Проводка

Мастерки виды. Что такое мастерка – кельма плиточника

Мастерки виды. Что такое мастерка – кельма плиточника

Мастерок – это популярное название кельмы, которая предназначена для работы со строительными смесями.

Виды и назначения кельм продемонстрированы в данной статье.

Строительные работы крайне разнообразны и требуют применения орудий разного вида.

Для подачи вязких и густых материалов, нанесения на поверхность и разравнивания применяют мастерок или кельма.

Мастерок предназначен

Кладка камня или кирпича требует аккуратного нанесения скрепляющего раствора, но при этом в небольших количествах.

Точно также наносится и клей при облицовке плиткой или камнем.

Для этой надобности и изобретен мастерок.

Это простой ручной инструмент, чаще всего выполненный в виде небольшой лопатки с ручкой разной формы.

Размеры и вес изделия определяются назначением и колеблются в диапазоне от 60 мм до 180 мм.

С помощью кельмы раствор набирают дозировано и наносят на площадь небольшого элемента – кирпич, кафельная плитка.

Ударами ручки корректируют положение камня или кафеля, так что мастерок заодно выполняет и роль киянки.

Вторая область применения – штукатурка.

Рабочая поверхность здесь большая, однако штукатурный раствор также набрасывают небольшими порциями.

Штукатурку наносят слоями разной толщины, затем выравнивают. Форма мастерка – плоская лопатка и согнутая ручка, делают эту работу куда проще, да и результат получается ощутимо лучший.

В зависимости от назначения – оштукатуривание, разделка швов, кладка кирпича, подбирают и разные виды кельм.

Устройство и характеристики

Конструкция инструмента проста, что, однако, ничуть не снижает его эффективность.

Состоит мастерок из таких деталей:

Рабочая платформа – плоская деталь треугольной, овальной или другой формы.

С ее помощью набирается и выравнивается вязкий материал;

Ручка – короткая, так как при работе с таким инструментом не передается усилие.

Обычно деревянная, но встречается и обрезиненная, и металлическая.

Встречается съемная ручка, так что при износе лопатки ее заменяют.

Шейка – элемент, соединяющий рукоятку и кельму.

Форма изгиба крайне важна.

Правильный изгиб смещает центр тяжести кисти, так что при переносе тяжелых растворов, рука меньше устает;

Обух – металлическая насадка на конце рукоятки.

Во время кладки кирпича или плитки обухом корректируют положение.

Мастер постукивает обухом по камню, чтобы последний плотнее сел в раствор.

Насадка выполняется из металла, так как другой материал не выдерживает многократной нагрузки ударного типа.

Материал

Лопатка чаще всего изготовлена из высокоуглеродистой стали.

Часто применяют нержавеющую сталь, особенно для штукатурных работ.

Материал для изделия тщательно шлифуют, чтобы раствор не сцеплялся с поверхностью платформы и переносился равномерно.

Каменщики и штукатуры предпочитают стальной инструмент, так как он надежнее при работе с тяжелыми растворами.

Встречается и пластиковый мастерок, например модель с зубцами для нанесения обойного или плиточного клея.

Он намного легче, а при малом весе изделия рука устает меньше.

Рукоятка по большей части выполнена из дерева.

Чуть шероховатая поверхность не дает руке скользить, что удобней при работе со штукатурными растворами.

Кроме того, дерево сохраняет тепло, а поэтому в холодную погоду рукоятка остается теплой на ощупь.

Также удобна и пластиковая ручка, хотя опытные мастера считают ее не такой долговечной.

Металлические рукоятки редки, так как прибавляют мастерку вес.

Стальные ручки обрезиниваются, иначе инструмент тяжело удерживать.

Размеры, формы и вес

Параметры изделия определяет их назначение.

ГОСТ регламентирует размеры популярных моделей.

Так, согласно стандартам, полная длина кельмы каменщика составляет 310 мм, а длина платформы – 200 мм.

Ширина лопатки – в широкой части, достигает 150 мм.

Мастерок для печных работ длиннее за счет ручки – 327 мм, при такой же длине лопатки – 200 мм.

Ширина платформы меньше – 125 мм.

Кельма плиточника или штукатурщика в длину достигает 310 мм, но длина лопатки меньше – 174 мм.

Ширина платформы – 120 мм при каплевидной форме изделия.

Кельмы штукатурщиков отличаются большей шириной лопатки – 150 и 140 мм, при ее длине в 190 и 175 мм.

Длина изделия – 327 и 312 мм.

Мастерок для отделки – набрасывания и разравнивания декоративной штукатурки отличается малой шириной лопатки – 120 мм и большой длиной – 180 мм, при длине инструмента в 320 мм.

На деле разнообразие форм и видов кельмы сложно описать.

Причем с изменением формы лопатки может меняться и расположение ручки и ее конфигурация.

Платформа изготавливается:

Прямоугольной – классический вариант изделия для затирки.

При этом платформа не насаживается на ручку, а рукоятка закрепляется на центр платформы, чтобы равномерно распределить усилие при растирании штукатурки;

Трапециевидной – мастерки для отделки чаще всего выполняются такой формы.

Пропорции трапеции определяются характером работы;

Треугольной – с закругленными краями.

Стандартный вид мастерка разного назначения;

Каплевидной – удачная конфигурация для работы с плиткой.

Кафель твердый, но хрупкий и острые края штукатурной кельмы представляют для него опасность;

Овальной – мастерком удобно набрасывать раствор из емкости, из-за отсутствия острых углов;

В виде узкой полоски – этот специфический инструмент используется для рустовки.

Вес мастерка подбирают индивидуально – «под руку».

В среднем масса изделии колеблется от 300 до 400 г.

Виды кельм и их назначение

При таком разнообразии форм и размеров мастерок выполняет множество задач.

Но чтобы подобрать подходящую модель, учитывают ее назначение.

У них лопатка треугольной формы, длиной от 120 до 180 мм.

Применяется для размешивания, дозирования и нанесения цементных растворов при укладке кирпича и камня.

Также используется при размешивании.

Модель применяют каменщики, когда наносят раствор на труднодоступные участки.

Мастерок каменщика

Лопатка также треугольная, но сильно закругленная.

Такой вариант удобней при перемешивании и нанесении растворов разной плотности.

Из-за отсутствия острых углов материал распределяется равномернее.

Размеры инструмента также же – 120–180 мм.

Здесь платформа выполнена в виде капли, но узкой.

Связано это с тем, что при кладке плитки объем клея или раствора намного меньше, а вот распределять его нужно точнее.

Модель для отделочных работ

Это узкий и короткий инструмент, применяется для набрасывания и выравнивания гипсовых и цементных растворов.

Мастерок штукатурный

Отличается широкой лопаткой каплевидной формы с острым концом.

Это универсальное приспособление для размешивания и затирания растворов разной степени вязкости.

Затирочная кельма

У этой модели лопатка выполнена в виде прямоугольника, а шейка чаще закреплена не на краю платформы, а по центру.

Модель используется не столько для набрасывания раствора, сколько для выравнивания, так как обладает большой рабочей поверхностью.

Выпускают несколько подвидов изделия: с разными размерами для работ с тяжелой и легкой штукатуркой, из разных материалов – стальные, пластиковые, из оргстекла.

Объединяет варианты одна особенность: зеркальная полировка рабочей платформы.

При выравнивании штукатурки, особенно венецианской, гладкость лопатки – залог результата.

Затирочная кельма с зубцами

Это еще одна разновидность затирочной модели, отличающаяся от предыдущей наличием зубцов длиной в 4–10 мм.

Применяется для разглаживания нанесенного штукатурного слоя, а также для равномерного распределения клея по поверхности.

Мастерок для расшивки

Имеет лопатку выполненую в форме узкой полоски, заточенной с одной стороны и закругленной с другой.

Лезвие используют для расшивки горизонтальных швов, тупой конец – для расшивки вертикальных.

Эта модель выполнена в виде угловой лопатки, и предназначена для обработки внутренних углов.

Мастерок для внешних углов

Аналогичная модель, выполнена также в виде угловой лопатки, но сгиб идет наружу, и предназначена она для обработки наружных углов.

Также существуют и другие модели мастерков в виде аналогичных форм с незначительными изменениями, например: трапециевидная, треугольная и др.

Что нужно знать о кельмах

Чтобы не ошибиться с выбором, при покупке мастерка учитывают следующие параметры:

Назначение – по сути, это единственный фактор, который и определяет вид кельмы.

На деле удобство важнее.

Физическая сила, рост, а точнее говоря, длина руки мастера, ухватистость ладони влияют на выбор едва ли не меньше, чем назначение.

Поэтому для работ со штукатуркой кто-то предпочитает классический каплевидный вариант с острым концом, а для кого-то удобней кельма бетонщика.

Вес инструмента – работать мастерком приходится подолгу, и если он окажется слишком тяжелым, рабочий устанет намного быстрее.

Модель подбирают в соответствии с физическими силами сотрудника;

Вес материала – не менее важен.

Цементные растворы тяжелые, здесь потребуется стальной инструмент, а для отделки гипсовой штукатуркой вполне подойдет и пластиковая лопатка;

Изгиб шейки и наклон ручки – такое приспособление распределяет вес при работе с материалом, благодаря чему рука меньше устает.

Однако насколько удобно работать с таким наклоном ручки, определяют только опытным путем.

В крайнем случае можно слегка изменить изгиб шеи, меняя угол наклона;

Материал – для легкого соскальзывания раствора металл лопатки подвергают полировке.

Такая обработка приводит к разным результатам.

Так, с платформы из нержавеющей полированной стали раствор буквально слетает, и чтобы приноровиться нужно время.

Изделие из черного железа сильнее сцепляется со штукатуркой, лучше удерживается.

Однако черный металл не стоек к коррозии, так что за инструментом стоит ухаживать тщательнее.

Как пользоваться мастерком

Инструмент прост в использовании, но требует сноровки.

При набрасывании раствора шпателем движение выполняется кистью, так как инструмент имеет плоскую форму.

Изогнутая шейка кельмы экономит усилие, так как требуется выполнить часть движения.

Но из-за этого сам бросок выполняют более коротким и резким.

Применяют мастерок при штукатурных и отделочных работах.

Порядок действий очень схож.

1. Штукатурку наносят в 2–3 слоев.

Обрызг и первый слой наносят с помощью стандартного мастерка штукатура – с острым концом.

При работе удобней набирать материал не из емкости, а с сокола – стального листа с ручкой.

Таким образом избегают лишних наклонов.

2. На сокол накладывают штукатурку, начиная с верхней стороны.

Закончив накладывать порцию, подбирают с краев к центру, а излишки раствора возвращают в емкость.

3. Кельмой набирают порцию раствора.

Объем зависит от тяжести и характера материала.

4. При набрасывании движение выполняет только кисть, а не вся рука.

Кистью делают взмах и резко останавливают.

При этом раствор соскальзывает с лопатки, долетает до стены и закрепляется на ней.

Чем тяжелее раствор, тем резче остановка.

Сам взмах несильный, иначе штукатурка будет разбрызгиваться.

При обрызге используют жидкий раствор, так что набирать материал можно из ящика, а взмах делать очень резким, так как здесь раствор должен разбрызгиваться.

1. Второй слой намазывают кельмой или соколом.

При оштукатуривании стены сокол прижимают к поверхности, мастерком набирает порцию материала, и намазывают ее тонким слоем на поверхность.

Излишки раствора при этом попадают на сокол.

2. Кельмой разглаживают штукатуру по стене слоем необходимой толщины.

Для этой работы чаще применяют затирочные кельмы.

Если требуется тонкий слой – при использовании венецианской штукатурки, например, то затирочные модели эффективнее.

Основные правила

Когда появился первый мастерок – вопрос спорный, но возраст сооружений, где применялся, впечатляет. Одно из них – храм в Ульсе (Великобритания), построенный 900 лет назад.

С тех пор форма инструмента менялась и сегодня приобрела множество вариантов. Разные страны, различное применение – разные формы.

Все зависело откуда и куда переезжали мастера по каменной кладке. Так, у двух стран (Англии и Америки) общее прошлое и во многом схожи и современные мастерки из этих мест. Но совершенно другим инструментом работают в Союзе и Вьетнаме. Это закономерность.

Выяснять какой инструмент лучше, нет смысла. Все определяет привычка. Чтобы приобрести новые навыки с другой формой кельмы, нужно время и терпение. Никто это делать не станет – затратное решение для мозгов. Проще доказать себе, что твой выбор лучший.

Но все, же есть некоторые преимущества в определенной форме и для конкретной работы.

Каменщики работают любым из мастерков на фотографии ниже. Все зависит от привычки и назначения.

Для тонких перегородок и узкого камня больше подходит форма английского инструмента (1) . Но чем больше лопатка у инструмента, тем большую нагрузку испытывает кисть руки. Поэтому на объемных стенах возможен другой подход: использовать мастерок с меньшими размерами, но для подачи раствора применять лопату или ковш:

Преимущество лопаты или ковша в том, что можно набирать более жидкий раствор и в большем объеме. Сухой кирпич быстро вытягивает из смеси лишнюю влагу. Раствор становится удобным в работе. Такая технология дает и более прочную кладку.

Форма мастерка у каменщика еще зависит от того как организована подача раствора. Если в ведрах – то острие инструмента не подходит для этого случая. Английскими мастерками работаю из прямоугольных ящиков.

Общей отличительной особенностью кельмы каменщика можно считать ровную боковую грань лопатки.

Автоматически предлагать форму кельмы каменщика для устройства печек или камина нельзя. В продаже (в каталогах) представляют кельму печника такой –(3) . Но они ошибаются.

Прежде чем показать кельму для печных работ, нужно разобраться в особенностях работ по созданию очага:

  1. Печные каналы узкие (12см и меньше). Поэтому ширина инструмента должна быть не более 10 см.
  2. В печных дымоходах швы, между кирпичами, должны быть полностью заполнены и лишний раствор обрезан заподлицо. Для таких работ нужен мастерок с продолговатой формой лопатки.
  3. Кроме того, для подрезки раствора, боковая и торцевая сторона должна быть прямой.
  4. Швы печные тонкие (3-5 мм). Для накладывания раствора не нужно большое полотно.

Мастерок для кладки газоблоков.

Этот мастерок занимает особое место. Это первая попытка объединить несколько инструментов (ковша и зубчатой гребенки) в одно целое. При работе с газоблоками проблема сильно впитывающей поверхности стоит еще сильнее, чем на кирпичной кладке. Отсюда такое решение. Похожее можно применить и для кладки толстых кирпичных стен.

Мастерок плиточника.

Удачный инструмент должен выполнять несколько функций одновременно, как ковш для газоблоков. Чем больше возможностей, тем удачней конструкция. Неудачное решение компенсируется набором из нескольких инструментов.

Мастерок плиточнику нужен, чтобы:

  • Набирать смесь из ведра. То есть, размеры его должны позволять брать достаточный объем клея (хотя – бы на среднюю плитку).
  • Замешивать затирку в небольшой емкости и доставать ее оттуда. То есть, края и торец плоские, углы закругленные, а ширина лопатки не более 10 см.
  • Очищать стенки и дно ведра от клея. То есть, торец и боковые стенки ровные или с небольшим скосом.
  • Подрывать только что уложенную плитку. То есть, крепление ручки очень прочное .
  • Периодически (в течении дня) очищать зубчатый шпатель и сам мастерок от клея. То есть, торец острый, плоский и прочный из нержавеющей стали. Поверхность гладкая, без царапин и выступов, за которые цепляется клей.

Все требования похожи и указывают на кельму печника, за исключением возможности поднимать свежеуложенную плитку. В общем, это так и есть. О креплении ручки отдельно.

Короткий отрывок из ролика американского плиточника Sal DiBlasi дает полное представление каким должен быть мастерок плиточника:


Качество мастерков и кельм.

Большинство мастерков из массовой продажи одноразовые. На одну небольшую работу такого инструмента достаточно, но в профессиональном использовании нет. Дорого.

Если сравнить ряд кельм (мастерками их нельзя назвать, мастерок от слова мастер), то даже неопытному человеку заметно отличие их от «древнего» сородича. Последний, возможно, отслужил нескольким поколениям. Современные не могут продержаться на стройке больше года.

Слабое звено у них – крепление ручки к полотну. Крепление выполнено точечной сваркой. Обычно это две точки касания. За день, при работе, мастерок подвергается тысяче микро движений в районе крепления. Если еще добавить удары при колке кирпича или постукивание от застывшего раствора, то срок службы еще меньше.

Самая распространенная поломка мастерка.

Если отпавшую ручку, заново приварить электросваркой, то хватает ненадолго. Электрическая дуга пережигает металл. Ручка, со временем, начинает ломаться за гранью сварки.

Если это сделать газосваркой, то служить будет дольше, но не в разы. Если кельма из нержавейки, то это дополнительные сложности при восстановлении. Необходим сварочный аппарат постоянного тока, специальные электроды, а эффект будет тот же, как и в случае с черным металлом.

Но есть дин способ крепления, который дает надежный результат, причем на многие годы.

Как дать кельме вторую жизнь.

Надежное крепление ручки и полотна можно добиться с помощью заклепок. Они скрепляют и, в тоже время, не препятствуют свободному изгибанию двух частей, при работе. Заклепку можно сделать из гвоздя диаметром 3 мм.

Порядок работ:

  • Просверлить два отверстия в ручке мастерка. Если ручка из нержавейки, нужно хорошее сверло. Лучше два. Периодически придётся их затачивать.
  • По центру полотна, приложив ручку, разметить первое отверстие и просверлить.
  • Вставить шпонку и немного заклепать. Крепление нужно для точного сверления второго отверстия.
  • Окончательно заклепать обе шпонки.
  • Сточить все выступающие частицы.

Крепление на заклепках может прослужить 10 лет, даже на облицовочных работах, когда приходится периодически поднимать плитку. Второй способ крепления, а по надежности первый, можно позаимствовать у древних мастеров. Когда основание ручки и полотно изготовлены из единого куска или соединены в кузне, при ковке.

P.S.

Небольшая деталь относительно формы и места крепления ручки к полотну. Считается, что линия ручки (у мастерков А. и В.) должна пересекать полотно на конце. А «S» форма ручки уменьшает нагрузку на кисть руки при работе.

Похожую мысль я нашел у каменщика из Киева, фаната делать инструмент самостоятельно:

Интересные моменты из статьи:

“- Чтобы соединение было крепким, мастера заклепками крепят колено, которое соединяет ручку с рабочей поверхностью.

При изготовлении кельм мужчина использует закаленную сталь 6-Г и нержавейку. Тщательным образом выбирает металл, потому что перекаленное железо ломкое. Мужчине приходилось делать кельмы из титана - они легкие и крепкие, но дорогие.

Ручка самодельной кельмы отличается от фабричной. Внутри деревянного древка есть опилки твердых пород деревьев, перемешанные с клеем ПВА. Если вместо него использовать эпоксидную смолу, со временем металлический стержень расшатается. Сзади ручки мужчина приладил металлический шип. Им удобно сбивать ледовую корку, когда приходится класть кирпич зимой.”

Что как называется из одежды...

Как еще называется футболка с длинным рукавом?
Что такое лонгслив?
Чем отличается кофта от свитера, джемпера и полувера?
Что такое бадлон?
Что общего у мастерки и олимпийки? Или это одно и тоже?
А у Вас была регби куртка?

Предлагаю разобраться и узнать много для Вас интересного!

Футболка — предмет одежды , обычно не имеющий пуговиц, воротника и карманов, с короткими рукавами, закрывающий туловище .

Футболка надевается через голову . Её рукава обычно доходят до середины плеча .

Лонгслив заимствованное слово и в переводе с английского означает long - длинный, sleeve - рукав, а все вместе - футболка с длинным рукавом.

Сам термин относится к одежде, которая напоминает футболку, но с длинными рукавами. Это может быть тренировочная одежда, нижнее белье, которое зимой носят под рубашкой и.т.д.

Еще на футболки с длинным рукавом говорят - Фуфайка , только как я понимаю не каждую футболку с длинным рукавом назовешь фуфайкой.. Но термин фуфайка присутствует в класификации ГОСТ.. потому частенько встречаются этикетки с чуть смешним сейчас дял нас словом фуфайка:)


Википедия нам говорит , что: фуфа́йка — преимущественно тёплая нательная одежда, закрывающая туловище и руки. По действующему ГОСТу, фуфайка может иметь как длинный, так и короткий рукав, может быть изготовлена из лёгкой, в том числе и синтетической, ткани.Таким образом, под определением «фуфайка» ГОСТ подразумевает также и футболку , а на практике лёгкая фуфайка часто именуется футболкой с длинными рукавами.

У слова фуфайка несколько толкований, но почему-то среди современных обывателей особенно прижился этот: «Стёганая ватная куртка; ватник». Но и в словаре Ушакова и словаре Ожегова есть еще один - «Тёплая вязаная рубашка без рукавов или с рукавами, надеваемая вниз для тепла или надеваемая сверху».

Если рукав у футболки, лонгслива или фуфайки выкраивается вместе с плечевой частью переда и спинки еще говорят - реглан .

Но, исходя из Википедии , реглан это не вид одежды, а вид кроя рукава, потому называть регланом футболку с длинным рукавом не очень то и правильно...

Регла́н — вид покроя рукава одежды, при котором рукав выкраивается вместе с плечевой частью переда (полочки) и спинки изделия.


У меня вопрос: вот такой вид одежды как лучше всего назвать, что бы всем было понятно?


Футболка с длинным рукавом? длинновато как-то.. но зато все и всем понятно:)
Или может уже всем лонгслив привычнее? Хотя многие еще не привыкли к такому названию..

Еще пару интересных терминов: водолазка, банлон (бадлон), битловка, гольф
Если термин водолазка и гольф для нас привычные и узнаваемые, то банлон и битловка, лично для меня что-то новенькое.

Водолазка (банлон, битловка, гольф) — тонкий обтягивающий свитер с воротом, закрывающим шею. Название произошло от того, что данный элемент одежды надевался водолазами под водолазный скафандр.

В 1960—1980-е годы диалектно использовалось также слово «банлон» (а также искажённые «бадлон» и «бодлон»), предположительно произошедшее от наименования марки полиамидного синтетического волокна Bonlon.

Может иметь вязаную или трикотажную текстуру, используется в качестве как повседневной, так и праздничной одежды.

Далее у нас идет...
Кофта ... и Википедия нам говорит, что

Кофта — предмет шерстяной вязаной одежды для верхней части тела с застежкой снизу доверху спереди. Кофта стала основой для появления остальных предметов плечевой вязаной одежды — свитеров , пуловеров , джемперов , жакетов . Стоит отметить, что даже если у кофты высокий застёгивающийся ворот, её правильнее называть кофтой, а не свитером.

Нашла еще описание: Кофта — это один из элементов шерстяной вязаной одежды с застежкой спереди по всей высоте изделия.Кофта как вид одежды популярна уже много веков. Их носили в Европе еще в 13 веке как утепляющий слой одежды. Свитера, пуловеры появились позже, и кофту можно смело называет их прародительницей.

Какое отличие между кофтой, свитером, полувером, джемпером?

Опять же обратимся к Википедии..

Сви́тер (англ. sweater от to sweat — «потеть», мн.ч. сви́теры, допустимо свитера́) — предмет вязаной одежды для верхней части тела без застёжек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трёхслойным воротником, облегающим шею. Свитер вяжется из толстой или средней толщины шерстяной или полушерстяной пряжи на спицах или крючком, реже на вязальних машинах


То есть свитер - это кофта без застежек.

Пуло́вер (англ. pull over — тащить сверху, надевать сверху) — трикотажное плечевое изделие, надеваемое через голову. Фактически, разновидность джемпера с V-образным вырезом, плотно облегающего фигуру.

Тоесть полувер, это уже не вязаная одежда? Правильно? И у полувера V-образный вырез?

Джемпер
Например : д
жемпер (от англ. jumper - «прыгун») - разновидность свитера; вязаное или трикотажное изделие без горловины , надеваемое через голову. Может быть мужским, женским и детским. Вырез: круглый или квадратный.
Застежка: обычно отсутствует, но у горловины могут располагаться пуговицы или молния, длиной не более 10 см.
Материалы: шерстяная, хлопковая, акриловая, кашемировая или смесовая пряжа, трикотажное полотно.

Та же самая красненькая кофточка может быть джемпером если она сшита из интерлока?


Или на джемпер больше похоже вот это изделие? Например из вязаного трикотажа, из ангоры?

Батник

1. Батник — верхняя мужская рубашка или женская блузка с застежкой на планке… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

2. Батник — приталенная рубашка или кофта с отложным воротником и застёжкой на планке. … (Толковый словарь Ожегова)


Если чесно я представляла совершенно другое изделие...
А как у Вас? Что у Вас подразумевается под словом батник?

Толстовка .

Википедия нам говорит , что т олстовка (известна в мире как англ . Tolstoy blouse, Tolstoy shirt или фр. blouse à la Tolstoï) — вид одежды, названной по имени писателя Л.Н. Толстого , хотя сам писатель носил косоворотку — рубашку без капюшона .

Исходно «толстовка» — это просторная, длинная, иногда на кокетке с густыми сборками мужская рубашка из разнообразных гладкокрашеных тканей, носившаяся навыпуск. Получив распространение среди поклонников и последователей Л. Н. Толстого, покрой и применение толстовок претерпели значительные изменения, и в качестве современной одежды «толстовка» — это блуза из плотного трикотажа, надеваемая поверх нательного белья. Основное назначение — способствовать сохранению тепла. К толстовкам относятся как изделия с длинным рукавом, так и жилеты. Толстовка является на сегодня одним из самых распространенных видов утепляющей одежды в холодное время.

Для производства толстовок используются следующие материалы:

флис — трикотажное полотно из полиэстера с начесом или без него с плотностью от 180 до 450 г/м²; и футер

— трикотажное полотно из хлопка с полиэстром или из вискозы с лайкрой с плотностью от 180 до 600 г/м²; бывает двух- или трехниточный.

А Вы знали что толстовка названа по имени писателя Л.Н. Толстого? Я нет:))


Вопрос?

Если изделие сшито из футера (двухниточного или трехниточного) не имеет застежек, оно тоже называется толстовкой?

Например такое?


В определении толстовки присутствует определение блуза. Предлагаю уточнить что такое блуза?


Блузка (от фр. Blouson — куртка) — женская легкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки.

Блуза — просторная рубаха, которую носят без пояса. Одежда как мужчин, так и женщин.

Кенгурушка. Кенгуру

Кенгуру - разновидность толстовки, которая имеет капюшон и большой накладной карман. Название этот вид одежды получил по аналогии с австралийскими сумчатыми, которые переносят своих детенышей в специальных карманах. Такие модели одежды надеваются через голову и не имеют застежек.

В последнее время стали популярными такие изделия: худи, свитшоты, бомберы. Все это тоже разновидности толстовок.

Свитшот - толстовка без замков и ремешков с карманом на уровне живота.

Изначально свитшот — это часть спортивной формы, спортсмены носили его до и после тренировок, а также во время перерывов между ними. Задачей свитшота было впитать пот и не дать телу чрезмерно охладиться.

Чуть интересностей:)

Первые свитшоты шили из специального трикотажа, произведенного на круговязальной машине (loopwheel cotton). Такие машины работали очень медленно и производили всего метр ткани в час. Зато благодаря тому, что хлопоквые нити не подвергались лишнему напряжению, ткань получалась очень мягкая, толстая и долговечная, а вещь из нее не усаживалась после стирки, как это было с первыми свитшотами. До сих пор можно найти отлично сохранившиеся кофты, произведенные в 40-60-х годах в США. Большинство тех машин уже давно списаны, но некоторые фирмы пытаются и сейчас производить свитшоты по старым технологиям, в основном в Японии.

Под линией воротника в центре есть треугольник, который образуется пересекающимися между собой двумя швами. Сейчас он носит чисто декоративный характер, но раньше в область этого треугольника вставляли подкладку из рифленого материала, чтобы стекающий с шеи пот не намочил весь свитшот, а впитался в этот треугольник. Также главной особенностью свитшота является круглый вырез горловины. Свитшоты могут иметь карманы (прорезные или кенгуру), а также капюшон.


Читайте подробнее на Passion.ru http://style.passion.ru/modnyi-slovar/t/tolstovka.htm

Худи - удлиненная кофта с капюшоном. Худи немного длиннее стандартных кофт- обычно его длина около 70 см (оно немного закрывает бедра).

Ху́ди (англ. hoodie, от англ. hood — «капюшон») — аналог толстовки (кофты) из мягкого хлопчатобумажного трикотажа, с капюшоном-анораком(имеющим стойку спереди, защищающую от ветра). Характерные элементы — большие накладные карманы спереди и капюшон.

Бомбер - толстовка на замке и с воротом-стойкой.

Регби куртки (их также называют колледж куртки, толстовки бомберы или американские толстовки ) появились в США в середине двадцатого столетия, и стали популярны в семидесятых-восьмидесятых годах среди студентов американских колледжей. Отсюда и название - "колледж куртка". Другое название - "регби куртка" говорит о том, что этот вид одежды связан с америанким футболом.

Действительно, студенты колледжей часто носили американские куртки колледжа с вышивкой команды регби, за котоую болеют, и, соответственно, родного университета.

Колледж куртки, мужские или женские, имеют один и тот же фасон. Отличитеьная черта этого вида одежды: рукава обычно сделаны в одном цвете, а сама толстовка бомбер - в другом. Колледж куртку отличает также застежка в виде металлических кнопок, и наличие карманов. Надписи с логотипами ВУЗов на толстовках американках выполнялись изначально методом вышивки, однако сейчас доступны и другие варианты нанесения изоражения: например, печать с помощью термопленки. Толстовка бомбер с буквой на груди стала своего рода классикой. Классическим вариантом считается красная или синяя регби куртка с серыми рукавами.

"Мастерка", или верхняя часть спортивного костюма, блузон из эластика на молнии...

Это шутка. Плоскую стальную лопатку с хитро изогнутым кронштейном, на который насажена деревянная (пластиковая) ручка все профессиональные каменщики, печники и штукатуры называют именно кельмой. Так уж повелось. А мастерками они называют несколько иной ручной инструмент.

Видов кельм на сегодняшний день предостаточное количество. Форма каждой из них обусловлена тем или иным видом работ, для которых она предназначена. Например, кельма каменщика имеет треугольную лопатку со скругленными углами (ее плоской боковой частью снимается излишек раствора в процессе кладки кирпичей и блоков), а кельма штукатура имеет острый носик, чтобы удобно было работать внутри углов.

Ниже я перечислю основные виды кельм, а в конце статьи дам несколько советов как ими правильно начать работать. Итак, кельмы бывают:

  • . Применяется для выравнивания поверхности бетона или кладочного раствора во время кладки, подрезки раствора, выступившего между кирпичами (блоками). Торец ручки закрыт металлическим колпачком (грибком), для ее защиты во время подбивки кирпича. Можно, конечно, подбивать и молотком-кирочкой , но с кельмой кладка идет быстрее.

  • . Используется так же, как предыдущая, плюс, при кладке печных и вентиляционных каналов. Ручка тоже защищена металлом.

  • Применяется так же, как штукатурная, плюс, дополнительные отделочные операции.

  • Применяется для нанесения и выравнивания раствора при выполнении плиточных работ.

Это основные виды. Есть еще много разных подвидов, удобных при выполнении некоторых конкретных операций: кельмой-шпателем удобно замешивать шпатлевку в коробе и заделывать стыки листов гипсокартона; овальной кельмой набрасывают раствор на стену прямо из ведра, так как у нее нет цепляющихся углов и прочая и прочая, всего не перечислишь (особенно, если не знаешь).

Теперь немного о мастерках, совсем немного. Так, как именно мастерков я знаю только два вида: мастерок для внутренних углов и мастерок для наружных углов. Способ их применения очевиден из их конструкции - ведем вдоль угла и разравниваем раствор.

Раз уж речь зашла о применении инструментов, расскажу, как учился работать мастерком сам. Опытный штукатур мне подробно рассказал и показал, как нужно пользоваться штукатурной кельмой, набрасывая раствор на стену и отошел подальше. И не напрасно. Вот, что значит опыт. Беру кельмой (для меня тогда еще мастерком), раствор, размахиваюсь и плюхаю его на кирпичную стенку. Брызги полетели в разные стороны, а блин раствора благополучно отвалился и упал на пол. Повторяю с меньшей силой - результат тот же самый.

Пока я не прочувствовал силу кистевого движения, проку не было. Секрет оказался прост: кельму нужно держать градусов под 45 к горизонту и вести ее по восходящей дуге, и только в самом конце движения чуток поддернуть кистью вверх, чтобы раствор соскользнул с плоскости мастерка. Тогда он прилипнет к кирпичу. Конечно, много зависит от крепости и пластичности штукатурного раствора. Сколько не набрасывай сухую смесь, она все равно отвалится.

В конце концов, освоив такой, незатейливый на первый взгляд, мастерок (теперь уже кельму) вы поймете, насколько проще стало делать штукатурные и другие строительные и .

Для постройки, отделки и ремонта необходим такой инструмент, как строительный мастерок. Как оказалось, они бывают нескольких видов. Их используют в кладке блоков и кирпича, для штукатурки, выравнивании стяжки, для укладки плитки и не только. Стоит только понять, какой инструмент выбрать.

Многие интересуются, а какая разница между кельмой и мастерком? Это один и тот же инструмент, только в народной речи его называют мастерком, а в техническом описании – кельмой.
Данный инструмент довольно прост в использовании. Напоминает плоскую металлическую лопатку с ручкой. Полотно мастерка изготавливают из стали или нержавеющей стали, которое проходит специальную термообработку, что делает его особенно устойчивым к механическим воздействиям, а также обеспечивает твердость, прочность и ударную вязкость.

Соединение полотна мастерка с рукояткой благодаря современным технологиям осуществляется методом лазерной сварки. Это позволит выдерживать большие постоянные нагрузки и такой инструмент прослужить вам достаточно долго. В процессе работы рукоятка может отпасть, если сварка некачественная.

Сама же рукоять может быть двухкомпонентной или деревянной, реже всего можно встретить пластик. Она должна быть максимально удобной, чтобы гарантировать тщательность и точность в выполнении работ. Деревянная ручка проходит специальную обработку для того, чтобы не подвергалась деформации при работе с мокрыми смесями, была стойкой к ударам и перетиранию. Двухкомпонентные рукоятки также достаточно удобны, они устойчивы к воде и ударам и не скользят, если вы работаете в перчатках.

Основные виды инструмента

Рассмотрим разновидности мастерков:
  • каменщика
  • отделочника
  • бетонщика
  • плиточника
  • штукатурщика
  • угловые
  • печника

Мастерок каменщика используют, к примеру, для кирпичной кладки. Им достаточно удобно перемешивать раствор и собирать излишек цемента. Он отлично справляется с работами в труднодоступных местах. Длина такого инструмента - до 200мм.

Мастерок отделочника мастер использует для перемешивания и нанесения различных смесей или раствора на рабочую поверхность. Самый удобный размер – от 120 до 180мм.


Мастерок бетонщика напо минает треугольник, с помощью которого вы быстро и качественно сделаете кладку кирпича. Благодаря зауженному концу будет удобно снимать излишек цемента со швов.

Мастерок плиточника предназначен для удобного размешивания и нанесения нужного количества раствора на поверхность плитки.

Мастерок штукатура обладает достаточно большой площадью для большего нанесения штукатурной смеси на стену, а достаточно острый носик необходим для формирования углов.

Кельма угловая предназначена для нанесения и разглаживания раствора в углу стен. Они бывают как для внутренних, так и для наружных углов. Думаю, вы согласитесь, что сделать угол ровным обычным мастерком очень сложно и долго.

Мастерок печника используют при выкладке камина или печи, отсюда и пошло название. Он довольно узкий не более 100 мм., так как печные каналы достаточно узкие и никакой дугой инструмент тут не подойдет.

Мастерок строительный должен обладать идеально гладкой поверхностью, чтобы материал легко с него сходил. Поэтому поверхность подвергается автоматизированной шлифовке, чтобы легко и удобно было, как перемешивать материал, так и наносить его на стену. Немало важен правильно выровненный угол рукоятки с кончиком лопатки. Производители стараются предусмотреть все моменты для удобной работы.

Другие названия и виды

Можно встретить также английскую кельму. Это название получено, потому что впервые была опробована в Англии. Еще есть французский, итальянский, португальский мастерок и не только.

Некоторый затирочный инструмент так же называют кельмой. Он используется в качестве гладилки для разравнивания поверхностей и может быть, как с ровными краями, так и зубчатыми. Но это уже тема для другой статьи.