Инструменты

Железное полено. Вечное полено для экономии на дровах

Железное полено. Вечное полено для экономии на дровах

August 1st, 2013

Повторяю свой давний пост дня новых читателей …

За свой бульбообразный нос этот самолет-гигант получил имя одного из малых северных китов – «Белый кит», или «Белуха» (не путайте с белугой – обитающим на Волге и на Каспии представителем семейства осетровых).

Airbus A-300-600ST Beluga – самолет, который возит самолеты.

“Аэробус” построил 5 таких гигантов на базе широкофюзеляжного А-300 специально для перевозки частей фюзеляжей между своими заводами в Тулузе, Севилье и Гамбурге.

Первый полет новый супер-транспорт совершил осенью 1994, а осенью 1995 получил летный сертификат. С тех пор они без устали трудятся, перевозя различные крупногабаритные и деликатные грузы. За право использовать один из крупнейших в мире самолетов в качестве рекламной площадки велись нешуточные “войны”, но фирма твердо решила – пусть продукция Airbus рекламирует только Airbus.


Кстати, название “Beluga” изначально не является фирменным – его придумали летчики-испытатели, потому что самолет сильно напоминает добродушную морду кита-белухи, а уже потом принял Airbus.
Жаркий июнь 1995 года. Париж, Ле-Бурже. Десятки тысяч посетителей авиасалона, задрав голову в небо, следят за демонстрационными полетами.

На объявление директора, что к взлету готовится самолет «Белуга», почти никто не обратил внимания — еще не остыли эмоции после предыдущего самолета.

И вот когда самолет взлетел, толпа не смогла сдерживать возгласов изумления, смешанного с восторгом.

Горбатое чудовище, казавшееся таким неуклюжем на земле, легко и изящно взлетело, элегантно помахало крыльями и уверенно приземлилось. Шквал аплодисментов перекрыл шум двигателей.

Да, ни у кого не было ни малейшего сомнения — «Белуга» одна из бесспорных звезд салона.

Казалось бы, ну чем еще можно удивить в конструкции гражданского самолета? Все тот же конструктивный набор: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, шасси и двигатели. Все новые «Боинги» и «МакДоннелы Дугласы», «Фоккеры» и «Аэробусы» в чем-то очень похожи на своих предшественников, а зачастую и друг на друга. Иной раз сразу и не поймешь, кто мимо пролетел-то ли наш Ту-204, то ли его двойник Боинг-757.


«Белуга» не похожа ни на что, даже на своих предшественников «Супер Гуппи». Задачи лишь остались прежними, а возможности в новую машину вложили неизмеримо больше. Но мы немного забежали вперед.

С 1971 года все основные конструкционные компоненты аэробусов — секции фюзеляжа, крылья, горизонтальное и вертикальное оперения доставлялись по воздуху от основных субподрядчиков «Эрбас Индастри» в Тулузу на окончательную сборку(а с 1992 года — и в Гамбург)

Эту эффективную операцию «джаст-интайм» осуществлял флот из четырех самолетов «Супер Гуппи», о которых рассказано в предыдущей главе.

К 1991 году интенсивность «внутрезаводских» перевозок была такова, что «Гуппи» налетывали по 1 900 000 км ежегодно.

Надо ли говорить, что к началу 90-х годов эти машины подошли к практическому окончанию своей летной жизни — летный ресурс планеров был почти полностью исчерпан (двигателей тем более)

Новых «Супер Гуппи» уже невозможно было собрать, да и оставшиеся уже не соответствовали все возрастающим потребностям в перевозках.


Конструкторы «Эрбас Индастри» пришли к однозначному выводу: необходимо создавать новый самолет, в который следует заложить три основных параметра — скорость перевозки, возможность перевозить секции большого диаметра и минимально возможное время на погрузочно/разгрузочные операции. Последнее, кстати сказать, на «Супер Гуппи» проводилось за 120 минут. Этот показатель необходимо было сократить вдвое.

После тщательного изучения мирового парка грузовых самолетов (в частности, Ан-124-100 «Руслан», Боинг-747, «Геркулес», «Белфаст») конструкторский отдел консорциума в 1990 году приступил к разработке собственного грузового самолета-гиганта.

За основу была взята конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя широкофюзеляжного аэробуса А-300-600. Программа получила наименование А-300-600ST (Спешиал Транспорт).


Под эту программу было создано, так называемое, «Объединение экономических интересов» — международная компания специального авиатранспорта — SATIK. Она была основана 20 октября и зарегистрирована 26 декабря 1991 года.

Основной задачей SATIK является руководство и координация всей программы ST и, в частности, разработка, производство, выпуск и послепродажное обслуживание самолетов этого типа.

(Что-то подобное этой компании было создано и в России — фирма «Авиаспецтранс», имела в своем распоряжении пару самолетов ВМ-Т «Атлант — прим. авт.)

SATIC была наделена весьма широкими полномочиями, в частности, ей дано право подписывать субконтракты с заказчиками «Эрбас Индастри» на транспортные перевозки.

Еще на стадии эскизного проектирования, самолет получил прозвище «Белуга». Всмотритесь в боковую проекцию — пожалуй, ни на каком другом самолете его прозвище не соответствует так точно его внешнему виду.


Богатый опыт «Эрбас Индастри» позволил создать один из самых замечательных самолетов мира.

Объем грузовой кабины доведен до 1400 м3 , а максимальная длина перевозимого груза может составлять без малого 40 метров. А максимальный диаметр (7,4м) и грузоподъемность в 40 тонн увеличивает возможности «Белуги» в сравнении с «Супер Гуппи». Да к тому же скорость возросла почти вдвое.

На новом самолете отказались от фюзеляжа «на застежках». Грузовую дверь сделали двухстворчатой и на одном уровне с полом. Кабину пилотов и всю носовую часть пришлось несколько опустить вниз, чтобы не мешать погрузке и выгрузке. Полуавтоматическая система погрузки позволяет провести все операции с массивными и крупногабаритными грузами всего за 45 минут.

Помимо основной грузовой кабины на «Белуге» имеется грузовой отсек, в который можно загрузить стандартные авиационные контейнеры.

Конечно, от прародителя А-300-600 новая машина сильно отличается, хотя и состоит на 80% из частей пассажирского аэробуса.

Естественно, значительной переделке был подвергнут фюзеляж, вследствие чего самолет и получил свою официальную «кличку».

Изменилось и хвостовое оперение — оно стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы для улучшения путевой устойчивости.

С появлением «Белуги» как гражданские, так и военные перевозчики получили прекрасную возможность доставки негабаритных и крупнотоннажных грузов по воздуху. К российскому АН-124-100 «Руслану» и американскому С-5 «Гэлакси» присоединился отличный партнер.

Кабина пилотов полностью идентична кабине на А-300-600. Носовая секция оборудована всем необходимым для работы экипажа в полете и на земле: здесь есть спальная каюта, установлены два дополнительные кресла для сопровождающих, небольшая кухня и туалет.

Внешний уровень шума соответствует нормам ИКАО параграф 16, глава 3, что позволяет эксплуатировать самолет в большинстве аэропортов мира.


С двигателем для «Белуги» тоже особых проблем не было — остановились на хорошо опробованном CF6-80C-2 фирмы «Дженерал Электрик». Взлетная мощность двигателя составляет 262kN.

Почему остановили выбор именно на этом двигателе, хотя были и другие варианты, в частности, PW-4000 фирмы «Прэтт энд Уитни»?

Доводы в пользу CF6-80C-2 были более чем убедительны, судите сами.

Парк аэробусов А-300 и А-310 на 70% оснащен именно этими двигателями, значит с его эксплуатацией не будет никаких проблем. Он легок в обслуживании, имеет выдающиеся характеристики. За 10 лет эксплуатации CF6-80C-2 «налетал» почти 20 000 000 летных часов или 400 000 часов ежемесячно.

Необходимо также упомянуть, что свыше 700 самолетов нового поколения типа А-300 и А-310, Боинг-747-400 и Боинг-767-300, МД-11 оснащены именно этими двигателями. Каждые 60 секунд по всему миру взлетает самолет CF-80C-2.

Если посмотреть список заказов на эти самолеты, то невозможно не заметить, что около ста авиакомпаний предпочитают свои самолеты с этими движками.


Но самое главное преимущество CF-80C-2 в другом. Коэффициент отказа на них составляет всего 0,008%, что означает один отказ или одну поломку на 125 000летных часов! пожалуй, такой надежности нет ни у какого другого двигателя.

Но и это еще не все. Представьте, на двух двигательном самолете неожиданно отказал один двигатель. Так вот, второй должен обеспечить устойчивый полет, согласно требованиям безопасности, не менее часа. У двигателя CF-80C-2 как и его предшественника CF6-80A, это время составляло 180 минут! Это выдающееся достижение в области двигателестроения и своеобразный рекорд CF6-80C-2.

Поэтому французы не долго ломали голову, чем оснастить «Белугу»: для выдающегося самолета — выдающийся двигатель!

Распределители роли — кто из субподрядчиков что строит. И началось строительство самолета.

Доставка в Тулузу различных частей для окончательной сборки осуществляется из Честра и Филтона в Англии, Гамбурга и Бремена в Германии, Мадрида в Испании и Сент-Назера во Франции.

Британская фирма «Аэростракчерз» делала для гиганта основную грузовую дверь.


Немецкая «Дойче Аэроспейс Эрбус» — киль и переднюю часть от киля к форкилю.

Фирма «Дорнье» (тоже, естественно, немецкая) монтировала для «Белуги» гидравлическую систему и делала надстройку между главной грузовой дверью и опущенным носом.

Испанская «КАСА» — монтировала верхнюю цилиндрическую часть фюзеляжа и горизонтальное оперение с шайбами.

Фирма «Эльбе Флюгцойгверке» — верхнюю коническую часть фюзеляжа, секцию 19.1 и форкиль.

Голандская «Фоккер» (уже отделение «Дойче Аэроспейс АГ») монтировала дренажную систему, другие системы и панели пола грузовой кабины.

Что осталось французам? Фирма «Латекер» сделала носовую секцию, «Потельер» — систему вентиляции, отопления и кондиционирования. Фирма «Фижеак» — систему управления самолетом.


И наконец фирма «Согерма-Сосеа» (отделение «Аэроспосьяля») осуществляла окончательную сборку, проводила испытания и осуществляла контроль за соблюдением всех стандартов.

Служба доставки сборных частей была налажена настолько четко, что 24-х часовой график ни разу не был нарушен, как, впрочем, и годовой график проектирования, строительства, выкатки, первого полета и испытаний «Белуги».

Программа выпуска четырех самолетов была рассчитана до середины 1998 года. План строительства «Белуги» выглядел так:

  • Самолет ©1-сентябрь 1995 года;
  • Самолет ©2-март 1996 года;
  • Самолет ©3-апрель 1997 года;
  • Самолет ©4-июнь 1998 года.

11 января 1993 года в Тулузе началась окончательная сборка первого летного экземпляра. В марте 1994 года на собранный самолет установили двигатели и начали доводочные работы.


30 июня того же года «Белугу» торжественно выкатили из цеха. Еще не окрашенная, поблескивая желтизной дюраля, «Белуга» не оставляла равнодушным даже искушенных и много видавших авиационных специалистов.

И вот настал самый волнующий момент — после необходимого этапа наземных работ, опробования и проверок всех систем, 13 сентября 1994 самолет-гигант поднялся в воздух.

Первый полет любого самолета всегда большое событие, а такого вдвойне. Несомненно, этот уникальный во всех смыслах самолет, находится самом начале своей карьеры, ему еще предстоит перевезти части многих своих собратьев и различных других грузов. Родился самолет — труженик. Чистого неба тебе, «Белуга»!

Летная жизнь «Белуги» определена в 30 лет, при условии, что самолет будет совершать 1200 полетов в год при продолжительности полета 1,75 часов и при минимальном взлетном весе 153 тонны.

Международная кооперация дает свои плоды — всего за 6 лет программа А-300-600ST должна быть выполнена. В этом нет никакого сомнения, так как большая ее часть уже реализована.

По грузоподъемности «Белуха» уступает конкурентам – C-5 Galaxy компании Lockheed Martin или Ан-124 «Руслан» могут поднять в воздух больше 120 тонн груза, что почти втрое превышает возможности Airbus A300–600ST. Зато по габаритам грузового отсека (7,7х7,7х38 м) «Белухе» нет равных – даже исполинская Ан-225 «Мрия» грузоподъемностью 250 тонн способна перевозить грузы габаритами не более чем 43х6,4х4,4 м. A300–600 Super Transport был разработан и построен консорциумом Airbus, объединяющим ведущие аэрокосмические компании четырех стран, в первую очередь для своих собственных задач.

Производство деталей и компонентов самолетов Airbus разбросано по всей Европе – крылья делают на заводах Великобритании, хвостовую часть – в Испании, фюзеляж в Германии, а носовую часть во Франции. Окончательная сборка проводится в Тулузе или Гамбурге, и раньше все эти громоздкие детали доставлялись по земле или на старых Super Guppy – модифицированных версиях Boeing Strato-cruiser.

А еще вон какая штуковина есть

Aero Spacelines Super Guppy - транспортный самолёт для перевозки негабаритных грузов. Разработчик - Aero Spacelines. Разработан на основе предыдущей модификации Pregnant Guppy , выпущен в количестве пяти экземпляров в двух модификациях. Первый полёт — август 1965 г.

Основным структурным изменениям подвергся именно фюзеляж. Верхняя часть фюзеляжа была сконструирована заново, она имеет большую загрузочную дверь высотой 7,23 м. Дверь в открытом положении отклоняется на 67 градусов и в верхнем положении достигает высоты 11,77 м.

Длина цилиндрической части фюзеляжа составляет 21,3 м, а максимальный диаметр — 7,4 м! Общий грузовой объем грузовой кабины составляет 1400 м3.

Длина перевозимого груза в фюзеляже «Белуги» может составлять 37,7 м. Из приведенной рядом схемы хорошо видны максимальные сечения грузовых кабин различных типов самолетов.

Для удобства погрузки и выгрузки груза кабина пилотов опущена вниз таким образом, что уровень пола имеет ровную поверхность и находится на высоте 5 метров от земли.


Вход в кабину пилотов осуществляется через люк в нижней части фюзеляжа; крышка люка служит одновременно и лестницей.

Аварийная и грузовая двери расположены по правому борту фюзеляжа. Все грузовые операции занимают не более 45 минут.

Нижний грузовой объем позволяет принимать на борт стандартные паллеты или контейнеры: 10LD- 10 или пять LD- 1, либо пять LD- 6.

Как и на обычном лайнере, на «Белуге» предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине — на уровне стандарта.

Крыло на «Белуге» идентично крылу А-300-600R. Размах крыла — 44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически «чистым».


Разработанные фирмой «Эрбас Индастри» уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для «Белуги» следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы — самолет стал трехкилевым. Киль «подрос» до высоты 17,24 м, а размах горизонтального оперения стал 16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет 9,60 м.

На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы «Дженерал Электрик», либо PW-4000 фирмы «Прэтт энд Уитни». Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость — 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

(с) К.Г. Удалов, М.А. Белощук

ЛТХ:
Модификация A300-600ST
Размах крыла, м 44.84
Длина самолета, м 56.16
Высота самолета, м 17.25
Площадь крыла,м2 260.00
Масса, кг
пустого самолета 86500
максимальная взлетная 160000
топлива 46900- 55000
Тип двигателя 2 ТРДД General Electric CF6-80C2A8
Тяга, кН 2 х 2262.40
Максимальная скорость, км/ч 820
Крейсерская скорость, км/ч 765
Практическая дальность, км 5200
Дальность действия, км 1666
Практический потолок, м 10700
Экипаж, чел 2
стандартно 45000 кг груза или максимально 47600 кг груза

Кроме крупных деталей самолетов «Белуха» регулярно «глотает» и другие негабаритные грузы. Чего только не приходилось ей перевозить! И спутники, доставляемые из Европы на космодром во Французской Гвиане, и части Международной космической станции, построенные в Италии, на стартовую площадку шаттлов на мысе Канаверал в США, и даже, в одном из самых продолжительных полетов, полностью укомплектованные вертолеты из Франции в Австралию.

«Белуха» оказалась идеальным транспортным средством и сейчас, когда нужно как можно скорее доставить помощь в пострадавшие районы. За один рейс она перевезла массу снаряжения – от 22 тонн палаток и походных кроватей до цельной 15-тонной передвижной больницы – системы TransHospital – со всеми ее рентгеновскими аппаратами и стерильной операционной. A300-600ST Beluga был построен на базе самолета А-300. Единственное что, был увеличен корпус верхней его части. Такой корпус имеет объем около1.400 м?, также сам грузовой отсек в длину 37.7 метров и в ширину 5.43 метра. В A300-600ST Beluga грузы помещаются через специальный люк впереди самолета над кабиной пилотов, т. е. через лоб. Для того чтобы доставлять грузы на такую высоту, в Airbus был разработан специальный погрузчик. A300-600ST Beluga способен перевозить грузы весом до 47 тонн. А при полной нагрузке и со скоростью 750 км/ч Beluga может доставлять грузы на расстояние до1700 км.

На A300-600ST Beluga установлены два двигателя General Electric CF6-80C2A8. Которые позволяют развивать скорость 750 км/ч.

Экипаж состоит из двух человек, причем в самолете предусмотрены дополнительно два пассажирских кресла для сопровождающих груз.

Как и на обычном лайнере, на “Белуге” предусмотрен необходимый уровень комфорта: небольшая кухня, спальная каюта и туалет. Уровень шума в кабине – на уровне стандарта.

Крыло на “Белуге” идентично крылу А-300-600R. Размах крыла -44,83 м. Крыло оснащено предкрылками и трехщелевыми закрылками, и является аэродинамически “чистым”.

Разработанные фирмой “Эрбас Индастри” уникальные законцовки крыла значительно повышают его эффективность на крейсерских скоростях и снижают колебания.

Хвостовое оперение А-300-600 было доработано для “Белуги” следующим образом. Площади вертикального и горизонтального оперения были увеличены, а для улучшения продольной устойчивости на стабилизаторе установили дополнительные шайбы – самолет стал трехкилевым. Киль “подрос” до высоты17,24 м, а размах горизонтального оперения стал16,60 м. В конструкции хвостового оперения широко применяются композиты.

Шасси самолета трехопорное, стандартное, полностью заимствованное с А-300-600R. Носовая и основные стойки имеют парные колеса. Ширина колеи составляет9,60 м.

На самолете могут быть установлены два типа двигателей: CF6-80C-2 фирмы “Дженерал Электрик”, либо PW-4000 фирмы “Прэтт энд Уитни”. Оба двигателя имеют большую степень сжатия, небольшой расход топлива, низкий уровень шума.

Контроль работы двигателей и всех систем осуществляется бортовым компьютером.

Топливные баки на самолете размещены, как обычно, в крыле, а также в горизонтальном оперении.

Емкость баков в стабилизаторе составляет 6150 литров, а общая емкость – 75 470 литров. Контроль за расходом топлива осуществляется бортовым компьютером. Полная заправка производится за 45 минут.

Airbus A300-600ST «Beluga» – самолёт, предназначенный для транспортировки крупногабаритных грузов. Первые успешные испытания лайнера были проведены в 1994 году. С тех пор и по сегодняшний день всего было построено пять экземпляров. Название машине дали в честь кита белухи («beluga» от англ.), поскольку по форме он сильно напоминает млекопитающее.

Основной целью конструирования A300-600ST стала транспортировка собственных грузов Airbus, а точнее – частей других производимых компанией авиалайнеров (например, компонентов кабины Airbus A310) к местам окончательной сборки. Раньше консорциум использовал для этих целей железнодорожный и водный транспорт. С ростом производственных мощностей компании потребовалось принять решение о сокращении времени доставки компонентов, что и привело к созданию специального воздушного перевозчика.

Кроме того, перевозка железной дорогой и морем подобных габаритных объектов вызывает крупные проблемы на всех стадиях погрузочных работ. Использование воздушных путей упрощает эту задачу в разы.

Возможности самолёта

Авиалайнер «Белуга» способен взять на борт груз с максимальной массой в 47 тонн. Самолёт имеет широкий фюзеляж, диаметр которого составляет 7,4 м. Этих характеристик вполне достаточно, чтобы на борт могли уместиться, например, два крыла от Airbus A330 в собранном виде или большинство компонентов корпуса лайнера Airbus A319.


На максимальной загрузке «Белуга» преодолевает расстояние до 1700 км при скорости в 570 км/ч. При использовании половины массы от максимальной грузоподъёмности (т.е. около 26 тонн) это расстояние увеличивается до 4600 км.

Основные характеристики

«Белуга» имеет внушительные габаритные и технические характеристики:


Хоть эти показатели и являются достаточно высокими для воздушных авиаперевозчиков, самолёт «Белуга» всё же уступает первенство своим ближайшим аналогам. Так, известный самолёт Ан-225 (усовершенствованная модель Ан-124 «Руслан») способен взять гораздо больше груза на борт — до 250 тонн.

Однако в 2014 году стало известно, что компания Airbus намерена запустить в производство следующее поколения грузовых самолётов. На данный момент о них практически ничего неизвестно, кроме того, что они будут сконструированы на базе существующего пассажирского лайнера Airbus A340. Создание этого аппарата обосновано необходимостью перевозки частей самолёта A380, которые в данный момент переправляются по суше и воде.

Известна примерная дата ввода нового самолёта в эксплуатацию – 2019-2020 год. Ожидаемое количество лайнеров – не менее 5 единиц.

Первый Airbus A330-743L Beluga XL покинул цех окончательной сборки на авиационном заводе в Тулузе, Франция


Фото: Jujug Spotting https://www.flickr.com/photos/jujug/albums/72157691133860594

Программа создания грузового самолета Airbus Beluga XL стартовала в ноябре 2014. В его основу лег грузовой самолет Airbus A330-200 с использованием максимально возможного количества существующих компонентов и оборудовани, кабина, грузовой отсек и хвостовая часть были разработаны заново. В качестве силовых установок для Beluga XL были выбраны двигатели Rolls-Royce Trent 700. Максимальный взлетный вес Beluga XL - 227 тонн с грузоподъемностью всего 53 тонны, может преодолевать расстояние до 4 074 км при полной загрузке. Длина 63 метра, размах крыла - 60 м.

В декабре 2016 года был собран фюзеляж, носовая части и оперение в 2017. В течение года велись работы по сборке корпуса, отладка механических и электрических систем, после чего в течении 6 месяцев самолет будет проверен в ходе наземных испытаний. Первый полет Airbus Beluga XL намечен на 2018 год. Airbus планирует построить в общей сложности пять транспортных самолетов Beluga XL. Первый из них поступит в эксплуатацию в середине 2019 году. Планируется, что к 2025 году Beluga XL полностью заменит ВС A300-600ST Beluga.



фото https://www.instagram.com/p/Bdh2Ub1FMFv/?taken-by=clementalloing


фото https://www.flickr.com/photos/ramis-photos/albums/72157691089479214

Прежняя версия транспортной машины Beluga А300-600ST создана на базе широкофюзеляжного самолета А300 — самого первого ВС европейского самолетостроителя, производство которого прекращено. Сегодня данные самолеты используются Airbus для транспортировки компонентов ВС между производственными площадками в Европе, которые находятся, в частности, в Великобритании, Испании, Франции и Германии. Новая модель создается в связи с увеличением темпов производства узкофюзеляжных самолетов семейства А320 и широкофюзеляжных A350, а также потребностью в более современных и эффективных грузовых машинах. Объемы летных часов флота "Белуги" удвоились с 2014 года до 8000 часов в год, производитель самолетов решил увеличить пропускную способность своего существующего флота BelugaST. К 2017 г. Airbus планирует увеличить как минимум вдвое время использования транспортных самолетов Beluga — до 10 тыс. часав в год. Как подчеркивают в компании, заменив пять прежних ВС Beluga на такое же число Beluga XL, она увеличит провозные емкости на 30%. Самолет Beluga А300-600ST будет списан к 2025 г.


Когда первый раз видишь самолет Airbus A300-600ST, то самое нейтральное, что приходит на ум - это какой же он странный! Данный самолет определенно не может похвастаться привлекательным или элегантным внешним видом. Глядя на него, даже не веришь, что эта машина может еще и летать. Самолет Airbus A300-600ST (ST расшифровывается как Super Transporter) также известен под другим именем Airbus Beluga. Имя Beluga происходит от формы корпуса самолета, которая своим видом напоминает кита-белуху (англ. belugа, не стоит путать с белугой). A300-600ST Beluga - это широкофюзеляжный реактивный транспортный самолет, предназначенный для перевозки крупногабаритных грузов. Представляет собой двухмоторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. На данный момент выпущено всего 5 таких самолетов, все они эксплуатируются в основном компанией Airbus.

Впервые самолет был представлен широкой общественности в 1995 году в рамках проведения авиасалона в Ле-Бурже. Жарким июньским днем 1995 года десятки тысяч посетителей легендарного авиасалона, задрав головы к небу, наблюдали за демонстрационными полетами. На объявление диктора салона о том, что к взлету готовится транспортный самолет Beluga, мало кто обратил внимание, эмоции от предыдущих полетов еще не остыли. Но когда этот необычный самолет поднялся в небо, толпа не могла сдержать эмоций и возгласов изумления, которые смешались с всеобщим восторгом. «Горбатый монстр», который на земле выглядел так неуклюже, легко и достаточно изящно произвел взлет, элегантно покачал крыльями и уверенно приземлился. Приземление самолета было встречено шквалом аплодисментов. Airbus A300-600ST стал настоящей звездой авиасалона 1995 года.

С помощью данного проекта компания Airbus рассчитывала создать новый лайнер, который должен был обеспечить потребности растущего производства корпорации. Самолет планировалось использовать для перевозки по воздуху крупногабаритных частей фюзеляжей собираемых компанией авиалайнеров. Машина, получившая официальное прозвище Beluga, пришла на смену устаревшим к тому моменту самолетам Boeing Super Guppy. Данные самолеты авиапроизводитель использовал для перевозки частей самолетов между предприятиями компании, которые располагались в различных уголках Европы. Стоит отметить, что в 1990-е годы интенсивность работы заводов компании Airbus была так высока, что первый самолет Airbus A300-600ST делал 60 вылетов в неделю, курсируя между 11 заводами компании. В месяц самолет мог совершать до 250 вылетов.

Основным назначением нового транспортного самолета стала перевозка негабаритных грузов. Данный необычный транспортник был создан специалистами компании Airbus на базе типового широкофюзеляжного планера, который использовался для производства пассажирских самолетов A300. Компания Airbus на сегодняшний день является одной из крупнейших авиастроительных компаний в мире, занимая существенную часть рынка по выпуску гражданских авиалайнеров. Предприятия компании находятся во многих странах Европы. Основные производственные мощности компании сосредоточены в Германии, Франции, Испании и Великобритании. При этом окончательная сборка самолетов осуществляется на заводах компании в Гамбурге (Германия) и Тулузе (Франция). Детали авиалайнеров, которые производятся в четырех странах, для окончательной сборки перевозятся на головные заводы по воздуху. Именно для оперативной их транспортировки и был создан самолет A300-600ST Beluga.

С самого начала реализации проекта по выпуску самолетов под маркой Airbus (еще в 1970-е годы) для доставки авиакомпонентов применялись четыре самолета Boeing Stratocruisers, однако с развитием и расширением производства самолетов, возможностей этих машин оказалось недостаточно. Поэтому в 1991 году руководство авиаконцерна Airbus решило создать компанию, которая создала бы новый грузовой самолет, предназначенный для транспортировки по воздуху негабаритных грузов. В качестве основы было решено использовать широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был существенным образом переработан для перевозки авиакомпонентов. Диаметр грузовой части фюзеляжа довели до 7,1 метра. Также была изменена передняя часть самолета. К примеру, носовая часть получила совершенно новую конструкцию, была установлена специальная система, которая позволяла откидывать кабину пилотов в момент загрузки самолета, также была усилена хвостовая часть лайнера для обеспечения устойчивости во время совершения полетов.

Объем грузовой кабины необычного внешне самолета был доведен до 1400 кубических метров, а максимальная длина перевозимых в самолете грузов может составлять до 40 метров. Возросший диаметр грузовой кабины и грузоподъемность в 47 тонн расширили возможности самолета в сравнении с используемыми до его появления «Супер Гуппи». Помимо этого, скорость полета выросла практически в два раза. На новом самолете было решено отказаться от фюзеляжа «на застежках». Кабину экипажа и всю носовую часть немного опустили вниз, для того чтобы она не мешала процессам погрузки и выгрузки груза. Установленная на самолете полуавтоматическая система погрузки позволяет проводить все необходимые операции даже с самыми крупногабаритными и массивными грузами всего за 45 минут.

Кроме основной грузовой кабины, которая главным образом используется для транспортировки частей собираемых самолетов, на Airbus A300-600ST имеется отсек, который можно использовать для перевозки стандартных авиационных контейнеров. При этом внешне от своего прародителя Beluga отличается очень сильно, хотя и на 80% состоит из частей и компонентов пассажирского аэробуса А300. Больше всего видоизменился фюзеляж самолета, что и привело к появлению китового названия самолета. При этом хвостовое оперение самолета стало выше, а на стабилизаторе появились дополнительные шайбы, которые были предназначены для улучшения путевой устойчивости машины.

Самолет поднимают в небо два турбореактивных двигателя GE CF6-80C2A8 компании General Electric. Они существенно слабее двигателей P&W PW4000, которые применялись на оригинальных пассажирских самолетах Airbus A300. Однако мощности имеющихся двух двигателей вполне достаточно для того, чтобы поднимать немаленький самолет в воздух. Особенно с учетом того, что перевозит он в подавляющем большинстве случаев негабаритные, однако не очень тяжелые грузы.

Кабина пилотов транспортного самолета полностью идентична таковой на самолете А300-600. Носовая секция была оборудована всем, что может потребоваться для комфортной работы экипажа в полете и во время стоянки на земле. В частности, здесь имеется два кресла для сопровождающих груз, спальная каюта, туалет и даже небольшая кухня. При полной загрузке самолета, которая составляет 47 тонн, машина может преодолеть по воздуху 1700 километров со скоростью 750 км/ч (0,7 Маха). При половинной загрузке (26 тонн) максимальная дальность полета возрастает до 4600 километров.

Самолеты Airbus A300-600ST Beluga были построены очень ограниченной серий. Всего было собрано 5 таких самолетов. При этом все 5 машин используются практически только для нужд компании Airbus. Но для осуществления специальных транспортных операций заказчики могут арендовать этот транспортный самолет у дочернего предприятия концерна - Airbus Transport Internationa. Услугами этой «дочки» Airbus уже неоднократно пользовались немецкие военные. В настоящее время европейский авиапроизводитель осуществляет комплекс исследовательских работ, направленных на создание новой транспортной модели самолета данного типа. На этот раз на базе нового авиалайнера Airbus A340. Новый самолет, как и его предшественник Beluga, будет использоваться для транспортировки компонентов строящихся лайнеров.

Летно-технические характеристики A300-600ST:
Габаритные размеры: длина - 56,15 м, высота - 17,24 м, размах крыла - 44,84 м, площадь крыла - 122,4 м2.
Диаметр фюзеляжа - 3,95 м, грузовой отсек - 7,1 м.
Масса пустого самолета - 86 т.
Наибольшая взлетная масса - 155 т.
Дальность полета с грузом 26 тонн - 4632 км.
Силовая установка - 2 двигателя General Electric CF6-80C2A8.
Масса груза - до 47 т.
Объем грузового отсека - 1410 м3.
Крейсерская скорость полета - 750 км/ч.
Практический потолок - 10 700 м.
Длина разбега - 1950 м.
Длина пробега - 1180 м.
Экипаж - 2 человека.

Источники информации:
http://avia.pro/blog/airbus-beluga-a300-600
http://www.airwar.ru/enc/aliner/a300st.html
http://unikteh.ru/2011/a300-600st-beluga

Компания Airbus ведет разработку и производство пяти новых грузовых лайнеров Airbus Beluga, предназначенных для перевозки негабаритных грузов. Следующее поколение транспортных лайнеров будет основано на базе планера Airbus A330-200 с сохранением многих существующих компонентов и оборудования от предыдущей модели Airbus A300-600 – объемного грузового отсека, откидывающейся кабины управления самолетом с дополнением новых модернизированных структур. Компания Airbus стремится создать новый лайнер, чтобы обеспечить потребности растущего производства корпорации в перевозке габаритных частей фюзеляжей собираемых моделей самолетов.

Первый самолет должен быть готов к эксплуатации в середине 2019 года, а действующие планеры на базе Airbus A300-600 будут эксплуатироваться до 2025 года.

Интеграция европейских стран в создании грузового лайнера

Грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов Airbus A300-600 (Super Transporter) имеющий также название Beluga создан на базе типового широкофюзеляжного планера Airbus A300. Компания Airbus является трансатлантической, её заводы находятся в нескольких странах. Учредителями концерна, являются компании из Германии, Испании, Франции и Англии. Данный консорциум в области авиастроения является наиболее крупным и успешным, занимает большую часть рынка по выпуску гражданских самолетов. Детали лайнеров производятся на заводах расположенных в четырех странах и для сборки перевозятся на головные заводы, осуществляющие окончательную сборку. Для оперативной доставки компонентов самолетов и была создана Beluga. Крылья и шасси производятся в Великобритании, хвост и двери в Испании, фюзеляж в Германии, носовая часть во Франции, а окончательная сборка ведется в городах Тулузе (Франция), Гамбурге (Германия), и Севилье (Испания).

С начала осуществления проекта по производству самолетов Airbus в 1970 году для доставки компонентов использовались 4 лайнера Boeing Stratocruisers, но с развитием и расширением производства возможностей используемых самолетов оказалось недостаточно.

Руководством компании было принято решение в 1991 году создать компанию, которая бы разработала новый грузовой лайнер для перевозки негабаритных грузов. В качестве прототипа был выбран широкофюзеляжный двухмоторный Airbus A300, который был модифицирован с расширением фюзеляжа до 7.1 метров в диаметре. Для перевозки агрегатов, была изменена передняя часть самолета. Носовая часть получила новую конструкцию, была установлена специальная система позволяющая, откидывать кабину пилотов при загрузке грузов, усилена хвостовая часть для обеспечения устойчивости во время полетов.

Развитие программы по созданию нового лайнера

Производство лайнера было начато в 1992 году, а в сентябре 1994 года состоялся первый полет. После прохождения летных испытаний и сертификации, лайнер Airbus A300-600 Beluga был принят в эксплуатацию в октябре 1995 года. Всего было построено 5 самолетов, которые интенсивно использовались для перевозки компонентов строящихся самолетов.

Объем грузового отсека Beluga больше чем у С-5 Galaxy и АНТ-124, но уступает АНТ-225. Однако вес перевозимого груза значительно меньше и составляет 47 т, в то время как С-5 Galaxy способен перевозить 122.5 т, а Ант-124 150 тонн. Грузовой отсек Ф-300-600 приспособлен для перевозки компонентов A380, которые ранее доставлялись с использованием морского и железнодорожного транспорта.

В ноябре 2014 года администрация компании Airbus объявила, что проектируется новый тип грузового лайнера (5 самолетов), создаваемого на базе А330-200, ввод которого ожидается в 2019 году.

Технические характеристики лайнера Airbus A300-600 Beluga

Самолет Airbus A300-600ST и его технические возможности:
Экипаж -2 пилота;
Объем грузового отсека – 1410 куб. м;
Грузоподъемность – 47 т;
Длина фюзеляжа – 56.15 м;
Размах крыльев – 44.84 м;
Высота корпуса – 17.24 м;
Площадь крыла – 258.8 кв. м;
Максимальный взлетный вес – 155 т;
Двигатели – 2хGE СF6-80С2A8, турбовентиляторные;
Диаметр фюзеляжа – 7.1 м;
Дальность полета с грузом 40 т – 2779 км;
26 т – 4632 км;
Крейсерская скорость 750 км/час.

Airbus A300-600 Beluga. Галерея.