Проводка

Чтение конструкторских чертежей. Чтение машиностроительных чертежей

Чтение конструкторских чертежей. Чтение машиностроительных чертежей

К атегория:

Слесарно-инструментальные работы

Каждый рабочий чертеж должен отвечать на следующие вопросы: какая деталь и в каком масштабе изображена на нем, из какого материала она изготовлена, каковы ее форма, размеры в целом и размеры отдельных ее элементов, какие можно допустить отступления от заданных размеров, какие отклонения допускаются по форме и расположению наиболее важных ее поверхностей, с какой чистотой следует обработать отдельные поверхности детали и т. п.

Ответить на все эти вопросы, значит прочитать чертеж. Попробуем получить подобные ответы, обратившись к рис. 1. Для этого начнем изучение чертежа с чтения штампа основной надписи, располагаемого всегда в правом нижнем углу листа. Прежде всего устанавливаем, что на чертеже изображен корпус комбинированной державки для инструмента, представленный в натуральную величину, поскольку в штампе указан масштаб, равный 1:1. Корпус должен быть изготовлен из стали марки 40Х.

Теперь представим форму детали. Для этого рассмотрим левую верхнюю часть чертежа, где вычерчен главный вид корпуса державки. Этот вид должен дать наиболее полное представление о ней. Устанавливаем, что державка состоит из утолщенной части (головки), тонкой части (хвоста) и соединительной части. Обратив внимание на вынесенное сечение, показанное под главным видом, заключаем, что хвостовая часть державки представляет собой цилиндрическое тело лыской, срезанной со стороны читающего чертеж, а также с круговой фаской на правом конце цилиндра.

Далее нужно установить, что представляет собой головка корпуса. Из главного вида можно составить представление только о том, что в головке имеется коническое отверстие Морзе № 4, переходящее затем в цилиндрическое отверстие диаметром 20 мм. Судить о внешней форме головки по одному только главному виду трудно. Для этого, очевидно, придется использовать вид слева и вид сверху. Обращаясь к виду слева (в правом верхнем углу чертежа) устанавливаем, что головка состоит из большого цилиндра, от которого идут два прямоугольных выступа вправо и два таких же выступа вниз. Нижняя сторона одного из выступов проходит строго по центровой оси цилиндра. Возвращаясь к главному виду, убеждаемся, что выступы несколько короче цилиндра головки. Из главного вида и вида сверху обнаруживаем на головке две пары отверстий с резьбой Ml2. Вид слева уточняет, что они выполнены не во всех четырех, а только в двух выступах.

Рис. 1. Производственный чертеж детали.

Форму соединительной части позволяет установить главный вид и вид сверху. Эта часть представляет собой цилиндрическое тело (см. значок о у размера 60С3), сквозь которое перпендикулярно к его оси проходит сквозное овальное отверстие для выбивания инструмента.

Итак, по мере того как изучается форма хвоста, головки и соединительной части, у читающего чертеж складывается представление о форме державки в целом.

Теперь нужно определить размеры детали, изображенной на чертеже. Рассматривая, как расположены размерные линии (линии со стрелками) и какие в них поставлены цифры, можно установить Размеры детали и ее отдельных элементов, выраженные в миллимет-pax. Однако важно знать не только величину, но и расположение размеров на детали. Обратите внимание на то, что большинство размеров задано от одного, левого торца детали (размеры 250, 135, 98, 88). Поверхность, от которой задаются размеры, носит название базы отсчета. Проставляя, таким образом, размеры, конструктор тем самым дает наказ производственникам выполнить именно эти размеры и выдержать их именно от этой поверхности. Эти указания конструктора следует строго выполнять, так как нарушение базы отсчета при изготовлении деталей приводит к отклонениям от чертежных размеров, к браку. Поэтому нельзя самим подсчитывать незаданные в чертеже размеры и пользоваться ими при изготовлении деталей.

Кроме цифр, характеризующих размеры детали, в некоторых размерных линиях проставлены цифровые и буквенные значки. Эти значки характеризуют допуски на неточность их выполнения. С допусками познакомимся ниже. Из данных этого чертежа можно также сделать вывод-о допускаемой неточности положения поверхностей, пользуясь уже известными обозначениями.

Из указаний над штампом основной надписи видно, что хвостовая часть детали должна быть закалена до указанной на чертеже твердости, перед шлифованием подвергнута воронению и маркировке согласно чертежу.


Учебник для 9 класса

Рис. 113

Задание 21

Рис. 114

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Какой масштаб изображений?
  3. Какие виды заданы на чертеже?

Задание 22

Рис. 115

Задания к чертежу

Рис. 116

Задание 24

Рис. 117

Учебник для 9 класса

Чтобы получить по чертежу информацию о детали, т. е. прочитать ее чертеж, необходимо соблюдать определенный порядок действий.

  1. Прочитать основную надпись чертежа: выяснить название и назначение детали, наименование материала, из которого она изготовлена, масштаб изображений.
  2. Установить, какие виды, другие изображения детали даны на чертеже, какой вид является главным.
  3. Изучить виды и другие изображения в их взаимной связи, выяснить очертания детали, взаимное расположение и форму ее частей. Представив по чертежу форму каждой части детали, мысленно объединить их в единый целостный образ.
  4. Определить размеры детали и размеры ее элементов.

Читая чертеж детали, можно сформулировать для себя вопросы, дающие представление о ней: а) как называется деталь; б) из какого материала она изготовлена; в) в каком масштабе выполнен чертеж; г) какие виды содержит чертеж; д) сочетанием каких геометрических тел образована форма детали; е) какова ее общая форма; ж) каковы габаритные размеры детали и размеры отдельных ее частей.

Рассмотрим пример. На рисунке 113 дан чертеж детали, который необходимо прочитать. Какую информацию мы можем получить о детали из этого чертежа? Пользуясь только что приведенной последовательностью чтения чертежа, можно установить, что деталь называется «пробка», она изготовлена из стали. Масштаб — 1: 1, т. е. изображение выполнено в натуральную величину.

Рис. 113

Чертеж содержит два вида — главный вид и вид слева. Других изображений нет. Пользуясь видами, определяем форму детали и ее частей.

Сопоставляя виды, можно установить, что форма детали образована несколькими поверхностями вращения — цилиндрами. Один из них имеет диаметр 50 мм, а высоту - 10 (35 — 25) мм. Оси вращения цилиндров совпадают и расположены параллельно горизонтальной плоскости проекций. Второй цилиндр имеет диаметр 42 мм, высоту - 20 (25 — 5) мм. Между этими цилиндрами находится элемент детали — проточка, которая имеет форму цилиндра диаметром 36 мм и длиной 5 мм. На цилиндре диаметром 42 мм есть конической формы фаска, ее размеры 3×45°, т. е. высота фаски 3 мм, а выполнена она под углом в 45°.

Вдоль оси вращения поверхностей, образующих форму детали, расположено углубление. Оно имеет форму шестиугольной призмы и показано на главном виде штриховыми линиями. Глубина отверстия - 25 мм, а расстояние между двумя параллельными гранями — 22 мм. На деталях такой размер называют размером «под ключ», он определяет расстояние между «губками» ключа.

Габаритные размеры детали: 35 мм и 050 мм.

Таким образом, чтение чертежа сводится к получению всей имеющейся на чертеже информации о предмете. При этом обязательно учитывается как графическая, так и текстовая информация. Только вместе они дают однозначное представление о форме предмета, его размерах, материале, т. е. вызывают пространственный образ предмета по его плоскому изображению, выполненному на бумаге или классной доске.

  • В какой последовательности необходимо читать чертеж детали?

    Т36: Чтение сварочных чертежей

Задание 21 . Прочитайте чертеж детали, заданный на рисунке 114.

Рис. 114

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовлена?
  3. Какой масштаб изображений?
  4. Какие виды заданы на чертеже?
  5. Сочетанием каких геометрических тел образована форма детали?
  6. Какой элемент детали показан на главном виде штриховыми линиями? Какой он формы?
  7. Изображением какого элемента детали является окружность Ø50 мм? Назовите все размеры этого элемента.
  8. Каковы габаритные размеры детали?

Задание 22 . На рисунке 115 дан чертеж технической детали.

Рис. 115

Задания к чертежу

  1. Прочитайте чертеж, используя рассмотренный выше порядок.
  2. На видимых частях поверхности детали на одном из видов заданы проекции точек. Не перечерчивая изображений, найдите проекции этих точек на другом виде.
  3. Определите, какая из заданных точек (Д, В и т. д.) совпадает с вершиной; какая лежит на ребре, грани или на поверхности вращения детали.
  4. В рабочей тетради запишите: наименования и материал, из которого изготовлена деталь; масштаб; количество изображений и их названия; число геометрических тел, образующих форму детали, и их названия; габаритные размеры детали.

Прочитайте чертежи деталей (рис. 116, а и б).

Рис. 116

Задание 24 . Выполните технические рисунки деталей по чертежу в прямоугольных проекциях (рис. 117, а и б). I, 35

Рис. 117

Учебник для 9 класса

§ 20. Порядок чтения чертежей деталей

Чтобы получить по чертежу информацию о детали, т. е. прочитать ее чертеж, необходимо соблюдать определенный порядок действий.

  1. Прочитать основную надпись чертежа: выяснить название и назначение детали, наименование материала, из которого она изготовлена, масштаб изображений.
  2. Установить, какие виды, другие изображения детали даны на чертеже, какой вид является главным.
  3. Изучить виды и другие изображения в их взаимной связи, выяснить очертания детали, взаимное расположение и форму ее частей. Представив по чертежу форму каждой части детали, мысленно объединить их в единый целостный образ.
  4. Определить размеры детали и размеры ее элементов.

Читая чертеж детали, можно сформулировать для себя вопросы, дающие представление о ней: а) как называется деталь; б) из какого материала она изготовлена; в) в каком масштабе выполнен чертеж; г) какие виды содержит чертеж; д) сочетанием каких геометрических тел образована форма детали; е) какова ее общая форма; ж) каковы габаритные размеры детали и размеры отдельных ее частей.

Рассмотрим пример. На рисунке 113 дан чертеж детали, который необходимо прочитать. Какую информацию мы можем получить о детали из этого чертежа? Пользуясь только что приведенной последовательностью чтения чертежа, можно установить, что деталь называется «пробка», она изготовлена из стали. Масштаб — 1: 1, т. е. изображение выполнено в натуральную величину.

Рис. 113

Чертеж содержит два вида — главный вид и вид слева. Других изображений нет. Пользуясь видами, определяем форму детали и ее частей.

Сопоставляя виды, можно установить, что форма детали образована несколькими поверхностями вращения — цилиндрами. Один из них имеет диаметр 50 мм, а высоту - 10 (35 — 25) мм. Оси вращения цилиндров совпадают и расположены параллельно горизонтальной плоскости проекций. Второй цилиндр имеет диаметр 42 мм, высоту - 20 (25 — 5) мм. Между этими цилиндрами находится элемент детали — проточка, которая имеет форму цилиндра диаметром 36 мм и длиной 5 мм. На цилиндре диаметром 42 мм есть конической формы фаска, ее размеры 3×45°, т. е. высота фаски 3 мм, а выполнена она под углом в 45°.

Вдоль оси вращения поверхностей, образующих форму детали, расположено углубление. Оно имеет форму шестиугольной призмы и показано на главном виде штриховыми линиями. Глубина отверстия - 25 мм, а расстояние между двумя параллельными гранями — 22 мм. На деталях такой размер называют размером «под ключ», он определяет расстояние между «губками» ключа.

Габаритные размеры детали: 35 мм и 050 мм.

Таким образом, чтение чертежа сводится к получению всей имеющейся на чертеже информации о предмете.

Как читать чертежи.

При этом обязательно учитывается как графическая, так и текстовая информация. Только вместе они дают однозначное представление о форме предмета, его размерах, материале, т. е. вызывают пространственный образ предмета по его плоскому изображению, выполненному на бумаге или классной доске.

  • В какой последовательности необходимо читать чертеж детали?

Задание 21 . Прочитайте чертеж детали, заданный на рисунке 114.

Рис. 114

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовлена?
  3. Какой масштаб изображений?
  4. Какие виды заданы на чертеже?
  5. Сочетанием каких геометрических тел образована форма детали?
  6. Какой элемент детали показан на главном виде штриховыми линиями? Какой он формы?
  7. Изображением какого элемента детали является окружность Ø50 мм? Назовите все размеры этого элемента.
  8. Каковы габаритные размеры детали?

Задание 22 . На рисунке 115 дан чертеж технической детали.

Рис. 115

Задания к чертежу

  1. Прочитайте чертеж, используя рассмотренный выше порядок.
  2. На видимых частях поверхности детали на одном из видов заданы проекции точек. Не перечерчивая изображений, найдите проекции этих точек на другом виде.
  3. Определите, какая из заданных точек (Д, В и т. д.) совпадает с вершиной; какая лежит на ребре, грани или на поверхности вращения детали.
  4. В рабочей тетради запишите: наименования и материал, из которого изготовлена деталь; масштаб; количество изображений и их названия; число геометрических тел, образующих форму детали, и их названия; габаритные размеры детали.

Прочитайте чертежи деталей (рис. 116, а и б).

Рис. 116

Задание 24 . Выполните технические рисунки деталей по чертежу в прямоугольных проекциях (рис. 117, а и б). I, 35

Рис. 117

Учебник для 7-8 класса

Черчение

§ 17. Порядок чтения чертежей деталей

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

  1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
  2. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  3. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
  4. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143. Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей)

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала ее изготовляют?
  3. В каком масштабе выполнен чертеж?
  4. Какие виды содержит чертеж?
  5. Опишите общую форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Рис. 145. Задание для упражнений

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовляется?
  3. Какие виды даны на чертеже?
  4. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
  5. Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
  6. Изображением каких элементов являются окружности диаметром 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
  7. Каковы габаритные размеры детали?

Практическая работа № 7. 1. Устное чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Рис. 146. Задания к практической работе № 7

Вопросы для чтения чертежей

  1. Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
  2. Какой масштаб указан на чертеже?
  3. Какие изображения передают форму детали?
  4. Сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?
  5. Опишите форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры? Какова величина геометрических тел, образующих форму детали?

2. Решение занимательных задач


Рис. 148. Задания для упражнений

Графическая работа № 8. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)


Как научиться читать чертежи быстро и правильно?

151. Задания к графической работе № 8

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное,- на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Как научиться читать чертежи металлоконструкций?

№4 «Пример узлов проекта КМ»

В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии. Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.

Все, что создано человечеством на всех этапах его развития, все гениальные мысли, которые нашли свое воплощение или остались мечтами конструкторов - так или иначе, были представлены в виде чертежей. Так же, как художественный текст передает фантазии писателя, так и чертеж фиксирует то, что пришло в голову инженера и было приближено им к реальности.

Рис. №1 «Пример чертежей Эйфелевой башни. Франция»

На сегодняшний день все чертежи создаются по единым правилам и ГОСТам, что облегчает их чтение. Научиться читать чертежи металлоконструкций совсем не трудно, поэтому, если вы решили связать свои увлечения или профессиональную деятельность с воплощением конструкций из металла, то стоит ознакомиться с общей информацией по этому вопросу, после чего перейти к практике самостоятельного чтения.

Чертежи КМД, представляющие собой детализированное схематичное изображение металлоконструкции, разрабатываются с учетом некоторых правил, изложенных в таких документах как:

— СНиП (Строительные нормы и правила),

— СПДС (требования Системы проектной документации для строительства),

— ЕСКД (Единая система конструкторской документации).

Чертежи такого рода включают в себя набор данных, которыми вы можете пользоваться для производства — разметки, обработки, сварки и монтажа металлоконструкций.

Рис. №2 «Производство металлоконструкций»

Перед началом обучения тому, как читать чертежи, желательно самостоятельно обратиться к вышеперечисленным документам. Не забудьте выучить все относящиеся ГОСТы, их знание не раз поможет вам быстро сориентироваться в чтении чертежа. Кроме этого, при создании любого чертежа конструкции используются специальные условные обозначения.

Рис. №3 «Пример схемы проекта КМ»

Чертежи КМ обычно снабжены пояснительной запиской, в которой в текстовой форме изложены результаты проведенных расчетов и принятые решения, которые эти расчеты обосновывают. Вместе с этим, в пояснительной записке содержатся технические и нормативные документы, которые использовались при создании чертежа и ссылки на ГОСТы. Данная записка призвана облегчить чтение схемы.

Рис. №4 «Пример узлов проекта КМ»

Полный проект КМД разрабатывается по КМ-у и представляет собой набор из заглавного листа, с общими данными, ведомостей, чертежей монтажных схем, чертежей монтажных узлов и чертежей отправочных элементов. По просьбе заказчика в проект могут быть включены: чертежи деталей отдельно, 3D схемы, особые ведомости, т.д.

Рис. №5 «Титульный лист проекта КМД»

В монтажной схеме вы будут изображены стыки и узлы, сварные или болтовые соединения, которые будут выполняться в монтаже. Здесь же могут быть даны текстовые комментарии.

Как правильно научиться читать чертежи металлоконструкций?

Так же здесь вы найдете ведомость отправочных элементов вместе со схемами конструкций или ссылками на чертеж, поэтому вы сразу поймете, к какому конкретному чертежу относится каждый элемент. Чертежи отправочных элементов компонуются на листе группами. Таким образом, на листе могут быть чертежи элементов, не требующих сборки или только конструкции из гнутого профиля.

Рис. №6 «Монтажная схема проекта КМД»

При разработке схем металлоконструкций выбирается тот масштаб, который позволяет делать чертеж наиболее понятным или легким для чтения, поэтому с пониманием профессионально составленного чертежа у вас не должно возникнуть проблем. Обратите внимание, что такие конструкции, как балки и колонны можно вычерчивать без соблюдения масштаба, но с сохранением взаимного расположения деталей и отверстий.

Рис. №7 «Пример сборочного чертежа, проекта КМД»

После того, как вы ознакомились с документацией чертежей, нужно проверить условные обозначения и вам нужно хорошо знать, как обозначается то или иное изделие. Заклепки, отверстия, узлы, виды применяемого материала - все это имеет буквенное, цифровое или графическое обозначение, поэтому лучше сверяться с таблицей, если у вас еще нет достаточного опыта чтения чертежей.

Не торопитесь, сверяйте все значения. Чертежи изначально выполнены для удобства чтения и понимания, поэтому если вы несколько минут поразмышляете над ними - дальнейший процесс чтения будет намного более простым.

Любое производство, любое строительство металлических конструкций нереально без предварительной разработки технической документации – монтажных схем, чертежей металлоконструкций. Практически все, что создал человек – одежда, которую носим, автомобили, в которых ездим, уличные фонари, которые освещают дороги, дома, в которых живем, здания из металлических конструкций – все это разрабатывали по схемам и чертежам.

Схемы и чертежи передают идеи проектировщиков точно также как текст – мысли писателей. Чертежи конструкций из металла нельзя по-разному читать, их должны знать, как читать и понимать, одинаково все люди, которые берут участие в изготовлении изделий по чертежам, ремонте оборудования, его эксплуатации. Разрабатывать и оформлять чертежи КМД нужно с учетом правил оформления чертежей по ГОСТ, с учетом строительных норм и правил (СНиП), по требованиям «Системы проектной документации для строительства» - СПДС, по требованиям «Единой системы конструкторской документации» – ЕСКД, а также с условными обозначениями.

Поэтому данный чертежи проектируются конструкторским бюром КБ. В проектной документации должна быть графическая часть рабочих проектов и пояснительная текстовая записка. Текстовая записка состоит из результатов расчетов, которые обосновывают принятые решения, технических и нормативных документов, которые используются во время подготовки проектной документации, ссылок на ГОСТЫ, а также описания принятых технических решений и их пояснения. Графическая часть отображает принятые технические решения и делается в виде подробных планов, установочных чертежей, больших монтажных, сборочных схем металлоконструкций, исполнительных схем и чертежей. Так, на каждый объект строительства разрабатывают рабочую документацию, которая состоит из спецификаций изделий и оборудования, рабочих чертежей узлов и из документов в текстовой форме.

Как научиться читать чертежи

1. Начинать читать чертеж нужно с изучения основных методов, правил, видов нанесения на бумагу предметов всевозможного размера и формы на плоскости, а также стандартов и условных обозначений, которые должны быть на любом чертеже, когда его оформляешь. Следует обучиться технологии обработки соответствующих изделий.

  • Изучите содержания главной надписи на чертежах. При помощи нее вы узнаете масштаб чертежа, материал, который используется для их изготовления, а также название деталей.
  • Определите изображения, с помощью которых представили детали чертежей.
  • Проанализируйте изображения чертежа. Представленные формы изделия или детали. Если сразу не сможете увидеть деталь, можете ее мысленно разделить на пару частей и постараться представить их геометрическую форму.
  • Изучите размеры детали – представленные ее величины.

Ознакомления с чертежом поможет представить детали, изображенные на нем: по каким принципам расположены, как взаимодействуют и прочее. Внимательное чтение чертежей поможет не только рассмотреть на нем детали, позволяющие точно представить будущую форму изделия уже в готовом виде, но и узнать массу изделия, количество одинаковых деталей, название, а также рассчитать масштаб, учитывая все стандарты и требования.

3. После этого подробно ознакомьтесь со всеми размерами, изображенными на чертеже, дабы узнать допустимое отклонение от установленных размеров.

4. В конце, нужно установить тип чистоты поверхности каждого элемента, дабы в будущем на основании информации, полученной в процессе прочтения чертежа, представить каждый этап обработки и производства изделия на всех циклах, а также проанализировать, как эта деталь или изделие будет применено в конечном продукте или узле, по какому принципу будет работать, в каких условиях будет эксплуатироваться, и, какое предназначение будет исполнять.

Видео уроки

Каждый квалифицированный рабочий должен разбираться в чертежах по своей специальности.

Настоящий курс черчения учит рабочих по производству гип­са читать чертежи, составлять эскизы и чертежи простых дета­лей и оформлять рационализаторские предложения или усовер­шенствования.

§ 1. ЧЕРТЕЖ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Чертежом предмета (изделия) называется изображение его на бумаге, определяющее форму, внутреннее устройство, раз­меры и другие технические данные, необходимые для ясного представления предмета.

Каждая машина или механизм состоит из отдельных дета­лей, соединенных между собой болтами, шпильками, шпонками, заклепками и т. п. Для того чтобы изготовить отдельные детали, составляют чертежи этих деталей, а для того чтобы правильно соединить их в одно целое, составляют сборочные чертежи уз­лов, механизмов, машин и других изделий. Таким образом, чер­тежи деталей и сборочные чертежи служат техническими доку­ментами, по которым изготовляют детали и собирают из них со­ответствующие изделия.

Расположение видов на чертежах. Чтобы иметь ясное пред­ставление о предмете и его размерах, предмет рассматривают со всех сторон: спереди, сверху, слева или справа, снизу или сзади. Чтобы иметь представление о предмете и размерах его по чертежу, необходимо на чертеже дать изображения этого предмета спереди, сверху, слева или справа.

Такие изображения предмета на чертеже называются вида­ми или проекциями. Как нужно располагать виды на чер­теже, установлено Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3453-59) «Чертежи в машиностроении».

Изображения предмета получают способом прямоугольного проектирования его на плоскости проекций, предполагая, что предмет всегда находится между глазом наблюдателя и плоско­стью проекций. За основные плоскости проекций принимают гра­ни куба, на которые и проектируют предмет (рис. 1). .Потом все грани куба (плоскости проекций) с проекциями предмета совме­щают с фронтальной плоскостью проекций и получают на од­ной плоскости все виды (проекции) предмета (рис. 2). В таком порядке я располагают виды предмета на чертеже. Вид спереди

вой кромки (для брошюровки чертежей). В правом нижнем уг­лу рамки чертежа наносят угловой штамп организации, состав­ляющей чертежи, с подписями исполнителей и другими данными.

На чертежах применяют сплошные, штриховые, штрихпунк- тирные и волнистые линии определенной толщины. На рис. 3 изображены линии чертежей. Толщина этих линий условно обо­значена буквой Ь Ы2 Ь/3, при этом толщина основной линии

чертежа b принимается в пределах от 0,6 до 1,6 мм в зависимо­сти от величины изображения.

Поясняющие надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом (ГОСТ 3463-59). Образец этого шрифта (7-й размер)

приведен на рис. 4 для прописных (заглавных) и строчных букв и цифр-

Масштабы чертежей. М а с ш т а б о м называется отношение величины изделия на чертеже к его натуральной величине. Круп­ные предметы: маховики, корпуса машин, валы двигателей и т. п. невозможно изобразить на листе бумаги в натуральную величину, поэтому их вычерчивают в уменьшенном виде, исполь­зуя масштаб уменьшения. Многие мелкие детали, наоборот, при­ходится чертить в увеличенном размере, чтобы получить удоб­ное для пользования изображение. Масштабы чертежей уста­новлены Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3451-59) и приводятся ниже.

Масштабы увеличения: 1: 1; 2: 1; (2,5: 1); 5:1; 10: 1.

Масштабы, указанные в скобках, применяются в исключи­тельных случаях.

Масштабы на чертежах обозначают так: Ml: 1; Ml: 2; М2: I и т. д. Чертеж изделия можно выполнить в любом масштабе, но размеры ставят те, какие изделие имеет в натуре.

Нанесение размеров. Ошибка в размерах ведет на производ­стве к браку. Размеры детали после окончательной обработки обозначают на чертежах в миллиметрах, за исключением раз­меров трубной и дюймовой резьбы, которые указывают в дюй­

мах (1 дюйм равен 25,4 мм).

Слово миллиметр на чертеже не пишут. Каждый размер на чертеже указывают только один раз и только на одном виде. Размерные числа наносят над размерной линией и, как исключе­ние, в разрыве размерной линии (рис. 5). Размерные линии про­водят как на видах детали (внутри контура), так и за предела­ми очертания детали. Стрелки размерных линий должны упи­раться остриями в линии контура или в выносные линии. Если ограничено место для стрелок, их можно заменить точками или штрихами (см. рис. 5). Радиусы галтелей и других закругле - 8

ний отмечают латинской буквой R (рис. 6). Размер диаметра указывают условным знаком 0> он поясняет, что изображенная на чертеже деталь имеет круглую форму. На рис. 6 показано

(см. рис. 6). Детали симметричной формы можно изображать - на видах не полностью, а немного больше половины; в таких случаях на размерной линии ставят стрелку у одного конца

(рис. 7). При нанесении размеров от общей базы детали реко­мендуется размерные линии наносить, как указано на рис. 8.

Базой называется исходная поверхность детали, по отно­шению к которой ориентированы все размеры. В практической работе встречаются разные условности нанесения размеров, их надо изучить в ГОСТ 3458-59.

Предельные отклонения допускаются при изготовлении и обработке деталей. В машиностроении допускаются очень не­большие отклонения от заданных размеров для обеспечения вза­имозаменяемости одноименных деталей, входящих в механизм или агрегат. Для свободного вращения вала в цилиндрическом отверстии подшипника между валом и отверстием имеется за­зор, в котором размещается смазка. Зазор между деталями рав­няется долям миллиметра. Заданный размер на чертеже, около которого колеблются размеры диаметров отверстия и вала, на­зывают номинальным размером. Верхние и нижние допускаемые отклонения от номинального размера определяют допуск на из­готовление детали. Предельные отклонения обозначают знаком плюс (+) или минус (-) и пишут на чертежах вслед за разме­ром детали мелкими цифрами. Например, на валу вслед за но­минальным размером 20 написано (Рис - 9)» это обозна­

чает, что все валы, диаметр которых от 20,1 до 19,8 мм, пригод­ны для использования в машинах. Предельные отклонения, рав­ные нулю, на чертежах не проставляют.

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

Общие положения.

Чтение машиностроительного чертежа начинается с изучения конструкции изделия.

1) установить назначение устройства и принцип действия изображенного изделия;

2) выяснить назначение, форму и взаимодействие деталей изделия, их размеры;

3) выяснить взаимное положение деталей и способы их соединений друг с другом.

Рис. 3. Сборочный чертеж вентиля запорного

Рис. 4 а. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. Первый лист

Рис. 4 б. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. второй лист

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или описанию устройства).

Полнота изображения изделия на машиностроительном чертеже определяется наличием необходимых видов, разрезов (рис.1, разрез А-А ), сечений (рис.1, Б-Б ), местных видов (рис.1 В, Г ) и, при необходимости, выносных элементов. При определении необходимого числа видов исходят из сложности изделия. Число видов – минимальное, но достаточное для полного представления об устройстве и размерах изделия.

Выполнение разрезов позволяет выявить характер соединения деталей. Применяются разрезы простые и сложные, полные и местные и др. При изображении симметричной фигуры, допускается соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрих-пунктирной линией, являющейся осью симметрии изделия. Часть разреза располагается справа (рис. 5) или ниже оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза.

Рис. 5. Соединение части вида и части разреза изделия

При соединении частей вида и разреза симметричной фигуры, если ось симметрии совпадает с проекцией какой-либо линии фигуры (например, ребра шестигранника, четырехгранника и т.п.), то вид от разреза отделяется сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.

При соединении на одном изображении вида и разреза несимметричной фигуры, разрез отделяется от вида сплошной волнистой линией.

Графические обозначения материалов в разрезах и сечениях на чертежах общего вида и сборочных чертежах (ГОСТ 2.306) аналогичны изображению материалов на рабочих чертежах деталей изделий. По ним можно ориентировочно определить материал, из которого изготовлены составные части изделия.

Если на чертеже изображены смежные детали, то они штрихуются в противоположные стороны или с различным шагом штриховки. На рисунке 6 одна деталь поз.5 – штрихуется с наклоном влево, другая, поз. 1 – вправо. Это делается для того, чтобы легче было отличить смежные детали одну от другой.

Когда в разрез попадают три и более смежные детали, то изменяют шаг линий штриховки на изображениях соседних деталей или сдвигают линии штриховки. Больший шаг применяют для более крупных деталей (рис. 6, поз.6, 10, рис. 1, поз. 12, 13, детали заштрихованы в одну и ту же сторону, но с разным шагом).

Однако следует обратить внимание, что для всех разрезов и сечений данной детали на чертеже штриховка выполняется в одну сторону с одинаковым шагом между линиями штриховки (рис. 1, детали поз. 6, 8 на главном виде и на разрезе А-А заштрихованы в одну сторону).

Рис. 6. Штриховка материала для смежных деталей.

Узкие площади сечений, толщина которых на чертеже равна 2 мм или менее показывают зачерненными (рис. 6, поз. 3, 4).

Перемещающиеся части изделия на чертеже изображают, как правило, в рабочем положении. Допускается изображать их также в крайнем или промежуточном положениях, применяя для этого тонкую штрихпунктирную линию с двумя точками. На чертеже наносятся соответствующие размеры, характеризующие различные положения перемещающихся частей (рис. 1, 2 (размер 250...265 )).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15