка отогнут наружу. Вдоль края пробиты мелкие отверстия для крепления подкладки. Такие же отверстия имеются ниже колена. Высота поножий - 47 см, вес - 0,4 кг.

Для крепления поножий на ноге использовались два способа

В верхних и нижних углах пробиты парные отверстия, через которые проходили тонкие ремни завязок; - кожаные шнурки, обвязанные вокруг поножий.

Сплошные бронзовые набедренники вообще не нашли применения в Северном Причерноморье. Их с успехом заменяли наборные набедренники. Оригинальным доспехом, соединившим в себе и набедренники, и поножи, были кожаные штаны, покрытые металлическим набором.

Боевые пояса

Непременным атрибутом скифского воина с VI вв. до н.э. стали боевые пояса - узкие портупейные и широкие защитные. Впрочем, древнейшие пояса известны еще с VII-VI вв. до н.з. Первый тип боевых поясов - портупейные, использовавшиеся для ношения меча, горита, топора, чаши, оселка. В пределах этого типа выделяют три группы: кожаные, с пластинчатым набором, покрытые фигурными бляхами.

Второй тип боевых поясов - защитные, состоявшие из трех частей.

Верхней, средней и нижней. Верхняя часть: 3 ряда небольших пластин размером 3x2 см, первые 2 ряда состоят из чешуек, закрепленных на основе ремешками, проходящими через 3 расположенных вверху отверстия. В третьем ряду пластины той же формы, но отверстия в них пробиты в два ряда вверху и внизу детали.

Нижняя часть: 3 ряда пластин, аналогичных пластинам верхней части. Общая длина пояса- 106см, ширина- 17см. Основа изготовлена из толстой кожи. Верхний край ее загнут наружу и заходит на пластины верхнего ряда настолько, что закрывает отверстия в верхней их части. На концах пояса ремень основы несколько выступает из-под пластин, на нем в середине и у верхнего края пришиты толстые кожаные шнурки - завязки пояса.

Скифские щиты

Скифские щиты изготовлялись из дерева, прутьев, кожи и металлического покрытия. Выделяют два основных типа скифских щитов: - деревянные и плетеные; - с металлическим покрытием - сплошной пластиной и с панцирным набором. Деревянные щиты - овальные, слегка расширяющиеся в верхней части. Окрашивали их в красный цвет. Вероятно, такие щиты покрывались толстой кожей. Плетеные щиты известны нам только по изображениям на бытовых предметах. Они изготовлялись из тростника или ивы, окаймлялись кожей.

Щиты со сплошным металлическим покрытием имели деревянную основу, поверху которой укреплялась сплошная бронзовая или железная пластина.

Такие щиты имели круглую форму, их диаметр составлял около 70-80 см. Панцирное прикрытие щитов делится на две разновидности: пластинчатое и полосчатое. Щиты первого типа обычно имели овальную или бобовидную форму, вдоль края их проходил рельефный валик. Панцирное покрытие состояло из 10 рядов набора. В нижней части обычно находилось два вертикальных цилиндра из бронзы, снизу в них входили два изогнутых стержня, использовавшихся для крепления щита на корпусе воина.

Чешуйчатое покрытие состояло из продолговатых, овальных, вогнутых пластинок, аналогичных панцирному набору. Пластины жестко соединялись проволокой. Общий размер таких щитов- 125x70см при размере пластин 4x1,7см и 4x2,5 см. Для ношения различных видов щитов применялись различные же методы. Так, щиты со сплошными бронзовыми пластинами удерживали на ременных петлях и ручках, щиты пеших воинов имели две кожаные ручки, щиты с набором могли крепиться прямо на теле воина.

Предположим, что вы захотели составить «спецификацию» для совершенной брони. Её можно было бы легко изготовить без специальных инструментов, материал должен быть не дорогим и доступным. Она должна быть легкой, но в то же время прочной и не поддаваться ржавчине. Она должна соответствовать периоду средних веков, и в придачу ещё и хорошо выглядеть.

Кажется довольно сложным, верно? Однако такая броня существует, — это укрепленный кожаный доспех, и о том как собрать это чудо технологии и пойдет речь в данной статье!

Для начала, нам понадобиться собственно кожа. Она должна быть неокрашенной и уж конечно не лакированной, кожезаменитель тоже лучше не использовать, о причинах этого утверждения я благоразумно умолчу. Толщина кожи.
Естественно нежелательно портить родную косуху или старый плащ, т.к. во-первых это жалко, а во-вторых, — всё равно не подойдет, поскольку кожа там тонкая. В идеале было бы достать необработаный кусок (из более тонкой кожи можно сделать вставки в слабо уязвимых местах)*.

1. Начнем работу с измерений. В соответствии с рисунком измерьте окружность запястья (a), окружность локтя (b) и расстояние от запястья до локтя (с) (приведенные размеры, лишь приблизительны).

2. Вырежьте подходящий кусок кожи, в соответствии с формулами приведенными на рисунке.

3. Нам понадобиться миска с холодной водой в которую нужно поместить полученную заготовку, чтоб отмачивалась (можно использовать например раковину или ванну) и оставьте так на полчаса.

4. После того как кожа достаточно наберет влаги и станет гибкой и эластичной, её следует вынуть из воды и накрыть влажным полотенцем, оставив в таком состоянии часов на 8.

5. Далее, полученому куску нужно придать форму. Можно изготовить для этих целей болванку, напоминающую по форме вашу руку (что естественно удобнее), а можно использовать эту самую руку (что безусловно проще). Кусок ещё влажной кожи, необходимо закрепить на болванке, туго зафиксировать удерживающей повязкой и оставить сушитьбся на несколько часов.
Фокус заключается в том, что когда кожа подсохнет, она будет держать заданную форму.
Основная трудность на этом этапе, — это конечно же формирование той части наруча, которая будет закрывать локоть. Как можно заметить из рисунка, — он имеет круглую форму. Лучше использовать для этих целей любой предмет круглой формы, достаточно подходящий по диаметру.

6. Когда кожа подсохнет, следует снять её с заготовки и примерить на руку. Так проще заметить плотно ли прилегает будущий наруч к руке и не жмет ли он.
На этом этапе самое время вносить поправки и коррективы, а когда с ними будет покончено, следует вновь зафиксировать заготовку на болванке. Не переходите к следующему шагу, пока кожа не высохнет полностью (а это может длиться несколько дней), этим можно всё только испортить!

7. Заготовка у нас в руках и теперь самое время пропитать её воском. В домашних условиях сделать это проще всего следующим способом: возьмите большую кастрюлю, противень или лист фольги и положите на него заготовку.
Внутрь заготовки положить кусок воска, его потребуется грамм 300 и всю эту конструкцию засунуть в духовку. Воск плавиться очень быстро, поэтому температура должна быть совсем не большая (будьте осторожны, — во-первых вы можете испортить заготовку, а во-вторых устроить пожар!)

8. Когда кожа нагреется достаточно, воск начнет плавиться, не теряйте времени! Вытаскивайте кастрюлю из духовки и быстро растирайте воск по всей поверхности кожи, с обоих сторон (Естественно делать этого голыми руками не стоит).
Как только воск начнет застывать, снова ставте кастрюлю в духовку и повторяйте процесс приблизительно в течении получаса, пока практически весь воск не впитается.

9. После того как воск впитался, вынимайте заготовку из духовки и удалив остатки воска, положите остывать.
Теперь осталось проткнуть отверстия для креплений и провести «косметические» работы.

10. Делаем вторую часть наруча, которая будет «закрывать» руку со стороны запястья.
Вырезаем из кожи (можно даже не «укреплять» этот кусок описанными выше способами)прямоугольный кусок. Прокалываем в нем ряд отверстий и в соответствии с рисунком 3, соединяем обе части с помощью кожаной же полосы с двумя рядами отверстий (получиться подобие дверной петли).

11. Наручи такого типа, обычно крепятся двумя ремешками с застежками, но уж их можно изготовить и укрепить без всякой инструкции, основываясь только на рисунках 3 и 4.
Рисунок 4 показывает более практичный вариант наруча, можете поэкспериментировать с ножницами.

Если после длительного использования и принятия на себя изрядного количества ударов, наруч стал более мягким, его стоит поместить как и ранее в духовку, воск подтает и вновь «укрепит» его. В самых тяжелых случаях, достаточно просто добавить свежего воска и повторить операцию.

Показанная выше методика универсальна, таким способом можно изготавливать не только наручи, но и рельефные поножи, наподобии древнегреческих и прочие броне-детали

Всё! Собственно первый элемент «совершенного» доспеха изготовлен, а потому не задерживаясь, идем дальше!

Чешуйчатый доспех сделан по аналогии с металлическим из большого количества маленьких пластин. Такой вид панциря широко использовался во всем мире, от Скандинавии до Японии, а теперь, собрать такой попытаемся и мы.

На самом ли деле кожаный доспех настолько хорош? Это зависит от того, что именно в нем вы собираетесь делать. Для обычного воина вооруженного щитом и мечом, ведущего в основном одиночные бои, — хорош безусловно.
Если же ваш бой, это череда схваток не на жизнь, а чуть ли не буквально насмерть, где и вы и вас «рубят» от души, то рекомендуется увеличить защиту.

К примеру использовать ещё более толстую кожу на самых уязвимых местах, или же «разбавить» доспех стальными чешуйками. Можно также делать отверстия на отдельных чешуйках подальше от края, это увеличит колличество используемых элементов, но и значительно упрочнит доспех, т.к. увеличиться площадь удара

Мы будем использовать кожу, равную по характеристикам той, что использовалась при конструировании наруча, с той только разницей, что кожи нам потребуется не в пример больше.
На рисунке 5, показаны размеры и форма чешуек которые мы будем использовать (а) и ряд других, как историчных, так и не очень (б) На жилет без рукавов, у автора статьи ушло приблизительно 180 чешуек.

1. Вырезаем некоторое количество чешуек и «укрепляем» их уже известным нам способом. Т.к. элементы будущего доспеха плоские и небольшие, проще выложить их на противень, как пирожные и положить сверху кусок воска. Когда воск растает, дайте им пропитаться им, а затем выньте их и оставте остывать.

2. Пробиваем в чешуйках отверстия. Можно делать это разными способами, но лучше использовать обыкновенную дрель, что позволит существенно автоматизировать сей нудный процесс.

3. Обратите внимание на рисунок 6, показывающий группу из 9 чешуек, собранных вместе и то в каком порядке их собирать. За основу взята реконструкция Bengt Thordeman, описанная в «Армиях Византии 886-1118 гг.»
Для скрепления используется кожаный ремешок.
Сначала собираются горизонтальные ряды, а затем эти ряды крепятся друг к другу.

Рисунок 7, показывает уже собранный доспех в развернутом виде. Если быть откровенным, я не знаю как древние одевали такой панцирь, но я пошел по пути наименьшего сопротивления.
Сначала застегиваем его на плечах (точки А и B) используя либо ремешки, либо шнуровку, а затем точно также скрепляем с боков (точки C,D,E,F). Обратите внимание, что лицевая сторона доспеха, имеет дополнительный ряд чешуек в самом низу, чтоб соответствовать форме тела. Эта особенность хорошо заметна на всех изображениях того периода.

Для дополнительной защиты шеи и плечей, можно изготовить «хомут» из простой, не укрепленной кожи, одевающийся через голову. Для дополнительной защиты плечей и верхней части рук, можно использовать «перья», — длинные прямоугольные отрезки кожи.
Чтоб ещё более улучшить защиту, широко применялся также дополнительный блок пластин, крепящийся на талии и прикрывающий..эээ.. низ спины или бедра 🙂 Чтоб лучше представить себе как это выглядит, вспомните японских самураев.

После окончательной сборки, нужен ещё один, последний штрих. Положите доспех в духовку и немного прогрейте его. Наденьте поддоспешник, вытащите доспех на свет божий и дав ему чуть остыть (осторожнее, не обожгитесь!) наденьте на себя.
Внимание — окончательно остыть, доспех должен уже будучи одетым, это поможет принять ему форму вашего тела и стать вашей «второй кожей» 🙂

Рукавицы

На рисунке 8 изображена рукавица из укрепленной кожи, в виде деталей и уже в собранном виде.
Она сделана из 4 кусков укрепленной кожи и куска обычной, из которой изготовлена «петля» крепления.

Петля (U) скрепляет «пальцы»(S) и основу рукавицы (R). Элемент (T) крепиться на стык элементов (S) и (R) и обеспечивает защиту сустава. Основа большого пальца (Q) крепиться к основной части (R) с помощью кожаной петли, проходящий через одно отверстие в (Q) и два в (R).

«Укрепленым» участкам, нужно предварительно придать форму. Самый простой путь состоит в использовании стальной рукавицы которая будет служить нам болванкой. Но т.к. стальные рукавицы в наше время редкость, придеться как обычно использовать подручные средства.

Нужную толщину кожи, автор предлагает выбирать так — «One ounce corresponds to a thickness of 1/64″; what is actually measured is usually thickness rather than weight. Ideally you should use at least 12 or 13 ounce leather. Leather as light as 8 or 9 ounces can be used for armor, at least over places that are not too vulnerable» — я наверное не понял чего-то, но унция, это же вес, а не длинна… в общем если кто поймет лучше, отпишитесь 🙂

Перевод — Мэлфис К.
Автор — David Friedman and Elizabeth Cook, 1988, 1990, 1992(www.pbm.com)

Сделайте эскиз ваших будущих доспехов. Лучше сфокусируйтесь на основных формах (их размере и на том, как соединять части доспехов), чем на цвете и на деталях, которыми можно заняться позже. Решите где и как отдельные детали будут соединяться, чтобы доспехи оставались гибкими. Упростите конструкцию насколько можете, чтобы множество деталей не перестукивались между собой и, чтобы не пришлось соединять их во многих местах (это ослабит конструкцию). Также вы можете поискать готовые шаблоны доспехов онлайн, некоторые из них вы даже сможете распечатать.

Снимите замеры с человека, чтобы доспехи подходили по размеру (отметьте размер доспехов, например, S, M или L). Запишите все необходимые объемы, которые нужны чтобы сделать шлем, нагрудник, латы на плечи и другие разнообразные покрытия. Хотя, это не будет вашей главной опорой при выборе величины доспехов, это будет полезно всякий раз когда вы вырезаете, соединяете либо вносите какие-либо изменения, в которых вы можете быть не уверены.

Перенесите свои замеры на трафарет (шаблон) доспехов. Вы справитесь быстрее, если ваш друг будет держать кусочки гибкой и твердой бумаги (как картон) напротив вас и рисовать каждую деталь эскиза отдельно, делая грубую обводку, чтобы вы потом могли переделать как вам нужно. Более точно получится, если вы сделаете манекен, чтобы собрать бумажный трафарет вокруг него.

Придайте трафарету окончательную форму. Убедитесь, что у вас есть все нужные детали и, если нужно, подгоните их по размерам. Если шаблон состоит из 2 одинаковых частей (две пластины на голень, две перчатки и т.д.), выберите лучшую из них, а другою выбросьте. Таким образом, лучшую вы можете использовать как образец для второй, чтобы ваши доспехи были симметричными. Когда вы довольны результатом, подчистите и смягчите обводку, пометьте оригинальный эскиз и соответствующую ему деталь (отмечая какие будут дублироваться) и можете вырезать.

Перенесите трафарет на листовую пену. Обведите каждую деталь на листовой пене шариковой ручкой (она будет скользить по пене не цепляя и не царапая ее), при необходимости обводя второй раз. Чтобы сделать очень большие детали, возможно, вам понадобится скрепить 2 листа пены вместе, желательно там, где это менее заметно и может слиться с дизайном (например, шов по центру нагрудника). Пометьте изнанку и вырежьте детали.

  • Чтобы экономней использовать пену, сначала обведите большие детали, а потом вместите маленькие вокруг них.
  • При необходимости “оттисните” рисунок на доспехах. Легонько зарисуйте эскизы шариковой ручкой. Когда вас устроит результат, пройдитесь ручкой еще несколько раз, чтобы выгравировать эскизы на пене (постарайтесь не порвать материал). На пене намного легче рисовать если она лежит на плоской поверхности и еще не собрана в доспехи.

    Shape and assemble the armor. Exactly how you do this will depend on the intricacy of your design. Below are several factors to address as you work. Соберите свои доспехи. Как это вы сделаете, будет зависеть от сложности вашего дизайна. Ниже приведены несколько советов по поводу этой работы

    • Придайте листовой пене форму своего тела. Так как материал эластичный, вам придется всего лишь склеить детали по изгибам. Однако некоторые детали вам понадобится обработать так, чтобы пена сама держала форму. Это можно сделать нагрев пену равномерным, безопасным источником тепла (например, фен или печка), чтобы размягчить ее и вручную согнуть ее вокруг другого предмета, например, литровой бутылки либо скалки. У вас будет лишь несколько секунд, чтобы сделать это, поэтому действуйте быстро. Сначала лучше протестировать вашу технику на оставшихся лоскутках, чтобы научиться нагревать пену так, чтобы она не загорелась, не сморщилась и не вспузырилась.
    • Склейте детали в местах стыков (клей ПВА подойдет). В некоторых местах (например, где много стыков или сильных изогнутостей) удобнее будет склеивать после того, как деталям придали форму, чтобы они не потеряли ее. Однако когда вы занимаетесь деталями, которые не надо сильно изгибать и, которые заходя одна на одну, не слишком ограничивают движение, вы можете склеить их перед приданием им формы.
    • Для укрепления и придания жесткости доспехам, переверните их и смажьте обратную сторону жидким клеем, разгладьте по поверхности тонкую материю (например, марлю или сетчатую ткань), а в складки и изгибы вдавите ткать чем-то острым. Когда клей высохнет, обрежьте лишнюю ткань и нанесите еще один слой клея.
    • Помните, что, скорее всего, вам придется работать постепенно. Если ваш костюм состоит из многих деталей, возможно, вам нужно будет склеить несколько из них лишь чтобы собрать один сегмент одной детали доспехов. Продумайте, как лучше всего скрепить мелкие детали между собой, чтобы потом из них сделать крупные.
    • Не забудьте оставить отверстия. Так как пена гибкая, у вас будет достаточно свободы движения: доспехи из листовой пены, с удачным положением шва, вы легко сможете надевать и снимать. Однако, для доспехов в традиционном стиле, вам нужно имитировать реальный способ крепления, то есть, соединить детали кожаными либо тканевыми завязками, которые по необходимости можно отвязать/отстегнуть.
    • Решите, как доспехи будут держаться на вас. Если у вас не цельный костюм, то, скорее всего, вам придется прикреплять разные детали по-разному. Можно надеть плотно облегающий наряд под доспехи и приделать липучки к опорным точкам. Если вы наденете доспехи на одной оси с липучками, то конструкция будет держаться хорошо. (Например, вы можете приделать двухсторонние липучки на нужные места вашей одежды, напротив зеркала приложить доспехи к этим местам, аккуратно разъединить липучки, а потом более крепко прикрепить каждую липучку на ее место на костюме, используя нить, более прочный клей и т.д.).
  • При желании сделайте выпуклый узор. Для этого просто обведите краской по ткани уже выделенный рисунок на ваших доспехах, используя остроносый тюбик. Возможно, вам придется повторить процедуру для более очевидного эффекта. Когда узор будет достаточно выпуклым, оставьте сохнуть его на ночь.

  • При необходимости разукрасьте броню.

    • Нанесите уплотняющую жидкость на пену. Поскольку у пены губчатая текстура, ее нужно уплотнить перед тем, как наносить клей. Одна из рекомендуемых смесей состоит из 1 части клея ПВА или клея Sobo, 1 части эластичного клея для текстиля и 2 частей воды. Наносите смесь тонкими слоями, пока воздух из пены перестанет создавать дырочки в покрытии. Может понадобиться даже 7-8 слоев, но поскольку они тонкие, они не должны сохнуть слишком долго. Следите, чтобы ничего не попало в клей, иначе на броне могут образоваться вздутия.
    • При необходимости пройдитесь акриловой краской по обратной стороне доспехов. Если броня неплотно прилегает к телу (можно видеть, что находится по низом), после окраски обратной стороны, ваши доспехи будут выглядеть более профессионально.
    • Раскрасьте лицевую часть доспехов. Так как пена будет гнуться и двигаться вместе с вашим телом, естественно, что краска будет трескаться. На ненужном куске пены опробуйте эластичную краску (например, краска для текстиля), чтобы понять подойдет ли она вам. Наносите краску ровным слоем, чтобы она не оставила полосок и закрасила все изломы и неровности.
    • Придайте доспехам поношенный вид. Это можно сделать пройдясь кистью с темной акриловой краской (например, для тусклого медного оттенка нужно смешать черный и зеленый цвет) по вашим доспехам. До того как краска успеет высохнуть ее нужно почти всю стереть, чтобы остался лишь оттенок в трещинах.
  • Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы. Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции. В ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

    История названия

    Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella - "пластинка", "чешуйка"). Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности. Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

    Броня из бронзы

    В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

    Какая была броня в Древней Руси?

    До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

    Археологические работы 1948-1958 годов

    После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

    Русь. Годы монгольского вторжения

    В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок. В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы. Факт нахождения длинного шила, напильника, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна. Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

    Что собой представляет ламеллярная броня?

    Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

    Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю. После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже. Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем - вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

    Описание

    Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу. Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм. Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

    Способы крепления

    С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым. Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью. Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

    Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

    Форма

    Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

    Где встречается пластинчатая броня?

    При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» - одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов. По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

    Как сделать ламеллярный доспех?

    Стать обладателем этой тяжелой брони можно двумя способами:

    • Воспользоваться услугами мастерских, занимающихся изготовлением таких доспехов.
    • Обзавестись необходимыми чертежами, схемами и материалами, после чего начать изготавливать ламеллярный доспех своими руками. Осуществлять работу можно с привязкой к какому-либо историческому событию. Или же просто изготовить пластинчатую броню по понравившемуся рисунку.

    Что понадобится для работы?

    • Стальные пластинки. Они являются самым важным элементом в доспехе и обязательно должны иметь соответствующую схеме сборки форму. Толщина пластин, прошедших закалку, не должна превышать 1 мм. Намного эффектнее будет выглядеть ламеллярный доспех из выпуклых пластинок, которые, в отличие от плоских, стоят дорого. Учитывая размеры корпуса человека, можно предположить, что на броню понадобится не менее 350-400 пластинок размером 3х9 мм.
    • Кожаные ремни. Они необходимы для связывания между собой металлических пластин. Оптимальная толщина поясов должна составлять 2 мм. Опытные пользователи рекомендуют не приобретать уже готовые ремни. Лучше обзавестись листами кожи нужной толщины, а пояса нарезать самостоятельно. Это позволит правильно рассчитать необходимую длину шнуров. Рекомендуется нарезать ремни шириной 0,5 см. Они идеально подойдут для отверстий, диаметр которых составляет 0,3 см. Для работы понадобится 80 м шнура. Для изготовления ремней можно использовать или шелковый шнур. Полосы должны разрезаться вдоль таким образом, чтобы они с трудом могли проходить сквозь отверстия в пластинках.

    Как происходит процесс?

    • Приготовленные стальные пластинки должны иметь парные отверстия. Они выполняются сверлом. Каждое отверстие прошивается капроновыми нитками. Перед тем как приступить к прошивке, каждую пластинку следует отшлифовать, после чего толщина ее может несколько уменьшиться. Несмотря на то, что уменьшение толщины особо не заметно, поскольку пластинки ложатся внахлест друг к другу, изначально рекомендуется их толщина не менее 1 мм. При тестировании лямеллярного доспеха с пластинами в 1 мм четыре стрелы, выпущенные с расстояния 20 м при натяжении лука весом в 25 кг, не нанесли серьезных повреждений броне.

    • Отбивка пластин. Процедура необходима для формирования выпуклостей на изделиях. Выполняется данная работа на деревянной основе при помощи трехсотграммового молотка со скругленным бойком.

    • Покраска пластин. Для воронения изделия можно использовать растительное масло. Перед работой изделие подлежит термическому воздействию. Обрабатываются поверхности пластинок с двух сторон. Рекомендуется внутреннюю часть покрывать специальным лаком по металлу, а наружную - просто отполировать, а при необходимости пролудить и покрыть позолотой.
    • Обработка ремней. Перед тем как пропускать шнур через отверстия в пластинах, куски кожи, из которой он изготавливается, должны быть обработаны. Для этого шнуром несколько раз проводят по куску твердого воска. Если ремень полотняный, то он подлежит процедуре вощения. Время от времени ремни рекомендуется протирать тряпкой, смоченной в растительном масле. Это защитит их от возможного пересыхания. Стальные пластинки также рекомендуется обрабатывать маслом. Для окантовки рекомендован исключительно кожаный ремень.
    • Для работы рекомендуется использовать ремни из кожи. Они лучше, чем изделия из шелковой нити, так как способны растягиваться. Это качество особенно важно при создании лямеллярных доспехов, поскольку броня, огибая корпус, изначально должна быть очень тугой, растягиваться спустя некоторое время.
    • На концах пластин в парные отверстия пропускаются ленты, которые в дальнейшем связываются. Необходимо следить за тем, чтобы связывание происходило свободно. Это даст стальным пластинкам возможность двигаться друг над другом по типу сегментной брони.
    • Чтобы на пластинках не образовывалась ржавчина, их нужно обрабатывать при помощи ортофосфорной кислоты. Тусклый металлик - такой цвет приобретает лямеллярный доспех после обработки кислотой.
    • Для изготовления самодельного лямеллярного доспеха можно использовать пластинки из мягкой оцинкованной жести.

    Кустарная броня, выполненная в домашних условиях, преимущественно предназначается для красоты, а не для защиты. В основном она используется как сувенир.

    Производство «подлинного» рыцарского доспеха 14-15 столетия (англ. “full-plate”) трудно и требует кузницы, много времени и навыка работы с металлом. Впрочем изготовить прекрасную имитацию абсолютно по силам всем! Для этого надобно отказаться от жгучей ковки и закалки металла в пользу холодной ковки, и делать доспехи не толщиной 1,5-2 мм, а из тонкой листовой стали 0,4-0,5 мм. В этой инструкции подразумевается, что вы совладаете с холодной ковкой самосильно и умеете плести кольчугу способом 4-в-1 (изложений этой спецтехнологии много в рунете).

    Вам понадобится

    • Для ковки пластин:
    • 1) Верстак с тисками
    • 2) Деревянный молоток с скругленными углами (кияка)
    • 3) Латунный молоток с загругленым бойком
    • 4) Латунный молоток с плоским клиновидным бойком
    • 5) Отковочный пенек либо толстый пласт плотной резины
    • 6) Ножницы по металлу
    • 7) Листовой металл толщиной 0,5 мм
    • Для плетения кольчуги:
    • 1) Двое пассатиж
    • 2) Приспособа для навивки колец (железный пруток диаметром 10 мм, загнутый в виде ручки, со сквозным отверстием на противоположном конце для зажима проволоки).
    • 3) Железная проволока толщиной 2 мм
    • Для сборки:
    • 1) Тесные кожаные ремешки
    • 2) Кожаные ремешки шириной 1,5-2 см с пряжками
    • 3) Плотно облегающая куртка из плотной х/б ткани (не синтетика)

    Инструкция

    1. Производство куртки-поддоспешника. Делается из обыкновенной куртки. Она должна быть из плотной х/б ткани, не из синтетики, и должна плотно облегать тело. Дабы куртка не стесняла движения, перешейте ее. Отрежьте рукава по плечевом шву. Обработайте края. Прикрепите рукава обратно на кожаных ремешках шириной 1-1,5 см. (1-2 ремешка с всякой стороны, обязаны идти по плечу, оставляя вольный разрез на подмышках). Замените молнию/пуговицы на комплект из 4-5 ремешков с пряжками. Пришейте эти ремешки на груди и животе (самый нижний – чуть ниже пупка).

    2. Прикрепите кольчужную ткань к куртке в следующих местах. Крепите ее шнуровкой через отверстия, проделанные шилом в куртке.1) всецело кольчужные рукава от плеча до запястья либо ниже локтя (с учетом наручей)2) кольчужные полосы шириной 6-8 см. от подмышек до низу по бокам3) кольчужные «крылья» полу-круглой формы сзади (закрывающие лопатки), и спереди (закрывающие грудь? по линии, охватывающей сосок). 4) кольчужный воротник со шнуровкой на шее.

    3. Ковка кирасы. Пластинчатая кираса «полу-рак» состоит из нагрудной и спинной пластин, сегментарной поясничной/брюшной части и 2-х сегментарных набедренников. Составьте выкройки. Нагрудная пластина должна быть длиной до диафрагмы и иметь широкие полукруглые вырезы на плечах – по линии, проходящей от ключицы до точки ниже подмышек по соскам. Кираса с меньшими вырезами стеснит движения рук. Спинная пластина должна сходиться с нагрудной на боках (в районе ребер) и на плечах. Плечевые вырезы у нее обязаны быть поменьше – так, дабы спинная пластина закрывала лопатки. Вырежьте пластины из металла и ковкой придайте им выпуклую форму, сверяясь с формой вашего тела (по надетой куртке). По центру грудной пластины сделайте ребро жесткости. Спинная пластина имеет меньшую степень вогнутости.

    4. Сегментативный живот/поясница состоят из отдельных брюшной и поясничной частей, всякая из 3 полос-пластонов. Делайте ширину пластонов с тем расчетом, дабы брюшная часть, собранная из 3 пластонов внахлест, закрывала область от диафрагмы до лобка. Придайте пластонам форму при помощи ковки. В готовых пластонах на 0,5 см от края просверлите отверстия и объедините их на свободных заклепках (4 заклепки для всякого соединения). Изготовьте и соберите поясничную часть, соответствующую брюшной.

    5. Набедренники имеют прямоугольную форму, слегка изогнуты по ноге, и закрывают бедра до середины, спереди и сбоку. Области паха и заднюю часть ноги набедренники не закрывают. Весь набедренник состоит из 3 прямоугольных, объединенных на свободных заклепках. Ковкой придайте им выгнутую форму по ноге.

    6. Соберите кирасу. Используйте мебельные петли для соединения нагрудной и спинной пластин на плечах. Объедините грудную (спинную) пластину с брюшной (поясничной) частью на свободных заклепках. Вольно прикрепите набедренники к нижнему пластону брюшной части на полоску кольчужной ткани шириной в 5 колец. Надетая кираса стягивается на поясе ремнем.

    7. Производство поножей/наручей. Они обязаны охранять ноги ниже колена и руки ниже локтя соответственно. Выкройки для них обязаны получится больше тесными внизу (на щиколотках/запястьях) и расширяться к колену/локтю. Длина поножей – от точки ниже колена до выступающих косточек на лодыжках. Наручей – от точки ниже локтя до запястья. Размеры снимайте по надетой куртке. Составьте выкройки, вырежьте заготовки из металла и придайте им выгнутую форму. Поножи согните мощней наручей (выкройка для поножей шире, потому что они охватывают примерно всю ногу) и сделайте по центру ребра жесткостей. В нижней части поножей сделайте полукруглый вырез там, где нога переходит в ступню (с учетом обуви). Поножи и наручи удерживаются двумя ремешками с пряжками весь.

    Видео по теме

    Обратите внимание!
    1) Все латные элементы объединены между собой на подвижных свободных заклепках. Такие заклепки обязаны разрешать частям вольно «мотаться» касательно друг друга.2) Кольчужная ткань крепится к куртке на шнуровке, дающей некоторую волю, а не пришивается намертво.

    Полезный совет
    1) Для ребер жесткости используйте латунный молоток с тесной гранью. В качестве отковочной поверхности для ребер жесткости дозволено применять тиски с зазором 1,5-2 см. между губами.2) С кирасой прекрасно смотрится декоративная юбка из жаккарда с металлизированной «вышивкой». Юбка должна быть под набедренниками и иметь длину, равную длине набедренников.