Электрощиток

Санитарная обработка оборудования и помещений. Санитарная обработка помещений

Санитарная обработка оборудования и помещений. Санитарная обработка помещений

Анатолий Рахлин - известный российский и советский дзюдоист, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, выдающий тренер. Человек с уникальной героической биографией. Пережил блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, в современной истории известен в первую очередь как тренер президента России.

Блокадное детство

Анатолий Соломонович Рахлин родился в Ленинграде накануне Великой Отечественной войны - 23 мая 1938 года. Кстати, интересный факт. Хотя его отца и звали Соломоном и по документам его отчество было именно таким, однако в обиходе, на тренировках, среди коллег и воспитанников предпочитал, чтобы к нему обращались "Анатолий Семенович".

Его отец Соломон Зиновьевич работал инженером на Балтийском заводе. С первых дней войны ушел на фронт. Его мать, урожденная Ревекка Давидовна Каплан, имела гуманитарное образование. Работала преподавателем в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена.

Все 900 дней блокады Ленинграда наш герой находился в городе. Когда город попал в окружение, Анатолию было всего 3 года. Поэтому выжил он благодаря исключительно заслуге матери.

Борцовская юность

В 15 лет начал заниматься в секции самбо при Ленинградском Дворце пионеров. Его первым тренером стал Сергей Дашкевич, легендарный борец, в свое время соревновавшийся еще с Иваном Поддубным. От него он и перенял первые советы.

После окончания школы Анатолий Рахлин поступил в Педагогический в котором работала его мать. Увлечение самбо сыграло большую роль в выборе будущей профессии: он выбрал факультет физической культуры. В 1959 году успешно окончил институт и отправился служить в армию.

Рахлин попал на Черноморский флот, где также активно развивалось и культивировалось самбо. Отслужив три года на море, вернулся на "гражданку". Его первой профессией стала должность тренера в спортивном клубе при Ленинградском металлическом заводе. Самбо Анатолий Рахлин преподавал в клубе под названием "Турбостроитель".

Президентский бой

В 1964 году Анатолий Соломонович Рахлин набрал первую группу собственных воспитанников. Среди них был и нынешний президент России Владимир Путин. Ему в то время было всего 12 лет. Впоследствии Путин тренировался у Рахлина более 10 лет. Он признавался, что наставник по дзюдо сыграл одну из ключевых ролей в его жизни и становлении как личности. Путин, занимаясь у Рахлина, добился серьезных успехов - стал мастером спорта по дзюдо и самбо. Уже расставшись с наставником, в 1976 году, выиграл чемпионат города Ленинграда по дзюдо.

Тренер Путина по дзюдо Анатолий Рахлин работал со своим воспитанником 11 лет.

Даже закончив заниматься у Рахлина, Путин не оставил свое увлечение борьбой дзюдо. Сегодня это один из самых популярных, как говорят, президентский вид спорта в стране.

Уже в 2000-х годах знаменитый тренер издал книгу воспоминаний "Сэнсэй президента". В ней он, в частности, подробно описывает особенности путинского борцовского стиля. Как пишет Рахлин, Путин с малых лет умел терпеть боль, чем превосходил многих противников. Большинство побед одерживал не за счет физической подготовки, хотя и она была отменной, а за счет хитрости и находчивости, умения в подходящий момент провести нужный прием. Главное преимущество Путина состояло в том, что просчитать его действия в поединке было чрезвычайно сложно, именно поэтому он оставался для всех одним из самых серьезных противников. Победить его было непросто.

Сам Путин также стал автором книги, посвященной единоборствам. В 1999 году он выпустил сборник практических советов "Учимся дзюдо с Владимиром Путиным". А в 2008 году презентовал учебный фильм, в котором исполнил роль самого себя - опытного борца дзюдо, который дает советы начинающим воспитанникам.

Путин до сих пор продолжает заниматься дзюдо и лично поддерживает федерацию этого вида спорта.

Звездные воспитанники

Среди юных воспитанников Рахлина оказалось немало значимых сегодня персон российского общества. В 60-70-х годах основы дзюдо постигали ныне миллиардер, председатель совета директоров нескольких крупных банков и компаний.

Занимался у Рахлина и Василий Шестаков - в будущем спортивный и политический деятель, президент международной федерации самбо, депутат Государственной думы.

Рахлин Анатолий - тренер не только юношей, но и девушек. Среди его воспитанниц, в частности, Екатерина Буравцева. Неоднократная чемпионка Европы и России среди кадетов, один из лидеров современного российского дзюдо.

Спортивные результаты

Анатолий Рахлин работал тренером по дзюдо и самбо больше 50 лет. За это время подготовил 100 с лишним мастеров спорта.

Также благодаря ему спортивный календарь российского спорта пополнился несколькими значимыми турнирами. Среди них соревнования по дзюдо памяти участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза Владимира Петрова. Это международный юношеский турнир, который Рахлин основал еще в 1973 году.

Турнир стал одним из долгожителей среди борцовских соревнований. В 2013 юбилейные 40-е состязания проводились уже на призы президента Российской Федерации Владимира Путина.

Анатолий Рахлин, биография которого на протяжении всей жизни тесно связана со спортом, стал инициатором создания в Санкт-Петербурге центра подготовки дзюдоистов. Базой для него стало здание спортивного клуба "Турбостроитель", в котором Рахлин когда-то начинал свою тренерскую карьеру. Для того чтобы открылся центр подготовки, здание полностью реконструировали. Сегодня оно открывает свои двери на Кондратьевском проспекте в Санкт-Петербурге.

Во главе сборной

В 2008 году Анатолия Рахлина назначили главным тренером национальной женской сборной России по дзюдо. Уже на следующий год команде предстояло первое серьезное испытание - чемпионат мира в голландском Роттердаме. Россиянки упорно сражались, однако медалей в копилку сборной не принесли.

На следующий год на чемпионат мира в Токио выехала еще более представительная делегация. Практически во всех весовых категориях было представлено по две спортсменки. Японки на домашнем чемпионате мира не оставили соперницам практически никаких шансов, выиграв 6 финалов из 8.

Россиянки, к сожалению, ни в один решающий поединок не пробились, останавливаясь максимум на стадии полуфинала. Так, россиянка Наталья Кузютина в весовой категории до 52 килограммов разделила бронзу с монгольской спортсменкой Монхбаатарын Бундмаа, а Теа Донгузашвили в абсолютной категории получила третье место наравне с японкой Мэгуми Татимото. Бои за третье место на этом чемпионате мира не проводились.

В результате две бронзовые медали, которые россиянки принесли в общекомандную копилку, позволили сборной России занять в общем зачете 15-е место. Всего у россиянок оказалось 4 бронзы.

Балом в том сезоне правили японцы. Они завоевали немыслимое число наград - 23 медали, 10 из которых были золотыми.

Олимпиада в Лондоне

Дзюдо с Анатолием Рахлиным в России стало популярным и любимым у многих видом спорта. Во многом этому поспособствовала и лондонская Олимпиада, которая прошла в 2012 году.

На играх блестяще выступили мужчины, которые принесли 3 золотые медали в общекомандную копилку и обеспечили сборной первое место в общем зачете. Женщины выступили не так успешно, но запомнились многим болельщикам яркой и бескомпромиссной борьбой.

Семья Рахлина

Главной женщиной в жизни знаменитого дзюдоиста стала Евгения Липатова. С ней он провел долгие годы совместной жизни. Имел двоих сыновей.

Старший, Евгений, родился в 1975 году. Пошел по стопам отца, стал судьей международной категории по дзюдо. Также спортивную карьеру выбрал и Рахлин-младший. Он стал мастером спорта по дзюдо, несколько лет возглавлял сборную команду Санкт-Петербурга по этому виду спорта.

Сыновья подарили родителям внуков и внучек.

Смерть тренера

Анатолий Рахлин, фото которого вы видите в нашей статье, ушел из жизни 7 августа 2013 года в своем родном городе - Санкт-Петербурге. Ему было 75 лет.

Работу он не оставлял до последних дней жизни, продолжая готовить воспитанников, консультировать членов национальной сборной России.

Проститься с выдающимся тренером пришел и его самый известный и знаменитый ученик - Владимир Путин. Запомнившийся многим эпизод - в память о тренере президент совершил одиночную прогулку, без охраны и сопровождающих, по улице Ватутина. Начал ее на Кондратьевском проспекте, на котором Рахлин когда-то начинал работать тренером в клубе "Турбостроитель", там первые уроки борьбы дзюдо постигал сам будущий президент. А закончил ее на

Анатолий Рахлин похоронен в Ленинградской области, на Кузьмоловском кладбище.

В Петербурге простились с выдающимся тренером Анатолием Рахлиным. Церемония прошла в Центре дзюдо, где Рахлин в свое время открыл секцию борьбы.

Среди его первых учеников был Владимир Путин. Он приехал в северную столицу, чтобы проводить в последний путь наставника, с которым все годы поддерживал дружбу. Президент возложил цветы к гробу, выразил соболезнования родным тренера. После завершения церемонии Владимир Путин, выйдя из здания, дал понять охране и журналистам, что хочет какое-то время побыть один, и пошел пешком до набережной.

Глава государства признался, что стал для него тяжелой утратой.

Он пережил в Ленинграде все 900 дней блокады. Повзрослеть пришлось еще в дошкольном возрасте. Сын фронтовика, прошедшего и Советско-финскую, и Великую Отечественную. В секцию самбо Анатолий Рахлин пришел уже юношей. К тренеру, что выходил на ковер с легендарным Иваном Поддубным. Так что с первых шагов в спорте Рахлин боролся по "гамбургскому", высшему счету. Он сам станет большим тренером.

Все, кто у него занимался, признавали: Рахлин - настоящий воспитатель. Он ставил не только технику и "физику", он ставил характер и волю к победе. Может быть, поэтому среди его учеников немало людей, добившихся успеха на самых разных поприщах.

"Мои ребята", так он называл воспитанников. А они относились к Рахлину, как к отцу. И его 75-летие праздновали, как юбилей самого близкого человека. Владимир Путин подарил Анатолию Рахлину подарок – памятные часы.

Дзюдо для Рахлина больше, чем спорт. Это образ мыслей, настоящая жизненная философия. Дзюдо - мягкий путь. Путь ума и воли, а не просто броски, захваты, подсечки. Дзюдо, как проявление интеллекта, как искусство использовать энергию соперника. "Атакуя, не забывай о защите. А в обороне помни о нападении", - говорил он ученикам.

"Без тактического видения борьбы, только силовым методом - это не борьба, это копание земли лопатой, это рубка дров и так далее", - считал Анатолий Рахлин.

Он учил побеждать с великодушием и проигрывать с достоинством. Выдающийся детский тренер не гнался за быстрыми успехами. Медали, победы - все это будет, но сначала, не уставал повторять Рахлин, нужно заложить базу, в буквальном смысле, поставить юного спортсмена на ноги, чтобы не тряслись коленки на татами.

"Нужна система подготовки. Не нужно торопиться, форсировать детей, форсировать результат. Нужно сначала научить, а потом выставлять на соревнования", - учил тренер Анатолий Рахлин.

Тренировал Рахлин до последних дней, несмотря на болезнь. И в Израиль, где он даст последнее в жизни интервью, приедет не на отдых - на соревнования с командой. Полный планов, впечатлений от прошедшей в Казани Универсиады.

"У нас много медалей было на Олимпиаде, но сейчас в Казани боролся только один олимпийский чемпион, 66 килограммов, Галустян Арсен, он проиграл японцу в финале. А девушки выступили довольно-таки неплохо. Два "золота", две "бронзы". Российская команда неплохая у женщин, но я думаю, что в России талантов очень много", - сказал Анатолий Рахлин.

Женская школа дзюдо тоже многим ему обязана. Работа с девушками требовала огромного терпения и такта. "По-своему с каждой трудно, потому что каждая - это характер, каждая это личность. С ними и легко, и трудно, и приятно", - отмечал Анатолий Рахлин.

Он отдавал себя дзюдо без остатка – по-другому просто не умел. Умный, интеллигентный, порядочный, любящий спорт по-настоящему.

"Любому человеку много дает спорт. Это и дружба, это и поддержка. Это преданность друзьям. Это здоровье. Спорт, я считаю, очень много, он закаляет. Он делает человека настойчивым, и делает человека изобретательным. Спорт дает очень много", - был уверен Анатолий Рахлин.

Он сам очень многое дал спорту. Большой тренер. И человек с большой буквы.

Личный друг В. В. Путина, его тренер по дзюдо.

Родился в Ленинграде в семье инженера Балтийского завода.

Отец участвовал в советско‑финской войне 1939–1940 гг. С началом

Великой Отечественной войны добровольцем ушел на фронт. Закончил войну

подполковником, командиром отдельного батальона связи. При взятии Кенигсберга

был тяжело ранен. Семья осталась в блокадном Ленинграде. Анатолий с матерью,

дедушкой, бабушкой и старшим братом жил в 14‑метровой комнате

коммунальной квартиры дома № 21 в Басковом переулке. В 1944 г. в этом

переулке в доме № 12 поселилась семья Путиных. В 1952 г. А. С. Рахлин

начал заниматься борьбой в спортивной секции Дворца пионеров. Первым его

тренером был С. В. Дашкевич, боровшийся с самим Поддубным. В 1959 г.

окончил факультет физического воспитания Педагогического института им. Герцена.

Три года служил на Военно‑Морском флоте, где в свободное время продолжал

заниматься самбо. В 1963 г. устроился тренером на Адмиралтейский завод,

где набрал группу молодых рабочих. В 1965 г. А. С. Рахлин согласился

посмотреть 13‑летнего Володю Путина и его дружка‑одноклассника В.

Ф. Борисенко, хотя набор уже закончился, группа сформирована. По одной из

легенд, однажды в школе Володю кто‑то сильно избил, а ответить он не

смог. Поэтому решил овладеть секретами дзюдо. Ребятам повезло – их взяли.

Занятия проходили в небольшом спортивном зале общества «Труд» на улице

Декабристов, дом № 21 – почти на другом конце города. По словам А. С.

Рахлина, поначалу не обратил на В. Путина внимания: «Он был совсем незаметен,

ничем не выделялся, да и физподготовка у него была слабовата. В их группе было

40 ребят, большинство из которых были более развитые, более рослые и гораздо

способнее Путина. Но, видимо, самые лучшие получаются не из самых талантливых,

а из самых преданных. Он оказался настойчив, целеустремлен, дисциплинирован и

до конца предан спорту. А с течением времени я начал замечать те качества,

которые из рядового спортсмена делают хорошего борца» (МК‑Бульвар. 20–26.03.2000). Прежде всего, это отсутствие страха. А. С. Рахлин иногда

устраивал соревнования по абсолютному первенству (когда не учитываются

выходил на ринг с ребятами весом более 100 кг и сражался достойно. Он был

интеллектуальным борцом и никогда не боялся проигрывать. Умел производить

броски в обе стороны, т. е. одинаково бросал противника и в левую, и в

правую сторону. Такое в спорте встречается редко – как умение писать правой и

левой рукой. На языке медиков это называется одинаковое развитие двух полушарий

головного мозга. В борьбе был непредсказуем. Тренировал его 15 лет. Много сделал

по воспитанию у Володи воли, самообладания, умения проигрывать с достоинством,

не впадать в панику. Когда родители В. В. Путина, неодобрительно относившиеся к

занятиям сына самбо («Нечего заниматься драками. Во дворе этого предостаточно

среди шпаны, а ты еще ходишь куда‑то этим специально заниматься»),

запретили ему посещать тренировки, А. С. Рахлин посетил семью своего способного

ученика и объяснил, что такое самбо. После этой встречи родители к занятиям

сына начали относиться по‑другому. В 1969 г. А. С. Рахлин перешел на

Ленинградский металлический завод (ЛМЗ). Вместе с ним перешли все его ученики,

включая В. Путина. Благодаря А. С. Рахлину, он стал дважды мастером спорта: в

1973 г. по самбо, в 1975 г. по дзюдо. В то время носить на груди значок

мастера спорта считалось у юношей престижным. В. В. Путин никогда не носил

этого значка, хотя у него их было два. В 1976 г. стал чемпионом

Ленинграда. Потом начались большие пропуски занятий, посещать тренировки он

стал все реже и реже. Окончательно порвал с борьбой в начале 1980‑х гг.,

когда уехал в Москву, в Краснознаменный институт КГБ СССР. По мнению А. С.

Рахлина, В. В. Путин рано закончил заниматься борьбой и вполне мог бы добиться

звания чемпиона страны. Позднее В. В. Путин признавался, что А. С. Рахлин вытащил

его со двора: «Ведь обстановка там была, надо честно сказать, не очень» (От

первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным. М., 2000. С. 21). Внешне

больше похож на шахматиста, чем на борца. Голос тихий, взгляд мягкий, улыбка

интеллигентная. По словам А. С. Рахлина, он заставлял ребят не только мышцы

накачивать, но и сочинения писать – про смысл жизнь, про идеалы: «Дзюдо – это

особая философия». Жалеет, что не сохранил тетрадки В. В. Путина. Предложил ему Отличное определение

Неполное определение ↓

Он похож на персонажа из доброй детской сказки. Вероятно, на мудрого волшебника с огромными светло-голубыми глазами. Взгляд совершенно непроницаемый, но, похоже, собеседника он сразу видит насквозь. Ему шестьдесят семь лет, но он по-прежнему не думает о возрасте, выходя на ковер, чтобы объяснить подопечным секрет успешного броска. Анатолий Семенович Рахлин 11 лет был личным тренером Владимира Путина в Питере. Сейчас он возглавляет женскую сборную по дзюдо. Здорово, что удалось познакомиться с ним в атмосфере крупного турнира - чемпионата Европы-2005 в Роттердаме. Прямо перед финальной схваткой его подопечной девушки-супертяжа Теи Донгузашвили я робко приблизилась к знаменитому тренеру. Сама не знаю, почему выбрала столь нервный момент, но Рахлин абсолютно безмятежно взглянул на меня и в интервью не отказал.

Сэнсей президента

- Как вообще так получилось, что раньше вы тренировали мальчиков, один из которых стал Президентом России, а теперь возглавляете женскую команду? Откровенно говоря, парадоксальный переход…

Ничего парадоксального. Знаете, когда ко мне в группу пришел Владимир Владимирович? В 1965 году. Так что с тех пор много воды утекло. И сейчас я вижу реальную перспективу в женском дзюдо, вижу девушек, у которых есть все данные, чтобы стать первыми в мире, - та же Тея, например. А медали пола не имеют. Так что мой мотив вполне понятен…

- Тогда давайте вернемся на 40 лет назад. Помните день, когда впервые увидели маленького Путина? Сколько ему тогда, кстати, было лет?

Тринадцать. Знаете, я вам сразу скажу: то, что он попал именно ко мне, - стечение обстоятельств. Не буду говорить случайность - потому что просто так ничего в жизни не происходит. Но Путин просто пришел в наш простенький питерский зальчик поблизости от дома - ничего особенного не искал. В то время ведь никто так не воспринимал спорт, как сейчас. То есть профессионально. Главное - борьба (в частности, самбо и дзюдо) была очень доступной. В отличие, скажем, от тенниса. Простые ребята находили в залах свою вторую семью, если не первую: ведь у многих не все в порядке было дома, а борьба уводила их от пагубных увлечений, давала возможность выплескивать энергию на ковре, а не в уличных драках.

“Родители сначала считали, что я набираюсь какого-то негативного опыта, который будет использован во дворе и неизвестно чем закончится. Поэтому посматривали на меня с подозрением. Потом, когда они познакомились с тренером и он стал домой к нам приходить, их отношение изменилось”.

Путин часто бывал непредсказуем

- Анатолий Семенович, вы сразу нашли общий язык с будущим президентом?

Сразу возникло уважение. Путин отличался редкой выносливостью. На татами часто бывал непредсказуем - особенно для тех, кто его не знал. Часто импровизировал на ковре, побеждал за счет неожиданных приемов. Одинаково хорошо владел бросками на правую и на левую сторону, хотя многие ограничивалось чем-то одним. Вообще, Путин был скорее эмоциональным борцом, нежели силовым.

- Путин долго всерьез занимался борьбой - ежедневно приходил на тренировки, бегал кроссы?

11 лет. И хотя он не собирался связывать свою карьеру со спортом, тренировки были ему необходимы. Потом началась серьезная учеба, однако Владимир Владимирович все равно еще года четыре приходил, когда было время. Вплоть до отъезда в Германию. Вообще, сначала он занимался самбо. Но в 1972 году я стал переводить своих учеников в дзюдо. Путин как раз подходил именно для этого вида борьбы. В 1976 году он стал чемпионом города. Норматив мастера спорта по самбо выполнил, когда уже учился в университете, а еще через два года стал мастером спорта по дзюдо. В 18 лет у него уже был черный пояс...

Вообще в нашей секции тренировались многие чемпионы Европы, мира, Олимпийских игр. Путин однажды боролся с действующим чемпионом мира, своим тезкой Владимиром Кюлленином... Он потом погиб. Стал пить, и где-то на улице его убили. А спортсмен был отличный, просто блестящий...

Из книги В.В.Путина “От первого лица”:

“С первых минут я его запустил через спину, причем так красиво, с амплитудой. В принципе должны были тут же остановить схватку, но поскольку он чемпион мира, было неприлично так сразу закончить борьбу... Конечно, он был сильнее, но я старался. При проведении болевого приема любой возглас считается сигналом о сдаче. Когда он проводил болевой прием - перегибание локтевого сустава в обратную сторону, - схватку остановили. Поскольку судье показалось, что я издал какие-то утробные звуки. В итоге он выиграл. Но, несмотря на это, я до сих пор вспоминаю эту схватку. А проиграть чемпиону мира было не стыдно”.

Путин не скрывал, что часто на татами ему приходилось тяжело, и писал: “В конце одной схватки я почти не мог дышать, только хрипел. Парень попался крепкий, и я настолько все силы отдал, что вместо вдоха и выдоха из груди шел хрип. Выиграл с небольшим преимуществом”. А если говорить о его борцовском кредо, то он признался: “Мои любимые приемы - бросок через спину и передняя подножка”.

Я правильно установил дистанцию

- Признайтесь, Анатолий Семенович, деликатное это дело - рассказывать о дружбе с “первым лицом”?

Она нас связывает много лет, и скрывать мне совершенно нечего. Вообще о приятных вещах говорить легко.

- А как же цензура - вдруг что-нибудь “лишнее” сорвется? Все-таки в детстве на татами человек один, а спустя столько лет в президентском кресле - совсем другой...

Анатолий Семенович улыбнулся, и снова так безмятежно-безмятежно. Вот что значит совесть честного человека: нечего мне скрывать, спрашивайте что хотите!

Владимир Владимирович столько раз говорил о своем теплом отношении ко мне, о совершенно искренней дружбе, которая сохранилась до сих пор.

- Он звонит вам после каждого турнира, поздравляет с медалями?

Не после каждого, конечно. И потом, мы встречаемся достаточно часто, так что есть возможность общаться лично. Обсуждать проблемы, если что-то назрело. Хотя подолгу разговаривать с ним, если честно, никогда не получается.

- Вас, наверное, часто спрашивают, использует ли Путин в политике принципы дзюдо - ведь у этой борьбы есть своя философия.

Дело в том, что в России всегда была своя специфика воспитания, свой менталитет. И Владимир Владимирович не мог через это не пройти.

- Борьба учит уважать тренера, видеть в нем учителя, сэнсея. Причем не только на ковре, но и в обычной жизни. Президент до сих пор прислушивается к вашим словам?

В спортивной школе мне удавалось правильно устанавливать дистанцию с учениками. Кстати, среди них помимо президента есть очень заслуженные люди, даже ученые. Что касается влияния тренера на ученика, то, думаю, Путин находится в таком возрасте, когда у него уже нет учителей. Едва ли можно оказывать серьезное воздействие на человека с его жизненным опытом.

Иногда бывает трудно определить, где та грань между спортом и обычной жизнью. И в какой степени принципы спортивной борьбы определяют мировоззрение, скажем, политика за пределами татами. Путин сам про себя так сказал: “Это приходит не сразу: понимание того, что можно использовать силу соперника в своих интересах, для достижения своей спортивной цели. Это приходит с ростом мастерства. Дзюдо - это ведь не просто спорт, это философия. Это уважение к старшим, к противнику, там нет слабых. В дзюдо все, начиная от ритуала и заканчивая какими-то мелочами, несет в себе воспитательный момент. Вот вышли на ковер, поклонились друг другу... А могли и по-другому - вместо “поклонились” сразу противнику в лоб дать”.

Президент следит за нами

- А как думаете, Анатолий Семенович, не расстроится Владимир Владимирович из-за того, что команда наша на нынешнем чемпионате Европы по дзюдо не первое, а второе место заняла?

Конечно, обидно. Если бы Тея победила, мы были бы первыми. Однако тренерский состав изначально не ставил перед сборной цели “порвать Европу”. Специально решили везти второй состав, за редкими исключениями: надо было “обкатать” молодых ребят. Но даже со вторым составом мы завоевали “серебро”. Уступили только французам, а они-то привезли только лучших...

- Если вы не хотели “порвать Европу”, то уж “мир” обязательно порвать должны?

Конечно, это для нас сейчас главная цель. А что касается Владимира Владимировича, то он обязательно записи всех схваток просматривает и за каждым, кто выходит на татами бороться за Россию, внимательно следит.

Что представляет собой программа «Дзюдо в школу», которую решено внедрять в России, пока не очень понятно. Кто, что, как и на какой базе будет выстраивать, каждый мыслит по-своему. Но то, что это скорее хорошо, чем плохо, думают большинство из тех, кто имеет отношение к дзюдо.

Евгений Анатольевич Рахлин – судья олимпийской категории, руководитель Совета по детско-юношескому дзюдо при Федерации дзюдо Санкт-Петербурга.

Программа «Дзюдо в школу» пропагандируется Европейским Союзом дзюдо для внедрения в начальное образование в качестве уроков физкультуры. Это не внеклассное занятие, а замена урока физкультуры один или несколько раз в неделю или в месяц. Вместо основного урока физкультуры ребята надевают кимоно или не надевают, на первых занятиях будет достаточно обычной спортивной формы, но необходимо наличие татами, которое будет предоставлено той региональной федерацией дзюдо, заключившей договор с Комитетом по образованию и с Комитетом по физической культуре и спорту соответствующего субъекта федерации. Такая программа ведётся уже в школах Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, а теперь собираются внедрить её в Москве и Тюмени, но до подписания договора между Федерацией дзюдо России и Европейским Союзом дзюдо эта программа шла как дополнительное образование. На сегодняшний день с первого сентября только в Северной Осетии в школьной программе дзюдо появится в как полноправный урок. Система Министерства образования достаточно замкнутая, она не так просто позволяет вносить изменения в школьную программу. Необходимо пройти определённый путь согласований на разных уровнях профильных комитетов.

На самом деле эта программа не нова. Представители разных видов спорта не только мечтают о ранней специализации, но и не безуспешно внедряют их в общеобразовательных школах. Есть программа мини футбола в школе, и самбо, и вольная борьба, и плавание. Конечно, преимущество имеет футбол, так как для его развития в школе надо иметь всего лишь площадку и мяч. Дзюдо – это гораздо более сложный вид спорта, но я считаю, что он более полезный для детей, потому что основы самостраховки и координации важны каждому.

Осенью прошлого года в Санкт-Петербург приезжала Кармэн Кальве представитель Европейского Союза дзюдо, отвечающая за внедрение программы «Дзюдо в школу», которая рассказывала и показывала игровые основы обучения детей. Семинар проходил в одной из школ города, на котором присутствовал олимпийский чемпион по дзюдо Тагир Хайбулаев, который показал вместе с тренером по дзюдо элементы борьбы.

Программа может быть использована теми же учителями физической культуры для общего развития детей. Это та же физкультура, правда, немного более специализирована с учётом того, что используются атрибуты дзюдо: кимоно, пояс. Она поможет каждому ребёнку стать более здоровым.

Но чтобы всё случилось, нужны заинтересованные люди в развитии этой программы, например, Федерация дзюдо Санкт-Петербурга. Кроме того надо иметь время для встреч с теми, кто по другую сторону - с директорами школ, с чиновниками по образованию и физической культурой.

Распространять эту программу на все школы не имеет смысла. Надо выходить на те школы, которые не связаны другими программами. Загружать детей занятиями тоже не стоит. Есть уже протоптанная дорожка другими видами спорта. Ничего не реального нет во внедрении программы «Дзюдо в школу», просто этим нужно заниматься. А для того, чтобы учителя физкультуры могли проводить такие занятия, для них надо провести семинары, подготовить методические материалы. Цель в том, чтобы это был не тренер по дзюдо, пришедший со стороны, как участник дополнительного образования, а именно учитель физкультуры мог преподать основы единоборства, основы дзюдо, в простой игровой манере, доступной для всех.

Юрий Александрович Крищук - член Комиссии по образованию Европейского Союза дзюдо, г. Сергиев-Посад Московской области.

Мне так кажется, что это первый шаг. Есть определённые стереотипы, что дзюдо – это очень опасный и сложный вид спорта. У меня был период в жизни, когда работал в Федерации дзюдо России в Департаменте массового дзюдо, где отвечал за детское, ветеранское дзюдо, отчего на целых четыре года был отлучён от практического спорта. В своём клубе почти не занимался, так как было много командировок по внедрению в регионах дзюдо. Когда вернулся в свой клуб, столкнулся с тем, что за четыре года произошёл провал. Дети действительно не могут кувыркаться, не могут поймать мяч. Самый лучший мальчик отжался от пола всего семь раз. Появилось чувство, что я не тренер, а доктор ЛФК. Что делать, что им показывать? Было сложно, но с другой стороны появилась некая методика того, как надо работать с такими детьми. Вот эта модель может сработать в современной школе. У нас есть в одной школе прогрессивный директор – Нина Ивановна Севостьянова, которая сама предлагает открыть в школе спортивный класс дзюдо, или ввести уроки дзюдо, и для этого есть правовая база. Идея хорошая. Раньше тренер приходил в школу на урок физкультуры, искал талантливых детей для своего вида спорта. Сейчас это сложнее сделать.

У меня есть свой проект – семья и дзюдо, который веду уже семь лет. Раз в неделю на тренировку по субботам приходят дети вместе с родителями. Первое, тренер ставит задачу на тренировку и мама или папа контролируют эти упражнения. Второе – родитель с ребёнком выступают в качестве спарринг-партнёра. Третье – ребёнок выступает в роли тренера. Почти 30 человек родителей в возрасте от 25 до 56 лет во вторник и четверг вечером приходят в спортивный зал, в том числе - две мамы. Это те, кто никогда ранее не занимался дзюдо. Два года тренируются и готовятся сдавать в мае на ученическую степень. Стараются совершенно серьёзно.

Каждое лето мы выезжаем в спортивный лагерь на 12-14 дней. Сначала все очень сложно проходило. В комнате селили по две семьи. Для родителей было огромной психологической нагрузкой сопоставлять поведение и действия своего ребёнка с чужим. Так что отдыха у родителей не получалось, в коллективе им приходилось психологически работать ежеминутно. Родители обиду за своих детей воспринимают гораздо острее, чем свои личные. И этот нюанс надо учитывать. К тому же взрослым людям следовать установкам тренера не всегда хочется, это тоже надо учитывать. Правда, в конце смены в адрес тренера звучит только благодарность. В прошлом году один родитель сказал, если бы мне кто-то сказал, что за 12 дней изменюсь я, изменится мой сын, а самое главное изменятся наши с ним отношения, я бы никогда не поверил. Этим летом 86 человек поедут в лагерь в свой личный отпуск.

Дважды проводил международный спортивный лагерь в Хорватии под эгидой Европейского Союза дзюдо. Но европейцы оказались не готовы к такому формату и нашим требованиям. Приехали семьи из Венгрии, Хорватии, Италии, Польши, Франции. Посчитали, что слишком мало стран откликнулись на инициативу, и пока решили не возобновлять международный лагерь. В этом году поедем семьями в Курск.

Михаил Анатольевич Рахлин – заслуженный тренер России, президент «Клуба Дзюдо Турбостроитель».

Хорошая программа. Будет замечательно, если мы начнём детей посредством дзюдо привлекать к спорту, как к активному образу жизни. Это будет в какой-то степени обязательно либо рекомендательно. Я двумя руками – «за». Больше талантливых, способных детишек можем просмотреть, оздоровить. Пусть будут элементы дзюдо посредством развивающих упражнений. Ничего в этом плохого нет, а профессионально дзюдо должны заниматься другие тренеры в спортивных школах. Самый сложный участок работы – это детское дзюдо. Наверное, не надо вводить эту программу во всех школах, а выбрать базовую, где профессионально подготовленный человек будет давать азы единоборства. Если в районе две-три школы будут на это направлены – это уже великолепно. Я не думаю, что нам удастся сделать так, как во Франции или в Японии, где дзюдо введено в обязательную школьную программу. Там в школах отличная материальная спортивная база, и ребёнок вместо физкультуры может выбрать один из видов спорта: плавание, дзюдо, футбол, лёгкую атлетику или какой другой. Я был в Японии в таких школах, где есть и стадион, и спортивный зал, и плавательный бассейн. Так что дети там могут выбирать, чем заниматься. У нас тоже сейчас строят новые школы со спортивным комплексом. Вот в эти школы и надо предлагать программу занятий дзюдо.

Конечно, такая программа была бы хорошим подспорьем в подготовке спортивного резерва в нашем городе. Сегодня дошло до того, что в списке команды от города на Спартакиаду молодёжи из 14 дзюдоистов только … один коренной петербуржец.

Владимир Викторович Елагин - президент Федерации дзюдо Архангельской области, г. Архангельск.

Программа «Дзюдо в школу» хорошее направление. Во Франции это идёт уже несколько лет. Они работают, в урок физкультуры ввели дзюдо, чтобы воспитывать силу воли, духа, характер, и самое главное прививать правила поведения. Всё в совокупности заложено в самой борьбе дзюдо. В будущем детям эти навыки помогут в обычной жизни. Одно дело, если введут в классах дзюдо, а тут ещё у нас и ГТО возрождается – это всё вместе неплохо. Может спортивные классы будут активнее внедрять. Возможно, эта программа станет толчком. Пока мы это в Архангельской области широко не обсуждали. Есть ещё чиновники от образования, что ещё они скажут по этому поводу.

Сергей Александрович Бочаров - тренер по дзюдо, г. Владимир.

Отлично отношусь к нововведению. Если мы хотим в дальнейшем забрать это направление в студенческом спорте, то надо начинать со школы. У нас в городе много общеобразовательных школ, но только единицы восприняли это направление. Это связано с тем, что наша федерация дзюдо не слишком заинтересована, а приобретение того же татами требует финансового вложения. Сама школа татами не приобретёт. Я вижу в этой программе огромное развитие, если бы у меня была такая возможность, я бы в ближайшей школе положил татами и работал. Селекцию надо начинать оттуда. Я не сторонник, как тренер-преподаватель, заниматься с детьми 5-6-ти летнего возраста. А с 7-ми летними уже можно. Ребёнок идёт в школу, для него всё в новинку. Он видит перед собой не родителей, а учителя, идёт несколько другое восприятие. Учитель для него становится авторитетом, это дисциплинирует, к советам взрослого ребёнок начинает прислушиваться. Это очень хорошо, когда дети в школе начинают выбирать хобби, которым может оказаться дзюдо.

Татьяна Николаевна Иванова – мастер спорта международного класса, тренер высшей категории, старший тренер отделения СДЮСШОР по дзюдо, г. Санкт-Петербург

Всё, что касается новшеств в отношении детского спорта, не следует принимать сходу. Я сначала выслушиваю мнение многих людей, потом высказываю своё. Мне его для начала надо составить о предмете обсуждения. Я пока не в курсе подробностей программы «Дзюдо в школу». Надо получить информацию. У нас впадают в крайности - начинают внедрять всё западное. Спортивные классы в школе – это одно, а тут пока не понятно - зачем всех школьников обучать приёмам дзюдо. Да и не каждый учитель физкультуры готов к такому нововведению. Посмотрим, как приживётся программа на пробном этапе, тогда можно будет сделать какой-то вывод.