Теория

Питомник уход после посадки семян. Питомник в апреле

Питомник уход после посадки семян. Питомник в апреле

Уход за посевами в питомниках до появления всходов производится путем мульчирования, полива и рыхления почвы.

Мульчирование применяется при весенних и летних посевах главным образом мелких семян. Мульча предохраняет почву от уплотнения, высыхания, влияет на режим влажности и температурный режим, чем и создаются наиболее благоприятные условия для появления всходов. Для мульчирования посевов в питомниках применяют специальную мульчевальную бумагу.

В питомниках для мульчирования при весенних и летних посевах применяют солому, соломенные маты, мох, порошковидный торф, древесные опилки. Солому и мох настилают на посевы слоем около 3-4 см и притуживают жердями. Нормы расхода соломы на гектар посева 6-8 т. При появлении первых всходов солому (мох) с посевных бороздок сдвигают в междурядья. После массового появления всходов солому убирают. Мульчу из торфа или опилок оставляют и после появления всходов.

Следует учесть, что мульчирование посевов - операция дорогостоящая и довольно трудоемкая. Ее необходимо применять лишь в крайнем случае. Если семена в почве долго не прорастают, появляется необходимость проведения полки и рыхления еще до появления всходов. На так называемых "мертвых посевах" (когда всходы появляются через год после посева) почву рыхлят только между рядами (посевными бороздками). Чтобы знать размещение посевных бороздок, при посеве к семенам древесных и кустарниковых пород добавляют семена овса, подсолнечника и других растений, как маячных культур.

Прополку и рыхление следует производить после полива или дождя. Мульчированные участки в случае необходимости также пропалывают и рыхлят. При этом мульчу временно снимают и вновь настилают после рыхления и прополки.

Уход за всходами (сеянцами) после их появления состоит в притенении, прореживании всходов, побелке посевных лент мелом, полке, рыхлении, поливе и легком бороновании.

Изреживание посевов рекомендуется производить после дождя или полива путем продергивания, выщипывания, при этом необходимо оставлять оптимальное количество сеянцев, равномерно распределенных по площади. Например, оптимальное количество сеянцев сосны на погонный метр при средних почвенных условиях составляет 80-100 шт., дуба - 25-27 шт., ясеня, клена - 28-30 шт.

Полка и рыхление имеют особое значение при выращивании посадочного материала. При полке удаляют сорную траву, которая иссушает почву, заглушает и затеняет сеянцы. Путем рыхления сокращают или полностью прекращают поверхностный сток воды, нарушают ее капиллярный подъем. Этим уменьшают испарение влаги поверхностью почвы и улучшают условия роста сеянцев. Полив и рыхление наиболее полезны в первой половине вегетационного периода. Повторность рыхлений и полки можно принять следующую: в первой половине лета - через 2-3 недели, а во второй - через месяц. В течение всего вегетационного периода для однолетних сеянцев в засушливых районах применяются 6-8 рыхлений, а в районах достаточного увлажнения - 4-6. В засушливых районах рыхление и полку на участках, занятых двухлетними сеянцами, производят 4-5 раз, в районах достаточного увлажнения - 3-4 раза.

В природе каждое дерево в течение всей своей жизни растет на одном и том же месте – там, где упало и проросло семя. Далеко не всем семенам удается прорасти (многие из них случайно попадают на непригодные для прорастания субстраты – например, на камни, в воду и т. д.). Из проросших семян далеко не всем удается дожить до следующего года: многие проростки гибнут в результате конкуренции с травами, нехватки влаги и питательных веществ конкретно в месте прорастания (например, если прорастание произошло на поверхности толстого мохового покрова) или по другим причинам. Даже из выживших проростков значительная часть погибнет в течение нескольких последующих лет из-за неподходящих для роста условий, повреждения различными болезнями и т. д. В результате из многих тысяч, а иногда и миллионов упавших на землю семян вырастает лишь одно взрослое дерево.

Для того чтобы избежать всех этих напастей, при искусственном разведении леса используется более или менее крупный посадочный материал – саженцы или сеянцы, в течение нескольких лет выращивавшиеся в специальном питомнике, где гораздо легче обеспечить выживание и быстрый рост всходов, чем на всей площади, на которой предполагается посадить новый лес. Лишь в редких случаях используется непосредственный посев семян на постоянное место – в основном при выращивании деревьев с крупными семенами, которые за счет имеющихся в семени запасов питательных веществ уже в первый год жизни могут успешно конкурировать с травами. Например, для прямого посева на постоянное место могут использоваться желуди дуба, орехи, семена сибирского и корейского кедров – и то лишь в тех местах, где травяной покров невысок, а почвенные условия благоприятны для прорастания семян.

В питомнике посадочный материал деревьев может выращиваться на одном и том же месте без пересадки (в этом случае молодые деревья называются сеянцами) или с пересадкой в процессе выращивания (в этом случае они называются саженцами). Саженцы некоторых пород деревьев могут выращиваться также не из сеянцев, а из черенков или других частей взрослых растений.

Использование для посадки нового леса не семян, а сеянцев или саженцев позволяет прежде всего избежать гибели молодых деревьев в результате конкуренции с травами и кустарниками. Кроме того, это позволяет обеспечить более быстрое формирование нового леса после посадки. Что лучше использовать – саженцы или сеянцы, зависит от древесной породы и от того, где предполагается производить посадку леса. Если выращиваются быстрорастущие древесные породы, которые способны сразу после посадки дать мощный прирост (например, береза или вяз), как правило, нет необходимости в посадке особо крупных саженцев: деревья этих пород способны сами справиться с конкуренцией со стороны других растений. Нет смысла в посадке крупных саженцев и в том случае, если на месте предполагаемой посадки травяной покров развит слабо (например, на легких песчаных почвах или в некоторых случаях на свежих вырубках) или если почву удается должным образом подготовить – например, вспахать, чтобы избежать бурного развития трав в первые годы после посадки. Если же высаживаются относительно медленно растущие (хотя бы в раннем возрасте) деревья на участки, где предполагается мощное развитие конкурирующей растительности, то лучшие результаты достигаются при использовании довольно крупных саженцев.

Использование крупных саженцев предпочтительнее и в том случае, если существует опасность повреждения посадок скотом (вытаптывание, обкусывание): они быстрее достигнут той высоты, при которой скот им уже не страшен. При озеленении городов и поселков также чаще всего используются саженцы – в основном для того, чтобы как можно быстрее получить результат.

При смешанных посадках (посадка в пределах одного участка двух или более разных древесных пород) могут использоваться одновременно саженцы одной древесной породы, и сеянцы или даже семена другой. Например, при смешанной посадке сосны и дуба целесообразно использовать трехлетние или четырехлетние саженцы сосны и однолетние или двухлетние сеянцы или желуди дуба.

Как правило, лесной питомник (например, питомник лесхоза или специализированный питомник, выращивающий посадочный материал для озеленения) состоит из двух отделений – посевного, в котором выращиваются сеянцы, и школьного, или «школки», в котором выращиваются саженцы. В некоторых случаях – например, если лесхоз использует для посадки только сеянцы – школьного отделения может не быть.

Обычно выращивание сеянцев представляет собой наиболее сложную часть выращивания посадочного материала. Выращивание сеянцев включает в себя подготовку семян к посеву (семена некоторых пород деревьев без специальной подготовки не всходят вовсе или всходят очень плохо), подготовку почвы, собственно посев семян, прополки, подкормки, при необходимости – полив и, наконец, правильную и своевременную выкопку перед пересадкой. Ошибки на каждом из этих этапов могут привести к плачевному результату даже в том случае, если все остальные этапы работы выполнены безупречно. Невозможно сказать, какой из этих этапов является самым важным, все они одинаково важны, и успех зависит от каждого. Если использовать не подготовленные должным образом семена некоторых древесных пород, то они просто не взойдут (например, семена липы, собранные осенью, хранившиеся при комнатной температуре и посеянные весной, в первый год не дадут всходов). Если почва не будет в должной степени очищена от корневищ сорных трав, практически невозможно будет обеспечить качественную прополку, и всходы, особенно светолюбивых деревьев, с большой вероятностью погибнут. То же самое произойдет, если прополки будут производиться несвоевременно. Если посев будет произведен на слишком большую глубину или слишком густо, всходы могут получиться слишком редкими или слишком слабыми.

Нехватка минерального питания, особенно на бедных (например, песчаных) почвах, способна привести к тому, что сеянцы получатся слишком мелкими, а в некоторых случаях не смогут пережить первую же зиму; чтобы этого избежать, на бедных почвах требуется правильное внесение удобрений. Сеянцы значительно более чувствительны к засухам, чем взрослые растения: их небольшие корни не позволяют получать воду из глубоких и обычно более влажных горизонтов почвы. Следует также отметить, что сеянцы многих древесных пород особенно уязвимы для различных болезней и вредителей, чаще всего в первые недели и месяцы жизни. Выращивание сеянцев обычно занимает один, два, реже три года, в зависимости от условий и древесной породы. Как правило, в течение двух лет на одном месте выращиваются сеянцы хвойных древесных пород. Сеянцы лиственных пород чаще всего выращиваются за один год.

Продолжительность выращивания сеянцев перед пересадкой в школьное отделение зависит от конкретных условий того или иного питомника, применяемого ухода и опыта тех, кто занимается их выращиванием. При интенсивном уходе сеянцы сосны и лиственницы, пригодные для пересадки в «школку», легко вырастают за один год.

Выращивание саженцев в школьном отделении питомника, как правило, связано с меньшими сложностями, чем выращивание сеянцев. Саженцам в меньшей степени, чем сеянцам, грозит конкуренция со стороны травянистых растений. Более крупные корни саженцев позволяют им получать воду и питательные вещества из более глубоких почвенных горизонтов, и потому они менее подвержены влиянию засух. Как правило, саженцы в значительно меньшей степени страдают от болезней и вредителей, чем сеянцы первого года жизни. Тем не менее и в выращивании саженцев есть свои сложности.

Главное условие успеха – своевременная и грамотная посадка сеянцев в школьное отделение питомника. Как правило, пересадка производится весной до распускания почек и начала роста побегов; реже осенью, после того, как рост надземной части сеянцев прекращается. Пересадка сеянцев в период активного роста надземной части обычно приводит к крайне неблагоприятным результатам: если сеянцы и не гибнут, то прирост их в первый год после пересадки оказывается небольшим. В целом уход за молодыми деревьями в школьном отделении похож на уход за сеянцами первых лет жизни – так же нужны прополки, полив при засушливой погоде, подкормка удобрениями на бедных почвах. Выращивание крупных саженцев, пригодных для посадки на постоянное место практически в любых условиях, занимает в школьном отделении еще один-два года.

Выращивание саженцев в питомнике с дополнительной пересадкой (из посевного отделения в школьное) связано с тем, что деревья третьего-четвертого года жизни требуют для своего развития значительно большей площади, чем деревья первого или второго года. Если бы посев семян производился сразу с густотой, соответствующей плотности посадки сеянцев в «школку», то под питомник требовалась бы значительно большая площадь (если в посевном отделении выращивается столько саженцев, сколько нужно для посадки в школьное отделение, то площадь посевного отделения может быть в десятки раз меньше, чем площадь школьного). Поскольку посевное отделение питомника требует значительно более интенсивного ухода, чем школьное, увеличение его площади при более редком посеве означает существенное увеличение трудоемкости выращивания сеянцев. Кроме того, пересадка в «школку» позволяет сформировать более компактную корневую систему, которая потом, при пересадке на постоянное место, повреждается в меньшей степени (соответственно и пересадка переносится менее болезненно).

Существуют различные схемы выращивания посадочного материала в лесных питомниках, отличающиеся количеством лет, которые молодые деревья проводят в посевном и школьном отделениях питомников. В больших государственных лесных питомниках крупномерные саженцы хвойных пород чаще всего выращивают по схеме 2+2 (т. е. 2 года в посевном отделении, 2 – в школьном), лиственные – по схеме 1+1 или 1+2, в зависимости от породы и ситуации. Но еще чаще при лесовосстановлении применяются двухлетние или даже однолетние сеянцы.

В маленьких лесных питомниках , где существует возможность обеспечить более тщательный уход за сеянцами и более аккуратную пересадку их в школьное отделение, выращивание саженцев может занять меньшее время (при хорошем уходе и благоприятных погодных условиях практически все древесные породы уже на следующую после посева весну можно пересаживать в школьное отделение питомника). Саженцы и сеянцы, выращиваемые в традиционных лесных питомниках, называются посадочным материалом с открытой корневой системой, поскольку при выкопке и пересадке на постоянное место корни освобождаются от земли.

В последние десятилетия все большее распространение получает выращивание так называемого посадочного материала с закрытой корневой системой, т. е. саженцев или сеянцев, растущих в специальных горшках-контейнерах. При пересадке на постоянное место такие саженцы вынимаются из контейнеров и высаживаются с комом земли, благодаря чему их корневая система совершенно не повреждается и саженцы значительно легче переносят пересадку. Существует несколько различных технологий выращивания саженцев или сеянцев с закрытой корневой системой. В мире наиболее распространена технология выращивания однолетних сеянцев, преимущественно хвойных пород (сосны, ели), в небольших контейнерах в специальных теплицах, где обеспечиваются необходимый микроклимат, своевременные поливы и подкормки (несмотря на маленький объем каждого контейнера, земля в нем не пересыхает и запас необходимых питательных веществ не истощается). Как правило, контейнеры для такого выращивания представляют собой некоторое подобие сот – множество пластиковых ячеек, напоминающих стаканчики для йогурта, заполненных земляной смесью. В каждой из таких ячеек выращивается по одному сеянцу (обычно изначально высевается по два-три семени и после их прорастания всходы вручную прореживаются, а в пустые ячейки или семена высеваются заново, или пересаживаются лишние всходы из соседних ячеек). Сеянцы, выращиваемые по такой технологии, обычно довольно малы (например, стандартный сеянец сосны обыкновенной имеет высоту около 12–15 см). Поэтому хорошие результаты при посадке таких сеянцев достигаются только в том случае, если почва была специально подготовлена. Необходимо отметить, что все наши деревья в природе имеют длительный период зимнего покоя, к которому в естественных условиях они готовятся постепенно. Поэтому саженцы, выращенные в тепличных условиях, должны пройти перед зимовкой определенную закалку. Для этого их обычно или высаживают на постоянное место достаточно рано, за несколько недель до ожидаемого наступления устойчиво холодной погоды, или столь же заблаговременно выставляют на открытые площадки для зимовки.

Другая технология выращивания саженцев с закрытой корневой системой состоит в том, что сеянцы, выращенные в посевном отделении обычного питомника, пересаживаются не в «школку», а в специальные контейнеры с питательной смесью или брикеты из питательной смеси. Как правило, сеянцы в таких контейнерах или брикетах не выращиваются в течение целого сезона, а высаживаются на постоянное место в течение нескольких дней или недель после пересадки в контейнер или брикет. Использование данной технологии позволяет существенно увеличить возможное время посадки сеянцев на постоянное место, а также (за счет правильно подобранной питательной смеси в контейнере или брикете) обеспечить лучший рост деревьев в первое время после пересадки. В настоящее время эта технология применяется редко, в основном из-за дороговизны.

Посадка готовых саженцев или сеянцев на постоянное место производится весной или осенью, примерно в те же сроки, что и пересадка сеянцев в школьное отделение питомника. Саженцы с закрытой корневой системой можно пересаживать и в другие сроки, когда рост надземной части уже начался или, наоборот, еще не полностью прекратился. Но и такие саженцы нельзя пересаживать в период наиболее активного роста: резкое изменение условий произрастания (освещенности, влажности почвы) может привести к потере прироста или даже гибели саженцев. Дальнейший уход за посадками зависит от того, в каких условиях эти посадки создаются, как была подготовлена почва перед посадкой, какого возраста, размера и качества использован посадочный материал, насколько густо деревья посажены и от многих других причин. Если для посадки используются крупные и высококачественные саженцы, подходящие по всем показателям для условий конкретного места и сама посадка производится в подходящий срок, то дальнейший уход может не требоваться вовсе. Если посадка производится на участках с высокой травой или среди зарослей кустарников или если для посадки используются слишком мелкие саженцы, то в первые один-два года требуются регулярные прополки, иначе высаженные деревья могут погибнуть в результате конкуренции с травами и кустарниками.

Если посадка производится на месте вырубки , то посаженные деревья в большинстве случаев будут вынуждены конкурировать с порослью быстрорастущих лиственных пород, таких, как осина (ее поросль в изобилии развивается от корней старых деревьев) или береза (она быстро возобновляется как от легко разлетающихся семян, так и порослью от пней). Многие породы деревьев в результате такой конкуренции серьезно отстают в росте (например, ель или пихта) или вовсе гибнут (например, сосна или лиственница). Тем не менее лес в этом случае все равно образуется, пусть и не всегда из тех древесных пород, которые были посажены.

Самый страшный враг молодых лесов, особенно располагающихся на открытом месте среди лугов и полей – это пожар. Очень многие лесные посадки, особенно в наиболее сухих южных регионах нашей страны, гибнут в результате повреждения травяными пожарами, возникающими из-за неосторожного обращения с огнем или умышленных поджогов травы. Одним из способов снижения возможного ущерба от пожаров является использование для посадки (особенно по опушкам сажаемого леса) тех пород деревьев, которые обладают толстой и огнестойкой корой в основании ствола и уже в довольно раннем возрасте способны противостоять воздействию слабого пожара – сосны и лиственницы. Эти породы деревьев способны переживать слабые травяные пожары уже в возрасте 10–15 лет, в зависимости от условий (опушка молодого леса, состоящая из нескольких рядов этих деревьев, способна предотвратить распространение огня вглубь посадок). К сожалению, создание защитных опушек из сосны или лиственницы помогает не всегда: в наиболее засушливых условиях их хвоя и ветки сами становятся хорошим горючим материалом. Чтобы снизить риск их воспламенения, лучше всего создавать смешанные посадки, включающие одновременно и хвойные, и лиственные породы деревьев. Очень хорошие результаты дает также опахивание молодых посадок – создание минерализованной полосы, способной остановить травяной пожар (по крайней мере, при отсутствии сильного ветра). К сожалению, опахивание далеко не всегда возможно из-за отсутствия техники или средств на его проведение.

Во многих случаях посадка леса производится загущенно , т. е. на единицу площади высаживается значительно больше саженцев, чем может расти взрослых деревьев. Это делается по разным причинам: во-первых, для того, чтобы обеспечить более быстрое смыкание крон молодых деревьев (а значит, более быстрое избавление их от конкуренции со стороны нежелательных видов растений); во-вторых, для того, чтобы получить деревья с более высокими и ровными стволами (это особенно важно при промышленном лесовыращивании). Со временем деревья сами изреживаются в результате конкуренции и достигают оптимальной густоты – пусть и с некоторым опозданием. Для того чтобы обеспечить более быстрый рост посаженных деревьев (и формирование более ровных и высоких стволов), после смыкания крон молодых посадок в них могут проводиться так называемые рубки ухода – разреживание деревьев до оптимальной для каждого возраста густоты, удаление больных и ослабленных деревьев. Это важно при промышленном выращивании лесов с целью получения древесины. При создании защитных лесов и восстановлении утраченных лесных экосистем рубками ухода в большинстве случаев можно пренебречь, предоставив природе возможность самой отрегулировать состав и структуру будущей лесной экосистемы.

По материалам всероссийского движения "Возродим наш лес"

P.S. Если вы считаете, что данную информацию стоит сообщить другим, поделитесь в соцсетях.

В пе­риод вегетации почву на плантации и разворотные полосы содержат в свободном от сорняков состоянии (3-5 культиваций за лето). Надземную часть расте­ний через каждые 3-4 недели в период вегетации опрыскивают.

Ежегодно в июне и в августе плантации детально обследуют для выявления растений, пораженных ви­русными болезнями.

Все больные растения подлежат немедленному уничтожению. При этом захватывают 1-2 соседних куста, даже если на них нет никаких симптомов по­ражения, и тщательно выбирают из почвы возможно большую часть корневой системы. Всю удаленную растительную массу складывают на пленку, выносят с плантации и уничтожают.

Так же удаляют возможные сортопримеси. Эта работа должна проводиться в течение всего периода существования питомника, но в первый год после посадки она наиболее эффективна, потому что корни еще не успевают разрастись и их легче удалить.

Весной второго года после посадки до появления отпрысков проводят следующую работу. Корневище саженца вместе с надземным побегом удаляют, оставляя в почве большую часть корневой системы. Это способствует увеличению коэффициента размно­жения и устраняет плодоношение. Вырезанные по­беги с возможными на них зимующими стадиями вредителей и болезней сжигают за пределами поля. Таким образом, эта операция является и профилак­тическим мероприятием в борьбе с инфекцией.

Из оставшихся в почве корней к осени разовьются новые побеги. Уход за плантацией на второй год после посадки такой же, как и в первый. Особое вни­мание уделяется профилактическим мерам защиты от вредителей и болезней. В питомнике не следует до­пускать образования слишком широких и густых ря­дов, тем более развития растений в междурядьях. Все растения в ряду должны быть легкодоступными для тщательной обработки ядохимикатами, а меж­дурядья - для свободного прохода машин.

Во время первого мотыжения целесообразно вместе с сорня­ками уничтожить и слабые, запоздавшие в развитии отпрыски в рядах и блоках - достаточно оставить на 1 м ряда 20-25, а на 1 блок -40-50 отпрысков. В дальнейшем это заметно сократит затраты вре­мени на сортировку выкопанных саженцев. При ра­боте почвообрабатывающих орудий в междурядьях почву нужно обрабатывать так, чтобы ширина рядов не превышала 50 см. При узкорядной схеме посадки (70X50 см) обрабаты­вают только 3-4-метровые свободные зоны.

Осенью второго года после посадки впервые за­готавливают отпрыски. Технология заготовки их со­стоит из следующих операций: выкопка, освобожде­ние корней от почвы, сортировка, подсчет, связывание в пучки, укорачивание стеблей, навешивание этике­ток, прикопка. Работа должна быть организована так, чтобы период, когда корни находятся неприкры­тыми почвой, был минимальным. Лучше проводить выкопку в пасмурную погоду.

В московском институте апробирована и защищена автор­ским свидетельством технология, принципиально от­личающаяся от предыдущей. Описанная выше техно­логия обеспечивает заготовку саженца с надземной частью. Этот саженец состоит из корней, корневища и побега. Как показали наблюдения, в последнем не только нет особой необходимости, но присутствие его усложняет посадку. Кроме того, на побеге на новую плантацию могут быть занесены вредители и болезни. Поэтому новая технология строится на получении са­женцев, состоящих только из корней и корневища.

Основные звенья этой технологии: прореживание побегов, учет выхода с единицы площади, скашивание стеблей у поверхности почвы и удаление их с поля, выкопка и затаривание саженцев.

В июне - июле, во время борьбы с сорняками, в рядах вместе с сорной растительностью удаляют и лишние отпрыски. Так, по сорту Новость Кузьмина при наличии на одном метре ряда 20 от­прысков примерно равной высоты (40-50 см) все ос­тальные менее развитые можно удалить. Это позволит заблаговременно ликвидировать второсортные расте­ния задолго до выкопки посадочного материала. Про­реживания можно добиться, применяя гербициды.

Непосредственно перед выкопкой саженцев реали­затор вместе с покупателем с помощью пробных де­лянок устанавливает количество стандартных сажен­цев на единице площади. На основании этого определяется, с какой площади можно накопать необходи­мое количество посадочного материала. После этого все побеги у самой поверхности почвы скашивают и вывозят их с поля. Растительную массу лучше вывезти с поля, но можно, измельчив, разбросать по полю. В последнем случае осенью обязательно тщательное дискование, а весной - внесение дополнительных доз азотных удобрений.

После того как надземная часть растений удалена, приступают непосредственно к выкопке. Кроме того, создается комбайн, идентичный таковому для заготовки рассады земля­ники. Подрезанный пласт почвы с корнями и корневи­щами малины попадает на транспортер. Здесь корни освобождаются от почвы и переносятся к накопителю. При его заполнении саженцы перегружают в транс­портные средства. Их можно затарить в мешки из полиэтиленовой пленки или мешковины. В таком виде посадочный материал поступает на участок для по­садки.

Когда все отпрыски выкопаны и вывезены, с поля убирают растительный мусор (обрывки корней, стеб­лей, бракованные саженцы и др.). Затем вносят по 1,5-2 ц/га сернокислого аммония и суперфосфата, 1 ц/га сернокислого калия и 60-80 т/га торфоком­поста. После этого почву вдоль рядов обрабатывают дисковой бороной на глубину 5-8 см.

На участке, лишенном растительности, в зимний период снежный покров незначительный, следователь­но, сокращаются запасы влаги. Поэтому необходимо выполнить все мероприятия по снегозадержанию.

На третий год отрастание новых отпрысков про­ходит замедленно. Если отпрыски копали выкопочным плугом, побеги нередко появляются с опозданием более чем на месяц. Они в меньшей степени поража­ются, например, дидимеллой, побеговой галлицей. В росте побеги в таких случаях существенно отстают, особенно если лето сухое, но к моменту выкопки имеют хорошую корневую систему и стебли диамет­ром до 10 мм у основания, то есть отвечают действую­щим стандартам на посадочный материал.

В этот год уже с весны почву обрабатывают так, чтобы обязательно сохранить рядковое расположение растений. Только по сравнению с предыдущим годом ряды и междурядья меняют местами. При заготовке саженцев прошлой осенью значительная часть корней в рядах была выкопана, а в междурядьях они сохра­нились. Поэтому там, где в прошлом году были ряды, надо обрабатывать, как междурядья, и наоборот. Ни в коем случае нельзя допускать сплошного зараста­ния участка отпрысками. Условия, в которых они бу­дут развиваться, перестанут быть контролируемыми, что отразится на качестве посадочного материала.

Сплошная выкопка побегов в предыдущую осень и удаление с участка всякой растительности - мест зимовок вредителей и болезней, а также мульчирова­ние снижают запас инфекции. Тем не менее и на тре­тий год необходимо проводить обработки ядохимика­тами. Особенно тщательно надо проводить обследо­вания на вирусные болезни, потому что в этот год уже могут проявиться симптомы от повторного заражения, а установить границы и уничтожить очаг инфекции сложнее, так как корни больного куста разрастаются на значительное расстояние. Почву на участке под­держивают в рыхлом состоянии, если нужно, поли­вают.

В сентябре проводят вторую заготовку посадоч­ного материала.

По ряду причин - снижение выхода отпрысков, смещение рядов, а главное, накопление инфекции - срок существования очередного поля питомника огра­ничен тремя годами, а при узкорядной схеме посад­ки - двумя.

Но прежде чем окончательно уйти с очередного поля питомника, глубокой осенью, когда завершены основные сельскохозяйственные работы, почву пере­пахивают на глубину 15-20 см, в результате чего на поверхности оказывается значительная часть корней малины. Их выбирают конными или ручными граб­лями и складывают в обычные плодовые ящики, слег­ка пересыпая землей. Ящики с корнями можно хра­нить в подвале, холодильнике и просто на улице под слоем торфа. Важно не допустить подсыхания кор­ней. В дальнейшем их режут и используют в качестве корневых черенков.

лучший питомник растений - зеленые линии

Возможно, Вас так же заинтересует:


Для размещения древесных растений в школьном отделении породы, близкие друг к другу по агротехнике выращивания, с примерно одинаковым сроком пребывания в отделении объединяют в группы и выращивают в одном севообороте. Это позволяет рационально разместить растения на отведенной территории и облегчает уход за ними, формирование штамба и кроны, а также проведение инвентаризации посадочного материала.

По сроку выращивания в школьном отделении древесные породы могут быть сгруппированы следующим образом:

быстрорастущие (3-4 года) - тополи, ивы, акация белая, айлант, клен ясенелистный, береза, гледичия, софора японская, лиственница;

умереннорастущие (6-7 лет) - клен серебристый, клен остролистный, катальпа, рябина, ясень, вяз обыкновенный, вяз мелколистный, платан, груша, яблоня, орехи, дуб красный;

медленнорастущие (8 лет) - каштан конский, дуб черешчатый,. бук, липа, граб, хвойные;

кустарники (2-4 года).

В первую школу для выращивания саженцев из посевного отделения пересаживают посадочный материал всех перечисленных выше групп. Это одно-, двулетние сеянцы и укоренившиеся черенки деревьев и кустарников, а также одно-, двулетние отводки. Срок пребывания саженцев в первой школе 2-4 года. За это время кустарники, а также быстрорастущие штамбовые породы успевают развиться, достигнуть стандартных размеров и реализуются как готовая продукция.

Саженцы умеренно- и медленнорастущих пород не успевают развиться до необходимых размеров, однако оставлять их на том же месте нельзя, поскольку площадь питания для них становится уже недостаточной, что задерживает развитие как корневой их системы, так и надземной части. Поэтому их выкапывают одновременно со всеми другими, готовыми к реализации саженцами, и пересаживают на доращивание во вторую школу, увеличивая площадь питания.

Растения в школьном отделении должны размещаться так, чтобы выход стандартного посадочного материала с единицы площади" был максимальным, а кроме того обеспечивался высокий уровень, механизации всех процессов.

Во второй школе штамбовые древесные растения размещают рядами. Для быстро- и умереннорастущих пород расстояние между рядами устанавливают 1 м, а в ряду между растениями - 0,5 м при высадке 20 тыс. шт./га. Для медленнорастущих пород расстояние между рядами также 1 м, а в ряду - 0,3 м, что дает возможность разместить 33 тыс. шт./га. Продуктивным считается квадратное размещение саженцев штамбовых пород на расстоянии 0,7x0,7 м с высадкой 20,4 тыс. шт./га. При таком расположении улучшаются условия их освещения и равномерно распределяются между ними, площади питания.

Для кустарников применяют размещение рядами с одинаковым (1-0,9 м) для всех пород расстоянием между ними. В ряду растения располагают на расстоянии 0,3-0,4 м при посадке 25- 40 тыс. шт./га. Практикуется также квадратное размещение кустарников по схеме 0,6x0,6 м при посадке 27,5 тыс. шт./га. Для лучшего использования механизмов следует придерживаться единой схемы.

Саженцы умеренно - и быстрорастущих пород для завершения выращивания и формирования кроны пересаживают в третью школу. Сроки их выращивания здесь устанавливаются для быстрорастущих пород 2-3 года; для умереннорастущих - 2-4 года; для медленнорастущих - 3-4 года. Площадь питания и освещения в этой школе увеличивается, причем рекомендуется только квадратное размещение растений при расстоянии между ними 1X1 м. Это способствует равномерному во все стороны развитию корневой системы и, кроме того, позволяет производить междурядную обработку почвы механизированным способом в двух направлениях. Саженцы должны располагаться точно по квадратам, в противном случае возможно их механическое повреждение.

Способы посадки

Перед посадкой в первую школу корни сеянцев древесно-декоративных пород обрезают на 18-20 см. Для этого растения складывают в кучки, размещая их корневые шейки в одной плоскости и острым ножом или топором на деревянной доске производят подрезку. У кустарников на 1/2-1/3 укорачивают надземную часть. Сеянцы с длинными корнями, посаженные без обрезки, иногда при посадке в посадочные ямки загибают, что делать не рекомендуется, так как это отрицательно сказывается на росте и развитии растений. Подготовленные к посадке сеянцы обмакивают сразу же в земляную болтушку, укладывают в ящики или ведра или прикапывают.

Существуют два способа посадки - ручной и механизированный . Как уже упоминалось, ручная посадка производится обычно под меч Колесова или под лопату. Меч Колесова - это стальная узкая лопата, верхняя ее часть более широкая и утолщенная, а нижняя более узкая и отточенная; длина пластинки 38 см, длина стального стержня - 62 см. Вверху меча имеется деревянная ручка, его масса 4,5-5,0 кг. Посадку выполняют двое рабочих: один поднимает меч на некоторую высоту и с силой втыкает его в землю, на глубину, немного большую, чем длина корневой системы. Движением меча вперед "и назад он образует посадочную щель, и затем вынимает его, а второй рабочий опускает сеянец в щель так, чтобы его корневая шейка была на уровне почвы и корни не загибались. Отступив назад, первый рабочий на расстоянии 8-10 см от щели втыкает меч и движением на себя прижимает землю к нижней части корней, а последующим движением от себя прижимает землю к верхней части корневой системы, после чего вытаскивает меч и ногами заделывает оставшуюся щель. Посадка под меч Колесова - высокопроизводительный способ, но в связи с тем, что корневая система сдавливается в одной плоскости, в декоративных -и плодовых питомниках он не рекомендуется.

Преимущество посадки под лопату в ямки заключается в том, что корневая система в почве размещается почти так, как она размещалась до пересадки в школу. Ямки роют на глубину 20-30 см. Этот способ менее производителен, однако обеспечивает лучшее развитие корневой системы саженца (рис. 1, 2).

Рис. 1. Последовательные стадии посадки в ямку, приготовленную мотыгой


Рис. 2. Посадки: а - глубокая, б - мелкая, в - правильная

Для механизированной посадки сеянцев, дичков, черенков в первую школу питомников в древесно-декоративных питомниках применяют специально навесную трехрядную сажалку СШН-3. Ее можно использовать как одно- и двухрядную. В трехрядном варианте она агрегатируется с трактором ДТ-54А, в двухрядном - с трактором КДП-35 или «Беларусь», в однорядном - с трактором Т-28, производительность ее 0,15 га/ч. Качество машинной посадки значительно выше по сравнению с ручной под лопату и дает экономию при использовании СШН-3-59 руб/га.

При посадке необходимо строго соблюдать следующие правила: производить посадку в лучшие агротехнические сроки не опаздывать;

не допускать подсушивания корней при выкопке, перевозке и посадке;

высаживать сеянцы по корневую шейку или не более 1-2 см выше нее - более мелкая или более глубокая посадка приводит к большим потерям материала;

правильно размещать при посадке корневую систему, чтобы не было сплетения и загибов;

хорошо засыпать корневую систему землей и отаптывать ее вокруг сеянца, чтобы не оставалось пустот и при потягивании сеянцев вверх они не выступали над землей. При соблюдении перечисленных правил качество посадки будет хорошим.

Уход за саженцами и формирование кроны

Почва в рядах и междурядьях все время должна находиться в состоянии чистого пара, что достигается рыхлением и уничтожением сорных трав. Число прополок и рыхлений в первый год выращивания саженцев в среднем 7-8 раз, в последующие годы -4-6 раз, глубина рыхления в школах 8-12 см.

После того как сеянцы в школе приживутся и «тронутся в рост», следует дать им подкормку из навозной жижи или азотистых минеральных удобрений - селитры или сернокислого аммония. Вторую подкормку дают через 20-25 дней - в июне в виде фосфорных или калийных удобрений из расчета суперфосфата 75-100 кг/га и одновременно хлористого калия 30-50 кг/га. В летний период необходимо своевременно вести борьбу с вредителями.

Весной следующего года в школе на место погибших растений подсаживают новые той же породы, чтобы не уменьшился плановый выход саженцев. В последующие годы в школах производится аналогичный уход за почвой.

Большое место в уходе за саженцами отводится формированию надземной их части - штамба и кроны. Крона - это совокупность расположенных на стволе ветвей и побегов. Штамб - нижняя часть ствола от корневой шейки до первой нижней ветви кроны.

Ряд пород не нуждаются в специальной обрезке, так как образуют прямой ствол (каштан конский, ясень, береза, рябина, хвойные и др.), некоторые же (липа, гледичия, акация белая, софора японская и др.) без соответствующего ухода вырастают с искривленными стволами. Хороший ствол (штамб) у этих пород можно вывести только при помощи обрезки и подвязки.

В первый год пребывания саженца в школе штамб не формируют. При развитии нескольких верхушечных побегов одному из них, наиболее сильному, дают свободно расти, остальные же прищипывают, чтобы прекратился их рост. В случае буйного роста в высоту и слабого в толщину весной, на второй год, верхушку прищипывают или обрезают для ослабления роста в высоту. Боковые веточки в результате развиваются быстрее, способствуя утолщению осевого побега. Боковые побеги за лето два-три раза прищипывают на 8-10 см, что приводит к утолщению штамба. На третий - четвертый год в первой школе и на второй - третий год во второй школе, с конца июля до половины августа, остро отточенным садовым ножом вырезают боковые побеги. Срез делают у самого основания побега - на кольцо.

Штамб можно формировать и путем обрезки всей надземной части саженца (весной или осенью в год посадки). После этого появляются порослевые побеги, из которых оставляют один, наиболее сильный и ровный, остальные удаляют. Далее применяют те же приемы формирования.

К формированию кроны приступают, когда высота основной массы саженцев достигает более 2,5 м. Рабочий, выполняющий эту операцию, должен иметь при себе деревянную планку - шаблон с отметкой требуемой высоты штамба. Идя вдоль ряда и приставляя шаблон к саженцу, он отмеряет нужную высоту, и на уровне сделанной отметки прищипывает или укорачивает имеющиеся боковые побеги; вверх же от сделанной отметки отсчитывает шесть - семь нормально развитых почек и над самой верхней из них острым секатором срезает верхушечный побег (рис. 3).


Рис. 3. Срезка побегов на почку: а - правильная, б, в - неправильная, г - резка побегов первого яруса для получения загущенной кроны

У саженцев хвойных, березы, каштана конского, ореха, ясеня крону не формируют, так как она у них хорошо формируется естественным путем. На следующий год после обработки первого яруса кроны формируют второй ярус. Для этого осевой побег обрезают над пятой или десятой почкой выше первого яруса кроны. Из этих пяти или десяти почек развивается уже второй ярус. Если необходимо формировать конусообразную крону, то верхние ветки первого яруса обрезают коротко, а нижние оставляют длинными. Осевой побег делают над десятой почкой. Для формирования шаровидной кроны коротко подрезают нижние ветки, а верхние оставляют длинными, осевой побег при этом отрезают над /пятой почкой (рис. 4). Окончательно - до компактной, симметрично развитой, свойственной данной древесной породе, - крону формируют во второй школе.


Рис. 4. Сфера формирования кроны штамбовых деревьев: а - штаб, б - почки, из которых разовьется крона; А - закладка кроны, Б - саженец с побегами утолщения, В - саженец со штабом, очищенным от побегов утолщения

Работами по формированию кроны завершается выращивание саженцев кронистых деревьев - основного посадочного материала для зеленого строительства.

Из питомника на озеленяемый участок саженцы поступаю обычно с одним, реже с двумя ярусами кроны, после чего их крона развивается естественным путем.



Посевное отделение в лесных питомниках предназначено для выращивания сеянцев хвойных и лиственных пород. Сеянцы выращивают в течение 1-5 лет, применяя различные виды, способы и схемы посева семян в зависимости от породы и почвенно-климатических условий.

Сроки посева

Сроки посева в питомниках семян деревьев и кустарников зависят от биологических особенностей выращиваемых растений, сроков созревания семян, видов покоя семян, устойчивости всходов к неблагоприятным погодным условиям, от почвенно-климатических условий, агротехники выращивания сеянцев, обилия грызунов и др.

Семена, быстро теряющие всхожесть у таких пород, как тополя, вязы, ивы, березы по возможности высевают сразу после их сбора. Поэтому время посева устанавливают применительно ко времени созревания семян.

Осенние посевы семян в питомнике позволяют избежать затрат на снегование, стратификацию и хранение семян, сроки посева могут быть более растянутыми, чем при посевах весной. Осенним посевам следует отдавать предпочтение в степных, лесостепных, неорошаемых питомниках, т.к. всходы в таких посевах появляются дружно, и, как правило, раньше, лучше используют почвенный запас влаги и успевают окрепнуть до наступления засухи. При определении календарного времени высева следует учитывать вид покоя семян. Семена с вынужденным покоем высевают в период наступления устойчивых холодов с таким расчетом, чтобы всходы появились не раньше весны, в противном случае они погибнут от заморозков. Сроки посева семян с глубоким покоем устанавливают с таким расчетом, чтобы семена успели подготовиться к прорастанию за осенне-зимний период (семена боярышника, кизильника, лещины, ясеня, бархата амурского, лоха и ряда др. видов). Однако надо помнить, что при осенних посевах семян отдельных пород (например, сосны кедровой сибирской) они часто повреждается грызунами, а рано появляющиеся весной всходы (ели сибирской, пихты сибирской, лиственницы сибирской, ольхи черной и др.) страдают от весенних заморозков и могут повреждаться птицами.

Весенние посевы семян дают хорошие результаты, особенно в лесной зоне и в орошаемых питомниках. При весенних посевах меньше опасности повреждения посевов грызунами, зимним иссушением и морозами, почва меньше уплотняется с момента посева до появления всходов, менее опасны и весенние заморозки. Посев следует проводить в короткие сроки (3-5 дней) в прогретую, но не пересохшую почву.

Поздневесенние и летние посевы применяют для тех пород, у которых рано созревают семена. Это дает возможность провести посевы свежесобранными семенами и получить всходы в год посева (тополь, ива, ильмовые и др.). В условиях достаточного увлажнения летние посевы применимы и для семян косточковых, липы, ясеня обыкновенного и других пород, имеющих глубокий период покоя, который будет продлен в естественных условиях, в результате этого весной будущего года появятся всходы.

Зимние посевы применяют при выращивании сеянцев березы повислой, спиреи, жимолости, сирени, пузыреплодника и др. Семена этих пород высевают под выпадающий снег или уже по неглубокому снегу (снежный покров не должен превышать 5-10 см) в заранее подготовленные и промаркированные гряды. Этот вид посева позволяет обходиться без стратификации. Существует и так называемый предзимний посев хвойных пород (ели, сосны, лиственницы) в период наступления устойчивых холодов и до появления снежного покрова толщиной не более 10 см. Посев проводят сухими семенами в заранее подготовленные и промаркированные ленты, с заделкой семян субстратом и мульчированием опилками.

Виды посевов

Посевы бывают грядковые и безгрядковые. Грядковые посевы применяют на тяжелых почвах в лесной зоне.

Грядковые посевы производят на грядах, которые могут быть насыпными выше поверхности земли, вровень с поверхностью земли или ниже поверхности почвы. Насыпные возвышенные гряды (ширина 0,9-1,0 м, высота 10-30 см, промежуток между грядами 50-60 см) обычно готовят в питомниках лесной зоны с влажными плохо прогреваемыми почвами, особенно при выращивании сеянцев лесных растений, подверженных вымоканию и выжиманию (ели, пихты).

В засушливых условиях юга и юго-востока в небольших питомниках можно использовать пониженные гряды, углубленные на 5-10 см ниже уровня земли, шириной 0,8-1,0 м. В этом случае междугрядья шириной 40-50 см имеют вид насыпных валиков. Такие гряды применяют при выращивании сеянцев тополя (уральский метод).

Для устройства гряд применяют грядоделатели ГН-2, УГН-4К, ФПШ-1,3.

Посев семян на грядах осуществляют в поперечные, либо в продольные бороздки или вразброс.

Наиболее широкое применение в лесных питомниках имеют безгрядковые посевы семян. Их применяют в питомниках степной и лесостепной зон на всех разновидностях почв, а в лесной – только в питомниках с легкими хорошо дренированными, без избыточного увлажнения почвами. При посеве семена высевают на выровненную поверхность почвы строчками, образующими ленты, которые чередуются с более широкими междурядьями, при этом колеса трактора образуют понижения в межленточных междурядьях на глубину 5-8 см, что создает достаточный дренаж для посевных лент.

Способы посева

Способы посева подразделяют в зависимости от ширины посевной бороздки (ленты) на узкострочный и широкострочный.

Узкострочные посевы (ширина посевных строк 2-5 см) обычно применяют при посеве в питомниках семян лиственницы, сосны, в ряде случаев при достаточном увлажнении почвы некрылатых семян лиственных пород, на тяжелых почвах - семян березы.

Широкострочные посевы (ширина посевных строк 6-20 см) используют для посева семян в питомниках на тяжелых почвах лиственных пород, из хвойных – кедра, ели и пихты; на легких почвах - семян березы.

Схемы посева

Схемы посева определяют размещение на площади посевных строк (бороздок). При рядовых посевах семена высеваются в строчки, расположенные друг от друга на одинаковых расстояниях. Такие схемы применяют в небольших питомниках с ручным уходом за посевами. Ленточные посевы - посевы в сближенные посевные строчки, образующие ленты (таблица 5.1, рисунки 5.1, 5.2).

Таблица 5.1 – Краткая характеристика сеялок

Между лентами, состоящими из 2-6 посевных строчек, оставляют межленточные промежутки (50-70 см) для прохода механизмов.

Глубина заделки семян оказывает большое влияние на их прорастание и развитие всходов. При глубокой заделке семена лучше обеспечены влагой, но всходам труднее пробить слой почвы для выхода на поверхность, при мелкой заделке семена могут оказаться в пересушенном слое почвы и погибнуть (рисунок 5.3).

б
в

Рисунок 5.2 - Унифицированные схемы для: а - посева хвойных пород; б –посева лиственных пород; в - посадки в школьном отделении питомника

Рисунок 5.3-Прорастание семян сосны при различной глубине заделки:

а – росток; б – корешок

С увеличением глубины заделки семян масса ростка увеличивается, а корешка – уменьшается. Глубина заделки семян зависит от величины семени, времени посева, лесорастительных условий, механических свойств почвы, элементов агротехники выращивания (мульчирование, полив) и пр. Посевы семян в питомниках производят по схемам, которые обеспечивают наибольшую протяженность посевных строк на единице площади, высокую степень использования площади под посевные строки, возможность применения комплексной механизации с одновременным обеспечением условий для выращивания высококачественного посадочного материала.

Протяженность посевных строчек на 1га определяют:

где А - общая протяженность посевных строк, м;

Б - число посевных строк в ленте, шт.;

В – ширина ленты вместе с межленточным пространством, м.

Норма высева семян на 1га (Н) определяется:

Н = А * n, (5.2)

где А - протяженность посевных строк на 1га, м;

n - норма высева семян на I м посевной строки, г.

Норма высева семян зависит от породы, лесорастительной зоны, класса качества семян, ширины строки.

Норма высева семян на 1м посевной строки приведена в учебниках и справочниках для посева в узкие строки семян 1 класса качества, там же указана масса 1000 шт. семян. Если фактическая масса семян отличается от табличной, то норма высева пересчитывается по формуле:

где НT- табличная норма высева, г/пог.м;

V- фактическая масса 1000 шт. семян, г;

ВT- масса семян, приведенная в таблице, г.

При посеве семян второго класса качества норма высева семян хвойных пород увеличивается на 30 %, ряда видов лиственных - на 20 %, березы - на 50 %. Для семян 3 класса качества норма высева увеличивается для хвойных пород и березы на 100 %, для прочих лиственных - на 60 %.

При производстве широкострочных посевов нормы высева, приведенные в таблицах, соответственно увеличивают.

Перспективно выращивание укрупненного посадочного материала хвойных пород - сеянцев сосны и ели - в посевном отделении без перешколивания, с применением дополнительных приемов (сортировки семян, уменьшения нормы высева в 3-5 раз, подрезки корней). Применение технологии выращивания укрупненных сеянцев позволяет в 2 раза снизить затраты по сравнению с затратами при выращивании саженцев в уплотненных школах. Эффективно использование в питомниках комбинированного орудия КОП-1,6, выполняющего комплекс работ по уходу за растениями, выращиваемыми по интенсивной технологии (химический и механический уходы, подрезка горизонтальных и вертикальных корней, корневая и внекорневая подкормки жидкими минеральными удобрениями).