Инструменты

Кто такая донна анна. Общая характеристика оперы

Кто такая донна анна. Общая характеристика оперы

Тендряков Владимир

Донна Анна

Владимир Федорович ТЕНДРЯКОВ

ДОННА АННА

Лето 1942 года.

На небе чахнет смуглый закат, через всю сумеречную степь потянуло ветерком, по-ночному свежим и настойчиво горьким, полынным. Где-то на краю земли, под самым закатом - веселые, что треск горящего хвороста, выстрелы.

В одном месте, под закатом, перестрелка гуще, время от времени в той стороне слышатся удары, словно кто-то бьет черствую степь тупой киркой, рвутся снаряды. Там, напротив одинокой птицефермы, окопалась пятая рота лейтенанта Мохнатова.

Чахнет закат, наливаются сумерки, война впадает в полудрему. При зыбком затишье во всех уголках фронтовой степи начинается движение, делаются дела и делишки, которым мешал дневной свет. Гудят тягачи, какие-то батареи перебираются на новые позиции. По степи без дорог расползаются машины с потушенными фарами, ощупью везут боеприпасы. Полевые кухни, начиненные неизменной пшенной сечкой, подъезжают к самым окопам, куда днем можно пробраться только ползком.

Не для дневного света, видать, и это дело, хотя и называется оно - показательное. Нас вызвали сюда из всех подразделений - рядовых, сержантов, даже из среднего комсостава.

Мы сидим на щетинистом, прогретом за день склоне пологой балки, свежий, горьковатый ветерок обдувает нас.

Внизу остановилась крытая машина, из нее один за другим выскочили несколько солдат, плотно сбитых, стремительных, в твердых тыловых фуражках, похожих друг на друга и совсем не похожих на нас, вялых, грязных окопников. Они деловито помогли вылезти серенькому, расхлюстанному - гимнастерка распояской, ботинки без обмоток - солдатику.

Этот солдатик, смахивающий на помятого собакой перепела, - главное "показательное" лицо. Для него в десяти шагах от остановившейся машины на дне балки ужо приготовлен неуставный окопчик с пыльно-глинистым бруствером - могила.

Командир, такой же плотный и стремительный, как и его подчиненные, стянутый туго портупейными ремнями, вполголоса, но энергично отдавал приказы, солдаты в фуражках действовали... И человек-перепел оказался на краю могилы в нательной рубахе с расхлюстанным воротом, в кальсонах со спадающей мотней. Сами же солдаты выстроились напротив в короткую шеренгу, развернув плечи, приставив к ноге винтовки.

И тут появился полный, вяловатый мужчина в комсоставском обмундировании, но с гражданской осаночкой. Он вынул из планшета бумагу, нашел нужный разворот, чтоб быть повернутым и к нам, зрителям, и к осужденному и чтоб тускнеющий закат бросал свет на лист...

Мы уже всё знали, даже больше, чем написано в его бумаге. Тот, кто сейчас стоял в исподнем спиной к могиле, был некто Иван Кислов, повозочный из хозтранспортной роты. В наряде на кухне он рубил мясо и отрубил себе указательный палец на правой руке.

Это случилось еще ранней весной, на формировке. Теперь уже разгар лета, наш полк неделю назад занял здесь, посреди степей, оборону. За два первых дня мы потеряли половину необстрелянного состава, но остановили рвущегося к Дону немца. Кажется, остановили...

А за нами сюда, на фронт, везли, оказывается, этого Кислова... Для показательности.

Именем Союза Советских Социалистических Республик военный трибунал!..

Уличенный в умышленном членовредительстве Кислов стоит внизу в просторных казенных кальсонах, в сумерках не разглядишь выражение его лица.

А вчера утром у меня было два друга - Славка Колтунов и Сафа Шакиров, бойкий, звонкий, маленький, что подросток, башкирец. Вчера утром мы втроем хлебали сечку из одного котелка. Славку убило наповал на линии, а Сафу всего часа два тому назад я отправил на грузовике в санбат - пулевое в живот, тоже неизвестно, выживет ли.

Следствием установлено, что четырнадцатого марта тысяча девятьсот сорок второго года рядовой Кислов Иван Васильевич, находясь в очередном наряде на кухне...

Чахнет закат. Стоят с отработанной выправочкой парни в фуражках, маячит напротив них нелепая домашне-постельная фигура. Могила приготовлена за ее спиной.

А Славка Колтунов, наверное, и сейчас лежит где-то посреди степи, некому выкопать для него могилу.

То, что через минуту на моих глазах пятеро вооруженных парней убьют шестого, растелешенного и безоружного, меня не волнует. Еще одна смерть. А сколько я понавидался их за эту неделю! С Иваном Кисловым из хозтранспортной роты я никогда не ел из одного котелка. Довезли ли живым Сафу Шакирова до санбата, спасут ли его врачи?..

Зачем показывают нам этого ублюдка?.. - Вопрос сердитым шепотом. Рядом со мной сидит командир химвзвода младший лейтенант Галчевский.

Мы познакомились по пути на фронт в эшелоне. Я дежурил у телефона в штабной теплушке. Была ночь, высокое полковое начальство, получив извещение, что до утра не тронемся, ушло спать. Возле денежного ящика сопел и переминался часовой. За шатким столиком при свете коптилки сидел дежурный из комсостава - юнец с белой девичьей шеей курсантской стриженой головой, на тусклых полевых петлицах по рубиновой капле лейтенантских кубариков. Он писал что-то, углубленно и взволнованно, должно быть, письма домой, часто отрывался, пожирающе глядел широко распахнутыми глазами на огонек коптилки, снова ожесточенно набрасывался на бумагу, и перо его шуршало в тишине, словно стая взбесившихся тараканов.

Я валялся прямо на полу, на раскинутой плащ-палатке, возле телефона, время от времени испускал в пространство дендрологический речитатив:

- "Акация"! "Акация"!.. Я - "Дуб"!.. "Клен"! "Клен"!.. "Рябина"!.. "Пихта"! "Пихта"!.. Уснул, дерево?.. Я - "Дуб". Проверочка.

Дверь вагона-теплушки была приотворена, в щель глядела ночь. Влажная сырая темень плотна, хоть протяни руку и пощупай. Где-то в ней прячутся дома с занавесками на окнах. Там люди по утрам собираются на работу, там переживают заботы - раздобыть сена корове, купить дров... Выскочи сейчас из вагона в ночь, и, наверное, за каких-нибудь десять минут добежишь до такого рая с занавесками на окнах. Десять минут - как близко! И недосягаемо! Для меня сейчас ближе неведомый, лежащий за сотни километров отсюда фронт. Стоит ночь над землей, и щемяще хочется не поймешь чего: или простенького пройтись босиком по чисто вымытому домашнему полу, или невероятного, невиданно красивого... Чего-то такого, перед которым даже война померкнет.

Мне пришло время произнести свое заклинание: ",Акация""! ,Акация""!.." Но вместо этого я с вызовом продекламировал:

В час рассвета холодно и странно,

В час рассвета - ночь мутна.

Дева Света! Где ты, донна Анна?

Анна! Анна! - Тишина.

И грохнул откинутый стул, и огонек коптилки захлебнулся, впустил на секунду ночь в теплушку. Часовой у денежного ящика вытянулся, замер по стойке "смирно", а младший лейтенант, вскочив за столом, глядел на меня провально томными глазами.

Вы!.. Вы!.. Вы любите Блока?.. - задохнувшись.

Я любил, что знал, а знал что-то из Блока, что-то из Есенина, из Маяковского, любил Григория Мелехова и деда Щукаря, д"Артаньяна с друзьями и несравненного Шерлока Холмса. Младший же лейтенант кой-кого испепеляюще ненавидел, например Есенина:

Мещанин! Люмпен! Кабацкая душа! Быть нытиком во время революции!

Но он также любил и Блока, и Дюма, и Конан Дойля. А особенно любил кино - не комедии, а революционные и военные фильмы. Он бредил сценой расстрела моряков из "Мы из Кронштадта". Подавшись на меня всем телом, он с дрожью говорил:

Вот бы так умереть - чтоб в глаза врагу, чтоб смеяться над ним!.. Лицо узкое, с мелкими чертами и тонкие губы в капризном изломе.

К кино я относился сдержанно, к военным картинам тем более. Войны хватало с избытком и без кинокартин. И умирать я не хотел, пусть красиво, пусть геройски глядя в глаза врагу. Впрочем, я стыдился признаться в этом даже самому себе.

"Дева Света! Где ты, донна Анна?.." Солдаты говорили о бабах. О бабах и о жратве - извечные, неиссякаемые темы. О жратве, пожалуй, говорили чаще, так как наши военные пайки были скудны, а старшины и повара без зазрения совести еще рвали от них, мы всегда были голодны, тут, право, не до баб.

ДОНА АННА

ДОНА АННА де Сольва - героиня третьей из цикла «маленьких трагедий», написанной на «бродячий» сюжет о Дон Жуане (Гуане). Дона Анна действует в опере Моцарта «Дон Жуан», упомянутой во второй трагедии цикла и послужившей Пушкину ближайшим сюжетным источником.

Пушкинская Дона Анна - не символ соблазненной невинности и не жертва порока; это типичная «оперная вдова». Она верна памяти мужа, убитого Дон Гуаном, ежевечерне приходит на его могилу в Антониевом монастыре «кудри наклонять и плакать». Избегает мужчин, общается лишь с кладбищенским монахом; но, как всякая «театральная испанка», готова в какой-то миг решиться на любовное приключение. Выданная матерью замуж за богатого Командора дон Альвара, его убийцу она никогда прежде не видела. Это позволяет Дон Гуану, высланному королем из Мадрида, но самовольно вернувшемуся, остаться неузнанным; он является на могилу Командора и предстает перед Анной переодетым отшельником, чтобы тронуть женское сердце сладкими речами, а затем «открыться» (на самом деле использовав новую маску - некоего Диего де Кальвадо). Дона Анна, по законам любовной игры, отказывается вступать в объяснения с соблазнителем у могилы мужа и назначает свидание назавтра попозже, у себя дома.

Во время этого свидания она продолжает играть роль «слабой женщины», «бедной вдовы», медленно уступающей натиску противника. Узнав, что перед нею - Дон Гуан, вскоре смиряется с мыслью о возможной связи с убийцей Командора и забывает недавнее обещание заколоть кинжалом Гуана, если тот когда-нибудь попадется ей на глаза. В конце ужина Гуану подарен «холодный, мирный» поцелуй и обещание завтрашней встречи (которая, разумеется, предполагает нечто большее). И только гибельное для Гуана явление ожившей статуи Командора, которую тот имел несчастье в шутку пригласить «на свидание», обрывает любовный сюжет - вместе с жизнью Гуана. Что при этом происходит с Доной Анной - читатель (зритель) не узнает; она непосредственно не участвует в развязке.

Но сюжетная роль Доны Анны не до конца совпадает с лирическим образом, созданным словами монаха о ней:

И приезжает каждый день сюда

За упокой души его молиться

И плакать, -

которые подхватывает и развивает Гуан:

Вы черные власы на мрамор бледный

Рассыплете - и мнится мне, что тайно

Гробницу эту ангел посетил…

Ср. также: «душа твоя небесная». С этим образом гармонирует само протяженно-сладкое звучание имени Доны Анны и его этимология (Анна, евр . - жизнь). Именно от этого словесного образа (а не от сценического характера) будет отталкиваться А. А. Блок, создавая свою Донну Анну в стихотворении «Шаги Командора».

Из книги Вторая книга авторского каталога фильмов +500 (Алфавитный каталог пятисот фильмов) автора Кудрявцев Сергей

"ДОНА ФЛОР И ДВА ЕЕ МУЖА" (Dona Flor e seus dois maridos) Бразилия.1976.106 минут.Режиссер Бруну Баррету.В ролях: Соня Брага, Жозе Вилкер, Мауру Мендонса, Динора Брилланти.В - 4; М - 3; Т - 3,5; Дм - 4; Р - 5,5; Д - 3,5; К - 4,5. (0,763) Двадцатитрехлетний Б.Баррету снял одну из самых популярных бразильских

Из книги К истокам Тихого Дона автора Макаров А Г

А.Г.Макаров, С.Э.Макарова. К истокам Тихого Дона Созвучность судеб донского казачества и самой России, стремление разобраться в истинности и достоверности событий революции и гражданской войны, соотнести их с тем бесформенным и пессимистическим состоянием, в котором

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

«Стремя "Тихого Дона"» - первая научная постановка вопроса Наиболее простым путем, непосредственно ведущим к разгадке вопроса авторства «Тихого Дона», видится обращение к архивам, поиск сведений и свидетельств современников. В советском обществе каждый более или менее

Из книги 50 книг, изменившие литературу автора Андрианова Елена

Г.Ермолаев - научная критика «Стремени "Тихого Дона"» Итак, первая критическая волна, открыто поставившая под сомнение авторство Шолохова, прошла, высветив на своем гребне имя донского писателя Крюкова. Реакция на возобновление дискуссии не заставила себя ждать.Внутри

Из книги 100 великих литературных героев [с иллюстрациями] автора Еремин Виктор Николаевич

Происхождение текста «Тихого Дона»: источники заимствований В своем исследовании мы обнаружили радикальные изменения композиции романа с середины 4-й части. Единое художественное пространство «Тихого Дона» распадается на отдельные эпизоды. События в разных сюжетных

Из книги Толкин автора Прашкевич Геннадий Мартович

Заимствования в шестой и седьмой частях «Тихого Дона» Использование в 6-й и 7-й частях романа заимствований из воспоминаний донского атамана Краснова и стратегического очерка гражданской войны Какурина представляют для нашего исследования особый интерес. Дело в том, что

Из книги Кто написал «Тихий Дон»? [Хроника литературного расследования] автора Колодный Лев Ефимович

1. Выборы войскового атамана на Круге спасения Дона (апрель-май 1918г.) Общее собрание членов Временного Донского Правительства и делегатов от станиц и войсковых частей в заседании 28 апреля... в Новочеркасске...постановило... На вечернем заседании того же числа <3 мая> были

Из книги автора

На левом берегу Дона Книга Какурина, также как и уже рассматривавшаяся выше книга Френкеля, была опубликована в Советской России. А на ее территории декретом Совнаркома с 1/14 февраля 1918г. был введен в употребление новый календарный стиль. Поэтому все даты в них, в отличие

Из книги автора

Хронология событий «Тихого Дона» гл./с.Даты (старый стиль)Даты (новый стиль)«Какуринские» главы седьмой части 28 июля кубанская конница... подошла к Камышину... В конце июля началась подготовка Красных армий... 7 августа в станице Урюпинская было сосредоточено... 18 августа

Из книги автора

Причины разнородности текста «Тихого Дона» Подведем некоторые итоги изучения того, как хронология основного текста «Тихого Дона» сопрягается Шолоховым с хронологией вставляемых им заимствованных фрагментов. Во всех рассмотренных нами случаях одна из дат относится к

Из книги автора

V. Верхнедонское восстание на страницах «Тихого Дона» Верхнедонское восстание 1919г. занимает в «Тихом Доне» особое место, как по объему: примерно 65 глав - от развала фронта в январе (гл.12 шестой части) вплоть до боев в июне за освобождение Усть-Медведицкой станицы (гл. 12

Из книги автора

Анна АХМАТОВА Анна Андреевна ГОРЕНКО, в замужестве ГУМИЛЕВА 11(23).VI.1889, Большой Фонтан, близ Одессы - 5.III.1966, Домодедово, под Москвой Анна Ахматова - поэт Серебряного века. Звонче и серебристее не бывает. Один из истолкователей поэзии Ахматовой Дмитрий Святополк-Мирский

Из книги автора

45. Карлос Кастанеда «Учение дона Хуана» – «Магические пассы» Карлос Кастанеда является одной из самых загадочных личностей XX века. Причем это не случайность – Кастанеда сделал все для того, чтобы мистифицировать весь мир. До сих пор никто с полной уверенностью не может

Из книги автора

Дона Флор Жила в Баии молодая, уважаемая всеми соседями женщина, хозяйка кулинарной школы для будущих невест «Вкус и искусство» дона Флорипедес Пайва Гимараэнс, или проще – дона Флор. Была она замужем за распутником, картежником и шалопаем Валдомиро по прозвищу Гуляка,

Из книги автора

Глава пятая СТАНОВЛЕНИЕ ДОНА Забрызганы кровью окопы, преет листва у ног. Ни с места! Два влево - пропасть, полфута вправо - гроб. Под свист осколков на скользком гребне, под пуль перезвон в камнях, Съезжаем в полночь по мокрому щебню тридцать первого декабря. Здесь в

Великие мастера считали, что музыка это всего лишь подражание человеческому пению. Если так, любой шедевр меркнет перед обычной колыбельной. Но когда вокал выходит на первый план – это уже высочайшее искусство. Здесь гений Моцарта не знает себе равных.

Самые известные оперы Вольфганг Моцарт написал в тот период, когда умение композитора наполнять музыку своими чувствами было на пике, а в «Дон Жуане» это искусство достигло кульминации.

Литературная основа

До конца неясно, откуда в европейском фольклоре взялся сюжет о роковом сердцееде. Несколько столетий образ Дон Жуана кочует из одного произведения в другое. Такая популярность говорит о том, что история о соблазнителе затрагивает человеческие переживания, не зависящие от эпохи.

Для оперы Да Понте переработал ранее изданную версию «Дон Жуана» (авторство приписывается Бертати). Были убраны некоторые персонажи, за счет чего оставшиеся получились более выразительными. Расширена роль Донны Анны, которая у Бертати появлялась лишь вначале. Исследователи считают, что именно Моцарт сделал эту роль одной из главных.

Сюжет, на который писал музыку Моцарт, является довольно традиционным, он был хорошо известен тогдашней публике. Здесь Дон Жуан – подлец, виновный не только в соблазнении невинных женщин, но и в убийстве, множестве обманов, посредством которых он и завлекает дам в свои сети.

С другой стороны, на протяжении всего действия, главный герой так и не овладевает ни одной из намеченных жертв. Среди действующих лиц есть обманутая и покинутая им (в прошлом) женщина. Она неотступно следует за Дон Жуаном, спасая Церлину, затем призывая бывшего возлюбленного к покаянию.

Жажда жизни в Дон Жуане огромна, его дух не смущается ничем, сметая все на своем пути. Интересно раскрывается характер персонажа – во взаимодействии с другими героями оперы. Зрителю даже может показаться, что это получается случайно, но таков замысел авторов.

Религиозная трактовка сюжета

Главной является мысль о возмездии за грех. Особо католицизм порицает плотские грехи, тело считается источником порока.

Не стоит преуменьшать влияние, оказываемое религией на общество всего лишь сотню лет назад. Что уж говорить о временах, в которые жил Моцарт. Открытый вызов традиционным ценностям, легкость, с которой Дон Жуан переходит от одного увлечения к другому, его дерзость и самонадеянность – все это рассматривалось как грех.

Лишь в последние десятилетия подобный образ поведения стал навязываться молодежи как образец для подражания, даже некий героизм. Но в христианской религии подобное не только порицается, но достойно вечных мук. Не столько само «плохое» поведение, сколько нежелание от него отказаться. Именно его Дон Жуан демонстрирует в последнем акте.

Женские образы

Донна Анна – пример сильной женщины, захваченной жаждой мести за смерть отца. Сражаясь за свою честь, она становится настоящей воительницей. Но затем как будто забывает о том, что злодей пытался силой овладеть ею. Донна Анна помнит только о гибели родителя. Строго говоря, по тем временам подобное убийство не считалось достойным суда, потому что два дворянина сошлись в открытом поединке.

Церлина – деревенская невеста, простая, но страстная натура. Это наиболее близкий к главному герою по характеру персонаж. Увлеченная сладкими речами, она уже почти отдается соблазнителю. Затем также легко все забывает, оказываясь снова рядом со своим женихом, покорно ожидая от его руки наказания.

Эльвира – покинутая пассия Дон Жуана, с которой он общается перед тем, как состоялась встреча с Каменным гостем. Отчаянная попытка Эльвиры спасти возлюбленного остается бесплодной. Партии этого персонажа полны сильных эмоций, требующих особого исполнительского таланта.

Финал

Появление Командора, который словно чеканит свои реплики, неподвижно стоя посреди сцены, выглядит действительно ужасающе для участников действия. Слуга настолько обезумел, что пытается спрятаться под стол. Но его хозяин смело принимает вызов. Хотя очень скоро понимает, что столкнулся с неодолимой силой, не отступает.

Интересно, как разные постановщики подходят к подаче всей оперы в целом и финала в частности. Кто-то использует сценические эффекты по максимуму, усиливая эффект музыки. Но некоторые режиссеры оставляют героев без особенно пышных костюмов, пользуются минимальным количеством декораций, отдавая первое место именно артистам и оркестру.

После того, как главный герой проваливается в преисподнюю, появляются преследователи и понимают, что возмездие свершилось.

Общая характеристика оперы

Драматическая составляющая в этом произведении выведена автором на новый уровень. Моцарт далек от морализаторства или буффанады. Несмотря на то что главный герой совершает неприглядные поступки, остаться равнодушным к нему просто невозможно.

Особенно сильны ансамбли, которые можно услышать довольно часто. Хотя трехчасовая опера требует от современного неподготовленного слушателя значительных усилий, это связано, скорее, не с особенностями оперной формы, а с тем накалом страстей, которыми «заряжена» музыка.

П. Чайковский считал «Дон Жуана» одной из лучших опер, созданных когда-либо в мире. Такой она и осталась по сей день.

Смотреть оперу Моцарта – Дон Жуан

В.А. Моцарт опера «Дон Жуан»

В основе оперы В. Моцарта «Дон Жуан» лежит легенда о дерзком и отважном искусителе, который с легкостью покорял женские сердца. Со времен своего возникновения этот сюжет занимал умы многих великих писателей и композиторов, которые постоянно обращались к нему. Примечательно, что менялась лишь окраска главного героя, порой, он был описан, как преступный и грубый злодей, который в финале получал заслуженное наказание. Но иногда авторы выделяли совершенно другие черты Дон Жуана, его ловкость, остроумие, привлекательность и бесстрашие, с которым он борется с устаревшими нормами морали.

Какой же главный герой в опере Моцарта? Сам композитор, назвал свое произведение веселой драмой и в нем с особой изящностью переплетаются трагическое и комическое, бытовое и возвышенное. Опера полна выразительных номеров, в которых раскрываются истинные чувства героев, традиционных сцен с переодеваниями и даже сценой рокового возмездия. А Дон Жуан предстает перед нами смелым, обаятельным и необычайно энергичным героем.

Действующие лица

Описание

баритон распутный молодой дворянин
Дон Педро бас командор, глава Севильи
Донна Анна сопрано дочка Дона Педро, помолвлена с Доном Оттавио
Дон Отавио тенор жених Донны Анны
Донна Эльвира сопрано дворянка из города Бургос
Лепорелло бас слуга Дона Жуана, ведет журнал с похождениями хозяина
Мазетто бас фермер
Церлина сопрано невеста Мазетто

Краткое содержание


Дон Жуан пытается соблазнить очередную красотку, переодевшись ее женихом доном Оттавио. Отец обманутой донны Анны – Командор вызывает на дуэль обидчика и терпит поражение. Это все не останавливает Дон-Жуана и он отправляется дальше на поиски приключений. Теперь его заинтересовала молодая невеста Церлина и герой пытается увести ее прямо из под носа жениха Мазетто. Несмотря на всю хитрость и ловкость, он остается ни с чем, ведь девушка непреклонна и остается верна своему суженному.

А вот самого Дон-Жуана ждет неприятный сюрприз, обманутая донна Эльвира, а также донна Анна с женихом хотят отомстить соблазнителю и пытаются схватить его. Но и с этими неприятностями главный герой справляется с завидной ловкостью. Чтобы доказать свое бесстрашие он приглашает на ужин статую убитого им Командора. В разгар трапезы появляется приглашенный гость и увлекает Дон-Жуана, отказавшегося покаяться под землю. Заканчивается опера торжеством мстителей, радующимся что злодей все же понес наказание.

  • Опера была написана за достаточно короткие сроки, так заказ был получен в мае 1787 года, в октябре этого же года прошла премьера. Увертюра же написана была и вовсе накануне представления.
  • Нередко можно встретить легенду, что во время написания оперы композитор и либреттист встречались в Праге с Казановой, чтобы получить консультацию, однако, это факт не подтвержден документально.
  • Либреттист Лоренцо да Понте в своем сценарии для оперы решил вписать два своих любимых итальянских продукта: вино Марзимино и сыр Джиунката.
  • Всем известное название оперы «Дон Жуан» - первоначально было не таким. Первоначально произведение называлось "Наказанный распутник, или Дон Жуан".
  • В своих дневниках Лоренцо да Понте вспоминал интересную ситуацию, которая его вдохновляла во время сочинения либретто к опере. Он писал, что работал за письменным столом около двенадцати часов подряд. Лоренцо был окружен токайским вином, чернильницей и портсигаром. В то время в его доме жила мать с очаровательной дочерью шестнадцати лет, помогающая в бытовых вопросах. Он сожалел, что не мог относиться к ней, как к дочери. Каждый раз после того, как Лоренцо пользовался колокольчиком (по его словам, делал он это часто, особенно, когда муза покидала его), в его комнате появлялась эта деушка. Она приходила либо с бисквитом, либо с чашечкой кофе, либо просто появлялась без всего. Лоренцо писал, что у нее было милое лицо, она была всегда живая, всегда улыбалась, а главное, делала все именно так, как нужно было писателю: после таких "встреч" ее вдохновение приобретало новую силу, и находились великолепные решения. Этот отрывок из дневника показывает, что сам Да Понте был легкомысленным и любвеобильным мужчиной, как Дон Жуан.
  • Лоренцо да Понте написал либретто меньше, чем за месяц.
  • Зафиксирован случай, как Моцарт , недовольный работой оперной дивы, исполняющей партию Церлины, во время репетиции лично вышел на сцену. Ему не нравилась реакция актрисы на предложение Дон Жуана во время бала, которое было довольно откровенно, и даже не пристойно. Автор поднялся на сцену, подошел к певице и что-то прошептал ей на ухо, а затем шлепнул по попе. Ответ не заставил себя долго ждать: ошарашенная актриса пнула композитора. Тогда, удовлетворенный поступком дивы, маэстро сказал, что именно такую реакцию он и ожидал, потому что она натуральная и настоящая, а не то что до этого изображала певица.
  • Удивительно, что премьера оперы была удачной и вызвала положительные впечатления у публики. У многих актеров не были выучены партии, так как композитор дописывал их в последние дни, и многие получили ноты прямо перед началом выступления.

Популярные арии

Ария Лепорелло "Madamina, il catalogo e questo" - слушать

Ария Дона Жуана "Fin ch’han dal vino" - слушать

Ария Донны Анны "Ah No, Mio Bene! ... Non Mi Dir" - слушать

Дуэттино Дона Жуана и Церлины "La ci darem la mano" - слушать

Музыка

Dramma giocosa - такое определение дал своей опере автор. Веселой драмой, или, существует еще перевод, трагикомедией - получился "Дон Жуан". Данное определение в полной мере раскрывает суть и всю картину произведения: сплетение трагического и комического, возвышенного и бытового. Эти моменты, показывают музыкальное сочинение жизненным и правдивым. До Моцарта, еще никто не сочинял подобных комических опер, с таким необычайным накалом страстей.

Композитор великолепно олицетворяет героев с помощью музыкально-психологических характеристик, которыми он владел в совершенстве. Каждая ария яркая и выразительная, с определенным чувством. Отношения между героями охарактеризованы музыкально тонко, а раскрытие этих взаимоотношений наблюдается в череде ансамблей. "Дон Жуан" очень серьезно продуман драматургически, так как основное построение действий идет от сопоставления противоположных начал, например: Дон Жуан и Командор, где в первом бурлящая жизнь, а во втором смертный холод.

Моцартовский образ Дон Жуана непрост и многогранен. Несмотря на то, что музыкальный гений развратника "убивает", он все равно его старается облагородить. Так, мы видим Дон Жуана отважным, обаятельным, в котором течет беспредельная жизненная энергия. Другие оперные герои: Лепорелло - товарищ, который всегда вместе со своим хозяином, то восхищается им, то не одобряет его действия, замечательные донны: Анна, Эльвира, Церлина и другие - в драме они подчиняются вышестоящим людям. Все действия, мысли, чувства, желания этих персонажей тесно сплетены с поступками главная героя развратника.

Психологическая музыкальная драма состоит из 2-ух действий, в конце каждого большая финальная сцена. В произведение постоянная смена вокально-музыкальных сцен на речитативы, низкие мужские голоса - в преимуществе, множество картин с переодеваниями и потасовками.

История создания


Может показаться, что в основе сюжета исторические данные, с реальным персонажем. Но на самом деле Дон Жуан - это легенда. Средневековый, испанский миф о бесстрашном мужчине, который был дерзок, ловок, вечно искал приключения и любил соблазнять дам. Эта небылица была очень известна в странах Европы.

Премьера оперы В.А. Моцарта "Свадьба Фигаро " с триумфом прошла в Пражском театре. После успешного показа "свадьбы", театр заказал у композитора новое музыкально-вокальное произведение (инициатором и спонсором был предприниматель Паскуаль Бондини). Моцарт сам выбрал историю о "Дон Жуане" для новой оперы. Всего 6 месяцев гений сочинял музыку. Приступив к работе в мае 1787 года, уже в конце октября спектакль был готов к премьере. Интересно, что постановка в Вене (май 1788г.) состоялась с некоторыми музыкальными изменениями автора.

Лоренцо да Понте - либреттист, который занимался текстом для музыкального произведения Моцарта. Либретто классическое: итальянский язык, выдержанный комедийный план. Но Вольфганг Амадей своей музыкой вышел за границы комедии. Им была создана замечательная, глубокая опера: страстная, сталкивающая острые характеры.

Для Моцарта и да Понте работа над оперой не была тягостной, наоборот, она была легкой. Композитор считал, что премьеры оперы прошла с таким огромным успехом, что больше уже некуда.

Постановки


29 октября 1787 года Прага и ее жители увидели премьеру спектакля "Дон Жуан". Первоначально планировалось показать оперу на 15 дней раньше, но исполнительский состав не успел доучить свои партии, да и сам композитор не дописал некоторые ноты, поэтому ему пришлось работать чуть ли не в последнюю ночь перед премьерой, а сами певцы увидели свои партии перед началом спектакля. Даже с учетом всех этих недочетов и казусов, опера получила громаднейший успех.

Вторую постановку увидела Вена 7 мая 1788 года, в дополненном варианте. К тому времени Моцарт дописал несколько номеров, а некоторые убрал из партитуры. В конце музыкальной драмы Дон Жуан умирал.

Премьера в России состоялась 21 апреля 1828 года. Первый город, который поставил эту оперу был Санкт-Петербург (Большой театр). А.К. Шеллер перевел текст с оригинала на русский, А. Каноппи занимался декорациями. Василию Самойлову, Сергею Байкову, Александру Иванову, Марии Шелиховой, Матвею Шувалову, Нинфодоре Семеновой и другим оперным певцам выпала честь участвовать в первой российской постановке. Большой театр Москвы впервые увидел премьеру "Дон Жуана" в конце января 1839 года.

На данный момент музыкальная драма пользуется большой популярностью и исполняется во всех странах мира. Самые известные театры с удовольствиям ставят спектакли по "Дон Жуану", но в современном облике. Костюмы, декорации и другая атрибутика уже 21 века, а не 19.

Томат Донна Анна стал авторской разработкой российских селекционеров. Гибридный сорт появился относительно недавно и быстро завоевал популярность. На российском рынке основным распространителем посадочного материала стал бренд «Сибирский сад». Отзывы опытных и начинающих садоводов говорят о высоком показателе урожайности помидор, отличных эстетических и вкусовых данных.

Отличительной особенностью сорта является сочетание великолепного товарного вида овоща с настоящим «томатным» вкусом и запахом, чего нельзя сказать о большинстве аналогов. Помидоры этого селекционного вида сегодня выращиваются как в промышленных масштабах, так и на небольших садовых участках.

Особенности плодов и показатели урожайности

Характеристики сорта помидор говорят о принадлежности томата к раннеспелым разновидностям. Средний срок созревания плодов с момента посадки составляет от 93 до 98 суток. Кусты помидоров среднерослые, высота взрослого растения составляет от 1,6 до 1,7 метра. Побеги растения отличаются мощными, прочными стеблями, способны выдерживать тяжелые кисти с плодами. Первая кисть растения с соцветиями закладывается над 5, 6 или 7 листом, последующие формируются через 1 или 2 листовые пластины.

Формирование плодов в одной кисти составляет 5 или 6 томатов. Описание помидор:

  • имеют округлую форму;
  • обладают гладкой поверхностью;
  • на вершине овоща имеется небольшой аккуратный носик;
  • отличаются плотной структурой;
  • являются многокамерными.

Томат Донна Анна f1 имеет характерный красный цвет без наличия зеленых пятен у основания. Средняя масса одного плода варьируется от 185 до 200 граммов. С 1 м 2 при соблюдении правил агротехники снимают до 14,7 кг.

Помидоры хорошо переносят трудности транспортировки и не трескаются. Сорт пригоден для всех видов переработки, включая консервирование и изготовления различных видов зимних заготовок. Садоводы отмечают отличное качество томатного сока, получаемого из помидор этого вида.

Сорт идеально подходит для выращивания в конструкциях тепличного вида и условиях открытого грунта. Выращивание предполагает посадку семенного материала, с последующим пикированием и пересадкой саженцев в грунт. Время посева рассчитывают таким образом, чтобы до посадки на постоянное место прошло от 50 до 60 дней. Рекомендуемая температура для прорастания семенного материала 23–25 C .

Гибридный сорт выгодно отличается на фоне других томатов. Преимуществами принято считать:

  • хорошую способность переносить жаркую погоду;
  • повышенную устойчивость к стрессам и быстрое восстановление после их воздействия;
  • устойчивость к вирусам табачной мозаики;
  • способность переносить вершинную и корневую гниль, альтернариоз.

Схема посадки саженцев в грунт не должна превышать 3 растений на 1 м 2 . При выращивании оставляют один или два основных стебля, все остальные побеги и пасынки подлежат удалению. Кусты помидор в связи с особенностями роста нуждаются в обеспечении дополнительной опоры в виде подвязывания.

Гибридный сорт откликается на удобрения и стандартные приемы агротехники. Растение нуждается в периодическом рыхлении и прополке.