Энергосберегающие

Что такое сграффито в переводе с итальянского. Техника выполнения сграффито при отделке домов и помещений

Что такое сграффито в переводе с итальянского. Техника выполнения сграффито при отделке домов и помещений

Здравствуйте, Друзья!
Сегодня хочу познакомить Вас с еще одной очень интересной техникой. Называется она сграффито . Что это за техника? Это техника создания изображений, с помощью нанесения нескольких контрастных по цвету слоев штукатурки. Если в некоторых местах процарапать верхний слой, обнажится нижний, другого цвета и получится двухцветный рисунок.

Сграффито – это очень древняя техника. Ее применяли в керамике еще в Древней Греции и Этрурии. В 15-17 веках эту технику узнали в Италии, где стали использовали для изготовления фресок. В наше время сграффито очень часто используется, как и интерьере, так и в экстерьере.

Оказывается эту технику можно использовать при создании поделок . И вот сегодня хочу предложить Вам по лепке вазы из полимерной глины в технике сграффито.

Для работы нам понадобится:
полимерная глина одного цвета,
масляная краска художественная нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине,
самодельный инструмент,
перчатки обычные,
сухие салфетки,
нож, скалка или лапшерезка.

В качестве основы берем вазу из стекла и обернем ее глиной. Делается очень просто: раскатываем глину и выкладываем ее пластами по поверхности стык встык. Главное избегать «нахлеста» друг на друга.

Аккуратно скалкой прокатываем по поверхности, сглаживаем стыки и выгоняем воздушные пузыри между стеклом и глиной.

Глину нанесли. Теперь можно приступать к декорированию. Для этого в произвольном порядке очень густо наносим масляную краску. Делаем это очень аккуратно, чтобы не повредить поверхность. Можно наносить краску руками. Только предварительно наденьте перчатки.

Не используйте акриловую краску. Она при высыхании образует пленку на поверхности.

Берем сухую салфетку и промакиваем краску. Не растираем! Просто убираем излишки до образования матовой поверхности. Краска впитывается в глину, поэтому не опасайтесь, что Вы полностью сотрете краску. Этого не произойдет

Чтобы промакнуть краску, может потребоваться не одна, а несколько салфеток. За счет того, что салфетка смята, получается очень интересная текстура.


Следующий этап работы — нанести рисунок. Т.е. выцарапать его. Аккуратно, чтобы краской не испачкать открывшийся слой глины, убираем излишки и часто протираем инструмент.

Вот именно на этом этапе включаем всю свою фантазию и применяем все свои художественные навыки

Если при выцарапывании получаются небольшие дефекты — не страшно. После того, как вы запечете глину их можно будет аккуратно срезать лезвием.

И вот результат нашей работы.

А теперь — несколько работ от разных мастеров в технике сграффито для Вашего вдохновения и в качестве

Сграффито в переводе с итальянского означает «процарапанный». По сути, это не вид декоративной , а особенный, оригинальный вид нанесения. Техника выполнения намного ближе к рисованию и лепнине, поскольку результатом такой отделки является рельефное цветное изображение.

Штукатурный слой может быть не только однородным, фактурным или включать в себя разнообразные интересные наполнители. Штукатурка сама может быть основой художественного полотна. В этом суть искусства сграффито.

Понятие и особенности

В качестве материала использовать разрешается любой высокого качества. Причем допускается как однородная , так и имитирующая , то есть, с наполнителем из . Единственное требование – последняя не должна включать фракцию с диаметром больше 3 мм, а для последнего отделочного слоя так и не более 1,5 мм.

Основной штукатурки для сграффито может служить:

  • марки М400 в соотношении с 1:2, 1:3, 1:4;
  • цемент-известь в пропорции к песку 1:0, 2:3, 4:4,5 и так далее;
  • гидравлическая известь – она наиболее прочна, в соотношении с кварцевым песком 1:4,5.

Традиционные для сграффито не годятся: формирование рисунка производится в «мокром» состоянии, когда штукатурка еще сохраняет пластичность. Гипсовая же слишком быстро высыхает и рабочий период ее оказывается слишком коротким.

Суть техники сграффито такова: на поверхность наносят несколько штукатурных слоев разного цвета. А когда верхний слой схватывается, но еще не просох, приступают к созданию изображения: разными инструментами удаляют верхние слои штукатурки, чтобы обнажить слой нужного цвета. В результате формируется сложное многоцветное изображение или узор.

Более подробно о технике сграффито и ее видах расскажет виде ниже:

Преимущества и недостатки

Преимущество такой техники таковы:

  • абсолютная индивидуальность оформления – даже если в качестве шаблона использовалась знаменитая фреска, ее отражение на штукатурке будет совершенно неповторимым;
  • штукатурка влагостойкая, такая отделка допускается в самых сырых помещениях. Можно мыть даже с использованием бытовой химии;
  • ни плесени, ни грибкам отделка не поддается;
  • и конечно же, не горит и не поддерживает горения.

Недостатки ее связаны со сложностью нанесения:

  • рельеф особенно сложный и тонкий в какой-то степени собирает пыль, а также копоть и жир, если речь идет о кухне. Поэтому очищать такую поверхность следует чаще;
  • время формирования изображения относительно невелико, однако сама техника весьма трудоемка, так что стоимость такой услуги велика.

Сграффито в интерьере (фото)

Роль в интерьере

Столь эффектное и оригинальное оформление редко когда занимает всю поверхность стены, а тем более всех стен в комнате. Такой прием использовался в парадных залах дворцов, однако в современном, тем более, городском жилище, это неприемлемо.

Рельефное изображение – очень яркая деталь интерьера. Она значительно привлекательнее мебели, например, и при чрезмерном использовании превратит гостиную или спальню в музей. Исключение составляет только ванная – невелика, и не предполагает ощущения пространства, как в жилых комнатах. Но и в этом случае стены и потолок нужно связать не столько одинаковыми мотивами, сколько единством темы.

Зато в качестве фрагментарной отделки сграффито не знает себе равных:

  • стенные панно – на фоне однородной отделки смотрятся особенно эффектно, действительно как картины;
  • интересно сочетание сграффито с отделкой , повторяющей по цвету или фактуре фоновый слой штукатурки – , мрамор, оникс. В этом случае картина как бы выступает из облицовки стены;
  • выделение архитектурных деталей – ниши, например, обрамление кровати, стены над ванной и прочее. Отделка привлекает внимание и тем самым, зонирует помещение;
  • целиком стену может занимать панорамное изображение . В этом случае его делают двух- или трехцветным, причем с цветами близкого оттенка. Здесь сграффито имитирует настоящую фреску;
  • отделка потолка – причем в маленькой комнате сграффито может занимать практически весь потолок за исключением розетки под люстру и основательного бордюра. А вот в большой лучше разделить потолок на сектора, где рельефное изображение будет чередоваться с более однородной структурой.

О технологии штукатурки графито кантри расскажет это видео:

Возможные цвета

Традиционно для сграффито используют природные пигменты. Именно эта особенность и повышает стоимость штукатурного слоя. Дело в том, что для сграффито цвета должны быть насыщенными, поэтому содержание пигмента в смеси в десятки раз больше, чем в лакокрасочном составе того же оттенка и интенсивности.

Используют щелочестойкие пигменты поскольку в состав штукатурки входит известь.

  • Так, перекись марганца обеспечивает различные оттенки серого.
  • Охра позволяет получить разнообразный желтый и коричневый.
  • Оксид хрома создает яркую или густую зелень.
  • Ультрамарин обеспечивает чистейший синий цвет.
  • Красный порождает мумия и киноварь.
  • А розовый создает совсем уже «простой» пигмент – молотый красный кирпич.

Расход природного цветного пигмента очень высок: например, для получения штукатурки синего цвета нужна 1 доля , 3 доли и 0,5 от объемной доли ультрамарина. А поэтому множество современных составов для сграффито делают на основе синтетических красителей.

Плюс такого решения – снижение стоимости, большое разнообразие красок, их интенсивность. Минус – для росписи в стиле фрески нужны не столько яркие, сколько природные оттенки, что возвращает мастера-штукатурщика к старым проверенным природным красителям.

Как изготовить раствор для нее своими руками?

Основой отделки сграффито служат самые привычные с повышенной долей пигмента. Сделать их самостоятельно вполне по силам даже новичку. Основная сложность заключается вовсе не в приготовлении смеси, а в финальной обработке поверхности.

Составы вполне традиционны, например, смесь золотистого цвета из расчета на 10 кг включает в себя такие ингредиенты:

  • портландцемент (белый, разумеется) – 600 г;
  • известковое тесто – 2 кг;
  • кварцевый песок, лучше всего, люберецкий – 7 кг;
  • золотистая охра – 400 г.

Наполнители и пигменты могут варьироваться, при этом масса портландцемента и известкового вяжущего должна изменяться в соответствии с массой другого компонента.

Последовательность изготовления одинаковая:

  1. Сначала смешиваются мелкодисперсные компоненты, затем добавляется наполнитель, а в последнюю очередь – вода, до получения сметанообразной консистенции.
  2. Несколько иначе готовится последний слой. Он представляет собой водный раствор компонентов. Чаще всего наносится кистью, а не шпателем.
  3. Состав последнего слоя таков из расчета на 10 кг сухой смеси:
    • портландцемент 400 – 2 кг;
    • известь-пушонка – 1,32 кг;
    • песок – 2 кг;
    • доломитовая мука – 3,34 кг;
    • пигмент – не более 1,32 кг.
  4. Финишный слой может включать только мелкие фракции наполнителя – от 1,5 мм и ниже. Готовится состав так: сначала смешивают известь, цемент и краситель, затем соединяют с песком и доломитовой мукой. Состав затворяют водой за 30 минут до использования. Консистенция жидкая.

Техника нанесения

Сама по себе технология, техника нанесения штукатурки сграффито не слишком отличается от обычной: подготовка, нанесение грунтовочного слоя и нескольких тонких накрывочных слоев. А вот финишный этап обработки требует массы специальных инструментов и умений.

Необходимые инструменты

  • Кельма – мастерок с закругленными краями.
  • Полутерок или терка, полиуретановая или деревянная, для разглаживания и уплотнения слоя – здесь это крайне важно. Лучше всего использовать несколько, если сграффито многоцветное.
  • Широкие кисти – для тонких слоев штукатурки.
  • Резцы – лезвия с различным профилем для прорезания слоя.
  • Скоблилки – приспособления для удаления слоя.
  • Трафареты и шаблоны для тонкослойного сграффито.

Процесс оштукатуривания

  1. Выровненную и очищенную поверхность смачивают водой. После того как влага впитается, наносят грунтовый слой – смесь гашеной извести и песка. В качестве грунтовочного слоя может использоваться один из цветных растворов. Слой уплотняют и затирают полутерком. Ни в коем случае нельзя допускать появления раковин. Рекомендуется сделать насечки, чтобы следующие слои держались лучше.
  2. Спустя 20–25 минут, когда первый слой схватится, наносят второй – цветной. Его толщина самая большая — 6–7 мм.
  3. Через 15–20 минут наносят второй слой. Он тоньше – 3–4 мм.
  4. Чтобы штукатурка обладала достаточной прочностью, количество слоев не должно превышать 5–6. Причем каждый следующий слой становится все тоньше. При этом укрывистость его должна быть достаточной: сквозь верхний слой нижний не просвечивается.
  5. Финишная отделка изготавливается более жидкой и наносится кистью. Ее толщина – 1–2 мм.
  6. Спустя 20 минут можно приступать к вырезанию изображений. Делать это можно в течение 5–6 часов, после схватывания последнего слоя. Поэтому работа по созданию рисунка должна проводиться непрерывно. При больших объемах, последний слой наносят поочередно на участки такой величины, которые могут быть обработаны за 5–6 часов.

Методы конечной обработки

Основной

При слишком сложном изображении или не слишком большом опыте мастера используются трафареты. Их изготавливают из картона, на который с помощью лекала или без него наносится необходимый рисунок.

Затем контуры рисунка прокалывают штопальной иглой или прорезают частично. А чтобы трафарет не разрушился при соприкосновении с влажной штукатуркой, его пропитывает олифой и оставляют высыхать под грузом для распрямления.

Различают 2 основных способа создания сграффито.

  • Набивка рисунка – трафарет прикладывают к поверхности захватки обрабатываемого участка, а затем кистью или тампоном, смоченным в растворе мела или пигмента, наносят прямые слабые удары с тем, чтобы пигмент, просочившись сквозь отверстия, образовал рисунок на поверхности.

Для каждой детали картины разного цвета изготавливается свой трафарет. Как только захватка заполняется требуемым изображением или узором, приступают к вырезанию.

  • Выборка раствора – здесь трафарет выполняется в виде каждой детали. Элементы по очереди прикалывают к участку в нужной последовательности и прорезают верхний слой штукатурки резцом по контуру. Такой метод требует большой аккуратности, потому что любая лишняя насечка может испортить всю картину.

Дальнейшая обработка одинакова: контур прорезается полностью резцами, а затем скоблилками необходимой формы внутри контура удаляются все слои штукатурки до слоя нужного цвета. Рисунок получается рельефный, поскольку разные цвета находятся на разной глубине. Эту особенность нужно учесть, когда планируют изображения.

Облегченный способ

При набивке рисунка часто применяют облегченную технологию: набивают через трафарет нужный пигмент, а затем лишь подравнивают резцом полученные детали. В этом случае наносят лишь грунтовочный слой, а затем, с помощью разных трафаретов, набивают цветной рисунок. Строго говоря, к сграффито это уже не имеет отношения.

При этом также предлагается два способа обработки:

  • фон картины является верхним слоем штукатурки, в этом случае изображение как бы уходит в глубину;
  • фон выступает первым слоем, а изображения формируются выпуклыми.

Очень важно здесь соблюдать правильную последовательность, чтобы деталь первого плана не оказалась более заглубленной, чем деталь второго плана. Обработка готового изображения не проводится. Более того, со временем, когда появляются отдельные сколы и трещинки, сграффито становится только более ярким и ценным.

Сколько это стоит?

Стоимость материала для сграффито ненамного превышает цену обычной известково-песчаной штукатурки, если речь идет о синтетических красителях. Смеси с природными пигментами будут дороже.

  • Стоимость же самой работы зависит от площади, от сложности изображений, от количества оттенков.
  • Даже самый простой вариант двухцветного сграффито обойдется в 4500 р. за кв. м.
  • Сложное многокрасочное панно, тем более воспроизводящее картину или фреску, стоит от 10500 р. за кв. м.

Сграффито – интересная и совершенно уникальная отделка. Причем красота ее и уникальность зависит не от материалов, а только от умения, старания и таланта мастера, выполняющего работу.

Еще больше полезной информации о технологии нанесения графито и сграффито содержит этот видеосюжет:

Декоративными штукатурками отделывают фасады и интерьеры зданий. Отделанная декоративной штукатуркой поверхность не требует последующей окраски. В современном строительстве чаще всего применяют штукатурку сграффито, тонкослойную синтетическую, декоративную штукатурку с каменной крошкой и тонкослойную на основе цементно-коллоидного клея. Декоративная штукатурка от обычной отличается составом накрывочных растворов, методом их нанесения и обработки.

Штукатуркой сграффито в основном отделывают фасады зданий, архитектурные элементы. Сграффито – цветная декоративная штукатурка, в которую входят грунт и два или более накрывочных цветных слоев с процарапанным силуэтным рисунком. Штукатурку сграффито приготовляют из тех же материалов, что и обычную цветную известково-песчаную штукатурку, но с более высоким качеством. Главными компонентами штукатурки сграффито являются известковое тесто, кварцевый песок в чистом виде, пигменты, цемент (в качестве добавки в количестве десяти-пятнадцати процентов от объема теста из извести). Сграффито выполняют не только процарапыванием верхних штукатурных слоев, но и нанесением пластичного раствора штукатурки по шаблонам-трафаретам.

Штукатуркой сграффито оштукатуривают следующим образом. Сначала поверхность подготавливают, затем на нее наносят грунт, раствор для грунта берут из того же раствора, приготовленного для оштукатуривания всей площади поверхности. Слой грунта нацарапывают, после перед тем как нанести накрывочные слои его выдерживают, а потом смачивают водой. Слой накрывки намазывают или набрасывают. Чтобы не образовывались пустоты, каждый нанесенный растворный слой тщательно разравнивают и уплотняют. Накрывочный слой штукатурки стены внутри обрабатываемого помещения или всего здания и верхний отделочный цветной слой штукатурки сграффито должны располагаться в одной плоскости. Толщина первого цветного слоя, наносимого на грунт, должна быть не меньше пяти миллиметров. Последующие слои можно делать толщиной в один-два миллиметра, их иногда наносят кистью, не используя полутерки.

При нанесении кистью поверхность окрашивают жидким раствором с мукой из мрамора. После того как цветные накрывочные слои затвердеют примерно через два-четыре часа, приступают к процарапыванию штукатурки граффито инструментами различных форм. Выполнив процарапывание, всю поверхность прочищают щеткой или обметают кистью.

Декоративные штукатурки с каменной крошкой имитируют твердые породы камней. Готовят декоративный раствор непосредственно на рабочем месте из портландцемента , гранитной, мраморной или керамической крошки, имеющего фракцию три-пять миллиметров. На цвет отделки влияют цветовое сочетание дробленого камня и цвет декоративного раствора, используют для этих целей различные пигменты или цветные цементы. Заполнители бывают и со светлыми тонами, например, как, высевка цветного гранита или мрамора. Добавляют в декоративные растворы щелоче- и светостойкие пигменты – окись хрома, охра, сурик железный и др.

Когда устраивают штукатурку, намет выполняют из сложного раствора по маякам или под правило. Декоративная штукатурка создается обрызгом и тщательно выровненным грунтом. Чтобы накрывочный слой лучше сцепливался с грунтом, последний следует нарезать бороздками, пересекающимися друг с другом. Перед тем как нанести декоративный слой подготовительный слой высушивают. Высохший грунт перед нанесением раствора отделочного слоя смачивают водой через краскопультную удочку или из рукава. При отделке фасадов в жаркую солнечную погоду поверхность слоев штукатурки закрывают рогожей или влажными мешками. Нанесение цветного слоя штукатурки производят непрерывно в пределах, ограниченных элементами архитектуры. Отделанную поверхность спустя сутки промывают рассеянной водяной струей до стекания чистой воды, не имеющей примесь цементного молока. Промывка удаляет цементную пыль и образует чистую поверхность, на которой резко выражена фактура крошки.

Современные виды декоративной штукатурки, широко используемые во внутренней и внешней отделке, обосновались надолго на строительном рынке. Их популярность, помноженная на вид творчества, любимый всеми детьми и пришедший к нам из древности, вывела в лидеры такой способ декора, как сграффито.

О том, что это такое и как такой метод отделки самостоятельно воплотить в жизнь, мы поговорим в данной статье от Дом Мечты, сформулировав его сильные и слабые стороны, перечислив необходимые для работы материалы и определив последовательность работ.

Технология сграффито фото

В чем заключается метод отделки сграффито

Слово «сграффито» имеет итальянские корни, дословно означает выцарапывание и чем-то напоминает наскальную живопись. Используется эта техника для декора внутренних и внешних стен, но чаще всего в жилых помещениях она применяется для украшения , изготовления настенных , для оформления потолка и стен. Выглядит она в виде рельефного рисунка либо повторяющегося орнамента и располагается в отдельных частях фасада. Из-за сложности восприятия чаще всего такие вставки из точеных рисунков не занимают всю плоскость стены, ими декорируют только ее часть:

  • в углах дома;
  • вдоль цоколя;
  • вдоль крыши;
  • вокруг окон в наружной отделке;
  • акцентные зоны внутри помещения;

Но и панорамное изображение тоже можно изготовить с помощью этого метода. Обычно это цветная картина во всю стену, которая чем-то напоминает .

Сграффито фото

Если кратко описывать технику сграффито, то она будет выглядеть следующим образом. На подготовленное основание наносится один слой цветной штукатурки, после высыхания наносится следующий слой другого цвета. И затем, не дожидаясь полного высыхания, методом соскабливания верхнего слоя штукатурки формируется рисунок. Минимальное количество слоев штукатурки сграффито – два, но чаще всего используется три и более слоя для получения более глубокого и эффектного изображения.

Преимущества и недостатки сграффито

Как и у любого способа декоративной отделки, у этой достаточно непростой техники росписи стен тоже есть свои плюсы и минусы.

Преимущества:


Недостатки:

  1. достаточно сложная в уходе – на рельефных поверхностях скапливается пыль (если речь идет о кухне, то и жир), однако положительной стороной является и тот факт, что в уходе можно применять бытовую химию;
  2. сложность техники – работа должна выполняться последовательно и скрупулезно, технология не нарушаться, так как все работы проводятся вручную, то они занимают много времени;
  3. высокая стоимость – технология выполнения штукатурки сграффито трудоемкая, поэтому и оплачивается она дорого, к тому же чаще всего для работы используются природные красители, которые не отличаются дешевизной.

Несмотря на свои недостатки, сграффито интенсивно применяется в интерьере. Можно попробовать даже самостоятельно расписать стену с помощью этого метода.

Техника сграффито фото

Две техники нанесения сграффито: последовательность работ

Для начала придумайте рисунок, который будете переносить на поверхность, и изготовьте трафарет. Его лучше выполнить на листе плотной бумаги в цвете и в полном размере. По контуру изображения прорезаются отверстия с помощью шила, булавки или швейной машинки. Именно эти контуры будут переноситься на декорируемую поверхность с помощью тампона с цветным пигментом.

Технология выполнения штукатурки сграффито фото

Техника нанесения сграффито предполагает прохождение трех этапов:

  1. подготовка поверхности (оштукатуривание и грунтовка);
  2. перенос рисунка на поверхность;
  3. выцарапывание орнамента.

Новичкам лучше потренироваться в исполнении этой техники на листе фанеры или ДСП, а потом уже переходить к декору стен.


Технология сграффито предполагает два метода нанесения. Эта была первая техника. Вторая заключается не в процарапывании, а в набивке рисунка. В этом случае работают не резцом, а кисточкой. К основному слою штукатурки приставляют заранее изготовленные шаблоны из фанеры, пропитанные олифой, и кисточкой прокрашивают область внутри шаблона, потом берут другой шаблон (побольше) и производят те же самые операции.

И последний совет касается колеровки раствора. Для техники сграффито лучше брать качественные материалы и натуральные красители (охра, жженая кость, мумия). При добавлении краски учитывайте, что высохший раствор будет иметь более бледный цвет, чем сырой. Поэтому выбор цветовой гаммы орнамента осуществляйте со скидкой на эту особенность.

Сам термин с итальянского означает «процарапанный» и представляет собой особую технику декорирования наружных и внутренних стен зданий, известную еще со времен средневековья.

Сграффито является , которая состоит из нескольких слоев разноцветных накрывочных слоев, нанесенных поверх грунта, с процарапанным рельефным рисунком. По определению – это направление в монументально - декоративной живописи.

Благодаря своим высоким художественным свойствам и довольно приемлемым техническим характеристикам современных материалов, сграффито не выходит из моды. Спрос на украшение сложным орнаментом архитектурных элементов возрастает, и специалисты, подвизавшиеся в этом направлении, чувствуют себя весьма комфортно. К слову, стоимость сграффито зависит от количества накрывочных слоев, рисунка, качества проработки деталей и стартует от 125 у.е. за кв.м.


В чем, собственно, состоит техника сграффито? В принципе, освоить ее может каждый, проявив терпение и аккуратность. Основное требование к качеству штукатурки. Для ее приготовления используется известковое тесто, чистый кварцевый песок, цемент. Еще понадобятся красящие пигменты для окрашивания штукатурки. Чтобы изготовить штукатурку, имитирующую природный камень, понадобится портландцемент, крошка мрамора, гранита или керамики фракции 3-5 мм.

Для придания цвета декоративной штукатурки «под камень» используют охру, железный сурик, цветной цемент и другие светостойкие и щелочеустойчивые пигменты.

Различают два способа нанесения сграффито.


Для выполнении сграффито способом выборки раствора потребуется изготовить трафарет. Шилом или достаточно толстой швейной иглой в картоне делаем отверстия. Поверхность перед нанесением сграффито подготавливаем, смачиваем ее водой. Когда воды впитается, наносим грунт, насекаем его, выдерживаем. После этого его вновь надо увлажнить и нанести на него необходимое количество накрывочных слоев штукатурки.

Все слои должны быть разглажены и уплотнены. Для лучшей прочности граффито оптимально нанесение не менее 5 слоев. Первый накрывочный слой делают толще последующих, обычно 5 мм, а последующие слои толщиной 1-2 мм. Далее необходимо выждать время от 2 до 4 часов, затем наложить трафарет и простучать его марлевым тампоном с мелом.

Теперь непосредственно приступаем к выполнению сграффито, вырезая фрагменты рисунка на глубину накрывочного слоя необходимой окраски. Начинать вырезать надо с самого нижнего слоя. Для этой ответственной операции понадобятся соответствующие инструменты - ножи, скальпели, набор резцов. Пересохший раствор режется плохо, поэтому важно выполнить сграффито до высыхания штукатурки. Затем поверхность обметают щеткой.


Можно выполнить сграффито путем набивки рисунка. Орнамент уже не вырезают, а последовательно набивают на стене разноцветными накрывочными слоями. Понадобятся изготовить для каждого из элементов рисунка различных цветов . Элементы рисунка на трафаретах вырезают полностью, оставляя необходимое количество перемычек.

Итак, выравниваем и затираем верхний слой штукатурки. Он начнет схватываться, тогда прикладываем трафарет и кистью торцовыми ударами набиваем раствор нужного цвета. Как подсохнет этот слой, поверх него набиваем следующий элемент. Требуется аккуратность, чтобы не выйти за пределы трафарета. Штукатурку, расплывшуюся за края, немедленно удаляют ножом пока она схватится. Тонкой кистью поправляют не закрашенные части рисунка.

Ухаживая за сграффито, достаточно периодически чистить поверхность щетинной щеткой. Если предстоит ремонт сграффито, то следует обновить целиком поврежденный элемент орнамента.