Электрощиток

Как вычислить количество теплоты отданное горячей водой. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Как вычислить количество теплоты отданное горячей водой. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Лето - самая прекрасная пора, о которой мечтает каждый человека. Многие люди мечтают о том, что летом поедут в отпуск, отдохнут на море, посетят другие страны, проведают своих родственников. Но не для всех людей летная пора - это отдых, а в деревнях и селах в такое время начинается самое «жаркое» время, когда поспевает урожай на полях, и люди с утра до вечера трудятся, чтобы вырастить и убрать урожай, приготовить на зиму сено.

Ведь от того, как человек поработает в летнее время, как хорошо он потрудится, зависит и то, как он проведет зиму. Это и есть основная тема прекраснейшей картины Аркадия Пластова. Этот художник создал великолепное живописное полотно - «Сенокос». Центральное место в его картине занимают люди, которые увлеченно заняты работой. Чтобы подготовить на зиму корм, уходит много времени летом и сил, но зато потом зимой можно будет радоваться тому, что все вовремя сделано и животные не страдают от недоедания.

Время, которое изобразил Аркадий Александрович на своей картине, переносит нас в послевоенную пору, когда большая часть мужчин были или убиты, или ранены на войне. Поэтому в поле приходится выходить всем, кто может работать, кто хоть немного умеет косить. И как бы ни был тяжел труд, но старики, женщины и подростки стараются справиться с этой сложной полевой работой. Известно, что косить траву - это дело сложное и тяжело, но люди на картине художника Аркадия Пластова стараются, они не боятся ни палящего солнца, ни высокой травы, ни навязчивой мошкары.

Все герои пластовской картины представляют людей разного поколения, но все они объединены одной целью. Главное, что все деревенские люди увлечены работой. Художник для изображения крестьянского труда и необычного жаркого и солнечного дня использует множество разных цветов и оттенков. Ведь так точно передать щедрость и невероятную яркость полей и лугов, маленьких и скромных луговых цветов, зелень дерев и трав, сочных и насыщенных, смог только художник-живописец Аркадий Пластов. Поэтому его картина вызывает лишь только восторженные и положительные отзывы.

И нежный солнечный свет, переливаясь светлыми красками и оттенками, играет на белоснежных березовых стволах. Березки и маленькие ели расположились прямо рядом с полянкой, где трудятся косари. И, несмотря на то, что они расположены на заднем плане, они все равно притягивают взгляды не только своими красками, но и свежестью, где люди после тяжелой работы, могут сделать перерыв и укрыться от беспощадной жары. Если вглядеться вдаль, то можно увидеть, что там тоже темнее лесная полоса. Там и дышится легко, и всегда можно отдохнуть и подождать, пока солнечные лучи станут не такими палящими. А вот кругом привораживает взгляд полевые цветы, которые играют и переливаются разноцветными красками.

Художник Аркадий Пластов великолепно изобразил не только богатство природного мира, но реалистично он изобразил людей. Например, старик с седыми волосами и с такой же седой бородой одет в светлую рубашку. Он с трудом держит косу, но от молодых людей он не собирается отставать. Еще две душки, одетые в светлые одежды, чтобы она не так сильно притягивала солнечные лучи, следят за тем, чтобы каждый стежок косы делался правильно и легко. Видно, что эти девушки уже не первый раз держат в руках косу и это крестьянское дело им привычно и обычно.

Но быстрей и лучше всех косит подросток, который старается выполнить работы больше других, жалея и старика, и девушек, которые вынуждены выполнять такую тяжелую работу. Поэтому и участок для косьбы он взял себе и больше, и сложнее. Он одет в легонькую майку серого цвета, его тело дышит в нем легко, плечи уже успели загореть под лучами палящего солнца. Штаны у юноши темного, а косу он держит уверенно и делает ею большой размах. После косарей на поле остается широкая полоса скошенной травы, которая будет лежать здесь несколько дней, чтобы она смогла подсохнуть, а затем они же придут с вилами, чтобы ее перевернуться и подсушить с другой стороны.

И лишь только, когда она полностью будет высушена, ее начнут сгребать и увозить на лошадях домой и на фермы, чтобы зимой для животных всегда был корм. Автор картины смог точно и реалистично передать то, что богатство природы также прекрасно, как и труд человека. Аркадий Александрович талантливо и великолепно изобразил атмосферу летнего трудового дня, когда, глядя на картину можно услышать ее звуки: жужжание насекомых и кос, дыхание людей, которые увлечены тяжелой физической работой, которая делает их лица благородными и прекрасными. Гладя на живописное пластовское полотно, чувствуется запах и молодого леса, и палящих лучей солнца, но все это несравнимо с запахом свежескошенной травы. Поэтому, глядя на живописное полотно «Сенокос», можно испытывать настоящее эстетическое наслаждение.

Сегодня в школе мой учитель рассказывал классу о творчестве А.А. Пластова. Народный художник был уверен в том, что он будет священником. Его отец заставлял ежедневно посещать церковную школу, где А.А. Пластов учился три года. Повзрослев, он нашел свое предназначение: начал интересоваться искусством.

Из биографии живописца известно, что народный художник старался в своих произведения показать трудную жизнь сельских людей. Каждую картину он делал яркой и эмоциональной. Знаменитые труды, которые принесли известность талантливому художнику: «Ужин трактористов» (1951); «Летом» (1954); «Сенокос» (1945). На мой взгляд, самая удачная работа - это восхитительное полотно «Сенокос». За нее автору вручили «Сталинскую премию». Если долго смотреть на картину, можно понять, что художник хотел показать зрителю, то трудное послевоенное время. В этот период женщинам, старикам и подросткам приходилось выходить на поля, чтобы не остаться без пищи.

На переднем плане А.А. Пластов изобразил усердно трудящихся сельских жителей, от которых зависит будущее. Никто из сельчан не остались равнодушными к животным, ведь домашним питомцам пришлось бы зимой мерзнуть. Поля уже очищены от злых фашистов, и жители смело пошли косить траву. В глазах работников можно заметить рвение и стимул жить дальше, поднимая экономику страны после войны. Молодые солдаты еще не успели вернуться с фронта.

Справа на картине располагается березовая роща, которая спасает сельских работников от сильно пригревающего солнца. Скорее всего, эта роща служит хорошим местом для отдыха, а также помогает сельчанам собраться с мыслями. Лучики солнца, попадая на деревья, играют в игру с молодыми листочками. Сюда любят прилетать певчие птички, которые развлекают жителей села.

Фон автор сделал очень грозным, используя довольно темные тона. Вдалеке изобразил старый бор. От леса веет прохладой и приятным запахом елей. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба. Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна для уборки сена.

Хочу подвести итог, что картина удалась веселой. Полотно вышло насыщенным ярким и красочным, а также реалистичным и правдоподобным. Хочется верить: эта картина напомнит зрителю, что не только приборы могут выполнять всю работу. У меня произведение вызывает восхищение.

Сейчас читают:

  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение

    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,

  • Сочинение-рассуждение Нравственный выбор 9 класс ОГЭ 15.3

    В жизни любого человека почти ежедневно происходит ситуация, когда он должен сделать тот или иной выбор и от этого выбора зависит дальнейшее развитие ситуации. А правильно ли сделан выбор или нет, это уже вопрос другой.

  • Сочинение по картине Финогеновой Каток для начинающих 9 класс

    Прекрасный русский художник, который работал в пейзажном жанре, так как большинство ее работ выполнены в этом стиле, но очень большое место, занимают картины городских пейзажей, которые передают разные моменты из жизни простых горожан.

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,

  • Сочинение Роль числительных 6 класс

    В русском языке любая часть речи играет огромную, даже важнейшую роль. На данный момент времени существует два лингвистических разделений

Цели урока:

Образовательные : обобщить и повторить знания учащихся о таких понятиях как температура, внутренняя энергия, количество теплоты; о способах изменения внутренней энергии; о видах теплообмена; о законе сохранения энергии. Повысить результативность учебного процесса.

Развивающие: сформировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать результаты лабораторной работы, делать выводы, формулировать закон сохранения энергии, определение количества теплоты; проводить измерения физическими приборами и анализировать результаты.

Воспитательные : показать применение знаний в быту и технике; воспитать трудолюбие, терпение, упорство, которые пригодятся для выполнения всякой серьезной работы, повысить трудовую и творческую активность учащихся.

Ход урока.

1. Организационный этап: (взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания).

Учитель . Сегодня на уроке, ребята, нам предстоит вспомнить и закрепить понятия связанные с изменением внутренней энергии тел, выполнить лабораторную работу № 1, в которой будем сравнивать количества теплоты при смешивании воды разной температуры, объяснять и делать выводы по результатам опытов. Работа предстоит большая, но интересная, и я надеюсь, что все вы прекрасно справитесь с ней.

2. Домашнее задание. Так как на следующем уроке мы будем продолжать обобщать и повторять знания по теме: «Тепловые явления», дома вы читаете и готовитесь к лабораторной работе №2 стр.169 и повторяете §. Также прошу вас заполнить таблицу (таблица раздаётся каждому ученику) .

Сегодня на уроке мне нужны помощники. Раздаю списки и прошу отметить в них отвечающих на вопросы учеников.

3. Актуализация знаний. На прошлых уроках мы изучили такое понятие, как внутренняя энергия, а также рассмотрели способы её изменения.

Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете?

Подробнее мы остановимся на теплообмене (теплопередаче).

Какие виды теплопередачи вы знаете?

Сейчас я вам предложу простые опыты, а вы попытаетесь объяснить их, пользуясь своими знаниями.

1) Несгораемая бумага (нужно обмотать плотно железную гирю бумажной полоской, внести в пламя свечи, огонь будет лизать бумагу, закоптит её, но не сожжет до тех пор, пока гиря не раскалится).
2) Зажигаю спичку при трении о коробок и поместив ее в пламя свечи.

Чем отличаются эти процессы и что в них общего?

В процессе теплопередачи внутренняя энергия тел изменяется.

Что такое количество теплоты?
По какой формуле мы можем вычислить количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении?
Назовите физические величины, которые входят в формулу.

4. Составление плана выполнения лабораторной работы №1.

Те теоретические знания, которые нам пригодятся сегодня для выполнения лабораторной работы, мы повторили. Прошу моих помощников подвести итоги по блиц - опросу.

Выделяются наиболее активные ученики, учитель ставит им оценки. Более точные итоги будут подведены на следующем уроке после проверки лабораторной работы.

По ходу выполнения лабораторной работы вы будете вести записи, которые фиксируют протекание процесса и полученные данные.
Перед вами находится форма отчета по данной практической работе, которую вы будете заполнять после моих объяснений (приложение 1). Для тех, кому трудно воспринимать информацию на слух, откройте учебник на странице 169. Один отчет на двоих. Работу выполняете вдвоем, заполняете один отчет.

Перед выполнением лабораторной работы проводится инструктаж по технике безопасности.
Учащиеся ставят свою подпись на бланке отчета, учитель и староста в журнале по технике безопасности.

1) Начнем мы с постановки цели нашей практической работы.

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат, пользуясь законом сохранения энергии.

Какую физическую величину нужно измерить?
В каких единицах измеряется количество теплоты?

2) Решаем, какой способ измерения (прямой или косвенный) будем использовать.

3) Подбираем необходимые приборы, повторяем правила работы с ними:

Термометр;
- калориметр.

Масса горячей и холодной воды задана (100г – перевести в кг).
Термометр:
пределы измерения – нижний предел: 0оС
верхний предел: 100оС
цена деления: 1оС/дел.
Из каких частей состоит калориметр и в чем заключается его особенность?

4) Определяем правила снятия показаний с термометра.

Для наглядности демонстрируется электронная версия лабораторной работы №1. Во время просмотра задаются вопросы:

1. Чтобы вы изменили в последовательности выполнения работы?
2. Почему наливаем холодную воду в горячую?

5) Записываем результаты измерений в таблицу.

6) Математически обрабатываем данные(производим вычисления).
Ученик записывает на доске формулы для горячей и холодной воды.

7) Отвечаем на контрольные вопросы.

8) Делаем выводы.

В отчете о выполнении лабораторной работы выделено три уровня заданий.

Выполнен первый уровень – оценка три;
выполнены первый и второй уровень – оценка четыре;
выполнены все предложенные уровни – отличная оценка.

5. Выполнение лабораторной работы по плану.

6. Выполнение теста (на отдельную оценку) учениками, справившимися с практической работой досрочно.

7. Уборка оборудования, наведение порядка на рабочих местах.

________________________

Лабораторная работа №1

Учени___ 8-го класса

«Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

Цель работы: определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, и объяснить полученный результат.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, стакан.

1. Ответьте на вопрос: в каких единицах измеряется

· Количество теплоты __________

· Масса тела __________________

· Удельная теплоемкость _______

2. Напишите формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела _________________________________________

Познакомьтесь с устройством и назначением калориметра:

Прибор состоит из двух сосудов (внутренний и внешний), разделенных воздушной прослойкой

Белая окраска внешнего сосуда

уменьшает теплообмен путем излучения

Назначение : калориметр уменьшает

теплообмен с окружающей средой

Ход работы

Выполните следующие действия:

1. Отмерьте с помощью мензурки 100г горячей воды и налейте ее во внутренний сосуд калориметра

2. Измерьте температуру горячей воды

3. Отмерьте 100г холодной воды и перелейте ее в стакан

4. Измерьте температуру холодной воды

5. Осторожно влейте холодную воду в сосуд с горячей водой, помешайте термометром полученную смесь и измерьте температуру

6. Рассчитайте по формуле Q=c m (t2 – t1) количество теплоты, отданное горячей водой при остывании, и количество теплоты, полученное холодной водой при нагревании

7. Результат измерений и вычислений запишите в таблицу. Сравните Q отданное и Q полученное

Масса горячей воды, m, кг

Начальная температура горячей воды, t1, 0C

Температура смеси, t1, 0C

Количество теплоты, отданное горячей водой, Q1, Дж

Q1=c1 m1(t –t1)

Масса холодной воды, m, кг

Начальная температура холодной воды, t2, 0C

Количество теплоты, полученное холодной водой, Q2, Дж

Q2=c2 m2(t –t2)

8. Сделайте вывод ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка __________________

_______________________

Лабораторная работа №2

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

«Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

Цель работы: определить удельную теплоемкость металлического цилиндра.

Приборы и материалы: калориметр, мензурка, термометр, стакан, весы, гири, металлический цилиндр на нити, сосуд с горячей водой.

Ход работы:

Налейте в калориметр воду массой 100-150г комнатной температуры. Измерьте температуру воды. Нагрейте цилиндр в сосуде с горячей водой. Измерьте ее температуру (эта температура и будет начальной температурой цилиндра). Затем опустите его в калориметр с водой. Измерьте температуру воды в калориметре после отпускания цилиндра. С помощью весов определите массу алюминиевого цилиндра, предварительно обсушив его. Все данные измерений запишите в таблицу:

Масса воды в калориметре

Начальная температура воды t1

Масса цилиндра m2

Начальная температура цилиндра t2

Общая температура воды и цилиндра t,

6.Рассчитайте:

а) количество теплоты Q1 , которое получила вода при нагревании:

Q1= c1m1(t - t1),

где с1- удельная теплоемкость воды.

б) количество теплоты Q2 , отданное металлическим цилиндром при охлаждении:

Q2= c2m2(t2 – t),

где с2 – удельная теплоемкость вещества цилиндра, значение которой надо рассчитать.

Зная, что количество теплоты, полученное водой при нагревании. Равно количеству теплоты, отданному цилиндром при охлаждении, можно записать

Q1= Q2 , или c1 m1(t – t1) = c2 m2(t2 – t)

Из полученного уравнения выразим неизвестную величину удельную теплоемкость с2

Вывод _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________

Лабораторная работа №3

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Цель работы: научить пользоваться измерительным электрическим прибором –амперметром, убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательной соединенных участках цепи одинакова.

Оборудование: источник тока, электрическая лампочка на подставке, электрический ключ, соединительные провода, амперметр

Ответьте на вопросы: 1.Чему равна цена деления амперметра? _________________

4. Каковы правила включения амперметра в цепь?

_________________________________________________________________________

5. Где должна находиться стрелка амперметра до включения его в цепь?___________

Заполните таблицу:

Название прибора

Амперметр

Назначение

Цена деления

Погрешность измерения

Выполните следующие действия

1. Соберите электрические цепи по схемам, изображенным на рисунках

2. Запишите показания амперметра во всех трех случаях под схемой электрической цепи.

3. Сравните полученные результаты. Сделайте вывод. _______________________________________________________________________________

4. Определите, какой заряд прошел через электрическую лампу, если ключ был замкнут в течение 1 минуты.

5.Соберите цепь, состоящую из источника тока, двух электрических ламп, ключа, амперметра, соединительных проводов. Измерьте силу тока в лампах, показания запишите и сделайте вывод. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________________

Лабораторная работа №4

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: Измерение напряжения на различных участках электрической цепи

Цель работы: научиться пользоваться измерительным электрическим прибором –вольтметром, убедиться на опыте, научиться измерять напряжение на различных участках цепи.

Оборудование: источник тока, электрическая лампочка на подставке, электрический ключ, соединительные провода, вольтметр, амперметр.

Ответьте на вопросы: 1. Из каких основных частей состоит вольтметр? _________________________________________________________________________ 1.Чему равна цена деления вольтметра? _________________

2. Каков предел измерения прибора?_________________________________________

3. Чему равна погрешность измерения? _______________________________________

4. Каковы правила включения вольтметра в цепь?

_________________________________________________________________________

5. Где должна находиться стрелка вольтметра до включения его в цепь?___________

Заполните таблицу:

Название прибора

вольтметр

Условное обозначение на схемах

Назначение

Цена деления

Погрешность измерения

Выполните следующие действия

Соберите цепь, состоящую из источника тока, двух электрических лампочек, ключа, амперметра, соединительных проводов. Начертите в тетради схему соединения приборов, укажите точки подключения вольтметра. С помощью лабораторного вольтметра измерьте напряжение (U1 и U2) на каждой лампочке и на клеммах источника тока (U). Вычислите сумму напряжений U1 + U2 на обеих лампах и сравните ее с напряжением U. Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________________

_______________________

Лабораторная работа № 5

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Регулирование силы тока реостатом»

Цель работы: изучить устройство реостата, научиться пользоваться прибором для

регулирования силы тока в электрической цепи.

Оборудование: амперметр, реостат, источник тока, ключ, соединительные провода.

Рассмотрите полученный лабораторный реостат и прочитайте описание устройства реостата в тексте учебника $47.

Ответьте на вопросы:

1. Для чего предназначен реостат? _____________________________________________________________________________

2. Как условно изображают реостат на схемах электрических цепей?

3. Почему в реостатах используют проволоку с большим удельным сопротивлением?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назовите основные детали реостата? _____________________________________________________________________________

Выполните следующие действия:

1. Соберите электрическую цепь, включив последовательно реостат на полное сопротивление, амперметр, источник тока, ключ.

2. Запишите показания амперметра и зарисуйте схему собранной цепи

3. Плавно передвигайте ползунок до середины реостата, запишите показания амперметра в этом положении ползунка. Начертите схему цепи.

Продолжайте плавно передвигать ползунок реостата, уменьшая его сопротивление, но не выводя его из реостата полностью (если вывести полностью ползунок, сопротивление станет равным нулю, сила тока резко возрастет и амперметр может испортиться).

Начертите схему электрической цепи и запишите показания амперметра.

Электрическая схема

Сила тока, I, А

Сделайте вывод о том, в какую сторону надо двигать ползунок, чтобы увеличить или уменьшить сопротивление реостата.

Как изменилось сопротивление реостата в выполненной вами лабораторной работе ?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______________________________________________

_______________________________

Лабораторная работа № 7

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Цель работы: научиться определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр и часы.

Оборудование: низковольтная лампа на подставке, амперметр, секундомер, источник тока, ключ, соединительные провода.

Контрольные вопросы:

1. Чтобы определить работу электрического тока, надо ____________________________________

2. Напишите формулу работы электрического тока, которой удобно пользоваться при расчетах

4. В каких единицах измеряется работа электрического тока? ___________________________

5. Чему равна мощность электрического тока? Напишите формулу

6. В каких единицах измеряется мощность?____________________________________________

Указания к работе.

Соберите цепь из источника питания, лампы, амперметра и ключа, соединив все последовательно (см. рис 68). Измерьте вольтметром напряжение на лампе. Начертите схему собранной цепи и запишите показания приборов. Вычислите мощность тока в лампе. Заметьте время включения и выключение лампы. По времени ее горения и мощности определите работу тока в лампе. Заполните таблицу:

Измерение

Вычисление

Сила тока

Напряжение

Время горения лампы, t

Мощность тока

Работа электрического тока

Работа электрического

Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе. Если значения не совпадают, объясните причину этого.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _____________________________________________

_________________________________________________________

Лабораторная работа № 8

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Цель работы: собрать электромагнит и на опыте проверить, от чего зависит его магнитное действие.

Оборудование: источник тока, ключ, соединительные провода, компас, детали для сборки электромагнита.

Повторите по учебнику п. 58.

Составьте электрическую цепь из источника тока, катушки, реостата и выключателя, соединив все последовательно. Замкните цепь и с помощью компаса определите полюсы у катушки. Отодвиньте компас вдоль оси катушки на такое расстояние, на котором действие магнитного поля катушки на стрелку будет едва заметно. Вставьте железный сердечник в катушку. Изменилось ли действие электромагнита на стрелку? Как? Сделайте вывод. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Изменяйте с помощью реостата силу тока в цепи и наблюдайте действие электромагнита на стрелку. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Сравните магнитное действие одной катушки и двух катушек, соединенных последовательно. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы:

Назовите три способа усиления магнитного поля катушки.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как построить сильный электромагнит, если конструктору дано условие, чтобы сила тока в электромагните была наибольшей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Нужно построить электромагнит, подъемную силу которого можно менять, не меняя его конструкции. Как это сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________________

_________________________________

Лабораторная работа № 9

Учени___ 8-го класса

________________________________________________________

Тема: «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

Цель работы: ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока.

Оборудование: источник тока, ключ, соединительные провода, модель электродвигателя постоянного тока.

Контрольные вопросы:

Какое физическое явление положено в основу устройства электродвигателя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите основные части электродвигателя ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ С помощью каких деталей осуществляется подвод тока от источника к подвижной рамке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Почему через каждые пол-оборота ток в рамке изменяет направление на противоположное? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зачем нужно изменять направление тока в рамке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примечание : Подвижная часть электродвигателя называется якорем. Электромагнит, создающий магнитное поле, называется индуктором.

Порядок выполнения работы

Соберите электродвигатель. Подключите к нему источник тока и приведите электродвигатель во вращение. Если двигатель не работает, найдите причины

Лабораторные работы → номер 1

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Цель работы: Определить количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснить полученный результат.

Из учебника мы знаем, что при теплопередаче происходит переход энергии от одних тел к другим путем теплопроводности, излучения или конвекции. Энергия, которую получает или отдает тело при теплопередаче, называется количеством теплоты. Мы знаем также, что количество теплоты, необходимое для нагревания тела (или выделяемое им при остывании), зависит от рода вещества, из которого оно состоит, от массы этого тела и от изменения его температуры.

Итак, понятно, что в процессе теплопередачи между двумя телами их температуры стремятся уравняться. Тело с более высокой температурой отдает некоторое количество теплоты, а тело с более низкой температурой получает это количество теплоты. Причем в идеальных условиях, когда два этих тела абсолютно изолированы от всего на свете, переданное количество теплоты должно быть равно полученному согласно закону сохранения энергии.

Однако, условия проводимого нами эксперимента безусловно далеки от идеальных. От горячей воды тепло передается не только холодной воде, но и калориметру, термометру, окружающему воздуху. Тем не менее, хотя мы и не получим входе эксперимента полного соответствия отданного количества теплоты полученному, эти показатели, если эксперимент выполнен аккуратно, должны быть близки. Ход работы описан в учебнике.

Пример выполнения работы.

Вычисления:

Количество теплоты, отданное горячей водой — 12600Дж.

Количество теплоты, полученное холодной водой — 10920Дж.

Вывод: Количество теплоты, полученное холодной водой близко к количеству теплоты, отданному горячей водой, что, с учетом далеких от идеальных условий эксперимента, можно считать равенством.

Контрольные вопросы:

1) Как определялась в эксперименте масса воды?

Через плотность по формуле m=pV, т. е. косвенно, без использования весов. Так как плотность воды 1 г/см3, то масса 100 мл = 100 см3 будет 100г = 0,1 кг

2) Почему калориметр имеет двойные стенки?

Чтобы меньше терялась теплота в окружающую среду

3) Почему холодную воду надо брать комнатной температуры?

Чтобы её температура не изменялась из-за влияния воздуха в кабинете, т. к. она же не в калориметре

4) Будут ли равными изменения температуры и количество отданной и принятой теплоты, если использовать неравные массы теплой и холодной воды?

Изменения температуры не будут одинаковыми, а количество отданной и принятой теплоты будут равны

Суперзадание: объясните, как влияет на полученные результаты участие в теплообмене калориметра. Всегда ли можно этим влиянием пренебречь?

Ответ: Уравнение теплового баланса строго выполняется только в том случае, если система теплоизолирована. Хотя калориметр снижает потери энергии, связанные с теплопередачей в окружающую среду, тем не менее они остаются. Кроме того, есть потери за счёт теплообмена между водой и калориметром. Поэтому количество теплоты, одданное теплой водой, будет всегда больше, чем количество теплоты, полученное холодной водой. Если тёплую воду вливать в холодную, то различие между Qотд и Qпол будет больше, чем в случае, когда холодную воду добавляют в тёплую. Это обусловлено тем, что в первом случае потери энергии в окружающую среду будут частично скомпенсированы за счёт количества теплоты, которое холодной воде передают калориметр и термометр.

Таким образом, как это ни кажется странным, проверяемое положение о равенстве отданного и принятого количества теплоты выполнения работы будет подтверждено точнее, если в калориметр наливать сначала холодную воду, а затем доливать горячую (как и указано в работе).