Проводка

Что такое черчение. Черчение

Что такое черчение. Черчение

Тангаева Елена Александровна

учитель изобразительного искусства, черчения

БОУ г. Омска «СОШ № 45»

Черчение? Кому нужен этот предмет?

«А когда у нас будет черчение?», «Почему в пятом классе такого нет?», «А это что, чертёж? А мы такие когда будем делать?»… вот такие вопросы я слышу часто во время перемены, когда приходят на урок изобразительного искусства классы помладше после восьми- и девятиклассников и видят на доске всевозможные чертежи.

Аттестат о среднем (полном) общем образовании расскажет нам о том, что все мы в свои школьные годы учились в школе, и имели возможность получить представление почти обо всех науках. А делается это затем, чтобы юному отроку помочь разобраться в самом себе и найти дальнейший путь развития, и сделать выбор своего профессионального пути.

На сегодняшний день мы имеем практически полное отсутствие в школьных программах направление развития технического мышления. Предмет черчение в школах не преподается повсеместно. Кто-то решил, что развитие технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений не обязательно. А ведь такой предмет помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства. Кроме того, занятия черчением оказывает «большое влияние на воспитание у детей самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания».¹

Сейчас всё больше встречается детей с плохо развитой памятью. Дети не могут запомнить прочитанный текст, выучить правило или стихотворение, сетуя на то, что «это не реально выучить» и «раньше такого не задавали». Как не задавали? Нам приходилось учить, причем довольно часто, монологи из произведений, не говоря о стихах! На развитие памяти и пространственных представлений влияет чрезмерная насыщенность в современных учебниках иллюстраций. Размеры учебников в начальной школе выросли вдвое только за счет иллюстраций, картинок. В былые времена иллюстрации присутствовали тоже, но их было меньше, и чаще черно-белые. Все это давало возможность детям больше воображать, представлять, т.е. мыслить. Я не призываю отказаться от картинок в учебниках, но надо дать возможность детям домысливать самостоятельно.

«А как же изобразительное искусство?», спросите вы. Несомненно, уроки изобразительного искусства не только учат детей изображать окружающий многообразный мир разными художественными материалами, но и развивают умения наблюдать, видеть и замечать удивительное рядом. Весь учебный год учитель следует программе. К концу учебного года многие дети спрашивают: «Будет у нас свободная тема?», и, как только на самый последний урок в году предлагаю ребятам представить, как они собираются отдыхать на каникулах, чем будут заниматься целых девяносто с лишним дней, у многих детей растерянность. Они просто не знают, ЧТО им нарисовать. «Подскажите, что мне нарисовать…», и мы вместе начинаем фантазировать: вспоминать, что ребенок любит делать, где хотел-бы побывать или вернуться в те места, где уже был. Не все, конечно, так с трудом могут мысленно улететь, уплыть, убежать в бескрайний мир фантазии. Для других и урока мало, остановиться не могут.

И мы рисуем до конца седьмого класса….

И вот перед нами инженерная наука! Восьмиклассники с восторгом для себя открывают, что с предметом черчения связаны очень многие вещи. Для них будто открывается какая-то тайна, становится понятым замысловатое изображение именуемое чертёж. Оказывается практически все предметы – это результат идеи, мысли, первоначально отображенный на бумаге в виде эскиза или чертежа!

Конечно, сначала трудно, очень трудно! По окончании начальной школы на свой почерк дети перестают обращать внимания. Они привыкают писать буквы небрежно, (учителя русского языка, вам терпения)² не могут потом причитать свои записи, потому, что не понятно какая буква написана. С цифрами – тоже. Спустя несколько недель, после изучения основ черчения, у многих меняется почерк. И это хорошо. Учителя математики с облегчением вздыхают, так как, черчение помогает понять геометрию, не говоря уже о начертании геометрических образов.

Нельзя не сказать и о развитии мелкой моторики рук. Пальчики у детей, привыкших к современным «гаджетам», перестали быть гибкими, ловкими, как в младшем возрасте. Дети с трудом управляются с такими простыми чертёжными инструментами как линейки и угольники, не говоря о циркуле, хотя к восьмому классу детям уже известна такая наука как геометрия. А ведь для того, чтобы обучить детей правилам выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД, сколько необходимо терпения! Ведь пальчики в буквальном смысле не слушаются, они не так держат карандаш, не хватает силы прижать линейку, чтобы начертить линию, циркуль то и дело соскакивает или его ножки разъезжаются в разные стороны!

Бережно и аккуратно написанное сочинение, чистые тетради с математическими подсчетами, контурные карты с четкими стрелочками и ровно расцвеченными областями походов полководцев – это ли ни приятно брать в руки учителю на проверку? На уроках черчения прививается культура графического труда. И начинается эта культура с грамотной организацией рабочего места для выполнения графических работ. Мои ученики знают и выполняют чертежи только чистыми руками и чистыми подготовленными инструментами. Все свои принадлежности дети носят и хранят в обычной папке с замком. В таких папках младшие школьники носят на урок технологии разные материалы.

Так для чего же нужен предмет черчение?

Дети могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например, то, что черчение тесно связано с такими науками как геометрия, физика, технология, изобразительное искусство и информационные технологии – это бесспорно. Ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации, что помогает социальной адаптации выпускников школ. Ведь он и назначен в системе среднего (полного) общего образования для развития (быть может, я снова повторюсь) пространственного, логического и абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, для формирования пространственного воображения и пространственных представлений, для обеспечения политехнической и графической грамотности, для знакомства с началами проектирования и конструирования. В конце концов, изучение черчения, графического языка как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования.

Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.

И если я, как учитель черчения, помогу детям овладеть совокупностью знаний и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; помогу овладеть совокупностью графических умений, а также способностью применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.), то моя цель будет достигнута. (в рамках национальной доктрины образования РФ, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.)³

__________________________________________________________________

¹ - программа «Черчение», авторы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Винградов, М.:АСТ-Астрель, 2006.

² - личный комментарий автора.

³ - программа «Черчение», автор доктор педагогических наук, профессор В.В. Степакова. М.: Просвещение.- 2005.

Хорева Л.В.

Учитель черчения, АСШ № 2

Зачем изучать черчение?

«Зачем нам это черчение?», «У нас и без чертежей хватает заданий!», «Мне не дано рисовать и чертить!», «Мне это в будущем не пригодится!». Думаю, список подобных высказываний можно продолжить. Попытаемся ответить на эти и подобные вопросы.

Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи.

Что же лежит в основе успешного овладения техническими знаниями?

Всем известно, что головной мозг человека представляет собой основной регулятор всех функций, происходящих в живом организме. Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует при выполнении только некоторых функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам. Продуктом работы левого полушария являются логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем. Числа и символы тоже распознаются левым полушарием.

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С его помощью мы можем сочинять различные истории. Оно отвечает за способности к изобразительному искусству, эмоции, метафоры.

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.

Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее. Огромное значение приобретает пространственное мышление. Этот вид умственной деятельности отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения практических и теоретических задач.

Отличительной особенностью пространственного мышления является то, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.

Пространственное мышление - это фундамент, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.

Особенно это стало актуальным сейчас, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.

Деятельность представления - это основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.

Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет безнадежно поздно. В этом возрасте с трудом дается то, с чем 12-летние справляются мгновенно.

Именно черчение, как вид деятельности, способствует развитию пространственного мышления школьников. Во время процесса черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а, следовательно, и развиваются, оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.

Современные школьники должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести в развитие общества. Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях. Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.

Учитывая то, что большинство учащихся поступает в среднетехнические учебные заведения, надо понимать, что черчение является одной из главных дисциплин. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.

Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же, скажем, медицина. Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.

Не стоит забывать о том, что чертежи, рисунки – всё это международный язык общения. В чертежах иностранных инженеров можно разобраться, не зная языков. Для этого достаточно знать только один язык – графический - язык линий, знаков, символов, чисел.

Кроме того, черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполняемых действий, помогает лучше разбираться в геометрии, географии, физике, технологии, информатике.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Современные методы технической (и в том числе компьютерной) графики имеют свою многовековую историю. Общение людей друг с другом научило человека не только словесной речи, но и письменности. Прежде чем появились буквы, из которых можно было составить написанное слово, человек выражал свою мысль рисунком. Древнейшие памятники истории сохранили изображения зверей, оружия, домашней утвари. История письменности приводит много примеров «картинного письма», в котором образы, предметы изображались рисунком. Позднее человеку понадобилось умение нарисовать не только такой предмет, который он видел, но и такой, который он хотел сделать. Когда стали возводиться большие сооружения - жилища, храмы, крепости, - возникли первые чертежи - планы. Они вычерчивались на земле в том месте, где должно было воздвигаться сооружение.

Для этой работы были созданы первые чертежные инструменты, которые дошли до нас из глубокой древности: угол-измеритель и прямоугольный треугольник.

Со временем планы стали выполняться в уменьшенном виде на дереве, холсте, пергаменте. Техники древности стремились показать в чертеже геометрическую форму и размер сооружения, а чтобы выполнить эту задачу, создавали своеобразные приемы графических построений. В древних египетских папирусах встречаются два изображения одного и того же здания: вид сверху - план и вид спереди - фасад.

В древней Руси людей, искусных в строительстве, литье металла, изготовлении оружия, называли розмыслами. До наших дней сохранились инженерные сооружения - храмы, крепости, плотины, мосты, в которых мы видим проявление технического гения розмыслов наших предков. Эти памятники ясно говорят о том, что их создатели хорошо владели геометрической формой и умели выбирать наилучшее решение технической задачи (вот такие они, веб-дизайнеры средневековья).

В летописях XIII- XIV веков историки находят рисунки, выполненные настолько четко и наглядно, что, например, можно восстановить по такому рисунку технологию изготовления пушки.

На этом рисунке видно, что ствол пушки сварен кузнечной сваркой и укреплен кольцами. В таких наглядных технических рисунках использовались приемы живописи, но они не могли удовлетворить техников, особенно строителей, так как на рисунке нельзя было задать размеры сооружения.

Графические приемы чертежей XVI-XVII веков ясно показывают, как настойчиво стремились средневековые техники решить задачу изображения объемного предмета, имеющего три измерения: длину, ширину, высоту, - на плоскости, у которой только два измерения - длина и ширина. Нужен был такой чертеж, на котором не искажались бы линейные размеры, углы и геометрическая форма. На многих чертежах этого времени применялись самобытные геометрические построения, основой которых является план сооружения.

Если это был план местности, города или двора, то показывалось точное расположение зданий, а вид их давался не сверху, а сбоку или спереди. Если же составлялся чертеж самого сооружения, то совмещались на одном виде его план и фасад. Для нас эти приемы очень интересны тем что в них заложено начало точного проекционного чертежа. Графикам того времени оставалось сделать только еще один шаг: разъединить совмещенные проекции и начертить их каждую отдельно, чтобы получить чертеж в проекциях на две взаимно перпендикулярные плоскости.

Чертеж моста и сторожевой башни XVII века. План и фасад совмещены.

В начале XVII столетия появились первые металлургические заводы выполняющие правительственные заказы на пушки и ядра. Изделия сначала заказывались и принимались не по чертежам, а по образцам-моделям, но в конце XVII века образцы стали заменяться рабочими чертежами, которые надолго сохранили название «бумажных образцов». На многих строительных чертежах ставились числовые размеры; масштаб еще не выдерживался.

Начало XVIII столетия ознаменовалось массовым строительством флота. И тут потребовался точный, построенный в строгом масштабе чертеж, на котором можно было бы изобразить двояковыпуклый корпус корабля и проверить плавность его контуров. Эта задача была блестяще решена. В Морском архиве мы находим большое количество корабельных чертежей 1686-1751 годов, выполненных корабельными мастерами и их подручными. Эти чертежи - образцы совершенства в технической графике. Мы видим уже проекции не на две, а на три взаимно перпендикулярные плоскости: вид спереди, вид сверху, вид сбоку; такой прием давал полную возможность показать на плоскости в геометрической связи все три измерения предмета: длину, ширину и высоту.

Так кораблестроители создали в конце XVII века совершенный метод построения чертежа. Долгое время, считали создателем проекционного чертежа французского инженера Гаспара Монжа, опубликовавшего в 1795 году во Франции свои труды по начертательной геометрии. В книге Монжа, действительно, основой системы графических построений был принят метод трех проекций. Но Монж не был его создателем, этот метод уже широко применялся в технике, и Монж лишь научно обобщил его. В XVIII веке проекционные чертежи в точном масштабе, но без числовых размеров распространились во всех отраслях техники.

Для все возрастающей промышленности и государственных учреждений требовалось большое количество специалистов-чертежников. В заводских технических школах черчение считалось основным специальным предметом; выпускались различные руководства по черчению, например, в 1707 году вышла и переиздавалась книга «Приемы циркуля и линейки». В восьмидесятых годах XVIII века главным управлением народных училищ было выпущено «Краткое руководство по гражданской архитектуре и зодчеству», в котором излагались правила построения проекций на три взаимно перпендикулярные плоскости.

В XVIII веке чертежи выполнялись очень тщательно, цветной тушью и затем искусно раскрашивались для обозначения различных материалов, чтобы показать на чертеже внутреннее строение предмета, давались условные разрезы, сечения. Часто пользовались не только чертежом в проекциях, но и наглядным изображением, которое называлось «вольной перспективой».

К началу XIX века в промышленности и строительном деле применялись чертежи, которые уже немногим отличаются от современных. Необычным для нас кажется только расположение проекций: план часто остается главным видом. Богатство и разнообразие приемов инженерной графики обобщила и теоретически обосновала начертательная геометрия. Эта наука в первой половине XIX столетия получила свое развитие в мире. Несмотря на то что чертеж на производстве стал незаменимым документом, изготовление его было дорогим и кропотливым делом. Чертеж изготовлялся в одном экземпляре, который вывешивался в цехе на стене и поэтому пользоваться им рабочим было неудобно. В сороковых годах XIX века появляются первые попытки размножения чертежей через светокопию. Для светокопировального аппарата не нужно было выполнять чертеж в красках и цветной туши; вместо раскрашивания стали применять различную штриховку, контур чертежа обводить более толстыми линиями, однако, несмотря на явные свои преимущества, светокопия медленно проникала в производство и только к концу XIX века стала занимать прочное место на машиностроительных заводах.

P. S. Первый светокопировальный аппарат для копирования чертежей, появившийся в далеком XIX веке фактически стал прадедушкой многих современных устройств, таких как кэноновский плоттер (вот такой) – аппарат для автоматического вычерчивания с большой точностью рисунков, схем, сложных чертежей.

Черчение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Чертежные инструменты.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 Чертежные материалы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

ЕСКД (единая система конструкторской документации).. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

Шрифты чертежные.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Написание размеров.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Масштаб.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Деление окружности на равные части.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 8 Сопряжение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Проектирование.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Фронтальная, горизонтальная и профильная плоскости проекций.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Вид.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Аксонометри­еские проекции.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 Построение фигур.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Построение точек на поверхности предмета.. . . . . . . . 18

Сечение.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 19 Разрез.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Совмещение видов.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Выносные элементы.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Резьба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Сборочный чертеж.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Спецификация.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Строительные чертежи.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Разрез.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Масштабы строительных чертежей. . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Размеры на строительных чертежах.. . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Чертежные

материалы

участие в ее развитии, стать квалифицированным работником, мастером предприятия, инженером, изобретателем..

Черчение - это графическое изображение технической мысли, выпол­ ненное в соответствии с международными правилами и стандартами.. При помощи чертежей можно четко и ясно выражать свои мысли, видеть за плоскими фигурами, знаками и цифрами объемный объект..

расстояния между двумя точками.. При складывании ножек циркуля кон­ цы иголок должны сходиться и находиться на одном уровне..

Циркуль чертежный - применяется для черчения окружностей и дуг размером от 5 до 200 мм..

Кронциркуль чертежный (падающий) - применяется для черчения окруж­ ностей диаметром от 0,5 до 12 мм..

Инерционная линейка - применяется для измерения и откладывания линейных размеров на чертеже..

Угольники - применяются для построения перпендикулярных и па­ раллельных линий..

Транспортир - применяется для откладывания и измерения углов..

Бумага чертежная .. Для выполнения чертежа каран­ дашом, тушью и т. д.. используют плотную белую нели­ нованную бумагу..

Карандаши. Для выполнения чертежей необходимы карандаши двух марок:H или T (твердые), а такжеB или M (мягкие).. Чем больше чис­ ло, которое стоит перед буквой, тем карандаш тверже (2T; 3T) или мягче

Форматы. Для выполнения чертежей и другой кон­

ЕСКД (единая

структорской документации используют чертежную бу­

магу определенного размера, установленную стандартом

конструкторской

(табл.. 1).. В школе используют формат А4, размеры сто­

документации)

рон которого составляют 210 × 297 мм..

Таблица 1

Обозначение формата

Размеры сторон формата (мм)

Черчение

Рамка. Основная надпись. Каждый формат, на котором выполняется

чертеж, должен иметь рамку, ограничива­

ющую его поле слева на расстоянии 30 мм

(для подшивки), вверху, справа и внизу -

основные (рис.. 1)..

5 мм.. Линии рамки - сплошные толстые

Чертежи, которые выполняются на

листах формата А4, размещают только вер­

тикально.. Чертежи всех других форматов

выполняют как вертикально, так и гори­

основная

зонтально..

Основную надпись выполняют в пра­

вом нижнем углу формата.. Ее размеры и со­

держание установлены стандартом (рис.. 2;

Проверил

Школа № 6

Линии. Все чертежи состоят из линий разного вида и толщины.. Для удобства выполнения и чтения чертежей стандартом установлены такие семь линий:

Толщина линии S от 0,5 до 1,4 мм

Толщина от S /3 доS /2

Толщина от S /3 доS /2

Толщина от S /3 доS /2

Толщина от S /3 доS /2

1.. Сплошная толстая основная.На­ значение: линии видимого кон­ тура..

2. Сплошная толстая. Размерные и выносные линии, штриховые ли­ нии, линии построений и др..

3. Штриховая. Линии невидимого контура..

4. Штрих-пунктирная. Осевыеицен­ тровые линии..

5. Штрих-пунктирная с двумя точ-

ками. Линии сгиба на развертках..

6. Ллинии для изображения частей изделий в крайних или промежу­ точных положениях..

Написание

размеров

7.. Сплошная волнистая.Линии об­

Толщина от S /3 до S /2 рыва.. Линии разграничения вида и разреза..

Шрифты чертежные применяются в чертежах и дру­

гих технических документах.. Буквы, цифры, надписи

чертежные

и текст выполняются от руки.. Размер шрифта опреде­

ляется высотой h больших (заглавных ) букв в миллиметрах.. Установлены

такие размеры шрифта: (1,8); (3,5); 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40..

Буквы и цифры могут быть с наклоном вправо на 75° и без наклона..

Соотношение между высотой h

АБВГДЕЁЖЗИЙК

и другими размерами букв русского ал­

ЛМНОПРСТУФХЦЧ

фавита и цифр для всех размеров:

1.. Большие (заглавные) буквы и цифры:

ШЩЬЪЫЭЮЯ

ширина букв, кроме А, Г, Д, З, И,

Ж, М, С, Ф, Х, Ц, Ш, Щ, Ы, Ю и циф­

абвгдеёжзийкл

ры 1–0,6h ;

ширина букв А, Д, Ж, М, Ф, Х, Ц,

мнопрстуфхцчш

Ш, Щ, Ы, Ю - 0,7h ;

ширина цифры 1–0,1h ;

ширина букв Г, З, С - 0,5h ;

2.. Малые буквы:

Высота h (следующий меньший раз­

I III IV VI VIII IX V

ширина букв а, м, ц, ь - 0,6h ;

ширина букв ж, т, ф, ш, щ, ю -

0,7h ;

Рис. 3. Буквы и цифры

ширина букв з, с - 0,4h ;

ширина других букв - 0,5h ..

чертежного шрифта

3.. Толщина линий, букв и цифр - 0,1h ..

4.. Расстояние между буквами в словах и цифрами в числах - 0,2h ..

5.. Расстояние между словами и числами - 0,6h ..

6.. Расстояние между нижними линиями рядов - 1,7h ..

Нижние элементы букв Д, Ц, Щ и верхние элементы букв Й, Ё выпол­ няются за счет промежутков между строчками и буквами..

При написании чертежным шрифтом пользуются образцом, представ­ ленным на рис.. 3.

Основой для написания размеров детали и ее эле­ ментов являются размерные числа, которые наносятся на чертеж независимо от масштаба изображения.. Общее

количество размеров на чертеже может быть минимальным, но достаточ­ ным для изготовления изделия.. Различают линейные и угловые размеры.. Линейные размеры на чертежах указывают длину, ширину, толщину, высо­ ту, диаметр или радиус измеряемой части детали в миллиметрах без обоз­ начения единицы измерения..Угловые размеры показывают величину угла в градусах, минутах и секундах..

Для нанесения размеров используют сплошную тонкую линию..

Черчение

Размерные линии, как правило, наносятся по контуру изображения

Написание размеров состоит из: нанесения выносных и размерных ли­

ний; выполнения стрелок на концах размерных линий; написания размер­

ных чисел, чисел со знаком или чисел с буквами..

Расстояниемеждураз­

мерной линией и конту­

ром детали, между раз­

мерными линиями долж­

но составлять 6–10 мм..

размерн ые

Выносные линии долж­

ны выходить за концы

стрелок размерной ли­

нии на 1–5 мм (рис.. 4)..

Размерные линии ог­

раничиваются стрелка­

выносные

ми.. Размер последних

выбирают соответствен­

но толщине S линии ви­

размерные ли нии

димого контура и чертят

их приблизительно оди­

наковыми по всему чер­

тежу (рис.. 5)..

(6.....10) S

Наносить размерные линии нужно так, чтобы меньшие размеры были

ные линии на чертеже не пересекались (рис.. 6)..

Размерная линия диаметра проводится через центр окружности или па­

раллельно любому диаметру при использовании выносных линий (рис.. 7б)..

Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный

знак - кружок, перечеркнутый линией (рис.. 7а)..

Размерную линию радиуса проводят, как правило, из центра дуги и за­

канчивают стрелкой с другой стороны, которая упирается в точку дуги.. Пе­

ред размерным числом пишут большую латинскую букву R (рис.. 8а, 8б)..

Все для школьника

Радиусы внешних и внутренних округлений показывают так, как ука­

зано на рис.. 8в..

R 4

R 16R  8

Угловые размеры наносят так, как показано на рис.. 9.. Если на чертеже не определена форма квадрата, перед размерным числом наносится знак, как показано на рис.. 10.. Если размерная линия размещена вертикально,