Электрощиток

Виды технических манометров. Типы манометров

Виды технических манометров. Типы манометров

На юго-востоке Москвы на месте промзоны еще с 2005 года разбит небольшой парк, который за десять лет своего существования был облагорожен и превращен из небольшого дикого сквера на берегу реки в одно из любимейших мест отдыха жителей района «Печатники».

Описание парка

Располагается парк "Печатники" на территории бывшей промзоны. На этом месте находится большой массив поймы реки Москва. Эта территория из-за искусственного расширения является частично затопленной. Район этот довольно зеленый, но жителям домов вдоль реки все же не хватало уютного, благоустроенного сквера. Поэтому здесь и было решено обустроить вдоль реки довольно широкую набережную и рядом с ней разбить небольшой уютный парк.

В центре располагается пристань «Печатники», куда приходят курсирующие по Москве-реке. В парке находятся несколько детских игровых площадок, есть сцена для выступления артистов. Во время городских праздников здесь можно наблюдать концерты звезд эстрады.

Для любителей активного отдыха парк "Печатники" предлагает спортивный комплекс и велодром. Молодожены посещают это место и делают запоминающиеся фотографии на фоне величественной Москвы-реки и рядом с клумбой, выполненной в виде двух обручальных колец.

В парке разбиты пешеходные дорожки, есть цветники и детские игровые площадки. В центре парка — пристань "Печатники", сюда можно приехать на речном трамвае. А еще здесь есть детские игровые площадки. Также в этом парке есть клумба в виде двух обручальных колец, велодром и спортивный комплекс.

Как строили парк "Печатники" (Москва)?

Весной, а именно ко Дню Победы, в 2005 году, в районе "Печатники" на улице Гурьянова, на самой был разбит сквер "60 лет Победы". Его посещали местные жители, но должного обустройства там не было. Набережная скорее напоминала продолжение промзоны, а не уютный сквер. В реке повсюду плавал мусор. На набережной, как на пустыре, не было ни освещения, ни лавочек, ни тем более растений и клумб. Поэтому местные жители несколько лет требовали власти района обустроить для них сквер должным образом.

Наконец, в 2012 году, активистами "Печатников" были собраны подписи москвичей к депутату района с просьбой о благоустройстве. Чиновники согласились, выделили финансирование, и в 2013-м наконец-то начались работы. Дело тянулось долго, до конца 2015 года и позже. Местным жителям приходится время от времени терпеть строительный мусор и грязь на набережной.

На входе в парк несколько лет висела табличка с извинениями за «временные неудобства». Местные жители были недовольны качеством работ, к примеру, лавочками, которые напоминали кому-то гробы. Лавочки были заменены, как и многое другое, по просьбе людей. Тем не менее, несмотря на все недочеты и недовольства, работы (хоть иногда и медленно), но ведутся, а на месте бывшей промзоны и грязной набережной теперь разбит приличный уютный парк. Здесь приятно пройтись вечером, любуясь закатом. Да и просто здорово посидеть на чистых газонах вдоль набережной.

Власти действительно постарались, чтобы обустроить парк "Печатники". Фото того, что было, и того, что стало, говорят сами для себя.

История названия парка

В 2015 году, в ноябре, был проведен интернет-опрос по предложению своего названия или выбора между предложенными. Варианты были следующими:

  1. Парк "Печатники". Адрес места говорит сам за себя. В одноименном районе проще всего было назвать зону отдыха именно так.
  2. Парк имени 70-летия Победы в Великой отечественной войне. Такое название было предложено в связи с тем, что сквер на улице Гурьянова, а именно таким был первоначальный образ парка, был разбит в честь 60-летия вышеуказанного события. Однако такому имени было не суждено прижиться. Работы не были закончены в срок, и в 2015 году, как раз в годовщину Великой победы, парк еще представлял из себя печальное зрелище.
  3. Таллинский парк. Такой вариант названия был предложен в связи с годовщиной дружбы России и Эстонии. В 2013 году между Москвой и Таллином был подписан договор о сотрудничестве. Планировалось разбить в столице России европейский уголок, напоминающий об Эстонии. В Таллине, в свою очередь, тоже хотели создать парк имени Москвы.

В результате голосования практически единогласно победил первый вариант. И по сей день местные жители, равно как и власти, называют данное место «парк Печатники». Просто потому, что он находится в одноименном районе, да и так удобнее.

Планы обустройства парка

Эскизными проектами занимается Московская школа урбанистики. Парк "Печатники" предлагается обустроить как комфортную зону для отдыха москвичей в выходные дни и праздники. Планируется поставить здесь мангалы, высадить больше деревьев и цветов, сделать все согласно европейским стандартам. Некоторые идеи крайне оригинальны. Так, к примеру, планируется обустроить на территории настоящие песчаные дюны.

До сих пор есть идеи связать замысел данного места с Таллином, создав здесь определенную культурную площадку между Эстонией и Россией.

Как добраться до парка?

Расположена эта зона отдыха в 15 минутах ходьбы от станции метро «Печатники» на левом берегу Москвы-реки (адрес - улица Гурьянова, 49). Также можно добраться до парка на речном трамвайчике. В самом центре зоны отдыха располагается пристань.

Для измерения давления используют манометры и барометры. Барометры используются для измерения атмосферного давления. Для других измерений используются манометры. Произошло слово манометр от двух греческих слов: манос - неплотный, метрео - измеряю.

Трубчатый металлический манометр

Существуют различные типы манометров. Рассмотрим подробнее два из них. На следующем рисунке изображен трубчатый металлический манометр.

Его изобрел в 1848 году француз Э. Бурдон. На следующем рисунке видна его конструкции.

Основные составные части это: согнутая в дугу полая трубка (1), стрелка (2), зубчатка(3), кран(4), рычаг(5).

Принцип действия трубчатого манометра

Один конец трубки запаян. В другой конец трубки, с помощью крана соединяется с сосудом, в котором необходимо измерить давление. Если давление начнет увеличиваться, трубка будет разгибаться, при этом воздействуя на рычаг. Рычаг через зубчатку связан со стрелкой, поэтому при увеличении давления стрелка будет отклоняться, указывая давление.

Если же давление будет уменьшаться, то трубка будет сгибаться, а стрелка двигаться в обратном направлении.

Жидкостный манометр

Теперь рассмотрим другой тип манометра. На следующем рисунке изображен жидкостный манометр. Он имеет форму буквы U.

В его состав входит стеклянная трубка в форме буквы U. В эту трубочку налита жидкость. Один из концов трубки с помощью резиновой трубки соединяют с круглой плоской коробочкой, которая затянута резиновой пленкой.

Принцип действия жидкостного манометра

В исходном положении вода в трубках будет находиться на одном уровне. Если же на резиновую пленку будет оказываться давление, то уровень жидкости в одном колене манометра понизится, а в другом, следовательно, повысится.

Это показано на рисунке выше. Мы давим на пленку пальцем.

Когда мы надавливаем на пленку, давление воздуха, который находится в коробочке, увеличивается. Давление передается по трубке и доходит до жидкости, при этом вытесняя её. При понижении уровня в этом колене, уровень жидкости в другом колене трубки, будет увеличиваться.

По разности уровней жидкости, можно будет судить о разности атмосферного давления и того давления, что оказывается на пленку.

На следующем рисунке показано, как с помощью жидкостного манометра измерить давление в жидкости на различной глубине.

Надежный манометр является гарантом безаварийной работы системы, независимо от того, водопровод - это, газопровод, система отопления или замкнутый цикл любого производства. Существуют разные виды таких приборов и в этой статье мы подробно остановимся на них.

  1. Атмосферное . Это когда атмосфера воздействует на поверхность земли, а также на все находящееся на ней. Здоровый человек его не ощущает, так как оно обычно компенсируется внутренним давлением организма.
  2. Вода в водопроводе может испытывать избыточное давление . Отсюда правило - оно возникает в замкнутом пространстве в различных средах.
  3. Абсолютное возникает при взаимодействии первого и второго вида давления, то есть это сумма показателей атмосферного и избыточного.

Манометр - это прибор, который измеряет второй вид давления (избыточный) в различных системах.

Выбор устройства

Промышленность наших дней использует разные виды манометров. Чтобы произвести правильную покупку измерительного прибора , который будет по всем параметрам подходить для решения производственных процессов, нужно знать:

  • Тип манометра.
  • Рабочий диапазон измерения давления.
  • Класс его точности.
  • Среду его установки.
  • Размеры корпуса.
  • Функциональную нагрузку прибора.
  • Куда будет установлен, а также размер резьбы штуцера.
  • Эксплуатационные условия.

Если следовать вышеизложенному списку, тогда можно подобрать оптимальный прибор, так как все производители манометров придерживаются установленных стандартов . Поэтому устройства разных компаний по сути являются взаимозаменяемыми.

Типы манометров

Современное приборостроение предлагает несколько типов устройств, которые являются измерителями давления в разном диапазоне:

Чтобы осуществить правильный выбор прибора по допустимому интервалу давления следует знать рабочие значения давления технологического процесса , для чего и совершается покупка измерительного прибора. Не ошибитесь в операциях со знаками плюс и минус и прибавьте 30% к рабочему показателю.

Измерительный прибор выбирается с учетом условий и среды эксплуатации. Это будет специальный манометр для работы с воздухом, водой, паром, кислородом, аммиаком, ацетоном или газом. Среда может быть разной, в том числе и агрессивной, поэтому материалы приборов рассчитаны на такие условия эксплуатации. Показатели корпуса, в частности, прочность, диаметр, при выборе учитываются, если предстоит его работа в условиях вибрации или повышенной влажности, чтобы исключить повреждение корпуса от коррозии или механического воздействия.

Функциональная нагрузка

Прибор по измерению давления выбирается в зависимости от потребностей производственного процесса, он должен соответствовать функциям и условиям эксплуатации. Манометры подразделяются на следующие виды функциональной нагрузки:

О назначении сообщает тип корпуса прибора, он может быть:

  • Виброустойчивым.
  • взрывозащищенным.
  • Коррозионностойким.

Применяются манометры в системах котлов, судового и железнодорожного оборудования. Существует группа приборов, способная эксплуатироваться в пищевой отрасли производства. Материал корпуса измерительного прибора позволяет соответствовать условиям службы.

Установка манометра

Перед монтажом нужно обязательно знать случаи, когда измерительные приборы не следует применять:

Прибор устанавливается на видном месте, чтобы любой сотрудник мог увидеть его показания. Манометр монтируют на трубопроводе между запорной арматурой и сосудом.

Корпус должен иметь диаметр в значении не менее 10 сантиметров, не меньше 16 сантиметров на высоте 2–3 метра. Манометры, которые применяются для измерения давления газов , имеют разные цвета корпусов. Например, если корпус у прибора голубой, то это значит перед вами устройство для измерения давления кислорода, желтый свидетельствует о назначении работы с аммиаком, красный используется для горючих газов, черный - негорючих, белый предназначается для ацетилена.

Крайне важна перед манометром установка механизма, который будет отключать и продувать его, к примеру, это может быть трехходовый кран. Также необходим монтаж сифоновой трубки , ее диаметр должен составлять не меньше одного сантиметра. После того как прибор будет установлен, нужно нанести на шкалу манометра красную черту, она укажет рабочее давление.

Итак, точность, с которой прибор измеряет давление, зависит от его правильного выбора и установки, а также от условий эксплуатации. Когда производят выбор берут во внимание физико-химические свойства измеряемой среды и необходимую точность измерения. Мембранными рационально измерять вязкие жидкости, так как трубчатые затрудняют передачу давления из-за тонких трубок. Чтобы измерять газовые среды, содержащие агрессивные газы, например, сернистый газ, применяют защищенные приборы. Они оснащены специальным корпусом с характерной каждому газу окраской, также имеют маркировку на шкале устройства.


Манометр – это прибор, позволяющий измерить давление в водной системе или среде. С помощью этого простого устройства можно получить точные показатели давления в любой точке трубопровода или насосного агрегата. Ниже изучим конструкцию, принцип работы и отличия между разными видами манометров.

Манометр для измерения давления воды в водопроводе обладает очень простой конструкцией. Прибор состоит из корпуса и шкалы, на которой указывается измеряемая величина. Внутри корпуса может быть расположена трубчатая пружина или двухпластинчатая мембрана. Также внутри устройства находится держатель, трибко-секторный механизм и упругий чувствительный элемент.

Принцип действия прибора основывается на уравновешивании показателей давления посредством силы деформации мембраны или пружины. В результате этого процесса упругий чувствительный элемент смещается, что приводит в действие показывающую стрелку устройства.

Классификация манометров по принципу работы

В наши дни работающие в условиях давления устройства используются практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Следовательно, вместе с ними применяются и манометры, дающие точную информацию о показателях давления. При этом измерительные приборы могут отличаться между собой по конструкции и принципу действия. Имеющиеся на рынке устройства делятся на такие виды:

Современные манометры также делятся между собой на механические и электронные устройства. Механический манометр для насоса или системы водоснабжения имеет простую конструкцию, однако не может достаточно точно измерить давление. В конструкцию электронного прибора входит контактный узел, который более точно измеряет давление рабочей среды.

По способу использования манометры делятся между собой на такие виды:

  • Стационарные – такие приборы монтируются и применяются только на определенном агрегате без возможности демонтажа измерительного устройства. Зачастую на используемом агрегате также применяется регулятор давления для воды с манометром;
  • Переносные – эти измерительные приборы могут демонтироваться и использоваться для работы с разными агрегатами и в различных системах. Переносной прибор обладает меньшими габаритами.

Каждый из перечисленных видов приборов нашел свое активное применение. Многие из современных моделей используются в системе отопления частного дома или в квартире, другие – применяются для обслуживания крупных промышленных предприятий.

Не знакомые с измерительными приборами люди часто не могут отличить манометр давления воды в системе водоснабжения от прибора, который используется для измерения давления воздуха и газа. Внешне оба эти устройства практически не отличаются друг от друга. Тем не менее, различие между ними все-таки есть.


Разница между манометром для воды и воздуха заключается в конструкции и принципе их действия. В приборах для воды роль чувствительного элемента играет мембрана и сосуд с жидкостью. В воздушных манометрах чувствительным элементом служит трубчатая пружина, которая при работе заполняется газом или воздухом.

Узнать показатели давления воды в трубопроводе можно без помощи манометра. Все, что для этого требуется – это использовать самодельное приспособление из прозрачного 2-метрового шланга, которое очень просто изготовить своими руками.

В основном, шланг применяется с целью получения замеров давления воды на выходе из крана. Чтобы узнать нужные показатели, один конец шланга вставляется в кран, а второй закупоривается пробкой. После этого в шланг нужно впустить немного воды.

Прежде, чем начать «эксперимент», потребуется выполнить 2 условия:

  • Установить шланг в вертикальное положение;
  • Переместить нижний конец шланга так, как указано в схеме.
  • P – давление в системе, измеряемое в атмосферах;
  • Pатм – давление, которое присутствует внутри шланга до момента открытия крана;
  • H0 – высота воздушного столба внутри шланга до момента открытия крана;
  • H1 – высота воздушного столба после заполнения шланга водой.


Нужно отметить, что собранное приспособление по принципу действия полностью повторяет обыкновенный жидкостный манометр.

Проверка давления исходя из расхода воды

Второй способ определения давления заключается в выполнении расчетов с использованием данных о количестве воды, вытекающей из крана. Помимо этих данных, также потребуется:

  • Узнать конфигурацию трубопровода и определить, из какого материала он изготовлен;
  • Рассчитать диаметр трубы;
  • Определить интенсивность вытекания жидкости;
  • Определить степень открытия крана.


Определить приблизительное давление можно уже после выполненной операции, однако полученные результаты будут очень неточными. Ведь в любом случае банка будет полностью заполнена менее, чем за 10 секунд, из-за чего полученная величина давления будет значительно меньше, чем по регламенту. Тем не менее, отталкиваться всегда нужно от того, что 3-литровая емкость будет полностью заполняться водой за 7 и менее секунд. В таком случае давление внутри трубопровода будет наиболее приближенным к регламентированному.

Многие системы автомобилей работают под давлением. Особенно это актуально для тех моделей машин, которые уже давно были сняты с конвейера и не были оснащены современными электронными устройствами. Ведь сегодня давление в трубопроводах измеряется при помощи специальных электронных датчиков, которые, кроме функциональных особенностей, не имеют ничего общего с таким устройством как механический манометр.

Однако применение последнего остается актуальным и сегодня. Ведь электроника – совсем не надежная вещь, и когда она выходит из строя, автовладельцам приходится возвращаться к использованию старого доброго механического манометра. О том, как работает это устройство, в чем его преимущества, и каковы особенности подключения, мы и поговорим в сегодняшней статье.

1. Как работает механический манометр, и какие существуют разновидности этого устройства?

Во многих технологических процессах возникает необходимость в измерении давления. Для чего нужен этот показатель? В первую очередь для того, чтобы обеспечить безопасную работу установок и осуществлять правильный учет расхода жидкостей в трубопроводе. Делать это при помощи современных приборов очень просто, тем более что их характеристики позволяют получать точные данные о давлении даже в агрессивной среде.

Несмотря на прогресс и постоянную попытку ученых усовершенствовать процесс измерения давления, на сегодняшний день наиболее распространенным прибором для этого является манометр . При этом, механический манометр, несмотря на целый ряд недостатков, многие автовладельцы все равно продолжают использовать до сих пор.

Первый был изобретен очень давно, и подтолкнула изобретателей к этому потребность определять, какой уровень давления находится в жидкости или газе. Зачастую манометр используется для измерения избытка давления, после чего уже определяется отличие между абсолютным показателем и барометрическим.

Среди всех манометров выделяют несколько классов или типов по классу точности. В частности, сегодня можно приобрести манометр с такой точностью:

Самый точный манометр – это тот, класс точности которого является наименьшим. В целом манометр – это контрольно-измерительный прибор. Корпус такого прибора зачастую изготавливается из стали. А вот шницель, при помощи которого устройство можно подключать к трубопроводу, изготавливается из латуни. В целом, независимо от применения, внешняя форма манометров практически не отличается: это небольшой циферблат, от которого отходит трубка, при помощи которой и осуществляется измерение давления.

В транспортных средствах широкое применение получили механические манометры. Отличием такого устройства является наличие в корпусе специальной пружины, которая по внешнему виду напоминает свернутую трубку. Из-за этого механический манометр иногда именуют «трубчатым», хотя у него есть еще одно название – стрелочный. Он является самым распространенным примером механического манометра.

Конечно, очень высокой точностью такой прибор похвастаться не может, но все равно остается наиболее удобным для непрофессионального использования. Однако такое свойство как высокая прочность и небольшие размеры сделали стрелочный манометр популярным и в производстве. Процесс измерения давления при помощи стрелочного механического манометра происходит следующим образом:

- один конец трубки (пружины), который не припаян, соединяется при помощи крана с сосудом, давление жидкости или газа в котором необходимо измерять;

Если давление высокое или начинает расти в процессе снятия показателей, трубка манометра начнет разгибаться и воздействовать на специальный рычаг;

Этот рычаг посредством зубчатки или оси соединен со стрелкой циферблата, которая начнет отклоняться;

Когда давление начинает падать, трубка сгибается обратно, и стрелка возвращается в исходное положение.

Поскольку прибор проходит обязательную регулировку, то на самых точных манометрах пружина начинает сжиматься уже при 0,1 атмосферы, что вы можете проследить на циферблате. По такому же принципу работают и тонометры, при помощи которых измеряется артериальное давление человека. К слову, согласно виду давления, которое измеряет манометр, все приборы принято делить на таковые:

1. Приборы абсолютного давления. Показатель такого манометра исчисляется от показателя абсолютного нуля.

2. Приборы положительного избыточного давления, благодаря которым измеряется избыточное давление.

3. Вакуумные приборы. Могут измерять давление, которое находится ниже атмосферного. Применяются для измерения давления в разреженной среде.

4. Барометры. Применяются для измерения атмосферного давления.

5. Дифференциальные приборы (дифманометры). Измеряют разницу в давлении, которая возникает в нескольких веществах.

6. Мановакуумные приборы. Позволяют измерять положительное и отрицательное избыточное давление.

7. Микроманометры. Позволяют измерять разницу давлений, значения которых находятся очень близко друг к другу.

Механические манометры также имеют свои разновидности, и наиболее часто встречающимся прибором из этой группы является сильфонный манометр. В таких устройствах вместо обычной пружины используется специальная гофрированная трубка, которая называется сильфон. Его отличие от обычного устройства заключается в том, что он обладает значительно меньшей жесткостью, а значит, и более высокой чувствительностью.

Как результат, полученные при помощи такого прибора измерения отличаются высокой точностью. Но не стоит забывать и о недостатке такого прибора: из-за низкого перепада упругости на сильфоне могут оставаться деформации. Поэтому такое устройство необходимо очень сильно беречь от перезагрузок.

Среди видов механических манометров следует выделить такие:

1. Технические.

2. Контрольные.

3. Образцовые.

2. Плюсы и минусы манометра механического типа действия.

Достоинств у данного прибора достаточно много, иначе бы он не был настолько популярен среди автолюбителей и механиков. В частности, среди плюсов механического манометра стоит назвать следующие:

Доступность. Такой прибор очень легко купить, а чтобы им пользоваться, не нужно получать специальное образование или техническую подготовку.

Недорогой. Купить механический манометр может каждый, независимо от его благосостояния.

Простота использования. Для того чтобы получить результат, вам придется приложить минимум усилий.

Точность. Несмотря на то, что в точности полученных результатов современные электронные датчики давления, конечно же, обходят механический манометр, он все равно остается достаточно точным прибором.

Наличие дополнительных кнопок. К примеру, устройство может быть оборудовано кнопкой спуска воздуха или сбивания полученного результата. Все это делает его еще более практичным.

Но если уже говорить о недостатках механического манометра, то их тоже наберется немало. Однако знать о них обязательно нужно, поскольку большинство недостатков очень важно учитывать в процессе использования прибора:

1. Прибор очень боится влаги. Поскольку он изготовлен из металлических деталей, в результате перепадов влажности на нем может появиться коррозия, которая может полностью вывести манометр из строя, хотя чаще всего это является причиной неточности получаемых в результате измерения данных.

2. В сравнении с другими типами манометров они менее точны. Во время использования механического манометра рекомендуется делать 2-3 замера подряд, после чего среднее значение всех замеров воспринимать как истинное значение давления в трубопроводе.

3. Некоторые модели манометров изготовляются с очень маленьким и непонятным циферблатом. Это усложняет восприятие результата замеров.

4. Тенденция снижения точности результата с приближением стрелки прибора к самой верхней отметке диапазона циферблата.

Таким образом, если правильно хранить и использовать механический манометр, с его помощью можно осуществлять достаточно точные замеры давления жидкости или газа в трубопроводе.

3. Как пользоваться прибором: установка механического манометра.

Использование данного прибора очень простое. Чаще всего его применяют для того, чтобы узнать давление автомобильных жидкостей – бензина и масла. Пригодится механический манометр и в том случае, если вам понадобится подкачать автомобильные шины до необходимого уровня давления. Конечно, его можно «измерять» и при помощи интуиции, однако использовать специальный прибор все же надежнее.

Допустим, у вас как раз возникла необходимость измерять давление в шинах, которые вы только что подкачали. Для этого выполняйте следующие действия:

- если на приборе есть кнопка сброса предыдущего показателя, то в первую очередь нажимаем на нее, чтобы стрелка манометра вернулась на показатель «0»;

Присоедините шницель манометра к ниппелю шины и удерживайте в таком положении несколько секунд, внимательно наблюдая за стрелкой на циферблате прибора;

В это время воздух под давлением поступает в изогнутую пружину и немного расправляет ее (в зависимости от того, какое давление);

Снимаем манометр с шины и фиксируем на листке бумаги полученное значение;

Повторяем процедуру еще хотя бы один раз (если значения совпали, то третья проверка будет лишней);

Подкачиваем колеса, если в том есть необходимость и снова делаем замер давления. Оптимально, чтобы в задних колесах давление было равно 1,9 атмосфер, а в передних – 1,8 атмосфер.

Но бывают случаи, когда у автовладельца не просто возникает потребность измерять давление жидкости или газа, а постоянно фиксировать его. В таком случае манометр буквально врезается в трубопровод и надежно крепится к нему. Чтобы соединение было герметичным, можно изначально встроить в трубопровод что-то на подобие ниппеля, и уже к нему крепить манометр. Тогда с такой конструкции прибор можно будет снять и вернуть на место в любое время.

Но все же, установка механического манометра для постоянного контроля за давлением сегодня осуществляется очень редко. Ведь данные, которые предоставляет устройство, может считать только человек, а после этого ему придется самостоятельно подстраивать все остальные системы под значение давления. В этом плане значительно упрощает задачу электронный датчик давления и , которые могут сделать все без вмешательства человека.

Так что, можем констатировать одно: несмотря на всю ценность и полезность механического манометра, этот прибор уже отживает свой век. Сегодня он используется как портативное устройство, потребность в использовании которого возникает только тогда, когда отказывают электронные датчики.

Подписывайтесь на наши ленты в