Энергосберегающие

Лютик – ядовитое растение: описание и фото. Лютик: виды, состав, свойства, применение, рецепты

Лютик – ядовитое растение: описание и фото. Лютик: виды, состав, свойства, применение, рецепты

Наступило долгожданное лето! Рады все и взрослые, и дети, да и все живое на Земле, кроме… наших глаз.
Береги глаза летом!!!
Глаза – хрупкий слишком уж орган, и беречь их нужно в любое время года. Почему же именно начало лета не радует наш хрупкий орган?

С наступлением лета и теплой погоды с нашими глазами что-то начинает происходить: то жечь начинает, то слезы ручьем текут, а то, как будто бы песком глаза засыпали. Что происходит с глазами? Кто или что на них так воздействует?

Теплая погода и болезнетворные бактерии глаз

Теплая погода благоприятствует росту, растения, овощи, фрукты начинают бурно расти и радовать нас. Все кругом растет и цветет! Растут и процветают и бактерии, в том числе и болезнетворные, причем бурно и дружно растут и процветают. И куда бы ни взглянул, за чтобы не взялся, кругом эти «монстры». Но при чем тут наши глаза?
Да потому что руками мы беремся за все: за двери, перила, лавки, а потом лезем в глаза. А поводов залезть в свой собственный глаз предостаточно: то глаз зачесался, то соринка попала, да мало ли что.
А болезнетворные бактерии тут как тут. И столько их много! Попав в глаза, инфекция моментально провоцирует заболевание.

Болезни глаз и их симптомы

Какими болезнями мы можем «наградить» свои глаза? В первую очередь заболеваниями воспалительного характера. Это вам и блефарит, и конъюнктивит, и хламидиоз, и герпес, и демодекоз, и микоз.
Первые симптомы:

  1. Резь в глазах
  2. Жжение, ощущение песка в глазах
  3. Слезотечение

При проявлении любого из симптомов, следует навестить врача-офтальмолога. Врач установит правильный диагноз и назначит лечение. Симптомы эти могут относиться как к аллергии, так и к более серьезному заболеванию. Так, что не откладывайте визит к доктору.

Сниженный иммунитет

Спасаемся от солнечной радиации и одеваем очки

От солнечной радиации глаза могут спасти . Носить их желательно в солнечную погоду всегда. Очки лучше выбрать со стеклами серо-зеленых оттенков. Почему? Цвет этот расслабляюще действует на глаза. А вот стекла коричнево-красные наоборот повышают тонус сосудов. Такое свойство противопоказано для гипертоников и пожилых людей. При долгом ношении таких очков может повышаться внутриглазное давление. Хорошие качественные очки защитят глаза не только от яркого ослепительного солнца, но и от мелкого сора, пыли и цветочной пыльцы.

Щадящий режим поможет сберечь глаза

За повседневными заботами мы устаем, устают и наши глазки. Создайте глазам щадящий режим. Они же у нас так много и интенсивно работают. Учитесь расслабляться не только сами, но и глазки расслаблять. Закрывайте хотя бы глаза на пару минут для отдыха. Очень полезно опускать в холодную воду с открытыми глазами. Но только на 3-4 секунды. Это поднимет тонус тканей глаза. Когда умываетесь, не забывайте ополоснуть глазки несколько раз холодной водой.
Рекомендуется глазам легкий массаж и . Снять усталость с глаз отлично поможет . Не забывайте и о народных средствах для поддержки здоровья глаз.

Пища в помощь глазкам

Пища – это «топливо» для нашего организма, но она и лекарь. Пища и глазам помогает, только правильная пища. От избытка ультрафиолета защитят продукты, содержащие лютеин и зеаксантин.
Лютеин - пигмент, относящийся к группе кислородсодержащих каротиноидов, - ксантофиллам. Поглощает сине-фиолетовые части спектра и нейтрализует окислители и свободные радикалы.
Зеаксантин - (от латинского слова zea кукуруза и греческого слова xanthós жёлтый) – жёлтый пигмент из группы ксантофиллов. Содержится в хромопластах зёрен кукурузы и плодов облепихи.
Лютеин и зеаксантин – лучшие антиоксиданты для предотвращения .
Лютеин и зеаксантин, накапливаясь в сетчатке глаза, защищают ее от избытка ультрафиолета.
Ешьте , как свежую, так и сушеную, дыню, .
Можно включить в свой рацион витаминно-минеральные комплексы, содержащие лютеин и зеаксантин.

Дачники, в первую очередь гипертоники и пожилые люди, будьте осторожны! Не копайтесь целыми днями на грядках. Не щадя своего здоровья, работая целый день на грядках, вы подвергаете себя огромному риску, заработать кровоизлияние в сетчатку глаза, стекловидное тело или под конъюнктиву.
Будьте осторожны и берегите себя!

Посмотрите еще

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  1. содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
  2. краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
  3. показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

Оборудование:

  1. Плакат "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
  2. Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

Ход классного часа

- " Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье" говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

"Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

2. Рассказ о строении глаза:

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружаюший мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.
Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят одни ячейки, а "черно-белых" - другие.

Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

А зачем человеку слезы?

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.


Чтение стихотворения учениками:


Глаз-волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён.
Стенкой гладкою и белой,
Называемую склерой.


Впереди кружочек тонкий--
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло--
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки -зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло-зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.

Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".

Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

Памятка «Берегите глаза»:

Не трите глаза руками.

Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

Не играйте в опасные для глаз игры.

Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Занимайтесь при хорошем освещении.

Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

Не читайте лёжа.

При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Не играйте со взрывоопасными предметами.

Не смотрите на солнце без темного стекла.

Не смотри долго телевизор,

Не играй долго в компьютерные игры.

А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!


Устойчивое выражение “беречь как зеницу ока” относится к самым драгоценным, самым необходимым в жизни вещам. А достаточно ли мы бережём это главное сокровище – свои глаза? Судя по неизменно растущему спросу на очки и контактные линзы, вряд ли. Нагрузка же на глаза в наше книжно– компьютерное время всё увеличивается. Это касается не только взрослых, но и детей. Данный урок- это урок валеологии в 4 классе. Материал этого урока может быть использован в разделе “Мы и наше здоровье”. (3 класс, тема: “Органы чувств”, автор А. А. Плешаков).

Цели:

  • дать понятие о глазах – органе зрения, о роли глаз в функционировании организма;
  • познакомить со строением глаза – органа зрения;
  • формировать представления о правилах ухода за глазами;
  • учить детей беречь глаза;
  • разучить комплекс упражнений для глаз (гимнастика для глаз) ;
  • объяснить назначение очков, помочь детям, которые носят очки, избавиться от комплекса неполноценности;
  • активизировать словарь детей;
  • воспитывать бережное и внимательное отношение к своему здоровью, желание заботиться о нём.

Оборудование: плакат строения глаза, правила гигиены органов зрения, зеркала, стихотворение “Как устроен глаз”, памятка с упражнениями для снятия усталости глаз, рекомендации “Береги глаза”, валеологический самоанализ.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем с вами в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога.

Кто такой офтальмолог?

Дети. Врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

У. Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). Приглашаю вас всех на медицинский консилиум. Его тема: Береги глаза как зеницу ока.

Почему мы так говорим?

Д. В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.
У. Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить?
Д. Как устроен глаз – орган зрения. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо. Будем учиться беречь глаза. Разучим комплекс упражнений для глаз.
У. Сегодня мы с вами будем говорить о строении глаза и о том, как беречь зрение.

III. Знакомство с новым материалом.

У. Возьмите зеркало и посмотрите на свои глаза. Какие части глазного яблока вы видите?
Д. Белок, зрачок.
У. В теме медицинского консилиума прозвучала одна из составляющих частей глаза – зрачок. Из каких ещё частей состоит глаз, вы узнаете из стихотворения “Как устроен глаз”.

На парте у каждого ученика стихотворение.

IV. Совместный поиск решения в диалоге.

У. Назовите части, из которых состоит глаз. А я эти части покажу.

Учитель сопровождает рассказ показом объектов на плакате.

У. Основная часть – глазное яблоко. Это шарик диаметром 2,5 см. Сверху он покрыт оболочкой, которая придаёт ему форму и защищает её прозрачный передний участок. Это?
Д. Роговица, а остальная её часть склера.
У. Под наружной оболочкой находится другая оболочка – сосудистая. Её передний край называется радужкой. Посмотрите на глаза своего соседа. Какого цвета бывают глаза?
Д. Голубые, серые, карие, зелёные.
У. У тебя карие глаза? Это значит, что в твоей радужке много пигмента. Если глаза голубые, серые или зелёные, то пигмента в ней мало.

Почти в самом центре радужной оболочки находится отверстие.

Д. Зрачок.
У. Предложите товарищу закрыть на одну минуту глаза ладонью. Затем уберите его руку и наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?
Д. В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.

У. Сетчатка – место скопления специальных зрительных клеток. Большая часть внутреннего ядра - стекловидное тело. Оно прозрачное и напоминает желе. Между радужкой и стекловидным телом - хрусталик. Он похож на выпуклое с обеих сторон стёклышко.

Глаз окружён шестью мышцами. Благодаря им человек может смотреть в разные стороны, вращать глазами. Вы замечали, что оба глаза двигаются вместе? Попробуйте посмотреть одним глазом вправо, а другим – влево. Не получается. Ещё мышцы помогают получить одно изображение, хотя смотрит человек двумя глазами.

Класс разбивается на группы. У каждой группы рисунок строения глаза.

Д. 1 - склера; 2- роговица; 3 - радужка; 4 - зрачок; 5 - хрусталик; 6 - сетчатка.
У.
Укажите на рисунке глаза все его части. Отметьте их цифрами и подпишите на полях.

Дети выполняют задание.

V. Физкультминутка.

У. Во время чтения глаз напрягается. Чтобы снять напряжение можно выполнить упражнения, которые расслабляют мышцы глаза, улучшают кровообращение, укрепляют мышцы век. Сейчас мы выполним несколько упражнений для глаз – они указаны в памятках, разложенных на ваших партах. У вас на парте памятка для выполнения упражнений для глаз.

VI. Активизация собственного социального опыта.

У. Работа всех частей глаза осуществляется слаженно.

Очень хрупок этот дом!
Тонки, нежны стенки в нем.
Если тронешь роговицу,
Глаз сейчас же разболится.
Если ранится хрусталик,
Помутнеет чудный шарик,
Станет темным дом навек,
И ослепнет человек.

Если цепочку разорвать, то можно потерять или ослабить зрение. Поэтому очень важно уметь защищать глаза.
- Посмотрите друг на друга и скажите, как природа позаботилась о защите наших глаз.

Д. Глаза хорошо защищены. Они спрятаны в глазницах, глубоких ямках в черепе.
У. Какие органы окружают глазное яблоко?
Д. Веки, ресницы.
У. Для чего нужны ресницы ?
Д. Ресницы задерживают пыль и соринки.
У. Зачем нужны веки ?
Д. Веки прикрывают глаза от света во время отдыха.

Они защищают глаза от неблагоприятных воздействий.

У. На границе верхнего века находятся брови .

Брови – это кожные валики, густо покрытые волосами. Они защищают глаза от пота, который выделяется на лбу, и отводят его на другие участки лица – например, на виски, на щеки.

У. В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

VII. Выведение правил охраны зрения.

1. Как беречь глаза.

У. Очень часто ко мне на приём приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

Могли ли они этого избежать?

Есть у Васи старый дед,
Деду 80 лет,
У него глаза болят,
Много – много лет подряд.
Вася к деду приезжал –
С ним в одной кровати спал,
Вместе с дедом умывался –
Полотенцем вытирался,
Полотенцем общим сразу
Вася внёс себе заразу.

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Могли ли они этого избежать? Что бы вы посоветовали этим ребятам?

Д. Осторожным надо быть, чтоб глаза не засорить.

В глаз легко внести заразу. Глаз не трогай рукавом, только чистеньким платком.
- Чтоб не заболеть потом, личным пользуйтесь бельём.

У. В одном из стихотворений прозвучало название заболеваний глаз.
Д. Конъюнктивит.

У. Это воспаление слизистой оболочки глаза. Микробы в глаза заносятся обычно грязными руками или общим полотенцем. Бывают даже случаи, когда конъюнктивитом заражаются сразу несколько детей. У них краснеет слизистая оболочка глаза – роговица. Глаза наполняются слезами, в уголках глаз скапливаются гнойные выделения.

2. Дефекты зрения.

Вы должны знать, что существуют дефекты зрения. Это дальнозоркость и близорукость. Уважаемые участники медицинского консилиума, что вы об этом знаете?

Д. При дальнозоркости люди видят хорошо вдаль, а вблизи плохо.

При близорукости, наоборот, вблизи предметы хорошо видны, а вдаль плохо.

У. Каждый четвёртый школьник имеет нарушения зрения. Офтальмолог проверит, оценит, насколько неправильно работает глаз.

3. Очки в жизни человека.

У. Если глаз работает неправильно, то специалист пропишет нужные очки.

С плохим, ребята, зреньем
Жить без очков – мученье.
Ты по улице прямой
Ходишь робко, как чужой.
На глазах – как пелена,
Как в тумане все дома.
Не поймешь – плакат? Афиша?
Кто идет – Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать,
Трудно даже в мяч играть.

Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательным. У нас в классе есть такие дети, которые носят очки, и они расскажут об уходе за очками.

Д. Регулярно мойте очки тёплой водой с мылом, используйте специальные салфетки для протирания стёкол, используйте специальное место для хранения очков – футляр.

В очках ходит не стыдно,
И вовсе не обидно.
Хоть мы не старички,
Но коль плохое зрение,
Носите без сомнения
Хорошие очки!

У. Если выполнять все предписания врача, то зрение можно улучшить. В таких случаях помогают тренировочные упражнения

VIII. Упражнения для глаз (Метод Бейтса).

  1. Голова зафиксирована, могут двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо непрерывно следить за ним глазами (3 – 5 с).
  2. Встать у стены комнаты и поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комната в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний.
  3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения.
  4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых.
  5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза.
  6. Взглянуть на потолок, не двигая головой и телом, затем перевести глаза к полу.
  7. Взглянуть в окно на очень отдалённый предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на стену, наручные часы.
  8. Вращать глазами из стороны в сторону, сначала глядя как можно дальше вправо, затем – влево.

IX. Предупреждение заболевания глаз. Сотрудничество учителя и учащихся при решении жизненных проблем.

У. Причина снижения остроты зрения от начальных классов к старшим – нарушение гигиенических условий.

Посмотрите на эти рисунки и скажите, о каких гигиенических условиях идёт речь?

Следим за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см.

При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

Не читай лёжа, не читай в движущемся транспорте.

Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль.

Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, работать за монитором компьютера. Нельзя смотреть передачи больше полутора часов. Сидеть от экрана телевизора надо не ближе, чем на расстоянии 2 – 3 метров.

Детям можно смотреть детские передачи 2–3 раза в неделю.

Смотреть телевизор, нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз.

Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить

Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Никогда не три глаза руками. Так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся чистым носовым платком.

Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

Если заметишь, что у тебя ухудшилось зрение, скажи об этом родителям. Не стесняйся носить очки.

VI. Итог урока.

У. Подводя итог медицинскому консилиуму, мы проведём валеологический самоанализ и выясним, как вы заботитесь о своих глазах. На первый вопрос самоанализа вы ответите дома, расспросив родителей.

Валеологический самоанализ

У. Какие вы пункты отметили для себя? Все органы чувств бесценны для нас.

Кроме знанья и уменья
Всем необходимо зрение
Чтоб верна была рука
За работой у станка,
Чтоб не дрогнула рука
У охотника – стрелка.
Чтоб отправился в полет
Реактивный самолет.
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли –
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас.
И чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Если ходишь ты в кино –
Тоже зрение нужно.
Да и в цирке представление
Посмотреть нельзя без зрения.
Значит, каждому из нас
Нужно пару зорких глаз.
Прислушайся, когда хотят
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока!”

Подведение итогов урока, благодарность за работу.

V районная научно-практическая конференция
младших школьников «Учение с увлечением – старт в науку»

Секция «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ»

Береги глаза с детства

Докторов Илья Витальевич,

Котенко Елизавета Вячеславовна,

Буклов Иван Владимирович

ученики 4 класса

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 11»

Научный руководитель:

Воробьёва Светлана Александровна,

учитель начальных классов

2013-2014 уч.год

Оглавление

Введение 1

Основная часть: 2-6

Как видит глаз

Приложение№7

Гимнастика для глаз:

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек. (сидя). Затем открыть на такое же время

(6–8 р.).

2. (стоя) Посмотреть вверх, на нос; вниз, на нос (6–8 р).

3. а) указательный палец на расстоянии 25–30 см.

б) смотреть на конец пальца 3–5 с.

в) прикрыть левой рукой левый глаз на 3–5 с.

г) убрать ладонь, смотреть на конец пальца 3–5 с. (потом правой рукой.)

4. Самое простое упражнение. Быстро поморгать 20–30 с. Затем закрыть глаза и посидеть минутку, откинувшись на спинку стула.

5. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

6. Делать круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз. Повторить 10 раз.

7. Вытянуть вперёд руку. Следить взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвинуть обратно. Повторить 5 раз.

8. Упражнение «Филин». Закрыть глаза на 3-4 сек. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 сек.

9. Упражнение «Весёлые рожицы». Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ёжика – губки вытянуты вперёд – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону)

Затем изобразить Кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

10. Рисование носом. Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

11. Далеко – близко . Учитель (родитель) называет вначале удалённый предмет, а через 2-3сек. – предмет, расположенный близко. Учащиеся должны быстро отыскать взглядом эти предметы.

12. «Взгляд влево-вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть её в сторону вверх под углом 45° так, чтобы, закрыв левый глаз, правым глазом нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого выполняется упражнение в течение 5-7 сек. Смотреть надо на карандаш в левой руке, затем взгляд переводится вперёд, «прямо перед собой» (5-7 сек.).

Упражнение выполнять 3 раза. Затем карандаш взять в правую руку и упражнение повторять .

13. «Горизонтальная восьмёрка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми.

Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмёрку, как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

14. «Глаз-путешественник». Развесить в разных углах и по стенам различные рисунки игрушек, животных и т.д. исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный взрослым.

Эти упражнения не обязательно проводить все в один раз. Можно выбрать несколько и составить из них специальный комплекс упражнений. Упражнения необходимо проводить регулярно. Только тогда можно будет добиться положительного результата.

Приложение№6

Питание.

Основные принципы питания, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить хорошее зрение, вполне просты:

Умеренность в еде

Выбор легкоусвояемых и сочетаемых между собой продуктов

Получение важных для глаз питательных веществ.

Наиболее важные для здоровья глаз витамины – это А, Е и С . Где же их найти? Витамин А содержится в моркови, салате, зеленом горошке, дыне, помидорах, луке, твороге, печени . Витамин Е – в овощах, бобовых, зелени. Витамин С – в шиповнике, смородине, квашеной капусте, цитрусовых. Еще одним важным элементом, необходимым для здоровья глаз, является лютеин. Он содержится в желто-красных овощах и фруктах, в темно-листовых овощах. Это оранжевый перец, морковь, сладкая кукуруза, черный виноград, хурма, брокколи, шпинат, авокадо. Таким образом, каждый ваш прием пищи в идеале должен включать фрукты, овощи, салаты, соки.

Помимо овощей и фруктов, очень полезными для зрения являются морепродукты, в которых содержатся жирные кислоты омега-3. Это тунец, лосось, устрицы, крабы и другие морепродукты. Также не забудьте об удивительном по своей силе препарате – рыбьем жире, который оказывает благотворное влияние на работу органов зрения.

На самом деле полезных продуктов – неимоверное количество и заниматься их перечислением можно очень долго. Важно понять другое: наш организм – единая система, и, если плохо работает один элемент, ухудшается работа всех прочих.

МЫ ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ ВАМ И ВАШИМ ГЛАЗАМ!

Общий комплекс упражнений

1. Закройте глаза, зажмурьтесь и подождите несколько секунд, прежде чем открыть глаза и расслабить мышцы глаз. Сфокусируйте зрение на дальнем предмете: например, выгляните в окно и сконцентрируйте внимание на доме, который расположен вдали.

2. Держите голову прямо. Поморгайте 10-15 раз. Глазные мышцы при этом не должны быть напряжены.

3. Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Упражнение занимает около 6 секунд. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль.

Упражнения для глаз, приведенные выше, просты и не отнимут у вас много времени. Вы можете выполнять их как дома, так и в школе, а главное – это поможет сохранить здоровье ваших глаз.

Позаботьтесь о своем зрении сегодня, если хотите сохранить его в будущем!

Работа за компьютером

Если вы много работаете за компьютером, обязательно делайте перерыв каждый 2 часа, чтобы ваши глаза могли отдохнуть

Кроме того , вам могут помочь следующие упражнения:

1. Сильно зажмурьтесь, затем широко откройте глаза.

2. Помассируйте закрытые веки круговыми движениями пальцев. Упражнение занимает около минуты.

3. Держите голову прямо. Глазами совершайте круговые движения по часовой стрелке, затем повторите движения в обратную сторону.

4. Для того чтобы снизить негативное воздействие на зрение, не работайте за компьютером напротив не закрытого занавесками или шторами окна – разница в яркости экрана и области за ним может вызвать перенапряжение глаз и чувство дискомфорта.

5. Каждые 20 минут устраивайте 20-секундный перерыв. Сфокусируйте глаза на предмете, который находится на расстоянии как минимум 6-ти метров от вашего монитора. Затем перемещайте взгляд, рассматривая объекты на разных расстояниях.

Приложение №8

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

Вопросы

ДА

НЕТ

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Приложение № 9

Карта ЗИУ

Я знаю

Интересуюсь

Узнал

1. Глаза один из органов чувств. С помощью глаз человек узнаёт окружающий мир.

Почему портится зрение?

Причины ухудшения зрения

(плохое освещение, телевидение, компьютер и т.д.)

2. Глаза воспринимают цвет и свет от окружающих предметов и посылают сигнал в головной мозг. Благодаря этому человек видит.

Как устроен глаз?

Как глаз может различать цвет и форму предметов?

Как устроен глаз. Как работают органы зрения.

3. Глаз имеет форму пули и поэтому называется глазным яблоком.

Почему у людей разный цвет глаз?

Цвет глаз зависит от пигмента радужной оболочки, который называется «меланин».

Наш эксперт — доцент кафедры офтальмологии ФДПО Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н. И. Пирогова Минздрава России Нина Максимова .

1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже есть небольшая близорукость — через каждые 30. Чем выше близорукость, тем чаще надо делать перерывы. 10-15 минут отдыха — это не сидение с планшетом или телефоном, это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь в окно, делаешь гимнастику для глаз.

2. Книжку или тетрадку надо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Так меньше напрягается глазная мышца, меньше устают глаза.

3. Закаляйте ребёнка, чтобы он как можно меньше болел. Чем чаще ребёнок болеет, тем больше у него шансов получить близорукость. Так что гулять надо не меньше двух часов в день.

За компьютером младший школьник может проводить не больше 15–20 минут в день, старший – не больше часа. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать для глаз перерыв.

Внимание!

В выходные младшие школьники могут смотреть телевизор не больше 30 минут непрерывно, старшие – не больше часа с расстояния не ближе 2,5 метра.

4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву, смородину, больше моркови с капустой и зелени — петрушки, укропа... Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция с витамином D, с фосфором.

5. Если у ребёнка близорукость и врач прописал ему очки, носить их надо обязательно. Надевать — и когда смотришь на школьную доску, и когда идёшь в театр, и когда сидишь у телевизора. Если ребёнок всё время щурится, напрягает глаза от того, что видит плохо, близорукость у него будет прогрессировать быстрее, разовьётся расходящее косоглазие.

6. Не сберегли глаза старшего — подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 4 лет, не отдавайте в 6 лет в школу, особенно если в роду у вас есть близорукие. Цилиарная мышца, которая обеспечивает хорошее зрение, окончательно формируется к 7-8 годам (среди тех, кто пошёл в первый класс в 6 лет, в 3 раза больше близоруких, чем среди школьников, которые пошли в первый класс в 7 лет), не сажайте малышей перед телевизором раньше 2 лет и не больше, чем на 10 минут, не давайте дошкольникам планшеты и смартфоны.

Смотреть телевизор в будние дни школьник может ограниченное время. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз. А близорукость особенно быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет.