Осветительные приборы

Откуда появились тараканы история. История появления тараканов

Откуда появились тараканы история. История появления тараканов

Какое используется топливо для самолетов? Чем, можно сказать, кормят эти летающие машины? Как его выбрать? В первую очередь, любое самолетное топливо должно быть качественным. От этого напрямую зависит работа самолета. Что касается видов топлива, их существует несколько.

Один из них - бензин для самолетов. Он имеет мало общего с автомобильным бензином. К нему применимы абсолютно иные требования и стандарты. Причина этого проста: от плохого бензина машина просто может не завестись. А вот самолет, скорее всего, упадет.

Существует ряд марок авиационного бензина. Одна из самых распространенных из них-Б-92/Б-91. Основная часть реактивных и пассажирских самолетов отправляется в полеты на керосине. Его существует несколько видов, но мы на них останавливаться не будем.

Ответы на самые типичные вопросы

Поршневые самолеты (те, у которых наличествует пропеллер) летают на авиационном бензине. Автомобиль на нем, теоретически поедет, но не так быстро, как хотелось бы. На чем летают реактивные самолеты, уже было сказано. Как быстро может поехать автомобиль на таком топливе? Со скоростью 0 км /ч, то есть не поедет вообще. Есть только одно исключение - если прикрутить двигатель от реактивного самолета к автомобилю. Такое возможно на самом деле, подобный эксперимент уже проводился. Автор и исполнитель данного эксперимента получил премию Дарвина. Но это, конечно, скорее исключение, чем правило.

Как получают бензин?

Это топливо получают из сырой нефти. Нефть - это известная основной части людей черная жидкость, которая добывается из земных недр. Что содержится в этой жидкости? В нефти содержатся углеводороды, атомы углерода соединяется в цепочки разного размера и длины. В результате этих соединений образуются различные вещества.

Почему основная часть самолетов летает на керосине?

Почему для заправки большинства самолетов используют керосин? Этому существует опять же несколько причин:

Более низкая цена. Он намного дешевле бензина. Керосин имеет свойство гореть плавно, если можно так сказать про этот процесс.

Что нам важно в автомобилях? И неважно, грузовые они или легковые. Важно, чтобы была возможность резкого переключения двигателя, скоростей. А на что рассчитан самолет? Чтобы достаточно медленно его запустить, и длительное время поддерживать движение турбин на заданной заранее скорости. Разумеется, если речь идет о пассажирских самолетах. Если говорить о легкомоторной авиации, то она преимущественно предназначается для перевозки действительно огромных грузов. Для этого вида авиации подходит бензин. Он отлично подойдет для того типа турбин, которые применяются в легкомоторной авиации. Самый главный вопрос - у кого купить топливо для самолетов? От его качества так много зависит… Лучшим вариантом будет покупка этого топлива у нас. Мы за качество отвечаем.

Представьте себе, что сидя в центре салона Ту-154М, под вами находится минимум 3 тонны, а то и все 8 тонн керосина. Выглядит это примерно так:

Вы можете себе представить 8 тонн керосина? Согласен, сложно. Уверяю, что в крыльях самолета помещается гораздо больше, чем в центроплане, под пассажирскими креслами. Причем, топливо в самолете есть всегда , сливается полностью только в случаях специального ТО. На Ту-154М с установленными двигателями все топливо вообще сливать запрещено, иначе он сядет на хвост. Такое случается, фото дальше;).

Заправимся?

Рассказ в этой статье пойдет о топливе в самолете. Очень много и подробно;).

Стоимость керосина на сегодняшний день варьируется от 17 до 35 тысяч рублей за тонну. Простейший гугл поиск дает такие сайты:
http://www.riccom.ru/sale_market_r_np_12.htm
http://distoplivo.ru/prais/
Там вы и без меня разберетесь=).

У нас в Пулково заправляют два сорта авиационного керосина, которые считаются взаимозаменяемыми и могут смешиваться в любых пропорциях: ТС-1 и РТ. За границей заправляют Jet Fuel A, Jet Fuel A-1 (температура замерзания −47°C) и еще чего-то. Тоже можно заливать и мешать в любых пропорциях. Главное - что написано в документации на самолет. Если экипаж встречает какую-то незнакомую марку, нужно консультироваться с базой.

Зимой в керосин добавляют присадку, жидкость "И" для того, чтобы он не замерзал при более низких температурах (за −60°C точно). Добавляют совсем немного, 0,05% всего. Еще жидкость "И" Предотвращает загустение и парафинирование дизельного топлива при низких температурах. предотвращает обледенение топливного фильтра. Способствует полному сгоранию топлива. Удаляет воду из топливной системы. Повышает крутящий момент. Обеспечивает легкий запуск двигателя в мороз.
http://www.masla.su/?Produkciya:Tehnicheskie_%0Azhidkosti

Говорят, что чистый керосин можно пить, и он помогает вылечить болезни (кровь, ЖКТ, мочеполовая система). НО! С жидкостью "И" керосин пить нельзя! . Я не знаю почему да как, но единственное прошу, не пытайтесь попросить знакомых техников или пилотов налить баночку керосина зимой, весной или осенью. Там может содержаться эта опасная присадка. Чем именно опасна я не знаю, но рисковать лучше не стоит.

Итак, топливные баки в большинстве своем представляют собой баки-кессоны. Это значит, что в полости крыла просто заливается керосин, каких-то специальных емкостей нет, все расположено в герметичном отсеке конструкции.

Давайте посмотрим, где же все-таки хранится и как используется топливо на борту? На разных самолетах баки расположены по-разному, но вцелом тенденция одна - три бака (центральный, он же расходный, с него забирается топливо к двигателям, и крыльевые).

Давайте посмотрим A-320:

Boeing 737 Classic (самый популярный в России тип 737ых, производства 90х годов).

Ну а теперь гвоздь номера Ту-154М:

У "полтинника" баки расположены довольно хитро. Расходный бак называется: "Первый", и расположен в середине, сзади. Четвертый бак заправляется в первую очередь и очень часто используется для сохранения центровки.

Что такое расходный бак? Это топливный бак, из которого топливо напрямую уходит потребителям-двигателям. Со всех остальных баков топливо перекачивается в расходный и только потом отправляется к моторам.

На некоторых самолетах (например A330, по-моему на последних модификациях Ту-204 его тоже разрешено использовать) есть дополнительный хвостовой топливный бак для регулировки центровки самолета в полете. Могут располагаться как в киле(Ту-204), так и в стабилизаторах (A330).

Любой бак должен сообщаться с атмосферой, проще говоря быть "дырявым". Зачем? Попробуйте пить дюшес (кока-колу, кому что нравится) из стеклянной бутылки, не отрывая губ (чтобы не проходил воздух внутрь). Надолго вас не хватит. Давление внутри бутылки резко упадет, и пить вы не сможете.

Поэтому, вместо уходящего топлива, на его место в бак должен попадать воздух, из-за борта самолета. Для этого на иностранных самолетах распространена практика создания дренажных баков. Они расположены в концевой части крыла. И выход в атмосферу у них выглядит так:

Такой хитрый вход (часто применяется) для того, чтобы набегающий поток воздуха поддавливал керосин в баках.

В случае Ту-154М дренажных баков нет. Они соединены напрямую с атмосферой по хитрым трубопроводам, опоясывающим фюзеляж. Трубы сначала идут вверх, потом огибают контур фюзеляжа и имеют вывод внизу. Это сделано для того, чтобы при наклонах самолета (кренах) топливо не выливалось наружу. Картинка сложная, рекомендую увеличить.

В журнале я уже однажды писал про заправку самолета перед полетом . Постараюсь не повторяться.

Итак, прежде чем заправлять самолет, необходимо слить отстой топлива, чтобы проверить наличие воды в баках самолета. Как раз и предназначено для того, чтобы в него сливать отстой в полевых условиях.

Слив отстоя техником зачастую контролирует бортинженер (на фото слив отстоя с Ил-76):

Затем подъезжает топливозаправщик.

Техник должен сказать водителю заправщика сколько топлива нужно заправить, поэтому пока заправщик подсоединяет шланг (бывает, что подсоединяет сразу два, чтобы ускорить процесс), техник идет смотреть остаток топлива:

Остаток определяется по приборам самолета, а также записан в бортовом журнале. Как вы понимаете, эти данные иногда не сходятся. Изменилась температура на улице - изменилась плотность топлива, изменились показания приборов. Все дело в том, что в самолете оно измеряется в килограммах, а в топливозаправщике в литрах. Цена деления стрелочки 1 тонна. От напряжения в электросети самолета, показания стрелок могут плавать. На фото панель управления топливной системы Ту-154М (стрелочные индикаторы показывают количество топлива в каждой группе баков):

Куча лампочек и переключателей помогает управлять расходом керосина в полете из различных баков. Лампочки показывают включен или выключен в данный момент насос каждого бака. Вообщем, я долго привыкал к этой системе, сначала разобраться было сложно=). На заре эксплуатации самолета Ту-154 была катастрофа, когда в полете выключились двигатели из-за того, что в расходном баке кончилось топливо, а перекачку с других в расходный бортинженер включить забыл. Двигатели остановились, самолет упал=(. После этого были сделаны изменения и при снижении определенного уровня в расходном баке, топливо начинает поступать из других автоматически.

Если показания топливомеров и записи в бортжурнале совпадают хотя бы +/- 200 кг, то заправку можно начинать. Главное на этом этапе не забыть проконтролировать водителя заправщика, чтобы он соединил свою машину с самолетом тросом заземления (электрические потенциалы должны выравняться через него, а не через заправочный шланг, потому что это может вызвать нехилую искру статического электричества). А также еще один трос заземления должен быть подключен от машины к точке заземления на перроне (обычно представляет собой кусок трубы, закопанный в землю).

Открываем заправочную горловину (как правило в крыле):

И подсоединяем шланг:

Или шланги (на фото Boeing-767):

Горловина отличается от автомобильной тем, что там стоят обратные клапаны. Можно не переживать о том, что топливо выльется наружу. Весь процесс "сухой", клапаны открываются только при подаче давления:

К счастью и на Ту-154, и на инострнных самолетах - везде это соединение унифицировано и никаких переходников не надо. Пружинка поддавливает пластину, чтобы топливо не вытекало обратно.

У топливозаправщика счетчик стоит литрах. Поэтому, прежде, чем заправлять нам надо посчитать сколько нужно литров. Плотность топлива зависит от температуры окружающего воздуха и варьируется от 0,779 до 0,791 (цифры могут быть не точными, забыл уже все) и написана на контрольном талоне, который подтверждает кондиционность топлива. Последняя проверка должна быть выполнена не дольше шести часов назад, иначе топливо заправлять нельзя. Все необходимые подписи и часы проверки указаны на талоне. Если все в порядке, считаем литры и называем их заправщику.

Но прежде, чем сказать "поехали", нужно выполнить еще одну процедуру: контроль топлива в ТЗ на наличие воды. Любезно просим заправщика предоставить пробу в баночке. Если воды не обнаружено (на моем веку в ТЗ воды никогда не видел), значит можно заправлять.

Открываем краны нужных нам баков (куда будем заправлять в данный момент). Все готово.

Поехали!

Керосин с огромной скоростью устремляется в баки самолета. Это все происходит еще до прихода пассажиров. В России есть специальные процедуры заправки самолета с пассажирами, но все стараются этого не делать. Зачем рисковать?

Конечно же, в баках есть защита от перенаддува, чтобы он не лопнул при заправке. Защита представляет собой маленький клапан, который открывается при превышении давления и стравливает воздух. Простой и часто встречающийся механизм.

Контролировать заправку на иностранных самолетах можно прямо рядом с местом подсоединения шланга, там же можно управлять кранами (для выбора наполнения нужных нам баков):

Панель заправки A330 расположена на фюзеляже в хвостовой части:

Семейство A320х:

Иногда панель находится прямо на крыле, иногда на фюзеляже, по желанию заказчика самолета.

На Ту-154М снаружи можно только управлять кранами, в то время как вся индикация внутри, в кабине экипажа. Только. Меня это всегда раздражало, приходилось бегать из кабины под крыло и обратно.

Можно, конечно, использовать мерные линейки снаружи, но минимальное значение у них бывает не достаточным, чтобы показать нужный уровень. Вытаскиваются прямо из крыла:

Получается, что в баке плавает магнитик, который в нужный момент подхватывает линейку и не дает ей опуститься ниже уровня керосина. Таким образом можно без всякой электроники определить заправку бака. Честно скажу, я никогда не пользовался этим методом. Мне всегда было надежнее посмотреть в кабине.

Можно ли перезаправить бак, залить слишком много? Нельзя. Автоматика закроет краны и не даст заливать в самолет больше, чем можно. Но автоматика имеет свойство отказывать. На этот случай работает механика:

В крыле есть клапаны, которые в определенный момент начинают сливать лишний керосин прямо на землю. Открываются во время заправки от давления поступающего керосина:

В авиации все предусмотрено;).

В кабине летчики всегда имеют возможность посмотреть показания приборов об уровне топлива. Например в 737:

Управление насосами в полете:

На эйрбасах все проще, информация о топливе вообще отображается на одной из страниц многофункционального дисплея:

Сравните с панелью управления топливной системой 154го=). Вот где сила=).

На самом деле я шучу. Конечно же, именно поэтому на новых иностранных самолетах в составе экипажа бортинженер не летает. Он там просто не нужен. Самолет все делает сам.

Особенно на больших самолетах необходимо внимательно следить за заправкой, чтобы в одно крыло не закачалось намного больше топлива, чем в другое. Это называется "вилка". Сами понимаете, если в одном крыле на несколько тонн топлива будет больше, то это может не только сказаться на удобстве летчика (самолет будет тянуть в сторону), но и на безопасности полетов.

Хуже всего то, что ситуацию очень сложно исправить. Если получилась большая вилка, нужно сливать лишнее топливо и заправлять в другое крыло. А это не меньше часа (если все удачно совпадет, и нужная наземная техника окажется под рукой, чего никогда не бывает) времени. Соответственно задержка. А за задержки по личной вине техсостав по головке не погладят... Слитое топливо в самолеты больше не заправляют. Оно идет на аэродромную технику, тракторы и чего-нибудь еще.

Итак, заправка закончена. Водитель ТЗ выписывает требование, в котором написаны литры керосина по счетчику. Это очень ответственный момент, когда нужно чтобы все расчеты сошлись, иначе будут проблемы. Литры в требовании переводим в килограммы и прибавляем к остатку перед заправкой. Если это значение равно требуемому на полет, то все отлично, ставим нужные росписи (а вы как думали, каждый отвечает головой, тем более в вопросе топлива).

Сколько берет самолет керосина? Я не буду называть конкретные цифры под рейсы, потому что уже начал их забывать. Могу сказать, что обычно Ту-154М заправлял 25-35 тонн. B-737-500 не больше 15 тонн. A320 примерно 15-25 тонн. Эти данные указаны при приблизительно одинаковых маршрутах. Как рассчитывается топливо лучше спрашивать у пилотов, я этим никогда не занимался и особо не интересовался. Знаю, что в заправку закладывается аэронавигационный запас, позволяющий летать самолету еще несколько часов и для каждого типа считается по-своему.

Через 15 минут после заправки нужно снова слить отстой топлива с самолета. За это время возможная вода должна была опуститься на дно баков, где мы ее и проверяем через точки слива:

Подносим баночку и смотрим состояние керосина. Все отлично?

А сейчас я лучше пару слов скажу о том, как оно расходуется в полете. Итак, из расходного бака топливо подается насосами. Как правило эти насосы центробежные:

Такой тип насосов устроен проще других и позволяет работать на холостом ходу, даже если топливо качать некуда (перекрыты краны подачи топлива к двигателям). Насосы есть перекачивающие и подкачивающие. Одни помогают перемещаться топливу по бакам, а другие отправляют его в магистраль питания двигателей.

Но, чтобы запустить двигатель, недостаточно включить насосы. Нужно еще и открыть "пожарные краны" (так называются на отечественной технике, потому что перекрываются в первую очередь в случае пожара двигателя). Когда краны открылись, топливо поступает в двигатель, где фильтруется и подогревается (как правило стоит радиатор, который охлаждает масло, циркулирующее в двигателе, и одновременно нагревает топливо) и подается на форсунки. Это уже двигательная часть, поэтому про нее подробно в следующих постах. Могу сказать только, что есть несколько степеней фильтрации и даже если забьются все фильтры, топливо пойдет в обход. Главное - поддержать бесперебойную работу, чтобы можно было посадить самолет.

Напоследок хотелось бы показать вам что бывает, когда допускаются ошибки с заправкой на Ту-154:

Фото с просторов интернета

Да-да, самолет просто может сесть на хвост!

Фото с просторов интернета

На самом деле это страшный сон каждого техника и бортинженера Ту-154. Хвост у самолета очень тяжелый. Выход пассажиров желательно в порядке - второй салон, первый салон, особенно, если в четвертом баке осталось мало топлива.

Фото с просторов интернета

Про то, как топливо хранится в аэропорту недавно писали здесь: http://community.livejournal.com/sky_hope/180444.html#cutid1
Очень рекомендую посмотреть.

Таракановые появились еще в каменноугольный период, около 300 млн лет назад, так что на ТЭЦ сжигается и некоторое количество «переработанных» в недрах Земли тараканьих останков в виде угля. Они процветали долгое время, первыми освоив особую экологическую нишу, верхнюю рыхлую подстилку палеозойских лесов. Впоследствии некоторые из них перешли к хищничеству: современные потомки этой группы стали богомолами.

«Плавание» в лесной подстилке определяет главные черты тараканьего облика: мощные лапки, плотное, уплощенное тело, голова с развернутыми назад ротовыми органами. Эти общие особенности строения они сохранили до сих пор. Долгое время таракановые оставались доминирующей группой насекомых и отошли на второй план лишь во второй половине мезозоя, вытесненные более «прогрессивными» жуками.

Энтомологи до сих пор не установили, сколько же видов таракановых обитает на планете: оценки колеблются в пределах от пяти до десяти тысяч. Однако по‑настоящему синантропными, постоянно живущими и размножающимися бок о бок с человеком, стали лишь 20−30 из них. В отличие от блох или клещей, они не выступают «специализированными» переносчиками заболеваний, хотя и способны разносить инфекции на своих лапках и теле.

Привычные обитатели домов средней полосы России — это рыжие Blattella germanica и черные Blatta orientalis. Реже можно встретить и других: по некоторым сообщениям, с недавних пор в Москве и Петербурге появились очаги размножения крупных Periplaneta americana, космополитического вида, распространившегося практически по всему миру.

Леонид Анисюткин, старший научный сотрудник лаборатории систематики насекомых Зоологического института РАН: «Интересно было бы выяснить, что именно делает тех или иных тараканов синантропными. Почему из тысяч видов лишь считаные связали свой образ жизни с человеком и его жилищем? Ответа на этот вопрос пока нет. Можно предположить, что для этого нужны какие-то подходящие физиологические особенности, например устойчивость к пониженной влажности и способность питаться «домашней» пищей».

Рыжие тараканы появились у нас сравнительно недавно, в середине XVIII века. Принято считать, что они прибыли с обозами русской армии, участвовавшей в Семилетней войне, отчего и получили прозвище «прусаков». Впрочем, в Пруссии их как раз назвали «русскими», а во Франции — «швабами».

Зато черные тараканы — наши исконные соседи, живущие в России с незапамятных времен. Они более тепло- и влаголюбивы, поэтому лучше чувствуют себя в деревенских домах и подвалах, но холодные зимы переносят тяжело и в природе средней полосы России не выживают. Возможно, когда-то их занесли к нам переселенцы из тропиков, хотя эта история уж очень древняя и темная.


Предпочтение сельского образа жизни и конкуренция с прусаками дорого обходится черным тараканам. За годы урбанизации и бетонного строительства их численность упала так сильно, что звучат даже предложения внести их в Красную книгу. В последнее время заметно меньше стало и прусаков; причина этой депопуляции остается неизвестной. Скорее всего, она связана с общим улучшением санитарной обстановки и появлением новых поколений инсектицидов.

Например, контактный пестицид фипронил, входящий в состав многих популярных средств от насекомых, обладает замедленным действием. Обработанный таракан не погибает на месте, а успевает передать яд и своим соседям. Поедая экскременты друг друга, они обмениваются питательными веществами и микрофлорой, а вместе с ними — и токсином, который надежно блокирует прохождение сигнала в их нервной системе.


Некоторые тараканы почти так же социальны, как и их близкие родственники термиты. Они живут небольшими группами, по несколько взрослых особей, плюс подрастающие личинки. Возможно, это позволяет им обмениваться микрофлорой, необходимой для переваривания древесины и другой сложной органики. Тяготеют к социальности и «домашние» тараканы: в одиночестве они и растут, и размножаются медленнее.

Жизненный цикл рыжих тараканов занимает около года, черные живут дольше — при неблагоприятных условиях их развитие может растягиваться и до трех лет. При этом особой плодовитостью ни те, ни другие не отличаются. Каждая самка успевает сделать лишь несколько кладок примерно по 20 яиц в каждой.

Причины исчезновения городских тараканов, маловероятные и невероятные: ослабление озонового слоя Земли; высокочастотные радиосигналы сотовой связи и WiFi; распространение ГМ-продукции и пищевых добавок; применение современных красок, клеев и ремонтных материалов; войны между популяциями тараканов.

Таракан существует на земле уже на протяжении более чем 300 млн лет в своем неизменном виде, об этом говорят окаменелости тараканов и хорошо сохранившееся предки тараканов погибшие и запечатанные несколько миллионов лет назад в янтаре.

Благодаря исследованиям учёных установлено:

  • В мире существует более 4500 видов; особенно многочисленны в тропиках и субтропиках. На территории бывшего СССР обитают 55 видов.
  • Тараканы считаются вредными насекомыми, т.к. они переносят инфекцию и портят растения.
  • Таракановые являются одними из самых выносливых насекомых: они могут жить месяц без еды и неделю без воды; они способны не дышать до 45 минут, чтобы не испарять имеющуюся в организме воду при отсутствии возможности её восполнения; они могут жить без головы несколько недель, после чего умирают от голода.
  • Тараканы считаются ночными существами, но солнечного света не боятся.
  • Тараканы боятся человека.
  • Одна из основных причин, почему нам противны тараканы — они вездесущи и поразительно выживаемы.
  • Самка таракана способна после одного зачатия извне зачинать самостоятельно ещё несколько раз, она умеет сохранять семя.

Беседа наша пойдёт о том, что ещё малоизвестно.

Летающие тараканы

Таракан вызывает у многих брезгливое чувство, когда видишь его на полу или на стене. А когда он ещё и летает, то вовсе становится не по себе. Но природа, видимо, позаботилась о человеке и в этом, так как существует только один вид летающих тараканов — Megaloblatta longipennis, имеющий крылья.

Они достаточно большие — 185 миллиметров. Обитают летающие тараканы в основном в Центральной и Южной Америке.

2. Тараканы и глобальное потепление

Тараканы выпускают газы каждые 15 минут. После смерти они продолжают выпускать газы ещё 18 часов. В общей сложности, газы, которые выпускают все насекомые в мире, составляет 20% от всего выпускаемого метана на земле. Тараканьи газы в этих 20 процентах занимают самое существенное место, а значит, их «вклад» в глобальное потепление планеты совсем не маленький. Термиты и коровы также существенно влияют на потепление.

3. Тараканы умирают на спине

Если таракан падает на спину, на ровном месте (например, на полу), он уже не может сам перевернуться и умирает. Если он падает где-то на земле, там ему могут помочь листья, трава, ветки или камушки зацепиться и суметь перевернуться. Поэтому средства по уничтожению пестицидов содержат вещества парализующие мышцы насекомых.

Международное название тараканов

Международное название таракана «кукарача» испанского происхождения. Оно перекачивало в английский ещё в начале 17 века, именно для названия тараканов.

Тараканье шипение в кино

Есть один вид тараканов Madagascar Hissing Cockroach (Hissing — шипящий). Во время движения он издаёт достаточно громкое шипение, пробивая себе путь, как бы крича: «Дорогу мне, дорогу!». Это обнаружили кинематографисты и успешно используют голоса этих тараканов для озвучивания особых эпизодов.

Безголовые тараканы.

Тараканы продолжают жить и без головы. Это говорит о том, что дышат они не носом, как человек и другие животные и насекомые, они дышат клетками всего тела. Кроме того, у насекомых нет крови, а значит, и нет давления в теле. Тараканы могут какое-то время спокойно прожить и без головы.

Тараканы вызывают астму

50 лет назад была обнаружена непосредственная связь между тараканами и аллергическими заболеваниями, в частности, астмой у человека. В каждом многоэтажном городском доме насчитывается от 900 до 300 000 разных насекомых, большинство из которых — тараканы. Учёные считают, что большинство аллергических заболеваний появляется именно в доме, т.к. люди, особенно дети, в основном, находятся в помещениях. В отличие от периодических аллергий, связанных со временами года, аллергия на тараканов круглогодичная.

Посчитаем

Самый распространённый вид таракановых это рыжий таракан, или прусак (Blatella Germanica). Наименование в просторечии «прусак» происходит от мнения, что этот вид насекомых попал в Россию из Пруссии (Германии). В то же время в самой Германии и Чехии этих насекомых называют «русскими» (нем. Russen, чеш. Rus), полагая, что они были завезены из России. В противоположность к рыжему таракану, черных тараканов (Blatella orientalis) немцы и чехи называют «швабами» (нем. Schwaben, Schabe, чеш. Švábi)

Рыжий таракан живёт примерно 6 месяцев. Самка хранит около 40 яичек, может плодить 6—8 раз. Получается потомство 240—320 тараканов. Достаточно, чтобы среди них было 10 самок, которые плодят по 100, и в течение нескольких месяцев тысячи отвратительных существ заселят крошечный участок Земли.

Быстрота тараканов

Американский таракан (Periplaneta americana) за секунду пробегает 75 сантиметров. Относительно размеров своего тела это существенная быстрота. Если бы таракан был размером с гепарда, он бы пробегал 50 км в час. Ноги тараканов работают как антенны.

Тараканы и радиация

Много говорится о том, что после ядерного взрыва выживут одни тараканы. Но этим разговорам нет определённого научного подтверждения. Хотя есть исследования, подтверждающие устойчивость тараканов к радиационному излучению. Человек может выдержать 500 рад (единиц воздействия радиации), а таракан — 6 400 рад!

Научная классификация
Царство : Животные
Тип : Членистоногие
Класс : Насекомые
Подкласс : Открыточелюстные
Инфракласс : Крылатые насекомые
Надотряд : Polyneoptera
Отряд : Тараканообразные
Подотряд : Таракановые

Действительно ли в России сейчас идет депопуляция тараканов или все это домыслы?

Можно, конечно, сказать, что депопуляция идет. Но это будет чисто человеческий взгляд. С точки зрения биологии нет никакой массовой тараканьей гибели. Да, эти насекомые покинули большинство квартир, но где-то остались, а куда-то вернулись. И это не значит, что у кого-то дома как медом намазано, поэтому все тараканы срочно перекочевали туда. Они ведь не только мигригуют в другие квартиры, но и заселяют канализационные и водопроводные каналы, коллекторы.

А вот зоологи из Челябинской области вполне серьезно предлагали занести черного таракана в Красную книгу как вымирающий вид.

Но ведь не занесли еще. Может быть, в Челябинске положение критическое, но в целом по России черные тараканы живут довольно распространенно. Всех, конечно, специально никто не пересчитывал, но службы, занимающиеся дезинсекцией, все-таки периодически ведут учет и тоже утверждают, что популяция не сокращается. Те регионы, где раньше обитали в основном черные тараканы в больших количествах, Ставропольский край, Краснодар, ту же Челябинскую область, стали заселять рыжие тараканы, их еще называют прусаками. Черные просто придирчивее к условиям, им нужно больше влаги и тепла. Они сейчас и в Москве есть - живут в основном на первых этажах домов, в подвалах которых не очень целые трубы отопления. Рыжие устойчивее ко всяческим лишениям, хорошо приспосабливаются, поэтому живут где угодно и являются доминантным видом: теснят сородичей.

Получается, Россия для прусских? Но все равно - есть же у нас в стране какие-то другие виды тараканов, кроме рыжих и черных?

На Дальний Восток как-то завозили японских тараканов, но они стабильной популяции не дали. Еще туркестанские тараканы появлялись, но с ними тоже все плохо, им здесь не понравилось.

Изначально тараканы расползлись по миру еще во время Великого переселения, то есть мигрировали вместе с людьми. И много тараканов пришло в Европу, Россию и Америку из Азии. Потом они адаптировались в каждой стране и теперь отличаются друг от друга так же, как разные народы, - привычками, пристрастиями в еде, климатическими предпочтениями.

А в России среди синантропных тараканов, то есть живущих не в дикой природе, а с человеком, помимо тех двух видов совсем немного. Это мебельный таракан, такой некрупный. Встречается еще реже черного. И, пожалуй, последний - американский таракан, он большой, около пяти сантиметров, и темный. Как ни странно, весь центр Москвы поражен именно этим видом. Живут они, конечно, не в квартирах, а под ними, в коммуникациях и канализации. Там, где постоянно есть вода и относительно тепло. Они и здесь, у нас в музее, живут, и в элитных отелях - «Националь», «Метрополь», и в гостинице «Москва».

Я тоже недавно на Ленинском проспекте такого таракана встретила. Вокруг него люди столпились - глазели.

Да-да, там как раз гостиница «Спутник», они живут в подвальных помещениях. Моя жена, специалист именно по синантропным тараканам, как-то осматривала все центральные гостиницы Москвы, вычисляла места расселения американцев.

Давно они к нам попали?

Точно никто не знает. Но есть предположения, что их завезли, когда в 1940-е годы в Советский Союз из США по ленд-лизу поставляли продовольствие. А в 1950-е годы они уже расплодились и заняли все места обитания, где остаются до сих пор. Дальше не расползаются - велика конкуренция с другими видами. Вот и живут в центре столицы.

Всего видов тараканов около четырех с половиной тысяч, а домашних в наших широтах как-то совсем немного. Может быть, диких больше?

Вольно живущих в России еще меньше. Есть лапландские тараканы, даже в лесах Подмосковья они встречаются и в средней полосе России. Еще бывают тараканы степные - они живут в основном в азиатской части страны. И, пожалуй, самые интересные из всех - реликтовые. У них семьи с очень сложным иерархическим подчинением. Во главе стоит самка, которая воспитывает потомство. Такой уклад связан с образом питания: они едят разлагающуюся древесину, а у детенышей нет ферментов для переваривания целлюлозы. Поэтому взрослые тараканы приходят, можно сказать, в детский сад, где за потомством присматривает самка, и делятся с малышами микробиомом - содержимым своего кишечника, чтобы дать им жизненно необходимые ферменты. Поэтому, чтобы сохранять популяцию, эти насекомые вынуждены жить именно семьями. Такая передача содержимого кишечника от взрослых особей молодым - вовсе не уникальная история, так же делают термиты.

Которых совсем недавно отнесли к одному с тараканами подотряду.

Именно. Раньше их различали, но теперь оказалось, что тараканы и термиты очень схожи по биохимии и по многим признакам являются близкими родственниками. Хотя у термитов все гораздо сложнее, помимо семейной организации у них есть еще и кастовая иерархия. А у тараканов, конечно, кастовости никакой.

Но они ведь живут семьями. И при таком образе жизни, когда они постоянно пытаются слинять от человека, чтобы не оказаться застуканными на месте, хорошо бы иметь особь-разведчика, как у муравьев или пчел!

У остальных видов тараканов как таковой семейственности нет, но специфическое поведение присутствует. Да, у пчел, например, есть разведчики, которые находят источник пищи, потом сообщают остальным, куда за ним лететь (причем информацию передают через танец). У муравьев тоже есть разведчики, собиратели, солдаты. Муравьи-разведчики дают сородичам знать, куда идти за едой, оставляя химические метки на земле. Примерно так же технически, но с другим смыслом происходит и у тараканов. Самцы у них активнее самок, мало того, встречаются гиперактивные особи, поведением напоминающие свободный электрон. Те самые, что мечутся по кухне, - вроде бы и собираются улизнуть, спрятаться, но не делают этого, продолжая носиться в поисках интересной еды. Так вот, они тоже оставляют химические метки, и потом по этим следам пищу находят другие самцы и самки. Однако бешеные таракашки делают это не специально, исключительно для себя стараются.

Самки, впрочем, недалеко ушли, тоже эгоистки! Когда у них созревает оотека, мешочек, где находятся яйца, многие самки эту оотеку сбрасывают где попало и бегут себе дальше - свободные девушки.

Еще тараканы грешат каннибализмом - едят себе подобных и не переживают. С голодухи могут сожрать неокрепшую личинку или труп сородича; иногда самцы поедают друг друга. Как такового территориального деления и деления на семьи и группы у них нет, поэтому к появлению коллег из соседской квартиры тараканы относятся по-разному. Могут подружиться и ходить в гости, а может и конфликт возникнуть. Самцы могут подраться, в результате кто-то окажется съеденным. Жестокие они насекомые, и никто им не нужен.

И люди им не нужны стали - поуходили букашки из квартир.

Ага, а люди по ним, видимо, сильно скучают, беспокоятся и придумывают абсурдные объяснения. Говорят, что с появлением сотовой связи и всяких там микроволновых печей в городах повысился радиационный фон. Но это все ерунда: во-первых, ни мобильники, ни печки уровень радиации не завышают, во-вторых, даже если бы и завысили, тараканам на это наплевать. Они выдерживают дозу облучения, которая от 6 до 15 раз превышает допустимую для человека. В глубокой древности, в Юрском периоде, когда только появились первые тараканы, радиоактивный фон на Земле был на несколько порядков выше, чем сейчас. Они к радиации адаптируются.

С радиацией понятно. Но есть же более убедительное предположение - появление новых инсектицидов, проще говоря, ядов для травли насекомых.

Вся эта химия, на которую грешат люди, что якобы она убила тараканов, ерунда. У них очень быстро развивается резистентность к всевозможным отравляющим веществам, так что ядом с ними бороться очень сложно. Раньше были хлорорганика, фосорганика, например, дихлофос, потом стали применять перитроиды, это инсектициды на основе далматской ромашки. Но вышло так, что плохо от них становилось не тараканам, а самим людям, потому что это вещество - сильный аллерген. Сейчас применяют новое поколение препаратов на основе актиномицетов - примитивных грибов. В общем, мы меняем-меняем-меняем средства, а они ко всем приспосабливаются, разработаем что-то новое - и к этому привыкнут. Еще это связано с большим репродуктивным потенциалом: быстро они размножаются и в больших количествах.

А тараканы-мутанты существуют?

Был забавный случай: тогдашний мэр Лужков инспектировал Неглинку, точнее, коллектор, в который эта речка загнана. Залезли чиновники в трубу и там увидели белого американского таракана, ну, огромного такого. А он прыгнул в воду и уплыл. Вот тогда все начали в голос кричать: «В Москве живут белые тараканы-мутанты»! Глупости, это был самый обычный американский таракан, большой, но для него это нормальный размер. А с цветом тоже ничего необычного. Он даже не альбинос, как некоторые думают, замечая белых тараканов. Просто все тараканы линяют, сбрасывают старую оболочку и отращивают новый толстый хитиновый панцирь. Так вот, пока он еще не отрос, таракан мягонький такой, светлый. А потом пигмент накапливается, таракан постепенно темнеет и начинает жить полноценной тараканьей жизнью.

Так что если встретишь необычного, на свой субъективный взгляд, таракана, не стоит думать, что он мутант: это вполне может быть линяющая особь или случайно завезенный откуда-то представитель незнакомого нам вида.

Есть хоть что-нибудь, к чему не адаптируются эти неубиваемые насекомые?

Мало чем убить можно, да. Разве что тапком да холодом. Раньше на Руси с ними только холодом и боролись - зимой прекращали топить печь, открывали все окна и двери и на день так оставляли. А жару они терпят до 55 градусов. Наши тараканы уходят из жилищ не из-за радиации, отравы, холода или жары, а из-за улучшения условий жизни. Вот припомните, исход тараканов из домов начался, когда все люди массово понаделали евроремонты, поставили новую сантехнику. А ведь для таракана важно, чтобы был постоянный источник воды и умеренно теплая температура. Причем источник - это не кувшин с водой, который стоит в кухне открытый, и они все туда ходят, как на водопой, а плохая сантехника, чтобы под раковиной подтекало. Это увеличивает влажность в доме и способствует произрастанию плесени, а тараканы ее очень любят.

Так что вытеснили тараканов из квартир люди, сами того не осознавая. Мораль такова: если вы заметили, что дома появились тараканы, а вы не очень хотите с ними сожительствовать, пора поменять сантехнику или сделать ремонт.

Зачем вообще нужны тараканы? Почему природа их так хорошо защитила, дала кучу способностей, которые вполне могут позволить им пережить человечество?

Тараканы - это источник пищи для других насекомых, для птиц, ящериц, ежей. Даже синантропные, когда уходят из домов, становятся добычей диких животных.

Но есть одно насекомое, которое охотится прицельно на тараканов, тоже очень древнее, это ampulex compressa, изумрудная тараканья оса. Очень красивая, с металлическим блеском, действительно изумрудного цвета. Такие осы не строят гнезд, а ловят тараканов, убивают их, откладывают в них личинки, засовывают в кору дерева и летят себе дальше. Правда, этих ос очень мало - как в нашей стране, так и на Земле вообще.

А еще зря люди думают, что тараканы бесполезны. Так как большинство видов тараканов всеядны, они уничтожают гниющие останки животных и растений, поедают и перерабатывают помойки, отходы человеческой жизнедеятельности. Конечно, их тараканы утилизируют не в одиночку, но свой вклад вносят. Когда в Австралию впервые завезли скот для создания хозяйств, на этом континенте не было достаточного количества насекомых, потребляющих фекалии животных. Поэтому туда специально отправили жуков-навозников и тараканов.

А какую пользу они приносят науке?

Ну, энтомологи в связи с тараканами уже изучили все, что хотели, поэтому сейчас открытия - это только новые виды.

Но другие ученые на крупных тараканах, мадагаскарских, исследуют нервную чувствительность и химическую восприимчивость. Изучают тараканьи сенсиллы - это такие волоски у основания ножек, способные различать химические вещества. Вживляют всякие электроды и проводят опыты, связанные с работой нервной системы. Еще тараканчиков, особенно пепельных, выращивают в лабораториях для кормления некоторых животных.