Измерительные

По следам «Преступления и наказания.

 По следам «Преступления и наказания.


Та самая старуха-процентщица, которую описал в своём романе «Преступление и наказание» Фёдор Михайлович Достоевский, обитала в доме номер 15 по Средней Подьяческой улице. Квартира героини располагалась во втором узком дворе. До дома, где жил Раскольников, отсюда рукой подать. Их разделяют всего 730 шагов. Кстати, дом примечателен не только этим: с ноября 1816 по август 1818 года здесь проживал А. С. Грибоедов.

    ул. Средняя Подьяческая, 15а


Четырёхэтажный дом главного героя романа «Преступление и наказание» можно найти на Гражданской, 19. Квартира, в которой снимал комнату Раскольников, расположена на последнем этаже, прямо под самой крышей. Примечательно, что, как и в романе, на чердак ведут знакомые 13 ступенек. На фасаде дома установлено несколько памятных табличек, одна из которых показывает уровень воды во время наводнения 1824 года, другая - дублирует тот же текст на немецком языке. Угловую часть дома с 1999 года украшает горельеф «Дом Раскольникова». Посетить парадную невозможно: на арке установлен домофон.

    Гражданская, 19 (Стольрный переулок, 5)


Опять же, неподалёку от дома Раскольникова и убиенной старухи-процентщицы, в доме № 73 по набережной канала Грибоедова, находится квартира Сонечки Мармеладовой. Правда, эту постройку читатели могут и не узнать. Ведь в романе Достоевского дом был трёхэтажным, а в советские годы надстроили ещё один этаж. Сонечка, кстати, обитала именно на третьем этаже, соседствуя с ещё одним персонажем романа - Свидригайловым.

    Набережная канала Грибоедова, 73


    Садовая, 44


Знакомый многим мост в романе Достоевского примечателен тем, что на этом месте на глазах у главного героя бросилась в воду девушка-самоубийца.


Именно на этом месте в своё время располагалась полицейская контора, куда с повинной и явился главный герой произведения «Преступление и наказание».

    Интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Подготовила ученица 10 «Б» класса МБОУ Бондарской СОШ Плетухина Валерия

    В литературоведении различаются три вида художественных описаний: портрет, пейзаж и интерьер. ИНТЕРЬЕР (фр. Interieur, внутренний) - в литературе: художественное описание внутреннего вида помещений. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это "модель" нашего внутреннего "я".

    Гипотеза: Если бы интерьер в романе «Преступление и наказание» был бы не так жалок и убог, то царила бы не такая страшная атмосфера.

    Цель: Изучить интерьер и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Задачи: 1. Описать комнаты героев. 2. Выявить основную роль интерьера в романе. 3. Подвести итоги и сделать выводы.

    Родион Романович Раскольников Где он живет? Коморка, гроб, шкаф: «Это была клетушка шагав в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…»

    Семья Мармеладовых Где они живут? Проходной угол: « Беднейшая комната шагов в десять в длину … Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике»

    Софья Семеновна Мармеладова Где она живет? «Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкозь, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда- то вглубь…другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…»

    Алена Ивановна Где она живет? Небольшая комната, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах.. Мебель вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; всё блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

    Интересный факт: Достоевский постоянно обращает внимание на такую художественную деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Лестница к «каморке» Раскольникова: «…лестница…узкая, крутая, темная. С полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступени. Они ведут под самою кровлю дома…»; Лестница в доме старухи-процентщицы: «Лестница была темная и узкая, «черная»; Лестница в полицейской конторе: «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота»; С лестницы перед комнатой Мармеладовых «несло вонью»; Узкая и темная лестница в доме Капернаумовых.

    Вывод: Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения и переживания. В этих комнатах страшно жить. В них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова. Во всем интерьере присутствует желтый цвет, он усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что цвет в художественном произведении выполняет две принципиально различные функции. Цвет-описание является частью неповторимой поэтики произведения, цвет-характеристика служит как средство раскрытия образа, а следовательно, идеи произведения.

    Таблица 2. Цвет в описании героев, пейзажа и интерьера.

    Функция

    Объект

    Цитаты

    Цвет

    Портрет

    Родион Романович Раскольников

    «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…» (часть 1, глава 1, стр.2)

    «…Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный…» (часть 3, глава 3, стр. 109)

    «лицо его… было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и думал…Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке» (часть 1, глава 3, стр. 20)

    Темно-русый, темный, желтый

    Порфирий Петрович

    «Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми моргающими, точно подмигивая кому, ресницами» (часть 3, глава 5, стр. 123)

    темно-желтый, белый, синий (водянистый)

    Алена Ивановна

    «...Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка» (часть 1, глава 1, стр. 3)

    белый (белобрысый), желтый

    Аркадий Иванович Свидригайлов

    «Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на максу: белое, румяное, с румяными, алыми губами, со светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице» (часть 6, глава 3, стр. 231)

    «Господин этот был лет тридцати, плотный, жирный, кровь с молоком, с розовыми губами и с усиками и очень щеголевато одетый» (часть 1, глава 4, стр. 24)

    «Человек этот был уже не молодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородою» (часть 3, глава 6, стр. 137)

    Белый (белокурый), розовый, голубой, красный

    Соня Мармеладова

    «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами» (часть 2, глава 7, стр. 91)

    «бледное, с горящими глазами лицо» (часть 4, глава 4, стр. 163)

    «На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок. Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось» (Эпилог, глава 2, стр. 270)

    голубой, белый (блондинка), желтый (бледный), зеленый

    Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна)

    « Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед…» (часть 3, глава 1, стр.100)

    желтый (бледный), черный, красный (алый)

    «Это был человек … с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки» (часть 1, глава 2, стр. 6)

    Желтый, зеленый (зеленоватый)красный (красноватый)

    Интерьер

    описание комнаты Алены Ивановны

    «Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...» (часть 1, глава 1, стр. 4)

    после преступления – «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки» (часть 1, глава 7, стр. 39)

    желтый, красный

    описание каморки

    «Это была крошечная

    клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая,

    что чуть-чуть высокому человеку в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок» (часть 1, глава 3, стр.14)

    описание жилья Мармеладовых

    «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной;…Через задний угол была протянута дырявая простыня…В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, глава 2, стр. 12)

    Серый, черный (закоптелый), желтый (сосновый)

    описание жилья Сони Мармеладовой

    «…Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что‑то уродливое. …По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула…» (часть 4, глава 4, стр. 155-156)

    Зеленый, синий (синенький)

    Пейзаж

    улицы Петербурга

    «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…» (часть 1, глава 1, стр.2)

    «Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким‑то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на ой проспект» (часть 6, глава 6, стр. 248-249)

    «Молочный, густой туман лежал над городом.… Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст…Уныло и грязно смотрели ярко‑желтые деревянные домики с закрытыми ставнями» (часть 6, глава 6, стр. 252)

    Черный, ярко желтый

    сны Раскольникова

    «Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам» (часть 1, глава 5, стр. 27)

    «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение…» (часть 2, глава 2, стр. 56)

    «И прохладно так, и чудесная‑чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» (часть1, глава 6, стр. 34)

    голубой, зеленый, золотой

    Художественные детали

    «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» (часть 1, глава 6, стр. 32)

    «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару» (часть1, глава 3, стр. 14)

    «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...» (часть 2, глава 1, стр. 51)

    Красный, желтый

    Таблица 3. Символика цвета и его интерпретация в романе

    Цвет

    Значение цвета

    Интерпретация в романе

    Желтый

    Символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Теплый желтый цвет – цвет жизни.

    В романе приобретает гнетущие звучание: в первой части романа его синоним – «желчный», он также ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга.

    Красный

    символ царственности, величия, власти. По мнению И. Якоби, для красного характерны выражения: свежесть, жизненность, жизнеутверждающее начало…и угроза для жизни, опасность. По мнению Гёте, красный цвет выражает сильную эмоцию («кипение внутри»), просветление. Это может быть любовь, ненависть или вдохновение.

    В роман означает начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание), а также является символом убийства, цветом крови.

    Голубой, синий

    Голубой, как и белый, цвет истины, верности. Светло-голубой – символ непостижимого и чудесного.

    Синий, как цвет неба и моря, символизирует безграничные дали и бесконечные глубины.

    Василий Кандинский считает синий «цветом погружения». Чем глубже становятся оттенки синего цвета, тем сильнее зовёт он человека в бесконечное. Синий цвет создает покой.

    Достоевский по-разному использовал нюансы этого цвета. Но в общем можно их назвать символ Сони Мармеладовой (чаще всего у нее встречается эти цвета), символ спасения для Раскольникова.

    Белый

    Многозначный символ. Главное его значение – свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет – это божество, благо, жизнь. Символ покоя, безмятежности, тишины, мира, целомудрия. Также белый цвет означает святость, спасение, священство, духовную власть. А также этот цвет может означать изоляцию, бесплодность, разочарование, окоченение, скуку, чопорность.

    символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали

    Черный

    Символ ночи, смерти, тишины, пустоты, зла.

    Символизирует загадку, неизвестность

    Зеленый

    Цвет весны, созревания, нового роста, плодородия, природы, свободы, радости, надежды.

    цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение.

    Материалы таблицы позволяют сделать вывод: цветовой аспект в романе является средством создания психологического портрета героев (Родиона Раскольникова, старухи-процентщицы, Свидригайлова, Сони, Катерины Ивановны, Мармеладова и Лужина); цвет в описании интерьера, пейзажа позволяет более глубоко передать внутренний мир того или иного персонажа; цветовое оформление каждого образа совершенно не случайно, а тщательно продумано Достоевским. Цветовые детали насыщены разными значениями, соответствующими логике характера героев. Исследовательский подход к прочтению романа помогает глубже понять роман «Преступление и наказание» и авторский замысел писателя.

    3.2 Символика цвета в романе «Мастер и Маргарита»

    Одно из самых загадочных, ярких, фееричных произведений ХХ века – роман «Мастер и Маргарита». Оно привлекает внимание своей необычностью, философской глубиной, необыкновенно гармоничным сочетанием реальности и фантастики.

    Однако роман «Мастер и Маргарита» - произведение не только философское и фантастическое, но и сатирическое. Оно принадлежит к тем произведениям, которые нужно перечитывать, чтобы глубже понять подтекст, увидеть новые детали. Ведь зашифрованные в нем символы при первом прочтении можно и не заметить. Мне кажется, использование символики - это один из способов Булгакова донести до читателя свои мысли, видение мира.

    Рассмотрим в данном контексте символику цвета, которая играет важную роль в романе. Выморочность жизни в тоталитарной стране передается зачастую через назойливую, дисгармоничную пестроту красок, тревожащих, раздражающих человека: «пестро раскрашенная будочка с надписью «Пиво и воды» (часть1, глава 1, стр. 1), «обильная желтая пена абрикосовой » (часть 1, глава 1, стр. 2), «старинный двухэтажный дом кремового цвета» (часть1, глава 5, стр. 27), собака «цвета папиросного пепла» (часть 1, глава 17, стр.99), «пожилая, доедаемая малокровием девушка в оранжевом шелковом измятом платьице» (часть1, глава 5, стр. 310, «режиссер с лиловым лишаем во всю щеку» (там же).

    Но стоит Булгакову коснуться «вечных» тем, философских проблем, как цветовая гамма приобретает классическую четкость и контрастность. Один из самых выразительных образов романа - плащ Понтия Пилата, в котором он появляется на страницах романа («в белом плаще с кровавым подбоем» (часть 1, глава 2, стр.8)) - и плащ Воланда - «траурный плащ, подбитый огненной материей» (часть 1, глава 18, стр.109). Кроваво красный подбой плаща Понтия Пилата, вдобавок к тому, отраженный в «черно-красной луже вина из разбитого кувшина» (часть 2, глава 2, стр.163) перед ним, настраивает читателя на соответственное восприятие его малодушного молчания как кровавого преступления. Огненный подбой плаща Князя Тьмы - символ его принадлежности к Космосу, Вечности, так как огонь - одна из первооснов бытия .

    При описании Воланда и его свиты преобладает черный цвет - традиционный цвет зла, колдовства, скорби: не говоря уже о преобладании этого цвета в одежде Воланда и его свиты, он сопровождает и множество деталей быта, и описание состояния героев. Трость Воланда украшает «черный набалдашник в виде головы пуделя» (часть 1, глава 1, стр.4), прокуратора - перстень с черным камнем; медальон с изображением черного пуделя повесят Маргарите на грудь перед балом; «ночь закрывает черным платком леса и луга»; «черная тоска сразу подкатила к сердцу Маргариты»(часть 2, глава 32, стр. 204); голубые глаза Низы, выманившей Иуду на свидание, кажутся ему черными. Побеждает всю эту черноту золотой свет полной луны, заливающей потоками света весь мир, приносящей недолгое успокоение Ученику Мастера Ивану.

    Используя мотивы, приемы, даже персонажей, известных мировой литературе, от Воланда до Малюты Скуратова, Булгаков строит оригинальное повествование, решая вновь и вновь вечные проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, верности и предательства, жизни и смерти, знания и веры, науки и невежества.

    Для того чтобы читатель лучше воспринимал произведение, лучше понимал и ощущал настроение текста, Булгаков, как и многие другие писатели, использует художественную деталь, одной из составных частей которой является цветовое «оформление».

    Цвета в своём применении универсальны: они могут сообщать читателю и некоторые мысли, и передавать настроение, ощущения. Если говорить о романе «Мастер и Маргарита», то в нём встречаются синий, жёлтый, золотой, серый, зелёный цвета, но чаще всего – чёрный и белый.

    Даже из количественного соотношения можно сделать вывод, что основная проблема, причём существующая не, только сегодня, но и во все времена, – проблема борьбы добра и зла, света и тьмы. Остальное же – всего-навсего небольшие трудности, которые нельзя сравнить по своему масштабу с вечной войной. Однако это не единственная мысль автора, переданная при помощи цветов.

    Необходимо помнить, что любой цвет обладает амбивалентностью, то есть в определенной ситуации может приобретать значение, противоположное общепринятому.

    Проанализированный текстовый материал романа может быть представлен в виде следующих таблиц:

    Таблица 4.Цвет в описании героя и его интерпретация

    Герой романа

    Цитаты (описание героя, портрет)

    Цвет

    Интерпретация характера героя в романе в контексте цветового аспекта

    Иешуа

    «...Ввели...человека лет двадцати семи. Этот человека был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью. Приведённый тревожным любопытством глядел на прокуратора» (часть 1, глава 2, стр. 8)

    Голубой, красный (запекшая кровь)

    Голубой и белый цвет в облике Иешуа символизирует важные душевные качества, которых нет в других героях романа. Голубой цвет становится цветом идеала. К сожалению, насилие всегда находит свое место в жизни людей. И поэтому голубой здесь соседствует с красным - цветом крови и страдания.

    Понтия Пилат

    «В белом плаще с кровавым подбоем, <...> вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (часть 1, глава 2, стр.8)

    «Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив жёлтые зубы», «…на желтоватом его бледном лице выразился ужас» (там же, стр.11), «краска выступила на желтоватых щеках Пилата» (там же, стр.12)

    «Пилат Понтийский, всадник Золотое копьё» (там же, стр. 18)

    «Прокуратор не только глядит на две белые розы, утонувшие в красной лужею…» (часть 2, глава 25, стр.162)

    «Я слушаю приказания прокуратора, – сказал пришедший, подходя к столу. – Но ничего не услышите, пока не сядете и не выпьете вина, – любезно ответил Пилат и указал на другое ложе. Пришедший прилег, слуга налил в его чашу густое красное вино» (там же, стр. 163)

    «Ведь мессир прислал вам подарок, – тут он отнесся именно к мастеру, – бутылку вина. Прошу заметить, это то самое вино, которое пил прокуратор Иудеи. Фалернское вино. ...Азазелло извлек из куска темной гробовой парчи, совершенно заплесневевший кувшин. Вино нюхали, налили в стаканы, глядели сквозь него на исчезающий перед грозою свет в окне. Видели, как все окрашивается в цвет крови» (часть 2, глава 30, стр.200)

    Белый, красный, желтый, золотой

    Яркое сочетание белого и красного дает читателю понять, что этот герой – носитель и олицетворение «самого странного порока» - трусости, жестокости, но и в то же время некой доброты. Это сочетание цветов символом противоречивости героя.

    Желтый цвет – тревога и ложь. Золотой цвет указывает на могущество Пилата, на его уверенность в своих силах, на подвластности ему мира.

    Воланд

    «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях, серый берет он лихо заломил за ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. <...> Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой» (часть 1, глава 2, стр. 3)

    «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ушко, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней» (часть 2, глава 22, стр. 136)

    «левый (глаз), зеленый, у него совершенно безумен, а правый, черен и мертв»(часть 1, глава 3, стр.22)

    Серый, черный, зеленый

    Такое описание героя дает понять читателю, что перед ним никто иной как дьявол, характерными чертами которого является вселенская мудрость

    Черный и серый цвета используются, для того чтобы показать в образе Воланда воплощение зла, дьявола, сатаны, князя тьмы. Сочетание черного и зеленого – символ всевластия и глубины познания.

    Мастер

    "На балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света»

    "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми". Таинственный посетитель был одет во все больничное, "на нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат" (часть 1, глава 13, стр.70)

    У мастера была «черная шапочка с желтой буквой «М» (которою вышила Маргарита) (там же, стр.75)

    Черный, бурый, желтый

    В жизни Мастера всё тёмное (черный, бурый цвета), но есть лишь единственный свет - встреча с Маргаритой (желтый цвет). Эти цвета символизируют соотношение тьмы и света в жизни Мастера. Свет среди тьмы, вечности и грусти. Для многих желтый - цвет сумасшествия. Мастера считают сумасшедшим, впрочем, он тоже считает себя безумным.

    Маргарита

    «… Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… Нехороший цвет!» (часть 1, глава 13, стр.73)

    «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме, украсившей себя тогда весною мимозами» (часть 2, глава 19, стр. 116)

    «Она говорила правду, ей нужен был он, мастер, а вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги» (там же)

    Черный цвет вокруг Маргариты - это загадочность, и печаль, и мистика, и все то, что делало ее ведьмой. Ведьма - не злобное существо, а особое состояние души, способность чувствовать иномирие, "ведать".

    Таблица 5. Цветовое «оформление» в деталях романа

    Введение …………………………………………………………….…2

    1 Основные теоретические положения и понятия исследования

    1.1Слово как основное лексическое средство ………………………3

    1.2 Лингвистический анализ художественного текста: сущность и методы

    2 Анализ лексических средств, использованных Ф.М. Достоевским в

    описании жилища в романе «Преступление и наказание» ……….7

    2.1 Описание квартиры Алены Ивановны (старухи - процентщицы) …7

    2.2 Описание жилища Сони Мармеладовой ……………………….8

    2.3 Описание комната Родиона Раскольникова ……………………10

    2.4 Описание жилища семьи Мармеладовых………………………10 Выводы………………………………………………………………..11

    Список использованной литературы и словарей ………………….13

    Введение

    Изучение литературы нельзя считать процессом, направленным только на получение специфических знаний, воспитание души и расширение читательского кругозора, – это, прежде всего, проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества». По мнению Л.Новикова, язык – «важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль».

    Актуальность – современный читатель выбирает книги развлекательного характера, глотая их и не понимая порой смысла. Моё исследование говорит о том, что прочитать и понять мало – нужно уметь заглянуть «между строк». Наш читатель лишает себя многого.

    Гипотеза – лексические средства помогают лучше проанализировать и глубже понять замысел автора.

    Объектом исследования выступают лексические средства как компоненты его семантической структуры.

    Предмет изучения составляют семантика и функция лексических средств в художественном прозаическом тексте.

    Цель работы - рассмотреть проблему лексических средств в теоретическом аспекте и определить роль этих лексических единиц в семантической структуре художественного текста на материале текста романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

    Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач

    Уточнить содержание понятия «лексические средства художественного текста», охарактеризовать основные текстовые функции этих лексико-семантических единиц.

    Выявить методические подходы, используемые при анализе художественного текста и использованных в нем лексических средств.

    Определить некоторые характерные особенности лексических средств использованных Ф.М. Достоевским при описании жилища в романе «Преступление и наказание».

    Методы исследования : частично-поисковый (выяснить, какую схему или план можно применить, чтобы более полно проанализировать сетку текста), исследовательский (при помощи эпизодов из романа показать, что слово несёт гораздо более глубокий смысл, и что в тексте «много информации»).

    Глава 1 Основные теоретические положения и понятия исследования

    1.1Слово как основное лексическое средство

    Слово - центральная единица языка. Слово представляет собой структурно-семантическую двустороннюю единицу языка, обладающую формой (планом выражения) и значением (планом содержания).

    Большинство слов в русском языке многозначно.

    Многозначность (полисемия) возникает в языке в результате переноса названий с одного предмета на другой на основании сходства по форме (вкусное яблоко - глазное яблоко, рукав пиджака - рукав реки), функции (строгий дворник - дворник (стеклоочиститель) машины, стержень поршня - стержень исследования) и связи между предметами (светлый класс -дружный класс, черствый хлеб - черствый человек).

    В многозначных словах различают основное (прямое) значение и вторичное (переносное). Так, прямое значение слова павлин - «птица из семейства фазановых с нарядным оперением»; переносное - «человек, который пытается казаться важнее, чем есть на самом деле, и потому смешон».

    Группа слов, объединенных синонимическими отношениями, образует синонимический ряд.

    Наиболее употребляемое и стилистически нейтральное слово синонимического ряда называется стержневым словом или доминантой. Так, в синонимическом ряду отнять, отобрать, лишить, забрать, выхватить, вырвать стержневым словом следует считать «отнять» как наиболее употребительное и стилистически нейтральное.

    Между рядами предметов, действий, качеств, обозначаемых словами , существуют разнообразные взаимодействия и соотношения. Предмет, названный словом , может оказаться звеном разных функциональных рядов, разных сторон действительности, включенных в общую широкую картину жизни. Слово помогает осмыслить и обобщить эти отношения.

    Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связь и во взаимоотношение в другими элементами сложной и разветвленной структуры языка. Только на фоне лексико-семантической системы языка, только в связи с ней определяются границы слова , как сложной и вместе с тем целостной языковой единицы, объединяющей в себе ряд форм, значений и употреблений.

    В зависимости от того, какой тип значения вступает в соотношения с другими словами в пределах словосочетания (т.е. условий, факторов, определяющих сочетаемость), различают три типа синтагматических функций слова-синтагмы: лексическую, лексико-грамматическую и лексико-синтаксическую.

    Лексико-семантическая функция. Здесь лексическое значение одного слова соотносится с лексическим значением другого, т.е. сочетаются лексические значения: зеленый - лист, трава, деревья, резать - бумага, ткань, кожа, пить - вода, квас, молоко.

    Лексико-грамматическая функция. Здесь лексическое значение одного слова соотносится с грамматическим значением другого, т.е. соединяются лексические и грамматические значения: играть во что - в футбол, в карты, в хоккей; играть на чем - на скрипке, на гитаре, на рояле; играть кого - Гамлета, Отелло, Ивана Грозного.

    Лексико-синтаксическая функция. Здесь лексическое значение слова связано с его синтаксической функцией, т.е. с ролью в предложении, т.е. соединяются лексическое и синтаксическое значения: Ср. Ему не везет (безл.) или Вы, сударь, камень, сударь, лед (сказ.). Однако эти три функции разграничиваются лишь теоретически, т.к. в реальной речи они все соотносятся друг с другом одновременно, имеют единый лексико-грамматический

    Таким образом, вследствие сложности смысловой структуры слова , вследствие многообразия его отношений и живых взаимодействий с другими лексическими звеньями языковой системы бывает очень трудно разграничить и передать все значения и оттенки слова даже в данный период развития языка, представить со всей полнотой и жизненной конкретностью роль слова в речевом общении и обмене мыслями между членами общества.

    1.2 Лингвистический анализ художественного текста: сущность и методы

    Лингвистический анализ как метод изучения художественного текста предполагает поуровневую работу с языковыми изобразительно-выразительными средствами: выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, особенностей его графического, орфографического, пунктуационного оформления; анализ экспрессивных средств словообразования, лексических средств; определение грамматических средств усиления изобразительности текста, при этом учитывается неразрывная связь всех уровней языковой системы.

    Существующаяметодика анализа художественного текста выделяет три уровня аналитической деятельности: лингвистическое комментирование, лингвистическое толкование и лингвопоэтическое толкование.

    Лингвистическое комментирование - начальный этап анализа текста. Суть в том, что цель комментирования – «объяснить» непонятные слова, ситуации и т.д.

    Необходимость лингвистического комментирования мотивируется тем, что в тексте мы часто встречаемся «с такими словами и выражениями, с такими формами и категориями, которые для нашего обыденного общения совершенно не характерны». Следовательно, «в центре лингвистического комментирования должны быть… такие языковые явления, которые по тем или иным причинам непонятны современному читателю».

    Основная цель лингвистического комментирования – «изучение использованных в художественном тексте языковых явлений в их значении и употреблении, поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового».

    Лингвистический анализ текста содержит следующие элементы:

    1. Лингвистический комментарий, то есть объяснение непонятных

    слов, выражений, ситуаций и т.п.

    2. Лингвистическое толкование.

    а) Стилевая отнесённость текста (текст как явление художественного стиля.

    б) Строфика текста.

    в) Стилистика текста.

    Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры).

    Другие составляющие текста (каламбур, палиндром, анаграмма).

    3. Фоника.

    4. Синтаксис.

    Работа с текстом помогает увидеть функционирование морфологических и синтаксических единиц в живой речи, а лингвистический анализ художественного текста дает возможность “побывать” в творческой лаборатории писателя, увидеть, как средствами языка создаются средства художественной выразительности.

    Таким образом, анализ лингвистических средств в предполагает как общий анализ самого текста, так и его лексических элементов.

    Глава 2 Анализ лексических средств, использованных Ф.М. Достоевским при описании жилища в романе «Преступление и наказание»

    В романе представлены четыре описания жилища: комната старухи, комната Раскольникова, жилье семьи Мармеладовых, комната Сони Мармеладовой. Рассмотрим детально каждый фрагмент.

    2.1 Описание квартиры Алены Ивановны (старухи - процентщицы)

    Во фрагменте описана квартира одной из главных героинь - одного из основных мест действия романа. В квартире несколько комнат, но детально описывается только одна. Ключевое слово «комната» характеризуется прилагательным «небольшая» (в значении «незначительная), описательными фразами «ярко освещена заходящим солнцем», «не было ничего особенного», «всё было очень чисто». Можно выделить тематические группы слов: «мебель» - диван, стол, с туалет; «детали» – картинки с изображением немецких барышень, зеркало, лампада, герани, занавески. Мебель вся очень старая – отражает возраст хозяйки; из жёлтого дерева; овальной, либо круглой формы (не любит проблем, обходит их). Присутствие жёлтого цвета (обои, рамки, солнце, лампада) говорит о властности старухи. Ещё одна тематическая группа слов является характеристикой хозяйки - «чистота» (очень чисто, оттёрты, лоск, блестело, ни пылинки нельзя было найти). Старуха ценит чистоту, но автор говорит о ней, как о старой и злой. ««Лизаветина работа, - подумал молодой человек» - это говорит о том, что работу она делает не сама, а пользуется чьим – то трудом, т. е не её заслуга.

    Роль символов выполняют «заходящее солнце», т.е то, которое зашло; слово «лампада» употребляется с глаголом «горело» в форме прошедшего времени; «птицы в руках» у барышень напоминают тех, которые вот-вот улетят. В описании употреблено много глаголов в прошедшем времени

    (была, окинул, покосился, состояла). Всё говорит о том, что жизнь чуть-чуть теплится. Время постепенно замирает (в эту минуту). Окно и двери являются связующими звеньями с другим пространством, но с этим пространством она не сообщается, поскольку на окнах кисейные занавески, на дверях – ситцевые. Она загородилась от мира и живёт по своим правилам.

    Описание комнаты старухи-процентщицы является весьма показательным - демонстрирует застывшую, неподвижную картину дома.

    Это достигается отсутствием глаголов в синтаксических формах: в тексте очень мало глаголов обозначающих действие (15%), фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей и их качества. Эту же функцию выполняют и причастия (4,2%), которые, по сути, так же обозначает признаки (освещена, заходящим, выгнутой, изображавших, оттерты) – они тоже в прошедшем времени.

    Функцию усиления также несут наречия, их почти 15% от всего объема слов.

    Даже упоминание о том, что «перед небольшим образом горела лампада», не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки, напоминая покойника.

    Использование сложноподчиненных предложений, в которых фактически перечисляются предметы с их свойствами, способствует образу статичности.

    2.2 Описание жилища Сони Мармеладовой

    Описание жилья Сони также статично со стандартным набором мебели. Как и предыдущем фрагменте, сохраняются пропорции количества глаголов (16,6%), существительных (31,8%), и прилагательных (13,4%).

    Однако, Достоевский, великий мастер слова, очень умело подбирает символы, для каждого жилого помещения героев, если для Алены Ивановны ключевым словом, была «старость», то в описании жилище Сони автор берет за основу слово «уродливость», и умело, подбирая, к нему синонимический ряд, описывает подробно греховность, и страдания ее искалеченной души. Также нужно заметить, что старуха живёт в квартире, а Соня только в комнате, да и ту снимает.

    Комната Сони характеризуется прилагательным «большая», т. е «значительная по величине, длине, ширине, объёму; превосходящая по размерам ряд однородных предметов» - не говорит ли это о том, что героиня особенная, не похожая на других - однородных представителей Петербурга да и всего рода человеческого. Усиливает уникальность Сони слово «единственная». Но далее следует противопоставление «чрезвычайно низкая» (чрезвычайно – исключительно, низкая – малая по высоте, имеющая небольшое протяжение снизу вверх). Скрытый смысл в том, что душа у героини широкая, но она не может «взлететь», потому что грешна. Автор сразу же использует противопоставление, чтобы показать её мучения, показать, как много противоречий в её жизни, как много углов. Углы знаменательны не только прилагательными (острый, тупой), но и наличием усиливающих восприятие наречий (ужасно, слишком, безобразно), а также метафора «угол убегал» говорит о том, неживые обстоятельства сильнее живой Сони.

    Связь с другим пространством происходит через три окна, правда в них видно только канаву; запертая дверь символизирует невозвратность пути. В пространстве нет занавесок – героиня открыта миру.

    Жилище заполняют неясные цвета, скорее это цвета нищеты, но как проблеск упоминается «синенькая скатерть» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом, придающим жалкий вид), да «желтоватые обои»

    (в значении неполноты), которые почернели.

    Описание жилища Сони уместилось в 12 предложениях. Случайна ли эта цифра?! Может быть таким образом автор даёт ей надежду – одна жизнь прожита, пора начинать новую. Интересен фоновый рисунок: повторение звука [ р ] в начале, и шипящих в конце (жизнь Сони страшна и наполнена словно шипящими змеями, жалящими её из темноты и пустоты).

    2.3 Описание комнаты Родиона Раскольникова

    Жилище Раскольникова автор называет даже не комнатой, а клетушкой (клетушка – маленькая комнатка. Сразу понятно, что жить в таком пространстве невозможно, в нём можно только существовать, поместиться на время. Время употреблено прошедшее (была, спал, стоял).

    Опять же стандартный набор мебели. Кругом нищета, неудобства и запустение,

    Автор использовал графические омонимы. С их помощью он подчеркнул символ для Раскольникова - символ отрицания. Фрагмент просто переполнен отрицательными частицами: н Изкая, не совсем, не сколько, ни чья, не касалась, не уклюжая, не всю, не й, не раздеваясь, без просты ни.

    Комната Раскольникова описывается пятью предложениями, из них только 1 является простым и имеет пояснительную функцию. Остальные предложения имеют сложносочиненный характер, в них производится перечисление, предметов интерьера, снабженных краткими характеристиками. Прозаические строфы, описывающие жилище, напоминают скупые канцелярские строчки полицейского протокола: «три старых стула», «крашенный стол в углу», «софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты» . Также следует заметить, что Достоевский использует в этом описании числительное «шесть», возможно он намекает на то, что герой только в середине пути.

    2.4 Описание жилища семьи Мармеладовых

    Описание интерьера жилья семьи Мармеладовых статично только на первый взгляд. Экспрессия причастий (со значением глаголов) «разбросано», «отворена», «протянута» говорят об бушующих здесь страстях. Напряжение добавляют местоимения «всю», «всё», «всего». («..всю ее было видно из сеней..», «..Все было разбросано и в беспорядке..», «..было всего..»). Символична лестница – как предел времени, которое заканчивается.

    Особенность этого описания – символ конца, края «На краю стола стоял догоравший сальный огарок». Герои не только живут на краю бедности, но и на краю жизни. О бедности рассказывают слова закоптелая, в конце, тряпьё, дырявая, ободранный, некрашеный, догоравший).

    Своеобразно и построение описания. Во фрагменте 8 предложений, из них простых 6, сложносочиненных 2. Краткостью фраз Достоевский как бы показывает – все, осталось мало времени. Создается впечатление, что он боится не успеть рассказать этот сюжет, все вот-вот все закончится.

    Анализ текстов, описывающих жилища героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», выявил следующие особенности:

    1. Все описания объединяет статичность. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. Имеющиеся глаголы (17,1%) употребляются в несовершенной форме, прошедшего времени, что еще более подчеркивает состояние статичности.

    2. Все описание жилищ отличаются композиционной однообразностью. Для создания зримой картины, и подчеркивая такую деталь как стандартный набор мебели у всех героев, автор использует имена существительные (35,6%): стол, комод, стулья, диван (он же - софа).

    3. Ненормальность и стесненность пространства показаны прилагательными (14,6%), которые способствуют детальной обрисовке внешности героя, используются для создания психологического портрета персонажа; при описании его привычек, уклада жизни.

    4. Неопределенные местоимения создают в тексте экспрессию загадочности, таинственности.

    5. Наречия (17,3%) усиливают качественные характеристики предметов, явлений и действия.

    6. Простые предложения в тексте составляют 39,5%, остальную долю текста, а это 60, 5% составляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Большинство предложений являются безличными и служат для передачи тексту канцелярской окраски.

    7. Прямая речь используется только в одном описании – квартиры Алены Ивановны. Здесь автор использует прием прямой речи, как канал передачи информацию, необходимую для развития сюжета, выступает в изобразительной функции, рисуя облик героя.

    Таковы общие лексические особенности описаний жилищ в романе Достоевского «Преступление и наказание».

    Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ – это не просто набор действующих лиц и событий, это уникальная материя, сплав мыслей, проникновение в глубины которых является восхождением к высотам Языка – «одного из самых великих творений человечества». Читайте не торопясь, читайте, заглядывая «между строк»

    Список литературы и словарей

    1. Апресян Ю.Д. Язык. Семиотика. Культура. Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.:Языки славянских культур, 2002. – 912с.;

    2. Борисоглебская Э.И. Гурченкова В.П. Курбыко А.Е. и др. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 1998. - 445 с.;

    3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М.: Наука, 1977. – 312с. (С. 162-189);

    4. Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. - 528 с.;

    5. Захаров В.Н. «Слово и курсив в «Преступлении и наказании»» Слово и курсив в "Преступлении и наказании // Русская речь. - 1979. - № 4. - С. 21-27.;

    6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 9-е изд., испр. и доп. - М.: 1972; 21-е изд. М.: 1981.;

    7. Словарь русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 4 т. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 19

    Достоевский подробно описывает комнату героини, подчеркивая
    крайнюю нищету обстановки. Мебели в помещении очень мало,


    Комната Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание
    В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в «доме на канаве» в квартире портного Капернаумова (квартира № 9). Комната расположена на третьем этаже. Сонина комната было очень мало Мебели
    на стенах — «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои» . Комната
    неправильной формы, отчего один угол получился «ужасно
    острым» , другой — «безобразно тупой» . Как и в каморке Раскольникова,
    потолок чрезвычайно низкий. Все в этой жалкой обстановке давит
    на человека, наводит на мысли о преступлении или самоубийстве.

    «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

    Описание комнаты Сони Мармеладовой. Дайте описание комнаты Сони, сроно:)) Из Романа «Преступление и наказание»

    Заходи и общайся - скучно не будет!

    А в нете не поискать))? ? Пальцы отвалятся))?? ^

    sprashivalka.com

  • Введите дополнительный текст около ссылок социальных сетей. Например кто автор этого сайта.
  • Это сочинение списано 216 579 раз
  • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.

    Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».

    Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.

    Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой – ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды – осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».

    После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова – их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос – она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

    Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба – отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня – «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир – библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

    Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» – не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением – и каторжные отвечают ей взаимностью.

    Соня Мармеладова – один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

    Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

    Многогранный роман

    Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым рядом важных вопросов. Трудно определить, к какому типу романа относится произведение Ф. М. Достоевского. В нём поднимаются проблемы, затрагивающие различные сферы жизни человека: общественную, нравственную, психологическую, семейную, моральную. Родион Раскольников является центром романа. Именно с ним связаны все остальные сюжетные линии великого произведения классика.

    Главный герой романа

    Внешний вид

    Описание Раскольникова в романе начинается с первой главы. Мы знакомимся с молодым человеком, который находится в болезненном состоянии. Он мрачен, задумчив и замкнут. Родион Раскольников – бывший студент университета, забросивший занятия на юридическом факультете. Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

    Черты характера

    Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» даётся автором постепенно. Сначала мы знакомимся с портретом Раскольникова. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим. Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

    Идея Раскольникова

    Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею. Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

    Преступление и наказание героя

    В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла. Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона. Переступив нравственную черту, лишив жизни человека, герой всячески избегает общения с людьми. Отверженный и больной, он оказывается на грани сумасшествия. Семья Раскольникова, его друг Дмитрий Разумихин безуспешно пытаются понять состояние юноши, поддержать несчастного. Гордый молодой человек отвергает заботу близких и остаётся один на один со своей проблемой. «Но зачем же они меня так любят, если я не стою того!

    После рокового события герой заставляет себя общаться с незнакомыми людьми. Принимает участие в судьбе Мармеладова и его семьи, отдавая присланные матерью деньги на похороны чиновника. Спасает от растления юную девочку. Благородные порывы души быстро сменяются раздражением, досадой и одиночеством. Жизнь героя будто разделилась на две части: до убийства и после него. Он не ощущает себя преступником, не осознаёт своей вины. Больше всего он переживает из-за того, что не выдержал испытания. Родион пытается запутать следствие, понять, подозревает ли его умный и хитрый следователь Порфирий Петрович. Постоянное притворство, напряжение и ложь лишают его сил, опустошают душу. Герой чувствует, что поступает неправильно, но не желает признавать свои ошибки и заблуждения.

    Родион Раскольников и Соня Мармеладова

    Возрождение к новой жизни началось после знакомства Родиона Раскольникова с Соней Мармеладовой. Восемнадцатилетняя девушка сама находилась в крайне бедственном состоянии. Застенчивая, скромная по натуре героиня вынуждена жить по жёлтому билету, чтобы отдавать деньги своей голодающей семье. Она постоянно терпит оскорбления, унижения и страх. «Безответная она», – говорит о ней автор. Но это слабое существо обладает добрым сердцем и глубокой верой в бога, которая помогает не только выстоять самой, но и поддерживать других. Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Её жалость поначалу вызывает у гордого юноши протест и негодование. Но именно Соне поверяет он свою тайну и именно у неё ищет сочувствия и поддержки. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Он не верит в бога, не разделяет её убеждений. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

    Основная идея произведения Ф. М. Достоевского

    Подробное описание преступления и наказания Раскольникова составляют основу сюжета романа Ф. М. Достоевского. Наказание начинается сразу после совершения убийства. Мучительные сомнения, угрызения совести, разрыв с близкими людьми оказались гораздо страшнее долгих лет каторги. Писатель, подвергая глубокому анализу Раскольникова, пытается предостеречь читателя от заблуждений и ошибок. Глубокая вера в бога, любовь к ближнему, нравственные принципы должны стать основными правилами в жизни каждого человека.

    Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

    • Произведение: Преступление и наказание
    • Это сочинение списано 72 788 раз
    • В романе Достоевского «Преступлении наказание» интерьеры изображены в уродливых, мрачных, давящих тонах. Они подчеркивают обстоятельства, состояние души героев, а иногда, наоборот, контрастны по отношению к персонажам. Примером тому может служить привлекательный портрет Раскольникова и комната, в которой он живет: нищенская, напоминающая гроб или шкаф, с низким потолком, с желтыми выцветшими обоями. Интерьер дополняют ободранные старые стулья, софа и небольшой крашенный столик.

      Описывая комнату главного героя, писатель подчеркивает запустение и безжизненность жилища, вызывающего страх и угнетение. Мертвенность комнаты дополняет большой слой пыли на книгах и тетрадях, лежащих на столе. В этой желтой комнатушке нет жизни. Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения.

      Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки. Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц».

      Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла. Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

      Мать Родиона Раскольникова с облегчением выходит из его коморки. Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам. Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы. Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично. Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии. А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена. Она вынуждена торговать собой ради спасения семьи.

      В доме Мармеладова глазами Раскольникова читатель видит ужасающую нищету. По жилищу разбросаны детские вещи, через комнату протянута дырявая простыня, предметами мебели служат два стула, ободранный диван и старый кухонный стол, ничем не накрытый и никогда не крашенный. Освещением служит огарок свечи, что символизирует собою смерть, распад семьи.

      Лестницы в романе отличаются таким же неприглядным видом, они тесные и грязные. Исследователь Бахтин М. М. отмечает, что вся жизнь героев романа проходит на лестнице, на виду. Раскольников разговаривает с Соней у дверей, так что весь разговор слышит Свидригайлов. Соседи, сгрудившись возле дверей, становятся свидетелями предсмертных мук Мармеладова, отчаяния Катерины Ивановны и смерти ее мужа. По дороге домой по лестнице навстречу Раскольникову поднимается священник.

      Обстановка гостиничного номера Свидригайлова, в котором он проводит свою последнюю ночь накануне самоубийства, также наполнена символичным значением. Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события.

      В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый. Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии. Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

      Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

      • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья […]
      • Подать заявление развод астана ЗАГС СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКой области (плюс часть КОКЧЕТАВСКОЙ) САЙТ МИНЕСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ республики КАЗАХСТАН http://www.minjust.kz/ru/node/874 XV. департамент юстиции СКО150010, г. […]
      • Продажа квартир - Чебоксары 5 359 объявлений Агентство отмечено «Знаком качества» Domofond.ru Пожаловаться на объявление Ваши отзывы важны для нас. Пожалуйста, заполните форму, это поможет нам улучшить качество […]