Энергосберегающие

Занимательные задания по черчению разрезы. Основы черчения и разметки

Занимательные задания по черчению разрезы. Основы черчения и разметки
  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Для того, чтобы выполнить даже самый простой чертеж на бумаге, крайне важно соблюдать установленные нормы и требования, касающиеся чертежей, делать рисунки в установленных масштабах, с использованием определенного чертежного шрифта.

Первое, с чего стоит начать, это с оформления специальной чертежной рамки. Для нее стоит сделать отступы по 5 миллиметров сверху, снизу и справа, и 20 миллиметров слева для удобного подшивания готового чертежа.

В правом нижнем углу листа располагается основная надпись, для нее расчерчивают специальную таблицу высотой 55 миллиметров и 185 миллиметров в ширину. Основная таблица в обязательном порядке заполняется шрифтом по ГОСТ 2.304-81.


Перед тем, как приступить к работам, необходимо подготовить инструменты, среди которых:

9 самых жутких пыток древнего мира

Для чего крошечный карман на джинсах?

— карандаши разной твердости;
— мерительная линейка;
— угольники;
— готовальню;
— стирательную резинку;
— прочие инструменты.

Бумага выбирается подходящего формата, обратите внимание на то, что от качества бумаги зависит качество нанесенного на нее чертежа. Приобрести подходящие листы можно в любом канцелярском магазине.

Прежде чем приступать к черчению, стоит обучиться написанию цифр и букв по ГОСТу. Желательно потренироваться на отдельном листе, где предварительно стоит начертить специальную вспомогательную сетку. Со временем у вас выработается глазомер, и чертежные буквы будут одинаковыми.

В требования ГОСТа указано, что чертежный шрифт, как буквы, так и цифры, должен быть наклонен на 75 градусов.

Самыми распространенными ошибками при выполнении чертежного шрифта принято считать:

В чем польза и вред бананов

Как найти свою вторую половинку: советы для женщин и мужчин

О чем больше всего сожалеют люди в конце жизни

— буквы не соответствуют размерам, указанным в ГОСТе;
— все буквы разного размера и «прыгают» в строке;
— у букв разный наклон.

Чтобы научиться правильному написанию чертежного шрифта, первое время можно с помощью циркуля проводить две линии по высоте букв. Так шрифт будет ровным и буквы не будут разной высоты.

Новичкам рекомендуется выбирать чертить линии оптимальной шириной от 0,8 до 1 миллиметра. Обратите внимание на то, что рамка и основная надпись в чертежном рисунке должны быть сделаны непрерывной толстой линией. Тонкая сплошная линия поможет сделать изображение сечения детали, а также сделать выносные размеры.

В черчении используются и другие линии:
— сплошная неровная линия – предназначена для обозначения линии разграничения на рисунке. Часто проводится в случае, когда деталь слишком объемная и ее нет смысла помещать целиком;
— штриховка – обозначаются невидимые линии;
— штриховка с пунктиром – обозначение центра детали либо оси.

Все основные линии на рисунке выполняются толщиной до 0,3 миллиметров на формате до А1, при этом толщина штриховки подбирается в соответствии с размерами детали. При выполнении процедуры проекционного черчения чаще всего допускаются следующие ошибки и неточности:
— неправильная штриховка деталей;
— в аксонометрических проекциях неправильно строится изображение круговых и элипсовидных деталей;
— неправильно выбирается секущая площадь детали, в связи с чем не удается рассмотреть все особенности детали.

Изображаемый предмет располагают таким образом, чтобы все его грани соответствовали шести плоскостям проекций. При этом вид спереди (фронтальная плоскость) является основным изображением.


Лучше всего расположить деталь к наблюдателю таким образом, чтобы создавалось полное представление о размерах, форме и других характеристиках изображаемого изделия.

Обычно на чертежах деталь схематически разрезают, это делается для того, чтобы понять строение детали изнутри. Это дает полное представление о разрезах, выемках и прочих особенностях, которые не видно на фронтальной плоскости.

Желательно первоначально выполнять изображение тонкими линиями, которые будет легко убрать. Толстыми линиями чертеж лучше обвести на последнем этапе.

И т. д.) докумен-ты, которые в отдельности или в совокупности определяют со-став, устройство изделия, содержат необходимые данные для его разработки, изготовления, контроля, приемки, эксплуатации и ремонта.

Для того чтобы изготовить детали и собрать из них сборочную единицу, необходимо тщательно разработать конструкторскую документацию. Она должна однозначно определять, что должно быть изготовлено: наименование изделия, величина, форма, внешний вид, материалы, способы изготовления и др. Конструкторская документация должна обеспечить идентичность одноименных изделий при их изготовлении и в случае необходимости - их взаимозаменяемость.

Чертежи, схемы и другие конструкторские документы выполняют по единым правилам и нормам, установленным государственными стандартами - . Государственные стандарты сведены в единую систему конструкторской документации (ЕСКД).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД ) - комплекс государственных стандартов, устанавливающий взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации, разрабатываемой и применяемой организациями, предприятиями и учебными заведениями. ЕСКД учитывает рекомендации Международной организации по стандартизации (ИСО), постоянной комиссии по стандартизации.

Соблюдение государственных стандартов обязательно для всех отраслей промышленности, проектных организаций, научных учреждений и т. д. Все чертежи должны выполняться в соответствии со стандартами ЕСКД, отличаться четким и аккуратным оформлением.

Стандарт имеет буквенное и цифровое обозначение.

Форматы

Чертежи выполняют на листах бумаги определен-ного размера, называемых форматами .

Размеры формата и его обозначения установлены (рис. 1, 2).

Рис. 1. Вертикальные форматы


Рис. 2. Горизонтальные форматы

Площадь формата А0 примерно равна 1 м 2 . Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата А0 на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. На уроках черчения используют , размеры ко-торого равны 210 x 297 мм. Размер формата А4 (210х297) принят за единицу измерения остальных форматов.

В таблице 1 представлены размеры форматов:

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

А0

841 × 1189

А1

594 × 841

А2

420 × 594

А3

297 × 420

А4

210 × 297

Форматы оформляются внутренней рамкой чертежа, которая наносится по ГОСТу. Проводят её сплошной толстой основной линией. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки принимают равными - 5 мм. С левой стороны для подшивки и брошюровки чертежей оставляют полосу шириной 20 мм (рис. 3). Это облегчает их хранение, создаёт другие удобства.


Рис. 3. Оформление формата

Основная надпись чертежа

Производственные чертежи, выполняемые на листах формата А4, располагают только вертикально, а основную надпись на них — только вдоль короткой стороны. На чертежах других форматов основную надпись можно располагать и вдоль длинной и вдоль короткой стороны.

В правом нижнем углу распола-гается основная надпись чертежа, содержащая сведения об изображённом изделии. В виде исключения на учебных чертежах формата А4 основную надпись разрешено располагать как вдоль длинной стороны, так и вдоль короткой (рис. 4).

Рис. 4. Расположение рамки и основной надписи на чертеже.

ГОСТ 2.104—68 устанавлива-ет форму и размеры основной надписи. На учебных школьных чертежах основную надпись выполняют в виде прямоугольника со сторонами 22x145 мм. Каждая графа надписи имеет определенные размеры. В основной надписи указывают название изображенной детали, материал, из которого она сделана, масштаб, кто чертил, кто проверил чертеж, когда выполнена работа (дата), название школы, класс и номер чертежа.

Образец заполненной основной надписи показан на рисунке 5.


Рис. 5. Основная надпись учебного чертежа

Каждый чертёжно-графический документ необходимо выполнять технически грамотно и графически чётко. Чертёж должен соответствовать требованиям стандартов, и содержать все подробно описанные сведения, необходимые для изготовления деталей.

Рабочая тетрадь

Практические и графические работы по черчению

Тетрадь разработала учитель высшей категории черчения и ИЗО Нестерова Анна Александровна учитель МБОУ «СОШ№1 г. Ленска»

Введение в предмет черчения

История возникновения графических способов изображений и чертежа

Чертежи на Руси изготавливались «чертежщиками», упоминание о которых можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана І V .

Другие изображения – чертежи-рисунки, представляли собой вид на сооружение «с высоты птичьего полета»

В конце 12 в. в России вводятся масштабные изображения и проставляются размеры. В 18 веке русские чертежники и сам царь Петр І выполняли чертежи методом прямоугольных проекций (основателем метода является французский математик и инженер Гаспар Монж). По приказу Петра І преподавание черчения было введено во всех технических учебных заведениях.

    Вся история развития чертежа неразрывно связана с техническим прогрессом. В настоящее время чертеж стал основным документом делового общения в науке, технике, производстве, дизайне, строительстве.

    Создать и проверить машинный чертеж невозможно, не зная основ графического языка. С которыми вы познакомитесь, изучая предмет «Черчение»

Разновидности графических изображений

Задание: подпишите названия изображений.

Материалы, принадлежности, чертежные инструменты.

Из истории

Железный циркуль был найден на территории Франции в галльском кургане 1 века нашей эры. В пепле, засыпавшем Помпею девятнадцать веков назад, археологи также обнаружили множество бронзовых циркулей.

В Древней Руси был распространен циркульный орнамент из мелких правильных кружков. Стальной циркульный резец был найден при раскопках в Новгороде Великом.

Карандаш получил свое название от слияния двух тюркских слов: кара – черный и таш – камень. В 16 веке англичане нашли у себя залежи графита. Хрупкие стерженьки помещали в изящную оправу из тростника или красного дерева и только в конце 18 века, чех Й. Гармут предложил делать пишущие стержни из смеси измельченного графита и глины. Стержни для письма назвали «кохинор» - «не имеющие равных».

Транспортир – инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы.

Лекало – тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля.

Слово ластик , оказывается, произошло от сокращенного слова «гуммиэластик», что переводится как каучук.

Готовальня – набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.

Закрепление материала:

По заданию учителя учащиеся в рабочей тетради, пользуясь чертежными инструментами, проводят вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также окружности.

Понятие о ГОСТах. Форматы. Рамка. Линии чертежа.

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, оформить фА4 (без шрифта)

Усвоить:

Представления о ГОСТах, ЕСКД, форматах, основной надписи

Уметь:

Определять толщину, начертание, тип линий при выполнении графических изображений, оформить формат.

Задание 1

Графическая работа №1

«Форматы. Рамка. Линии чертежа»

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 20, принадлежности, фА4

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник под ред. А. Д. Ботвинникова, миллиметровка.

Усвоить:

Правила оформления чертежа, поэтапность работы над чертежом.

Уметь:

Аккуратно и рационально вести работу чертежными инструментами. Соблюдать правила оформления чертежа, начертание линий.

Примеры выполнения работы

Тестовые задания к графической работе №1

Вариант №1.

    Какое обозначение по ГОСТу имеет формат размером 210x297:

а) А1; б) А2; в) А4?

2. Чему равна толщина штрихпунктирной линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 0.8 мм:

а) 1мм: б) 0.8 мм: в) 0.3 мм?

______________________________________________________________

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    На каком месте чертежа располагается основная надпись:

а) в левом нижнем углу; б) в правом нижнем углу; в) в правом верхнем углу?

2. На какую величину должны выступать за контур изображения осевые и центровые линии:

а) 3…5 мм; б) 5…10 мм4 в) 10…15 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какое расположение формата А4 допускается ГОСТом:

А) вертикальное; б) горизонтальное; в) вертикальное и горизонтальное?

2. . Чему равна толщина сплошной тонкой линии, если на чертеже сплошная основная толстая линия равна 1 мм:

а) 0.3 мм: б) 0.8 мм: в) 0.5 мм?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    На каком расстоянии от краев листа проводят рамку чертежа:

а) слева, сверху, справа и снизу – по 5 мм; б) слева, сверху и снизу – по 10 мм, справа – 25 мм; в) слева – 20 мм, сверху, справа и снизу – по 5 мм?

2. Каким типом линии выполняются осевые и центровые линии на чертежах:

а) сплошной тонкой линией; б) штрихпунктирной линией; в) штриховой линией?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какие размеры по ГОСТу имеет формат А4:

а) 297x210 мм; б) 297x420 мм; в) 594x841 мм?

2. В зависимости от какой линии выбираются толщины линий чертежа:

а) штрихпунктирной линии; б) сплошной тонкой линии; в) сплошной основной толстой линии?

Шрифты (ГОСТ 2304-81)

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, миллиметровка.

Д/З:

Тетрадь, учебник §2.4 стр. 23-24, миллиметровка.

Усвоить:

Чертежный шрифт, основную надпись чертежа.

Уметь:

Использовать шрифт при оформлении чертежа

Типы шрифтов:

Размеры шрифтов:

Практические задания:

Расчеты параметров чертежных шрифтов

Относит.

размер

Размер в мм

3.5

Высота

прописных букв

3.5

Высота

строчных букв

0.7 һ

2.5

3.5

Расстояние между буквами

0.2 һ

0.7

0.1

1.4

2.0

2.8

Минимальное расстояние между основаниями строк

1.7 һ

6.0

8.5

12.0

17.0

24.0

Минимальное расстояние между словами

0.6 һ

2.1

3.0

4.2

6.0

8.4

Толщина букв

0.1 һ

0.35

0.5

0.7

0.1

1.4

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Какая величина принимается за размер шрифта:

а) высота строчной буквы; б) высота прописной буквы; в) высота промежутков между строк?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота прописной буквы рифта №5:

а) 10 мм; б) 7 мм; в) 5 мм; г) 3.5 мм?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему равна высота строчных букв, имеющие выступающие элементы в, д, б, р, ф:

а) высоте прописной буквы; б) высоте строчной буквы; в) больше высоты прописной буквы?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Различаются ли по написанию прописные и строчные буквы А, Е, Т, Г, И:

а) различаются; б) не различаются; в) различаются в написании отдельных элементов?

Вариант №5.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

Чему соответствует высота цифр чертежного шрифта:

а) высоте строчной буквы; б) высоте прописной буквы; в) половине высоты прописной буквы?

Нанесение размеров. Масштабы

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности.

Д/З:

Тетрадь, учебник §2.5-2.6, фА4 (по вертикали)

Усвоить:

Правила нанесения размеров

    Линейные

    Угловые

    Числа на чертежах

    Знаки R, диаметр, квадрат

Уметь:

Применять правила нанесения размеров. Читать размеры на чертежах. Правильно использовать масштаб

Размеры бывают:

Знаки, которые применяют при нанесении размеров:

L –

R –

Ǿ -

Задание:

Нанести размеры

Масштаб

Тестовые задания

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

1. Какую длину предмета надо указать на чертеже, если она равна 1250 мм, а масштаб изображения 1:10:

а) 125: б) 1250; в) 12.5?

2. Какую букву следует нанести перед размерным числом при указании толщины детали:

а) R; б) L ; в) S ?

Вариант №2.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    На чертеже задан масштаб 2:1. Как будут соотноситься линейные размеры изображения с линейными размерами спроецированного предмета:

    а) изображение больше действительной величины предмета; б) изображение соответствует действительной величине предмета; в) изображение меньше действительной величины предмета?

Вариант №3.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какой масштаб предпочтителен для выполнения чертежа детали:

а) увеличения; б) уменьшения; в) натуральный?

2. Что обозначает знак R, нанесенный перед размерным числом:

а) длину окружности; б) диаметр окружности; в) радиус окружности?

Вариант №4.

Выберите и подчеркните правильные ответы на вопросы.

    Какой из вариантов соответствует масштабу уменьшения:

а) М 1:2; б) М 1:1; в) М 2:1?

2. Каково минимальное расстояние между контуром изображения и размерной линией:

а) 5 мм; б) 7 мм; в) 10 мм?

Упражнение на закрепление материала

(работа цветным карандашом)

Графическая работа № 2

«Чертеж плоской детали»

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, фА4 (по вертикали)

Д/З:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль)

Усвоить:

Правила нанесения размеров, оформление чертежа (шрифты, линии).

Уметь:

Выполнять чертеж, применять правила нанесения размеров, пользоваться чертежными инструментами.

Карточки – задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

Сопряжения. Геометрические построения

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль).

Д/З:

Тетрадь, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности (циркуль),фА4, §15.2 -15.3 рис.137

Усвоить:

Правила построения параллельных и перпендикулярных прямых, сопряжений углов, двух параллельных прямых, прямой и окружности и деления окружности на равные части, построения правильных многоугольников.

Уметь:

Выполнять геометрические построения с помощью чертежных инструментов. Читать чертеж.

Сопряжение –

Закрепление изученного материала:

Выполнить чертеж дверного ключа

Сопряжение тупого, острого и прямого углов

Геометрические построения

Деление окружности на 5 и 10 частей

Деление окружности на 4 и 8 частей

Деление окружности на 3, 6 и 12 частей

Деление отрезка на 9 частей

Проецирование. Метод проецирования. Проецирование на одну плоскость проекции

Д/З:

Принадлежности, 2 спичечные коробки, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 31-34 прочитать.

Усвоить:

Основы проецирования. Понятия: центр, перпендикуляр, параллельно

Уметь:

Анализировать форму предмета, отображение на плоскости.

Получение изображений на 2 плоскости проекции.

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §4 стр. 37-38.

Усвоить:

Правила изображения фигуры на взаимно перпендикулярной плоскости. Основы метода прямоугольного проецирования.

Уметь:

Уметь строить проекции на 2 плоскости проекции.

Упражнение:

Составьте модели из спичечных коробок, как показано на рис. 56 а. Сравните выполненные вами чертежи моделей с их наглядными изображениями. Составьте самостоятельно еще одну – две модели из двух или трех коробок и выполните их чертежи.

Практическое задание:

Используя наглядное изображение, постройте горизонтальную проекцию. Нанесите размеры.

Задание на повторение:

Получение изображений на 3 плоскости проекции

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §4 -5 стр.37-38 рис. 51.

Усвоить:

Порядок проецирования на 3 плоскости. Число видов используемых на технических чертежах. Принципы выбора главного вида.

Уметь:

Выполнить чертеж простой формы. Выбрать количество видов. Читать чертеж простой формы.

Устная работа:

Фронтально на классной доске построить третий вид детали

Закрепление материала

Практическая работа:

По данным видам постройте третий. Масштаб 1:1

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Вариант №4

Расположение видов. Местные виды. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь, калька.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §5 рис. 55-56, ножницы, клей, проволока, спичечные коробки, цветная бумага.

Усвоить:

Порядок проецирования на плоскости. Число видов используемых на технических чертежах. Принципы выбора главного вида.

Уметь:

Выполнить чертеж простой формы, выбирая необходимое количество видов в соответствии с ГОСТами. Читать чертеж простой формы.

Вид

Что называется местным видом ?

Закрепление материала

Напишите ответы в рабочей тетради:

Вариант №1

Вариант №2

Практическая работа №3

«Моделирование по чертежу».

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, проволока или картон, спичечные коробки, клей и т. п.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова

Усвоить:

Способы моделирования по чертежу.

Уметь:

Указания к работе

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали (рис.58). Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному контуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины (10 – 20 мм).

Порядок построения изображений на чертежах

инструменты, учебник, тетрадь, калька

Д/З:

§13, ф А4, цветные карандаши, принадлежности.

Усвоить:

Уметь:

Строить вырезы и срезы, выполнять технический рисунок элементов.

Закрепление материала

Задание:

Вариант №1 Вариант №2

Закрепление материала

Задание:

В рабочей тетради выполнить чертеж детали в 3-х видах. Нанести размеры.

Вариант №3 Вариант №4

Анализ геометрической формы предметов. Тела вращения. Группа геометрических тел

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §10, 11, 16, цветные карандаши.

Усвоить:

    Правила выполнения чертежей геометрических тел.

    Последовательность чтения группы геометрических тел.

Уметь:

Закрепление материала

Работа по карточкам

Закрепление материала

Используя цветные карандаши, выполните задание по карточке.

Анализом геометрической формы-

Чертеж детали по двум данным видам

инструменты,

Д/З:

ф А4, инструменты

Усвоить:

Уметь:

Анализировать чертежи, давать точную словесную характеристику изображенного на чертеже предмета.

Получение аксонометрических проекций плоских фигур

Домашнее задание:

Повторить п. 7-7.2; завершить построение таблицы 1.

Оборудование для учеников:

учебник «Черчение» под ред. Ботвинникова А. Д., рабочая тетрадь, чертежные принадлежности.

Квадрат в диметрической проекции

Задание:

Построить квадрат в изометрической проекции

Треугольник в диметрии Треугольник в изометрии


Шестиугольник в диметрии и в изометрии

Задание:

Построить шестиугольник в изометрической проекции

Задание:

Аксонометрические проекции объемных тел

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, тетрадь, инструменты.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова стр. 49 таблица №2, §7-8.

Усвоить:

Правила построения аксонометрических проекций. Способы построения объемной детали в изометрии.

Уметь:

Строить изображения в аксонометрии начиная с плоских фигур, лежащих в основании детали. Учить анализировать полученные изображения.

Задание на повторение:

Построить на горизонтальной плоскости проекции геометрическую фигуру.

Сумма (наращивание)

Отсечение

Задание на закрепление

Аксонометрическая проекция детали с цилиндрическими элементами

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 7-8.

Усвоить:

Правила построения детали с кривой поверхностью. Общее понятие «аксонометрия детали».

Уметь:

Анализировать форму детали, полученное изображение.

Эллипс –

Овал -


Алгоритм построения овала

1. Построим изометрическую проекцию квадрата – ромб ABCD

2. Обозначим точки пересечения окружности с квадратом 1 2 3 4

3. Из вершины ромба ( D ) проводим прямую до точки 4 (3). Получим отрезок D 4, который будет равен радиусу дуги R .

4. Проведем дугу, которая соединит точки 3 и 4 .

5. При пересечении отрезка В2 и АС получим точку О1.

При пересечении отрезка D 4 и АС получим точку О2.

6. Из полученных центров О1 и О2 проведем дуги R 1 , которые соединят точки 2 и 3, 4 и 1.

Закрепление нового материала

! работа в рабочей тетради

Задание:

Выполнить изометрические проекции окружности параллельные фронтальной и профильной плоскостей проекции.

Чертеж и наглядное изображение детали

Ф А4, инструменты, учебник

Д/З:

§12, калька

Усвоить:

ЗУН

Уметь:

Анализировать форму детали, построить 3 вида детали и нанести размеры.

Технический рисунок

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова§9 , принадлежности, тетрадь.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова § 9

Усвоить:

Правила выполнения технического рисунка и приемы выполнения детали.

Уметь:

Выполнять аксонометрические проекции с изображением плоских фигур. Выполнять технический рисунок.

Технический рисунок

Способы штриховки:

Закрепление материала

Выполните технический рисунок детали, два вида которой даны на рис. 62

Проекции вершин, ребер и граней предмета

Учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова, принадлежности, тетрадь, цветные карандаши.

Д/З:

Принадлежности, учебник «Черчение» под ред. А. Д. Ботвинникова §12, фА4, цветные карандаши.

Усвоить:

Способы выделения точки на плоскости. Принципы построения ребер и граней.

Уметь:

Строить проекции точки и грани.

? Проблема

Что такое ребро?

Что называется вершиной предмета?

Что такое грань предмета?

Проекция точки

Практическая работа:

Расставьте буквенные обозначения проекций

точек на чертеже детали, отмеченных на наглядном изображении.

В)

Графическая работа №9

Эскиз детали и технический рисунок

Д/З:

Инструменты, миллиметровка, фА4, § 18

Усвоить:

Что такое эскиз. Правила выполнения эскиза

Уметь:

Выполнить эскиз в необходимом количестве видов. По эскизу выполнить чертеж.

    Что называется эскизом ?

Закрепление материала

Задания для упражнений

Нанесение размеров с учетом формы предмета

инструменты, учебник, тетрадь, калька.

Д/З:

Рис. 113 (1, 2, 3, 5, 8, 9)

Усвоить:

Общее правило нанесения размеров на чертеже.

Уметь:

Повторение и закрепление пройденного материала.

Устное упражнение

Практическая работа:

Вырезы и срезы на геометрических телах

Элементы деталей

    ШЛИЦ – паз в виде прорези или канавки на деталях машин. Например, прорезь в головке винта или шурупа, в которую вставляется конец отвертки при их завинчивании.

    ПАЗ – продолговатое углубление или отверстие на поверхности детали, ограниченное с боков параллельными плоскостями.

    ЛЫСКА – плоский срез с одной или с двух сторон цилиндрических, конических или сферических участков детали. Лыски предназначены для захвата гаечным ключом и др.

    ПРОТОЧКА - это кольцевая канавка на стержне, технологически необходимая для выхода резьбонарезанного инструмента при изготовлении детали или других целей.

    ПАЗ ШПОНОЧНЫЙ – прорезь в виде канавки, служащая для установки шпонки, которая передает вращение от вала к втулке и наоборот.

    ОТВЕРСТИЕ ЦЕНТРОВОЕ – элемент детали, служащий для уменьшения ее массы, подачи смазки к трущимся поверхностям, соединения деталей и др. Отверстия могут быть сквозными и глухими.

    ФАСКА – обточка на усеченный конус цилиндрической кромки детали.

Задание: Вместо цифр напишите названия элементов детали

Задание: Выполнить аксонометрическую проекцию детали

Практическая работа №7

«Чтение чертежей»

Учебник, тетрадь, лист.

Д/З:

Миллиметровка, §17

Усвоить:

Усвоить способы построения 3-х видов, анализ геометрической формы предмета, знать названия элементов детали.

Уметь:

Анализировать чертеж, определять размеры, давать точную словесную характеристику

Графический диктант

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Формат (тетрадь), инструменты

Д/З:

Инструменты, миллиметровка.

Усвоить:

Правила выполнения эскизов

Уметь:

Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Корпус представляет собой сочетание двух параллелепипедов, из которых меньший поставлен большим основанием в центре верхнего основания другого параллелепипеда. Через центры параллелепипедов вертикально проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 30 мм.

Высота нижнего параллелепипеда 10 мм, длина 70 мм, ширина 50 мм.

Второй параллелепипед имеет длину 50 мм, ширину 40 мм.

Диаметр нижней ступени отверстия 35 мм, высота 10 мм; диаметр второй ступени 20 мм.

Примечание:

Вариант № 2

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 3

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.

Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 4

Втулка представляет собой сочетание двух цилиндров со ступенчатым сквозным отверстием, которое проходит вдоль оси детали.

Общая высота детали 60 мм.

Высота нижнего цилиндра 15 мм, основание Ǿ 70 мм.

Основание второго цилиндра Ǿ 45 мм.

Отверстие снизу Ǿ 50 мм, высота 8 мм.

Верхняя часть отверстия Ǿ 30 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 5

Основание представляет собой параллелепипед. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В пазу имеются два сквозных цилиндрических отверстия. Центры отверстий отстоят от торцов детали на расстоянии 25 мм.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 100 мм, ширина 50 мм.

Глубина паза 15 мм, ширина 30 мм.

Диаметры отверстий 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 6

Корпус представляет собой куб, вдоль вертикальной оси которого проходит сквозное отверстие: сверху полуконическое, а затем переходящее в ступенчатое цилиндрическое.

Ребро куба 60 мм.

Глубина отверстия полуконической формы 35 мм, верхнее основание Ǿ 40 мм, нижнее - Ǿ 20 мм.

Высота нижней ступени отверстия 20 мм, основание Ǿ 50 мм. Диаметр средней части отверстия 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант №7

Опора представляет собой сочетание параллелепипеда и усеченного конуса. Конус большим основанием поставлен в центре верхнего основания параллелепипеда. По центру меньших боковых граней параллелепипеда проходят два выреза призматической формы. Вдоль оси конуса просверлено сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 15 мм.

Общая высота детали 60 мм.

Высота параллелепипеда 15 мм, длина 90 мм, ширина 55 мм.

Диаметры оснований конуса 40 мм (нижнее) и 30 мм (верхнее).

Длина выреза призматической формы 20 мм, ширина 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 8

Корпус представляет собой полый прямоугольный параллелепипед. В центре верхнего и нижнего основания корпуса имеются два прилива конической формы. Через центры приливов проходит сквозное отверстие цилиндрической формы Ǿ 10 мм.

Общая высота детали 59 мм.

Высота параллелепипеда 45 мм, длина 90 мм, ширина 40 мм. Толщина стенок параллелепипеда 10 мм.

Высота конусов по 7 мм, основания Ǿ 30 мм и Ǿ 20 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 9

Опора представляет собой сочетание двух цилиндров с одной общей осью. Вдоль оси проходит сквозное отверстие: сверху призматической формы с квадратным основанием, а затем цилиндрической формы.

Общая высота детали 50 мм.

Высота нижнего цилиндра 10 мм, основание Ǿ 70 мм. Диаметр основания второго цилиндра 30 мм.

Высота цилиндрического отверстия 25 мм, основание Ǿ 24 мм.

Сторона основания призматического отверстия 10 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Контрольная работа

Графическая работа №11

«Чертеж и наглядное изображение детали»

Формат А3, инструменты

Д/З:

Инструменты, тетрадь, учебник.

Задание:

По аксонометрической проекции постройте чертеж детали в необходимом количестве видов в масштабе 1:1. Нанесите размеры.


Графическая работа №10

«Эскиз детали с элементами конструирования»

инструменты, учебник, миллиметровка

Д/З:

Инструменты, миллиметровка.

Усвоить:

Правила выполнения эскиза

Уметь:

Выполнить эскиз, правильно проставлять размеры

Задание:

Выполните чертеж детали, у которой удалены части по нанесенной разметке. Направление проецирования для построения главного вида указано стрелкой.

Графическая работа №8

«Чертеж детали c преобразованием ее формы»

инструменты, фА4, учебник

Д/З:

Инструменты, миллиметровка.

Усвоить:

Уметь:

Выполнить чертеж

Общее понятие на преобразование формы. Связь чертежа с разметкой

Учебник, тетрадь, миллиметровка, принадлежности

Д/З:

Учебник рис. 151 (познакомиться), фА4

Усвоить:

Уметь:

Анализировать форму. Выполнить чертеж в ортогональном прямоугольном проецировании.

Графическая работа

Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)

Задание:

Выполните технический рисунок детали, сделав вместо выступов, отмеченных стрелками, выемки такой же формы и размеров на том же месте.

Задание на логическое мышление

Тема «Оформление чертежей»

Тема «Чертежные инструменты и принадлежности»

Кроссворд «Проецирование»

1.Точка, из которой исходят проецирующие лучи при центральном проецировании.

2. То, что получается в результате моделирования.

3. Грань куба.

4. Изображение, получаемое при проецировании.

5. В данной аксонометрической проекции оси располагаются под углом 120° друг к другу.

6. По–гречески это слово означает «двойное измерение».

7. Вид сбоку лица, предмета.

8. Кривая, изометрическая проекция окружности.

9. Изображение на профильной плоскости проекций – это вид…

Ребус по теме «Вид»

Ребус

Тема «Развертки геометрических тел»

Кроссворд «Аксонометрия»

По вертикали:

    В переводе с французского языка «вид спереди».

    Понятие в черчении на чем получается проекция точки или предмета.

    Граница между половинками симметричной детали на чертеже.

    Геометрическое тело.

    Чертежный инструмент.

    В переводе с латинского языка «бросать, отбрасывать вперед».

    Геометрическое тело.

    Наука о графических изображениях.

    Единица измерения.

    В переводе с греческого языка «двойное измерение».

    В переводе с французского языка «вид сбоку».

    На чертеже « она» бывает толстой, тонкой, волнистой и т. д.

Технический словарь черчения

Аксонометрия

Алгоритм

Анализ геометрической формы предмета

Бобышка

Буртик

Вал

Вершина

Вид

Вид главный

Вид дополнительный

Вид местный

Винт

Втулка

Габарит

Гайка

Галтель

Геометрическое тело

Горизонталь

Готовальня

Грань

Деление окружности

Деление отрезка

Диаметр

ЕСКД

Инструменты чертежные

Калька

Карандаш

Компоновка чертежа

Конструирование

Контур

Конус

Кривые лекальные

Кривые циркульные

Лекало

Линейки

Линия – выноска

Линия выносная

Линия перехода

Линия размерная

Линия сплошная

Линия штриховая

Линия штрихпунктирная

Лыска

Масштаб

Метод Монжа

Многогранник

Многоугольник

Моделирование

Надпись основная

Нанесение размеров

Обводка чертежа

Обрыв

Овал

Овоид

Окружность

Окружность в аксонометрической проекции

Орнамент

Оси аксонометрические

Ось вращения

Ось проекций

Ось симметрии

Отверстие

Паз

Паз шпоночный

Параллелепипед

Пирамида

Плоскость проекций

Призма

Проекции аксонометрические

Проекция

Проекция изометрическая прямоугольная

Проекция фронтальная диметрическая косоугольная

Проецирование

Проточка

Развертка

Размер

Размеры габаритные

Размеры конструктивные

Размеры координирующие

Размеры элемента детали

Разрыв

Рамка чертежа

Ребро

Рисунок технический

Симметрия

Сопряжение

Стандарт

Стандартизация

Стрелки

Схема

Тор

Точка сопряжения

Транспортир

Угольники

Упрощения и условности

Фаска

Форматы чертежей

Фронталь

Центр проецирования

Центр сопряжения

Цилиндр

Циркуль

Чертеж

Чертеж рабочий

Черчение

Число размерное

Чтение чертежа

Шайба

Шар

Шлиц

Шраффировка

Шрифт

Штриховка

Штриховка в аксонометрии

Эллипс

Эскиз