Электрооборудование

Александр македонский какой век. Александр Македонский – краткая биография

Александр македонский какой век. Александр Македонский – краткая биография


Пожалуй, каждый человек ещё со школьной скамьи помнит о том, кто такой Александр Македонский. Именно при Александре Македонском начался целый исторический период, известный как эллинистическая эпоха, а культурное влияние Греции на Европу, Азию и Африку по время его правления достигло пика. В нашем обзоре малоизвестные факты об этом удивительном человеке, который прожил всего 32 года, но сумел изменить мир до неузнаваемости.

1. Александр III Великий


Александр Македонский, также известный как Александр III Великий, был царем Древней Македонии, фараоном Египта, царем Азии и персидским царем. Принадлежал он древнегреческой династии Аргеадов из Пелопоннеса. Его имя происходит от греческих слов "Alexo" (защищать) и "Andr" (человек). Таким образом, его имя означает "защитник людей".

2. Александра обучал Аристотель


Отец Александра, Филипп II Македонский нанял Аристотеля, одного из величайших философов в истории наряду с Сократом и Платоном, в качестве учителя для тринадцатилетнего Александра. Аристотель обучал Александра всему, что знал сам, в течение трех лет (до шестнадцатилетия Александра, когда тот вступил на престол Македонии). Мать Александра, Олимпиада Эпирская была дочерью дочерью эпирского царя Неоптолема I.

3. У Александра было двое детей


До сих пор идут споры относительно сексуальной ориентации Александра Македонского. Тем не менее, он имел трех жен: Роксану, Статиру и Парисат. Считается, что у Александра было двое детей: Геракл (внебрачный сын от любовницы Барсины) и Александр IV (сын от Роксаны). К сожалению, после смерти Александра его детей убили, прежде чем они достигли зрелого возраста.

4. Основанные города


Александр основал более семидесяти городов, из которых по крайней мере двадцать назвал в честь себя (самым известным является Александрия в Египте). Кроме того, недалеко от места битвы возле реки Гидаспы (сегодня она известна как река Джелам в Индии) Александр основал город Буцефал, названный в честь его любимого коня, который был смертельно ранен в бою.

5. Паломничество к могиле Александра


Он был одним из самых почитаемых иностранных деятелей в Риме, даже через много лет после его смерти. Юлий Цезарь, Марк Антоний и Август совершали паломничество к могиле Александра в Александрии.

6. Айлурофобия


Мало кто знает, что было общего у Александра, Чингисхана и Наполеона. Первой в голову приходит мысль, что это планы мирового господства, но на самом деле все эти люди страдали от айлурофобии - страха перед кошками.

7. Ни одного проигранного сражения


Тактика и стратегия Александра Македонского до сих пор изучаются в военных академиях. Со времен своей первой победы в восемнадцать лет до самой смерти (в возрасте тридцати трех лет) великий полководец не проиграл ни одного сражения.

8. Греко-буддизм


Мало кто слышал о греко-буддизме. Этот термин относится к культурному синкретизму между эллинистической культурой и буддизмом, который развивался между четвертым и пятым веками нашей эры в Бактрии и на Индийском субконтиненте (территории современных Афганистана, Индии и Пакистана). Эта необычная культура стала культурным следствием длинной цепочки событий, которая была начала греческими набегами на Индию во времена Александра Великого. Далее ее развитие происходило во время создания индо-греческого царства и расцвета Кушанской империи.

9. Гордиев узел


Одна из самых известных легенд, связанных с Александром Македонским, это легенда о гордиевом узле. В мифах говорится, что фригийский царь Гордий завязал сложнейший узел и заявил, что тот, кто сумеет его развязать, станет следующим царем Фригии. В 333 году, когда Александр покорил Фригию, он, долго не думая, разрубил знаменитый узел мечом.

10. Первое Македонское государство


Республика Македония - современная страна, расположенная в центре Балканского полуострова в Юго-Восточной Европе, никак исторически не связана с древнегреческим Македонским царством. Первое Македонское государство было основано в 8 веке до н. э.

11. Конкурс выпивох


Однажды Александр провел конкурс по распитию алкоголя среди своих солдат. Хотя войска были в восторге от подобной затеи, в итоге сорок два солдата умерли от отравления алкоголем.

12. Толерантность Александра


После победы над персами Александр начал одеваться, как персидский царь и завел двух жен-персиянок. Причина этого проста - он считал, что покоренные им народы будут чувствовать себя более комфортно, когда их новый правитель будет придерживаться их обычаев.

13. Причина смерти Александра


Несмотря на то, что существовала масса теорий на протяжении многих лет, реальная причина смерти Александра остается одной из тайн древнего мира. Современные медицинские эксперты утверждают, что причинами могли быть малярия, инфекция легких, печеночная недостаточность или тиф. Однако, никто не может сказать ничего наверняка.

14. Герой Александра


Его любимыми книгами были Илиада и Одиссея. С детства Александра Македонского вдохновляли герои Гомера, он даже спал с "Илиадой" под подушкой. Воображение будущего великого полководца и правителя покорил греческий воин Ахиллес, который воевал в Трое.

15. Кумир Александра


Тем не менее, самым большим кумиром Александра, который оказал на него существенное влияние, был Геракл (Геркулес). Его восхищение самой известной греческой мифологической фигурой всех времен было настолько глубоким, что Александр называл себя сыном Зевса (так же, как и Геракл), и всегда хвастался, что он был потомком Геракла.

Имя Александра Македонского золотыми буквами вписано в список , каждый из которых вошёл в историю более, чем заслуженно.

Он родился и вырос на задворках великой греческой цивилизации. Цари Македонии смотрели на Элладу как на старшего брата, имевшего неоспоримые заслуги перед историей и культурой. Александр благоговел перед Ахиллом и Гераклом, Сократом и Периклом, мечтая прикоснуться к их славе и занять в пантеоне героев место хотя бы с краю. Так получилось, что он превзошел своих кумиров, победил главного врага греков и распространил культурный код эллинизма по всему Средиземноморью. Мир после его ухода стал другим. Уже набирала силу республика римлян, для которых Александр был образцом для подражания. Его жизнь овеяна легендами и слухами, на которые не скупились современники и потомки. Сейчас трудно отделить правду от небылиц, но его военные подвиги не вызывают сомнений. Александр Македонский – один из столпов европейской культуры.

Наследник престола

Как и положено великому человеку, обстоятельства его рождения необычны. Он появился на свет в 356 году в столице Македонии городе Пелла в ту самую ночь, когда Герострат сжег храм Артемиды Эфесской. Вероятно, это предание сочинили сами греки, чтобы объяснить военную катастрофу в Индии. Обе даты в точности не известны, поэтому ими легко манипулировать. Отец Александра Филипп II имел богатую родословную, принадлежа к древу царей Аргоса, которые, в свою очередь, происходили от Геракла.

Интересно, что в череде македонских царей имя Александр уже встречалось. Это был царь, правивший в 4-м веке до н.э. О нем известно, что он был удачлив на поле брани и симпатизировал грекам. Мать будущего полководца Олимпиада была самой влиятельной из шести жен Филиппа. Дочь царя Эпира, несомненно, являлась грекофилкой и воспитывала сына в приязни к эллинским ценностям. Своего мужа она не любила и постаралась заронить в душе мальчика сходные чувства.

Среди воспитателей Александра особого внимания заслуживает Аристотель, личность не менее великая и известная. Мыслитель привил наследнику престола любовь к медицине, литературе и философии. Будущий цивилизатор ойкумены получил классическое греческое образование, восхищался героями Илиады и не расставался со свитком Гомера, перечитывая любимые строки в минуты досуга.

Возможно, Аристотель был также тем человеком, которому удалось посеять в душе мальчика мечты о славе. Юный Александр упрям, равнодушен к женщинам и телесным удовольствиям. Его честолюбие не знает границ. Первый город в свою честь он основывает в 16 лет, подавив восстание фракийского племени медов. Царица Олимпиада использует упрямого и склонного к авантюрам сына в своих интригах против мужа. Филипп II был убит своим телохранителем без видимых причин. Мы можем только гадать, кто же направил преступную длань, поскольку убийца был казнен на месте.

Завоевание Эллады

Вступивший на трон Александр не замедлил расправиться с возможными заговорщиками и претендентами на престол. Погибший царь оставил после себя пустую казну и недовольное население завоеванных земель. Пообещав греческим полисам соблюдение их суверенитета, Александр оставляет там свои гарнизоны, а сам с небольшим войском успешно подавляет восставших иллирийцев и фракийцев. Единственным городом Эллады, посмевшим сбросить гегемонию македонцев, были Фивы. Другие полисы предпочли оказать моральную поддержку, и даже знаменитый афинский оратор Демосфен ни смог ничего сделать.

Не дожидаясь усмирения Фив, полисы расправляются с внутренними противниками македонцев. Дело здесь не только в трусости, но и в трезвом расчете, ведь Александр апеллировал к персидской угрозе, и никто, кроме него, не мог организовать отмщение за былые обиды.

Против варваров

Греки считали македонцев дикарями, но не варварами, поскольку те входили в культурное пространство эллинизма. И Филипп II и Александр никогда не имели планов поработить и разорить страну, перед которой они преклонялись. Они лишь стремились объединить ее в некое подобие государства, которое бы позволило изнеженным эллинам противостоять внешней опасности и сохранить наследие предков. После битвы при Херонее в 338 году, которая показала всю слабость греческого мира, Филипп создает Коринфский Союз, который провозглашает македонского царя гегемоном (вождем и покровителем) всех греков.

Расправляясь с фиванцами, Александр настаивал на продолжении верховенства македонцев. Весной 334 года он собирает экспедиционный корпус, в который вошли не только его соотечественники, но и греки из городов-полисов. Через Геллеспонт он переправляется в Малую Азию, обманув бдительность персов. Его войско насчитывало 50 тысяч, но это войско шагало по местам эпической славы, описанной Гомером в Илиаде.

Недалеко от легендарной Трои состоялась битва на реке Граник, в которой армия персов была наголову разбита, после чего большинство греческих городов-колоний в Малой Азии сдались на милость победителя. В ноябре 333 года в битве при Иссе с Александром сразился сам персидский царь Дарий. Зажатое в теснине между горами и морем, войско персов не смогло воспользоваться своими преимуществами и было разбито. Сам царь бежал, бросив семью и богатства. Дарий дважды просит мира, но не получает его.

Вступив в Финикию, Александр встречает упорное сопротивление города Тира, расположенного на острове. Семь месяцев финикийцы, имеющие лучший флот в тогдашнем мире, снабжают осажденную крепость всем необходимым. Следующим «крепким орешком» был палестинский город Газа, который держался два месяца. Без всякого сопротивления был сдан Египет, пребывавший под игом ненавистных персов. Александра Великого встречают не только как избавителя, но и как новое божество.


Сын Зевса

Неземные почести, оказанные Александру, побудили его провозгласить себя сыном Зевса-Амона. Этот трюк имел огромное значение для воодушевления собственного воинства, а деморализованный противник утратил веру в своего вождя. 1 октября 331 года в битве при Гавгамелах персы и подвластные им народы были разбиты, и Дарий снова позорно бежал с поля боя. Сатрапы-губернаторы Вавилона и Суз без боя переходят на сторону удачливого полководца. В январе 330 года, после непродолжительной осады, столица Персии город Персеполь был сдан.

Дарий бежит сначала в Мидию, а затем в Парфию, где его убивают собственные военачальники. Сатрап Бактрии, участвовавший в заговоре, провозглашает себя новым персидским царем под именем Артаксеркс и пытается организовать сопротивление. Выданный собственными соратниками, он был казнен.

Мультикультурная политика, проводимая Александром на огромном пространстве завоеванных территорий, в целом, потерпела неудачу. Невозможно было уравнять персов, эллинов и египтян. Стиль правления в восточных провинциях требовал поклонения царю и воздания ему божественных почестей, в то время как греки продолжали видеть в своем руководителе старшего товарища и равноправного участника пирушек. Глухой ропот у них вызывал обычай простираться ниц и целовать ногу владыки.

Бремя власти портит человека. Александр становится надменным и подозрительным. Усталость солдат дает пищу для недовольства и зреющих заговоров. Но царь Персии готовится к новым походам. Он хочет увидеть мир и разрубить еще один «гордиев узел». В его обозе находились ученые, которые записывали не только военные подробности, но и особенности местной жизни.

В 329 году Александр отправляется завоевывать среднеазиатские сатрапии Персии, которые не торопились присягать новому монарху. Это была война с партизанами, которые поднимали восстание в разных концах империи. Население скрывалось в труднодоступных районах или откочевывало вглубь малообитаемых районов. В Согдиане македонцы столкнулись со скифами, победили их, но не стали преследовать.


Индия

Наскоро закрепившись в суровой Средней Азии, Александр вторгается на территорию современного Пакистана. В районе Пенджаба ему присягает царь Таксил, надеясь с помощью завоевателей одолеть соперника, царя Пора. Пор побежден в битве на реке Гидасп в июле 326 года, но помилован и оставлен на царстве.

Неизвестно, куда еще хотел забраться сын Зевса-Амона, если бы в конце лета 326 года его войско не выразило ясно и недвусмысленно свой отказ следовать дальше. Усталость и страх перед неизвестностью был сильнее боязни божественного повелителя. Александр вынужден смириться. Спустившись по Инду в Индийский океан, македонцы с большими потерями вернулись в Персию.

Последние годы жизни

Осознавая непрочность своей разношерстной империи, Александр пытается скрепить ее семейными узами. В его правилах было брать в жены дочерей местных сатрапов и правителей. Своих полководцев и солдат он заставляет жениться не местных девушках. По образцу македонской фаланги он формирует новую армию из благородных юношей. Азиатские аристократы зачисляются в элитную конницу гетайров, что вызывает открытое неповиновение солдат. Казнив зачинщиков бунта, Александр продолжает политику эллинизации и готовит поход против племен Аравийского полуострова…

В Вавилоне он внезапно заболел и после 10 дней лихорадки скончался. По свидетельству историков это произошло 10 или 13 июня 323 года до нашей эры. Можно спорить, была ли его смерть вызвана инфекцией или расстройством пищеварения, но вполне правдоподобна версия предумышленного отравления, ведь никто, кроме него, не желал больше воевать.

Империя Александра Македонского развалилась сразу же после погребения ее основателя. В его окружении не нашлось ни одного столь же авторитетного человека, способного возглавить «греческий мир». Лоскутное одеяло македонской державы было разодрано по этническому принципу. Новые династии основали диадохи Александра: Антипатр, Пердикка, Антигон, Птолемей, Лисимах и Селевк. Потомки некоторых из них дотянули до Гая Юлия Цезаря. Мир вступил в эпоху эллинизации, которая подготовила гегемонию Рима в Средиземноморье, зарождение христианства и, спустя века, расцвет и победу европейской культуры в масштабах всей планеты.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э) получил превосходное для своей эпохи образование – с 13 лет его воспитанием занимался сам Аристотель. Александр увлекался чтением героических поэм Гомера, его воодушевляли подвиги великих героев древней Эллады. Его отец Филипп II самостоятельно руководил военной подготовкой сына. Ещё в юности Александр продемонстрировал свои удивительные способности в полководческом искусстве. И в 338 году личное участие Александра в сражении при Херонее значительно повлияло на исход битвы, в которой македоняне одержали победу.

Юные годы наследника македонского престола были омрачены разводом родителей. И после вторичной женитьбы отца на другой женщине Александр поссорился с Филиппом. В 336 до н. э. вскоре после загадочной гибели царя Филиппа Александр, которому на тот момент исполнилось 20 лет, взошёл на престол, а греки назвали его гегемоном Эллинской лиги.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины

Одним из главных направлений внешней политики своего государства молодой царь считал противоборство с Персией как основным конкурентом за влияние в Малой Азии, поэтому огромное внимание уделялось подготовке к военному походу против этой страны. Несмотря на что от отца ему досталась сильнейшая армия Древней Греции, Александр хорошо понимал, что победить огромную державу Ахеменидов невозможно без объединения усилий всей Эллады. Поэтому Александр позаботился о создании общегреческого союза и формировании объединенного греко-македонского войска. Элитная часть армии состояла из телохранителей царя и македонской царской гвардии, а основу конницы составили всадники из Фессалии. Пехотинцы были защищены тяжелыми бронзовыми доспехами, а их главным была сарисса – знаменитое македонское копьё. Александр существенно изменил тактику ведения боя так называемой македонской фаланги, разработанной его отцом, применив угловое построение, что позволило сконцентрировать силы при атаке на правый фланг противника, традиционно более слабый в армиях того периода. Кроме тяжёлой пехоты в армии Александра Македонского были многочисленные легковооруженные вспомогательные отряды из различных греческих городов. В целом численность пехоты доходила до 30 тыс. человек, конница состояла из 5 тыс. человек. Невзирая на относительно небольшую численность войска, греко-македонская армия состояла из отлично обученных и вооружённых бойцов.

Перед началом давно готовившегося похода на Восток, весной 335 г. молодой царь осуществил бросок во Фракию, подавив вспыхнувшее восстание. В Греции длительное отсутствие правителя послужило причиной распространения слухов о его гибели, а повстанцы из Беотии окружили располагавшийся в Фивах македонский гарнизон. Узнав об этом, осенью 335 г. молодой царь нанёс фиванцам внезапный удар, захватив и разрушив их город. Эти меры подействовали на греков устрашающе, в результате они беспрекословно признали его власть, пополнив армию Александра новобранцами для похода против Персии.

В 334 году после переправы войска Александра через Геллеспонт началась война, целью которой провозглашалось отмщение персам за поругание над греческими святынями Малой Азии.

Вначале Александру предстояло сразиться с персидскими сатрапами, управлявшими Малой Азией. В 333 году в сражении при реке Граник македонская армия разгромила 60-тысячное персидское войско, затем Александр отправился на юг, продвигаясь по побережью Ионии. После продолжительной осады македонцам покорились персидские гарнизоны в городах Милет и Галикарнас, прочие города добровольно сдались на милость победителя. Весной 333 года армия Александра заняла Ликию и Памфилию, в июле македоняне завоевали Пафлагонию и Каппадокию, а в сентябре и Киликию. Но держава Ахеменидов обладала колоссальным человеческим и материальным потенциалом. И Дарий III, соединив лучшие военные части с разных концов своего государства, отправился навстречу македонскому царю. Но, несмотря на тщательную подготовку, в решающей битве при Иссе его 100-тысячная армия потерпела сокрушительное поражение, самому Дарию едва удалось спастись, сбежав с поля боя, а его мать, жена и дети оказались в плену. В начале зимы 332 года македонское войско вступило в Финикию, осадив Тир. Долгая осада и ожесточенный штурм сделали своё дело, и в итоге город взяли. Подобная участь ожидала и жителей Газы.

Александр решил не останавливаться на достигнутой победе, продолжив поход. После успешной осады Тира перед ним был открыт путь в Египет, и уже зимой 332-331 гг. греко-македонское войско прибыло в долину Нила. Жители порабощенных персами государств относились к македонцам как к освободителям. Чтобы сохранить устойчивую власть на захваченной территории Александр объявил о том, что его отцом является египетский бог Аммон, которого греки отождествляли с Зевсом, благодаря чему Александр в глазах египтян приобретал причитающееся ему по закону право на власть и титул фараона. Ещё одним методом укрепления власти в завоёванных странах было заселение этих территорий греками и македонянами, таким образом греческий язык и культура распространялись на огромных территориях. Переселенцы обычно обосновывались в специально построенных новых городах, чаще всего называемых именем Александра. Наиболее известным является основанный в Египте город Александрия. Успешные действия армии Александра в Египте лишили персидский флот единственной оставшейся опорной базы.

Для борьбы с высадившимися на Крите персами и спартанцами Александр отправил эскадру во главе с Амфотером. Антипатр, наместник Александра в Македонии, в это время был занят подавлением восстания спартанцев на Пелопоннесе. После победы над спартанцами Антипатр отправил в Египет значимое подкрепление, которое присоединилось к основному корпусу македонской экспедиции. Весной 331 года Александр покинул Египет, отправившись в Сирию. В сентябре, переправившись через Евфрат, его войско пересекло Месопотамию и, придерживаясь левого берега Тигра, достигло селения Гавгамелы. В этом месте им предстояло встретиться с поджидавшей их огромной армией Дария III, численность которой, как утверждают античные историки, достигала миллиона человек.

Решающая битва состоялась 1 октября 331 г. неподалёку от Гавгамелы. После сокрушительного поражения Дарий III, вновь спасаясь бегством, отправился в Экбатаны. Тем временем не встречаюшему сопротивления на своём пути Александру удалось без боя занять Вавилон, Персеполь, Сузы и Экбатаны. Ненадолго остановившись в Экбатанах, Александр разрешил отправиться на родину всем пожелавшим этого союзникам-грекам. В его планы входило создание нового правящего класса из персов и македонян, также он уделял внимание местной знати, вызывая недовольство своих соратников.
Немного передохнув, армия Александра вновь выступила в поход. Проходя Сузиану, македонские воины захватили Персию, сожгли дворец Дария в Персеполе, а в июле македоняне вступили в Мидию. Испугавшись приближения македонской армии, Дарий III в сопровождении небольшого отряда всадников отправился в Бактрию. По приказу сатрапа Бактрии Бесса Дарий III был убит, после чего провозгласивший себя персидским царем Бесс был вынужден податься в бега, избегая преследования. По указу Александра, последний персидский царь был похоронен в Персеполе с подобающей царю пышностью. Так прекратила своё существование держава Ахеменидов, а Александра провозгласили «царём Азии». После этого македоняне заняли Парфию и Гирканию. После победы над сатрапом Арейи Сатибарзаном к империи Александра присоденились территории Дрангианы, Гедросии и Арахосии.

В 329 году после перехода через восточно-иранские районы, армия Александра прибыла в Среднюю Азию, жители которой под командованием Спитамена ожесточённо сопротивлялись; это восстание было подавлено только после смерти Спитамена в 328 году. Бесса выдали его же приближённые и он был казнен. Согдийское сопротивление было отчаянным. После первых успехов, которые позволили Александру форсировать реку Яксарт, чтобы встретиться с кочевыми племенами саков, Македонского подвёл тыл – там начались новые выступления, продолжавшиеся до 327 г.

Александр пытался проводить тонкую культурную политику, стараясь соблюдать традиции местных жителей, надевал персидские царские одеяния, а также взял в жёны бактрийку Роксану. Но его стремление перенять персидский придворный церемониал (особенно, падение ниц пред царём) было отвергнуто гордыми свободолюбивыми греками, несмотря на то что Александр жестоко расправлялся с возражающими. Так, он приказал убить своего собственного молочного брата Клита, посмевшего однажды ослушаться.

Поход Александра Македонского в Азию

Покинув территорию Бактрии в апреле 327 года, Александр отправляется в поход на Индию. В непрерывной борьбе с сопротивляющимися местными жителями, преодолевая перевалы Гиндукуша, войско Александра вышло к Инду, где их поджидал царь княжества Таксилы, добровольно покорившийся Александру. В мае 326 года армия Александра выступила против царя Пора. После победы в сражении на реке Гидасп, македоняне двинулись дальше на юг. Долину Инда также присоединили к империи Александра. В непрерывных сражениях его войско достигло реки Гифасис, но здесь истощение сил воинов и необходимость периодически подавлять бунты в армии заставили Александра отказаться от продолжения похода, повернув на запад.

В первом полугодии 325 года, двигаясь по Гидаспу и Инду, в одном и сражений Александр получил тяжёлое ранение, однако это не помешало македонянам выйти к берегу океана, где они построили корабли, на которых части войска во главе с Неархом следовало добраться до Персидского залива. Полководец Кратер отправился через Дрангиану и Арахосию, чтобы подавить вновь вспыхнувшие восстания, а Александр с оставшимся войском пошёл через пустыню Гедросии. Соединение армии Александра Македонского произошло лишь в январе 324 года, а в феврале македоняне добрались до города Сузы. По дороге в Вавилон Александр покорил не подчинявшиеся ему племена.

В 323 году Александр с триумфом вошёл в Вавилон. В этом городе он принимал послов от разных народов, здесь обдумывал планы новых завоеваний. После возвращения в Вавилон Александр не забыл о политике объединения разноязычных народов своего государства, сближении с персидскими аристократами, привлекаемых к управлению государством. По желанию Александра были устроены массовые свадьбы македонян и персиянок, он сам взял в жёны одновременно двух персиянок - Статиру и Парисатиду, которые были дочерьми Дария.

Александр Македонский в шлеме Геракла (голова льва) на саркофаге из Сидона

Александр планировал покорить Аравию и Северную Африку, однако воплощению этих планов помешала его неожиданная смерть от укуса малярийного комара. Впрочем, среди историков нет единого мнения по поводу причин смерти Александра Македонского. Довольно распространена версия о его отравлении, хотя ей не нашлось ни подтверждения, ни опровержения.

После смерти Александра власть над огромным государством перешла к его новорождённого сына и сводного брата Арридея. Но фактическая власть над империей оказалась в руках военачальников Александра - диадохов, которые вскоре начали воевать друг с другом, пытаясь поделить государство между собой.

Великий полководец всех времён и народов Александр Македонский покорил едва ли не весь известный ему мир, который, однако, оказался слишком велик даже для него. Созданная Александром империя, первая в мире сверхдержава, оказалась непрочной, поскольку политическая и экономическая сторона завоеваний Александра была слаба – за свою короткую жизнь Александру всё же не удалось объять необъятное. Чего не скажешь о колоссальном влиянии, которое оказала греческая культура на страны Востока. Эллинизм явил первый пример глобальной культурной экспансии, результаты которой определили весь дальнейший ход мировой . Личность Александра Македонского продолжает оставаться предметом многочисленных споров и домыслов, равно как и серьёзных научных исследований. Очевидна лишь одна истина: Александр Македонский прославлен в веках как символ мужества, храбрости и полководческого гения.

Доктор философских наук Валерий Никитич Дёмин был одним из немногих настоящих учёных, кто своим ежедневным негромким, но чрезвычайно важным трудом связывал по крупицам воедино утраченные на века нити отечественной и мировой истории, возвращая нас к её истокам, к великим тайнам колыбели человечества – Гипербореи. Именно он несколько лет назад познакомил читателей «Красной звезды» с прародиной современной цивилизации. Именно он приоткрыл нам тайну почти «генетической», мягко говоря, к России. Именно он первым приблизил нас к разгадке того, почему на Руси в свою очередь так уважали и почитали, например, Александра Македонского … Когда этот материал уже был подготовлен к печати, Валерия Никитича не стало. И пусть он будет данью нашей памяти замечательному учёному, писателю, патриоту.

Что ищет он в краю далёком

На фасаде Дмитриевского собора во Владимире, построенном в 1194-1197 годах, есть рельеф, изображающий полёт Александра Македонского на небо. Она свидетельствует, по крайней мере, о двух обстоятельствах. Во-первых, о том, что великий был чрезвычайно популярен в древней Руси и стал для её народа почти святым. А, во-вторых, единственный в истории покоритель всего мира обладал в народном сознании способностью подниматься над землёй. Да и сам полёт его немало похож на испытания ранцев с ракетными двигателями, кои не раз уже демонстрировал нам канал «Дискавери».

Был ли действительно легендарный полководец на Руси? И что искал он в далёком северном краю? На эти вопросы пытался ответить Валерий Никитич Дёмин в книге «В поисках колыбели цивилизации» , выпущенной издательством «Вече».

Испокон веков на Руси существовало предание о том, что Александр Македонский после завоевания Индии и разговора с местными мудрецами не повернул назад, в Грецию, а с небольшим отрядом устремился к Северу в поисках легендарного Белого острова (Гипербореи), для того чтобы обрести тайну бессмертия. В «Чертёжной книге Сибири» , составленной выдающимся историком и географом XVIII века Семёном Ремезовым , рядом с изображением низовьев Амура начертано: «До сего места царь Александр Македонский доходил и ружьё спрятал, и колокол оставил» .

Из классической версии мировой истории известно, что завоеватель Земли в своих походах двигался строго на восток. Однако, если внимательно вчитаться в свидетельства древних историков, сами победные стопы каким-то неведомым образом неотвратимо несли великого Александра к северу. Так случалось и в Персии, когда, разгромив Дария, греки устремились вроде бы вдогонку ему, но так, что, форсировав неприступный Гиндукуш, очутились в Средней Азии и достигли современного Самарканда. Так было и в Индии, где войска великого полководца двигались необъяснимыми зигзагами, нередко устремляясь далеко на север.

Чтобы объяснить «странные» душевные и стратегические «метания» полководца, будет недостаточно свидетельств историков. Нельзя не учесть и мнение народов, покорённых Александром, чья молва и фольклор превратили непобедимого пришельца в легендарный, почти мифический образ. Именно устные предания сохранили такие детали и подробности, которых недостаёт в исторических хрониках. Можно ли доверять подобным сообщениям? По крайней мере, по свидетельству Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях», сам Александр придавал огромное значение устным и тайным знаниям. Когда однажды он вдруг узнал, что его учитель – великий Аристотель – приоткрыл завесу над подобными сокровенными знаниями собеседникам, то немедленно обрушился в письме к своему наставнику с упреками: «Александр Аристотелю желает благополучия! Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания. Чем же будем мы отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием? Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров».

Значит, именно обладание высшим сакральным знанием для ученика Аристотеля было важнее, чем любая из блистательных побед на поле боя! Но что же в таком случае это за тайные знания, коими так дорожил Александр? Не в последнюю очередь таковыми могли выступать сакральные сведения о древней северной прародине и её высоких научных и технических достижениях (и в частности, в военной области). Древняя северная цивилизация, именуемая эллинами гиперборейской , достигла в далёком прошлом в своём развитии небывалых научно-технических высот, овладела земным, надземным, подземным и подводным миром, освоила искусство передвижения по воздуху с помощью ракет и других летательных аппаратов, научилась использовать различные виды энергии, расщепила атомное ядро, создала лучевое и .

Речь идёт о великой магической Триаде Древности, которая во все времена не давала покоя властителям разных эпох и народов. Речь идёт о Бессмертии, Абсолютном оружии и Универсальном знании.

Владыка термояда

Александра называли ещё при жизни царём Вселенной. Понятно, что всякого, кто удостаивался подобного звания, в первую очередь притягивало Абсолютное оружие . Об этом оружии достаточно подробно рассказывают древние сказания о великих битвах богов и героев – эллинские «Титаномахия» и «Гигантомахия», индийские «Махабхарата» и «Рамаяна», другие восточные и даже североевропейские источники. Нужно только научиться видеть, как Валерий Дёмин, в информации безвестных сказителей не вымысел, а облачённые в символическо-образную форму точные сведения о стародавнем прошлом.

Индоевропейский эпос и фольклор переполнены реминисценциями об использовании в многочисленных кровопролитных войнах, которые вели индоарии, совершенной военной техники и таинственного всеуничтожающего оружия . В древнеиндийской литературе для его обозначения даже существовал специальный термин – Астравидья . Дошедшими до нас классическими примерами могут служить картины, содержащиеся в великих древнеиндийских эпических поэмах – «Махабхарате» и «Рамаяне».

В «Махабхарате», к примеру, рассказывается об «оружии Брахмы», действие которого явственно напоминает взрыв ядерной или термоядерной бомбы. В поэме рассказывается о том, как сверкающий снаряд, обладающий сиянием огня, лишённого дыма, был обрушен на противника. Густой туман внезапно покрыл войско. Все стороны горизонта погрузились во мрак. Поднялись смертельные вихри. Тучи с рёвом устремись в высоту неба. Мир, опалённый жаром чудо-оружия, казалось, сошёл с ума: слоны, обожжённые пламенем, мчались с рёвом, объятые ужасом. Тысячи колесниц, людей и боевых животных были сожжены, испепелены чудовищным взрывом. Доставлялось оружие с помощью огромной «железной стрелы», которая выглядела как гигантский посланец смерти. В нём нетрудно угадать очертания современной ракеты.

«Рамаяна» также не жалеет красок на описание «оружия Брахмы» (перевод Веры Потаповой):

Стрела златоперая все вещества и начала

Впитала в себя и немыслимый блеск излучала.

Окутана дымом, как пламень конца мирозданья,

Сверкала и трепет вселяла в живые созданья…

И – смерти приспешница – ратников мертвых телами

Кормила стервятников эта несущая пламя.

Нечто подобное (в том числе и «огненные стрелы») рисует и древнегреческая «Титаномахия» Гесиода, описывающая в мельчайших подробностях смертельную борьбу олимпийских богов и титанов за власть над миром:

Заревело ужасно безбрежное море,

Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо и содрогнулось;

великий Олимп задрожал до подножья От ужасающей схватки.

Тяжёлое почвы дрожанье, ног топотанье глухое и свист от могучих

Метаний Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.

Так они друг против друга метали стенящие стрелы.

Криком себя ободряя, сходилися боги на битву.

В эллинских мифологических сказаниях прямо говорится и о Гиперборее, где, судя по всему, и происходила эпохальная битва. Как рассказывает римский астроном II века новой эры Юлий Гигин, после решающей победы, одержанной богами-олимпийцами, они спрятали чудо-оружие в Гиперборее. Гигин говорит и о том, что свою всепоражающую «огненную стрелу» и (молнию) Юпитера Солнцебог Аполлон «зарыл на Гиперборейской горе». Такие же молниемёты, с помощью которых олимпийцы одолели титанов, были и у других сподвижников Зевса. Но по окончании смертельной войны властитель Олимпа испугался, что чудо-оружие позволит его братьям и сёстрам сравняться с ним, верховным владыкой. Громовержец должен быть только один! А потому все остальные сдали полученные молниеметательные приспособления, внешне мало чем отличавшиеся от голливудских лазерных ружей и автоматов.

В бурятской версии сказаний о Гэсэр-хане (распространённой также среди тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, уйгур) рассказывается о том, как враги Гэсэра, шарагольские ханы, наслали на его народ железную птицу, похожую на гигантский самолёт. Но она была сбита «огненной стрелой», более похожей на современную противовоздушную ракету (перевод Семёна Липкина):

От большого пальца большая Сила этой стреле дана!

Восемь верхних высот пронзая, Сотрясла их до самого дна,

Семь глубин и низин потрясая, Их стрела поразила насквозь.

Александр Македонский искал такое оружие сначала в Индии, куда вторгся после завоевания Бактрии и Согдианы, а потом, следуя подсказкам хранителей древнего знания и народной молвы, – далеко за её пределами – на севере . Почему? Династия Аргеадов, к коей принадлежал Александр, выводила свою родословную напрямую от Геракла. Поэтому царь, поставивший своей целью завоевание мира, решил проследовать путём величайшего из героев Эллады. Геракл, напомним, дошёл со своими подвигами до Крайнего Севера и гиперборейских пределов, за что и получил эпитет «Гиперборейский»?

Считая себя прямым наследником Геракла и почитая, как всякий македонец, бога виноделия Диониса, Александр отлично знал, что ещё до того, как появиться на , оба героя вторгались в Индию. С точки зрения классической истории речь может здесь идти об эпохе миграции арийских племён с севера на юг.

Как выглядело абсолютное оружие, ни для кого никогда не являлось секретом, и по сей день его можно увидеть на иконографических изображениях. А молниемёт Индры – ваджра – стал объектом религиозного поклонения как в индуизме, так и в буддизме, в частности в ламаизме. Считается, что Индра для охранения от недобрых людей и злого умысла доверил секрет своего огненного оружия Будде. Кстати, проблема недопущения людей к обладанию абсолютным оружием красной нитью проходит через эпические тексты «Махабхараты» и «Рамаяны». Лишь в исключительных случаях в решающих битвах и поединках боги временно доверяли молниемёты своим любимцам. В остальное время людям следовало только бояться этого оружия. Ему разрешено было поклоняться, но владеть им – никогда . Так что вопрос о нераспространении на Земле впервые поставили боги древних переселенцев из Гипербореи.

На некоторых античных греческих рисунках можно увидеть также изображение подобного оружия в руках Зевса. Оно очень похоже на ваджру. Модели и рисунки неотразимого изобретения арийских богов доказывают несомненный факт его существования, хотя ничуть не приближают нас к разгадке принципа механизма его действия. Какая энергия использовалась, кто и где создавал эти шедевры военно-технической мысли – всё это было тайной за семью печатями уже в эпоху Александра Македонского.

Тайны Вавилона

Однако владыка тогдашнего мира знал, что интересующие его сведения могли сохраниться в памяти профессиональных хранителей древнего знания – жрецов и других служителей культов завоёванных им государств: индийские брахманы, персидские зороастрийские маги, халдейские мудрецы Вавилона. По мере продвижения македонского войска в глубь ученик Аристотеля Александр не мог не общаться с хранителями сакрального знания. Первыми свои секреты ему открыли вавилонские жрецы. Они сами провозгласили молодого вождя «царём Всего»: так по традиции именовались владыки Ассир-Вавилонии. Случилось это, когда македонская армия без боя вошла в Вавилон – крупнейший и знаменитейший город древнего мира, законодатель моды того времени. Античные историки вспоминали, что «царь задержался в этом городе дольше, чем где-либо». Видимо, вавилонская элита, настрадавшаяся от насильно насаждавшихся персидских порядков и чуждой культуры, рассматривала македонцев как освободителей и приняла просвещённого и любознательного царя Александра, с уважением относившегося к древней и традициям Месопотамии.

Халдейские жрецы-маги не только считались искусными астрономами, астрологами и прорицателями. Они владели сокровенным знанием, происхождение которого терялось в неисчерпаемых глубинах прошлого. Хронологию человеческой истории вавилоняне отсчитывали от некоей реальной точки, отстоявшей от эпохи Александра Македонского почти на четыреста тысяч лет , вели счёт космопланетарным катаклизмам, когда-то сотрясавших Землю. Именно от них узнал Александр многое из недоступного простым смертным. А кроме того, покоритель мира получил в своё распоряжение древние документы и карты, которые не могли не повергнуть его в смятение.

Как предполагал Валерий Никитич Дёмин, в древних манускриптах Вавилона содержалась сакральная и не предназначавшаяся для простых смертных информация о далёком и всего безграничного Космоса, о бесчисленных разумных существах , рассеянных во Вселенной, о разносторонних контактах между ними, о бессмертной субстанции – источнике универсального знания, разлитой по всему бесконечному миру, и о способах приобщения к абсолютной мудрости веков и тысячелетий, о расах и цивилизациях, предшествовавших земному человечеству, и, наконец, о достижении бессмертия, вечной молодости и обладании неисчерпаемым энергетическим потенциалом Универсума, в том числе и в плане создания абсолютного оружия.

Картам, на которых была изображена планета Земля в различные исторические эпохи своего существования с непохожими на сегодняшние контурами океанов и материков, предстояли ещё невероятные перипетии в их долгой, сложной и запутанной жизни. После мистической смерти тридцатитрёхлетнего Александра Великого, они окажутся в Иерусалимском храме, откуда после первого Крестового похода рыцари-тамплиеры вывезут их в , а после разгрома ордена попадут в руки масонов и адептов других тайных организаций, откуда информация о загадках древнейшей истории стала дозировано доходить до средневековых мореплавателей (Христофор Колумб, Биллем Баренц, турецкий адмирал Пири Рейс и др.), картографов (Герард Меркатор), охотников за Универсальным знанием (Николай Рерих и Александр Барченко), высокими технологиями древности и абсолютным оружием, которым очень интересовались и нацистское гестапо вместе с входящим в его структуру институтом Аненербе («Наследие предков»), и советское ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ...

Покоритель Авесты

Другую информацию о сакральном знании Александр получил из устных индийских текстов , где со всеми подробностями повествовалось о могущественном оружии индоарийских богов. А персидских хранителей древнего знания – мобедов – за молчание ему пришлось даже подвергнуть жестоким пыткам и повесить. Хотя всё, что они так тщательно хранили в своих мудрых головах, давно было перенесено на пергамент и собрано в одной из величайших и древних книг человечества – Авесте.

Как и в вавилонских манускриптах, здесь также повествовалось о прекрасной северной прародине всех арийцев – Арьяна Вэджа («Арийском просторе»), где некогда царил Золотой век и жили счастливые люди, не знавшие ни нужды, ни распрей, ни болезней. Потом в одночасье всё изменилось: на Землю обрушился глобальный катаклизм , и Север превратился в ледяную пустыню. Авеста запечатлела память об этих стародавних событиях в изречениях верховного древнеиранского божества Ахура-Мазды: «Как первое лучшее из мест и стран создал я, Ахура-Мазда, Арьяна Вэджа («Арийский простор») Доброй Датии. Но в противовес этому сотворил смертоносный Анхра-Манью красного дракона и созданную дэвами зиму. Там десять зимних месяцев, лишь два летних, и они холодны для воды, холодны для земли, холодны для растений. И есть середина зимы; и когда зима подходит к концу, тогда бывает очень много наводнений» .

Информация о десяти зимних месяцах и только двух летних подтверждала то, о чём ему в Вавилоне поведали халдейские жрецы. И всё же она открыла ему нечто новое, такое, что, получив доступ к великой Книге мудрости, повелитель мира велел её уничтожить, чтобы никто более не смел прикоснуться к этой сокровищнице тайн.

В основу канонизированного текста этой священной зороастрийской книги легли проповеди легендарного пророка Спитама Заратуштры. Заратуштра (в европейской традиции именуемый Заратустрой, в такой транскрипции он вошёл и в знаменитую книгу Фридриха Ницше) был реальным историческим лицом . Местами его рождения в разные времена считались и Азербайджан, и некоторые районы Средней Азии (Древней Бактрии). В последнее время родиной пророка стали предполагать открытый российскими археологами древний оборонительный, производственный и культовый комплекс на Южном Урале Аркаим, который служил перевалочным пунктом на пути миграций ариев.

По традиционной пехлевийской хронологии, великий пророк и основатель зороастризма жил за 258 лет до Александра Македонского (в VII-VI веках до н.э.). Однако античные источники сообщают, что Зороастр прибыл из северных краёв (именуемых у греков и римлян гиперборейскими): «Говорят, что Зороастр на 6000 лет старше Платона, <...> будто он переправился на материк через большое море» .

Заметим, что первоначально полный свод Авесты насчитывал два миллиона стихов , разделённых на тысячу двести глав. Он был нанесён несмываемой золотой краской на двенадцать тысяч дублёных коровьих кож особой тонкой выделки. Тяжёлые свитки хранились в главном зороастрийском храме столицы персидских царей в легендарном Персеполе. Когда Александр Македонский разбил Дария и разграбил столицу персов, он приказал стереть с лица земли главное святилище огнепоклонников, а на его развалинах сжечь Авесту и пепел развеять по ветру. До сих пор неизвестно, существовал ли где-либо второй экземпляр священной книги. Легенда говорит о нескольких её списках, один из которых среди прочих трофеев был даже якобы вывезен в .

Когда же спустя много лет жрецы-маги попытались по памяти восстановить сожжённую книгу, новая Авеста оказалась вчетверо короче первоначальной. Однако воссозданный с огромным трудом текст Авесты был уничтожен ещё раз, теперь уже арабскими завоевателями, обрушившимися на Персию и Среднюю Азию в конце VII века н.э. Всё, что противоречило Корану и противилось новому порядку, беспощадно сжигалось и уничтожалось – люди, храмы, книги. Арабское нашествие положило конец древней религии Зороастра, а заодно и персидской державе Сасанидов. На смену поклонения огню, свету, правде и мудрости пришла новая вера…

Александр Македонский - темный воин, потерпевший поражение от скифов