Теория

Самые старые религии в мире. Древние религии

Самые старые религии в мире. Древние религии

Традиционно вопросы веры вызывают больше всего споров и диспутов. Сколько копий сломано в выяснениях, какая религия самая правильная, какая глубже отражает суть человека и мира, какая лучше всех остальных.

И крайне редко такие дебаты проходят мирно. Чаще всего, исчерпывая все аргументы, участники хватаются за дубины (в древние времена), мечи (ближе к нам) или бомбы и ракеты (сегодняшние дни).

В результате может показаться, что такие споры велись вечно, и так же вечно религия окружала человека. Но это далеко не так. И даже самые древние религии мира появились во вполне обозримом прошлом, что только подтверждает это. Итак, давайте разберемся, во что на самом деле верили наши далекие предки и как именно они это делали.

Предтечи религии

Иногда считают, что любая вера в надприродные силы – это уже религия. Но ученые четко перечисляют её основные характеристики, отделяя от мифологии и примитивных верований. Каждая из этих форм мировоззрения основывалась на предыдущей, логически из неё вытекая. Поэтому, чтобы разобраться в древних религиях, нужно в двух словах описать их предтеч.

Древние верования

С древними верованиями все относительно просто. Человек не различал особой разницы между собой, деревом, камнем, ручьем и волком. Подумаешь, один лежит на земле и никуда не бегает, а другой регулярно воет в ближайшем лесу, все равно каждый из них по-своему живой.

Так появились:

  • Анимизм – вера в живую, в прямом смысле слова, природу.
  • Тотемизм – вера в то, что волк, сова или олень может быть ближайшим родственником, если не по крови, то точно по духу.
  • Фетишизм – но не в современном понимании, а как вера в возможность мыслительного процесса у неодушевлённых предметов.
  • Шаманизм и магия – вера в то, что некоторые люди могут взаимодействовать не только со своими соплеменникам, но и духами всего, что их окружает.

В определенном смысле, эти верования – самые древние религии. Но в них человек не отделял себя от окружающего мира, он жил с ним рядом, и всем было легко и комфортно.

Мифология

Но потом появилась мифология – немного усложненный предыдущий вариант. В ней также животные с легкостью превращались в людей, люди становились растениями, оживали скалы или наоборот каменели люди. Но уже появились сущности, превосходящие этот странный круговорот – боги (пока – во множественном числе). Хотя между ними и людьми грань тоже была достаточно хрупкой. Боги с удовольствием пакостили или помогали людям, те, в меру своих сил им мстили или выпрашивали различные пряники, но, в целом, это была единая замкнутая система. Примеры также знает любой:

  • Греческие мифы – многосерийный любовно-трагикомический фильм о взаимоотношении дюжины богов-олимпийцев, несметного количества более мелки богов и богинь, множества непонятных существ вроде сатиров, нимф и прочих кентавров-минотавров и людей.
  • Древнеримская мифология – тот же многосерийный фильм, адаптированный под римские условия.
  • Египетские мифы – страсти вокруг солнечного цикла, его рождения, гибели, очередного рождения – и дальше по кругу при участии гибридных богов.
  • Индийская мифология – абсолютно непонятная чужестранцу смесь верований нескольких сотен племен и народностей, населявших сегодняшнюю Индию.
  • Славянская мифология – основа многих знакомых нам с детства сказок. Как правило, в первоначальном варианте читать их детям не рекомендуется во избежание стрессов.

Продолжать в таком духе можно очень долго, потому что каждый народ имел свою мифологию, а иногда даже несколько.

Религии

Вот таким долгим и сложным путем мы, наконец, подошли к религиям. Так чем же даже самая древняя религия мира отличается от самой свежей мифологии? Двойственностью мира. Раньше для человека все было просто и понятно: вот я, вот боги, вот природа, все живут вместе и не мешают друг другу.

Но люди не ищут простых путей, и чтобы все окончательно усложнить и запутать, они создали религии. В них бог (или боги – не принципиально) выделяются за пределы этого мира, помещаются над ним, имея возможность задавать и создавать обстоятельства для живущих в нем.

Человек также получает двойную природу: с одной стороны, он живет в этом мире, с другой стороны, потом уйдет из него и перейдет в лучший (или худший, смотря как будет себя вести). Такие принципы имеет и самая старая религия и самая молодая.

Примеры древних религий

Чтобы было немного проще ориентироваться, приведем несколько примеров самых древних религий:

  • Иудаизм . Первая из серии авраамических религий, куда также входит христианство (весьма распространенная религия), ислам (тоже популярная) и множество их ответвлений.
  • Даосизм . Поиск и следование «пути», который имеет каждый предмет, явление и человек.
  • Индуизм . Основана на мифологии этого народа, только ещё сложнее и запутаннее. База для множества других религий: синтоизм, кришнаизм, буддизм, шиваизм, шактизм и много других интересных слов.
  • Зороастризм . Поклонение огню во всех возможных формах.

Из этих религий как грибы после дождя развились ещё несколько сотен, а то и тысяч новых. И они продолжают появляться каждый день. Как вы видите, самые распространенные на сегодняшний день религии не только не самые древние, но ещё и вторичные, по отношению к другим.

А это делает абсолютно бессмысленным поиск ответа на вопрос, какая религия самая древняя, самая правильная или самая лучшая. Все они имеют право не существование, пока приносят людям пользу, радость и стимул к самосовершенствованию, а не наоборот.

Самые новые религии

Но и сегодня появляются все новые и новые религии, и не только как ответвления от существующих, но и полностью уникальные:

  • Пастафарианство . Приверженцы веруют в Летающего Макаронного Монстра и даже отстояли право фотографироваться на паспорт в дуршлаге – их священном элементе одежды.
  • Копимизм . Священными символами для них являются сочетания клавиш Сtrl+C и Ctrl+V, а обряд копирования и распространения информации – религиозным обрядом. Так изящно обошли запрет на торрент-трекеры.
  • Гуглизм . Эта самая молодая религия признает Священный Гугл существом вечным, бессмертным и всеведущим.

Так что, даже такие странные не первый взгляд (и на второй тоже) верования тоже признаются религиями. Забавно, не правда ли?

Никто не может дать точного ответа на вопрос о том, когда появилась самая первая на нашей планете религия. Однако доподлинно известно, что ещё у древних людей появились ритуалы погребения, что является прямым свидетельством о присутствии какой-либо веры. Издревле человек, пытаясь объяснить своё появление в этом мире, а также само возникновение мира, придумывал различные верования. Также религия всегда давала ответ на вечный вопрос о смысле человеческой жизни.

Вера во многом формирует жизнь как отдельного человека, так и общества, в котором какая-либо определённая вера господствует. Из неё складываются обычаи, традиции, нормы морали и даже политический уклад государства.

Какие-то религии существуют и сейчас, отличаясь друг от друга распространённостью по миру и количеством «адептов», а другие — давно забыты и умерли вместе с последними верующими. Боги рождались и умирали на протяжении всей человеческой истории. В этой статье мы поговорим о том, какая из религий является самой древней, а также составим подборку из десятка самых старых религий мира. В ней будут собраны верования со всех уголков земного шара.

Согласно некоторым свидетельствам, можно предположить, что первые верования появились уже 70000 лет назад. Однако, если верить только достоверным и подтверждённым данным, первая религия появилась приблизительно в 3500 году до нашей эры. В те времена шумерский народ строил первую на планете цивилизацию.

Шумеры оставили после себя множество множества напоминаний в виде глиняных табличек, остатки некоторых строений. У шумеров был большой пантеон божеств, каждый из которых управлял каким-либо стихийным или природным явлением. Благоприятные и неблагоприятные погодные условия шумеры часто объясняли хорошим или плохим расположением духа того или иного бога.

Все шумерские боги были связаны с какими-либо астрономическими телами. Религия для шумеров являлась главной частью их жизни и общественного уклада. Шумеры считали, что их цари исполняют божественную волю. Шумеры строили храмы и зиккураты, в которых, как они считали, живут боги.

2 — Религия древнего египта

Древние египтяне были крайне религиозным народом. Это подтверждается обилием огромных пирамид, которые свидетельствуют о том, насколько твёрдо египтяне верили в загробную жизнь. Известно, что после смерти фараона, вместе с ним в усыпальницу отправлялись его слуги, чтобы и в загробном мире служить ему.

Всего у египтян было примерно 450 богов. Из них всего 30 были признаны главными в пантеоне. Так получилось из-за того, что фараоны, имевшие божественный статус, часто хотели расширить свои владения, и для того, чтобы присоединить к себе новое племя, фараону достаточно было принять местного бога как своего собственного. С присоединением всё новых племён список признанных богов древнего Египта расширился до известного количества.

Обилие богов неизбежно создавало путаницу в общественном понимании религии, однако вера в загробную жизнь и некоторые другие положения были неизменны. Фараоны Египта правили с 3100 года до н.э. до 323 года н.э.

3 — Греческая и римская религия

В целом древние греки придумали несколько тысяч богов, однако из этого огромного числа только 12 божеств составляют признанный и широко известный пантеон. Во времена процветания Рима, когда под его контролем оказалась и Греция, греческие боги были адаптированы под римский мир. Рим заимствовал у греков большую часть их религии и мифологии. Таким образом, появилось даже такое понятие, как греко-римская религия.

Боги Греции, согласно верованиям, жили на горе Олимп, и не были образцами нравственности, да и в целом их характер чаще всего был скверным. Людям приходилось всячески задабривать их, чтобы убедить богов оказывать помощь человечеству, а не вредить ему.

4 — Друидизм

Одна из самых мирных религий в мире. Верование полностью основывается на природе и её почитании. Его начало было положено в колдовстве и шаманских практиках, распространнёных в доисторические времена. Какое-то время исповедовался по всей Европе, но потом сконцентрировался в племенах кельтов.

Основной замысел этого верования заключается в том, что никому и никогда нельзя причинять вреда, даже самому себе. Друиды не противостояли другим вероисповеданиям, считая, что боги в состоянии сами во всём разобраться, а людей считали крайне маленькой частью мира.

5 — Асатру

Религия, во многом основанная на древнем скандинавском язычестве. Поддерживает многие традиции викингов. Главными ценностями этой веры считались храбрость, мудрость, энергия, свобода, честь, радость и сила. Берёт начало примерно за 1000 лет до н.э.

Последователи Асатру считали, что боги живут в Асгарде, их царстве, а Земля, на которой живут люди, называлась Мидгард. В целом вселенная разделялась на девять таких миров. Во многом религия основывалась на природе и смене времён года.

6 — Индуизм

Его нельзя назвать единой религией, это скорее объединение всех верований, появившихся в Индии. Первые проявления индуизма прослеживаются в 3000 году до н.э. Основа религии — вера в перевоплощение и идея освобождения от него. Согласно индуизму, человек обречён на вечное перевоплощение, и чем лучше он себя вёл в этой жизни, тем лучше будет его следующая жизнь. Если человек полностью очистит свою душу, он может быть освобождён от перевоплощения и обрести истинный покой.

7 — Буддизм

Будда означает «просвещённый», то есть освободившийся от мирских страданий. Во многом это верование схоже с индуизмом, так как в нём также излагается идея перевоплощений и ставится цель освободиться от них. Из-за того, что внимания к божествам в этой религии не много, больше она нацелена на самодисциплину, иногда буддизм рассматривают как философскую концепцию, а не как религию. Буддизм зародился примерно в 5-6 веке до н.э.

8 — Джайнизм

Главная идея этой религии схожа с индуизмом и буддизмом. Целью также является освобождение, просветление, отречение от мирской суеты, достижение высшего знания и понимания. Берёт начало примерно в 9 веке до н.э.

9 — Иудаизм

Самая древняя монотеистическая религия. Основу веры составляет священное писание «Тору», в которое входят пять книг Моисея. Как и в христианстве и Исламе, из множества заповедей и постулатов главными признаются 10. В этой религии говорится, что однажды еврейский народ вернётся в Израиль — их былую обитель.

10 — Зороастризм

Берёт начало в 1700-1500 годах до н.э. и основывается на учениях Заратустры — пророка из Персии. Суть религии в вечной борьбе между злом и добром, а также в человеческом выборе между этими категориями. Зороастризм говорит о том, что после смерти человек отправляется либо в место мучений, либо в рай, и это зависит от того, какой выбор в течение жизни он делал.

Религия является неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. Потребность поклоняться высшим силам выражается в духовном осознании мира и вере в сверхъестественное. Возникает интересный вопрос о том, какая самая древняя религия, как она возникла и развивалась.

Изучив все имеющиеся сведения о периоде палеолита, учёные пришли к выводу, что люди этой эпохи развивали духовные отношения, на что указывают обычаи ритуальных захоронений того времени, а также наскальные рисунки. Скорее всего, наши предки верили, что мир населяют божества, а разные места и объекты природы считали живыми. Кроме того, обычаи погребения дают нам представление о вере в жизнь загробную.

Но всё-таки, что же представляла собой самая древняя религия? Ответы на вопрос зависят от того, какую позицию занимают различные авторы, изучающие происхождение человека. Некоторые утверждают, что религия была искусственно создана человеком, а не являлась результатом эволюционного развития. Так, согласно этой точке зрения, женщина и мужчина знали только одного Бога, который их создал, они поклонялись ему, принося различные жертвы. Описанные в Библии монотеизм и жертвоприношение, явились первыми характеристиками религии в первоначальной её форме. Свидетельством этому могут служить древнейшие литературные памятники Китая, Греции, Египта и традиции многих народов.

Но есть и иная точка зрения, основанная на теории эволюции Ч.Дарвина. Согласно ей, требовался большой период времени для становления и развития религиозных верований. Сначала эти верования основывались на поклонении людей духам, так как возникал страх перед их мощью. Затем Израиль сводит многообразие богов различных наций к одному племенному богу, что проложило путь к усовершенствованию религии как таковой.

Рассматривая то, какая религия самая древняя, необходимо отметить, что в современное время на Земле существует большое количество религиозных направлений, так называемых духовных знаний, которые подразделяются на несколько систем. Так, к первичному учению относят арийское — Ведантизм (тайноведение). Далее оно трансформировалось в Брахманизм, а затем — в Буддизм. Арийские традиции переняла русская доисторическая религия, так появилось язычество — поклонение стихиям. Эти верования были побеждены не полностью, и уже через несколько тысячелетий на их основе развивалась религия древнего Рима и древней Греции.

Культура Египта и Вавилона стала основой для зарождения знаний, которые частично переданы нам в Библии (поэтому мнение, что христианство — самая древняя религия, ошибочно). На их основе развивалась философия Платона, оказавшая большое влияние на духовное развитие всей Европы. Кроме того, эти учения легли в основу религии древней Иудеи, на которую в дальнейшем будет опираться христианство. Знания древнеегипетской цивилизации, иудеев и христиан частично сохранены в исламе.

Чёрная раса практиковала церемониальную магию, сохраняя ритуалы и обычаи африканских колдунов. Жёлтая раса породила учения Лао-Цзы (Даонизм), а также шаманизм, дзен-буддизм и Шинту.

Таким образом, нельзя с точностью сказать, какая самая древняя религия на Земле, поскольку с ранних времён все знания, обряды, ритуалы и обычаи распространялись во время смешения народов и миграции племён. Так, идея жертвоприношения сначала принадлежала цивилизации чёрной расы, позже она была перенята народами всех континентов и существовала не одно тысячелетие на Земле.

Таким образом, ответ на вопрос о том, какая самая древняя религияна планете, неоднозначен, и зависит от мировоззрений и взглядов историков.

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

Религиозное сознание и его структура

Выполнила: студент группы 8-Э-1

А.С. Стрелкова

Проверил: доцент

А.В. Воецкий

Санкт-Петербург

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. История возникновения религии……………………………..5

Глава 2.Определение религиозного сознания………………………...12

Глава 3. Структура религиозного сознания…………………………...14

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы…………………………………….18

Введение

Индивидуум ощущает ничтожность человеческих желаний и целей, с одной стороны, и возвышенность и чудесный порядок, проявляющийся в природе и в мире идей, – с другой. Он начинает рассматривать свое существование как своего рода тюремное заключение и лишь всю Вселенную в целом воспринимает как нечто единое и осмысленное. Зачатки космического религиозного чувства можно обнаружить на более ранних ступенях развития, например, в некоторых псалмах Давида и книгах пророков Ветхого завета. Гораздо более сильный элемент космического религиозного чувства, как учат нас работы Шопенгауэра, имеется в буддизме.

Религиозные гении всех времен были отмечены этим космическим религиозным чувством, не ведающим ни догм, ни бога, сотворенного по образу и подобию человека. Поэтому не может быть церкви, чье основное учение строилось бы на космическом религиозном чувстве. Отсюда следует, что во все времена именно среди еретиков находились люди в весьма значительной степени подверженные этому чувству, которые своим современникам часто казались атеистами, а иногда и святыми. С этой точки зрения люди, подобные Демокриту, Франциску Ассизскому и Спинозе, имеют много общего.

Как же может космическое религиозное чувство передаваться от человека к человеку, если оно не приводит ни к сколько-нибудь завершенной концепции бога, ни к теологии? Мне кажется, что в пробуждении и поддержании этого чувства у тех, кто способен его переживать, и состоит важнейшая функция искусства и науки.

Итак, мы подошли к рассмотрению отношений между наукой и религией с точки зрения, весьма отличающейся от обычной. Если эти отношения рассматривать в историческом плане, то науку и религию по очевидной причине придется считать непримиримыми противоположностями. Для того, кто всецело убежден в универсальности действия закона причинности, идея о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможна. Разумеется, если принимать гипотезу причинности всерьез. Такой человек ничуть не нуждается в религии страха. Социальная, или моральная, религия также не нужна ему. Для него бог, вознаграждающий за заслуги и карающий за грехи, немыслим по той простой причине, что поступки людей определяются внешней и внутренней необходимостью, вследствие чего перед богом люди могут отвечать за свои деяния не более, чем неодушевленный предмет за то движение, в которое он оказывается вовлеченным. На этом основании науку обвиняют, хотя и несправедливо, в том, что она подорвала мораль. На самом же деле этическое поведение человека должно основываться на сочувствии, образовании и общественных связях. Никакой религиозной основы для этого не требуется. Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти.

Глава 1. История возникновение религии.

Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а позднее уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы.

Само появление религиозных верований и культов, как отмечает И.А. Крывелев, имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой.

На возникновение в сознании первобытного человека религиозных признаков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможные варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения.

Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения.

Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению.

Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции.

Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами.

В первобытном обществе возникают:

Тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом)

Магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата)

Фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства)

Мифология

Анимизм (вера в духовные существа).

Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих.

К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов.

Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов.

Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархичную систему - церковь.

Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Произошло столкновение двух различных идей: античной и христианской. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию «сильных мира сего» - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле. Христианство помогло миру избежать великой битвы за освобождение человека. Ведь оно смогло без смены государственной власти, через смену личности, ликвидировать один социальный строй (рабовладельческий) и создать совершенно другой по своей сути строй. Христианство возвышало человека. Исходя из христианского учения, человек в мире стал свободен и зависел он лишь от Бога. Люди, принимая христианство, освобождались от рабства, но тут же принимали на себя другую ношу - религиозную.

Уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении.

Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство.

Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис «нет ни эллина, ни иудея» провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Потребность в единении, с одной стороны, и довольно широкое распространение христианства по миру - с другой, породили среди верующих убежденность, что если отдельный христианин, может быть, слаб и нетверд в вере, то объединение христиан в целом обладает Духом Святым и Божьей благодатью.

История становления христианства охватывает период с середины I в. до V в. включительно. В течение указанного периода христианство пережило ряд стадий своего развития, которые можно свести к следующим трем:

Стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);

Стадия приспособления (II в);

Стадия борьбы за господство в империи (III-V вв.).

На протяжении каждой из этих стадий переживали серьезные эволюционные изменения и вероучение, и культ, и религиозная организация. Менялся социальный состав верующих, возникали и распадались различные новообразования внутри христианства в целом, постоянно кипели внутренние столкновения, за вероисповедной и культовой формой которых скрывалась борьба социальных и национальных группировок по поводу общественных интересов. Так на первом этапе христианство было иудейской сектой людей, объединившихся в ожидании близкого конца света и возникновения новых мировых порядков, соответствовавших нормам царства небесного на земле, прихода мессии - Христа, который и осуществит грядущий переворот. Они решительно не приемлют существующего порядка вещей, преисполнены ненависти к нему и ждут его неминуемой гибели в ближайшее время. Понятно, что социальной базой такого движения могли быть порабощенные и угнетенные господством Римской империи люди.

На второй стадии при переходе от актуальной эсхатологии к приспособлению социальный состав общин менялся. Теперь уже влиятельное положение в общинах стали занимать представители состоятельных слоев общества.

Они брали на себя функцию идеологического и литературного оформления христианского учения. В рассматриваемый период приспособления христианства к окружающему миру возникла церковь как система учреждений и совокупность профессионалов - служителей этой церкви.

В III - начале IV в. христианство вело борьбу за господство в Римской империи, завершившуюся победой.

Христианство, по И.Н. Яблокову, обладало качествами чрезвычайно важными во всех отношениях. Его космополитическая направленность, выработавшаяся в предыдущем веке - “нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед богом все равны”, его демократичность по отношению к социальным низам, реально не угрожающая правящим слоям общества, создавали условия наилучшего распространения в многонациональной массе населения. Его верноподданническая позиция в отношении властей, связанная с проповедью непротивления и полного подчинения, как нельзя лучше подходила для государства, одной из главных забот которого было добиться безропотного подчинения со стороны всех слоев общества.

Во второй половине III в. шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV в. из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Митрополии создавались в порядке своего рода естественного отбора - наиболее многочисленные, влиятельные и богатые епархии имели в этой борьбе особо прочные позиции.

Полагается, что с этого времени церковь как орган управления приобретает относительную самостоятельность и становится обладательницей особых интересов по отношению к верующим. Одной из важнейших целей церковной организации становится поддержание и воспроизводство целостности и устойчивости самого института церкви. В ходе этого процесса активизируется деятельность органов управления по введению предписаний, требующих безусловного подчинения аппарату церкви, усиливается особый метод идеологический деятельности - нормативно-правовая регламентация, связанная с разработкой определенных идейных обоснований и созданием структур организационной деятельности, направленных на пропаганду этих идей, их реализацию.

Таким образом, можно прийти к выводу, что религиозное мировоззрение имеет довольно долгую историю. Религия возникает практически вместе с появлением человека, она претерпела множество изменений, прежде чем стать такой, какой мы привыкли ее видеть сейчас.

Нерешаемый вопрос? В принципе. Известны несколько признаваемых наиболее древних религий.
Одной из таковых является религия шумеров. У них был очень сложный пантеон богов. Человек должен был подчинять свою жизнь служению этим богам. Посредниками между людьми и семью главными богами были боги, которых называли ануннаками.
На древнейших рисунках людей в пещерах отражены явно религиозные сюжеты.
Я думаю, что как только у человека "возник" разум, так и возникла соответствующая и подходящая религия. Человек разумный и вера в богов или Бога - понятия неразделимые.
Одной из самых старейших религией из ныне известных признаётся зороастризм.
Точная датировка этого религиозного учения, зародившегося на территории, которую сейчас занимает Иран, отсутствует. Специалисты сходятся во мнении, что основы зороастризма возникли в шестом тысячелетие до нашей эры. То есть возраст зороастризма превышает 7 тысяч лет.
Первые письменные памятники данной религии появились на ныне мертвом языке. "Авеста" - собрание текстов зороастрийцев - старейший памятник древнеиранской литературы, составленный на особом языке, называемом в иранистике "авестийским".
Главное место в зороастризме занимает божество Ахура Мазду - безначальный творец всего сущего, отец всех законов мироздания и лидер стороны Добра в борьбе со Злом, которое происходит в мире без его дозволения. Его единственным пророком среди людей был Заратустра, который, согласно учению, передал людям правду о божьем откровении и открыл глаза на дурные обычаи: кровавые набеги на соседние племена, мародерство, учения жрецов, поощряющие насилие.
Немецкий писатель-философ Фридрих Ницше сделал себе имя на произведение "Так говорил Заратустра".
В книге представляется жизнь и судьба, учение и мысли бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры).
Одной из главных, определяющих идей романа является мысль о том, что человек - это промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека (нем. bermensch): "Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной".
В книге раскрываются представления самого Ницше относительно того, какое место занимает человек в окружающей его среде, как человек понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и мир. В произведении уделяется большое внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Проводится мысль о необходимости каждого человека идти своим путём.
Это, к слову.
На всех континентах и во всех местах Земли были созданы свои религиозные учения. И все имеют как различия, так и общее. Складывается впечатление, что все эти учения произошли из одного. И специфика каждого обуславливается конкретными обстоятельствами и людьми, писавшими эти учения. "Всё произошло из одного..."
Думаю, что это отражение единства бытия и познания ("Единство бытия и познания. Часть 1" ). Или, как говорил Гермес Трисмегист: "То, что находится внизу, аналогично тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу..."
Будда не был буддистом.
Лао Цзы не был даосистом.
Конфуций не был конфуцианцем.
Моисей не был иудаистом.
Христос не был христианином.
Мухаммед не был мусульманином. Маркс не был марксистом...
Это всё потом выдумали хитромудрые последователи.
Не всегда, правда, достаточно мудрые.

Рецензии

Уважаемый Александр, при всём уважении к религии Зороастризм и к бродячему философу, взявшему себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры) есть ещё одна древняя религия, это русское язычество с пантеоном Богов - Род, Световит, Перун, Сварог... Вообще славяско 0 арийское летоисчисление насчитывает 7519 год от сотворения мира. А некоторые сайты славянского язычества вообще насчитывают 32.515 год... Не будем сейчас обсуждать истинность такого понимания летоисчисления, но даже такие сроки о многом говорят... На пример счёт лет - времени важен не только для земледелия, но и для отправления религиозных обрядов Богам, если как вы предположили, что с появлением разума у человека появляется необходимость веры -необходимость обращения к Богам.
И ещё один довод вторичности Зороастризма... Само имя Зороастра в русском чувственном понимании звучания есть отражение имени Световит, Свет есть Зоро - Заоа - Заря, а остаток слова Вит есть понимание светила Астра - Тустра, Он светит как Астра - Звезда, Он есть Свет светила - Тустра...
И вы правы, уважаемый Александр, все современные религии когда то вышли из одной - из русского язычества... Только один пример, в христианстве есть понимание о Боге Святом Духе, что лица Бога никто не может увидеть, настолько лицо Бога светоносно - лучезарно. Но в физическом мире есть аналог светоносности Лица Бога, что человек может видеть и не может разглядеть, настолько видимый объект лучезарен, это диск нашего Солнца, как аналог языческого Бога Ярила.
С уважением к вам, ишо тот знай, Толька ветер.