Осветительные приборы

Как сделать вертолёт на радиоуправлении. Как сделать радиоуправляемый вертолет своими руками

Как сделать вертолёт на радиоуправлении. Как сделать радиоуправляемый вертолет своими руками

Отель Las Flores с бесплатным Wi-Fi находится в городе Пунта-Кана. Этот отель с открытым бассейном идеально расположен в районе Баваро. Расстояние до дельфинария «Остров дельфинов» составляет 6 км. великолепная еда, отзывчивые, прекрасные хозяева отеля, отличный удобный номер

Развернуть Свернуть

Средняя цена/ночь: 8 878 руб.

9,9 Великолепно 72 отзыва

Пунта-Кана

К услугам гостей этого роскошного эксклюзивного курортного отеля, разместившегося в 800 метрах от пляжа и всего в 5 км от международного аэропорта Пунта-Кана, собственная зона на пляже в Пунта-Кане,... Исключительное отношение. Очень приветливые все. Стараются все сделать для проживающих. Отель небольшой. Все проживают в виллах разной площади. По несколько номеров в каждой вилле. У нас был номер занимающий полностью второй жтаж. На все дни проживания была предоставлена гольф машина. Бесплатно организуют свой транспорт для поездок в Пунта Кану. На пляже неимоверное количество полотенец. Мягкие лежаки. Сотрудники все сами приготовят. Вода в ведерке со льдом который постоянно меняют. Здорово все.

Развернуть Свернуть

Средняя цена/ночь: 62 148 руб.

9,3 Превосходно 51 отзыв

Баваро, Пунта-Кана

Четырехзвездочный отель whala!urban punta cana расположен в районе Баваро города Пунта-Кана, в 5 км от аквапарка Dolphin Island и в 23 км от пресноводных лагун. Все чисто, комната большая. Есть не большой тренажёрный зал. Мало туристов. Большой выбор на завтраке, есть все.

Развернуть Свернуть

8,8 Потрясающе 319 отзывов

Баваро, Пунта-Кана

Отель Capri Beach House расположен на курорте Пунта-Кана, в 1,6 км от дельфинария «Остров дельфинов». Отдыхали с мужем. Специально сняли самый верхний этаж (с крышей под соломой), маленькой комнатой и огромным балконом. Нереально красивый вид на пляж, внутренний двор - ресторан отеля. Очень креативная атмофера - отель похож на серферский с неординарными и творческими людьми. Мы сами артисты и для нас этот отель стал открытием, такая модерновая атмосфера здесь присутствует. В ресторане подают очень вкусные блюда, хорошая фоновая музыка. В общем -очень понравилось.

Развернуть Свернуть

Средняя цена/ночь: 5 919 руб.

8,1 Очень хорошо 567 отзывов

Баваро, Пунта-Кана

Отель Tako Beach Rooms & Apartment (Bávaro - Punta Cana) находится в городе Пунта-Кана. В отеле действует бесплатный Wi-Fi. Во всех номерах сооружена терраса. Собственная ванная комната оснащена... 1. Очень ответственная и отзывчивая хозяйка. 2. Очень чисто. 3. Отличное расположение. 4.Прекрасный трансфер организованный Ольгой.

Развернуть Свернуть

8,8 Потрясающе 216 отзывов

Пунта-Кана

Этот отель находится в центре курорта Пунта-Кана-Вилладж в 10 минутах езды от собственного пляжа и в 2 км от международного аэропорта Пунта-Каны. В отеле останавливаемся уже не первый раз. Персонал на регистрации крайне вежлив, доброжелателен и компетентен. На этот раз номер достался на первом этаже. Сам номер в отличном состоянии (в прошлые разы было чуть хуже в плане свежести ремонта и чистоты), всё аккуратно, свежо, чисто. Полный набор удобств (бесплатные бутылки питьевой воды в номере, wi-fi на территории отеля и в номере, утюг, фен, большой телевизор и другие приятные фишки), широкая и очень удобная кровать, на этот раз очень чистая ванная комната. Вид из окна - газон и различные деревья, никаких проходящих мимо людей и дорожек. Ресторан (на завтрак пошел именно туда) и бар заслуживают самых высоких оценок как с точки зрения качества еды, удобства нахождения, так и с точки зрения качества обслуживания. Большое спасибо персоналу за дружелюбие, остроумие и приятную атмосферу.

Развернуть Свернуть

Средняя цена/ночь: 9 708 руб.

8,5 Очень хорошо 623 отзыва

Если вы решили отдохнуть в Пунта Кане, то не сомневайтесь в том, что вы сделали правильный выбор. Пунта Кана - название курортного района с длинной береговой линией, простирающейся на 50 км. Своей популярностью среди туристов этот курортный район Доминиканы обязан прекрасным пляжам, а также роскошным отелям и одним из лучших полей для гольфа в мире. Туристическая зона Пунта-Кана состоит из нескольких пляжей, которые имеют мелкий белый пескочек и прозрачные бирюзовые воды.

Важным преимуществом курортного района Пунта Кана в Доминикане является прекрасная погода, которая позволяет отдыхать здесь круглый год. Да да, круглый год! В Пунта Кане нет такого ярко выраженного сезона дождей, как в известных курортных районах Тайланда, Вьетнама, Индии и многих других тропических стран. Правда, в период с июня по ноябрь в Пунта-Кане возможны дожди и ураганы. Но не стоит бояться, ураганы это лишь условное название для сильных порывов ветра. Обычно крупные ураганы обходят Доминикану, стороной. Местные жители говорят, что Доминикана поцелована Богом и ей нечего бояться:)

В течение всего года в Пунта Кане стоит лето и дневная температура достигает 26 - 32 градусов. Правда, стоит помнить про высокий уровень влажности, из-за которого порой кажется, что температура воздуха на несколько градусов выше реальной.

Пунта-Кана на карте мира и карте Доминиканы

Пунта-Кана считается одним из популярнейших в Карибском бассейне курортов. Где же находится этот знаменитый курорт на карте мира и карте Доминиканы? Многие туристы слышали о Пунта-Кане, но далеко не все знают, где это.

Если вы хотите найти Пунта-Кану на карте мира, то вначале вам нужно найти Доминикану, расположенную на острове Испаньола, недалеко от Кубы. Доминиканская республика занимает более двух третей этого острова, оставляя всю западную часть Испаньолы другой стране - Гаити. Пунта-Кана отмечена почти на любой карте Доминиканы. Этот курортный район находится в провинции Ла-Альтаграсия, которая является самой восточной провинцией Доминиканской Республики. Известный курорт находится на крайнем востоке провинции Ла-Альтаграсия, в районе, состоящем из километров прекрасных пляжей и отелей. Он омывается Атлантическим океаном, хотя провинция Ла-Альтаграсия также омывается и Карибским морем.

Живописные пляжи Пунта-Каны, покрытые мелким белым песком и граничащие с бирюзовыми водами океана с одной стороны и полосой кокосовых пальм с другой стороны, делают Пунта-Кану одним из лучших мест для пляжного отдыха в Карибском бассейне. Сюда приезжают в основном туристы из стран Европы и Северной Америки, но также здесь много туристов из Латинской Америки и России.

Сколько времени в Пунта-Кане сейчас

Разница во времени с Пунта-Каной это важный вопрос по двум причинам. Во-первых, туристы хотят знать, сколько времени сейчас в их родном городе, а, чтобы быстро вычислить это, нужно знать разницу во времени между Пунта-Каной и своим городом. Все-таки разница во времени между этим курортом и городами России довольно большая, и игнорировать ее не получится. Во-вторых, разница во времени влияет на акклиматизацию в Доминикане. Если человек привык к определенному режиму дня, то в Доминикане ему будет трудно акклиматизироваться на первых порах, так как он будет просыпаться очень рано, и уже после обеда его будет клонить в сон. Сейчас в Пунта Кане:

Доминиканская Республика

Разница во времени между Пунта-Каной и:

Москвой, Санкт-Петербургом, Ростовом, Краснодаром - 7 часов

Самарой - 8 часов

Екатеринбургом, Уфой, Челябинском, Тюменью - 9 часов

Омском - 10 часов

Новосибирском, Новокузнецком, Кемерово - 11 часов

Красноярском - 12 часов

Как видите, разница во времени с Пунта-Каной довольно большая, поэтому человеку, у которого уже налажены определенные биоритмы, будет довольно сложно в первые дни отдыха в этом курортном районе, ведь когда здесь будет еще 3-4 часа дня, в России уже будет ночь.

Что делать, чтобы быстро акклиматизироваться в Доминикане? Очень важно в первый день не уснуть до вечера, даже если вы прилетите рано утром. Если вы сможете дотерпеть до вечера и хорошо выспаться в первую ночь, то процесс акклиматизации должен пройти у вас очень быстро.

История Пунта-Каны

До конца 1960-х годов в восточной части Доминиканской Республики, где сегодня находится Пунта-Кана, были лесистые земли, а пляжи в то время оставались нетронутыми, так как до них можно было добраться только на лодке или пешком через густые джунгли. Но история Пунта-Каны начинает меняться в конце 1969 года, когда группа американских инвесторов увидела туристический потенциал этой области и приобрела большую площадь земли в этом районе. Группа начала строить отель Punta Cana Club, который был открыт в 1971 году. Тем не менее, на первых порах инвесторы столкнулись с серьезными проблемами и трудностями, такими как отсутствие важной инфраструктуры и базовых услуг в области (электричество, вода и канализация, вывоз мусора и т.д.). Но самая большая трудность заключалась в отсутствии подъездных дорог к гостинице.

Те немногие туристы, посетившие Punta Cana Club, остались в восторге от его экзотических пляжей, мелкого белого песка и кокосовых пальм. Постепенно название курорта Пунта-Кана стало более известным в мире туризма, и на туристической карте появилось новое место отдыха в Карибском бассейне с райскими пляжами. Другие инвесторы и бизнес-группы поняли, что Пунта-Кана это "неполированный туристический алмаз", и решили сразу начать строительство отелей и других объектов. В 1978 году известная сеть Club Med начала строить здесь свой крупный гостиничный комплекс, который открыл свои двери в 1981 году. В том же году первая дорога присоединила Пунта-Кану к дорожной сети Доминиканской Республики. После открытия этой дороги значительно облегчилась доставка туристов в бурно развивающийся курортный район. Тем не менее, туристам приходилось ехать до этого места по дороге несколько часов, поэтому вскоре стало понятно, что Пунта-Кана нуждается в собственном аэропорте. В 1982 году работы по строительству международного аэропорта Пунта-Кана, наконец, начались, и в 1984 году этот аэропорт принял первый рейс. Сразу после открытия аэропорта в Пунта-Кану рекой потекли инвестиции и туристы, и сегодня этот курортный район принимает уже несколько миллионов гостей ежегодно.

Отели Пунта-Каны "все включено"

Вторым главным козырем Пунта-Каны, после замечательных песчаных пляжей этого региона, являются отели, работающие по системе "все включено". Не секрет, что именно отели являются той силой притяжения, которая привлекает на восток Доминиканы огромное количество гостей.

Отели Пунта-Каны "все включено" по многим показателям превосходят аналогичные отели Турции, Египта и других популярных среди российских туристов стран. Чем же хороши такие отели?

Конечно, больше всего туристов привлекает сама возможность отдыха в курортном отеле, который расположен на берегу океана и имеет собственную зону на прекрасном песчаном пляже. Как только турист начинает смотреть фотографии отелей Пунта-Каны, у него сразу появляется огромное желание отправиться на отдых в один из этих отелей. Кокосовые пальмы, белый песок и бирюзовые воды Атлантического океана являются отличными мотиваторами для покупки тура в Доминикану.

Но пляжи это не все, что могут предложить отели Пунта-Каны "все включено"! Почти все такие отели имеют огромную территорию или входят в состав какого-то комплекса, поэтому они похожи на небольшие обособленные элитные поселки со всей необходимой для отдыха инфраструктурой и большим набором удобств и услуг. У туристов редко появляется нужда выйти за пределы отеля, так как все необходимое есть внутри этого отеля. Даже магазины, ночной клуб и казино есть практически в любом отеле. В большинстве случае туристы покидают территорию своего отеля в Пунта-Кане только для поездок на экскурсии.

Еще одним преимуществом отелей в Пунта-Кане является их обширная система "все включено". Почти во всех отелях вы можете поесть или выпить в баре в любое время суток, хоть в 3 часа ночи. Кроме того, в систему "все включено" обычно входят безмоторные виды водного спорта. То есть, вы можете взять бесплатно в центре водных видов спорта вашего отеля, например, маску и трубку для снорклинга или каноэ.

На мой взгляд, практически все отели Пунта-Каны "все включено" идеальны для беззаботного пляжного отдыха.

Экскурсии в Пунта-Кане

Среди туристов бытует мнение, что экскурсии в Пунта-Кане являются неинтересными, однообразными и очень дорогими. Так ли это? Давайте попробуем разобраться.

То, что экскурсии в Пунта-Кане являются неинтересными, это не более чем субъективное мнение некоторых людей. Как известно, вкусы у всех разные, поэтому кому-то экскурсии в Пунта-Кане могут нравиться, а кому-то - нет. Отметим лишь то, что на все отрицательные отзывы об экскурсиях в этом курортном районе найдется множество положительных отзывов.

Экскурсии в Пунта-Кане являются однообразными? Это далеко не так! Для любителей истории есть экскурсия в Санто-Доминго с посещением колониальной зоны. Для любителей культуры есть экскурсии - сафари в глубинку Доминиканы, во время которой можно увидеть, как живут доминиканцы и покататься за рулем! Для любителей природы есть экскурсии на остров Саона и на полуостров Самана, а это очень красивые места. Любите приключения? Тогда для вас есть экскурсии в пещеру Фун-Фун и на 27 водопадов или поездка в парк приключений, где можно прокатиться по канатной дороге над джунглями. Для детей? В Пунта-Кане есть экскурсии и для самых маленьких гостей. Например, экскурсия в Манати-Парк. Конечно, мы представили не все экскурсии, но этого вполне достаточно, чтобы опровергнуть штамп о том, что экскурсии в Пунта-Кане являются очень однообразными.

Что касается цен, то мы тоже не можем согласиться с утверждениями, что цены на экскурсии в Пунта-Кане являются завышенными. Да, стоимость экскурсий здесь в целом выше, чем, например, в Тайланде, но не стоит забывать о том, что и стоимость бензина в Доминикане намного выше, чем в том же Тайланде. Кроме того, в некоторые экскурсии входит вкусный обед с морепродуктами, а не только рис с курицей. В общем, себестоимость экскурсий в Доминикане выше, чем во многих других странах, поэтому и цены на экскурсии выше. Так что, в целом, можно согласиться с тем, что цены на экскурсии в Пунта-Кане высокие, но они просто не могут быть ниже по ряду причин.

Стоит ли ехать в Пунта-Кану

Нет сомнения в том, что отдых в Пунта-Кане понравится практически всем туристам. Тем не менее, этот курортный район подойдет не всем. Например, нужно помнить про длительный перелет, который длится около 12 часов. Даже в самых комфортных самолетах такое путешествие может быть утомительным, а из России в Пунта-Кану, к сожалению, летают далеко не самые комфортные самолеты.

Мне кажется, что дети гораздо легче переносят полет, если родители спокойны! Я несколько раз летала с сыном трех лет и каждый раз полет проходил удачно! Кстати, раз мы вспомнили о детях, то можно также отметить, что Пунта-Кана является не лучшим местом для отдыха с детьми. Здешние отели имеют отличные детские клубы и множество развлечений и удобств для детей, а пляжи комфортный вход в океан.

Не лучшим вариантом Пунта-Кана является для любителей самостоятельных поездок по стране. Нет, конечно, и в Доминикане можно арендовать автомобиль и кататься на нем по красивым местам, но просто такая практика здесь не столь распространена, как, например, в Греции, Испании, Тайланде.

Пунта-Кана также является идеальным местом для отдыха вдвоем, где пары проводят замечательный медовый месяц. Неважно, хотите вы насладиться спокойным отдыхом или любите шумную и веселую атмосферу, в Пунта-Кане вы обязательно найдете подходящий для любого вида отдыха отель.

Пунта-Кана: поборка фотографий

Доминиканская Республика - одно из популярных туристических направлений. Она славится красивыми пейзажами, ласковым морем, интересным подводным миром, водопадами, сигарами и вкуснейшим кофе. Все, что понадобится знать путешественнику для поездки в эту страну, а именно в район Пунта-Кана, мы собрали в рамках одной статьи.

Первое знакомство с Пунта-Кана

Из всех курортов Доминиканы район Пунта-Кана считается наиболее развитым, с лучшими пляжами, коралловыми рифами и сетью 5-звездочных отелей на побережье. Это рай для туриста-«тюленя» и семейного отдыха.

Где находится

Пунта-Кана - это муниципальный район в провинции Ла-Альтаграсия. Он расположен на юго-востоке республики, в восточной части острова Гаити. Местное население насчитывает немногим больше 325 тысяч человек. Туристам, которые отличаются глубокими и не очень знаниями английского языка, они тут вообще не пригодятся. Лишь в некоторых отелях на ресепшн присутствуют администраторы, владеющие английским. В других же местах общение ведётся лишь на испанском.

Знаете ли вы? Поскольку в разное время Доминиканская Республика подвергалась оккупации, сегодня в ней проживает около 73% мулатов (люди смешанной расы), 16% белокожих европейцев (по большей части испанцы и французы), 11% чернокожих выходцев из Африки.

Площадь территории составляет 475,3 кв. км. Национальная валюта - доминиканское песо (DOP). Курс: 1 DOP = 0,02 EUR (50 DOP = 0,82 EUR), 1 DOP = 0,02 USD (25 DOP = 0,50 USD). Обмен производят в аэропорту, отелях, отделениях банков. Многие кафе и рестораны разрешают оплату долларами, однако курс будет невыгодным.

Карта Пунта-Кана

Как добраться

В Пунта-Кана расположен один из трёх крупнейших аэропортов на Карибских островах, известный также как первый частный аэропорт в мире. Он принимает самолёты более чем 50 авиакомпаний, в том числе прибывающие из России.

Из Москвы. Из столицы России можно добраться прямым рейсом, который осуществляет компания Azur Air. Полёт длится почти 11 часов. Билет в салон эконом-класса в одну сторону на одного человека обойдётся в 46,6 тысячи рублей. Если лететь с одной пересадкой, то перелёт обойдётся в 2 раза дешевле - почти в 25 тысяч рублей. Лететь всего на 4 часа дольше. Пересадка осуществляется во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Из Киева. Из столицы Украины прямых рейсов нет. Билет с одной пересадкой для одного пассажира в эконом-классе стоит от 13 тысяч гривен. Перелёт длится 16 часов 15 минут. Пересадка осуществляется в Мюнхене (Германия).

Из Минска. Белорусы могут оказаться в Пунта-Кана через 15 часов 15 минут, если приобретут билет в эконом-класс за 2,3 тысячи белорусских рублей с одной пересадкой в Париже (Франция). Более дешёвый вариант - рейс с пересадкой во Франкфурте-на-Майне. Он стоит 1,5 тысячи белорусских рублей. Однако будет длиться на 2 часа и 15 минут дольше.

Из аэропорта до туристического центра Пунта-Кана. Обычно такой вопрос перед туристами не стоит, поскольку даже если человек путешествует самостоятельно, то во многих отелях есть услуга встречи своих клиентов. Аэропорт находится в 7 км от центра Пунта-Кана.


Если всё же необходимость добраться до курорта есть, то можно поехать на общественном транспорте, воспользоваться услугами такси либо взять в аренду авто. Тарифы такси указаны в аэропорту на специальных стойках возле туроператоров. Стоимость стартует от 20 долларов и зависит от удалённости точки, в которую необходимо прибыть. Машину можно заказать заранее на сайте аэропорта: https://dominicanairporttransfers.com/. Поездка будет длиться от 10 до 40 минут. Также такси можно заказать на сайте https://kiwitaxi.com/en.

Общественные автобусы будут удобны для туристов, которые владеют испанским языком и точно знают, где им нужно выйти. Точного графика у них нет. К тому же есть места, куда автобусы не доходят. Поэтому туристы редко когда рассматривают вариант общественного транспорта, предпочитая всё-таки добираться на такси.

Важно! Для граждан Украины, России и Беларуси виза в Доминиканскую Республику не нужна. При въезде в страну оплачивается сбор в 10 долларов и даётся разрешение на пребывание в государстве в течение 30 дней. При выезде также оплачивается сбор - 20 долларов. Он может быть включён в стоимость авиабилета.

Погода и климат

Климат в Доминиканской Республике очень комфортный для европейского туриста. Его называют тропическим влажным. Дожди здесь обычно идут либо ночью, либо по 2–3 часа днём. Полностью дождливые дни - редкость. Наиболее дождливыми считаются май - июль. Осенью могут наблюдаться ураганы, однако не сильные.

Сильных перепадов температур тут не бывает. В зимние месяцы дневная температура держится на уровне +26…+28 °C. Ниже +20 градусов термометр никогда не опускается. Поэтому эти месяцы являются наиболее комфортными для туристов. Летом здесь выше +35 градусов. Вода в Карибском море до состояния тёплого молока прогревается в августе - сентябре - +29 градусов. Обычно же температура в нём держится на уровне +26…+27 градусов.



Высоким туристическим сезоном считается период с ноября по апрель. Туристы в это время пристально следят за акционными предложениями турфирм и горячими путёвками. При выборе времени поездки в Пунта-Кана, кроме погоды, следует также учитывать время проведения интересных мероприятий, фестивалей, праздников.

Знаете ли вы? Национальным спортом Доминиканы является бейсбол. По статистике, лучшие игроки бейсбольных команд - выходцы из этой страны.

Лучшие пляжи

В Пунта-Кана множество живописных пляжей. Некоторые из них отмечены наградой «Голубой флаг».

Среди лучших туристы выделяют:

  1. Он находится возле отеля Melia Caribe Tropical Resorts. По протяжённости довольно длинный, однако из-за популярности характеризуется чрезмерной загруженностью. Вход сюда свободный.

  2. Городской пляж, расположенный в центре Баваро на первой береговой линии, в районе, где находится оживлённая туристическая инфраструктура. Половина его доступна любому туристу, вторая половина предназначена для туристов, отдыхающих в отелях с системой «всё включено», находящихся на его территории.

  3. Арена Горда, или Песочный пляж. Один из самых широких пляжей в Доминикане. Популярен среди семей с детьми. Свободного прохода нет. На территорию может зайти лишь турист, который отдыхает в отеле. Однако через территорию гостиницы Ocean Blue&Sand Service пройти к пляжу всё-таки можно всем.

  4. Он расположен к северу от Баваро. Ехать до него около 20 минут через небольшой городок Эль-Макао. Людей на нём обычно не так много. Условия замечательные - мягкий песок и шикарные пальмы.

  5. Находится на территории отелей «только для взрослых», поэтому просто так на этот пляж не попадёшь. Однако те, кому посчастливилось отдыхать на нём, восхищаются его необычной красотой. Есть отдельные участки, не входящие во владения гостиниц. Однако они неблагоустроены. В целом пляж довольно длинный и широкий. Людей на нём много не бывает.

  6. Пляж окружают леса и дикая природа парка Natura Pаrk Eco-Resort.

  7. Отлично подходит для семейного отдыха, поскольку дно здесь неглубокое, а пляж с мягким белым песком. Чтобы попасть на пляж, необходимо в залог паспорта либо водительского удостоверения получить однодневный пропуск на территории одного из отелей, расположенных в южной части Пунта-Кана. Эта территория хороша тем, что она немноголюдна, на ней расположен уютный ресторан.

  8. Находится в районе Кап-Кана, недалеко от Sanctuary Cap Cana Resorts. Совсем недавно на этом месте была деревня рыбаков, пока её не выкупили. Сегодня на эту территорию можно пройти на день в обмен на паспорт либо права водителя.

Знаете ли вы? Зимой в Доминикане можно наблюдать месяц, концы которого обращены вверх. Таким образом, он напоминает рога.

Что интересного посмотреть: достопримечательности

Пунта-Кана принимает туристов, желающих насладиться ласковым морем, чистым песочным побережьем, красивыми ландшафтами и лёгким тёплым морским бризом. Выбор в пользу этого курорта делают семейные пары с детьми, молодожёны, желающие отдохнуть от городской суеты. Однако на курорте будет чем заняться и тем, кто желает не только нежиться на песочке, но и узнать и увидеть интересные местные достопримечательности либо проводить отдых активно. Осмотреть интересные места можно в составе различных экскурсий, а также самостоятельно.

Мы составили для вас топ-10 достопримечательностей, которые стоит посетить в Пунта-Кана:

  1. Манати. Тропический парк, где можно познакомиться с уникальными представителями флоры и фауны, о существовании которых множество туристов даже не подозревали. Здесь же можно поплавать с дельфинами, посетить музей, экспозиции которого знакомят с местной историей и культурой, стать участником захватывающего представления с попугаями или лошадьми.

  2. Ещё один парк с редкими представителями животного мира.

  3. Морской парк, расположенный в океане, в районе Кабеза де Торо. Здесь можно присоединиться к двум экскурсиям. В ходе одной под названием Reef Explorer предлагается осмотр и отдых возле коралловых рифов, контакт с электрическими скатами, ныряние в маске с трубкой, катание на каяке, наблюдение за акулами. Во время второй - Snorkeling Cruise - туристов везут на катамаране с прозрачным дном вдоль побережья Кабеза де Торо и Баваро с заходом в морской парк, где можно заняться дайвингом, поплавать со скатами и акулами. На эти экскурсии не допускаются дети до 13 лет.

  4. Интересная постройка, возведённая 5 столетий назад, побывав в которой можно узнать много интересного из истории доминиканцев.

  5. Необитаемый остров с девственной природой на стыке Карибского моря и Атлантического океана. Доступен в составе экскурсий. Здесь можно заняться дайвингом, сноркелингом и отведать традиционное блюдо - шашлык из лобстера на гриле.

  6. Представляет собой небольшую платформу, расположенную в море недалеко от Пунта-Кана. Здесь можно провести время в воде с дельфинами, морскими котиками и львами. Проезд до острова осуществляют катера.

  7. Ocean Blue & Sand. Красивейший уголок природы с двумя водопадами, под которыми можно покупаться.
  8. Пещера с интересной архитектурой и подземным озером, в котором можно покупаться и заняться дайвингом.

  9. Дворец, построенный в 1510–1514 годах. Здесь в XVI веке проживал Диего Колумб с супругой. Сегодня тут находится музей с древними манускриптами, мебелью, предметами быта, произведениями искусства.

  10. Сладкоежкам, безусловно, очень понравится экскурсия в это место. Здесь можно ознакомиться с историей какао и шоколада, а также продегустировать сладости и вкусные напитки.

Интересными и незабываемыми становятся поездки, которые совпадают по времени с государственными либо народными праздниками. Например, в феврале в Доминикане масштабно отмечают День независимости. В этом же месяце в столице проводится эффектный фестиваль по типу бразильского карнавала.

Если брать экскурсионный тур, то необходимо рассчитывать на сумму от 100 долларов за человека.

Важно! Воду на Доминикане следует пить лишь покупную бутилированную. Стоимость 1,5-литровой бутылки - 20 песо. Пить воду из крана категорически запрещено.

Чем ещё можно заняться

Туристам, которые привыкли проводить отдых в постоянном движении, Пунта-Кана может показаться скучноватой. Однако заняться будет чем как днём, так и ночью.

Активный отды

  1. Поездки на внедорожниках. Одним из популярных развлечений является экскурсия «Джип Сафари». В ходе неё предлагается катание на внедорожниках либо лошадях по диким и необитаемым местам. Во время привалов можно будет отведать местные угощения. Если брать джип самостоятельно, то услуга обойдётся в 45 долларов в день.
  2. Более экстремальным туристам будет интересен рафтинг - спуск по речкам и водопадам на плотах до Карибского моря. В самой Пунта-Кана этого развлечения нет, его можно заказать в городке под названием Харабокоа, расположенном недалеко от курорта. Именно здесь находится 18 водопадов различных уровней сложности, различной высоты.

  3. Полёт на вертолёте. Тем, кто обладает солидным бюджетом, можно взять в аренду вертолёт, чтобы насладиться красотами Доминиканы с высоты. Стоимость полёта стартует от 150 долларов за одного человека.
  4. Пунта-Кана пестрит гольф-клубами. Здесь можно посетить свыше 12 полей. Одно из них - Пунта Эстада - входит в перечень лучших гольф-полей мира.

  5. Агротуризм. В ходе экскурсий в отдалённые деревни туристу предлагается познакомиться с жизнью местных жителей, поучаствовать в сельхозработах, попробовать себя в каком-либо ремесле.
  6. Парашютный спорт. Можно совершить одиночный либо тандемный прыжок с самолёта.
  7. Дайвинг. Водные виды спорта широко представлены на этом курорте. Многих туристов он привлекает возможностью занырнуть на глубину моря или океана, чтобы увидеть богатейший подводный мир.
  8. Это развлечение можно заказать во многих отелях. При системе «всё включено» оно может быть даже бесплатным.

  9. Виндсёрфинг. Инструкторы по винд-, кайт- и экосёрфингу есть во многих гостиницах.

  10. Рыбалка. Можно заказать тур с услугой рыбалки. А можно арендовать яхту на несколько человек. Стоимость такого удовольствия - около 400 долларов на четверых за 3 часа аренды.

Ночная жизнь

Ночные развлечения в Пунта-Кана представлены сетью дискотек, баров, клубов, где можно весело коротать ночи.

Среди наиболее популярных заведений:

  • Coco Bongo Punta Cana;



  • Jewel Punta Cana;
  • автобус для вечеринок Party Bus Punta Cana;

  • клуб в пещерах Imagine Punta Cana Disco.

Если говорить о ценах в таких заведениях, то, например, вход в ORO Nightclub стоит 10 долларов, при наличии шоу-программы - 40 долларов, с включением напитков - 70 долларов. Кроме того, каждый отель предлагает своим постояльцам свои ночные развлекательные программы.

Где остановиться

В Пунта-Кана не будет проблем с поселением. Здесь представлены отели и хостелы, которые удовлетворяют различные потребности и рассчитаны на разные кошельки.

Хостелы

Если вы останавливаетесь на этом курорте ненадолго, всего на пару дней, то есть смысл поселиться в хостеле.

Популярностью пользуются:


В цену койко-места обычно включён завтрак. Что касается отелей, то сервис Booking.com предлагает около 600 вариантов размещения в Пунта-Кана разного уровня.

Лучшими 5-звёздочными гостиницами туристы считают:

  • Barceló Bávaro Beach (от 346 долларов за двухместный номер на 1 ночь);

  • Barceló Bávaro Palace (от 360 долларов);

  • The Level at Melia Caribe Tropical (от 296 долларов);
  • Bavaro Princess All Suites Resort, Spa & Casino (за 156 долларов);
  • Fishing Lodge Cap Cana (от 160 долларов);
  • Now Larimar Punta Cana (от 218 долларов);
  • Ocean Blue & Sand Beach Resort (от 157 долларов);
  • Secrets Cap Cana Resort & Spa (от 317 долларов);
  • The Reserve at Paradisus Palma Real (от 378 долларов);
  • Iberostar Dominicana (от 185 долларов).

Среди бюджетных 3–4-звёздочных гостиниц популярностью пользуются:

  • Tropicana Suites Deluxe (от 80 долларов за 2-местный номер на 1 ночь);
  • Bavaretto Ocean Club (от 55 долларов);
  • Hotel Merengue Punta Cana (от 62 долларов);
  • Capri Beach House (от 80 долларов);
  • Bavaro Green (от 30 долларов);
  • Punta Cana Seven Beaches (от 33 долларов);
  • Apartahotel Villa Facal (от 35 долларов);
  • Bavaro Punta Cana Hotel Flamboyan (от 53 долларов);
  • Hotel Cortecito Inn Bavaro (от 70 долларов);
  • The MT Hotel (от 70 долларов).

Важно! В Доминиканской Республике напряжение в сети составляет 110 Вольт. Обычно техника, привезённая с собой, работает нормально. Однако, возможно, придётся пользоваться адаптером. В отелях, как правило, такие переходники уже присутствуют в номерах.

Система городского транспорта и аренда авто

Передвигаться по курорту и за его пределы можно на автобусе, такси или арендованном авто. Автобус, конечно же, является самым бюджетным вариантом. Плюс его в том, что доехать на нём можно практически в любую точку, интересную для туристов. Стоимость проезда будет зависеть от дальности поездки. Например, добраться до туристического центра Игуэй, расположенного в 50 км от Пунта-Кана, можно всего за доллар. Доехать до столицы Санто-Доминго - 6 долларов.

Проезд на такси дорогой, обойдётся примерно в 10 раз дороже. Интересно, что в Доминикане такси делятся на 2 категории: местные и туристические. Последние, естественно, дороже, однако и более комфортные.

Взять в аренду авто не составит никаких трудностей. Тут работает множество компаний, предоставляющих данную услугу, например Alamo, Dollar, Avis, Budjet, Europcar, Hertz, Sixt и другие. В аэропорту и практически в каждом отеле можно взять напрокат машину. Если вы планируете часто колесить по стране либо курорту, то вам следует рассмотреть этот вариант, он обойдётся дешевле, чем такси. Услуга будет стоить 60–380 долларов в день в зависимости от марки авто. Оформить машину в городе будет несколько дороже, чем в аэропорту.

Связь и Wi-Fi

Для связи в Доминикане можно приобрести сим-карту местного оператора, например Claro, Viva. Для этого потребуется паспорт. В туристических магазинах можно взять в аренду модем с сим-картой, с помощью которого можно будет выходить в Интернет. Также можно пользоваться услугами российских операторов «Билайн», «Симтревел», «Гудлайн».



Интернет в отелях присутствует, однако он платный. Wi-Fi может быть не во всех номерах. Стоимость Интернета довольно высокая. Так, за 1 час пользования можно выложить около 5 долларов. Есть пакеты, которые позволяют экономить, например, платить за сутки 25 долларов или 60 долларов за 7 дней. Доступ к Интернету через Wi-Fi возможен во многих кафе, барах и ресторанах.

Где вкусно и недорого поесть

Перед туристами, которые живут по системе «всё включено», такой вопрос, конечно же, стоять не будет. В отелях им досыта можно будет наедаться во время шведских столов либо в ресторанах, где обязательно будут представлены традиционные блюда и экзотические фрукты.

Для самостоятельного туриста выбор заведений общепита также очень большой - рестораны, кафе, бары, расположенные в парках, на побережье, в крупных магазинах. Ужин в солидном ресторане обойдётся в 30–50 долларов с человека, в недорогих - в 10–15. Опытные туристы разведали места, где можно перекусить за 30 долларов на четверых.

Популярными среди приезжих являются такие заведения:


Среди недорогих кафе, где можно отобедать до 30 долларов за человека:


Рыба в Доминикане очень дорогая, поэтому в меню практически всех заведений обычно преобладают мясные блюда, хотя присутствуют и исключительно рыбные заведения. Популярно карпаччо (мясное блюдо с соусом), ла бандера (тушёное мясо с рисом и овощами), комида крайолла (рис с бобами и мясом курицы), таино (оладьи с рыбой и мясом).

Если же вы ограничены в бюджете и не гонитесь за кулинарными изысками, то можете перекусить пиццей, стоимость которой будет варьироваться в пределах 350 песо. Есть ряд ресторанов, которые предлагают кухню разных народов, в том числе привычную для желудков россиян и украинцев.

А вот вкусный доминиканский кофе или какао можно выпить даже в самом простом ларьке на автобусной остановке либо в парке. Стоимость его - 5–10 песо. Из напитков следует также попробовать ром и различные коктейли.

Важно! В Доминиканской Республике принято чтить фиесту, поэтому с 13:00 до 15:00 все магазины, ларьки и даже некоторые кафе и рестораны закрываются.

Что привезти

Из Доминиканской Республики обычно везут ром, крепкий напиток мамахуану, сигары ручного производства, кофе. Обладатели золотых банковских карт прельщаются лучшим в мире и дорогим янтарём по цене 400–600 долларов. Также Доминикана - это единственная страна в мире, в которой можно приобрести полудрагоценный камень ларимар. Многие на память везут украшения из золота, серебра и кораллов.

Оставить приятное материальное воспоминание об отдыхе в Пунта-Кана могут глиняные куклы без лица и в ярких нарядах, называемые здесь Лима. Их цена стартует от 3 долларов. Самые дорогие экземпляры из красного дерева можно встретить по цене 100 долларов. Также среди сувениров, предлагаемых туристам, - картины местных художников. Обычно они продаются по доступной цене - до 50 долларов. Многие везут записи латинских музыкантов.



Из продуктов питания можно приобрести плоды хлебного дерева. Однако делать это нужно незадолго до вылета домой. Также можно купить специи, пиво местного производства - «Президент», «Соберана», фрукты. Кстати, последних тут насчитывается около 8500 видов.

В Пунта-Кана есть множество ларьков, сувенирных магазинчиков, а также большие торговые центры «Плаза Баваро», «Плаза Пунта-Кана», «Пальма Реал Шопинг». Местный рынок El Cortecito Flea Market находится недалеко от пляжа Эль Корсито. В 45 минутах езды от Пунта-Кана расположен один из самых крупных маркетов страны - «Иберия». В нём можно приобрести сувениры, одежду, обувь по более низким ценам, чем на самом курорте. Добраться до маркета можно двумя способами: в составе экскурсионной группы и воспользовавшись услугами такси.

Важно! Из Доминиканы одному человеку можно вывезти 1 л спиртного крепостью до 22 градусов, 200 сигар, 500 г кофе, сувениров и подарков на общую стоимость 100 долларов.

Итак, Пунта-Кана следует выбирать людям, уставшим от городской суеты, проводящим отдых в семейном кругу либо приехавшим в медовый месяц. Климат и погода способствуют тому, что приезжать в этот райский уголок Доминиканы можно на протяжении всего года. Однако наиболее комфортным периодом является время с ноября по апрель. На курорте отлично развита гостиничная сеть, есть множество отелей с системой «всё включено».


Для самостоятельного туриста также представлен широкий выбор мест, где можно поселиться. Несмотря на спокойный и размеренный ритм жизни, для любителей динамичных развлечений тут также есть чем заняться. Дайвинг, виндсёрфинг, рафтинг, снорклинг, рыбалка, игра в гольф, прыжки с парашютом - это неполный список занятий для активного туриста. Из города организовано множество сухопутных либо водных экскурсий, присоединившись к которым можно лучше узнать всю Доминикану и с головой погрузиться в местную культуру.

За последнее время в мире вертолетной техники произошло несколько значимых событий. Американская компания Kaman Aerospace объявила о намерении возобновить производство синхроптеров, Airbus Helicopters пообещала разработать первый гражданский вертолет с электродистанционным управлением, а немецкая e-volo - испытать 18-роторный двухместный мультикоптер. Чтобы не запутаться во всем этом разнообразии, мы решили составить краткий ликбез по основным схемам вертолетной техники.

Впервые идея летательного аппарата с несущим винтом появилась около 400 года нашей эры в Китае, однако дальше создания детской игрушки дело не пошло. Всерьез инженеры взялись за создание вертолета в конце XIX века, а первый вертикальный полет нового типа летательного аппарата состоялся в 1907 году, спустя всего четыре года после первого полета братьев Райт. В 1922 году авиаконструктор Георгий Ботезат испытал вертолет-квадрокоптер, разработанный по заказу Армии США. Это был первый в истории устойчиво управляемый полет техники такого типа. Квадрокоптер Ботезата сумел взлететь на высоту пяти метров и провел в полете несколько минут.

С тех пор вертолетная техника претерпела множество изменений. Появился класс винтокрылых летательных аппаратов, который сегодня делится на пять типов: автожир, вертолет, винтокрыл, конвертоплан и X-крыло. Все они отличаются конструкцией, способом взлета и полета, управлением несущим винтом. В этом материале мы решили рассказать именно о вертолетах и их основных типах. При этом за основу была взята классификация по компоновке и расположению несущих винтов, а не традиционная - по типу компенсации реактивного момента несущего винта.

Вертолет является винтокрылым летательным аппаратом, у которого подъемная и движущая силы создаются одним или несколькими несущими винтами. Такие винты располагаются параллельно земле, а их лопасти устанавливаются под определенным углом к плоскости вращения, причем угол установки может изменяться в достаточно широких пределах - от нуля до 30 градусов. Установка лопастей на ноль градусов называется холостым ходом винта или флюгированием. В этом случае несущий винт не создает подъемной силы.

Во время вращения лопасти захватывают воздух и отбрасывают его в направлении, противоположном движению винта. В результате перед винтом создается зона пониженного давления, а за ним - повышенного. В случае вертолета так возникает подъемная сила, которая очень похожа на образование подъемной силы фиксированным крылом самолета. Чем больше угол установки лопастей, тем большую подъемную силу создает несущий винт.

Характеристики несущего винта определяются двумя основными параметрами - диаметром и шагом. Диаметр винта определяет возможности вертолета по взлету и посадке, а также отчасти величину подъемной силы. Шаг винта - это воображаемое расстояние, которое воздушный винт пройдет в несжимаемой среде при определенном угле установки лопастей за один оборот. Последний параметр влияет на подъемную силу и скорость вращения ротора, которую на большей части полета летчики стараются держать неизменной, меняя только угол установки лопастей.

При полете вертолета вперед и вращении несущего винта по часовой стрелке, набегающий поток воздуха сильнее воздействует на лопасти с левой стороны, из-за чего возрастает и их эффективность. В результате левая половина окружности вращения винта создает большую подъемную силу, чем правая, и возникает кренящий момент. Для его компенсации конструкторы придумали - это особая система, которая уменьшает угол установки лопастей слева и увеличивает его справа, выравнивая таким образом подъемную силу по обе стороны винта.

В целом, вертолет имеет несколько преимуществ и несколько недостатков перед самолетом. К преимуществам относится возможность вертикального взлета и посадки на площадки, диаметр которых в полтора раза превосходит диаметр несущего винта. При этом вертолет может на внешней подвеске перевозить крупногабаритные грузы. Вертолеты отличаются и лучшей маневренностью, поскольку могут висеть вертикально, лететь боком или задом-наперед, поворачиваться на месте.

К недостаткам же относятся большее, чем у самолетов, потребление топлива, большая инфракрасная заметность из-за горячего выхлопа двигателя или двигателей, а также повышенная шумность. Кроме того, вертолетом в целом сложнее управлять из-за ряда особенностей. Например, летчикам вертолетов знакомы явления земного резонанса, флаттера, вихревого кольца, эффекта запирания несущего винта. Эти факторы могут приводить к разрушению или падению машины.

У вертолетной техники любых схем существует режим авторотации. Он относится к аварийным режимам. Это означает, что при отказе, например, двигателя несущий винт или винты при помощи обгонной муфты отсоединяются от трансмиссии и начинают свободно раскручиваться набегающим потоком воздуха, тормозя падение машины с высоты. В режиме авторотации возможна управляемая аварийная посадка вертолета, причем вращающийся несущий винт через редуктор продолжает раскручивать рулевой винт и генератор.

Классическая схема

Из всех типов вертолетных схем сегодня самой распространенной является классическая. При такой схеме машина имеет только один несущий винт, который может приводиться в движение одним, двумя или даже тремя двигателями. К этому типу, например, относятся ударные AH-64E Guardian, AH-1Z Viper, Ми-28Н, транспортно-боевые Ми-24 и Ми-35, транспортные Ми-26, многоцелевые UH-60L Black Hawk и Ми-17, легкие Bell 407 и Robinson R22.

При вращении несущего винта на вертолетах классической схемы возникает реактивный момент, из-за которого корпус машины начинает раскручиваться в сторону, противоположную вращению ротора. Для компенсации момента используют рулевое устройство на хвостовой балке. Как правило им является рулевой винт, но это может быть и фенестрон (винт в кольцевом обтекателе) или несколько воздушных сопел на хвостовой балке.

Особенностью классической схемы являются перекрестные связи в каналах управления, обусловленные тем, что рулевой винт и несущий приводятся одним и тем же двигателем, а также наличием автомата перекоса и множества других подсистем, ответственных за управление силовой установкой и роторами. Перекрестная связь означает, что при изменении какого-либо параметра работы воздушного винта, поменяются и все остальные. Например, при увеличении частоты вращения несущего винта возрастет и частота вращения рулевого.

Управление полетом осуществляется наклоном оси вращения несущего винта: вперед - машина полетит вперед, назад - назад, вбок - вбок. При наклоне оси вращения возникнет движущая сила и уменьшается подъемная. По этой причине для сохранения высоты полета летчику необходимо менять и угол установки лопастей. Направление полета задается изменением шага рулевого винта: чем он меньше, тем меньше компенсируется реактивный момент, и вертолет поворачивает в сторону, противоположную вращению несущего винта. И наоборот.

В современных вертолетах в большинстве случаев управление полетом по горизонтали осуществляется при помощи автомата перекоса. Например, для движения вперед летчик при помощи автомата уменьшает угол установки лопастей для передней половины плоскости вращения крыла и увеличивает - для задней. Таким образом сзади подъемная сила увеличивается, а спереди - уменьшается, благодаря чему изменяется наклон винта и появляется движущая сила. Такая схема управления полетом применяется на всех вертолетах почти всех типов, если на них установлен автомат перекоса.

Соосная схема

Второй по распространенности вертолетной схемой является соосная. В ней рулевой винт отсутствует, зато есть два несущих винта - верхний и нижний. Они располагаются на одной оси и вращаются синхронно в противоположных направлениях. Благодаря такому решению винты компенсируют реактивный момент, а сама машина получается несколько более устойчивой по сравнению с классической схемой. Кроме того, у вертолетов соосной схемы практически отсутствуют перекрестные связи в каналах управления.

Наиболее известным производителем вертолетов соосной схемы является российская компания «Камов». Она выпускает корабельные многоцелевые вертолеты Ка-27, ударные Ка-52 и транспортные Ка-226. Все они имеют по два винта, расположенных на одной оси друг под другом. Машины соосной схемы, в отличие от вертолетов классической схемы, способны, например, делать воронку, то есть выполнять облет цели по кругу, оставаясь на одном и том же расстоянии от нее. При этом носовая часть всегда остается развернутой в сторону цели. Управление рысканием осуществляется подтормаживанием одного из несущих винтов.

В целом управлять вертолетами соосной схемы несколько проще, чем обычными, особенно в режиме висения. Но существуют и свои особенности. Например, при выполнении петли в полете может случиться перехлест лопастей нижнего и верхнего несущего винтов. Кроме того, в проектировании и производстве соосная схема более сложна и дорога, чем классическая схема. В частности из-за редуктора, передающего вращение вала двигателя на винты, а также автомата перекоса, синхронно устанавливающего угол лопастей на винтах.

Продольная и поперечная схемы

Третьей по популярности является продольная схема расположения несущих винтов вертолета. В этом случае винты располагаются параллельно земле на разных осях и разнесены друг от друга - один находится над носовой частью вертолета, а другой - над хвостовой. Типичным представителем машин такой схемы является американский тяжелый транспортный вертолет CH-47G Chinook и его модификации. Если винты располагаются на законцовках крыльев вертолета, то такая схема называется поперечной.

Серийных представителей вертолетов поперечной схемы сегодня не существует. В 1960-1970-х годах конструкторское бюро Миля разрабатывало тяжелый грузовой вертолет В-12 (также известен, как Ми-12, хотя этот индекс неверен) поперечной схемы. В августе 1969 года прототип В-12 установил рекорд грузоподъемности среди вертолетов, подняв на высоту 2,2 тысячи метров груз массой 44,2 тонны. Для сравнения самый грузоподъемный в мире вертолет Ми-26 (классическая схема) может поднимать грузы массой до 20 тонн, а американский CH-47F (продольная схема) - массой до 12,7 тонны.

У вертолетов продольной схемы несущие винты вращаются в противоположных направлениях, однако это компенсирует реактивные моменты лишь отчасти, из-за чего в полете летчикам приходится учитывать возникающую боковую силу, уводящую машину с курса. Движение в стороны задается не только наклоном оси вращения несущих винтов, но и разными углами установки лопастей, а управление рысканием производится за счет изменения частоты вращения роторов. Задний винт у вертолетов продольной схемы всегда располагается чуть выше переднего. Это сделано для исключения взаимного влияния от их воздушных потоков.

Кроме того, на определенных скоростях полета вертолетов продольной схемы иногда могут возникать значительные вибрации. Наконец, вертолеты продольной схемы оснащаются сложной трансмиссией. По этой причине такая схема расположения винтов распространена мало. Зато вертолеты продольной схемы меньше других машин подвержены возникновению вихревого кольца. В этом случае во время снижения воздушные потоки, создаваемые винтом, отражаются от земли вверх, затягиваются винтом и снова направляются вниз. При этом подъемная сила несущего винта резко снижается, а изменение частоты вращения ротора или увеличение угла установки лопастей эффекта практически не оказывает.

Синхроптер

Сегодня вертолеты, построенные по схеме синхроптера, можно отнести к самым редким и наиболее интересными с конструктивной точки зрения машинами. Их производством до 2003 года занималась только американская компания Kaman Aerospace. В 2017 году компания планирует возобновить выпуск таких машин под обозначением K-Max. Синхроптеры можно было бы отнести к вертолетам поперечной схемы, поскольку валы двух их винтов расположены по бокам корпуса. Однако оси вращения этих винтов расположены под углом другу к другу, а плоскости вращения - пересекаются.

У синхроптеров, как у вертолетов соосной, продольной и поперечной схем, рулевой винт отсутствует. Несущие же винты вращаются синхронно в противоположные стороны, а их валы связаны друг с другом жесткой механической системой. Это гарантированно предотвращает столкновение лопастей при разных режимах и скоростях полета. Впервые синхроптеры были изобретены немцами во время второй мировой войны, однако серийное производство велось уже в США с 1945 года компанией Kaman.

Направлением полета синхроптера управляют исключительно изменением угла установки лопастей винтов. При этом из-за перекрещивания плоскостей вращения винтов, а значит сложения подъемных сил в местах перекрещивания, возникает момент кабрирования, то есть подъема носовой части. Этот момент компенсируется системой управления. В целом же, считается, что синхроптером проще управлять в режиме висения и на скоростях больше 60 километров в час.

К достоинствам таких вертолетов относится экономия топлива за счет отказа от рулевого винта и возможность более компактного размещения агрегатов. Кроме того, синхроптерам характерна большая часть положительных качеств вертолетов соосной схемы. К недостаткам же относится необычайная сложность механической жесткой связи валов винтов и системы управления автоматами перекоса. В целом это делает вертолет дороже, по сравнению с классической схемой.

Мультикоптер

Разработка мультикоптеров началась практически одновременно с работами над вертолетом. Именно по этой причине первым вертолетом, совершившим управляемый взлет и посадку стал в 1922 году квадрокоптер Ботезата. К мультикоптерам относят машины, как правило имеющие четное количество несущих винтов, причем их должно быть больше двух. В серийных вертолетах сегодня схема мультикоптеров не используется, однако она чрезвычайно популярна у производителей малой беспилотной техники.

Дело в том, что в мультикоптерах используются винты с неизменяемым шагом винта, причем каждый из них приводится в движение своим двигателем. Компенсация реактивного момента производится вращением винтов в разные стороны - половина крутится по часовой стрелке, а другая половина, расположенная по диагонали, - в противоположном направлении. Это позволяет отказаться от автомата перекоса и в целом значительно упростить управление аппаратом.

Для взлета мультикоптера частота вращения всех винтов увеличивается одинаково, для полета в сторону - вращение винтов на одной половине аппарата ускоряется, а на другой - замедляется. Поворот мультикоптера производится замедлением вращения, например, винтов, крутящихся по часовой стрелке или наоборот. Такая простота конструкции и управления и послужила основным толчком к созданию квадрокоптера Ботезата, однако последующее изобретение рулевого винта и автомата перекоса практически затормозило работы над мультикоптерами.

Причиной же, по которой сегодня не существует мультикоптеров, предназначенных для перевозки людей, является безопасность полетов. Дело в том, что в отличие от всех остальных вертолетов, машины с несколькими винтами не могут совершать аварийную посадку в режиме авторотации. При отказе всех двигателей мультикоптер становится неуправляемым. Впрочем, вероятность такого события невысока, однако отсутствие режима авторотации является главным препятствием для прохождении сертификации на безопасность полетов.

Впрочем, в настоящее время немецкая компания e-volo занимается разработкой мультикоптера с 18 роторами. Этот вертолет предназначен для перевозки двух пассажиров. Как ожидается, он совершит первый полет в ближайшие несколько месяцев. По расчетам конструкторов, прототип машины сможет находиться в воздухе не больше получаса, однако этот показатель планируется довести по меньшей мере до 60 минут.

Следует также отметить, что помимо вертолетов с четным количеством винтов существуют и мультикоптерные схемы с тремя и пятью винтами. У них один из двигателей расположен на отклоняемой в стороны платформе. Благодаря этому осуществляется управление направлением полета. Впрочем, в такой схеме становится сложнее гасить реактивный момент, поскольку два винта из трех или три из пяти всегда вращаются в одном направлении. Для нивелирования реактивного момента некоторые из винтов вращаются быстрее, а это создает ненужную боковую силу.

Скоростная схема

Сегодня наиболее перспективной в вертолетной технике считается скоростная схема, позволяющая вертолетам летать на существенно большей скорости, чем могут современные машины. Чаще всего такую схему называют комбинированным вертолетом. Машины этого типа строятся по соосной схеме или с одним винтом, однако имеют небольшое крыло, создающее дополнительную подъемную силу. Кроме того, вертолеты могут быть оснащены толкающим винтом в хвостовой части или двумя тянущими на законцовках крыла.

Ударные вертолеты классической схемы AH-64E способны развивать скорость до 293 километров в час, а соосные Ка-52 - до 315 километров в час. Для сравнения, комбинированный вертолет - демонстратор технологий Airbus Helicopters X3 с двумя тянущими винтами может разгоняться до 472 километров в час, а его американский конкурент с толкающим винтом - Sikorksy X2 - до 460 километров в час. Перспективный разведывательный скоростной вертолет S-97 Raider сможет летать на скоростях до 440 километров в час.

Строго говоря, комбинированные вертолеты относятся скорее не к вертолетам, а к другому типу винтокрылых летательных аппаратов - винтокрылам. Дело в том, что движущая сила у таких машин создается не только и не столько несущими винтами, сколько толкающими или тянущими. Кроме того, за создание подъемной силы отвечают и несущие винты, и крыло. А на больших скоростях полета управляемая обгонная муфта отключает несущие винты от трансмиссии и дальнейший полет идет уже в режиме авторотации, при которой несущие винты работают, фактически, как крыло самолета.

В настоящее время разработкой скоростных вертолетов, которые в перспективе смогут развивать скорость свыше 600 километров в час, занимаются несколько стран мира. Помимо Sikorsky и Airbus Helicopters такие работы ведут российские «Камов» и конструкторское бюро Миля (Ка-90/92 и Ми-X1 соответственно), а также американская Piacesky Aircraft. Новые комбинированные вертолеты смогут совместить в себе скорость полета турбовинтовых самолетов и вертикальные взлет и посадку, присущие обычным вертолетам.

Фотография: Official U.S. Navy Page / flickr.com