Осветительные приборы

Старых домах в наше время. Фотографии русских деревянных домов

Старых домах в наше время. Фотографии русских деревянных домов

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.

Внутреннее убранство русской избы является неотъемлемой частью истории и культуры России. Именно она, старинная избенка, стала основной частью фольклора и даже героиней многих сказок и легенд. Вспомнить хотя бы избушку на курьих ножках - сказочное жилище Бабы-Яги, страшной колдуньи, которая пугает маленьких детей. Её же часто обводят вокруг пальца главные сказочные герои.

Так, Иван-Царевич обращается к ней за помощью, дабы избавить от страшной участи свою любимую, и не без хитрости получает дары старой колдуньи. Бабка-Ёжка - негативный персонаж, помогающий в сотворении злодеяний Кощею Бессмертному, Змею Горынычу и Коту Баюну. Но вместе с этим эта "героиня" является довольно весёлой, смешной и сатирической.

Об истоках

Слово "изба" на Руси имело множество интерпретаций в зависимости от места проживания людей, поэтому и называлась по-разному. Существуют такие синонимы, как: ызба, истьба, изьба, истопка и истобка. Эти слова часто употребляются в русских летописях, что, опять же, говорит о неотрывности и связанности жилья с жизнью человека. Такая фраза имеет прямую связь с такими русскими глаголами, как «топить» или «истопить». Это здание имело в первую очередь функциональную нагрузку, поскольку было призвано согревать в морозы и укрывать от природных условий.

Что представляла собой изба в общем

Внутреннее убранство русской избы сложно представить без печи, поскольку именно она была центром комнаты и излюбленной её частью. Известно, что у многих восточнославянских народов, украинцев, русских и белоруссов, сохранялся термин «истопка». Ну и, как говорилось раньше, он обозначал отапливаемое строение. Это были и кладовые для хранения запасов овощей, и жилое помещение разных размеров.

Чтобы знать, как нарисовать убранство русской избы, нужно понимать, что она значила для человека. Знаменательным событием было строительство дома для крестьянина. Мало было решить практическую задачу и обеспечить себе крышу над головой. В первую очередь дом являлся полноценным жилым пространством для всей семьи. Убранство избы должно было быть по мере возможности наполнено всеми необходимыми жизненными благами, обеспечивать жильцов теплом, давать им любовь и ощущение покоя. Такое жильё можно соорудить лишь по давним заветам предков, а традиции крестьяне всегда соблюдали очень тщательно.

О традициях

Особое значение при строительстве дома отводилось выбору места, чтобы строение впоследствии было светлым, сухим и высоким. Ритуальная ценность имела не меньшее значение.

Счастливое место - это то, которое прошло строгую проверку временем и было обжито ранее: стало благополучным для прежних хозяев, которые жили здесь. Неудачными считались територии около захоронений, бани, которые были построены там ранее, а также вблизи дороги. Считалось, что сам чёрт ходит по этому пути и может заглянуть в жилище.

О строительном материале

Материалы для строительства избы выбирали очень тщательно. Русские использовали для возведения брёвна сосны или лиственницы. Эти деревья имеют длинные и ровные стволы, ровно ложатся и плотно примыкают друг к другу. Они хорошо удерживают внутреннее тепло и долго не гниют. Выбор брёвен в лесу был довольно непростым занятием, веками от отцов к детям передавался свод правил, алгоритм подбора бревна. Иначе, если выберешь неправильный, негодный материал - дом будет приносить беды и несчастья.

Даже на внутренее убранство крестянской избы нельзя было рубить священные деревья. Они могли принести в дом тяжёлые хвори. Существовало поверье, которое говорило о том, что такие особые породы должны жить только в лесу и умереть своей смертью. Если нарушить запрет, они принесут смерть и горе в дом.

Сухая древесина также была непригодна к строительству. Место, где произрастали деревья, тоже имело важное значение. Дерево, которое росло на перекрёстке лесных дорог, является «буйным» и может принести в дом большое несчастье - разрушить сруб и тем самым убить хозяев дома.

Обряды

Без обрядов у славян не обходился и процесс возведения дома. В начале строительства совершалось жертвоприношение. Жертвой в таком случае считалась курица или баран. Такой процесс проводился при укладке первого венца избы. Под брёвна клали деньги, шерсть и зерно как символы богатства, процветания, любви, семейного тепла. Также туда клали ладан как знак святости дома, а также своеобразный оберег от нечистой силы. В конце работы (строительства) все участники процесса садились за стол и угощались вкуснейшими яствами.

Жертвоприношения проводился неспроста. Жертва должна была создать крепость дому и уберечь от напастей. Иногда в дар богам приносили человека, но это в редких случаях, дабы защитить всё племя от врагов. Чаще всего предавали страданиям крупный скот: быка или лошадь. Во время археологических раскопок на старых домах были найдены именно их скелеты, а также конские черепа.

Для обряда делалась специальная ямка, останки нужно было класть туда. Она находилась под красным уголком, где располагались иконы и другие обереги. Были и другие излюбленные животные для строительного жертвоприношения. Таким фаворитом для славян стал петух или курица. Об этом говорит и традиция размещения флюгеров в виде петушков, а также изображение или статуэтка этого животного на крыше дома.

Можно привести в пример бессмертное классическое произведение Н. В. Гоголя «Вий». Вся нечисть исчезала после крика петуха. Поэтому "крикун" призван охранять жилище от нечистой силы. Фото, убранство русской избы на которых показано во всей красе, представлены в этой статье.

Схема устройства крыши

Кровля также была сделана по особой схеме:

  • желоб;
  • охлупень;
  • стамик;
  • слега;
  • огниво;
  • князевая слега (кнес);
  • повальная слега;
  • самец;
  • повал;
  • причелина;
  • курица;
  • пропуск;
  • гнет.

Общий вид избы

Убранство русской избы снаружи, такое, каким представляли себе и строили наши прадеды, было особым. По старым традициям избы строили тысячи лет. Русское убранство избы зависело от того, где жил человек и к какому племени он принадлежал, поскольку у каждого племени были свои традиции и законы, по которым их можно различать.

И даже сейчас нельзя не различить избы на европейской территории России. Ведь на севере преобладали рубленные дома, поскольку леса там было вдоволь. На юге же были огромные запасы глины, поэтому и хаты-мазанки строили из неё. Так же оформлялось и внутреннее убранство русской избы. Фото явлются наглядным тому примером.

Как утверждают этнографы, ни одна народная мысль не была создана сразу же в первозданном виде, таком, как мы можем наблюдать сейчас. История, культура, а с ними и мысль людей, меняется и развивается, привнося во всё, что было создано, гармонию, красоту и великую силу любви. Это касается и жилища, которое формировалось и становилось всё более функциональным и удобным. Эти утверждения доказывает и масса проведённых археологических раскопок.

Русское убранство избы во многом зависело от климатических условий, в которых проживали люди, и от имеющегося строительного материала. Так, на севере была влажная почва и густые леса, полные брёвен, пригодных для возведения жилищ, а на юге преобладали и активно использовались другие изделия. Исходя из этого, в южных областях была распространена полуземлянка. Этот дум был с углублением на полтора метра в землю, соответственно, имел насыпной пол. Такой тип жилища на Руси просуществовал до 14-15-го веков.

После этого временного периода стали строить наземные постройки с деревянным полом, поскольку научились обрабатывать брёвна и делать из них доски. Также делались дома, приподнятые над землёй. Они были более многофункциональны, поскольку имели 2 этажа и предоставляли возможности для комфортной жизни, хранения овощных запасов, сена и жилья для скотины в одном доме.

На севере, с изобилием густых лесов и достаточно сырым холодным климатом, полуземлянки быстро превратились в наземные дома, быстрее, чем на юге. Славяне и их предки занимали достаточно большую территорию и отличались друг от друга вековыми традициями, в том числе и в построении жилья. Но каждое племя наилучшим образом подстраивалось под окружающие условия, поэтому нельзя сказать, что какие-то избы были хуже. Всему было своё место. Теперь можно понять, как нарисовать убранство русской избы.

Подробнее о строительстве

Ниже представлено фото. Убранство русской избы на нем продемонстрировано наиболее типичное для Ладоги, соответствующее временному периоду 9-11-го веков. Основание дома было квадратным, то есть ширина была равна длине, которая достигала 5 метров.

Строительство срубной избы требовало внимательного и тщательного подхода, поскольку венцы должны были совпадать, а брёвна - плотно прилегать друг к другу, иначё весь труд насмарку.

Брусья должны были прилегать как можно плотнее, дабы защитить жителей от холодных ветров и сквозняков. Поэтому делались углубления в срубе через одно бревно. В это отверстие укладывался выпуклым ребром другой брус. Пазы между ними утепляли болотным мхом, который нес не только теплоизоляционную ценность, но и антибактериальную. Сверху эту постройку промазывали глиной.

О нюансах строительства

Внутреннее убранство русской избы иногда предполагало который поливался водой и утрамбовывался, отчего становился твёрдым и гладким. Во время уборки слой грязи просто сметался метлой. Но чаще всего внутреннее убранство крестьянской избы предполагало пол деревянный и приподнятый над землёй на высоту в полтора метра. Это делалось для того, чтобы соорудить подполье. Из него в жилое помещение с печью вёл люк. В подполье сохранялись все овощные запасы.

Русское убранство избы у зажиточных людей предполагало ещё одну надстройку сверху. Снаружи этот дом был похож на трёхъярусный.

О пристройках

Внутренне убранство русской избы тоже имело несколько нюансов. Русские люди часто пристраивали к своему жилищу прихожую с большими широкими окнами. Она называлась сени. Так, при входе в дом нужно было сначала зайти в сени, а потом уже войти в горницу. Такая прихожая в ширину достигала 2 метров. Иногда сени соединяли с хлевом для скота, поэтому, соответственно, делали их больше.

Кроме того, у этой пристройки была масса и других предназначений. Там хранили добро и мастерили что-то нужное в непогоду, поскольку крестьянин без дела никогда не сидел. Летом там же можно уложить спать гостей после шумного праздника. Такому жилищу учёные-археологи дали название «двухкамерное», поскольку оно представляло собой 2 помещения.

Внутреннее убранство крестьянской избы не обходилось без клети. С начала 10-го века эта комната служит дополнительной спальней, которой пользовались только летом, поскольку она не отапливалась. Там же круглый год можно было хранить продукты. А зимой - даже скоропортящиеся блюда, ведь там всегда холодно.

Как строилась ковля

Крыша в избе изготавливалась по нескольким техникам: она могла быть деревянной, гонтовой, тесовой или из драни. С развитием истории, а с ней и умений народа, во временном периоде 16-17-го веков славяне выработали уникальную концепцию покрытия крыши берёзовой корой, которая защищала от протекания. Также она несла эстетическое предназначение, поскольку предавала пестроту постройки. На кровлю клали немного земли и дёрна. Это было старинной "смарт-технологией", защитой дома от пожара.

Землянки и полуземлянки окон, как правило, не имели. Внутренее убранство русской избы из-за этого выглядело, конечно, не так, как мы привыкли себе представлять. Были небольшие оконные отверстия, затянутые желудками крупного рогатого скота. Однако позже, когда изба «выросла» над землёй, стали делать большие застеклённые окна, которые не только пропускали свет, но и позволяли видеть, что происходит на улице. Внешнее убранство русской избы предполагало застеклённые которые вначале (10-й век) были только у зажиточных владельцев.

Туалет на Руси был назван «задок» и был расположен, как правило, в сенях. Это была дырка в полу, которая «смотрела» вниз, в сторону наземного яруса, где обычно держали скотину. Появился он в избах со времён 16-го века.

О строительстве окон

Русское убранство избы в позднее время не представлялось без окон. Обычно оконный проём представлял собой 2 смежных бревна, которые были разрублены до половины. Туда вставлялась прямоугольная рама, имеющая задвижку, которая "ходила" в горизонтальном направлении.

Внутреннее пространство избы

Внутреннее убранство русской избы представляло собой от одного до трёх жилых помещений. Вход в дом начинался с сеней. Помещение, предназначенное для жилья, всегда было очень тёплым и отапливалось печью. Внутреннее убранство избы (фото) прекрасно иллюстрирует жизнь простолюдинов тех времён.

Что касается зажиточных крестьян и людей, обладающих высоким чином, то в их жилище было место и дополнительной комнате, которая называлась горницей. В ней хозяева принимали гостей, и она также была очень тёплая, светлая и просторная. Отапливалась печью-голландкой.

Внутреннее убранство русской избы не представлялось без духовой печи, занимающей большую часть комнаты, которая была расположена у входа. Однако в южной части страны она располагалась в дальнем углу.

Внутреннее убранство русской избы отличалось особым, но вместе с этим достаточно простым, размещением предметов. Обеденный стол обычно стоял в углу, по диагонали от печи. Прямо над ним был "красный уголок" с иконами и прочими оберегами. Вдоль стен стояли лавки, над ними располагались полки, встроенные в стены. Такое внутренее убранство русской избы (фото) встречалось почти повсеместно.

Печь имела многофункциональную нагрузку, поскольку приносила не только тепло и вкусную еду, но и имела спальное место.

Внутренне убранство русской избы также демонстрирует, что существовало много общего с традициями восточнославянских народов, но были и различия. На севере Руси люди строили печи-камени. Своё название они получили потому, что были сложены из камня без использования какого-либо скрепляющего раствора.

В районах Старой Ладоги основание каменной топки равнялось полутора метрам в поперечнике. Убранство крестьянской избы в районе Изборска предполагало печь, сделанную из глины, но на каменном основании. В длину и ширину она достигала до 1 метра, так же как и в высоту.

В южных областях восточнославянских стран печь строилась более крупной и широкой, каменное основание ее закладывалось с приблизительным расчётом полтора метра в длину и 2 - в ширину. В высоту такие печи достигали 1,2 метра.

Секреты русской избы и ее таинства, маленькие премудрости и традиции, основные правила в постройке русской избы, приметы, факты и история возникновения «избушки на курьих ножках» — обо всем очень кратко.

Общепризнанный факт, что наиболее экологичные и подходящие для проживания человека дома могут быть построены только из дерева. Дерево — самый древний строительный материал, подаренный нам самой совершенной лабораторией на Земле — Природой.

В помещениях деревянного строения влажность воздуха всегда оптимальна для жизнедеятельности человека. Уникальная структура древесного массива, состоящая из капилляров, впитывает лишнюю влагу из воздуха, а при излишней сухости отдает ее в помещение.

Срубы обладают природной энергетикой, создают в избе особый микроклимат, обеспечивают естественную вентиляцию. От деревянных стен веет домовитостью и покоем, они защищают летом от жары, а зимой от морозов. Дерево отлично удерживает тепло. Даже в трескучий мороз стены деревянного сруба теплые внутри.

Каждый, кто хоть раз побывал в настоящей русской избе, никогда не забудет её чарующий благостный дух: тонкие нотки древесной смолы, аромат свежеиспеченного хлеба из русской печи, пряность лечебных трав. Благодаря своим свойствам, дерево нейтрализует тяжелые запахи, озонируя воздух.

И неспроста, что интерес к деревянному строительству возникает снова и разрастается с невероятной быстротой, завоёвывая всё большую популярность.

Итак, маленькие премудрости, тайны и секреты русской избы!

Название русского дома «изба» происходит из древнерусского «истьба», что означает «дом, баня» или «истобка» из «Повести временных лет…». Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское «jьstъba» и считается заимствованным из германского «stubа». В древненемецком «stubа» означала «теплое помещение, баня».

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома — это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в.

Первоначально (до X века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен. Таким образом, сама изба представляла собой полуземлянку.

Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.

Основное требование к строительному материалу было привычным — сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу. Одновременно выбор дерева в лесу регламентировался несколькими правилами. Например, нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли, по поверьям, принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна, по поверью, могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища.

Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.

Русская изба была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной - «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т. д.). В русских землях, не избалованных теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус».

За крыльцом избы обычно следовали «сени» (сень - тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом».

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения - отголосок древних ритуальных пиров, которые проходили часто с жертвоприношениями.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени - пир.


Демьянова уха. Художник Андрей Попов

В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Курные избы, вероятно, внесли свой вклад в небольшую продолжительность жизни в старину (около 30 лет для мужчин): продукты горения дров являются веществами, вызывающими рак.

Полы в избах были земляные. Лишь с распространением на Руси пил и пилорам в городах и в домах помещиков стали появляться деревянные полы. Первоначально полы выкладывались из досок, изготовленных из колотых пополам бревен, либо из массивной толстой половой доски. Однако массово полы из досок стали распространяться лишь в XVIII веке, так как не было развито лесопильное производство. Лишь усилиями Петра I пилы и пилорамы стали получать распространение на Руси с издания петровского указа «О приучении дровосеков к распиловке дров» в 1748 году. Вплоть до ХХ века, полы в крестьянской избе были земляные, то есть выравненная земля просто утаптывалась. Иногда верхний слой мазали глиной, смешанной с навозом, что предотвращало образование трещин.

Бревна для русских изб готовили с ноября-декабря, подрубая стволы деревьев по кругу и давая им высохнуть на корню (стоймя) за зиму. Дорубали деревья и вывозили бревна еще по снегу до весенней распутицы. При рубке клети избы бревна укладывали северной более плотной стороной наружу, чтобы древесина меньше трескалась и лучше переносила воздействия атмосферы. По углам дома по постройке помещались монеты, шерсть и ладан для того чтобы обитатели его жили здоровыми в достатке и тепле.

До IX века окон в русских избах вообще не было.

До XX века окна в русских избах не открывались. Проветривали избу через дверь и дымник (деревянная вентиляционная труба на крыше). Ставни защищали избы от непогоды и лихих людей. Закрытое ставнями окно днем могло служить «зеркалом».

В старину ставни были одностворчатыми. Двойных рам в старину тоже не было. Зимой для тепла окна закрывались снаружи соломенными матами или просто заваливались копнами соломы.

Многочисленные узоры русской избы служили (и служат) не сколько украшению, сколько защите дома от злых сил. Символика сакральных изображений пришла с языческих времен: солнечные круги, громовые знаки (стрелы), знаки плодородия (поле с точками), конские головы, подковы, хляби небесные (разнообразные волнистые линии), плетения и узлы.

Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. Под углы подводились дубовые колоды, большие камни или пни, на которых и стоял сруб. Летом под избой гулял ветер, просушивая снизу доски так называемого «черного» пола. К зиме дом обсыпали землей или устраивали из дёрна завалинку. Весной завалинка или обваловка в некоторых местах раскапывалась для создания вентиляции.

«Красный» угол в русской избе устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Иконы помещались в божницу в «красный» или «святой» угол комнаты с таким расчётом, чтобы входящий в дом человек сразу их видел. Это считалось важным элементом защиты дома от «злых сил». Иконы должны были обязательно стоять, а не висеть, так как почитались «живыми».


Возникновение образа «Избушки на курьих ножках» исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтоб предохранить дерево от гниения. В словаре В. И. Даля сказано, что «куръ» - это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили именно на таких стропилах. В Москве одна из старинных деревянных церквей называлась «Никола на курьих ножках», поскольку из-за болотистости местности стояла на пеньках.

Изба на курьих ножках — на самом деле они КУРНЫЕ, от слова курная изба. Курными избами назывались избы, топившиеся «по-чёрному», то есть, не имевшие печной трубы. Использовалась печь без дымохода, называвшаяся «курной печью» или «чёрной». Дым выходил наружу через двери и во время топки висел под потолком толстым слоем, отчего верхние части бревен в избе покрывались копотью.

В древние времена существовал погребальный обряд, включающий в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп.

Избушка на курьих ножках в народной фантазии была смоделирована по образу славянского погоста-маленького домика мертвых. Домик ставился на опоры-столбы. В сказках они представлены как куриные ножки тоже не случайно. Курица-священное животное, непременный атрибут многих магических обрядов. В домик мертвых славяне складывали прах покойного. Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему наш сказочный герой постоянно приходит к избушке на курьих ножках-чтобы попасть в иное измерение времени и реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.

Куриные ноги - всего лишь «ошибка перевода».
«Курьими (курными) ножками» славяне называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. С точки зрения сторонников славянского (классического) происхождения Бабы-Яги, немаловажным аспектом этого образа видится принадлежность её сразу к двум мирам - миру мёртвых и миру живых.

Курные избы просуществовали в российских деревнях вплоть до XIX века, встречались они даже и в начале XX века.

Лишь в XVIII веке и только в Санкт-Петербурге царь Пётр I запретил строить дома с отоплением по-чёрному. В других же населённых пунктах они продолжали строиться до XIX века.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Русский дом пятистенок в средней России. Типичная трехскатная крыша со светелкой. Пятистенок с перерубом вдоль дома

Этих примеров, думаю, вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой тип домов действительно существует и он широко распространен в традиционно русских регионах. Для меня было несколько неожиданно то, что этот тип дома преобладал до недавнего времени на побережье Белого моря. Даже если признать, что я не прав, и данный стиль домов пришел на север из центральных районов России, а не наоборот, то получится, что словене с озера Ильмень к колонизации побережья Белого моря не имеют отношения. В Новгородской области и по реке Волхову домов такого типа нет. Странно, не правда ли? А какие дома исстари строили новгородские словене? Ниже я привожу примеры таких домов.

Словенский тип домов

Словенский стиль может быть изысканным, с навесом впереди дома, под которым располагаются лавочки, где можно отдохнуть, подышать свежим воздухом (см. фото справа). Но крыша все равно двухскатная (конем), и стропила крепятся к верхнему венцу стены (лежат на нем). Сбоку они не отодвинуты от стены и нависают над ней.

Плотники у меня на родине (север Ярославской области) презрительно называли такой тип крепления стропил "пригодным только для сараев". Но вот этот дом в Витославицах недалеко от Новгорода на Ильмене очень богат, перед фронтоном балкончик, а навес на резных столбах. Еще одна характерная черта домов этого типа - отсутствие продольного переруба, поэтому дома узкие, по фасаду с 3-4 окнами.

На этом фото мы видим двухскатныю крышу, которая позволяет отнести этот дом к словенскому типу. Дом с высокой подклетью, украшенный резьбой, характерной для русских домов. Но стропила лежат на боковых стенах, как у сарая. Этот дом был построен в Германии в начале XIX века для русских воинов, которых российский царь посылал помогать Германии. Часть из них осталась в Германии на совсем, правительство Германии в знак благодарности за службу построило для них вот такие дома. Думаю, что дома строили по эскизам этих солдат в словенском стиле

Это тоже дом из германской солдатской серии. Сегодня в Германии эти дома - часть музея русского деревянного зодчества под открытым небом. Немцы на нашем традиционном прикладном искусстве зарабатывают деньги. В каком идеальном состоянии содержат они эти дома! А мы? Мы, что имеем, не ценим. Все нос от своего воротим, все на заморское заглядываем, евроремонты делаем. Когда же русоремонтом займемся и нашу Россию отремонтируем?

По-моему, этих примеров домов словенского типа достаточно. Заинтересовавшиеся этим вопросом могут найти еще массу доказательств данной гипотезы. Суть гипотезы в том, что настоящие словенские дома (избы) отличались от русских изб по целому ряду признаков. Наверное, глупо говорить о том, какой тип лучше, какой хуже. Главное в том, что они отличаются друг от друга. По-разному поставлены стропила, нет переруба вдоль дома у пятистенков, дома, как правило, поуже - 3 или 4 окна по переду, наличники и накладки у домов словенского типа, как правило, не пропиленные (не ажурные) и потому не похожие на кружева. Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.

Угро-финский тип домов

Угро-финский тип домов - это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей

Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги. Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами

А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды. У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.

Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области. Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно...

Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области. Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома - еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж

Деревня Кинерма в Карелии. Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа

Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле. Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы - горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.

Республика Карелия. Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа - русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?

Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области. Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?

На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа. Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната - светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни

Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций. Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины. Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров. В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате. Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее. Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал. Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.

С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях. Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.

Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их. Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне. Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

В книге коллектива авторов под редакцией И.В. Власова и В.А. Тишкова "Русские: история и этнография", вышедшей в 1997 г. в издательстве "Наука", есть очень интересная глава о сельской жилой и хозяйственной застройке в России в XII - XVII веках. Но авторы главы Л.Н. Чижикова и О.Р. Рудина почему-то очень мало внимания уделили домам русского типа с трехскатной крышей и светелкой на чердаке. Они рассматривают их в одной группе с домами словенского типа с двухскатной крышей, нависающей на боковые стены.

Однако объяснить, как дома русского типа появились на берегах Белого моря и почему их нет в окрестностях Новгорода на Ильмене, исходя из традиционной концепции (утверждающей, что Беломорье контролировали новгородцы с Ильменя), невозможно. Наверное, поэтому историки и этнографы не обращают внимание на дома русского типа, - их нет в Новгороде. В книге М. Семеновой "Мы - славяне!", изданной в 2008 г. в Санкт-Петербурге в издательстве "Азбука-классика", есть хороший материал об эволюции дома словенского типа.

Согласно концепции М. Семеновой, первоначальным жилищем ильменских словен была полуземлянка, почти полностью углубленная в землю. Над поверхностью возвышалась только слабо двухскатная крыша, покрытая жердями, на которые укладывался толстый слой дерна. Стены такой землянки были бревенчатыми. Внутри были лавки, стол, лежак для сна. Позднее в полуземлянке появилась глинобитная печь, которая топилась по-черному, - дым шел в землянку и выходил через дверь. После изобратания печи в жилище стало тепло и зимой, можно было уже в землю не закапываться. Дом словен "стал вылезать" из земли на поверхность. Появился пол из тесанных бревен или из плах. В таком доме стало чище и светлее. Со стен и с потолка не сыпалась земля, не надо было сгибаться в три погибели, можно было сделать более высокую дверь.

Думаю, что процесс превращения полуземлянки в дом с двухскатной крышей проходил многие столетия. Но и сегодня словенская изба несет некоторые черты древней полуземлянки, по крайней мере форма крыши осталась двухскатная.

Средневековый дом словенского типа на жилой подклети (по сути двухэтажный). Нередко на первом этаже был хлев - помещение для скота)

Предполагаю, что наиболее древним типом дома, сложившимся несомненно на севере, был русский тип. Дома этого типа более сложны по устройству крыши: она трехскатная, с карнизом, с очень устойчивым положением стропил, со светелкой, обогреваемой дымоходом. В таких домах дымоход на чердаке делал изгиб длиной около двух метров. Этот изгиб трубы образно и точно называется "боров", на таком борове в нашем доме в Всехсвятском, например, зимой грелись кошки, от него и на чердаке было тепло. В доме русского типа никакой связи с полуземлянкой нет. Скорее всего, такие дома придумали еще кельты, которые проникли на Белое море не менее 2 тысяч лет назад. Возможно, на Белом море и в бассейне Северной Двины, Сухоны, Ваги, Онеги и верхней Волги жили потомки тех ариев, часть которых ушла в Индию, Иран и в Тибет. Вопрос этот остается открытым, и вопрос этот о том, кто мы, русские, - пришельцы или настоящие аборигены? Когда знаток древнего языка Индии санскрита попал в вологодскую гостиницу и прислушался к говору женщин, то был очень удивлен тем, что вологжанки говорили на каком-то испорченном санскрите, - настолько русский язык оказался похож на санскрит.

Дома словенского типа возникли в результате трансформации полуземлянки по мере продвижения ильменских словен на север. При этом многое (в том числе и некоторые способы постройки домов) словене переняли у карел и вепсов, с кем неизбежно вступали в контакт. Но с севера пришли варяги русь, раздвинули угро-финские племена и создали свое государство: сначала Северо-Восточную Русь, а потом и Киевскую Русь, перенеся столицу в более теплые края, потеснив при этом хазар.

Но те древние государства в VIII - XIII веках не имели четких границ: те, кто платил князю дань, тот и считался принадлежащим этому государству. Князья и их дружины кормились, грабя население. По нашим меркам, они были обычными рэкетирами. Думаю, что население частенько переходило от одного такого рэкетира-государя к другому, а в ряде случаев население "кормило" сразу нескольких таких "государей". Постоянные стычки между князьями и атаманами, постоянный грабеж населения в те времена были обычнейшим делом. Самым прогрессивным явлением в ту эпоху было подчинение одним государем всех мелких князей и атаманчиков, подавление их свободы и обложение населения твердым налогом. Таким спасением для русских, угро-финов, кривичей и словен было включение их в состав Золотой Орды. К сожалению, наша официальная история строится на летописях и письменных документах, составленных князьями или под их непосредственным руководством. А им - князьям - подчиняться верховной власти золотоордынского царя было "хуже горькой редьки". Вот и обозвали они это время игом.