Измерительные

Картины фантастика в стиле стимпанк. Путешествие по стилю с Ланой Ветровой: Стимпанк

Картины фантастика в стиле стимпанк. Путешествие по стилю с Ланой Ветровой: Стимпанк

Константин Эдуардович Циолковский — великий русский изобретатель, ученый, основоположник современной космонавтики, выдающийся мыслитель, который творил для будущего человечества, связанного с покорением просторов во Вселенной. Циолковский родился в семье лесничего в 1857 году в селе Ижевском Рязанской губернии. В возрасте десяти лет перенес скарлатину и потерял слух. В 1869—1871 годах он учится в гимназии, однако из-за глухоты вынужден был покинуть ее и с 14 лет занимается самообразованием, увлекаясь техникой и книгами. В 16-летнем возрасте он приезжает в Москву, где занимается самостоятельно в библиотеке Румянцевского музея, изучая физико-математические науки за курс средней и высшей школы. В 1876 году он возвращается к отцу, а в 1879 году сдает экзамены экстерном и становится учителем геометрии и арифметики в Боровском училище Калужской губернии. Все свое свободное время Циолковский посвящает научным исследованиям, пишет работу «Теория газов». В 1881 году он отправил работу в Русское физико-химическое общество и получил положительные отзывы. Его работа «Механика животного организма» имела также успех, получила положительный отзыв создателя русской физиологической школы, член-корреспондента Петербургской Академии наук И. М. Сеченова и Циолковского приняли в физико-химическое общество.

Труды Циолковского после 1884 года в основном были направлены на научное и техническое обоснование управляемого цельнометаллического дирижабля («Аэростат металлический управляемый» 1892 г.), идее постройки обтекаемого аэроплана и созданию ракеты для межпланетных сообщений. Однако, проект дирижабля Циолковского не был одобрен и ему отказали в средствах на постройку модели. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина», вышедшей в 1894 году, он представил чертежи и описание моноплана, который предвосхитил конструкции самолетов, появившихся на целых 15 лет позже. Но работа над аэропланом также не нашла поддержки у официальных представителей науки. В 1892 году Циолковский переезжает в Калугу, где работает учителем физики и математики в гимназии и в училище. Свободное время он отдает научным исследованиям. Не имея возможностей на покупку материалов и приборов, все модели и приспособления для опытов он изготавливает сам.


Он сделал своими руками первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику проведения в ней экспериментов. На этот раз он получил от Академии наук первую и единственную субсидию в размере 470 рублей и в 1900 году в результате проведенных опытов сумел определить коэффициент сопротивления шара, конуса, цилиндра и других тел. В этот период он делает огромные открытия в теории движения ракет. Лишь в 1903 году Циолковский сумел разместить часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В этой статье и последовавших других, опубликованных в 1911, 1912, 1914 годах, им были заложены основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Он первым решил проблему посадки на поверхность космического аппарата, лишенную атмосферы. В последующие годы Циолковским была разработана теория многоступенчатых ракет. Он учел влияние на полет ракеты атмосферы и рассчитал потребность в топливе, необходимом для преодоления сил сопротивления Земли ракетой.

Циолковский является основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования по достижению космических скоростей доказали возможность осуществлять межпланетные полеты. Он первым высказался о идее создания искусственного спутника Земли и околоземных станций для межпланетных сообщений. Циолковский был первым идеологом и теоретиком в вопросе освоения человеком космоса. Будущее человечества он представлял в переселении с Земли и заселении космического пространства. «Вселенная принадлежит человеку!» — такова суть его высказываний.

Труды этого талантливейшего изобретателя в огромной степени помогли развитию космической и ракетной техники в СССР и в мире. За выдающиеся заслуги К. Э. Циолковский был удостоен ордена Трудового Красного Знамени в 1932 году. В 1954 году была учреждена золотая медаль имени К. Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». Умер великий изобретатель в 1935 году в Калуге, здесь был создан дом-музей Циолковского. Памятники великому ученому сооружены в Москве и Калуге, его именем названы Государственный музей истории космонавтики, авиационно-технический институт в Москве, школа и институт в Калуге, а также кратер на Луне.

Русский и советский ученый-самоучка, изобретатель и исследователь в области аэродинамики и воздухоплавания, основоположник современной космонавтики.

Константин Эдуардович Циолковский родился 5 (17) сентября 1857 года в семье уездного лесничего Эдуарда Игнатьевича Циолковского (1820-1881), проживавшего в селе Спасского уезда Рязанской губернии. В 1866 году перенес заболевание скарлатиной, из-за которого почти потерял слух.

В 1869-1871 годах К. Э. Циолковский учился в Вятской мужской гимназии. В 1871 году из-за глухоты был вынужден покинуть учебное заведение и занимался самообразованием.

В 1873 году К. Э. Циолковский предпринял попытку поступить в Высшее техническое училище в , закончившееся неудачей. Тем не менее, он остался в городе, решив продолжить образование самостоятельно. В 1873-1876 годах К. Э. Циолковский жил в , занимался в Чертковской публичной библиотеке (позднее переведенной в здание Румянцевского музея), где познакомился с . За три года освоил гимназическую программу и часть университетской. По возвращении в в 1876-1878 годах занимался репетиторством, проявил способности талантливого педагога.

В 1879 году в 1-й Рязанской гимназии К. Э. Циолковский успешно сдал экстерном экзамен на право занимать должность учителя уездных училищ. По итогам экзамена он получил от Министерства просвещения направление в город Калужской губернии, куда отправился в начале 1880 года.

В 1880-1892 годах К. Э. Циолковский служил учителем арифметики и геометрии в Боровском уездном училище. Он достаточно успешно продвигался по службе, к 1889 году получил чин коллежского асессора. К периоду работы в Боровске относятся его первые научные исследования. В 1881 году К. Э. Циолковский самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и направил эту работу в Русское физико-химическое общество, которое отметило у автора «большие способности и трудолюбие». С 1885 года он занимался преимущественно вопросами воздухоплавания.

В 1892 году К. Э. Циолковский был переведен на службу в , где прожил до конца своих дней. До 1917 года он преподавал физику и математику в городской гимназии и епархиальном женском училище. Его добросовестный труд был отмечен орденами Святого Станислава 3-й степени (1906) и Святой Анны 3-й степени (1911).

Параллельно с преподавательской деятельностью К. Э. Циолковский занимался исследованиями в области теоретической и экспериментальной аэродинамики, разрабатывал проект цельнометаллического дирижабля. В 1897 году ученый создал первую в России аэродинамическую трубу, разработал методику эксперимента в ней, провел и описал опыты с простейшими моделями.

К 1896 году К. Э. Циолковским была создана математическая теория реактивного движения. Его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами» (1903) стала первым в мире научным трудом по теории реактивного движения и теории космонавтики. В нем он обосновал реальную возможность применения реактивных приборов для межпланетных сообщений, заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя.

После Октябрьской революции 1917 года К. Э. Циолковский участвовал в работе Пролетарского университета в . В это время он много и плодотворно трудился над созданием теории полета реактивных самолетов, разработал схему газотурбинного двигателя. Им впервые была теоретически решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. В 1926-1929 годах К. Э. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет, в 1932 году - теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями. В 1927 году он опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

К. Э. Циолковский стал основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей и осуществимость межпланетных полетов. Он первым изучил вопрос о ракете - искусственном спутнике Земли и о создании околоземных орбитальных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и служащих промежуточными базами для межпланетных сообщений. К. Э. Циолковский первым решил задачу о движении ракеты в неоднородном поле тяготения и рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

К. Э. Циолковский также получил известность как талантливый популяризатор, автор философско-художественных произведений («На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли» и др.), разрабатывавший вопросы космической философии и этики.

Научная работа К. Э. Циолковского пользовалась покровительством Советской власти. Ему были созданы все условия для творческой деятельности. В 1918 году ученый был избран в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (с 1924 года - Коммунистическая академия), с 1921 года ему была назначена пожизненная пенсия за заслуги перед отечественной и мировой наукой. За «особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР», К. Э. Циолковский в 1932 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

К. Э. Циолковский скончался в

Имя: Константин Циолковский (Konstantin Tsiolkovsky)

Возраст: 78 лет

Деятельность: учёный-самоучка, изобретатель, учитель, основоположник теоретической космонавтики

Семейное положение: был женат

Константин Циолковский: биография

Люди годами пытались найти ответы о строении Вселенной, смотрели на загадочные звезды и мечтали о покорении космоса. Константин Эдуардович Циолковский приблизил человечество к покорению воздушного пространства.


Его труды послужили стимулом к созданию мощнейших ракет, самолетов и орбитальных станций. Прогрессивные и новаторские идеи мыслителя часто не совпадали с общественным мнением, но ученый не сдавался. Гениальные исследования Циолковского прославили российскую науку в мировом сообществе.

Детство и юность

Осенью 1857 года в семье Циолковских родился мальчик. Родители ребенка жили в селе Ижевское Рязанской губернии. Константином младенца назвал священник при крещении. Эдуард Игнатьевич (отец) считался отпрыском обедневшего дворянского рода, корни которого уходили в Польшу. Мария Юмашева (мать) – татарка по происхождению, получила образование в гимназии, поэтому могла сама обучать детей грамоте.


Мама научила сына письму и чтению. Букварем Константина становятся "Сказки" Афанасьева. По этой книге смышлёный мальчик складывает буквы в слоги и слова. Овладев техникой чтения, любознательный ребенок познакомился с многочисленными книгами, которые присутствовали в доме. Старшие братья и сестры Циолковского считали малыша выдумщиком и фантазером и не любили слушать детские «бредни». Поэтому Костя вдохновенно рассказывал младшему братишке собственные размышления.

В 9-летнем возрасте ребенок заразился скарлатиной. Мучительная болезнь дала осложнение на слух. Тугоухость лишила Константина большей части детских впечатлений, но он не сдался и увлекся мастерством. Вырезает и клеит поделки из картона и дерева. Из-под рук одаренного малыша выходят саночки, часы, домики и крошечные замки. Изобрел и коляску, которая ездила против ветра, за счет пружины и мельницы.


В 1868 году семья вынуждена переехать в Киров Вятской губернии, так как отец потерял работу и направился к братьям. Родственники помогли мужчине с работой, пристроив лесничим. Циолковским достался купеческий дом – бывшее владение Шуравина. Через год подросток вместе с братом поступает в мужскую «Вятскую гимназию». Педагоги оказались строгими, а предметы сложными. Учеба дается Константину тяжело.

В 1869 погибает старший брат, который учился в Морском училище. Мама, не пережив утрату ребенка, через год скончалась. Костя, горячо любивший матушку, погружается в траур. Трагические моменты биографии отрицательно сказались на учебе мальчика, который и до этого не блистал отметками. Ученика 2 класса из-за неуспеваемости оставляют на второй год, а сверстники жестоко издеваются над глухотой.


Из 3 класса отстающего школьника отчислили. После этого Циолковский вынужденно занялся самообразованием. Находясь в домашней обстановке, подросток успокоился и вновь принялся много читать. Книги давали необходимые знания и не упрекали юношу, в отличии от педагогов. В родительской библиотеке Константин обнаружил труды именитых ученых и с упоением взялся за изучение.

К 14 годам одаренный мальчик развивает собственные инженерные способности. Самостоятельно создает домашний токарный станок, с помощью которого мастерит нестандартные вещицы: движущиеся коляски, ветряную мельницу, деревянный локомотив и даже астролябию. Увлечение фокусами побудило Константина к созданию «волшебных» комодов и ящиков, в которых таинственным образом «исчезали» предметы.

Учеба

Отец, осмотрев изобретения, поверил в талантливость сына. Эдуард Игнатьевич отправляет юное дарование в Москву, где ему надлежало поступить в Высшее техническое училище. Планировалось, что жить будет у папиного друга, которому написали письмо. По рассеянности Константин обронил листок с адресом, запомнив только название улицы. Прибыв на Немецкий (Бауманский) проезд, снял комнату и продолжил самообразование.

Из-за природной стеснительности юноша не решился на поступление, но остался в городе. Отец присылал ребенку 15 рублей в месяц, но этих денег катастрофически не хватало.


Молодой человек экономил на еде, так как тратил финансы на книги и реактивы. Из дневников известно, что умудрялся прожить на 90 копеек в месяц, питаясь только хлебом и водой.

Ежедневно с 10:00 до 16:00 сидит в Чертковской библиотеке, где изучает математику, физику, литературу, химию. Здесь Константин знакомится с основоположником русского космизма - Федоровым. Благодаря разговорам с мыслителем юноша получил информации больше, чем смог бы узнать у профессоров и педагогов. Три года понадобилось юному дарованию, чтобы полноценно освоить программу гимназии.

В 1876 тяжело заболел отец Циолковского и вызвал сына домой. Вернувшись в Киров, молодой человек набрал класс учеников. Изобрел собственную методику преподавания, которая помогала детям полноценно усваивать материал. Каждый урок демонстрировал наглядно, что облегчало закрепление изученного.


В конце года умер Игнат – младший брат Константина. Мужчина тяжело перенес это известие, так как с детства любил Игната и доверял сокровенные тайны. Спустя 2 года семейство вернулось в Рязань, планируя купить доходный дом. В этот момент между отцом и сыном происходит ссора, и молодой учитель покидает семью. На деньги, заработанные репетиторством еще на Вятке, снимает комнатку и подыскивает новых учеников.

Для подтверждения квалификации мужчина экстерном сдает экзамены в Первой гимназии. Получив свидетельство, по распределению отправляется в Боровск, к месту государственной службы.

Научные достижения

Молодой теоретик ежедневно чертит графики и планомерно составляет рукописи. Дома постоянно экспериментирует, в результате чего в комнатах гремит миниатюрный гром, блистают крошечные молнии, самостоятельно танцуют бумажные человечки.

Научный совет «РФХО» постановил включить Циолковского в ряды ученых. Сотрудники комитета поняли, что гений-самоучка внесет весомый вклад в науку.


В Калуге мужчина написал труды по космонавтике, медицине, космической биологии. Константин Циолковский известен не только изобретениями, но и удивительными размышлениями о космосе. Его «космическая философия» расширила границы жизненного пространства и открыла перед человеком дорогу в небо. Гениальный труд «Воля вселенной» доказал человечеству, что звезды гораздо ближе, чем кажется.

Список научных открытий

  • В 1886 году разработал аэростат, ориентируясь на собственные чертежи.
  • На протяжении 3 лет ученый муж прорабатывает идеи, связанные с ракетостроением. Пытается ввести в эксплуатацию металлический дирижабль.
  • Математическими чертежами и выкладками подтверждает теорию о допустимости запуска ракеты в космос.
  • Разработал первые модели ракет, стартующих с наклонной плоскости. Чертежи профессора использовались при создании артиллерийской установки «Катюша».
  • Построил аэродинамическую трубу.

  • Спроектировал двигатель с газотурбинной тягой.
  • Создал чертеж моноплана и обосновал идею двукрылого самолета.
  • Придумал схему поезда, движущегося на воздушной подушке.
  • Изобрел шасси, которое выдвигается из нижней полости летательного аппарата.
  • Исследовал виды топлива для ракет, рекомендовав смесь водорода и кислорода.
  • Написал научно-фэнтезийную книгу «Вне Земли», в которой рассказал об удивительном путешествии человека на Луну.

Личная жизнь

Свадьба Циолковского состоялась летом 1880 года. Женившись без любви, рассчитывал, что подобный брак не будет мешать работе. Супругой стала дочка вдовствующего священника. Варвара и Константин прожили в браке 30 лет и произвели на свет 7 детей. Пятеро малышей умерли еще во младенчестве, а оставшиеся двое погибли взрослыми. Оба сына совершили суицид.


Биография Константина Эдуардовича пестрит трагическими событиями. Ученого преследуют смерти родных, пожары и наводнения. В 1887 до тла выгорел дом Циолковских. В огне погибли рукописи, чертежи и модели. 1908 год не менее печален. Вышедшая из берегов Ока затопила жилище профессора, уничтожив уникальные схемы и машины.

Научные достижения гения не оценили работники Социалистической академии. От голодной смерти Циолковского спасло Общество любителей мироведения, назначив ему пенсию. Власть вспомнила о существовании талантливого мыслителя только в 1923, когда в прессе опубликовали доклад немецкого физика о космических полетах. Государство назначило русскому гению пожизненную дотацию.

Смерть

Весной 1935 года врачи диагностировали у профессора рак желудка. Узнав диагноз, мужчина составил завещание, но отказался лечь на госпитализацию. Измученный постоянными болями осенью согласился на операцию.


Медики экстренно удалили опухоль, но остановить деление раковых клеток не смогли. На следующий день в больницу доставили телеграмму от , который пожелал скорейшего выздоровления.

Великий ученый умер осенью этого же года.

  • Оглох после скарлатины,
  • Самостоятельно за 3 года изучил университетскую программу,
  • Известен, как феноменальный педагог и любимец детворы,
  • Считался атеистом,
  • В Калуге построен музей, где размещены фотографии и предметы быта ученого,
  • Мечтал о идеальном мире, где отсутствуют преступления,
  • Предлагал расчленять убийц на атомы,
  • Рассчитал протяженность полета многоступенчатой ракеты.

Цитаты

  • «Мы должны оставить все внушённые нам правила морали и закона, если они вредят высшим целям. Всё нам можно и всё полезно - вот основной закон новой морали».
  • «Время, возможно, существует, однако, мы не знаем, где его следует искать. Если время существует в природе, то оно еще не открыто».
  • «Ракета для меня только способ, только метод проникновения в глубины космоса, но отнюдь не самоцель … Будет иной способ передвижения в глубину космоса, приму и его. Вся суть – в переселении с Земли и в заселении космоса».
  • «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».
  • «Нет бога-творца, но есть космос, производящий солнца, планеты и живых существ: нет всемогущего бога, но есть Вселенная, которая распоряжается судьбой всех небесных тел и их жителей».
  • «Невозможное сегодня станет возможным завтра».

Библиография

  • 1886 - Теория аэростата
  • 1890 - К вопросу о летании посредством крыльев
  • 1903 - Естественные основы нравственности
  • 1913 - Выделение человека из царства животных
  • 1916 - Условия жизни в других мирах
  • 1920 - Влияние разной тяжести на жизнь
  • 1921 - Мировые катастрофы
  • 1923 - Значение науки о веществе
  • 1926 - Простой солнечный нагреватель
  • 1927 - Условия биологической жизни во вселенной
  • 1928 - Совершенство вселенной
  • 1930 - Эпоха дирижаблестроения
  • 1931 - Обратимость химических явлений
  • 1932 - Возможен ли вечный двигатель?

Стимпанк - стиль в современном искусстве и его особенности

Стимпанк (или паропанк) - современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики. Он охватывает не только стиль одежды, но также и сферу живописи, интерьера, бижутерии и много чего ещё. Можно даже сказать, что стимпанк стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени юноши и девушки не только подросткового, но и более старшего возраста.

Хотя стиль одежды стимпанк считается современным, колыбелью стимпанка считается вторая половина XIX века. Во всяком случае, городские пейзажи викторианской Англии - главный образ, используемый в иллюстрациях этого стиля.

Стимпанк , как направление в искусстве, в целом, акцентирует внимание на механистичности природы , при этом механистичности в стиле ретро . Дирижабли, железные роботы, какими их представляли себе первые писатели-фантасты, зубчатые шестеренки и передаточные валы, тяжелые телефонные аппараты и воздушные шары - одним словом, механизмы, из которых практически целиком состоит пространство, являют собой характерный для стимпанка мир, мир-антиутопию. Интересно, что в нем сталкиваются старина и современность, нынешний мир оказывается вдетым в рамки прошлого. Образно говоря, чертежи Леонардо да Винчи живут бок о бок с метрополитеном и освоением космоса.

Казалось бы, человеку нет места в этом царстве машин. Но нет, люди здесь тоже присутствуют. Однако на фоне шокирующей неодушевленности они сами кажутся механизмами. В стимпанке человек рассматривается как существо, наделенное множеством пороков. Даже можно сказать, что целиком состоящее из них: грехи алчности, гордыни, зависти, гнева, похоти почти целиком занимают собой человеческую натуру.

Термин «стимпанк» появился в 80-х годах . Однако произведения, ставшие его прародителями, были изданы несколько раньше, в 60-х-70-х годах. Впрочем, если копать еще глубже и рассматривать жанр не с точки зрения современности, а в плоскости механистического описания мира вообще, то сам художественный стиль стимпанк существует очень давно. Научная фантастика XIX века может по праву считаться его прародительницей. Мэри Шелли, Герберт Уэллс и, конечно же, Жюль Верн традиционно относятся поклонниками стимпанками к «отцам-основателям» этого направления.

Мир стимпанка содержит несколько характерных признаков, благодаря которым его достаточно легко опознать или же создать.

Характерными элементами мира стимпанка можно считать технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития: паровозы, паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы, роботы и прочие загадочные механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин - насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.

Во-первых, базовый элемент этой культуры - техника в самых разных своих проявлениях. Чаще всего - паровые двигатели и те технические достижения, которые двигаются за счет пара. Этот аспект наиболее важен, т.к. помогает определить характеристику одежды и аксессуаров данного стиля.

Во-вторых, стимпанк может служить своеобразным синонимом урбанистичности. В нем нет никакой природы, зато он наполнен типичными городскими пейзажами. Для стимпанка характерен урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера. Одежда и аксессуары викторианской Англии - это аристократы в цилиндре и пальто, под которым фрак, брюки и рубашка с кружевами. Дамы в корсетах и кринолинах с капором на голове и чулками с подвязками на ногах. Рабочие в кепках, куртках, сапогах. Распространено курение трубок, используются карманные часы на цепочке, трости и т. п.

В-третьих, мир стимпанка предполагает некоторое сумасшествие своих обитателей, их гениальность, одержимость делом. Столь распространенные образы спятивших профессоров, помешанных на своих опытах и изобретениях, пришли к нам именно из стимпанка. Многие литературные персонажи, на первый взгляд не имеющие никакого отношения к данному стилю, все же считаются классическими его представителями: это сыщик Шерлок Холмс и его антагонист профессор Мориарти, Виктор Франкенштейн, Джек-Потрошитель, Дориан Грей.

Стимпанк нашел свое отражение даже в компьютерных играх, что может служить стопроцентным признаком популярности.

Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля. К его проявлениям можно отнести всевозможные моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка», специфические аксессуары и украшения, изобилующие рычагами, вентилями и шестернями и отделанными соответствующими материалами (такими, как блестящая медь, полированное дерево и кожа), некоторых элементов одежды, являющих собой, главным образом, стилизации на тему викторианской эпохи (характерным аксессуаром являются защитные очки - «гогглы» (от англ. goggle) различного вида и формы).

Выделяют следующие разновидности стимпанка. Альтернативно-исторический стимпанк - основан на стилизации под реальный исторический мир XIX - начала XXвв. Наиболее характерны стилизации под викторианскую Англию. Иногда выделяется отдельный поджанр вестерн-стимпанк - паровые технологии в стилистике Дикого Запада. Фэнтезийный стимпанк - описывает фантастические миры, технологически напоминающие Европу XIX в. В этих мирах с паровой машиной вполне уживаются магия и фэнтезийные расы: (гномы, орки, эльфы).

Большой популярностью сегодня пользуется стимпанк и в живописи, и в скульптуре. Здесь он может тесно переплетаться с сюрреализмом, выражаться через детское очарование примитивизма, или же вбирать в себя элементы футуризма. В целом, основным мотивом, пронизывающим картины в стиле стимпанк является все та же механизация окружающего мира в стиле XIX века. Дирижабли, шестеренки, ржавые трубы, клубы пара, невиданные изобретения - механизируется практически все - от насекомых до Чеширского кота.

В качестве одного из примеров популярности этого стиля, можно ознакомиться с творчеством французского скульптора .

Ниже представлены картины выполненные в стиле "стимпанк" (изображения кликабельны)

Одни предпочитают спокойную, привычную классику в своем доме, а другие с головой окунаются в эксперименты. Такие люди хотят создать вокруг себя эксклюзивную обстановку, которая будет дышать индивидуальностью. Именно для этой категории подойдет нестандартный стиль стимпанк (паропанк). Визуально он напоминает обстановку домов начала XX века, в которую внесены нехарактерные тому времени коррективы. Словно история на стыке веков свернула в другую сторону и пошла по альтернативному пути, впустив в классические викторианские помещения необычные, грубые детали и сложные механизмы.

История стиля

В те времена, когда стимпанк только зарождался, «тяжелый» и громоздкий классический стиль с остатками викторианской эпохи еще не покинул дома окончательно, хотя его уже начали потихоньку подвигать к символическому выходу. Люди устали от чопорности и напыщенности, хотелось чего-то нового, простого и оригинального. На стыке эпох между уходящим «отсталым веком» и пришедшей ему на смену прогрессивной эрой науки и технологий, родилось принципиально новое «промышленное» направление. Оно стало глотком свежего воздуха, который ворвался в интерьеры сначала самых состоятельных домов, а потом распространился повсеместно.

Однако не все было так просто, хотя зачатки направления появились уже в начале XX века, окончательно сформировался он только в начале 80-х. Само слово вышло из-под пера одного американского фантаста. Он попросту не знал, к какому жанру отнести свое новое произведение и придумал это направление самостоятельно, тем самым утерев нос уже поднадоевшему киберпанку. Ключевую роль играет первая часть «steam», которая дословно переводится с английского, как «пар». Источником вдохновения для создателей стимпанка служили паровые машины конца XIX века. Обилие труб и сложных механизмов считается каноном стиля. Вторая составная часть «punk» дословного перевода не имеет, но в разговорном английском означает «дрянной».

На руку популяризации панка сыграли знаменитые музыкальные коллективы, которые пропагандировали свободу личности, граничащую с анархией. «Отцами» стиля, которые косвенно приложили к нему руку принято считать Герберта Уэллса, Жюля Верна и Мери Шелли. В своих произведениях они создавали утопические для того времени картинки, которые словно были панорамами из будущего.

Кстати, стимпанк - это не только направление в дизайне интерьера, точно такое же название носит характерный стиль в одежде, музыке, кино, живописи и научной фантастике. Некоторые поклонники идут дальше и примыкают к одноименной субкультуре, которая имеет свои правила и каноны.

Кому подходит

Стимпанк в интерьере выбирают личности, которые хотят выйти за рамки привычного. Владельцем квартиры, где старина соседствует с грубыми технологичными элементами, может быть только эксцентрик или рьяный поклонник именитых писателей-фантастов. Такие люди, как правило, имеют богатую фантазию и выбирают творческие профессии: художники, модельеры, писатели, дизайнеры, журналисты, скульпторы. Возможно ими движет желание отличаться от остальных, иметь изюминку даже в интерьере квартиры, но чаще таким необычным личностям просто хочется воплотить сказку в реальность и оживить странные и гротескные образы из любимых книг или собственного воображения.

Характерные черты

Стимпанк имеет несколько ответвлений, тонкую грань различий между которыми довольно сложно выявить:

  • Стимпанк фэнтези;
  • Технический паропа́нк;
  • Классический викторианский стимпанк.

Первое направление подчиняется девизу «А как бы выглядел дом, если бы…». Оно рождается исключительно фантазией, а воплощается цельными образами. Стимпанк фэнтези самый свободный стиль, он допускает любые вольности. Второе направление отличается большой концентрацией грубых деталей и жестких материалов. Старинная «основа», на которую нанизываются футуристические элементы, перекрывается ими и играет роль исключительно тусклого, контрастного фона. В классическом паропанке превалируют викторианские мотивы. Они занимают почти 80% общей картины интерьера и лишь слегка разбавляются нестандартными для той эпохи предметами: поршнями, рычагами, шестеренками и полноценными паровыми агрегатами. Для стиля выделяют основные характерные черты:

  • Обязательно наличие натуральных материалов в отделке и винтажной мебели.
  • Присутствие декоративных вещей родом из викторианской эпохи.
  • Наличие предметов, которые были сделаны своими руками.

К особенностям можно отнести и характерное расположение напоказ промышленной «начинки», которая в другой ситуации пряталась бы за панелями.

Не стоит путать стимпанковское убранство комнаты с результатом обычной безалаберности хозяев, которым лень спрятать отопительные батареи или трубы. Стиль рождается на основе гармонии элегантности с грубостью. Это можно назвать основным тезисом направления.


Цвета и материалы

В настоящем дизайнерском стимпанке вы никогда не встретите пластик или синтетику. Эти материалы ассоциируются с дешевизной и практичностью, которые стиль не признает. Упор делают на различные разновидности древесины, металл, стекло, камень и кирпич. Главным материалом всегда остается дерево, так как почти вся викторианская половина помещения оформляется с его использованием. Если возможности нет вовсе, то некоторые прибегают к материалам, которые имитируют натуральные. Но такой «подлог» должен быть высококачественным, чтобы соответствовать атмосфере.

Из тканей предпочтение отдают шелку, атласу, шифону, коже и льну. В цветовой картине обязательно присутствует коричневый. Он в разных оттенках обычно занимает более половины помещения. С помощью полутонов серого и черного достигается эффект задымленности комнаты и создается ощущение витающего пара. В элементах декора обязательно присутствует латунь и бронза.

Стимпанк допускает яркие оттенки: бирюза, глубокий синий, винный красный, темный зеленый. Эти тона только оттеняют отдельные детали на общем коричневом фоне, но ни в коем случае не перетягивают внимание целиком на себя.

Стены

Характер отделки стен будет зависеть от общей обстановки. Если меблировка и декоративные элементы изобилуют мелкими деталями, механизмами и шестеренками, то стену обклеивают обоями спокойных тонов с ненавязчивым узором. Если же обстановка максимально простенькая, то можно выбрать темные обои с тонким, но объемным рисунком. Также на стенах нередко оставляют «осыпавшуюся» штукатурку, которая якобы случайно открывает старый слой кирпича или грубого камня. Такие «дыры» можно создавать по всему периметру помещения. Особенно эффектно они смотрятся на углах и за поверхностями, на которых размещают декоративные детали классического стиля.

Пол и потолок

Пол обычно застилают натуральным деревом. В целях экономии допустима замена материалом, который искусно его имитирует. На кухне и в ванной используют плитку цвета камня или мрамора. В особо дорогих вариантах пол в ванной может выглядеть, как каменная брусчатка со всеми ее неровностями и естественными дефектами. Стимпанк всегда стремится ввысь, поэтому потолки должны быть высокими. Если с этим в квартире проблемы, то их визуально вытягивают цветом и светом. Приветствуется большое количество арок, колонн и «ступенек». Традиционно потолки оформляются в спокойных тонах, среди которых лидирует классический белый.

Мебель и аксессуары

В стимпанковской квартире обязательно наличие глобусов в позолоченных держателях, карт, старинных телефонов, биноклей, барометров, печатных машинок, чертежей, циркулей и приспособлений путешественников, которые отправлялись в опасные экспедиции на свой страх и риск. Естественно не стоит забывать о латунных трубах, болтах, поршнях, рычагах, винтиках и обилии шестеренок разных габаритов. Некоторые из них могут отдавать металлическим блеском, недавно начищенных деталей, а некоторые искусственно старятся и подергиваются ржавчиной.

Нельзя забывать, что главные черты «характера» паропанка отображаются именно в деталях. А вот мебель обычно остается строгой и спокойной. Предпочтение отдают натуральному дереву, которое нашло свое применение в громоздких шкафах, кроватях и столах. Любые признаки технического прогресса (телевизоры, микроволновки, акустические системы и прочее) должны умело маскироваться в интерьере. Допустимо использование футуристических мотивов и в отдельных деталях меблировки. Основную роль здесь играют латунные трубы, из них делают ножки, ручки или «кайму» предметов.

Освещение

В стимпанке используют естественное освещение, которое попадает в помещение через открытые окна, занавешенные тонким тюлем в обрамлении тяжелых штор. Искусственный свет обычно льется из нескольких источников, каждый из которых расположен на отдельном уровне. Освещение создается максимально рассеянным, так как в комнате должна сохраняться некая футуристическая мрачность. Стиль приемлет только творческий подход, поэтому не нужно удивляться дизайнерскому ходу в виде «застрявшего» в потолке огромного дирижабля, который полый внутри и по совместительству выполняет роль люстры. Приветствуются и «голые» лампочки накаливания с минимальным декором. Светильники, как правило, оформляются не менее креативно: их делают из вещей, функциональное назначение которых совершенно иное. К примеру, лампа может быть спрятана в глобусе или закрыта «чертежной» тканью в классическом светильнике.

В интерьере гостиной

Гостиная в стиле паропанка может быть обустроена с помощью мягкой кожаной мебели темно-коричневого цвета. Окна занавешивают тяжелыми шторами с классическим витым узором. На стенах семейные портреты чередуются со старинными картами под стеклом в бронзовых рамах. На стеллажах вольготно расположились потрепанные жизнью ящики, подзорная труба на позолоченной подставке, компас и барометр странной конструкции. На полу мягкий ковер все того же коричневого цвета, а стену украшают бежевые обои с ненавязчивым рисунком карты мира. Один из углов может быть «поврежден временем»: на нем нет обоев, зато оголилась часть кирпичной кладки. Журнальный столик выполнен из сочетания стекла и латунных трубок. Вместо светильника на нем стоит оригинальная композиция из трубок, болтов и шестеренок, которая увенчана простой лампой накаливания. Тумба под телевизор декорирована под листы металла с грубыми заклепками, а само чудо техники выглядит словно одно из окон Наутилуса капитана Немо.

В интерьере спальни

В спальне вы можете создать настоящий бункер, рубку корабля или каюту подводной лодки. Кровать устанавливают громоздкую, из тяжелого и прочного дерева с аккуратной резьбой в лучших традициях викторианской эпохи. Ее застилают грубыми тканями серых, синих, бордовых или сиреневых оттенков. Над головами спящих можно разместить гигантский компас, внушительные часы, старый чертеж или абстрактную композицию из обязательных шестеренок, кранов, болтов и прочей механической атрибутики. Стены можно украсить серыми стальными обоями, которые имитируют листы металла, а помещение разделить на зоны декоративными арками, усиливающими сходство с подводной лодкой. Классическое трюмо или простой комод декорируют трубами и украшают сверху глобусом. Вся спальня должна дышать духом футуризма, которому отчаянно сопротивляется сохранившаяся в ней классика.

В интерьере кухни

Кухня в стиле паропанк выглядит, скорее, как лаборатория по проведению новаторских экспериментов, чем помещение для приготовления пищи. Столешница и главная рабочая зона выполняется из дерева (вишня, дуб) или мрамора. Пол покрыт кафелем, имитирующим текстуру и цвет камня. Гарнитур оформляется в темных или светлых бескомпромиссных тонах. Ручки на мебели обязательно металлические, стилизованные под викторианский стиль. Латунь и бронза эффектнее смотрится на фоне черного дерева, которое в свою очередь контрастирует с кладкой белого кирпича на стенах. На них же размещают большие панно с хаотичным набором «технических» элементов.

Такую деталь декора легко сделать самостоятельно. Вытяжка может быть выполнена из листового железа или «обрезка» металлической бочки с грубыми заклепками. Не забывайте о размещении декоративных элементов по всему периметру кухни: на барной стойке, подоконниках и настенных полках. Над столом размещают оригинальную лампу, высота размещения которой регулируется с помощью простого, но устаревшего механизма.

В интерьере ванной комнаты

Стены ванной оформляются водостойкими обоями с небрежным графическим рисунком. Естественные для этого помещения водопроводные трубы ни в коем случае не прячут. Их наоборот выставляют на всеобщее обозрение, а иногда и заменяют на более громоздкие и многокомпонентные (с большим количеством изгибов и колен). Пол тоже оформляется в темных тонах: его покрывают плиткой с грубым узором (черный мрамор, шершавый и пористый камень).

Если возле самой ванной случайно «оголится» кусок стены, то футуристам и мечтателям это только на руку. Чем грубее и натуральнее выглядит кирпич, тем лучше он впишется в паропанк. Смеситель и краны выбирают «под старину» из латуни, которая смотрится, как «повидавшая виды». Раковина и ванна уходят от классических стандартов с белой эмалью к варианту с бронзовым блеском. Некоторые особо креативные поклонники стимпанка умудряются стилизовать емкость для купания под миниатюрную подводную лодку со срезанным верхом и металлической лесенкой для подъема «на борт». Комоды и тумбы для хранения вещей выбирают из классических моделей, которые украшают все теми же трубками и шестеренками. Освещение оставляют тусклым: в этом помещении достаточно отражающих поверхностей, которые его многократно рассеют.

Заключение

Стимпанк - уникальное направление, которому удалось найти свою нишу в дизайне, в то время, как его главные конкуренты прожили свой короткий век «бабочки» и канули в небытие. В среде профессиональных дизайнеров ходит шутка о том, что стимпанковский дом рискует превратиться в музей. На самом деле так оно и есть: помещения обычно оформляются настолько творчески, с уникальным подходом и максимальным раскрытием фантазии оформителя, что их легко представить стильным хранилищем экспонатов. Это конечно вовсе не означает, что паропанк придает комнатам «стерильность», когда страшно прикасаться к окружающим предметам. Наоборот, в такой обстановке истинный мечтатель и поклонник фантастики чувствует себя, как рыба в воде альтернативной истории, как герой одного из футуристических произведений, которое стало для него реальностью.