Инструменты

Чему равен 1 сажень в метрах. Сажень - словарь-справочник физических величин - длина, площадь, объем, масса, температура, энергия, давление

Чему равен 1 сажень в метрах. Сажень - словарь-справочник физических величин - длина, площадь, объем, масса, температура, энергия, давление

ТАБЛИЦА САЖЕНЕЙ (в см)

По Черняеву. (Золотые сажени Древней Руси, 2007).

Название сажени

сажень

полсажени

локоть

пядь

пясть

вершок

134,5

142,4

150,8

Кладочная

159,7

Египетская

166,3

Народная

176,0

Церковная

186,4

197,4

Пилецкого

205,5

Фараонова

209,1

Казенная

217,6

Греческая

230,4

244,0

258,4

Городовая

284,8

Соотношение сажени и ее элементов:

Полсажени = ½ сажени

Локоть = ½ полсажени (1 / 4 сажени)

Пядь = ½ локтя (1 / 8 сажени)

Пясть = ½ пяди (1 / 16 сажени)

Вершок = ½ пясти (1 / 32 сажени)

А.Ф. Черняев
Золото Древней Руси, М., 1998

ЛОГИКА ДРЕВНИХ САЖЕНЕЙ

Выше упоминалось, что в Древней Руси имело хождение множество соизмерительных инструментов — саженей . Вот уже почти два столетия ученые пытаются привести это множество к минимальному количеству типоразмеров и пока безуспешно. И эти неудачи не случайны. Во всех работах по системам мер сажени рассматриваются только как измерительные инструменты, имеющие строго определенную длину и единственный способ применения — измерение . По сформулированной за два столетия метром логике измерительный инструмент должен с большой точностью делиться на некоторое количество одинаковых мерных единиц, обычно кратных «круглому числу». Например, метр делится на 10 дециметров, дециметр делится на 10 сантиметров и т.д. Сам по себе метр является стандартной величиной, десятимиллионной долей от одной четверти парижского меридиана, и получение его эталонной длины — достаточно сложная, продолжительная и дорогостоящая операция. А потому раз полученный эталонный отрезок в виде выверенного платинового стержня уже почти 200 лет хранится в футляре при постоянной температуре, давлении и влажности. И даже в этих условиях требуется уточнение его длины.

Возникают вопросы: А какими же методами производилось хранение измерительных инструментов в древности? Имеет ли смысл говорить об их точности? И не является ли требование точного измерения длины саженей логическим отголоском привычного использования стандартной единицы длины — метра? Ведь «хранение» это длилось тысячи лет со времен Древнего Египта, если не ранее . К тому же никаких эталонов не найдено. Требовать от таких инструментов точности при отсутствии даже намеков на эталоны не приходится. И тем не менее...

Сооружения как Древней Руси, так и Древнего Египта своей соразмерностью, пропорциональностью и эстетической красотой, предназначенностью для облагораживающего воздействия на людей намного превосходят типовые и не типовые «коробки» XIX и XX вв. — детища очень точного стандартного метра.

Эта соразмерность и эстетическая красота сооружений — следствие особой, подвижной функции взаимосвязанного комплекса древнерусских саженей, заключающаяся в том, что их основное назначение — соизмерение, а потому они — не статические линейки, а остановленные длиною продолжающиеся динамические процессы .

Переведенные по длине, для облегчения пользования, в привычные для нас сантиметры, сажени, тем не менее, не обладают «настоящими» длинами. Сажени не являются измерительным инструментом и потому сами не имеют длины , хотя и применяются иногда для измерения. Как и тела не имеют размерности, так и сажени не обладают метричностью. Сажени — инструмент соизмерения, инструмент и система пропорционирования , поэтому их метрический модуль является бесконечным иррациональным числом, округленным до 4-го знака. А их диагональ слева направо снизу вверх есть не что иное как ряд золотой пропорции (в данном случае речь идет о русской матрице коэффициентов – прим. мое О.С. ).

В матрице А.А. Пилецкого сажени по этой причине являются абстрактным выражением бесконечного процесса, принявшего форму конечных отрезков. Каждая сажень имеет как бы свою внутреннюю единицу измерения длины, нам неизвестную, отличную от всех остальных длин, и обусловленную собственным процессом молекулярного деления.

Фактически каждая сажень является одним из тех иррациональных отрезков-процессов, которые получаются делением отрезка любой длины в крайнем и среднем отношениях. Складывая или деля сажени, мы складываем или делим не отрезки длины, а процессы, бесконечности, а результаты деления или сложения как бы представляем целыми и неделимыми отрезками. И потому вновь образовавшийся «отрезок» не является частью какого-то процесса, а представляет собой целое как новый самостоятельный процесс. В этом заключается основное качественное отличие саженей от метра . Метр — статическая измерительная единица, эталон, предназначенный для сопоставления с собой всех измеряемых тел. Сажень — соизмерительный процесс, обусловливающий нахождение соразмерности частей тел процессу, а следовательно, и самому телу. Метр фиксирует существующие пропорции, умертвляя их статичностью. Сажень соразмеряет пропорции процессом, оживляя их. Ибо все, что движется, соразмеренно живет.

Именно соразмерность определяет принципы разделения саженей на элементы. Являясь отрезком-процессом бесконечной длины, не отмеряемым ни к одному, ни к другому концу, сажень не может быть измерена никаким мерным инструментом.

Отрезок, имеющий один конец на бесконечности, обладает и другим концом, уходящим в бесконечность. И хотя для нас, для внешней системы, каждый из его концов конечен, и мы его определяем как конечный внешний измерительный инструмент, он остается для себя системой бесконечной, двигаясь в которой (если допустить, что нам в эту систему удалось попасть) от одного конца к другому никогда не дойти.

Разделить такой отрезок на две конечные части или отрезать от него, в его системе, отрезок конечной длины невозможно, ибо для такого отрезка не существует соизмеримого и неизменного эталонного элемента, кратного всему отрезку. Да и две разновеликие половинки — результат осуществленного разделения —сразу же изменят свои внутренние параметры. К тому же, как показывает деление в крайнем и среднем отношения, отрезок иррациональной длины не имеет места, находящегося точно по его центру, и деление его на 2 обусловливает появление двух иррациональных, как бы сопоставимых, но не соизмеримых по мерности отрезков-процессов.

А потому деление древних сажений-процессов возможно только на 2. Раздвоение саженей или их элементов приводит к появлению в качестве остатков только двух «бесконечно-конечных» длин. Растроение сажени, деление ее на 3, 5, 6, и т.д. частей невозможно, ибо создает условия для появления между бесконечными отрезками отрезков конечных, соизмеримых некоторому мерному инструменту, но не соразмерных, а следовательно, не являющихся процессами и не пригодных для соизмерения. Округление иррациональных раздвоенных отрезков в любых измерениях скрывает движение. Иррациональные числа, по С.Громову, — «не завершенные числа, как бы требующие постоянного довычисления» , а потому динамические числа, и свойства их определяются динамической геометрией, представление о которой только начинают складываться в современной науке . Кратко они сводятся к следующему.

В отличие от статической геометрии, в которой точка — геометрический объект, лишенный протяженности, а прямая, имея один ранг с точкой, представляет собой как бы слившиеся в длину точки и потому завершается с каждой стороны конечной точкой, в геометрии динамической точка есть сфера одного ранга, не имеющая центра, т.е имеющая радиус бесконечной длины, а прямая — слившиеся в одну цепочку точки другого, «меньшего» ранга. И завершается такая динамическая прямая пересечением границы предыдущей по рангу сферы-точки и устремлением по радиусу к ее отсутствующему центру, т. е. в бесконечность. Деление динамического отрезка сопровождается изменением в месте деления ранга «концевых» точек и превращением их в точки «большего» ранга, т.е. процессом движения по радиусу новых концов в бесконечность. Сложение вновь полученных, бесконечных отрезков не образует единого сдвоенного, как в статической геометрии, отрезка, а приводит к возникновению как бы составного, через точку другого ранга, отрезка. Так, диаметр любой окружности в динамической геометрии состоит, а не слагается, из двух бесконечных радиусов несоизмеримых с длиной образуемой ими окружности. Несоизмеримость проявляется всегда в виде трансцендентного числа при делении окружности на составной диаметр или на удвоенный радиус. Удвоение и есть составление двух бесконечностей в одну.

Эти процессы удвоения-раздвоения динамической геометрии положены, по-видимому, некоторой цивилизацией в основу системы древних саженей. Они определяют первую особенность изменения мерности соразмерных инструментов — получение отрезков меньшей длины последовательным делением их на 2. В матрице А.А. Пилецкого эта последовательность деления отображена рядом нисходящих под численной величиной каждой сажени чисел, образуемых последовательным делением ее на 2. Количество этих чисел, включая саму сажень, равно 6. Как было показано, они имеют следующие названия: сажень, полсажени, четверть сажени — локоть, восьмая часть сажени — поллоктя — пядь, шестнадцатая часть — полпяди или два вершка, или пясть, и тридцать вторая часть сажени — вершок или полпясти.

На вершке раздвоение заканчивается, хотя могло бы, как предполагал А.А. Пилецкий, и продолжаться бесконечно. Вершок является завершающим элементом, соразмерности. Он приобретает два функциональных назначения: с одной стороны, осуществляя функции соразмерности, а с другой, являясь измерительным инструментом. Он единственный среди элементов сажени может делиться на любое число, образуя измерительное частное, прибавление которого к любому элементу сажени превращает этот элемент из соизмерительного в измерительный, т.е. меняет его статус и качество с динамического на статическое, что делает невозможным участие его частей в процессе соизмерения. Ниже я попробую разобраться, чем обусловлено измерительное качество вершка, а пока отмечу, что существование шести раздвоенных элементов одной сажени является второй особенностью комплекса древних саженей.

Третья особенность заключается в существовании взаимосвязи элементов каждой сажени матрицы Пилецкого с элементами всех остальных саженей. Следствием данных взаимосвязей становится свойство матричной вязи , позволяющее находить посредством четырех действий арифметики, и в первую очередь сложения и вычитания, по элементам двух различных саженей элементы всех остальных саженей. Простейшей из операций матричной вязи является правило сложения и вычитания Фибонначи: сумма двух последовательных чисел по диагонали слева направо снизу вверх равна верхнему числу. Например, возьмем локоть казенный 54,4 см, сложим его с полсаженью народной 88,0 см и получим малую сажень 142,4 см. <...>.

ТАИНСТВО ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Мастер — зодчий, по-современному — архитектор, на Руси не рассчитывал взаимосвязи и сопряжения размеров, не вычислял золотых пропорций, ибо не знал о них ничего, да и необходимости в этом не было. Поскольку, имея «Всемер» , он выбирал соизмеримость саженей по правилу групп и по тому качеству (значимости церкви, например), которое требовалось объекту по назначению. Он даже не представлял, по-видимому, что у объекта что-то можно считать, поскольку оперировал не соизмеримыми сантиметрами, а несоизмеримыми саженями, и знал, что только при следовании методике — канону можно получить красивое сопряжение пропорций, гармонию, объект.

Пропорции не вычислялись потому, что они изначально заложены в длины саженей, и набор из нескольких саженей, выбранных по канону, всегда составляет пропорцию, отображенную в матрице (т.е. кратную золотому числу).

К тому же, похоже на то, что сажень не являлась директивно неизменным инструментом, и мастер в зависимости от своего замысла и статуса сооружения имел возможность некоторого изменения длины сажени так, чтобы гармония пропорциональности членения объекта на части переходила из явной в неявную, скрытую, и скрытая гармония непосвященными не просматривалась. Надо полагать, что мастера если и не знали, то чувствовали такую эстетику пропорций, которую Гераклит уместил в одно предложение: «... скрытая пропорция сильнее явной» , а Платон охарактеризовал как: «... подобное в тысячу раз прекраснее неподобного... . Отношение части к целому и целого к части могут возникать только тогда, когда вещи не тождественны и не вполне отличимы друг от друга» .

Сажень для зодчего не становилась уставом. Не оставалась декретно неизменным инструментом. Он, вероятно, имел возможность, даже без понимания обусловливающей ее причины, изменять в пределах 1% ее длину, что, как уже говорилось, не влияет на пропорционирование, но «размывает» его границы, которые к тому же намеренно выполнялись более «расплывчатыми» (например, их орнаментами, фризами, кокошниками и т.д.). Возможность изменения длины — вторая составляющая наличия многих видов саженей на территории Руси (первая, как показано выше, — восстановление саженей без ориентации на единый эталон).

Сажень как скрытый процесс с удвоением длины изменяет свою динамику. Пропорции, отображаемые ею, становятся как бы подвижными. Динамика подвижных пропорций повергает истинного Мастера, мастера с большой буквы, на создание гармоничного объекта в сотворчестве с Богом. И чем большей духовностью обладает Мастер, чем тоньше его чувство возвышенного и возвышающего, тем более впечатляющим будет продукт этого сотворчества.

Особенно важным становилось для мастеров отображение потаенной пропорции в композиции духовных сооружений и в первую очередь церквей, соборов, храмов. Церковь как культовое сооружение является Храмом Божьим, Храмом Христа, объектом святости для верующих и даже неверующих. Святость — мерило церкви. Мерило же всегда выражается числом. Числом, за которым может скрываться качество, в том числе и значимость возводимого объекта.

Число Христа 7 . Число священное, иными словами — сакральное. И качественная композиция сооружаемой церкви как храма Христа, как сооружения духовного в своей потаенной пропорции включала элементы сакральности, содержащие совмещенное количество сдвоенных мер: мирские, открытые для всех,
и потаенные, кратные 7. И включала так, что не посвященные в таинство культовых сооружений христианства не замечали ни сдвоенности, ни кратности. Так же, как не замечалось и то, что в разбиении церкви, имеющей высший статус святости, было задействовано не менее 7 саженей различной длины.

Эти правила были настолько законспирированы и с такой осторожностью соблюдались (это и обусловило, по-видимому, их потерю), что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или той же церквью Параскевы Пятницы в Новгороде (или их макетами), даже крупные архитекторы не догадываются о двойной мерной структуризации этих шедевров и о саженной сакральности их пропорций священному числу 7. (И здесь отмечается параллель с древнеегипетской сакральностью.)

Следует особо подчеркнуть, что возможность совмещенного (сдвоенного) использования мер обусловливало именно наличие системы взаимосвязанных саженей, один из способов выражения которой удалось установить А.А.Пилецкому в образе табличной матрицы «Всемер» . <...>

ДРЕВНЕРУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ
ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД

Пирамиды Египта, возведенные почти за 3000 лет до н.э., и сегодня остаются загадочными и по технологии своего возведения, и по тем знаниям, которыми владели строители пирамид. Одной из самых больших загадок построения пирамид является загадка размеров мерных инструментов, по которым производилось конструирование и возведение объектов Древнего Египта. Построение строжайше выверенных пирамид (практически точные углы 90°, отклонение всего на 2-3 см сторон основания при длине более 200 м, соблюдение до секунд углов наклона боковых сторон, сведение граней пирамид в одну точку на высоте более 100 м и т.д.) свидетельствует о наличии у строителей точных измерительных инструментов и хорошо отработанной методики пространственного измерения. Но каковы размеры этих инструментов? Какое пропорционирование в них заложено? Какова методика производства измерительных работ? До сих пор науке это неизвестно.

Большинство исследователей считают, что древнеегипетские архитекторы также пользовались единым мерным инструментом, длина которого, как они полагают, почти совпадала с длиной современного стандартного метра. Со временем его размеры будут уточнены. Нахождение этих размеров осложняется тем, что результаты измерения стандартным метром параметров древнейших объектов всегда оказываются дробными. И это при всеобщем убеждении, что древние египтяне не были знакомы с дробями.

Тем не менее, точный размер искомого инструмента еще не определен, и потому однозначных ответов на целый ряд вопросов по пропорционированию древнеегипетских архитектурных элементов зданий и сооружений до сих пор нет. Неясно, например, почему параметры сооружений, и в первую очередь высоты пирамид в Гизе, определялись с точностью до четвертого-пятого знаков? Ведь гораздо проще определять их в целых числах. Например, высота - 143 м, длина стороны — 215 м и т.д. Тогда и размер используемого инструмента обнаружить было бы намного проще.

Надо полагать, что зодчие Древнего Египта это понимали тоже. Тем более, что геометрия объектов и особенно измерительные инструменты, используемые на строительстве пирамид, показали бы, что к моменту начала возведения пирамид жрецы владели гармонией динамической геометрии, к пониманию которой, как уже говорилось, человечество только приближается . А потому создается впечатление, вероятно, правдоподобное, что архитекторы фараона, возводившие пирамиды, преднамеренно скрывали параметры измерительных инструментов. Поскольку достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии использования измерительных инструментов, их породивших, невозможно. Другими словами: пока не будет найдена гармония пропорциональных взаимосвязей древних измерительных инструментов, невозможно даже приблизиться к разгадке тайн пирамид .

Можно отметить, что аналогичная дробность возникает при измерении метром параметров древнерусских сооружений. Но в этом случае известно, что возникающая дробность есть следствие использования в Древней Руси множества диспропорциональных друг другу и метру саженей.

То, что в течение столетий археологи и ученые не могут определить величину древнеегипетского аналога современного метра, скорее всего свидетельствует об отсутствии единого мерного инструмента и о возможном существовании в Египте некоторого подобия древнерусской системы измерительных инструментов. И встает вопрос: а не может ли оказаться так, что и в Древней Руси, и в Древнем Египте использовалась одна и та же метрологическая система?

Выше уже говорилось об одном из возможных подтверждений данной версии, отображенном на панелях Хеси-Ра . Однако изображение на панелях не может служить доказательством применимости древнерусских саженей, например, при строительстве пирамид. Этим доказательством может считаться только непосредственное подтверждение кратности размеров отдельных элементов тех же пирамид древнерусским соизмерительным инструментам и методам их применения, а пока этой соизмеримости не получено, данное предположение будет оставаться гипотетической версией.

Для проверки этой версии еще раз отметим особенности применения системы древнерусских саженей.

Основная особенность применения системы саженей заключается в том, что уменьшение мерности инструмента (получение измерительных стержней меньшего масштаба, чем сажень) производилось последовательным делением соответствующей сажени на 2 (раздвоение).

Вторая особенность: ни одно сооружение на Руси не строилось с применением только одного вида саженей. При замерах длины здания использовалась одна сажень, ширины — другая, высоты — третья. Внутренняя разбивка производилась четвертой саженью. А если возводился следующий этаж, то его высота определялась в зависимости от окружающего ландшафта еще одной саженью или комбинацией из сажени и ее элементов. Например: две сажени, полторы сажени, сажень с четвертью (с локтем) и т.д.

Третья особенность: все параметры объектов замерялись только целым, как бы квантованным, числом измерительных инструментов — саженей, локтей, вершков и т.д. Например, длина здания равнялась 6 саженям городовым по 284,8 см или 12 саженям малым по 142,4 см, что в измерении метром равно 17,088 м. Ширина равна четырем полуторным простым саженям по 150,8 х 1,5 = 2,262 см, а в измерении метром 9,048 м. Наконец, высота равна двум простым саженям по 150,8 см или 3,016 м.

Таким образом, параметры объектов, отмеренные целым числом саженей, всегда оказываются дробными при измерении стандартным метром. И, как уже отмечалось, эта особенность систематически фиксируется при замерах метром всех древнеегипетских сооружений. А потому можно повториться, что достигнуть понимания структуры полуразрушенных пирамид без знания гармонии измерительных инструментов, их породивших, невозможно.

Рассмотрим исходя из методов использования системы саженей возможность применения их для определения параметров комплекса пирамид в Гизе и других древнейших объектов. Поскольку названия древнеегипетских измерительных инструментов до нас не дошли, ниже употребляются названия их аналогов, принятых на Руси.

Результаты измерения саженями параметров пирамид в Гизе, отображенные в таблицах 10 — 12 с точностью до ± 5 см на сотни метров, подтверждают предположение о единстве древнерусской и древнеегипетской систем измерительных инструментов и позволяют сделать следующие выводы :

Все параметры пирамид (высота h, боковая сторона а, диагональ основания d, боковое ребро b, апофема с) кратны целому числу различных саженей, оставаясь дробными в измерении метром;

Основной параметр пирамид — высота определяется для всех пирамид целыми десятками различных саженей 90, 60, 30, кратными сакральному числу 3;

Все параметры пирамид измеряются различными саженями;

Один или несколько параметров каждого объекта при приведении модуля числа саженей к одной цифре равен или кратен сакральному числу; вероятно, это значащие числа каждого параметра;

Наибольший наклон сторон имеет пирамида Хафра, как и наибольшее совпадение расчетных параметров с результатами обмера;

В структуре параметров пирамид задействовано десять древнерусских саженей.

Из таблицы 7 следует, что в структуру пирамиды Хафра заложены параметры священного египетского треугольника 3:4:5:

107,8: 35,93 = 3; 143,73: 35,93 = 4; 179,66: 35,93 = 5.

А этот треугольник ассоциируется по древнеегипетской мифологии с тройкой основных богов: малый катет — богиня плодородия Исида, большой катет, или высота пирамиды, — бог Осирис и гипотенуза (апофема) — их сын Гор, и отображает природную гармонию объекта.

Рассмотрим, совпадают ли параметры некоторых других объектов комплекса и их помещений с размерами саженей.

Наиболее сохранившийся храм ансамбля пирамид в Гизе — нижний храм пирамиды Хафра имеет квадратную форму со стороной основания 45 x 45 м и высоту 13 м. По-видимому, эти данные, как и многие другие, округлены и его истинные размеры составляют 45,24 х 45,24 м, или 30 саженей простых, а высота 13,05 м или 7 саженей церковных. Большая галерея пирамиды Хеопса имеет длину 47 м или 33 сажени малых, и высоту 8,5 м, что составляет б тех же саженей, а возможно, 3 сажени городовых, и действительная высота 8,54 м. Погребальная комната имеет размеры по обмеру: длина 10,5 м, ширина 5,2 м и высота 5,8 м. 304,72

Наим.саж.

длина, см

Наим.саж.

длина, см

Таблица 12. Пропорции пирамиды Менкаура

высота
h

бок.стор
a

диаг. осн.
d

бок. реб.
b

апофема
c

Расчет, м

Наим.саж.

длина, см

Отмечу, что комната представляет собой двусмежный квадрат (ДК), в длине которой 6 саженей народных или 10,56 м, в ширине 3 сажени народных или 5,28 см, и в высоте 3 сажени царских или 5,92 м. (Невольно возникает вопрос: а не совпадали ли древнерусские названия саженей с древнеегипетскими?)

И наконец, рядом с дорогой восхождения к пирамиде Хефрена лежит на страже огромный Сфинкс — каменный лев с головой человека. Высеченный из единой скалы, он по обмеру имеет длину 57 м и высоту 20 м. В саженях в длину возможно двойное счисление — 40 саженей малых (56,96 м) или 22 сажени больших, что составляет 56,85 м, и в высоту 7 саженей городовых, а в метрах 19,94 м.

Таким образом, есть все основания полагать, чтовсе помещения и объекты комплекса пирамид в Гизе проектировались и возводились по мерным инструментам, полностью соразмерным древнерусским саженям .

Вернемся теперь к началу строительства пирамид и посмотрим, использовалась ли древнерусская система измерительных инструментов при их сооружении.

Итак, первая из возведенных пирамид — пирамида Джосера . По разным источникам ее высота 60 или 61 м. Стороны основания 115 х 125 м. В 61 м укладывается ровно 25 великих саженей. А по размерам сторон — 72 сажени кладочные или 114,98 м и 71 сажень народная или 124,96 м. Если же возьмем отгороженную стеной площадку, на которой возводился комплекс пирамиды, то она представляет собой прямоугольник 545 х 277 м. Эти параметры могут образовывать 2 комбинации саженей: в длину укладывается 260 саженей фараона или 544,65 м, 276 саженей царских или 544,82 м; в ширину 206 саженей меньших, т.е. 276,99 м или 140 саженей греческих — длина 276,48 м. Уточнить использование конкретных саженей можно только внешним обмером с точностью ± 3 см. Получается, что уже с первой пирамиды египетские строители использовали системный комплекс измерительных инструментов .

Продолжим рассмотрение пирамид. Пирамида Хуни в Медуме: 146 х 146 м, высота 118 м(?). В стороне укладывается 83 сажени народные или 74 сажени казенные, а длина стороны равна 146,08 м. В высоте укладывается 67 саженей народных (117,92 м), а это, видимо, показывает, что высота замерена с ошибкой.

Пирамида Снофру в Дашуре имеет основание 185,5 х 185,5 м и высоту около 100 м. Вероятно, замеры тоже не совсем точны. В стороне укладываются 123 сажени простых, и ее длина 185,48 м, а в высоте — 41 сажень великая, т.е. 100,04 м.

И последняя пирамида Снофру в том же Дашуре. Ее параметры 218,5 х 221,5 м и высота 104,4 м. И в этом случае вероятна неточность в измерении сторон. Высота равна 104,38 м или 56 саженям церковным. И здесь не исключена неточность, поскольку некоторые источники оценивают высоту в 92 м, а это ровно 61 сажень простая.

08.02.2011

О необычных и весьма полезных особенностях древнего зодчества

Современные строители и проектировщики - люди практичные, стоят на земле крепко, как и возводимые ими здания. И любая, самая древняя мудрость проверяется ими просто - применима ли она в деле? Но и древние зодчие тоже были людьми практичными. Если что-то использовали в строительстве, то только то, что было действительно необходимо. А о том, что они свое дело знали, говорят дворцы и храмы, которые прошли через тысячелетия и дожили до наших дней, удивляя потомков не только гармонией и красотой, но и благодатными ощущениями, которые возникают внутри этих древних строений, словно они живые. Как же удавалось мастерам древности создавать эти великолепные пропорции, не зная о дробях, корнях, логарифмах, не имея современных геодезических приборов? В чем тут секрет?

Почему саженей было много?

В «Сказании о Соломоне и Китоврасе» премудрый царь Соломон, задумав создать храм, пригласил к себе зодчего Китовраса: «Не на потребу тя приведох собе, но на упрос очертания святая святых». Китоврас, зная заранее, для чего он призван царем, явился к нему с деревянными мерилами, эталонами каких-то мер. «Он же (Китоврас), умеря прут 4 локоть и вшед пред царя, поклонился и поверже пруты пред царем молча».

Именно по 4 локтя имели в себе древние сажени. В сказании точно отражено, что саженей было несколько, и применялись они при постройке здания одновременно. Длина откладывалась в одной сажени, ширина - в другой, высота - в третьей, внутренние размеры - в четвертой. При возведении нескольких этажей для каждого из них применялись сажени разной длины. Что за странная метода?

В каждой местности были свои сажени - черниговские, московские, новгородские... Любой знающий мастер мог изобрести не одну персональную сажень. Директивно она не являлась неизменным инструментом, и, что особенно необычно, сажени были несоразмерны друг другу.

Сегодня весь мир обходится одним метром - стандартизованным, но исключительно измерительным инструментом. И больше метр ни на что не годится. А система саженей создавалась для соизмерений. Задавая один размер - чаще всего, высоту, - зодчий уже имел набор возможных размеров для длины и ширины, из которых ему необходимо было выбрать тот, который соответствовал случаю и его творческому чутью. Но при любом его выборе пропорции здания оказывались в пределах «золотых».

Золото Древней Руси

До работ известного архитектора А.Пилецкого считалось, что церковная сажень имеет в основе древнеримские пассы, греческая - греческие оргии, великая сажень - шведский межевой локоть, а царская - египетский царский локоть... Иными словами, народ России был не способен ввести единый измерительный инструмент и потому бессознательно собирал и диспропорционально использовал знания, наработанные соседними народами. С этих позиций даже предположение о существовании строгой пропорциональной системы древнерусских саженей казалось невероятным.

Однако Пилецкому удалось установить системную зависимость между саженями Древней Руси, которую он условно назвал «Древнеруским Всемером». Получилась, своего рода, числовая матрица, которая показала, что все древнеруские сажени кратны «золотой пропорции». Это однозначно демонстрирует надуманность рассуждений о случайных заимствованиях измерительных инструментов. Древнеруские зодчие необоснованных или случайных размеров не допускали.

Если быть точным, то отношения саженей между собой оказываются «обобщенно золотыми» или вурфными. Вурф связывает не два, как золотое сечение, а три параметра посредством формулы W(a,b,с)=(а+b)(b+с)/b(a+b+с).

С.Петухов исследовал изменение пропорциональности структур тела человека в процессе его роста с использованием «вурфных» пропорций и обнаружил, что отношение, например, длин стопы, голени и бедра с возрастом меняется, а вурф остается постоянным и равным «золотому вурфу» - 1,309. Это приводит к тому, что тело человека, меняя с возрастом свои пропорции, остается всегда гармоничным и красивым.

Проектируя здание, мы вычерчиваем его виды с трех сторон и даже можем добиться, чтобы с этих сторон оно выглядело гармоничным, но стоит только сменить точку и угол зрения - и сооружение становится тяжеловесным и уродливым. Вместе с тем, обычная березка красива с любого направления и расстояния - и секрет в том, что она устроена природой с использованием «золотых» вурфных пропорций.

Как показал А.Пилецкий, древнеруские зодчие были не просто знакомы с существованием вурфов, но и в своей повседневной работе постоянно использовали их, просто потому, что их измерительные инструменты были устроены именно по такому принципу. Если же пропорции окружающих нас произведений архитектуры случайны, как в большинстве современных сооружений, то такая среда, не обладающая ни одной из групп характеристических симметрий человека, не воспринимается им, а нередко отвергается. В этом - корень неблагоприятного психофизического воздействия среды на человека, а не только в том, что жилые дома представляют собой набор однотипных «коробок».

Живые фигуры

При посещении храма не покидает ощущение, что помещение живое, а в обычном, стандартном помещении мы этого состояния не улавливаем. В чем тут дело?

Как отмечает геометр А.Черняев, построенное в руских саженях помещение, даже кажущееся квадратным, все же квадратом быть не может. И когда мы скользим по нему взглядом, то не обнаруживаем симметричной строгости, хотя суммарные пропорции каждого угла помещения остаются неизменными. От движения глаз помещение оживает, меняя свои визуальные размеры. Живая фигура, например, квадрат - это переходная граница, отделяющая восприятие квадрата от прямоугольника, такая фигура, которая еще не квадрат, но уже и не прямоугольник. В старых помещениях строгой параллельности никогда не было - всюду имелись живительные углы наклона.

Когда параметры помещения кратны какой-то величине (что и происходит в строго параллельных, симметричных - мертвых помещениях), в нем возникает стоячая волна. Забавные фигуры Лиссажу на экране осциллографа есть пример такой стоячей волны. Волна эта негативная, поскольку содержит не весь изначальный спектр частот, а только избранные гармоники, не совпадающие с частотами человеческого организма. В помещениях, построенных по руским саженям, никакой кратности нет, ибо сами сажени ее не имеют. Они всегда выражаются друг через друга иррациональным числом. На экране осциллографа в таких случаях кривая остается незамкнутой, и волна распределяется на весь объем. Помещение перестает быть фильтром-резонатором нескольких гармоник и наполняется теми волнами - звуковыми, электромагнитными и др., которые излучает сам человек и которые для него благостны.

Зодчий Древней Руси, разумеется, не вычислял «золотые пропорции». Имея «Всемер», зодчий выбирал соизмеримость саженей по правилу групп, в которые они были сведены. Само следование методике позволяло получать красивое сопряжение пропорций, гармонию, соответствие золотому числу.

Начинать от Бога!

Свои строения мы сегодня проектируем, отсчитывая от земли, в прошлом, наоборот, любое сооружение строилось с высоты. От Бога! Высота определялась от верха креста, и только потом задавались ширина и длина. Кроме того, священный объект по каждой координате имел два размера: один - мирской, а другой - скрытый, сакральный. Длина церкви Параскевы Пятницы равна 21,1 метра, или 12 саженей народных (по 1,76 м), но это также 14 саженей простых (семь сдвоенных саженей по 1,508 х 2).

В мирском варианте учитывалось четное количество каких-то саженей - 12, 14, 16. А сакральная высота подразумевала стремление к Богу и должна была иметь нечетное количество саженей, кратное 7. Семь - число Христа, священное, сакральное число.

Эти правила были настолько законспирированы, что и сегодня, любуясь, например, Великой Печерской церковью в Киеве, церковью Вознесения в Коломенском или церковью Параскевы Пятницы в Новгороде, даже нынешние крупные архитекторы не догадываются ни о двойной мерной структуре этих шедевров, ни и о саженной сакральности.

«Русский Всемер»

Человек хорошо запоминает не более семи предметов. А «Всемер» вмещает в два раза больше, плюс сложное сочетание групп. К тому же в своей повседневной практике зодчий пользовался в основном набором из трех-пяти саженей. О существовании прочих он со временем забывал. А потому надежная и секретная передача «Всемера» из поколения в поколение была возможна лишь в том случае, если он был зафиксирован на каком-нибудь - пусть даже относительно недолговечном - железном или деревянном носителе. В 1970 году при раскопках в Новгороде в слоях начала XIII века были найдены части деревянного мерила - два четырехгранных еловых бруска размерами 28x36 мм в поперечнике и длиной 22 и 32 сантиметра, плотно складывающихся воедино. Три грани бруска размечены клетками трех различных длин, пропорциональных различным саженям. По мнению академика Б.А.Рыбакова, это означает, что перед нами - расчетный архитектурный инструмент, что-то вроде древнейшей логарифмической линейки. Задавая по одной шкале высоту в одной из саженей, мы автоматически получаем «сопряженные» размеры для длины и ширины в других саженях.

Храм Соломона и Египетские пирамиды

Древнеруские зодчие пользовались удивительной системой саженей. Но кто же ее изобрел, кто связал так элегантно и гармонично знания о природе пространства, родной планете (сажени отражают размеры Земли), живой природе и человеке, что они все «влезли» на кусочек дерева, именуемый «Русским Всемером»? Как далеко в древность прослеживаются элементы системы саженей? Оказывается, очень далеко.

При планировке Иерусалимского храма нашли применение семь разных, бытовавших впоследствии на Руси саженей. То есть зодчий храма имел под руками инструмент, подобный новгородскому мерилу.

В начале XX в. археологическая экспедиция под руководством Дж. Квибелла вскрыла в Саккаре (Египет) погребальное сооружение, в котором был захоронен вельможа по имени Хеси-Ра, живший во времена фараона Джосера, начавшего строительство первой пирамиды. В гробнице находилось 11 деревянных панелей, покрытых с фронтальной поверхности великолепной резьбой. Изображенные на панелях жезлы сановника и трости (на разных панелях они различной длины) имеют размеры, совпадающие с размерами шести древнеруских саженей. Одна из самых интригующих для ученых загадок египетских пирамид - загадка мерных инструментов, с помощью которых строили в Древнем Египте. Изумительная точность возведения пирамид свидетельствует о наличии у строителей совершенных измерительных инструментов и хорошо отработанной методики пространственного измерения. Однако в течение столетий археологи и ученые не могут определить величину древнеегипетского аналога современного метра, что, скорее всего, свидетельствует об отсутствии единого мерного инструмента и о возможном существовании в Египте некоторого подобия древнеруской системы измерительных инструментов. К примеру, в структуре параметров пирамиды Хеопса было использовано десять древнеруских саженей.

Видимо, Русь сохранила измерительную систему, которая была единой для древнего мира. Кто и когда ее создал? Волхвы Руси, жрецы Египта или друиды кельтов? Скорее всего, даже они унаследовали ее от каких-то более древних сведущих предшественников.

Как исчезли сажени

Наша древняя измерительная система стала портиться со времен Петра I, который рускую казенную сажень перевел в точной пропорции с английскими футами. Изначально она равнялась 217,6 сантиметра, но при великом реформаторе она сократилась до 213,3 сантиметра. В казенную сажень уложили семь английских футов. К началу XIX века только в церковном строительстве сохранилась исконная древнеруская система сажень. Сейчас же церковь строит, как и все прочие, используя метрическую систему измерения.

Итоги и перспективы

Итак, мы обладаем инструментом сказочных возможностей. С помощью руской матрицы и «Всемера» мы можем создавать любые объекты в рамках «золотых пропорций»; появляется реальная возможность контролировать правильность протекания самых различных технологических процессов, связанных с материальным производством. То есть сами соотношения этих процессов можно сделать внутренне красивыми, совершенными, поскольку будут подчиняться «золотому мерилу», сохраненному для нас зодчими Древней Руси.
Если говорить о сегодняшнем дне строительной отрасли, то, конечно, трудно изменить множество технологических параметров строительной индустрии. Но разве фирмы, занимающиеся возведением частных домов и коттеджей по индивидуальным проектам, не имеют возможности внедрить систему руских саженей уже сейчас и получить уникальный опыт и уникальные здания, которые будут радовать глаз снаружи и наполнять благодатью изнутри, ну и, разумеется, получать за это достойную оплату?! Это все к вопросу о практичности.

  • Видео. Строительство дома по древнеруским саженям (А.Ф. Черняев)

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

С введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

Этимология

Сажень (или прямая сажень) первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки до конца пальцев другой при расставленных в стороны руках. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать - ср. также «досягать», «досягаемый»).

Виды саженей

В Древней Руси применялась не одна, а множество разных саженей:

  • Городовая сажень ≈ 284,8 см
  • Большая сажень ≈ 258,4 см .
  • Греческая сажень ≈ 230,4 см
  • Казённая (мерная, трёхаршинная) сажень. В XVI веке сажень была приравнена к 3 аршинам и стала называться казённой, или трёхаршинной (213,36 см) [ ] . По другому исследованию «косая, казенная» сажень ≈ 216 см
  • Кладочная сажень ≈ 159,7 см
  • Косая сажень , она же великая - расстояние от пальцев ноги с развёрнутым вбок носком до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали ≈ 248,9 см (по другим исследованиям: «великая, косая» ≈ 249,46 см, великая ≈ 244,0 см)
  • Малая сажень - расстояние от поднятой на уровень плеча руки до пола ≈ 142,4 см
  • Маховая сажень , она же народная - расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых (размахнутых) рук. В таких маховых саженях, которые легко отсчитывать, выражена, например, высота колокольни Иван Великий в Кремле. Эта наиболее древняя мера начиная с XVI в. перешла в разряд неофициальных, бытовых = 2,5 аршина ≈ 152-177,8 см
  • Морская сажень ≈ 183 см (по другому исследованию, 183,35 см)
  • Простая или прямая сажень ≈ 152,8 см (по другим исследованиям: 152,76 см или 150,8 см)
  • Сажень без чети - наибольшее расстояние между подошвой левой ноги и концом большого пальца поднятой вверх правой руки ≈ 197 см (по разным исследованиям, 197 см или 1 968 мм , следует учитывать, что она была народной мерой измерения и потому точное значение могло различаться ).
  • Трубная сажень - мерили длину труб на соляных промыслах ≈ 187 см
  • Царская сажень ≈ 197,4 см
  • Церковная сажень ≈ 186,4 см
  • Четырёхаршинная сажень = 4 аршина = 284,48 см

Известны также: сажень аршинная, береговая, государева, дворовая, землемерная, казачья, коловратная, косовая, крестьянская, лавочная, мостовая, небольшая, новая, ножная, печатная, писцовая, полная, простая, ручная, степенная, ступенная, таможенная, указная, ходячая, человечья и др.

История

Первое упоминание термина «сажень» содержится в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают летописца Нестора . Сажень также упоминается и в других русских источниках XI века (тмутараканский камень (1068), Ипатьевская летопись).

Многие литературные источники указывают на то, что метрологическая реформа, в результате которой сажень была приравнена к 7 английским футам, была проведена ещё Петром I в начале XVIII века . На основе этого некоторые исследователи делают вывод о том, что в XVIII веке сажень равнялась 2,16 м . Однако соответствующий нормативный акт до сих пор не найден .

См. также

Напишите отзыв о статье "Сажень"

Примечания

Литература

  • Пилецкий А. Мерило древнерусского зодчего // Наука и жизнь. 1980. № 11. С. 140.
  • Пилецкий А. Системы величин, мер и пропорций в древнерусской архитектуре // Архитектура СССР. 1980. № 10. С. 53.
  • Романова Галина Яковлевна. Наименование мер длины в русском языке / ответственный редактор член-корреспондент АН СССР Ф.П. Филин. - «Наука», 1975. - С. 19-32. - 176 с. - 9800 экз.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сажень

– Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба.
– Что, мой друг?
– Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то.
Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата.
– Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей.
– Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне?
– Конечно, в чем дело?
– Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь?
– Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он.
– Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы.
Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею.
– Пожалуйста, Andre, для меня…
Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо.
– Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.]
Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали.
– Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь.
– Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне?
Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою.
– Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили. И мне это грустно.
Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру.
– Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену, и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю…
Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову.
– Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону.
Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась.
– Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu"il vous donne l"amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.]
– Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду.
По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах.
– Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Князь Андрей строго посмотрел на нее. На лице князя Андрея вдруг выразилось озлобление. Он ничего не сказал ей, но посмотрел на ее лоб и волосы, не глядя в глаза, так презрительно, что француженка покраснела и ушла, ничего не сказав.
Когда он подошел к комнате сестры, княгиня уже проснулась, и ее веселый голосок, торопивший одно слово за другим, послышался из отворенной двери. Она говорила, как будто после долгого воздержания ей хотелось вознаградить потерянное время.
– Non, mais figurez vous, la vieille comtesse Zouboff avec de fausses boucles et la bouche pleine de fausses dents, comme si elle voulait defier les annees… [Нет, представьте себе, старая графиня Зубова, с фальшивыми локонами, с фальшивыми зубами, как будто издеваясь над годами…] Xa, xa, xa, Marieie!
Точно ту же фразу о графине Зубовой и тот же смех уже раз пять слышал при посторонних князь Андрей от своей жены.
Он тихо вошел в комнату. Княгиня, толстенькая, румяная, с работой в руках, сидела на кресле и без умолку говорила, перебирая петербургские воспоминания и даже фразы. Князь Андрей подошел, погладил ее по голове и спросил, отдохнула ли она от дороги. Она ответила и продолжала тот же разговор.
Коляска шестериком стояла у подъезда. На дворе была темная осенняя ночь. Кучер не видел дышла коляски. На крыльце суетились люди с фонарями. Огромный дом горел огнями сквозь свои большие окна. В передней толпились дворовые, желавшие проститься с молодым князем; в зале стояли все домашние: Михаил Иванович, m lle Bourienne, княжна Марья и княгиня.
Князь Андрей был позван в кабинет к отцу, который с глазу на глаз хотел проститься с ним. Все ждали их выхода.
Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал. Он оглянулся.
– Едешь? – И он опять стал писать.
– Пришел проститься.
– Целуй сюда, – он показал щеку, – спасибо, спасибо!
– За что вы меня благодарите?

В древности на Руси для измерения расстояния и длины пользовались своим телом. Мерили пальцами, ладонью, шагами. Самой распространенной мерой длины была сажень. Ее название происходит от глагола "сягать", что означает - дотягиваться рукой. Этот корень сохранился еще в слове "недосягаемый". Считается, что такие меры длины очень субъективны, ведь рост и размеры рук у всех людей разные. Но несмотря на это, на Руси строились прекрасные храмы и гармоничные сооружения. С введением в СССР метрической системы длины о старых мерах забыли. Поэтому сейчас редко кто знает, сажень - это сколько.

Древние меры длины

Расстояние наши предки мерили шагами или аршинами, которые равнялись 72 сантиметрам. При измерении счет вели парами шагов - простой саженью или тройками - казенной саженью. Большие в верстах. В древности эту меру еще называли "поприще". Ее длина менялась в зависимости от длины саженей и их количества. Различались также межевая и путевая версты. Среднее расстояние версты - чуть больше километра. Сколько саженей в версте, невозможно определить точно. Обычно от 500 до 750, а в середине 17-го века была установлена верста в 1000 саженей.

Для измерения небольших расстояний пользовались другими мерами. Ткань мерили локтями, поэтому купцы выбирали продавцов маленького роста. Еще одна очень древняя мера длины - Она равнялась кончиками вытянутых пальцев: большого и среднего. Это приблизительно от 19 до 23 сантиметров. И самая маленькая мера длины - вершок - почти 4,5 сантиметра. Это расстояние измерялось сложенными вместе двумя пальцами - указательным и средним.

История русской сажени

Долгое время ученые не могли понять, каким мерилом пользовались древнерусские строители. Но после того как археологи нашли камень, на котором было высечено: "Глеб князь мерил. 10 000 и 4000 сажен", удалось вычислить значение сажени в 151 сантиметр. Это совпало с результатами других русских народных мер. Существовало несколько разных саженей, которыми пользовались при различных измерениях и в строительстве. Для этого делали специальные саженные веревки и деревянные "складени".

Сейчас сложно сказать, сажень - это сколько? В середине 17-го века была принята казенная сажень, равная 216 сантиметрам. Она содержала в себе три аршина по 72 сантиметра. Но Петр Первый уравнял русские сажени с английскими мерами длины - и поэтому изменилась длина аршина. Она уменьшилась. И, соответственно, длина сажени стала равна 213 сантиметров. А в 1924 году эти меры длины совсем вышли из употребления, для измерений стали использовать метрическую систему. Самой распространенной мерой длины стал 1 метр. Сколько саженей в него входило, сейчас сложно сказать. Многое из древних знаний утрачено, но ученые постепенно восстанавливают старинные системы мер.

Сажень - это сколько?

Первоначально все русские меры длины и расстояния мерялись человеческим телом. И если шаг и локоть - это понятно сколько, то как определяли длину сажени? Если казенная была установлена в сообветствии с длиной аршина, то наиболее распространенная в народе "маховая сажень" определялась по расстоянию между расставленными в стороны руками взрослого мужчины. Она равнялась приблизительно двум с половиной аршинам или 176 сантиметрам. Но это самая древняя мера длины, в соответствии с которой была построена колокольня Ивана Великого в Кремле. С 17-го века она использовалась только неофициально.

Разные виды саженей на Руси

Происхождение многих из них до сих пор неизвестно. Считалось, что какие-то появились на Руси, а другие были заимствованы. Например, говорят, что церковная сажень, равная 186 сантиметрам, имеет в своей основе древнеримские меры длины, царская - египетские, а великая - литовские. Существовала еще греческая, которая имела длину 230 сантиметров. Известны также малая, аршинная, городовая, казенная, простая и много других. Они не были пропорциональны и кратны друг другу. Даже часто так случалось, что разные люди пользовались разными видами для измерений.

Самые распространенные сажени

Существовало несколько популярных видов, которыми пользовались все. Это самые древние: простая сажень, равная 150 сантиметрам, народная или маховая - 176 сантиметров и косая сажень - 248 сантиметров. Ее длина определялась по расстоянию между вытянутой вверх рукой и пальцами противоположной ноги по диагонали. Это понятие сохранилось в пословице "косая сажень в плечах". Так говорили про богатырей. Была еще малая сажень, равная расстоянию от вытянутой вперед руки до пола. Равнялась она 142 сантиметрам. Поэтому очень сложно сказать: сажень - это сколько сантиметров. Нужно сначала определиться, о какой мере длины идет речь.

Как использовались сажени на Руси

Деревянные и веревочные мерила использовали при измерении расстояний, например, для определения размера земельного участка и в строительстве. Часто случалось, что у каждого мастера была своя персональная сажень. Распространены были около 10 разных их видов, которые все являлись не целыми числами и не были кратны друг другу. Они использовались, в основном, для измерения средних величин. Сейчас одна сажень приравнена к двум метрам, но вообще ее размер колеблется от 142 до 248 сантиметров. Поэтому те, кто интересуются, сколько саженей в метре, задают не совсем корректный вопрос.

Русское зодчество

Несмотря на то что для строительства на Руси пользовались разными саженями, древние храмы и другие сооружения поражают удивительной гармоничностью и пропорциональностью. Почему же это так? При сооружении зданий древние зодчие опирались на природные пропорции. Какие же принципы применялись в строительстве?

Длина стен и высота зданий складывалась из целого количеств саженей. Это соответствовало принципам "золотого сечения".

Для строительства всегда использовались не одна, а несколько саженей. Одна для измерения ширины здания, другая - для длины. Высоту определяли при помощи третьей сажени, а внутренние помещения планировали четвертой. Если у здания был еще один этаж, то при его возведении пользовались снова иной саженью.

Еще одна особенность - при строительстве получение меньших мер длины производилось при делении сажени на два. Получались полсажени, четверть сажени (или локоть), одна восьмая (пядь), а одна тридцать вторая (вершок).

Почему древние здания кажутся такими гармоничными

Несмотря на сложности вычислений и использования разных систем саженей, древние сооружения до сих пор радуют людей своей пропорциональностью и эстетическим совершенством. Любой чувствует себя в них комфортно, потому что построены они с использованием И неважно, что сажени не имели определенного постоянного значения. Каждая из них появилась из измерений, произведенных при помощи ладоней, локтей, рук или ног человека.

Все древние здания кажутся удивительно гармоничными и пропорциональными еще и потому, что при их членении использовался природный трехчастный, а не современный двухчастный принцип. Кроме того, ученые выяснили, что соотношение более длинных саженей к малым соответствует "золотому сечению". Причем вычисляется это число с точностью до четырех знаков после запятой.

Современные люди знакомы с понятием "сажень", в основном, из произведений русских классиков или из пословиц. Кроме выражения в плечах", употребляются такие, как "ты от дела на недельку, а оно от тебя - на саженьку", "полено к полену - сажень" и некоторые другие. Поэтому неудивительно, что многие интересуются вопросом: сажень - это сколько? Хотя, на самом деле, однозначного ответа на него дать нельзя.