Измерительные

Как называется центральное место в хате казака. Кубановедение

Как называется центральное место в хате казака. Кубановедение

В первые годы существования казачьих поселений, в трудных условиях военного времени нередко сооружались временные постройки - землянки, полуземлянки. Но уже через год-два казаки при содействии войсковой администрации заготавливали строительные материалы и строили постоянные жилища. Преобладание среди первых казачьих поселенцев жителей юго-восточных украинских и южнорусских районов, сходные природные условия степных пространств России и правобережья Кубани способствовали перенесению на Кубань многих особенностей жилища, характерного для украинцев и южных русских. Вместе с тем под влиянием определенных социальных условий жизни на Кубани в жилых постройках появляются и местные специфические черты.

В XIX веке на значительной части степной территории Кубани были распространены невысокие турлучные или глинобитные дома. Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы. Интересно, что в архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты левобережных и правобережных жилищ степных и лесостепных районов Украины. Так, галерея, опоясывающая дом с одной или двух сторон, характерна для жилища Полтавщины и Харьковщины. Украшение соломенной или камышовой кровли выдающимся гребнем по коньку и ступенчатыми гребешками по ребрам, которые назывались «остришками, нарыжниками», были распространены в Киевщине и Подольщине. Преобладающий украинско-белорусский тип определил и расположение печи и переднего угла.

Проводились специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

«Каждый казак - государь в своем дворе»

На Кавказе люди жили с древних времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Первые поселения возникали в плавнях, речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма.

«Мой дом - моя крепость». Казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонные сооружения. Кроме того, в нем явственно прослеживались черты древнейшей самобытной истории.

Казачий курень - еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России. Жилища-хаты казаков строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол - глинобитный. Крыша - из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. Почти в каждой хате имелся «красный» угол с иконой под рушником. Во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста или камыша.

ОБРЯДЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЖИЛЬЯ

На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы всё водилось».

Матку - сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО КАЗАЧЬЕЙ ХАТЫ

Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол.

В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д.

Центральным местом в доме был «красный угол» - «божница». «Божница оформлялась из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: «паски»,венчальные свечи, просвирки, записи молитв, поминальные книжки.

Рушники - традиционный элемент украшение кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью.

Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты - фотографии на стене - традиционные семейные реликвии. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

КАЗАЧИЙ КОСТЮМ

Существуют два мнения по поводу казачьего мужского костюма. Одни считают его военной формой, другие утверждают, что это национальная одежда. Как ни странно, правы и те и другие. В казачьей одежде много традиционных черт, и на протяжении столетий мужской казачий костюм так мало менялся, что его можно считать национальной одеждой.

До начала XIX века казаки на службе носили ту же одежду, что и дома, и воевали «в домашности». В 1805 году, когда казачество было окончательно превращено из народа в сословие, была определена и казачья форма. Казаков весьма жестоко обязали носить ее постоянно. Известен случай, когда два казака, студенты Харьковского университета, появились в Новочеркасске в гражданской одежде и за это их посадили в дом для умалишенных.

Так что утверждение об особой любви и приверженности к военной форме так же безосновательно, как и представление о какой-то особенной любви казаков к военной службе. Казаки, как и все народы, с любовью и уважением относились к национальному костюму, который выделял их из числа других народов, делал особенными.

Многие черты национального костюма перекочевали на военный мундир. По нему можно было указать о казаке почти все: какого войска, сколько служит, в каком чине, а при условии знания станиц и казачьих родов (полки набирались из одних и тех же станиц и хуторов), узнать и фамилию, и имя.

Традиционный женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером.

Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, в пять - шесть полотнищ (полог) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками.

Женский костюм - это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели свой особый наряд, который отличался деталями одежды. Замужняя девушка или невеста, какого она рода, и даже сколько у женщины детей - все это мог рассказать костюм казачки.

КАЗАЧЬЯ ПИЩА

Каждодневной пищей была рыба. Ее сушили, солили, варили. Любили казаки вареники, галушки, борщ. На Кубани ели больше мяса и мясных блюд, особенно птицы, свинины и баранины.

Из фруктов и овощей делали начинки для пирогов, варенье, компоты, они сушились и солились на зиму. Кубанцы готовили арбузный мед, пастилу.

Пища делилась на ежедневную и праздничную, постную и скоромную. Были различия в питании зажиточных казаков и бедноты. Часто беднота довольствовалась пустым борщом (без мяса), рыбой и квашеной капустой.

Пищу варили в печи (зимой в доме, кухне, летом - в летней кухне или в летней печи во дворе). В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты - рогачи, чаплейки, кочерги.

СЕМЕЙНЫЙ БЫТ

Семьи на Кубани были большие. Рождение 5 - 7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.

Дети рано приобщались к труду, с 5 -7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали девочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились, не покладая рук. Особенно тяжёлыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьёй в поле. Домашними делами занимались свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но хорошо отдыхать. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни; песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов.

Конечно же, кроме исторических песен у казаков было и осталось море песен свадебных и лирических, обрядовых и хороводных, плясовых и шуточных.

Веселая и к месту затеянная песня на свадьбе всегда получала спонтанную поддержку всех присутствующих гостей. Игровая песня легко «втягивала» в круг людей разного возраста и разного темперамента. Тем более, если слова песни наполнены хлесткостью и щедрым юмором.

Песню любили, лелеяли и потому то в конце рабочего дня, к вечеру, особенно в сенокосную пору, возвращавшиеся в станицу мужчины и женщины, парни и девушки отдыхали в песне. То тут, то там вспыхивала она яркими кострами, широко неслась по неоглядной степи, приближалась к станице, дробилась эхом и вновь сливалась воедино. Песня была венцом всему доброму, порождаемому человеком на земле.

Очень часто устраивались соревнования по верховой езде. В любой момент мог «вспыхнуть» заезд на скорость. Группа парней выстраивалась в конном строю на окраине станицы или на конце поля, где днем шла работа. Срывались с места и со свистом, с гиком, поднимая пыль, неслись к месту выпаса. Побеждал тот, кто первым приходил к условленному месту. Победители щедро награждались.

Тема: «Казачья хата».

Цели:

· Закрепить понятия: саманный, турлучный.

· Дать представление о внутреннем устройстве, убранстве казачьей хаты.

· Развивать речь и мышление учащихся.

· Развивать творческие способности детей.

· Продолжать обучать детей работать в группах.

· Воспитывать интерес к прошлому кубанского казачества.

Оборудование:

· Мультимедийное оборудование, слайды: «Хутор», «Хата», «Красный угол», «Печь», «Убранство хаты», «Утварь».

· Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации «Саманная хата» и «Турлучная хата», карточки с заданиями.

· Материал для проектной деятельности : силуэт коврика, силуэт глэчика, силуэт рамки для фотографии, силуэт рушника, клей, детали из цветной бумаги для узора.

· Демонстрационный материал: предметы быта.

Ход урока.

I. Организационный момент. Дети сидят группами по 5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

II. Закрепление изученного материала на предыдущем уроке.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим

Сегодня на уроке мы побываем на казачьем хуторе.

- Скажите, как называется жильё казаков? (Хата) Сегодня мы «побываем» внутри хаты и узнаем как она устроена.

Хотели бы вы поучаствовать в строительстве хаты?

Строительство будет необычным: вы должны выполнить задания, используя знания, полученные на прошлом уроке. Работать вы будете в группе, поэтому должны помнить, что каждый имеет право на своё мнение, говорите спокойно, тихо, не мешая детям из других групп, руководитель группы следит, чтобы все дети в группе принимали участие в работе.

Задания по группам:

1 группа.

В каждой строчке найдите лишнее слово, объясните почему.

Изба, квартира, дом, хата.

Саманный, деревянный, турлучный.

Глина, солома, известняк, вода.

Печка, костёр, груба, кабыця.

2 группа. (у детей карточки-иллюстрации «Строительство турлучного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства турлучного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

3группа . (у детей карточки-иллюстрации «Строительство саманного дома)

С помощью иллюстраций определите последовательность основных этапов строительства саманного дома. Выберите, кто расскажет как строился дом.

4группа. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2. Им покрывали жилище сверху. 3. Жилище казака.

По вертикали: 4. Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

КРОССВОРД

5группа.

Разбейте текст на части, распределив каждую часть между собой. Читая цепочкой, прочитайте выразительно.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко «Бабы Моти сказ про реку Челбас».

Строить дом в степи –

Тяжкий крест нести.

От натуги кровавились очи:

То камыш коси,

То саман меси,

То формуй да расставь его к ночи.

Леса нет вокруг,

Всё поля да луг.

В дело шла солома и глина,

И сухой камыш

Для шатровых крыш,

И для мазки навоз лошадиный.

В доброй хате той

Всей семье покой.

Круглый год благодать в ней витает.

В стужу здесь тепло,

В ясный день светло,

А уж летом прохлада какая!

2. Ответы учащихся. Оценивание ответов.

III. Новый материал. Устройство и убранство хаты.

Учитель: Хата построена, можно заглянуть и во внутрь.

Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница».

«Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Вспомните, какая посуда ставилась на стол?

Царицей в доме считалась печь(груба).

Как вы думаете почему?

Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни(сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки»(«угольники»).

Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

Я приготовила для вас сюрприз. Сюрприз – отгадки на мои загадки:

Говорит дорожка:

Два вышитых конца:

«Вытираю я, стараюсь,

Всё намокло, всё измялось-

Нет сухого уголка.» (рушник)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается. (утюг)

(Учитель показывает детям рушник, утюги)

IV. Итог урока. Проектная деятельность.

Учитель: Дети, вы хотели бы принять участие в убранстве казачьей хаты? Каждая группа украсит аппликацией свой предмет, используя готовые детали узора. Детали разного цвета. красного цвета.

зелёного.

жёлтого.

синего.

Дети по группам выполняют задания:

1 группа.

Украсьте коврик полосочками. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

2 группа.

Украсьте глэчик узором. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

3 группа.

Украсьте рамочку для фотографии. Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

4 группа.

Украсьте рушник узором(растительный узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

5 группа.

Украсьте рушник узором (геометрический узор). Каждый выбирает свой цвет.

Если вам было интересно на уроке – деталь красного цвета.

Если вы хотите больше узнать о казаках и их жизни – зелёного.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – синего.

Выставляются работы детей.

V. Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

https://pandia.ru/text/79/561/images/image002_134.jpg" width="277" height="396">

Тема: «Казачья хата». Цели и задачи урока: - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты; - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края; - воспитание любви к родному краю; - развивать речь и мышление учащихся; - развивать творческие способности детей; - продолжать обучать детей работать в группах.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентация. Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

Ход урока:


I . Организационный момент Дети сидят группами по 4-5 человек. Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Учитель: Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Присаживайтесь.
II . Актуализация знаний Учитель: Любили казаки свой край И превратили его в рай. Пахали, строили, служили. Обычаи и веру сохранили. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Сегодня в прошлое мы с вами попадём, Дом казака увидим и в него войдём. О том, как жили, многое узнаем. Итак, готовы? Мы начинаем.
III . Самоопределение к деятельности Учитель: - Скажите, как называется жильё казаков? (хата)
- Сегодня мы узнаем, как и из каких материалов казаки строили свое жильё, «побываем» внутри хаты и узнаем, как она устроена.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)
IV . Работа по теме урока
    Рассказ учителя: «Как казаки строили себе жильё»
Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. - Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей) Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша. По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки» - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой). Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.
Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес. Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.
- Как назывались такие хаты? (турлучные )
- А из чего еще строили казаки свое жилище? (из самана)
Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.
- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко
«Бабы Моти сказ про реку Челбас».
Строить дом в степи – Тяжкий крест нести. От натуги кровавились очи: То камыш коси, То саман меси, То формуй да расставь его к ночи. Леса нет вокруг, Всё поля да луг. В дело шла солома и глина, И сухой камыш Для шатровых крыш, И для мазки навоз лошадиный. В доброй хате той Всей семье покой. Круглый год благодать в ней витает. В стужу здесь тепло, В ясный день светло, А уж летом прохлада какая!
    Беседа: «Устройство и убранство хаты»
Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.
Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» состояла из одной или нескольких икон, украшенных цветами, вышитыми рушниками. Под «божницей» стоял длинный стол с лавками, за которым собиралась вся семья казака. Царицей в доме считалась печь (груба). - Как вы думаете почему? - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой. - Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга) - Вспомните, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)
-В великой (большой) комнате вдоль стен стояли широкие лавы, скрыни (сундуки), в которых казаки хранили одежду, этажерки, на стенах висели шкафы «горки» («угольники»).
-Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.
Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

V . Физкультминутка Потрудились – отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.
Присели на свои места.
VI . Закрепление изученного материала
Работа в группах.

    Разгадайте кроссворд.
По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака. По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.
КРОССВОРД
    «Проверь себя»
    Как называется жильё казака? Из чего казаки делали хаты? Какими были первые хаты - саманные или турлучные? Как строили саманные хаты? Как строили турлучные хаты?
    Выставка рисунков и поделок учащихся.
VII . Рефлексия
    Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило...
VIII . Подведение итогов урока.
    Что у вас получилось очень хорошо? Что не получилось? Чем был полезен для вас урок?
Домашнее задание: Подготовить рассказ, сообщение о предметах кубанского быта.

Домашнее задание: выполнить задание в тетради на стр.45 – по возможности принести предмет или его фотографию для выставки в классе.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1

г. Серафимовича Волгоградской области

Исследовательская работа

"Казачья хата, чем богата?"

Выполнила: Авдеева Маргарита ученица 3 «В» класса

Научный руководитель: Верстюк Ю.А.

Введение.

Глава IИз истории Донского жилица.

      Казачьи поселения на Дону.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

      Донская казачья хата

Глава 2.. Современные постройки в Станице.

2.1. Здания и сооружения 2.2.Мой дом сегодня.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

1.Фото «Жилища донских казаков»

ВВЕДЕНИЕ

Всех жителей городов, станиц, поселков Донского края можно назвать одним словом - "казаки". А еще все мы- земляки. Так называют людей, у которых одна земля, общая малая родина. Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа, так как в них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Это наши корни, наши истоки.

Цель исследования: исследовать как выглядело жилище (дом) казаков станицы Усть-Медведицкой.

Задачи:

1.изучить историю казачьих построек;

2. охарактеризовать казачью хату;

3.предоставить фотоматериал казачьей хаты.

Гипотеза: казачья хата - зеркало времени, традиций Донскогонарода;

Актуальность выбранной темы:

Без прошлого нет будущего.

Методы исследования :

1) поиск материала;

2) анализ полученного материала;

3) изучение сведений и фактов из истории казачества;

4)фотографирование

Чтобы изучить прошлое и настоящее казачества, мы читали и выбирали интересную информацию из научно-популярной и энциклопедической литературы, изучали интернет – ресурсы, общались с казаками и атаманом, записывали важную информацию, посетили Серафимовичский районный литературно-краеведческий музей.

Материал данной исследовательской работы может использоваться на уроках «Краеведения» и будет интересен всем, кто изучает историю родного края..

Глава I Из истории Донского казачества.

      Казачьи поселения на Дону.

Мы живём в Донском крае. Издавна на этих землях селились казаки.

Недостаток летописных источников не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

      Старинные здания станицы Усть-Медведицкой.

Прошло много лет со времени заселения казаков на донские земли. Но и сегодня на улицах станицы Усть-Медведицкой мы можем видеть старинные здания. На улице Октябрьской стоят дома, которые были построены в 1908 году.

Улицы имели благоустроенный вид, тротуары были выложены булыжником, стройными рядами росли липы, акации, серебристые тополя. По ночам на перекрестках и возле домов знати светились керосиновые фонари.
В станице имелись три мельницы, винокуренный, кожевенный, кирпичный заводы, с десяток кабаков, винные склады, амбулатория, окружная больница на 25 кроватей, окружная тюрьма на 80 человек, аптека, Окружное дежурство III военного округа, гарнизонные казармы, окружное казначейство, управление окружного атамана, станичное правление, три клуба – дворянский для офицеров, купеческий и всесословный. В станице были магазины, лавки, ремесленные мастерские, проходили знаменитые летние и зимние ярмарки. Здесь действовали две типографии, водокачка, электростанция и почтовая контора, был свой театр и первый на Среднем Дону «синематограф». «Вторая столица Войска Донского» – так называлась Усть-Медведицкая. Однако с прокладыванием железной дороги Москва-Царицын в конце XIX века станица оказывается на околице торгово-экономической жизни.

1.3.Донская казачья хата

Мы побывали в Серафимовичском Районном Литературно-Краеведческом Музее и узнали, что в казачьих станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – крыли камышом или соломой.

Хаты строили из самана. Саман – смесь глины, соломы, камыша, лошадиного навоза.

Деревьев было мало, а глины было много. Соломы тоже было много, так как казаки выращивали хлеб. Почти в каждой семье были кони. В саман добавляли лошадиный навоз для того, чтобы саманный кирпич не рассыпался (для крепости) и для тепла. А также в печах обжигали кирпич. Большинство сохранившихся зданий были построены из этого кирпича.

Смешивали саман лошадьми. Мужчины из смеси делали кирпичи. Кирпичи сохли на солнце. Поэтому хату строили летом. "Под углы хаты закладывали монеты, чтобы быть богатыми; на пороге прибивали подковы, чтобы быть счастливыми, чтобы водился скот; на плетни вешали черепа, подворье окропляли святой водой, чтоб не подступали злые духи; русскую печку разрисовывали петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз...

Строили хату всей родней, всей улицей, всей станицею."

Крыли хату соломой или камышом. Такая крыша называлась "стреха". Пол в хате был земляной, землю смазывали глиной. Построенную хату белили известью или мелом снаружи и внутри.

Украшением хаты были наличники на окнах и ставни – для защиты от солнца. Летом в саманной хате прохладно, а зимой тепло.

В хате обычно коридор, большая комната и сени. На пол для тепла бросали солому, поверх соломы стелили домотканые половики.

Значительную часть комнаты занимала печь - сердце дома. Около печи - угольник.

В каждой хате был «Красный угол» (от слова «красивый»). Его называли «Святой» - помещались иконы, украшенные рушниками.На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Глава 2. Современные постройки в Станице Усть-Медведицкой 2.1. Здания и сооружения.

В Станице Усть-Медведицкой ра­бо­та­ет центральная районная больница, библиотека, спортивная школа, магазины, торговые центры, музыкальная школа, детский центр. Зимой работает каток.

2.2.Мой дом сегодня.

Я проживаю на улице Подтелкова в большом частном доме. Мой дом просторный, и очень уютный. В нем 11 комнат. Все они просторные и уютные. У меня есть своя комната. Я ее очень люблю.

Моя комната розовая. Здесь стоят кровать, стол, комод, и шифоньер. В моей комнате много игрушек. Я люблю проводить время дома с родителями и с друзьями.

Наш дом красивый и современный. У нас нет русской печи с лежанкой, но есть тёплые батареи. У нас нет летней кухни, но на газовой плите мама готовит вкусные донские щи.Мой папа не умеет играть на гармони, но у нас есть телевизор и компьютер. В нашем доме хранятся фотографии наших прадедов, которые защищали нашу землю от врагов. Есть у нас и атрибуты казачества: казачья форма, шашка. Я люблю свой дом.

Глава 3. Моя станица в будущем.

Я очень хочу, чтобы в будущем наша станица стала ухоженной, красивой, и современной. В Станице обязательно будет огромный парк, где будут жить много разных животных и птиц, и где дети будут играть с ними на лужайках.Я бы хотела видеть в нашей станице аквапарк, бассейн, красивый парк где дети могли кататься на роликах.

Заключение.

Каждый человек должен знать о культуре своего народа. Моя гипотеза - : казачья хата - зеркало времени, традиций Донского народа- подтвердилась. Изучив материал по теме, я пришла к выводу, что изучать историю казачества необходимо для того, чтобы у молодого поколения была гордость за своё отечество и готовность продолжать славные дела казаков..

В работе были использованы следующие методы исследования:. поиск материала; анализ полученного материала; изучение сведений и фактов из истории казачества; просмотр телематериалов и фильмов, фотографирование.

Гипотеза о том, что казачья хата - зеркало времени, традиций донского народа; подтвердилась. Меняется культура народа – меняется жилище людей. Во внешнем и внутреннем облике жилища видна культура и традиции народа.

Список использованной литературы.

1.Районная газета "Усть-Медведицкая".

2.Газета "Казачий круг".

3.Фонды Серафимовичского Районного Литературно-краеведческого музея.

4. Фонды Усть-Медведицкой казачьей галереи.

5. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://malivka.com/istoriya-petrikovskoie-rospisi/Page-3.html